Что такое купание красного коня в массаже

Опубликовано: 22.04.2024

"Разве это безобразное красное пятно в виде силуэта лошади и уродливо нарисованной фигуры голого всадника, закрашенного жёлтой краской, – это искусство, живопись? Подумайте, какое художество? Какая оригинальность, какое творчество в подобном замысле? Синяя вода, жёлтый человек, красный конь. Почему еще не зелёный?!"

Эти строки "Купанию красного коня" посвятил другой знаменитый русский художник, Илья Репин, после посещения выставки на Мясницкой улице опубликовавший целую разгромную статью в газете "Новое время".

Современники Петрова-Водкина приняли картину с большим трудом. Один из его учителей - Бакст - видел в ней признаки гениальности и нового стиля. Бенуа же считал, что полотно довольно нелепо и бессмысленно. Разумеется, обилие красного на картине дало повод сравнить "Купание красного коня" с полотнами Матисса и поразмышлять о том, какая же это вульгарщина и мазня. Но это был 1912 год.

О чем же изначально была эта картина? Искусствоведы делятся на тех, кто верит в версию с революционным подтекстом, и тех, кто видит в "Купании красного коня" сугубо религиозные смыслы. Объясняю почему:

  • Петров-Водкин вдохновлялся религиозной живописью, боготворил Новгородскую иконопись и картины знаменитого итальянского художника Раннего Возрождения - Паоло Уччелло. Разумеется, это наложило отпечаток на его стиль, изображение людей и природы. Лица людей похожи на иконописные лики, а жесткие складки одежды, тонкие, вытянутые фигуры, изящные пальцы - чудесные детали, пришедшие к нам из Италии XV века.
  • Огромное количество полотен Петрова-Водкина повторяют религиозные сюжеты или имеют к ним явные отсылки. Например, у художника есть целая серия работ, которые называют "русскими Мадоннами". Судите сами. Последняя картинка - Мадонна с Младенцем Паоло Уччелло:

Кузьма Петров-Водкин. 1918 год в Петрограде (Петроградская мадонна). 1920. ГТГ [Источник Культура.РФ: https://www.culture.ru/materials/145841/kuzma-petrov-vodkin-kak-syn-sapozhnika-khudozhnikom-stal#material_146063-1 ]

Разгадываем

Разгадываем

Разгадываем

Разгадываем

Разгадываем

  • Есть версия, что красный конь отражает тело нашей страны, объятой революцией, а прекрасный юнец на нем - это душа страны. Однако, на мой взгляд, и здесь все гораздо проще. Во-первых, красный конь - это классическое животное "не из этого мира". Например, на красном коне сидит Георгий Победоносец на многих иконах. Или Михаил Архистратиг:

Икона XVII века. Архистратиг, предводитель воинства небесного, Архангел Михаил скачет на красном крылатом коне, трубит и попирает дьявола.

Кстати, у Петрова-Водкина есть реальное предсказание, которое действительно исполнилось.

Но это грустная история. Будучи юным и сватаясь к такой же юной девушке по имени Лиза, он как-то похвастался, что умеет предсказывать будущее по руке. После долгих уговоров, он предсказал будущее своей невесты: "Через полгода ты умрешь". Так и произошло: девушка скончалась от скарлатины.

Ну а постоянное сравнение с Матиссом совсем не случайно. Вы только посмотрите, как похожи по цвету, пластичности, ритму, гармонии эти два полотна.

Петров-Водкин. Мальчики, 1911

Матисс. Танец, 1910

Кстати, забавно, как время меняет отношение к искусству и превращает его в часть обыденной, повседневной жизни. Удивительное свойство нашей культуры (и отчаянная тяга к прекрасному, разумеется). Казалось бы, такое серьезное и мощное полотно, как "Купание красного коня". И вот оно уже становится забавным принтом на носках.

Носили бы такие? Или чересчур?

Разгадываем

Спасибо что дочитали! Ставьте лайк, если статья понравилась. И не забудьте подписаться: так вы точно не пропустите новые выпуски "Очень странного искусства" ;)

Эту историю мне прислала пикабушница: @sophokla

Далее полностью цитирую её послание:

У нас с мужем с самого начала очень честные дружеские отношения, мы научились говорить о своих желаниях, делиться фантазиями, обсуждать разные возможные эксперименты. На втором году совместной жизни мы вдруг выяснили, что оба интересовались эротическим массажем, но дальше поверхностного серфа в гугле ни у одного из нас не заходило.

Что ж, вызов принят. Потребовалось около полугода, чтобы разобраться что именно мы ждём от такого массажа, хотим мы пойти вместе или порознь, как найти достойный салон, сколько это стоит, что может пойти не так и насколько это безопасно.

Однажды мы просто решились поехать и взглянуть. Может быть попробовать, если понравится увиденное в салоне, но это необязательно. Сама мысль возбуждала, мы были заинтригованы и вели себя как подростки – нагуглили пару адресов недалеко от дома, прыгнули в машину и поехали смотреть девчонок.

На тот момент мы уже приняли решение, что это будет совместный поход в одну комнату к паре девушек, поскольку у меня за плечами значительный бисексуальный опыт, девушки меня возбуждают, а мужу интересно на это посмотреть.

Знаете, о чем мы забыли договориться? Как мы сами будем с ним взаимодействовать в этой ситуации. Точнее, мне казалось, что я вполне дала понять: хочу прелюдию в виде парного массажа, а потом придаться утехам наедине с любимым человеком. WRONG! Мужчина не понимает намеков, он не может додумывать за тебя, особенно когда увлечен разглядыванием выдающихся форм массажисток на сайте салона 

Вывод номер раз: договорившись о сексуальном эксперименте со своей половиной, обсудите все детали максимально подробно! А лучше подпишите соглашение в двух экземплярах, чтобы потом никаких неожиданностей и претензий. Проговорите сценарий.

Пунцовые от смущения и возбуждаемые любопытством мы ехали на каршере по первому адресу, владея лишь следующей информацией: там будет закрытое помещение, администратор, несколько комнат, 5-10 девушек совершенно разной наружности (совсем не те, что на сайте, кстати), нам предложат выбрать программу, попросят предоплату, предложат помыться и отведут в комнату с двухместным татами и одноразовой простыней. Всё! Больше никаких данных.

Первое заведение оказалось без вывески и в подвале с закрытой на замок дверью. Долго мялись у входа, позвонили в домофон, ждали. Минут через 7 дверь открыла миниатюрная весьма помятая девушка неопределенного возраста от 17 до 35 в откровенной майке-платье и сланцах. Администратор? Фиг её знает, скорей всего одна из массажисток. Они сами себе администраторы. Настоящий бл*дюшник, пахнет хлоркой, сауной и грязным бельем. Нас провели по «салону», никого нигде нет, тишина, довольно яркое освещение. В дальнем помещении небольшой бассейн, сауна и диван, на который нас ловко усадили и оставили одних подумать. Потом привели девчонок, 5 или 7 штук, точно не помню, лица уставшие и недовольные. Короче, сбежали оттуда, неловко отмазываясь, что мы «только посмотреть и вообще не собирались».

Вырвавшись на улицу, ржали, как школьники. Тут бы нам и прекратить эти бессмысленные поиски, поехать домой да потрахаться нормально, но знаете, что произошло в этот момент? Глаза мужа заблестели неведомым мне доселе блеском. Ладно, дорогой, мы с тобой ребята настойчивые, мы пройдем этот квест «Найди в Москве нормальный массажный салон».

Вышли наружу, вдохнули ночной город и решили, что с нас довольно, про салоны массажа нам все понятно, больше нет смысла искать и смотреть.

Вот только этот незакрытый гештальт теперь раздражал нас обоих, мы уже не смущались, мы злились, что рекламодатели нас обманули, что в таком огромном городе нет нормального заведения, где приличная семейная пара могла бы с пользой и интересом провести вечер выходного дня.

Пока муж вел машину в сторону дома через центр – я отчаянно гуглила и размышляла: «так, нужен системный подход, есть элитные спа-центры, есть стрип-клубы для состоятельных мужчин, есть для женщин, есть закрытые места, куда только по приглашению и знакомству, значит и эта услуга для среднего класса тоже где-то есть, сортируем по цене и близости к центру. Ага! Есть! Цены втрое выше, чем в предыдущих местах, самый центр города, фотки на гугле с вывеской и точным адресом, описание на сайте человеческим языком – едем!»

Милое место, полуподвальное, но хорошо освещенное снаружи, неоновая вывеска с названием, все легально, работают очень давно. Спускаемся – приличная стойка администрации, чертовски темно, но видимо для настроения и анонимности?

Вежливо, но торопливо провели на диван за тяжелой занавеской, поясняя, что выход из заведения один и клиенты не любят сталкиваться лицом к лицу друг с другом. К – клиентоориентированность 

Все очень спешно, тут же включился свет за стеклом (вряд ли односторонним, но уж так и быть, поверим им). Шест, вышли 2 девицы - остальные заняты, в ближайшие полчаса свободны только эти – танцуют по очереди у шеста в дезабилье. Непривлекательные, хихикают, перешептываются. Администратор настойчиво просит скорей принять решение. Так себе сервис, говорю я мужу и прошу уйти оттуда, пока он слюнями весь диван им не залил.

Когда вышли на воздух, предложила прогуляться обсудить, никакого возбуждения не чувствовала, только разочарование и легкое отвращение к тому, как это всё устроено. Сели с мужем на скамейку и молчим, пытаемся понять, кто как настроен и что делать дальше. Ну тут уже вижу, что он готов вернуться и действительно хочет попробовать, пусть даже далеко не в лучшем салоне, но ведь, как мы теперь знаем, и не в худшем.

Вывод номер два: видя сиськи мужчина в последнюю очередь думает о сервисе, освещении, гигиеничности и настроении своей спутницы. Он думает о сиськах 

Ладно, животное, пошли обратно, посмотрим других девчонок, выберем каждый сам себе и уже познаем этот пресловутый эротический массаж. Но чур в любой момент я имею право сказать стоп. Договорились.

На этот раз позвонили заранее, спросили, когда еще девчонки подтянутся, пришли к назначенному времени, отвращения меньше – любопытства все больше, уже вроде и не так неловко, администратор приветливая, смеется вместе с нами над нашей нерешительностью, успокаивает, рассказывает подробно как все будет проходить. Ну ладно, уговорили, попробую расслабиться, а то «этот» уже из штанов выпрыгивает.

На этот раз за стеклом было из чего выбрать – девушки все разные, человек 6-7, танцуют, смотрят на нас сквозь «непрозрачное, ага» стекло. Быстро надоел этот рынок тел, беру ту, которая похожа на мой типаж женщин – хрупкую блондинку с небольшой грудью. И тут очередная непредвиденная ситуация: мой муж выбирает какую-то то ли узбечку, то ли таджичку с большими грудями и очень развратным лицом. Божечки, вот уж с какой дамой я никогда не собиралась оказываться в одной постели, черт. Ну ладно, нет времени обсуждать, нас уже тащат в комнату через узкие темные коридоры.

Дальше все произошло очень быстро. Мы брали программу на час (можно было полчаса, но там я вообще не представляю, как можно устроить такой экспресс). Одноразовые гостиничные тапочки, очень темная комната, в которой невозможно оценить степень чистоты простыней, ванной в углу и самих девушек. То есть будь у одной из них какая-нибудь сыпь – этого даже не разглядишь. Дальше произошло то, что я никогда не смогу причислить к удачному эротическому опыту. Девчонки над нами угорали, но пытались быть заботливыми. Получалось не очень. Неловко, вульгарно. Нас по очереди помыли в ванной на глазах друг у друга, уложили на татами рядышком и начали массировать. Ладно, массаж реально был неплох, абсолютно не профессиональный, но приятный, особенно стопы. Немного расслабилась, муж рядом лежит вообще растёкся как масло под своей таджичкой. Ждала, что встречусь с ним взглядом, что поймаю физический контакт рукой или плечом. Ничего! Полная отключка, забыл о моем присутствии напрочь, кайфует, она его переворачивает, залезает на него, дальше я отвернулась. Сразу отвечу на ваш вопрос: секса не было, только массаж и handjob.

Девушка, выбранная мной, явно разочарована, что ей приходится работать не с мужчиной, она не очень понимает, что со мной делать после массажа, пытается ласкать руками – выходит грубо и неуклюже. Иногда что-то говорит, но я ее плохо слышу. Рядом хихикают эти двое, я уже хочу встать и уйти, но боюсь показаться грубой. Да-да, классика, мы готовы терпеть что угодно, чтобы не обидеть незнакомых людей.

Муж кончил, его массажистка предлагает ему попить чаю и поболтать. Сидя в полуметре от нас. Попить чаю и поболтать, пока по мне елозит вторая и я пытаюсь получить хоть какое-то удовольствие, чтобы не так расстраиваться. Блджад. Вы серьезно? Устраиваете прямо сейчас тут светское чаепитие? Ну спасибо, милый. Рада, что тебе понравилось.

Моя сдается, сползает с меня, предлагает тоже чаю попить. Назову это так – самое травмирующее эротическое приключение в моей жизни –чаепитие с двумя сомнительными девицами и моим эгоистичным мужиком голышом в постели с одноразовыми сбившимися простынями.

В дверь постучал администратор, давая понять, что пора закругляться. Снова «купание красного коня», очень тщательное и очень несексуальное. Скользкий пол, мокрые тапки, холодно, неловко, торопливо, быстрей одеться и бежать оттуда.

Из салона эротического массажа мы с мужем вышли другими людьми с новым знанием. Он в общем и целом довольный, я обиженная и разочарованная.

Вывод номер три: какие же вы, мужики, непритязательные. Как мало вам надо для настроя и удовольствия.

Решила не портить ему вечер и не изливать на него свои эмоции. Сказала только, что моя массажистка была неуклюжей, чаепитие было лишним, удовольствия я не получила и рассчитывала на его внимание к тому, что со мной происходит. Шла по улице и размышляла: черт побери, да я сама готова устроиться в массажный салон для дам, чтобы их бедолаг так не травмировали. Уж я-то знаю, как доставить барышне тактильное удовольствие, всегда была нежна и заботлива со своими дамами.

В течение нескольких недель после этого «приключения» меня преследовал образ грудастой таджички верхом на моем муже. Потом уже более подробно рассказала ему о своих претензиях, некоторое время выносила ему мозг, приняла решение рассказать об этом близким друзьям, обратив на словах в веселое приключение. После этого отпустило.

Вывод номер четыре: после первого опыта мужику очень хочется рассказать об этом друзьям, похвастаться, но он не решается без вашего разрешения. Позвольте ему. Мне кажется, в этом для него даже больше кайфа, чем в самом процессе.

Вот такой опыт, полученный совершенно на трезвую голову при полном обоюдном согласии.

Послесловие: прошло полгода, идея качественного эротического массажа плотно засела в моей голове, я продолжаю изучать эту сферу, на этот раз более вдумчиво и осторожно. Мы с мужем приняли решение, что попробуем вернуться к этому, но каждый сам по себе и в частном порядке, а не в салон на поток. В дальнейшем привнести эту практику и в наши с ним интимные отношения, практиковаться друг на друге. Но вот беда, найти неплохого мастера для него оказалось в разы проще, чем найти достойного массажиста мне.

Потому прошу вас, Alhimikvs, об информационной поддержке. Знаю, что вы больше не практикуете, но может быть знаете способ, кроме сарафанного радио, найти хорошего частного мастера профессионального расслабляющего массажа для меня?

Если этот текст показался вам интересным, и вы захотите его опубликовать – я не возражаю.

Еще могу рассказать, как вернулась в тот салон, но уже без мужа, и про не менее драматичный опыт посещения европейского порно-кинотеатра.

Красный конь афористичен, без труда запоминаем – более того – самозакрепляем в памяти. Конь-огонь Петрова-Водкина это такой синкретизированный символ самого близкого нам народного мифа, поэтому чтобы разобраться в братстве его подтекстов, нам понадобится слить воедино две самые мифологические и мощные параллели мышления – слить так, как, возможно, это слилось в уме самого художника.

Безусловно, с момента написания картины (1912) искусствоведы, историки, литераторы и культурологи проштудировали тысячи упоминаний о конях в принципе в русской бытности на предмет общих точек соприкосновения. Но более убедительной оказалась та, что картина «Купание красного коня» - это предвестник грядущего революционного хаоса, ведь впереди были и год 17-ый, и Гражданская война, и РСФСР и далее по списку. Сзади же остался год 05-ый с восстаниями и кровавыми флагами. Вот этому цвету и решили приписать сущность коня. На выставке «Мир искусства», куда была выставлена картина, ей отвели место не на стенде, а повесили полотно над входной дверью, «как знамя, вокруг которого можно сплотиться». Думаю, что излишне говорить насколько тогда образ красного животного соотносился со всем революционным.

Мы намеренно отказываемся ото всего красного в контексте идей ленинизма; сбрасываем с себя необходимость интерпретации полотна с помощью открытий Фрейда (страшно даже подумать, куда это может нас привести) и волевым жестом отметаем толкования, вроде «переживание бездействия, зачарованного покоя, но ощущаемого движения (?)». При интерпретации коня мы пойдём несколько иным путём.

До сих пор мы не упомянули одну важную деталь: юношу. Каково его предназначение на полотне нам поможет опять же конь. Юноша и впрямь не Аполлон, а его слабоватые руки-плети с неуверенностью держат узду животного. В концепции картины эти два героя появились одновременно. Из источников нам известно, с чего всё начиналось:

Первый вариант (впоследствии уничтоженный самим автором) композиционно в целом был уже близок к окончательному решению. Это была почти реальная сцена купания лошадей и мальчишек на Волге, с детства хорошо знакомая художнику. А потом перед его глазами возникло великолепное, голубовато-зеленое озеро. Низко висело стылое небо, голые деревья раскачивали ветки над бурой землей. Солнце то выглядывало, то пряталось, а по небу рассыпались первые удары грома. Лошади прядали ушами и осторожно, как на цирковой арене, перебирали передними ногами. Мальчишки гикали, ерзали на лоснящихся спинах коней, били их голыми пятками в бока.

Рука художника неспешно срисовывала лошадей, голых ребятишек, озеро, небо, землю и дальние холмы. В эту реальную и вполне безоблачную картину вдруг прокралось какое-то смутное видение: за дальними холмами художник внезапно увидел большую, до боли знакомую и родную страну. По ней шли темные толпы людей с красными стягами.

Стоит заметить, что юношу Петров-Водкин срисовывал с племянника Шуры Трофимова, а первые наброски лошади были сняты с «гнедой лошадёнки, старой, но с хорошей мордой». Возвращаясь к вопросу, так что же это за наездник и в чём его функция, можно сделать такое замечание: шея коня очень уж толстая, в прочем, как и тело – настоящие кони имеют более пластичные формы. Наш конь-огонь велик необычайно и нормальные человеческие пропорции наездника только подтверждают этот вывод. Правда, бывает и наоборот; вопрос на миллион: где на картине Венецианова «Весна на пашне» - весна?

Всё это даёт нам право на то, чтобы сказать, что красный конь, это не метафора «буревестника революции», да и вообще не метафора, а символ. Для нас это важно.

Другое наблюдение картины нам сообщит, что на ней нет теней. Вообще. Техника Петрова-Водкина требует условности понимания, но тень на плоском изображении придаёт предметам их размер, объёмность. Более того, сам конь на переднем плане и вся планимерность на заднем – лишены перспективы. Плоское изображение животного с наездником словно коллажированы и искусственно наложены на фон. Кроме того, цветовая гамма на полотне не размешана. То есть, один цвет не перетекает в другой. Что, конечно же, сделано нарочно – дабы прочертить и выделить коня совершенно красного. Не розового, бледно красного, алого, карминового или бордового. Цвет именно красный. Этот оттенок является классическим или даже хрестоматийным для ещё одного направления художества: иконописи.

Известно, насколько Пертров-Водкин интересовался иконами, исполненными в технике москоской и новгородской школы иконописи и насколько она его поразила. Именно в иконописной технике всякая картина лишена перспективы, а, следовательно, теней и объёмности. Лицо мальчика-наездника слегка наклонено на бок, словно у святого или мученика. Даже его тело отливает золотым – тематическим цветом.

С образом коня сложнее. Из биографии Петрова-Водкина известно, что он родился в Хвалынске на Волге в бедной трудовой семье. Кузьма Сергеевич с детства впитал всю русскость или даже народность тогда ещё империи. Символ коня относится даже не к детству, а архаическому общему культурному прошлому. Глаза коня пламенные, весёлые, озорные, но крайне задумчивые и глубокие. Всё, что ему не хватает, это только пара изо рта. Думаю, именно русский сказочный миф и сыграл решающую роль в образе полотна. Обратимся к традиционной сказке.

В книге Владимира Проппа «Исторические корни волшебной сказки читаем»:

На русских иконах, изображающих змееборство, конь почти всегда или совершенно белый или огненно-красный. В этих случаях красный цвет явно представляет собой цвет пламени, что соответствует огненной природе коня.

Белый же цвет есть цвет потусторонних существ, существ, потерявших телесность. Поэтому привидения представляются белыми. Таким является и конь, и не случайно он иногда назван невидимым: "В некотором царстве, в некотором государстве есть зеленые луга, и там есть кобылица-невидимка, и у ей 12 жеребят"

Наблюдение над мастью показывает, что конь иногда представляется рыжим, а на иконах, изображающих Георгия на коне в борьбе со змеем, — красным. Нет необходимости повторять здесь детали, касающиеся огненной природы коня: из ноздрей сыплются искры, из ушей валит огонь и дым и т. д. Нам необходимо объяснить это явление.

Вот как Ольденберг описывает церемонию возжигания священного коня: "Старший жрец приказывает одному из подчиненных жрецов: "Приведи коня". Конь стоит около того места, на котором должно происходить трение огня, так, чтобы он взирал на процесс трения… Нет никакого сомнения, что конь есть не что иное, как воплощение Агни". Здесь конь взирает на трение, но в ведических гимнах он добывается из огнива: "Агни, которого новорожденным произвели путем трения две палочки" (Ригведа). Агни не только по очень многим деталям, но и по существу, по своей основной функции совпадает с конем. Он — бог-посредник ("вестник") между двумя мирами, в огне отводящий умерших в поднебесье. Религия Вед — стадиально очень позднее явление.

Кроме того, основная функция коня в мифологии – посредничество между двумя царствами. Он уносит героя в тридесятое царство. В верованиях он часто переносит умершего в страну мертвых. Кто-то даже может взять на себя смелость предположить, что раз уж на картине конь как бы идёт влево, то стало быть он сходит туда…Но мы не будем выделять эту мысль.

В целом, в искусстве до Петрова-Водкина конь-огонь был не частым образом. Он безраздельно господствовал в мифах и сказках, но был мало интересен для человека Нового времени. Правда это вовсе не умаляет всю ту мощность и заряд образа, которую несёт в себе икона.

Кстати, крылатый конь, которого мы наблюдаем на иконе "Чудо архангела Михаила", традиционно пережиток тотемической птицы, которая по правилам сказки уносит героя в тридесятое царство. С эволюцией сознания и пространственных представлений, конь заменяет птицу. Отсюда его крылья, так наглядно использованные греческом мифе (Пегас, колесница Аполлона, Беллерофонт, Пелопс и др). Осталась невыясненной последняя мифологическая связь коня – с водой. Пропп:

Но тут же автор говорит, что связь коня с водой вторична; первична – хтоническая, замогильная.

Что же у нас вышло? Во-первых, стало ясно, что конь – это символ, ведущий свои корни от самого архетипа, от мифа и, как следствие, древнерусской сказки. Конь является помощником героя, собравшегося в нелёгкое путешествие. Нужно ли ему пройти через зеркало вод, чтобы оказаться в «тридевятом царстве» или вознестись туда на крыльях, нам уже не важно. Конь – магический древний помощник герою, который, «яко Ванька» может и не обладать достоинствами древнегреческих богов, а быть более духом, нежели телом. И образ худого мальчика-наездника таковым и является.

Полотно всегда прочили в революционное. Революция же происходит от латинского слова «переворот», то есть, разрыв поколений. «Купание красного коня» - это наоборот, преемственность. В композиции картины вся архетипическая дохристианская сущность животного и сюжета в целом, переносится в русло иконописной традиции.

А теперь самое главное. В иконописи красный цвет двояк: он и символ жизни, животной энергии, Воскресения. Но ещё красный, это цвет жертвенной крови. То есть, жертва проливает свою кровь для исКУПления чего-либо или кого-либо. Так что конь даже не КУПается – исКУПает грехи и кровь и 05-ого и 17-ого и дальше по списку…влеком в обитель смерти, чтоб познал
он скорбь теней томящихся, несчасных
и к вратам священным он пришёл,
где стережёт обитель душ прекрасных.

(Из цикла "Курортные рассказы")

Прогуливаясь по набережной – традиционный вечерний моцион – Николай Петрович наткнулся на соседа по столику, сидящего на скамейке неподалеку от уреза воды. Он, по всей видимости, дожидался здесь заката. Зрелище того, как огромный алый диск, обманчиво превышающий свои привычные размеры, касается линии горизонта, затем постепенно пересекает её и, скрываясь, оставляет в небе нежно-розовый нимб, бледнеющий и растворяющийся в звездной синеве, действительно было завораживающим.

– Любуетесь картиной принятия солнцем очередной водной процедуры? – поприветствовал его Николай Петрович.

Находясь в санатории, большинство отдыхающих быстро переходило на бытующую здесь лечебную терминологию. Мозг тоже требовал отдыха, и вербальные импринты быстро внедрялись в сознание курортников без особого сопротивления с его стороны. Поэтому специфические термины то и дело слетали с языка помимо воли говорящего. Слово же «процедуры» было одним из наиболее употребимых и, потому,
обладало особой липучестью.

Каждый день в санатории начинался со скрупулёзного планирования прохождения этих самых процедур и строгой очерёдности посещения кабинетов, где они отпускались. Какие-то из них назначались ежедневно, иные через сутки или даже через двое. И нужно было ничего не пропустить и, что не маловажно, не перепутать дни недели. Иначе, как строго инструктировал приезжающих главврач, всё пойдёт насмарку.
- А второй попытки, – добавлял он, – у нас не предусмотрено.
Он произносил эту, уже набившую оскомину, фразу, словно известную всем шутку, но никто почему-то не улыбался. Многие воспринимали его слова всерьёз. Отдыхать и лечиться сюда приезжал народ в большинстве своём ответственный, старой закалки, и к своему здоровью все относились трепетно.

Тем не менее, в словах главврача был определённый резон. И не только в части получения максимальной пользы от назначений. Порядок есть порядок. И Николай Петрович как-то уже обжёгся с этим, ненароком вспугнув парочку не совсем одетых пациенток своим неожиданным появлением в раздевалке водолечебницы в неурочный день. Да это и не удивительно: в отпуске один день похож на другой, как близнецы-братья, потому как все – выходные.

– Вы совершенно правы. – отозвался на его приветствие сосед. – Люблю я это дело – наблюдать купание красного коня.

– Это вы на Петрова намекаете? Который Водкин?
Упоминая фамилию художника, Николай Петрович пытался блеснуть своей эрудицией.
– В некотором смысле вы правы.
– А при чём же тут конь?
– Так ведь на Руси солнце издревле конём называли. Особенно, у вас там, на севере. Зимой – сивкой, летом – буркой. Помните сказку Ершова?
Николай Петрович вскинул брови.
– Ах, вот оно что, оказывается?!
– Да-да, именно так. И, представьте себе, каждый раз я ловлю себя на странной мысли, что однажды до меня донесётся шипение испаряющейся где-то там воды! – Он кивнул в сторону заката. – Конь-то уж больно горяч!

Сосед улыбнулся. Николай Петрович присел рядом. Ему импонировал своеобразный юмор своего сотрапезника и его осведомлённость в самых неожиданных вопросах. Хотя, присущая ему привычка порой подтрунивать над оппонентом и отпускать довольно язвительные остроты в его адрес подчас огорчали. Особенно, когда речь заходила о политике или об, как он скептически выражался, «уникальном пути русской цивилизации».

Частенько этот диалог сводился к изощренной критике позиции собеседника с выпячиванием её уязвимых мест, из чего, как полагал сосед, вытекал вполне естественный логический вывод. Впрочем, он избегал формулировать его напрямую, ходя вокруг да около, и предлагал это сделать другому. Николая Петровича раздражал такой приём: он привык ценить в людях открытость и недвусмысленность суждений, а не диалектическое размазывание словесной каши по тарелке.

– А всё-таки наши сочинские края ни с чем не сравнишь. – продолжил сосед. – Живу вот здесь уж не первый десяток лет, и всё не перестаю ими восхищаться.
Николай Петрович знал, что тот обитает где-то в районе большого Сочи, и, казалось бы, давно уже должен был всё здесь облазить и пресытиться им. Но даже на отдыхе тот не стремился увидеть что-то новое, предпочитая оставаться в привычной обстановке.

– Видел я заграницу вашу. Гондурас с Титикакой и даже Баб-эль-Мандебский пролив, эти ворота скорби, – любил приговаривать он, делая особое ударение на последнем слове в названии пролива. – И что там такого? Да никакая «терра-инкогнита» и в подмётки не годится нашему Кавказу, или тому же Горному Алтаю и Байкалу.

Это было одно из его немногочисленных мнений, которое Николай Петрович разделял безоговорочно.
– Но жить, всё же, нужно здесь, в Сочи, – продолжил сосед, – и спокойно, не отвлекаясь ни на что и излишне не суетясь, созерцать красоты здешней природы. Примерно так же, как это делают буддийские монахи на своём Тибете. А наш Тибет здесь. Вот тогда и наступит просветление, свободное от мучительных поисков ответа на этих два извечных русских вопроса.

Он сделал паузу, словно давая собеседнику время на то, чтобы он вспомнил их формулировку, после чего добавил:

– Ну и на третий, наиболее типичный. – Он лукаво прищурил глаз. – «Что это они там всё время сверлят»?

Николай Петрович усмехнулся столь неожиданному повороту. Но он знал, что это «лирическое отступление» ничего не означало. Сейчас вырулит на излюбленную тему о причинах бытия нашего скорбного, подумал он и тут же поспешил пресечь этот опасный манёвр. Слушать его нравоучения желания не было.

– Завидую вам. Вы, наверное, просто знали прикуп! – улыбнулся он, намекая на избитую присказку о Сочи.

– Вовсе нет, – пожал плечами сосед. – Никогда не увлекался азартными играми.
Николаю Петровичу на мгновение показалось, что тот всерьёз отнёсся к его реплике, но по ухмылке соседа убедился в обратном.
– Не скрою, нам с супругой тоже нравятся эти края, и мы стараемся каждый год сюда выбраться. Но и наш север тоже богат на природные красоты. Да и не только на них. Про культурно наследие и архитектурные жемчужины Питера и его пригородов говорить не буду, сами знаете. Зато какие у нас чудные места на Карельском перешейке! Какая рыбалка на Ладоге!

– Ой, я вас умоляю, разве у вас там рыбалка?! За рыбалкой надо ехать на Волгу, или на ту же Ахтубу – я знаю о чём говорю, у меня там свояк живёт. Рыбак от бога. А какая там стерлядка! А осётр, или тот же толстолобик?! И удовольствие получишь, и пальчики оближешь. А у вас что? Одна щука да окунь, и комары в нагрузку, да такие лютые, что твой алабай на зоне. А гнус? Ну уж нет! Бывал я у вас – еле ноги унёс от этих кровопийц!
Он покачал головой.
– Признаюсь, я даже как-то мечтал с семьёй осесть в ваших краях, но вовремя одумался. Ну разве можно столицу в болотах закладывать!? Или вы считаете, что в угоду государевых амбиций нужно было народ губить и обрекать его на страдания?

Говорил он вещи, во многом справедливые, но Петровичу вдруг стало так стало обидно за места его родные, что аж зубы заломило. Хотя, это могла быть всего лишь внезапно проявившаяся оскомина от фруктового десерта. Но не суть. И везде-то побывал, и всё-то он знает, этот ценитель покоя и адепт утончённого созерцания природы. Еле он ноги, видите ли, унёс от наших маленьких бедных комариков! Пожалел нас, страдальцев, заложников царского произвола.

– Можно подумать, что у вас здесь никаких кровопийц не водится!
– Абсолютно никаких! И если попадаются – это крайняя редкость, и совсем не опасные. Да вы и сами знаете – те же клопы лесные, они совершенно не кусачие, даром что клопы.

Он с удовлетворением потянулся и погладил себя по загривку, как бы проверяя на всякий случай отсутствие там непрошенного посетителя.
– Да я с любым готов биться о заклад, даже поставит ящик коньяка, что проведу раздетым вот здесь, на этой набережной, всю ночь и ни один паразит меня не тронет.

– Так уж и не тронет?
– Ни за что! Потому что их просто здесь отроду не было.
Николай Петрович и сам был почти уверен в справедливости этих слов. Телесный ущерб здесь можно было получить, разве что, только от медузы. И то не от каждой, а, как утверждал сосед, лишь от корнерота, этой плавучей крапивы.

И тут, словно в пику этого утверждения об исключительном дружелюбии и деликатности местной фауны, он почувствовал лёгкое пощипывание на тыльной поверхности кисти руки, опирающейся о скамейку. Он взглянул на неё и увидел маленького бурого муравья, деловито исследующего фалангу среднего пальца. Видимо, того привлёк аромат персика: после обеда они с женой полакомились этими фруктами, и он, как человек, отдыхающий от всего обыденного и рутинного, скорее всего, забыл ополоснуть руки. Недолго думая, он щелчком пальца от избавился от незваного гостя и снова расслабился. Солнце уже вплотную приближалось к линии горизонта.

Через минуту щекотание повторилось. Он снова взглянул на руку. К тому месту, где она опиралась о скамейку, уже пролегала свежая муравьиная тропа, по которой мчались наверх несколько рыжих особей, каким-то хитрым способом оповещённые их собратом о сладкой находке. И двое из них уже добрались до цели и своими мандибулами дербанили его кожу в основании указательного и безымянного пальцев – там, где, по-видимому, сохранились остатки нектара.

Он инстинктивно встряхнул рукой, чтобы избавиться от этой въедливой парочки. Сброшенные лакомки, описав невидимую дугу, неожиданно – и Петрович слегка обомлел от этого совпадения (хотя, правильнее было бы назвать не «сов», а «муравьевпадения») – оказались на футболке у соседа. Впрочем, эта парочка вполне могла добраться туда и самостоятельно, без его «помощи». Но, судя по тому, как муравьи тут же опрометью юркнули в ближайшее укрытие, тому за шиворот, они были явно «его».

Первой его мыслью было сообщить соседу об этом досадном казусе. Он уже, было, открыл рот, но в последний момент его что-то удержало. Может, ещё не улёгшееся раздражение по поводу его вечных безапелляционных суждений и отыскания единственно верных решений. Да ещё и последнее самонадеянное заявление про насекомых и коньяк.

Собственно, соседу в этот момент было вовсе не до Петровича. Солнце уже коснулось линии горизонта, и странная суета этого питерского прагматика, постоянно отвлекающегося на какие-то мелочи и ничего не понимающего в сосредоточенном, медитативном созерцании величественных явлений природы, его ничуть не беспокоила.

И вдруг поза соседа переменилась. Скрещённые на груди руки упёрлись в колени, весь он распрямился, свёл вместе лопатки и даже слегка приподнялся.

– Неужто шипение? – как можно невиннее поинтересовался незадачливый метатель муравьёв.
Подспудно он уже ожидал нечто подобное, потому как не ощутить муравьиное щекотание на спине мог разве что только престарелый и давно не мытый слон в зоопарке. И даже отчасти сожалел о том, что не согласился заключить с ним пари. Хотя сосед вряд ли пошёл бы на это. Так, фигура речи, красное словцо. Кстати, «красное»…

– Да как вам сказать… Не совсем.
Тут он вскочил и с гримасой недоумения на лице и хлопнул себя по спине рукой.
Видимо, насильственное перемещение муравьёв на эту «терру-инкогниту», где совершенно не обнаруживалось обещанных райских кущ с обилием сочных плодов, огорчило их, и они принялись яростно вымещать на этой «терре» свою досаду.
Сосед между тем безостановочно вращал лопатками и пытался дотянуться до мест укусов, чтобы почесать их. Видимо, уже дошло и до этого. Конечно, это были далеко не красные огненные муравьи, чьи укусы подобны ожогу, но и у их рыжих собратьев укусы тоже весьма болезненны.

– Что с вами, любезный? – продолжал разыгрывать святую невинность Николай Петрович.

– Какая-то аллергия. Иногда у меня это случается. Пойду-ка я, пожалуй.
– А как же красный конь?
– Оставляю его вам. Думаю, справитесь в этот раз без меня.

Странно озираясь, как будто стараясь разглядеть какого-то невидимого врага, сосед засеменил к выходу. Время от времени он останавливался, хлопал себя по плечам и истово чесал лопатку. В какой-то момент он даже не выдержал, стянул с себя футболку и стал из не что-то вытряхивать.

Глядя на эту картину, Николай Петрович испытывал смешанные чувства. С одной стороны, он отчасти стыдился своего малодушия. Предупреди его вовремя, он бы избавил соседа от приступа этой муравьиной «аллергии». А поделом, нечего хлестаться, твердила другая, уязвлённая постоянными безапелляционными суждениями потерпевшего часть его сознания. Места ему питерские не глянулись! Болота наши комариные…

И тут, будто услышав его немой упрёк, сосед перестал хлестать себя. Видимо, осознал, что этим компрометирует себя, ибо аллергикам, к которым он столь лукаво себя причислил, такое поведение не свойственно. А, стало быть, причина здесь совершенно иная, и понятная многим. В том числе и тому, перед кем он только что так распушил хвост.

Он расправил плечи, вернул себе прежнюю горделивую осанку и важно направился в сторону спальных корпусов.
Да, братец, подумал Николай Петрович, то-то же! Не каждый раз твоя правда выходит, даже в таких вот бесспорных вопросах. Что ж, и на солнце бывают пятна, даже в периоды его минимальной активности. Пусть маленькие, почти неразличимые, но всё же пятна.
Он вспомнил фотографию солнца, которую он однажды видел в каком-то научном журнале, и усмехнулся возникшей ассоциации. Маленькие и тёмные, а местами даже рыженькие, с разбегающимися в стороны лапками-трещинками, эти пятна сейчас напомнили ему муравьев. А те, что побольше, вполне могли бы сойти за яблоки-китайки на красном коне.

Кстати, о коне. Он перевёл взгляд на море. Солнце уже село. Ну вот, справился. Искупал. Стало быть, можно со спокойной совестью подниматься и идти вслед за соседом, так неожиданно пострадавшим в борьбе за истину в последней инстанции. И вовсе не потому, чтобы сознаться в случайно содеянном, ибо своей вины в этом он особо не чувствовал, а потому, что через пятнадцать минут начинался ужин

Приятный чистый язык, свободный стиль изложения, удачные диалоги и замечательной описание заката несомненно относятся к достоинствам произведения. Однако. Комары в Сочи водятся и в значительных количествах. Комары питаются нектаром и потому летают в дневное время, а кровососущие комарихи ночью. Муравьи перед закатом уходят в месте постоянного пребывания. Искючение под фонарями на дорожках в том же Сочи. Но фонаря в описании нет.
А пишите Вы хорошо. Уж простите ворчание. Желаю удачи и добрых читателей.

Добрый день. Насколько мне известно, комары водятся около пресных водоемов. Таковых на побережье Сочи немного, а непосредственно у морского берега они практически не встречаются, как, собственно, и комары. Но иногда попадаются, ваша правда. В любом случае спасибо за отзыв

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Купание красного коня

Мы все привыкли смотреть на «Купание красного коня» Петрова-Водкина, как на символ Революции 1917 года.

Да, Петров-Водкин с симпатией отнёсся к революции. И один из немногих дореволюционных художников смог адаптироваться к новому миру.

Но все ли так однозначно? Ведь картина была написана за 5 лет до революции, в 1912 году.

Откуда вообще взялась идея «Красного коня»? И как он превратился из жанровой сцены в символ целой эпохи?

Особенности «Купания красного коня»

Работа Петрова-Водкина была очень смелой для начала 20 века.

Хотя изображено не такое уж значительное событие. Всего-то мальчишки купают коней.

Но главный конь неожиданного цвета. Красного. Причем насыщенного красного.

Позади – розовый и белый кони. На их фоне краснота главного коня проступает ещё явственнее.

Изображение почти плоское. Четкий контур. Чёрные удила, чёрное копыто и чёрный глаз придают коню ещё большую стилизованность.

Купание красного коня деталь

Кузьма Петров-Водкин. Купание красного коня (деталь). 1912 г. Третьяковская галерея, Москва

Вода под копытами больше похожа на тонкую ткань. Которая пузырится под копытами и расходится складками.

А ещё сдвоенная перспектива. На коня мы смотрим сбоку. А вот на озеро – сверху. Поэтому мы не видим неба, горизонта. Водоем почти вертикально стоит перед нами.

Все эти живописные приемы были необычны для России в самом начале 20 века. Учитывая, что в то время большой популярностью пользовались работы Врубеля, Репина и Серова. Восходящей звездой была Зинаида Серебрякова.

Где же Петров-Водкин взял все эти идеи для своей картины?

Как развивался стиль Петрова-Водкина

Упрощённое цветовое решение и минимализм в деталях – прямое влияние работ Матисса.

Особенно это заметно по работе «Играющие мальчики». Которая была создана почти тогда же, что и «Купание красного коня».

Она Вам ничего не напоминает?

Петров-Водкин играющие мальчики

Кузьма Петров-Водкин. Играющие мальчики. 1911 г. Русский музей, Санкт-Петербург

Конечно, многое в ней перекликается с «Танцем» Матисса. На тот момент работу уже купил русский коллекционер Сергей Щукин. И Петров-Водкин ее видел.

Матисс танец

Анри Матисс. Танец (II). 1909-1910 гг. Эрмитаж, Санкт-Петербург

В это же время ученые и художники стали активно интересоваться иконописью. Именно в начале 20 века расчистили немало старинных икон. И мир понял, какой важный пласт мировой живописи до сих пор игнорировался.

Петров-Водкин был восхищён иконописью. Именно на них он и увидел красных коней. До Эпохи Возрождения художники вольно обращались с цветом.

И если конь считался красивым, то символично его изображали красным.

Икона Святой Дмитрий Солунский на коне

Икона «Святой Дмитрий Солунский на коне». 16 век. Албанский музей средневекового искусства

Фирменная трёхцветка Петрова-Водкина (красный-синий-желтый) – преобладающие цвета как раз икон.

Вот так, смешав черты модернизма и иконописи, Петров-Водкин и сформировал свой неповторимый стиль. Который мы и видим в «Купании красного коня».

«Купание красного коня» в ряду других работ Петрова-Водкина

Чтобы понять, в чем же уникальность картины, важно сопоставить ее с другими работами художника.

Формально «Купание красного коня» не сильно выделяется среди других работ Петрова-Водкина.

Конечно, к своей узнаваемой цветовой гамме он пришёл не сразу.

Несколькими годами ранее цветовые решения мастера были другими, оттенки поразнообразнее. Это хорошо видно по работе «Берег» 1908 года.

Петров-Водкин берег

Кузьма Петров-Водкин. Берег. 1908 г. Русский музей, Санкт-Петербург

В те же годы, что «Купание красного коня» Петров-Водкин создаёт картины в той же стилистике: трёхцветка, упрощенный фон.

Петров-Водкин две девушки

Кузьма Петров-Водкин. Две девушки. 1913 г. Радищевский музей, Саратов

Уже после революции стиль остаётся тот же. И даже конь вновь появляется.

Петров-Водкин фантазия

Кузьма Петров-Водкин. Фантазия. 1925 г. Русский музей, Санкт-Петербург

В советское время осталась простота. Но вернулись тени и объём. Балом правил соц. реализм. И всякие модернистские «штучки» были под запретом.

Поэтому фон усложняется. Это не просто закрашенный чистым зелёным луг. Это уже обрыв со сложным рисунком камней. И хорошо прописанные деревенские домишки.

Хотя мы по-прежнему видим «фирменную» трехцветку.

Петров-Водкин весна

Кузьма Петров-Водкин. Весна. 1935 г. Русский музей, Санкт-Петербург

Когда смотришь на ряд этих работ, созданных художником за 30 лет, понимаешь, что «Купание красного коня» не выделяется какой-то особой уникальностью.

Так как же картина стала самой известной работой художника? И главное – как «умудрилась» стать символом целой эпохи?

Ссылка на бесплатный курс

Почему «Купание красного коня» превратилось в символ эпохи?

Сначала Петров-Водкин начинал писать «Купание красного коня», как очередную картину на бытовой сюжет. И в самом деле, что необычного в том, что мальчишки, помощники конюха пришли помыть коней к озеру.

Но потом художник начал сознательно придавать ей черты монументальности. Понимая, что он все больше выходит за рамки бытового жанра.

Как мы уже поняли, красный цвет Петров-Водкин любил. Но в данном случае красным является не просто юбка крестьянки или кепка рабочего. А целый конь. Цвет становится не просто доминирующим. А просто всепоглощающим.

К тому же конь намеренно укрупнен. Он просто не помещается в картине. В кадр не попали ноги, хвост и уши коня.

Он очень близко к нам. Он буквально наваливается на нас. Отсюда ощущение тревоги и дискомфорта.

И в довершении – отрешенный, не к месту спокойный взгляд юного наездника. Мало того, что нам сложно поверить, что такой юнец может справиться с такой махиной. Он ещё и не особо сосредоточен.

Петров-Водкин Купание красного коня фрагмент

Кузьма Петров-Водкин. Купание красного коня (фрагмент). 1912 г. Третьяковская галерея, Москва

Как правило, это к добру не приводит. И все мы знаем, к чему привели благие намерения революционеров. Когда «Красный конь» в какой-то момент вышел из-под контроля и начал давить всех. Уже не разбираясь, кто прав, а кто виноват.

Все это в совокупности и делает картину символичной и пророческой.

Можно ли Петрова-Водкина назвать провидцем? В какой-то степени, да. Гениальные художники умеют считывать невидимые пласты Вселенной, сами того не осознавая.

Он и не осознавал. Считая, что написал коня в преддверии Первой Мировой войны. Не подозревая, что в красный цвет скоро окрасится вся его страна. На карте мира.

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Читайте также: