Что такое ярмо у лошади

Опубликовано: 22.04.2024





Хому́т является важной составной частью конской упряжи. Он используется для распределения нагрузки на шею и плечи лошади и передачи усилия по перемещению того или иного сельскохозяйственного орудия, например, сохи, плуга, бороны или повозки. Хомут даёт возможность лошади вкладывать всю свою силу в перемещение груза или другую работу. По существу, он позволяет животному использовать заднюю часть корпуса и задние ноги для толкания груза, в отличие от применения ярма или нагрудного ремня, когда приходится тянуть груз одними плечами. Хомут также лучше ярма, поскольку он уменьшает давление на трахею. Со времени изобретения хомута лошади приобрели чрезвычайно важное значение для достижения успехов в сельском хозяйстве и в деле перевозки тяжёлых грузов. Когда лошадь запряжена с использованием хомута, она может обеспечить рабочую эффективность (измеряемую, например, в тонно-километрах за час) на 50% больше, чем вол, из-за большей скорости. Лошадь также в целом эффективнее из-за большей выносливости и способности работать большее количество часов в день. Хомут сыграл важную роль в экономическом развитии Европы. Замена волов на лошадей для пахоты привела к экономическому росту, становлению рыночных отношений, снижению зависимости от натурального сельского хозяйства, а также обеспечила развитие образования, искусства и ранних промышленных производств.

Содержание

Конструкция

Хомут делается из пары изогнутых кусков дерева или металла, называемых клещами, к которым крепятся гужи. Клещи могут слегка раздвигаться, чтобы сквозь хомут легче проходила голова лошади при его надевании и снятии. После надевания хомута на шею лошади клещи стягиваются супонью, обеспечивая более удобное прилегание к телу лошади. Хомут имеет овальную, а не круглую, форму, что хорошо согласуется с формой тела лошади. Изготавливается хомут так, чтобы во всех точках соприкосновения с телом лошади контакт был плотным. Его конструкция является достаточно жёсткой, а на внутренней поверхности делается эластичная подкладка (хомутина), которая смягчает контакт хомута с телом животного. При правильном размере хомута и нормальном его положении на лошади между хомутиной и горлом животного должен быть зазор, так чтобы там могла проходить плашмя ладонь. При этом верхняя часть хомута располагается несколько впереди холки, а между хомутом и гребнем шеи должны умещаться два пальца руки. Обеспечивая защиту дыхательных путей лошади, хомут даёт возможность животному использовать всю свою силу, чтобы тащить орудие труда или повозку с грузом.

История

Ошейник

Задолго до изобретения хомута для запряжки использовался менее эффективный ошейник, обхватывающий горло. Сведения о нём найдены во многих древних цивилизациях, они были доведены до европейской интеллектуальной сферы в начале XX века французским кавалерийским офицером Лефевром де Нёттисом. [1] Такой способ упряжки был известен халдеям (III тысячелетие до н.э.), в Шумере и Ассирии (1400—800 до н.э.), в египетском Новом царстве (1570—1070 до н.э.), в Китае эпохи династии Шан (1600—1050 до н.э.), на минойском Крите (2700—1450 до н.э.), в классической Греции (550—323 до н.э. ) и Древнем Риме (510 до н.э.—476 г. н.э.). [1] С этой древней упряжью животные тащили плуги и телеги. Ремни в виде плоской ленты обхватывали шею и грудь животного, нагрузка приходилась на верхнюю часть ошейника, над шеею, примерно также, как в ярме. Эти ремни прижимали грудино-головные мышцы лошади и трахею, что ограничивало её дыхание и снижало тяговое усилие. Получалось так, что чем сильнее лошадь тянула, тем хуже ей становилось дышать. По этой причине волы были предпочтительнее лошадей для тяжелой работы, так как из-за различий в анатомическом строении с лошадью они не имеют этой проблемы. В отличие от лошадей, их можно также запрягать с помощью ярма.

Нагрудный ремень (подперсье)

Конструкция упряжи в виде обхватывающего горло ошейника не менялась до появления в Китае в эпоху Сражающихся царств (481—221 до н.э.) нагрудного ремня или «подперсья». К VII веку он стал известен по всей Центральной Азии, а оттуда в VIII веке попал в Европу. [2]

Его первое изображение в художественном произведении появилось на лаковой коробочке из древнего царства Чу. [2] В этом типе конской упряжи давление переносится на грудину, линия тяги становится непосредственно связанной с костной системой лошади, что позволяет использовать почти полную силу лошади. Этот тип упряжи получил повсеместное распространение в Китае в эпоху династии Хань (202 до н.э.—220 г. н.э.), что нашло отражение в сотнях изображений в резьбе, каменных рельефах и кирпичных штампах, показывающих лошадей, запряжённых в колесницы. [2] Этот тип упряжи стал известен в Центральной Азии и затем среди аваров, венгров, чехов, поляков и русских в течение VII — X вв. [2] Первые изображения применения нагрудного ремня, найденные в Европе, относятся к VIII веку, а в IX веке он уже получил широкое распространение (например, он изображён на гобелене с погребальным кораблём Осеберга). [2]

Проблема использования нагрудного ремня состояла в том, что дышла телег, колесниц и других транспортных средств прикреплялись к подпруге вокруг брюха лошади. Нагрудный ремень первоначально предохранял подпругу от смещения назад, к хвосту лошади, он не рассматривался как приспособление для толкания груза. В результате лошади продолжали тянуть груз, т.е. по-прежнему животные использовались неэффективно. [3]

Хомут



На следующей стадии эволюции упряжи после нагрудного ремня появился хомут в современном виде. Отработанный вариант хомута был сделан в Китае в 5 веке н.э., в эпоху Южных и Северных династий. [4] Его первые, хотя и не вполне достоверные, изображения найдены на цветных формованных кирпичах эпохи Троецарствия (220—265 н.э.) в гробнице Бао Саньняна в Чжаохуа, провинция Сычуань. [5] На этих рисунках изображён пышно подбитый хомут, совершенно не похожий на ярмо. Однако, первые настоящие изображения хомута в искусстве обнаружены в пещерных росписях в Дуньхуане (пещера 257) эпохи китайской династии Северная Вэй, которые датируются 477—499 г. н.э. На этой картине хорошо видны изогнутые перекладины, но художнику не удалось чётко показать мягкие подкладки под ними, отсутствие которых делает всю конструкцию бесполезной. Такая же базовая конструкция видна на другой китайской цветной фреске, датируемой 520—524 г. (с дышлом, выступающим за грудную клетку лошади для создания грудинной тяги), а также на фреске, датируемой ок. 600 г. (эпоха династии Суй). [5] Последнее изображение (в пещере 302) представляет особый интерес, так как на нём хомут изображён не только более точно (такие же хомуты используются на севере и северо-западе Китая даже сегодня), но ещё и тем, что он используется на верблюдах, а не на лошадях. Китайцы часто использовали верблюдов со II века до н.э. и позже, на протяжении всей эпохи династии Хань, существовали даже военные корпуса на верблюдах на границе в Таримской впадине. Однако, адаптированный для верблюдов хомут не стал обычной практикой вплоть до VI века. В пещере 156 есть панорамная картина, изображающая китайского генерала и губернатора династии Тан Чжан Ичао, сидящего верхом на лошади в момент триумфа после отвоевания области Дуньхуан у Тибетского империи в 834 г. Согласно доказательства, представленным д-ром Чан Шухуном, датой картины является именно 851 г. н.э., но Нидэм замечает о существующем полном согласии среди историков о том, что картина могла быть написана в любое время в пределах от 840 до 860 г. Эта картина абсолютно точно изображает хомут, с хорошими мягкими подкладками, спускающимися низко на грудь и выступающими за поперечину. [5]



Хомут в конце концов попал в Европу около 920 г., и получил повсеместное распространение в XII веке. Скандинавы одними из первых стали использовать хомуты, не ограничивающие дыхательных путей у лошади. До этого времени волы оставались главным тягловым животным в сельском хозяйстве, так как все предыдущие упряжи могли эффективно использоваться только на волах из-за особенностей их физического строения. Кроме того, ярмо, использовавшееся для запряжки волов, изготовлялось индивидуально для каждого животного. При этом иногда возникали проблемы при обработке земли. В зависимости от состояния почв, иногда требовалось до шестнадцати волов для эффективного использования одного тяжелого плуга. Это создавало проблемы для крестьян, которым не хватало капитала для содержания такого большого количества скота. [3]

После появления хомута в Европе и повсеместного его распространения к 1000 году, использование лошадей для пахоты получило широкое распространение. [5] Лошади работают примерно на 50 процентов быстрее, чем волы. Использование лошадей (и небольшое усовершенствование плуга) позволило крестьянам производить излишки продукции. Профицит создал им товар для торговли на рынках на перекрёстках дорог. Довольно быстро рынки превратились в города. Таким образом, хомут сыграл ключевую роль в прекращении феодальных порядков и начало роста Европы.

Значение хомута

Создание хомута устанило физические ограничения старой упряжи по применению животных в процессе производства, позволило лошадям показать все свои возможности и прикладывать всю свою силу при пахоте и перевозке грузов. Изначально конструкция старой упряжи заставляла лошадь буквально тащить рабочую нагрузку, тогда как внедрение хомута позволило ей толкать груз, повышая эффективность и производительность труда.

В сочетании с подковой, тяжёлым плугом и другими усовершенствованиями сельскохозяйственного производства, эффективность труда европейского крестьянина резко увеличилась, что обусловило быстрое развитие общества в Европе. Излишки продовольствия создавали предпосылки для специализации труда, крестьяне теперь могли переменить профессию и приобрести другие навыки, например, покупка и продажа товаров, что привело к появлению купечества в европейском обществе. Хомут был один из факторов упадка феодального строя и завершения эпохи Средневековья. [6] [7]

Эксперимент по оценке эффективности упряжи

В 1910 году кавалерийский офицер из Франции Лефевр де Нёттес провёл эксперимент по оценке эффективности разной упряжи. Он сравнивал три вида упряжи: древнюю упряжь - ошейник, опоясывающий горло, более позднюю упряжь с нагрудным ремнём и, наконец, совершенную средневековую упряжь с хомутом. В своем эксперименте он обнаружил, что пара лошадей, использующая ошейники, опоясывающие горло, смогла потянуть максимальный груз весом около 1100 фунтов (0,5 тонны). В то же время, одна лошадь с более совершенным хомутом смогла сдвинуть с места груз весом более 1,5 тонн. [2]



Ярмо представляет собой деревянный пучок обычно используется между парой волов или других животных , чтобы дать им возможность стягивают на нагрузке при работе в парах, так как волы обычно делают; некоторые хомуты подходят для отдельных животных. Есть несколько типов ярма, используемых в разных культурах и для разных типов волов. Пару волов можно назвать ярмом волов , и ярмо также является глаголом, например, « запрягать пару волов». Другие животные, которые могут быть запряжены в ярмо, включают лошадей , мулов , ослов и водяных буйволов .

Содержание

  • 1 Этимология
  • 2 шеи или банта кокетка
  • 3 кокетка
  • 4 кокетка холки
  • 5 Сравнение
  • 6 Одинарное ярмо
  • 7 Символизм
  • 8 Галерея
  • 9 См. Также
  • 10 Ссылки
  • 11 Внешние ссылки

Этимология

Найдите * yugóm в Викисловаре , бесплатном словаре.

Слово «иго», как полагают, происходит от протоиндоевропейского * yugóm (иго), от глагола * yeug- (присоединяться, объединяться).

  • (Анатолий) Хеттеянин : jəʊk , букв. "связать или присоединиться".
  • (Армянский) Древнеармянский : լուծ , латинизированный: лутс , лит. «иго».
  • (Балто-славянский) Церковнославянский : иго , латинизированный: igo , букв. «иго».
  • (Балто-славянский) литовский : jungą , букв. «иго».
  • (Кельтский) Древнеирландский язык : kɪɲɟ , букв. 'cuing (ярмо)'
  • (Германский) Немецкий : Jóch , букв. «иго».
  • (Эллинский) Древнегреческий : ζυγόν , латинизированный : zygón , букв. «иго», от которого происходит « скуловая кость ».
  • (Индоиранский) персидский : یوغ , латинизированный : yuğ , букв. «иго».
  • (Индоиранский) Санскрит : युज् , латинизированный :юдж , букв. «присоединиться или иговать», от которых произошли « йога » и « юга ».
  • (Курсив) Латинский : jugum , с производными от jugular и subjugate .

Шейная или бантовая кокетка


Лук ярмо / б oʊ / представляет собой форму деревянной траверсы связан с шеек пары быков (или иногда лошадей). Он удерживается на шее животных старицей , от которой и получил свое название. Старая старица обычно имеет U-образную форму и также передает силу от плеч животных. Вертлюг между животными, расположенный под центром ярма, прикрепляется к шесту транспортного средства или к цепям ( следам ), используемым для перетаскивания груза.

Лук-коромысло является традиционным в Европе , а также в США , Австралии и Африке .

Головная кокетка


Голова ярмо припадки на голову крупного скота. Обычно он умещается за рогами и имеет вырезанные части, в которые помещаются рога; это может быть одна балка, прикрепленная к обоим быкам, или у каждого быка может быть отдельная короткая балка (см. рисунок). Затем ярмо привязывают к рогам волов ремнями ярма. Некоторые типы вместо этого надеваются на переднюю часть головы, снова привязываются к рогам, и тогда бычьи подушечки используются для смягчения лба быка. Буксирный стержень прикрепляется к нижней части ярма с помощью хомута и цепей. Буксирная штанга может быть короткой с цепью, прикрепленной для буксировки, или длинной шестой с крюком на конце, не имеющей цепи. Иногда шест прикрепляют к телеге, и волов просто запирают над этим шестом, затем шест поднимают между ними и опорный болт опускают в цепи на утюги ярма, чтобы тянуть повозку.

Коромысла широко используются в южной Европе, большей части Южной Америки и в Канаде .

Кокетка холки


А засыхает ярмо является ярмом , что подходит только в передней части холки или лопаток, волов. Ярмо удерживается ремнями, либо отдельно, либо с помощью пары деревянных шестов по обе стороны от холки быка; однако тяга исходит от самого ярма, а не от шестов. Коромысла для холки особенно подходят для крупного рогатого скота зебу , у которого на холке есть высокие горбинки.

Коромысла для холки широко используются в Африке и Индии , где распространен скот зебу .

Сравнение

Хотя все три типа ярма эффективны, у каждого есть свои преимущества и недостатки. Как упоминалось выше, коромысла для холки подходят для крупного рогатого скота зебу, а коромысла для головы, конечно, могут использоваться только для животных с подходящими рогами. Коромысла необходимо часто менять, чтобы они соответствовали рогам животных по мере их роста; В отличие от других типов, однолучевое коромысло разделяет головы быков, помогая им стоять спокойно, не сражаясь. Однобалочная траверса может обеспечить лучшую тормозную способность на спусках и, по-видимому, предпочтительнее в сложных горных районах, таких как Швейцария, Испания и некоторые части Италии. Хомуты для лука должны быть подходящего размера для животного, и по мере роста животного часто изготавливаются новые, но они не нуждаются в регулировке при использовании. Какой бы тип ни использовался, может потребоваться разная длина траверсы для разных сельскохозяйственных орудий или для адаптации к разному междурядью сельскохозяйственных культур.

Одинарное ярмо


Ярмо можно использовать с одним животным. Быков обычно обрабатывают парами, но водяных буйволов в азиатских странах обычно используют поодиночке с помощью лукообразной коромысла для холки. Использование одинарного лука или ярма на холке на волах зарегистрировано в Северной Америке, Китае, Зимбабве, Танзании и Швейцарии, а несколько дизайнов одноголового или лобного ярма зарегистрированы в Германии.

Символизм

Ярмо имеет оттенок подчинения и труда; в некоторых древних культурах было традицией заставлять побежденного врага пройти под символическим игом копий или мечей. Ярмо может быть метафорой чего-то деспотичного или обременительного, например феодализма , империализма , барщины , дани или воинской повинности , как в выражениях « нормандское иго » (в Англии), « татарское иго » (в России) или « Турецкое иго » (на Балканах).

Метафора может также относиться к состоянию, когда они связаны или скованы цепью контрактом или браком, подобно паре волов. Это значение также является источником слова « йога» как связующего с божественным.

Ярмо часто используется метафорически в Библии , сначала в Книге Бытия в отношении Исава .

В 20 веке ярмо и стрелы стали политическим символом политического движения фаланги в Испании.

Галерея


Хомут на быка, используемый для вспашки, Индия


Перемещение каноэ между озерами на коромысле

Елена Заруцкая(Кравцова)

Ярмо́ — в запряжке волов заменяет хомут. Различают ярмо головное, из него выделяют лобное (прилегает внутренней поверхностью с подушкой ко лбу и прикрепляется к рогам ремнями) и затылочное (также прикрепляется к рогам) , и ярмо зашейное. В южной части дореволюционной России употреблялось зашейное ярмо, которое зацеплялось за дышло (вие) простым деревянным (лозовым) кольцом и запирается на шее притыкой. В переносном значение: бремя, тяжесть, иго.

Хомут, основная часть конской упряжи. При дуговой запряжке с помощью гужей к Х. крепят оглобли, при дышловой — к ушкам Х. пристёгивают постромки. Стандартный Х. состоит из двух деревянных клещей, внутренней стороны которых (хомутина) , прилегающие к шее лошади, имеют войлочную подкладку. При запряжке клещи Х. стягиваются супонью. Изготовляют Х. нескольких номеров. Весят Х. от 3 кг (выездные) до 10 кг (ломовые).

ого! целый трактат. так почему на лошадь надевают хомут, а не ярмо?

Елена Заруцкая(Кравцова)

а на мужчину что одевют хомут или ярмо

это другой вопрос 😄

Татьяна Закубра , Памула

Вол и ярмо -это из украинской лексики ( в хозяйстве были волы ими орали ,т.е. вспахивали поле ) , а в русской лексике -лошадь . А смысл ярма и хомута - одно и тоже .

так ошейник по шеи и надобности ярмо под шею быка --наверно что бы быо удоней к нему крепить соху -- а к хомуту -- палки от телеги

мне кажется, что по большому счету, эти две вещи несут в себе одинаковое предназначение. обе лишают животного свободы.

У вола тягла поболее в теле, и поменее в башке. Вот, по ней и надевают. Башка-то, с рогами, в хомут не пройдёт, однако.

Зимфира Усманова

Я не знаю, чем отличается ярмо от хомута, ведь выражения "хомут на шее" и "ярмо на шее" имеет одинаковый смысл

разная живность. разная философия. ярмо -это символ неволи..а хомут всего лишь крепеж частей, соединение ))

Галина Алексеева

что-то связанное с анатомическими особенностями этих животных, хотя не специалист, ваше мнение?

Хомут для распределения нагрузки для перевозки людей,а ярмо волу чтобы пахал как не знаю кто

Геннадий Гонтарь

Ну у лошади шея тоньше и сила-меньше!А так-что ярмо что хомут-какая разница?Была бы шея!

На лошадь ярмо надевать нельзя, у лошади шея длинная, она в ярме просто задохнётся.

Олег

извини что вопрос на вопрос: Почему на лошадей ставят, а на людей кладут?

это все придумали наши предки умные были люди сейчас таких мало.

Серёга Трепаков

на жеребца хомут, а на быка ярмо. потому что "быку рога мешают".

какая разница что оденут и как назовут, один хрен тащить надо.

Александр Князев

Вол ниже лошади - приходится поднимать точку приложения тяги.

Попробуйте с ярмом на лошади скакать, тогда узнаете почему.))

ЗАПРЯЖКА, специальное приспособление, служащее для передачи силы от упряжного животного к повозке или машине; запряжка должна облегчать правильное движение повозки или машины и быть удобной для упряжного животного; запряжка составляется из эластичных частей (ремни) и из пружинящих (изогнутые оглобли, дуга и т. д.). Для непосредственной передачи силы упряжного животного через плечевое соединение служит обыкновенно хомут или шлея ; далее сила передается через оглобли или постромки , вальки и дышла .

Хомуты делаются обыкновенно раздвижные, для удобства надевания на лошадь: они надеваются через голову, реже - сбоку лошади (система Форбриха, фиг. 1). Обе половины хомута, так называемые клещи , стягиваются внизу веревкой или ремешком ( супонь ). Клещи хомута делают из дерева, подбивают войлоком или шерстью и обшивают мягкой кожей; вес хомута для рабочих лошадей - 6—9 кг.

От хомута к валькам идут ременные, веревочные или цеповые постромки . Лучшими считаются цеповые; отвисая и раскачиваясь во время работы, такие постромки играют роль пружин.

Длина постромок д. б. определенная, т. к. от нее зависит глубина хода орудия, увеличивающаяся при длинных постромках и уменьшающаяся при коротких. Постромки к хомуту прикрепляются на 5—10 см выше гужей , идущих к вальку дышла. Для уменьшения давления на хомут постромки часто подтягивают веревкой или ремнем ( чересседельник ), перекинутым через спину лошади и опирающимся на седёлку .

Хомут-шлейка состоит из грудного ремня f (фиг. 2), до 14 см шириной, с несколько более широкой войлочной подкладкой; ремень f поддерживается спереди шейным ремнем а; в упряжи рабочих лошадей от седёлки с идет другой ремень b, поддерживающий шлейку; третий ремень d, идущий от седёлки, заканчивается снизу подпругой е. При дышловой запряжке к шейному ремню а часто присоединяют цепи.

Для прикрепления вожжей служит узда (фиг. 3), которая у рабочих лошадей состоит из ремней: затылочного а, лобного b, подглоточного с, щечного d, носового, или храпового, е и нижнечелюстного f; к ремням d и f присоединяются помощью колец удила; к этим же кольцам прикрепляются вожжи g. В недоуздках нижнечелюстной ремень соединяется с подглоточным при помощи особого ремня-подбородочника.

Вальки и ваги . а) При одноконной запряжке применяется обыкновенно простой деревянный валек длиной 0,7—0,9 м. На концах валька (фиг. 4) делаются зарубки для прикрепления постромок.

Средняя часть обыкновенно оковывается, и в этой оковке проделывается ушко для продевания упряжного крюка. Длина валька не влияет на правильность хода плугов и других орудий и выбирается в зависимости от ширины лошади, с тем расчетом, чтобы идущие от валька постромки не терли боков лошади. В то время как у нас железные вальки не получили распространения вследствие большой тяжести и дороговизны, в Америке они весьма распространены. Более усовершенствованные вальки снабжены приспособлениями, удерживающими постромки от соскакивания и поддерживающими валек при заездах лошади на весу (система Даудена), но они вследствие сложности у нас не применяются.

б) При пароконной запряжке вальки присоединяются к общей ваге (фиг. 5). Длина ваги не играет роли при запряжке сельскохозяйственных машин, но оказывает существенное влияние на правильность хода бороздовых орудий (например, плуга, почвоуглубителя). При запряжке обыкновенно на это обращают мало внимания, но рабочая длина ваги, т. е. относительное расположение вальков, д. б. строго согласовано с шириной борозды; иначе, если вага будет длиннее указанного размера, то лошадь, идущая по борозде, будет отодвигать вагу влево, по направлению непаханого поля, что вызовет увеличение ширины борозды и неправильный ход плуга.

в) При трёхконной запряжке вага д. б. еще более массивной, чем при пароконной; расположение места прикрепления упряжного крюка д. б. таково, чтобы расстояния от концов ваги относились друг к другу, как 1:2. К более короткому концу присоединяется пароконная вага с двумя вальками (фиг. 6), а к более длинному концу - один валек.

На фиг. 7 представлена трехконная вага системы Рансома: упряжной крюк с передвигается по гребенке ваги b в зависимости от силы тяги лошадей; ширина пароконной ваги (в местах, обозначенных буквой а) может быть изменена в зависимости от ширины борозды.

Вследствие неравенства в силе лошадей, особенно при многоконной запряжке, трудно установить правильную длину вальков и ваг; кроме того, лошади работают не с одинаковым напряжением; вследствие этого вага в работе перекашивается, что вызывает неправильный ход орудия.

Поэтому возникли конструкции т. н. уравнительных запряжек , в которых в том случае, когда одна из лошадей начинает тянуть слабее, она оттягивается силами других лошадей назад, что заставляет ее опять напрягать силы. Из уравнительных трехконных запряжек получил распространение трехконный составной валек системы Мак-Гоя (фиг. 8а и 86). Разъединяя эту вагу, можно получить одноконный валек и отдельно пароконную вагу.

г) При четырехконной запряжке , в зависимости от рода сельскохозяйственных машин, лошадей запрягают или в один ряд или попарно цугом. 3апряжка первого рода (фиг. 9) применяется для тяжелых дисковых культиваторов и для сложных уборочных машин.

К основной ваге АА присоединены две парные ваги ВВ, а к последним одноконные вальки СС. 3апряжка цугом применяется при работе плугами и жатвенными машинами, так как в один ряд, по условиям работы, расположить лошадей нельзя. Наиболее распространена запряжка, при которой передняя и задняя пары лошадей связываются цепью или канатом с крюком регулятора. Недостатком такой запряжки является то, что одна пара лошадей может работать за счет другой, если они недостаточно дружны в работе. Во избежание этого рекомендуют различные системы уравнительных запряжек, одна из которых состоит в присоединении блока (фиг. 10).

Уравнительная цепь АВ охватывает блок С диаметром 15 см, прицепленный к регулятору. При таком способе запряжки каждая пара находится в зависимости одна от другой: если передняя пара В замедляет свой ход, то в то же время цепь А задней пары лошадей подается вперед, отчего цепь В натягивается, и передняя пара невольно должна тянуть; вследствие этого сила двух пар лошадей действует на орудие или машину одинаковым образом.

д) При шести- и восьмиконной запряжке каждая лошадь теряет от каждой припряженной к ней лошади 6% своей силы, а потому эти запряжки, в которых потеря составляет 30— 40%, невыгодны и применяются весьма редко. В случае шестиконной запряжки можно рекомендовать применение штильваги Мак-Гоя, причем отношение длин плеч штильваги д. б. равным 2:1; к длинному плечу присоединяется при помощи цепи передняя пара, а к заднему, при помощи вышеописанного уравнительного блока, - две задние пары лошадей.

Модераторы . Так как упряжные животные, особенно лошади, работают отдельными импульсами, а сопротивления почвы при пахоте и растений при уборке урожая неодинаковы, то лошади во время работы испытывают ряд толчков, понижающих их работоспособность. Поэтому за границей распространено включение в запряжки особых пружинных модераторов, которые во время толчка принимают на себя действующую силу, которую отдают в следующий момент, вследствие чего резкие толчки сил сопротивления передаются упряжным животным не полностью. 3апряжки с включением пружин в постромки или в валек применяются в Швеции (система Сидена) и в США (система Вильсона). 3авод Рудольфа Сакка выпускает к тяжелым плугам и сеялкам особые предохранители, снабженные буферной пружиной на силу от 600 до 1200 кг (фиг. 11).

Оглобли . Оглобельная запряжка применяется в сельскохозяйственных машинах крайне редко, т. к. она стесняет управление машиной и орудием и вызывает неприятные и вредные для упряжных животных толчки, вследствие более жесткого присоединения машины к животным. Непосредственно оглобельную запряжку применяют только при работе сохой и косулей; в других случаях (конные грабли, сеялки, косилки) в запряжку включается также валек, с таким расчетом, чтобы сила передавалась к машине непосредственно через него, а оглобли служили только для поворотов (фиг. 12).

Дышло применяется при работе машины заездами и для перевозки машины в поле. К дышлу присоединяется вага с вальками, которые обыкновенно расположены снизу, чтобы ослабить давление, передаваемое через хомуты на холку лошадей. Спереди к концу дышла присоединяется грудной валек, прикрепляемый к хомутам. В тяжелых машинах и орудиях необходимо применение двухколесного передка или одноколесного дышлодержателя (фиг. 13), который воспринимал бы передаваемые от них толчки; дышло в этом случае состоит из двух частей: задней, более короткой, которая присоединена к машине и передку жестко, и передней, которая присоединена шарнирно в вертикальном направлении.

3апряжка в конные приводы . При работе на конных приводах, особенно при соединении с молотилкой, получаются постоянные толчки, вызывающие неравномерный ход лошадей. Поэтому полезно присоединять различные пружинящие приспособления, например, системы Гепфнера (фиг. 14).

К водилу присоединяется при помощи хомутов bb дубовый или березовый брусок а от 10 до 12 см толщиной. Посредине этот брусок отделен от водила вставкой с; к концу бруска шарнирно присоединен крюк d, пропущенный через водило. Во время работы брусок пружинит и удары смягчаются, что действует благоприятно на упряжных животных и сохраняет зубчатую передачу от поломки. При многоконных приводах следует применять уравнительную запряжку. К водилам присоединены угольники, к одному концу которых прикрепляются вальки запряжки, а к другому - тяги, идущие к шарнирному четырехугольнику, расположенному над серединой привода.

Если одна из лошадей тянет сильнее, чем другие, то четырехугольник вытягивается в ромб (на фиг. 15 показано пунктиром) в сторону сильнее тянущей лошади; тогда отставшие лошади оттягиваются назад и невольно начинают тянуть дружнее.

3апряжка волов . Наиболее распространенной запряжкой для волов является запряжка в ярме, применение же хомута, распространенное в Америке, встречается в Европе реже. Вследствие запряжки волов парами обыкновенно и ярмо делается парное, так называемое венгерское ярмо (фиг. 16).

Верхняя перекладина делается изогнутой по форме холки; нижняя перекладина - подгорлица - также должна быть изогнута; стойки в виде дуг делаются с несколькими отверстиями для перестановки, чтобы подогнать ярмо к размеру животного; дышло присоединяется к верхней перекладине ярма посредством железного стержня. Для одиночной запряжки волов чаще применяется налобное ярмо (фиг. 17); давя на лоб, это ярмо приносит вред животному и понижает его работоспособность.

При запряжке в несколько пар волов, с целью равномерного распределения сопротивления машины, применяют особые системы запряжки. Наиболее проста запряжка системы Гроссул-Толстого, состоящая из нескольких уравнительных железных звеньев ( штильваг ), соединенных цепями. На фиг. 18 представлена четырехпарная запряжка, состоящая из трех штильваг - а, b и с и четырех цепей - d, е, о и р.

3апряжка верблюдов часто производится в ярмо, представляющее собою деревянный поперечный брус, естественно дугообразно изогнутый на обоих концах, которыми он кладется на переднюю часть горба; под конец бруса кладется мягкая подкладка, концы охватываются мягкими хомутами; к середине бруса присоединяется дышло орудия.

Запряжка верблюдов в косилку показана на фиг. 19, из которой видно, что на горбы надеваются лямки, а от них идут постромки к валькам.

Источник: Мартенс. Техническая энциклопедия. Том 8 - 1929 г.

Единое информационное пространство, согласно авторам Святого Писания, формировалось под КОНТРОЛЕМ Бога; наречение (дача имени животному) – классификация и систематизация окружающего мира. Между Богом и человеком не должно быть языковой преграды, иначе ПОНИМАНИЕ идеи Божества будет затруднено, деятельность людей по созданию Царства Божьего растянется во времени, а Сверхзадача, поставленная Богом перед человеком, окажется под угрозой срыва (что и происходит в настоящее время).

Любой артефакт, в т.ч. и слово-понятие, создаётся производителем с учетом культурной традиции, кузнец века бронзового делая топор, имел предшественника – мастера каменного века, начиная «читать-писать» мы уже находимся в системе культурной традиции письменности. Никто из производителей не создаёт предмет (артефакт) используя девственные материалы и исключительно новые методы их обработки; также и с «лошадью», традиция применения этого животного в целях облегчения деятельности людей в земледелии, скотоводстве, перевозки грузов, охоте и войне уходит в далёкое прошлое. Человек выделил лошадь из сферы природы и наделил её новыми социально-эмоциональными характеристиками: «Три вещи прекрасны – танцующая женщина, смеющийся ребенок и скачущая лошадь», нам осталось найти эти характеристики, т.к. традиция называния – утрачена.

С изменением реальности меняется и традиция, а соответственно и предметы (артефакты) её обслуживающие, лошадиная культурная эпоха безвозвратно ушла в середине XX века. До этого времени практически каждый человек (от подростка и до царя) умел работать с лошадью, ныне автомобиль и трактор практически полностью заменили это животное, лишь в очень «узких» сферах - конный спорт, для перевозки грузов в труднодоступной местности, кое-где в земледелии и скотоводстве лошадь ещё сохранена.

Лошадиные (лат. гр. hippos, Equidae, лат. equus), — семейство млекопитающих, отряд непарнокопытных, один ныне живущий род — лошади; одомашненные лошадь и осел, сыграли важную историческую роль в развитии хозяйства и культуры человека. Выделяют подвиды: – домашняя и дикая лошадь и домашний и дикий осел (ишак), лошадь Пржевальского, Кианг, Кулан, горная зебра, пустынная зебра, Бурчеллова зебра. Лошадь причисляется к ТРАВОЯДНЫМ животным, съедает от 25 до 100 кг травы в сутки, для пропитания её надо около 2 га земли; травоядные животные питаются исключительно растительной пищей: листьями, ТРАВОЙ, плодами и ветками деревьев.

В Европе лошадь на полевых работах начала использоваться с VII-VIII вв. с появлением упряжной системы, на лошадей охотились, мясо употребляли в пищу, использование в пищу мяса диких лошадей (языческая традиция) было распространенным явлением в Европе. Из-за сакрального (языческого) смысла употребления мяса лошади, папа Григорий III (731-741 гг.) запретил его употреблять в пищу, назвав это «грязным и оскверняющим деянием»; собор в Келкиде (787 г.) также осудил потребление мяса лошади как «обычай, позорящий народ Британии».

2) Существующая этимология и примеры употребления понятия

а) Словарь русского языка XI-XVII вв., Академия Наук, М., 1975

- Лошадь, 1103: Дивно имя дружино оже лошади жалуете еюже то ореть… Лавр. лет.
- Лоша (лаша). Лошадь (?), Сказание Исаии, 1489.

- Конь. 1. Жеребец, самец лошади. Патерик Син. 1146 г. 2. Боевой конь, воинская лошадь. «Ударити въ кони (поскакать). 1096 г. Радз. лет.

Национальный корпус русского языка. Берестяная грамота 160 (1140-1160)

«; васил; къ ростих[ю] продаите половъи конь а ризьи кърините въ [х]лЪвъ а бю <ръ>ръи напишите нарядите же мюжь въложите же :д;: рзнЪ».

в) Викисловарь, лошадь

Корень: -лошадj -. Значение - зоол. крупное непарнокопытное млекопитающее (лат. «Equus caballus»), одомашненное и широко использующееся человеком для передвижения верхом, перевозки тяжестей и т. п.

Этимология по Максу Фасмеру (сокращена)

Происходит от др.-русск. лошата, обычно лошадь (вариант лошакъ); ср.: укр. лоша (род. п. лошати) «жеребёнок», лошак «молодой жеребчик», польск. lоszаk «маленькая тат. лошадка», losze, loszecia «жеребенок». Первонач. др.-русск. *лоша (род. п. *лошате), изменяемое по склонению на -ent- аналогично названиям многих животных этой категории. Окончание -дь ср. с др.-русск., церк.-слав. осл;дь (греч. onagros). Предположительно стар. заимствование из тюрк.; ср. чув. lаsа «лошадь», тур., крым.-тат., тат., карач., балкар. аlаsа.

г) Лев Успенский, http://www.pochemyneinache.com/alfavit/11/str177.html

«Воины Игоря Рюриковича или Святослава не поняли бы, если бы их спросили:
"Твоя ли это лошадь?" Они знали только слово "конь". Значительно позднее
новое слово создалось на тюркской основе. В тюркских языках "конь" - "алаша".
Начальное "а" у нас исчезло, как и в других тюркских заимствованиях ("лафа"
из "алафа" - "выгода"; "лачуга" из "алачык" - "шалаш"). А конечное "-дь"
появилось, возможно, под влиянием старославянского "осьлдь" - "дикий осел"».

3) Обобщения и выводы

Макс Фасмер определил – «Предположительно стар. заимствование из тюрк.; ср. чув. lаsа «лошадь», тур., крым.-тат., тат., карач., балкар. аlаsа» - все это территория Хазарского каганата (язык иврит, идеология - иудаизм).

Кыпчаки (тюрки, половцы, одни из многочисленных предков татар (термин XIII в.)) с XI—XII веков стали заселять причерноморские степи, которые до XVIII века именовались Дешт-и Кыпчак — «Кыпчакская степь», в XI веке проникли в Крым (степи и Крым - Хазарский кагнат).

Чуваши – потомки населения Волжской Булгарии (сувары и булгары), входила в состав Хазарского каганата.

Тюрки карачаевцы и балкарцы сформировались также на территории Хазарского каганата.

Как сообщает Повесть временных лет, Киевская Русь имела прочные военно-торговые связи с Хазарским каганатом.

Если все прошлое указанных Максом Фасмером народов связано с Хазарским каганатом, то целесообразно искать смысл термина «лошадь» в образах иудаизма и терминологии иврита.

«Господь Бог образовал на земле всех животных ПОЛЕВЫХ и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы ВИДЕТЬ, как он назовёт их, и чтобы, как НАРЕЧЕТ человек всякую душу живую, так и было ИМЯ ей», Бытие 2:19.

4) Терминология иврита и библейские образы

Приведем термин «лошадь» в форму близкую к грамматике иврита и выделим корни – ло+шадь. Прочитаем выделенные корни наоборот, как в иврите – ь+даш+ол, у нас «моментально проявились» два корня иврита.

* Корень иврита Д.Ш. - растительность, зелень, трава, мурава, засеять травой, зарастать травой; ДЭШЭ трава, растительность, нежная трава, свежие травы.

* ивр. ОЛ ярмо, иго, бремя.

Итак, лошадь = Ь+ДАШ+ОЛ = ДШ трава + ОЛ ярмо, иго, бремя; у нас образуется понятие – травоядное (животное) в ярме.

Очевидно, что термин «лошадь» служил наименованием травоядного животного (живущего в степи, в поле), предназначенного и обученного для проведения земледельческих и транспортных работ – в упряжке, в ярме. В отличие от термина «конь», которым обозначалось животное прошедшее специальную выучку (система выучки зарегистрирована у хеттов и египтян) для верховой езды, боя и охоты.

Конь – объезженная верховая лошадь, животное, выразившее покорность человеку.

Ивр. КИНА, КНИА покорность, подчинение. КАНА 1. быть покорённым; 2. быть смирённым, смиряться, покоряться, смирять, покорять.

Вплоть до позднего средневековья дорожная система на Руси практически отсутствовала, передвигались на дальние расстояния по рекам на судах и вдоль рек по тропам, зимой по рекам (санный путь), обычно верхом (даже женщины), редко на телегах, имущество и товары перевозили во вьюках.


б) Программа Бога по прокормлению животного мира. И сказал Бог…

И сказал Бог: да произрастит земля зелень (ДЭШЭ), траву, сеющую семя дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень (ДЭШЭ), траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что это хорошо.

И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу;
а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так.

в) Образ травы (Д.Ш.)

2-я Царств 23:4: «И как на рассвете утра, при восходе солнца на безоблачном небе, от сияния после дождя вырастает трава (ДЭШЭ) из земли».

Иов 6:5: «Ревет ли дикий осел на траве (ДЭШЭ)? мычит ли бык у месива своего?».

г) Образ ярма (ОЛ)

Осия 11:4: «Узами человеческими влек Я их, узами любви, и был для них как бы поднимающий ярмо (ОЛ) с челюстей их, и ласково подкладывал пищу им».

Исаия 9:4: «Ибо ярмо (ОЛ), тяготившее его, и жезл, поражавший его, и трость притеснителя его Ты сокрушишь, как в день Мадиама».

Бытие 27:40: «будет же время, когда воспротивишься и свергнешь иго (ОЛ – ярмо) его с выи твоей».

д) Образ смирения, покорности (КАНА)

Левит 26:41: «за что и Я шел против них и ввел их в землю врагов их; тогда покорится (КАНА) необрезанное сердце их, и тогда потерпят они за беззакония свои».

1 Цар. 7:13: «Так усмирены (КАНА) были Филистимляне, и не стали более ходить в пределы Израилевы; и была рука Господня на Филистимлянах во все дни Самуила».

Таким образом, очевидно, что русский термин «ЛОШАДЬ» составлен из двух корней иврита, имеет прочную смысловую, фонетическую и графическую (с учетом транслитерации) связь с библейскими образами и терминами.

Читайте также: