Что такое заводные кони

Опубликовано: 16.04.2024

Обычно, когда пишут про древнюю кавалерию, разбирают оружие, доспехи, тактику и т.п. Кони описываются гораздо реже. Я попробую, в меру скромных своих знаний, исправить этот недостаток. )

Принято думать, что тяжелый кавалерист должен восседать непременно на огромной и тяжелой же лошади. Это - миф. В боевом коне во все века ценились не масса и не громоздкость, а совершенно другие качества.

Дело в том, что физическая сила, выносливость, способность к резкому старту с места у лошади растут отнюдь не пропорционально ее размеру и массе. Наоборот: часто оказывается, что самые лучшие результаты по заданным параметрам показывают породы средних размеров. Не забывайте, что самые огромные в мире лошади - это тяжеловозы. Их удел - тащить телегу с грузом.

Чем больше сама лошадь, тем большую собственную массу она должна переносить в движении. А пределы физических возможностей мускулатуры ограничены от природы. Именно поэтому, например, самые большие в мире наземные животные - слоны - могут поднимать не очень-то большие, пропорционально к собственной массе тела, грузы - до 20% от массы собственного тела, и все.

Поэтому боевые лошади великанами были редко. Не был великаном, на самом деле, и рыцарский дестриэ. Он был среднего размера: в дестриэ (это не порода, а только обобщенное название боевых коней) отбирались кони максимально выносливые, а самое главное - способные к рывку. Способные очень быстро набрать скорость при старте, с минимальной дистанцией разгона. Это было необходимо для тактики таранного удара: рыцарская конница строилась на предельной дистанции для вражеских лучников, от 150 до 300 м в зависимости от условий рельефа, очень быстро набирала разгон - а там кому насколько благоволит добрый Боженька. )

Кстати, в предыдущей статье кто-то спрашивал. Точных данных не имею, но подозреваю, что боевых дестриэ холостили. Потому что вы представьте себе рыцарскую "свинью" (плотный строй, конь к коню!) из нехолощенных агрессивных жеребцов: они ж друг с другом такой замес устроят, что никаких врагов не понадобится. А если там у какого-нибудь оруженосца еще и кобыла окажется, да в охоте. Все, трымай порты, ховайся у бульбу ))

По экстерьеру боевой конь всегда должен был быть широкогрудым, плотным, костистым. Очень важным параметром была гармонично развитая мускулатура. И, наконец, самый интересующий всех вопрос. ))

Рост? Для рыцарского, боевого коня 150 см в холке - это МНОГО! Согласно и археологическим находкам, и письменным источникам (например, авторам различных военных трактатов), рост боевого коня с XIII по XV век редко превышал 145 см. Больше 150 в высоту - офигенно крупная зверюга.

Вот, для сравнения масштабов - портрет императора Максимилиана I, 1508 г:

Бронированному всаднику - огромную лошадь: разбираем миф

Столетием позже, в 1632 году, некий Крузо, автор военного трактата, определяет параметры боевых лошадей следующими:

- конь копейщика - высота в холке как минимум 15 ладоней (около 152 см), сильный, быстрый.;
- конь кирасира – «…не уступает [коню копейщика] статью и силой, однако не так быстр»;
- конь аркебузира не должен быть меньше 15 ладоней, быстрый и хорошо выезженный;
- конь карабинера – «средних размеров мерин». Средних - это как раз порядка 145 см в холке. Конкретно Крузо различал аркебузиров и карабинеров, у последних калибр был поменьше. Нам это сейчас несущественно.

Бронированному всаднику - огромную лошадь: разбираем миф

А ведь в последний век Ренессанса кони в результате селекции уже подросли в размерах. Так ведь и люди тоже чуток вытянулись. В любом случае - лошадей-великанов мы не видим. В эпоху Крузо, в начале XVII века, копейщики и кирасиры носили тяжелый трехчетвертной доспех весом порядка 20 кг. Стрелки - чуть полегче, обходились кирасой и открытым шлемом.

И еще в начале XVIII века рост в 142-145 см для боевого коня, в том числе тяжелой кавалерии, считался достаточным. Высоченные боевые кони кирасир стали появляться ближе к веку XIX - им наращивали массу для максимально эффективного "шока". В терминах тех лет "шок" - это удар слитной массой кавалерии по другим конникам или, реже, пехотному строю.

В качестве основного поражающего фактора при такой тактике использовались не палаши. Даже не пики. А именно масса тела животного, сбивавшего противника с ног и безжалостно его топтавшего.

Но, кстати сказать, практика боестолкновений XIX века показывала, что до "шока" у кавалеристов доходило очень редко. Слишком уж жуткое это дело.

Древний мир

А что у нас в глубоком прошлом? Какие лошади были у тех же сарматов, скифов, прочих знаменитых всадников Античности?

Ряд ученых - Десятчиков, Туаллагов, Кожухов, Ковалевская, Витт - полагали, что

Опять то же самое - 146-150 см! И это, заметьте, элитные кони катафрактов - тяжелых всадников, предшественников и рыцарей, и кирасир!

Бронированному всаднику - огромную лошадь: разбираем миф

А обычные лошади, на которых ездила большая часть степных всадников?

Кони из погребений у хутора Городского - 134-144 см в холке.

Ленинохабальский могильник - среднеазиатский тип невысокой степной лошадки.

Сарматские захоронения на Карпатах (да, там отдельные племена тоже отметились) - большая часть лошадей всего 120-128 см в холке, отдельные - до 146 см, и это верхний предел.

Арриан писал об охоте на ланей на скифских конях:

Да, здесь имеется в виду охотничий конь, а не боевой. Но все-таки..)

Именно на подобных конях сарматы, имея по 2-3 запасных (заводных) лошади, могли проезжать в день по 100-200 км. Примеры в истории известны. Также есть данные, что и сарматские, и скифские кони могли зимой добывать себе корм из-под снега, подобно - в гораздо более позднее время - монгольским.

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

В манеже не вырабатывается повод с должным упором на удило, то есть именно повод, необходимый при полевой езде.


Кавалерийское стандартное, модифицированное седло (подпруга английского стиля , требеньки , кожаные стремена “Deep Roper”, без подперсья и паквы).

Главными средствами управления лошадью, для всадника в поле являются уклоны корпуса и уздечки; шенкеля же в незначительной степени. Шенкель отчасти заменяется нагайкой, которая служит средством понуждения и наказания.Так как при продолжительной полевой езде постоянное подталкивание шенкелями утомительно для всадника, то полезно иметь нагайку. Отрывистого лёгкого удара по плечу или за подпругой достаточно, чтобы подбодрить лошадь на ходу. Умелое владение нагайкой много облегчает ход лошади.

Уздечка, будучи проста по устройству и менее повелительна, чем другие приборы управления, вкладываемые в рот лошади, требует и большего искусства, ибо уздечке лошадь легче сопротивляется.

Главное искусство управления всадника лошадью в том и заключается, чтобы, действуя поводом, заставить лошадь себе повиноваться, не причиняя ей боли давлением удил на челюсть, ибо это вызвало бы раздражение и сопротивление. Вследствие этого, чтобы давление руки всадника на рот лошади было мягким и ровным и чтоб укорачивание повода производилось плавно без передергивания, кавалерийский повод должен быть такой длины, чтобы, не сдвигая кулака с места, всадник чувствовал легкий упор десны на удило. Для укорачивания повода всадник поворачивает кисть мизинцем от себя. Если же этого недостаточно, то следует, сверх того, плавно подавать кисть руки или на себя, или от себя.

При полевой езде, связь всадника со ртом лошади должна быть полная, непрерывная, a для этого должен быть постоянный упор лошади на повод при свободе шеи и головы. На намёте лошадь сама "берёт" повод и у всадника появляется некоторый упор в него.


Снаряжение, в тюках из непромокаемой парусины, разделяется на походное и боевое. Часть первого перед боем снимается.

Походное снаряжение индивидуальное:

  • три вьючных ремня: два боковых и один срединный на переднюю луку
  • три вьючных ремня: два боковых и один срединный на заднюю луку
  • передний вьюк из брезента хаки ГОСТ 15530-93(одеяло и одежда запасная, 3 - дневный неприкосновенный запас пищи, не требующиеся в переходе и.т.д.)
  • задний вьюк из брезента хаки ГОСТ 15530-93 (свёрнутый бивачный мешок из брезента хаки ГОСТ 15530-93 с крепёжными приспособлениями, кошма)
  • личное оружие ( носимый боекомплект, аптечка, ИПП, насесоры с предметами личной гигиены, посуда, ЗИП) – в перемётных сумах и вьюках
  • ледовое и скальное оборудование
  • попоны с троками, из брезента хаки ГОСТ 15530-93 и шерстяная (конечно же, никакого горючего флиса и прочей шняги!)
  • саква для овса и ведра для водопоя и для замывания копыт из брезента хаки ГОСТ 15530-93
  • фуражная торба из брезента хаки ГОСТ 15530-93
  • плащ-палатка, бурка
  • два припряжных ремня, для лыжных саней 60”, недоуздок стоялый
  • набор инструментов для расчистки и подковывания копыт
  • щетки, скребницы, копытные крючки, жгуты из соломы, суконки в отдельной сумке из брезента хаки ГОСТ 15530-93
  • попона сетчатая с троком для её крепления и сетчатая маска на глаза и уши, для защиты лошади от насекомых и сушке лошади после работы


Перемётные сумы и чехол для карабина.

Чтобы прикрепить сумы к седлу, нужно отодвинуть назад кожаное сиденье седла, приподнять его заднюю часть, наложить на седло сумы так, чтобы передняя перемычка легла на живец перед задней лукой, а задняя - сзади нее на полки седла, накрыть сиденьем и зафиксировать ремнем каждую суму на потниковую крышу

Эти перемётные сумы недостаточно вместительны. Некоторые производители (Пакистан) изготавливают более вместительные сумы, иногда для этих целей используют спаренные мешки /рюкзаки, что не есть хорошо. Последний вариант пригоден только в том случае, если рюкзаки спарены двумя, а не одной перемычкой и имеют фиксацию на потниковую крышу, то есть полностью соответствуют принципу фиксации стандартных сум.

Аркан фуражный из пеньковой верёвки (ГОСТ 30055-93) обычно складывается в несколько раз, концом своим обвивается на манер жгута и вешается на луку с правой стороны, запуская его под нижнюю вьючную торочину.


Двойная (полная) уздечка для полевой езды облегчённой рысью в 4 повода. Этот тип уздечки даёт больший контроль всаднику и позволяет выполнять более сложные движения, чем при одной уздечке. Так же лошадь можно вести и как заводную на чумбуре из пеньковой верёвки (ГОСТ 30055-93).

При подгонке оголовья (уздечки) на голову лошади должны соблюдаться следующие правила:

  • суголовные ремни должны лежать на затылке лошади за ушами, не касаясь их, а щёчные ремни - вдоль скул, идя прямо к углам рта;
  • налобный ремень должен лежать на лбу под самыми ушами и под чёлкой;
  • переносный ремень нужно застёгивать настолько свободно, чтобы под ним проходили два пальца, положенных один на другой, - во избежание перераспределения действия удил с языка, губ и беззубого края челюсти на переносье, пряжка должна быть ближе к щёчному ремню с левой стороны;
  • подбородный ремень подгоняется так, чтобы под подбородком проходил кулак, - такое положение не будет затруднять лошади дыхание в положении "сбора";
  • удила должны лежать во рту лошади на беззубом крае, касаясь углов рта и не образуя на них складок. Удила, пригнанные выше, будут давить на углы рта и касаться зубов лошади, отчего она может приобрести дурную привычку упираться в удила зубами - "закусывать удила" и выходить из подчинения всадника. Удила, пригнанные ниже, будут болтаться во рту лошади. Это также нежелательно, так как лошадь может перекидывать удила под язык, что непременно приводит к неуправляемости;
  • Чумбур пристёгивается за соединительное кольцо переносного и подбородного ремней так, чтобы пряжка была с левой стороны; свободный конец его приторачивается на левой стороне седла за передний вьючный ремень.


Безопасная конструкция фуражной сумы из брезента хаки ГОСТ 15530-93.


Универсальное, офицерское седло (полевая езда, продолжительные марши, прыжки, вспрыгивание на ирландский банкет, офицерское пятиборье, парфорсная охота, поло ). Седло может быть оснащено перемётными сумами и вьюками.


Боло, ветки рубить .


Ботинки кожанные, кавалерийские, с гладкой подошвой. Бриджи 100 % катон, со вставками на шлюссе. Вставки бывают из кожи или просто из более плотной ткани.

Заводные лошади в поле следуют вместе с верховыми. Есть три способа вождения заводной лошади:

  • Заводные лошади самии следуют за верховой лошадью;
  • Всадник держит повод вьючной лошади в руке;
  • Всадник привязывает вьючную лошадь за хвост своей упряжной лошади.

Второй способ предпочтительнее, так как в этом случае лошадь следует строго за верховой лошадью и практически не причиняет хлопот. Для того чтобы привязать заводную лошадь за хвост подседельной, нужно подвить хвост верховой, сложить вдоль репицы, повод заводной пропустить в образовавшуюся петлю, конец повода обмотать вокруг репицы с хвостом и в последний виток заложить развязывающуюся петлю .

Длина привязи (чумбура) должна быть такой, чтобы заводная лошадь могла иметь возможность двигаться свободно, но не переступала бы через повод.

На отдельных участках пути заводную лошадь можно отвязывать и проводить в поводу.

И главное. Нельзя заводную лошадь привязывать ни за шею подседельной, она будет мешать движению, ни тем более за луку седла - это очень опасно . Испугавшись чего - нибудь, заводная лошадь может резко осадить назад, опрокинуть подседельную и уж наверняка сдвинет седло набок.

Лохматый черный котище мягким прыжком взлетел на заваленный книгами стол и гортанно мяукнул, явно соглашаясь со своей хозяйкой.

- Какие еще лошади? – опешил Эммет. – Зачем это?

- Прости его, дева, его обезмозговающее проклятие, очевидно, прогрессирует, - соболезнующее произнес Эдвард и повернулся к Эммету. – Какие лошади, нам не суть важно, главное чтобы о четырех ногах – на восьминогих я и дома нагляделся. А нужны они затем, чтобы на них ездить, мой туповатый друг.

Эммет промолчал, внутренне приказав себе дышать глубоко и ровно.

– А насчет лошадей ты совершенно права, дева, - продолжил вконец обнаглевший Эдвард, одаривая Беллу блистательнейшей из всех своих улыбок. – Надоело ноги стирать на дорогах!

Белла пропустила его реплику мимо ушей и тем же доводящим до исступления самодовольно-равнодушным тоном произнесла:

- Нам нужна шестерка самых быстрых коней, каких можно достать.

- Зачем? Мы никуда не торопимся, - неприязненно буркнула Элис. Черный кот выгнул спину и злобно зашипел на нее, сверкая в полумраке комнаты огромными зелеными глазищами. Белла усмехнулась и погладила его по ощетинившемуся загривку.

- Ну, Джейкоб, тише, - проворковала она, и кот блаженно зажмурившись, немедленно замурчал от удовольствия .

Эммет вытаращил на него глаза и, решив, что ослышался, переспросил:

- Как ты его назвала.

Белла мрачно поглядела на него.

- Джейкоб. А почему…

Конец ее фразы потонул в диком хохоте, сквозь который Эммет, с трудом подчинив себе напрочь сгинувшую вербальную функцию, еле выговорил:

- Ну просто одно лицо!

Белла возвела глаза к низкому потолку, а затем вдруг недобро улыбнулась и, окинув Элис презрительным взглядом, вдруг заявила:

- Никуда не торопитесь, значит? Занятно, что это говоришь именно ты. Неужели ты, дорогая, совсем не спешишь? Не хочешь поскорее оказаться в тепле и уюте, дать отдохнуть своим усталым ноженькам? – последнее слово было произнесено с совершенно неуместной двусмысленностью.

Элис взглянула на нее с явным и непонятным испугом, но тут же взяла себя в руки и открыла было рот, чтобы ответить, но Белла не дала ей заговорить.

- Не пытайся меня обмануть. Я все знаю, маленькая ты моя коварная змейка.

Элис едва слышно вскрикнула и панически-детским движением спряталась за спиной Эммета. Белла же весело расхохоталась и, обведя взглядом непонимающие лица «дружины», весело добавила, бросив на Элис нахальный взгляд:

- Знаю, что ты устала и хочешь отдохнуть.

Обернувшись на Элис, сжавшую губы так крепко, точно вообще никогда больше не собиралась их открывать, и уж совершенно однозначно не собиравшуюся объяснять смысл этой странной беседы, Эммет кашлянул и произнес:

- Так что там с лошадьми?

- Барон Амадис, - коротко сказала Белла, сверкнув глазами. Уголок ее губ медленно пополз вверх, придавая ее лицу непривычное мрачно-ехидное выражение.

- То есть? – не понял Джаспер.

- Это синьор здешних земель. Его вороные славятся самыми быстрыми в графстве, - пояснила девушка, вновь принявшись наглаживать кота, разлегшегося на столе довольно урчащей лохматой подушкой.

Секундное молчание – а затем целый фонтан разноголосых восклицаний:

- Отличная мысль! – Эдвард, льстиво.

- Ограбить благородного сэра Амадиса?! – Трис, в священном ужасе.

- Я вор, но не конокрад! – Джаспер, самодовольно.

- Ни за что на свете! – Элис, тоном в стиле традиционного женского «нет», звучащего как «да».

- Самые быстрые кони в графстве, - многозначительно повторила Белла. – Понимаете, что это значит?

- Что мы сможем уйти от любой погони, - быстро ответил Эдвард тоном нетерпеливого ботаника и тут же заявил: - Так и сделаем! Где твердыня этого конунга Амадиса, дева?

Белла принялась объяснять дорогу к замку счастливого обладателя пресловутых призовых рысаков, и как-то так получилось, что несмотря на полное отсутствие единодушия все шестеро оказались совершенно готовыми совершить дерзкую кражу славящихся на целую страну лошадей из-под самого носа владетельного синьора Амадиса и нисколько не опасаются последствий. Кажется, в старину ворам отрубали руки. Эммета передернула, и он покрепче скрестил руки на груди. Черный котяра немигающее глядел на него своими зелеными огоньками, помахивая пышным хвостом.

- Ну что, Джейкоб? – заговорил Эммет, не слушая объяснения Беллы и решив хоть немного просто поплыть по течению. – Ты же тот Джейкоб, да? – он протянул к коту руку, и тот немедленно и совершенно беззвучно тяпнул его за палец острыми, как иголки, зубами, и впился когтями в рукав куртки, но верные левисовские доспехи показали свои исключительные защитные качества на деле и легко отразили эту подлую атаку.

- Ах ты собака. – выругался Эммет, отдернув руку. – Да уж, ты точно тот Джейкоб!

Кот смотрел на него с явной насмешкой в горящих в полутьме глазах, совершенно по-собачьи метя хвостом по столешнице.

- Что такое, пусик? Нехороший бродяга тебя обижает? Обзывает тебя собакой?– тут же заворковала Белла, подхватив кота на руки и с умилительной нежностью чмокнув его в наглую лохматую морду. – Да, он негодяй! Ты его укусил, мой хороший? И правильно сделал!

Джейкоб довольно затарахтел, глядя на своего обидчика с доводящим до бешенства самодовольством, и Эммету показалось, что кот сейчас покажет ему из-за спины Беллы язык.

Эдвард, чьи скандинавские божественные приемчики не оказали на ведьму ровно никакого воздействия, смотрел на все происходящее с таким видом, словно вполне серьезно раздумывал, нормально ли это – испытывать ревность к домашней зверюшке.

- Ладно, - заговорил Джаспер. – Добираться до замка часа два пешим ходом, так? Тогда завтра к вечеру можно будет сделать туда вылазку, проверить, охраняются ли конюшни, а на следующий день…

- Сегодня, – отчеканила Белла.

Джаспер удивленно моргнул.

- Ну, вы неплохо действовали по ситуации, встретившись с моей сколопендрой, - насмешливо произнесла Белла, почесывая Джейкоба за ухом. Эммет наблюдал за этим, едва сдерживая смех. – Думаю, справитесь и в этот раз.

Виновница всей этой аферы, Белла, категорически отказалась сопровождать их в замок и показывать, где же находятся те самые пресловутые конюшни. У Эммета даже создалось ощущение, что у нее с бароном какие-то личные счеты. Как бы то ни было, целительница и Элис остались в уютной рощице под стенами замка и собирались насладиться пикником, удобно устроившись на покрывале, прихваченном Беллой. Благо, погода была на удивление теплая.

- Ну а как мы вообще там сориентирумся? – Джаспер все еще пытался что-то доказать целительнице.

- Во-первых, все замки практически одинаковые. Видел один – считай, что видел все. А во-вторых, мой котик вас проводит, - спокойно ответила ведьма закрывая глаза и подставляя лицо мягкому летнему солнцу.

- Кот проводит? – услышавший это Трис даже закашлялся. – Это же даже не собака! Он нас только к ближайшей мышиной норе или крынке со сметаной проводить сможет!

Эммет в очередной раз не сдержал усмешку.

- Еще какая собака! Ты просто не все о нем знаешь.

Белла возмущенно сверкнула глазами, а кот ощерился и зашипел.

- Понимаешь ли, Трис, - с трудом сдерживаясь, чтобы не заржать в голос, пояснил Эммет, - если я не ошибаюсь, этот котик у нас особенный. Умненький и все понимает. Даже не как собака, а почти как человек! – он все-таки не смог удержаться от ехидной улыбки.

Кот скосил на него глаза, фыркнул и принялся демонстративно вылизываться.

Так или иначе, несмотря на все доводы и споры (даже обычно принципиально во всем поддерживающий ведьму Эдвард - и тот выразил некоторые сомнения относительно удачности идеи использования кота в качестве проводника), на пыльной дороге, ведущей к воротам замка барона Амадиса, они оказались впятером: четверо молодых людей и кот, явно недовольный тем, что ему приходится присматривать за этими идиотами.

- Что вам нужно? – с лютой усталостью в голосе спросил один из стражников, явно изнемогавший под тяжестью начищенных доспехов, празднично сверкавших под гербовым ало-черным сюрко.

- Я известный ветеринар, специализируюсь на лошадях, - выдал Эммет первое, что пришло в голову. – Услышал, что несравненные кони вашего синьора заражены бешенством, и немедленно явился оказать свою квалифицированную помощь.

Стражники явно поняли из его выступления только упоминание лошадей и синьора, и теперь с сомнением переглядывались, решая, можно ли пропустить незваных гостей в замок, при этом поглядывая на Эммета с невольным благоговением – тот еще со времен первого знакомства с Карлайлом помнил, что сложно звучащие термины способны оказать на собеседника совершенно оглушающее воздействие.

- А остальные кто таковы будут? – наконец спросил второй страж, оглядывая спутников «ветеринара».

- Сие други мои и охранители! – величественно изрек Эммет. Трис за его плечом тихо прыснул. – Сами знаете, что в ваших краях творится. Без охраны никак нельзя.

- В самом деле? – вновь вступил в разговор первый стражник. – А вроде поговаривают, что в краю безопасно, и разбойники, дескать, повывелись…

Эммет сокрушенно вздохнул и с умеренной тоской в голосе произнес:

- Напрасно поговаривают, напрасно. По лесам сидят грабители, ведьм и прочей нечисти развелось видимо-невидимо – словом, житья не стало простому люду. Держите ухо востро, как на вечерний караул встаете.

И с этими словами вся компания прошествовала под высокой аркой ворот во владения их будущей жертвы.

- Неплохо придумано! – похвалил Эдвард, как только они отошли на достаточное расстояние от привратной охраны. – Но у меня была идея получше.

- У тебя еще будет шанс ее реализовать, когда доберемся до конюшен, - откликнулся Эммет. – Сомневаюсь, что за этими пресловутыми конями ухаживают дилетанты, неспособные отличить бешеное животное от нормального!

До конюшен они добрались очень быстро – Джейкоб, помахивая хвостом, как музейный гид - табличкой, бодро трусил прямо к цитадели барона, рядом с которой и располагалось искомое помещение.

Остановившись у самых дверей, Эдвард спросил:

- Так значит, шесть лошадей, верно?

- Верно, - кивнул Трис.

- А как насчет заводных? Вдруг погоня за нами все-таки будет?

- Заводных? – опешил Эммет. – В смысле механических? С ключом в животе? Зачем нам такие? Бросать через левое плечо и погоню отвлекать?

Джаспер поперхнулся сорванным или украденным где-то по дороге яблоком, Трис расхохотался, а Эдвард, закатив глаза, пояснил:

- Заводных – в смысле запасных, - из-за приоткрывшейся двери показался один из работников, и он шепотом скомандовал: - Кончай юродствовать и молчи.

Невысокий, крепко сбитый мужчина с сильной проседью в темных волосах, появившийся на
пороге, окинул своих гостей вопрошающим взглядом.

- Чего надо? – невежливо осведомился он.

Эдвард хотел что-то сказать, но его опередил Джаспер.

Прижав ладонь к виску и чуть поморщившись, будто от терзающей его мигрени, вцепившейся ему в голову от подобного нелюбезного обращения, он воскликнул:

- Святые небеса, до чего невежественна публика в этих дремучих землях! Неужели вы хотите сказать, что не знаете, кто мы такие? – на последних словах голос Джаспера вознесся до высот прямо-таки оперного тенора.

Это выступление, однако, ничуть не впечатлило угрюмого конюшего.

- Нет. Я хочу сказать, чего надо? - тем же равнодушным тоном произнес он.

Джаспер горько вздохнул.

- Мы знаменитейшие циркачи всего цивилизованного мира, любезнейший! И мы здесь потому, что ваш владыка считает себя в полной мере принадлежащим к этому цивилизованному миру и пожелал усладить взоры своих подданных зрелищем нашего высокого искусства.

Конюший смачно сплюнул, едва не попав на щегольской джасперовский сапог, за что был бы немедленно убит, и буркнул:

Джаспер раздраженно закатил глаза.

- Нужны кони, милейший, - пришел ему на помощь Эдвард, явно позабавленный выдуманный его коллегой историей. – Шестеро.

Конюший немедленно оживился.

- На что вам кони? Без позволения их светлости не положено коней кому попало раздавать! – заявил он.

- Но мы именно по позволению их светлости и просим! – ласково проворковал Трис.

- На что вам кони? – повторил свой вопрос непреклонный цербер.

- Ну как же! – вновь затараторил Джаспер в манере профессионального менеджера по продажам, которого выкинешь в дверь – он влезет в окно. – Для акробатических номеров! Я вот метательными ножами свечки тушу и из лука могу…

- … расщепить ивовый прутик за сотню ярдов, да, - закончил за него Эммет, занявший место в партере (на ограде прилегавшего к конюшне выгона) и в дипломатических потугах друзей участия не принимавший.

- Именно! – согласился Джаспер. – Это, - он указал на Эдварда, - великий мастер иллюзий и фокусов. А вот эти два джентльмена, - кивок в сторону Триса и Эммета, - как раз и нуждаются в ваших лошадях для демонстрации своего мастерства.

- Как так? – почесал в затылке конюший.

Джаспер просиял голливудской улыбкой и, доверительно обхватив своего собеседника за плечи, повел по воздуху рукой и заговорил:

- Представь себе, мой друг: покрытая песком арена. Десятки зрителей на трибунах. Все ждут чего-то…

- Ты мне здесь сказки не рассказывай! – вознегодовал цербер и вывернулся из-под его руки. – На что им двоим шесть коней?

- Ну, ездить на двух конях сразу любой неумеха сможет! А вот чтобы на трех… - Джаспер позволил своему голосу загадочно сойти на нет и испытующе посмотрел на несговорчивого конюшего.

Тот поскреб бороду, окинул «акробатов» недоверчивым взглядом. Потом сурово изрек:

- Покажите мне грамоту их светлости. Разрешение, то бишь. Им самим собственноручно подписанное!

Джаспер нахмурился, спешно придумывая какое-нибудь оправдание отсутствия у них сего документа, как в разговор вмешался Трис.

- Ты заставляешь его светлость ждать, холоп! – в его голосе прозвучали какие-то неприятные металлические нотки. – Господин барон никогда не выражает свои поручения письменно! Тебе отдан приказ. Выполняй!

К немыслимому удивлению всех присутствующих неумолимый страж мгновенно стушевался и, кивая на дверь и по стеночке отходя в сторону, забормотал:

- Проходите, милостивый господин, проходите, выбирайте, любого коня берите, любого!

Трис проигнорировал этот речитатив и быстро скрылся за дверями конюшни. Остальные последовали за ним.

- Здорово ты его! – невольно восхитился Джаспер. – Не знал, что ты так умеешь!

- В конце концов, принц я или не принц? – возмутился Трис и, встретившись с удивленными взглядами троих своих спутников, пояснил: - Сэр Марк, мой опекун, вообще-то король Корнуолла!

- А вдруг сейчас сюда явится кто-нибудь с письменным разрешением от барона? – произнес Эммет. – Тогда этот сторож сразу нам шеи свернет!

- Я бывал в гостях у барона несколько лет назад. И боюсь, писать он с тех пор так и не научился.

Вскоре стремительная рысь несравненных вороных барона Амадиса уже сматывала обратно нитку пути, проделанного ими пешком этим утром, а меньше, чем через час их кавалькада из шести всадников уже мчалась по пыльной проселочной дороге прямо к опускавшемуся за холмы впереди заходящему солнцу, где-то в слепящем сиянии которого прятался легендарный Камелот.


21 Мне нравится

Лошадь в поводу, или «на заду», — захватывающий психологический феномен, доступный любой лошади, независимо от области ее применения, который следует считать основой любой верховой езды. Можно с уверенностью сказать, что это самая важная для понимания составляющая верховой езды.

Подведение зада – это безопасность лошади и всадника. За счет него лошадь обретает необходимую для комфортного несения всадника силу и гибкость, а всадник — полный контроль над лошадью. В результате, между всадником и лошадью возникает прекрасная связь и новые ощущения от возрастающей по мере улучшения физической формы красоты и экспрессии движений лошади.

bit3

Подведение зада, которое обычно ассоциируется с принятием лошадью повода, характерно не только для выездки продвинутого уровня. В большей или меньшей степени оно доступно любой лошади на любом уровне подготовки.

Подводя зад, лошадь задействует «кольцо» синхронно работающих мышц. В результате ее позвоночник вытягивается, спина и брюшные мышцы приподнимаются, таз и задние ноги подводятся под корпус, шея округляется, нижняя часть шеи расслабляется. Всадник при этом чувствует, что лошадь сливается с этим «кольцом», а мышцы, выполняющие двигательную функцию, ритмично расслабляются, придавая ее движениям экспрессию и эластичность. Обратите внимание на мягкий контакт и симметрию работы диагоналей (см. ниже). Лошадь приподнимается под всадником, обретает легкость и равновесие, ее движения становятся сбалансированными и комфортными для всадника.

Биомеханику мышечного кольца прекрасно объясняет и иллюстрирует схемами в статье “Еще раз о кольце мышц” доктор Деб Беннетт (оригинал статьи на английском языке можно скачать здесь).

Больше фотографий лошадей, работающих спиной, т.е. «от зада» или «в поводу», вы найдете в нашей фотогалерее.

Как определить, что лошадь «в поводу»:

  • Брюшные мышцы приподняты и хорошо очерчены;
  • Таз подведен, круп опущен, задние ноги подведены под корпус;
  • Шея округлена, но тянется вперед, видна работа мышц средней части шеи, низ шеи расслаблен
  • Одним из основных признаков правильной работы лошади спиной является симметричность диагональных пар конечностей на рыси. Это хорошо видно на фотографии.

Желтые линии показывают углы поднятой диагонали — подплечья и плюсны . Когда лошадь правильно работает спиной, углы одинаковы, т.е. подплечье передней ноги параллельно плюсне диагональной задней.
bit1
bit2

На второй фотографии, однако, заметна разница в углах диагональной пары конечностей: передняя нога поднята слишком высоко, в то время как задняя чуть отрывается от земли. Обратите также внимание на зажатый ганаш, что выражается в натянутом поводе (мощный рычаг мундштука находится в крайнем, т.е. наиболее жестком положении), а также на приподнятый круп, о чем свидетельствует крутой подъем поясницы за седлом. Эта лошадь получает феноменально высокие оценки на соревнованиях высочайшего уровня, несмотря на явное отсутствие корректной работы спины, необходимого условия для правильной выездки.

Присмотритесь к этим фотографиям и сравните их. Обратите внимание на разницу в направлении энергии движения.

Видите, как лошадь тянется вперед на первой фотографии? Видите, что спина лошади под всадником приподнята? Видите закрепощение лошади на второй фотографии? А прогнутую спину лошади под всадником?

Как ни странно, несмотря на очевидные признаки того, что лошадь на второй фотографии не работает спиной, она относится к более «высокому» уровню, чем лошадь на первой, хотя по логике, она должна была бы демонстрировать большее подведение зада, чем на первой фотографии.

При правильной работе высокое несение головы является последствием сильно подведения крупа за счет сокращения брюшных мышц), при этом сохраняется продольное растяжение позвоночника по всей длине. В большинстве же случаев, высокое положение головы достигается за счет набора и удерживания повода, что заставляет лошадь больше прогибаться в спине и не имеет ничего общего с настоящей работой лошади спиной, то есть «в поводу» и «от зада».

Выездка привлекает многих внешней красотой выступлений лошади и всадника, поэтому не приходится ожидать, что оценки в ней сведутся к геометрии. Ирония заключается в том, что в погоне за картинкой забывается изначальная гимнастическая цель выездки, поэтом, на наш взгляд, красота выездки в большинстве выступлений (как в спортивных, так и в конных шоу) полностью утеряна. Возможно, решением проблемы может стать применение более объективных методов судейства, например, с анализом, подобным приведенному выше — по крайней мере, он покажет, находится ли лошадь в поводу, или это всего лишь видимость.

Почему ‘в поводу’?

Почему же явление, которое затрагивает все тело лошади целиком, носит столь однобокое название «в поводу»? Дело в том, что, когда лошадь использует «кольцо мышц», ее шея округляется, а челюсть расслабляется, и всадник вместо сопротивления ощущает смягчение в поводу.

К сожалению, поскольку самыми очевидными признаками правильной работы лошади спиной являются рот и положение головы, то большинство всадников концентрируют свое внимание только на них, «играя» или «отзванивая» поводом, или, что еще хуже, просто дергая лошадь за рот — селекция позволила получить спортивных лошадей, которые ставят голову в нужное положение просто от натяжения повода, в то время как обычные, «неперспективные» лошади будут этому сопротивляться.

Мы считаем, что концентрация внимания на передней части лошади характеризует поверхностный подход, так как настоящее смягчение лошади в поводу является исключительно результатом правильной работы всего ее тела, и само по себе не имеет никакой ценности или пользы ни для лошади, ни для всадника. Мундштучное оголовье также оказывает эффект искусственного смягчения челюсти лошади.

Результаты работы лошади «в поводу»

Правильная работа лошади в поводу благотворно сказывается не только на ее физическом, но и психологическом состоянии. Как только лошадь начинает нести себя сама за счет слаженной работы постуральных мышц и взаимодействия с «кольцом» постуральных мышц всадника, она расслабляется. Отсутствие равновесия при работе под седлом вызывает у лошади физическое и психологическое напряжение. Будучи по природе своей легкой добычей хищников, лошади, оказавшись вне табуна, находятся в состоянии сильного стресса.

Удивительно, что, ставя лошадь в повод, Вы не только создаете между ней и собой особую связь, но просите ее полностью доверить Вам свое тело. Это выражается в уступке шенкелю, когда вы просите лошадь согнуться в повороте (в естественных условиях она бы сделала с точностью до наоборот), и в «отключении» рефлекса бегства, когда всадник смещает ее равновесие с переда на зад.

Отдаваясь таким образом всаднику и обретая равновесие в движении под ним, лошадь начинает чувствовать себя защищенной. Связь с человеком дает лошади то же чувство защищенности, что и табун. Всадник становится для лошади ее «табуном», лидером, с которым она может расслабиться психологически и эмоционально.

Важный момент: при правильной верховой езде вы достигаете доверия и добровольного повиновения лошади за счет физического и гимнастического воздействия, показывая ей, что движение в равновесии – это безопасность.

Мы не верим в то, что такую степень психологического спокойствия можно достичь за счет психологической тренировки, которую практикуют многие методы натуральных отношений (Natural Horsemanship, далее НХ). Лошади – крайне физические существа, их психологическое состояние напрямую зависит от того, как они себя чувствуют. В домашних условиях лошади в большинстве случаев лишены защиты табуна, всадник нарушает их естественный баланс, поэтому для обретения психологического спокойствия, а может и чего-то большего, лошади необходимо, чтобы всадник вернул ей чувство защищенности посредством связи через повод.

Именно поэтому важное значение для тренировочного процесса имеют условия содержания лошади. Если несчастливое существование в целом (например, изолированное содержание в конюшне) вызывает у лошади стресс и напряжение, то ей будет сложнее расслабиться и доверить свое тело всаднику. Мы заметили, что у лошадей эмоциональный стресс зачастую выражается в напряженности диафрагмы, что напрямую мешает постановке лошади в повод, так как правильная работа требует задействования мышц корпуса.

К сожалению, похоже, что современная выездка считает напряжение благотворной и желанной составной часть работы лошади, поэтому всадник в процессе тренировки не только не пытается избавиться от стресса, связанного с противоестественным содержанием лошади, но усиливает его применением силы, что награждается высокими оценками на соревнованиях.
Изначально одной из целей выездки было получить спокойную лошадь, доверяющую всаднику настолько, чтобы участвовать в военных действиях. Сомневаемся, что современные звезды выездки могли бы это сделать…


Статья «Философия тренировки: притча о двух лодках» образно демонстрирует гармоничную связь, которую можно получить, если уделять внимание качеству движений лошади и развивать постуральные мышцы, необходимые для управления ее движениями, а не довольствоваться поверхностным успехом, который быстро достигается за счет сдерживания лошади поводом.

Как поставить лошадь в повод?

Это один из ключевых вопросов выездки!

Почему? Потому что речь идет о фундаментальной трансформации (до определенной степени), которую любой всадник должен постоянно производить в лошади, независимо от выбранного вида конного спорта.

Хорошо знать, что такое работа спиной (т.е. «от зада»), однако важнее понимать, как этого добиться и что чувствуешь, когда лошадь находится в поводу.

Чтобы лошадь начала задействовать постуральные мышцы, подвела зад и начала работать спиной, всадник должен начать с себя, укрепив собственные постуральные мышцы, добившись необходимой гибкости определенных суставов и, что самое главное, избавившись от зависимости от повода для сохранения равновесия и контроля. Только после этого приходит осознание прямолинейности (выпрямления и сгибания), а также умение корректировать седалищем баланс лошади и ее продольное вытягивание.

Наш опыт показывает, что для того, чтобы поставить лошадь в повод и добиться движения от зада, всадник должен использовать те же мышцы и суставы, что и лошадь. Это является частью прекрасной «симметрии» верховой езды как гимнастического искусства. Больше информации на эту тему вы найдете в статье «Биомеханика всадника» .

Научившись за счет постурального воздействия правильно и стабильно «включать» постуральное кольцо лошади, вы получите новые возможности, которые откроют для вас совершенно новый мир верховой езды.

Если разбить теорию верховой езды на составные части и объяснить, как тело всадника на самом деле влияет на лошадь, а затем выстроить эти элементы в работающую систему, то исчезают загадки и недопонимание, так часто разочаровывающие всадников, стремящихся улучшить свои навыки.

Будь то спортивная или классическая выездка или просто верховая езда себе в удовольствие, принципы едины. Гимнастическая гармония лошади и всадника, которой можно добиться в результате правильной работы, — поразительный феномен в любом контексте. Многие наши клиенты считают, что к чувству единства с лошадью за счет объединения постуральных колец лошади и всадника, то есть к работe лошади «в поводу», прийти очень. Для нас же это основа всей верховой езды.

Книга «Гимнастическая верховая езда» (The Gymnastic Rider) доступна исключительно на нашем сайте Happy Horse Training. Это доступное, пошаговое руководство научит Вас правильно «ставить лошадь в повод», добиваться подведения зада и работы спины. Следуя инструкциям книги, любой всадник может добиться правильной посадки, положения ног и эффективной работы постуральных мышц, однако основные элементы покажутся большинству всадников неожиданными и нелогичными. Именно поэтому так мало всадников и тренеров правильно понимает и практикует работу лошади «от зада» и «в поводу».

Статья «Верховая езда в равновесии» более подробно рассказывает о книге и философии, лежащей в ее основе. Вы также можете бесплатно скачать 15 страниц введения.


1.РЫЦАРСКИЙ БОЕВОЙ КОНЬ – ЭТО НЕИЗМЕННО КОНЬ ВЕРХОВОЙ. Рыцарский боевой конь, несмотря на то, каким бы ни было тяжелым снаряжение и вооружение его всадника – это в любом случае НЕ ТЯЖЕЛОВОЗ (ТЯЖЕЛОУПРЯЖНАЯ ЛОШАДЬ). Во-первых, тяжеловозные породы – результат селекции уже Нового времени. Во-вторых, любой тяжеловоз хорош только в своей стезе – перемещение очень тяжелых грузов посредством запряжки в ту или иную повозку по относительно хороши дорогам. Это все. Тяжеловозы не обладают необходимой подвижностью, совкостью (маневренностью), чувствительностью и скоростью реакции на команды всадника, не могут более-менее продолжительное время поддерживать галоп (основной боевой аллюр).

Откуда взялся этот упорно кочующий миф, что раз конь должен нести этак килограмм 150, то он обязательно тяжеловоз (вспомните набившее оскомину «богатырский конь»)? Моя версия: А) простая житейская логика – раз ТЯЖЕЛОвооруженный рыцарь, значит, и конь такой же (а то, что строевые лошади времен Первой Мировой таскали на себе едва ли меньший груз, чем конь, допустим, деми-лансера в полудоспехе (за счет того, что строевой конь работал, по существу, за несколько коней в рыцарском копье) – это уже никого не интересующие детали); B) да простят меня любители классики изобразительного искусства – виновато изобразительное искусство (не будем называть имена, вы их сами знаете); С) до сих пор в некоторых источниках встречаются какие-то фантастические данные о весе конского доспеха, боевых седел и прочего – соответственно .нагрузка «вырастает» до невероятных значений; D) в массовом сознании недооцениваются физические данные верхового коня в плене выносливости и грузоподъемности – например, для здорового, физически сформировавшегося и хорошо обмускуленного коня весом 500 кг груз в 130 – 150 кг не является непосильной ношей. Кроме того, в выездке лошади все выездковые элементы (движения) играют роль гимнастических упражнений, которые позволяют развить несущую способность задних ног лошади, что также позволяет ей нести значительный вес с минимальными затратами усилий и с максимальным сохранением подвижности.

Безусловно, желаемое телосложение могло меняться в зависимости от той роли, в которую прочили того или иного коня – разумеется, для тяжеловооруженного жандарма требовался невероятно сильный конь (не просто конь, потенциально способный и годный для этой роли, а ПОСТЕПЕННО подготовленный к этому за несколько лет тренинга), способный нести не только всадника в доспехе, но и конский доспех, тогда как для «легкого» конника (а говоря откровенно – «дешевого» тяжелого) в полном или полудоспехе достаточно было коня полегче и подвижнее, но уже не способного нести конский доспех. Однако главное остается низменным – и у жандарма, и у более легковооруженного конного латника, и тем более у настоящей легкой конницы типа страдиотов или хинетов боевой конь – это в любом случае конь ВЕРХОВОГО типа.

2. РОСТ В ХОЛКЕ (на основе британских находок, континентальный материал дает примерно те же цифры): 126 – 152 см, лошади выше 150 см – не только в Средние века/Ренессанс, но и вплоть до Первой мировой оценивались современниками как достаточно крупные, лошади 160 см и выше – крайне редки в рассматриваемый период и позднее. Как справедливо замечают составители издания «The Medieval Horse and its Equipment», большинство средневековых лошадей были по современным меркам решительно малы». При этом большинство археологических находок показывают лошадей более плотно сбитых, крепко сложенных, костистых, чем современные лошади аналогичного роста; такие кони ростом 130-145 см в холке представляют собой тот универсальный и неприхотливый тип лошади, представители которого могли использоваться и для упряжной, и для верховой работы (в том числе и в качестве боевого коня).

Для наглядности и современных аналогий можете оценить пропорции коня и всадника по видео «Стойки конного боя с мечом» - мой рост – 182 см, рост моего коня – 155 см в холке. Косвенным критерием относительно небольшого роста «среднестатистического» боевого коня может служить метко подмеченная составителями указанного британского издания часто встречающаяся в изобразительных источниках рассматриваемого периода пропорция всадника и его коня– в среднем холка коня находится на уровне плеча стоящего рядом с ним конника.

Опять же, необходимо всегда учитывать, что главным для боевого коня был отнюдь не рост, а мощное и гармоничное телосложение с вытекающими из него (и развиваемыми посредством тренинга) силой, маневренностью и выносливостью.

3. До XVIII в. (оценки разнятся) НЕ СУЩЕСТВОВАЛО ПОРОД ЛОШАДЕЙ в современном понимании слова «порода». Не стоит недооценивать селекционную работу до эпохи Просвещения – просто средневековая селекция была направлена на получение НЕ ПОРОДЫ, а определенного ТИПА лошади по определяемому для нее человеком НАЗНАЧЕНИЮ. Встретив в средневековом контексте наименование той или иной лошади, совпадающее с современным названием породы (например, першерон), не стоит впадать в анахронизм и переносить современный образ першерона (кстати, тяжеловозной породы) на боевых коней из графства Перш XIII в. или першеронов облегченного типа, использовавшихся и как строевые лошади в кавалерии вплоть до ПМВ включительно. Для контекста Средних веков, Ренессанса или раннего Нового времени название по географическому принципу – не способ наименования породы, а только лишь географическая привязка (например, андалузом или лузитано могли назвать любую лошадь из Андалусии или Португалии).

Что касается конкретных типов лошадей, вот одна из классификаций, упоминаемых биографом Томаса Бекета Вильямом Фитц Стефеном (1170 г.) в контексте градации лошадей на конной ярмарке в Лондоне:

- gradarii - верховые лошади-иноходцы (способные или наученные бежать иноходью) – очень удобные для дальних поездок (иноходь – похожий на рысь, но мягкий и не тряский аллюр);

- «лошади, которые лучше подходят оруженосцам, движущиеся более грубо, но быстро» - здесь, вероятнее всего, имеются в виду недорогие верховые лошади (роунси, палфри), менее удобные на походе (за счет того, что не могут передвигаться иноходью, а бегут более обычной и тряской рысью);

- жеребята;

- summarii - самтеры - вьючные лошади, иногда этим же словом обозначали вьючных же мулов;

- dextrarii «знатно крупные»– (дестриеры, боевые кони, «великие кони», «great horse») – нетрудно заметить, первой упоминание в данном ряду собственно боевых коней;

- «кобылы, подходящие для запряжки в плуг, волокуши или в повозки»;

Иные классификации упоминают (в порядке убывания стоимости):

- equus dextrarius (дестриеры, наиболее мощно сложенные боевые кони);

- equus cursarius (курсе, несколько более подвижные, но легче сложенные боевые кони), equus palafredus (палфри, схожий термин роунси (rouncey) - любая хорошая верховая лошадь, как правило, не использовавшаяся в качестве боевого коня);

- equus carectarius (любая мелкая упряжная лошадь);

- equus affrus (простая крестьянская упряжная лошадь для любых сельхозработ).

4. Рыцарский боевой конь – спринтер. Несмотря на то, что вопросы тактики небольших тактических подразделений рыцарей (жандармов, реннфане, деми-лансеров и т.д.) - конруа, эшелль и т.п., как это не покажется странным, изучены слабо, известные ее особенности – сомкнутый в рядах (колено к колену) и в шеренгах (нос коня к крупу впередистоящего коня) строй, вероятнее всего, для предотвращения чрезмерного утомления боевых коней наступал на противника шагом или рысью до того момента, как дистанция до него сократится до 20-50 м, после чего в единой слитном порыве латники поднимали коней в галоп и обрушивались всей массой на врага. Соответственно, большую роль играла как раз способность коня к резкому рывку на этих последних остающихся до врага метрах.

5. Пол типичного боевого коня. В основном – жеребцы (чьи первичные половые признаки, скажем так, иногда весьма рельефно демонстрировались в живописи и скульптуре рассматриваемого периода) и мерины (кастрированные жеребцы). Кобылы традиционно считаются менее подходящими для роли боевого коня, однако, во-первых, по своим физическим данным кобылы очень разняться (иные могут ни в чем не уступать жеребцам), во-вторых, на мой взгляд, следует согласиться с мнением, что при меньшей силе, кобылы могут быть не менее выносливыми и маневренными, что с их большей предсказуемостью в плане поведения дает отличного боевого коня для ведения малой войны – например, совершения набегов (швоше, кавальгада, рейса и т.п.) – которые, как известно, составляли чуть ли не основной вид боевых действий в рассматриваемый период. На одном из представленных изображений (неизв. автор, Легкоконник, 1505-10, Музей Викториии и Альберта), форма шеи (отсутствие высокого гребня - сравните с боевым конем у легкоконника Дюрера) и общий экстерьер боевого коня говорит в пользу того, что выбор этого довольно скромно снаряженного латника пал как раз на кобылу (однако, весьма рослую).

6. СОВРЕМЕННЫЕ АНАЛОГИ. Среди пород, чьи представители, на мой взгляд, могут дать наиболее точное усредненное представление о дестриере или курсе, я назову датских кнабструпперов (одна из старинных пород из группы т.н. «лошадей барокко» - см. фото). Все в них напоминает о боевых конях рыцарей и жандармов (а позже - и кирасир) – типаж, неизменно популярный (в первую очередь, конечно, в тяжелой кавалерии), до конца XVIII в.: относительно небольшой рост, крепкий костяк, объемная грудная клетка, хорошо обмускуленная шея с широким гребнем у жеребцов, мощные мышцы задней части туловища и задних ног.

В качестве еще одного подобного примера часто приводят коней андалузской (PRE) и лузитанской пород – однако, по моему мнению, данные породы, несмотря на свою никем не оспариваемую древность, с конца XVIII – начала XIX вв. претерпели столько вынужденных инородных «вливаний», «осовременивших» их, что, при всех их несомненных достоинствах, значительно отличаются от своих предков.

Вторая наиболее подходящая кандидатура на роль тяжелого рыцарского боевого коня – кони итальянской породы мургезе.

Что касается лошадей под стать «легкой» коннице (рыцари, не имевшие конского доспеха, реннфане, деми-лансеры, шеволежеры и проч.), то наиболее наглядно представить такого коня можно, посмотрев на современного североафриканского барба – быстрый, сухой, невероятно выносливый, крепкий и неприхотливый тип.

Ну и наконец, страдиотам, хинетам и им подобным «настоящим» легким всадникам несомненно бы приглянулись пасо фино – некрупные, гармонично сложенные, невероятно совкие лошади.

Бамбергский всадник. 1230-1235 гг.


Двое, чистящих лошадь. Около 1510-1520 гг. Британская библиотека. Судя по телосложению, возможно, изображен боевой конь тяжелого типа (способный нести полный конский доспех (бард)).


Лукас Кранах (Старший). Св. Георгий на коне с мертвым драконом. Начало XVI в. Музей Метрополитен.


Ганс Бургкмайр. Император Максимилиан I. 1508 г.


А. Дюрер. Легкоконник. 1495 г. Сравните этого боевого коня с боевым конем Максимилиана I - и тот и другой достаточно рослые (по меркам периода), однако конь императора сложен несколько массивнее (достаточно взглянуть на его ноги и круп, чтобы убедиться в этом).


Неизвестный автор. Легкоконник. 1500-1510 гг. Музей Виктории и Альберта. Тонкая шея дает основание предположить, что в данном случае боевой конь - кобыла (сравните с массивной шеей с высоким гребнем у жеребца дюреровского легкоконника).


Реалистичная реконструкция облика боевого коня небогатого латника периода приблизительно 1460-1480 гг. (автор - S. Hanson).


Кнабструпперы (1,2,3)










Пасо фино. Маленький рост (сравните рост всадника и коня - это не всадник крупный, а пасо - небольшой) и гармоничное телосложение в сочетании со способностью быстро перемещаться по любой местности делают подобную лошадь идеальной для излюбленной тактики легкой конницы "ударил - отступил".


Средняя (а по современным меркам - мелкая) средневековая лошадь ростом около 137 см в холке в сравнении с современной лошадью ростом примерно 172 см (размеры, которые не являются необычными для лошадей различных пород, используемых в наше время в Олимпийских видах конного спорта). Где-то посередине (до отметки около 160 см) - идеальный рост для различных типов боевых коней рассматриваемого периода. Иллюстрация из издания (1) в списке литературы.


Литература:
1. The Medieval Horse and its Equipment. 1150 – 1450» Edited by J. Clark. Woodbridge, 2011.
2. Граветт К. «Рыцари. История английского рыцарства 1200 - 1600» Перевод с англ. А. Колина. M.,2010.
3. «Всадники войны. Кавалерия Европы» / Алексинский Д.П., Жуков К.А., Бутягин А.М., Коровкин Д.С. М, СПб, 2010.

П.С. Размещено с разрешения Максима, за что ему огромное спасибо!

Читайте также: