Что символизирует красный конь

Опубликовано: 15.04.2024

Символика коня чрезвычайно сложна и не до конца ясна. Конь символизирует интеллект, мудрость, знатность, свет, динамичную силу, проворство, быстроту мысли, бег времени. Это типичный символ плодородия, мужества и мощной власти. Также этот образ является древним символом циклического развития мира явлений (кони, выносящие Нептуна с трезубцем из морской пучины, воплощают космические силы первобытного хаоса).

Вы можете приобрести символические изображения коня
Символическое изображение Лошадка из Книна - купить
Символическое изображение Единорог - купить
Символическое изображение Лошадь - купить
Символическое изображение Этрусский конь - купить
Символическое изображение Крылатые кони - купить

Как солярная сила белая, золотая или огненная лошадь появляется вместе с солнечными богами (Гелиос, Ра, Индра, Митра, Мардук), впряженная в их колесницы; как лунная (элемент влаги, море и хаос) сила — боевые кони океанических богов, божественные кони Посейдона. Крылатый конь — это Солнце или космический конь. Он представляет чистый интеллект, невинность, жизнь и свет; им правят герои. Резвый и быстрый конь может символизировать ветер и морскую пену, огонь и свет.

Конь — психопомп и посланник богов. В различных традициях конь некогда представлял собой заупокойное животное, переносящее умершего в иной мир. Таким образом, лошадь символизирует как жизнь, так и смерть (пара коней, белый и черный, олицетворяют жизнь и смерть).

Белый конь

Не случайной является масть коня. В различных традициях можно заметить преобладание двух мастей: сивой и рыжей. На русских иконах, изображающих змееборство, конь почти всегда или белый, или огненно-красный. В этих случаях красный цвет явно представляет собой цвет пламени, что соответствует огненной природе коня. Белый же цвет есть цвет потусторонних существ, существ, потерявших телесность — везде, где конь играет культовую роль, он всегда белый. Так, греки приносили в жертву только белых лошадей; в Апокалипсисе смерть сидит верхом на «бледном коне»; в германских народных представлениях смерть является верхом на тощей белой кляче.

Конь олицетворяет необузданные страсти, природные инстинкты, бессознательное. В связи с этим в античную эпоху он часто наделялся способностью предсказания. В сказках (например, у братьев Гримм) коню как обладающему качествами ясновидения часто поручалась задача своевременно предостерегать своих хозяев. Юнг считает, что конь выражает магическую сторону Человека, интуитивное познание.

Смотрите также статьи:
Единорог >>
Кентавр >>

Cамый важный и знаменитый ведийский ритуал — «жертвоприношение коня», ашвамедха. В его структуре видны элементы космогонического характера — конь практически олицетворяет Космос и его жертвоприношение символизирует (т. е. воспроизводит) акт творения. Ритуал был призван очистить всю страну от греха и обеспечить плодородие и процветание. Следы этого ритуала можно найти у германцев, иранцев, греков и латинян.

Конь является воплощением бога Агни. Он — бог огня, посредник между двумя мирами, сопровождающий души умерших в поднебесье. В «Ригведе» небо сравнивается с конем, украшенным жемчугами.

Ашвины («обладающие конями» или «рожденные от коня») — божественные близнецы ведийской мифологии, солярные божества. Подчеркивается их роль божественных целителей. Они — «всезнающие», «божественные врачи» — помогают в беде, приносят богатство, дают жизненную силу, возвращают жизнь умершим.

Битва двух коней

В иранской мифологии колесница Ардвисуры Анахиты запряжена четверкой белых коней: ветром, дождем, облаком и мокрым снегом. Одна из самых красочных легенд повествует о битве Тиштрии, олицетворяющего Сириус, и демона засухи Апаоши. Каждый год они вступают в единоборство на берегу моря. Тиштрия спускается с неба в виде белого златоухого коня. Там его встречает Апаоша — конь черный, облезлый, безобразный. От исхода их битвы зависело многое — дожди, плодородие, жизнь. Это общеиндоевропейский мифологический сюжет об освобождении мировых вод в результате поединка бога-громовержца с демоническим противником.

В китайской мифологии лошадь — Небеса, огонь, ян, юг, скорость, упорство, доброе предзнаменование.

В буддизме конь — нечто неразрушимое, скрытая природа вещей. Крылатый или Космический конь «Туча» является одним из образов Авалокитешвары. В Японии одной из его форм проявления является богиня Бато Каннон, милосердная Великая Мать. Она может появляться либо как белая лошадь, либо с головой лошади, либо в короне с фигурой лошади.

Пегас — крылатый конь

Древняя Греция:
Творцом, отцом или дарителем лошадей предстает Посейдон — бог моря, землетрясений и родников. В Греции Посейдона почитали с эпитетом Гиппий (Конный). Согласно преданию, влюбленный Посейдон преследовал Деметру, но та, избегая его, превратилась в кобылу. Тогда Посейдон сам превратился в коня и соединился с Деметрой, от этого брака родился Арион, божественный, умевший говорить конь.

Крылатый конь Пегас был сыном Посейдона и Медузы. Ударом копыта он открывает новый ключ на Геликоне — «лошадиный источник», Гиппокрену. Белые кони несут солнечную колесницу Феба-Аполлона, Гелиос мчится по небу на огненной четверке коней под золотым ярмом, Диоскуры скачут на белых конях.

У римлян белые кони запряжены в колесницы Аполлона и Митры. Эпона, заимствованная у кельтов, становится римской богиней — защитницей лошадей. Конь — атрибут Дианы-охотницы.

Боги-всадники кельтов часто имеют облик воинов. В Ирландии и Уэльсе слово "лошадь«(ирл. ech) входит в имена множества мифических персонажей, связанных с солнечным культом и потусторонним миром. Например, добрый бог Дагда носит имя Эохаид, Отец всех, а один из правителей фоморов зовется Эохо Эхкенд («Эохо конская голова»).

Богиня Эпона считалась небесной покровительницей лошадей. Она неизменно изображалась в окружении лошадей, часто с символами плодородия и изобилия. Эпона нередко отождествлялась с врачеванием, в частности — с водолечением. Кроме того, ее культ связан со смертью; считается, что она играла роль провожатого и стража, охранявшего души умерших при переходе в подземный мир.

В германо-скандинавской мифологии лошадь посвящена Одину, который ездил на восьминогой кобыле Слейпнире. Тучи — это боевые кони Валькирий. В христианстве конь — это Солнце, смелость, благородство. Конь является эмблемой святых Георгия, Мартина, Маврикия, Виктора; дикие кони — эмблема святого Ипполита.

Четыре коня Апокалипсиса — это война, смерть, голод и эпидемия.

Воин на коне

Рыцарство:
«Рыцарю принадлежит конь, символизирующий душевное благородство, дабы сев на него, возвышался бы рыцарь над всеми людьми, дабы виден он был издалека и дабы сам он видел далеко вокруг и раньше других смог бы выполнить то, что велит ему рыцарский долг.» (Раймунд Луллий).

Славянство: Изучая скифские погребения, установили, что если у умершего была любимая лошадь, то родственники убивали эту лошадь на могиле, думая, что она донесет его в страну духов, или же срезали несколько конских волос и клали их в могилу. Волосы давали такую же власть над конем, какую они дают в сказке. Известно, что коней хоронили вместе с воинами. «Убивали лошадей и рабов с тем намерением, чтобы эти существа, погребенные вместе с умершим, служили ему в могиле, как служили при жизни.»

Шаманская традиция: Конь занимает совершенно особое место в шаманском ритуале и мифологии. Конь — прежде всего перевозчик душ и погребальное животное — используется шаманом в различных ситуациях как средство, помогающее достичь состояния экстаза. Известно, что типично шаманским атрибутом является восьминогий конь. Восьмикопытные или безголовые лошади зафиксированы в мифологии и обрядах германских и японских «мужских союзов». Конь является мифическим образом Смерти, он доставляет умершего в потусторонний мир, осуществляет переход из одного мира в другой.

Пегас
Гляди: вон там, на той скале — Пегас!
Да, это он, сияющий и бурный!
Приветствуй эти горы. День погас,
а ночи нет. Приветствуй час пурпурный.
Над крутизной огромный белый конь,
как лебедь, плещет белыми крылами, -
и вот взвился, и в тучи, над скалами,
плеснул копыт серебряный огонь.
Ударил в них, прожег одну, другую
и в исступленном пурпуре исчез.
Настала ночь. Нет мира, нет небес, —
все — только ночь. Приветствуй ночь нагую.
Вглядись в нее: копыта след крутой
узнай в звезде, упавшей молчаливо.
И Млечный Путь плывет над темнотой
воздушною распущенною гривой.

Смотрите также статьи:
Единорог >>
Кентавр >>

«Так вот почему я написал «Купание красного коня»!» откровение снизошло до Петрова – Водкина уже после того, как он написал картину. Создание картины совпало с началом Первой мировой войны и по - началу никакого – такого символизма не несло. Но с течением времени и изменением политической обстановки полотно приняло форму буревестника. Который нес сразу несколько вестей.

Кто такой Петров – Водкин. Коротко.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин – советский художник. Родился в Саратовской области. Он и живописец, и график, и теоретик искусства и на дуде писатель, да еще и педагог. Короче очень полезный человек был. Современники называли его «древнерусским иконописцем, волею случая попавшим в будущее» и приписывали ему дар ясновидения. Запомните, об этом, мы к этому еще вернемся. На воспитанного иконописными канонами Кузьму, в будущем, очень повлиял символизм и модерн. Получился некоторый симбиоз двух направлений, но доминирует, конечно, все - таки модерн. Петрова – Водкина обвиняли в излишнем эротизме за картину «Сон» (о ней поговорим позже) и за «Купание красного коня» (о ней поговорим сейчас).

Купание красного коня.
Символизм, который стал откровением даже для самого автора.


Закрепили про древнерусского иконописца, попавшего в будущее? Так вот всадник на картине, это традиционный для русской иконописи образ Георгия Победоносца, который олицетворяется, как победа добра над злом. Красный цвет в иконописи используется как символ величия жизни. Если вы разбудите студента фил.фака КГУ, который честно учил «Корни русской народной сказки» и спросите «Что означает конь», то он не просыпаясь отчеканит «Конь - образ русского духа». То есть если собрать все вместе, то выходит, что Кузьма Сергеевич написал тривиальную победу русского духа над злом? Ну, почти. Считается, что автор все вышеописанное вложил в картину не осознанно. Потому что изначально по его словам, картина писалась с другой целью.

Как все задумывалось изначально и версии.

Вообще художник начинал картину, как бытовую. Об этом он говорит сам: «В деревне была гнедая лошаденка, старая, разбитая на все ноги, но с хорошей мордой. Я начал писать вообще купание. У меня было три варианта. В процессе работы я предъявлял все больше и больше требований чисто живописного значения, которые уравняли бы форму и содержание и дали бы картине социальную значимость».

Кстати, саму идею – то Кузьма Сергеевич подсмотрел у Сергея Колмыкова. Тот принес ему картину «Купание красных коней» для оценки.


Разница, конечно, огромная и плагиатом это назвать невозможно. Но согласитесь, что это практически вдохновение Колмыковскими конями. И это объясняет почему конь красный, если изначально Петров – Водкин не закладывал в него сакрального смысла и сам себе удивился, когда развернулись дальнейшие события.

Что было потом и три причины купания красного коня

А потом была война и революция и еще одна война. Помните, в самом начале я упоминала про приписываемый художнику дар ясновидения? Кузьма Сергеевич личность незаурядная. Кажется мне, что просто так отпустить грех написания просто хорошей работы ему не могли. В ней обязательно должно было быть, что – то символичное.

✎ 1 - Печатавший рецензии критик после выставки картины назвал ее «высоко поднятым знаменем, вокруг которого можно сплотиться». Очевидно, что речь идет о революции.

✎ 2 - В советские годы картину трактовали как предчувствие наступления революционных пожаров в России. Позднее как предсказание второй мировой, в которой конь, это красная армия.

✎ 3 - А сам Петров – Водкин сказал «Так вот почему я написал «Купание красного коня»!» когда началась первая мировая война.

Да простят меня все искусствоведы мира, но такого символизма, как у Босха в любой картине, в «Купании красного коня» у Кузьмы Сергеевича нет. Мое личное убеждение, что «Купание красного коня» это просто качественная работа, а все остальное в ней то, что мы хотим видеть сами.

Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить что - то новенькое, пишите в комментариях свое мнение о статьях или о чем вам еще интересно узнать, добавляйтесь в друзья в вк, и добро пожаловать мой в инстаграм, если вам интересны мои собственные работы https://www.instagram.com/lama_ink/

Ставьте лайки, комменты, будьте на связи! Лама pro art это про искусство.

-Рубрики

  • *** (8)
  • ***Для Работы (10)
  • ------------СОРТИРУЮ (30)
  • Уход за растениями (30)
  • -ААА-РАЗОБРАТЬСЯ- (506)
  • 1---ГАЛЕРЕЯ (652)
  • *Лаковая Миниатюра (23)
  • *Новогоднее (18)
  • *Открытки (6)
  • *Пейзажи (123)
  • *Пейзажи Зимние (92)
  • 100% Эпиграф (37)
  • Art. (1)
  • Античное (11)
  • Архитектурное (6)
  • Былины, Русские сказки (11)
  • Граффити (5)
  • Дизайновое :) (13)
  • Женщина (112)
  • Животные (55)
  • Житейское (47)
  • Игральные карты как произведения искусства (9)
  • Иллюстрации к книге (31)
  • Историческое (11)
  • Космос (13)
  • Морские темы (10)
  • Мужчины (13)
  • Натюрморты (48)
  • Необычно :) (53)
  • Ночь (7)
  • Плакаты (2)
  • Портреты (28)
  • Птицы (28)
  • Романтика (19)
  • Русские художники (50)
  • Сказки (6)
  • Фоны (для) (2)
  • Фэнтези (68)
  • Цветы (7)
  • Ягоды (1)
  • 1---ФОТО-ГАЛЕРЕЯ (260)
  • ***Фото, несущие смысл. (1)
  • **Наш Мир в Фотографиях (22)
  • *Новогоднее ))) (2)
  • Архитектура (10)
  • Демотиваторы (2)
  • Дизайн (4)
  • Женщины (6)
  • Животные на фото (36)
  • Историческое фото (8)
  • Космос (8)
  • Морское (2)
  • Натюрморты (13)
  • Необычно (15)
  • Ночь (12)
  • Портрет (7)
  • Птицы (14)
  • Скульптура (12)
  • Фентези (4)
  • ФотоКомичное :) (5)
  • ФотоПейзажи (57)
  • ФотоПейзажи Зимние (46)
  • Цветы (38)
  • Ягодки (6)
  • 2---ЛОШАДИ (433)
  • Ирина Алимова (4)
  • Коллекция Абрамовой Г.Д. (10)
  • Коне-Видео (12)
  • Коне-Иллюстрации (21)
  • Коне-Истории (3)
  • Коне-Историческое (16)
  • Коне-Картины (110)
  • Коне-Классика (Картины) (85)
  • Коне-Муза (2)
  • Коне-Открытки (20)
  • Коне-Фигурки (11)
  • Коне-Фото (149)
  • Коне-Фэнтези (17)
  • Коне-ЧуднОе (6)
  • Коневодство и конный спорт (46)
  • Файлы X (5)
  • 3---КОШКИ (286)
  • Кото-анимашки (12)
  • Кото-ВидеоМуз (23)
  • Кото-истории (32)
  • Кото-Картины (117)
  • Кото-Стихи (34)
  • Кото-Факты (18)
  • Кото-фигурки (9)
  • Кото-Фото (76)
  • Кото-эмоции (5)
  • Кото-Юмор (5)
  • Кошачьи (26)
  • 7---БИБЛИОТЕКА (32)
  • *Цитаты великих (3)
  • Детективы (3)
  • Детские (3)
  • Классика (3)
  • Познавательные (2)
  • Приключения (3)
  • Рассказы (10)
  • Триллер (1)
  • Фантастика (8)
  • 9---ИСТОРИЯ (93)
  • *Исторические Личности (Зарубежка) (7)
  • *Исторические Личности (Россия) (13)
  • *Тайны известных (Классики) (15)
  • *Тайны известных (Современники) (13)
  • Зарубежка (9)
  • О гнусном (6)
  • По-Русски и не только. (24)
  • Россия (13)
  • Русь (11)
  • СССР (9)
  • 9---ЭПОХА (35)
  • Игрушки СССР (3)
  • Новогодние Игрушки (5)
  • Открытки СССР (3)
  • Страна. (27)
  • 9--ИНТЕРЕСНО (110)
  • Из Истории (18)
  • Искусство дивное. ))) (43)
  • Научное (11)
  • Необъяснимое. (3)
  • Новшевства (5)
  • Об обыденном. (7)
  • Открытия (3)
  • Удивительное. (8)
  • Чудаки. (5)
  • Эх. оюшки. (17)
  • ===АРХИВ=== (0)
  • БИБЛИОТЕКА (139)
  • ***Книги (51)
  • Выдержки из книг (1)
  • Мудрость (41)
  • Притчи (47)
  • ВОЛШЕБСТВО (198)
  • Зима (13)
  • Новый год и Рождество! (102)
  • Открытки (89)
  • ИСКУССТВО (109)
  • Музыка (34)
  • Стихи (45)
  • Юмор (34)
  • ЛИЧНОЕ (32)
  • Волшебство (1)
  • Дневник (1)
  • Мысли (20)
  • Ностальгическое (10)
  • МИСТИКА (20)
  • Звезды и Дни (9)
  • Нумерология (2)
  • Об истинном по-волшебному (5)
  • Прикольно (3)
  • Симорон (1)
  • ПО-ДЕЛУ. (268)
  • Все сразу! (26)
  • Домострой (162)
  • Если вдруг. (17)
  • Интернет (64)
  • Календарь (4)
  • САЙТЫ ВОЛШЕБСТВА! (38)
  • Библиотеки (17)
  • Картины (13)
  • Кулинария (6)
  • Лошади (2)
  • ЦЕЛИТЕЛЬСТВО (354)
  • Вкусно,- значит, полезно (258)
  • Нетрадиционая медицина (8)
  • Парапсихология (5)
  • Психология (35)
  • То, что под рукой (49)

-Музыка

-Поиск по дневнику

-Друзья

-Статистика

ЖИВОТНЫЕ В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 2 - КРАСНЫЙ КОНЬ - СИМВОЛ ИЛИ МЕТАФОРА?)

Разобравшись с историей купаний коней в живописи, я озадачился вопросом: А это единственный красный конь в живописи? И опять получил ответ: Нет! Но вернемся к Петрову-Водкину.

«Купание красного коня» — самая известная картина художника. Написана в 1912 году, стала этапной для художника и принесла ему мировую известность.

 (543x469, 41Kb)

Образ коня в русском искусстве с древних времен воспринимался многозначительно.
В образно-поэтическом строе славянской мифологии конь был советчиком и спасителем человека, провидцем, это был конь-судьба, каждый шаг которого многое значил. В отечественной литературе XIX века этот образ был использован многими русскими мастерами, достаточно вспомнить "Конягу" М.Е. Салтыкова-Щедрина, "Холстомера" Л.Н. Толстого, картину В. Перова "Проводы покойника", васнецовских "Богатырей" и другие произведения.
Именно в русле этой традиции К. Петров-Водкин и создает свою картину "Купание красного коня".

Считается, что изначально конь был гнедым (рыжим), и что цвет его мастер изменил, познакомившись с колористической гаммой новгородских икон, которой был шокирован.
Собирательство и расчистка икон в 1912 году переживали свой расцвет.
Картина с самого начала вызывала многочисленные споры, в которых неизменно упоминалось, что таких коней не бывает. Однако, художник утверждал, что этот цвет он перенял у древнерусских иконописцев: например на иконах «Чудо архангела Михаила» конь изображен совершенно красным.

 (342x423, 83Kb)
 (381x446, 64Kb)

Иконы "Чудо архангела Михаила о Фроле и Лавре"
1 - начало VII века, Новгород
2 - вторая половина XVII века, Иркутск

Как и на иконах, на этой картине не отмечается смешения красок, краски контрастны и как бы сталкиваются в противоборстве.


 (366x439, 47Kb)

Икона "Архангел Михаил"

Работа над картиной началась еще зимой 1912 года. Первые этюды художник начал писать на хуторе "Мишкина пристань", в имении близ Камышина в Саратовской губернии.
Именно тогда им также написан 1-й, несохранившийся вариант полотна, известный по черно-белой фотографии.
Картина представляла собой произведение скорее бытовое, чем символическое, как это произошло со вторым вариантом, на ней были изображены просто несколько мальчиков с конями. Этот первый вариант был уничтожен автором, вероятно, вскоре после его возвращения в Петербург.
Коня Петров-Водкин писал с реального жеребца по имени Мальчик, обитавшего в имении. Для создания образа подростка, сидящего на нем верхом, художник использовал черты своего племянника Шуры.

 (256x342, 16Kb)
 (349x500, 39Kb)

Кузьма Петров-Водкин (фото)
Рисунок к картине 1912 г.

Судьба картины сложилась неординарно.
Впервые полотно было показано на выставке «Мира искусства» в 1912 году и имело ошеломляющий успех.
В 1914 году она была на «Балтийской выставке» в городе Мальмё (Швеция). За участие в этой выставке К. Петрову-Водкину шведским королём Густавом V была вручена медаль и грамота.
Разразившаяся Первая мировая война, затем революция и гражданская война привели к тому, что картина на долгое время осталась в Швеции.
После окончания Второй мировой войны и после упорных и изнурительных переговоров, наконец, в 1950 году 10 произведений Петрова-Водкина, в том числе и это полотно, были возвращены на Родину.
Вдова художника передала картину в коллекцию известной собирательницы К. К. Басевич, а та в 1961 году преподнесла ее в дар Третьяковской галерее.

Один из первых откликов на «Купание красного коня» принадлежит поэту Рюрику Ивневу:

Кроваво-красный конь, к волнам морским стремящийся
С истомным юношей на выпуклой спине,
Ты, как немой огонь, вокруг меня крутящийся
О многом знаешь ты, о многом шепчешь мне» .

Картина К. Петрова-Водкина поразила и юного Сергея Есенина, который в 1919 году написал своего "Пантократора" под двойным впечатлением - и от картины, и от стихов Р. Ивнева.
А еще через несколько лет он вспомнит:

«Я теперь скупее стал в желаньях.
Жизнь моя! Иль ты приснилась мне!
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне».

Сам художник шел от повествовательности к созданию монументально значимого произведения, обобщенного образа коня-символа, коня-олицетворения. Искусствоведы считают, что всадник в композиции картины появился потом (судя по эскизам, в первом варианте его не было).
Красный конь выступает в роли Судьбы России, которую не в силах удержать хрупкий и юный седок. По другой версии Красный конь и есть сама Россия, отождествляемая со «степной кобылицей» А.Блока. В этом случае нельзя не отметить провидческий дар художника, символически предсказавшего своей картиной «красную» судьбу России XX века.

Я цитирую здесь материалы с сайтов, не зная, в какие годы они были написаны, поэтому постепенно у меня складывается ощущение, что версии о провидчестве, юной коммунистической России – это пропаганда новой власти, художник видел в картине другое – иконописное начало, народные истоки читаются у него и в других работах.
Но историю не зачеркнуть, поэтому еще несколько цитат о картине.

«Этапным явлением для всего русского искусства стала картина 1912 года «Купание красного коня», в которой восходящие к иконописи и фольклору символические мотивы воды, берега, сказочно-мощного огненного коня и тонкого, почти бесплотного юноши-всадника (отдалённо напоминающего такие образы, как св. Георгий, Борис и Глеб) образуют ритмическую структуру сложного художественного символа России, выражающего неясные тревожные предчувствия каких-то грандиозных событий».

«Набатный красный цвет коня звучал как призыв к новой жизни, неведомой и прекрасной. Неконкретность своих предчувствий подтвердил сам Петров-Водкин, сказавший через два года после создания картины, когда началась мировая война, что «у него неожиданно мелькнула мысль – так вот почему я написал «Купание красного коня».

«… Художнику, может быть, и важно было рассказать не столько о коне, о мальчике и об озере, а о своих (порой не ясных и самому) смутных предчувствиях, которым тогда и названия ещё не было. О страстности, о душевном пламени, о красоте говорит красный цвет коня; о холодной, равнодушной и вечной красоте природы – чистые и прозрачные изумрудные воды…»

А теперь несколько красных коней от живописцев, которые, уверен, даже в страшных снах не имели ввиду идеологическую подоплеку для своих картин.

Первым по списку идет немецкий художник-экспрессионист Франц Марк.
Его разноцветным лошадям я посвящу следующий пост, здесь же размещу самых ярких - красных. Замечу лишь, что картины написаны раньше, чем "Купание.." Петрова-Водкина.

 (684x454, 51Kb)

Франц Марк Грациозные кони IV или Красные кони 1911 г.

 (616x459, 42Kb)

Франц Марк Конь в пейзаже 1911 г.

И напоследок еще несколько картин российских художников. Написаны они в самом конце ХХ века. Думаю, что и здесь политика ни при чем, хотя одна из картин написана в неспокойном 1992 году, вторая - в год дефолта, а третья носит переиначенное название пьесы Михаила Шатрова о Ленине, когда-то шедшую в Ленкоме с Янковским в роли Ленина.

Дмитрий Журавлев Полдень Купание коня 1992 (521x429, 58Kb)

Дмитрий Журавлев Полдень. Купание коня. 1992 г.

 (572x616, 68Kb)

Валерий Бабарыкин Чабан 1998 г.

 (512x395, 55Kb)

Владимир Симаков Красные кони на синей траве

Материалы о Петрове-Водкине взяты из Википедии и сайтов:

«Так вот почему я написал «Купание красного коня»!» откровение снизошло до Петрова – Водкина уже после того, как он написал картину. Создание картины совпало с началом Первой мировой войны и по - началу никакого – такого символизма не несло. Но с течением времени и изменением политической обстановки полотно приняло форму буревестника. Который нес сразу несколько вестей.

Кто такой Петров – Водкин. Коротко.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин – советский художник. Родился в Саратовской области. Он и живописец, и график, и теоретик искусства и на дуде писатель, да еще и педагог. Короче очень полезный человек был. Современники называли его «древнерусским иконописцем, волею случая попавшим в будущее» и приписывали ему дар ясновидения. Запомните, об этом, мы к этому еще вернемся. На воспитанного иконописными канонами Кузьму, в будущем, очень повлиял символизм и модерн. Получился некоторый симбиоз двух направлений, но доминирует, конечно, все - таки модерн. Петрова – Водкина обвиняли в излишнем эротизме за картину «Сон» (о ней поговорим позже) и за «Купание красного коня» (о ней поговорим сейчас).

Купание красного коня.
Символизм, который стал откровением даже для самого автора.


Закрепили про древнерусского иконописца, попавшего в будущее? Так вот всадник на картине, это традиционный для русской иконописи образ Георгия Победоносца, который олицетворяется, как победа добра над злом. Красный цвет в иконописи используется как символ величия жизни. Если вы разбудите студента фил.фака КГУ, который честно учил «Корни русской народной сказки» и спросите «Что означает конь», то он не просыпаясь отчеканит «Конь - образ русского духа». То есть если собрать все вместе, то выходит, что Кузьма Сергеевич написал тривиальную победу русского духа над злом? Ну, почти. Считается, что автор все вышеописанное вложил в картину не осознанно. Потому что изначально по его словам, картина писалась с другой целью.

Как все задумывалось изначально и версии.

Вообще художник начинал картину, как бытовую. Об этом он говорит сам: «В деревне была гнедая лошаденка, старая, разбитая на все ноги, но с хорошей мордой. Я начал писать вообще купание. У меня было три варианта. В процессе работы я предъявлял все больше и больше требований чисто живописного значения, которые уравняли бы форму и содержание и дали бы картине социальную значимость».

Кстати, саму идею – то Кузьма Сергеевич подсмотрел у Сергея Колмыкова. Тот принес ему картину «Купание красных коней» для оценки.


Разница, конечно, огромная и плагиатом это назвать невозможно. Но согласитесь, что это практически вдохновение Колмыковскими конями. И это объясняет почему конь красный, если изначально Петров – Водкин не закладывал в него сакрального смысла и сам себе удивился, когда развернулись дальнейшие события.

Что было потом и три причины купания красного коня

А потом была война и революция и еще одна война. Помните, в самом начале я упоминала про приписываемый художнику дар ясновидения? Кузьма Сергеевич личность незаурядная. Кажется мне, что просто так отпустить грех написания просто хорошей работы ему не могли. В ней обязательно должно было быть, что – то символичное.

✎ 1 - Печатавший рецензии критик после выставки картины назвал ее «высоко поднятым знаменем, вокруг которого можно сплотиться». Очевидно, что речь идет о революции.

✎ 2 - В советские годы картину трактовали как предчувствие наступления революционных пожаров в России. Позднее как предсказание второй мировой, в которой конь, это красная армия.

✎ 3 - А сам Петров – Водкин сказал «Так вот почему я написал «Купание красного коня»!» когда началась первая мировая война.

Да простят меня все искусствоведы мира, но такого символизма, как у Босха в любой картине, в «Купании красного коня» у Кузьмы Сергеевича нет. Мое личное убеждение, что «Купание красного коня» это просто качественная работа, а все остальное в ней то, что мы хотим видеть сами.

Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить что - то новенькое, пишите в комментариях свое мнение о статьях или о чем вам еще интересно узнать, добавляйтесь в друзья в вк, и добро пожаловать мой в инстаграм, если вам интересны мои собственные работы https://www.instagram.com/lama_ink/

Ставьте лайки, комменты, будьте на связи! Лама pro art это про искусство.


Кузьма Петров-Водкин. Купание красного коня, 1912 г. Третьяковская Галерея

"Разве это безобразное красное пятно в виде силуэта лошади и уродливо нарисованной фигуры голого всадника, закрашенного жёлтой краской, – это искусство, живопись? Подумайте, какое художество? Какая оригинальность, какое творчество в подобном замысле? Синяя вода, жёлтый человек, красный конь. Почему еще не зелёный?!"

Эти строки "Купанию красного коня" посвятил другой знаменитый русский художник, Илья Репин, после посещения выставки на Мясницкой улице опубликовавший целую разгромную статью в газете "Новое время".

Современники Петрова-Водкина приняли картину с большим трудом. Один из его учителей - Бакст - видел в ней признаки гениальности и нового стиля. Бенуа же считал, что полотно довольно нелепо и бессмысленно. Разумеется, обилие красного на картине дало повод сравнить "Купание красного коня" с полотнами Матисса и поразмышлять о том, какая же это вульгарщина и мазня. Но это был 1912 год.

О чем же изначально была эта картина? Искусствоведы делятся на тех, кто верит в версию с революционным подтекстом, и тех, кто видит в "Купании красного коня" сугубо религиозные смыслы. Объясняю почему:

  • Петров-Водкин вдохновлялся религиозной живописью, боготворил Новгородскую иконопись и картины знаменитого итальянского художника Раннего Возрождения - Паоло Уччелло. Разумеется, это наложило отпечаток на его стиль, изображение людей и природы. Лица людей похожи на иконописные лики, а жесткие складки одежды, тонкие, вытянутые фигуры, изящные пальцы - чудесные детали, пришедшие к нам из Италии XV века.
  • Огромное количество полотен Петрова-Водкина повторяют религиозные сюжеты или имеют к ним явные отсылки. Например, у художника есть целая серия работ, которые называют "русскими Мадоннами". Судите сами. Последняя картинка - Мадонна с Младенцем Паоло Уччелло:


  • Кузьма Петров-Водкин. 1918 год в Петрограде (Петроградская мадонна). 1920. ГТГ




  • Есть версия, что красный конь отражает тело нашей страны, объятой революцией, а прекрасный юнец на нем - это душа страны. Однако, на мой взгляд, и здесь все гораздо проще. Во-первых, красный конь - это классическое животное "не из этого мира". Например, на красном коне сидит Георгий Победоносец на многих иконах. Или Михаил Архистратиг:


Икона XVII века. Архистратиг, предводитель воинства небесного, Архангел Михаил скачет на красном крылатом коне, трубит и попирает дьявола.

  • Ну а мальчик - худенький, невинный, вытянутый, словно фигуры святых мучеников, говорит скорее не о революции, а о чем-то небесном, не имеющем никакое отношение к кровавой бойне на грешной земле.
  • Очень интересная теория касается озера, в котором купается красный конь. Оно имеет изящную форму правильного овала, по которому движется маленький всадник и еще один - на заднем фоне. Известно, что Петров-Водкин был космогонистом, представлявшим Вселенную как нечто огромное, темное, "с огромным человеческим сердцем посреди него". И вот эта картина, с конями, движущимися вдоль берега, так отчетливо похожа на движение планет по своим орбитам.
  • Так что ничего "революционного" в картине "Купание красного коня", на мой взгляд, нет. Просто пришлось ко времени и к месту.

Кстати, у Петрова-Водкина есть реальное предсказание, которое действительно исполнилось.

Но это грустная история. Будучи юным и сватаясь к такой же юной девушке по имени Лиза, он как-то похвастался, что умеет предсказывать будущее по руке. После долгих уговоров, он предсказал будущее своей невесты: "Через полгода ты умрешь". Так и произошло: девушка скончалась от скарлатины.

Ну а постоянное сравнение с Матиссом совсем не случайно. Вы только посмотрите, как похожи по цвету, пластичности, ритму, гармонии эти два полотна.


Петров-Водкин. Мальчики, 1911


Матисс. Танец, 1910

Кстати, забавно, как время меняет отношение к искусству и превращает его в часть обыденной, повседневной жизни. Удивительное свойство нашей культуры (и отчаянная тяга к прекрасному, разумеется). Казалось бы, такое серьезное и мощное полотно, как "Купание красного коня". И вот оно уже становится забавным принтом на носках.

Читайте также: