Как лошадь жабу пожалела вопросы

Опубликовано: 20.04.2024

Проверка навыка чтения вслух

2 класс

Видишь, вон на том месте пройти нельзя – топко.
А когда-то там было озеро. Чистое, прозрачное. На дне каждая рыбёшка, каждый камушек видны были. Но, о чистоте своей заботясь, поссорилось Озеро с Ручейками:
– Вы только воду мою после дождей мутите. Поворачивайте в другую сторону!
Удивились Ручейки, да что поделаешь – само большое Озеро велело, а они только маленькие Ручейки.
И побежали они стороной, в другую долину.
А одинокое Озеро радовалось: теперь некому воду мутить.
Но вскоре заметило: почему-то мелеет оно. И, позабыв о ссоре, хотело оно позвать Ручейки, но уж так обмельчало, что даже не нашлось у него волны подходящей друзей кликнуть.

(102 слова)
(Я. Ярмыш)

Вопросы и задания

1. Назови персонажей произведения.
2. Почему Ручейки побежали в другую долину?
3. Как было наказано Озеро?

3 класс

Построили себе Заяц и Зайчиха небольшой домик. Всё вокруг убрали, расчистили, размели. Только остался у дороги большой камень.
– Давай оттащим его в сторонку, – предложила Зайчиха.
– А ну его! – ответил Заяц. – Кому надо будет, пусть убирает.
И остался камень лежать у крыльца.
Бежал однажды Заяц домой. Забыл, что камень на дороге лежит, споткнулся и расквасил себе нос.
В другой раз несла Зайчиха кастрюлю со щами, налетела на камень, щи пролила.
Пригласили как-то Заяц и Зайчиха в гости Михаила Ивановича Топтыгина на пирог.
– Приду, – обещал Медведь. – И мёд принесу.
Спешил Михаил Иванович в гости, большую бочку мёду нёс. Споткнулся о камень, да так, что перевернулся через голову и попал прямо в заячий домик. Бочку с мёдом разбил, дом развалил. Схватился Медведь за голову. Плачут зайцы от горя. А зачем плакать? Сами виноваты!

Статья опубликована при поддержке компании "ГПММОСКВА". Компания занимается грузоперевозками манипулятором по Москве и Подмосковью. Грузоподъёмность до 12 т и вылет стрелы до 21 метра, транспортировка грузов в максимально сжатые сроки, краны-манипуляторы, краны-вездеходы, а также автовышки, оснащённые специальной рабочей платформой, доступные цены. Узнать подробную информацию о компании и предоставляемых услугах, цены, контакты и оставить онлайн-заявку Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://gpmmoskva.ru/uslugi/perevozka-gruzov-manipulyatorom/.

(131 слово)
(По С. Михалкову)

Вопросы и задания

1. Назови персонажей произведения.
2. Почему Заяц расквасил себе нос?
3. Почему сказка называется «Сами виноваты»?

4 класс


Слава и Витя сидели на одной парте.
Мальчики очень дружили и как могли, помогали друг другу. Витя помогал Славе решать задачи, а Слава следил, чтобы Витя правильно писал слова и не пачкал свои тетради кляксами. Однажды они сильно поспорили:
– У нашего директора есть большая собака, её зовут Рекс, – сказал Витя.
– Не Рекс, а Кекс, – поправил его Слава.
– Нет, Рекс!
– Нет, Кекс!
Мальчики поссорились. Витя ушёл на другую парту. На следующий день Слава не решил заданную на дом задачу, а Витя подал учителю неряшливую тетрадь. Спустя несколько дней дела пошли ещё хуже: оба мальчика получили по двойке. А потом они узнали, что собаку директора зовут Ральф.
– Значит, нам не из-за чего ссориться! – обрадовался Слава.
– Конечно, не из-за чего, – согласился Витя.
Оба мальчика снова уселись на одну парту.
– Вот тебе и Рекс, вот тебе и Кекс. Две двойки мы из-за спора схватили! И подумать только, из-за чего люди ссорятся.

(151 слово)
(В. Осеева)

Вопросы и задания

1. Из-за чего поспорили мальчики?
2. Почему они получили по двойке?
3. Как звали собаку директора?

Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения

2 класс

После дождя высыпали ребятишки за околицу. Весело им шлёпать по грязным лужам. Вылезла на дорогу и жаба; сидит тихо на краю лужи – хорошо ей.
Увидели жабу дети и говорят: «У, гадина какая! Устроим ей потеху». Наломали они острых прутьев и давай ими тыкать жабу. Всю её изранили. Прыгает жаба, хочет спрятаться, а мальчики не пускают да ещё хохочут.
Едет к этому месту лошадь с возом, старая, худая. Тяжело ей тащить воз по грязной дороге. Отошли дети в сторону и смотрят, что будет с жабой. А лошадь увидела жабу и остановилась. Мужик сердито на неё крикнул. Колёса глубоко увязли в грязи: трудно лошади свернуть в сторону. А всё-таки собрала она все силы и объехала жабу.
Увидел тут и мужик жабу. «Ишь ты, лошадь гадину пожалела! Тварь, а понимает!» – сказал он.
Воз проехал. Дети опять подошли к жабе. Постояли и отошли прочь; хотели игру затеять, да что-то у них не ладилось: им было чего-то стыдно.


(155 слов)
(Л.Н. Толстой)

Прочитай текст «Лошадь и жаба» Л.Н. Толстого. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. Определи персонажей произведения.

а) Ребятишки, жаба, лошадь;
б) ребятишки, жаба, лошадь, мужик;
в) ребятишки, мужик.

2. Выбери одно из значений слова околица, употребленное в данном тексте.

а) Окольная, непрямая дорога вокруг селения;
б) изгородь вокруг деревни;
в) окраина селения.

3. Какое значение в слово гадина вкладывают дети?

а) Отвратительное, мерзкое животное;
б) земноводное (живущее на земле и в воде животное);
в) отвратительный, мерзкий человек.

4. Какое значение в слово гадина вкладывает мужик?

а) Отвратительное, мерзкое животное;
б) земноводное (живущее на земле и в воде животное);
в) отвратительный, мерзкий человек.

5. Определи с помощью цифр последовательность действий жабы в тексте.

6. Определи с помощью цифр последовательность действий ребятишек в тексте.

7. Выпиши определения, которым автор характеризует лошадь.

8. Восстанови с помощью цифр верную последовательность пунктов плана.

а) Почему детям стыдно?
б) Встреча лошади с жабой.
в) Как хорошо после дождя!
г) Потеха детей.
д) «Лошадь гадину пожалела».

9. Есть ли в тексте персонажи, которые у тебя вызывают сочувствие? Почему?

10. Какой нравственный урок получили дети?

Правильные ответы к заданиям

3 класс

– Дедушка, смотри, какой я кнут нашёл! – Дед поднял очки на лоб. – Ишь ты – ремённый! И, никак, в шесть концов сплетённый.
Я взмахнул кнутовищем и звучно щёлкнул.
– Ловко. И где же ты его нашёл?
– А на дороге.
– И ты не знаешь, чей это кнут?
Я как можно натуральнее пожал плечами. Хотя я, конечно, знал, чей это кнут. Деда Егора! Он как раз вчера ездил на станцию и, видимо, обронил его, под хмельком возвращаясь вечером. Дед вздохнул:
– День только начался, а ты уже дважды согрешил: кнут чужой взял и мне соврал.
И снова принялся отбивать косу. Закончив, позвал меня:
– Эй, Вовк, я вот всё думаю, где же ты будешь кнутом этим щёлкать. На улице нельзя. Вдруг Егор увидит иль ребята. И скажут ему. В саду разве что? Но там не размахнёшься – простора нет. Вот и получается – спрятать его надо.
Вечером, за самоваром, дед опять заговорил о кнуте.
– Ну, ты надумал, где прятать-то его будешь? Под подушкой оно вроде надёжней всего.
Я покраснел. Я как раз раздумывал именно над этим – где спрятать кнут. А дед продолжал, неторопливо прихлёбывая из блюдца:
– Взять чужую вещь – дело нехитрое. А вот спрятать её, так чтобы хозяин не увидел, – тут надобно крепко покумекать. Но ты же у нас головастый. Мать говорит – на одни пятёрки учишься.
Красный и потный – не от чая горячего, а от дедовских насмешливых глаз – я медленно слез с лавки, в сенцах взял кнут и вышел за огороды.
Щёлкнул там напоследок, причём без всякого удовольствия, побрёл заогородной тропкой к дому деда Егора. А потом вдруг побежал: так мне захотелось поскорее избавиться от этого злополучного кнута.

(261 слово)
(В. Волков)

Прочитай текст «Кнут» В. Волкова. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. Определи героев произведения.

а) Дед, внук, дед Егор;
б) внук, дед;
в) внук, дед, Вовка.

2. Где происходят события, описанные в тексте? Свой ответ обоснуй: выпиши слова из текста, подтверждающие твой выбор.

3. В какое время суток происходят события, описанные в тексте?

а) Утром;
б) утром, днем, вечером;
в) утром, вечером.

4. Какой находкой внук хвастается перед дедом?

5. Где Вовка нашел кнут?

6. В чем была радость обладания кнутом?

а) Звучно щелкать;
б) хвастать перед ребятами;
в) хранить под подушкой.

7. Какие грехи, по словам деда, совершил внук?

8. Какое значение в слово согрешить вкладываешь ты?

а) Нарушить религиозно-нравственные предписания;
б) совершить поступок, достойный осуждения, порицания.

9. Почему, по мнению деда, нельзя щелкать кнутом на улице?

10. Какой совет дал дед внуку?

11. Какое значение вкладывает дед в слова:

12. Почему Вовке захотелось избавиться от злополучного кнута?

13. Восстанови с помощью цифр верную последовательность пунктов плана.

а) Совет деда.
б) Облегчение от принятого решения.
в) Хвастовство находкой.
г) Нежелание отдать кнут хозяину.

14. Придумай 1–2 вопроса к тексту.

15. Какой нравственный урок получил внук?

Правильные ответы к заданиям

4 класс

В одной московской школе перестал ходить на занятия мальчик. Неделю не ходит, две.
Телефона у Лёвы не было, и одноклассники по совету учительницы решили сходить к нему домой.
Дверь открыла Лёвина мама. Лицо у неё было очень грустное. Ребята поздоровались и робко спросили:
– Почему Лёва не ходит в школу?
Мама печально ответила:
– Он больше не будет учиться с вами. Ему сделали операцию. Неудачно. Лёва ослеп и сам ходить не может.
Ребята помолчали, переглянулись, и тут кто-то из них предложил:
– А мы его по очереди в школу водить будем.
– И домой провожать.
– И уроки поможем делать, – перебивая друг друга, защебетали одноклассники.
У мамы на глаза навернулись слёзы. Она провела друзей в комнату. Немного погодя, ощупывая путь рукой, к ним вышел Лёва с повязкой на глазах.
Ребята замерли. Только теперь они по-настоящему поняли, какое несчастье произошло с их другом. Лёва с трудом сказал:
– Здравствуйте.
И тут со всех сторон посыпалось:
– Я завтра зайду за тобой и провожу в школу.
– А я расскажу, что мы проходили по алгебре.
– А я по истории.
Лёва не знал, кого слушать, и только растерянно кивал головой. По лицу мамы градом катились слёзы.
После ухода ребята составили план – кто когда заходит, кто какие предметы объясняет, кто будет гулять с Лёвой и водить его в школу.
В школе мальчик, который сидел с Лёвой за одной партой, тихонько рассказывал ему во время урока то, что учитель пишет на доске.
А как замирал класс, когда Лёва отвечал! Как все радовались его пятёркам, даже больше, чем своим!
Учился Лёва прекрасно. Лучше учиться стал и весь класс. Для того чтобы объяснить урок другу, попавшему в беду, нужно самому его знать. И ребята старались. Мало того, зимой они стали водить Лёву на каток. Мальчик очень любил классическую музыку, и одноклассники ходили с ним на симфонические концерты.
Школу Лёва окончил с золотой медалью, затем поступил в институт. И там нашлись друзья, которые стали его глазами.
После института Лёва продолжал учиться и в конце концов стал всемирно известным математиком, академиком Понтрягиным.
Не счесть людей, прозревших для добра.

(333 слова)
(Б. Ганаго)

Прочитай текст «Прозрение» Б. Ганаго. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. В каком городе учился мальчик?

а) В Москве;
б) в Санкт-Петербурге;
в) в Ростове.

2. Почему одноклассники решили сходить к мальчику домой?

а) У него не было телефона;
б) он перестал ходить на занятия;
в) ребятам захотелось сходить в гости.

3. Как Левина мама объяснила отсутствие сына в школе? Выпиши слова из текста.

4. Какое значение вкладывает автор в слово защебетали (одноклассники)?

а) Запели;
б) заговорили одновременно;
в) заспорили между собой.

5. Когда ребята по-настоящему поняли, какое несчастье произошло с их другом?

а) Когда увидели Леву;
б) Когда увидели Леву с повязкой на глазах;
в) Когда увидели, как Лева с повязкой на глазах, ощупывая путь рукой, выходит к ним.

6. Какое решение приняли ребята?

7. Восстанови последовательность смены настроения мамы.

а) У мамы на глазах навернулись слезы.
б) Лицо у нее (мамы) было очень грустное.
в) Мама печально ответила… .
г) По лицу мамы градом катились слезы.

8. Как ты думаешь, можно ли плакать от радости?

9. Что сделали одноклассники после посещения товарища?

10. Почему ребята радовались пятеркам Левы больше, чем своим?

11. Какое значение вкладывает автор во фразу: И там (в институте) нашлись друзья, которые стали его (Левы) глазами?

12. Восстанови с помощью цифр правильный порядок пунктов плана.

а) Всемирная известность.
б) Мальчик перестал ходить в школу.
в) Решение ребят не бросать друга в беде.
г) Успешная учеба Левы в школе.
д) Одноклассники у Левы дома.
е) Новые друзья в институте.

13. Составь план из трех пунктов.

14. Выпиши главную мысль этого рассказа.

15. Как ты думаешь, о каком «прозрении» идет речь в произведении?

Вопросы: 1. Определи персонажей произведения.

а) Ребятишки, жаба, лошадь;
б) ребятишки, жаба, лошадь, мужик;
в) ребятишки, мужик.

2. Выбери одно из значений слова околица, употребленное в данном тексте.

а) окраина селения.
б) изгородь вокруг деревни;
в) Окольная, непрямая дорога вокруг селения;

3. Какое значение в слово гадина вкладывают дети?

а) Отвратительное, мерзкое животное;
б) земноводное (живущее на земле и в воде животное);
в) отвратительный, мерзкий человек.

4. Какое значение в слово гадина вкладывает мужик?

а) Отвратительное, мерзкое животное;
б) земноводное (живущее на земле и в воде животное);
в) отвратительный, мерзкий человек.

5. Определи с помощью цифр последовательность действий жабы в тексте.

а) Сидит __
б) прыгает __
в) вылезла __
г) хочет спрятаться __

6. Определи с помощью цифр последовательность действий ребятишек в тексте.

а) Изранили __
б) наломали __
в) давай тыкать __

7. Выпиши определения, которым автор характеризует лошадь.

8. Восстанови с помощью цифр верную последовательность пунктов плана.

а) Почему детям стыдно? __
б) Встреча лошади с жабой. __
в) Как хорошо после дождя! __
г) Потеха детей. __
д) «Лошадь гадину пожалела». __

9. Есть ли в тексте персонажи, которые у тебя вызывают сочувствие? Почему?

10*. Какой нравственный урок получили дети?

\u0433)\u0445\u043e\u0447\u0435\u0442 \u0441\u043f\u0440\u044f\u0442\u0430\u0442\u044c\u0441\u044f 4

6.\u0430) \u0418\u0437\u0440\u0430\u043d\u0438\u043b\u0438 3

\u0431) \u043d\u0430\u043b\u043e\u043c\u0430\u043b\u0438 1

\u0432) \u0434\u0430\u0432\u0430\u0439 \u0442\u044b\u043a\u0430\u0442\u044c 2

7.\u0436\u0430\u043b\u043e\u0431\u043d\u043e\u0435 \u0436\u0438\u0432\u043e\u0442\u043d\u043e\u0435 \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u043e\u0435 \u043f\u043e\u0436\u0430\u043b\u0435\u043b\u0430 \u0436\u0430\u0431\u0443 \u0432\u043c\u0435\u0441\u0442\u043e \u0442\u043e\u0433\u043e \u0447\u0442\u043e-\u0431\u044b \u043d\u0430 \u043d\u0435\u0451 \u043d\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c

8.\u0430) \u041f\u043e\u0447\u0435\u043c\u0443 \u0434\u0435\u0442\u044f\u043c \u0441\u0442\u044b\u0434\u043d\u043e? 5

\u0431) \u0412\u0441\u0442\u0440\u0435\u0447\u0430 \u043b\u043e\u0448\u0430\u0434\u0438 \u0441 \u0436\u0430\u0431\u043e\u0439. 3

\u0432) \u041a\u0430\u043a \u0445\u043e\u0440\u043e\u0448\u043e \u043f\u043e\u0441\u043b\u0435 \u0434\u043e\u0436\u0434\u044f! 1

\u0433) \u041f\u043e\u0442\u0435\u0445\u0430 \u0434\u0435\u0442\u0435\u0439. 2

\u0434) \u00ab\u041b\u043e\u0448\u0430\u0434\u044c \u0433\u0430\u0434\u0438\u043d\u0443 \u043f\u043e\u0436\u0430\u043b\u0435\u043b\u0430\u00bb. 4

9.\u0414\u0430 \u0435\u0441\u0442\u044c,\u0436\u0430\u0431\u0430 \u0432\u044b\u0437\u044b\u0432\u0430\u0435\u0442 \u0441\u043e\u0447\u0443\u0432\u0441\u0442\u0432\u0438\u0435 \u043f\u043e\u0442\u043e\u043c\u0443 \u0447\u0442\u043e \u0435\u0451 \u0432\u0441\u0435 \u0438\u0437\u0440\u0430\u043d\u0438\u043b\u0438,\u0435\u0439 \u0431\u043e\u043b\u044c\u043d\u043e,\u0430 \u043e\u043d\u0430 \u0434\u0430\u0436\u0435 \u043d\u0435 \u043c\u043e\u0436\u0435\u0442 \u0441\u043f\u0440\u044f\u0442\u0430\u0442\u044c\u0441\u044f

10.\u0410 \u0434\u0435\u0442\u0438 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u043b\u0438 \u0443\u0440\u043e\u043a - \u0447\u0442\u043e \u0434\u0430\u0436\u0435 \u043d\u0430\u0434 \u0433\u0430\u0434\u043a\u043e\u0439 \u0436\u0430\u0431\u043e\u0439 \u043d\u0435 \u043d\u0435\u043b\u044c\u0437\u044f \u0438\u0437\u0434\u0435\u0432\u0430\u0442\u044c\u0441\u044f \u0438 \u00a0\u0434\u0430\u0436\u0435 \u0431\u043e\u043b\u044c\u0448\u0430\u044f \u043b\u043e\u0448\u0430\u0434\u044c \u043f\u043e\u0436\u0430\u043b\u0435\u043b\u0430 \u0433\u0430\u0434\u043a\u0443\u044e \u0436\u0430\u0431\u0443

Нажмите, чтобы скачать публикацию
в формате MS WORD (*.DOC)

ТЕКСТЫ С ЗАДАНИЯМИ ДЛЯ ПРОВЕРКИ

ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Автор: Чаликова Любовь Ивановна

Друг (В. Карасёва)

Инструкция: Прочитай текст. Начни читать по сигналу учителя. В тексте тебе встретятся слова, помещенные в квадратные скобки. Из слов, приведенных в скобках, только одно верное. По ходу чтения подчеркивай то слово, которое считаешь верным. По сигналу учителя поставь вертикальную линию после последнего слова, которое ты уже прочитал. Дочитай текст до конца.

Был у Светланы зайчик. Не живой, не настоящий, но очень 11

красивый. Сам серый, ушки в середине розовые. Хвостик белый,

пушистый, похож на снежинку. 24

Своего (котика, зайчика, мишку) Светлана любила. Кормила его

супом, спать с собой клала и другим детям давала поиграть. 42

Но вот износился зайчик. Сначала хвостик у него оторвался,

потом ушко. А шёрстка сбилась и вытерлась. Увидал (зайчика, котика, мишку) Юра и говорит:

- Какой некрасивый (кролик, заяц, мишка)!

Подошла Галя и спрашивает:

- Зачем тебе такой старый, такой бесхвостый?

А Наташа, старшая сестра Светы, взяла иголку с ниткой и пришила

заячий хвостик, потом ухо. Почистила его и сказала: Кто старых друзей в беде бросает, тот и новых не заведёт.

Ответь на вопросы:

Какой зайчик был у Светланы?

Какая беда приключилась с зайчиком?

Как друзья Светланы отнеслись к её беде?

Что ты можешь сказать о Натане, сестре Светланы?

Подумай, о чём этот рассказ? Прочитай слова, в которых заключена главная мысль рассказа. Могут ли они быть пословицей?

Как лошадь жабу пожалела (По В.Гюго)

Инструкция: Прочитай текст. Начни читать по сигналу учителя. В тексте тебе встретятся слова, помещенные в квадратные скобки. Из слов, приведенных в скобках, только одно верное. По ходу чтения подчеркивай то слово, которое считаешь верным. По сигналу учителя поставь вертикальную линию после последнего слова, которое ты уже прочитал. Дочитай текст до конца.

Дело было летом, под вечер. Только что прошла гроза. Тишина стояла кругом. Солнце (вставало, садилось), и заходящие лучи его играли в лужах. (Мокрые, сухие, жёлтые) листья блестели на деревьях. На дорогу откуда-то выползла жаба и села на край лужи. Она подняла свою голову и стала смотреть на небо, словно любуясь им. Сидит (лягушка, жаба, птица) тихо и задумчиво. Никого не боится и сама никому зла не желает. Увидели (птицу, лягушку, жабу) дети и засмеялись. Наломали мальчики острых прутиков, стали тыкать и колоть (жабу, лягушку, птицу). Попали они (палкой, прутиком, верёвкой) в бок и изранили (жабу, птицу, лягушку). Не смогла искалеченная (птица, лягушка, жаба) выкарабкаться из коле и и поползла вдоль по мокрой рытвине. Здесь ей показалось лучше. Вода обмывала её раны. В грязи ей было спокойнее, чем наверху с людьми. Но (мальчики, девочки) следили за (птицей, лягушкой, жабой). По дороге ехал мужик с возом. Телегу тащила старая, разбитая на ноги лошадь. Увидела (лошадь, собака) (лягушку, птицу, жабу) в коле е , остановилась, вытянула шею и постаралась объехать это место. Воз проехал. Дети опять (подошли, убежали) к (лягушке, жабе, птице).

- Пожалела… - тихонько сказал один мальчик. И всем (девочкам, мальчикам) стало (неловко, совестно, радостно, весело).

Ответь на вопросы:

Когда произошёл этот случай?

Кто выполз на дорогу?

Как стали вести себя мальчишки, увидев жабу?

Где ползла израненная жаба?

Кто пожалел жабу?

Почему мальчишкам стало совестно?

Есть ли в тексте персонажи, которые у тебя вызывают сочувствие? Почему?

Какой урок получили мальчики?

«Воробей» ( И.С.Тургенев )

Инструкция: Прочитай текст. Начни читать по сигналу учителя. В тексте тебе встретятся слова, помещенные в квадратные скобки. Из слов, приведенных в скобках, только одно верное. По ходу чтения подчеркивай то слово, которое считаешь верным. По сигналу учителя поставь вертикальную линию после последнего слова, которое ты уже прочитал. Дочитай текст до конца.

Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Моя собака Трезор бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль (аллеи, улицы, дороги) - и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Ветер сильно качал березы (улицы, аллеи, дороги) и он упал из гнезда. (Воробей, скворец, ворон) сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя (собака, лошадь, кошка) медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой - и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул в направлении зубастой, раскрытой пасти (Полкана, Трезора, Шарика).

Воробей кинулся спасать, заслонил собою свое детище . но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип,

он замирал, жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться (кошка, лошадь, собака)! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке. Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой (Шарик, Полкан, Трезор) остановился, попятился. Видно, и он признал эту (силу, отчаяние, волю).

Я поспешил отозвать своего смущенного (кошку, лошадь, пса) и удалился, благоговея.

Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой, героической (птицей, насекомым, зверем), перед любовным её порывом.

«Любовь, - думал я,- сильнее смерти и страха смерти. Только ею,

только (отчаянием, любовью, силой) держится и движется жизнь».

Тексты для обучающихся 3-4 классов на понимание текста, умение ответить на вопросы,составить собственные вопросы по тексту

Просмотр содержимого документа
«Диагностика читательских умений.»

Диагностика читательских умений

Тексты для обучающихся 3-4 классов

умение ответить на вопросы,

составить собственные вопросы по тексту

Ученик должен читать выразительно, не меняя темп чтения, соблюдая знаки препинания, чётко проговаривая слова. После каждого текста даны контрольные вопросы, которые позволяют проверить, насколько осознанно школьник воспринимает прочитанное, а также таблица для записи собственных вопросов.

Первое полугодие (сентябрь)

Собака – верный друг человека. Собака – самое разумное, самое понятливое животное. Она помогает человеку в работе. В глухом непроходимом лесу собака лучше всякого опытного проводника чутьём отыскивает дорогу и выводит своего хозяина на верный путь. И сколько ещё разных услуг оказывает она человеку! Есть собаки водолазы, которые вытаскивают людей из воды. Есть пожарные собаки, которые приучены спасать на пожарах детей и животных. На севере в некоторых местах даже ездят на собаках. Запрягут в одни сани собак двадцать, и везут они своего хозяина по снежному полю. Есть ещё большие собаки – сенбернары. Собаки эти очень умные. Их научили разыскивать в горах под снегом замерзающих людей. Много людей спасли и спасают они от смерти в снежные метели. Собака крепко привязывается к своему хозяину, дорожит каждой его лаской и прощает его обиды. (128 слов)

Как собака в глухом лесу отыскивает дорогу?

Какие услуги оказывают собаки человеку?

Сколько собак запрягают в сани на севере?

Как сенбернары помогают человеку?

Запиши свои вопросы по тексту________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Первое полугодие (октябрь)

Равное наследство.

У одного купца было два сына. Старший был любимец отца, и отец всё своё наследство хотел отдать ему. Мать жалела младшего сына и просила мужа поделить наследство поровну. Купец её не послушал. Один раз мать сидела у окна и плакала. К окну подошёл странник и спросил, о чём она плачет.

- Как мне не плакать! Оба сына мне равны, а отец хочет одному сыну всё отдать, а другому – ничего. У меня нет денег, и я не знаю, как помочь горю.

- Твоему горю легко помочь. Объяви сыновьям, что старшему достанется всё богатство, а меньшому – ничего.

Младший сын ушёл в чужие страны и выучился разным наукам, а старший жил при отце и ничему не учился, потому что знал, что он богат. Когда отец умер, старший ничего не умел делать и скоро прожил всё своё богатство, а младший выучился добывать хлеб мастерством да наукой. Сам он хорошо жил да и другим помогал. (150 слов)

Сколько сыновей было у купца?

Что отец хотел отдать своему старшему сыну и почему

Чём просила жена мужа?

Почему меньшой сын ушёл в другие страны?

Что произошло с сыновьями после смерти отца?

Запиши свои вопросы по тексту________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Первое полугодие (ноябрь)

Лошадь – друг человека.

Много пользы приносит человеку лошадь. Лошадь – это преданный друг, готовый в случае нужды спасти своего хозяина, не жалея себя. Не один раз так выручали лошади из беды своих хозяев. У одного человека была прекрасная, умная лошадь. Хозяин и лошадь были сильно привязаны друг к другу и почти не разлучались много лет. Однажды во время войны человек этот попал в плен. Враги захватили и его любимую лошадь. Ночью связанный пленник вдруг услышал невдалеке ржание своего друга. Тихо, тихо с большим трудом подполз он к тому месту, где была привязана лошадь, и отвязал её. Ласково посмотрела она на своего израненного хозяина, как бы раздумывая, что делать. Затем схватила его зубами за пояс и с такой тяжёлой ношей поскакала по знакомой дороге.

Лошадь доскакала до дома хозяина и положила его к ногам жены и детей. Люди этой деревни сложили песню про верного коня и до сих пор поют её своим детям. (151 слово)

Почему лошадь называют преданным другом?

Где оказался хозяин лошади?

Кто отвязал лошадь?

Как лошадь помогла хозяину бежать из плена?

Запиши свои вопросы по тексту________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Первое полугодие (декабрь)

Крачка – птица водная и называется ласточкою только потому, что так же хорошо летает, как ласточка. Морскою она названа потому, что водится по берегу моря. Один человек подстрелил морскую ласточку, перебил ей крыло, и она упала в море. Человек хотел её достать. В это время налетели другие крачки, окружили раненую птицу. Две из них схватились клювами за её крылья, подняли из воды и полетели. За ними полетели ещё две другие крачки. Когда первые крачки устали, то опустили раненую на воду. Тогда её подхватили две другие крачки, также подняли из воды и полетели дальше. Так две пары морских ласточек менялись до тех пор, пока не принесли раненую на большой камень, который торчал из воды и стоял довольно далеко от человека. Человек пошёл к этому камню, чтобы взять подстреленную птицу. Тут опять налетела целая стая морских ласточек, и две из них снова подхватили раненую и понесли её дальше. Тогда человеку стало стыдно, и он не стал больше гнаться за раненой морской ласточкой.

Почему крачку называют морской ласточкой?

Что произошло с ласточкой, когда её подстрели?

Что случилось, когда человек хотел достать её из моря?

Куда отнесли крачки раненую птицу?

Что произошло, когда человек стал подходить к камню?

Почему человек перестал преследовать крачку?

Запиши свои вопросы по тексту________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Второе полугодие (январь)

Как лошадь жабу пожалела.

Дело было летом, под вечер. Только что прошла гроза. Тишина стояла кругом. Солнце садилось, и заходящие лучи его играли в лужах. Мокрые листья блестели на деревьях. На дорогу откуда-то выползла жаба и села на край лужи. Она подняла свою голову и стала смотреть на небо, словно любуясь им. Сидит жаба тихо и задумчиво. Никого не боится и сама никому зла не желает. Увидели жабу дети и засмеялись. Наломали мальчики острых прутиков, стали тыкать и колоть жабу. Попали они прутиком в бок и изранили жабу. Не смогла искалеченная жаба выкарабкаться из колеи и поползла вдоль по мокрой рытвине. Здесь ей показалось лучше. Вода обмывала её раны. В грязи ей было спокойнее, чем наверху с людьми. Но мальчики следили за жабой. По дороге ехал мужик с возом. Телегу тащила старая, разбитая на ноги лошадь. Увидела лошадь жабу в колее, остановилась, вытянула шею и постаралась объехать это место.

- Пожалела… - тихонько сказал один мальчик. И всем мальчикам стало неловко и совестно. (162 слова)

Когда произошёл этот случай?

Кто выполз на дорогу?

Как стали вести себя мальчишки, увидев жабу?

Где ползла израненная жаба?

Кто пожалел жабу?

Почему мальчишкам стало совестно?

Запиши свои вопросы по тексту____________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Второе полугодие (февраль)

Больная белка.

В жаркие летние дни я отправлялся на берег реки, под тень деревьев. На этих деревьях водились белки. Они ловко прыгали по веткам и веселились. Лишь одна белка постоянно держалась в стороне и сидела неподвижно между ветвями густого куста. Как только её находили другие белки, они тотчас бросались на неё, кусали и царапали бедняжку. Больной зверёк не отбивался, а только жалобно пищал. Но вот я увидел другую, совсем ещё молодую белочку. Она прокрадывалась через кустарник. Белочка несла во рту большой орех и каждую минуту оглядывалась, как бы её не заметили. Вот приблизилась она к несчастной белочке и положила перед ней своё угощение. Другие белки заметили это и бросились с деревьев к кусту. Молодая белочка спаслась двумя скачками, а больная ждала, что с ней будут делать. Я вскочил. Все белки разбежались, кроме больной. Я отнёс её домой, кормил, поил и ухаживал за нею. Вскоре её шерсть отросла и стала густой и блестящей. Хотя белка была свободна, она никогда не пробовала бежать в лес.

Кто водился на берегу реки на деревьях?

Чем отличалось поведение одной белки от остальных?

Как вели себя некоторые белки?

Почему молодая белочка спаслась от стаи белок?

Как человек помог больной белочке?

Запиши свои вопросы по тексту________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Второе полугодие (март)

На берегу речки стояла одинокая мельница. Перед ней возле крылечка сидел мальчик. Поблизости не было ни одного жилища, кроме избушки мельника. У мальчика была собака Шарик, которая лежала возле своей конуры. Показались на небе тёмные тучи, блеснула молния, загремел гром, и дождь полил ливнем. Мальчик пошёл домой, а Шарик скрылся в своей конуре. От сильного дождя маленькая речка поднималась всё выше и выше и, наконец, стала заливать двор мельника. Увидел мальчик из окна, как бушевала вода на дворе, как волны разбивали конуру Шарика, который сидел на цепи и печально смотрел на мальчика. Мигом выбежал мальчик из комнаты, сбежал по лестнице вниз и, по пояс в воде, поспешил к Шарику. Вот он схватил цепь и освободил собаку, которая тут же поплыла к дверям избы. В это время вода поднялась ещё выше, и сильные волны сбили мальчика с ног. Мальчик, видя, что он не может больше бороться с волнами, вскрикнул. Услышав его крик, Шарик быстро поплыл к мальчику, схватил его за одежду и вытащил на крыльцо избы (167 слов)

Где стояла одинокая мельница?

Куда спрятались мальчик и собака во время дождя?

Что произошло с речкой?

Как мальчик спас Шарика?

Как Шарик спас мальчика?

Запиши свои вопросы по тексту________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Второе полугодие (апрель)

Пожарные собаки.

Бывает часто, что в городах на пожарах остаются дети в домах и их нельзя вытащить, потому что они от испуга прячутся и молчат. А от дыма нельзя их рассмотреть. Для этого в Лондоне приучены собаки. Они с помощью удивительного чутья отыскивают детей. Одна такая собака в Лондоне спасла двенадцать детей. Её звали Боб. Один раз загорелся дом. И когда пожарные приехали к дому, к ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыму. Через пять минут он выбежал из дома и в зубах за рубашку нёс девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива. Пожарные ласкали собаку и осматривали её – не обгорела ли она. Но Боб рвался опять в дом. Пожарные подумали, что в доме ещё есть что-нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах. Когда люди рассмотрели, что она несла, то расхохотались: она несла большую куклу.

(170 слов) По Л. Толстому

Почему нельзя порой спасти детей во время пожара?

Кто помогает пожарным в Лондоне?

Сколько детей спасла собака Боб?

Кого в этот раз спаса собака?

Что вынесла собака во второй раз?

Запиши свои вопросы по тексту________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Второе полугодие (май)

На свете есть земля, где только три месяца бывает лето, а остальное время бывает зима. Осень же и весна там так коротки, что их трудно отделить от зимы и лета. Зимой там дни бывают такие короткие, что только взойдёт солнце, тотчас и сядет. А три месяца, в самую середину зимы, солнце совсем не восходит, и все три месяца темно. Зато летом солнце целых три месяца вовсе не заходит, всё стоит день.

На этой земле живут люди. Их называют эскимосами. Люди эти говорят на своём языке. Ростом эскимосы невелики. Лицо у них не белое, а тёмное, почти коричневое, волосы чёрные и жёсткие. Эскимосы зимой живут в снеговых домах. Они строят их так: нарубят из снега кирпичей и сложат из них дом. Вместо стёкол они вставляют в стены льдины, а вместо дверей они делают длинную трубу под снегом и через эту трубу вылезают из своего дома. Их дома совсем заносит снегом и в них делается тепло. Эскимосы в своём ледяном доме жгут в больших чашках тюлений жир. На таком огне эскимосы варят себе пищу, согревают дома.

Расскажите о земле, на которой живут эскимосы.

Как выглядят эскимосы?

Из чего и как строят дома эскимосы?

Чем согревают дома и на чём варят еду эскимосы?

Запиши свои вопросы по тексту________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

https://pbs.twimg.com/tweet_video_thumb/DKvZQd_UIAEuBG_.jpg

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Камышловский педагогический колледж»



https://pbs.twimg.com/tweet_video_thumb/DKvZQd_UIAEuBG_.jpg

Камышлов, 2020

https://pbs.twimg.com/tweet_video_thumb/DKvZQd_UIAEuBG_.jpg

Подборка заданий, направленных на развитие навыков смыслового чтения. / 2020, стр. 15

Данная сборник заданий, представляет собой подборку разных заданий, направленных развитие навыков смыслового чтения. Подборка предназначена для учителей начальных классов, работающих в условиях инклюзивного образования, а также для учителей начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования, учителям - предметникам.

©ГАПОУ СО "Камышловский педагогический колледж", 2020

https://pbs.twimg.com/tweet_video_thumb/DKvZQd_UIAEuBG_.jpg

https://pbs.twimg.com/tweet_video_thumb/DKvZQd_UIAEuBG_.jpg

Пояснительная записка 4-6

Система специальных упражнений………………………………………7-15

Список литературы 16

Пояснительная записка

Развитие коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста является на современном этапе развития социальных отношений одной из важнейших проблем. Одним из основных навыков современной личности выступают коммуникативные навыки. Владение коммуникативными навыками на высоком уровне дает возможность эффективного взаимодействия с окружающими людьми. Важно приступить к формированию коммуникативных навыков непосредственно в младшем школьном возрасте с целью поэтапного развития в будущем. Формирование коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста является актуальной проблемой, так как степень сформированности данных навыков влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Между тем коммуникативная деятельность, является одной из основных в младшем школьном возрасте в связи с тем, что следующий этап в их жизни – подростковый возраст, когда ведущей деятельностью становится общение со сверстниками. От того, как будут складываться отношения ребёнка в группе людей – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, успешность реализации своего потенциала а, следовательно, и его дальнейшая судьба.

Младшие школьники продвигаются в овладении навыком смыслового чтения, но, испытывая значительные трудности в его освоении, нуждаются в целенаправленной и продуманной помощи специалиста или учителя; необходимо было разработать и использовать систему коррекционной работы по овладению навыком смыслового чтения.

Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон прочитанного.

Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой. Только при правильном взаимодействии всех анализаторов и связи двух сигнальных систем происходит процесс смыслового чтения.

Ребенок, который будет испытывать большие затруднения при выполнении домашних заданий. Ему будет не интересно на уроках, он будет неусидчив, он не будет посещать библиотеку, потому что читать книги при непонимании текста – это не столько удовольствие, сколько мука. Для решения этой проблемы и был создан данный сборник по развитию навыка смыслового чтения. Специальные упражнения можно использовать как на уроках, так и во внеурочное время.

Младший школьный возраст характеризуется наличием существенных качественных и количественных накоплений в развитии ребенка. Ведущим видом деятельности является учебная, следовательно, целесообразно рассматривать ее как основу или средство формирования каких-либо умений и навыков, оказывающих положительное влияние на развитие личности ребенка.

Младший школьный возраст - это время формирования умения межличностных взаимодействий, когда происходит изменение коммуникативной де ятельности: изменяются взаимоотношения с взрослыми, усиливаются контакты с ровесниками, появляется более сложная форма совместной деятельности.

Задания развивают воображение ребенка, логическое мышление, память учат общению друг с другом. Их можно использовать для коррекции негативных черт характера, развития эмоциональной сферы, закрепления знаний об окружающем. Особое место в них отводится развитию речи, связной речи, развитию памяти, развитию коммуникативных навыков.

Цель подборки: побор и систематизация заданий для младших школьников по развитию навыков смыслового чтения.

Задачи:

1. Подбор заданий для младших школьников, различной направленности;

2. Систематизация подобранных заданий по разделам в сборнике;

3. Оформление заданий для младших школьников по развитию навыков смыслового чтения.

Подборка заданий для младших школьников по развитию навыков смыслового чтения систематизирован в соответствии с возрастом детей. Упражнения в подборке представлены по учебному предмету.

Читайте также: