Как конь казака спас

Опубликовано: 20.04.2024

Александр, для члена СП РФ есть конкретные вопросы по тексту.

1. ..На кургане выстрел грянул:
Конь свою подставил грудь,
Со смертельной рухнул раной..
Были случаи, когда на войне бойцы,
спасая друг друга, сознательно
подставляли себя под пули, предназначенные
для боевого товарища, но чтобы КОНЬ ПОДСТАВИЛ
свою грудь - это уже слишком, если учитывать
мозговую организацию этого животного, скорость
движения и внезапность ранения.
Как говорил Станиславский - Не верю!
2. Словно он просил прощенье:
Просил ЧЕГО? Прощения, Александр, и никак иначе.
3. ..Жизнь нас в горе не согнула,
Кров делили много лет.
Ну, Александр, всё же у коней кров - денник,
а казак реальный оный с лошадьми не делит, даже ежели
жена выгонит из хаты за пьянство.

Тема хорошая, слов нет, однако вопросы при чтении
всё же возникают, а не должны бы.

Уважаемый Евгений, я готов вам дать ответы, хотя это стихотворение было написано более десяти лет назад и, возможно, сейчас я бы его написал иначе. Но, на него написали музыку и уже много лет эта песня исполняется казачьими коллективами. Поэтому, чисто морально, я бы, даже если бы захотел, не смог его изменить. Теперь по поводу ваших замечаний:
1. Для казаков, побывавших в бою, а я с такими общался, это даже не вызвало бы удивления. Много было случаев, когда конь спасал жизнь своему хозяину. Конечно, не сознательно, но не это главное. Для казака, конь был как член семьи. Месяцами они находились в походах и спали рядом с ними. Я не говорю о нынешнем времени. Сейчас не любой казак и на лошадь сможет сесть.
Вы никогда не видели, как умирает конь. Мне приходилось. У него на глазах стоят слёзы. Когда его собираютя пристрелить, не у каждого рука поднимется. Но, если конь сломает ногу, то его вынуждены добить. Конь привязывается к хозяину так, что не всегда может перенести смерть хозяина. Это очень умные и преданные животные. Может я не рассеил ваши замечания, но очень вам благодарен, что читаете моё творчество. С уважением, Александр.

Александр, всё, о чем Вы сейчас написали я прекрасно знаю.
Лошадь - животное высшее по развитию и обладает не только
умом, но и интеллектом. Я же говорил о другом: о том, что
конь не может подставить свою грудь, потому что это
ОСОЗНАННОЕ действо, не подвластное уму животного. Конь
может быть просто случайно ранен. То есть, Вы несколько
некорректно выразили свою мысль в тексте.
Что касаемо нынешних казаков - то я с Вами полностью согласен:
большая их часть на коня взобраться не может. Казаком трудно
стать - им можно только родиться и с пелёнок приобщаться к
этому сословию. Те, кто сейчас называет себя казаками - оными
не являются, потому что весь казачий род был вырезан и
уничтожен большевиками в Гражданскую. Надеть казачью форму
может любой, но казак - это не человек в форме: это дух и
стиль жизни. Я хорошо владею историей казачества в России и имею казачьи корни по матери. Кроме того, имею чин есаула ОСЗКО.
Скажу честно: того казачества, которое было в России до
прихода большевиков, уже никогда в нашей державе не будет,
ибо генофонд казачий утерян уже практически навсегда.
Так и будут ходить ряженые по городам и весям, не зная, с какой
стороны надо подходить к лошади и как владеть холодным оружием.

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Конными были хазары, которые вероятно и были первыми казаками.

На различных этапах существования казачества в его состав входили славяне, представители некоторых степных кочевников, народов Северного Кавказа, Сибири, Средней Азии, Дальнего Востока. К началу XX в. у казачества полностью доминировала восточно-славянская этническая основа. Значение термина, позже ставшего этнонимом определяется как вольный человек, легковооруженный всадник, беглец, одинокий человек, но главное в этом - вольный всадник.



«Трудно найти что-нибудь более органично, чем союз казака и лошади, разве что мать с младенцем могут поспорить с оным», - замечал в XVI и веке западноевропейский летописец.



Действительно, казаки, которое проводили больше половины своей жизни в походах, ценили своего коня, любили его. относились с большой нежностью, доверяли им самые сокровенные тайны и делились с ними душевными переживаниями. Донские казаки считали,что “У коня душа человечья” и ему нельзя врать : «Не бреши жене на базу, а коню в дороге”. Кони также отличались особым отношением к своим хозяевам. Известный историк запорожского казачества Дмитрий Яворницкий писал о лошадях запорожцев, что «те были наделены чрезвычайным умом, силой и выносливостью»: Крикнет, бывало, запорожец лошади« ползи », то он протянет передние ноги вперед, а задние назад, и ползет. А как услышит свист казака, то сразу помчится к нему ». Слаженность казака и коня была такая, что казаки могли перепрыгивать через лошадь на полном скаку, скакать на лошади, стоя в седле на голове, переползать под брюхом лошади и др. В сабельном бою такой конь казака лягал и кусал коня врага. В перестрелке тело коня служило защитой для казака. Смертельно раненый басурманской саблей или пулей, казак просил коня - своего верного друга - «рассказать» о гибели хозяина в Сечи или на хуторе семье.



В старину часто бывали такие случаи: убьют или возьмут в плен казака злые татары: а конь его, не пойманный врагом, пустынными степями, по звездам, пробирается ночами на Дон, и приходит прямо на баз своего хозяина и этим дает знать родным козака, что нет того на белом свете.


Вообще у казаков культ коня преобладал во многом над другими традициями и поверьями. Перед отъездом кубанского или донского казака на войну, когда конь уже под походным вьюком, жена вначале кланялась в ноги коню, чтобы уберег всадника, а затем родителям, чтобы непрестанно читали молитвы о спасении воина. Тоже повторялось после возвращения казака с войны (боя) на свое подворье. При проводах казака в последний путь за гробом шел его боевой конь под черным чепраком и притороченным к седлу его оружием, а уже за конем шли близкие.


Казачьи песни - народные песни, создававшиеся казаками и простолюдинами на территории Казачьих Войск России и современной Украины. На сложение казачьих песен оказали влияние российские и украинские народные песни и думы, северокавказская музыка, а также авторские произведения российских композиторов. Круг песен делится на культурные ареалы в зависимости от казачьего войска — донские, кубанские,запорожские, терские, уральские и т. п. Среди них немало песен в который поспевается казачий конь . Вот и на самой популярной народной картине, которая украшала в древности каждую казацкую хату - «Казак Мамай», казак он изображен с кобзой и конем. Изображение коня есть почти на всех картинах "Казак Мамай", так как без коня невозможно представить казака ни в мирное, ни в военное время А поет Мамай конечно о своем коне.



Например песню «Любо, братцы, любо». Сюжет близок этой песни к более древней песне «Чёрный ворон»: смертельно раненый в бою казак прощается с жизнью. Казачья песня "Любо,братцы, любо" звучит в исполнении Жанны Бичевской.

Ваш браузер не поддерживает тег HTML5 АУДИО. Войдите через современный браузер



Тепер можете посмотреть очень красивую композицию из казачьей песни "Любо,братцы, любо" в том же исполнении и кадров из кинофильма ""Тихий Дон ", но не забудьте выключить плеер,если музыка еще идет. И после просмотра видео загляните в конец этого поста. Рай для лошадей!

автор: Клестова Ирина Петровна

старшая вожатая Государственное общеобразовательное учреждение «Забайкальская краевая санаторная школа — интернат»

Конь — верный друг казака

ГОУ «Забайкальская краевая санаторная школа-интернат»

Конспект открытого внеурочного занятия

по истории и культуре казачества

«Конь – верный друг казака»

Составила и провела:

Старшая вожатая Клестова

Ирина Петровна

Конспект внеурочного занятия по истории и культуре казачества в 4 классе

с использованием проектной технологии

Тип занятия: открытия новых знаний

Тема урока: «Конь – верный друг казака»

Цель урока: Формирование представлений младших школьников о роли коня в жизни казака

Задачи урока:

  1. Познакомить воспитанников с ролью коня в жизни казаков.
  2. Обогащение представлений детей о коне как о части казачьей культуры и традиций; развитие познавательной деятельности воспитанников.
  3. Воспитание чувства любови к животным и уважения к казачьим традициям.

4.Коррекционно-развивающие: Пополнение и обогащение словарного запаса; Коррекция и развитие зрительной и слуховой памяти. Коррекция и развитие мыслительных процессов.

Оборудование: проектор, ноутбук, раздаточный материал, клей.

1.Организационный момент

Здорово ночевали казачата! Садитесь.

Я рада вас всех сегодня видеть!

Добрый день мальчики!

Добрый день девочки!

Добрый день тем, у кого есть сестричка!

Добрый день тем, у кого есть братишка!

Добрый день всем кто сегодня встретился с друзьями!

Добрый день всем кто хочет сегодня узнать, что то новое!

— Ребята, вы хорошо помните и знаете Атамана казачьего хутора «Тихий» Кокташева В.И. и его казаков наших шефов. Сегодня от них пришло видео сообщение, давайте посмотрим.

Здорово ночевали, казачата! Попросили меня ребята читинских школ, рассказать им о казачестве, казаках и их жизни. Сейчас я нахожусь на службе в другом городе, поэтому, мы с казаками хутора «Тихий» решили обратиться за помощью к вам. Так как не раз у вас бывали и знаем, что вы изучаете историю и культуру казачества, а потому сможете поделиться своими знаниями с ребятами из других школ. Снимите исторический фильм о жизни казаков, который мы сможем показывать другим ребятам. Желаю Вам удачи в этом интересном деле!

— Ребята, а как же будет называться наш фильм? (Ответы детей)

— Ой, ребята Валерий Ильич отправил нам подсказку, на какой теме остановиться.

Много дней дорогой длинной

Конь без отдыха скакал.

Казака в степи ковыльной

Он не раз в пути спасал.

На кургане выстрел грянул:

Конь свою подставил грудь,

Со смертельной рухнул раной

И его прервался путь.

Конь подняться вновь пытался,

Но не смог, и лишь заржал.

Конь как будто извинялся,

Что невольно задержал.

Словно он просил прощенья:

— Не ругай, казак, меня.

А казак, встав на колени,

Гладил верного коня.

Казака конь в страшной сече

Не единожды спасал,

Затряслись крутые плечи,

Воин горько зарыдал:

Ой, сестра, бурлива речка,

Ой, ты матушка земля,

Как болит мое сердечко –

Потерял здесь друга я.

Жизнь нас в горе не согнула,

Кров делили много лет,

Но промчалась вражья пуля

И его со мною нет.

Ребята, о ком говорится в этом стихотворении?

(на доску вывешиваются опорные слова: Конь, Казак, Верный, Друг)

— Сформулируйте тему нашего фильма. (Конь – верный друг казака)

— Итак, мы сегодня снимаем фильм на тему «Конь – верный друг казака»

— Фильм состоит из отдельных кадров, над которыми мы вместе будем работать.

— Для создания каждого кадра необходимо активно поработать в группах.

— У нас есть главное правило – правило дружных казачат, все должны потрудиться для создания общего дела.

Второе правило – соблюдать тишину.

Третье – слушать своих одноклассников, не перебивать друг друга.

— Итак, «Тишина на площадке! Работает камера! Прошу приготовиться творческим группам к работе над созданием проекта научно-познавательного исторического фильма».

  1. Актуализация знаний

— Ребята, а вы уверены, что конь является верным другом для казака?

— Ваши предположения мы проверим в ходе работы.

— Значит, главными героями фильма будут казак, и конь.

— И нам надо доказать их дружбу.

— Каждая группа работает по плану, который записан на конверте. Просмотрите его.

— Лучшая группа будет награждена.

  1. Изучение нового материала (проектная деятельность )

Итак, камера, мотор, выступает 1 съемочная группа.

Приобретение коня. «Казак без коня, что солдат без ружья».

Задача: Почему для казака приобретение коня, дело особой важности?

План работы

2.Приклейте персонажей на кадр и распределите роли

3.Озвучте кадр (определите каждому персонажу его текст, приклейте его, разыграйте по ролям)

5.Подготовьтесь к выступлению.

1 кадр нашего фильма «Казак без коня, что солдат без ружья»

Призыв на службу – великое событие в жизни любой казачьей станицы. Каждый отец думает, как достойно снарядить (собрать) сына на службу. Все снаряжение и форму казаки покупают за свой счет. А коня купить – дело особой важности. Поэтому отец нашего молодого казака Матвей Иванович взял деньги, вырученные от продажи выращенной пшеницы, и отправился покупать Николаю, своему старшему сыну, хорошего коня, там же заказал и добротное кожаное седло, конскую упряжь. Коня выбирал долго и наконец купил молодого жеребца мышатой масти. С этим – то жеребцом и шёл теперь через всю станицу Николай. Все, кто был поблизости, выбежали смотреть на коня. Бросили свои дела казачки, встали с завалинок старики, вышли на улицу служивые казаки, отдыхавшие в станице по случаю побывки. Коня хвалили, конём любовались, со всех сторон сыпались вопросы и замечания.

— Добрый конь, — нахваливала, сладко улыбаясь, Устинья.

-Больно уж худой, — вставила Евдокия.

-Не худой, а поджарый, -поправил Федька, завороженно разглядывая серого красавца.

— И подкован хорошо, -придирчиво осмотрев копыта коня, заметил кузнец. –Как назвали?

-Да никак пока,- ответил Матвей Иванович.

В этот момент прибежавший казачонок, сын Федора, указывая на коня, пропищал:

— Зайчик, зайчик серенький!

— Вот и имя! – одобрил Николай, ласково гладя своего нового друга по шелковистой гриве».

Из этого отрывка видно, как важен конь для казака, какое отношение к коню всех жителей станицы. Лошадь, предназначенную для воинской службы, покупали заранее, чтобы казак привык к ней, изучил повадки. Надо было обучить коня находить своего хозяина по запаху или условному сигналу, звуку. Хорошо обученная лошадь спасала казаку жизнь.

Уникальные особенности казачьих коней.

Задача: изучить информацию об особенностях казачьих коней.

План работы.

1.Прочитать тексты старинных легенд и сказок.

2.Предложенный материал разместите на кадре, приклейте.

3.Подготовьтесь к выступлению. (перескажите истории из писем)

Казачья сказка

Служил как-то молодой казак необычайной силы, которого звали Николаем. И был у него любимый конь.

Конь был весь серого цвета, поэтому и кличку ему дали — Серый. Казак и конь были неразлучными друзьями. Николай всегда ухаживал за Серым. Чистил его и убирал за ним. Серый платил хозяину добром и был предан ему.

Однажды в жарком бою турецкая пуля попала казачьему коню в шею. Тогда Николай взвалил его на себя и вынес с поля боя. Казаки и турки когда увидали, что тот тащит на себе коня, то прекратили стрельбу. Все: и враги, и казаки, замерли и наблюдали эту картину.

И вот однажды турецкий бей заслал к казакам своего лазутчика, чтобы тот выкрал у Николая коня, так как бею очень нравился Серый, который был красивым, очень сильным, ловким и умным. Лазутчик пробрался, выкрал коня.

Погоревал, погоревал Николай, а нужно собираться в бой. Оседлал он другого коня и отправился на битву. Рубил своей шашкой врагов направо и налево. Вдруг глядит и видит своего Серого, а на нем важно восседает турецкий бей.

Тогда Николай позвал Серого. А тот, как услышал голос хозяина, сразу понесся к нему, невзирая на бея. Казак направился ему на встречу.

Николай и турок приготовились к поединку, а Серый в это время начал брыкаться. Он сбросил бея на землю и стал затаптывать его копытами, и, в конце концов, втоптал его в землю так, что и следа не осталось. Затем Серый подбежал к Ивану, и тот перескочил на него.

Турки, видя такую преданность коня к хозяину, и то, что серый конь сделал с их командиром, сразу же бросились на утек.

Укрытые в лесу или балке, по свисту или условному сигналу бежали к хозяину.

Казак и его лошадь.

Старый турок, увидя казаков, рассказывает… Дело было на берегах Дуная. Рано утром один из моих товарищей прибежал в палатку и торопливо рассказал: « Иди, я покажу тебе любопытное зрелище!» Мы вышли и увидели около 200 казачьих лошадей в седлах, мирно пасущихся. Рядом ни души. Мы произвели два выстрела, из казаков никто не появился. Мы решили завладеть богатой добычей. Несколько смельчаков побежали, выбрали себе коней и торжественно возвратились с добычей. Мы завладели остальными. Не успели отъехать и ста шагов, как за нами послышалось мяуканье кошки, собачий лай и разные голоса животных. Это как, оказалось, были клички, к которой были приучены лошади, которые вдруг остановились на мгновение, навострили уши, и, закусив удила полетели туда, откуда слышали знакомые голоса, и преблагополучно доставили нас к своим хозяевам. Мы были окружены, нам ничего не оставалось сделать, как сдаться.

Слушаем легенду «Есаул и его конь».

Физминутка под музыку «Ой, при лужку, при лужке».

Как тренировали казачьих коней.

Задача: изучить информацию о джигитовке.

План работы

  1. Изучить информацию о джигитовке
  2. Подберите нужные картинки и приклейте их на лист – кадр.
  3. Подготовьтесь к выступлению.

Чтобы конь был так предан своему хозяину, казаков обучали уходу за ними и искусству верховой езды – джигитовке. Это скачка на лошади, во время которой наездник выполняет гимнастические и акробатические трюки. Казаки должны были крепко сидеть в седле, смело и ловко управлять конем, уметь брать препятствия.

Особенно трудными было выполнение акробатических упражнений: пролезть под брюхом коня во время скачки, вращать шашкой или пикой стоя на седле, выполнять прыжки с поворотом (вертушка).

— езда задом наперед, свеча, завал коня, подъем на коня пешего товарища, увоз раненого одним или двумя всадниками.

Были и групповые упражнения: пирамида – когда во время скачки двое сидели в седлах, а третий стоит у нах на плечах.

Во время праздников, в станице казаки устраивали показательные соревнования по джигитовке. Каждый старался показать свои умения и удаль. Победившие получали ценные подарки: оружие или конное снаряжение. (Смотрим фильм о казачьей джигитовки)

Казачьи традиции и обряды с участием коня.

Задача: Изучить информацию о традициях связанных с конем в жизни казака.

План работы

  1. Прочитать текст.
  2. Найдите информацию о традициях.
  3. Наклейте эту информацию на лист — кадр
  4. Подготовьтесь к выступлению.

Конь в жизни казака присутствует с детства. Посвящение в казаки происходило в 3–4 года. Собиралась вся родня. Затем отец сажал сына на коня и давал в руки шашку. И проводил коня по двору кругом. Затем верхом везли казачонка в церковь, где служили молебен. С этого времени казачонок мог сам ездить верхом, а пятилетние вовсю скакали по улице.

В 16 лет казачата совершенствовали боевые приёмы:

* стреляли в цель на полном скаку,

* рубили лозу шашкой,

* поднимали на скаку предметы с земли,

* скакали стоя на коне,

* учились на ходу спрыгивать с коня и снова взлетать в седло,

* учились они вплавь преодолевать с конём реки,

Перед выездом из дома на войну коня казаку подводила жена, держа повод в подоле платья. По старому обычаю, она передавала повод, приговаривая: « На этом коне уезжаешь, казак, на этом коне и домой возвращайся с победой». Приняв повод, казак обнимал и целовал жену, детей, садился в седло, снимал папаху, осенял крестным знамением. Потом одев папаху на голову, огревал нагайкой коня и к уезжал к месту сбора.

4.Применение знаний на практике

-Прошу выйти представителей каждой группы для защиты проекта.

  1. Обобщение

-Над какой темой работали? (Конь – верный друг казака)

Вы согласны с этим высказыванием? Значит мы с вами доказали это высказывание с помощью исторических примеров, сказок, легенд, свидетельств.

6.Рефлексия учебной деятельности

СТОП, СНЯТО! Всем спасибо!

Ребята, вам понравилось снимать фильм?

Если вам сегодня было интересно, и вы со всем справились, тол приклейте свою лошадку на первое место нашего пьедестала – вы с ней молодцы одержали победу. Если вам было интересно, но не все получалось легко, тог приклейте вашу лошадку на вторую ступеньку – она будет еще учиться. А если вам сегодня было не очень интересно, вы испытывали трудности при выполнении заданий, то приклейте вашу лошадку на третье место, на расстраивайтесь, ведь у вам обязательно все получиться в следующий раз.

7.Домашнее задание

Нарисуйте пожалуйста рисунок на тему «Конь – верный друг казака».

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Конь в казачьей культуре

В течении многих тысячелетий, конь помог создать особый тип, или архетип человека. А именно гордого и свободного воина, презирающего опасность и смерть, верного долгу и чести.



Езда на коне не терпит физической убогости, преодоление препятствий и преград, требует от всадника, силы и выносливости, ведь при верховой езде, задействуются практически все мышцы тела. Потому человеку изо дня в день полагающемуся на коня и доверяющему ему свою жизнь, а зачастую и состояние, приходится поневоле поддерживать себя в хорошей физической форме, заботиться о здоровье и долголетие.

Потому конная культура формирует специфический культурный код, конные народы, это люди с «открытым сердцем», прямые, честные, не ведающие страха и четко осознающие конечность бытия. Конным народам не присущ культ «вечной земной жизни» или же поклонение «жизни любой ценой», даже сейчас каждый конник знает, что садясь в седло, он может распрощаться с жизнью, буквально в тот же момент.




Жизнь в седле, сопоставима с плаваньем в открытом море, всадник, гонящий свои стада по бескрайним просторам, подобно моряку постигает бескрайность пространства, и так же готов в любое время встретиться с неожиданной опасностью.

На Дону отношение к коню было особым. Это отношение впитало в себя почитание коня прежде всего евразийскими кочевниками. Казаков недаром называли «степными кентаврами», с рождения и до смерти конь сопутствовал ему во всех земных делах. Об умершем и сейчас на Дону говорят: «привязал коня», или «пошел бурных коней ловить». Конь, по воззрениям казаков, находился в тесной связи со своим хозяином, от чего возникло большое количество примет и гаданий. По записям Х. И. Попова, в старину, как рассказывают, часто бывали такие случаи: убьют или возьмут в плен казака злые татары: а конь его, не пойманный врагом, пустынными степями, по звездам, пробирается на Дон, прямо на двор своего хозяина, и тут-то начинаются над ним слезные причитания престарелой матери или молодой жены.

Конь являлся основным участником многих обрядовых событий, в том числе и состязательного характера. Известные нам различные конные игры в своей изначальной сущности являлись своеобразной проверкой боевой подготовки коня и всадника. Именно в этих древних играх закладывались основы вольтижировки и джигитовки, которые давали возможность проявлять, развивать и совершенствовать психофизические и морально-волевые качества всадника. Особое внимание при этом уделялось выработке силы, гибкости, ловкости, отваги, настойчивости, чувства равновесия. Заметную роль при этом играла и выработка необходимых боевых качеств коня: выносливость, скорость, маневренность, подчинение всаднику. Уже в глубокой древности проводились и более сложные игры-соревнования, предшествующие современным конноспортивным соревнованиям. Сохранилось свидетельство Диона Кассия о том, что знатные иберы во главе с царем Фарасманом демонстрировали свое боевое искусство владеть конем на Марсовом поле в древнем Риме. В нартовском эпосе осетин также часто упоминаются скачки, на которых испытывалась резвость коней. Характер их был, разумеется, боевой, а о размахе можно судить по участию в них небожителей. Разнообразные виды конных игр и состязаний, то есть тех видов развлечений, в которых конь принимает непосредственное участие, у осетин, условно разбивают на скачки и джигитовку. Джигитовка есть разновидность скачки, во время которой наездник демонстрирует умение управлять конем, владеть своим телом и оружием. Все упражнения, среди которых преобладают силовые, производятся на лошади, скачущей широким галопом. Однако при всем единстве скачки и джигитовки, последняя по характеру своему имеет существенное отличие от скачек. Различие это проявляется в том, что джигитовка преимущественно устраивалась по случаю радостных событий семейного или общественного быта, а скачки, как правило, в цикле похоронно-поминальной обрядности.


Стати лошади: 1 — затылок; 2 — челка; 3 — подбородок; 4 — ганаш; 5 — яремный желоб; 6 — гребень шеи; 7 — шея; 8 — холка; 9 — лопатка; 10 — плечо; 11 — грудь; 12 — подплечье; 13 — локоть; 14 — запястье; 15 — пясть; 16 — путовый сустав; 17 — бабка; 18 — венчик; 19 — копыто; 20 — спина; 21 — поясница; 22 — круп; 23 — маклок; 24 — колено; 25 — голень; 26 — каштаны; 27 — скакательный сустав; 28 – плюсна.

Джигитовка существовала еще давно, правда в те времена джигитовка не была развлечением, а способом ведения боя на лошади, которым владели и обучали казаки. Казак на лошади мог стать на нее в полный рост, что давало ему превосходства на другими всадниками. Так же они могу отстреливаться от врагов, при этом скатать на коне задом на перед или подобрать меч с земли на высоком галопе. При необходимости он мог спрыгнуть с лошади и тут же на нее заскочить, таким образом можно было удержать голову на плечах.



Казачья община проводила обучение своих людей для разных целей. В основную базу трюков входили: быстрые заскоки на лошадь, соскоки, перескоки, езда задом на перед и т.д.

Были даже очень интересные обманки, допустим как обрыв – “имитация смерти”. Вражеские войска всегда очень удивлялись, когда “мертвые” лошади вдруг вставали в нужный момент и начинали атаку. Такой эффект неожиданности являлся большим плюсом. Конь мог “упасть замертво” даже во время движения на галопе, чтобы все выглядело естественно.

С половины 19 века джигитовка стала использоваться в цирке, чтобы удивлять зрителей различными трюками и не проливать крови. Развитие военных тактик и технологий постепенно вытеснили джигитовку как военное ремесло, но оставили место как спорту. Конечно она не такая популярная как конкур, но очень интересный вид спорта. От всадника требуется выдержка, скорость, ловкость и сила, а иначе можно сильно пострадать.


Слова Наполеона Бонапарта о казаках:

« — надо отдать справедливость казакам, это они доставили успех России в этой кампании. Казаки — это самые лучшие лёгкие войска среди всех существующих. Если бы я имел их в своей армии, я прошёл бы с ними весь мир».

Соревнования на конях у казаков сводились к нескольким видам – борьба между седоками, скачки, джигитовка, стрельба на скаку в мишень, борьба с использованием плеток, когда всадники хлещут друг друга. Скачки выполняли важную ритуальную роль, так как на территории Области Войска Донского сформировался настоящий культ коня, связанный как с традициями древнерусских дружинников, так и с укладом степных кочевников. Интересно отметить, что в 1836 г. царское правительство распорядилось учредить конные скачки на Дону, с целью устройства войскового конезаводства. «Дабы донские лошади по своей легкости, силе и крепости во всех отношениях соответствовали бы потребностям казачьей службы и во время компаний способны были бы переносить необыкновенные труды, с сею службой сопряженные».

Военный совет отметил, что «для донских лошадей предназначено суровое степное воспитание, которое приучает их к нуждам и непогодам. Без сомнения требуется также, чтобы лошади Донские вместе с силою и крепостию, имели и достаточную быстроту, но в той только мере, в какой это возможно при их суровом воспитании. Сообращись с таковою целью, проект положения о скачках в Новочеркасске, Войсковой Совет нашел:

1. Что при учреждении скачки на обыкновенных основаниях, установленных для скаковых кровных лошадей, едва ли может быть подвергнуто испытанию главное достоинство донских лошадей, т.е. сила и крепость их.

2. Что выдержка лошадей перед скачкою, производство скачки жокеями или тренингрумами не согласуется ни с нравами и обычаями казаков, ни с предназначением донских лошадей.

Для сего учредить скачку с препятствиями, определив условия для получения войсковых призов, не скаковой круг, а местное пространство на котором находились бы овраги, барьеры и другие препятствия. В скачках на Войсковые призы должны участвовать одни войсковые жители, скакать же должны не жокеи, но казаки и при том в полном вооружении… Народно-казачьи скачки учреждаются для поддержания и поощрения в самих казаках врожденного духа наездничества и удальства, для скачек с препятствием необходимого.

Призы: 1500 руб серебром, от заводов (300 руб). Седло со всем прибором, окованное в 50 руб. и деньгами 100 руб. для второй – ружье в 30 руб. и деньги 70 руб. для третьей шашка в 50 руб. и на каждой из сих вещей надпись «Уряднику или казаку такому-то за удальство на войсковой скачке с препятствием». В 1851 г. дистанция скачек определялась от 8 до 16 верст, и призы войсковые представляли собой серебряный ковш, деньги в 450 руб. серебряный кубок и денег в 150 руб.
Воспитание коней у коннозаводчиков было особенное. Летом кони всегда были в степи, там они паслись и ночевали.

Зимой для них имелись помещения, но кормили их сеном, которое разбрасывали на чистом снегу. И их не поили; вместе с сеном они забирали снег; а в самом начале зимы, когда снег был не глубокий, им сена еще не давали, они, как говорят, «тебеневали», то есть, разрывая копытом снег, находили себе пропитание. И кони были, как дикие: их начинали учить четырехлетками только. Когда приезжала ремонтная комиссия для армии, то это было зрелище, когда арканом ловили этих коней и силой подводили к ветеринару и, после принятия, накладывали тавро. И таких-то вот коней раздавали казакам-новобранцам, и сколько нужно было иметь знания, терпения, ловкости и храбрости, чтобы приучить такую лошадь к строю. Результатом такого воспитания получались кони выносливые, не боявшиеся ни буранов, ни дождей.


Выездка коня у казаков начиналась с малолетства (…лет пять-шесть было, ухватишься за ногу, где за гриву, залезешь, слетишь на солому и опять карабкаешься…) и заканчивалась показом приобретенных навыков на празднике, смотре, войсковых или станичных скачках, которые все равно приурочивались к какому-либо праздничному событию. Демонстрация приобретенных достоинств происходила в обрядовой обстановке, когда конские ристания входили составляющей частью в ритуальный комплекс. Причем это регламентировалось как сословной субкультурой, так и этнической. Дети самостоятельно часто устраивали скачки, когда пасли лошадей в степи. «Там, в степи нас никто не видел, и мы устраивали между собой скачки. Чаще всего, когда гнали лошадей с пастбища».

Использование коня в обрядах информаторы отмечают на Масленицу и в весенние праздники, когда устраивались скачки, рубка лозы, джигитовка.

На свадьбах тройку лошадей, запряженных в тачанку жениха и невесты, разгоняли на костер, они должны были прыгнуть так, чтобы дружка остановил их у ворот «как вкопанных». На Масленицу, в ст. Мечетинской, жгли среди улиц «кучки» и молодые казаки прыгали через них верхом, под крики и смех казачек.

Борьба на лошадях была известна в ст. Мечетинской, схватывались в седлах, кто кого сбросит на землю, сбивали друг друга мешками. Борьба на конях часто встречается у тюркских народов. Интересны заметки донских этнографов о конных ристаньях в дни поминовения предков, что роднит их с древнейшими тризнами.

В. Сухоруков отмечал, что игры и увеселения Донцов немногочисленны, неразнообразны теперь, как в старину, но живо отражают в себе направление духа и образ их жизни; воинственное молодечество смешивается в них с пастушескою и сельскою простотой. Замечательнейшие из увеселений суть: скачки на мишень, стрельба из ружей и пистолетов, борьба мужчин, беганье в запуски и богатырские казачьи песни, хороводы и пляска девиц. Скачки на мишень бывают во всех станицах на масленицу, празднуемой казаками почти целую неделю. Приготовление к скачке делает особенную заботливость для молодежи; не досыпая ночей, они кормят и холят добрых коней своих, чистят сбрую и оружие, чтобы блеснуть перед станичниками удальством, показать исправность казацкую. На ровном месте ставят мишенью пучок камыша, а саженях в 200 от него назначают линию, от которой надлежит скакать. Всё общество, старики и дети, женщины и девицы, в нарядном платье, собравшись в стороне скачки, делают из себя как бы одно семейство: рассказы, шутки, смех одушевляют эту пеструю толпу. Между тем, наездники, один за другим, несутся стрелою на мишень и, доскакав, делают в неё выстрелы из ружей и пистолетов. Иной, притворяясь падающим со скачущей лошади, роняет впереди себя плеть, или шапку, или монету, подхватывает с земли и снова, бросив вперед, ловит на лету; другой, перекинув через седло стремена, стоя на лошади, несется на ней во весь опор и делает выстрел из ружья в мишень. В последний день масленицы делается скачка на большое протяжение, верст на 20, 30, 40, 50 и более, для испытания, кроме быстроты, ещё и силы лошадей здешней породы.

Навыки в обращении казаков с конем естественно использовались в боевых действиях. В русско-турецкую войну, проходя сквозь открытое место конные казаки устроили джигитовку, отчего турки не произвели не одного выстрела, хлопали в ладони и хвалили казаков. Из рапорта Орлова-Денисова можно видеть основные занятия конных казаков в полках. Так, он пишет: «После чего я делал смотр полкам, видел их пешее и конное построение по сотенно, расчет взводом, заезды из фронта по три, по взводно построение целого полка, построение колонны, лавы и, наконец, церемониальный марш, совершенный повзводно, полусотенно и сотенно, на полных дистанциях и в сомкнутой колоне» (ГАРО. Ф.344.Оп.1. Д.361).

Текст этой презентации

Конь казака, слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная казачья кадетская школа» Забайкальский край, Нерчинский район, с. Знаменка Презентация к факультативу «Духовная культура казаков» НА ТЕМУ: «КОНЬ КАЗАКА» Приготовила: учитель музыки: Трушина Светлана Юрьевна

Конь казака, слайд 2

Слово «казак» означало отважного наездника, живущего набегами и войною, не привязанного к земле и дому.

Конь казака, слайд 3

Коня и казака не разделяют. Вместе живут и вместе умирают. Казачка коня к казаку подводила И тихо ему пред войной говорила: «На этом коне уезжаешь, казак, На этом коне и домой возвращайся, Поступить ты иначе не можешь никак! Он твоего отца родного Носил в огонь и из огня. Конь боевой всего дороже, И ты, родной, им дорожи. И лучше сам ты ешь похуже, Коня же в холе содержи!» Кинжал не покупали казаки никогда, В бою или по наследству доставался он всегда. И прославился казак не ратным искусством, не военно-боевой удалью, а дивной, чарующей песней, да лихой казачьей джигитовкой

Конь казака, слайд 4

Конь казака, слайд 5

Конь в славянской традиции был уникальным животным. Он представлялся одновременно и земным существом, и солярным символом. Мистическую природу коня обнаруживали уже в том, что он питается земной растительностью, причем, дважды в сутки – на восходе и закате солнца, словно встречая и провожая небесное божество. С архаических времен сохранилось представление о коне-пламени, которое связано не только с его независимым, «огненным», нравом, но и с древним обрядом сжигания лошади вместе с человеком.

Конь казака, слайд 6

Конь являлся основным участником многих обрядовых событий, в том числе и состязательного характера. Известные нам различные конные игры в своей изначальной сущности являлись своеобразной проверкой боевой подготовки коня и всадника. Именно в этих древних играх закладывались основы вольтижировки и джигитовки, которые давали возможность проявлять, развивать и совершенствовать психофизические и морально-волевые качества всадника.

Конь казака, слайд 7

Конь казака, слайд 8

Особое внимание при этом уделялось выработке силы, гибкости, ловкости, отваги, настойчивости, чувства равновесия. Заметную роль при этом играла и выработка необходимых боевых качеств коня: выносливость, скорость, маневренность, подчинение всаднику. Уже в глубокой древности проводились и более сложные игры-соревнования, предшествующие современным конноспортивным соревнованиям

Конь казака, слайд 9

Разнообразные виды конных игр и состязаний, то есть тех видов развлечений, в которых конь принимает непосредственное участие, у осетин, условно разбивают на скачки и джигитовку. Джигитовка есть разновидность скачки, во время которой наездник демонстрирует умение управлять конем, владеть своим телом и оружием.

Конь казака, слайд 10

Конь казака, слайд 11

Казак обязан был являться на службу со своим конем, оружием и в своей форме. Это воспитывало любовь к лошади и способствовало к выращиванию хорошего боевого коня, от которого зависел не только успех службы, но и часто жизнь всадника в бою.

Конь казака, слайд 12

Едва казачонку исполнялся год, его вели к первому причастию. Впервые его одного сажали на коня, надевали на него отцовскую шашку, отец брал коня по уздцы и проводил его по двору.

Конь казака, слайд 13

В 16 лет казачата совершенствовали боевые приёмы, стреляли в цель на полном скаку, рубили лозу шашкой, верхом преодолевали полосы препятствий, поднимали на скаку предметы с земли, скакали стоя на коне, учились на ходу спрыгивать с коня и снова взлетать в седло, рубить пламя свечи на подставке. Учились они вплавь преодолевать с конём реки, ползать по-пластунски, скрадывать часовых.

Конь казака, слайд 14

Воинская служба определялась с 4 до 21 года.

Конь казака, слайд 15

После службы в армии все казаки 1-ой очереди проходили ежегодные воинские сборы в казачьих лагерях по 1-2 месяца, где они совершенствовали воинские приёмы на практике, тактические занятия по ведению боевых действий в составе сотен и полков выполняя марш-броски, отрабатывая атаки лавой, стрельбы, маневры в степи.

Конь казака, слайд 16

Навыки в обращении казаков с конем естественно использовались в боевых действиях. В русско-турецкую войну, проходя сквозь открытое место конные казаки устроили джигитовку, отчего турки не произвели не одного выстрела, хлопали в ладони и хвалили казаков.

Конь казака, слайд 17

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ Без коня казак кругом сирота (хоть плачь сирота). Бескосый - не косец. Бесконный - не казак. Конь да ночь казаковы товарищи. Казак с конём и ночью и днем. Вся родня не стоит коня Казак дружбу соблюдает: в беде коня не покидает.

Конь казака, слайд 18

Коня гладь не рукой, а овсом и мукой. Байками коня не накормишь. Казак сам не съест, а коня накормит. Казак голоден, а конь его сыт.

Конь казака, слайд 19

1) Роль коня в жизни казака трудно переоценить. С младенчества казак был связан с конем. Сначала игра, ухаживание за конем, затем обучение джигитовке, после служба Отечеству. 2) Именно поэтому особый пласт пословиц и поговорок в языке составляет тема казака и его коня. 3) В пословицах отражены разные жизненные реалии казака и его спутника: отношение к коню в мирной жизни и бою, забота казака о своем коне, значимость коня в разных ситуациях, которые происходят с казаком.

Читайте также: