Как называется деревянный конь

Опубликовано: 24.04.2024


Троянский конь является деревянный конь с Троянской войны использовали греки , чтобы войти в город Трою и выиграть войну. В « Илиаде» Гомера нет троянского коня , стихотворение которого заканчивается до окончания войны. Но в « Энеиде » Вергилия , после бесплодной 10-летней осады, греки по велению Одиссея построили огромного деревянного коня и спрятали внутри отборный отряд людей, включая самого Одиссея . Греки сделали вид, что уплывают, а троянцы затащили коня в свой город в качестве трофея победы. Той ночью греческие войска выползли из коня и открыли ворота для остальной греческой армии, которая отплыла назад под покровом ночи. Греки вошли и разрушили город Трою, положив конец войне.

Метафорически , «троянский конь» стал обозначать любую уловку или уловку, заставляющую цель пригласить врага в надежно защищенный бастион или место. Вредоносная компьютерная программа , которая обманывает пользователи в добровольно запустить его также называют «троянским конем» или просто «трояном».

Главный древний источник для истории является Энеидом из Вергилия , Latin эпоса со времен Августа . Это событие также упоминается в « Одиссее Гомера » . В греческой традиции лошадь называется «деревянной лошадью» ( δουράτεος ἵππος douráteos híppos в гомеровском / ионическом греческом ( Odyssey 8.512); δούρειος ἵππος , doúreios híppos на аттическом греческом ).



СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Литературные отчеты
  • 2 человека на лошади
  • 3 Фактические объяснения
  • 4 Древние представления
  • 5 Современное метафорическое использование
  • 6 цитат
  • 7 Внешние ссылки

Литературные отчеты


Согласно Квинту Смирнею , Одиссей задумал построить большого деревянного коня (конь является эмблемой Трои), спрятать внутри элитный отряд и обманом заставить троянцев везти лошадь в город в качестве трофея. Под руководством Эпея греки построили деревянного коня за три дня. План Одиссея требовал, чтобы один человек оставался вне лошади; он будет вести себя так, как будто греки оставили его, оставив лошадь в подарок троянцам. На коне была выгравирована надпись: «По возвращении домой греки посвящают это приношение Афине». Затем они сожгли свои палатки и ночью ушли в Тенедос. Греческий солдат Синон был «брошен» и должен был подать сигнал грекам, зажег маяк.

В стихотворении Вергилия Синон, единственный доброволец на эту роль, успешно убеждает троянцев, что он остался позади и что греков больше нет. Синон сообщает троянцам, что Конь - это подношение богине Афине , призванное искупить предыдущее осквернение ее храма в Трое греками и обеспечить безопасное путешествие домой для греческого флота. Синон говорит троянцам, что Лошадь была построена слишком большой, чтобы они могли взять ее в свой город и завоевать расположение Афины.

Во время допроса Синон троянский священник Лаокоон догадывается о заговоре и предупреждает троянцев в знаменитой фразе Вергилия Timeo Danaos et dona ferentes («Я боюсь греков, даже тех, кто приносит дары»), Danai ( акк. Danaos ) или Danaans (имя Гомера для Греки), создавшие троянского коня. Однако бог Посейдон посылает двух морских змей, чтобы задушить его и его сыновей Антифантес и Тимбрей, прежде чем какой-либо троян прислушается к его предупреждению. Согласно Аполлодору, двух змей послал Аполлон , которого Лаокоон оскорбил тем, что спал со своей женой перед «божественным образом». В « Одиссее» Гомер говорит, что Елена Троянская также угадывает заговор и пытается обмануть и раскрыть греческих солдат внутри лошади, подражая голосам их жен, и Антикл пытается ответить, но Одиссей закрывает рот рукой. Дочь царя Приама Кассандра , прорицательница Трои, настаивает на том, что лошадь приведет к падению города и его королевской семьи. Ее тоже игнорируют, отсюда их гибель и поражение в войне.

Окружение: Троя (современный Гиссарлык , Турция ).
Период: бронзовый век.
Традиционная датировка: ок. 1194–1184 гг. До н.э.
Современная датировка: ок. 1260–1180 до н.э.
Результат: греческая победа, разрушение Трои.

Вызвал войну:

С греческой стороны:

  • Афина
  • Гефест
  • Гера
  • Гермес
  • Фетида
  • Посейдон

Со стороны троянца:

  • v
  • т
  • е

Этот случай упоминается в « Одиссее» :

Что же это было за вещь, которую этот могучий сотворил и вытерпел на резном коне, на котором сидели все мы, аргивские вожди , неся троянцам смерть и судьбу!

Но пойдемте же, измените свою тему и спойте о строительстве деревянного коня, которое Эпей сделал с помощью Афины , коня, которого однажды Одиссей привел в цитадель как хитрость, когда он наполнил ее люди, которые уволили Илиоса.

Самая подробная и известная версия содержится в книге II « Энеиды » Вергилия (перевод А.С. Кляйна).

По прошествии многих лет вожди греков,
противостоящие судьбе и пострадавшие от войны,
с помощью божественного искусства Палласа построили коня огромного размера
и обвили его ребра еловыми досками,
притворившись жертвой по обету. : этот слух распространяется.
Они тайно прячут отобранную группу людей, избранных по жребию,
там, в темном теле, заполняя живот и огромные
пещеры внутри вооруженными воинами.
[. ]
Тогда Лаокоон нетерпеливо бросается вниз с высоты
цитадели, чтобы противостоять им всем, большой толпе с ним,
и кричит издалека: «О несчастные граждане, какое безумие?
Как вы думаете, враг уплыл? Или вы думаете, что
любой греческий дар лишен предательства? Это репутация Улисса?
Либо греки прячутся, скрываются за деревом,
либо он был построен как машина для использования против наших стен,
или шпионит за нашими домами, или нападает на них. город сверху,
или он скрывает какую-то другую уловку: троянцы, не верьте этому коню.
Что бы это ни было, я боюсь греков даже тех, кто несет дары ».

Книга II включает изречение Лаокоона : « Equo ne credite, Teucri. Quidquid id est, timeo Danaos et dona ferentes » («Не верьте лошади, троянцы! Что бы это ни было, я боюсь данайцев [греков], даже тех, кто несет дары . ")

Задолго до Вергилия эта история также упоминается в греческой классической литературе. В пьесе Еврипида « Троянские женщины» , написанной в 415 г. до н.э., бог Посейдон провозглашает: «Ибо из своего дома под Парнасом Фокейский Эпей с помощью ремесла Паллады создал лошадь, чтобы нести в ее чреве вооруженное войско, и послал он в стенах, чреват смертью; откуда в грядущие дни люди будут рассказывать о «деревянном коне» с его скрытым грузом воинов ».

Мужчины на лошади

Тридцать лучших воинов ахейцев спрятались в утробе троянского коня, а двое шпионов - в его пасти. Другие источники приводят другие цифры: The Bibliotheca 50; Tzetzes 23; Квинт Смирней называет имена 30, но говорит, что их было больше. В поздней традиции число было стандартизировано и составляло 40. Их имена следуют:

Список ахейцев в троянском коне
Имена Источники
Quintus Hyginus Трифиодор Tzetzes
Одиссей (лидер)
Акамас
Агапенор
Аякс Младший
Амфидама
Амфимах
Антиклюс
Антимах
Антифаты
Calchas
Cyanippus
Демофон
Диомед
Эхион
Эпей
Eumelus
Euryalus
Eurydamas
Евримах
Эврипил
Ialmenus
Идоменей
Ифидама
Леонтеус
Махаон
Meges
Менелай
Менестей
Мерионес
Неоптолем
Пенелеос
Филоктет
Подалирий
Полипоеты
Сфенел
Teucer
Thalpius
Терсандер
Тоас
Thrasymedes
Число 30 9 23 23

Фактические объяснения


Было предположение, что троянский конь мог быть тараном или другим видом осадной машины, напоминающей до некоторой степени лошадь, и что описание использования этого устройства было затем преобразовано в миф более поздними устными историками, которые не присутствовали на битве и не знали о значении имени. Затем ассирийцы использовали осадные машины с именами животных, которые часто были покрыты влажной шкурой лошади для защиты от пылающих стрел; не исключено, что троянский конь был таким. Павсаний , живший во II веке нашей эры, написал в своей книге « Описание Греции» : «То, что работа Эпея была изобретением, направленным на пролом в троянской стене, известно каждому, кто не приписывает фригийцам абсолютную глупость »; под фригийцами он имел в виду троянцев.

Некоторые авторы предположили, что подарком мог быть также корабль, внутри которого были спрятаны воины. Было отмечено, что термины, используемые для посадки людей в коня, используются древнегреческими авторами для описания посадки людей на корабль, и что существуют аналогии между постройкой кораблей Парижем в начале троянской саги и построение коня в конце; корабли когда-то в «Одиссее» назывались «морскими коньками». Эта точка зрения недавно получила поддержку военно-морской археологии: древние тексты и изображения показывают, что финикийский торговый корабль, украшенный головой лошади, которую греки называли бегемотами ( `` лошадь ''), стал очень распространенным в районе Леванта примерно в начале I века. тысячелетие до нашей эры и использовался для торговли драгоценными металлами, а иногда и для выплаты дани после окончания войны. Это вызвало предположение, что первоначальная история рассматривала греческих солдат, прячущихся внутри корпуса такого судна, возможно, замаскированных под дань, и что этот термин позже был неправильно истолкован в устной передаче истории, происхождение мифа о троянском коне. .

Корабли с изображением конской головы, возможно, культовые корабли, также представлены в артефактах минойской / микенской эпохи; изображение на печати, найденной в Кносском дворце, датируемое примерно 1200 г. до н.э., на котором изображен корабль с гребцами и наложенная на него фигура лошади, первоначально интерпретировавшаяся как изображение конного транспорта по морю, на самом деле может быть связано с этим типом судов. , и даже считаться первым (до литературным) изображением эпизода с троянским конем.

Более спекулятивная теория, первоначально предложенная Фрицем Шахермейром , утверждает, что Троянский конь - это метафора разрушительного землетрясения, которое повредило стены Трои и позволило грекам войти внутрь. В его теории лошадь представляет Посейдона , который, будучи богом моря, был также богом лошадей и землетрясений. Теория подтверждается тем фактом, что археологические раскопки показали, что Троя VI была сильно повреждена в результате землетрясения, но ее трудно согласовать с мифологическим утверждением, что именно Посейдон сам построил стены Трои .

Древние представления

Графические изображения троянского коня до или одновременно с первым литературным появлением этого эпизода могут помочь прояснить, каков был смысл истории, как ее понимала современная аудитория. Сохранилось несколько древних (до 480 г. до н.э.) изображений троянского коня. Самый ранний находится на беотийской малоберцовой кости, датируемой примерно 700 годом до нашей эры. Другие ранние изображения обнаружены на двух рельефных пифоях с греческих островов Миконос и Тинос , которые обычно датируются периодом между 675 и 650 годами до нашей эры. Ваза с Миконоса (см. Рисунок) известна как ваза Миконоса . Историк Майкл Вуд датирует вазу Миконоса восьмым веком до нашей эры, до появления письменных свидетельств, приписываемых Гомеру , и считает это доказательством того, что история о Троянском коне существовала до того, как эти сообщения были написаны. Другие архаические изображения троянского коня можно найти на коринфском арибалле, датируемом 560 г. до н.э. (см. Рисунок), на фрагменте вазы 540 г. до н.э. (см. Рисунок) и на этрусском сердоликовом скарабее.


Самое раннее известное изображение троянского коня на бронзовой малоберцовой кости (около 700 г. до н.э.), обратите внимание на колеса и квадратные отверстия на боку лошади.


Mykonos ваза (750 до 650 до н.э.), с одним из самых ранних известных выдач троянского коня, (обратите внимание на изображение граней скрытых воинов , показанных на стороне лошади)


Изображение троянского коня на коринфском арибалле (ок. 560 г. до н.э.), найденном в Черветери (Италия).


Воины, выходящие из Троянского коня, фрагмент чердакского чернофигурного кратера из Орбетелло (Италия), ок. 540 г. до н.э.

Современное метафорическое использование

Термин «троянский конь» используется метафорически для обозначения любой уловки или стратегии, которые заставляют цель пригласить врага в надежно защищенное место; или обманывать внешне, скрывая недобрые намерения за внешне доброжелательной внешностью; подрывать изнутри, используя обманные средства.

Фото Что значит троянский конь. История и смысл выражения

Троянский конь - это идиома, обозначающая хитрую ловушку, замаскированный обман, губительный подарок. Выражение-синоним - «дары данайцев».

В компьютерном мире троянским конем или трояном называют программу, которая тайно выполняет скрытые функции - например, ворует пароли и личные данные пользователя.


Изображение Троянского коня на античном сосуде (VI век до н.э.), найденном в Черветери, Италия https://img.anews.com/media/gallery/107878243/879322432.jpg

Миф о троянском коне

Троянский конь в «Илиаде» - это огромная деревянная лошадь, в которой спрятались ахейские воины, осаждавшие Трою. По легенде, безуспешная осада города продолжалась десять лет. И тогда хитроумный Одиссей придумал уловку: ахейцы изготовили гигантского деревянного коня, спрятали внутри отряд лазутчиков. Войско греков оставило лагерь и скрылось из вида, оставив лишь коня - якобы как приношение богине Афине.


Сооружение троянского коня. Джованни Баттиста Тьеполо. 1757-62 https://img.anews.com/media/gallery/107878243/453657533.jpg

Троянцы решили, что война закончилась, а враг отступил. После обсуждения они решили забрать странный подарок в город и принести в дар богам.

Наделенная даром предвидения Кассандра предупреждала троянцев, что принимать этот дар опасно. Опасался коня и троянский жрец Лаокоон. В поэме Вергилия «Энеида» он говорит: «Боюсь данайцев, даже дары приносящих» (Timеo Danaos et dona ferentes). Это выражение стало крылатым, в другом варианте оно звучит так: «Бойтесь данайцев, дары приносящих» или просто «дары данайцев».

Однако ни Лаокоона, ни Кассандру троянцы не послушались. Коня перевезли в город, за крепкие стены. А ночью из фигуры выбрались лазутчики и открыли ворота вернувшейся ахейской армии. Троя пала.


Шествие Троянского коня в Трою. Джованни Баттиста Тьеполо. 1773 https://img.anews.com/media/gallery/107878243/861556025.jpg

В переносном смысле троянским конем называют коварную уловку: способ пробраться в защищенную и враждебную среду, дар врагу с целью его погубить. Отчасти схожие по смыслу выражения - «засланный казачок» или «пятая колонна».

Вагон, везущий Ленина, - не тот же ли троянский конь?
М.И. Цветаева. «О Германии» (1919)

Оставаясь стратегическим партнером Америки, Турция постепенно избавлялась от образа троянского коня США на Ближнем Востоке.
Александр Терентьев. «Наследники блистательной Порты» // «Однако» (2010)

Генштаб уличил США в разработке новой стратегии «Троянский конь»… Суть новой стратегии заключается в активном использовании протестного потенциала так называемой «пятой колонны» для дестабилизации обстановки в неугодной стране с одновременным нанесением ударов высокоточным оружием по наиболее важным гособъектам.

Иван Петров. «Генштаб уличил США в разработке новой стратегии "Троянский конь"» // «Российская газета» (2019)

Троян или троянец в компьютерном сленге

В компьютерных науках троянский конь (trojan horse), троянец или просто троян (trojan) - это программа, которая содержит скрытые опасные функции. Выполняя какую-то полезную задачу, троян одновременно тайно нарушает безопасность. Например, похищает личные данные пользователя, номера кредитных карточек, пароли и отправляет их своему создателю.

Вообще не вводите эту запись в компьютер, если с него ходите в Сеть. Вам троян вобьют - не заметите, и все равно расшарят.

Алексей Иванов. Комьюнити (2012)


Троянский конь в фильме «Троя» (2004) https://img.anews.com/media/gallery/107878243/210322848.jpg

История о Троянском Коне, с помощью которого тридцать бойцов Одиссея попали внутрь Трои, говорит не только о коварстве нападающих, но и о наивности защитников. Между тем, о том, был ли Конь, историки спорят по сей день.

Свидетельства очевидца

Древнеримский сочинитель Вергилий, живший во время правления императора Августа, написал эпическую поэму «Энеида», в которой говорится о странствиях Энея из Трои в Италию. Ряд историков считает, что «всё, что написал поэт», он нашел в достоверных источниках. В конечном счете, его стихотворное свидетельство о трагедии Трои вошло в мировую историю, а словосочетание «Троянский конь» - стало нарицательным. Не в последнюю очередь это произошло потому, что военная хитрость трех десятков бойцов сокрушила крепость, которую не могла взять вся армия царя Менелая.

Перед тем, как снять осаду, нападающие сообщили троянцам, что построенный ими деревянный «конь» - это символ мира и приношение Афине в знак искупление грехов. И пока он будет стоять, они не нападут. Об этом троянцам поведал Синон, двоюродный брат Одиссея, который, якобы, перешел на сторону защитников.

Деревянный исполин

Судя по описаниям, Троянский Конь был высотой 7.6 метров и шириной около трех метров. Построенная уже в наши дни модель весила около двух тонн и могла вместить максимум двадцать мужчин средней конституции, характерной для тех времен. Чтобы закатить эту конструкцию по бревнам, смазанным жиром, необходимо было сорок человек.

Скорей всего, была построена деревянная дорога, поскольку многие эксперты сомневаются, что Троянский Конь имел колеса. Историк Давид Рол (David Rohl), приводя доказательство канонической версии, ссылается на то, что в стене был сделан проем, через который можно было затащить Троянского Коня указанных размеров. На Коне была надпись: «приношение Афине», чтобы она хранила греческие корабли по дороге домой.

Верить, или не верить?

Между тем, этого Коня в Трою завезли не сразу после того, как флот греков исчез вдали. Для того чтобы провести подготовительные работы, потребовалось время, как минимум, несколько дней. Если бы в этой деревянной конструкции и на самом деле прятались бойцы Одиссея, то им пришлось бы очень тяжко.

Пока греки томились в «брюхе» коня, в городе решали его участь. Многие жители считали, что приношение нужно жечь. Среди них была прорицательница Кассандра, которая, указав рукой на коня, заявила, что там спрятаны войны. Троянский жрец Лаокоон бросил копье в приношение греков, призывая не верить врагам. «Бойтесь данайцев, даже дары приносящих», - кричал он. Вскоре, как гласит легенда, он и его два сына были задушены морскими змеями.

Таким образом, вокруг этого «данайского дара» кипели нешуточные страсти, но всё-таки его затащили в город. Это произошло, по некоторым данным, 6 июня 1209 г. до нашей эры. В тот роковой вечер перед «конем» была выставлена многочисленная охрана, но начавшееся пиршество опьянило и её. Поздно ночью тридцать бойцов во главе Одиссеем выбрались из «подарка» и открыли ворота города. В эту ночь Троя пала. Эней, один из немногих, кто спасся, поведал миру о коварстве греков и наивности Трои.

Был ли конь?

Римский путешественник и ученый Павсаний, живший во II веке нашей эры, в книге «Описание Греции» писал, что Конь в реальности существовал, только это был не подарок, а таран, который троянцы отбили у греков во время штурма и увезли вовнутрь города, чтобы тот больше не разрушал стены. В нем и спрятались некоторые греки, которых не заметили в суматохе.

Имеется и другая версия. В то время о рабах-гребцах, находящих в трюме корабля, говорили, что им также тяжело, как и в брюхе лошади. Возможно, это был один из брошенных греками поврежденный корабль - бирема, в которой затаились бойцы Одиссея. Кто-то из троянцев доставил судно в гавань, чтобы привести в порядок.
Впрочем, немецкий археолог Генрих Шлиман, участник раскопок мест, где могла находиться Троя, сомневается, что вообще была греческая осада. Во всяком случае, ему не удалось найти ни одного наконечника греческих стрел или копий.

Другие военные хитрости

Чтобы обмануть врага, использовались и другие хитрости, схожие с Троянским конем. В поэме Гомера «Одиссея» рассказывается о том, как греческие странники бежали от Циклопа, спрятавших под овцами. Иными словами, неприятеля можно обмануть, выдав своих солдат за его бойцов. Переодевание в обмундирование противника, чтобы проникнуть в стан врага или, напротив, бежать от него, является одной из самых распространенных военных хитростей.

Таких случаев в истории – масса. Например, часть русских войск покинула осажденную в 1704 году Нарву, переодевшись в форму погибших при штурме шведов. В 1812 году отряды Дениса Давыдова довольно часто переодевались в форму разношерстых наполеоновских полков, а затем, приблизивших к врагу, внезапно нападали на него.

В структуре Абвера имелся полк «Бранденбург», солдаты которого были диверсантами, одетыми в форму бойцов Красной армии. Были такие подразделения и у нас. Например, в мемуарах немецкого генерал-полковника Эрхарда Рауса рассказывается о группе советских бойцов, которые, переодевших в форму Вермахта, нанесли серьезные потери немцам, обороняющим Белгород в 1943 году.

Троянская война, по легенде, завершилась благодаря хитрости греков, проникших в город внутри деревянного коня. Похожие сюжеты были в литературе египтян и персов.

Тутмос III и «ханаанская Троя»

В Египте Нового Царства было своё произведение о взятии укреплённого города с помощью хитрости. Оно называется «Взятие Юпы» и рассказывает о временах войн Тутмоса III.

Героем истории был полководец Тутмоса Джехути, который должен был покарать восставшего правителя Юпы. Сначала Джехути пообещал перейти на сторону мятежника, пригласил правителя Юпы на пир и там взял в плен. Затем он приказал двум сотням воинов спрятаться в корзины, которые после были запечатаны. Каждую корзину должны были нести два воина. В результате в крепость отправились шесть сотен египтян.

1.JPG

Колесничий правителя Юпы по приказу Джехути должен был сказать его жене, что египетский полководец взят в плен, а в корзинах — захваченные богатства. Когда ворота города открыли, египтяне вошли в них, выпустили из корзин своих товарищей и взяли город.

В персидском эпосе «Шахнаме», написанном в 11 веке н. э., есть эпизод, повторяющий «Взятие Юпы». Герой Исфандиар под видом купца проникает в город своего врага Арджаспа. Сто сорок его воинов спрятались в сундуках, а ещё двадцать вошли с ним под видом караванщиков. Ночью Исфандиар выпустил воинов из сундуков, и они захватили город. Ещё раз похожий сюжет появился в арабской сказке «Али-баба и сорок разбойников». С печальным исходом для участников засады.

Поэмы Гомера: рождение легенды

События Троянской войны привлекали внимание поэтов, драматургов и собирателей мифов времён Античности. Авторы повторяли старые сюжеты и придумывали новые. Раз за разом они обращались к популярным образам — неукротимому воину Ахиллесу, благородному Гектору и мастеру хитростей Одиссею. Одна из самых популярных историй о войне против Трои — взятие города с помощью деревянного коня.

Образ хитреца Одиссея стал так известен, что идею с деревянным конём стали приписывать ему. На самом деле, в легендах Троянского цикла автором трюка предстаёт другой герой. Но других заслуг царя Итаки при взятии города это, конечно, не отменяет.

2.jpg

О падении Трои повествовали две утраченные поэмы «Малая Илиада» и «Падение Илиона». Сохранились рассказы о событии и в более поздних сочинениях — «Мифах» Гигина, «Мифологической библиотеке» Псевдо-Аполлодора, «Александре» Ликофрона, «После Гомера» Квинта Смирнского и, конечно же, «Энеиде» Вергилия. Расхождения чаще всего касаются деталей и количества участников осады.

В «Малой Илиаде» говорилось, что создателем деревянного коня был мастер Эпей. Большинство авторов сходилось в том, что идею подсказала Афина. Квинт Смирнский приписывает авторство идеи Одиссею, Эпея же называет исполнителем.

Эпей не был в числе сильнейших греческих героев. Он имел репутацию хорошего кулачного бойца, искусного ремесленника, но при этом был презираем за трусость. По легенде, после Троянской войны герой-ремесленник основал в Италии город Метапонт. Ещё в Римскую эпоху в храме Метапонта показывали железные орудия, которыми основатель города якобы строил Троянского коня.

3.jpg

Бойтесь данайцев, дары приносящих

Каноническая история о взятии малоазийского города была сформирована в эпоху Гомера. Хотя его поэмы прямо не рассказывают о последних днях Трои, в тексте есть много ссылок на эти события. Рассказ о падении Илиона он вкладывает в уста Менелая и певца Демодока. Согласно Гомеру, создателем Троянского коня был герой Эпей (Эпеос). Одиссей же спас греков уже в самом городе. Так, когда творение Эпея стояло в святилище, Елена пришла туда и стала звать спрятавшихся внутри коня героев голосами их жён. Один из них едва не ответил ей, но Одиссей успел зажать ему рот.

Царь Итаки отличился ещё и тем, что вместе с другим героем Диомедом выкрал из святилища Афины реликвию Палладий. Заменой должен был стать троянский конь.

Поэма «Падение Илиона», согласно «Хрестоматии» философа Прокла, излагает сюжет о Троянском коне, известный и популяризированный другими авторами. Здесь появляются Синон и Лаокоон, чьи имена неразрывно связаны с историей о взятии Трои.

Жители Трои спорили, что сделать с находкой — уничтожить или посвятить в храм Афины. После споров они решили посвятить его в храм и начали пир. Боги послали морских змеев, которые убили жреца Лаокоона и его сыновей. У Вергилия Лаокоон произнес знаменитые слова о данайцах, дары приносящих, и метнул в коня копьё. После этого его и сыновей растерзали змеи.

Одновременно с конём троянцы нашли греческого юношу Синона. Он рассказал им, что был другом героя Паламеда, которого ранее казнили по наущению Одиссея. Царь Итаки затаил на юношу злобу. Позднее, когда грекам для благополучного возвращения домой придётся принести в жертву человека, именно Одиссей предложит положить на алтарь Синона. Юноше удалось сбежать. Эта трагическая история была, скорее всего, вымыслом самого Одиссея. Согласно мифам, Синон был кузеном царя Итаки, а они оба — внуками признанного хитреца Автолика.

4.jpg

В позднем «Дневнике Троянской войны» Диктиса Критского создателем Троянского коня называется Эпей. Он построил деревянного коня и поставил его на колёса. Сооружение было представлено троянцам как дар для Афины. Жители Илиона радостно ввезли коня в город, для чего пришлось разрушить часть крепостной стены. После этого греки отплыли, но ночью вернулись и ворвались в город, жители которого уже не ждали нового нападения.

Сюжеты с деревянным конем можно найти в античном изобразительном искусстве. Например, на фибуле 8 века до н. э. изображены лошадиные копыта, к которым прикреплены колёса. Деревянный конь и взятие Трои изображены на пифосе с острова Миконос, созданном в 7 столетии до н. э.

Харидем и третье взятие Илиона

Автор «Сравнительных жизнеописаний» Плутарх писал, что Илион три раза разрушали из-за коней. Первый раз его — Геракл из-за коней Лаомедонта, царя Илиона. Лаомедонт пообещал их в награду герою, но не сдержал слова. Второй раз город погубил Троянский конь.

В третий раз Илион был взят в середине 4 века до н. э. греческим полководцем-наемником Харидемом. Согласно рассказу о взятии полиса, Харидем подкупил раба, который добывал дичь к столу тирана Илиона. Однажды слуга отправился за город верхом и должен был возвращаться через ворота, а не узкую калитку, как обычно. На обратном пути раб взял с собой воинов Харидема под видом захваченных пленников. Им удалось обмануть стражу и занять вход в город. Дождавшись, когда подошли основные силы Харидема, они начали штурм и взяли Илион. Легендарная история о Троянском коне к тому времени уже сложилась, поэтому герои нового взятия города могли вдохновляться примером Одиссея и остальных.

Фразеологизм
Автор: Дмитрий Сироткин

Переходим к фразеологизму о коварном рукотворном животном Древней Греции.

Фразеологизм «троянский конь» вновь отсылает нас к Троянской войне.

Приводятся значение, история и источники фразеологизма, а также примеры из произведений писателей.

Значение фразеологизма

Троянский конь - подарок с тайным злым умыслом

Синонимы: дары данайцев («бойся данайцев, дары приносящих»)

В иностранных языках имеются прямые аналоги фразеологизму «троянский конь»:

  • Trojan horse (английский язык)
  • Trojanische Pferd (немецкий язык)
  • cheval de Troie (французский язык)

Троянский конь: происхождение фразеологизма

По преданию, после десяти лет осады Трои грекам (ахейцам) так и не удалось захватить хорошо укрепленный город. Поэтому авантюрное предложение хитроумного Одиссея с трудом, но было принято. А предложил он внушительную военную хитрость – захватить город при помощи огромного деревянного коня.

Деревянный конь был построен под руководством Эпея. Конь со спрятанной внутри него группой воинов во главе с Одиссеем был оставлен в лагере греков, а греческое войско сняло осаду и уплыло. Троянцы втащили трофей в город, а ночью отряд греков выбрался из коня и открыл городские ворота вернувшемуся на кораблях греческому войску. И «горе побежденным», как гласит одно из известных римских крылатых выражений.

Возникает вопрос, как непростые в общем-то троянцы поддались на такую явную уловку? Тем более что от этого опрометчивого поступка их настойчиво удерживали не последние в городе люди – жрец Лаокоон и вещая предсказательница Кассандра.

Успеху дерзкого плана Одиссея поспособствовало несколько важных обстоятельств:

  • На стороне греков оказались боги: как известно, вещая Кассандра, отвергнувшая любовь бога Аполлона, была наказана им тем, что предсказывала она все верно, но никто ей не верил. Лаокоону же боги просто не дали как следует выступить перед троянцами: из моря появились два огромных змея, обвили и убили его и его сыновей.
  • Одиссей заранее позаботился о том, чтобы в критический момент сомнений перед троянцами появился якобы сбежавший от греков Синон, ловко убедивший их, что богоугодно и выгодно будет втащить троянского коня в Трою.
  • Ну и наконец, троянцы так обрадовались неожиданному исчезновению греков, что естественным образом потеряли на время способность критически мыслить. А потом уже было поздно. К тому же любому было бы жалко не забрать себе такую большую и красивую игрушку.

Ученые продолжают спорить, был ли троянский конь на самом деле, но это один из тех случаев, про который говорят, что если его не было, то его следовало бы выдумать.

Источники

Троянский конь упоминается в «Одиссее» Гомера (VIII век до н.э.) и «Энеидах» Вергилия (I век до н.э.). Саму Троянскую войну обычно относят к рубежу XIII—XII веков до н. э.

Примеры из произведений писателей

"А троянский конь, который положил начало криптогиппике? А разоблачение Одиссеем Цирцеи? А музыкальная маскировка сирен? А опознавание пением, плясками? А Парки, а агентурный лебедь Зевса? - А знакома ли вам опера "Сельская честь"? - спросил Семприак". (С. Лем, «Рукопись, найденная в ванне»)

У меня душа, как у троянского коня пузо, многое вместит. Я все прощу, если захочу понять. (В.В. Ерофеев, «Москва-Петушки»)

Итак, удачный ход троянским конем , сделанный древними греками, прочно запечатлелся в памяти человечества. Также, фразеологизм «троянский конь», как и еще целый ряд древнегреческих фразеологизмов, вошел во многие современные языки.

Примеров такого международного признания фразеологизмов какой-либо страны известно немного . Самый значительный из них – фразеологизмы из Библии.

В дополнение вы можете ознакомиться со следующими материалами:

  • Авгиевы конюшни
  • Яблоко раздора
  • Ахиллесова пята
  • Гордиев узел
  • Сизифов труд
  • Дамоклов меч

Буду признателен, если вы поделитесь с друзьями ссылкой на статью в социальных сетях. Воспользуйтесь кнопками сетей ниже .

Комментарии также всячески приветствуются!

Читайте также: