Как использовали коней казаки

Опубликовано: 21.04.2024

Иванова Ирина Сергеевна

Оглавление:

  1. Введение.
  2. Основная часть:

а) история появления лошадей в жизни людей;

б) роль лошади в жизни казаков.

3. Заключение. Выводы.

Лошадь, природы созданье чудесное,
С тобой единение чувствую тесное.
Четыре копыта, подковы несущие,
Мягкие губы, сахар берущие.
Глаза лошадиные в душу заглянут,
От глаз лошадиных печали увянут.

Введение

Лошадь — одно из немногих животных, которое сыграло в истории человечества важную роль. История показывает, что лошадь была просто необходима человеку не только в хозяйстве, но и при ведении военных действий. Сейчас невозможно себе представить, как бы смотрелись средневековые турниры без лошадей. Или, например, как бы выживали кочующие племена.

Я хочу рассказать о своём проекте, посвящённом моим любимым животным – лошадям. Всем известно, что лошади всегда были верными спутниками, помощниками и друзьями человека. Но у казаков с ними особенные отношения. В современном мире быстро развивается техника и роль лошади стала практически незаметна. Поэтому я решил узнать о значении этих животных в жизни людей, их роли в жизни казаков. В этом и состоит цель моего проекта.

Гипотеза: Лошадь играет важную роль в жизни казаков.

Задачи, которые я ставил:

Изучить литературу по теме исследования, раскрыть особенности лошадей, узнать историю появления этих животных в жизни людей, изучить значение лошади в жизни казаков.

Объект исследования: Лошади.

Методы исследования: собрать информацию из интернета, энциклопедий и книг, обобщение данных.

Лошади – просто потрясающие существа! Даже если вы никогда не ездили верхом, вы можете всю жизнь провести, изучая лошадей, и каждый раз открывать для себя что-то новое в этих животных.

Основная часть. История появления лошадей в жизни людей.

История происхождения лошади насчитывает миллионы лет. За 50 миллионов лет маленькое, по размерам не превышающее собаку, животное превратилось в крупного скакуна. Первые предки современных лошадей обитали в Северной Америке, оттуда постепенно происходило проникновение в Европу.

Самый древний предок лошади — маленький зверь, рост в плечах которого не превышал 20 сантиметров. Он практически ничем не напоминал современных лошадей, разве что небольшими копытцами. У него была короткая морда и шея, длинный хвост, выгнутая спина и короткие лапы, а походка этого зверька и вовсе напоминала собачью. Около 40 миллионов лет назад выделился род лошадей, высота которых в холке достигала уже 60 сантиметров. Шея, лапы и морда стали длиннее, а спина перестала быть выгнутой. Около 35 миллионов лет назад появились лошади, характерными особенностями которых стали более вытянутая морда и больший рост. Около 23 миллионов лет назад появились лошади, рост в холке которых составил 1 метр, зубы стали более приспособленными для пережевывания пищи, а на ногах было по 3 пальца, имеющих копыта. Кроме того, у этих животных увеличился объем мозга. Современные лошади возникли приблизительно 4 миллиона лет назад.

Одни из самых «молодых» предков лошадей — дикие животные тарпаны, обитавшие в южнорусских степях. Одни из самых «молодых» предков лошадей — дикие животные тарпаны, обитавшие в южнорусских степях. Тарпаны были относительно небольшого роста (высота в холке — около 135 см), с короткой, густой и волнистой шерстью. В холодное время года шерсть тарпанов становилась длиннее. Горбоносая толстая голова этих животных увенчивалась остроконечными ушами. Хвост тарпанов имел среднюю длину.

Тарпаны обитали большими табунами, которые насчитывали порой по нескольку сотен животных. Они распадались на небольшие группы, каждую из которых возглавлял один жеребец.

По нраву тарпаны отличались осторожностью, были достаточно пугливы и дики. В настоящее время тарпаны уже вымерли, но еще в 18-19 веках этих животных можно было встретить в степях на юго-востоке и юге России, ряде стран Европы, в Западном Казахстане и Западной Сибири.

Сказать о том, кто первым приручил лошадь, практически невозможно. Сначала доисторический человек использовал лошадь в качестве пищи, затем он заметил, что это очень выносливые животные, которые могли удерживать на себе немалый груз. В дальнейшем с изобретением пороха, лошадей стали выращивать быстрых и поджарых, так как при ведении боевых действий требовалась быстрота и маневренность. Но это далеко не все, в чем предки нашли применение лошадям. Довольно популярны стали скачки. Для этих зрелищ лошадей привозили из различных арабских стран, таких как Турция и Персия. Лошади этих стран были красивыми, статными, сильными и быстрыми.

Сегодня существует множество пород лошадей, отличающихся друг от друга мастью, размерами, нравом и статью. Но самое интересное то, что у всех нынешних лошадей было 4 основных предка: лесная лошадь, азиатская лошадь, тарпан и европейская (Драфт). Лесная лошадь постепенно превратилась в "тяжелых лошадей". Европейская лошадь была похожа на нынешнего Шетлендского пони. Азиатская являлась предком аравийской и ахалтекинской пород. Тарпан - предок лошади Пржевальского и монгольской лошади.

Несмотря на разнообразие предков, в настоящее время семейство лошадиных насчитывает всего семь видов. Самый известный из них - домашняя лошадь. Она представлена многообразием пород, размеров и форм. Эти лошади обитают во всех уголках мира. Остальные шесть видов - это дикие лошади. К ним относятся: три вида африканских зебр (бурчеллова зебра, зебра Греви и горная зебра), два вида ослов (африканский и азиатский) и последний вид - лошадь Пржевальского, которую иногда называют монгольской дикой лошадью (ближайший ныне живущий родственник домашней лошади).

Все представители семейства лошадиных - вегетарианцы, адаптированы к скоростному бегу. У них длинные ноги с хорошо развитым средним пальцем стопы в виде копыта, шея - длинная, голова имеет довольно вытянутую форму. Нижние и верхние резцы скусывают растения, а крепкие коренные зубы пережёвывают.

Роль лошади в жизни казаков

Казаки говорят: «Конь казаку наилучший друг», «Учи белого лебедя плавать, а казачьего сына – на коня садиться», « Казак сам не ест, а коня покормит», « Казак без коня, что солдат без ружья». Всех поговорок, указывающих на важную роль коня в казачьей жизни, и не счесть! Казаки не только воевали, но и занимались земледелием. У каждой казачьей семьи был свой земельный пай, который нужно было обрабатывать, и боевой конь становился помощником своему хозяину в мирном труде. Обработка земли, перевозка всевозможных грузов, и не только…«Казак с конём и ночью и днём»- говорится в пословице. Казаков обучали правильному уходу за лошадьми. Казаки старались поддерживать в подрастающем поколении искусство верховой езды. Для этого не только готовились специальные учебные пособия, но и проводились регулярные весенние скачки с участием «малолеток» и казаков. Участники соперничали, демонстрируя резвость лошадей, рубку, джигитовку. К необходимым условиям успешного освоения кавалерийского искусства относилась крепкая посадка, смелость, ловкое управление конём, умение брать препятствия, ездить по неровной поверхности и преодолевать водные рубежи. Въезд казаков на скаковое поле приветствовала музыка духового оркестра. Лучшим наездникам присуждались призы – предметы казачьего вооружения или снаряжения.

Когда казачонку исполнялся год, его вели к первому причастию. В год у него многое было впервые. Впервые одного сажали на коня, надевали отцовскую шашку, отец брал коня по уздцы и проводил его по двору. А что в себя включала именно казачья среда обитания для казачонка? На стене в курене шашка отцовская (или дедовская). Нагайки у двери и в руках казаков. Лампасы, папахи, фуражки на близких мальцу людях. Кресты и медали на груди деда, отца, дядьки или крёстного. Кони. Кони везде, у себя на базу, на улице, у соседей, в степи за станицей.

Вообще у казаков культ коня преобладал во многом над другими традициями и поверьями.

Перед отъездом казака на войну, жена вначале кланялась в ноги коню, чтобы уберёг всадника, а затем родителям, чтобы непрестанно читали молитвы о спасении воина. То же повторялось после возвращения казака с войны. При проводах казака в последний путь за гробом шёл его боевой конь под чёрным черпаком и притороченным к седлу оружием казака, а уже за конём шли близкие.

Молодой казак должен был уметь остановить лошадь во время движения, уложить её на бок, поднять и продолжать движение. Особенно трудным было выполнение акробатических упражнений: пролезть под брюхом лошади во время скачки; делать стойки на голове и руках; вращать шашку, стоя на седле. В движении необходимо было уметь рассёдлывать и седлать лошадь, выполнять прыжки с поворотом в направлении гривы и крупа лошади, соскальзывать по боку коня, взявшись руками за подпругу и держа ногу в стремени. Групповая джигитовка включала пирамиду, когда во время скачки двое всадников сидели в седле, а третий стоял у них на плечах; скачку с преодолением препятствий втроём на двух лошадях. Отдельный элемент джигитовки – рубка шашкой лозы и глиняных массивов. Казаки должны были умело разрубать на скаку тряпичные шары, продевать шашку в подвешенное кольцо, стрелять по мишеням и в подкидываемые предметы.

Конное учение включало знание правил седловки лошадей, пригонки стремян, вьючения лошади, укладки вещей в перемётные сумы.

Заключение

Выводы, которые я сделал: В жизни человека лошадь сыграла более важную роль, чем любое другое одомашненное животное. Вскоре после приручения раскрылись подлинные возможности лошади - она стала незаменимым помощником в сельском хозяйстве и промышленности, как военного помощника, как средство передвижения, для соревнований и различных спортивных мероприятий, для лечебной верховой езды и просто для удовольствия. Лошадь, как самый близкий и любимый партнер человека, удостоилась обращения к ней в большей мере, чем остальные братья меньшие.

Первое упоминание об участии конных колесниц в Олимпийских играх относятся к 680 до н.э.; первое сообщение о включении в программу Олимпиад скачек на лошадях – к 648 до н.э.

Жизнь казака была тесно связана с конём, а порой и зависела от него. С помощью лошади выполнялись все полевые работы, лошадь использовалась в промышленности, лесозаготовках и других отраслях народного хозяйства. Была незаменима при обороне страны. Конечно, в наше время роль коня изменилась. Землю обрабатывают тракторами, средство передвижения - машина, солдату защищать Родину помогает военная техника, но лошади остаются рядом с человеком. Мы с удовольствием смотрим номера с участием коня в цирке, ездим на конные прогулки, лечимся. В казачьих кадетских корпусах по-прежнему казачат учат премудростям верховой езды, джигитовке.

Благодаря силе, выносливости, резвости она сыграла важную роль в развитии человеческой цивилизации.

Несмотря на то, что дни славы лошади в прошлом, у нее до сих пор множество обязанностей на службе у человека. Лошадь, по-прежнему, остается его другом, помощником и «лечащим врачом». Общение человека с этим прекрасным животным делает людей духовно богаче и здоровее.

Лошади приносят не только пользу человеку, но и радость общения. Положительные эмоции от общения с лошадьми аналогичны эмоциям при общении с дельфинами.

Я собираюсь и дальше продолжать изучение этой темы, узнавать о лошадях всё больше нового и интересного. Меня удивило то, что лошади могут лечить, оказывать положительное влияние на здоровье. Об этом мне хочется узнать поподробнее.

Литература:

1.СитдиковаН.В. Моя Кубань. Природа, история, хозяйство, города Краснодарского края. Ростов н/Д.: « Издательство БАРО- ПРЕСС», 2010

2. О.В.Матвеев. История Кубанского казачества. Краснодар: Традиция, 2007.

3. М.Б. Бодяев. Кубанские были. ОИПЦ «Перспективы образования», Краснодар, 2012

4. « История Кубани в рассказах и иллюстрациях», Е.А. Хачатурова, Н.А. Корсакова, Б.Е. Фролов., Ю.В. Зеленский, Н.В. Мошкина

5. Ресурсы интернета поисковые программы: Coogle, Yandex

Отношение к лошадям у казаков всегда было особенным. В казачьей культуре конь неразрывно связан со своим хозяином. Конь появлялся у казака с рождения и сопровождал его до самой смерти. Об умершем и сейчас на Дону говорят: «Привязал коня», или «Пошел бурных коней ловить». Даже в народных поговорках про казаков повторяется одна мысль о том, что всадник всегда заботится о своем коне, потому что без него он не казак. Недаром казаков называли «степными кентаврами».

19972505

Еще в прошлом веке казаки верили в способность коня добираться домой. По записям Х. И. Попова, в старину часто бывали такие случаи: убьют или возьмут в плен казака злые татары, а конь его, не пойманный врагом, пустынными степями, по звездам, пробирается на Дон, прямо на двор своего хозяина. Тут начинаются над ним слезные причитания престарелой матери или молодой жены. Конь находился в тесной связи со своим хозяином, поэтому возникло большое количество примет и гаданий. Это объясняется характером казачьей службы. В преданиях и фольклоре конь косвенно характеризует своего хозяина.

61166203

Представление о связи между служилым и его конем проявилось в обычае, бытовавшем в станице Старочеркасской, по которому при проводах казака на службу, коня, а порой и всадника, украшали цветами. По описаниям, в 1914 году, после молебна священник кропил святой водой не только уходящих на войну, но и их коней.В историческом описании обряда проводов казаков на германскую войну имеются трагические сцены, когда мальчик просит коня, чтобы тот привез отца живым и, когда жена, предчувствуя скорую разлуку с мужем, плачет над его конем.

IMG 9430web

Представления о связи всадника и коня отразились при толковании примет, снов и в гаданиях. Существует донская примета: если приснился казак без коня, то он (казак) или в плену, или с ним случилось несчастье.

Иногда конь в фольклоре выступает и как вестник смерти. Так, в одной из песен умирающий казак напутствует коня:

«Оборви ка канечик шалкавыя повода,

Пабеги та канечик ты на Тихай Дон.

Не давайся канечик Шамиль-горскому,

Отнеси ты письмо к родному батиньке,

Родному батиньке, роднай маминьке,

Молодой моей жене всю правду расскажи…».

shermicii19

Конь являлся основным участником многих обрядовых событий, в том числе и состязательного характера. Конные игры, в своей изначальной сущности, являлись своеобразной проверкой боевой подготовки коня и всадника. Именно в этих древних играх закладывались основы вольтижировки и джигитовки, которые давали возможность проявлять, развивать и совершенствовать морально-волевые качества всадника. Особое внимание при этом уделялось выработке силы, гибкости, ловкости, отваги, настойчивости, чувства равновесия. Заметную роль при этом играла и выработка необходимых боевых качеств коня: выносливость, скорость, маневренность, подчинение всаднику.

shermicii23 0

Соревнования на конях у казаков сводились к нескольким видам – борьба между седоками, скачки, джигитовка, стрельба на скаку в мишень, борьба с использованием плеток, когда всадники хлещут друг друга. Скачки выполняли важную ритуальную роль, так как на территории Области Войска Донского сформировался настоящий культ коня, связанный как с традициями древнерусских дружинников, так и с укладом степных кочевников.

Надо отметить, что в 1836 г. царское правительство распорядилось учредить конные скачки на Дону с целью устройства войскового конезаводства. «Дабы донские лошади по своей легкости, силе и крепости во всех отношениях соответствовали бы потребностям казачьей службы и во время компаний способны были бы переносить необыкновенные труды, с сею службой сопряженные». Военный совет отметил, что «для донских лошадей предназначено суровое степное воспитание, которое приучает их к нуждам и непогодам. Без сомнения требуется также, чтобы лошади Донские вместе с силою и крепостию, имели и достаточную быстроту, но в той только мере, в какой это возможно при их суровом воспитании».

i

Воспитание коней у коннозаводчиков было особенное. Летом кони всегда были в степи, там они паслись и ночевали. Зимой для них имелись помещения, но кормили их сеном, которое разбрасывали на чистом снегу. Коней не поили, потому что вместе с сеном они забирали снег; а в самом начале зимы, когда снег был не глубокий, им сена еще не давали, они, как говорят, «тебеневали», то есть, разрывая копытом снег, находили себе пропитание. И кони были, как дикие, их начинали учить только четырехлетками.

Когда приезжала ремонтная комиссия для армии, коней ловили арканом и силой подводили к ветеринару и после принятия накладывали тавро. Именно таких коней раздавали казакам-новобранцам. Сколько нужно было иметь знания, терпения, ловкости и храбрости, чтобы приучить такую лошадь к строю! Результат такого воспитания – выносливые кони, не боявшиеся ни буранов, ни дождей.

Выездка коня у казаков начиналась с малолетства и заканчивалась показом приобретенных навыков на празднике, смотре, войсковых или станичных скачках, которые приурочивались к какому-либо праздничному событию. Использование коня в обрядах информаторы отмечают на Масленицу и в весенние праздники, когда устраивались скачки, рубка лозы, джигитовка. На свадьбах тройку лошадей, запряженных в тачанку жениха и невесты, разгоняли на костер, они должны были прыгнуть так, чтобы дружка остановил их у ворот «как вкопанных». На Масленицу, например в станице Мечетинской, жгли среди улиц «кучки», и молодые казаки прыгали через них верхом, под крики и смех казачек. Была известна в казачьих станицах и борьба на лошадях, в ходе которой схватывались в седлах в поединке, сбивали друг друга мешками на землю. Но чаще борьба на конях встречается у тюркских народов.

Навыки в обращении казаков с конем использовались в боевых действиях. В русско-турецкую войну, проходя сквозь открытое место, конные казаки устроили джигитовку, отчего турки не произвели не одного выстрела, хлопали в ладони и хвалили казаков.

Из рапорта В.Орлова-Денисова можно узнать об основных занятиях конных казаков в полках. Так, он пишет: «После чего я делал смотр полкам, видел их пешее и конное построение посотенно, расчет взводом, заезды из фронта по три, повзводно построение целого полка, построение колонны, лавы и, наконец, церемониальный марш, совершенный повзводно, полусотенно и сотенно, на полных дистанциях и в сомкнутой колоне».

612316c7fd0091a5bc540fa687149143

В советское время скачки, джигитовка проводились на 1 мая и 7 ноября, причем, не только в казачьих станицах, но и в крестьянских слободах и селах. Джигитовка включала в себя различные воинские упражнения, такие как управление конем и телом, а также оружием. Казаки делали вертушку, прыжки, поднимание платочков, большие и малые пирамиды, рубку лозы, фланкировку пикой, уколы пикой в шар и предмет, лежащий на земле, увоз раненого. Скакали лавой, останавливались, клали лошадей, рассыпались в цепь, спешивались с батовкой лошадей, стреляли из-за седел лежащих лошадей.

12

В наше время, идет активное возрождение казачьих традиций, связанных с донскими лошадьми. Донская лошадь – это и культура, и история, и национальная гордость, и, наконец, одно из прекраснейших созданий на земле. Донские лошади внесли немалый вклад в историю государства и заслуживают уважения.

Материал подготовила Фурсина Н.О.,

сотрудник Старочеркасского музея-заповедника

Конными были хазары, которые вероятно и были первыми казаками.

На различных этапах существования казачества в его состав входили славяне, представители некоторых степных кочевников, народов Северного Кавказа, Сибири, Средней Азии, Дальнего Востока. К началу XX в. у казачества полностью доминировала восточно-славянская этническая основа. Значение термина, позже ставшего этнонимом определяется как вольный человек, легковооруженный всадник, беглец, одинокий человек, но главное в этом - вольный всадник.



«Трудно найти что-нибудь более органично, чем союз казака и лошади, разве что мать с младенцем могут поспорить с оным», - замечал в XVI и веке западноевропейский летописец.



Действительно, казаки, которое проводили больше половины своей жизни в походах, ценили своего коня, любили его. относились с большой нежностью, доверяли им самые сокровенные тайны и делились с ними душевными переживаниями. Донские казаки считали,что “У коня душа человечья” и ему нельзя врать : «Не бреши жене на базу, а коню в дороге”. Кони также отличались особым отношением к своим хозяевам. Известный историк запорожского казачества Дмитрий Яворницкий писал о лошадях запорожцев, что «те были наделены чрезвычайным умом, силой и выносливостью»: Крикнет, бывало, запорожец лошади« ползи », то он протянет передние ноги вперед, а задние назад, и ползет. А как услышит свист казака, то сразу помчится к нему ». Слаженность казака и коня была такая, что казаки могли перепрыгивать через лошадь на полном скаку, скакать на лошади, стоя в седле на голове, переползать под брюхом лошади и др. В сабельном бою такой конь казака лягал и кусал коня врага. В перестрелке тело коня служило защитой для казака. Смертельно раненый басурманской саблей или пулей, казак просил коня - своего верного друга - «рассказать» о гибели хозяина в Сечи или на хуторе семье.



В старину часто бывали такие случаи: убьют или возьмут в плен казака злые татары: а конь его, не пойманный врагом, пустынными степями, по звездам, пробирается ночами на Дон, и приходит прямо на баз своего хозяина и этим дает знать родным козака, что нет того на белом свете.


Вообще у казаков культ коня преобладал во многом над другими традициями и поверьями. Перед отъездом кубанского или донского казака на войну, когда конь уже под походным вьюком, жена вначале кланялась в ноги коню, чтобы уберег всадника, а затем родителям, чтобы непрестанно читали молитвы о спасении воина. Тоже повторялось после возвращения казака с войны (боя) на свое подворье. При проводах казака в последний путь за гробом шел его боевой конь под черным чепраком и притороченным к седлу его оружием, а уже за конем шли близкие.


Казачьи песни - народные песни, создававшиеся казаками и простолюдинами на территории Казачьих Войск России и современной Украины. На сложение казачьих песен оказали влияние российские и украинские народные песни и думы, северокавказская музыка, а также авторские произведения российских композиторов. Круг песен делится на культурные ареалы в зависимости от казачьего войска — донские, кубанские,запорожские, терские, уральские и т. п. Среди них немало песен в который поспевается казачий конь . Вот и на самой популярной народной картине, которая украшала в древности каждую казацкую хату - «Казак Мамай», казак он изображен с кобзой и конем. Изображение коня есть почти на всех картинах "Казак Мамай", так как без коня невозможно представить казака ни в мирное, ни в военное время А поет Мамай конечно о своем коне.



Например песню «Любо, братцы, любо». Сюжет близок этой песни к более древней песне «Чёрный ворон»: смертельно раненый в бою казак прощается с жизнью. Казачья песня "Любо,братцы, любо" звучит в исполнении Жанны Бичевской.

Ваш браузер не поддерживает тег HTML5 АУДИО. Войдите через современный браузер



Тепер можете посмотреть очень красивую композицию из казачьей песни "Любо,братцы, любо" в том же исполнении и кадров из кинофильма ""Тихий Дон ", но не забудьте выключить плеер,если музыка еще идет. И после просмотра видео загляните в конец этого поста. Рай для лошадей!

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Свежие записи
  • Архив
  • Друзья
  • Личная информация
  • Memories

Казаки и лошади

После прекрасного обучения верховой езде в Училище я думал, что умею ездить и знаю лошадь. Но во время бесконечных походов в Добровольческой армии я понял, что ровно ничего не знаю.

Тут казаки ездили совсем иначе. Разница главным образом наблюдается на рыси. Мы откидывались слегка назад и ездили облегченной рысью, то есть подпрыгивая, а казаки, наоборот, наклонялись вперед и ехали ровно, не подпрыгивая. У нас нога в укороченном стремени полусогнута, у казаков вытянута. Мы пользуемся удилами и мундштуком, казаки не знают мундштук. А кому же не знать, как ездить верхом, как не степнякам?

Так вот, я думаю, что облегченная рысь совершенно абсурдна, мучительна для лошади, неудобна для всадника, крайне некрасива и способствует набивке лошади (ранению холки). Казаки же, наклоняясь вперед, помогают лошади перенести тяжесть на передние ноги.

Ездить весь день с полусогнутой ногой просто невозможно -- она затекает. Мундштук неудобен для всадника (вторая пара поводьев), мучителен для лошади и ни к чему не служит. Простыми удилами и шпорами вы должны справиться с любой лошадью. Говорят, что есть лошади, для которых мундштук необходим. Таковых не видел и сомневаюсь в их существовании. Даже если такая лошадь есть, нельзя же из-за одной применять зря мундштук ко всем лошадям. Настоящий всадник никогда мундштуком пользоваться не будет. Казаки и не пользуются. Может быть, что лошадь из-за мундштука и бесится.

Казаки не носят шпор. Шпоры очень хорошее изобретение европейцев. Они освобождают правую руку для работы шашкой или пикой, и в то же время вы можете шпорами послать лошадь вперед. Плетью (у казаков) это сделать трудней. Английское седло и облегченную рысь выдумали англичане, а укороченные стремена придумали итальянцы. Но ни у англичан, ни у итальянцев никогда не было большой кавалерии.

В большом бою, под Моспиным, нам поездом подвезли резервы — Терскую казачью конную дивизию. Состав товарных вагонов подошел к самому фронту, остановился на высокой насыпи, двери вагонов открылись и оседланных лошадей просто выпихивали из вагонов. Они падали на откос и катились вниз, вскакивали и отряхались как собаки. Казаки за ними следовали, поправляли седла, и сотни тут же строились и шли в бой. Наша батарея вела огонь поблизости, и я мог с интересом наблюдать эту выгрузку. Было несколько поломанных седел, но ни одна лошадь не была покалечена — все пошли в бой. На место первого эшелона пришел второй и также выгрузился. Выгрузка двух эшелонов длилась минут двадцать. Выгрузились сотни лошадей — и ни одной поломки ног. Думаю, что откос был выбран с намерением. Лошади по нему катились, он ослаблял удар.

Приходится слышать, что казаки плохо ездят верхом и посадка их ненормальна. Но тот, кто видел их в деле или присутствовал на джигитовке, этого утверждать не будет. Мнение это вызвано неудачей казаков на конкурах, где главным образом прыжки, забава. Может, тут они слабей других. Но в серьезном деле, в войне они имеют большие преимущества.

Джигитовка - высокая акробатика на седле, причем вольтижировка бледнеет перед джигитовкой. Казаки для джигитовки связывают стремена под животом лошади и пользуются высокой лукой. Остальное — умение. Причем джигитуют на скачущей прямо лошади, что трудней, а вольтижируют на кругу, что значительно легче.

Помню полк, 1-й Запорожский, возвращающийся из боя. Песенники поют залихватский мотив, а впереди один, стоя в седле, танцует. Плясун был подъесаул Павличенко, впоследствии генерал, командир корпуса.

Однажды в тумане мы наткнулись на красную кавалерию. Один казак остался без лошади. Но другой казак проскакал рядом с ним, схватил его за пояс, положил его поперек седла и, не уменьшая аллюра, увез его буквально из-под носа красных.

Донцы носят пики. Кубанцы и терцы пик не носят. Донцы одеты в фуражку, гимнастерку, синие шаровары с широким красным лампасом. Кубанцы и терцы носят папахи и черкески. Шашки у казаков без дужки (гарды), у донцов — казенного образца, у кубанцев и терцев — черные, часто в серебре.

Шпор казаки не носят, а нагайку. Она надевается на кисть правой руки или накидывается на высокую переднюю луку седла.

karabai96

Несколько слов о казачьей лошади, методика исправления ошибок.
karabai96 31 июля, 2015


Мне достаточно часто приходилось вспоминать, одну фразу касательно казачьей лошади. "Казаки лошадей не
били", "казак на лошадь даже плохого слова не скажет". Все это как-то, резко контрастировало с колхозной реальностью, 70-80-х, годов прошлого века. Где лошадей заезжали крайне жеско и быстро. С повалами, переворотами на свечках, и с прочими неприятностями. Вопрос, где правда и что, эффективнее? Следовать старым адатам, или ориентироваться на колхозный новодел?
На самом деле ответ на этот вопрос есть. Казачья верховая езда, эта такой же стиль, верховой езды, как американский вестерн, или даже, как испанская школа верховой езды. Я уже приводил в прошлой публикации, пословицу что, "на чужом коне и со своим седлом не наскачешься", которая емко оворит о том какой была подготовка казачьей лошади. Казаки часто, умышленно, использовали такие методы и приемы подготовки лошади, которые не позволяли, другому человеку бепрепятственно сесть и ускакать на чужом коне. Это обсулавливалось основной задачей, в подготовке лошади. Подготовить, надежного, верного коня, на которого можно было положиться и при "полюваниях" т.е. длительной жизни в степи, когда казаки занимались облавными охотами и в бою и в быту. Скажем чтобы лошадь привязанную у шинка, не увел первый встречный.
Но основная задача подготовки лошади, состояла в подготовке боевого коня, способного к дальним переходам, и к стремительным набегам. Французы, впервые повстречавшие казаков, на поле боя, отмечали что, казак и его конь составляют одно целое. Заглянув в прошлое мы с вами вернемся в день сегодняшний. Насколько актуально в наше время говорить о казачьей верховой езде, как о самостоятельном виде верховой езды? Подготовка боевой лошади хотьи потеряла массовую актуальность, но не исчезла совсем. Существует конная полиция, существуют и наверное будут развиваться казачьи конные дружины. Второй аспект, этно-культурный. Казачья верховая езда есть один из столпов этнической культуры казаков. И в этом направлении тематика развития и поддержания казачьего конного, этно- спорта, выглядит как очень важная. Ведь исторический архетип казака, неразрывно связан с лошадью, с ней же связана историческая узнаваемость казачьего народа.
Теперь вернемся непосредственно к вопросу подготовки лошади. Начнем с того, что казачья верховая езда, опирается на казачьи породы лошадей Т.е. не те породы, которые казаки испокон веков использовали в своих целях. К таким породам можно отнести в первую очередь, донскую породу и кабардинскую и карачаевские породы лошадей. Буденовскую лошадь, как производную от донской мы рассматривать не будем, поскольку она исторически не связна с традицией.
Чем, отличаются данные породы лошадей? В первую очередь норовом. Эти породы лошадей, наиболее близки к природе у них более развит инстинктивный аппарат нежели у спортивных лошадей. Потому работа с ними наиболее трудна, но те кто познал эти породы, говорят уже о "спортсменах", как о бездушных автоматах. И дончаки и кавказские лошади, получили еще одно название "однорукие". Т.е. эти лошади сильно привязываются к одному хозяину и очень плохо ведут себя при перепродаже. В зависимости от опыта всадника, взаимное привыкание может растянуться на месяцы и даже годы.
В прение годы, в русской кавалерии применяли палочную систему заездки, ( и людей тогда тоже воспитывали палками), в основе такой ситемы заездки, стояла задача как можно быстрее заездить лошадь и поставить её в строй. Если лошадь попадалась норовистая, то делалось это так, на лошадь наваливали два мешка с землей, перкинув трок через седло, и гоняли их до изнеможения. Потом на изможденную лошадь садидись и если на завтра, он продолжала сопротивляться то все начиналось заново. Подобная ссиистема заездки приводила к тому, что попав в полк, отъевшись и отойдя от шока, лошадь начинала бороться с человеком воспринимая его как, врага.


В старых черкасских семьях, где лошадь почитали, где не даже не ели хлеб, с поля распаханного лошадью, подход был иной. Лошадь покупали не когда, нужно было становить казака в строй, а брали либо из своего табуна, либо покупали двухлетку или третьяка, т.е. трехлетнюю лошадь. Будущий хозяин сам оповаживал, лошадь, сам водил её в степь на аракане, сам постепенно, приучал её под верх, сначала накидывая, попону, затем садяь охлюпом, а потом постепенно, лаской приучая к седлу. Это давало совсем другое качество, тандема "всадник - лошадь". Вот почему будущий красный казак Филипп Миронов, попав на Нижний Дон, понял, что он на самом деле не умеет ездить верхом.
Первая ошибка, которой почему то, гордятся, наши казаки, это ломание лошади при заездке, включая падение вместе с лошадью. На самом деле такая метода, дает самые печальные последствия. Ошибка заключается еще в том, что казачья верховая езда не возможна без своей лошади. Те "тренажеры", которые используются в джигитовке, не имеют никакого отношения к казачьей верховой езде. Это лошади, как правило с искалеченной психикой, нуждающиеся в перезаездке. Потому, то, что я пишу, касается тех кто имеет свою лошадь, а не ходит в прокат или использует клубных лошадей.


Зададимся вопросом, можнно ли восстановить доверие лошади, психика которой искалечена, неправильной работой в казачьем КСК? Да можно. Это вопрос, времени и умения. И тут мы должны вернуться к историческому опыту наших предков. Т.е. к работе в руках. Работа в руках, кажется простой, только для начинающих. Новичку кажется что, стоя на земле он избегает рисков, падения и.т.д. Да это отчасти верно. Но риски на земле куда выше! Можно получить жесткий удар ногой, лошадь может бросится на всадника! Было и такое в соседнем клубе, лошадь с искалеченной психикой набросилась на девочку, растоптала её и сломала зубами руку. Во взаимоотношениях с лошадью, только дурак расчитывает на силу. Зверь в пять- шесть центнеров весом, может сделать с вами все что, захочет не взираю на средста контроля. Потому начинать нужно с простых вещей. К примеру с прогулок в поводу. Хотя и тут бывали случаи когда лошади срывались и убегали. Самое сложное для всадника это завоевать доверие лошади. Нужно помнить, что казачьи породы лошадей, сравнимы с самими природными казаками. Чем сильнее на них давишь, тем сильнее они сопротивляются. Зачастую, такие сражения между всадником и лошадью, переходят в самоцель, в некие поединки, мол кто, сильнее. Но следует помнить, что лошадь по своей сути не хищник ине агрессор. И расслабить её добрым отношением вполне возможно. Второй аспект, казачьи породы лошадей не предназначены, для постоянного стойлового содержания. Для таких лошадей находиться в деннике 22 часа в сутки это перманентный стресс. И это тоже может быть одной из причин плохого поведения и отсутствия взаимопонимания со всадником. При потере контакта с лошадью, 80% работы должно быть перенесено на работу в руках.


При наичии прогресса, работа под седлом, прибавляется по 10% в неделю. Даже при достижении хороших результатов, отшагивание лошади в руках после работы в течении 20 - 30 мин, должно быть нормой. Всем известный Филлис, писал, что если лошадь захочет высадить всадника, то никто не усисдит в седле. Это так. Потому, всаднику, осваивающему казачью верховую езду, неплохо освоить быстрый соскок с седла, при любых объстоятельствах. Автору этих строк, один раз пришлось в ходе поездки в лесу попасть в осиный рой. Если бы не наработанный навык, соскока с седла ( а лошадь начала кружиться на месте как юла), то мне пришлось бы плохо. Потому при неадекватном поведении, лошади лучше спешиться соскоком и привести коня в чувство, нежели наслаждаться полетом из седла. То же самое можно делать если лошадь заупрямилась и не идет вперед. Нужно спешиться и провести её в поводу метров 50 или 100. Затем можно сесть и поехать.


Одним из важных моментов, работы с казачьей лошадью является выявление её положительных черт. Именно сопоставление положительных и отрицательных черт, ведет вас к дальнейшему выводу. К принятию либо выбраковке лошади. Особенно это актуально с кавказскими лошадьми, с которыми всадники бывает входят в такой клинч, что выводят лошадь к навозной куче и стреляют ей в голову. Действительно, ситуация с полным несовпадением характера всадника и лошади, могут встречаться. В таких случаях, нужно либо искать компромисс либо избавляться от лошади. Другой аспект. При проблемах, которые вы не можете решить, можно обратиться к специалистам. Если они могут, а вы нет,значит дело в вас. Не стоит забывать, что обучая лошадь, мы обучаемся сами. Опыт при работе с казачьими лошадьми бесценен. В нектором смысле он может быть использован и в работе со спортивными лошадьми. Особенно в части установления доверия. Доверие же в свою очередь основывается на лидерстве человека в тандеме, всадник - лошадь. Подобный подход может давать во истину великолепные реультаты.
Итак, что нужно сделать, чтобы восстановить доверие лошади?

1. Настройтесь на позитивный лад. Окружите себя позитивными вещами, смотрите позитивные конные фильмы и видео. Это мотивирует. Мне очень нравятся три фильма, первый это "Смелые люди", второй "Застава в горах", и третий американский фильм "Идальго". Все три фильма, о партнерских отношениях с конем.
2. Разберитесь, что не так. Почему испортились отношения.
3. Оставьте критику лошади. Лошадь это не мопед с ушами. Возможно за нежеланием сотрудничать, стоит что-то, вам не ведомое. К примеру, страх или проблемы со здоровьем.
4. Поменяйте стиль работы с лошадью. К примеру оставьте работу под седлом и рабоотайте на корде, на шамбоне и.т.д. Расслабьте лошадь.
5. Измените распорядок работы. Я к примеру замечал, что моя лошадь в 14 часов спит, и в это время работает не охотно.
6. Откажитесь от ругани, проклятий и негатива. Используйте метод кнута и пряника. За хорошее поощеряем, за плохое наказываем. Иногда есть смысл, не замечать негатива исходящего от лошади. Мой карачай, в период моих с ним "баталий", испльзовал целый арсенал борьбы сос мной. От укладывания на землю, до поддавания задом на галопе. Первоначально я всегда останавливался и наказывал его. Наказание, наказанием, а от работы получалось отлынивать. Впоследствии я изменил тактику и не стал отвечатьна его выпады. После нескольких раз они пропали.
7. Применяйте основной принцип подготовки лошади. Я его называю правила трех "П".
1. Посильность. Требования должны быть посильны возможностям лошади, как физическим, так и психологическим.
2. Последовательность. Всегда, добивайтесь своего. Но это не значит, что каждое занятие должно заканчиваться вашей победой. Иногда можно отступить, "шаг назад и два шага вперед".
3. Постоянство. Работайте по плану и постоянно не допускайте длительных перерывов. Для молодой лошади с который вы ищите контакт, оптимально работать каждый день в течении полугода.

Читайте также: