Что такое цирк с конями

Опубликовано: 28.04.2024

Выражение «цирк с конями» используется, чтобы охарактеризовать нечто глупое, смешное, нелепое. Когда говорят: «Это просто какой-то цирк с конями!» — то хотят подчеркнуть абсурдность, странность происходящего.

Бывают и такие ситуации, когда переносное значение фразы и ее прямой смысл совпадают. Одна из них имела место в минувшее воскресенье в Ашхабаде. В цирк, где выступал конно-спортивный ансамбль с «оригинальным» названием «Галкыныш» — «Возрождение», неожиданно прибыл президент Курбанкули Бердымухаммедов .

«Неожиданный» визит президента была заранее спланирован и подготовлен, публика в цирке собралась, пройдя тщательный отбор и многочасовой тренинг. Вероятно, Бердымухаммедов был единственным человеком, кто мог поверить в этот «экспромт», искренне полагая, что восторг, который царил в зрительном зале и на манеже, бурные аплодисменты и возгласы «Да здравствует Аркадаг!» не могут быть всего лишь результатом длительных репетиций, а исходят из самых глубин народной любви и благодарности. Тем более, если эти возгласы рвутся из уст детей, дружно скандирующих здравицы. Ведь дети не могут так изощренно лгать, как взрослые, они действительно обожают своего Покровителя, своего президента, который весело водил с ними хоровод вокруг новогодней елки, катался на автобусе и пел по телевизору красивую лирическую песню. Зато обмануть детей — проще простого.

Сегодня их привели в цирк и велели ждать. Нарядные дети сели в удобные кресла и замерли. Они могли бы так просидеть и до самого вечера в ожидании чуда, однако Покровитель не заставил себя долго ждать. Вместе с маленьким мальчиком, одетым в черный костюм с черным галстуком, он вошел в зал, излучая безмерную доброту и радость. «Слава Аркадагу!» — закричали дети, но президент остановил их царственным взмахом руки: «Слава детям эпохи могущества и счастья!» — предложил он новый вариант уже порядком затасканного слогана, и дети дружно подхватили его: «Слава, слава, слава!»

Президент уселся на отведенное ему место в окружении школьников. Одетый в простенький неформальный костюм — джинсы и клетчатую рубашку, он как бы говорил юной аудитории: «Вот он — я. Я — такой же, как и все, простой и демократичный. Вот я проснулся рано утром и подумал: а почему бы не сходить сегдня в цирк? Рядом со мной — мой внук, он тоже такой же, как и вы. Просто ему немножко больше повезло: его дедушка стал президентом».

Вряд ли до конца понимая историческое значение события, зато испытывая неподдельный восторг от красочного представления, внук все же иногда хмурил бровки и надувал щечки. Когда же по окончании программы дед посадил его на цирковую лошадь, а сам, подпрыгивая веселым зайчиком, подпевал артистам на манеже, маленький Бердымухаммедов понял, что быть внуком президента — это действительно круто.

Разумеется, ничего плохого в том, что президент посетил цирк, нет. К тому же он пришел не с пустыми руками, а подарил директору цирка 50 тысяч американских долларов, пачку которых побледневший от волнения директор то и дело прикладывал к вспотевшему лбу, про себя решая почти гамлетовских вопрос: целовать или не целовать руку дарителя.

Нет ничего плохого и в том, что вместе с ним пришел маленький внук. Прошли времена Туркменбаши, который, будучи сиротой в детстве, продолжал оставаться сиротой до самой смерти. Отдалив от себя сына и дочь, встречаясь с женой только по большим праздникам, а внуков видя и того реже, Сапармурад Ниязов променял счастье отца и деда на тяжкую долю «отца всех туркмен». Правда, родителей своих и погибших в землетрясении братьев он, похоже, любил и память их чтил настолько глубоко, что трижды совершал обряд перезахоронения их праха, каждый раз устраивая траурные церемонии, пока наконец сам не лег рядом с ними в семейном склепе.

Другое дело — Аркадаг. С самого начала было видно: это, что называется, «family man», семейный человек. У него был славный дед Бердымухаммед-ага , погибший в землетрясении, есть живой и здравствующий отец Мяликгулы-ага , который, как говорится в посвященной ему биографической книге, «прошел славный путь от учителя средней школы родного села до подполковника внутренней службы» и которому благодарный сын-президент соорудил прижизненный памятник. Есть подающий надежды амбициозный сын Сердар , есть, наконец, внук — его имя туркменские СМИ пока умалчивают. Представителей четырех поколений мужчин семьи Бердымухаммедовых (можно было подумать, что Бердымухаммедовы размножаются простым делением!) мы имели счастье видеть на ашхабадском избирательном участке в феврале, куда они прибыли на семейной реликвии — видавшем виды «жигуленке» — факт сам по себе достаточно рядовой, но благодаря стараниям чиновников и работников СМИ, превратившийся в тот самый «цирк с конями».

И таких примеров сегодня в Туркменистане предостаточно: кажется, президент Бердымухаммедов участвует в программе «Минута славы», так откровенно предлагая себя в качестве ТВ-героя и получая допинг в виде аплодисментов и возгласов «Слава!», без которых уже не может ни жить, ни работать. Для этого он готов скакать по арене цирка на ахалтекинском коне, гонять перед трибунами стадиона на велосипеде, участвовать в автогонках, петь под гитару и танцевать. «Цирк с конями» становится характерной особенностью его правления, все больше вызывая у населения стойкие негативные эмоции.

Выражение «цирк с конями» используется, чтобы охарактеризовать нечто глупое, смешное, нелепое. Когда говорят: «Это просто какой-то цирк с конями!» — то хотят подчеркнуть абсурдность, странность происходящего.

Бывают и такие ситуации, когда переносное значение фразы и ее прямой смысл совпадают. Одна из них имела место в минувшее воскресенье в Ашхабаде. В цирк, где выступал конно-спортивный ансамбль с «оригинальным» названием «Галкыныш» — «Возрождение», неожиданно прибыл президент Курбанкули Бердымухаммедов .

«Неожиданный» визит президента была заранее спланирован и подготовлен, публика в цирке собралась, пройдя тщательный отбор и многочасовой тренинг. Вероятно, Бердымухаммедов был единственным человеком, кто мог поверить в этот «экспромт», искренне полагая, что восторг, который царил в зрительном зале и на манеже, бурные аплодисменты и возгласы «Да здравствует Аркадаг!» не могут быть всего лишь результатом длительных репетиций, а исходят из самых глубин народной любви и благодарности. Тем более, если эти возгласы рвутся из уст детей, дружно скандирующих здравицы. Ведь дети не могут так изощренно лгать, как взрослые, они действительно обожают своего Покровителя, своего президента, который весело водил с ними хоровод вокруг новогодней елки, катался на автобусе и пел по телевизору красивую лирическую песню. Зато обмануть детей — проще простого.

Сегодня их привели в цирк и велели ждать. Нарядные дети сели в удобные кресла и замерли. Они могли бы так просидеть и до самого вечера в ожидании чуда, однако Покровитель не заставил себя долго ждать. Вместе с маленьким мальчиком, одетым в черный костюм с черным галстуком, он вошел в зал, излучая безмерную доброту и радость. «Слава Аркадагу!» — закричали дети, но президент остановил их царственным взмахом руки: «Слава детям эпохи могущества и счастья!» — предложил он новый вариант уже порядком затасканного слогана, и дети дружно подхватили его: «Слава, слава, слава!»

Президент уселся на отведенное ему место в окружении школьников. Одетый в простенький неформальный костюм — джинсы и клетчатую рубашку, он как бы говорил юной аудитории: «Вот он — я. Я — такой же, как и все, простой и демократичный. Вот я проснулся рано утром и подумал: а почему бы не сходить сегдня в цирк? Рядом со мной — мой внук, он тоже такой же, как и вы. Просто ему немножко больше повезло: его дедушка стал президентом».

Вряд ли до конца понимая историческое значение события, зато испытывая неподдельный восторг от красочного представления, внук все же иногда хмурил бровки и надувал щечки. Когда же по окончании программы дед посадил его на цирковую лошадь, а сам, подпрыгивая веселым зайчиком, подпевал артистам на манеже, маленький Бердымухаммедов понял, что быть внуком президента — это действительно круто.

Разумеется, ничего плохого в том, что президент посетил цирк, нет. К тому же он пришел не с пустыми руками, а подарил директору цирка 50 тысяч американских долларов, пачку которых побледневший от волнения директор то и дело прикладывал к вспотевшему лбу, про себя решая почти гамлетовских вопрос: целовать или не целовать руку дарителя.

Нет ничего плохого и в том, что вместе с ним пришел маленький внук. Прошли времена Туркменбаши, который, будучи сиротой в детстве, продолжал оставаться сиротой до самой смерти. Отдалив от себя сына и дочь, встречаясь с женой только по большим праздникам, а внуков видя и того реже, Сапармурад Ниязов променял счастье отца и деда на тяжкую долю «отца всех туркмен». Правда, родителей своих и погибших в землетрясении братьев он, похоже, любил и память их чтил настолько глубоко, что трижды совершал обряд перезахоронения их праха, каждый раз устраивая траурные церемонии, пока наконец сам не лег рядом с ними в семейном склепе.

Другое дело — Аркадаг. С самого начала было видно: это, что называется, «family man», семейный человек. У него был славный дед Бердымухаммед-ага , погибший в землетрясении, есть живой и здравствующий отец Мяликгулы-ага , который, как говорится в посвященной ему биографической книге, «прошел славный путь от учителя средней школы родного села до подполковника внутренней службы» и которому благодарный сын-президент соорудил прижизненный памятник. Есть подающий надежды амбициозный сын Сердар , есть, наконец, внук — его имя туркменские СМИ пока умалчивают. Представителей четырех поколений мужчин семьи Бердымухаммедовых (можно было подумать, что Бердымухаммедовы размножаются простым делением!) мы имели счастье видеть на ашхабадском избирательном участке в феврале, куда они прибыли на семейной реликвии — видавшем виды «жигуленке» — факт сам по себе достаточно рядовой, но благодаря стараниям чиновников и работников СМИ, превратившийся в тот самый «цирк с конями».

И таких примеров сегодня в Туркменистане предостаточно: кажется, президент Бердымухаммедов участвует в программе «Минута славы», так откровенно предлагая себя в качестве ТВ-героя и получая допинг в виде аплодисментов и возгласов «Слава!», без которых уже не может ни жить, ни работать. Для этого он готов скакать по арене цирка на ахалтекинском коне, гонять перед трибунами стадиона на велосипеде, участвовать в автогонках, петь под гитару и танцевать. «Цирк с конями» становится характерной особенностью его правления, все больше вызывая у населения стойкие негативные эмоции.

Коллаж L!FE. Фото: © L!FE/Сергей Дубровин

" src="https://static.life.ru/posts/2017/04/995499/aae98fb2ff1fd680afbcb398be936737.jpg" loading="lazy" style="width:100%;height:100%;object-fit:cover"/>

"Отощали до состояния велосипеда", "голову жеребёнка насадили на кол", "хозяин мучает лошадей". На этой неделе социальные сети облетела очередная история с живодёрским оттенком. На самом популярном ресурсе конников аноним опубликовал шокирующие снимки из частной конюшни под Рославлем. Лошади, висящие на тросах, гноящиеся глаза, отрубленная конская голова… По горячим следам смоленские активисты составили несколько петиций и обращений в прокуратуру и Следственный комитет — требуя разобраться с мучителем.

Рославль — городок в Смоленской области недалеко от границы с Белоруссией. Широкие поля, аисты на придорожных столбах и запах дыма с полей. На трассе мы обгоняем самодельную повозку, которую тащит грустная коричневая лошадка со свалявшейся шерстью. Продавщица в деревенском магазине поясняет: это цыгане. Собирают по полям лом. Где и как живут их лошадки — никто не знает. Но весь город в курсе, как сейчас обстоят дела в конюшне в Малых Кириллах.

"Учтите, что он может показать не все стойла и не всех лошадей. Сейчас 22 лошади", — такую приписку в СМС вместе с номером телефона хозяина конюшни Андрея Королёва прислали мне зоозащитники . Они же рассказали: в соцсетях для Королёва уже объявили сбор на срочный субботник — чтобы успеть почистить стойла и лошадей к приезду телевидения. Которое должно прибыть в городок в воскресенье. Правда, откуда и по чьему приглашению — неизвестно.

Трубку на той стороне берут после пары гудков. Никакой легенды придумывать не пришлось: Королёв готов принять журналистов из Москвы в любой день. Более того — мы первое СМИ, которое напросилось в гости.

У двухэтажного кирпичного дома нас встречают жирные гуси. Застенчиво виляя хвостом, подходит маленькая пегая дворняжка. Сам хозяин подворья спрыгивает из кабины погрузчика, которым отгребает навоз от приземистого хлева.

— Что вам показать? Тех, кто умирает? Ну, пойдёмте сюда сначала, — по мощённой плиткой дорожке Андрей ведёт нас во внутренний двор. Через забор видно роющихся в огороде куриц, в дверь хлева — упитанных пёстрых коров. Над головой в широком проволочном вольере урчат голуби. В ноги тычутся два французских бульдога.

— Там писали где-то, что я там собак и кошек на вилы поднимаю… Кис-кис-кис. — С крыши, лестниц и откуда-то ещё к Андрею спешат разномастные коты и кошки. — Даже не знаю, сколько их тут. Всё хозяйство перед вами!

Фото: © L!FE/Сергей Дубровин

Андрей рассказывает: родился тут, на окраине Рославля. В 1992 году получил в Малых Кириллах дом — тогда работал водителем в колхозе. Воспитал дочку и сына. Саша после техникума, Никита после армии — оба вернулись в родительский дом. Крестьянско-фермерское хозяйство оформили два года назад. Мог бы и раньше это сделать — только, говорит, перспектив не видел. Не было земли, чтобы развивать, например, молочное животноводство.

Сельский парадокс: поля в округе затягивает лесом, а получить их под пастбище или посев — тот ещё квест. Два года назад Королёвы просили участок недалеко от деревни, но на землю объявили аукцион. Её забрал местный депутат. Однако оформлять не стал — посеял разок рапс и забросил поле. В этом году Королёвы снова подали документы на землю — на этот раз через Корпорацию инвестиционного развития. Половину марта удача была на их стороне, инициативу в Смоленске одобрили и разрешили приступать к вспашке земли. А когда документы спустили в местную администрацию, выяснилось, что нужно снова писать заявление здесь. И — участок опять пойдёт сначала на торги. А вслед за этой новостью, говорит Андрей, как-то очень вовремя развернулась и эта травля в Интернете.

— Я знаю, кто примерно за этим стоит и кто эту травлю инициировал. И лошади этих людей вообще не волнуют, — говорит он, но фамилий не называет.

Пока у семьи есть несколько арендованных гектаров за домом. И левада — большой загон на берегу реки, — где сейчас гуляют кони.

По пути к леваде успеваю пересчитать тех, кто гуляет отдельно. Два жеребёнка — привыкают к корду, поясняет Андрей. Три взрослых коня. В загоне видны лошади, припавшие к редкой первой траве. Всего 22 штуки.

— Ну, жир с лошадок сейчас, конечно, не капает, — констатирует хозяин, проводя рукой по конскому боку. — Сейчас такое время года — у них весь организм настроен на линьку. Смена шерсти больших внутренних ресурсов требует.

Нашу беседу нарушает визг тормозов. У левады останавливается вишнёвая "семёрка". Из неё выгружается человек в полицейской форме. Это местный участковый — в руках у него распечатка той самой статьи с конного форума.

Фото: © L!FE/Людмила Клыженко

— У нас начальник штаба, значит, мониторил Интернет, ну, как полагается, — наш новый знакомый разворачивает листы. — И вот. Нашли заметку. Зарегистрировано в книгу учёта сообщения о преступлениях, мне поручено провести проверку.

— Ну мы все это видели, но неужели проблема это всё организовать? Это было не у нас сделано, это неизвестно где сделано! Там не все фотографии наши! — Андрей заметно злится, но берёт себя в руки и машет рукой Саше. — Дочь, гони сюда всех коней для товарища участкового.

Снимок, который Андрей признаёт, это как раз тот, где в стойле на ремнях висит лошадь. Хозяин говорит — недоглядели. Работали на жерёбой кобыле, не знали, что понесла. Случился выкидыш, и серая Изюминка слегла. Вызванный ветеринар даже смотреть не стал — посоветовал дорезать.

— А мы с Никитой не стали. Мы с сыном её вылечили. Мы её подняли, вкатили ей уколы внутривенно, дали усиленное питание. И всё. Вот только следы остались, — Андрей показывает три едва затянувшиеся розовой кожей раны на конском "окорочке". — Лошадь сильно бьётся, когда лежит, а кожа у них тонкая, потому и подвешивать приходилось.

Фото из соцсетей

Участковый делает себе пометки. А мне уже обрывают телефон зоозащитники — они собираются в городском парке и очень хотят узнать, какие ужасы мы увидели на конюшне. Едем навстречу к ним.

В центре Рославля нас встречают несколько девушек, пара женщин и мужчина. Папа и мама теперь уже бывших юных посетительниц конюшни. Две взрослые экс-клиентки. И одна женщина — консультант. Консультант зоозащитников Алеся говорит: у неё шесть своих лошадей. Диагноз коням Королёва — как и все пользователи Интернета — она ставила по фотографиям.

— Вот это Палитра, — девочка Саша показывает снимок кобылы, лежащей на земле, — я лично видела, как она висела на ферме. Дядя Андрей сказал нам вывести её и ещё Радугу, чтобы они могли поесть травы. Как только мы их вывели — буквально через десять метров Радуга упала. Подошёл сын хозяина Никита, начал поднимать её за хвост. И мне сказал бить её по морде, другим девочкам сказал бить её по бокам… — голос Саши срывается на слёзы. — Я на это смотреть не могла и ушла.

Саша в конюшню ездила к своей собственной лошади — пару лет назад выкупила кобылу у Андрея. Но на постой оставила там. С началом скандала перевезла к другому хозяину. Уверена, что на новом месте Фая заметно повеселела.

А Радугу и Палитру зарезали, говорят девчонки. И кормили, по их словам, лошадей плохо. Овса они не видели неделями, а на завтрак и ужин подавалось гнилое сено. Однако фотоподтверждений скудного рациона нет. Видеозаписей "многочисленных избиений" тоже никто не успел сделать.

Ещё одна претензия к конюшне от воспитанниц с приставкой "экс": слишком много "чёрной" работы им приходилось делать. Даша ездила к Королёвым четыре года. Говорит, часто просили помочь чистить лошадей, поить их, выгребать навоз. А чтобы якобы купить корма, хозяин сдавал коней девушкам в аренду — за четыре тысячи в месяц. Однако в отсутствие арендаторов кони ходили по маршруту под другими седоками. Это, конечно, постоянным клиенткам тоже не нравилось.

— Скорее всего, лошади не стоят на учёте в ветеринарной службе, — авторитетно рассуждает Алеся. — А у них могут быть болезни, которые передаются человеку. Можно показать ваше видео московским ветеринарам, они дадут официальное заключение. Мы пытались пригласить сюда их, но кто-то не отвечает на запросы, а кто-то боится присылать в такое хозяйство специалистов.

Фото: © L!FE/Сергей Дубровин

Сама Алеся на конюшне у Королёвых не была. На вопрос "Почему?" — пожимает плечами. Уверена, что не пустят. Один звонок — и мы снова едем в Малые Кириллы, на этот раз в компании чуть побольше.

Прямо посреди левады устраиваем очную ставку: Алеся просит экс-посетительниц перечислить клички зарезанных коней.

— Нэнси, Радуга, Палитра, — начинает Даша, но договорить ей не дают.

— Это лошади, которых мы продали, — заверяет Андрей. — Все их клички у нас тоже есть.

По словам хозяина, шестерых коней продали ещё осенью. Местному цыгану. Алеся цыгана знает и вроде как даже может проверить информацию. Но документов купли-продажи у Андрея нет.

А что касается фотографий отрезанных голов и висящих коней — от причастности к ним Королёвы открещиваются. Здание старой фермы, где сделано большинство снимков, раньше арендовали другие хозяева. Быть может, это было ещё при них. А у девчонок, по их словам, нет исходников фотографий с датой съёмки, которая могла бы помочь пролить свет на эту историю.

Осмотром оставшихся коней гости со стороны тоже остались не очень довольны. Лошади сильно отощали, хотя тех, кто откровенно валится с ног, в табуне нет. Но таких тоже нельзя пускать в работу. Впрочем, проката становится всё меньше — даже за минимальные деньги, говорит Андрей. Так что есть шанс, что на свежей траве кони скоро нагуляют бока. А ветеринарные справки у него есть, прививки и осмотр проводит ежегодно. И готов показать своих подопечных любым специалистам, которые пожелают заглянуть на конюшню.

Отвечать на неприятные вопросы Андрею придётся ещё не раз. Проверка, которую учинил участковый, — лишь первая из множества. Зоозащитники написали заявления на имя уполномоченного по правам ребёнка, в Следственный комитет и прокуратуру. Говорят, отобрать лошадей цели нет — хотят, чтобы за ними просто нормально ухаживали. Королёвы уверены в обратном.

— Они сами опубликовали эту информацию, в личных переписках, у меня всё это есть, — говорит дочь Андрея Саша. — Они хотят, чтобы лошадей раздали бесплатно или продали за бесценок. Я с семи лет этим занимаюсь, я сюда вложила душу и здоровье. У меня зубы вставные, шрамы по всему телу. Как я могу после такого на это всё спокойно реагировать?

Спокойно отреагировать не смогла и мама Саши и Никиты — три дня назад угодила в больницу. Но основной удар на себя приняли младшие Королёвы. Их страницы в соцсетях ломятся от мата и угроз. Пользователи предлагают закопать главу семейства, поджечь дом или устроить короткое замыкание. Так что теперь семья планирует писать встречный иск на своих бывших клиентов — за клевету.

Ув. Роза, тема очень познавательная. Я много узнала нового, но может её лучше было разместить в группе : Добрая беседа?

Да, я не по адресу, извините, так нет проблем, можно просто удалить вообще тему.

Удалять не будем - много интересного, просто следующие информативный темы вы размещайте в группе : Добрая беседа

А у нас в группе темы, типа : А ПОГОВОРИТЬ?!

Извините, Вы правы, просто соскучилась по участникам группы.

Ло, пора заключать Киотское соглашение, кто сколько "карамельных" тем может вбросить. Для разрядки после зарядки по разнарядке Роза может одну из 10 вставить, но если всё в таком духе - то это группы "умный отдых" & "добрая проповедь"

Роза, доброго здоровья. Улыбнуло. Спасибо

OLexA999, доброе утро.

Дорогой друг, если бы Вы знали, как временами мне Вас нехватает, Ваших тем, добрых слов, напутствий и пожеланий в комментариях во вновь созданной мною группе " Наш Союз" -

слово "шевалье" означает одновременно и кавалера и конника. Происходит оно от французского слова "конь" ("le cheval"). В монархической Франции кавалеры, т.е. дворяне, вступали в битвы только на своих конях. А двести лет назад, для крестьян Смоленщины и Витебщины это слово зазвучало как синоним гнили и падали. Во-первых, драпавшие наполеоновцы питались павшими лошадьми. Во-вторых, крестьяне слышали это слово от пленников и французских солдат,которые, по их мнению, и сами себя называли швалью, в смысле "шушера", "сброд".Простой крестьянин, которому проникнувшийся западными "философиями" и прекрасно изъяснявшийся по-французски, но с трудом говоривший по-русски, барин годами втолковывал, что он хам и варвар, ставя в пример цивилизованных французов, адептов "свободы, равенства и братства", теперь видел их воочию. И даже нюхал.
Даже приблизительную цифру завоевателей, разбредшихся по городам и весям необъятной Российской империи, умильно выпрашивая милостыню и ночлег, царские власти не знали. Поэтому с января 1813 года в газетах стали появляться объявления на итальянском и французском языках с просьбой прибыть на сборные пункты. В основном они относились не к официально зарегистрирова- нным пленным, размещавшимся в лагерях в Ярославле, Костроме, Калуге, Саратове, Вологде, Орле, Туле и на Урале, а к тем, кто во время бегства Великой армии остался в деревнях.
Там же и возник еще один неологизм той поры - "шерамыжник" (или "шерамыга"). По данным филологов и авторов словарей русского языка, начиная с знаменитого В.И.Даля: "Слово "шаромыжник" (или шеромыга) появилось в русском языке благодаря голодным наполеоновским солдатам, которые, отступая вынуждены были просить милостыню у крестьян и обращались к русским мужикам со словами chers amis("шер ами") - дорогой друг. Повлияли и чисто русские слова "шарить" и "мыкать"" (Микитич Л.Д. Иноязычная лексика, Л.: "Просвещение", 1967).
Сегодня "шерамыжник" (или "шаромыжник") - это подозрительный индивид, скорее всего жулик, от которого надо держаться подальше и внимательно следить за своим добром. А тогда оно обозначало всего лишь человека замерзшего и оборванного вида, который чего-то у тебя просит, начиная словами "шер ами". Потом распространилось на всех попрошаек. Видимо все же не случайно закутавшись в теплую шубу Наполеон бросил свою армию и с небольшим отрядом убежал в Париж, как только понял, что толпа шерамыжников - не армия.
Слово "шаромыжник", относилось и к тем наполеоновцам, кто попал в плен, разъезжая по русским селениям в поисках провианта. Французские фуражирные команды поначалу культурно "покупали" скот и провизию за фальшивые рубли. А потом просто стали грабить. Видимо, когда поняли, что местное население не такое культурное, как они сами. Француз, входя в дом, сначала ласково говорил хозяину "cher ami", а потом требовал: "яйки, млеко, шпэк" (пардон, - сало). После чего, кроме сала, яиц, хлеба и молока, забирал все, что ему хотелось. Таких людей тоже называли "шерамыжниками". Но в данном случает это слово использовалось не как синоним попрошайки, а как название человека, который даром, так сказать, "на халяву", разбоем забирал все, что ему хотелось. Такая практика, понятно, вызвала взрыв возмущения у крестьян, вылившийся в партизанскую войну. Тогда -то и появились первые пленные шаромыжники. Часть их отправляли в тыл, других распределяли по дворам в качестве бесплатной рабочей силы - восстанавливать сожженное и разрушенное.

Да и "ШАНТРАПА" по-французски занчит всего лишь "НЕ БУДЕТ ПЕТЬ". Роусское значение это выражение приняло когда помещики отбирали для своих хоров мальчиков. А хормейстерами были французы, которые при прослугивании кандидатов, отбраковывая их, говорили по-французски: "Не будет петь!". Крепостные крестьяне же интерпретировали значение этого выражения по-своему: "Никудышка".

Хорошая книжка была у меня в детсве: Феллер. "Как рождаются и живут слова". Зачитывался ею.

Да и "ШАНТРАПА" по-французски занчит всего лишь "НЕ БУДЕТ ПЕТЬ". Русское значение это выражение приняло когда помещики отбирали для своих хоров мальчиков. А хормейстерами были французы, которые при прослушивании кандидатов, отбраковывая их, говорили по-французски: "Не будет петь!". Крепостные крестьяне же интерпретировали значение этого выражения по-своему: "Никудышка".

Хорошая книжка была у меня в детсве: Феллер. "Как рождаются и живут слова". Зачитывался ею.

А кто-то объяснил слово "ТУФТА" как аббревиатуру ТЕХНИКА УЧЕТА ФИКТИВНОГО ТРУДА... А на самом деле, какова его этимология?







Этот термин употреблялся для характеристики периода в истории цирка XVIII-XIX веков, когда основу представлений составляли номера дрессировщиков лошадей и наездников. Этим термином определяют и конный жанр, который объединял разные по содержанию и выразительным средствам номера дрессировщиков лошадей и наездников. Конные номера принято разделять на три основных вида: дрессировку, высшую школу верховой езды и конную акробатику.

Арабеск (от французского аrabesque - арабский) - одна из поз классического танца. В цирке часто можно видеть, как танцовщица, стоя на скачущей лошади, отводит одну ногу с вытянутым носком назад, а всю тяжесть тела переносит на другую ногу. Аллюр (от французского allure - походка) - вид движения лошади по манежу. Есть два вида аллюра: естественный, когда лошадь выбирает свойственный ей способ передвижения, например шаг, рысь, галоп или карьер, и искусственный, то есть шаг, которому лошадь учат в во время дрессировки. Арнир (от французского harnais - конское снаряжение) - кожаный ремень, которым притягивают голову лошади к основанию шеи. Подтягивая и ослабляя арнир, дрессировщик регулирует ход лошади, добивается от нее заданного темпа. Багет (от французского baguette - палочка) - реквизит наездника, гибкий прут из ивы или металла. Наездник держит багет в руках за оба конца, слегка сгибая, и перепрыгивает через него, стоя на лошади. Балансе (от французского balancer - раскачиваться) - движение лошади в высшей школе верховой езды, когда животное попеременно заносит то одну, то другую переднюю вытянутую ногу далеко (до одного метра) в сторону, перемещая при этом тяжесть передней части тела с одной ноги на другую. Баллон (от французского ballon - полый шар) - искусственное препятствие в виде заклеенных бумагой двух обручей. Наездник прыгает с движущейся лошади сквозь баллон, прорывает бумагу и попадает снова на лошадь с другой стороны баллона. Иногда его называют зеркалом. Вольт (от итальянского voltata - поворот) - в коннном жанре крутой поворот налево или направо. Вольтиж, вольтижировка - гимнастические упражнения на лошади, бегущей по кругу рысью или галопом. Вольтижер - наездник, исполняющий номера конного вольтижа.

Высшая школа верховой езды - разновидность конного цирка, конно-наезднический номер, в котором всадник, находясь в седле, заставляет лошадь выполнять ряд движений в ритме музыки, сопровождающей номер, что создает у зрителей впечатление, будто лошадь танцует. Гурта (от немецкого Gurt - пояс) - подпруга с двумя устойчивыми поручнями по ее бокам. Неприметная принадлежность номеров жокеев и конной акробатики: опираясь на поручни, наездник исполняет на скачущей лошади различные вольтижные упражнения. Гарнировка (от французского garnir - украшать) - убранство лошади (сбруя, седла и пр.). Гарнировать - готовить лошадь к выходу на манеж.

Джигитовка - разновидность конного цирка, род трюковой езды. Артисты-джигиты выполняют на галопирующих лошадях в вихревом темпе серию труднейших трюков: оборот на полном скаку вокруг шеи и вокруг тела лошади, стрельба в цель из разных положений с мчащейся лошади.

Кабриоль (от французского cabriole - прыжок) - прыжок лошади с согнутыми передними ногами и вытянутыми задними. Крупада - прыжок лошади через искусственное препятствие с приземлением на задние ноги. Курс - финальный трюк в номере наездников-жокеев, прыжки с земли на круп лошади: наездник, стремительно разбегаясь, пересекает манеж и вскакивает ногами на круп неоседланной лошади, бегущей по кругу растяжным галопом. Панно (от французского panneau - плоскость) - цирковое седло, жесткий волосяной матрасик, облегающий спину лошади. Нужен для большей устойчивости наездника, который, стоя на нем, выполняет акробатические или жонглерские номера. Пезада (от итальянского posata, французского pesade - позиция) - позиция в высшей школе верховой езды: лошадь поднимается на дыбы и стоит на задних ногах почти вертикально ("свеча"). Хердель - искусственное препятствие из хвороста, которое лошадь преодолевает по ходу номера.

В российском цирке известна династия осетинских джигитов Кантемировых. Создатель конного ансамбля - Алибек Тузарович Кантемиров - дрессировщик лошадей, педагог. В 1924 году он организовал ансамбль джигитов, который продолжает выступать и сегодня, конечно уже в другом составе.

Читайте также: