Что бы сказал конь фильке

Опубликовано: 16.04.2024

Краткое содержание:

  • История создания
  • Жанр, направление
  • Смысл названия
  • Композиция
  • Суть
  • Главные герои и их характеристика
  • Темы
  • Проблемы
  • Основная идея
  • Чему учит?
  • Художественные особенности
  • Обсуждение

История создания

Рассказ «Теплый хлеб» был написан Паустовским спустя 9 лет после войны, в 1954 году. Впервые был опубликован в журнале «Мурзилка».

«Теплый хлеб» очень понравился детям, и позже по его сюжету был создан мультфильм. Некоторые, однако, считают, что рассказ был написан для взрослых людей и апеллирует к наступлению эпохи «Оттепели», сменившей тяжелые сталинские годы. Сложно сказать, насколько эта версия состоятельна.


Жанр, направление

Как и многие другие работы писателя, произведение «Тёплый хлеб» является небольшим рассказом, который также можно было бы назвать сказкой, так как события в рассказе носят отчасти фантастический характер. Также произведение может быть названо притчей из-за его глубоко нравственного содержания.

Направление творчества Паустовского — реализм.

Смысл названия

Паустовский назвал свой рассказ «Тёплый хлеб», и, конечно, эпитет «тёплый» обретает здесь непрямое значение. Тёплый — значит согретый добротой и вниманием сердца, человеческой лаской и заботой. Именно такой «тёплый хлеб» становится символом оттаявшего сердца мальчика.

Хлеб символизирует саму основу человеческой жизни, в которой не должно быть черствости и душевного холода.


Композиция

Структура рассказа традиционная — линейная:

  • Своеобразной экспозицией рассказа «Теплый хлеб» становится история появления в деревне раненого коня и его жизнь с Панкратом, а также знакомство читателей с Филькой.
  • Завязка начинается с встречи коня и мальчика и их конфликта. Действие развивается вместе с усиливающейся бурей. В момент встречи Фильки с Панкратом сюжет усложняется, мальчику предстоит выполнить ряд задач, которые и должны привести к кульминации и развязке.
  • Кульминацией рассказа становится вторая встреча Фильки с конем. В тот момент, когда конь принимает от мальчика хлеб, эмоциональная напряженность рассказа достигает пика; этот же момент становится поворотным и для мальчика, душа которого, наконец, сбрасывает тяжкий груз вины и расцветает.
  • Этот же момент можно считать и развязкой рассказа.

Чтобы понять рассказ, нужно обратиться не к его фантастической, сказочной стороне, а к нравственным основаниям поступков главного героя Фильки. Автор осмысляет вопросы любви и взаимопомощи, значение доброты в жизни человека и в становлении его личности.


В деревне один из солдат оставил раненого коня. Все люди его жалели и подкармливали. Один лишь злобный мальчик Филька ударил коня по губам и отбросил хлеб в сторону. С той поры на деревню обрушился мороз. Бабушка Фили сказала, что это от злых людей, и пока они не признают свою вину и не исправятся, в деревне будет метель. Из-за мороза и снега мельница не могла работать, и у людей не было муки, а значит, и никакой пищи. Надвигался голод. Филя испугался и решил исправить положение: он и все деревенские жители растопили речку посредством костров. В это же время сорока долетела до юга и попросила теплые ветры прибыть на помощь. Как бы то ни было, река растопилась, и мельница заработала. Свежим хлебом Филька угостил именно коня, и тот простил его. А сорока хвасталась всем, что именно она пригнала в деревню теплые ветры и помирила Фильку с конем.

Главные герои и их характеристика

Филька. Центральным персонажем книги является мальчик Филька. Он живет в деревне со своей бабушкой. Сначала читатель узнает Фильку как угрюмого, равнодушного мальчика, прозвище которого – «Ну тебя» – соответствует его характеру. Это неприглядная сторона личности мальчика полностью раскрывается во время его встречи с конем. Он жестоко обращается с голодным животным, бьет его по губам и бросает хлеб в холодный снег. Однако сначала страх, а затем чувство вины и раскаяния заставляют мальчика признать свою ошибку, раскрывая лучшие из его черт. В своих попытках исправить содеянное Филька демонстрирует смекалку, силу воли и настоящую доброту.


Панкрат. Другой важный герой рассказа – мельник Панкрат. Он стал хозяином больного коня и именно к нему прибегает за советом Филька. Герой предстает настоящим народным мудрецом. Он позволяет мальчику самому подумать над решением проблемы, чтобы тот смог яснее ощутить свою ошибку и в то же время почувствовать радость доброго дела. Когда же мальчик просит прощения у коня, Панкрат поддерживает его, призывая коня подружиться с мальчиком и принять его подарок.

Бабушка. Образ бабушки менее раскрыт, однако он несет в себе значимую символическую функцию, олицетворяя долгую память народа, его историческое и духовное прошлое.

Конь. Конечно, стоит сказать и об обиженном коне. Разумное и доверчивое животное, неспособное злостью ответить на жестокость символизирует каждого, кто нуждается в заботе и помощи. Не зря «двойником» раненого коня в рассказе становится просящий о помощи солдат русско-турецкой войны.

В рассказе «Теплый хлеб» автор касается темы развития человеческой личности, отношения к окружающим, а также к теме прощения. Писатель сумел наглядно раскрыть их на примере конфликта между мальчиком Филькой и раненным деревенским конем, в который вступают также силы природы и другие жители деревни.


Тема природы столь же важна для понимания рассказа. Действующим лицом в произведении становятся и силы природы, которые сначала наказывают Фильку и всю деревню за проявленную жестокость, а после раскаяния мальчика – несут теплый ветер на замершие земли. Именно природа заставляет Фильку усвоить урок и изменить свое отношение к людям и окружающему миру. Силы природы в рассказе «Теплый хлеб», безусловно, предстают как высшие силы, силы справедливости, действующие в гармонии с заповедями морали и нравственности.

Проблемы

Несмотря на небольшой объём, рассказ «Теплый хлеб» затрагивает множество проблем.

  • Конечно, отчётливо звучит основная проблема доброты, сострадания и взаимопомощи. В любой жизненной ситуации, особенно в трудные годы, человек должен сохранять отзывчивость сердца и помогать людям.
  • Здесь же обнаруживает себя и проблема равнодушия. Совсем юный мальчик, сердце которого ещё не должно было очерстветь, оказывается полным безразличия и жестокости к голодному животному. В образе Фильки очевиден контраст между его юностью и внутренним холодом, что еще больше подчеркивает противоестественность ситуации.
  • Искупление вины и проблема прощения раскрываются Паустовским во второй части рассказа. Мальчик смог исправить горькую ошибку, заслужив не словом, а делом свое прощение. Филька не побоялся тяжёлой работы, проявив заботу не только о себе, но и о жителях деревни, оказавшихся в бедственном положении из-за жестокого поступка мальчика.


Основная идея

Смысл рассказа «Теплый хлеб» заключается в том, что доброта и любовь – это силы, которые способны изменить жизнь не только одного человека; они неизбежно определяют судьбы каждого из нас. Паустовский уверен, что лишь любовь и доброта так сильны, что способны переломить самые могущественные препятствия (как, например, в рассказе – силы природы и внутреннюю черствость).

В равнодушии и жестокости же главное зло человеческого мира, которое ведет к гибельным и неохватным последствиям. Через прощение и искупление это зло способна искоренить только доброта. Такова главная мысль рассказа «Теплый хлеб».

Чему учит?

К. Г. Паустовский призывает юных читателей беречь в своём сердце доброту, без которой выжить человеку невозможно. На примере поступка Фильки автор показывает деструктивную природу равнодушия, ее античеловеческую природу. Такова мораль произведения.

Автор заставляет задуматься о том, что человек, по мнению Паустовского, должен всегда находить в себе силы для хорошего дела; а если ему случилось ошибиться, то необходимо признать ошибку и исправить ее, если это возможно.


Художественные особенности

Несмотря на простоту, язык в рассказе очень образен. Особенно красочно нарисована писателем природа: «багровое, в тяжелом дыму» солнце, «седые ивы», «убранная, как невеста» луна, «жгучая» и «ясная» пустота. Природа у Паустовского живая, со своим характером. Она злится и наказывает Фильку «лютым морозом», пугает метелью, потом – ласкает теплым ветром, помогая работать.

Животные также представляются чрезвычайно очеловеченными. Конь плачет и обижается совсем разумно, как человек. Старая и опытная сорока, как человек, хвастает, что примирила Фильку с конем.

Важно отметить и художественное значение образа старого солдата, пострадавшего в русско-турецкой войне. Благодаря ему выстраивается долгая историческая память, единое пространство и время повествования, соединяющее многие поколения общей нравственной идеей, которую предстояло узнать и Фильке.

Однако центральным символом является хлеб, теплый, как ласковое человеческое сердце. В нем жизнь и радость для человека. Панкрат же, будучи мельником, обретает особую мудрость, потому что живет, добывая «горячую муку» для всей деревни. Он же наставляет на верный путь Фильку, который в конце повествования узнает цену теплого хлеба и горячего человеческого сердца, замыкая смысловое кольцо рассказа.

Теплый хлеб

Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался на околице и ранил в ногу вороного коня. Командир оставил раненого коня в деревне, а отряд ушёл дальше, пыля и позванивая удилами, – ушёл, закатился за рощи, за холмы, где ветер качал спелую рожь.

Коня взял к себе мельник Панкрат. Мельница давно не работала, но мучная пыль навеки въелась в Панкрата. Она лежала серой коркой на его ватнике и картузе. Из-под картуза посматривали на всех быстрые глаза мельника. Панкрат был скорый на работу, сердитый старик, и ребята считали его колдуном.

Панкрат вылечил коня. Конь остался при мельнице и терпеливо возил глину, навоз и жерди – помогал Панкрату чинить плотину.

Панкрату трудно было прокормить коня, и конь начал ходить по дворам побираться. Постоит, пофыркает, постучит мордой в калитку, и, глядишь, ему вынесут свекольной ботвы, или чёрствого хлеба, или, случалось даже, сладкую морковку. По деревне говорили, что конь ничей, а вернее – общественный, и каждый считал своей обязанностью его покормить. К тому же конь – раненый, пострадал от врага.

Жил в Бережках со своей бабкой мальчик Филька, по прозвищу «Ну Тебя». Филька был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: «Да ну тебя!». Предлагал ли ему соседский мальчишка походить на ходулях или поискать позеленевшие патроны, Филька отвечал сердитым басом: «Да ну тебя! Ищи сам!». Когда бабка выговаривала ему за неласковость, Филька отворачивался и бормотал: «Да ну тебя! Надоела!».

Зима в этот год стояла тёплая. В воздухе висел дым. Снег выпадал и тотчас таял. Мокрые вороны садились на печные трубы, чтобы обсохнуть, толкались, каркали друг на друга. Около мельничного лотка вода не замерзала, а стояла чёрная, тихая, и в ней кружились льдинки.

Панкрат починил к тому времени мельницу и собирался молоть хлеб, – хозяйки жаловались, что мука кончается, осталось у каждой на два-три дня, а зерно лежит немолотое.

В один из таких тёплых серых дней раненый конь постучал мордой в калитку к Филькиной бабке. Бабки не было дома, а Филька сидел за столом и жевал кусок хлеба, круто посыпанный солью.

Филька нехотя встал, вышел за калитку. Конь переступил с ноги на ногу и потянулся к хлебу. «Да ну тебя! Дьявол!» – крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам. Конь отшатнулся, замотал головой, а Филька закинул хлеб далеко в рыхлый снег и закричал:

– На вас не напасёшься, на христорадников! Вон твой хлеб! Иди копай его мордой из-под снега! Иди копай!

И вот после этого злорадного окрика и случились в Бережках те удивительные дела, о каких и сейчас люди говорят, покачивая головами, потому что сами не знают, было ли это или ничего такого и не было.

Слеза скатилась у коня из глаз. Конь заржал жалобно, протяжно, взмахнул хвостом, и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька бросился обратно в дом, но никак не мог найти крыльца – так уже мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мёрзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни. И всё выше взвивались столбы снежной пыли с окрестных полей, неслись на деревню, шурша, крутясь, перегоняя друг друга.

Филька вскочил наконец в избу, припёр дверь, сказал: «Да ну тебя!» – и прислушался. Ревела, обезумев, метель, но сквозь её рев Филька слышал тонкий и короткий свист – так свистит конский хвост, когда рассерженный конь бьёт им себя по бокам.

Метель начала затихать к вечеру, и только тогда смогла добраться к себе в избу от соседки Филькина бабка. А к ночи небо зазеленело, как лёд, звёзды примёрзли к небесному своду, и колючий мороз прошёл по деревне. Никто его не видел, но каждый слышал скрип его валенок по твёрдому снегу, слышал, как мороз, озоруя, стискивал толстые брёвна в стенах, и они трещали и лопались.

Бабка, плача, сказала Фильке, что наверняка уже замёрзли колодцы и теперь их ждёт неминучая смерть. Воды нет, мука у всех вышла, а мельница работать теперь не сможет, потому что река застыла до самого дна.

Филька тоже заплакал от страха, когда мыши начали выбегать из подпола и хорониться под печкой в соломе, где ещё оставалось немного тепла. «Да ну вас! Проклятые!» – кричал он на мышей, но мыши всё лезли из подпола. Филька забрался на печь, укрылся тулупчиком, весь трясся и слушал причитания бабки.

– Сто лет назад упал на нашу округу такой же лютый мороз, – говорила бабка. – Заморозил колодцы, побил птиц, высушил до корня леса и сады. Десять лет после того не цвели ни деревья, ни травы. Семена в земле пожухли и пропали. Голая стояла наша земля. Обегал её стороной всякий зверь – боялся пустыни.

– Отчего же стрясся тот мороз? – спросил Филька.

– От злобы людской, – ответила бабка. – Шёл через нашу деревню старый солдат, попросил в избе хлеба, а хозяин, злой мужик, заспанный, крикливый, возьми и дай одну только чёрствую корку. И то не дал в руки, а швырнул на пол и говорит: «Вот тебе! Жуй!». – «Мне хлеб с полу поднять невозможно, – говорит солдат. – У меня вместо ноги деревяшка.» – «А ногу куда девал?» – спрашивает мужик. «Утерял я ногу на Балканских горах в турецкой баталии», – отвечает солдат. «Ничего. Раз дюже голодный – подымешь, – засмеялся мужик. – Тут тебе камердинеров нету». Солдат покряхтел, изловчился, поднял корку и видит – это не хлеб, а одна зелёная плесень. Один яд! Тогда солдат вышел на двор, свистнул – и враз сорвалась метель, пурга, буря закружила деревню, крыши посрывала, а потом ударил лютый мороз. И мужик тот помер.

– Отчего же он помер? – хрипло спросил Филька.

– От охлаждения сердца, – ответила бабка, помолчала и добавила: – Знать, и нынче завелся в Бережках дурной человек, обидчик, и сотворил злое дело. Оттого и мороз.

– Чего ж теперь делать, бабка? – спросил Филька из-под тулупа. – Неужто помирать?

– Зачем помирать? Надеяться надо.

– На то, что поправит дурной человек своё злодейство.

– А как его исправить? – спросил, всхлипывая, Филька.

– А об этом Панкрат знает, мельник. Он старик хитрый, учёный. Его спросить надо. Да неужто в такую стужу до мельницы добежишь? Сразу кровь остановится.

– Да ну его, Панкрата! – сказал Филька и затих.

Ночью он слез с печи. Бабка спала, сидя на лавке. За окнами воздух был синий, густой, страшный.

В чистом небе над осокорями стояла луна, убранная, как невеста, розовыми венцами.

Филька запахнул тулупчик, выскочил на улицу и побежал к мельнице. Снег пел под ногами, будто артель весёлых пильщиков пилила под корень берёзовую рощу за рекой. Казалось, воздух замёрз и между землёй и луной осталась одна пустота жгучая и такая ясная, что если бы подняло пылинку на километр от земли, то и её было бы видно и она светилась бы и мерцала, как маленькая звезда.

Чёрные ивы около мельничной плотины поседели от стужи. Ветки их поблёскивали, как стеклянные. Воздух колол Фильке грудь. Бежать он уже не мог, а тяжело шёл, загребая снег валенками.

Филька постучал в окошко Панкратовой избы. Тотчас в сарае за избой заржал и забил копытом раненый конь. Филька охнул, присел от страха на корточки, затаился. Панкрат отворил дверь, схватил Фильку за шиворот и втащил в избу.

– Садись к печке, – сказал он.– Рассказывай, пока не замёрз.

Филька, плача, рассказал Панкрату, как он обидел раненого коня и как из-за этого упал на деревню мороз.

– Да-а, – вздохнул Панкрат, – плохо твоё дело! Выходит, что из-за тебя всем пропадать. Зачем коня обидел? За что? Бессмысленный ты гражданин!

Филька сопел, вытирал рукавом глаза.

– Ты брось реветь! – строго сказал Панкрат. – Реветь вы все мастера. Чуть что нашкодил – сейчас в рёв. Но только в этом я смысла не вижу. Мельница моя стоит, как запаянная морозом навеки, а муки нет, и воды нет, и что нам придумать – неизвестно.

– Чего же мне теперь делать, дедушка Панкрат? – спросил Филька.

– Изобрести спасение от стужи. Тогда перед людьми не будет твоей вины. И перед раненой лошадью – тоже. Будешь ты чистый человек, весёлый. Каждый тебя по плечу потреплет и простит. Понятно?

– Понятно, – ответил упавшим голосом Филька.

– Ну, вот и придумай. Даю тебе сроку час с четвертью.

В сенях у Панкрата жила сорока. Она не спала от холода, сидела на хомуте подслушивала. Потом она боком, озираясь, поскакала к щели под дверью. Выскочила наружу, прыгнула на перильца и полетела прямо на юг. Сорока была опытная, старая и нарочно летела у самой земли, потому что от деревень и лесов всё-таки тянуло теплом и сорока не боялась замёрзнуть. Никто её не видел, только лисица в осиновом яру высунула морду из норы, повела носом, заметила, как тёмной тенью пронеслась по небу сорока, шарахнулась обратно в нору и долго сидела, почёсываясь и соображая: куда ж это в такую страшную ночь подалась сорока?

А Филька в это время сидел на лавке, ёрзал, придумывал.

– Ну, – сказал наконец Панкрат, затаптывая махорочную цигарку, – время твоё вышло. Выкладывай! Льготного срока не будет.

– Я, дедушка Панкрат, – сказал Филька, – как рассветёт, соберу со всей деревни ребят. Возьмём мы ломы, пешни, топоры, будем рубить лёд у лотка около мельницы, покамест не дорубимся до воды и не потечёт она на колесо. Как пойдёт вода, ты пускай мельницу! Повернёшь колесо двадцать раз, она разогреется и начнёт молоть. Будет, значит, и мука, и вода, и всеобщее спасение.

– Ишь ты, шустрый какой! – сказал мельник, – Подо льдом, конечно, вода есть. А ежели лёд толщиной в твой рост, что ты будешь делать?

– Да ну его! – сказал Филька. – Пробьём мы, ребята, и такой лёд!

– А ежели замёрзнете?

– Костры будем жечь.

– А ежели не согласятся ребята за твою дурь расплачиваться своим горбом? Ежели скажут: «Да ну его! Сам виноват – пусть сам лёд и скалывает».

– Согласятся! Я их умолю. Наши ребята – хорошие.

– Ну, валяй собирай ребят. А я со стариками потолкую. Может, и старики натянут рукавицы да возьмутся за ломы.

В морозные дни солнце восходит багровое, в тяжёлом дыму. И в это утро поднялось над Бережками такое солнце. На реке был слышен частый стук ломов. Трещали костры. Ребята и старики работали с самого рассвета, скалывали лёд у мельницы. И никто сгоряча не заметил, что после полудня небо затянулось низкими облаками и задул по седым ивам ровный и тёплый ветер. А когда заметили, что переменилась погода, ветки ив уже оттаяли, и весело, гулко зашумела за рекой мокрая берёзовая роща. В воздухе запахло весной, навозом.

Ветер дул с юга. С каждым часом становилось всё теплее. С крыш падали и со звоном разбивались сосульки.

Вороны вылезли из-под застрех и снова обсыхали на трубах, толкались, каркали.

Не было только старой сороки. Она прилетела к вечеру, когда от теплоты лёд начал оседать, работа у мельницы пошла быстро и показалась первая полынья с тёмной водой.

Мальчишки стащили треухи и прокричали «ура». Панкрат говорил, что если бы не тёплый ветер, то, пожалуй, и не обколоть бы лёд ребятам и старикам. А сорока сидела на раките над плотиной, трещала, трясла хвостом, кланялась на все стороны и что-то рассказывала, но никто, кроме ворон, её не понял. А сорока рассказывала, что она долетела до тёплого моря, где спал в горах летний ветер, разбудила его, натрещала ему про лютый мороз и упросила его прогнать этот мороз, помочь людям.

Ветер будто бы не осмелился отказать ей, сороке, и задул, понёсся над полями, посвистывая и посмеиваясь над морозом. И если хорошенько прислушаться, то уже слышно, как по оврагам под снегом бурлит-журчит тёплая вода, моет корни брусники, ломает лёд на реке.

Всем известно, что сорока – самая болтливая птица на свете, и потому вороны ей не поверили – покаркали только между собой: что вот, мол, опять завралась старая.

Так до сих пор никто и не знает, правду ли говорила сорока, или всё это она выдумала от хвастовства. Одно только известно, что к вечеру лёд треснул, разошёлся, ребята и старики нажали – и в мельничный лоток хлынула с шумом вода.

Старое колесо скрипнуло – с него посыпались сосульки – и медленно повернулось. Заскрежетали жернова, потом колесо повернулось быстрее, и вдруг вся старая мельница затряслась, заходила ходуном и пошла стучать, скрипеть, молоть зерно.

Панкрат сыпал зерно, а из-под жернова лилась в мешки горячая мука. Женщины окунали в неё озябшие руки и смеялись.

По всем дворам кололи звонкие берёзовые дрова. Избы светились от жаркого печного огня. Женщины месили тугое сладкое тесто. И всё, что было живого в избах – ребята, кошки, даже мыши,– всё это вертелось около хозяек, а хозяйки шлёпали ребят по спине белой от муки рукой, чтобы не лезли в самую квашню и не мешались.

Ночью по деревне стоял такой запах тёплого хлеба с румяной коркой, с пригоревшими к донцу капустными листьями, что даже лисицы вылезли из нор, сидели на снегу, дрожали и тихонько скулили, соображая, как бы словчиться стащить у людей хоть кусочек этого чудесного хлеба.

На следующее утро Филька пришёл вместе с ребятами к мельнице. Ветер гнал по синему небу рыхлые тучи и не давал им ни на минуту перевести дух, и потому по земле неслись вперемежку то холодные тени, то горячие солнечные пятна.

Филька тащил буханку свежего хлеба, а совсем маленький мальчик Николка держал деревянную солонку с крупной жёлтой солью. Панкрат вышел на порог, спросил:

– Что за явление? Мне, что ли, хлеб-соль подносите? За какие такие заслуги?

– Да нет! – закричали ребята.– Тебе будет особо. А это раненому коню. От Фильки. Помирить мы их хотим.

– Ну что ж, – сказал Панкрат, – не только человеку извинение требуется. Сейчас я вам коня представлю в натуре.

Панкрат отворил ворота сарая, выпустил коня. Конь вышел, вытянул голову, заржал – учуял запах свежего хлеба. Филька разломил буханку, посолил хлеб из солонки и протянул коню. Но конь хлеба не взял, начал мелко перебирать ногами, попятился в сарай. Испугался Фильки. Тогда Филька перед всей деревней громко заплакал.

Ребята зашептались и притихли, а Панкрат потрепал коня по шее и сказал:

– Не пужайся, Мальчик! Филька не злой человек. Зачем же его обижать? Бери хлеб, мирись!

Конь помотал головой, подумал, потом осторожно вытянул шею и взял наконец хлеб из рук Фильки мягкими губами. Съел один кусок, обнюхал Фильку и взял второй кусок. Филька ухмылялся сквозь слезы, а конь жевал хлеб, фыркал. А когда съел весь хлеб, положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия.

Все улыбались, радовались. Только старая сорока сидела на раките и сердито трещала: должно быть, опять хвасталась, что это ей одной удалось помирить коня с Филькой. Но никто её не слушал и не понимал, и сорока от этого сердилась всё больше и трещала, как пулемёт.

Ответы на вопросы по литературе по рассказу Тёплый хлеб 5 класс Коровина

Как вы назвали бы эту сказку Паустовского? Как вы объясните название, которое дал ей автор?

Что можно сказать о характере Фильки, судя по его поступкам? Почему его звали «Ну Тебя»?

Как менялась погода на протяжении происходящих в сказке событий?

Что в сказке фантастического и что реального?

Как реагировали взрослые и дети на поступок Фильки?

Чем закончилась сказка? Если бы эта сказка была не писательской, а народной, то как бы вы её начали и закончили? Какие слова важны для концовки и начала?

Объясните слова и выражения, использованные Паустовским, и включите их в свой пересказ:

Вспомните, как называются красочные, образные определения предмета. При пересказе эпизодов сказки К. Г. Паустовского постарайтесь максимально использовать образные (художественные) определения.


Ответы на вопросы к рассказу Паустовского "Теплый хлеб" по учебнику Коровиной для 5 класса.

  1. Сказку "Теплый хлеб" можно было бы назвать "Мальчик Филька", "Как деревню от проклятия спасали" или "История одной ссоры". Но автор дал рассказу название "Теплый хлеб" потому что в этой сказке именно теплый, свежеиспеченный хлеб стал символом примирения, символом доброго отношения друг к другу.
  2. Характер мальчика Фильки был сложным. Мальчик отличался нелюдимостью, был неразговорчивым, мрачным и угрюмым. Он ничему не верил и не любил играть с другими ребятами. Филька часто ругался и поэтому его даже прозвали "Ну тебя", ведь эти слова Филька повторял чаще всего.
  3. Изменения погоды в сказке символичны. Сперва описывается необычайно теплая, добрая зима. Но когда Филька бьет коня, бросает хлеб, вдруг резко начинает дуть ледяной ветер и ударяет сильны мороз. Зима становится злой, как поступок мальчика. А в конец, когда все вместе и лети и взрослые трудятся на плотине, зима сова становится мягкой, приходит доброе тепло.
  4. О поступке Фильки узнал только мельник Панкрат, но он не стал ругаться, он увидел раскаяние и страх мальчика и предложил ему самому придумать, как выпутаться из ситуации.
  5. Сказка "Теплый хлеб" заканчивается сценой примирения мальчика и коня, то есть счастливым концом. Будь это народная сказка, в ее концовке обязательно прозвучала бы фраза "И жили они долго и счастливо". Ну а начало у сказки было бы таким "В некотором государстве, в некоторой республике". Ведь концовка - это закономерный итог сказки, а начало сказки должно дать представление о месте действия и героях.

Объясним слова, которые использовал в тексте Паустовский:

Вороной конь - черной масти

Спелая рожь - созевшая

Скорый на работу - быстрый на подъем, работяга, трудоголик

В воздухе висел дым - дым не поднимался высоко, не было ветра.

Теплый серый день - день пасмурный, но без мороза

Злорадный окрик - злой крик, злое обращение к коню

Колючий мороз - мороз который колется, сильный.

Неминучая смерть - смерть, которой невозможно избежать

Лютый мороз - очень сильный мороз

Нашкодил - набедокурил, напроказничал, безобразничал, хулиганил, совершил что-то плохое

Теплый хлеб - только что испеченный хлеб, только из печи.

Такие слова и выражения мы называем эпитетами.

Ответы на вопросы к рассказу Паустовского "Тёплый хлеб" вы можете прочитать ниже. Всего в учебнике шесть вопросов к этому рассказу. И самый лёгкий вопрос, как мне кажется - это самый первый вопрос, потому что нужно всего-навсего придумать свой собственный заголовок к рассказу-сказке "Тёплый хлеб" и я бы назвала этот рассказ "Победа Добра над Злом", но в ответах ниже предложены и другие варианты названий к рассказу и вы можете воспользоваться любым названием или же придумать своё собственное название. Читайте ответы на все вопросы к рассказу "Тёплый хлеб" ниже:


Тёплый хлеб. Ответы на вопросы по литературе, 5 класс Коровина


Ответы а вопросы по литературе, 5 класс по произведению "Теплый хлеб" могу преподносится в виде тостов, в которых три варианта, а могут в виде вопросов на которые надо ответить своими словами, так как в вопросе.

Безусловно, будет легче ответить на вопрос от себя если вы читали и память хорошая. Так например на рядовой вопрос "Что можно сказать о характере Фильки. " вы разумеется можете ответить так как вы видите его - Филька был вредный мальчик. Он мало говорил, а если и случалось то это чаше были слова "Да ну тебя" которые и стали его прозвищем. Филька плохо ладил с другими детьми из-за своей злости" Это к примеру. Ну если вы немного подзабыли сюжет, можете взять за ориентацию вот такие ответы, которые приводили дети отвечая на вопросы викторины -






Нынешним ученикам вовсе не обязательно напрягать извилины, чтобы самостоятельно подготовить ответы на вопросы или решать самим задачи. Они могут прожить всю школьную жизнь на готовеньком, потому что по всем предметам услужливые дяди и тёти предлагают правильные ответы.

Ответы на все задания к учебнику В.Я. Коровиной "Литература, 5 класс" можно найти в Решебнике, который совершенно бесплатно смотрим здесь.

Достаточно нажать на номер страницы, где размещены вопросы, и - "ларчик просто открывался".

Так, ответы к тексту сказки К. Паустовского "Тёплый хлеб" находим нажав ни 82 стр.

Попробую ответить на вопросы по произведению "Теплый хлеб" по порядку.

  1. По другому этот рассказ можно назвать "Наказание за черствость" или просто "Филька и конь". Но автор решил связать название с переломным моментом, ведь с хлеба все и началось, Филька пожалел хлеб для коня и в итоге началась метель и трескучий мороз.
  2. В начале рассказа мы видим угрюмого, отстраненного от всех мальчика. После того, как он узнал о последствиях истории, произошедшей сто лет назад, мы видим как он меняется. Он показывает свою смелость, когда ночью в мороз бежит на окраину деревни, спрашивать у Панкрата совет. Смелость в том, что он честно признается ему в том, что натворил. Далее трудолюбие, когда с утра колол лед на реке и в конце сюжета доброту, когда кормит коня теплым хлебом. А прозвали его "Ну тебя" за то что это была его любимая фраза, он всем ее говорил, даже бабушке.
  3. Погода в сказке занимает немалую роль. С ее помощью автор как бы показывает мальчишке что он виноват. Сначала мы читаем о том, какая выдалась в тот год теплая зима, затем, когда Филька обидел коня резко поднимается ветер и начинает мести, но и этого природе мало, ночью на деревню опускается сильный мороз. А когда Филька исправляет свою оплошность мы видим как постепенно начинает дуть южный ветерок и становится теплее.
  4. Из реального я бы выделила случай, что в войну раненого коня оставили в деревне, Филька обидел коня, мороз сковал лед на реке и мельница остановилась, люди запустили мельницу и хозяюшки напекли хлеб. Из вымышленного тот факт, что прям сразу резко изменилась погода, разговаривающая сорока и думающая лиса.
  5. Как видно из сюжета, и взрослые и дети отнеслись к поступку Фильки с пониманием, а все потому что он не оставил все как есть, а начал исправлять. Ведь помогли же они ему колоть лед на реке. И Панкрат, хоть и не одобрил поступок, а все же не выгнал мальчика, а подтолкнул все исправить. Бабка в конце хлеб дала, чтобы Филька с конем помирился.
  6. Сказка как обычно закончилась благополучно, помирились Филька и конь. В народной сказке начало было бы такое: Как то раз, мимо деревни проходили солдаты и оставили там своего раненого коня. А закончилось бы все словами: с тех пор Филька дружил с животными и не было в деревне больше таких морозов. В начале сказки не должно быть определенного места, его названия, а заканчиваться все должно благополучно.

Ниже на картинке слова и выражения из рассказа.

Когда кава­ле­ри­сты про­хо­дили через деревню Бережки, немец­кий сна­ряд разо­рвался на око­лице и ранил в ногу воро­ного коня. Коман­дир оста­вил ране­ного коня в деревне, а отряд ушёл дальше, пыля и позва­ни­вая уди­лами, — ушёл, зака­тился за рощи, за холмы, где ветер качал спе­лую рожь.

Коня взял к себе мель­ник Пан­крат. Мель­ница давно не рабо­тала, но муч­ная пыль навеки въелась в Пан­крата. Она лежала серой кор­кой на его ват­нике и кар­тузе. Из-под кар­туза посмат­ри­вали на всех быст­рые глаза мель­ника. Пан­крат был ско­рый на работу, сер­ди­тый ста­рик, и ребята счи­тали его колдуном.

Пан­крат выле­чил коня. Конь остался при мель­нице и тер­пе­ливо возил глину, навоз и жерди — помо­гал Пан­крату чинить плотину.

Пан­крату трудно было про­кор­мить коня, и конь начал ходить по дво­рам поби­раться. Постоит, пофыр­кает, посту­чит мор­дой в калитку, и, гля­дишь, ему выне­сут све­коль­ной ботвы, или чёрст­вого хлеба, или, слу­ча­лось даже, слад­кую мор­ковку. По деревне гово­рили, что конь ничей, а вер­нее — обще­ствен­ный, и каж­дый счи­тал своей обя­зан­но­стью его покор­мить. К тому же конь — ране­ный, постра­дал от врага.

Жил в Береж­ках со своей баб­кой маль­чик Филька, по про­звищу “Ну Тебя”. Филька был мол­ча­ли­вый, недо­вер­чи­вый, и люби­мым его выра­же­нием было: “Да ну тебя!”. Пред­ла­гал ли ему сосед­ский маль­чишка похо­дить на ходу­лях или поис­кать позе­ле­нев­шие патроны, Филька отве­чал сер­ди­тым басом: “Да ну тебя! Ищи сам!”. Когда бабка выго­ва­ри­вала ему за нелас­ко­вость, Филька отво­ра­чи­вался и бор­мо­тал: “Да ну тебя! Надоела!”.

Зима в этот год сто­яла тёп­лая. В воз­духе висел дым. Снег выпа­дал и тот­час таял. Мок­рые вороны сади­лись на печ­ные трубы, чтобы обсох­нуть, тол­ка­лись, кар­кали друг на друга. Около мель­нич­ного лотка вода не замер­зала, а сто­яла чёр­ная, тихая, и в ней кру­жи­лись льдинки.

Пан­крат почи­нил к тому вре­мени мель­ницу и соби­рался молоть хлеб, — хозяйки жало­ва­лись, что мука кон­ча­ется, оста­лось у каж­дой на два-три дня, а зерно лежит немолотое.

В один из таких тёп­лых серых дней ране­ный конь посту­чал мор­дой в калитку к Филь­ки­ной бабке. Бабки не было дома, а Филька сидел за сто­лом и жевал кусок хлеба, круто посы­пан­ный солью.

Филька нехотя встал, вышел за калитку. Конь пере­сту­пил с ноги на ногу и потя­нулся к хлебу. “Да ну тебя! Дья­вол!” — крик­нул Филька и наот­машь уда­рил коня по губам. Конь отшат­нулся, замо­тал голо­вой, а Филька заки­нул хлеб далеко в рых­лый снег и закричал:

— На вас не напа­сёшься, на хри­сто­рад­ни­ков! Вон твой хлеб! Иди копай его мор­дой из-под снега! Иди копай!

И вот после этого зло­рад­ного окрика и слу­чи­лись в Береж­ках те уди­ви­тель­ные дела, о каких и сей­час люди гово­рят, пока­чи­вая голо­вами, потому что сами не знают, было ли это или ничего такого и не было.

Слеза ска­ти­лась у коня из глаз. Конь заржал жалобно, про­тяжно, взмах­нул хво­стом, и тот­час в голых дере­вьях, в изго­ро­дях и печ­ных тру­бах завыл, засви­стел прон­зи­тель­ный ветер, вздул снег, запо­ро­шил Фильке горло. Филька бро­сился обратно в дом, но никак не мог найти крыльца — так уже мело кру­гом и хле­стало в глаза. Летела по ветру мёрз­лая солома с крыш, лома­лись скво­речни, хло­пали ото­рван­ные ставни. И всё выше взви­ва­лись столбы снеж­ной пыли с окрест­ных полей, нес­лись на деревню, шурша, кру­тясь, пере­го­няя друг друга.

Филька вско­чил нако­нец в избу, при­пёр дверь, ска­зал: “Да ну тебя!” — и при­слу­шался. Ревела, обе­зу­мев, метель, но сквозь её рев Филька слы­шал тон­кий и корот­кий свист — так сви­стит кон­ский хвост, когда рас­сер­жен­ный конь бьёт им себя по бокам.

Метель начала зати­хать к вечеру, и только тогда смогла добраться к себе в избу от соседки Филь­кина бабка. А к ночи небо зазе­ле­нело, как лёд, звёзды при­мёрзли к небес­ному своду, и колю­чий мороз про­шёл по деревне. Никто его не видел, но каж­дый слы­шал скрип его вале­нок по твёр­дому снегу, слы­шал, как мороз, озо­руя, стис­ки­вал тол­стые брёвна в сте­нах, и они тре­щали и лопались.

Бабка, плача, ска­зала Фильке, что навер­няка уже замёрзли колодцы и теперь их ждёт неми­ну­чая смерть. Воды нет, мука у всех вышла, а мель­ница рабо­тать теперь не смо­жет, потому что река застыла до самого дна.

Филька тоже запла­кал от страха, когда мыши начали выбе­гать из под­пола и хоро­ниться под печ­кой в соломе, где ещё оста­ва­лось немного тепла. “Да ну вас! Про­кля­тые!” — кри­чал он на мышей, но мыши всё лезли из под­пола. Филька забрался на печь, укрылся тулуп­чи­ком, весь трясся и слу­шал при­чи­та­ния бабки.

— Сто лет назад упал на нашу округу такой же лютый мороз, — гово­рила бабка. — Замо­ро­зил колодцы, побил птиц, высу­шил до корня леса и сады. Десять лет после того не цвели ни дере­вья, ни травы. Семена в земле пожухли и про­пали. Голая сто­яла наша земля. Обе­гал её сто­ро­ной вся­кий зверь — боялся пустыни.

— Отчего же стрясся тот мороз? — спро­сил Филька.

— От злобы люд­ской, — отве­тила бабка. — Шёл через нашу деревню ста­рый сол­дат, попро­сил в избе хлеба, а хозяин, злой мужик, заспан­ный, крик­ли­вый, возьми и дай одну только чёрст­вую корку. И то не дал в руки, а швыр­нул на пол и гово­рит: “Вот тебе! Жуй!”. — “Мне хлеб с полу под­нять невоз­можно, — гово­рит сол­дат. — У меня вме­сто ноги дере­вяшка.” — “А ногу куда девал?” — спра­ши­вает мужик. “Уте­рял я ногу на Бал­кан­ских горах в турец­кой бата­лии”, — отве­чает сол­дат. “Ничего. Раз дюже голод­ный — поды­мешь, — засме­ялся мужик. — Тут тебе камер­ди­не­ров нету”. Сол­дат покрях­тел, излов­чился, под­нял корку и видит — это не хлеб, а одна зелё­ная пле­сень. Один яд! Тогда сол­дат вышел на двор, свист­нул — и враз сорва­лась метель, пурга, буря закру­жила деревню, крыши посры­вала, а потом уда­рил лютый мороз. И мужик тот помер.

— Отчего же он помер? — хрипло спро­сил Филька.

— От охла­жде­ния сердца, — отве­тила бабка, помол­чала и доба­вила: — Знать, и нынче завелся в Береж­ках дур­ной чело­век, обид­чик, и сотво­рил злое дело. Оттого и мороз.

— Чего ж теперь делать, бабка? — спро­сил Филька из-под тулупа. — Неужто помирать?

— Зачем поми­рать? Наде­яться надо.

— На то, что попра­вит дур­ной чело­век своё злодейство.

— А как его испра­вить? — спро­сил, всхли­пы­вая, Филька.

— А об этом Пан­крат знает, мель­ник. Он ста­рик хит­рый, учё­ный. Его спро­сить надо. Да неужто в такую стужу до мель­ницы добе­жишь? Сразу кровь остановится.

— Да ну его, Пан­крата! — ска­зал Филька и затих.

4 -5 предложений, как бы Филька обратился, по вашему мнению, к друзьям, чтобы те не отвернулись и помогли ему исправить то, что он натворил в сказке Константина Паустовского " Теплый хлеб ".


"Теплый хлеб" - это сказка Михаила Паустовского о мальчике, который нехорошо обошелся с раненым конем, который всем помогал в деревне. Потом испортилась погода, разыгралась метель, а когда Филька услышал от бабушки, что погода испортилась, потому что злой человек в деревне плохой поступок совершил, то побежал к мельнику Панкрату совет спросить. Тот дал время на раздумье, что предпринять, чтобы спасти деревню и мальчик ответил, что соберет ребят, вместе будут колоть лед, чтобы мельница заработала. Мальчуган сказал, что "умолит" друзей, они помогут, потому что добрые.

Поскольку "ребята хорошие", то Филька знает, что они ему не откажут. Пожалуй, он обратился примерно вот так:

"В нашу деревню пришли морозы с метелями, поэтому замерзла вода в колодцах и в лотке мельничном. Во всем вина моя, потому что непогода разыгралась из-за того, что обидел коня раненого. Простите меня, помогите исправить ситуацию, самому мне не сколоть лед в мельничном лотке. Соберемся все вместе, дружно наляжем, свернем лед, чтобы можно было молоть зерно? Хлынет вода, заработает мельница, будет всем еда, перезимуем. Мне нужна ваша помощь, чтобы исправиться".

Напишите речь Фильки к друзьям о помощи в сказке


Мальчик Филька из рассказа-сказки Константина Паустовского " Теплый хлеб " был все время сердитым, молчаливым и не доверял ни кому. И чтобы ему не сказали, о чем бы его не попросили, у Фильки на все был ответ " Да ну тебя ! ". Так его и называли в деревне - Филька по прозвищу " Ну тебя ! ".

Когда пришел лютый мороз в деревню по вине Фильке, Филька решил исправить ситуацию и спросил у старого мельника совета, что делать.


И когда Филька понял, что одному ему не справиться - он решил позвать своих друзей на помощь.


Я думаю, что Филька, для того, чтобы ребята согласились помочь ему, во-первых честно все рассказал ребятам о своей глупости и о том, как он коня раненого обидел. Затем попросил прощения у ребят и сказал, что не будет больше таким злым и не станет больше так поступать ни с людьми, ни с животными. Ну, а затем, конечно же рассказал о том, что ночью придумал как выйти из сложившейся ситуации и победить мороз лютый. Попросил ребят о помощи рубить лед на реке, чтобы освободить воду и дать заработать мельнице.

Ребята же конечно согласились помочь, и не только ребятишки, но и старики взяли ломы и топоры и все вместе лед рубили.

Главное, если сделал что-то не хорошее, если совершил какую-то ошибку, - не бойся признаться в этом ( все люди - и большие и маленькие - делают ошибки ), не бойся и не стыдись попросить прощения за содеянное - попросить прощения и извиниться - это первый шаг к исправлению ошибки и к примирению.

Вот так и поступил Филька, поэтому и был прощен, никто на него не злился и не обижался, и поэтому он и получил помощь людей, которые отозвались на его честность и вместе избавились от мороза, голода и погибели.



Главный герой сказки Паустовского "Теплый хлеб" - мальчик Филя, который в начале повествования предстает перед нами нетерпимым, эгоистичным и злым. Он обижает коня, что приводит к оледенению, а это может сказаться на жизни всех односельчан.

Мальчика образумела бабушка, а затем и мельник Панкрат, что привело к тому, что Филька посмотрел на себя критически. Он осознал, что был не прав и зря обидел коня Мальчика. Наверняка он корил себя и за грубое отношение к ребятам, и вполне мог ожидать соответствующего к себе отношения.

Фильке нужно было исправлять ситуацию, для чего нужно было заняться освобождением воды в реке ото льда. Справиться один он не мог, поэтому пришлось обращаться к ребятам. Обратиться к ребятам с покаянием и с просьбой Филя мог бы так:

"Ребята! Выслушайте меня, пожалуйста. Я понимаю, что часто вел себя грубо с вами и с конем, за что прошу у вас прощение. Обещаю, что впредь буду по-доброму относиться ко всем людям и животным. А сейчас я прошу вас помочь мне разрубить лед на реке, поскольку одному мне никак не справиться. Очень надеюсь на вашу помощь, что скажете?".

Ребята поверили Филе и стали вместе с ним рубить лед, а после этого сопроводили перевоспитавшегося мальчика к коню для примирения.

Читайте также: