Что такое курбет для лошадей

Опубликовано: 16.04.2024

Большой интерес для цирковых выступлений представляют элементы испанской школы верховой езды, культивируемой в Вене и Париже (Сомюрская кавалерийская школа). В программах конных номеров исполнение элементов испанской школы проходит неизменно успешно.

В Вене школа испанской верховой езды находится в центре города, рядом с дворцом президента Республики. Она основана в 1572 году и называлась "Испанская верховая конюшня", а в 1735 году получила наименование "Испанская высшая школа верховой езды". Роскошное здание школы выдержано в стиле барокко и построено (1729-1735) известным архитектором Иозефом-Эмануэлем Фишером. Длина манежа - 55 м, ширина - 18 м, высота помещения - 17 м. Свое название "испанская" школа получила от испанских лошадей, предков современных липпицианских жеребцов. Комплектуется школа молодыми липпицианскими лошадьми преимущественно из австрийского конного завода "Пибер". Вся деятельность школы сведена к пышным театрализованным представлениям, на которых берейторы демонстрируют элементы высшей сложности: пиаффе, пассажи, пируэты, перемены ног на галопе, работу лошадей "в руках", школьные прыжки, курбеты, каприоли, пезады, левады, лансады, круппады и баллотады, работу лошади на длинных поводьях (лонжах) без всадников, большую школьную кадриль и па-де-де.

Перед описанием названных элементов и приемов тренировок надо сказать, что фигуры высшей школы, особенно прыжки над землей, требуют длительной, упорной работы. Лошади для этой цели должны быть отобраны не только по своим физическим данным (хорошо поставленные конечности, благоприятные для прыжков углы сочленений, крепкие спина, поясница и круп), но и отличаться от остальных лошадей своими природными способностями к школьным прыжкам, короче говоря, быть "одаренными". Считают, что жеребцы липпицианской породы наиболее способны к школьным прыжкам. В венской школе для обучения лошадей широко применяются пиляры.

Пиляры

В прошлые времена способ обучения лошадей в пилярах был очень распространен в России. Работа лошади в этом приспособлении достигала большой тонкости. Совершенно неправильно критикуя пиляры, некоторые называют их орудием пытки. Ни одно из исторических сочинений не рекомендовало при выработке лошади в пилярах прибегать к жестокости, а наоборот, все прежние мастера, в том числе русский полковник Бобинский (начало XIX века), рекомендуют предпочесть ласку и совершенно не применять в пилярах никакого наказания. По своему принципу при обучении лошади пиляры играют такую же роль, как в балетных школах станок для балерин, то есть значительно облегчают исполнение трудного упражнения, помогая равновесию.

Пиляры представляют собой два крепких круглых деревянных столба высотой примерно 2,5 м, устанавливаемых на манеже (рис. 41). Расстояние между столбами составляет около 1,5 м. На внутренней стороне каждого столба прикреплено по шесть колец, нижнее отстоит от земли примерно 1,2 м. Расстояние между отдельными кольцами - около 15 см. К кольцам прикрепляются развязки, идущие к кольцам капцунга и по храпу лошади (пилярный повод). После того как лошадь прошла первоначальное обучение "в руках" и под всадником можно начать работать ее на пиаффе между пиляр, чем достигается более высокое поднятие ног, а следовательно, более эффектное пиаффе.

Рис. 41. Пиляры представляют собой два крепких круглых деревянных столба высотой примерно 2,5 м, устанавливаемых на манеже

Рис. 41. Пиляры представляют собой два крепких круглых деревянных столба высотой примерно 2,5 м, устанавливаемых на манеже

Лошадь ставят в пиляры, и если она не обнаруживает беспокойства, то ее развязывают за боковые кольца капцунга. Однако в основном первый урок не проходит так гладко. Как правило, лошадь проявляет беспокойство и страх. В таких случаях берут помощника, который предварительно проводит лошадь "в руках" между столбами, после чего ее развязывают, а помощник становится впереди лошади и свободно держит третий повод, прикрепленный к среднему (переднему) кольцу капцунга.

Дрессировщик, стоя позади лошади и легко тушируя ее хлыстом, побуждает к боковым движениям. Так работают несколько дней, заставляя принимать то влево, то вправо. Лошадь, до этого работавшая "в руках", обычно под воздействием туширования в области плюсны без сопротивления сделает несколько темпов пиаффе. Этим следует удовлетвориться и поощрить (подкормить). В дальнейшем работу можно проводить без помощника и, усилив действие побуждающих средств, достичь высокого пиаффе.

Работа под всадником в пилярах служит началом подготовки к выполнению элементов испанской школы верховой езды (левада, пезада, круппада, каприоль), в основу которой положено пиаффе с хорошо подведенными задними ногами. Всадник шенкелями добивается полного сбора лошади, посылая ее вперед на пилярный повод (не связанный со ртом лошади и проходящий по храпу), работа шенкелем при этом должна полностью соответствовать тушированию лошади. Условно-рефлекторное побуждение хлыстом и шенкелем не так трудно перевести на пощелкивание языком. Следует иметь в виду, что некоторые лошади в начале обучения могут подбрасывать заднюю часть, высоко поднимать переднюю или подпрыгивать. За это наказывать лошадь не следует, а внимательно замечать, к каким упражнениям испанской школы имеет склонность лошадь. Работать в пилярах со слишком темпераментными и нервными лошадьми не следует, так как это грозит несчастными случаями - лошадь может, бросившись вперед, порвать поводья, опрокинуть пиляры, опрокинуться назад и даже перевернуться через голову. В целом упражнения в пилярах проводятся с целью необходимого сгибания в тазобедренных и скакательных суставах, выгибания позвоночника и одновременного сгибания и подтягивания передних ног.

Уже во время начальных уроков "в руках" и пилярах опытный дрессировщик получит представление, к каким упражнениям имеет способность и склонность та или другая лошадь. Большинство лошадей встают на задние ноги, пытаясь сделать пезаду. Если же лошадь при прыжке оторвет от земли все четыре ноги и сделает это не по злой воле, а от избытка энергии или от воздействия бичом, ее следует поощрить.

Пытаться обучить одну лошадь всем прыжкам не следует, это неосуществимо, универсальных лошадей но может быть, надо усовершенствовать то упражнения, к которым показывает свои способности лошадь и на которых она выглядит более эффектно. Базой испанской школы является хорошее исполнение пиаффе, из которого вытекают все фигуры и прыжки. Конечно, лошадь должна быть хорошо выезжена и уравновешена на обычной строевой езде.

Пезада - движение испанской школы верховой езды, при котором лошадь подбирает передние ноги. Лошадь должна спокойно подняться на "гох" довольно высоко на полусогнутых задних ногах при подобранных передних.

Работой в пилярах на пиаффе мы научили лошадь сбору, при котором задние ноги значительно подведены под корпус, круп опущен, центр тяжести ушел назад.

Тушированием и голосовым воздействием надо послать лошадь вперед, заставив еще больше подвести задние конечности и упереться в носовой ремень пиляр. При поднятии хотя бы и не на полную пезаду, всадник сразу же оглаживает лошадь, подкармливает и прекращает работу.

Развязные ремни пиляр подгоняются в соответствии с телосложением лошади с расчетом дать возможность поднятия передней части вверх. Правильное развязывание имеет большое значение во время работы в пилярах. Если первое время лошадь несколько опускает передние ноги во время пезады, не следует тушированием заставлять ее их подтягивать, так как лошадь еще недостаточно сбалансирована и этим путем пытается помочь себе удержаться на задних ногах; со временем это пройдет. Можно лишь рекомендовать укоротить несколько развязки.

Лишь после того как лошадь освоится с тяжестью всадника и привыкнет к воздействию шенкелей, побуждающих ее подняться на пезаду, всадник может набрать поводья и заставить ее выйти на пезаду нажимом шенкелей и пощелкиванием языком.

Спустя некоторое время лошадь будет выполнять пезаду без пиляр по требованию всадника в любом месте манежа. Терпение и спокойствие, исключение какого бы то ни было переутомления (перенапряжения) лошади является лучшим способом добиться желаемого - непринужденного поднятия на пезаду.

Левада фактически является разновидностью пезады, при которой задние ноги максимально согнуты в скакательных суставах, а тыловая часть путовых суставов почти касается земли. Передние ноги согнуты в запястьях, а копыта подняты к локтям. Лошадь как бы сидит. Эта фигура испанской школы является результатом длительной и тщательной работы в пилярах и под всадником. Так же как и другие фигуры, заставить лошадь выполнять леваду можно только из пиаффе. Степень подведения задних ног на леваде больше, чем на пезаде.

Усиление работы поводьями и укорачивание развязки не даст возможности лошади высоко подняться, ограничивая степень выпрямления корпуса по отношению к горизонту очень острым углом (20°). Огромное значение имеет абсолютно спокойная, глубокая посадка всадника, низкое положение его рук и очень тонкое действие шенкелей. Из положения левады лошадь не должна быстро "ронять" передние конечности на землю, а медленно опускаться так, чтобы попасть передними копытами точно в следы, из которых она поднялась в леваду.

Если удается добиться того, что лошадь, встав на землю, начнет немедленно пиаффировать, а затем, вновь выполняя требование всадника, поднимется на леваду, то это будет лучшим подтверждением хорошей выездки. Если лошадь осаживает и становится за повод, это считается ошибкой и может явиться результатом чрезмерного набора поводьев при недостаточной работе шенкелей. Лошадь должна быть выпрямлена и равномерно упираться в оба повода, только в этом случае можно избежать вращения корпуса лошади на задних ногах и потерю сбора во время левады. Иногда всаднику может показаться, что лошадь опустила одну из передних ног, это не ошибка, а просто попытка лошади восстановить равновесие.

Школьные прыжки

Во время выполнения прыжков высшей школы над землей, к которым относится курбет, лансада, баллотада и каприоль, лошадь отделяется всеми четырьмя конечностями. Школьные прыжки исключительны по своей красоте и требуют большого искусства от тренера и смелости всадника (рис. 42).

Рис. 42. Школьные прыжки. 1 - пезада, 2 - курбет, 3 - левада, 4 - баллотада, 5 - круппада, 6 - каприоль, 7 - лансада

Рис. 42. Школьные прыжки. 1 - пезада, 2 - курбет, 3 - левада, 4 - баллотада, 5 - круппада, 6 - каприоль, 7 - лансада

Вопреки мнению о чрезмерной искусственности школьных прыжков и утверждению, что они не присущи для лошади, позволим себе привести высказывание известного немецкого тренера Л. Зенера, приготовившего к школьным прыжкам много лошадей: "Школьный прыжок так же естествен для хорошо сложенной лошади, как и три основных аллюра - шаг, рысь и галоп, и не следует боязливо избегать этих прыжков".

Лошадей, которые обладают сильной спиной, мощными задними ногами с массивными скакательными суставами, можно начинать учить школьным прыжкам, лишь когда они полностью будут подчиняться шенкелю и поводу, легко выполнять пиаффе при хорошей работе суставов задних ног. Чрезмерно крупные и грузные лошади не годятся для школьных прыжков.

Курбет - школьный прыжок, при котором лошадь поднимается из пиаффе в пезаду, под действием туширования и голоса дрессировщика делает прыжок вверх и вперед и приземляется на задние конечности. Французское название этого приема означает прыжок по дуге. Так как лошадь во время курбета не только уравновешивает свою тяжесть и тяжесть всадника на задних ногах, но и отталкивается от земли, воспринимает эту тяжесть при приземлении и снова совершает прыжок, ее тазобедренные и скакательные суставы значительно сгибаются, испытывая чрезмерное напряжение. Поэтому не рекомендуется слишком часто производить эти прыжки под всадником.

Курбет сначала отрабатывают "в руках". Лошадь, уверенно выполняющую пезаду, ставят в пиляры на развязку, а затем тушируют хлыстом по ее скакательным суставам, заставляя сделать прыжок вверх. После хорошего прыжка лошадь подкармливают и на этом заканчивают работу. Через некоторое время на лошадь можно посадить легкого и очень искусного всадника, который, сохраняя спокойную посадку, не мешает ей при выполнении этого трудного прыжка.

Развязку следует пристегивать так, чтобы лошадь имела небольшой упор, соответствующий прыжку.

При длинных развязках лошадь будет слишком высоко поднимать переднюю часть и не сможет уравновеситься так, как это необходимо для отталкивания, или же сделает слишком длинный прыжок вперед, потеряет равновесие и ударится при опускании о пилярный носовой ремень и потеряет уверенность. Слишком короткие развязки мешают лошади не только приподнять переднюю часть, но и совершить прыжок. Равномерность развязок обязательна, а при посыле вперед (тушировании) необходимо одновременно воздействовать на обе задние ноги, чтобы отталкивание произошло обеими ногами сразу. В противном случае лошадь может оттолкнуться одной ногой и получится косой прыжок. Лучше всего тушировать двумя хлыстами.

Существует много лошадей, идеально выполняющих пезады и левады и, следовательно, обладающих достаточной силой для выполнения курбета, однако лишь немногие лошади обладают не только силой, но и умением уравновеситься, что необходимо для курбета, а также ловкостью и смелостью.

Работы в пилярах не следует прекращать до тех пор, пока не появится необходимая уверенность как у лошади так и у всадника.

При работе вне пиляр всадник из пиаффе поднимает лошадь на пезаду, и когда она уравновесилась на пезаде, заставляет ее оттолкнуться, усиливая нажим шенкелями, щелкает языком и опускает руки вниз и немного вперед, чтобы лошадь получила необходимую ей свободу повода для прыжка вперед.

Вначале курбет следует выполнять с помощником, который становится сзади с бичом на некотором расстоянии от лошади. Он не дотрагивается до лошади, но его присутствие значительно облегчает задачу всадника. После удавшегося курбета всадник снова ставит лошадь на пиаффе и, если позволяет состоянию лошади, требует от нее выполнения еще нескольких курбетов.

Заканчивая работу после курбетов, надо обязательно сделать несколько темпов пиаффе. При выполнении курбета следует обращать особое внимание на то, чтобы лошадь все время была в ровных шенкелях и поводьях, иначе она может неправильно (в одну сторону) оттолкнуться на прыжок и начнет "вращаться".

Лансада - так в езде высшей школы называется прыжок лошади вперед на передние ноги с хорошо согнутых задних ног. При обычном движении горячая лошадь делает лансады, желая вырвать повод или сбить всадника.

Круппада - прыжок из пезады (на месте), при котором лошадь, отделившись от земли с подобранными ногами, опускается на то же самое место.

Лошадь побуждают совершить прыжок легким тушированием по крупу. При круппаде, выходя на прыжок, передняя часть лошади идет несколько выше, чем задняя. Лошадь подтягивает все четыре ноги под корпус, причем подковы задних ног направлены к земле. Корпус лошади в дальнейшем принимает горизонтальное положение, из которого она приземляется на все четыре ноги точно в то место, с которого оттолкнулась. Круппаде лошадь обучают в пилярах или "в руках". Вначале лошадь из пиаффе поднимают в пезаду, и в тот момент, когда она приготавливаете опуститься, ее слегка тушируют по крупу. Туширование в момент, когда она еще находится в стадии выпрямления, может привести к тому, что вместо круппады получится левада. За правильное исполнение круппады лошадь следует поощрить и прекратить работу. Не надо забывать в момент туширования щелкать языком, это является условным раздражителем для лошади. После работы в пилярах под легким всадником можно перейти к исполнению круппады без развязок, причем посыл шенкелями должен несколько опережать начало опускания лошадью передних ног и сочетаться с выдержкой поводом.

Баллотада. Этот школьный прыжок отличается от круппады только иным положением задних ног. В круппаде, находясь в воздухе, лошадь все четыре ноги держит поднятыми к животу, в баллотаде же задние ноги более разогнуты в путовых суставах, лошадь как бы показывает своп подковы и, приземлившись на все четыре ноги, переходит в пиаффе.

Лошадь, имеющую способность к баллотаде, готовят по тому же методу, что и к круппаде.

Каприоль. Этот прыжок часто называют оленьим. На каприоли лошадь поднимается на пезаду, стремительно и сильно отталкивается от земли вверх и вперед. Это самый эффектный и в то же время самый трудный по исполнению школьный прыжок. Выполнить каприоль под силу лишь сильной, хорошо сложенной лошади, имеющей природную легкость движений, спокойный и в то же время энергичный характер и, самое главное, способность к школьным прыжкам. Лошадь в пилярах заставляют подняться сначала на высокую пезаду, а затем на баллотаду или круппаду (некоторые лошади переходят в каприоль уже из пезады). Уловив момент начала опускания, тренер резким ударом по крупу заставляет лошадь лягнуть задними догами, причем, подчеркиваем, очень важно проделать это именно в момент опускания, в противном случае лошадь сделает только прыжок вперед и каприоль не получится.

В процессе работы в пилярах на лошадь сажают легкого, крепко сидящего в седле всадника, сочетают посыл бичом, голосом и шенкелем. В дальнейшем лошадь работает вне пиляр - под всадником и без него, на лонже. Помощник при этом находится позади на безопасном расстоянии и держит лонжу высоко и слегка натянутой. В момент, когда всадник вышлет лошадь на каприоль, помощник щелкает бичом, чтобы лошадь отбивала задними ногами. После того как лошадь начнет стабильно и без сопротивления исполнять каприоль на лонже, можно перейти к работе без нее. Первое время помощник, находясь позади с хлыстом, готов прийти в случае необходимости на помощь всаднику.

В дальнейшем переходят на одно воздействие (шенкель, голос, щелчок) и считают лошадь готовой, если она выходит на каприоль только от щелчка языком.

Удержаться в седле во время каприоля дело непростое. Посадка всадника должна быть очень прочной, так как лошадь при отталкивании и во время энергичного отбивания задними ногами создает сильные толчки, выбивающие из седла (у седла при исполнении каприоля отстегиваются стремена). Особенно важно знание всадником особенностей своей лошади при каприоле. Желательно заставить лошадь пиаффировать перед каприолем в полном сборе и с предельным импульсом.

Элемент высшей школы верховой езды. Прыжок на месте, при котором лошадь находясь в воздухе передние ноги подгибает к животу а задние разгибает в путовых суставах, как бы показывая подковы. Приземлившись на все четыре ноги лошадь переходит на пиаффе.

Галоп на трех ногах

Галоп на трех ногах.

Упражнение высшей школы верховой езды - искусственный галоп при котором одна из передних ног лошади все время вытянута вперед и не касается земли. Исполняется попеременно с левой и правой ноги.

Испанская рысь


Испанская рысь.

Элемент высшей школы верховой езды - движение лошади пассажем с высоким выносом передних ног, выпрямленных в запястном и путовом суставах.

Испанский шаг

Испанский шаг.

Основной элемент высшей школы верховой езды - искусственный аллюр при котором лошадь попеременно поднимает почти до горизонтального положения выпрямленные в запястном и путовом суставах передние ноги и плавно ставит их на землю, в то время как задние ноги переступают обычным шагом.

Каприоль

Каприоль.

(итал. capriole от лат. capra - коза) Самый эффектный и трудный для исполнения элемент высшей школы верховой езды. Его называют еще оленьим прыжком, т.к. встав на дыбы и стремительно оттолкнувшись от земли летит вперед, как олень, - с вытянутыми назад задними и подогнутыми передними ногами.
Сначала каприоль имела практическое назначение. В кавалерийской схватке всадник, владеющий каприолью, мог заставить свою лошадь нанести противнику сильнейший удар копытами резко выпрямляющихся в воздухе ног.

Крупада


Крупада.

(франц. croupade) Элемент высшей школы верховой езды - прыжок лошади с подобранными ногами после которого она приземляется обратно на место отталкивания, прыжок на месте. К крупаде переходят с выполнения пиаффе.

Курбет

Курбет.

(франц. courbette) Элемент высшей школы верховой езды. Лошадь, выполняющая пиаффе, поднимается в положение левады, совершает прыжок вперед и вверх и приземляется на обе задние ноги. Иными словами курбет - прыжок лошади на задних ногах. Его повторяют не более 3-5 раз подряд, тк. задние ноги лошади испытывают при этом большое напряжение.

Левада

Левада.

Элемент высшей школы верховой езды при котором лошадь отрывает от земли передние конечности и несколько секунд стоит на сильно согнутых в суставах задних ногах. При этом корпус лошади образует с поверхностью земли угол ок. 30*, передние конечности согнуты, подплечья почти в горизонтальном положении, копыта приближены к локтевым суставам.
Из положения левады многие школьные прыжки. На многих конных памятниках лошади изображены в положении левады или пезады.

Пассаж

Пассаж.

(фр. passage, букв. - проход, переход)
Один из основных элементов высшей школы верховой езды - укороченная, очень собранная и ритмичная рысь. Характеризуется сильным подведением задних ног под корпус и акцентированным сгибанием скакательных и запястных суставов. Край копыта поднятой передней ноги при этом достигает уровня середины пясти а задний чуть переходит верхнюю границу путового сустава соответственно опирающихся ног.
Движения эластичные, элегантные с активным импульмом. Каждая диагональная пара ног поднимается и ставится в очень точном ритме с подвисанием.
Шея лошади приподнята и округлена, затылок находится в высшей точке, голова опущена почти вертикально. Лошадь мягко упирается в повод, плавно переходит к пиаффе и вновь идет вперед без видимых усилий со стороны всадника.
Некоторые лошади обладают природными способностями переходить на пассаж при свободном беге.

Пиаффе


Пиаффе.
(фр. piaffer - приплясывать, бить копытом землю)
Одно из основных упражнений высшей школы верховой езды - укороченная, собранная, высокая и ритмичная рысь на месте.
При выполнении пиаффе спина лошади мягко колеблется, круп слегка опущен, задние конечности активны и хорошо подведены под корпус, обеспечивая всему переду лошади очень большую легкость, свободу и подвижность.
Каждая диагональная пара ног попеременно поднимается и становится в постоянном ритме, подвисание слегка увеличено. Зацеп копыта передней ноги в момент выдержки поднят на высоту середины пясти опирающейся конечности.
Шея приподнята и округлена, голова почти в вертикальном положении. Лошадь сохраняет мягкий контакт с поводьями и проявляет готовность продвинуться вперед, как только прекратится сдерживающее действие средств управления.

В Европе существуют 4 Школы, сохранившие традиции классической верховой езды. Это Королевская Андалузская Школа в Хересе, Испанская Школа в Вене, Le Cadre noir в Сомюре (Франция) и Национальная школа верховой езды в Лиссабоне. Фигуры над землей – пезада, мезэр, курбет, крупада, баллотада и каприоль. Они являются одними из самых зрелищных элементов Высшей Школ. Для того, чтобы их освоить, лошадь проходит долгий путь подготовки.

каприоль

Обучение начинается с заездки и отработки подчинения и управления. Затем прибавляется сбор и простейшие элементы выездки. Такие как осаживания, пируэты на шагу и боковые движения. После этого идет обучение элементам Высшей школы, которые используются и в современной выездке – пиаффе, пассаж, менки и т.д. И только после того, как лошадь прошла такую подготовку, она готова к обучению элементам, выполняемым над землей.

Сначала элементы разучиваются на пилярах. Это манежное приспособление для обучения лошади. Оно состоит из 2 столбов высотой 2.5 метра и находящихся на расстоянии 1.5 метра друг от друга. Оно помогает лошади сохранять равновесие. Затем элемент разучивают в руках, а потом под седлом. Далеко не каждая лошадь способна выполнять столь сложные элементы. Именно поэтому если лошадь не обладает определенными физическими данными для их выполнения, обучение даже не начинают.


Пезада (фр. pesade)

пезада

Пезада является подготовительным элементом к прыжковым фигурам. Во время пезады лошадь, стоя на месте, поднимается на дыбы, подобрав передние ноги. Пезада учит лошадь легко поднимать и красиво сгибать предплечья. Чтобы освоить этот элемент, лошадь должна идеально пиаффировать и быть достаточно гибкой и легкой в управлении. Обучение под седлом возможно только после усвоения пезады на пилярах.

Мезэр (фр. mezair) и курбет (фр. courbette)

кубрет

Мезэр является подготовительным элементом к курбету. Он даже имеет другое название – полукуберт, так как лошадь работает не очень высоко и с большим продвижением вперед. Во время выполнения курбета лошадь поднимает передние ноги, сильно сгибает задние и отталкивается ими от земли в момент опускания передних ног. Нельзя требовать от лошади выполнения курбета, пока она не освоила мезэр. Этот элемент сразу показывает способность лошади освоить более сложный курбет. Эти фигуры связаны.

Обучение начинают на пилярах с пиаффе. На свободе – с пассажа, с помощью воздействия хлыста по переду и шамборьера по заду лошади. Курбет также начинают осваивать на пилярах через пезаду. На свободе – из пассажа или пиаффе, двигаясь по средней линии манежа. После курбета как правило делают два-три темпа пиаффе. Потому, что лошадь может запомнить прыжок и использовать его в дальнейшем для сопротивления.

Крупада (фр. croupade) и баллотада (фр. ballotade)

крупада

Крупада – это более высокий прыжок, при котором лошадь, находясь в воздухе, поджимает задние ноги к животу так, чтобы они находились на одном уровне с передними. Прыжок делается на месте, без продвижения. Крупада выполняется из пиаффе.

Во время баллотады прыжок осуществляется так же. Только при этом лошадь показывает задние подковы и создается впечатление, что она хочет отбить задом, но не делает этого. Обучение начинается на пилярах из пиаффе, затем следует пезада, а затем баллотада. На свободе элемент выполняется из пиаффе.

Когда лошадь освоила крупаду и баллотаду, она готова к обучению самому эффектному школьному прыжку – каприоли.

Каприоль (ит. capriole)

каприоль

Это самый зрелищный элемент Высшей Школы. Лошадь во время прыжка должна отбить задом там сильно, как сможет. Название «каприоль» произошло от истальянского «каприо» — косуля. Потому, что этот элемент очень похож на прыжки этого грациозного животного. Для исполнения столь сложного элемента от лошади требуется идеальная физическая форма – сильные жилистые ноги, отличные суставы, крепкие копыта, легкий перед и мягкий рот.

При выполнении всех фигур над землей передние и задние ноги лошади должны идти параллельно друг другу, одновременно отрываясь и опираясь на землю.

Фигуры высшей школы верховой езды над землей — вершина тренинга лошади. Посмотреть их качественное исполнение вы можете в одной из классический школ верховой езды.

КУРБЕТ (фр. courbette), один из элементов высшей школы верховой езды над землей, т. н. школьных прыжков. Л., выполняющая пиаффе, поднимается в положение левады, совершает прыжок вперед и вверх и приземляется на обе задние ноги. Иными словами, К. - прыжок л. на задних ногах. Его повторяют не более 3-5 раз подряд, т. к. задние ноги л. испытывают при этом очень большое напряжение. В наст. время К. демонстрируют только на показат. выступлениях Испанской и Сомюрской высших школ верховой езды.

Смотреть что такое КУРБЕТ в других словарях:

КУРБЕТ

курбет м. 1) Прыжок верховой лошади с поджатыми ногами; в конном цирке - положение лошади, вставшей на дыбы с согнутыми передними ногами. 2) Прыжок с ног на руки или со стойки на руках - на ноги (в акробатике). 3) а) перен. разг. Неожиданная выходка, странный поступок. б) Неожиданная неприятность, неудача.

КУРБЕТ

курбет м. спорт.curvet

КУРБЕТ

курбет выходка, прыжок, причуда, каприз Словарь русских синонимов. курбет сущ., кол-во синонимов: 8 • выходка (29) • дыбки (2) • каприз (21) • неприятность (71) • неудача (125) • поступок (18) • причуда (34) • прыжок (33) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: выходка, дыбки, каприз, неприятность, неудача, поступок, причуда, прыжок. смотреть

КУРБЕТ

КУРБЕТ а, м. courbette f. 1. Прыжок лошади с поджатыми передними ногами. Сл. 18. Курбет, (манежное слово) кривой скачок лошади, когда лошадь изгибая н. смотреть

КУРБЕТ

КУРБЕТ(фр. courbette, от courbet - гнуть). Такое движение лошади, при котором она разом поднимает передние ноги и опять их опускает; дыбки.Словарь инос. смотреть

КУРБЕТ

-а, м. Прыжок верховой лошади с поджатыми передними ногами.Кучера отпускают [повод], и лошадь делает отчаянный курбет, поднимая Ахметку на воздух. Мам. смотреть

КУРБЕТ

КУРБЕ́Т, у, ч.Стрибок верхового коня із зігнутими передніми ногами.Після кількох вольтів і курбетів благородної тварини Араміс відчув такий нестерпний . смотреть

КУРБЕТ

⊲ КУРБЕ́Т 1755, а, м.Фр. courbette.Прыжок лошади с поджатыми передними ногами.Курбет, (манежное слово) кривой скочок лошади, когда лошадь изгибая ноги . смотреть

КУРБЕТ

1) Орфографическая запись слова: курбет2) Ударение в слове: курб`ет3) Деление слова на слоги (перенос слова): курбет4) Фонетическая транскрипция слова . смотреть

КУРБЕТ

Выкидывать курбеты. Разг. Устар. Совершать неожиданные, несуразные поступки. Ф 1, 93.Выписывать курбеты. Разг. Устар. Танцуя, делать ногами замысловаты. смотреть

КУРБЕТ

корень - КУРБЕТ; нулевое окончание;Основа слова: КУРБЕТВычисленный способ образования слова: Бессуфиксальный или другой∩ - КУРБЕТ; ⏰Слово Курбет содерж. смотреть

КУРБЕТ

м.1) (лошади) corveta f2) (в танцах) salto m3) перен. прост. extravagancia f, salida de tono

КУРБЕТ

КУРБЕТ м. 1) Прыжок верховой лошади с поджатыми ногами; в конном цирке - положение лошади, вставшей на дыбы с согнутыми передними ногами. 2) Прыжок с ног на руки или со стойки на руках - на ноги (в акробатике). 3) а) перен. разговорное Неожиданная выходка, странный поступок. б) Неожиданная неприятность, неудача. смотреть

КУРБЕТ

(2 м); мн. курбе/ты, Р. курбе/товСинонимы: выходка, дыбки, каприз, неприятность, неудача, поступок, причуда, прыжок

КУРБЕТ

курбет [фр. courbette] - 1) прыжок верховой лошади с поджатыми ногами; в конной цирке - положение лошади, вставшей на дыбы с согнутыми передними ногами; 2) в акробатике (прыжках, вольтижировке) - прыжок с ног на руки или со стойки на руках - на ноги; 3) * выходка, каприз, странный поступок.

КУРБЕТ

-у, ч. 1) Стрибок верхового коня з підібганими передніми ногами. || Вид акробатичного стрибка. 2) перен. Несподівана витівка, дивний вчинок.

КУРБЕТ

курбе́т, курбе́ты, курбе́та, курбе́тов, курбе́ту, курбе́там, курбе́т, курбе́ты, курбе́том, курбе́тами, курбе́те, курбе́тах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») . Синонимы: выходка, дыбки, каприз, неприятность, неудача, поступок, причуда, прыжок. смотреть

КУРБЕТ

КУРБЕТ (Curbet) Владимир (р . 1930), молдавский балетмейстер, народный артист СССР (1981). С 1957 педагог, с 1958 художественный руководитель и главный балетмейстер ансамбля народного танца "Жок". Государственная премия СССР (1972).

КУРБЕТ

КУРБЕТ курбета, м. (фр. courbette). 1. Прыжок верховой лошади с поджатыми передними ногами (спорт.). || В акробатике - род прыжка (спорт.). 2. перен. Выходка, каприз, странный поступок (разг. фам. неодобрит.). Выкидывать курбеты.

КУРБЕТ

- (Curbet) Владимир (р. 1930) - молдавский балетмейстер, народныйартист СССР (1981). С 1957 педагог, с 1958 художественный руководитель иглавный балетмейстер ансамбля народного танца ""Жок"". Государственнаяпремия СССР (1972). смотреть

КУРБЕТ

1. hüpe2. kaarhüpe3. kurbett4. tantsupoogen5. vigur

КУРБЕТ

курбе́т (франц. courbette, від courber – стрибати) 1. Стрибок верхового коня з зігнутими передніми ногами. 2. Вид акробатичного стрибка. 3. Переносно – несподівана витівка, дивний вчинок. смотреть

КУРБЕТ

м. 1) спорт. salto 2) перен. разг. (выходка, каприз) salto della quaglia Итальяно-русский словарь.2003. Синонимы: выходка, дыбки, каприз, неприятность, неудача, поступок, причуда, прыжок. смотреть

КУРБЕТ

курбе́тСинонимы: выходка, дыбки, каприз, неприятность, неудача, поступок, причуда, прыжок

КУРБЕТ

-у, ч. 1》 Стрибок верхового коня з підібганими передніми ногами.|| Вид акробатичного стрибка.2》 перен. Несподівана витівка, дивний вчинок.

КУРБЕТ

курб'ет, -аСинонимы: выходка, дыбки, каприз, неприятность, неудача, поступок, причуда, прыжок

КУРБЕТ

курбет; ч. (фр., від стрибати) 1. Стрибок верхового коня з зігнутими передніми ногами. 2. Вид акробатичного стрибка. 3. перен. Несподівана витівка, дивний вчинок. смотреть

КУРБЕТ

腾跃跳跃Синонимы: выходка, дыбки, каприз, неприятность, неудача, поступок, причуда, прыжок

КУРБЕТ

Ударение в слове: курб`етУдарение падает на букву: еБезударные гласные в слове: курб`ет

КУРБЕТ

сущ. муж. родакурбет -у

КУРБЕТ

Бут Бурт Курбет Букет Кут Буер Буек Рет Руте Трек Туер Тук Бтр Брут Брек Берт Беркут Бер Бек Тур Бук Букер Бур Курб Куб Кеб

КУРБЕТ

курбе'т, курбе'ты, курбе'та, курбе'тов, курбе'ту, курбе'там, курбе'т, курбе'ты, курбе'том, курбе'тами, курбе'те, курбе'тах

КУРБЕТ

М 1. idm. kurbet (atın qabaq ayaqlarını yığaraq sıçraması); 2. idm. tullanma üsulu (akrobatikada); 3. məc. şıltaq.

Существует огромное множество элементов и упражнений, которые может выполнить лошадь — это как широко известные пассаж, пиаффе, каприоль, так и целый ряд редко демонстрируемых элементов и трюков, которые сейчас можно увидеть в выездке, высшей школе верховой езды, в конном цирке и шоу. Специально для наших читателей мы собрали небольшой глоссарий (от лат. «glossarium» — словарь), где собрали в алфавитном порядке все упражнения и элементы, которые можно встретить в конной литературе и на выступлениях и конных шоу.

Амбуатэ – элемент, при котором лошадь высоко и резко выбрасывает одну переднюю ногу при подскоке с рыси. Редкий элемент, демонстрируется только в некоторых национальных школах.

Апортировка – подноска, подача лошадью предмета по команде. Предмет поднимается с земли, относится человеку и отдаётся в руки.

Асьет – усадка лошади. Обычно осуществляется из положения лёжа (куше). Другое название элемента – сентадо.

Балансе (фр. balancer – раскачиваться) Различают балансе на переду и балансе на заду. При балансе лошадь ритмично переступает с одной ноги на другую и ставит ноги как можно шире. Элемент широко распространён, демонстрируется в цирке и на шоу.

Баллотада (фр. Ballotade) – школьный прыжок на месте, при котором лошадь, находясь в воздухе, передние ноги подгибает к животу, а задние разгибает в путовых суставах, как бы показывая подковы. Приземлившись на все 4 ноги, лошадь переходит в пиаффе.

Баллотэ-пиаффе – упражнение, при котором ноги правой стороны двигаются как в пиаффе, ритмично поднимаясь и опускаясь на то же место, а ноги левой стороны должны опускаться на место, сделав по одному такту вперед и назад. Иными словами, это раскачивание лошади вперед-назад с последующим возвращением в исходную точку.

Галоп назад – очень трудный элемент, сейчас демонстрируется в руках. Галоп назад с левой ноги выполняется так: вначале двигается задняя правая нога, потом правая диагональ, потом левая передняя нога. Правая задняя нога должна ставиться немного сзади левой, а правая передняя нога – сзади левой. Лошадь делает темпы с небольшим захватом пространства, продвигаясь назад.

Галоп на месте – это очень укороченный галоп. Лошадь совсем не продвигается вперед, а галопирует на месте.

Галоп на трех ногах – элемент, при котором лошадь идет галопом, а одна из передних ног вытянута вперед и не касается земли. Исполняется попеременно с левой и правой ноги.

Галопада (фр. Galopade) — галопада, элемент манежной езды, при котором лошадь выполняет сокращенный галоп при максимальном импульсе и сильном подведении задних ног. Этот галоп с максимальным равновесием на заду иногда называют ещё караколь.

Дуз – старинный вариант балансе. Отличается более высокими подъемами корпуса при переброске веса с одной ноги на другую и меньшей амплитудой раскачивания.

Испанская рысь (школьная рысь) – движение лошади короткой ритмичной рысью (пассажем) с высоким выносом передних ног, выпрямленных в запястном и путовом суставах.

Испанский шаг (школьный шаг) – основной элемент высшей школы, при котором лошадь попеременно поднимает почти до горизонтального положения выпрямленные в запястном и путовом суставах передние ноги и плавно ставит их на землю, в то время, как задние ноги ступают обычным шагом.

Каприоль (ит. сapriole от лат. сapra – коза) – школьный прыжок. Называется также оленьим прыжком, так как при его исполнении лошадь, встав на дыбы и стремительно оттолкнувшись от земли, летит вперед, как олень, с вытянутыми назад задними и подогнутыми передними ногами.

Караколь (фр. Сaracole) – сокращённый галоп с максимальным равновесием на заду; он же – галопада.

Краваш (фр. Сravache)– рассекание воздуха хлыстом над ушами неподвижно стоящей лошади. Упражнение можно выполнять верхом или на земле.

Кранч («трапеция») – упражнение, состоящее в глубоком прогибе туловища лошади, растягиваясь, как трапеция. Различают передний («аве») и задний кранчи – прогиб грудного и поясничного отделов позвоночника соответственно. При переднем кранче лошадь высоко поднимает круп и почти касается грудью земли. При заднем кранче лошадь максимально подает круп вперед и вниз. Ноги лошади остаются на месте.

«Крест» – упражнение из 8 курбетов: два курбета вперед, два назад, два влево и два вправо.

Крупада (фр. croupade) – школьный прыжок лошади с подобранными ногами, после которого она приземляется обратно на место отталкивания. К крупаде переходят с исполнения пиаффе.

Курбет (фр. Сourbette) – школьный прыжок. Лошадь, выполняющая пиаффе, поднимается в положение левады, совершает прыжок вперед и вверх и приземляется на обе задние ноги. Иными словами, это прыжок на задних ногах. Его повторяют не более 3-8 раз подряд, поскольку задние ноги лошади испытывают большое напряжение. Набор из 5-6 курбетов, выполняющихся по прямой, называется сарабанда. Из 8 курбетов состоит «крест».

Куше (фр. Сoucher )– укладка лошади по команде. Лежать лошадь может, поджав под себя ноги, или же на боку, вытянув ноги.

Лансада (фр. lancade) – один из школьных прыжков. Лошадь поднимается в положение левады, затем резко отталкивается и, совершив прыжок по дугообразной траектории, приземляется на передние ноги.

Левада – фигура высшей школы верховой езды, при которой лошадь отрывает от земли передние конечности и стоит несколько секунд на сильно согнутых в суставах задних ногах. При этом корпус лошади образует с поверхностью земли угол около 30º, передние конечности согнуты, подплечья почти в горизонтальном положении, копыта приближены к локтевым суставам. Из положения левады выполняются многие школьные прыжки.

Мезер (фр. Mésair) – невысокая пезада, отличающаяся большей собранностью лошади.

Менка ног – то же, что перемена ноги на галопе

Пассада (фр. Passade) — это движение по линии длиной примерно в пять корпусов лошади, по концам которой совершаются сокращенные полупируэты в три темпа. Движение совершается на собранном галопе. В основном пассада использовалась для подготовки боевых лошадей.

Пассаж (фр. Passage) — укороченная, очень собранная и ритмичная рысь. Характеризуется сильным подведением задних ног под корпус и акцентированным сгибанием скакательных и запястных суставов. Край копыта поднятой передней ноги при этом достигает уровня середины пясти, а задней — чуть переходит верхнюю границу путового сустава соответствующих опирающихся ног. Движения эластичные, элегантные с активным импульсом.

Пезада (фр. Pesade) – элемент, при котором лошадь спокойно поднимается почти вертикально на дыбы («свечу»). При этом задние ноги согнуты, а передние подобраны. Исполняется как под всадником, так и в руках.

Перемена ног на галопе (менка ног) – упражнение, при котором лошадь должна изменять последовательность выноса ног на галопе в воздухе. Перемену ног на галопе в воздухе производят в момент подвисания лошади, которое следует за каждым махом галопа. Менка ноги происходит через определенное количество темпов. По мере освоения менки количество темпов сокращают: через четыре, три, два и один мах галопа. Перемены ног в три, два и один темп требуют достаточно большего напряжения от лошади и еще хорошей координации от всадника. Реже сейчас можно увидеть перемену ног на галопе на месте, а перемена ног на галопе назад сейчас демонстрируется только в руках в некоторых национальных школах.

Пиаффе (фр. Piaffer – приплясывать) – элемент, который выполняется на месте. Представляет собой рысь на месте с хорошо выраженной фазой подвисания. Различают «высокое» и «низкое» пиаффе: при низком копыта лишь слегка приподнимаются над землёй, при высоком – поднимаются высоко и энергично, с хорошим импульсом и чётким ритмом.

Пируэт (фр. pirouette) – поворот на 360 градусов, выполнение в два следа круга радиусом, равным длине корпуса лошади. При этом передние и наружная задняя нога двигаются вокруг внутренней задней, которая находится в центре круга и является осью поворота. На каждом такте внутренняя нога поднимается и опускается точно в свой след или немного впереди него. Пируэт выполняют на собранном шагу или на галопе, а также на пиаффе. Разновидности: прямой пируэт (на заду) и обратный пируэт (на переду). Существует ещё несколько вариантов исполнения: 1. Прямой пируэт на скрещивающихся задних ногах выполняется на заду, то есть передние ноги обходят задние по кругу, при этом задние ноги скрещиваются. 2. Обратный пируэт на скрещивающихся передних ногах выполняется на переду, то есть задние ноги обходят передние по кругу. 3. Обратный пируэт на трех ногах выполняется на переду, то есть зад лошади движется вокруг одной передней ноги, в то время как другая передняя нога остается вытянутой.

Поклон (фр. Salut)— цирковое упражнение, при котором лошадь кланяется. Выполняется в руках и под седлом. Может выполняться на 2 ноги и на одну ногу.

Полупируэт – поворот на 180 градусов (1/2 пируэта). Выполняется в два следа, как и пируэт. Передние и наружная задняя нога двигаются вокруг внутренней задней, которая находится в центре круга и является осью поворота.

Сарабанда – упражнение из 5-6 курбетов, выполненных по прямой линии.

Сентаво – проходка лошади на задних ногах. Выполняется как под всадником, так и без него. Ещё одно название сентаво – шаг на курбете, Walk courbette. Этот элемент является больше цирковым. В Испании часто демонстрируется на карнавалах на острове Менорка.

Сентадо – усадка лошади. Сидеть лошадь может на ягодицах или на бедре. Некоторые пони могут сидеть на ягодицах почти вертикально, полностью отрывая от земли передние ноги (аналогично команде «Служи» для собак). Другое название элемента – асьет.

Сокле – установка передних ног попеременно на пьедестал (до 1 м) или тумбу (до 80 см).

Тер-а-тер (фр. TerreàTerre) – представляет собой двухтактный галоп, выполняемый в два следа. Лошадь совершает отдельные скачки задними и передними ногами с максимальным равновесием на заду. Как и левада, является промежуточным звеном между упражнениями на земле (например, пиаффе, пассаж) и школьными прыжками (например, курбет, каприоль).

«Тумба» — установка передних ног на невысокий пьедестал (до 80 см). Также демонстрируется вариант, когда лошадь полностью, всеми четырьмя ногами залезает на тумбу.

Фалькада — это движение, которое выполняет лошадь, подсаживаясь на сильно согнутые задние ноги при остановке с галопа. Сейчас выполняется в дисциплине «вестерн», где она чаще называется слайдинг-стоп (скользящая остановка).

Шаг на курбете, (Walk courbette) – цирковой элемент, проходка на задних ногах. То же, что и сентаво.

Школьная рысь — то же, что испанская рысь.

Школьный шаг — то же, что испанский шаг.

Для оформления глоссария использованы рисунки с сайта dressuurinvrijheid.nl

Читайте также: