Как называется памятник всадник на коне

Опубликовано: 22.04.2024

Памятник "Медный всадник" в Санкт-Петербурге

Конная статуя российского императора Петра I, известная как памятник Медный всадник, находится на Сенатской площади Санкт-Петербурга. Это одна из известнейших достопримечательностей Северной столицы, изображение которой можно найти на почтовых открытках и марках, конвертах и туристических путеводителях. Силуэт бронзового исполина (свое название "Медный всадник" он получил благодаря одноименному произведению А. С. Пушкина), настолько узнаваем, что ассоциируется исключительно с городом на Неве, поэтому его с полным основанием называют визитной карточкой Питера.

Сэкономь на путешествии!

Основные моменты

Скульптура появилась на этом месте более двухсот лет назад, но интерес к ней настолько живой и непреходящий, будто воплощенная в этом творении легендарная государственная личность совсем недавно стала частью нашей истории. Впрочем, удивляться этому не приходится: современная Россия переживает такой подъем и одновременно сталкивается с такими глобальными вызовами, что нынешнее время многие нередко сравнивают с петровской эпохой.

Есть у Медного всадника и своя история – насыщенная событиями и фактами, мифами и легендами. Поиск литейщиков, скептицизм многих мастеров, что такой памятник вообще возможно создать, сложности с доставкой огромного камня в качестве пьедестала и другие моменты не оставляют никаких сомнений – возводился он, если можно так сказать, в суете и трудностях. Однако отлитый в металле Петр Великий достойно преодолел их, дойдя до наших дней в первозданном виде, символизируя собой величие и могущество Отечества.

Вместо памятника Екатерине II

Памятник Медный всадник мог и не увидеть свет, если бы не добрая воля императрицы Екатерины II. Точнее её мудрый и дальновидный расчет.

Для Софии Августы Фредерики Ангальт-Цербстской великий предшественник на российском престоле был безусловным авторитетом во всём. Инициируя различные реформы или приглашая в Петербург талантливейших литераторов, художников и скульпторов, самодержица подражала Петру I. Она была человеком прогрессивным и с готовностью впитывала всё новое в науке и философии. Не зря эпоха государыни Екатерины Алексеевны вошла в отечественную историю под названием «век просвещенного абсолютизма», а еще как «союз философов и монархов».

Заслуги великой императрицы были оценены еще при жизни. Современники даже заговорили о возведении памятника в ее честь. Идея быть увековеченной в бронзе или любом другом металле, конечно же, льстила бывшей прусской принцессе, ставшей во главе крупнейшей страны мира. Но в конечном итоге она решила увековечить для потомков не себя, а именно Петра, вошедшего в историю как царь-реформатор. Тем самым она намеревалась закрепить в общественном сознании мысль, что её преобразования – это продолжение петровских реформ, и что она достойный их продолжатель. В пользу этого решения говорил и календарь: как раз приближался 100-летний юбилей восшествия на трон Петра I, и лучшей даты для реализации этой идеи было не найти.

Подавив тешившие самолюбие мечты о собственном монументе, Екатерина Великая распорядилась отлить памятник своему предшественнику. Задача была поручена русскому скульптору, архитектору и художнику Бартоломео Растрелли, однако подготовленный им вариант императрице не понравился. Что же делать? На помощь пришли французские философы Вольтер и Дени Дидро, с которыми просвещенная царица вела активную переписку, и мнение которых явилось для нее особенно ценным. Они посоветовали обратиться к услугам именитого французского скульптора Этьена-Мориса Фальконе. В 1766 году Дмитрий Алексеевич Голицын, служивший полномочным министром при дворе Людовика XV, вручил 50-летнему Мастеру официальное приглашение в Россию.

Фальконе слыл человеком умным, деликатным, утонченным и бескорыстным, всю жизнь мечтавшим проявить свой талант в монументальном искусстве. Он понимал, что такого шанса ему может больше не представиться и потому безоговорочно принял предложение российского дипломата, посулившего за работу всего 200 тысяч ливров – вознаграждение для такого грандиозного проекта более чем скромное. В августе 1766 года уладили все формальности: подписали контракт, в котором обговорили общий вид и размеры монумента, сумму гонорара и сроки выполнения заказа, а также обязательство скульптора не отвлекаться на другие заказы, пока он будет работать над памятником Петру Первому.

Как создавался Медный всадник

Предложения о том, как должен выглядеть отлитый в металле император, звучали самые разные. Иван Иванович Бельской, руководивший Российской Академией искусств, предлагал изваять его с жезлом в руке и во весь рост. Статский советник Штелин видел Петра, окружённого другими статуями, аллегорически изображающими Победу, Правосудие, Благоразумие и Трудолюбие, и которые своими ногами подпирали бы худшие человеческие качества – Обман, Зависть, Леность и Невежество. Свою идею подала и Екатерина II: она считала, что Петр непременно должен быть с жезлом и скипетром и восседать на коне.

Фальконе не захотел воплощать в монументе ни образ монарха-победителя, ни изображения аллегорий. Он считал, что его работа должна показать Петра I, прежде всего, как выдающуюся личность – личность благодетеля и созидателя своей страны. Над гипсовой моделью Медного всадника он трудился на территории бывшего временного Зимнего дворца императрицы Елизаветы Петровны, находившегося на углу Невского проспекта и набережной Мойки (резиденция до наших дней не сохранилась). Мастеру «позировали» гвардейский офицер, а также Бриллиант и Каприз – два статных скакуна «орловской» породы. Француз внимательно наблюдал, как гвардеец буквально взлетал на одном из них на помост, ставя коня на дыбы, и по ходу делал многочисленные зарисовки. Императрица особенно придирчива была к модели головы Петра I, из-за чего скульптор её несколько раз переделывал.

Свой проект головы предложила и 17-летняя Мари-Анн Колло, ученица Фальконе, которую он привез с собой в Россию в качестве подмастерья. Это решило проблему: эскиз Екатерине понравился. Причем настолько, что за проделанную работу девушке назначили пожизненное жалованье в 10 тысяч ливров и приняли в Российскую Академию художеств. В ее исполнении лицо императора, озаренное глубокой мыслью, с широко открытыми глазами, выражало мужество и волю. А вот над змеей, что под ногами коня, работал русский скульптор Федор Гордеев.

Итак, гипсовая модель Медного всадника не без трудностей и горячих споров к 1769 году была изготовлена. Казалось бы, все сложности позади. Но впереди ждали новые испытания. Во-первых, государыне модель в целом не понравилась, поскольку француз не прислушался к ее предложениям и самовольно избрал облик памятника. Во-вторых, монумент предстояло отлить в бронзе. Фальконе рассчитал, что он будет сохранять равновесие только в том случае, если его передние стенки выполнить очень тонкими, не больше сантиметра. Отечественные литейщики с такими выкладками не соглашались. Браться за работу они не хотели еще и по причине колоссальных размеров скульптуры. Иностранных же мастеров ничего не пугало, однако за свои услуги они требовали весьма немалые деньги.

Спустя некоторое время литейщик, наконец-то, нашелся. Им оказался Емельян Хайлов, пушечных дел мастер. Совместно с французским скульптором он подбирал сплав нужного состава и делал пробы. Непосредственно отливка памятника стартовала в 1774 году и проводилась по невероятно сложной технологии. Необходимо было добиться, чтобы передние стенки в толщине своей непременно уступали задним, что придавало бы композиции необходимую устойчивость. Но вот незадача: труба, по которой расплавленная бронза поступала в форму, вдруг лопнула, испортив верхнюю часть монумента. Её пришлось удалить и еще три года затратить на подготовку ко второй заливке. В этот раз фортуна им улыбнулась, и всё было готово в срок и без происшествий.

В память об успешном завершении работ Фальконе на складке петровского плаща написал, что именно он в 1788 году «лепил и отливал» эту скульптуру. Тогда же у него вконец разладились отношения с Екатериной II, и скульптор вынужденно покинуть Россию вместе со своей ученицей. С этого момента работами по завершению памятника руководил академик Юрий Матвеевич Фельтен. Именно по его чертежам изготовили приведшую всех в восторг машину, с помощью которой транспортировали «Гром-камень», легший в основу пьедестала Медного всадника.

Кстати, о «Гром-камне». Его нашел в окрестностях деревушки Конная Лахта крестьянин Семен Вишняков, откликнувшийся на обращение в «Санкт-Петербургских ведомостях». Мегалит весил 1600 тонн и когда был извлечен из земли, то оставил после себя огромный котлован. Он заполнился водой и образовался водоем, названный Петровским прудом и сохранившимся до наших дней. Чтобы доставить камень к месту погрузки, нужно было преодолеть почти 8 километров. Но как? Решили дождаться зимы, чтобы подмерзшая почва не проседала под его тяжестью. Транспортировка началась 15 ноября 1769 года и завершилась 27 марта 1770 года (по старому стилю) на берегу Финского залива. К тому моменту здесь построили пристань для отгрузки исполина. Чтобы не терять драгоценное время, камень начали обтесывать по ходу перемещения. Однако императрица запретила его трогать: будущий пьедестал должен прибыть в столицу в естественном виде! Свой нынешний облик «Гром-камень» обрел уже на Сенатской площади, значительно «похудев» после обработки.

Интересные факты, мифы и легенды

Памятник Медный всадник, главный символ Северной Пальмиры, увековечивший Петра Великого на вздыбившейся лошади, был открыт 7 августа 1782 года. В честь долгожданного события состоялся военный парад, которым руководил князь Александр Голицын. Екатерина II на торжества прибыла в шлюпке по Неве. Поднявшись на балкон здания Сената, она надела корону и облачилась в порфир и подала знак, что праздник можно начинать. По горькой иронии судьбы, самого Фальконе на это мероприятие даже не соизволили пригласить.

Монументальное творение французского скульптора впечатлило присутствующих на церемонии величественностью и удивительной законченностью образа. Похоже, даже сама императрица, повелевшая оставить на постаменте надпись «Екатерина II Петру I», успела позабыть, что памятник ей изначально виделся совсем другим. И уж тем более никому не пришло в голову, что за Медным всадником начнет тянуться шлейф мифов и легенд, не говоря уже о просто заслуживающих внимания фактах. Причем едва ли не со дня установки.

Если сторонники царя-реформатора говорили, что монумент воплощает в себе мощь и величие Российской империи, и ни одному врагу, пока всадник находится на своем пьедестале, не удастся её сокрушить, то противники Петра придерживались противоположной точки зрения. Они не преминули заявить, что памятник уж очень напоминает предсказанного в Библии всадника Апокалипсиса, и что его появление в самом сердце столицы – предвестник страданий и смерти по всей стране.

Слава об удивительном памятнике вскоре разнеслась и далеко за пределами Петербурга. В глубинке даже возникла собственная версия его появления. Якобы царь Петр как-то придумал себе развлечение: сел на коня и перескакивал на нем с одного берега реки на другой. «Всё Божье и моё!» – воскликнул он перед первым прыжком. Ту же самую фразу он произнес и перед вторым, тоже удачным. В третий раз государь, перепутав слова, сказал: «Всё моё и Божье!» За такую «дерзость» Всевышний покарал его, обратив в камень, и он навечно остался памятником самому себе.

А вот еще одна легенда – о некоем майоре Батурине. Дело было в Отечественную войну 1812 года, когда наши войска вынужденно отступали и французы вот-вот могли захватить столицу. Чтобы врагу не достались ценнейшие произведения искусства, император Александр I дал указание вывезти их из города. Транспортировке подлежал и памятник Медный всадник. Но тут становится известно, что майору Батурину снится один и тот же сон, в котором он видит себя на Сенатской площади, рядом с монументом. Петр I якобы съезжает на коне с постамента и направляется к Каменному острову, где находилась резиденция государя. Во время встречи он пожурил Александра: «До чего ты, молодой человек, довел мою Россию. Но пока я на месте, городу моему опасаться нечего!» О необычном сне сначала доложили другу царя князю Голицыну, а тот пересказал его императору. Эвакуацию отменили, и памятник остался на месте. Существует мнение – правда, ничем не подтвержденное – что в основу сюжета поэмы «Медный всадник» А. С. Пушкин положил именно это предание. Тот же мотив прослеживается и в романе Ф. М. Достоевского «Подросток».

Широкое распространение в местном фольклоре получил и миф о призраке Петра Великого, привидевшемся сыну Екатерины II Павлу I, пока он еще не был императором. Наследный принц вместе со своим другом князем Куракиным прогуливался в том самом месте, где ныне находится памятник. И тут они увидели завернутого в широкий плащ человека, будто дожидавшегося их. Заговорив с ними, призрак направился к середине площади, показал на место будущего Медного всадника и сказал, что его снова увидят здесь. Прощаясь, он приподнял шляпу, и молодые люди едва ли не онемели от ужаса: таинственным незнакомцем был ни кто иной, как Петр I.

Медный всадник указывает рукой в направлении Швеции. Интересно, что в центре Стокгольма, столицы этой скандинавской монархии, находится памятник противнику Петра в Северной войне – королю Карлу XII, левая рука которого – совпадение? – указывает в сторону России. Еще интересный факт, как бы подтверждающий сон упомянутого майора Батурина. Монумент оставался на своем месте не только в Отечественную войну 1812 года, но и в Великую Отечественную войну 1941-1945 годов. В страшные дни блокады Ленинграда он был обшит досками и бревнами и уложен вокруг мешками с песком. Наша страна, как известно, устояла в обеих этих войнах…

Бронзовый император и его конь за все время своего существования подвергались реставрации только дважды – в 1909 и 1976 годах. Тогда же был произведен анализ при помощи гамма-лучей на предмет состояния каркаса скульптурной композиции. Он показал, что всё в порядке. Внутрь памятника даже поместили капсулу: в ней находятся сообщение о проведённой реставрации и датированная 3 сентября 1976 года газета. В советское же время (1988 год) Государственным банком была выпущена в обращение памятная 5-рублевая монета из медно-никелевого сплава, на которой был изображён Медный всадник. Она весила 19,8 грамма, общий тираж дензнака составил 2 млн экземпляров. Через два года свет увидела еще одна памятная монета, на этот раз номиналом 100 рублей и золотая, 900-й пробы – из исторической серии по случаю 500-летия единого русского государства. На нее также поместили изображение памятника Петру I.

Как добраться

Доехать до Медного всадника можно метрополитеном. Сходите на станции «Адмиралтейская» и, оказавшись на Малой Морской улице, сворачиваете влево и идете мимо Исаакиевского собора. Затем от него поворачиваете направо и идете к Александровскому саду. Сенатская площадь с установленным на ней памятником находится за садом.

Еще вариант: доезжаете на метро до одной из двух станций – «Невский проспект» или «Гостиный двор», выходите к Адмиралтейству и Дворцовой площади и, пройдя мимо, оказываетесь на Адмиралтейском проспекте. Свернув с него влево, доходите до Сенатской площади.

Или, если не хотите идти пешком, по выходу на станции «Невский проспект» пересаживаетесь в троллейбус (номера маршрутов: 1, 5, 10, 11 и 22), выходите на остановке «Почтамтский переулок» и возвращаетесь назад к Конногвардейскому бульвару, преодолев пешим ходом около 500 метров.

В классическом искусстве лошадь была одним из любимых животных большинства скульпторов. «Культура.РФ» рассказывает об известных конных памятниках Клодта, Монферрана и других отечественных мастеров.

Памятник Петру I


Самый первый памятник Петру I (сегодня его еще называют Коннетаблем) поручили создать Карло Бартоломео Растрелли еще при жизни императора. Петр лично заказал монумент в ознаменование победы над шведами в Северной войне.

Растрелли вдохновлялся триумфальными статуями римских императоров, поэтому сама скульптура получилась так похожа на конную статую Марка Аврелия в Риме. В 1725 году Петр I умер, а памятник так и не был закончен — работа над ним длилась до конца 1750-х годов. Ей руководил уже сын Растрелли — Франческо Бартоломео. Он предлагал установить монумент на площади перед Зимним дворцом, но получил отказ.

В 1799 году по указу Павла I монумент установили на площади перед Михайловским замком. Специально для памятника Федор Волков создал гранитный пьедестал, украшенный скульптурными барельефами с изображениями «Полтавской баталии» и «Битвы при Гангуте», выполненные под руководством Михаила Козловского. На памятнике оставили надпись «Прадеду — правнук».

Медный всадник


Памятник Петру Великому, который стали называть Медным всадником с легкой руки Александра Пушкина, был создан по заказу Екатерины II французским скульптором Этьеном-Морисом Фальконе. Изначально Екатерина видела памятник как статую Петра в облике римского императора с жезлом или скипетром в руке. Государственные сановники тоже предлагали варианты: Якоб Штелин советовал изобразить Петра в окружении аллегорий Благоразумия, Трудолюбия, Правосудия и Победы; Иван Бецкой — сделать фигуру во весь рост с жезлом в руках.

Однако Фальконе проявил настойчивость, и в результате Медный всадник получился таким, каким мы его знаем сегодня: «Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он, конечно, был и тем и другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны, и вот ее-то и надо показать людям. Мой царь не держит никакого жезла, он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемой им страной. Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом, — это эмблема побежденных им трудностей».

Работа над памятником была долгой и кропотливой. Три года ушло на создание модели всадника: по просьбе скульптора гвардейский офицер ежедневно по много часов подряд ставил на дыбы императорского скакуна, а Фальконе зарисовывал его фигуру с натуры. Голову императора вылепила ученица Фальконе Мари-Анн Колло, а змею — Федор Гордеев. Отливкой статуи вместе с пушечных дел мастером Емельяном Хайловым занимался сам Фальконе. Наконец, в 1782 году на монолитной скале, известной под названием «Гром-камень», установили фигуру всадника. На постаменте было начертано «Петру Первому Екатерина Вторая лета 1782». Памятник произвел сильное впечатление на современников, князь Трубецкой писал: «Монумент Петр Великий украшение городу великое сделал, и я уже третий раз, как объезжаю его и не могу еще наудовольствоваться. Ездил нарочно на Васильевский остров, смотреть и оттудова — совершенно хорошо».

Нарвские ворота


Нарвские ворота были возведены в 1814 году в честь возвращения русских войск из Заграничного похода, где они одержали победу над Наполеоном. Так как ворота сооружались в спешке — они должны были исполнить роль триумфальной арки, через которую в город вошли бы воины-победители, — изначально их построили из дерева. Автором ворот стал Джакомо Кваренги, придумавший проект однопролетной арки с колесницей славы, запряженной шестеркой лошадей. Скульптурное оформление выполнил Иван Теребенев. Но через десять лет деревянные ворота обветшали и пришли в негодность — тогда было решено возвести новую арку из кирпича, облицованного медными листами.

Проектирование ворот поручили Василию Стасову, а скульптурные работы выполнили Петр Клодт, Степан Пименов и Василий Демут-Малиновский. Они создали статую Победы с пальмовой ветвью и лавровым венком в руках, на колеснице, запряженной шестеркой лошадей. В нишах ворот расположили фигуры древнерусских воинов. Курировал строительство лично Николай I — он утверждал все скульптурные модели. В годы войны ворота сильно пострадали, но это не помешало им в 1945 году вновь стать триумфальной аркой: через них прошли воины-победители Великой Отечественной войны.

Величайшие конные скульптуры мира

Конь – один из самых сильных и древних символов в культуре и мифологии различных народов. Изображение лошади символизирует мудрость и благородство, власть и силу, мужество и решительность. Именно с этим связана традиция изображать героев, завоевателей и триумфаторов верхом на коне. Сегодня во всем мире установлены тысячи конных памятников, скульптур и монументов. Каждое изваяние достойно внимания, однако в этой статье мы рассмотрим только самые выдающиеся конные монументы.

Квадрига Святого Марка

Искусствоведы и историки считают, что традиция конной скульптуры берет свое начало в период античности. Самая знаменитая древняя скульптурная группа, включающая изображения лошадей — Квадрига Святого Марка, украшает вход в одноименный собор в Венеции. Эта великолепная композиция датируется IV веком до нашей эры. Большинство экспертов склоняются к версии, что создателем скульптурной группы был античный скульптор Лисипп.

Квадрига Святого Марка – это четверка лошадей, отлитых из позолоченной бронзы. Доподлинно установлено, что лошади, наряду с квадригой, долго были выставлены на Константинопольском ипподроме.

Квадрига Святого Марка

Фото: источник

Первые упоминания об этой великолепной скульптурной группе датируются VIII-IХ вв. Квадрига Святого Марка продолжала украшать ипподром до 1204 года, когда Константинополь был разграблен венецианскими войсками, а скульптура вывезена как часть разграбления столицы Византийской империи в Четвертом крестовом походе.

Чтобы транспортировать лошадей из Константинополя в Венецию, захватчики отбили им головы и везли скульптуры в «расчлененном» состоянии. В 1204 году, чтобы скрыть места повторного прикрепления голов, скульптуры были дополнены ошейниками.

Вскоре после Четвертого крестового похода дож Энрико Дандоло отправил лошадей в Венецию, где они были установлены на террасе фасада базилики Святого Марка в 1254 году. Своей реалистичностью и мощью скульптурная группа восхищала Петрарку, что сохранилось в его текстах.

Статуя Марка Аврелия

В музее на Капитолийском холме выставлена уникальная древнеримская статуя всадника, возраст которой по оценкам экспертов составляет от 2100-2200 лет. Памятник выполнен из бронзы и имеет высоту 4,24 м. На сегодняшний день это единственная уцелевшая скульптура всадника, дошедшая до нас с древнеримских времен. Ее уникальность заключается также в удивительной реалистичности, как человека, так и животного.

Статуя Марка Аврелия

Фото: источник

Предположительно, первоначально скульптура размещалась напротив знаменитого Римского Форума. Она создана для демонстрации силы и божественного величия императора, который восседая на коне, протягивает руку вперед, обращаясь к своим войскам. Некоторые историки утверждают, что повергнутый враг изначально был частью скульптуры. Сохранились исторические свидетельства, в которых указано, что под правой ногой лошади изначально был изображен поверженный вождь варварского племени. При этом император изображен без оружия или доспехов, благодаря чему, кажется, что Марк Аврелий несет людям мир, а не войну. Именно так сам император видел себя и свое правление. Характерно также, что скульптура не имеет стремян, которые в то время еще не были завезены в Рим с запада.

Многочисленные документальные свидетельства указывают на огромное количество различных статуй всадников, созданных скульпторами Древнего Рима. Однако до наших дней большинство из них не сохранилось, в связи с практикой переплавлять бронзовые статуи для повторного использования в качестве материала для монет или новых скульптур в поздней империи. Таким способом католики стремились уничтожить все свидетельства о языческих традициях римлян. На сегодняшний день это единственная полностью сохранившаяся бронзовая статуя дохристианского римского императора. Конная статуя Марка Аврелия в Риме обязана своим сохранением ошибочной идентификации. Философа-императора Марка Аврелия перепутали с христианским императором Константином Великим. Последний был ярым католиком, в связи с чем церковь приняла решение сохранить его изваяние.

Бамбергский всадник

Эта скульптура считается самой древней конной статуей Европы, если не считать скульптурное наследие античности. Бамбергский всадник – это каменная конная статуя неизвестного средневекового скульптора в соборе небольшого немецкого городка Бамберга. Точное время создания монумента неизвестно, однако предположительно всадник был установлен до освящения нового здания собора в 1237 году.

Бамбергский всадник

Фото: источник

Считается, что всадник изображает коронованного, но безоружного человека. Он представляет собой царя, возможно, святого. Наиболее вероятный кандидат — Император Генрих II (973-1024), который похоронен в соборе вместе с Папой Климентом II. Некоторые эксперты считают, что всадником является король Венгрии Стефан I (975-1038), который останавливает свою лошадь и смотрит на могилу Генриха.

Бамбергский всадник считается первой монументальной конной статуей со времен классической античности, а также одной из первых, на которой изображена подкова. Под передними копытами лошади находится одно из многих скульптурных изображений «Зеленого Человека», в виде лица из листьев. Такое лицо было найдено на многих памятниках средневековья. Оно часто отождествляется с вегетативным божеством природы.

Статуя Гаттамелаты

Еще одна выдающаяся конная скульптура расположена в итальянском городе Падуя и принадлежит творческому наследию великого Донателло. В 1453 году скульптор получил коммерческий заказ от семейства де Нарни, которые заказали мастеру создание монументальной бронзовой статуи Эразмо де Нарни, более известного под именем Гаттамелата. Этот человек при жизни не считался выдающимся, занимая должность предводителя наемников. Всемирную славу Гаттамелата получил уже после смерти благодаря скульптуре, созданной Донателло.

Статуя Гаттамелаты

Фото: источник

Гордый и мужественный Гаттамелата восседает на коне, демонстрируя высокое положение и уверенность в себе, свойственные итальянской знати эпохи Возрождения. Скульптура почти 600 лет украшает Падую, демонстрируя характерный творческий почерк знаменитого мастера.

Памятник Петру I перед Инженерным замком

Первая конная статуя на территории России появилась в период правления Петра I. Монументальная скульптура изображает могущественного императора, верхом на коне и выполнена в стиле древнеримских скульпторов. Первоначальный гипсовый вариант памятника был создан скульптором Растрелли еще при жизни Петра I. Однако в бронзе проект воплощен в период с 1745 по 1747 год другим мастером — итальянским скульптором Мартелли.

Памятник Петру I перед Инженерным замком

Фото: источник

Интересно, что знаменитый Медный Всадник был установлен на постамент на 18 лет раньше скульптуры перед Инженерным замком. Однако с точки зрения создания, именно эта скульптура была первым конным монументом в Российской Империи.

Памятник Э. Джексону в Вашингтоне

Конная скульптура 7-ого президента США Эндрю Джексона установлена в центре Лафайет-сквер в Вашингтоне. Автор этой монументальной работы – американский скульптор Кларк Миллс. Памятник был установлен в 1852 году после смерти величайшего политического деятеля Америки и одного из отцов-основателей Демократической партии.

Памятник Э. Джексону в Вашингтоне

Фото: источник

Интересно, что длительное время проходил конкурс на создание конной скульптуры, а выбор в пользу скульптора-самоучки Кларка Миллса многих шокировал и не удовлетворил. Скептики были убеждены, что молодой мастер не справится со сложным проектом, однако уже после создания гипсового слепка будущей скульптуры стало понятно, что монумент станет шедевром американского искусства.

Памятник Хосе де Сан-Мартину в Буэнос-Айресе

Памятник генералу Хосе де Сан-Мартину, расположенный на площади Сан-Мартин в районе Ретиро, был открыт в 1862 году и стал первым конным памятником в Буэнос-Айресе. Это выдающаяся работа французского скульптора Луи Жозефа Даума, который разработал ее в наполеоновском стиле. Фигура Сан-Мартина верхом на коне, указывает вперед, что символизирует путь к свободе и независимости Аргентины. Это, несомненно, самый важный памятник города, и, согласно путеводителям, все иностранные туристы, посещающие Буэнос-Айрес, должны оценить этот великолепный монумент.

Памятник Хосе де Сан-Мартину в Буэнос-Айресе

Фото: источник

Генерал Хосе де Сан Мартин считается отцом аргентинской нации, и освободителем Аргентины, Чили и Перу от испанского владычества. Памятник расположен на центральной площади города неслучайно — это место, где находился штаб его полка во время освободительной кампании. В 1910 году, к празднованию столетия независимости Аргентины, памятник был дополнен мраморным пьедесталом с аллегорическими группами немецкого скульптора Густава Эберлейна.

Монумент в Буэнос-Айресе настолько понравился людям, что подобный памятник был заказан тому же скульптору для Сантьяго-де-Чили. Позже копия конной скульптуры меньшего размера была установлена в Центральном парке в Нью-Йорке.

Памятник эрцгерцогу Карлу в Вене

Памятник эрцгерцогу Карлу Австрийскому на коне расположен на одной из центральных площадей Вены. Это монументальное скульптурное творение изображает выдающегося политического и военного деятеля Австрии, сына императора Священной Римской империи, эрцгерцога Карла Людовика Австрийского во время битвы под Асперном. Автором работы стал скульптор Антон Доминик Фернкорн. Установка памятника была произведена в 1860 году.

Памятник эрцгерцогу Карлу в Вене

Фото: источник

Воинственный, решительный, мужественный полководец изображен верхом на лошади, которая встала на дыбы. Общий вес бронзовой статуи составляет около 20 тонн, и при этом композиция опирается всего на две опорные точки. Это исключительно сложная работа, создание которой длилось более 7 лет. Сам полководец изображен с поднятой вверх рукой, удерживающей знамя. На создание скульптуры автора вдохновила знаменитая картина Краффта, изображающая битву под Асперном.

Бронзовая скульптура Яна Жижки

Говоря о выдающихся конных скульптурах мира, нельзя не упомянуть бронзовый памятник герою Чехии – Яну Жижке. На сегодняшний день этот монумент считается самой большой конной скульптурой Европы. Он расположен в Праге на холме Витков. Памятник весит почти 17 тонн, а высота его составляет более 22 метров. Скульптура стоит на массивном каменном постаменте.

Бронзовая скульптура Яна Жижки

Фото: источник

Ян Жижка – национальный герой Чехии, подвиги которого связаны с освободительной борьбой чешского народа против крестоносцев. Герой изображен как крупный длинноволосый мужчина, с повязкой на одном глазу, что было характерным отличием полководца. Создателем величественной скульптурной композиции стал чешский скульптор Богумил Кафка, который был вдохновлен работами Огюста Родена. Мастер создал гипсовый слепок памятника накануне начала Второй Мировой войны, однако так и не дожил до реализации проекта, так как погиб в ходе ожесточенных военных действий.

Конная статуя Чингисхана

Завершить знакомство с величайшими конными памятниками мира логично описанием самой большой скульптуры на планете, вошедшей в Книгу Рекордов Гиннеса. Эта статуя возведена в городе Цонжин-Болдоге в 54 км от столицы Монголии Улан-Батора. Памятник изображает самого почитаемого человека в истории Монголии – Чингисхана верхом на коне. Высота этой уникальной работы составляет 50 метров – 40 м из них высота статуи и 10 м высота постамента. Внутри постамента расположены конференц- и банкетные залы, а в зоне головы лошади имеется смотровая площадка. Для создания скульптуры потребовалось более 250 тонн металла.

Конная статуя Чингисхана

Фото: источник

Над созданием самой большой конной скульптуры в мире работали совместно скульптор Д.Эрдэнэбилэг и архитектор Ж.Энхжаргал. Достопримечательность была создана относительно недавно – открытие состоялось в 2008 году, однако уже сегодня она считается одной из главных туристических ценностей Монголии.

Конные скульптуры – традиционный символ военных побед, сильной и справедливой власти, доблести и благородства. С античных времен и до наших дней всадники ассоциируются с торжественностью и триумфом. При этом нельзя не отметить, что создание реалистичных конных статуй требует от скульптора высочайшего уровня мастерства и таланта.

Большинство гостей Санкт-Петербурга в первый свой приезд посещают не только сверхпопулярные Эрмитаж или Петергоф, но и привозят с собой фотографии со знаменитого Аничкова моста на Невском проспекте. На его устоях возвышаются четыре конные скульптуры знаменитого мастера Петра Клодта.

Всего в Петербурге можно отыскать 27 скульптурных изображений коней, 11 из них выполнены знаменитым мастером. Композицию с шестью конями можно увидеть на Нарвских воротах, ещё четыре расположены на Аничковом мосту. Одиннадцатая скульптура — памятник Николаю I на Исаакиевской площади.

Статуи покорения коня на Аничковом мосту

Наверное, это самые популярные изваяния, сделанные мастером. Эти скульптуры известны далеко за пределами Петербурга, и их давно можно отнести к неофициальным символам великого города.

Изначально две конные скульптуры, выполненные Клодтом, было решено разместить на набережной у Академии художеств. Впоследствии от этих планов отказались, и фигуры заняли своё место на западной стороне Аничкова моста, который был открыт после реставрации в 1841 году.

Восточные устои заняли две гипсовые копии этих скульптур. Через год предполагалось заменить их бронзовыми. Но по указанию Николая I бронзовые скульптуры были подарены прусскому королю. Клодт выполнил отливку фигур ещё раз, но и они перекочевали за границу, на этот раз уже королю Неаполитанскому.

«Юноша, поверженный конём»

Кони Клодта: символы Петербурга

Кони Клодта: символы Петербурга

Со временем скульптор пришёл к идее объединить все статуи в композицию «Покорение коня человеком». В 1850 году она была представлена публике. Над пешеходами теперь возвышалось четыре бронзовых скульптуры: «Конь с идущим юношей», «Осаживающий коня юноша», «Юноша, поверженный конём» и «Юноша, берущий коня под уздцы».

Со статуями коней связано несколько необычных легенд. Первая из них гласит, что под хвостом одного из коней Клодт изваял лицо своего врага. Мастер предпочёл не раскрывать личность этого человека, для нас тем более это останется загадкой. Хотя современники могли легко узнать образ несчастного.

Есть ещё одна легенда, связанная с конями: Клодт, узнав, что у двух из четырёх коней нет языков, был сильно расстроен. Мастер замкнулся в себе, стал сторониться друзей, и в итоге заболел и умер от нервного расстройства.

Кони Клодта: символы Петербурга

Кони Клодта: символы Петербурга

«Осаживающий коня юноша»

Ещё один интересный факт относится к подковам коней. Подкованы только те из них, которые обращены в сторону Адмиралтейства . Те же, которые смотрят в сторону площади Восстания, подков не имеют. По легенде, кони с подковами идут от кузниц, находившихся в Кузнечном переулке. А неподкованные животные туда только направляются. Имелся ли у мастера такой замысел, мы уже не узнаем.

Великая Отечественная война не обошла стороной и Аничков мост. На одном из его восточных устоев можно увидеть следы от фашистских снарядов и памятную табличку. Скульптуры же, к счастью, сохранились — во время военных действий они были закопаны в саду Аничкова дворца .

Конная группа на Нарвских Триумфальных воротах

Скульптуры, расположенные на воротах — одна из первых серьёзных работ Петра Клодта. На аттике арки шестёрка коней запряжена в колесницу богини Славы. В этой композиции скульптор создал только фигуры коней, остальные детали были созданы другими мастерами.

Кони Клодта: символы Петербурга

Кони Клодта: символы Петербурга

Кони Клодта: символы Петербурга

Те ворота, которые мы видим сейчас, были заложены в 1827 году. При их строительстве использовалась кирпичная кладка, обшитая листами меди. Первые же, деревянные Нарвские ворота были возведены здесь ещё в 1814 году по проекту архитектора Джакомо Кваренги, автора проектов Александровского дворца в Царском селе и Юсуповского дворца на Садовой улице Санкт-Петербурга.

Памятник Николаю I на Исаакиевской площади

Ещё одной знаменитой работой Петра Карловича Клодта является памятник императору Николаю I. Он расположен на площади между Исаакиевским собором и Мариинским дворцом. Наверное, каждый посетитель собора видел и памятник. Лучше же всего его будет видно с 40-метровой колоннады собора.

Архитектором проекта выступил Огюст Монферран, автор Александровской колонны на Дворцовой площади. Уникален памятник императору тем, что это одна из первых конных скульптур, поставленных только на две точки опоры.

Кони Клодта: символы Петербурга

Памятник Николаю I стоит на одной оси со знаменитым «Медным всадником», их разделяет Исаакиевский собор. Такое расположение породило у остроумных современников эпиграмму: «Дурак умного догоняет, да Исаакий мешает».

Сегодня памятник находится на реконструкции.

Мастер своего дела, Пётр Карлович Клодт, безусловно, оставил Петербургу замечательное наследие — скульптуры, которые будут радовать местных жителей и туристов на протяжении долгих лет. В других же городах скульптор участвовал в проектах создания памятника князю Владимиру в Киеве и Храма Христа Спасителя в Москве.

Подписывайтесь на наш канал, ставьте 👍, читайте блог о путешествиях. С нами интересно🌴

Медный всадник в Санкт-Петербурге — самый известный памятник Петру I. Он расположен в открытом сквере на Сенатской площади и является уникальным произведением русской и мировой культуры. Медный всадник окружен известными достопримечательностями: с запада расположены здания Сената и Синода, с востока — Адмиралтейство, с юга — Исаакиевский собор.

Медный всадник — история создания

Инициатива создания памятника Петру I принадлежит Екатерине II. Именно по ее приказу князь Александр Михайлович Голицын обратился к профессорам Парижской Академии живописи и скульптуры Дидро и Вольтеру, мнению которых Екатерина II полностью доверяла. Известные мастера рекомендовали для этой работы Этьен-Мориса Фальконе, работавшего в то время главным скульптором на фарфоровом заводе. «В нем бездна тонкого вкуса, ума и деликатности, и вместе с тем он неотесан, суров, ни во что не верит. .. Корысти не знает», — писал Дидро о Фальконе.

Этьен-Морис Фальконе всегда мечтал о монументальном искусстве и получив предложение создать конную статую колоссального размера, не раздумывая согласился. 6 сентября 1766 года он подписал контракт, в котором вознаграждение за работу определялось в размере 200 тысяч ливров, что было достаточно скромной суммой — другие мастера просили значительно больше. 50-ти летний мастер приехал в Россию с 17-летней помощницей Мари-Анн Колло.

Мнения об облике будущей скульптуры были самые разные. Так, руководивший созданием памятника Президент Императорской Академии искусств Иван Иванович Бельской представлял скульптуру Петра I, стоявшего в полный рост с жезлом в руке. Екатерина II видела императора, восседающим на коне с жезлом или скипетром, а были и другие предложения. Так, Дидро задумал памятник в виде фонтана с аллегорическими фигурами, а статский советник Штелин направил Бельскому подробное описание своего проекта, согласно которому Петр I должен был предстать в окружении аллегорических статуй Благоразумия и Трудолюбия, Правосудия и Победы, которые подпирают ногами пороки Невежество и Леность, Обман и Зависть. Фальконе отверг традиционный облик монарха-победителя и отказался от изображения аллегорий. «Монумент мой будет прост. Там не будет ни Варварства, ни Любви народов, ни олицетворения Народа. Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как побе­дителя, хотя он, конечно, был и, тем и другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны, и вот её-то и надо показать людям», — писал он Дидро.

Работа над памятником Петру I — Медный всадник

Фальконе создавал модель скульптуры на территории бывшего временного Зимнего Дворца Елизаветы Петровны с 1768 по 1770 годы. Из императорских конюшен были взяты две лошади Орловской породы Каприз и Бриллиант. Фальконе делал зарисовки, глядя как гвардейский офицер взлетал на лошади на помост и ставил ее на дыбы. Модель головы Петра I Фальконе переделывал несколько раз, но так и не добился одобрения Екатерины II и в результате голову Медного всадника успешно вылепила Мари-Анн Колло. Лицо Петра I получилось мужественным и волевым, с широко открытыми глазами и озаренным глубокой мыслью. За эту работу девушку приняли в члены Российской Академии художеств и Екатерина II назначила ей пожизненную пенсию в 10 000 ливров. Змею под ногами коня выполнил русский скульптор Федор Гордеев.

Раздавленная змея символизирует враждебные силы

Раздавленная змея символизирует враждебные силы

Гипсовая модель Медного всадника была изготовлена к 1778 году и мнения о работе были неоднозначными. Если Дидро остался доволен, то Екатерине II не понравился самовольно выбранный облик памятника.

Отливка Медного всадника

Скульптура была задумана колоссальных размеров и литейщики не брались за эту сложную работу. Иностранные мастера за литье требовали огромные деньги, а некоторые откровенно говорили, что отливка не удастся. Наконец, нашелся литейщик, пушечных дел мастер Емельян Хайлов, взявшийся за литье Медного всадника. Вместе с Фальконе они подбирали состав сплава и делали пробы. Сложность состояла в том, что скульптура имела три точки опоры и поэтому толщина стенок передней части статуи должна была быть небольшой — не более одного сантиметра.

Во время первой отливки труба, по которой заливалась бронза, лопнула. В отчаянии Фальконе выбежал из мастерской, но мастер Хайлов не растерялся, снял свой армяк и намочил его водой, обмазал глиной и приложил как заплату к трубе. Рискуя своей жизнью, он предотвратил пожар, хотя сам получил ожоги рук и частично повредил зрение. Верхняя часть Медного всадника все равно была испорчена, ее пришлось срубить. Подготовка к новой отливке заняла еще три года, но на этот раз она прошла удачно и в честь успешного завершения работы скульптор в одной из складок плаща Петра I оставил надпись «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1788 года».

Установка Медного всадника

Фальконе хотел установить памятник на постаменте в виде волны, выточенном из естественного куска скалы. Найти нужную глыбу высотой в 11,2 метров было очень трудно и поэтому в газете «Санкт-Петербургские новости» было опубликовано обращение к частным лицам, желающим найти подходящий кусок скалы. И вскоре откликнулся крестьянин Семен Вишняков, давно приметивший подходящую глыбу около деревни Лахта и сообщивший об этом руководителю поисковых работ.

Камень, весивший около 1600 тонн и названный Гром-камнем, доставляли сначала на платформе до побережья Финского залива, затем по воде до Сенатской площади. В извлечении и транспортировке камня участвовали тысячи людей. Камень установили на платформу, передвигавшуюся по двум параллельным желобам, в которую были уложены 30 выполненных из сплава меди шаров. Эту операцию проводили в зимнее время с 15 ноября 1769 года, когда земля была заледенелая и 27 марта 1770 года камень доставили к берегу Финского залива. Осенью глыбу погрузили на судно, специально построенное мастером Григорием Корчебниковым и 25 сентября 1770 года толпы народа встречали Гром-камень на берегу Невы у Сенатской площади.

В 1778 году отношения Фальконе с Екатериной II окончательно испортились и вместе с Мари-Анн Колло он был вынужден уехать в Париж.

Установкой Медного всадника руководил Федор Гордеев и 7 августа 1782 года состоялось торжественное открытие монумента, но его создатель так и не был приглашен на это событие. Военным парадом на торжестве руководил князь Александр Голицын, а Екатерина II прибыла по Неве в шлюпке и поднялась на балкон здания Сената. Императрица вышла в короне и порфире и дала знак открыть памятник. Под барабанную дробь полотняная ограда с монумента упала и полки гвардейцев прошли по набережной Невы.

Памятник Медный всадник

Фальконе изобразил фигуру Петра I в динамике, на вздыбленной лошади и тем самым хотел показать не полководца и победителя, а в первую очередь созидателя и законодателя. Мы видим императора в простой одежде, а вместо богатого седла — звериную шкуру. О победителе и полководце нам говорит только венчающий голову венок из лавра и меч у пояса. Расположение монумента на вершине скалы указывает о преодоленных Петром трудностях, а змея является символом злых сил. Памятник уникален тем, что имеет только три точки опоры. На постаменте выполнена надпись «ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая лѣта 1782», а на другой стороне тот же текст указан на латинском языке. Вес Медного всадника — восемь тонн, а высота — пять метров.

Медный всадник — название

Название Медный всадник памятник получил позже благодаря одноименной поэме А.С. Пушкина, хотя на самом деле монумент изготовлен из бронзы.

Легенды и Мифы о Медном всаднике

  • Существует легенда, что Петр I, находясь в веселом расположении духа решил на своем любимой лошади Лизетте перескочить Неву. Воскликнул: «Все божье и мое» и перескочил через реку. Второй раз крикнул эти же слова и тоже был на другом берегу. И в третий раз решил перепрыгнуть через Неву, но оговорился и произнес: «Все мое и божье» и тут же был наказан — так и окаменел на Сенатской площади, в том месте, где сейчас стоит Медный всадник
  • Говорят, что заболевший Петр I и лежал в горячке и причудилось ему, что наступают шведы. Вскочил он на коня и хотел ринуться к Неве на врага, но тут выползла змея и обвила ноги коня и остановила его, не дала Петру I прыгнуть в воду и погибнуть. Так и стоит Медный всадник на этом месте — памятник Как змея спасла Петра I
  • Существует несколько мифов и легенд, в которых Петр I пророчит: «Пока я на месте, моему городу нечего опасаться». И действительно, Медный всадник оставался на своем месте во время Отечественной войны 1812 года и во время Великой Отечественной войны. Во время блокады Ленинграда он был обшит бревнами и досками и вокруг него уложили мешки с песком и землей
  • Петр I рукой указывает в сторону Швеции, а в центре Стокгольма установлен памятник Карлу XII, противнику Петра в Северной войне, левая рука которого направлена в сторону России

Интересные факты о памятнике Медный всадник

  • Транспортировка камня–постамента сопровождалась трудностями и непредвиденными обстоятельствами и часто возникали аварийные ситуации. За той операцией следила вся Европа и в честь доставки Гром-камня на Сенатскую площадь была выпущена памятная медаль с надписью «Дерзновению подобно. Генваря, 20, 1770»
  • Фальконе задумал монумент без ограды, хотя ограда всё-таки была установлена, но до наших дней не сохранилась. Сейчас находятся люди, которые оставляют надписи на памятнике и портят постамент и Медный всадник. Возможно, что в скором времени вокруг Медного всадника будет установлено ограждение
  • В 1909 и 1976 годах проводилась реставрация Медного всадника. Последнее обследование, проведенное с помощью гамма лучей, показало, что каркас скульптуры находится в хорошем состоянии. Внутрь памятника была заложены капсула с запиской о проведенной реставрации и газета от 3 сентября 1976 года

Медный всадник в Санкт-Петербурге — главный символ Северной столицы и полюбоваться одной из самых известных достопримечательностей города на Сенатскую площадь приходят молодожены и многочисленные туристы.

Читайте также: