Что такое камус лошади

Опубликовано: 08.05.2024


Россия богата своими территориями и особенно богата на снежные равнины и горы. Тысячелетиями жители нашей страны придумывали разнообразные способы передвижения по снежным пустыням. Самое популярное из них, несомненно, - это передвижение на лыжах. Но что делать, если лыжных троп нет и прокладывать их придется самостоятельно? Или трасса наполнена спусками, подъемами и труднопроходимыми местами? Обычных лыж будет недостаточно - и именно для этих целей был изобретен камус. Что такое камус - попробуем разобраться в этой статье.

История возникновения камуса

Камус - нехитрое приспособление. Это всего лишь подкладка под лыжи, помещенная на их скользящую поверхность и призванная помочь лыжнику избежать проскальзываний и улучшить общее сцепление с поверхностью. Его ворсистая поверхность позволяет лыжам легко скользить вперед и тормозит движение назад, цепляясь за поверхность снега.

Камус начали использовать еще в самые древние времена, с появлением первых лыж. Тогда его изготавливали в основном из шкур животных с жесткими волосами - из шкур лосей, лошадей или оленей. Самые северные народы применяли для этих целей и шкуры нерп, а также косулей и других редких животных.

Использовалась для изготовления в основном нижняя часть часть ног животных. Мех обрабатывали таким образом, чтобы он был максимально тонким и не слишком увеличивал объем лыж. Обработанный мех прикрепляли на скользящую поверхность лыж гвоздями или, если портить лыжи не хотелось, - пришивали его. Такой камус можно было впоследствии снять.

Охотничьи лыжи с камусом

Виды камусов

Самое главное в изготовлении камуса - нужно было сделать так, чтобы ворсинки шерсти шли строго вдоль движения лыж и ни в коем случае не уходили в стороны. Уходящие в стороны ворсинки заставляли лыжи вестись в разные стороны, а это могло быть не только неприятно, но и опасно, ведь сбиться с курса, потихоньку заворачивая в сторону, - это реальная проблема.

Различались камусы по виду шкуры, из которой они были изготовлены:

  • камусы из лосиных шкур были самыми крепкими и долговечными;
  • конские - позволяли очень легко скользить;
  • оленьи - использовались охотниками, кстати, такие охотничьи лыжи с камусом были самыми тихими в ходу.

Поверхность камуса

Современные камусы

Что такое камус в современное время? Сейчас большинство из них уже не изготавливаются из меха вышеупомянутых животных - на смену пришли искусственные материалы. Основными материалами для изготовления искусственных камусов являются синтетические ткани. Они позволяют обеспечить такой же комфорт, достаточно доступны в производстве и при этом не страдают животные.

Однако полностью отказа от меха животных не произошло - некоторая часть камусов изготавливается из меха арктических коз, так называемого мохера. К их недостаткам можно отнести то, что они не такие долговечные, как синтетические, и куда более дорогие. Однако профессиональные спортсмены и охотники предпочитают именно камусы из кожи, отдавая предпочтение их более тихому и плавному скольжению.

Искусственный камус

Как выбирать камус

С тем, что такое камус, уже все понятно, но встает вопрос о правильном его выборе. Для начала нужно определиться, для какой цели он нужен и где будет использоваться. Для повседневной езды на лыжах камус вообще не нужен, однако, если преодолеваемые дистанции большие или трасса сложная, он может пригодиться. Большинству подойдут приспособления, сделанные из синтетических материалов, ввиду их дешевизны и того, что они подходят под большинство простых задач. Тем же, кто собирается проводить на лыжах большую часть дня или покорять горы - стоит обратить внимание на камусы из кожи и меха.

Различаются они и по типу крепления к лыжам - сейчас их уже никто не прибивает гвоздями и не пришивает, в основном для этого используется клей или силикон. Однако тут есть некоторые нюансы:

  1. Специальный клей прочно удержит камус на лыжах, фиксация будет максимально надежная, но и грязь и мелкий мусор будут липнуть к лыжам куда сильнее.
  2. Силикон лишен этого недостатка, но и фиксация камуса будет не столь надежной.

В итоге большинство предпочитает именно клей, ведь прилипший мусор - это не так страшно, как отвалившийся на середине дистанции камус.

Современный камус

Что еще важно при выборе

Последним главным параметром, помимо типа камуса и его крепления, - является его ширина. Отзывы о камусах на этот счет противоречивы. Считается, что стандартный должен закрывать почти всю ширину лыж или быть лишь немного уже, оставляя непокрытым буквально сантиметр-два. Того же принципа придерживаются и производители современных камусов, делая их размером под стандартные лыжи или чуть шире, позволяя обрезать его под размер.

Однако все не так однозначно. Есть и методика обрезания покрытия до такого состояния, что оно клеится исключительно на середину скользящей поверхности лыж, тонкой полоской. Такой тип крепления позволяет добиться всех преимуществ использования камуса и при этом совершенно не затрудняет движение и не увеличивает вес лыж. Самым правильным будет проконсультироваться со специалистом при покупке камуса и лыж.

Лыжники в горах

Логическое заключение

Так что такое камус - просто прихоть лыжника или важная вещь? Все зависит от целей его использования. Охотникам и спортсменам он будет очень полезен, а любителям может и не понадобится. Фото камусов можно найти в этой статье и интернете, так же, как и советы по их подбору.

Камус - это полезный аксессуар для профессиональных лыжников, который, к тому же, можно не только купить, но и изготовить самостоятельно, как это делали люди на протяжении многих веков.


Самое ценное в унтах – это мех, его качеству нужно уделить особое внимание при выборе данной обуви. Традиционные унты изготавливаются только из камуса северного оленя, изюбря или лося.


Во-первых, камус - это шкура нижней части ног животных от копыта до колена, которая обладает наилучшей износостойкостью. Во-вторых, мех именно этих животных сохраняет тепло, как термос, имея трубчатую структуру ворса. В-третьих, камус обладает особой прочностью, что немаловажно при выборе обуви на несколько лет. Сейчас на рынке появились разные аналоги традиционных унтов, и покупателю, желающему приобрести, как говорится «самую теплую обувь в мире», стоит очень внимательно выбирать.

Например, унты из шкур коня или коровы (их производят в Китае), стоят заметно дешевле, но значительно уступают по теплоте и долгоноскости.

Качественная выделка обеспечит долгоноскость вашим унтам. Среди производителей существует несколько способов: ручная и механизированная, а также разными растворами - "молочная выделка" (кефиром, кислым молоком), неорганическими кислотами (серной, соляной) и органическими кислотами (уксусной, муравьиной). Неорганические кислоты со временем разрушают шкуру, особенно при попадании влаги, кефир будет привлекать моль.


Самая качественная и дорогостоящая выделка - механизированная органическими кислотами. Далеко не каждый производитель может себе позволить такую выделку, но именно она дает лучший результат и высокое качество меха.

Непрофессиональным взглядом выделку очень сложно проверить при покупке. Единственное, что можно посоветовать, это приобретать унты у надежных производителей.

Вы делка, которую мы используем - механизированная, органическая с применением импортных ингридиентов на разных этапах выделки.

Качество меха и в целом качество наших унтов подтверждено сертификатом соответствия ГОСТу.

Вариантов подклада на рынке много, но основные его задачи: быстро и хорошо сушиться, создавать ноге комфорт и не добавлять лишний вес унтам. Это главное, что нужно знать при покупке. Традиционные северные унты шьют с подкладом из тонких, легких тканей, которые долговечны в носке. Любой житель крайнего севера заверит вас, что в унтах за тепло отвечает исключительно камус и толстая подошва. Поэтому рекомендуем выбирать унты с более долгоноскими и комфорными материалами.

Мы в своем производстве используем три вида подклада на выбор:

1. ХИТ ПРОДАЖ! Шерстяной подклад. Содержит не менее 70% натуральной овечьей шерсти. Сочетание 70-80% шерсти и 20-30% синтетики позволяет сохранить все преимущества натурального волокна и сделать материал более носким. При этом он отлично «дышит» и не создает эффекта «прения». Такой подклад обладает всеми согревающими свойствами натурального меха, сохраняя свои потребительские свойства гораздо дольше, а значит, увеличивает срок службы унтов. Кроме того, шерстяной мех делает унты значительно легче, так как нет дополнительной шкуры, а ноге при этом мягко и она дышит.

2. Шинельное сукно. 100% овечья шерсть. Такой подклад натуральный, позволяет ноге дышать, не вышаркивается и также делает унты значительно легче. Чаще всего унты с таким подкладом носят в Якутии, а в Восточной Сибири он менее всего востребован, так как не обеспечивает ноге должный комфорт.

3. Стриженая овчина - мутон.Безусловно, мутон выглядит благородно, а ноге мягко и комфортно. Тем не менее, унты теряют свою легкость за счет наличия дополнительной шкуры, мех требует большего времени, чтобы просохнуть и со временем вышаркивается.

УДОБНАЯ КОЛОДКА И ПОДБОР


Унты должны быть удобными. Ведь вы хотите носить их в удовольствие, с комфортом. Удобство зависит как от колодок, так и от правильно подобранной под вашу ногу модели. Нашу продукцию мы делаем на специальных унтовых колодках, которые отлили на заводе по спецзаказу. На каждый размер ноги мы шьем несколько вариантов: узкие и широкие унты, с высоким и низким въёмом, с узким и широким голенищем. Но самое главное, продавцы фирменных магазинов «Айхал» знают, как подобрать унты так, чтобы покупатели легко надевали их без молнии, а нога хорошо фиксировалась. В таком случае покупатели говорят «нога спит», «нога как в тапочке».



Подошва должна быть многослойной с двойным войлоком, и учитывая, что зимы у нас теплее, чем на Крайнем севере, то обязательно должен присутствовать слой новопористой резины. Она защищает войлок от намокания. В отличие от микропора, который использовался раньше, новопор мягкий, легкий и морозоустойчивый, а значит, не лопается при низких температурах. Важно, чтобы у унтов была профилактика (тонкий в 2 мм слой рифленой резины). У унтов "Айхал" профилактика стоит на всех унтах и по всей длине подошвы. Она защищает нитки подошвы от истирания и делает унты нескользящими, а значит безопасными для вас. Роль профилактики очень важна и для увеличения срока службы унтов, так как она легко меняется, так же как набойки на обычных сапогах. Меняя раз в 2-3 года профилактику, вы избегаете износа подошвы (а замена подошвы гораздо дороже и сложнее).

При правильной эксплуатации, грамотно выбранные и подобранные по размеру унты прослужат вам и 5,и 7 лет. А главное, спасут ваши ноги даже от самых лютых морозов!


Россия богата своими территориями и особенно богата на снежные равнины и горы. Тысячелетиями жители нашей страны придумывали разнообразные способы передвижения по снежным пустыням. Самое популярное из них, несомненно, - это передвижение на лыжах. Но что делать, если лыжных троп нет и прокладывать их придется самостоятельно? Или трасса наполнена спусками, подъемами и труднопроходимыми местами? Обычных лыж будет недостаточно - и именно для этих целей был изобретен камус. Что такое камус - попробуем разобраться в этой статье.

История возникновения камуса

Камус - нехитрое приспособление. Это всего лишь подкладка под лыжи, помещенная на их скользящую поверхность и призванная помочь лыжнику избежать проскальзываний и улучшить общее сцепление с поверхностью. Его ворсистая поверхность позволяет лыжам легко скользить вперед и тормозит движение назад, цепляясь за поверхность снега.

Камус начали использовать еще в самые древние времена, с появлением первых лыж. Тогда его изготавливали в основном из шкур животных с жесткими волосами - из шкур лосей, лошадей или оленей. Самые северные народы применяли для этих целей и шкуры нерп, а также косулей и других редких животных.

Использовалась для изготовления в основном нижняя часть часть ног животных. Мех обрабатывали таким образом, чтобы он был максимально тонким и не слишком увеличивал объем лыж. Обработанный мех прикрепляли на скользящую поверхность лыж гвоздями или, если портить лыжи не хотелось, - пришивали его. Такой камус можно было впоследствии снять.

Охотничьи лыжи с камусом

Виды камусов

Самое главное в изготовлении камуса - нужно было сделать так, чтобы ворсинки шерсти шли строго вдоль движения лыж и ни в коем случае не уходили в стороны. Уходящие в стороны ворсинки заставляли лыжи вестись в разные стороны, а это могло быть не только неприятно, но и опасно, ведь сбиться с курса, потихоньку заворачивая в сторону, - это реальная проблема.

Различались камусы по виду шкуры, из которой они были изготовлены:

  • камусы из лосиных шкур были самыми крепкими и долговечными;
  • конские - позволяли очень легко скользить;
  • оленьи - использовались охотниками, кстати, такие охотничьи лыжи с камусом были самыми тихими в ходу.

Поверхность камуса

Современные камусы

Что такое камус в современное время? Сейчас большинство из них уже не изготавливаются из меха вышеупомянутых животных - на смену пришли искусственные материалы. Основными материалами для изготовления искусственных камусов являются синтетические ткани. Они позволяют обеспечить такой же комфорт, достаточно доступны в производстве и при этом не страдают животные.

Однако полностью отказа от меха животных не произошло - некоторая часть камусов изготавливается из меха арктических коз, так называемого мохера. К их недостаткам можно отнести то, что они не такие долговечные, как синтетические, и куда более дорогие. Однако профессиональные спортсмены и охотники предпочитают именно камусы из кожи, отдавая предпочтение их более тихому и плавному скольжению.

Искусственный камус

Как выбирать камус

С тем, что такое камус, уже все понятно, но встает вопрос о правильном его выборе. Для начала нужно определиться, для какой цели он нужен и где будет использоваться. Для повседневной езды на лыжах камус вообще не нужен, однако, если преодолеваемые дистанции большие или трасса сложная, он может пригодиться. Большинству подойдут приспособления, сделанные из синтетических материалов, ввиду их дешевизны и того, что они подходят под большинство простых задач. Тем же, кто собирается проводить на лыжах большую часть дня или покорять горы - стоит обратить внимание на камусы из кожи и меха.

Различаются они и по типу крепления к лыжам - сейчас их уже никто не прибивает гвоздями и не пришивает, в основном для этого используется клей или силикон. Однако тут есть некоторые нюансы:

  1. Специальный клей прочно удержит камус на лыжах, фиксация будет максимально надежная, но и грязь и мелкий мусор будут липнуть к лыжам куда сильнее.
  2. Силикон лишен этого недостатка, но и фиксация камуса будет не столь надежной.

В итоге большинство предпочитает именно клей, ведь прилипший мусор - это не так страшно, как отвалившийся на середине дистанции камус.

Современный камус

Что еще важно при выборе

Последним главным параметром, помимо типа камуса и его крепления, - является его ширина. Отзывы о камусах на этот счет противоречивы. Считается, что стандартный должен закрывать почти всю ширину лыж или быть лишь немного уже, оставляя непокрытым буквально сантиметр-два. Того же принципа придерживаются и производители современных камусов, делая их размером под стандартные лыжи или чуть шире, позволяя обрезать его под размер.

Однако все не так однозначно. Есть и методика обрезания покрытия до такого состояния, что оно клеится исключительно на середину скользящей поверхности лыж, тонкой полоской. Такой тип крепления позволяет добиться всех преимуществ использования камуса и при этом совершенно не затрудняет движение и не увеличивает вес лыж. Самым правильным будет проконсультироваться со специалистом при покупке камуса и лыж.

Лыжники в горах

Логическое заключение

Так что такое камус - просто прихоть лыжника или важная вещь? Все зависит от целей его использования. Охотникам и спортсменам он будет очень полезен, а любителям может и не понадобится. Фото камусов можно найти в этой статье и интернете, так же, как и советы по их подбору.

Камус - это полезный аксессуар для профессиональных лыжников, который, к тому же, можно не только купить, но и изготовить самостоятельно, как это делали люди на протяжении многих веков.

Материал. В современных камусах используются два вида материала, мохер (шерсть ангорской козы) и нейлон (в каталогах производителей часто «синтетика»). Мохер гораздо лучше скользит, что требует меньшей затраты сил лыжника, но и изнашивается гораздо быстрее, кроме того он легче и более компактен при переноске. Мохер меньше подвержен налипанию снега, т.к. обладает естественной защитой от намокания — той, что была еще у козы. Нейлон более дешев и более долговечен, однако он не так хорошо скользит и у него больше вероятность налипания снега. Большинство производителей также использует комбинацию мохера и нейлона, чтобы создать микс, который использует преимущества обоих материалов. Ниже будет приведена таблица — результаты сравнения камусов, которое провел Швейцарский институт снега и лавин.

Ширина. Выбирая ширину камуса следует помнить, что они ни в коем случае не должны выступать за края лыж. Для классических лыж (докарвинговых) следует выбирать камус на 5 мм уже талии. Для современных лыж нужен камус по форме лыжи. Часть камусов продаются уже готовыми под наиболее распространенные модели лыж (в России не представлены), другой вариант — купить широкий камус под обрезку (cut-to-fit, trim-to-fit) и придать ему форму ваших лыж. Еще один вариант камуса специально для широких фрирайд-лыж (110 мм и шире), легкий и не требующий подрезки по форме лыжи — называется Split — это две полосы камуса шириной по 35 мм, которые клеятся вдоль кантов. Его рекомендуют для коротких простых подъемов.


G3 крепеж для камуса Tip and Tail
Крепление. Большинство камусов пристегивается к носку и пятке лыжи (бывают крепления только на носок или камус вообще без креплений), т.к. нельзя полагаться только на клей, который нанесен на камус и удерживает его на лыже по всей длине. Каждый производитель разработал свои крепления, но все они схожи и работают примерно одинаково. Заменить клипсы может потребоваться лишь в исключительном случае, а вот обновлять клей придется раз в пару сезонов, в зависимости от интенсивности использования. Между поездками убедитесь, что клей на камусе не остается открытым — это может привести к высыханию клея. Чтобы проверить состояние клея, соедините камуса вместе и попробуйте их разъединить. Если они раздираются легко, то стоит обновить клей перед следующей поездкой. Для этого можно использовать ленту с клеем (клей переносится на камус с помощью горячего утюга) или клей в тюбике (выдавить на камус и равномерно размазать куском пластика).

Contour лента с клеем для камуса 100 мм

Contour клей для камуса 75 мл

Cheat Strips. Это новинка, призванная упростить снятие-одевание камусов. Вместо того, чтобы свернуть камус пополам клеем внутрь, вы кладете между двумя камусами Cheat Strips, сделанный из пластиковой сетки, и вам будет гораздо проще разъединить камуса, когда вы вновь решите наклеить их на лыжи. Кроме того клей при таком способе служит намного дольше.

Contour протектор Protektive 110 мм

На горе. Во время поездки старайтесь держать камуса сухими и чистыми. Если вы собираетесь надевать и снимать камуса несколько раз в течение дня, держите их в кармане ближе к телу или оберните вокруг талии под одеждой (особенно важно при холодной погоде). Важно сохранять камус в тепле, чтобы клей хорошо приставал к лыже. Когда камуса одеты на лыжи, начинайте двигаться, как можно быстрей: давление также помогает камусам лучше прилипнуть к лыже. В конце дня, дома, повесьте камуса на просушку, прежде чем свернуть их на ночь. Если вы спите в палатке, возьмите их на ночь в спальный мешок.

Если ваши камуса отклеиваются. Если вы следите за камусами и используете их должным образом, то нет никаких причин, чтобы они отклеивались, но часто у кого-нибудь такие проблемы возникают и важно знать, что делать в таком случае. Прежде всего убедитесь, что камуса хорошо приклеены, прогладив с усилием вдоль каждый камус от носка к пятке, уделив особое внимание участкам около креплений, где проблема наиболее вероятна. Если камуса начинают отклеиваться, возьмите кусок серого скотча и прилепите его обратно, пока положение не ухудшилось. Продвинутые ски-туристы наматывают немного скотча для этих целей на лыжные палки. Есть также решение от производителя — подушечки с клеем (типа двустороннего скотча).

Если камус отклеивается целиком — у вас проблема — т.к. вам надо очистить клей от снега и воды, чтобы получить шанс все-таки приклеить камус, что отнюдь не легкая задача. Во-первых, потрите клеевой стороной о ваши штаны, чтобы как можно больше снега стало водой и намочило ваши штаны, затем, если это возможно повесьте камус клеевой стороной к солнцу на несколько минут для просушки. После этого очень полезно воспользоваться клеевым спреем.

Coll-tex Клей-спрей для камусов

Если на камуса налипает снег. В теплые дни и особенно после свежего снегопада снег, прилипающий к камусам, может стать серьезной проблемой. Лучший способ защиты от этого явления — предварительное нанесение парафина (специального для камусов или обычного для скользяков). Такая обработка также улучшить скольжение, так что имеет смысл взять небольшой запас парафина в длительное путешествие. При первых признаках налипания, попробуйте чеканить шаги, чтобы отряхивать снег при каждом шаге или, если налипло уже много, почистите камуса, проводя по ним палкой вверх и вниз. Если у вас есть с собой кусок парафина или жидкий парафин, используйте его сейчас (просто натрите камус парафином), иначе все вскоре повторится снова. Можно использовать также различные спреи скольжения, но они работают меньше по времени и хуже.

Contour спрей для камуса 200 мл

Как обработать камус парафином (метод горячего утюга). Этот метод заимствован из горнолыжного мира, где обработка парафином позволяет улучшить скольжение и обогнать конкурентов. Для всех же видов ски-тура — это простой и очень эффективный способ предотвращения проникновения частиц воды и льда в камуса — что в свою очередь улучшает скольжение и предотвращает налипание снега и предотвращает отклеивание камуса (без обработки камус пропитывается водой, а мокрый камус на лыже не держится). Все, что вам для этого нужно, — это немного парафина для камуса (обычный лыжный парафин тоже хорошо работает), старый домашний утюг и 10 минут в запасе. Если камуса сложены пополам — обработайте каждую сторону поочередно или, если у вас есть старая пара лыж, на которых вы не катаетесь, наклейте камуса на них на время обработки (не используйте лыжи, на которых вы катаетесь, т.к. разогретый клей, проникает не только в камуса, но и в скользяк лыж).
— Включите утюг в холодный режим (в идеале — 60 градусов).
— Натрите поверхность камуса хорошим слоем парафина (по шерсти или против не имеет значения)
— Прогладьте воск в течение примерно 60 секунд. Ведите утюг строго по направлению шерсти.
— Натрите камус парафином еще раз и повторите глажение (можно и в третий, если есть желание).

Contour парафин для камуса Wax

Теперь ваши камуса хорошо пропитаны парафином и будут хорошо работать в любых условиях. Обратите внимание, что когда вы первый раз пойдете на камусах после обработки, они будет скользить очень плохо в первые пять минут. За это время с них сотрутся излишки парафина и после этого должно произойти заметное улучшение в работе камусов.

псследования камусов. Недавнее исследование Швейцарского института снега и лавин (SLF) свойств сцепления и скольжения для разных материалов, из которых изготавливаются камуса показали, что качество сцепления зависит от длины волокон, а не от используемого материала (более длинные волокна — лучшее сцепление).

Скольжение наоборот зависит только от использованных материалов, особенно при более низких температурах, которые бывают по утрам. При теплых температурах (0-4) чистый мохер всегда дает лучшее скольжение, достаточно близко к нему микс, но оба значительно лучше, чем чистая синтетика. При более низких температура (от -4 до — 15) результат будет еще более различным: скольжение мохера улучшится, микс будет скользить также, а скольжение синтетики резко ухудшиться.

исследование Швейцарского института снега и лавин

Учитывая, что миксовые камуса служат в 3-4 раза дольше, чем чистый мохер, мы рекомендуем их как наилучший вариант для большинства ситуаций. Если же для вас важна наивысшая скорость, например в гонках, тогда ваш выбор однозначно мохер, но и менять их придется значительно чаще.

Производители:
Coll-tex (есть в России) — производит только камуса
http://colltex.ch

Contour (есть в России) — производит только камуса


У кого-то начинается слюноотделение от хлопка открывающейся бутылочки пива, а у настоящих скитурщиков похожие процессы в организме запускаются при звуке отдираемого от сетки камуса (синонимы: меха, скины, skins). И вот меха на лыжах, ботинки встёгнуты, и вы пошуршали наверх, туда, ввысь, к блаженству спуска в бездонном паудере.

Мы порой недооцениваем значение этого не самого дорогого, но одного из самых важных элементов экипировки любого скитуриста. Тем не менее, от правильно подобранных мехов зависит многое: не только степень получаемого удовольствия, но и безопасность. Постараемся дать вам пару советов по выбору, использованию и подгонке.

Немного истории

Итак, небольшой экскурс в историю и пара общеизвестных фактов: изначально камуса – мех животных (в зависимости от региона, оленей или морских млекопитающих: тюлени, нерпы, котики) – использовались охотниками (и поныне). Это были кусочки меха с однонаправленным ворсом, они крепились к лыжам так, чтобы лыжи скользили только вперёд без отдачи назад. Проблема таких камусов, помимо солидного веса, в том, что зверюшек жалко. И вот уже лет 70 камуса делают из мохера (шерсть коз ангорской породы (азиатской)). На данный момент такие меха обладают лучшими характеристиками: отличное сочетание скольжения и цепкости, хотя износостойкость хороша лишь в достаточной мере (хуже, чем у синтетики), и при этом высокая стоимость (чем больше ворсинок на удельную площадь, тем камуса лучше и дороже). Поэтому на рынке появились камуса, использующие синтетический ворс (нейлон, в основном). Полная синтетика спросом практически не пользуется, несмотря на небольшую цену и высокую износостойкость, скользит она плохо, совсем никак. По этой причине наибольшее распространение получили миксовые меха: 70% синтетики и 30% шерсти (другие процентные констелляции возможны). Они оптимальны по сочетанию всех характеристик. Имеются на рынке и экзоты, когда-то это был Snakeskin от Voile – фактически, довольно толстая (и, к сожалению, тяжёлая) резиновая лента с поперечными насечками, которые при натяжении ленты на лыжу (растягивать приходилось до 15 см, что непросто на морозе и ветре) "раскрывались" в одну сторону и делали ленту похожей на чешую. Ну, и последняя новация от Fischer: Fischer Profoil – пластиковая чешуя. Такую конструкцию подглядели, видимо, у одного нашего умельца, собравшего камус из кадров целлулоидной киноплёнки (как чешую). Ну, а кто-то просто обматывает лыжу верёвкой. Идти вверх можно, а вот скользить. ))


Способы крепления камусов

По способу крепления скинов на лыжи можно выделить несколько категорий. Понятно, что натуральный мех просто прибивали к деревянным лыжам. Некоторые "аутентичные" охотники, не желающие использовать такое достижение цивилизации, как двухсторонний скотч, до сих пор так и поступают. Но мы, горнолыжники, пошли другим путём: на ту сторону камуса, которая к лыже, нанесён клей, который не теряет своей клейкости (при соответствующем уходе) довольно длительное время (20-25 скитурных походов). Это группа камусов (пока наиболее многочисленная) "на клеевой основе", но в последнее время появились бесклеевые камуса, не имеющие недостатков клеевых (о которых расскажем ниже). К скользяку они не приклеиваются, а как бы присасываются, подобно лапкам геккона к гладкой поверхности (первая фирма, их выпустившая, так и назвала: Gecko). Если упрощённо, то принцип действия в молекулярном притяжении (адгезии) силикона (акрила) к скользяку.

Помимо того, что камус крепится к лыже всей своей длиной (за редким исключением, например у Atomic передние сантиметров 30 не клеятся), имеется дополнительная фиксация на пятке и носке лыжи (или просто носке). Эти фиксации, в зависимости от производителя, могут быть самыми разнообразными: бугельные, скобы, крючки, инсерты, с натяжением на носке или пятке или вообще без натяжения. Voile Snakeskin, к примеру, крепился просто четырьмя ремешками. Кстати, такие ремни-стрэпы рекомендуется иметь всегда с собой в походе на случай, если камус перестанет вдруг держаться на лыже.


Достоинства и недостатки разных видов камусов


Теперь подробнее остановимся на достоинствах (недостатках) всех вышеперечисленных типов мехов (в зависимости от материала или фиксации).

Мохер быстро вытирается, лысеет (быстро по сравнению с синтетикой), требует постоянного ухода (пропитка водоотталкивающими спреями, мазями, чтобы между намокшими ворсинками не набивался снег и не образовывался лёд, что ухудшает скольжение и увеличивает вес). Хотя ангора изначально (от природы) обладает высокой износостойкостью и не набирает влагу, но если вы, вдруг, попали на весеннем ски-туре лыжей в воду (ручей, к примеру) следует остановиться и просушить камус. Эффективней всего протереть кухонным полотенцем из микрофазера, оно хорошо всасывает влагу и ничего не весит.

Проверить водоотталкивающие свойства так же просто, как и у мембранной одежды: вода на поверхности ворса должна собираться в капли, а не впитываться. Натирают мохер и для лучшего скольжения. Есть специальные мази для камуса, но можно брать и лыжный парафин.

Спрей можно распылять только над камусом, наклеенным на лыжу. Если это делать, когда он на сетке, то неизбежно затекание пропитки с краёв на клеевой слой (что убийственно для него). Пропитка (перед ски-туром) должна хорошо просохнуть. Наносить её рекомендуется через каждые 5 походов.

Хранится мохеровый камус в сухом, прохладном и проветриваемом месте (иначе просто протухнет, как любая шерсть во влаге). Сушить после катания нельзя под солнцем и на батарее (это же касается и клеевых камусов, о которых подробнее далее). Сушат камус наклеенным на специальную плёнку (на которой он продаётся, или так называемый "рукав"). Хранить клеевые камуса сложенными друг с другом клеевыми сторонами строго запрещено, потом не разлепить, а если получится, то скорее всего, с фатальными последствиями (клей вырвет клей из другого места). Исключение: короткое время на холоде, когда снимаете камус, и нет времени или возможности натянуть его на сетку. Тогда их просто кидают в рюкзак, но только на холоде!
Новый камус от Fischer должен (как уверяет производитель) решить все вышеперечисленные проблемы: в отличие от шерсти, не требует специального ухода, неприхотлив в хранении и отлично скользит по сравнению с синтетикой.

Клеевые камуса требуют внимания и при использовании: клей легко собирает на себя всякий мелкий мусор, камешки, ветки, иголки, которые по возможности необходимо удалять пинцетом, иначе портится не только клеевой слой, но и сама основа камуса, а порой и скользяк (от мелких острых камней). Как говорилось, аккуратней с высокими температурами при хранении и просушке: клей пересыхает и быстрее теряет своё главное свойство - "клейкость". Но предостережём и тех, кто перед ски-туром оставит камус в слишком холодном месте (на улице или в стоящей там машине). Он просто не приклеится, поэтому лыжи перед нанесением на них камусов должны быть не только чистыми и сухими (обязательное условие), но и, по возможности, не слишком холодными. Поэтому, если условия похода не дают возможности крепить камуса сразу в тепле, рекомендуем нести их до точки старта ски-тура не в рюкзаке, а под курткой. Для этого во многих моделях имеются специальные нагрудные внутренние карманы. Заметим, что камуса одеваются непосредственно перед походом или коротко за, но никак нельзя оставлять их на ночь в тепле, натянутыми на лыжи: увеличивается шероховатость клеевого слоя (он принимает форму неровностей и царапин на скользяке), неравномерно отлипает, может остаться на скользяке, а может выдрать заплатку (если такие имеются) из скользяка. Со временем клеевой слой в любом случае теряет "клейкость", которую можно тем или иным способом восстановить. На ходу это делается с помощью специального спрея или патчей, которые надо сразу же снять со скользяка после демонтажа камуса. Или более кардинально: старый слой клея удаляют полностью скребком-утюжком и наносят новый (спрей или клеевую ленту).

От большинства вышеперечисленных недостатков избавлены бесклеевые камуса. Они практически не набирают мусор, а то, что прилипло, можно смыть под струёй тёплой воды. Их можно складывать вместе, они не теряют клейкость (заявлено), соответственно, не требуется со временем замена клеевого слоя.

Промежуточные выводы: для кого какие камуса лучше подходят

1. Мохер (100%) – благодаря его цепкости и скольжению используют на соревнованиях.

2. Синтетика (100%) – дешёвые, износостойкие, хорошо подойдёт для определяющихся новичков.

3. Микс шерсти и синтетики даёт оптимальный компромисс скольжения, цепкости, износостойкости, цены. Подойдёт для скитуристов как "ходящих" от случая к случаю, так и занимающихся этим постоянно.

Типы фиксации на концах лыж

По типу фиксации камусов на концах лыжи можно тоже выделить несколько групп:

1. Зацепка на носке лыжи крючками или бугелем (из металла или пластика).

2. Зацепка на носке лыже крючками или бугелем (из металла или пластика), и натяжка с крючком (типа camlock-system) на пятке. Применяется, в основном, на лыжах с талией больше 80 мм Камус с такой фиксацией хорошо держится даже на длительных ски-турах. Недостаток: вес.

3. Зацепка при помощи инсертов (на камусе), ответное отверстие в носке лыжи. Преимущества: небольшой вес, быстрота и надёжность фиксации.

4. Фиксация с натяжкой на носке используется спортсменами для быстрейшего монтажа (демонтажа) камуса только в рэйсовых моделях некоторых производителей (Dynafit, Ski-Trab).


Критерии при выборе камуса

Некоторые производители предлагает камуса, точно подходящие под геометрию вашей лыжи. Но в большинстве случаев вам (или мастеру) придётся нарезать камус под вашу лыжу (о процессе выбора размера заготовки и самой обрезке ниже). Камус должен закрывать полностью рабочую (контактную со снегом) поверхность лыжи, оставляя свободным кант (он должен цеплять на льдистых склонах).

2. Тип вашего ски-тура

Спортсмены выбирают клеевые камуса с определённой фиксацией на лыже (обговаривалось выше). Материал зависит от вида соревнований и снега.

Скитуристы (от случая к случаю), предпочитающие качественный материал, берут мохер (на клеевой или бесклеевой основе) с простой фиксацией на носке лыжи.

Начинающим лучше брать бесклеевые миксовые камуса с фиксацией на носке и пятке.

Несколько коротких советов

1. Не одевать камуса слишком рано

2. Камус и скользяк при монтаже должны быть сухими и не слишком холодными

3. Снимать и одевать камус стоя (уменьшаются шансы касания о снег)

4. Клеящиеся поверхности никогда не держите склеенными вместе (только на сетке или "рукаве")

5. Сушить при комнатной температуре (камус в это время должен быть на пластиковой плёнке, на которой продаётся)

6. Хранить лучше в прохладном, проветриваемом месте без света, пыли и влаги

7. Клеевой слой держать в чистоте (по возможности)

8. Сухой ворс лучше скользит и цепляет (влага в нём превращается в быстрорастущие льдинки)

9. Всегда имейте с собой немного монтажного скотча – многофункциональное средство первой помощи вашему инвентарю (и не только камусам)

10. Помечайте свои камуса, чтобы не перепутать с чужими

Заключение

Ну, и в заключение коротко остановимся на подгонке камусов к вашим лыжам. Ничего экстраординарного в этом процессе нет, но нужно обращать внимание на некоторые детали. Конечно, можно в комплекте с лыжами купить подходящие скины и дальше не читать. Но если фабричные вас по какой-либо причине не устраивают (цена, материал, кого-то цвет), то придётся купить полуфабрикат. Многие производители выпускают такие: заданной длины (для лыж с длиной от. и до. и так несколько диапазонов) и ширины (с определённым шагом, через каждые 10-20 мм), с предустановленной фиксацией носка (в основном). В таком случае вам остаётся нарезать камус по геометрии своей лыжи и установить фиксацию пятки. Но можете и предоставить эту операцию работникам магазина, имеющим соответствующую квалификацию. Самый бюджетный вариант: купить ленточный камус, продающийся на метры и крепёжный набор (ссылка) и нарезать, соответственно, самому. Может случиться и так, что камус от ваших предыдущих лыж (или вы приобрели уже нарезанный second-hand) подходит на новые, ну, или почти подходит. В такой ситуации всё зависит от того, насколько вы готовы мириться с "допусками" – зазорами по длине и ширине. Вот, в докарвинговую эпоху всё было просто: прямые ленты со стандартной шириной около 60 мм, так что оставалось только концы на разную длину подгибать.

Как мы уже говорили, камус должен покрывать всю рабочую поверхность лыжи (но варианты, в зависимости от производителя, возможны: специальный материал в передней части длины – более износостойкий), оставляя свободными только канты по всей длине. Поэтому, к примеру, если максимальная ширина (обычно в носке) лыжи 135 мм, то лучше брать камус под обрезку с шириной 140 мм (а то и больше, если цена одинаковая), чем 130-ый. Причина простая: более широкий камус обрезать удобней. По идее 130 подойдёт тоже, но вырез может получиться неровным (в том месте, где нож начинает резать материал). Некоторые лыжники берут камус по ширине талии (т. е. самое узкое место лыжи), но в таком случае большая площадь скользяка рядом с кантом остаётся незакрытой, а это критично на траверсах по жёстким склонам, лыжа будет соскальзывать вбок.



Главное требование к режущему инструменту - его острота, а так это может быть обычный нож или teppichmesser. Но обычно в комплекте с камусом и фиксацией идёт и специальный резак. Пользуясь им, не требуется переклеивать камуса при обрезке (чтобы геометрия камуса была точно уже геометрии лыжи на две ширины канта), он сразу обрезает меньше на ширину канта с каждой стороны. Следите, чтобы отделившиеся при резке ворсинки не попадали на клеевую сторону, используйте пылесос. После обрезки можно оплавить края камуса. Резать только по направлению ворса от носка к пятке, движение должно быть уверенным и желательно без остановки. Второй рукой следует оттягивать отрезаемый камус, поэтому лыжа должна быть зафиксирована, чтобы не придерживать её третьей рукой (по причине её отсутствия). Если лыжу зафиксировать не можете, используйте руку друга. Когда устанавливаете заклёпки на фиксацию пятки, бейте молотком не сильно, так как заклёпки довольно мягкие. Если пяточная фиксация уже установлена, вам остаётся только подогнать её под длину лыжи (обычно это резиновый ремешок, фиксирующийся на пятке лыжи с небольшим преднатягом системой camlock). Более подробные инструкции всегда прилагаются в комплекте со скинами. Чуть не забыл: перед покупкой такого комплекта удостоверьтесь в том, чтобы фиксация пятки и носка (прилагающиеся) подходили к вашим лыжам. Здоровья вам!)

Читайте также: