Что такое заимка конь с розовой гривой

Опубликовано: 24.04.2024

Конспект урока

В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  • рассказ о жизни и творчестве В. П. Астафьева;
  • изучение композиции и сюжета рассказа «Конь с розовой гривой»;
  • анализ языковых особенностей художественного текста;
  • нравственные уроки в рассказе «Конь с розовой гривой».

Автор – создатель литературного произведения, реальный человек.

Рассказчик – персонаж, от чьего лица ведётся повествование

Герой – персонаж, который участвует непосредственно в развитии сюжета

Диалектизмы – слова и названия, распространённые только в определённой местности.

Художественный образ – образ, который создаётся автором литературного произведения с помощью художественных средств; преломление реального образа через талант и фантазию автора.

Бадога – палки, стволы. Работать на бадогах – работать на лесозаготовках.

Заимка – занятие никому не принадлежащих земель для поселения и сельского хозяйства; в России (чаще в Сибири и на севере Европейской части); поселение, обычно однодворное, возникшее в результате заимки, то есть поставленное на земельном участке, занятом кем-либо по праву первого владения, вдали от освоенных территорий

Заполошная – неспокойная, взбалмошная.

Поскотина – изгородь, которой ограждается пастбище.

Туесок – небольшая корзинка, короб, сделанный чаще всего из бересты или коры другого дерева. Использовался для сбора грибов или ягод.

Увал – вытянутая возвышенность с плоской, слегка выпуклой или волнистой вершиной и пологими склонами.

Шаньга – хлебобулочное изделие из пресного или дрожжевого, пшеничного, ржаного или ржано-пшеничного теста.

Яр – высокий, обрывистый, вогнутый, обычно речной и не затопляемый в половодье берег.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлев В. П. «Литература». Учебник 6 класс. Часть 1,2. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2019, стр. 288.

2. Астафьев В. П. Конь с розовой гривой. – М.: Детская литература, 2018, стр. 265.

3. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов. М.: Паритет, 2007, стр. 320.

Электронные ресурсы:

1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Литература. 6 класс. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?class=49 (Дата обращения: 08.07.2019)

2. Словари, энциклопедии, справочники универсального содержания http://www.nlr.ru:8101/res/inv/ic/sprav.htm (Дата обращения: 08.07.2019)

3. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор», академические собрания сочинений русских писателей http://feb-web.ru/ (Дата обращения: 08.07.2019)

4. «Русская литература. Программа школы» на сайте «Культура письменной речи» С. П. Белокуровой hhtp://gramma.ru/LIT/?PHPSESSID=d689cbafec193fe4a971e7c1a22c7a51 (Дата обращения: 08.07.2019)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Как вам известно, В. П. Астафьев родился в Красноярском крае. Детство его прошло в сибирском селе Овсянка, расположенной на берегу Енисея.

В своих произведениях именно эту пору он чаще всего и вспоминал. Поэтому все его рассказы о детстве и деревенских ребятишках автобиографичны.

Основная тема произведений Виктора Астафьева – тема формирования личности. Писатель показывает, как одно незначительное событие может повлиять на всю жизнь человека.

Случай, описанный в рассказе «Конь с розовой гривой», как раз из таких.

«Бабушка возвратилась от соседей и сказала мне, что Левонтьевские ребятишки собираются на увал по землянику.

– Сходи с ними, – говорила она. – Наберёшь туесок. Я повезу свои ягоды на продажу, твои тоже продам и куплю тебе пряник.

Так начинается рассказ «Конь с розовой гривой». Этот эпизод можно считать завязкой рассказа.

Герой рассказа – мальчик-сирота 7-8 лет, его воспитывает бабушка. Он бедно, но опрятно одет. На завтрак у него всегда есть хлеб с молоком, чего нет у братьев Левонтьевых, которые жили по соседству.

Такое противопоставление Левонтьевских ребят и главного героя рассказа неслучайно.

«Бабушка корила Левонтия за безделье, перечисляла работу, которую он должен был сделать в доме и вокруг дома».

А внука приучала не жить одним днём, а думать о будущем, быть честным, трудолюбивым.

Жизнь в деревне в послевоенное время была нелёгкой. И бабушке героя приходилось ездить в город продавать ягоды, а деду – работать на заимке.

Несмотря на то, что автор не даёт подробного описания ни бабушке, ни деду героя, по их речи и поступкам мы можем себе представить, какими они были людьми.

Итак, ребята отправляются в лес. Писатель описывает «тару» под ягоду. Он отмечает, что соседские ребята «несли бокалы с отбитыми краями, старые, наполовину изодранные на растопку, берестяные туески… ковшики без ручек…». Художественная деталь – битая посуда – не столько признак бедности, а отношение к вещам, к труду вообще.

Выходит, эти люди и сами не любят работать, и не ценят чужой труд. Противопоставлен Левонтьевским ребятишкам герой-повествователь: «Я брал старательно и скоро покрыл дно аккуратненького туеска». Катерина Петровна воспитала в нём бережливость к вещам и уважение к труду.

Развязка рассказа растянута, потому что всё никак не разрешается внутренний конфликт героя: сплутовать или нет?

Язык произведения яркий, Астафьев широко использует фразеологизмы, пословицы, поговорки, жаргонизмы, специальные слова.

Это помогает читателю лучше представить быт, интересы, характеры сибиряков, внутреннее состояние и характеры героев.

Поэтому повествование писателя о своём детстве звучит искренне, правдиво. В рассказе используется много просторечных и диалектных слов, свойственных жителям сибирской деревни. Автор сам слышал их неоднократно, поэтому и передал в своём рассказе.

Пример. Заимка – не принадлежащая никому часть земли, которую использовали для сельского хозяйства местные жители.

Главным художественным образом этого рассказа является пряник в виде коня с розовой гривой.

«Пряник конём! Это ж мечта всех деревенских малышей. Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые».

«Сколько лет с тех пор прошло! Уж давно нет на свете бабушки, нет и дедушки. А я всё не могу забыть того коня с розовой гривой, того бабушкиного пряника». Вот так заканчивает свой рассказ писатель. Урок доброты и честности из этой ситуации был усвоен им на всю жизнь.

Так за что всё-таки получил свой пряник главной герой?

Несмотря на то, что он смошенничал, чувство раскаяния и честность всё равно взяли верх над обманом.

Герой был воспитан на принципах чести и честности. Он нашёл в себе силы и мужество признаться, за что и был вознаграждён.

Необходимо различать автора рассказа, героя рассказа и рассказчика.

Автором мы называем человека, писателя, который создал литературное произведение.

Это реально существующий человек, занимающийся литературным творчеством.

Герои рассказа – это действующие лица, которые участвуют в сюжете, живут и существуют только в рамках самого рассказа. Они – вымышленные персонажи (хотя могут содержать в себе и авторские черты).

Рассказчик – образ, от чьего лица ведётся повествование. Он может быть как одним из действующих лиц, так и сторонним наблюдателем за действием. Он тоже является художественным образом, вымышленным персонажем.

Теоретический материал для углублённого изучения

Рассказ В. П. Астафьева называется «Конь с розовой гривой». Вам уже известно, что речь идёт о прянике, о котором мечтали все деревенские дети.

Розовый цвет гриве коня даёт сахарная глазурь, смешанная с соком.

А почему именно розовый? Вы слышали когда-нибудь выражения «розовая мечта» и «голубая мечта»?

Голубой цвет чаще всего ассоциируется с небом, оно высоко и недостижимо. Поэтому голубой мечтой называют фанатзию, которая практически не может сбыться.

А розовой мечтой называют мечту несерьёзную, детскую, но вполне осуществимую. Конь с розовой гривой – мечта детская, и для взрослого человека она может казаться смешной. Но для деревенского мальчишки осуществление этой мечты было очень важно.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Множественный выбор

Выберите диалектные слова.

Чтобы выполнить это задание, нужно обратить внимание, что в тексте рассказа встречается много неизвестных слов, которые автор специально вводит. Как правило, это названия предметов или мест, которые распространены на определенной территории (в данном случае – в части Сибири). Такие слова называются диалектизмами.

Зачёркивание элементов

В определение вставлено лишнее слово, зачеркните его.

Рассказчик – это реальный персонаж, от лица которого ведётся повествование в рассказе.

Для выполнения задания необходимо вспомнить определение понятия «рассказчик». Рассказчик – образ, от чьего лица ведется повествование. Он может быть как одним из действующих лиц, так и сторонним наблюдателем за действием. Он тоже является художественным образом, вымышленным персонажем.

Рассказчик – это реальный персонаж, от лица которого ведётся повествование в рассказе.

Увал - гора, горка
Бадоги - палки
Заимка - маленькое поселение в лесу
Уёмисто - с большой производительностью труда.
Яр - высокий берег, обрыв.
Потачил - потакал.
Жиган - преступник, жулик.
Скользом - вскользь, гладко.

Это всё лексические диалектизмы.

Один синтаксический - долг-от. Постпозитивная частица после согласного в диалектах может выглядеть и так.

* увал – пологий холм
* туесок – берестяная корзина с крышкой
* батого – длинные поленья
* супротив – напротив
* заполошная – суетливая
* сенцы – передняя часть строения
* наличники – накладная планка на дверном или оконном проеме
* шуровать – беспокоить, приводить в действие
* зариться – завидовать
* заимка – земельный участок вдали от села, освоенный его владельцами
* яр- крутой край оврага

Также ещё есть слова в этом рассказе такие как:
Туесок-корзинка с тугой крышкой
Поскотина-пастбище
Заплошная-суетливая
Привечала-приветствовала

увал – пологий холм
туесок – берестяная корзина с крышкой
батого – длинные поленья
супротив – напротив
заполошная – суетливая
сенцы – передняя часть строения
наличники – накладная планка на дверном или оконном проеме
шуровать – беспокоить, приводить в действие
зариться – завидовать
заимка – земельный участок вдали от села
яр- крутой край оврага
Образ времени в рассказе В. Астафьева. Увал - гора, горка
Бадоги - палки
Заимка - маленькое поселение в лесу
Уёмисто - с большой производительностью труда.
Яр - высокий берег, обрыв.
Потачил - потакал.
Жиган - преступник, жулик.
Скользом - вскользь, гладко.

Это всё лексические диалектизмы.

Один синтаксический - долг-от. Постпозитивная частица после согласного в диалектах может выглядеть и так.

Увал - гора, горка
Бадоги - палки
Заимка - маленькое поселение в лесу
Уёмисто - с большой производительностью труда.
Яр - высокий берег, обрыв.
Потачил - потакал.
Жиган - преступник, жулик.
Скользом - вскользь, гладко.

Дмитрий Титов

увал – пологий холм
туесок – берестяная корзина с крышкой
батого – длинные поленья
супротив – напротив
заполошная – суетливая
сенцы – передняя часть строения
наличники – накладная планка на дверном или оконном проеме
шуровать – беспокоить, приводить в действие
зариться – завидовать
заимка – земельный участок вдали от села
яр- крутой край оврага

Валентин

увал – пологий холм
туесок – берестяная корзина с крышкой
батого – длинные поленья
супротив – напротив
заполошная – суетливая
сенцы – передняя часть строения
наличники – накладная планка на дверном или оконном проеме
шуровать – беспокоить, приводить в действие
зариться – завидовать
заимка – земельный участок вдали от села
яр- крутой край оврага
Образ времени в рассказе В. Астафьева. Увал - гора, горка
Бадоги - палки
Заимка - маленькое поселение в лесу
Уёмисто - с большой производительностью труда.
Яр - высокий берег, обрыв.
Потачил - потакал.
Жиган - преступник, жулик.
Скользом - вскользь, гладко.

увал – пологий холм
туесок – берестяная корзина с крышкой
батого – длинные поленья
супротив – напротив
заполошная – суетливая
сенцы – передняя часть строения
наличники – накладная планка на дверном или оконном проеме
шуровать – беспокоить, приводить в действие
зариться – завидовать
заимка – земельный участок вдали от села
яр- крутой край оврага

Шаньга-булочка с творогом то есть ватрушка.
Беремя-охапка.

Андрей

шаньга - булочка с творогом
заимка - домик в лесу далеко от деревни
поскотина - пастбище за селом
туесок - берестяная корзинка
бадога - длинные поленья
увал - возвышенность с пологими склонами
потатчик - защитник
спокинул - покинул
сбодали - украли
привечала - гостеприимно принимала гостей

увал – пологий холм
туесок – берестяная корзина с крышкой
батого – длинные поленья
супротив – напротив
заполошная – суетливая
сенцы – передняя часть строения
наличники – накладная планка на дверном или оконном проеме
шуровать – беспокоить, приводить в действие
зариться – завидовать
заимка – земельный участок вдали от села
яр- крутой край оврага

Одним из лучших автобиографических рассказов о деревенском довоенном детстве по праву считается «Конь с розовой гривой» Виктора Астафьева. Недаром это произведение вошло в программу внеклассного чтения для ребят среднего школьного возраста.

Рассказ написан чудесным, сочным и красочным языком, включившим в себя и народную речь русской деревни, и вольные мальчишечьи словечки («ништяк», «слабо», «залимонил»), и потрясающие описания сибирской природы.
Маленький Витя с любопытством и радостью смотрит на окружающий мир. И хотя деревенский быт того времени довольно убог и скуден, но есть своеобразная поэзия и в традиционном убранстве крестьянской избы, и в развлечениях детворы, и в красоте леса, луга, реки Енисей. Этот мир хорошо знаком мальчику, кажется ему добрым, понятным и счастливым. Можно пойти на рыбалку, отправиться в лес за ягодами, поиграть на улице с приятелями – свобода и волюшка ничем не ограничены. И в этом главная радость детства. Вот только надо помнить, что есть вековые народные заповеди, которые нельзя нарушать. А именно: не надо врать, хитрить и выкручиваться, злонамеренно подводить других людей, игнорировать наставления старших – опытных и умудрённых жизнью. Но шустрый, непоседливый и впечатлительный Витя порою нарушает табу и расплачивается за это раскаянием, слезами, стыдом и сожалением.

Главной носительницей исконной народной мудрости и нравственных заповедей является бабушка Вити – Катерина Петровна. Она несёт в себе такие черты русского характера, как трудолюбие, честность, справедливость, любовь к порядку, рассудительность. Временами она кажется слишком суровой, но глубоко в сердце у неё живёт необыкновенная доброта и жалость ко всем обездоленным – к внуку-сироте, к безалаберным многодетным соседям, которые не в состоянии наладить свой повседневный быт, и чьи дети вечно питаются «подножным кормом».
Бабушка чувствует сердцем, что любому ребёнку нужна ласка и забота, и оттого она готова исполнить мечту внука о чудесном пряничном коне с розовой гривой, который очень ценится детворой и приносит счастливому обладателю много «почёту и внимания». Но такого коня надо заслужить трудами, примерным поведением, стремлением стать лучше. А для Витьки это, ох, как трудно. Ведь столько соблазнов вокруг! Его соседи и приятели - безнадзорные и бесшабашные «левонтьевские» ребятишки, не замечены ни в особым послушании, ни в привычкой работать (у родителей-то в доме и в огороде вечный беспорядок, а денег в семье почти никогда нет). Они на глазах у Витьки то и дело затевают драки и проказы, дразнятся, подначивают, невольно провоцируя мальчика делать то же самое. Ведь потакать своим желаниям и фантазиям намного легче, чем усердно трудиться и добиваться хороших результатов, а врать куда проще и удобнее, чем говорить правду о своих прегрешениях.

Витька попался именно на том, что близко к сердцу принял мальчишескую подначку: «А слабо тебе. ». Ну кто же признается, что ему слабо сделать что-то неподходящее, набезобразничать или наврать? Главное – « не спасовать, не струсить, не опозориться» перед мальчишками. При этом подростки часто не умеют просчитать последствия своих необдуманных поступков. Чем всё это обернётся – лучше не думать. Вот Витька и набедокурил так, что признаться в этом бабушке не было уже никакой возможности. Оставалось придумать, как её обмануть, да чтобы при этом «левонтьевские» ребята посчитали его отважным и бесшабашным. Они-то, кстати, оценили и даже смогли предвидеть, чем дело кончится. А самому Витьке очень скоро стало грустно и стыдно от того, что он натворил. Но сожалей – не сожалей, а сделанного не исправишь, время вспять не повернёшь, за собственные проступки придётся отвечать…

Когда Витька узнал, в какую переделку попала бабушка в городе из-за его вранья и «подставы», ему захотелось провалиться свозь землю от стыда. Тут уж и слёзы были неподдельными – настоящими. Тем более, что суровая бабушка всем соседям раззвонила, как внук подвёл её, смошенничал, и что, возможно, он потом «каторжанец будет». Но читателю ясно - не будет. Потому что такой крутой жизненный урок не забывается, и такой стыд испытать во второй раз мальчику никогда не захочется. Тем более, что сердце-то у него очень чуткое, доброе. Откликается на всё: на радость, на беду, на чужую боль, на справедливость и прощение. А ведь бабушка не могла его не простить, потому что знала наверняка: раскаяние мальчишки – искреннее, сожаление и стыд – глубинные, от сердца. А значит, не повторится в его жизни ничего подобного. И навсегда останется в памяти бабушкин урок правды, честности и доброты да ещё - заветный пряник – дивный конь с розовой гривой.

Очень кратко : Бабушка отправила внука за ягодами, чтобы продать их и купить ему пряник. Хулиган надоумил его набить корзину травой, а сверху наложить ягод. Обнаружив обман, бабушка отругала внука, но пряник купила.


В оригинале повествование ведётся от лица внука.

Бабушка Катерина Петровна послала рассказчика — своего маленького внука — за земляникой вместе с соседскими ребятишками.

Пообещала: если мальчик наполнит берестяной короб ягодами, она продаст их вместе с теми, что собрала сама, и купит «пряник конём». Пряник в виде коня с гривой, хвостом и копытами, облитыми розовой глазурью, обеспечивал почёт и уважение мальчишек всей деревни и был их заветной мечтой.

За ягодами рассказчик пошёл вместе с детьми соседа Левонтия, который работал на лесозаготовках.

Жило левонтьевское семейство бедно. Возле их бедного домишки не было никаких хозяйственных построек, даже бани не было, а мылись они у соседей.

Каждую весну они окружали дом жалким тыном, и каждую осень он шёл на растопку. Бабушка упрекала соседа, называла бездельником, а Левонтий, бывший матрос, отвечал, что любит свободу — пустая неогороженная земля вокруг домишки напоминала ему о морских просторах.

Примерно раз в пятнадцать дней «Левонтий получал деньги, и тогда в соседнем доме, где были одни ребятишки и ничего больше, начинался пир горой», а тётка Васёна, бегала по селу и отдавала долги.

В такие дни рассказчик всеми способами пробирался к соседям. Бабушка не пускала. «Нечего этих пролетариев объедать», — говорила она. У Левонтия мальчика охотно принимали и жалели, как сироту.

Заработанные соседом деньги кончались быстро, и тётка Васёна снова бегала по селу, занимала денег до следующей получки.

Рассказчик успел набрать несколько стаканов земляники, когда левонтьевские ребята затеяли драку — старший заметил, что остальные собирают ягоды не в посуду, а в рот. В результате вся добыча была рассыпана и съедена, а ребята решили спуститься к речке. Тут-то они и заметили, что у рассказчика земляника осталась. Левонтьевский Санька «на слабо» подбил мальчика съесть ягоды, после чего тот вместе с остальными отправился на речку.

О землянике рассказчик вспомнил только к вечеру. Возвращаться домой с пустым коробом было стыдно и боязно, от строгой Катерины Петровны «враньём, слезами и разными отговорками не отделаешься». Тогда Санька подучил мальчика натолкать в короб травы, а сверху рассыпать горсть ягод. Вот эту «обманку» он и принёс домой.

Бабушка долго хвалила внука. Ягоды она пересыпать не стала — решила прямо в туеске в город на продажу везти. На улице мальчик рассказал всё Саньке, и тот потребовал от него калач, как плату за молчание. Одним калачом рассказчик не отделался, таскал, пока Санька не наелся. Ночью мальчик не спал, мучился оттого, что и бабушку обманул, и калачи украл. Наконец, решил утром встать и во всём признаться.

Проснувшись, рассказчик обнаружил, что проспал — бабушка уже уехала в город. Он жалел, что дедушкина заимка так далеко от села. У дедушки хорошо, тихо, и он бы внука в обиду не дал.

От нечего делать рассказчик пошёл с Санькой на рыбалку и через некоторое время увидел большую лодку, выплывающую из-за мыса. В ней сидела бабушка и грозила внуку кулаком. Увидев эту страшную картину, рассказчик пустился в бега.

Домой он вернулся только к вечеру и сразу юркнул в кладовку, где для него была устроена летняя «постель из половиков и старого седла». Свернувшись калачиком, он жалел себя и вспоминал о маме. Как и бабушка, она ездила в город торговать ягодой. Однажды перегруженная лодка перевернулась и мама утонула. «Её затянуло под сплавную бону», где она зацепилась косой. Мальчик вспомнил, как страдала бабушка, пока река не отпустила маму.

Проснувшись утром, рассказчик обнаружил, что с заимки вернулся дедушка. Он велел попросить у бабушки прощения. Вдоволь отругав, бабушка усадила мальчика завтракать, а после всем рассказывала, «чего утворил её малой» и как она чуть не продала фальшивку культурной дамочке в шляпке.

А коня с розовой гривой бабушка внуку всё же привезла. С тех пор много лет прошло, бабушки и дедушки нет в живых, да и жизнь самого рассказчика «клонится к закату», а он всё не может забыть «бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой».

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Конспект урока

В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  • рассказ о жизни и творчестве В. П. Астафьева;
  • изучение композиции и сюжета рассказа «Конь с розовой гривой»;
  • анализ языковых особенностей художественного текста;
  • нравственные уроки в рассказе «Конь с розовой гривой».

Автор – создатель литературного произведения, реальный человек.

Рассказчик – персонаж, от чьего лица ведётся повествование

Герой – персонаж, который участвует непосредственно в развитии сюжета

Диалектизмы – слова и названия, распространённые только в определённой местности.

Художественный образ – образ, который создаётся автором литературного произведения с помощью художественных средств; преломление реального образа через талант и фантазию автора.

Бадога – палки, стволы. Работать на бадогах – работать на лесозаготовках.

Заимка – занятие никому не принадлежащих земель для поселения и сельского хозяйства; в России (чаще в Сибири и на севере Европейской части); поселение, обычно однодворное, возникшее в результате заимки, то есть поставленное на земельном участке, занятом кем-либо по праву первого владения, вдали от освоенных территорий

Заполошная – неспокойная, взбалмошная.

Поскотина – изгородь, которой ограждается пастбище.

Туесок – небольшая корзинка, короб, сделанный чаще всего из бересты или коры другого дерева. Использовался для сбора грибов или ягод.

Увал – вытянутая возвышенность с плоской, слегка выпуклой или волнистой вершиной и пологими склонами.

Шаньга – хлебобулочное изделие из пресного или дрожжевого, пшеничного, ржаного или ржано-пшеничного теста.

Яр – высокий, обрывистый, вогнутый, обычно речной и не затопляемый в половодье берег.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлев В. П. «Литература». Учебник 6 класс. Часть 1,2. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2019, стр. 288.

2. Астафьев В. П. Конь с розовой гривой. – М.: Детская литература, 2018, стр. 265.

3. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов. М.: Паритет, 2007, стр. 320.

Электронные ресурсы:

1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Литература. 6 класс. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?class=49 (Дата обращения: 08.07.2019)

2. Словари, энциклопедии, справочники универсального содержания http://www.nlr.ru:8101/res/inv/ic/sprav.htm (Дата обращения: 08.07.2019)

3. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор», академические собрания сочинений русских писателей http://feb-web.ru/ (Дата обращения: 08.07.2019)

4. «Русская литература. Программа школы» на сайте «Культура письменной речи» С. П. Белокуровой hhtp://gramma.ru/LIT/?PHPSESSID=d689cbafec193fe4a971e7c1a22c7a51 (Дата обращения: 08.07.2019)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Как вам известно, В. П. Астафьев родился в Красноярском крае. Детство его прошло в сибирском селе Овсянка, расположенной на берегу Енисея.

В своих произведениях именно эту пору он чаще всего и вспоминал. Поэтому все его рассказы о детстве и деревенских ребятишках автобиографичны.

Основная тема произведений Виктора Астафьева – тема формирования личности. Писатель показывает, как одно незначительное событие может повлиять на всю жизнь человека.

Случай, описанный в рассказе «Конь с розовой гривой», как раз из таких.

«Бабушка возвратилась от соседей и сказала мне, что Левонтьевские ребятишки собираются на увал по землянику.

– Сходи с ними, – говорила она. – Наберёшь туесок. Я повезу свои ягоды на продажу, твои тоже продам и куплю тебе пряник.

Так начинается рассказ «Конь с розовой гривой». Этот эпизод можно считать завязкой рассказа.

Герой рассказа – мальчик-сирота 7-8 лет, его воспитывает бабушка. Он бедно, но опрятно одет. На завтрак у него всегда есть хлеб с молоком, чего нет у братьев Левонтьевых, которые жили по соседству.

Такое противопоставление Левонтьевских ребят и главного героя рассказа неслучайно.

«Бабушка корила Левонтия за безделье, перечисляла работу, которую он должен был сделать в доме и вокруг дома».

А внука приучала не жить одним днём, а думать о будущем, быть честным, трудолюбивым.

Жизнь в деревне в послевоенное время была нелёгкой. И бабушке героя приходилось ездить в город продавать ягоды, а деду – работать на заимке.

Несмотря на то, что автор не даёт подробного описания ни бабушке, ни деду героя, по их речи и поступкам мы можем себе представить, какими они были людьми.

Итак, ребята отправляются в лес. Писатель описывает «тару» под ягоду. Он отмечает, что соседские ребята «несли бокалы с отбитыми краями, старые, наполовину изодранные на растопку, берестяные туески… ковшики без ручек…». Художественная деталь – битая посуда – не столько признак бедности, а отношение к вещам, к труду вообще.

Выходит, эти люди и сами не любят работать, и не ценят чужой труд. Противопоставлен Левонтьевским ребятишкам герой-повествователь: «Я брал старательно и скоро покрыл дно аккуратненького туеска». Катерина Петровна воспитала в нём бережливость к вещам и уважение к труду.

Развязка рассказа растянута, потому что всё никак не разрешается внутренний конфликт героя: сплутовать или нет?

Язык произведения яркий, Астафьев широко использует фразеологизмы, пословицы, поговорки, жаргонизмы, специальные слова.

Это помогает читателю лучше представить быт, интересы, характеры сибиряков, внутреннее состояние и характеры героев.

Поэтому повествование писателя о своём детстве звучит искренне, правдиво. В рассказе используется много просторечных и диалектных слов, свойственных жителям сибирской деревни. Автор сам слышал их неоднократно, поэтому и передал в своём рассказе.

Пример. Заимка – не принадлежащая никому часть земли, которую использовали для сельского хозяйства местные жители.

Главным художественным образом этого рассказа является пряник в виде коня с розовой гривой.

«Пряник конём! Это ж мечта всех деревенских малышей. Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые».

«Сколько лет с тех пор прошло! Уж давно нет на свете бабушки, нет и дедушки. А я всё не могу забыть того коня с розовой гривой, того бабушкиного пряника». Вот так заканчивает свой рассказ писатель. Урок доброты и честности из этой ситуации был усвоен им на всю жизнь.

Так за что всё-таки получил свой пряник главной герой?

Несмотря на то, что он смошенничал, чувство раскаяния и честность всё равно взяли верх над обманом.

Герой был воспитан на принципах чести и честности. Он нашёл в себе силы и мужество признаться, за что и был вознаграждён.

Необходимо различать автора рассказа, героя рассказа и рассказчика.

Автором мы называем человека, писателя, который создал литературное произведение.

Это реально существующий человек, занимающийся литературным творчеством.

Герои рассказа – это действующие лица, которые участвуют в сюжете, живут и существуют только в рамках самого рассказа. Они – вымышленные персонажи (хотя могут содержать в себе и авторские черты).

Рассказчик – образ, от чьего лица ведётся повествование. Он может быть как одним из действующих лиц, так и сторонним наблюдателем за действием. Он тоже является художественным образом, вымышленным персонажем.

Теоретический материал для углублённого изучения

Рассказ В. П. Астафьева называется «Конь с розовой гривой». Вам уже известно, что речь идёт о прянике, о котором мечтали все деревенские дети.

Розовый цвет гриве коня даёт сахарная глазурь, смешанная с соком.

А почему именно розовый? Вы слышали когда-нибудь выражения «розовая мечта» и «голубая мечта»?

Голубой цвет чаще всего ассоциируется с небом, оно высоко и недостижимо. Поэтому голубой мечтой называют фанатзию, которая практически не может сбыться.

А розовой мечтой называют мечту несерьёзную, детскую, но вполне осуществимую. Конь с розовой гривой – мечта детская, и для взрослого человека она может казаться смешной. Но для деревенского мальчишки осуществление этой мечты было очень важно.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Множественный выбор

Выберите диалектные слова.

Чтобы выполнить это задание, нужно обратить внимание, что в тексте рассказа встречается много неизвестных слов, которые автор специально вводит. Как правило, это названия предметов или мест, которые распространены на определенной территории (в данном случае – в части Сибири). Такие слова называются диалектизмами.

Зачёркивание элементов

В определение вставлено лишнее слово, зачеркните его.

Рассказчик – это реальный персонаж, от лица которого ведётся повествование в рассказе.

Для выполнения задания необходимо вспомнить определение понятия «рассказчик». Рассказчик – образ, от чьего лица ведется повествование. Он может быть как одним из действующих лиц, так и сторонним наблюдателем за действием. Он тоже является художественным образом, вымышленным персонажем.

Рассказчик – это реальный персонаж, от лица которого ведётся повествование в рассказе.

Читайте также: