Как называется конь с рогом на лбу

Опубликовано: 30.04.2024



Единорог является одним из очень немногих мифологических существ, которые считаются полезными практически во всех традициях. В современном понимании это просто загадочная красивая лошадь с одним рогом. Традиционный единорог - символ, который представлен несколько иначе: с козьей бородой, хвостом льва и раздвоенными копытами.

единорог символ

Единороги занимают почетное место в греческой мифологии, китайских традициях, в искусстве долины Инда и Индии. Греческие писатели, включая Плиния Старшего и Аристотеля, упоминают их в своих сочинениях. По меньшей мере восемь упоминаний о единороге содержится в Ветхом Завете Библии.

значение символа

В искусстве Средних веков единорог - символ с религиозным значением. Согласно легенде, красивой девице в образе Девы Марии удалось поймать этого дивного зверя и приручить таким образом, что животное доверчиво положило свою голову ей на колени.

что означает единорог как символ

Здесь единорог - символ переосмысления, воплощения Христа, а его смерть рассматривалась как Страсти Христовы. Языческий образ коня с одним рогом стал высоко цениться церковью.

единорог символ какой страны

Магия единорогов

Единорог - символ волшебства. Его магические силы также легендарны. Его рог тверже самого прочного алмаза, он способен нейтрализовать яды. А слезы единорога могут исцелять как физические раны, так и горести сердца. Некоторые из них умеют летать и говорить со всеми видами других живых существ. Волшебный единорог - символ свободы, исцеления и красоты. Мощные волшебные палочки имели в своей сердцевине волос единорога, а его кровь могла излечить человека, находящегося при смерти.

единорог в геральдике

Что означает единорог как символ?

Легендарный белый конь или пони с одним рогом является символом чистоты и невинности в европейской мифологии. Только девственница могла поймать и приручить его. Каково же значение символа?

  • Защита. Единорог - это защитник и покровитель всех дев. Его рог обладает магической силой исцеления и являлся популярным ингредиентом в средневековых лекарствах. Это было мощное противоядие и защита от зла.
  • Добродетель. Белый единорог является символом достоинства, целомудрия и чистоты.
  • Любовь и гармония. Единороги связаны со светом луны, любви, гармонии и понимания. В средневековой Европе это нежное существо стояло в оппозиции ко льву, который олицетворял более насильственное солнечное влияние.
  • Еще одно значение символа связано с мужеством, силой, а иногда и с жестокостью.

единорог символ для женщин

Единороги в геральдике

Единорог является также видной и значимой фигурой в геральдической символике и представляется, как правило, со спиральным рогом красного, черного или любого другого цвета.

единорог символ

Единорог в геральдике 15-го века профилируется с хвостом льва и копытами козла, символизируя снятие оков рабства. Это было спровоцировано священным статусом единорога в средневековые времена. Став более утонченным, он был связан с атрибутикой Христа, Святого Духа и Девы Марии.

единорог символ

Эти одинокие существа олицетворяли модель монашеской жизни. Связь с Духом Святым сделала их символом мистики и духовных ценностей. В Шотландии два единорога изображены на королевском гербе, британский герб отображает единорога со львом.

единорог символ

Из всех мифических и легендарных существ, от чешуйчатого дракона до хитрого сфинкса, единорог всегда был самым красивым и самым любимым. Одновременно свирепый и гордый, он был благороден и добр. В то время как многие магические существа предвещали опасность, единорог обычно приносил удачу. В течение многих столетий европейцы верили в его существование, будто это реальное животное, которое жило в чужой стране, например, в Индии, Персии или Абиссинии. Существовало мнение, что это было не магическое существо, а просто образец иностранной зоологии. В настоящее время вряд ли найдется человек, который верит в их реальное существование.

единорог символ

Описание единорогов

Однажды был найден фрагмент описания неизвестного зверя, сделанный Фотией, патриархом Константинопольским (около 810-893 годов нашей эры). Он пишет:

«В Индии есть дикие ослы, такие крупные, как лошади, или даже больше. Их тело белое, их голова темно-красная, глаза синеватые, и у них есть рог во лбу по локоть длиной. Нижняя часть рога, расстоянием около двух ладоней ото лба, совершенно белая, средняя - черная, верхняя часть является огненно-красной. Те, кто пьет из чашки, сделанной из него, устойчивы к судорогам, эпилепсии и даже яду, при условии, что до или после принятия отравы они пили вино, воду или другую жидкость из этих чашек. Их лодыжки очень красивы. Эти животные очень сильны и быстры, ни лошадь, ни любое другое животное не может обогнать их».

единорог символ

Женский символ

Согласно легенде, единорог - символ для женщин. Считалось, что поймать его могла только целомудренная молодая девственница с чистыми помыслами. Часто на древних полотнах и в манускриптах можно было увидеть изображения этих благородных животных вместе с прекрасными юными девами.

единорог символ

Единорог в Канаде?

Преимущественно любые упоминания о единорогах связаны с Китаем, Индией и Африкой, а также с доверчивой средневековой Европой, которой была свойственна вера в фей, гоблинов и драконов. Что же общего имеют Канада и единорог? Символ какой страны выглядит как конь с одним рогом на лбу? Он и сейчас расположен на гербах Англии и Шотландии, и с этим тоже связаны свои легенды.

единорог символ

Что же касается Северной Америки, то здесь действительно во времена динозавров проживали непропорциональные рогатые существа, способные проткнуть своим рогом несколько других крупных животных. К ним относят подотряд Ceratopsia (центрозавры). Эти существа внешне напоминали гигантских носорогов, которые были невероятно импульсивными и жестокими и принадлежали к меловому периоду. Как известно, более шестидесяти трех миллионов лет отделяют последних динозавров от первобытного человека. Тем не менее ранние ископаемые находки очень помогли в подпитке идеи о том, что такие большие сказочные существа, как драконы и единороги, когда-то бродили по земле.

единорог символ

В природе есть только два животных, которые обладают одним рогом, носорог и нарвал. Бивень последнего может достигать 3 метров. Это был действительно мифический морской конь с рогом. Обитая в арктических морях, в том числе северных водах Канады, нарвал присутствует в ряде канадских гербов. Животные, в том числе быки, олени, львы, грифоны, единороги - сильные, быстрые и часто свирепые, являются обычной практикой в геральдике.

Единорог как национальное животное

Как это ни странно, но официальным животным Шотландии является единорог. Фантастический персонаж может показаться неправильным выбором для национального животного страны, но это не касается государства, прославляющего свою любовь к долгой истории мифов и легенд. С 12 века единорог был шотландским геральдическим символом, который присутствовал на ранней форме шотландского герба Уильяма I.

Единорогам поклонялись древние вавилоняне, их письменные описания были найдены в текстах древних персов, римлян, греков и древних еврейских ученых. В кельтской мифологии единорог Шотландии символизировал невинность и чистоту, целебную силу, радость и даже саму жизнь, а также рассматривался как символ мужественности и силы. Во время правления короля Якова III (1460-1488) были введены золотые монеты с изображением мифического существа с одним рогом.

единорог символ

Единорог сегодня

Люди во все времена были очарованы всякого рода монстрами и мифическими существами. Этот сказочный персонаж является и сегодня невероятно востребованным и популярным. Образ единорога встречается в фильмах, литературе, детских сказках, комиксах. В сувенирных магазинах можно приобрести разнообразные статуэтки, ювелирные изделия, безделушки всех видов и размеров.

Единорог — легенды и символика в мировой культуре | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

В современном мире единороги — это милые, розовые, плюшевые (или пластиковые) создания, которые вызывают всеобщий восторг маленьких девочек) Они стали символом запредельной волшебности и поддержки Высших Сил. Их можно встретить в сказках или в картах таро. Радуга и единорог — благополучно слились в единый символ уникальности.

Единорог — легенды и символика в мировой культуре, фото № 1

И так, начнём по-порядку:

Единорог — в мифологии, конь с единственным рогом во лбу, символ духовной чистоты.

Как известно, единорог — одно из самых популярных вымышленных животных. В его становлении, сначала в греко-римской культуре, а потом в европейской средневековой, немалую роль сыграло воображение, хотя, впрочем, настолько ли единорог — вымысел?

Первые описания единорога имеют вполне реального прототипа, которым является азиатский носорог. Вот так было описано впервые индийское животное с одним рогом в «Индике» Ктесия, в начале IV века до н.э.:

«Ктесий сообщает о том, что в Индии обитают дикие ослы, размером с лошадей и даже больше. У них белое туловище, а голова красная, глаза же голубые. На лбу у них красуется рог, в один локоть длиной. На расстоянии восьми пальцев от своего основания рог имеет совершенно белый цвет, на острие он багряно-красный, остальная же, средняя, его часть — черная. Из этих рогов изготовляются кубки. Говорят, что те, кто пьют из них, избавляются и от судорог, и от падучей; и даже яд не действует, если до его принятия или после выпить из такого кубка вина, воды или чего-нибудь другого.»

Из «Индики» Ктесия

Позже описание единорога появилось в Вавилоне, Китае, Тибете, Греции.

В Вавилоне его представляли крылатым. В шумеро-семитской традиции единорог — лунный символ, атрибут богинь-девственниц.

Единорог — легенды и символика в мировой культуре, фото № 2

В Древнем Китае единорог (цилинь) истолковывается как соединение двух понятий: «ци» — мужской аспект (ян), энергия творения; «линь» — женский принцип (инь). Единорог считается вестником счастья, его появление символизирует рождение истинного мудреца или приход к власти хорошего правителя. Появлением цилиня отмечены рождение и смерть Конфуция.

В Тибете единорог (изображается как газель или лань) — это мост между Небом и Землей. Он является символом пробуждённого сознания, целостности и внутреннего покоя.

Единорог — легенды и символика в мировой культуре, фото № 3

В греко-римской традиции единорог — атрибут всех девственных, лунных богинь (например, Артемиды).

Единорог — легенды и символика в мировой культуре, фото № 4

На Западе апогей его известности приходиться на Средние века. Единорог стал олицетворять могущество, силу, которая противостоит силам тьмы, поддерживая равновесие во Вселенной.

Легенда говорит о том, что, когда Яхве попросил Адама дать имена всем животным, единорог был первым, кто его получил, и таким образом он был возведён в наивысший ранг. Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, господь дал выбор единорогу: остаться в Эдеме или отправиться с людьми. Единорог выбрал последнее, и был навеки благословлён на сострадание людям.

Единорог — легенды и символика в мировой культуре, фото № 5

Многие традиции говорят о единороге как о мифическом животном, олицетворяющем высшую власть Бытия. Он облечен тайной и воплощает изначальное единство, единство противоположностей и способность к преодолению внутренних противоречий, всеобщую любовь и сострадание.

Символика рогатой лошадки за несколько веков эволюционировала от магического к религиозному символу и вернулась обратно к мистической своей составляющей, и в нашу эпоху стала символом побега от реальности. Способом смотреть на мир в радужном свете.

Единорог


Основное имя

Альтернативные имена

Происхождение

Сторона

Содержание

  • 1 Этимология названия
  • 2 Мифология
    • 2.1 Описание и символика
      • 2.1.1 У древних авторов
      • 2.1.2 В европейской культуре
      • 2.1.3 В фэн-шуй
      • 2.1.4 В восточных преданиях
    • 2.2 В геральдике
  • 3 В популярной культуре
  • 4 Галерея

Этимология названия [ править | править код ]

Единорог так назван по тому факту, что у существа всего один рог.

Мифология [ править | править код ]

Единорог - мифическое существо, символизирует целомудрие, в широком смысле духовную чистоту и искания. Чаще всего его представляют в виде коня c одним рогом, выходящим изо лба.

Описание и символика [ править | править код ]

У древних авторов [ править | править код ]

Самым ранним изображениям единорогов больше 4 тысяч лет, это самый распространённый художественный мотив индской цивилизации. Гораздо позже единороги стали появляться в мифах Западной Азии. В древней Греции и Древнем Риме считались реально существующими животными. Изображения единорога, попадающиеся на древнеегипетских памятниках и на скалах южной Африки, являются рисунками антилоп с прямыми рогами (например, антилопы бейза и орикс), которые, нарисованные в профиль и без учёта перспективы, кажутся однорогими. Также встречались однорогие антилопы в случае, если второй рог ломался в поединке.

Первое упоминание об однорогом животном на Западе относится к V веку до н. э. Ктесий, который 17 лет служил лекарем при персидском дворе, вернувшись в Грецию в своей книге «Описание Индии», описал диких индийских ослов массивного сложения, имеющих один рог на лбу, а также красную голову, голубые глаза и туловище. По описанию Ктесия, всякий, кто выпьет воды или вина из рога этого животного, тот никогда не будет подвержен болезням. Порошок, соскобленный с этого рога, может спасти от смертоносного яда. А поймать этих необычайно быстроногих ослов можно лишь тогда, когда те находятся вместе с детёнышами, которых не могут оставить. История Ктесия получила популярность благодаря авторитету Аристотеля, кратко упомянувшего однорогих «индийских ослов» как «непарнокопытных» в своей «Истории животных».

Римский писатель Клавдий Элиан, родившийся около 170 года н. э., в книге «Пёстрые рассказы» говорит о трёх разновидностях единорога. Первые два по описанию схожи с ослами Ктесия, а третий, картазон, владеет спиральным чёрным рогом, «размером со взрослую лошадь, рыжего окраса, имеет гриву лошади и очень быстрое». Картазоны — не опасные животные, но самцы непримиримы друг ко другу и нападают даже на самок. Нрав самцов смягчается во время гона, но с рождением детёнышей, они снова свирепеют.

В ранних традициях единорог изображался также с телом быка, козла и лошади. Некоторые приписывали единорогу слоновьи ноги и кабаний хвост, что послужило поводом для предположения, будто прообразом единорога был носорог. Плиний называет родиной единорогов страну индусов и центральную Африку. В одной из сказок братьев Гримм единорог отличается крайне агрессивным нравом, что ещё более подтверждает его сходство с носорогом. В греческом «Физиологе» отмечается, что единорог — «быстроногий зверь, носящий один рог и питающий злую волю в отношении людей». С этим согласна Библия, где единорог («рээм») представлен как быстрое (Чис. 24:8), опасное, свирепое (Пс. 21:22) и свободолюбивое (Иов. 39:9) животное. Сегодня в большинстве современных переводов Библии это слово передано как «зубр» или «дикий буйвол» (вымерший несколько веков назад).

В греческой мифологии единорог был посвящён Артемиде, богине-девственнице. У евреев же бытовала следующая легенда: когда Яхве попросил Адама дать имена всем животным, то единорог был первым из наречённых и таким образом был возвышен. Когда Адам и Ева были изгнаны из Рая, то Бог дал единорогу выбор: остаться в Эдеме или уйти с людьми. Единорог предпочёл последнее и был благословен за сочувствие к людям.

Пожалуй, первым, кто авторитетно помещает единорога из дальних стран в Европу, является Юлий Цезарь. В своих «Записках о галльской войне» он рассказывает об олене с длинным рогом, обитающем в Герцинском лесу (в Шварцвальде).

В европейской культуре [ править | править код ]

Немаловажную роль играл единорог в средневековых легендах и сказках; на нём ездили волшебники и волшебницы; он убивал всякого человека, который ему попадался навстречу; только девственница могла его укротить, и тогда он делался ручным, ложился на землю и засыпал. Вообще, если и удастся поймать единорога, то удержать его можно только золотой уздечкой.

Врагами единорога издавна считались слон и лев. Непременно при встрече слон вступал в борьбу и, как правило, единорог первым пропарывал слону брюхо. Лев же мог заманить единорога в ловушку: спасаясь бегством от погони, он резко сворачивал в сторону у самого ствола дерева, а единорог, не имея возможности быстро затормозить, вонзался в древесину своим рогом, после чего лев легко расправлялся с противником. В литературе с образом смерти единорога связывает притча об единороге в литературном памятнике «Повесть о Варлааме и Иоасафе».

В сочинениях христианских писателей это легендарное существо упоминалось как символ Благовещения (см. Мистическая охота на единорога) и Боговоплощения. В средние века единорог выступал эмблемой Девы Марии, а также святых Юстина Антиохийского и Иустины Падуанской. Рог единорога воплощал силу и единство Отца и Сына, а небольшие размеры животного символизировали смирение Христа.

Для алхимиков стремительный единорог символизировал ртуть. В московском государстве единорог стал символом книжной учености, поскольку его изображение украшало фасад Печатного двора на Никольской улице. Архитектор А.Щусев поместил барельеф с тремя единорогами на восточной стене Покровского храма (1912) Марфо-Мариинской обители.

В русских азбуковниках XVI—XVII вв. единорог изображается так: "Зверь, подобен есть коню, страшен и непобедим, промеж ушию имать рог велик, тело его медяно, в роге имать всю силу. И внегда гоним, возбегнет на высоту и ввержет себя долу, без накости пребывает. Подружия себе не имать, живёт 532 лета. И егда скидает свой рог вскрай моря, и от него возрастает червь; а от того бывает зверь единорог. А старый зверь без рога бывает не силён, сиротеет и умирает."

Рог единорога (под видом которого большею частью сбывался клык нарвала, вывозимый норвежцами, датчанами и русскими поморами из полярных областей, а также рог носорога и бивень мамонта) употреблялся на разные изделия, например на скипетры и посохи, и ценился весьма дорого, особенно потому, что в виде тёртого порошка считался чудесным целительным средством при разных болезнях — от лихорадки, эпилепсии, огневой (горячка), от морового поветрия, чёрной немощи, от укушения змеи, он продлевал молодость и укреплял потенцию, а также являлся средством, предохраняющим от порчи. Процветала торговля чашечками из рога, якобы удаляющими яд из пищи, верили, что ядовитая жидкость в нём закипала. На одной европейской миниатюре XV века изображён святой Бенедикт, отбрасывающий поданный ему кусок хлеба: читатель того времени, видя рядом со святым единорога, мог понять, что хлеб был отравлен, а святой с помощью Божьей это угадал. Рог единорога якобы запотевал при приближении к отраве. В эпоху Возрождения фигурку единорога помещали над аптеками.

Покупка целого рога была под силу только очень богатым людям или обществам. Так, Елизавета I Английская приобрела рог за 10 тысяч фунтов. К 1600 году в Европе насчитывалось по крайней мере 12 цельных рогов. Бер писал, что московский царский скипетр, захваченный поляками в Смутное время «из цельной кости единорога, осыпанный яхонтами, затмевал все драгоценное в мире». С. Маскевич в 1614 году сообщал, что полякам за службу выдали в Москве две или три кости единорога. Адам Жолкевский удивился, увидав, какие громадные рога единорога находились в Москве, и заметил, что цельного рога в иных государствах он никогда не видывал, а московский рог купцы оценивали в 200 000 венгерских золотых.

На небе существует созвездие Единорог, введённое в XVI столетии. На небесных атласах изображается в виде коня с рогом.

Ещё в XIX веке некоторые люди верили в существование реального единорога, против его существования в 1827 году привёл аргументы французский натуралист Жорж Кювье. В XX веке в рамках жанров литературной сказки и фэнтази к образу единорога вновь появляется интерес.

В фэн-шуй [ править | править код ]

Первое упоминание о единорогах у древних китайцев относится к 2697 году до н. э. Насчитывается по меньшей мере 6 видов этих существ: цилинь, цзин (麠), цзюэ дуань (角端), пао (麃), сечжи, ту чжон шу. Из них наиболее популярен цилинь, который символизирует долгую жизнь, празднество, великолепие, радость, справедливость, честность, знаменитых потомков и мудрость. У него драконья голова, оленьи рога, львиный хвост, коровьи копыта, иногда покрыт чешуёй и панцирем. Заключает в себе мужское (ци) и женское (лин) начала. Питается зерном. Цилинь настолько нежен, что не в состоянии ступить на острую траву и стремится к одиночеству. Он лёгок, а потому не проваливается в рыхлый снег, а порой может идти и по воде. По преданию — это один из девяти сыновей дракона, он может различать добро и зло, а наряду с драконом, фениксом и черепахой, цилинь считался разумным существом, его появление знаменует рождение или смерть мудреца (например, Конфуция), времена справедливого правителя, но также — грядущее завоевание страны. Случается, что цилинь карает грешников, окутываясь пламенем.

Японский цилинь — кирин в воззрениях «Страны восходящего солнца», является высшим существом среди мифических животных, в отличие от китайского, разделяющему эту привилегию «на четверых».

В восточных преданиях [ править | править код ]

Каркаданн — единорог исламского мира, обладающий внешностью быка, оленя, лошади, антилопы или другого животного, а иногда даже с крыльями. Наиболее необычный вид имеет персидский единорог — в виде белого осла с тремя ногами, шестью глазами, девятью ртами и золотым рогом.

В геральдике [ править | править код ]

Единорог — геральдический символ осторожности, осмотрительности, благоразумия, чистоты, непорочности, строгости, суровости. Он изображается как конь с длинным витым рогом, раздвоенными копытами, львиным хвостом, иногда — с козлиной бородкой. Если единорог имел корону, то не на голове, а на шее, в виде ошейника. В геральдических книгах единорог уподоблен отважному солдату, «который скорее готов погибнуть, чем живым попасть в руки врага». Существовало и иное метафорическое истолкование единорога на гербе средневекового рыцаря: «от храброго мужа враги бегут, как яд от чудесного рога». Это и прообраз монашеской жизни, стремления к уединению. Связь символики единорога с Девой Марией и Иисусом Христом высоко ценилась, из-за чего некоторые средневековые авторы высказывали мнение, что единорог не должен быть запятнан помещением его изображения на щит или нашлемник. Однако к XVI столетию фигура геральдического единорога обрела популярность в родовых гербах. Иногда гербовой знак единорога власти даровали мастеру или торговой компании за высочайшее качество товара. Единорог называется прислонившимся (accule), когда он стоит прямо с поднятыми передними ногами, и в оборонительном положении (en defense), когда хочет как бы защититься своим рогом. В других видах встречался редко.

Византийские императоры в государственной символике в сочетании с двуглавым орлом употребляли четыре герба крупнейших префектур бывшей Римской империи, а именно: орла Италии, грифа Галлии, единорога Азии и льва Иллирии.

На золотых российских монетах изображался начиная со времен великого князя Московского Иоанна III и оканчивая правлением царя Алексея Михайловича Романова (начиная от Лжедмитрия I чеканился также на серебряных монетах). С 1562 года единорог изображается на груди двуглавого орла, наравне со Святым Георгием, таким образом в данную эпоху их семантика была равнозначимой. Символ единорога содержится на двусторонних государственных печатях царя Ивана Грозного: Большой (от 1562 года) и Малой (от 1571 года), также Больших государственных печатях царей Бориса Годунова, Лжедмитрия, Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, на печати Большого дворца времени царствования Михаила Федоровича. Печатью с единорогом скреплялись письма Ивана Грозного, носящие личный характер, например переписка с Кирилло-Белозерским монастырем; историк Татищев считал, что единорог был на личном гербе Ивана Грозного. Единорог также изображен на спинке трона царя Ивана Грозного, на церемониальных топорах, сёдлах, оконных наличниках дворцов, на гербах российских дворянских родов Баташевых, Бонч-Бруевичей, Веригиных, Кудрявцевых, Мансуровых, Остафьевых, Романовских, Стрекаловых, Тургеневых, Шеншиных, Шуваловых как щитодержатель включён в гербы Болтиных, Ермоловых, Козловских, Салтыковых, Лорис-Меликовых.

На полной версии герба Красноярска единорог является один из двух (наряду с конём) щитодержателей, а на гербах городов: Лысьва, (Россия), Сен-Ло (Франция), Лишниц (Чехия), Виштынец и Меркине (Литва), Рамош (Швейцария), Эгер (Венгрия), Швебиш-Гмюнд и Гинген-на-Бренце (Германия) является центральной фигурой на щите. Также, единорог изображён в гербе канадской провинции Ньюфаундленд.

Пара единорогов является щитодержателями в гербе Шотландии, по одному — в государственных гербах Великобритании и Канады.

На гербе Казахстана изображён тулпар, легендарное существо, совмещающее рог единорога и крылья Пегаса.

Блестки и радуги!

Образ единорога прочно закрепился в современном обществе как символ милоты, магии и детских дней рождения.

Однако таким единорог был не всегда! Впервые этот любимый персонаж инстаблогеров и пятилетних девочек упоминается аж в 4 веке до нашей эры — и тогда он вовсе не был милым. С тех пор он эволюционировал из кровожадного монстра в симпатичное животное, приносящее мир и безмятежность (которое могут поймать только девственницы), а затем — в символ Иисуса Христа.

За множество веков значение и изображение образа единорога претерпело множество изменений и сохранилось. Но как это произошло? Рассказываем — в переводе статьи The Conversation.

Свирепые твари и откуда они вылезают

Первое письменное упоминание единорогов встречается в «Индике» — книге, написанной греческим историком Ктесием в 398 году до нашей эры, в которой он описывал индийских чудищ, больших, как лошади, и с одним рогом на лбу.

Скорее всего, Ктесий описывал индийских носорогов. Рог единорога, как он писал, становился панацеей для тех, кто регулярно из него пил.


В первом веке нашей эры, ссылаясь на Ктесия, римский философ и натуралист Плиний («Естественная история», 77 год н.э.) писал, что единорог является самым свирепым чудовищем в Индии — с телом лошади, головой оленя, ногами слона, хвостом кабана и одним рогом, растущим из его лба.

Также Плиний дополнил описание животного качеством, которое приобрело невероятную важность в Средние века: его невозможно поймать живым.

Веком позже римский ученый Элиан составил книгу о животных, основываясь на трудах Плиния. В своей книге «О природе животных» Элиан написал, что единорог становится очень нежен к своей избраннице в период спаривания.

Внезапная трепетность единорога, возникающая рядом с избранной самкой, стала важной чертой этого животного для авторов и художников Средневековья: они верили, что поймать единорога может только девственница.

Несмотря на подробные описания, составленные греками и римлянами, о единорогах было известно очень мало вплоть до Средних веков. Чтобы предстать перед широкой публикой, существо должно было выйти за пределы библиотек и начать фигурировать в повседневных событиях и популярной культуре, то есть занять свое место в Христианстве.

Трудности перевода

В третьем веке нашей эры единорог, наконец, появился в религиозных текстах, хотя и случайно.


Где-то между 300 и 200 годами н.э. 70 греческих ученых собрались вместе, чтобы перевести Ветхий Завет на язык Койне (это распространенная форма греческого языка). В процессе перевода ученые перепутали два слова на иврите: «вол» и «единорог», в результате чего библейские упоминания вола превратились в упоминания единорога.

Появление единорогов в тексте такого значения привело к массовой одержимости этим существом, которая отразилась в литературном и визуальном искусстве с начала Средних веков и до наших дней.

К 12 веку однорогое животное стали связывать с описанием, приведенным в «Бестиарии» — сборнике поучительных историй о чудовищах. Одна из самых популярных книг Средневековья, «Бестиарий» часто ассоциировал Христа с единорогом.

Иллюстрации, относящиеся к текстовым упоминаниям единорога в Библии и средневековых бестиариях, часто использовали это животное как аллегорию.


Например, вместо того, чтобы изображать Иисуса Христа в виде человека, художники рисовали лошадей и козлов с одним рогом, торчащим из головы. Таким образом эта средневековая легенда стала отправной точкой, из которой затейливый миф об однорогом животном пустился путешествовать по Европе.

Современные изображения единорога претерпели незначительные изменения со времен Средневековья. Так, например, образ единорога со шпалер «Дама с единорогом», которые находятся в Государственном музее Средневековья в Париже, похож на Рарити и Принцессу Селестию из мультфильма My Little Pony.

Образы единорогов продолжали появляться в литературе, кино и на телевидении на протяжении всего ХХ века, но в 2010-х интерес к ним заметно возрос.

Звезда Инстаграма

Соцсети помогли выманить магическое существо в реальность — однорогий конь отлично выглядит и в качестве эмодзи, и среди радуг в Инстаграме. А в даже 2015 году был учрежден Национальный день Единорога — 9 апреля.


«Единороги» как поисковый запрос достигли своего пика в апреле 2017 года, тогда же, когда Starbucks представили фраппучино «Единорог», и тем самым запустили тренд на добавление блесток и радужных цветов в еду и напитки.

Теперь единорогов продают детям и взрослым в виде изображений на чашках и футболках, брелоков и мягких игрушек. Современные соцсети вроде Инстаграма заставляют нас показывать более красивые, подретушированные версии своих жизней — и единорог с его биографией является прекрасным символом для этой идеологии.


Единороги — мифологические и фэнтезийные создания, напоминающие изящную лошадь с одним вперёдсмотрящим рогом в центре лба. Образ единорога менялся на протяжении истории, сейчас в основном связывается с феями, лесам, эльфами и природой, и используется схоже с образом пони — то есть в книгах и товарах, ориентированных на девочек. Однако в древнем мире единороги описывались как свирепые существа и только в Средние века стали ассоциироваться с идеалами чистоты, оставаясь при этом символом мужского начала.

Единорога чаще всего изображают в виде белой лошади с сияющим прямым или немного изогнутым рогом, обычно витым. Самцов единорогов могут рисовать с бородой и длинными волосами на бабках, обычно золотистого или серебристого цвета. Зачастую заимствуются детали из средневекового облика единорога: парнокопытное небольшое животное с пропорциями скорее козы, чем лошади, и львиным хвостом с кисточкой.

В книгах единороги нередко разумны и умеют говорить.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Первые упоминания
    • 1.2 Библия
    • 1.3 Средневековый образ
    • 1.4 Геральдика
    • 1.5 Исторические изображения
  • 2 Единороги в играх
    • 2.1 OD&D
    • 2.2 AD&D1
    • 2.3 AD&D2
    • 2.4 D&D3
    • 2.5 D&D4
  • 3 Единороги в литературе
  • 4 Ссылки

История [ править ]

Первые упоминания [ править ]

Первое упоминание о единороге появилось в древнегреческих записях по естествознанию: учёные были убеждены, что единороги живут в далёкой Индии:

Есть в Индии особенные куланы размером с лошадь и более. Их туловище окрашено в белый, голова бордовая, а глаза тёмно-синие. На их лбу рог длиной полтора локтя. Порошок из перемолотого рога добавляют в напитки для защиты от страшных ядов. Основание рога абсолютно белое, тогда как завершение — острое и багровое; остальная часть рога чёрная. Те, кто пьют из кубков, созданных из этих рогов, не боятся конвульсий, или иначе священной болезни [эпилепсии]. Их не берёт даже яд, если перед этим или после они выпьют вина, воды или другого напитка из такого кубка.

Аристотель, вероятно, следуя записям Ктесия, упоминает однорогую антилопу орикса и однорогого индийского осла. Плиний Старший также рассказывает об однорогих животных: ориксе, индийском воле и моноцерии («свирепое животное, называемое моноцерий, с головой оленя, ногами слона, хвостом вепря, а всё оставшееся — от лошади; у него низкий голос и единственный чёрный рог посерёд головы, длиной два локтя»). Предполагают, что последнее описание скорее всего относилось к носорогу. Клавдий Элиан в своём труде «О природе животных» добавляет к этим описаниям индийскую однорогую лошадь.

Козьма Индикоплевст, получивший своё прозвище за странствия в Индию, описал единорога по четырём статуям во дворце короля Эфиопии. Он узнал, что «этого свирепого зверя нельзя поймать живьём, и вся сила его заключена в роге; видя, что погоня вот-вот настигнет его, он бросается с обрыва и ловко разворачивается головой вниз, так что весь удар приходится на рог, а само животное спасается целым и невредимым».

Библия [ править ]

Английский перевод Библии 1611 года упоминает единорога по меньшей мере восемь раз. Слово «единорог» было выбрано в качестве названия неукротимого животного рээм, которое в более ранних греческом и латинском переводах было названо «моноцерий» и «юникорнис» соответственно (оба слова означают «однорогий»). В современном стандартизированном американском переводе рээм называется зубром. Библейские упоминания единорога приписывают ему силу, в особенности его рогу.

Средневековый образ [ править ]


Средневековые представления о единороге возникли из древнегреческих записей и библейских упоминаний. Основной мотив единорога — связь с женской невинностью — пошёл из «Физиолога», предшественника европейских бестиариев. Согласно нему, стоит единорогу увидеть девственницу, он кладёт голову ей на колени и засыпает. Этот мотив интерпретировался в контексте христианства: единорог трактовался как воскрешение Христа, а девственница — как Дева Мария. В XIII веке было распространено выражение «влюблённого тянет к его даме, как единорога к девственнице». Позже единорог стал символом верного брака, целомудрия и семейных ценностей.

Народная молва приписывала рогу единорога способность исцеления от яда. Кубки из кости единорога, молоко единорога и другие похожие товары пользовались большим спросом. Считалось, что единорог способен определить, девственна ли женщина, и что только девственница может оседлать единорога.

Геральдика [ править ]

Геральдический единорог представляет из себя лошадь с козлиными раздвоенными копытами и бородой, с львиным хвостом и витым рогом на лбу. Единороги не получали широкого хода в геральдике до XV века, но с тех пор были появились на множества гербов и флагов в Европе, славянских странах и по всему миру. Чаще всего единорог изображался вздыбленным, в качестве одного из держателей щита. Иногда единорога изображают в ошейнике, однако обычно с ошейника свисает порванная цепь, символизируя, что единорог был пойман, но вырвался из плена.

Рог геральдического единорога не всегда перпендикулярен лбу. Иногда он изображается под острым углом к морде, близко к направлению взгляда.

Исторические изображения [ править ]


В исторические времена изображения были гораздо более разнообразны, чем в современной культуре. Образы единорогов создавались под вдохновением множества античных и библейских источников, эти образы перерабатывались, в результате породив огромное количество версий единорога. Некоторые из них возникли как попытка предположить, от какого животного в действительности возник миф о единороге.

Единорог мог изображаться более коренастым, вплоть до сложения быка, или, наоборот, более тонким, чем принято сейчас. Он мог быть лишён гривы, либо же грива покрывала всю его шею, как у льва. Рог мог быть изогнутый, даже дважды, и направлен или вперёд, или назад. Длина рога сильно разнилась. Пропорции тела могли делать единорога подобным козе, антилопе, льву или собаке. Хвост зачастую был не длинным, а короткой кисточкой, на манер хвоста оленя.

Единороги в играх [ править ]

OD&D [ править ]

Единорог описывался как «жестокий и неуловимый» монстр, к которому может подойти только дева «в самом строгом смысле этого слова». Девы-воители могли использовать их как скакунов, но от прочих людей держатся в стороне. Первую атаку единороги считаются лэнсами, а дальше — комбинацией тяжёлого боевого коня и копья. Кроме того, они сопротивляются магии как Magic-User 11 уровня. Раз в день они могут использовать dimension door для переноса себя и всадника на 36 футов.

AD&D1 [ править ]

На обложке монстрятника первой редакции AD&D были изображены только три наземных монстра: красный дракон, кентавр и единорог.

Читайте также: