Что за цыган без коня

Опубликовано: 24.04.2024

Андрей Алешкин

Андрей Алешкин

Направление жанра исполнителя определяется по вашим голосованиям.
Вы всегда можете проголосовать за жанр на странице профиля.
Результат голосования будет виден после обновления страницы.
Голосование с одного IP-адреса возможно только раз в сутки!

Выберите одно из направлений жанра, наиболее подходящее к данному исполнителю Андрей Алешкин
Результат голосования будет виден после обновления страницы.
Голосование с одного IP-адреса возможно только раз в сутки!
Направление жанра исполнителя:
классика русского шансона18
русский шансон27
авторская песня2
дворовая песня9
рок-шансон1
военный шансон1
еврейские песни2
цыганские песни1
украинский шансон1
Всего:62

Родился: 26.01.1963

Официальный сайт »нет
Фото исполнителя »есть
Биография »есть
Альбомы »2
Песни » (всего)26
(уникальных песен)25
Тексты песен »14
Фотографии »6
Статьи »0
Видео »1
посетителивизиты

всего5623796566
сутки2539

Андрей Алешкин Цыганочка текст песни

Альбом Ничего не случается вдруг 1995

Цыганочка

Что за речка без ракушек,
Что за печка без огня,
Что за детство без игрушек
Или цыган без коня?
Что за горец без отары,
Что за ночка без луны,
Что за праздник без гитары,
А гитара без струны?

Припев:
И, эх тари-дари-дай-да-да
Тари-дари-дай-да-да.
И, оп тари-дари-дай-да-да
Тари-дари-дай-да-да.

Что за море без прибоя,
Что без печени треска,
Пьянка что без мордобоя,
Скукотища и тоска.
Что без веника парилка,
Что без спицы колесо,
Что без закуси бутылка,
Просто пойло, да и всё!

Что художнику натура,
Без берёз да тополей,
И купюра не купюра,
Если Жоржа нет на ней.
Что за песня без припева,
Что без профиля анфас,
Что за жизнь без револьвера,
А особенно сейчас.

Дай гитару - пробегу
Пальцами по струнам
Пусть соседи спят давно
А в моём дому
Их полупьяные друзья
И звенит посуда
Мама, я без них пойми
Просто не могу.

Юрий Дьяченко

Юрий Дьяченко »
(71)
Александр Розенбаум

Александр Розенбаум »
(63)
Владимир Высоцкий

Владимир Высоцкий »
(62)
Михаил Круг

Михаил Круг »
(55)
Владимир Асмолов

Владимир Асмолов »
(51)
Раиса Отрадная

Раиса Отрадная »
(51)
Трофим (Сергей Трофимов)

Трофим (Сергей Трофимов) »
(48)
Вилли Токарев

Вилли Токарев »
(47)
Александр Новиков

Александр Новиков »
(45)
Группа Лесоповал

Группа Лесоповал »
(44)
Иван Кучин

Иван Кучин »
(41)
Михаил Шуфутинский

Михаил Шуфутинский »
(39)

Гинтас Абарюс

Родился
Гинтас Абарюс »†
28.03.1959 - 11.08.2010
Михаил Анчаров

Родился
Михаил Анчаров »†
28.03.1923 - 11.07.1990
Эдуард Губайдуллин

Родился
Эдуард Губайдуллин »†
28.03.1960 - . 10.2014
Валя Сергеева (Оршулович)

Родилась
Валя Сергеева (Оршулович) »†
28.03.1949 - 12.06.1997
Владимир Трофимов-Рубцовский

Родился
Владимир Трофимов-Рубцовский »
р. 28.03.1966
Олег Анофриев

† Умер
Олег Анофриев »
20.07.1930 - 28.03.2018

На сайте «Информационный портал шансона» Вы можете найти информацию об исполнителе Андрей Алешкин.
Доступны следующие разделы: «Биография», «Дискография», «Тексты песен», «Статьи», «Фотогалерея».
При наличии в каталоге сайта ссылок на видео с youtube.com Андрей Алешкин автоматически появляется раздел «Видео онлайн».
В разделе «Ссылки» можно найти список сайтов о творчестве исполнителя или добавить самостоятельно сайт с информацией об исполнителе.
Материал для страницы Андрей Алешкин взят из открытых источников или добавлен пользователями сайта «Информационный портал шансона» и является собственностью автора.
За содержание текстов и фото администрация сайта ответственности не несет.
При копировании текстов и фотографий с сайта «Информационный портал шансона» ссылка на russianshanson.info обязательна.

- выделите и скопируйте нужный фрагмент текста на текущей странице, а затем вставьте его в поле «Ошибка в тексте»
- в поле «Правильный вариант» напишите исправленный текст или опишите неточность(поправку), желательно указав источник(адрес сайта)

 Фото: iStock

Данил, не раз приходилось слышать, что для цыган есть два мира - "свой" и "чужой". В своем, в таборе, строго соблюдаются устои и традиции, а чужой, вне "правового поля", там можно и украсть, и обмануть…

Данил Сергеев: Конечно, они не мыслят такими категориями, как "правовое поле". Но у рома действительно есть свой неписаный, передаваемый из поколения в поколение "цыганский закон", который строго регулирует жизнь в таборе. Эти правила действуют только внутри сообщества, а за его пределами - нет. Есть даже свой цыганский суд, когда собираются бароны, главы семейств, и выносят свое решение. Самое строгое наказание - обесчестить и изгнать из табора.

За что оно может последовать?

Данил Сергеев: За большие долги, обман своих же, за супружескую измену. Что показательно, мужчину накажут только за связь с цыганкой - за связь с "гаджо", нецыганкой, скорее всего и разбирательства не будет. У рома существует своеобразная демократия, они выносят вердикт и выходят всем табором на дорогу, чтобы воплотить наказание. Если "приговорили" к изгнанию и бесчестию, одна из женщин своей нижней юбкой несколько раз ударяет преступившего цыганский закон по лицу и телу. С этой минуты он больше не имеет права показываться в таборе. Никто не подаст ему руки и никогда не сядет с ним за стол. Для цыган это страшное наказание, оно сродни получению статуса "отверженного" в зоне, и самое главное, что вне табора, без помощи своих, ему сложно прожить в "чужом" мире.

Цыгане по-прежнему кочуют по свету? Все мы помним по книгам и фильмам кибитки, табор в степи…

Данил Сергеев: Сегодня уже практически нет. Хотя есть, конечно, отдельные группы цыган, которые так же, как и во времена Пушкина, собирают весь свой скарб и отправляются в дорогу. Вообще различных ответвлений рома довольно много. Так, только в Екатеринбурге, например, живет семь различных цыганских сообществ. Как правило, исторически они - выходцы из разных стран. Они, конечно, знают друг о друге, но практически не взаимодействуют. Устои и традиции у них могут очень сильно отличаться. Религия разная. Они говорят на разных диалектах, которые нередко малопонятны для цыган другой группы.

Лучше всего я знаком с группой цыган-сербиян, это ответвление от цыган-котляров. К слову, проследить, откуда пришли рома можно по золотым старинным монетам, которые они передают из поколения в поколения молодым на свадьбах. У семьи моих друзей цыган есть австрийские монеты с профилем Марии Терезии. То есть вполне возможно они действительно, когда-то пришли из Сербии.

Что заставило цыган перейти на оседлый образ жизни?

Данил Сергеев: Главным образом то, что в 1956 году вышел Указ "О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством". Он приравнял странствующих цыган к тунеядцам и запретил кочевать под угрозой тюремного срока на три года. Они должны были обосноваться ровно там, где на тот момент стоял их табор. Так по всей стране образовались цыганские поселки. Власти выделили им землю, на ней они построили дома, там и живут до сих пор. И надо сказать, сегодня во многих городах возникла серьезная проблема.

Вот пример. Так называемый "визовский поселок" в Екатеринбурге, в котором компактно проживают сербияне и в меньшей степени русские цыгане. В поселке живет 600 человек, но никто из них не имеет документов ни на свои дома, ни на землю. Они просто не понимают, зачем они нужны. Вот бумаги на материнский капитал оформить надо - за это деньги дадут. А на дом-то зачем? Цыган мыслит так: у меня есть паспорт, в нем есть прописка, в доме жил еще мой прадед - что и кому еще надо доказывать?

Между тем на месте этого цыганского поселка, как и многих других, планируют построить целый микрорайон. Как цыгане будут доказывать право на свое жилье - большой вопрос. Проблема еще и в том, что именно сербияне в силу своих традиций не могут селиться в высотных многоквартирных домах. То есть если застройщик и предложит им квартиры в новых домах, они не захотят в них жить. Возникает сложная правовая и социальная коллизия. И тут, на мой взгляд, требуется особая мудрость, и деликатный подход местных властей решить проблему так, чтобы не пострадали ничьи интересы.

Я недавно брала интервью у подросткового гинеколога. Она говорит, большинство беременных девочек, 12-14 лет, которые к ним поступают - это цыганки.

Данил Сергеев: Да, ранние свадьбы у цыган это еще одна национальная традиция, и ранняя беременность шокирует только нас, для рома - это норма. К 18 годам некоторые девушки имеют уже по трое детей.

Причем, парни получают образование класса до седьмого, потом женятся и в школу больше не ходят. Какая школа, когда нужно кормить семью?! Девочки учатся класса до пятого-шестого. Самый образованный среди табора цыган-сербиян парень, который закончил девять классов.

Я как-то был свидетелем такого разговора: один цыган говорит, как хорошо, наверное, иметь высшее образование, вот бы выучиться. А другой отвечает, а зачем оно нужно, куда с ним, деньги-то как зарабатывать? Хотя, надо сказать, так думают цыгане не во всех сообществах. Есть, например, так называемые "русские цыгане" ("руска рома"), среди них довольно много людей и с высшим образованием. И национальную одежду они надевают разве что во время праздников. Но большинство все-таки рано бросают школу, традиции мешают им учиться дальше.

Фото: iStock

Фото: iStock

Чем все-таки они зарабатывают?

Данил Сергеев: Исторически так сложилось, что цыгане всегда искали легкий и быстрый заработок. Это было продиктовано всей их кочевой жизнью. Приехали в какое-то место, быстро что-то сделали, поехали дальше. Из этого же разряда ставшая притчей во языцех тяга к воровству: прибрал что-то к рукам, сел на коня - и ищи потом ветра в поле. Отсюда и гадание, и попрошайничество. Причем, они считают это работой.

Однажды я договорился с цыганской семьей и привел к ним целую экскурсию. Люди хотели посмотреть, как живет настоящий табор. А мне хотелось, чтобы цыгане хоть чем-то, хоть немного, но заработали легально. Так вот одна женщина говорит: "Меня на вокзале цыганка как-то обманула, все деньги забрала". Одна из женщин-рома в ответ выпалила: "Так ведь это я была!". Причем, это не было попыткой пошутить - она говорила серьезно, потому что в ее понимании - на вокзале она зарабатывала деньги для семьи и детей. Одна цыганка мне призналась: даже если у меня холодильник будет набит продуктами, я все равно пойду гадать и попрошайничать. Во многих цыганских сказках и легендах повествуется об истоках воровства, особом "разрешении" для рома красть. Нельзя сказать, что цыгане сплошь занимаются криминалом, но объективно и возможностей заработать честно для них в нашем обществе не так много.

Часть цыган торгует на рынке, мужчины нанимаются строить бани в поселках, собирают металлолом. Причем, что показательно, зная, что не каждый возьмет их на работу, они представляются выходцами из Таджикистана, Кавказа, а то и Молдовы, наивно полагая, что их сложно узнать. Улыбка с золотыми зубами разоблачает моментально.

А наркотики? По-прежнему торгуют?

Данил Сергеев: Бум наркоторговли был в девяностые и в начале нулевых, сегодня многие из знаменитых воротил цыганского наркобизнеса уже отсидели свое, а то и ушли в мир иной. Была тогда, например, в Екатеринбурге цыганка, которая возила наркотики прямо в детской коляске, под ребенком. Ее так и прозвали - "Коляска". К слову, на вершине цыганской наркоторговли в Екатеринбурге в те годы была русская женщина, жена одного влиятельного цыгана, начавшего свой криминальный бизнес еще во времена СССР одним из первых в стране. "Бизнес" достался ей после смерти мужа. С тех пор многие из них, а точнее - уже их дети, занялись вполне легальным бизнесом. Конечно, нельзя исключить, что в дело они вложили и деньги, полученные от продажи наркотиков.

Фото: Иван Егоров/ РГ

Фото: Иван Егоров/ РГ

К слову, некоторым сообществам цыган торговать наркотиками строго запрещают их традиции. Например, цыгане-сербияне наркотики никогда не продавали. Да, они могут гадать и попрошайничать, но дурманом не торговали принципиально. Однако очень многие сербияне сами стали жертвами наркобума 90-х: увлечение запрещенными веществами стало пагубным для многих молодых цыган в те годы.

Данил, цыгане все-таки довольно закрытое сообщество, как вас пустили в табор?

Данил Сергеев: Еще мой дядя в 1970-е годы снимал дом у одной цыганской семьи, с ними дружила моя бабушка, а потом и я. Мы не теряли отношений даже в 90-е годы, когда цыган обвиняли во всех смертных грехах. К рома и сегодня относятся настороженно. Конечно, они чувствуют это, когда приходят в больницы, госучреждения. И стараются лишний раз не пересекаться с "нашим" миром. С одной стороны, это отношение может и заслуженно, но все же нельзя всех под одну гребенку. Ведь не все воруют и торгуют наркотиками. Стереотипы очень сильны, и думаю, даже если все цыгане вмиг перестанут гадать и попрошайничать, этот шлейф будет тянуться за ними еще не одно десятилетие.

Но вот что интересно, не только мы мыслим о цыганах стереотипами. И в их сознании полно разных клише по отношению к нам. Знаете, кого они считают самой опасной колдуньей, которая может навести на них порчу? Женщину с голубыми глазами! И я в этом не раз убеждался. Получается, мы боимся цыган-гадалок с огненно-черными глазами, а они блондинок с голубыми глазами. Кажется, невероятным в нашем-то веке. И так во всем. Так что нам предстоит разрушить еще очень много ложных установок друг о друге. И думаю, процесс этот должен быть обоюдным.

Нет у этого народа желания жить исключительно воровством. Стойкие традиции, отсутствие образования мешают их интеграции. Знаете, они очень любят и часто пересматривают фильм про Будулая, про цыгана, который жил честно.

Откуда пошли цыгане?

Данил Сергеев: Среди многих исторических теорий самая стойкая говорит о том, предки цыган жили в центральных районах Индии. Сегодня они живут почти во всех странах мира, от США до Восточной Европы. В России, по данным последней переписи, насчитывается 220 тысяч цыган.

Какая религия у цыган?

Данил Сергеев: В России больше православных цыган. Они массово крестят детей в Пасху. Меньше цыган мусульман. Религия обусловлена страной проживания цыган.

Как гадалкам удается обмануть, обладают ли они какими-то психотехниками?

Данил Сергеев: Считается, что цыганки обладают элементами гипноза, которым овладели за долгие годы своей деятельности.

Но, пожалуй, самое трепетное отношение к лошадям у цыган. Мужчины этой народности почитают коня не просто другом – существом почти культовым, и любовь эта, похоже, взаимна. Кто лучше цыган знает секреты лошадей, и какими тайными знаниями об этих животных обладают ромалы? Накануне Нового года мы решили поговорить о лошадях с настоящими цыганами.

Дорогой длинною…

По преданию, цыгане – выходцы из Индии, в древности они покинули свою исконную родину и на протяжении столетий, как истинные кочевники, искали себе новую. Странная, беспокойная, всегда в движении жизнь-дорога сформировала характер этой народности и отношение к ней окружающих – настороженное, недоверчивое. Но с конца ХХ века ромалы в Беларуси стали вести оседлую жизнь, 23 года назад в д. Городец Кобринского района поселилась семья Степана Юзепчука, вслед за ним приехали другие, и сегодня в окрестных селах несколько десятков цыганских дворов.

– У нас нормальные цыгане живут, многие работают, криминалом не грешат, – рассказывает председатель Городецкого сельисполкома Мария Зданевич. – Есть и те, кто занимается с лошадьми. А Степан Юзепчук у них – барон.

К нему мы и заглянули в первую очередь. «Почему цыгане так любят лошадей? – переспрашивает он и с ностальгией отвечает: – Когда ромалы переезжали с места на место, у них ничего не было, только конь, воз, кнут и подушка. Без лошади воз не поедет, так как же цыгану не любить своего коня?»

Степан Степанович сам когда-то кочевал вместе с родителями, дедом и бабкой. В их таборе было примерно полсотни подвод, у каждой семьи – как минимум одна лошадь. Они и по России, и по Украине колесили, до сих пор помнит цыган, как останавливались в поле, жгли костры, в праздник девушки танцевали, а молодые мужчины устраивали скачки. Дед, Владимир Григорьевич Юзепчук, кузнецом был, миллион коней за свою жизнь подковал, а женщины по материнской линии заговоры знали, мама, Ольга Владимировна, и теперь умеет животных лечить, многим в своей деревне помогает.

Цыганский барон Степан Юзепчук рассказывает о связи цыган и лошадей

Степан и Светлана Юзепчук уже 12 года живут в д. Городец.

Ой да конь мой вороной!

– А правда, что цыгане язык лошадей знают?

– Правда, – улыбается Николай Батура, сборщик молока с городецких подворий. – Мой дед знал лошадиный язык, разговаривал с конями, понимал их, и они его понимали, слушались.

Дед Сергей Афанасьевич и обучил Николая всем премудростям – как выбирать лошадей, как воспитывать и ухаживать за ними. Было это пару десятков лет назад, еще во время кочевой жизни в таборе. В молодости Николай даже в соревнованиях участвовал – специально с дедом на скачки в Казахстан ездили и даже призы брали. А 7 лет назад, когда приехал в Городец и предложили взять коня, чтобы молоко собирать, без колебаний согласился – взыграла давняя страсть.

Цыганский барон Степан Юзепчук рассказывает о связи цыган и лошадей

Николай Батура иногда «воспитывает» своего Филю, но чаще хвалит. Он знает повадки лошадей и умеет лечить животных.

– Лошадь с цыганом едина, она и кормилец, и транспорт, и друг, – говорит конюх, нежно поглаживая своего мерина Филю по холке. Крепкий вороной конь согласно кивает – привык доверять хозяину. Да и как иначе, если тот по глазам может определить, какое у него настроение, не болит ли чего, ни разу не огрел, чтобы заставить неподъемную телегу тащить, не гнал так, чтоб пар из ушей валил, балует сахарком и заботится, как о малом дитяти.

Видно, кони мне попались привередливые…

– А лошади действительно, как дети, добрые или еще и умные? – интересуюсь у Николая.

– Очень умные, – со знанием дела говорит собеседник. – Куда коня ни заведи, домой вернется в любом случае, но в болото или глубокую воду ни за что не пойдет – чувствует опасность. И людей чувствует, причем и по запаху, и нутром – плохого человека не подпустит, а вот своего хозяина никогда не ударит, но если с ним плохо обращаются, перегружают или бьют, начинает брыкаться, шугаться, может понести или даже сбросить седока. Первый признак, что лошади что-то не нравится, – она складывает уши, прижимает к голове.

– Лошади легко поддаются дрессировке? И какой метод лучше – кнута или пряника?

– Укротить можно любую лошадь, но только делать это надо умело, сочетать ласку и требовательность, проявлять настойчивость и поощрения, – уверен Николай Батура. – А если коня сильно наказывать, он, может, и покорится, но будет нервным, норовистым.

А как он сам «воспитывает» своего Филю? Когда надо, говорит, погладишь, приласкаешь – и он начинает радостно играть, а бывает, что и прикрикнешь строго – конь понимает: баловаться нельзя, голову опустит и стоит.

– А кнут у вас есть? – спрашиваю цыгана. – Доводилось применять?

– Нет, – отвечает, – теперь их мало, а вот у деда моего был.

Я коней своих нагайкою стегаю

Кнут для цыгана – не просто хлыст, это предмет гордости, признак состояния и положения в таборе. Да и не хлыст это вовсе, и не плетка – цыганский кнут изготавливается особым способом: на полуметровом деревянном кнутовище закрепляется от 4 до 24 кожаных ремешков разной длины, которые переплетаются так, чтобы вначале кнут был с ладонь толщиной, а к концу постепенно утончался, пока не оставался один ремешок. И длина кнута была – не поверите! – и 10, и 20 метров. Использовали его для обучения лошадей, для выпаса, для ловли – как лассо. Кнут постоянно мог носить не каждый цыган, а только лошадник, кузнец либо знатный рома. Украшения на кнутовище и длина кнута были признаками богатства и сословия. Увидишь цыгана с шикарным кнутом, знай: он из свиты барона или имеет мини-табун. У деда Степана Юзепчука был кнут длиной 5 метров, как у кузнеца, а у деда Николая Батуры – 11 метров, как у лошадника. Кнут для цыгана был настолько знаковым предметом, что его передавали по наследству как ценность. Дед, говорит Николай Сергеевич, его отцу свой кнут отдал.

Цыганский барон Степан Юзепчук рассказывает о связи цыган и лошадей

Владимир Юзепчук недавно приобрел собственную лошадь и с удовольствием катает на ней племянника.

Повысить свой престиж, а заодно и благосостояние мужчина мог еще одним способом – украсть лошадь. Более того, молодой цыган должен был это сделать – проявить удаль и бесстрашие, чтобы на него посмотрели в таборе как на взрослого. «Чтобы увести лошадь, парень брал лисью шкуру, надевал на себя и подкрадывался к стаду, – рассказывает Степан Юзепчук. – Подползет вплотную, найдет нужного, вскочит на него – и был таков, никто его уже не догонит». Степан Степанович знает не понаслышке, о чем говорит, а Николай Сергеевич подтверждает: не от лихости или тяги к криминалу коней уводили – национальный обычай такой, иные цыгане 5-6 лошадей имели исключительно благодаря своему таланту.

Цыгане — кочевой народ, чья история и образ жизни на протяжении столетий связаны с лошадьми. Неизменные спутники кочевников в дальних странствиях должны были обладать набором определенных качеств. Цыганские лошади могут похвастаться неприхотливостью, универсальностью, высокими скоростными характеристиками. За долгие годы сложился определенный тип мощного, выносливого и красивого животного.

цыганская лошадь

Стереотип первый. Все цыгане из Румынии

Откуда же пошел такой обидный для большинства румын стереотип? Скорее всего, им просто не повезло с названием страны. На большинстве языков она звучит как Romania, что очень схоже с самоназванием цыган – рома. Конечно, никакой связи на самом деле здесь нет, «Романия» происходит от латинского слова Romanus, что означает «римский».

Но если не Румыния, то какую страну стоит считать родиной этого в недавнем прошлом кочевого народа? Лингвисты, анализируя язык цыган, пришли практически к однозначному выводу: они пришли из Индии. В строгой кастовой системе для дром – предков нынешних цыган – скорее всего попросту не нашлось места: они, в основном, занимались музыкой, театром и прочим подобным творчеством, которое было востребовано лишь в религиозных обрядах. А вот в светской жизни подобное не приветствовалось, что спровоцировало исход дром.

Сначала протоцыгане движутся на север Индии, оттуда – в Иран, где задерживаются на несколько веков, но из-за своенравного характера также не находят места в обществе, а затем часть из них перемещается в Византию. Именно эта группа в будущем сформирует западных цыган – ром.

После падения Византии в XV веке нашей эры ромы рассредоточиваются по всему континенту, включая Англию и Россию. В Румынии они скопятся в большом количестве гораздо позже. Не путайте румын и цыган.


Фото: Алексей Липницкий/ТАСС

Основные характеристики породы

Цыганские кони — типичные упряжники, с длинным мускулистым телом, крепкими ногами и красивой машистой рысью. При этом внутри породы размер животных может существенно различаться — разница в весе может достигать 400 кг.

Внешние признаки

Тинкер имеет грубую конституцию, свойственную тяжеловозам:

  • широкую грудь;
  • широкую спину с мощным рельефным крупом;
  • невысокие крепкие конечности, покрытые шерстью от скакательных суставов до кончиков копыт.

Голова — грубая, горбоносая. Шея — короткая и широкая. Грива и хвост густые и достигают земли.

тинкеры

Рост в холке у цыганских коней колеблется от 140 до 160 см. По американской классификации внутри породы различают три класса животных, сгруппированных по росту:

  • классические кобы с ростом от 145 до 155 см;
  • мини кобы высотой ниже 145 см;
  • гранд коб — высота в холке свыше 155 см.

Живая масса взрослого жеребца гранд коба может достигать 700 кг.

Масти, характерные для цыганских коней: пегая, вороная, чубарая, чалая. Пегая окраска делится на несколько типов:

  • ситцевая (оверо) — белые пятна расположены по бокам, без захода на спину, одна или все ноги окрашены в основной тон;
  • тобиано — ноги белые, голова темная или с белой отметиной на лбу, белые округлые пятна на груди и шее, хвост двухцветный;
  • товеро — пестрый конь, полученный от скрещивания животных с окрасами тобиано и оверо.

У пегого тинкера кожа имеет разный оттенок, в зависимости от цвета шерсти: под белыми пятнами кожа розовая, под темными участками — сероватая.



Оверо



Тобиано



Товеро

Особенности характера и нрава

Цыганская упряжная лошадь известна как спокойная и стрессоустойчивая порода. Флегматиков-тинкеров сложно чем-то напугать или вывести из себя. Устойчивая психика и добрый послушный характер делают животное идеальным «учебным тренажером» для начинающего всадника.

Стереотип второй. Цыгане – это одно племя

Цыгане, действительно, очень похожи друг на друга, да и язык их звучит схоже. Однако понятие «цыган» столь же расплывчатое, как «кавказец» или «европеец». У этого народа много различных ветвей, отличающихся традициями, культурой и вообще менталитетом.

Крупнейшей ветвью считаются рома. Они живут практически во всей западной Европе и в Северной Америке. Они – положительные герои в мире цыган. Творческие люди, которые практически не занимаются криминалом (об этом подробнее ниже), в целом аккуратные и чистоплотные, понимающие, что такое честь. К рома относится, например, худрук театра «Ромэн» Николай Сличенко. Да и в целом, говоря о цыганах в лучших их проявлениях, подразумевают чаще всего рома.

Самая многочисленная группа рома, проживающая среди славян – это сэрвы. Они поселились на территории Украины и с тех пор живут бок о бок со славянами. Это одни из самых зажиточных и умелых цыган. Также в СНГ распространены котляры. Это консерваторы, живущие по старинным обрядам и традициям цыган. Кале, то есть «смуглые», проживают в испано- и португалоязычных странах. Из-за гонений они долгое время жили в пещерах, а некоторые и по сей день там обитают. Известны тем, что придумали и популяризировали танец фламенко.

Гораздо меньше повезло тем, кто имеет дело с цыганами на востоке. Вместо рома там обитают дом – те, кто не ушел в Византию вместе с «европейцами». Живут они в Египте, Турции, Греции, Сирии и многих других странах Ближнего и Среднего Востока. В целом живут бедно, занимаются попрошайничеством и криминалом. Они строго делят соседей на «своих» и «чужих» и в целом сильно маргинализированы. Практически всегда насильно забирают детей из школы, чтобы искусственно поддерживать низкий уровень образования в таборе.

Особой группой среди дом значатся люли. Все отрицательные истории о немытых цыганах-преступниках, живущих грабежом и насилием, идут именно от люли. Они же – главные наркобароны Средней Азии.

Отдельно стоит отметить боша или лом. Это пришедшие с Иранского плоскогорья в Армению и Грузию цыгане. Они практически полностью ассимилировались с армянами, говорят на их языке и используют их обряды. Многие исследователи считают, что эта группа вскоре полностью исчезнет.

Цыган цыгану рознь, и лучше их не путать, особенно когда речь идет о рома и люли.

Кроме того, цыганами могут быть и те, кто по всем внешним признакам к ним не относится. Этакими «почетными цыганами» могут стать люди, которые смогли доказать свою приверженность к этому народу. Например, тех, кто помогал рома во время геноцида 1935-1945 годов, признают настоящими членами сообщества.

Стереотип третий. Цыгане крадут лошадей

Что ж, не все стереотипы оказываются ложными. Действительно, и у люли, и даже у рома в культуре присутствует фактически обрядовая кража лошадей. Это национальный цыганский спорт: они уводят лошадей друг у друга, у бедных, у богатых. При этом в пропаже лошади всегда винят пострадавшего: мол, если бы ты хорошо обращался с животным, то оно бы с другим человеком никогда не ушло.


Фото: Ian Forsyth/ZUMAPRESS.com/TASS

Впрочем, если говорить о рома, то они никогда не уведут у вас лошадь с помощью угроз и не станут скрывать совершенное преступление. Для них украсть средство передвижения – это большая наука, мастерство и даже шоу. Один из возможных путей становления цыганом без цыганской крови – украсть из табора лошадь.

Традиция не умерла вместе с развитием средств передвижения. Лошадей сейчас меньше и крадут их, соответственно реже, зато среди цыган процветает угон авто. Все те же поверья сохраняются: в машине живет дух, и если бы хозяин почитал его должным образом, то автомобиль никогда бы не уехал с цыганом. Не забывайте хорошо обращаться со своим авто.

Кочевая жизнь

В прежние времена этот народ действительно вел кочевой образ жизни, в котором лошадям отводилась главная роль.


Российские цыгане всегда ценили комфорт, поэтому для установки табора им требовалось множество вещей, которые размещались на довольно больших телегах. Без лошадей их сдвинуть с места просто было невозможно.

Кроме того, сами шатры ставились на основе телеги, поэтому огромное значение цыганских коней как средства передвижения становится неоспоримым. Телега – центр быта этого народа, а лошадь – её двигатель. Поэтому запряженная этим животным повозка является символом семейного очага.

В настоящее время кочевых цыган встретить довольно сложно. Большинство из них давно ведут оседлый образ жизни. Однако цыганские кони были и будут одним из непременных атрибутов этого народа.

Стереотип четвертый. Цыгане – необразованные маргиналы и воры

Возможно, такое утверждение справедливо для люли: они зачастую ведут антисоциальный образ жизни, попрошайничают и не желают жить в согласии с гаджо – теми, кто не имеет романипэ, то есть цыганской крови.

Кроме того, долгое время после пришествия в Европу рома подвергались всяческим гонениям и лишениям, несмотря на то, что они массово принимали христианство. Невозможность устроиться на нормальную работу или даже заниматься ремеслом привела к тому, что цыгане стали образовывать криминальные кланы.

Но все же эти времена давно позади. Сейчас рома в Европе редко занимаются криминалом, все чаще – творчеством и мелким бизнесом. Красть, даже у гаджо, не в почете. Но можно обмануть. Искусство обмана значит для рома не меньше, чем искусство угона лошадей. Если жертва сама отдает тебе свои деньги и украшения – это не только не стыдно, а даже почетно. Отсюда и знаменитый цыганский гипноз.


Фото: Шарифулин Валерий/ТАСС

Стоит помнить, что и относятся к вещам цыгане гораздо легче. Своим личным они считают лишь украшения, оружие да лошадей. Все остальное принадлежит табору, и этими вещами активно меняются. Для них нормально попросить у незнакомого человека понравившуюся кофту, но и он взамен может попросить, например, цыганский шарф. Меняются внутри табора почти всем, вплоть до кибиток. Из-за этого часто возникает культурное недопонимание между молодежью, впервые попавшей за пределы своей общины, и оседлыми людьми.

Конокрадство

Начнем с того, что крали коней далеко не все представители этого кочевого народа. Однако и редкими такие случаи не назовешь. Объяснялось это следующими причинами.

Свадьба

Цыган не имел права жениться, пока у него нет своего коня. Обычно его отрабатывали, начиная с малолетства, либо получали в подарок от старших родственников. Однако, если парень был беден, или вообще сиротой, единственным шансом на семейное счастье для него становился увод чужого коня. Как правило, это был конь с барского двора, который находился далеко от табора. Лентяи воровали и крестьянских коней, но это было гораздо опаснее, так как был обычай забивать конокрада насмерть, несмотря на его возраст.


Бравада и показная удаль

Цыгане – народ горячий, и чтобы доказать свою «взрослость» и состоятельность, молодежь нередко шла на кражу лошади. После такого поступка, особенно если конь был знатный, никто не смел больше сомневаться, что перед ним – настоящий отчаянный рома. Постепенно такое поведение стало осуждаться старшими в таборе, поскольку несло прямую угрозу спокойному существованию семьи.

Ещё по теме: Основные характеристики ганноверской лошади

Любовь к лошадям

Да-да, именно любовь к конкретному коню могла толкнуть цыгана на его воровство. Если хозяин отказывался продать полюбившееся животное, или у рома не было нужной суммы, и никаких других способов не оставалось – коня уводили. А если это был иноходец – его старались заполучить любыми путями. Цыганский фольклор описывает множество подобных случаев, и не всегда – со счастливым концом.

10 октября 2012 - Георгий Териков

Муз. Валерия Махатого. Исполнитель Николай Сличенко

Стихи Георгия Терикова

(Из личного архива)

Надоело мне цыгану

По земле пешком бродить.

Мне, цыгану, по карману

«Волгу» быструю купить.

Только «Волгу» не хочу я,

Мне б лошадку вороную.

По зелёной рощице

Рысью прокатиться.

Ведь цыган без лошади,

Как без крыльев птица!

Ждёт в шатре меня цыганка,

Заждалась давно уже.

А шатёр тот на Таганке,

На десятом этаже.

Прискачу я на Таганку,

Чтоб с собой забрать цыганку.

Может было проще бы

На такси явиться.

Но цыган без лошади,

Как без крыльев птица.

Я увижу зорким глазом

Огонёк в твоём окне.

Ты мня узнаешь сразу,

Быстро спустишься ко мне.

Посажу тебя в седло я,

Крепко обниму рукою.

Прокачу по площади,

И поймёт милиция.

Что цыган без лошади,

Как без крыльев птица,

Прокачу по площади,

И простит милиция…

Ведь цыган без лошади,

Как без крыльев птица!

от 10 октября 2012

Муз. Валерия Махатого. Исполнитель Николай Сличенко

Стихи Георгия Терикова

(Из личного архива)

Надоело мне цыгану

По земле пешком бродить.

Мне, цыгану, по карману

«Волгу» быструю купить.

Только «Волгу» не хочу я,

Мне б лошадку вороную.

По зелёной рощице

Рысью прокатиться.

Ведь цыган без лошади,

Как без крыльев птица!

Ждёт в шатре меня цыганка,

Заждалась давно уже.

А шатёр тот на Таганке,

На десятом этаже.

Прискачу я на Таганку,

Чтоб с собой забрать цыганку.

Может было проще бы

На такси явиться.

Но цыган без лошади,

Как без крыльев птица.

Я увижу зорким глазом

Огонёк в твоём окне.

Ты мня узнаешь сразу,

Быстро спустишься ко мне.

Посажу тебя в седло я,

Крепко обниму рукою.

Прокачу по площади,

И поймёт милиция.

Что цыган без лошади,

Как без крыльев птица,

Прокачу по площади,

И простит милиция…

Ведь цыган без лошади,

Как без крыльев птица!




RSS-лента комментариев

Жизнь прошла под притолокой

медвежье

Моя душа опять стремится…

Ван Гогу

Что в голову этим поэтам взбредет.

Литературный сайт Парнас предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Администрация литературного сайта Парнас не несёт ответственности за размещаемые пользователями материалы. Ответственность за тексты, фото, медиа-файлы и др. авторы несут самостоятельно на основании правил сайта и российского законодательства.

Читайте также: