Как делать сбор на лошади

Опубликовано: 23.04.2024

Сбор — это функциональное состояние лошади, состояние высшей её концентрации, позволяющее использовать весь свой биомеханический потенциал для выполнения конкретных задач, необходимых всаднику. Сбор характеризуется высокой энергетикой (импульсом), предготовностью всех мышц включиться в работу.

Фото лошади в сборе
Фото лошади в сборе
Фото лошади в сборе

Сбор лошади возможен только в состоянии предельной сгруппированности животного — а значит в максимально укороченной рамке, которая образуется за счет четырёх основных моментов: подведения зада, высокого подъёма шеи, сгибания в затылке и дугообразного округления спины. Причём данная поза должна быть наиболее удобной для лошади, чтобы позволить использовать потенциал «сжатой пружины» с максимальной эффективностью. Сбора возможно достичь только на сбалансированной лошади, то есть лошадь должна «сама себя нести», сама поддерживать данное состояние, следовательно, повод не должен быть сильно натянут.

Важной характеристикой сбора является возможность лошади в этом состоянии легко менять тип движений, то есть делать переходы и остановки. И это гораздо более существенная характеристика, чем «правильное» положение головы и шеи. Потому что каждая лошадь имеет свои физиологические и экстерьерные особенности и ее концентрация может проявляться в несколько разных формах. Однако, если она готова сразу и в равновесии остановиться, либо, например, подняться в галоп, мы уже можем говорить о той или иной степени сбора.

Для чего же нужен сбор?

Рассмотрим в первую очередь вопрос, для чего сбор нужен лошади. Когда мы можем увидеть собранную лошадь на свободе? Тогда, когда она сконцентрировалась на неком внешнем объекте — и — готова двигаться любым аллюром, в зависимости от развития ситуации. Она готова к движению, но мышцы еще не напряжены. Через мгновение она может поскакать галопом, побежать рысью, либо расслабиться и мирно продолжать пастись. Вот эта готовность к движению без его предопределенности нам и интересна, на этом строиться выездка, как дисциплина конного спорта. Лошадь переходит от одного состояния к другому, будучи физически готовой к переходу. Это позволяет ей начать движение в хорошей координации, защищает от травм, а со стороны выглядит очень легко и эффектно.

Фото лошади гнедой масти в сборе
Фото лошади гнедой масти в сборе
Фото лошади гнедой масти в сборе

Того же мы хотим добиться и в верховой езде, только внимание лошади обращаем на себя, и через систему сигналов управляем характером ее движений. Лошадь, работающая в сборе, готова к выполнению поставленной всадником задачи, сосредоточена, а движения ее легки и красивы. Такая лошадь не травмируется от работы, потому что она готова к ней. В общем, все здорово. Поэтому все хотят, чтобы их лошади «собирались».

Рассмотрим теперь вопрос, насколько это на самом деле необходимо всем. Мы хотим ездить верхом на лошади без ущерба для ее здоровья. Значит, она должна быть к этому готова. Всадник нагружает спину лошади, далее его вес распределяется на ее конечности. Смоделировать эту ситуацию можно, встав на четвереньки и походив «лошадиными аллюрами». (Шаг — правая передняя, левая задняя, левая передняя, правая задняя. Рысь — смена диагоналей. Галоп с левой ноги — правая задняя, диагональ передней правой и задней левой, левая передняя.) Попробуйте подвигаться с различным положением головы и шеи. Можно даже положить что-нибудь или посадить кого-нибудь на спину. Не то, чтобы мы были так уж похожи на лошадей, но кое-что можно почувствовать и на собственном опыте. Нести груз на спине удобнее либо с опущенной головой, либо с прижатым к груди подбородком. Задранная вверх голова расслабит мышцы спины и груз покажется вам (и лошади) вдвое тяжелее, а движения задних ног потеряют свободу и их будет сложнее двигать вперед. Есть большое количество статей, где подробно расписана работа мышц лошади при различных положениях головы и шеи, но собственный опыт всегда показательней.

Фото лошади в сборе
Фото лошади в сборе
Фото лошади в сборе

Итак, для сохранения здоровья лошади при верховой езде, она должна быть научена правильно нести вес всадника на спине, при этом ее спина и шея должны быть округлены, а голова находиться в положении, близком к вертикальному. При этом вы получаете лошадь, на которой комфортно ехать верхом, и всадник, в свою очередь, не доставляет лошади серьезных неудобств. И пока, заметьте, речь совсем не идет о сборе, лошадь может быть максимально расслаблена и не готова к изменению аллюра.

Рассмотрим три типа движения лошади, удовлетворяющих этому условию:

1. Голова лошади максимально опущена вниз, мышцы эластичны и расслаблены, зад подведен под корпус, аллюр сбалансированный, ритмичный, редкий. Можно сказать, что лошадь находиться в состоянии медитации, она сконцентрирована на себе, но при этом хорошо чувствует всадника и составляет с ним одно целое. Управлять расслабленной лошадью одно удовольствие, однако нужно понимать, что она не готова к резким изменениям в характере движения. Почему не готова? Потому что находится в равновесии «на переду», то есть ее центр тяжести смещен вперед. Если ее резко остановить, не предупредив, она перегрузит передние ноги, что не очень полезно. А если дать команду подъема в галоп, скорее всего, резко махнет вверх головой, разгрузив этим движением перед, а затем уже поскачет галопом. В общем, в состоянии «вниз-вперед» лошадь может находиться довольно долгое время, двигаться по плавным траекториям без резких переходов, всаднику же комфортно сидеть на ней верхом и легко управлять в описанных пределах.

2. Среднее положение головы — голова на уровне холки, нос по отвесу, зад подведен, рысь ритмичная, сбалансированная, более энергичная, чем в первом варианте. Получается все это из первого состояния путем добавления импульса. Все очень просто, высылаете лошадь вперед, и она сама, для своего удобства, поднимает затылок. Сохраняя все плюсы расслабленного состояния, теперь мы смещаем центр тяжести немного назад, разгружаем перед. Лошадь становиться более маневренной, степень концентрации на всаднике возрастает. Уже на этом этапе лошадь может качественно исполнять элементы простых езд, разве что перед переходами и остановками нужно предупреждать ее заранее, чтобы она могла собраться в несколько большой степени.

3. Высокое положение головы, затылок высшая точка, зад сильно подведен, спина округлена — это сбор. Лошадь «готова ко всему», она полностью сконцентрирована на всаднике, а всадник ощущает лошадь как продолжение себя самого. В общем, гармония, полная внешней и внутренней красоты. Можно выполнять элементы высшей школы (если знаете, как). Сбор дается разным лошадям по-разному, но, в любом случае, это серьезная физическая работа и психологическая нагрузка. Поэтому желательно хорошо себе представлять, какую степень сбора просить у лошади для того или иного упражнения, и сколько времени находиться в нем. Если лошадь перестает сама себя держать в этом состоянии, все, сбор — концентрация — потеряны, и форма уже не имеет никакого значения. Вообще высокий сбор совсем не обязателен для каждой лошади, а для многих попросту невозможен, в силу их физиологических особенностей, темперамента, либо из-за характера их использования. Поэтому не нужно во что бы то ни стало его добиваться, копируя внешнюю форму. Лучше поработать с развитием концентрации, тогда ваша лошадь станет частью вас, а форма последует за ощущением гармонии.

Мышцы нижней части шеи активно укорачивают шею, когда тянут череп и первый позвонок к 4 и 5 позвонкам

Мышцы нижней части шеи активно укорачивают шею, когда тянут череп и первый позвонок к 4 и 5 позвонкам

Вот, собственно, основываясь на данных трех состояниях, и в порядке их очередности, готовиться лошади к верховой езде. Подготовка лошади к верховой работе начинается с обучения ее двигаться свободно с опущенной головой и вытянутой шеей, так называемое движение «вниз-вперед». Затем добавляем импульс, сохраняя при этом сбалансированность и ритм, и наблюдаем, как лошадка отвечает подведением зада и — одновременно — поднятием затылка, сохраняя положение головы, близкое к отвесу. Дальше, если нужно, продолжаем работать с вниманием и импульсом лошади, доводя лошадь до сбора.

Последний вопрос, как учить. Еще раз обращаю внимание, что мы не учим лошадь «правильно» бегать рысью или галопом, мы учим ее концентрации, вниманию, сосредоточенности на выполнении нашего задания. Поэтому первое, что нам понадобится, это научиться концентрации, вниманию и сосредоточенности самим. Вы должны работать с лошадью так же, как хотите, чтобы она работала с вами. Если работаем над расслаблением, вы тоже должны быть расслаблены. Если хотите получить неподвижность при остановке, будьте неподвижны сами. Импульс — такое же свойство человека, как и лошади, если у вас нет внутренней энергии движения, вам будет трудно объяснить лошади, почему она должна активно двигаться.

Для проверки собственных состояний позанимайтесь со своей лошадью на свободе, на небольшом ограниченном пространстве, в бочке, например. Походите с ней, побегайте, остановите, разверните в другую сторону. Последите, насколько четко она реагирует на ваши движения и команды. Такие занятия очень хорошо описаны и проиллюстрированы в книжке Хемфлинга, тем, кто интересуется, советую почитать (K.F.Hempfling «Dancing with horses»). Однако вы можете придумать свои собственные упражнения, поскольку сделать что-либо неправильно при этом сложно, в крайнем случае, просто что-то не получится.

Разные степени сбора

Разные степени сбора

Когда лошадь внимательно следит за нашими действиями, выполняет некоторые команды, знает, что такое «хорошо», начинаем работать над расслаблением на рыси. Можно заниматься этим как в руках, так и верхом, при условии, что вы сами свободно и расслабленно сидите на лошади. Если есть сомнения, всегда начинайте занятия с земли. Принцип один, хвалить за хорошее. Как только увидели, что лошадь пробежала темп рыси хорошо, опустила голову, расслабилась — хвалите. Если происходит что-то не то, не ругайте, и не заставляйте, не раздражайтесь, не делайте НИЧЕГО — спокойно наблюдайте за лошадью. Рано или не очень рано, она — совершенно случайно — сделает то, что вы хотели. (Хотеть надо ооочень малого, и точно знать, чего.) Например, опустит голову. Ваше дело в тот же миг ее похвалить. Если не успеваете сказать «хорошо», воспользуйтесь кликером. Через некоторое время лошадь будет спокойно бегать вокруг вас с опущенной головой. Это тот случай, когда форма влияет на содержание. Невозможно бегать с опущенной головой и быть при этом возбужденной и нестабильной — здесь речь идет, конечно, о работе со свободной лошадью, либо под седлом, но без уздечки под хорошо сбалансированным всадником. Не надо «гонять лошадь на корде» десятками минут, это разрушит ответственное отношение лошади к работе. Иногда достаточно одного — двух кругов — и все! Лошади ни в коем случае не должно быть скучно, развлекайте ее разными упражнениями и всегда помните, лучше закончить занятие существенно раньше предполагаемого времени, чем переработать полминуты. Закончить нужно на хорошем, если это хорошее возникло в первые 3 минуты тренировки, похвалите лошадь как сможете и, либо заканчивайте, либо сделайте перерыв минут 15, во время которого она сможет погулять или попастись и после него уже не возвращайтесь к хорошо выполненному упражнению, займитесь чем-нибудь совсем другим.

Фото гнедой лошади в сборе
Фото гнедой лошади в сборе
Фото гнедой лошади в сборе

После того, как вы научили лошадь расслабляться и опускать голову по команде, можно переходить и к сбору. Просто сместите акцент, хвалите лошадь за более энергичные движения без потери ритма. Научите ее собираться на свободе или на корде, тогда единственное, что вам будет нужно сделать, сев верхом — не помешать лошади двигаться. И вот этому нам и нужно учиться, это гораздо сложнее, чем научить лошадь, и требует гораздо больше времени и сил…

Прежде чем задаться целью обучить лошадь сбору, стоит посмотреть, что это рабочее положение является вершиной шкалы тренинга. То есть, сбор невозможен без таких пройденных этапов, как:

  1. ритм,
  2. раскрепощение,
  3. контакт,
  4. импульс,
  5. прямолинейность.

Если же лошадь только начинает свою подготовку в любой дисциплине конного спорта, то до положения сбора ей придется пройти путь не в один год упорных тренировок. В каком ключе будут проходить эти занятия, мы постараемся описать ниже.


Работа над ритмом


Правильный ритм – это регулярность шага лошади, с лёгкостью поддерживаемая на любых аллюрах. Не каждая лошадь ритмична от природы: большинство склонно торопиться, лениться или сбиваться. Это происходит в силу экстерьерных недостатков, слабости мышечного корсета, непонимания просьб всадника.

Большинство из этих проблем решают систематические занятия в руках: работа на корде с использованием шамбона или шлеи Пессоа, с особой проработкой сложной, менее растянутой стороны, гимнастирование на кавессоне, который после базового изучения манежных фигур можно заменить на трензельную уздечку, подведение задних ног при помощи таких упражнений как траверс и ранверс.

Также стоит сказать, что на физическую форму лошади благотворно влияет ежедневный выгул в компании сородичей, но в условиях спортивного клуба это не всегда удается реализовать.


Работа над ритмом – это помощь лошади в поиске своей оптимальной скорости, заключающаяся в комбинации сдерживающих и высылающих средств. Однако, следует помнить, что воздействие шенкелем всегда должно идти перед воздействием рукой – даже горячую лошадь стоит приучать к посылу, иначе ее активность всегда будет неконтролируемой.

Если лошадь склонна разгоняться – в езду на ней следует включить большое количество манежных фигур:

  • перемен направления,
  • вольтов,
  • восьмерок,
  • полувольтов,
  • серпантинов.

Это даст всаднику больший контроль за скоростью и заставит лошадь переключать свое внимание на работу. С чересчур активной лошадью следует уделить внимание нисходящим переходам: из галопа в рысь и шаг, из рыси в шаг и остановку, разучить прямолинейное осаживание.

Если лошадь ленива, раскрыть её ритм помогут занятия на природе. Идеальным местом для тренинга в таком случае будет выступать ровная лесная или полевая дорога: выехав на такую, всадник может полностью сконцентрироваться на движении. Лошадь с низкой активностью следует поощрять за любой подъем в более быстрый аллюр, постепенно увеличивая требования от одного темпа до целой репризы.

Для любой лошади, особенно для склонной сбиваться, лучшей школой ритма будет работа на кавалетти. Разложенные жерди активируют внимательность лошади, учат её делать шаги одинаковой ширины, тренируют мышцы крупа, плеча и поясницы. Расстояние между жердями регулируется в зависимости от параметров лошади, но в среднем составляет 0,9 - 1,2 метра для работы на рыси и 2,7 – 3,6 метра для галопа.

Расслабление лошади


Расслабление - это качество аллюра, описывающее свободно движущуюся лошадь, которая работает всем телом без напряжения и сопротивления. Лошадь находится перед шенкелем, сохраняет желание двигаться вперед на всех аллюрах, управляема и ищет контакта с рукой всадника.

Чтобы добиться проводимости, необходимо сохранить у лошади понимание процесса выездки и доверие средствам управления всадника. Для этого важно понимать принципы оказания и снятия давления. Активный посыл вперёд шенкелем или шпорой происходит ровно до того момента, пока лошадь не ответила, далее нога принимает спокойное рабочее положение у бока лошади и ненавязчиво сопровождает движение. То же самое можно сказать и о воздействии поводом: нажимающее воздействие должно прекращаться, как только лошадь сдаст в затылке и отжует железо.

Тест на то, насколько раскрепощена ваша лошадь: если во время движения вы отдаёте повод, а лошадь вытягивает шею вперед и вниз, восстанавливая контакт с железом, при этом сохраняя ритм и аллюр – значит, данная ступень обучения пройдена.

Стабилизация контакта


Контакт – это не только те моменты, когда лошади подается усиленное воздействие поводом. Это постоянная связь рта лошади с рукой и посылом всадника, целостное движение животного и человека.

Как добиться хорошего контакта?

Он достигается постоянной работой руки всадника в сопровождении шенкеля. Рука не должна быть мертвой, закрепившейся в одном положении – кисть и пальцы постоянно слегка «играют» и делают полуодержки, заставляя лошадь работать ртом, жевать, и не дают ей «закусывать». И на галопе, и на рыси можно слегка навязывать движение, сопровождая отзываниями такт аллюра – например, делая маленький «прыжок» руками на галопе. И помните: чем сильнее вы тянете лошадь за повод, тем сильнее она тянет вас – нечего говорить о противопоставлении максимум ста и в среднем шестисот килограмм.


Контакт устанавливают все боковые движения, принятые в выездке: траверсы, ранверсы, полупируэты, уступки и принимания. Большое разнообразие элементов позволяет выбирать по ситуации, какая сторона нуждается в проработке, и использовать, в зависимости от этого, сгибания в разных отделах корпуса и как внутреннее, так и внешнее постановление, в зависимости от прохождения в тот или иной повод.

Выработка импульса


Вопреки первому впечатлению, понятие «импульс» в выездке никак не соответствует скорости передвижения лошади, а в некоторых случаях является прямым противопоставлением резвой езде.

Импульс - это направленная вперёд энергия, вырабатываемая задними ногами лошади и проходящая через всё её тело вплоть до активно отжевывающего рта. Ключевое слово - «проходящая», в нём заключено множество важных аспектов: в паре всадник-лошадь не должно быть препятствий для циркуляции этой энергии. Такими препятствиями могут являться:

  • закрепощенная посадка,
  • неправильно подобранная амуниция,
  • травмы,
  • некорректное применение средств управления.

Движение с импульсом отличается живостью и выразительностью, не идущими в ущерб общей расслабленности и пластичности. Если выразить это с точки зрения биомеханики, то импульсивная лошадь после отрыва от земли совершает продольное, а не вертикальное движение скакательными суставами. На этом этапе оценки легко отсекается являющаяся ошибочной «рысь-плывунец». Всадник во время успешной тренировки должен чувствовать синхронизированность своих движений с движениями спины лошади. Обыкновенно тряские аллюры смягчаются, короткие и плоские приобретают амплитуду, лошадь, что называется, «берет на спину».

Развить импульс - не означает прибавить! Задача берейтора, сохраняя ритм, расширить движения лошади, увеличить захват пространства. Мастера ставят искусство создания импульса так высоко, что советуют приучать к нему лошадь переходами между собранной рысью и пассажем, собранным и пируэтным галопом - настоящая высшая школа!

Выпрямление лошади


Казалось бы, в чём сложность выпрямиться, когда всадником и лошадью пройдены все боковые движения и элементы езды Большого круга? Причин масса: пороки экстерьера, врождённая предрасположенность двигаться в одну сторону легче, чем в другую (по аналогии с левшой и правшой у человека), неравномерная обмускуленность в случае проблем со здоровьем или ошибок, допущенных в тренинге. Всё это приводит к тому, что при движении по прямой лошадь начинает «мотать» из стороны в сторону, а при подъезде к стенке становится очевидным бочение.

Первый путь решения проблемы с выпрямлением - возвращение к работе в руках. Взгляд на вашу работу со стороны, недоступный сверху, помогает определить слабые стороны экстерьера лошади и продумать программу, позволяющую растянуть зажатую сторону и привести в тонус растянутую. Нужный терапевтический эффект достигается за счёт отработки боковых движений и грамотного лонжирования с чётким пониманием, как дозировать нагрузку в легкую и сложную стороны.

Среди конников бытует ошибочное мнение, что регулярные, более продолжительные по времени тренировочные работы с зажатой стороной, облегчают лошади задачу двигаться прямолинейно, но это не так. Приоритет «трудной» стороны в большинстве случаев приводит к болезненности в мышцах, потере мотивации, сильному психологическому стрессу.


С лошадью, пока еще не достигшей прямолинейности, следует начинать работу с тех задач, которые легко разрешимы, а затем плавно переходить к проработке трудностей, не скупясь на похвалу за малейшие успехи. Со временем, окрепнув, лошадь будет всё меньше сопротивляться, меняя сторону работы.

Стоит помнить, что прямолинейность существует при движении по любой траектории, будь то круг, полукруг или диагональ: каждая точка тела лошади должна проходить в одном и том же направлении, будь то нос, поясница или копыто. Поэтому прямолинейность следует отрабатывать на простых манежных фигурах: вольтах, восьмерках и серпантинах.

Готовы к сбору?


Данная статья показывает всю несостоятельность идеи “научиться собирать лошадь за несколько тренировок”. Правильный сбор лошади - вершина пирамиды, отточенной веками практики, и покорение этой вершины - процесс долгий, кропотливый, усеянный взлетами и подводными камнями.

Чтобы представить себе максимальную степень сбора, можно посмотреть пиаффе в исполнении ведущих мировых спортсменов. Вот где присутствуют все ключевые принципы:

  1. поднятый, но смягченный затылок, являющийся высшей точкой,
  2. округленная вверх спина,
  3. подведенный, активно работающий зад, не теряющий природного ритма аллюра.

Не каждый всадник достигнет такого мастерства, но эта картинка - то, к чему необходимо стремиться, проживая каждый темп, сидя в седле. Любой, даже крохотный шаг к вершине - это более сбалансированная лошадь, раскрепощающая свой перед, гармонично развивающаяся, хорошеющая день ото дня. И благодарная вам за отсутствие форсирования и бережное отношение к ее здоровью и психологическому комфорту.

Настоящая выездка начинается только тогда, когда лошадь предыдущей подготовкой приучена к послушанию посылам. Выездка воспитывает послушание лошади, повышает ее работоспособность и маневренность. Путь ведет через проработку отдельных заданий к полной гармонии между всадником и лошадью. Со временем всадник научится прочно и правильно сидеть в седле, а лошадь будет повиноваться его посылам и двигаться равномерным, все более захватывающим пространство шагом. Это и будет подтверждением правильности работы всадника и тренера.

Чем выше требования предъявляет всадник к лошади, чем чаще меняет он темп и направление ее движения, тем большее значение придает работе задних ног лошади, способных развивать большую силу. Но центр тяжести лошади со всадником находится ближе к передним, чем к задним, ногам. Поэтому, как и полагается, передние ноги больше выполняют несущую, а задние толкающую работу. У скаковых и конкурных лошадей основная тяжесть ложится на передние ноги, точно так же и у лошадей, работающих в поле.

У спортивных лошадей, особенно если речь идет о выполнении упражнений высшей школы верховой езды, задние и передние ноги несут вес всадника и самой лошади, поэтому задние ноги как бы подвинуты ближе к центру тяжести. Это называется "подведением задних конечностей".Задние ноги больше продвигаются под центр тяжести, пока в леваде вся тяжесть не переходит на них. (Левада - термин, введенный в употребление в Испании и Франции в ХУ1-ХУ11 вв., обозначающий своеобразное положение лошади, поднятой всадником на задние ноги для наиболее успешной самообороны кавалериста в одиночном конном бою)

Отчасти достигается это поурочной работой, служащей только данной цели: сгибание бедра, движение боком и прежде всего плечом внутрь; отчасти же это результат всей работы с лошадью, каждым отдельным осаживанием.


Постепенно задние конечности сгибаются энергичней и подвигаются вперед. Сама же лошадь становится не только внимательней, но и обретает более красивый и гордый вид. Именно поэтому художники, изображая лошадь, предпочитали такой постав. Особенно памятны фриз Парфенона, алтарь в Пергаме, а также конная статуя принца Ойгена во дворцовом замке Вены; испанский живописец Веласкес и француз Давид, изображавший Наполеона, предпочитали леваду.

Из подведения задних конечностей само по себе вытекают разгрузка и выпрямление передних. Передние ноги теперь поднимаются выше и захватывают меньше пространства (сравнительное выпрямление). При этом всадник может активно помогать и поводьями (абсолютное выпрямление), энергично посылая лошадь воздействиями пояснично-крестцового отдела и шенкелей, перенеся центр тяжести ближе к задним ногам. Важно, чтобы всадник не забывал о посылах, в противном случае естественным следствием будет изгиб спины лошади вниз. Под правильным поставом головы понимается изгиб шеи, возникающий у лошади, приученной повиноваться посылам. Поэтому для правильного постава головы не требуется особых уроков. Если всадник попытается форсировать этот процесс, то лошадь может приучиться двигаться в поводу, за поводом, или же у нее за третьим шейным позвонком образуется неправильный излом.

При подведении задних конечностей, как и во время приучения к повиновению посылам, речь идет о том, чтобы избежать ошибки-имитации постава. Это легко может произойти, если на частности будет обращено слишком много внимания. Достижение подведения задних конечностей занимает много времени, если всадник щадит здоровье лошади. Это может продлиться от 1 до 2 лет, а то и больше, в зависимости от того, до какой степени надо довести выездку лошади.

Для удерживания веса всадника сначала следует укрепить упражнениями задние ноги лошади. Если форсировать этот процесс, то у лошади может появиться скованность, растяжение и воспаления связок, а то и хромота, что сделает ее непригодной для верховой езды.

Признаки, характеризующие лошадь, повинующуюся посылам, были приведены выше. Они в значительной степени относятся и к лошади в сборе. Более того, такая лошадь производит впечатление более энергичной и послушной.

Только по поставу шеи и головы или сгибанию задних ног редко можно определить степень сбора лошади. Это возможно при внимательном наблюдении за лошадью, когда она идет под седлом. Как очевидно из рисунков, сгибание задних конечностей в статичном положении не сильно отличается от сгибания бедра; на ходу же эта разница даже при осаживании столь незначительна, что заметить ее нелегко. Когда шаги лошади благодаря разгрузке передних конечностей станут короче, задние ноги уже больше не будут переступать через следы передних. Это наглядно показано на рисунке 25. Но только из отставания следов задних ног от передних нельзя сделать вывод, что у лошади хороший сбор. Лошади, вышедшие в тираж, тоже двигаются небольшими шагами, и следы их задних конечностей отстают от следов передних. Итак, никогда не следует по какой-либо частности или отдельным признакам сразу делать вывод о целом.

На более быстрых аллюрах - на средней, прибавленной рыси - часто бывает так, что лошадь стучит копытами. Эти звуки возникают от ударов задних копыт о подковы передних ног. Такие звуки, а также порок экстерьера задних ног подсказывают, что лошадь устала или же двигается быстрее, чем позволяет ее подготовка.

Обычный постав

Обычным поставом называют степень сбора, которую вырабатывают у лошади, предназначенной для соревнований по выездке. Каждая лошадь может на любом аллюре идти в большем или меньшем сборе. Чем выше степень сбора, тем более красивы движения, хотя они требуют больших усилий от лошади и меньше захватывают пространство. Поэтому во время долгой езды лошади обычно дают двигаться быстрей, заставляя ее идти более широкими и больше захватывающими пространство шагами. Когда это необходимо, лошадь можно вновь заставить идти в сборе. Во время езды по холмистому, изрытому норами грунту и по пахоте, а также и в лесу среди высоких пней лошадь собирают, как во время езды в манеже.

Искусственный постав

Искусственным поставом, в отличие от обычного, называют более сильный сбор, не связывая с этим его определенную степень и выпрямление.

Обычный и искусственный поставы - относительные понятия, определяющие в соответствии со строением лошади различные степени сбора. Поскольку редко кто из всадников может судить о степени сбора по всей лошади, подведению задних конечностей и ее шагам, то под этим понимают большей частью только более сильный или слабый изгиб шеи. Встречаются лошади, рожденные для верховой езды, с чудесной шеей и спиной, особенно приспособленные для выездки и обучения, у которых обычным поставом можно назвать то, что у лошадей с короткими толстыми шеями можно было бы назвать искусственным поставом.

Естественный постав

Естественным поставом называют врожденное умение лошади придерживаться требуемого всадником постава. И этот термин ни в коем случае не относится к определенной высоте или внешней форме постава. У лошади, приученной к повиновению посылам с высокой степенью выездки скоро появляется естественный постав, это происходит тем быстрее, чем тоньше согласованы посылы всадника и деликатней воздействие поводьев. Естественный постав возможен только при полной гармонии между всадником и лошадью. Лошади, идущие за поводом, тоже обладают поставом, который можно назвать естественным. Шаг от верного до неверного в данной ситуации очень невелик и едва различим.

В естественном поставе работают только лошади, у которых благодаря правильному обучению так сформировалась шейная мускулатура. Следовательно, от молодых лошадей ждать его нельзя.

Вполне естественно, что есть лошади, от рождения предназначенные для работы под седлом, и такие, которые для этого не годятся. Критерием оценки в данном случае служат основание шеи и мускулатура затылка. Чем больше соединение шеи с холкой и плечами характеризуется ярко выраженной мускулатурой, тем скорее можно говорить, что лошадь подходит для верховой езды. У лошадей с плохо (глубоко) посаженными шеями только в редком случае может быть естественный постав.

Как добиться сбора

Сбор это: соединение вместе обоих концов тела лошади для поднятия и облегчения переда. Чтоб добиться сбора, вам сначала надо выработать импульс. Что такое импульс? Импульс – это энергия, которая вырабатывается задней частью лошади для продвижения вперед. Если лошадь «тянет» себя вместе с передом, у нее нет импульса. Когда, вместо этого, она «толкается» задом для продвижения вперед, она двигается с импульсом. Следующее, чего вы должны достигнуть, чтобы собрать вашу лошадь, это активность зада. Это достигается естественным путем, когда лошадь имеет достаточный уровень импульса. Когда задняя часть лошади «занята», она опускается вниз для подведения задних ног лошади под корпус, чтобы облегчить движение вперед. Когда зад лошади «активизирован» вы увидите, что верхняя часть крупа лошади находиться немного ниже, чем ее холка. Вы будете чувствовать, что вы едете как бы «вверх по склону», а не «вниз». Вы также должны быть способны поддерживать связь с лошадью, используя легкий контакт ногами. Если вы ездите, поддерживая легкий контакт шенкелей с боками лошади, и вы применяете небольшое давление (меньше чем 200 грамм) каждой ногой равномерно, старается ли ваша лошадь при этом немедленно пойти вперед более быстрым темпом, не сбиваясь с аллюра? Если она отвечает так, как вы желаете, более чем через 1 секунду, значит, вам необходимо больше поработать в этом направлении, перед тем как пытаться ее собрать. Чтобы достигнуть надлежащего сбора, вы должны быть способны управлять лошадью легкими командами повода. Когда вы едете в легком контакте со ртом лошади и вы «сжимаете кулаки» (лошадь должна быть способна почувствовать это!), сразу ли лошадь отвечает на ваши действия и замедляет темп? Если вам необходимо приложить большее количество давления, чтоб лошадь ответила, вам надо больше над этим поработать перед тем, как начинать ее собирать.

Когда ваша лошадь полностью понимает ваши команды, чтоб выполнить вышеперечисленные действия, достижение сбора становится очень простым.

Как обучиться собирать лошадь

Когда вы учитесь собирать вашу лошадь, всегда начинайте с шага. Если вы не можете достигнуть сбора на шагу, вы не сможете собрать лошадь на более быстром аллюре – рыси. Вы и ваша лошадь только запутаетесь и расстроитесь, если начнете прямо с рыси. Не пытайтесь собрать лошадь на рыси пока вы не справитесь с этим на шагу!

  1. Попросите вашу лошадь идти шагом в легком контакте. Теперь попросите большего импульса от зада. Если в любое время лошадь теряет импульс, вы должны немедленно его вернуть.
  2. Теперь используйте легкий контакт со ртом лошади, чтобы «поставить ее на повод» и этим задержать перед. Это позволит достигнуть большего импульса, не ускоряя движения. Это «соединит» две части лошади вместе.

Ваша лошадь теперь собранна. Теперь, когда вы только начинаете собирать вашу лошадь, это может получаться не так «красиво», как у профессиональных всадников, но вы на своем пути!

Самое тяжелое в сборе, это способность держать перед и зад должным образом сбалансированными вместе. Когда вы просите импульса, зад лошади активизируется, а значит, понижается, что обеспечивает более свободные движения задних ног под корпусом лошади. Задние ноги перемещаются под корпус, чтоб обеспечить более легкое продвижение вперед. И, сдерживая перед лошади давлением на повод, вы создаете легкость на переду лошади. Вы почувствуете, что при активной работе зада перед лошади идет как бы «вверх по склону».

Теперь вы должны научиться держать хороший баланс между передом и задом. У вас может быть слишком мало или недостаточно как импульса, так и контакта повода. Очень важно узнать, сколько именно нужно для вашей лошади того и другого. Когда вы будете способны должным образом поддерживать баланс между передом и задом вашей лошади, она будет прекрасно собрана!

Очень часто можно увидеть, как всадники злоупотребляют поводом или подведением зада, в результате чего лошадь зажимается и не может правильно двигаться. Показатели хорошего сбора - это поднятая, округленная, активно работающая спина, мягкость в поводу (лошадь сама берет повод и сохраняет легкий контакт на любых аллюрах и переходах), опущенные маклоки по отношению к холке и свободная, активная работа переда. Сначала лошадь учат работать спиной, прося ее потянуться вперед и вниз, раскрепостив шею и плечи, а затем просят понемногу смещать вес назад, подводя под себя задние ноги и поднимая перед. Если принудительно заставить лошадь согнуть шею и активизировать ее зад, как делают многие, то перед окажется зажат, спина будет прогнутой вниз, а задние ноги будут толкать лошадь вверх, а не вперед-вверх. Для поворотов и переходов лошади придется задействовать свою шею, для чего она будет сбрасываться с повода или сильне вкладываться в руку. Вместо этого при правильном сборе лошадь будет отрабатывать спиной, сохраняя мягкий контакт с поводом.

Бывало такое — посмотрели очередное видео на тему «Как научить лошадь пиаффе» или «Как собрать лошадь», всё поняли, обрадовались, побежали к своей лошади, применили технику и… НИЧЕГО не получилось?

Вместо эластичного сокращения лошадь либо начинает вламываться в повод, либо тормозит, либо пересгибается, либо предлагает уж совсем странные корючки :-(

В этой статье я рассказываю и показываю на видео, почему такое происходит!

На днях я провела очень показательный эксперимент. В этом видео фрагменты с тремя разными лошадьми, которым я даю совершенно одинаковый сигнал к сбору:

  • своим языком тела
  • голосом
  • поводом
  • хлыстом

Но реагируют эти три лошади совершенно по-разному. Ниже объясню, какие именно реакции происходят и, главное, почему!

Реакция на команду лошади, обученной правильно

В первой части видео моя пегая кобыла Ханни, 14-ти лет.

Она отлично понимает сигнал и реагирует правильно – сокращением без потери импульса.

Здесь я прошу не пиаффе, а полушаги, то есть присутствует продвижение вперед. Поэтому вес не идеально смещается назад, и она скорее остается в горизонтальном балансе. Но смещение есть, и это позволяет облегчить перед и совершать им легкие и достаточно высокие движения (для упряжной лошади). И оставлять передние ноги в более-менее вертикальном положении при опоре, не отводя их сильно под корпус (что раньше, кстати, было у нее очень выражено).

Это не самое лучшее выполнение полушагов Ханни, но, в целом, неплохое.

  • держит стабильный двухтактный ритм
  • обе диагонали ставятся на землю примерно через равные промежутки времени, без сбоев
  • длина шагов обеими диагоналями близка к одинаковой.
  • лошадь поднимает основание шеи, сдает в затылке и держит нос почти все время по вертикали или слегка перед вертикалью. И держит это положение стабильно.
  • она остается совершенно легкой в руке, моя рука с подовом не ощущает никакого давления вообще.
  • лошадь не нужно активно тактильно стимулировать хлыстом, поддерживая импульс (хотя природный импульс у Ханни где-то около нуля), она реагирует на голос и визуальные сигналы.
  • она не хвостит, не зажимает верхний контур, у нее спокойная расслабленная мимика.




Работа над ритмом

Правильный ритм – это регулярность шага лошади, с лёгкостью поддерживаемая на любых аллюрах. Не каждая лошадь ритмична от природы: большинство склонно торопиться, лениться или сбиваться. Это происходит в силу экстерьерных недостатков, слабости мышечного корсета, непонимания просьб всадника.
Большинство из этих проблем решают систематические занятия в руках: работа на корде с использованием шамбона или шлеи Пессоа, с особой проработкой сложной, менее растянутой стороны, гимнастирование на кавессоне, который после базового изучения манежных фигур можно заменить на трензельную уздечку, подведение задних ног при помощи таких упражнений как траверс и ранверс.

Также стоит сказать, что на физическую форму лошади благотворно влияет ежедневный выгул в компании сородичей, но в условиях спортивного клуба это не всегда удается реализовать.

Работа над ритмом – это помощь лошади в поиске своей оптимальной скорости, заключающаяся в комбинации сдерживающих и высылающих средств. Однако, следует помнить, что воздействие шенкелем всегда должно идти перед воздействием рукой – даже горячую лошадь стоит приучать к посылу, иначе ее активность всегда будет неконтролируемой.

Если лошадь склонна разгоняться – в езду на ней следует включить большое количество манежных фигур:

  • перемен направления,
  • вольтов,
  • восьмерок,
  • полувольтов,
  • серпантинов.

Это даст всаднику больший контроль за скоростью и заставит лошадь переключать свое внимание на работу. С чересчур активной лошадью следует уделить внимание нисходящим переходам: из галопа в рысь и шаг, из рыси в шаг и остановку, разучить прямолинейное осаживание.

Если лошадь ленива, раскрыть её ритм помогут занятия на природе. Идеальным местом для тренинга в таком случае будет выступать ровная лесная или полевая дорога: выехав на такую, всадник может полностью сконцентрироваться на движении. Лошадь с низкой активностью следует поощрять за любой подъем в более быстрый аллюр, постепенно увеличивая требования от одного темпа до целой репризы.

Для любой лошади, особенно для склонной сбиваться, лучшей школой ритма будет работа на кавалетти. Разложенные жерди активируют внимательность лошади, учат её делать шаги одинаковой ширины, тренируют мышцы крупа, плеча и поясницы. Расстояние между жердями регулируется в зависимости от параметров лошади, но в среднем составляет 0,9 – 1,2 метра для работы на рыси и 2,7 – 3,6 метра для галопа.

Реакция на команду необученной лошади

Во второй части видео вороная кобыла Терра Вита, 7 лет.

Вита реагирует на собирающий сигнал так, как будет реагировать почти любая лошадь, которую еще не обучали правильно реагировать на собирающие сигналы в движении.

Мы с Витой пока что работали только над реакцией на собирающие сигналы на месте. И это тоже заметно, потому что в самом начале подачи сигнала она реагирует в верном направлении – отвечает подъемом основания шеи и сдает в затылке, то есть правильно отвечает на полуодержку.

И в дальнейшем я просто буду развивать и укреплять эту тенденцию и добавлю к ней также и нужные другие. Так постепенно и разовьется такая же точно реакция на комплексный собирающий сигнал, как у Ханни.

Но пока что все это в зародышевом состоянии. И если при этом усилить собирающий сигнал, что я и делаю в видео – мы увидим, как лошадь:

  • пересгибается в шее
  • заваливает затылок
  • теряет четкий ритм
  • ускоряется
  • и в итоге прорывается через руку, разваливая все движение.

Потому что я ограничиваю её спереди и генерирую импульс сзади. Но пока что она просто не знает, что делать с этими двумя противоречивыми данными!

С одной стороны, ее просят двигаться вперед, но с другой стороны не пускают вперед.

Более опытная Ханни уже знает, что делать при таком наборе сигналов и куда девать импульс. А Вита – пока нет. Поэтому мы получаем то, что есть на видео.

Вита демонстрирует довольно стандартный набор «последствий» для ситуации, когда высылающий сигнал сильнее тормозящего.

Если будет сильнее тормозящий сигнал (например, на лошади будет железо или вспомогательные поводья, которые не дадут ей проломиться вперед через руку или пересогнуться вбок), лошадь скорее уйдет глубоко за повод, а затем просто встанет и погасит полностью движение вперед. То есть замкнется.

Так происходит, потому что для сбора совершенно недостаточно просто дать нужные сигналы определенными средствами управления. Я вас уверяю, что совершенно одинаково даю сигналы в случаях и с Ханни, и с Витой.

В чем тогда отличия? Конечно, в подготовке и обучении!

Ханни прошла должное обучение. Вита – еще нет. А без должной подготовки вы БУДЕТЕ каждый раз при попытках собрать лошадь наблюдать подобные симптомы. И со сбором БУДУТ проблемы!

Не хотите таких проблем? Потратьте время на подготовку! Как это сделать – объясню ниже. Но сначала рассмотрим еще одну ситуацию.

Комплектация упряжи

Упряжь, как и одежда для человека, должна подбираться индивидуально каждой лошади. Правильно подогнанная сбруя не мешает животному двигаться и не вызывает дискомфорта, а значит, снижается риск возникновения травм. Вся эта амуниция состоит из нескольких элементов, каждый из которых выполняет определенные функции.

Упряжь

Элементы упряжиКраткое описаниеХомутОсновное назначение – распределять нагрузку на плечи и шею и усиливать передачу тяги на повозку или сельскохозяйственное орудие (борону, плуг). Основная часть хомута, клещи, изготавливается из металла или дерева, состоит из двух половин выгнутой формы. Дополнительно хомут включает супонь, хомутину (мягкую подкладку), гужи, выпускается в 12 размерах.

Надевается на шею животного, и для плотного прилегания своей формой повторяет очертания этого участка тела. Требует точной подгонки, поскольку излишне свободный хомут цепляется за ости лопаток, путает гриву и мешает движению передних ног, а слишком тесный мешает нормальному кровообращению, сдавливает дыхательные путиУздаИспользуется для управления животным во время передвижения.

Состоит из удил и целого набора различных ремней: затылочного, налобного, подбородного, капсюля, поводьев. Удила, или трензель, представляют собой конструкцию из металлических подвижных элементов, которые вставляются в рот животному. При движении узды, трензель оказывает давление на углы рта, нижнюю челюсть или язык, понукая лошадь к определенным действиям.

Уздечки различаются между собой устройством и количеством элементов, вследствие чего делятся на несколько видов: трензельные, бестрензельные, мундштучные. Выпускаются уздечки в четырех размерахСеделкаНазначение – поддерживать оглобли, дуги и хомут, распределять нагрузку с шеи на спину, смягчать воздействие от упряжи на неровной дороге.

Форма и размер седелки имеют первостепенное значение для эффективной работы животного. Седелки делятся на стоячие и лежачие: если у животного холка острая и высокая, применяют стоячие, если холка низкая – лежачие. Первый тип опирается на мышцы шеи и холки, оставляя свободными остистые отростки. Второй тип опирается и на отростки, и на мышцы шейно-плечевого отдела.

Крепится седелка подпругами, располагается на спине, за лопаткамиПодпругаОсновное назначение – фиксация седелки и седла на спине коня. Это широкий ремень со специальными креплениями. Изготавливаются подпруги из кожи, тесьмы, синтетических плотных тканей с гелевыми подушками. Современные подпруги имеют анатомическую форму для лучшего прилегания к брюху животного, оснащаются флисовой или меховой подкладкой для впитывания пота.

Сам ремень имеет перфорацию, обеспечивающую воздухообмен во время движения и предупреждающую возникновение опрелостейШлеяШлеей называется система ремней, фиксирующих хомут при резкой остановке и ускорении бега лошади. Круговой ремень обхватывает туловище коня и крепится к клещам с обеих сторон, наспинный располагается вдоль позвоночника, боковые соединяют шлею и оглобли.

Предлагаем ознакомиться: Антибиотики при цистите у кошек

Поперечные и откосные ремни выступают в качестве фиксаторов для основных ремней в передней и задней части туловища. Шлея тоже требует индивидуальной подгонки, так как слишком свободные ремни сползают на бедра и мешают движению, а слишком тесные растирают кожуЧересседельникНазначение – удерживать оглобли и хомут на спине коня и передавать на седелку тягловое усилие.

Он протягивается через седелку и крепится обоими концами к оглоблям. Благодаря этому ремню вес упряжи распределяется более равномерно, напряжение плеч и шейного отдела снижаетсяПодбрюшникЕще один ремень, охватывающий брюхо лошади и соединяющийся кольцом с чересседельником. Протягивается он под подпругой, крепится концами к оглоблям.

Он предназначен для сглаживания колебаний дуги и хомута, то есть, при быстром беге лошади он защищает ее спину и холку от резких ударов упряжи и связанных с ними травмДугаЭлемент дугообразной формы, скрепляющий гужи и оглобли и фиксирующий их в одном положении. Изготавливается из легкой упругой древесины, служит в качестве амортизатора для оглобель.

Дуги делятся на несколько видов: сельскохозяйственные, выездные, ломовые, полумуловые. По способу изготовления делятся на гнутоклееные и цельногнутые. Для первого типа используется древесина лиственницы, березы, осины, для второго – клен, ясень, ива, черемуха, вяз. Дуга не является обязательным элементом упряжи и используется преимущественно в сбруе российского образцаВожжиТонкие ремни, с помощью которых управляют лошадью.

Сбрую можно купить одним комплектом, но опытные коневладельцы рекомендуют каждый элемент приобретать отдельно, с учетом индивидуальных особенностей телосложения животного.

Стабилизация контакта

Контакт – это не только те моменты, когда лошади подается усиленное воздействие поводом. Это постоянная связь рта лошади с рукой и посылом всадника, целостное движение животного и человека.

Предлагаем ознакомиться: Индоутки разведение содержание уход в домашних условиях

Он достигается постоянной работой руки всадника в сопровождении шенкеля. Рука не должна быть мертвой, закрепившейся в одном положении – кисть и пальцы постоянно слегка «играют» и делают полуодержки, заставляя лошадь работать ртом, жевать, и не дают ей «закусывать». И на галопе, и на рыси можно слегка навязывать движение, сопровождая отзываниями такт аллюра – например, делая маленький «прыжок» руками на галопе. И помните:

Контакт устанавливают все боковые движения, принятые в выездке: траверсы, ранверсы, полупируэты, уступки и принимания. Большое разнообразие элементов позволяет выбирать по ситуации, какая сторона нуждается в проработке, и использовать, в зависимости от этого, сгибания в разных отделах корпуса и как внутреннее, так и внешнее постановление, в зависимости от прохождения в тот или иной повод.

Готовы к сбору?

Данная статья показывает всю несостоятельность идеи “научиться собирать лошадь за несколько тренировок”. Правильный сбор лошади – вершина пирамиды, отточенной веками практики, и покорение этой вершины – процесс долгий, кропотливый, усеянный взлетами и подводными камнями.

Чтобы представить себе максимальную степень сбора, можно посмотреть пиаффе в исполнении ведущих мировых спортсменов. Вот где присутствуют все ключевые принципы:

  1. поднятый, но смягченный затылок, являющийся высшей точкой,
  2. округленная вверх спина,
  3. подведенный, активно работающий зад, не теряющий природного ритма аллюра.

Не каждый всадник достигнет такого мастерства, но эта картинка – то, к чему необходимо стремиться, проживая каждый темп, сидя в седле. Любой, даже крохотный шаг к вершине – это более сбалансированная лошадь, раскрепощающая свой перед, гармонично развивающаяся, хорошеющая день ото дня. И благодарная вам за отсутствие форсирования и бережное отношение к ее здоровью и психологическому комфорту.

Как нужно распрягать коня

Снимать с коня упряжь тоже нужно правильно. Если животное перевозило на себе что-либо, сначала убирают груз и дают коню спокойно походить минут 10. Далее подпруги немного ослабляют и, если лошадь все еще взбудоражена, опять оставляют ее погулять минут на 10-15. После этого начинают распрягать:

  • отвязывают вожжи, вытягивают их из колец дуги, сбрасывают с шеи;
  • развязывают узел подбрюшника и чересседельника, снимают ремни с оглобли;
  • развязывают супонь, ослабляют хомут и аккуратно снимают дугу;
  • опускают оглобли, выводят из них коня, убирают шлею;
  • разворачивают хомут подкладкой вверх, приподнимают и снимают коню через голову, убирают седелку.

Сняв упряжь, следует тщательно вытереть животное от пота, если на улице холодно, укрыть на время попоной или отвести в конюшню.

Как чистить лошадь


Как чистить лошадь

После этого необходимо проверить сбрую, просушить ее, аккуратно сложить, чтобы длинные ремни не запутались.

DELETED

Нара Акопян

Юлия Хабибулина

Нара Акопян

Кристина Маркина

Нара Акопян

Давно я, ктати, не заглядывала на сайт "Старый друг", я зря.

Вот закончу перевод НХшного пособия, подкорректирую статью о выпрямлении лошади, займусть сбором.
Насколько я поняла, сбор для лошади - это то же что осанка для балерины, позволяет выполнять сложные движения, не теряя равновесия и без вреда для здоровья. Как и осанка формируется последовательно путем упражнений в течении очень долгого времени.
Лошадь, прежде чем начнет работать в сборе, должна уметь расслабляться, иметь импульс, ритм, баланс, хорошо тренированное тело. Мы с моим рыжим помимо осаживаний делаем уступку шенкелю, пируэты на шагу, вольты очень маленького диаметра. Если лошадь какое-то движение сделает очень хорошо, просто хвалю, прекращаю упражнение и даю свободно пошагать в качестве поощрения.

Оля Невельская

Кристина Маркина

DELETED

Анастасия Наумова

Нара Акопян

Николай Мазаян

Нара Акопян

А как же остановка, когда лошадь останавливается от шенкеля и выдерживающего повода?

Спасибо за ссылочку, книги хорошие.

Николай Мазаян

Константин Кульчицкий

Ребята, прежде чем ". учиться делать "сбор". ", дайте конкретное определение этому понятию. Возможно вы говорите о совершенно разных вещах.

Нара, - ". А как же остановка, когда лошадь останавливается от шенкеля и выдерживающего повода. " - этот искуственно выработанный навык, с моей точки зрения страшнейшая ошибка в работе с лошадью. Научить лошадь останавливаться от шенкеля (или от шлюсса) очень просто. Значительно труднее поддерживать у лошади стабильный навык быть от шенкеля активной. (Вспомните аллегорию переводчика Дж. Филлиса: "Лошадь должна реагировать на действие шенкеля так, как-будто ей бок жгут калёным железом. ") Шенкель для посыла. Повод для торможения. Иначе быть не должно. Не должно быть смешения (смешивания) команд! Не путайте себя и вашу лошадь. Чем сложнее распознавание ею ваших команд, тем менее они надёжными становятся! Если есть вопросы по "организации управления спортивной лошадью" обращайтесь - подскажу!

Нара Акопян

Вопросы, конечно, есть, даже много. Вот накоплю на хорошего тренера, может и поменьше станет. :) Надеюсь.

Я слышала, что шенкель управляет работой задних ног. То есть при остановке мы активизируем работу задних ног, заставляя лошадь подводить их под корпус, и вытягивать голову, но выдерживающий повод не дает лошади продвигаться вперед, она наталкивается на повод, которые мы ей просто не отдаем. За счет подведения зада остановка становится легче, четче, быстрее, ровнее и т.д. Простой набор повода, без воздействия шенкеля такую хорошую остановку не дает. По крайней мере на моей памяти. А для продвижения вперед команда шенкель+ отданный повод, ну и корпусом подтолкнуть. Меня, например, так учили.

Николай Мазаян

Константин Кульчицкий

Коля, начну с ответа тебе. Баланс (или равновесие) лошади может быть статическим и динамическим. Динамическое же равновесие может быть абсолютным, это когда животное не нуждается в дополнительных точках опоры (т.е. уравновешивает "несёт" себя само), и с помощью дополнительных, вспомогательных средств. Таким средством может служить рука всадника - т.е. упор в повод. Если животное уравновешено, то в любой фазе движения, независимо от аллюра и его активности, на непродолжительное время всадник может свободно провесить повод. Если же равновесие лошади достигнуто с помощью опоры на повод, то при попытке провесить повод, лошадь тут же начнёт терять предыдущую форму - т. е. равновесие неустойчиво и не обеспечивает стопроцентной работоспособности лошади (ошибка руки спортсмена может привести к потери лошадью равновесия, и, соответственно, к её ошибке). А потому вывод: "Контакт с лошадью полезен! Упор в повод - вред. ".

А теперь немного пояснений Вам, Нара. Вы несколько упрощаете понятие "значение шенкеля". Во первых (и это одно из самых главных) шенкель - это одно из семи (как говорят немцы) средств, стимулирующих общую активность лошади (в последующем "СОАЛ"). Они преднамеренно не проводят абсолютной параллели между "шенкелем" и "посылом" - то что повсеместно используется в наших российских методиках. Общая же активность лошади может воплощаться в следующих проявлениях: в импульсе и коденции. Импульс - ("стремление" лошади вперёд) фактически проявляется в стабильности активности движения (аллюра). Коденция (в упрощённой редакции) это "импульс внутри аллюра" Например: пассаж может быть вялым и активным. пиффе. собранная рысь. (и далее по аналогии). Импульс же обеспечивает и "проводимость". "Проводимость" (опять же по упрощённой схеме) - наполнение лошадью повода. Проводимость может быть "первичной", когда при неярко выраженном импульсе, лошадь заполняет длину повода шеей (тянется вниз), достигая контакта с рукой всадника, и "основной" - когда лошадь "заполняет повод аллюром". В этом случае шенкель, как одно из средств СОАЛ, контролирует качество проводимости. Так же шенкель регулирует положение зада лошади при боковых движениях. но это отдельная история.
Нара, то о чём вы пишите при исполнении остановок, есть ничто иное, как контроль шенкелем за состоянием "проводимости".

Читайте также: