Как называется номер в цирке с лошадьми

Опубликовано: 16.04.2024

Болгарские жокеи Игнатовы, колонна на лошадях из трёх человек
Конные номера
в историческом процессе становления цирка занимают особое место.

Перенесенные в XVIII в. с ярмарочных площадей в первые стационары, конные зрелища явились основой конного цирка, который предопределил возникновение и развитие цирка в его современном виде. До конца прошлого столетия различные выступления с лошадьми и на лошадях составляли основу репертуара цирка. Номера разделялись на конную акробатику, наездничество, высшую школу верховой езды и дрессировку. Каждый из этих видов, в свою очередь, подразделялся на отдельные разновидности, обогащавшие программу большим количеством конных номеров всевозможного характера: конная карусель, конная клоунада, конная пантомима, конный скетч, конный танец, конно-пластические позы, конные мимико-трансформационные номера и др. Большая часть этих номеров в советском цирке не сохранилась. Специфика конного цирка определила форму и размер площадки для представления - круглый манеж 13 м в диаметре. Такая площадка в центре зрительного зала стала стандартной для всех цирков мира, так как она наиболее удобна для наклона корпуса бегущей по кругу лошади и для устойчивости стоящего на ней наездника. По мере становления цирка, вновь возникавшие жанры постепенно вытесняли конные номера. В советском цирке утвердились лишь некоторые виды работы с лошадьми: акробаты на лошадях, сальтоморталисты, номера па-де-де, па-де-труа, жокеи, гротеск, вольтижировка, джигитовка.

Удельный вес акробатики в перечисленных видах неодинаков. У акробатов на лошадях, сальтоморталистов, жокеев, в номерах па-де-де и па-де-труа акробатика является основой работы, а в номерах гротеска, вольтижировки и джигитовки большую роль играет наездничество. Это обстоятельство особенно важно учитывать для правильного понимания различий чистой акробатики на лошадях и акробатического наездничества.

Акробаты на лошадях

В основе трюков этих номеров - пирамиды, колонны (в том числе и тройные), выполняемые группой артистов на трех-четырех лошадях, бегущих рысцой бок о бок.

Номера этого типа появились на манеже в конце XIX в. Манеж (от франц. "manege") - закрытое помещение для обучения верховой езде и выездки лошадей. В отличие от номеров па-де-де и па-де-труа конная акробатика требует более сложных трюков и, следовательно, незаурядной подготовки исполнителей. Высшее достижение в этой области - вольтижная акробатика, впервые включенная в композицию номера труппой под руководством М. Запашного.. Высокопрофессиональные акробаты Запашные группой освоили элементы вольтижной акробатики на движущихся лошадях и добились отличных результатов.

Жокеи - наездники

акробаты на лошадях, конный номер, двое на лошади

На цирковом манеже жокеи - наездники появились значительно позже других конных номеров. Их название идет от ипподромных наездников, костюм которых стал традиционным для артистов, выступающих в этом амплуа.

Жокеи выступают на заарнированной лошади, имеющей седло и гурт . Само по себе седло никакого значения в трюковой работе не имеет. Оно используется лишь при выезде на манеж как традиционная принадлежность верховой езды, после чего снимается. Для большей устойчивости наездника на лошадь надевают чепрак (суконную накидку, покрывающую спину лошади). Чепрак посыпается канифольной пылью, предохраняющей наездника от скольжения. Жокейский номер делится на три части, или, как говорят в цирке, па три репризы. В промежутке между частями обычно выступают клоуны, исполняющие короткие репризы (отсюда и название части - реприза). Выступления клоунов необходимы для отдыха наездников и лошадей.

Первая реприза - театрализованный выезд, характерный для всех жокейских номеров. Жокеи объезжают несколько раз манеж, затем снимают седла и с седлом в руке, стоя на лошади, позируют, меняя положения. Потом, отдав седло униформистам, исполняют несложную конную вольтижировку .

Вторая реприза - основная часть номера, состоящая из различных, главным образом прыжковых, элементов, исполняемых в определенной последовательности. Вот примерное построение этой репризы: наездник подбегает к лошади, приноравливается к ритму ее бега, пропускает животное чуть вперед и с разбегу вскакивает, упираясь руками, на наиболее широкую часть спины лошади - круп, затем делает маховой выход в стойку на руках и сразу полукурбетом встает в рост. Из этого положения жокей может исполнить переднее сальто в положение сидя, то есть оказаться верхом на лошади, или заднее сальто на манеж. После этого следуют так называемые жокейские подсечки, и наездник спрыгивает с лошади, чтобы затем вновь вскочить на нее для исполнения еще нескольких сольных трюков.

Во время выступления жокей не находится на лошади постоянно, как в джигитовке или в вольтижировке. Выполнив тот или иной элемент, он соскакивает с лошади, чтобы уступить место партнерам, которые также прыгают на лошадь с разбегу. Чередуясь, артисты проделывают комбинацию за комбинацией. Вообще все выступление жокеев - это непрерывная цепь трюковых вскакиваний на лошадь и соскоков с нее. Вскакивание осуществляется различными способами. Наездник берется руками за гурт, отталкивается ногами от манежа и садится верхом либо с разбегу без помощи рук, либо с упором руками о круп. Вскочив на лошадь, он встает в рост.

Трюковые элементы жокеи выполняют, стоя на лошади, не держась за поводья. Многие элементы жокеи исполняют, как говорят в цирке, "от хвоста", то есть наездник отталкивается от крупа лошади или опирается на него. Соскок с бегущей лошади на манеж обычно осуществляется через какой-либо трюк - заднее сальто или переднее, чаще - арабское. Спрыгнув, жокеи, как правило, добавляют еще прыжковую комбинацию, например, рондад, заднее сальто уже на манеже. Третья реприза - заключительная - состоит из серии вскакиваний на лошадь, выполняемых с разбегу, так называемый курс (от франц. "course"-бег).

Разарнированная лошадь пускается быстрым галопом, наездник разбегается по диагонали (по отношению к лошади) и, сильно оттолкнувшись от манежа, вскакивает на круп в рост.

Курс - один из труднейших элементов в выступлении жокеев, требующий энергичного разбега, сильного толчка и высокого взлета. Жокеи-подростки и жокеи-женщины при исполнении курса часто пользуются подушкой, представляющей собой небольшой, простейшего устройства трамплин.

Жокеи-наездники выступают соло, в паре и группой. Сольное выступление ограничено определенными трюками, к тому же требует от исполнителя большой физической выдержки, так как наездник все три репризы проводит один. (В программах советского цирка соло-наездники в последние годы почти не встречаются.) Выступая в паре, наездники демонстрируют трюки и одновременно и поочередно. Вот некоторые из парных трюков: верхний стоит па плечах нижнего или выполняет переднее сальто с опорой па руки партнера или заднее сальто с плеч нижнего на манеж и т. п.

Наибольшие возможности представляет групповое исполнение - здесь и сольные прыжки, и трюки, рассчитанные на двоих, и комбинации для нескольких наездников, демонстрируемые одновременно на двух или трех лошадях. В групповом номере па каждой лошади могут выступать сразу несколько наездников. Особенно интересны групповые прыжки в сидячее положение и курс. Например, наездники группы под руководством Л. Александрова-Серж исполняли курс одновременно вчетвером на одну лошадь.

Выступление группы жокеев более распространено в нашем цирке, нем парные номера. Как показывает практика работы жокеев-наездников, в их номерах элементы акробатики тесно переплетаются с наездничеством: стойка на руках на голове партнера, стоящего на лошади, заднее сальто с плеч нижнего на его же плечи (с плеч в плечи), выпрыжка (заднее сальто на лошадь с плеч нижнего, который, подбросив верхнего, спрыгивает на манеж), заднее сальто с одной лошади на другую, бегущую вслед, заднее сальто с лошади на плечи бегущего за ней партнера. Как видим, очень часто бывает трудно разграничить собственно наездничество и конную акробатику.

Па-де-де (от франц. "pas-de-deux"-танец вдвоем) исполняется на двух рядом бегущих лошадях, как правило, мужчиной и женщиной. В основе этого номера - выполнение отдельных элементов пластической акробатики, поддержек, балетных движений и поз, идущих в определенном чередовании и объединенных в целостную композицию.

Лошади бегут бон о бок легкой рысью. Одна по первой писте (дорожка у барьера, занимаемая бегущей лошадью), другая - рядом, по второй. Практически лошади не могут бежать по манежу одинаково, нога в ногу. И, следовательно, наезднику, стоящему на их крупах, чтобы смягчить толчки, приходится попеременно сгибать ноги в коленях в соответствии с ритмом бега лошадей.. В таком положении нижний и держит партнершу, которая выполняет различные акробатические упражнения.

ПА-ДЕ-ДЕ

ПА-ДЕ-ДЕ (франц. pas de deux - танец вдвоем). Конный номер, состоящий из балетно-акробатических поддержек, исполняемых наездником и наездницей на двух лошадях, бегущих рядом по кругу манежа.

ПА-ДЕ-ТРУА

ПА-ДЕ-ТРУА (франц. pas de trois - танец втроем). Конный номер, в котором акробатические поддержки и пирамиды исполняются тремя артистами на трех лошадях, бегущих рядом по кругу манежа.

Гротеск-наездница

До сих пор нет сколько-нибудь убедительного толкования термина "гротеск" применительно к цирковой наезднице. Можно предположить, что восхищение и изумление, вызванное когда-то изящной наездницей, вылилось в определение "гротеск" - из ряда вон выходящая.

Еще в начале прошлого столетия в программы европейских цирков стали включаться номера конно-балетного характера. Амплуа балерины-наездницы все более и более утверждалось на манеже, выступления артисток принимали самые разнообразные формы. К началу нашего века номера гротеск-наездниц получили большое распространение в цирковых программах.

Основа номера гротеск-наездницы - танцевально-акробатические элементы и балетные прыжки, исполняемые на бегущей лошади. Среди традиционных трюков - пируэты, полпируэты, стоя на лошади, прыжки через обруч, через багет, арабески, повороты и т. п. Все свои действия наездница приноравливает к ходу лошади. Длительное время гротеск-наездницы исполняли свои номера на панно. В последние годы его стали заменять чепраком. Обычно выступления гротеск-наездниц состоят из реприз (двух или трех), как и у жокеев. Артистки должны обладать пластической выразительностью, легкостью прыжка и иметь чувство баланса.. В финале номера лошадь пускается быстрым галопом, и ее заставляют прыгать через препятствия (парфорсная езда, как говорят в цирке), что значительно усложняет выполнение трюков.

Конный цирк Али-Бек

Этот термин употреблялся для характеристики периода в истории цирка XVIII-XIX веков, когда основу представлений составляли номера дрессировщиков лошадей и наездников. Этим термином определяют и конный жанр, который объединял разные по содержанию и выразительным средствам номера дрессировщиков лошадей и наездников. Конные номера принято разделять на три основных вида: дрессировку, высшую школу верховой езды и конную акробатику.

Арабеск (от французского аrabesque — арабский) — одна из поз классического танца. В цирке часто можно видеть, как танцовщица, стоя на скачущей лошади, отводит одну ногу с вытянутым носком назад, а всю тяжесть тела переносит на другую ногу.

  • Аллюр (от французского allure — походка) — вид движения лошади по манежу. Есть два вида аллюра: естественный, когда лошадь выбирает свойственный ей способ передвижения, например шаг, рысь, галоп или карьер, и искусственный, то есть шаг, которому лошадь учат в во время дрессировки.
  • Арнир (от французского harnais — конское снаряжение) — кожаный ремень, которым притягивают голову лошади к основанию шеи. Подтягивая и ослабляя арнир, дрессировщик регулирует ход лошади, добивается от нее заданного темпа.
  • Багет (от французского baguette — палочка) — реквизит наездника, гибкий прут из ивы или металла. Наездник держит багет в руках за оба конца, слегка сгибая, и перепрыгивает через него, стоя на лошади.
  • Балансе (от французского balancer — раскачиваться) — движение лошади в высшей школе верховой езды, когда животное попеременно заносит то одну, то другую переднюю вытянутую ногу далеко (до одного метра) в сторону, перемещая при этом тяжесть передней части тела с одной ноги на другую.
  • Баллон (от французского ballon — полый шар) — искусственное препятствие в виде заклеенных бумагой двух обручей. Наездник прыгает с движущейся лошади сквозь баллон, прорывает бумагу и попадает снова на лошадь с другой стороны баллона. Иногда его называют зеркалом.
  • Вольт (от итальянского voltata — поворот) — в коннном жанре крутой поворот налево или направо.
  • Вольтиж, вольтижировка — гимнастические упражнения на лошади, бегущей по кругу рысью или галопом.
  • Вольтижер — наездник, исполняющий номера конного вольтижа.
  • Высшая школа верховой езды — разновидность конного цирка, конно-наезднический номер, в котором всадник, находясь в седле, заставляет лошадь выполнять ряд движений в ритме музыки, сопровождающей номер, что создает у зрителей впечатление, будто лошадь танцует.
  • Гурта (от немецкого Gurt — пояс) — подпруга с двумя устойчивыми поручнями по ее бокам. Неприметная принадлежность номеров жокеев и конной акробатики: опираясь на поручни, наездник исполняет на скачущей лошади различные вольтижные упражнения.
  • Гарнировка (от французского garnir — украшать) — убранство лошади (сбруя, седла и пр.). Гарнировать — готовить лошадь к выходу на манеж.
  • Джигитовка — разновидность конного цирка, род трюковой езды. Артисты-джигиты выполняют на галопирующих лошадях в вихревом темпе серию труднейших трюков: оборот на полном скаку вокруг шеи и вокруг тела лошади, стрельба в цель из разных положений с мчащейся лошади.
  • Кабриоль (от французского cabriole — прыжок) — прыжок лошади с согнутыми передними ногами и вытянутыми задними.
  • Крупада — прыжок лошади через искусственное препятствие с приземлением на задние ноги.
  • Курс — финальный трюк в номере наездников-жокеев, прыжки с земли на круп лошади: наездник, стремительно разбегаясь, пересекает манеж и вскакивает ногами на круп неоседланной лошади, бегущей по кругу растяжным галопом.
  • Панно (от французского panneau — плоскость) — цирковое седло, жесткий волосяной матрасик, облегающий спину лошади. Нужен для большей устойчивости наездника, который, стоя на нем, выполняет акробатические или жонглерские номера.
  • Пезада (от итальянского posata, французского pesade — позиция) — позиция в высшей школе верховой езды: лошадь поднимается на дыбы и стоит на задних ногах почти вертикально («свеча»).
  • Хердель — искусственное препятствие из хвороста, которое лошадь преодолевает по ходу номера.
  • В российском цирке известна династия осетинских джигитов Кантемировых. Создатель конного ансамбля — Алибек Тузарович Кантемиров — дрессировщик лошадей, педагог. В 1924 году он организовал ансамбль джигитов, который продолжает выступать и сегодня, конечно уже в другом составе.

      Конная акробатика. Конные номера в историческом процессе становления цирка занимают особое место. Перенесенные в XVIII в. с ярмарочных площадей в первые стационары, конные зрелища явились основой конного цирка, который предопределил возникновение и развитие цирка в его современном виде. До конца прошлого столетия различные выступления с лошадьми и на лошадях составляли основу репертуара цирка. Номера разделялись на конную акробатику, наездничество, высшую школу верховой езды и дрессировку. Каждый из этих видов, в свою очередь, подразделялся на отдельные разновидности, обогащавшие программу большим количеством конных номеров всевозможного характера: конная карусель, конная клоунада, конная пантомима, конный скетч, конный танец, конно-пластические позы, конные мимико-трансформационные номера и др. Большая часть этих номеров в советском цирке не сохранилась. Специфика конного цирка определила форму и размер площадки для представления - круглый манеж 13 м в диаметре. Такая площадка в центре зрительного зала стала стандартной для всех цирков мира, так как она наиболее удобна для наклона корпуса бегущей по кругу лошади и для устойчивости стоящего на ней наездника. По мере становления цирка, вновь возникавшие жанры постепенно вытесняли конные номера. В советском цирке утвердились лишь некоторые виды работы с лошадьми: акробаты на лошадях, сальтоморталисты, номера па-де-де, па-де-труа, жокеи, гротеск, вольтижировка, джигитовка.

    Удельный вес акробатики в перечисленных видах неодинаков. У акробатов на лошадях, сальтоморталистов, жокеев, в номерах па-де-де и па-де-труа акробатика является основой работы, а в номерах гротеска, вольтижировки и джигитовки большую роль играет наездничество. Это обстоятельство особенно важно учитывать для правильного понимания различий чистой акробатики на лошадях и акробатического наездничества.

    Накануне Всемирного дня цирка "Омск Здесь" побывал в этом сказочном заведении и узнал много необычных терминов, которые используют в работе артисты.

    В третью субботу апреля во всём мире отмечают День цирка. В этом году праздник выпадает на 21 апреля. "Омск Здесь" не остался в стороне и решил рассказать читателям о цирковых терминах и некоторых поверьях артистов.

    Какие слова из цирковой жизни мы можем вспомнить? Пожалуй, кроме "манежа" и "арены", возможно, вспомнится "алле", да и только. А ведь специальных терминов существует несколько сотен.

    Само слово "цирк" происходит от латинского circus и имеет два значения: в буквальном смысле - здание с манежем, где проводят цирковые представления, в другом значении - особое искусство.


    Мы спросили нескольких человек, как называется ведущий циркового представления. Вариантов получили массу: ведущий, глашатай, тамада, шоумен, весельчак. И ни одного правильного ответа. Правильный ответ: шпрехшталмейстер.

    Шпрехшталмейстер - работник цирка, ведущий представления. Но это лишь одна из его видимых ролей, причём не самая главная. Он участвует и в клоунских репризах между номерами программы, руководит униформистами (рабочими, готовящими реквизит для выступлений), следит за соблюдением правил техники безопасности, организовывает репетиции.

    В омском цирке шпрехшталмейстером работает Иван Сургучёв. Он посвятил свою жизнь этому искусству и уже раскрывал для наших читателей некоторые тайны и приметы закулисья цирковой жизни. Например, в цирке нельзя щёлкать семечки - аншлага не будет.


    Шпрехшталмейстер Иван Сургучёв

    Акробат и дрессировщик попугаев Олег Хо́тим говорит, что не верит в приметы, хотя некоторые соблюдает, приходится считаться с ними, если работаешь в цирке.

    - Говорят, что нельзя сидеть спиной к манежу, это как неуважение к тому, что тебя кормит. Начинающие артисты могут и вовсе о ней не знать, сядут передохнуть, им обязательно сделают замечание старшие артисты, а то и шлёпнут по спине, так что спиной к манежу я не сажусь, - смеётся артист.

    Олег - цирковой ребёнок или, как говорят артисты, "опилочный". На манеже выступает с шести лет, выполняя с отцом акробатические номера. Но со временем решил работать и в другом направлении - дрессировать попугаев. На его попечении несколько разноцветных ара, две редкие птицы-носороги и несколько птичек, которые не участвуют в представлении.

    Опилочный ребёнок - ребёнок, родившийся в семье цирковых артистов и выросший в буквальном смысле за кулисами цирка. Как правило, такие дети находят работу в цирке, часто работают в тандеме с родителями, образуя династию артистов.



    - Артисты старшего поколения не делятся опытом, держат в тайне методы работы, скрывают, может быть, это тоже своеобразное поверье. Когда меня спрашивают о чём-то, связанном с работой, я всегда отвечаю, ничего не скрываю. В приметы не верю и никаких ритуалов не соблюдаю, - делится Олег. - Помню, есть поверье, что в шапито нельзя ходить с зонтиком, это якобы намёк владельцу, что купол дырявый. Но это так, цирковая байка.

    Артист как раз старшего поколения знаменитый дрессировщик Грант Ибрагимов, много лет выступающий с медведями, рассказал о некоторых цирковых терминах, которые он использует в работе. И тут же продемонстрировал их в общении с трёхмесячным медвежонком Гришей. Его на воспитание к Гранту Евгеньевичу привезли недавно из Костромского зоопарка. Гриша, как и все дети, любопытен, подвижен и питается молочной смесью из бутылочки.



    - Со своими медведями, которых я считаю людьми, общаюсь без специальных команд, только по-человечески, - говорит дрессировщик, который, кстати, руководил омским цирком в 90-е годы. - Я их очень люблю, это мои дети. Но они должны чётко знать, что можно, а что нельзя. И, если я их порой балую, то на манеже с ними строг. Из специальных слов и терминов использую в работе с ними слово "оф". А вообще, медведи, как дети - несколько раз скажешь, что надо поднять лапу, он поймёт, и будет это делать. Главное объяснить и повторить несколько раз.

    Оф - сокращённое от немецкого слова auf (ауф) - поднять, встать. В наше время исходное слово перефразировали и сократили для удобства произношения.

    - Когда я пришёл в цирк, был молодым, сильным, меня взяли в акробатику, - вспоминает артист. - А председатель говорит: "Мы в вас видим унтермана". Я не понял, кого во мне видят? Спросить постеснялся, но потом понял.


    Дрессировщик Грант Ибрагимов

    Унтерман - в переводе с немецкого "нижний человек". В колонне акробатов выполняет роль основы, на которую опираются верхние ряды акробатов.

    Есть в акробатике ещё немало слов, малоизвестных зрителю. Например,

    Лонжа - тонкая леска, страховочная нить, удерживающая акробата или гимнаста при падении.

    Коуш - металлическое приспособление на страховочном тросе, приспособлено для того, чтобы трос мог сделать петлю.

    На манеже (все знают это слово - круглая сцена для выступлений в цирке) есть особое приспособление - пи́ста.

    Пи́ста (ударение на первый слог) - край манежного настила шириной до 0,5 м, приподнятый около барьера. Позволяет бегущим по кругу лошадям отталкиваться и не нарушать наклон и темп, бить ногами по стенкам барьера. В старых цирках с опилочными манежами, перед началом номера с лошадьми униформисты граблями разравнивают и подгребают пи́сту. В современных стационарных цирках на смену опилочной пи́сте пришла каучуковая.


    Униформисты - рабочие сцены. Без них невозможно провести репетицию или представление. В обязанности униформиста входят подготовка манежа к началу программы, а во время пауз - к очередному номеру, например, расстилание и скатывание ковра, установка и подвеска аппаратуры, реквизита и др. Они могут выступать в роли ассистентов исполнителям (поддержать обруч или трос, через которые производят прыжки, подать или переставить реквизит). Иногда участвуют в клоунских антре и других номерах, выполняя некоторые подсобные, обычно комичные задания.

    Униформист выполняет и декоративную функцию: одетые в одинаковую парадную одежду, группируясь в различные мизансцены для встречи и проводов исполнителей, униформисты - неотъемлемый и исключительно важный компонент цирковой программы. От его работы зависят темп, ритм, общая чёткость всего представления. По традиции, униформисты облачены в ливреи, но сегодня в некоторых труппах на смену ливреям пришли рубашки или даже футболки.

    Все цирковые термины мы вам не объясним: их очень много. Лучше посетите цирк, чтобы своими глазами увидеть это особое искусство. Хотя в наше время существуют противники цирка: зоозащитники, которые требуют запретить использование животных в цирке. Но дрессировщики, с которыми мы пообщались, искренне любят своих животных и не дадут их в обиду.

    - Мои медведи - это партнёры, хотя, я зову их детьми. У них и имена человеческие: Алёша, Добрыня, Гриша и два Гека, - говорит Грант Ибрагимов. - Кстати, старшему Геку уже 36 лет, живут ли в естественной среде медведи так долго? Сильно сомневаюсь. Там или застрелят, или животное погибнет от немощи. Здесь у них регулярное сбалансированное питание, физическая нагрузка, осмотр врачей, витамины. Общаюсь я с ними, как с людьми: "Мальчишки, привет! Пойдёмте поработаем!". Дрессура в чистом виде - это клетка, а мы партнёры - танцуем, играем, жонглируем. Говорят, что у нас они в неволе, а люди не в неволе? Мы также живём в своих домах и квартирах, своеобразных клетках. И также работаем, как мои медведи.


    Грант Ибрагимов с медвежонком Гришей

    Согласен с Ибрагимовым и дрессировщик попугаев Олег Хо́тим.

    - Бить животное? Вы думаете, после удара оно будет работать? Оно зажмётся в угол и не выполнит ни одного элемента. Почему люди не беспокоятся о бродячих животных, которые гибнут от болезней и "природных условий"? У меня есть несколько птиц, которых искалечили люди, владельцы, которые купили их за достаточно большие деньги. Причём искалечили в моральном смысле. Одного попугая моя помощница выкупила из неблагополучной семьи за 140 тысяч рублей. Птица до сих пор пугается вытянутой руки, не совсем адекватна, выступать она не может. Но на репетициях я также с ней занимаюсь, люблю не меньше других подопечных, и уделяю ей внимание, чтобы она поняла - её здесь не обидят. Или две наших птицы-носорога - гомраи. Этих птиц мы купили несколько лет назад у контрабандистов, сегодня их ввезти в страну невозможно. Кому бы их продали? Прожили бы они у простых людей столько лет, сколько у нас?


    Кстати, при правильном уходе попугаи ара могут прожить десятки лет, как люди. А пол попугая можно определить только по анализу крови. Но Олег настолько изучил их повадки и проанализировал поведение, что уверен - Мальвина, Боня, Лора и Лиза - самочки. А Вождь - точно самец, и его поведение соответствует кличке.

    "Омск Здесь" поздравляет всех причастных к цирковому искусству с Днём цирка и желает ярких номеров и аншлагов.

    Фото: Илья Петров и Екатерина Харламова

    Меню навигации

    Пользовательские ссылки

    Информация о пользователе

    Вы здесь » В гостях у Иришки » Цирк » Цирковые термины и выражения

    Сообщений 1 страница 7 из 7

    • Автор: Neznakomka
    • Администратор
    • Neznakomka
    • Откуда: Москва
    • Зарегистрирован : 2007-01-27
    • Приглашений: 0
    • Сообщений: 678
    • Уважение: [+0/-0]
    • Позитив: [+0/-0]
    • Пол: Женский
    • Возраст: 48 [1972-06-05]
    • Провел на форуме:
      3 часа 8 минут
    • Последний визит:
      2010-07-17 21:51:54

    Мальчишки и девчонки! А также их родители! Объяснения цирковых терминов и выражений узнать не хотите ли? Среди нижеприведенных есть и старинные

    АНТРЕ - (от фр. "выход") - это клоунская сценка, клоунада, состоящая из серии "реприз" - шуток.
    АНТРЕПРИЗА - В частных цирках А. назывался коллектив артистов, подобранный каким-либо предпринимателем, антрепренёром. Набрав труппу, антрепренёр снимал цирк, платя за аренду известную сумму его владельцу.
    АНГАЖЕМЕНТ - договор, определённые гарантированные условия, предлагаемые антрепренёром артисту.
    БЕРЕЙТОР - одна из незаметных, но очень важных и трудных цирковых специальностей. На плечи Б. ложится вся черновая работа по дрессировке животных, работа длительная, упорная и совершенно не известная зрителю. Многие берейтеры сами являются крупными мастерами дрессировки (К. Кривых у Ю.В. Дурова, И. Бабутин - у В.Г. Дурова и т.д. Бывший берейтор Вильямса Труцци Н. Лясковский впоследствии сам стал известным конным дрессировщиком).
    "ВЕРТИКАЛЬНАЯ СТЕНА" - мотогонки по "вертикальной стене", вернее, по внутренней стороне вертикально укрепленного гигантского цилиндра. Тавтологическое выражение "ВС" прочно укоренилось в цирковом обиходе и совершенно официально употребляется в афишах, на плакатах, в разговоре и т.д.
    ДЕБЮТАНТ - Д. в старом цирке назывались артисты, выступающие в каком-либо коллективе впервые. В зависимости от того, насколько был удачен первый дебют, артисту устанавливалась ставка.
    ИМПРЕСАРИО - то же, что и антрепренер.
    КАВАЛЬКАДА - с старом цирке - это своеобразный "раус" по городу. Артисты, в костюмах и гриме, проезжали по улицам города на слонах, верблюдах, мулах и т.п., своим необычным видом стремясь возбудить любопытство горожан, а следовательно, привлечь в цирк побольше зрителей.
    КРЕПАТУРА - болезненное ощущение в мышцах, вызванное внезапной большой нагрузкой. Крепатура бывает не только у цирковых гимнастов и акробатов, но и у спортсменов, начинающих тренировки после долгого перерыва.
    КАСКАД - приём цирковой акробатики: падение, кажущееся на первый взгляд нелепым, неуклюжим. В действительности же выполнение каскадов требует большой подготовки. Хорошие комики-"каскадёры" - это всегда отлично тренированные акробаты.
    ЛОВИТОР - в воздушном полёте "Л." называется артист, который ловит летящего к нему в руки "вольтижёра". В партнёрской акробатике - ловитор это тот, кто ловит прыгуна на плечи или "в плечи", как говорят в цирке. Хороший ловитор - это главное действующее лицо в полёте. Он, как вратарь, ловит летящего, подчас умело корректируя не совсем точно рассчитанный прыжок, который при плохом ловиторе может окончиться падением в сетку, а иногда даже и увечьем.
    ЛОНЖА - тонкий стальной трос (или верёвка), один конец которого крепится к поясу артиста во время исполнения особо опасных трюков, а в второй - либо наглухо закрепляется на гимнастическом аппарате, либо его, пропущенным через блок, держит один из униформистов, стоящий в манеже или возле занавеса. Лонжа не мешает артисту выполнять тот или иной красивый опасный трюк, но в то же время предохраняет его от падения.
    ПЕРШ - длинный металлический шест, нижний конец которого один из артистов держит на лбу, на плече или за поясом. В то же время на верхнем конце шеста, порой под самым куполом цирка, партнёр (или партнёры) выполняют ряд сложных гимнастических трюков. Перш относится к одному из классических жанров циркового искусства.
    ПАРТЕР - "работать в партере" - выполнять трюки непосредственно на ковре манежа.
    ПРОВОЛОКА - "работать проволоку" - выполнять акробатические трюки на туго натянутой или свободно висящей проволоке.
    РАМКА - аппарат, укреплённый на растяжках под куполом цирка. По форме напоминает рамку, отсюда его название.
    РАУРС - выход всей труппы перед началом представления на площадку, устроенную перед цирком-шапито. Клоуны в гриме и костюмах шутят, награждают друг друга колотушками, рядом с ними силач поднимает гири, дрессировщик показывает учёную собачку. Цель этого пёстрого и шумного выступления - привлечь в цирк как можно больше зрителей.
    ТЫРСА - смесь опилок и глины, которой в старом цирке устилался манеж. Арена современного цирка покрывается специальным резиновым покрытием, и Т. употребляется в основном в цирках-шапито.
    УНИФОРМИСТ - цирковая униформа - рабочие, убирающие манеж в паузах между номерами, устанавливающие клетки, гимнастические аппараты и пр. Два-три дежурных униформиста помогают артистам днём, в часы репетиций. В старом цирке в обязанности почти каждого артиста, кроме отдельных "звёзд" входила работа в униформе. Исполнив свой номер, артист переодевался и шёл убирать манеж.
    Само название "униформа" произошло от того, что все эти цирковые уборщики носят яркую одежду одного покроя - униформу.
    ФЛИК-ФЛЯК - прыжок через голову назад, причём руки на какую-то долю секунды касаются пола; "арабский" - прыжок колесом в бок, не касаясь пола. Каждый цирковой прыжок, даже каждое фиксируемое пластическое движение имеют специальные названия. Так, например, "копфштейн" - это стойка на голове, "флажок" - одна из поз гимнаста на шесте: тело находится перпендикулярно шесту и т.д.
    ЦИРКОВОЙ КОНВЕЙЕР - система использования (проката) цирковых номеров и аттракционов, принятая в советском цирке. Маршрут каждого артиста планировался соответствующим отделом Главного управления цирками. Расходы по переезду из города в город как самого артиста, так и его реквизита, оплачивались государством. Помимо этого, артист, находясь во всех городах страны, кроме одного (города, который он считает своим родным), получал суточные. Сейчас этим "занимается" Росгосцирк.
    ЧРЕВОВЕЩАНИЕ - умение "вещать чревом", т.е. разговаривать якобы с закрытым ртом. Артист-чревовещатель выступал с куклами, с собаками, причём у зрителей создавалось впечатление, что эти куклы и собаки действительно "говорящие".
    ШАМБАРЬЕР (ШАМБРИЕР) - длинный хлыст на гибкой длинной рукоятке, с помощью которого дрессировщик управляет действиями животных. При хлопанье издающий звук, похожий на выстрел. Указующее движение шамбриером прикасание его кончиком, пощелкивание им являются для животных условной командой, выработанной в процессе дрессировки.Чаще всего Ш. употребляется дрессировщиками лошадей. Иногда он используется клоунами как элемент репризы.
    "ШКОЛЬНАЯ ЛОШАДЬ" - лошадь, выдрессированная для высшей школы верховой езды. Такая лошадь умеет под музыку танцевать польку, плясать яблочко и т.д. Вполне естественно, что запрячь такую лошадь в извозчичью пролётку - это всё равно, как если бы дрессированную "собаку-математика" использовать в качестве цепного пса.
    ШПРЕХШТАЛМЕЙСТЕР - лицо, ведущее программу. Кроме объявления номеров, Ш. подаёт реплики клоунам, ассистирует во время исполнения особо сложных и ответственных номеров, следит за работой униформистов. В маленьких частных цирках в роли Ш. обычно выступал сам владелец. В советском цирке обязанности Ш. выполнял режиссёр-инспектор, который по согласованию с директором составлял план работы коллектива на весь день - от утренних репетиций до конца представления. В современном российском цирке называется инспектор манежа.
    ШТЕЙН-ТРАПЕ - вид циркового гимнастического аппарата, грубо говоря - тяжёлая трапеция на удлинённых тросах. На Ш-Т. показываются специальные трюки, невыполнимые на обычной, лёгкой трапеции.
    ЭКВИЛИБРИСТИКА - один из видов цирковой акробатики. Артисты этого жанра в своей работе используют самые необычные предметы в самых необычных положениях: делают стойку на бутылках, балансируют на движущихся шарах, на стульях, поставленных один на другой, и т.д. Успешная работа в области Э. требует особенно упорной ежедневной тренировки.

    • Автор: Галинка
    • Модератор
    • Откуда: Москва златоглавая
    • Зарегистрирован : 2007-01-27
    • Приглашений: 0
    • Сообщений: 380
    • Уважение: [+0/-0]
    • Позитив: [+0/-0]
    • Пол: Женский
    • Возраст: 31 [1989-11-26]
    • Провел на форуме:
      2 дня 3 часа
    • Последний визит:
      2009-07-19 21:56:57

    АКРОБАТИКА- (от греч. асrobateo - хожу на цыпочках, лезу вверх). Главенствующий жанр (см.) цирка, состоящий из многочисленных его разновидностей (прыжковой, силовой, пластической, конной, вольтижной), - в основе которого специальные упражнения, различные по характеру и степени сложности, демонстрирующие физическое совершенство человека.

    АЛЛЮР - (франц. allure - походка). Различные виды хода лошади: шаг, галоп, иноходь, карьер, рысь.

    АНТИПОД - (греч. anti - против и рus - род.падеж, podos - нога). Вид жонглирования, исполняемый артистом в лежачем положении на специальном устройстве - тринке с поднятыми вверх ногами, которыми он подбрасывает и ловит различные предметы, балансирует их, крутит шаговыми движениями и вращает в горизонтальном положении.

    АНТРЕ - (франц. entree - вход, выход на сцену). Разыгрываемая клоунами буффонадная комическая сценка, с которой они выходят на манеж как с самостоятельным номером.

    АП! (англ. up - вверх). Принятая в цирке условная команда, подаваемая одним из участников номера к выполнению или завершению упражнения или другого действия.

    АПАЧ - (нем. Patsch - шлепок, пощечина). Ложная пощечина, исполняемая клоунами как игровой прием. Один из них незаметно для зрителей хлопает в ладоши, когда партнер наносит ему удар.

    АППАРАТ (лат. apparatus - оборудование, снаряжение).
    1. Специальные механические конструкции, включающие в себя систему электролебедок и моторов. Эти конструкции подвешиваются под куполом или устанавливаются на манеже (за манежем) и предназначаются для усиления зрелищного эффекта выступления артистов. Достигается это за счет технических особенностей аппарата: вращающихся, поднимающихся, раскачивающихся, спускающихся и тому подобных конструкций.
    2. Сочетание нескольких снарядов, используемых в одном номере. Например, аппарат воздушного полета состоит из мостиков, трапеций, штамбортов, ловиторки.

    АППОРТИРОВКА - (франц. apporter - приносить, привозить). Разновидность конной дрессировки, демонстрируемой обычно одной лошадью, которая исполняет различные своеобразные сценки шуточного характера. Например, приносит дрессировщику в зубах заданные ей предметы, спрятанные в манеже (платочки, цветок и др.) или в специальных ящичках, лежащих на барьере манежа, а также исполняет маленькие пантомимы: "лошадь в кровати", "лошадь в ресторане" и др.

    АРАПНИК - (польск.). Длинный хлыст на коротком кнутовище. Арапник применяется в джигитовке и в номерах с хищными и крупными животными, т.к. громкое щелкание кончиком арапника побуждает лошадь к быстрому бегу, а большого хищника - к действию.

    АРАБЕСК - (франц. arabesgue - буквально - арабский. Позы в классическом танце). Положение туловища, при котором тяжесть тела переносится на одну ногу, а другая отводится вперед или назад. Разной модификации арабеск используется в акробатике, гимнастике, эквилибристике.

    АРАБСКИЕ ПРЫЖКИ. Акробатические прыжки, впервые показанные в Европе в 40-х гг. XIX в. арабскими акробатами. Отличаются своеобразной конфигурацией, высокой динамичностью исполнения. В нашем цирке получило распространение арабское колесо (колесо, выполняемое не в сторону, как обычно, а вперед) и арабское сальто (сальто в сторону).

    АРНИР - (франц. - harnais - конская упряжь, сбруя). Два кожаных ремня, прикрепленных к гурту, которыми притягивают голову лошади к груди, что оказывает воздействие на ее ход в заданном ритме и придает шее красивый изгиб.

    АТЛЕТИКА (от греч. athletikos - свойственный борцам). Цирковой жанр, в котором демонстрация отлично развитой мускулатуры и трюковые упражнения с тяжестями (гирями, ядрами, штангой и др.) показываются артистом в художественно-образной форме как воспевание могущества человека, его физических и духовных качеств.

    АТТРАКЦИОН - (франц. - attraction, буквально - притяжение). Особенно интересный и наиболее эффектный номер, занимающий центральное положение в программе и привлекающий внимание зрителей своими идейно-художественными качествами и высоким артистическим мастерством.







    Этот термин употреблялся для характеристики периода в истории цирка XVIII-XIX веков, когда основу представлений составляли номера дрессировщиков лошадей и наездников. Этим термином определяют и конный жанр, который объединял разные по содержанию и выразительным средствам номера дрессировщиков лошадей и наездников. Конные номера принято разделять на три основных вида: дрессировку, высшую школу верховой езды и конную акробатику.

    Арабеск (от французского аrabesque - арабский) - одна из поз классического танца. В цирке часто можно видеть, как танцовщица, стоя на скачущей лошади, отводит одну ногу с вытянутым носком назад, а всю тяжесть тела переносит на другую ногу. Аллюр (от французского allure - походка) - вид движения лошади по манежу. Есть два вида аллюра: естественный, когда лошадь выбирает свойственный ей способ передвижения, например шаг, рысь, галоп или карьер, и искусственный, то есть шаг, которому лошадь учат в во время дрессировки. Арнир (от французского harnais - конское снаряжение) - кожаный ремень, которым притягивают голову лошади к основанию шеи. Подтягивая и ослабляя арнир, дрессировщик регулирует ход лошади, добивается от нее заданного темпа. Багет (от французского baguette - палочка) - реквизит наездника, гибкий прут из ивы или металла. Наездник держит багет в руках за оба конца, слегка сгибая, и перепрыгивает через него, стоя на лошади. Балансе (от французского balancer - раскачиваться) - движение лошади в высшей школе верховой езды, когда животное попеременно заносит то одну, то другую переднюю вытянутую ногу далеко (до одного метра) в сторону, перемещая при этом тяжесть передней части тела с одной ноги на другую. Баллон (от французского ballon - полый шар) - искусственное препятствие в виде заклеенных бумагой двух обручей. Наездник прыгает с движущейся лошади сквозь баллон, прорывает бумагу и попадает снова на лошадь с другой стороны баллона. Иногда его называют зеркалом. Вольт (от итальянского voltata - поворот) - в коннном жанре крутой поворот налево или направо. Вольтиж, вольтижировка - гимнастические упражнения на лошади, бегущей по кругу рысью или галопом. Вольтижер - наездник, исполняющий номера конного вольтижа.

    Высшая школа верховой езды - разновидность конного цирка, конно-наезднический номер, в котором всадник, находясь в седле, заставляет лошадь выполнять ряд движений в ритме музыки, сопровождающей номер, что создает у зрителей впечатление, будто лошадь танцует. Гурта (от немецкого Gurt - пояс) - подпруга с двумя устойчивыми поручнями по ее бокам. Неприметная принадлежность номеров жокеев и конной акробатики: опираясь на поручни, наездник исполняет на скачущей лошади различные вольтижные упражнения. Гарнировка (от французского garnir - украшать) - убранство лошади (сбруя, седла и пр.). Гарнировать - готовить лошадь к выходу на манеж.

    Джигитовка - разновидность конного цирка, род трюковой езды. Артисты-джигиты выполняют на галопирующих лошадях в вихревом темпе серию труднейших трюков: оборот на полном скаку вокруг шеи и вокруг тела лошади, стрельба в цель из разных положений с мчащейся лошади.

    Кабриоль (от французского cabriole - прыжок) - прыжок лошади с согнутыми передними ногами и вытянутыми задними. Крупада - прыжок лошади через искусственное препятствие с приземлением на задние ноги. Курс - финальный трюк в номере наездников-жокеев, прыжки с земли на круп лошади: наездник, стремительно разбегаясь, пересекает манеж и вскакивает ногами на круп неоседланной лошади, бегущей по кругу растяжным галопом. Панно (от французского panneau - плоскость) - цирковое седло, жесткий волосяной матрасик, облегающий спину лошади. Нужен для большей устойчивости наездника, который, стоя на нем, выполняет акробатические или жонглерские номера. Пезада (от итальянского posata, французского pesade - позиция) - позиция в высшей школе верховой езды: лошадь поднимается на дыбы и стоит на задних ногах почти вертикально ("свеча"). Хердель - искусственное препятствие из хвороста, которое лошадь преодолевает по ходу номера.

    В российском цирке известна династия осетинских джигитов Кантемировых. Создатель конного ансамбля - Алибек Тузарович Кантемиров - дрессировщик лошадей, педагог. В 1924 году он организовал ансамбль джигитов, который продолжает выступать и сегодня, конечно уже в другом составе.

    Читайте также: