Как называется препятствие через которое прыгает лошадь

Опубликовано: 29.04.2024


ДЕВЯТЬ ТИПОВ ПРЕПЯТСТВИЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПРЫЖОК ЛОШАДИ

Конкурный тренинг подразумевает улучшение техники прыжка лошади, улучшение ее физической формы, подготовка лошади к преодолению препятствий морально – выработка уверенности и доверия к всаднику.
Не секрет, что на домашних тренировках вы должны ознакомить лошадь со всеми типами препятствий в разных комбинациях, что бы на соревнованиях она знала, как технически их преодолеть. В этой статье мы рассмотрим основных девять типов препятствий и их влияние на рабочие качества вашей лошади.
Жерди (расположенные на земле)
Жерди, размещенные непосредственно перед и за препятствием (заложения), стимулируют лошадь опустить голову, сосредоточиться на подходе к барьеру и лучше использовать свой корпус в прыжке, баскюлировать. Жерди, расположенные на расстоянии от препятствия, подсказки, показывают лошади точку отталкивания, если жердь лежит впереди, или не дают нестись после прыжка, если жердь за препятствием.



Угол
Жерди размещенные в виде угла на барьере? либо перед ним на земле, центрируют лошадь и улучшают технику работы передних ног.


Заполнения
Заполнение заставляют лошадь обращать больше внимания на препятствие. Траектория прыжка становится более округлой, не настильной. Лошадь лучше работает корпусом.



Крестовины
Это хорошее препятствие для разогрева и разминки лошади. Крестовины, также как и угол , заставляют лошадь прыгать по центру и поднимать перед. Чем выше поднимают жерди, тем острее угол крестовины, и тем больше лошадь собирается и концентрируется перед прыжком.



Чухонцы (вертикали)Преодоление чухонца требует от лошади более выраженного баскюлирования. Ей нужно более активно заходить на барьер. Чухонцы требуют более выраженного подъема переда, учат лошадь поднимать плечи.


Брусья (Оксер)

Брусья способствуют выработке более сильного толчка, так как лошади нужно дольше находиться в воздухе. Вы можете изменять тип брусьев, делать их возрастающими (когда передняя жердь ниже задней) – более легкий вариант, параллельными (передние и задние жерди на одном уровне) и ниспадающими (задняя жердь ниже передней). Первый вариант учит лошадь сильнее сгибать ноги, а также работать ими быстро и вперед. Два последних варианта требуют от лошади более мощного толчка. Третий тип брусьев используют для улучшения техники прыжка лошадей, задевающих жерди задом , такие брусья заставят лошадь лучше раскрывать спину и сгибать задние ноги в завершающей фазе прыжка.


Тройники

Тройник это препятствие состоящее из трех вертикалей, жерди расположены по возрастанию. Тройники стимулируют вашу лошадь растягиваться и раскрываться в прыжке. Также, они требуют очень много энергии. Учат лошадь дольше держать плечи поднятыми и зад раскрытым.


Стенки
Стенки сложны тем, что лошадь не видит точки приземления. Стенки развивают у лошади уверенность и доверие к всаднику. Также, как и прыжок через чухонец, прыжок через стенку улучшает баскюль, лошадь лучше работает передом.


Канавы
Лошади реагируют на канавы так же, как и на препятствия с заполнением. Лошадь опускает голову и шею ниже, что бы рассмотреть барьер. Прыжок более мощный и настильный. Вы можете устанавливать канаву перед или за чухонцем, что бы изменить траекторию отталкивания или приземления.

В мире лошадей есть множество видов спорта, но я считаю, что лучший из них – это конкур! Сколько эмоцию переживает всадник с лошадью, сколько запоминающихся прыжков и побед! Всё это не сравнится с выездкой или вольтижировкой.

Конкур (ударение на второй слог) – это соревнования по преодолению препятствий в определённом порядке и в определённой сложности и высоты, проходящие на конкурном поле.

Проще говоря, конкур – это прыжки через барьеры на лошади в крытом или открытом помещении за определённое время.

В этом виде спорта важны навыки и умения не только лошади, но и человека, который сидит на ней. Если всадник боится брать барьеры, то лошадь будет чувствовать его страх и не захочет прыгать, поэтому нужно всегда знать, на что идёшь и с чем соглашаешься, а страх оставить за пределами конкурного поля.

Конкур – это ещё и олимпийский вид спорта! Самый зрелищный из всех, самый завораживающий! Ведь когда лошадь прыгает, кажется, что она парит, что у неё есть крылья!

Конкур – лучший конный спорт!

Немного истории о том, как вообще появился такой спорт, как он завоевал сердца людей.

Конкур появился в 18 веке, когда огромной популярностью пользовалась конная охота. Охотники во время погони вынуждены были преодолевать препятствия, что и было толчком к появлению конкура. Первые соревнования с этим спортом были проведены во Франции и имели название «Конкур – иппик». Потом стали совершенствовать его, улучшать, придумывать строгие правила, а в 1900 году конкур признали и включили в Олимпийские игры в Париже, затем и по остальным частям мира.

Теперь, когда мы знаем из – за чего появился конкур можно узнать и краткое описание правил.

Суть спорта в том, чтобы проехать полосу препятствий, не задев ни одного и за определённое время. Сложность маршрута определяется высотой и широтой препятствия. Время отсчитывается с момента старта лошади и до пересечения финишной черты. В случае отказа лошади проходить маршрут или падения всадника пара дисквалифицируется. Сигналы участники получают с помощью колокола. Так же в конкуре есть штрафные очки, которые дают при не больших нарушениях (сбитая балка, превышение нормы времени, ноги лошади в канаве с водой).

Несмотря на то, что достаточно часто лошадь скидывает всадника во время приготовления к прыжку, многие люди тянутся к конкуру. Ведь каждый прыжок даёт адреналин, за которым люди гонятся. Каждый человек найдёт свой вид конкура, так как их не мало и выбор просто шикарный!

Конкур – лучший конный спорт!

Виды конура:

  • Свой маршрут (участник сам выбирает препятствия)
  • Зеркальный (две пары выходят на поле и проходят маршрут, та что прошла хуже выбывает, а к лучшей ставят другого участника)
  • По возрастающей сложности
  • Охотничий паркур (всадник сам выбирает в какой последовательности прыгать)
  • На стиль (судьи оцениваю не только прохождение, но и одежду, амуницию, посадку, технику работы)
  • Приближенно к норме времени (лошадь должна показать наиболее близкий по времени результат к норме)
  • На мощность прыжка
  • Классический скоростной с перепрыжкой.

Видите, сколько всего придумали для одного спорта. В нём можно и просто прыгать, и развивать скорость как в гонках, и показывать отличный вкус как в выездке. Просто рай для конника!

Как и в любом спорте, в конкуре нужно соблюдать правила экипировки и инвентаря.

Конкур – лучший конный спорт!

Экипировка и инвентарь:

  • Седло для конкура
  • Шпоры
  • Хлыст
  • Шлем
  • Редингот
  • Белые бриджи
  • Краги
  • Рубашка
  • Сапоги

Перед каждым конником возникал выбор: каким спортом заниматься? Я вам скажу, почему выбираю конкур, почему хочу заниматься им! Конкур – это яркое зрелище, эмоциональный взрыв и полная самоотдача! Лошадь привыкла прыгать, она это делает с самого начала. Почему бы не дать ей прыжки? Конечно можно развиваться в разных направлениях, но конкур всегда будет на первом месте в моём сердце.

Ведущим видом классического конного спорта по числу проводимых турниров и призовым фондам, безусловно, является конкур. Спортивные соревнования по преодолению препятствий на лошадях стали проводиться еще в XIX веке. Уже на Олимпийских играх 1900 года конкур входил в программу соревнований. Благодаря зрелищности и азартности, турниры по конкуру привлекают внимание большого числа зрителей. Растет и число крупных турниров, проводимых в нашей стране. Однако даже родные стены не помогают нашим всадникам, и в этом году, как и в предыдущие сезоны, Кубок Мэра Москвы отправился за рубеж.


Баскюль (от франц. Bascule – качели) – продольное волнообразное сгибание шеи и корпуса лошади выпуклостью вверх при преодолении препятствия. Способствует подгибанию ног и поэтому имеет большое значение для прыжка.

Прыжок – это одно из естественных движений лошади и основной «рисунок» этой волны существует на уровне врожденного двигательного рефлекса, подкрепленного особенностями строения мышечно-сухожильных динамических систем аппарата движения лошади. Поэтому, после нескольких напрыгиваний (фактически, после ознакомления лошади с препятствием) природная способность лошади к прыжку уже может быть достаточно надежно оценена по степени проявления этого рефлекса.

Сравнивая выступления наших всадников с выступлениями лучших конкуристов мира, можно отметить, что даже достаточно мощные и крупные лошади российских участников не в состоянии преодолеть маршруты 150-160 см без повалов. Основной причиной этого является плохая техника прыжка лошадей. Как и любое проявление работоспособности, прыжковые качества лошади зависят от ее наследственных задатков и тренинга. Безусловно, квалифицированный тренинг и правильная психологическая подготовка лошади очень важны для успеха выступлений, однако даже самый талантливый тренер не сможет добиться от лошади проявления того, что в ней не заложено природой.
Прыжковые качества – специфические биодинамические способности лошади, уровень развития которых определяет возможность использования ее в соревнованиях по преодолению препятствий. Прыжковые качества характеризуются двумя компонентами – силой (мощностью) прыжка, оцениваемой по высоте преодолеваемого препятствия и стилем (техникой) прыжка. Последний компонент оценивается в большинстве случаев визуально, а стало быть, субъективно.
Прыжок лошади принято делить на четыре фазы: группировка, отталкивание, полет (подвисание) и приземления. В каждой из этих фаз существует оптимальное положение конечностей и корпуса лошади относительно друг друга и препятствия, позволяющее преодолевать барьер с минимальными затратами энергии. Способность лошади преодолевать препятствие максимально эффективно называется техничностью ее прыжка.
Высокая техничность исполнения отличается точностью движений, их слитностью, плавностью и согласованностью. Чем ниже проходит грудь и ноги лошади в фазе подвисания над препятствием, тем выше техника прыжка. Условно технику прыжка можно разложить на две составляющие – технику работы ног и баскюль – работу позвоночника.
По технике прыжка лошади делятся на группы:
1) прыгающие рационально и гарантированно (максимальное сгибание ног в запястном суставе, высокий подъем подплечья, минимальная высота прохождения копыта над верхней жердью препятствия)
2) прыгающие нерационально, но гарантировано (лошадь уверенно преодолевает препятствие, однако из-за недостаточного сгибания ног ей приходится прикладывать большие усилия, прыжок «с запасом»)
3) прыгающие нерационально и ненадеж
но (лошадь недостаточно сгибает ноги при преодолении препятствия, при этом мощности недостаточно для компенсации плохой техники за счет создания «запаса» высоты).
Однако, техничность действий ног анатомически связана с работой позвоночника, то есть с баскюлем.

Подход и отталкивание

Подход к препятствию, фактически, является несколько измененным тактом галопа. Осуществляется приземление на передние конечности, (опора и отталкивание ими). Толчок передних конечностей, хотя и не являющийся основным для совершения прыжка, позволяет приподнять переднюю часть тела лошади, задавая, в большой степени, «угол вылета» – наклон восходящей части траектории прыжка. Собственно, то же самое происходит при галопе, но в прыжке угол отталкивания должен быть значительно больше, чему способствует резкое разгибание шейного отдела позвоночника. Резкий подъем головы и шеи создает вращающий момент, который помогает подъему передней части тела, а также обеспечивает оптимальные условия для работы плечеголовной мышцы, эффективно разгибающей плечевой сустав. Вследствие наличия мышечно-сухожильных функциональных цепочек в мускулатуре грудной конечности, все ее суставы стремятся разгибаться (или сгибаться) одновременно, что и формирует отталкивание.
Когда в шейном отделе позвоночника начинается волна разгибания, в туловищном отделе еще продолжается сгибание. Тазовые конечности выносятся вперед как за счет инерции, приобретенной при подходе к препятствию, так и за счет разгибания коленного и скакательного суставов при некотором сгибании тазобедренного. Аппарат движения тазовых конечностей лошади, как и грудных, снабжен функциональными мышечно-сухожильными цепями, в результате чего сгибание и разгибание различных суставов согласовано. Сгибание тазобедренного сустава, при разогнутом коленном, затруднено, и для эффективного выноса вперед конечностей становится весьма важным сгибание туловищного отдела позвоночника.
Туловищный отдел позвоночника лошади, как и большинства копытных, малоподвижен, гибкость его незначительна. Позвоночник здесь имеет форму пологой арки с высшей точкой в области поясницы (так называемый грудопоясничный изгиб). Предтолчковый «сбор» лошади приводит позвоночник в состояние сжатой пружины, что создает условия для подготовки к важному элементу отталкивания – мощному разгибанию корпуса.
Сгибание продолжается до момента опоры на тазовые конечности. Передняя часть корпуса лошади, напомним, в это время приподнимается. Это направленное вверх «вращение» корпуса совершается относительно оси, проходящей через тазобедренные суставы, и продолжается до наиболее выгодного для мощного включения мышц-разгибателей момента. В этот момент точка приложения силы – тазобедренный сустав – проецируется на грунт позади точки опоры (копыт), причем отвес будет проходить через центр скакательного сустава.
Отталкивание производится путем резкого разгибания всех суставов тазовых конечностей, а также разгибания туловищного отдела позвоночника – это разгибание осуществляется последовательно спереди назад. Такое разгибание позвоночника обеспечивается, в первую очередь, длиннейшей мышцей спины. Напряжение дорсальной (верхней) мускулатуры позвоночного столба, кроме прочего, закрепощает позвоночник, превращая его туловищный отдел в негибкую балку. Подъем корпуса, начатый отталкиванием грудных конечностей, продолжается, но теперь вращение корпуса вверх от тазобедренных суставов обеспечивает, в первую очередь, мощная средняя ягодичная мышца. Таким образом, вследствие согласованности действий этих двух крупных мышц, которые и анатомически связаны друг с другом, разгибание спины и разгибание тазобедренного сустава связаны и взаимно усиливают друг друга.

Полет

Еще до отрыва лошади от грунта в шейном отделе начинается следующая волна сгибания. Сильное сгибание шеи рефлекторно связано со сгибанием грудных конечностей (когда они не являются опорными) и способствует скорейшему переносу центра тяжести через препятствие. Согнутая шея делает более эффективным сгибание плечевого сустава, высвобождая крупную плечеголовную мышцу.
Вообще, хотя при оценке прыжка основное внимание уделяется сгибанию запястных суставов, следует помнить, что «ключом» к хорошему подбору передней конечности является, прежде всего, сгибание плечевого сустава. Вследствие наличия упоминавшихся мышечно-сухожильных цепей, эффективное сгибание в локте при разогнутом плече затруднительно, а недостаточно согнутый локоть ограничивает сгибание запястного сустава. Зато сильное сгибание в плечевом суставе автоматически обеспечивает максимальное сгибание локтевого сустава, поскольку работает двусуставная двуглавая мышца плеча, содержащая у лошади мощное сухожилие.
Вытянутая шея также способствует смещению общего центра тяжести вперед, что несколько облегчает заднюю часть тела и упрощает перенос тела над препятствием.
Сгибание шеи продолжается до момента переноса копыта передней конечности над препятствием, затем в шейном отделе начинается новая волна разгибания, стимулирующего разгибание всех суставов грудной конечности для подготовки к приземлению.
Разгибание шеи после переноса передних конечностей над препятствием запускает «волну разгибания», которая доходит до поясничного отдела к моменту переноса через препятствие копыт тазовой конечности. Так как это уже нисходящая часть траектории прыжка, такое разгибание, немного приподнимающее таз, оказывается весьма выгодным.

Приземление происходит на максимально выпрямленные грудные конечности с высоко поднятой выпрямленной шеей – такое положение позволяет полно использовать амортизационные ресурсы грудных конечностей и, сдвигая назад центр тяжести, предохраняет от падения вперед под влиянием инерции.
По туловищному отделу позвоночника в это время продолжает идти волна сгибания: тазовые конечности подтягиваются и выносятся вперед до опирания, то есть момента начала нового такта галопа.
Описание биомеханических процессов, наблюдаемых при преодолении лошадью препятствия, позволяет нам сделать заключение об исключительной важности баскюля для качественного прыжка.
Совершенствование естественной работы спины лошади при прыжке одновременно сопровождается улучшением координации работы конечностей. По мере тренинга улучшается подвижность суставов, что способствует улучшению техники ног. Лошадь, напрягающая при прыжке спину, не сможет достаточно выпрямить ноги в фазе отталкивания, сразу после отталкивания она сгибает ноги, что часто приводит к ошибкам. Лошадь, прыгающая с выгнутой вверх спиной, сохраняет естественное равновесие, и может благодаря этому хорошо вытянуть задние ноги. После оптимального выпрямления ног при отталкивании следует их наиболее благоприятное сгибание в фазе прыжка, так что ни одна часть препятствия не оказывается задетой.

Как развить способности?

Как добиться от лошади максимального проявления заложенных в ней прыжковых способностей? Будучи рефлекторным актом, прыжок лошади в значительной степени определяется наследственными задатками. Тем не менее, всегда остается как возможность развития рефлекса и значительного улучшения качества прыжка с помощью направленного тренинга, так и опасность постепенного разрушения рефлекса и, соответственно, понижения производительности прыжка при систематических неправильных действиях всадника.
Некоторые спортсмены для «улучшения» работы конечностей лошади используют метод «подбивки» (барража) – ударами жердью или легкой металлической трубкой по ногам животного, чтобы оно как можно выше поднимало ноги, отучаясь задевать препятствия. Однако, этот метод может «помочь» только лошадям, для которых свойственен небрежный прыжок. Зачастую причина плохой техники ног лежит в неправильных действиях всадника. Исследования В.Н.Дорофеева показали, что даже незначительное ограничение подвижности шеи лошади вполне закономерно приводит к значительному ухудшению сгибания позвоночника, что в свою очередь влечет понижение эффективности работы ног лошади и общему снижению техничности прыжка. Поэтому правильность подготовки молодой конкурной лошади зависит в первую очередь от уровня квалификации персонала. Тренинг молодого животного состоит из трех основных частей: общее физическое развитие, выездка и напрыгивание. И если с первыми двумя задачами могут справиться практически любые достаточно подготовленные всадники, то напрыгивание требует большого опыта и высокой квалификации. При неумелом напрыгивании естественный рефлекс прыжка может быть погашен, а лошадь приобретет целый ряд отрицательных навыков, которые не поддаются исправлению. В случае систематического напрыгивания в условиях ограничения движений головы и шеи лошади, закрепляется малоэффективная техника прыжка с напряженным позвоночником и «висящими» вследствие этого передними и задними ногами. Неслучайно ведущие специалисты за рубежом начинают работу с молодой конкурной лошадью с напрыгивания в шпрингартене, когда эффект всадника исключен. Этот метод был апробирован и в России. Опыты, проведенные В.Н.Дорофеевым с сотруд- никами в 70-е годы, показали, что уже после 10-12 напрыгиваний в шпрингартене существенно улучшается техника прыжка, повышается гибкость позвоночника и скоординированность действий конечностей. Кроме того, этот метод очень эффективен с точки зрения организации тренинга в конных заводах спортивного направления, не располагающих штатом высококвалифицированных спортсменов-тренеров.
Интересным представляется и опыт Германии. Для повышения заинтересованности заводчиков в совершенствовании прыжковых качеств молодых лошадей, которые еще не поступили в тренинг под седлом, многими племенными союзами или региональными спортивными организациями проводятся соревнования на стиль прыжка в шпрингартене. В отличие от соревнований «на стиль», проводимых для 4-5-летних конкурных лошадей в небольших маршрутах, на соревнованиях молодым (3-4-летним) лошадям предлагается продемонстрировать технику прыжка в шпрингартене. На таких соревнованиях опытные спортсмены уже могут «присмотреть» себе перспективное животное и взять в целенаправленный тренинг.
У нас в стране стиль прыжка молодых лошадей оценивается во время заводских и межзаводских испытаний спортивного молодняка. При этом оценка за стиль прыжка выставляется экспертной комиссией, что нередко вызывает нарекания заводчиков. В зависимости от отклонения от «модели», эксперт снижает оценки за положение шеи, подплечья, сгибание запястного сустава. Известно, что человеческий глаз воспринимает от 18 до 20 кадров в секунду. При средней скорости движения лошади в шпрингартене около 7 м/с, эксперт не в состоянии воспринять всю совокупность перемещений отдельных частей тела лошади, он «выхватывает» положение определенной стати, и на основании этого показателя ставит оценку. Для устранения такой субъективности сотрудниками МСХА им. К.А.Тимирязева начата разработка системы видеометрической оценки техники прыжка лошади, позволяющей с помощью цифровой видеосъемки «поддержать» экспертов при выставлении оценок.
Первые полученные нами данные уже позволяют говорить о возможности использования показателей техники прыжка в селекции. Наряду с породами универсального спортивного использования (ганноверская, тракененская), в нашей стране разводятся и те, что «специализируются» на одном из видов классического спорта. Для русской верховой породы такой специализацией является выездка. Необъявленной, но от этого не менее очевидной, специализацией буденновской породы является использование в конкурах. Для интенсификации селекции в этой породеследует оценить по технике прыжка большую часть производящего состава, тем более что напрыгивание в шпрингартене с точки зрения организации, по затратам труда и требованию к уровню квалификации кадров благоприятно отличается от традиционной подготовки и испытаниям под седлом или в скачках. Использование объективных показателей позволит получить «фактический» базис для отбора по работоспособности.
Разумеется, техника прыжка это еще не все для успешного выступления лошади в конкуре. Важны и «бойцовские качества», и подходящий характер, и темперамент, и попадание в руки хорошего тренера и спортсмена, и правильная физическая подготовка. Однако, технические предпосылки в форме выработанного рефлекса прыжка являются важнейшим фактором, который нужно учитывать при отборе лошади в спорт.

Разминка на конкуре

Для выполнения конкура верхом на лошади, первое что потребуется — специальное конкурное поле, где всадник и его животное будут преодолевать те или иные препятствия точно зафиксированной высоты и сложности. Такие манипуляции верхом относят к конному спорту и проводят исключительно в целях соревнований, где определяются лучшие породы и представители этих родословных.

При этом ответственность за проведение конкура несет не только лошадь, но и ее наездник. Он должен обладать смелостью, целеустремленностью, так как такое зрелищное состязание требует немалого времени на тренировки и получение навыков. Только сумев обладать лошадью и правильно ею управлять, а также научившись вести тонкий расчет в процессе конкура, при достаточной физической подготовке человек и его скакун смогут одержать не одну победу.

В свою очередь, лошадь должна обладать мощью и силой, чтобы суметь подойти к барьеру и оттолкнуться при его преодолении, при этом важно сохранять координацию движений и выдерживать равновесие. Немногие лошади могут вот так просто перескакивать через препятствия, выдерживать рационально положение тела и мягко приземляться на ноги, выдерживая на себе наездника, если у нее нет гибкости и плавности в прыжке.

История конкура

Первоначально конкур возник во Франции, когда в 19 веке примерно в 50-х годах проводилась очередная выставка лошадей и были официально организованы первые в истории соревнования, где в прыжках животные должны были преодолеть установленные искусственно барьеры. Тогда эти таланты лошадок прозвали конкуром-иппиком, невозможно было описать восторг зрителей и конников от увиденного зрелища.

Конкур через воду

В силу такой реакции общественности, конкуры-иппики стали все чаще возникать и в других странах Европы, а именно в Бельгии и Италии примерно во второй половине 19 столетия, а в самой России первый конкур был организован в 1895 году. Последователями такого вида спорта спустя время стали и Штаты, а также Германия. Для удобства термин «конкур-иппик» преобразовался в новое название вида конного спорта — конкур. Еще по прошествии какого-то промежутка времени к ценителям конкура присоединились и Британские острова. На то время кавалеристы максимально превознесли значимость и актуальность таких прыжков верхом, за счет чего конкур стал одним из звеньев международного конного спорта.

Время шло, условия и техника и тактика езды и выполнения прыжков усовершенствовалась, параллельно с этим росла и популярность такого уникального вида спорта. За счет этой актуальности конкура, его внесли в национальную программу вторых Олимпийских игр, которые тогда проводились на родине конкура, во Франции. А с 1902 года спортсмены из России стали активно принимать участие во всяческих международных конкурсах, начиная с соревнований в Турине. И пусть тогда отечественные лошадки с всадниками не принесли победы России, кавалеристы принесли на территорию страны знания и методы передовой натуральной школы. Это сыграло большую роль, так как уже в 1910 году ротмистр Бертрениз России участвовал в розыгрыше в Лондоне и после своего конкура привез Канадский кубок. В 1911 году опять русские спортсмены привезли на родину очередную победу, а именно почетный Кубок короля Георга V и последующие победы на протяжении нескольких лет российскими наездниками принесли отечеству золотой Кубок короля Эдуарда VII, который долгое время переходил из рук в руки.

Конкур 1

В советский период и после окончания Великой Отечественной войны на территории России большой популярность пользовались практически все виды конного спорта. Проводимые в 1952 году очередные Олимпийские игры (тогда в Хельсинках), но, не обладая навыками и знаниями международных состязаний, отечественная команда тогда остановилась на предпоследнем месте по выигрышам. Еще долгое время конкур был камнем преткновения для советских наездников, но в 1959 году победа наши конкуристы с размахом вырвали победу на Кубке наций. А спортсмен Борис Лилов был отмечен парижанами за артистичный стиль выполнения конкура, за что получил дополнительную награду. Следующую победу в Россию привезла команда в 1980 году, после успешного проведения Олимпийских игр.

Следующий допуск к Олимпийским играм смог получить спортсмен и его лошадь из России только в 2004 году, его усилиями возродился конкур и снова напомнил миру о талантах русских спортсменов. Сегодня практически все соревнования конного спорта на территории страны включают в себя программу конкура. С 1993 года и по сегодняшний день Россия регулярно организовывает Кубок России.

Правила конкура

Как и любые другие виды спорта и конкурсы, у такого вида конного спорта, как конкур, есть ряд правил и требований к проведению. Путь лошади и ее всадника предполагает дистанцию с барьерами, которую они оба должны проскакать без остановок, не задевая конструкции и удерживаясь верхом. Заранее все препятствия расставляются в четко продуманном порядке, различаясь по ширине и высоте обустройства.

  • Препятствия по ширине — специальные канавы, которые вырыты в ширину от 2,5 до 4 м. Иногда вместо канав могут быть специальные шлагбаумы, который изготавливается из переплетений в виде такого себе треугольника.
  • Препятствия по высоте — это могут быть всевозможные барьеры, например, стенка, крестовина, калитка, их высота должна варьировать в пределах 0,8-2,2 м.

Лошадь должна преодолеть такие «помехи» без прикосновения к ним, если перед прыжком она сделает дополнительный круг движений, судья начисляет штрафные 4 очка. Если в течение 3-4 попыток животное не справляется с прыжком и отказывается преодолеть барьер, а также в случае падения всадника, команда выбывает из сражения. К тому же руководство состязаний дает каждой команде отрезок времени, за который они должны побороть дистанцию. За каждую лишнюю секунду времени рефери начисляет четверть штрафного балла. Также если всадник и его конь не справятся с отведенным временем, команде грозит дисквалификация.

Размер площадки (арены)

Для выполнения заданий командам предоставляется в распоряжение специальное конкурное поле, где также выставляется ряд требований. Территорию поля должны оградить, а специальные барьеры устанавливаются с расчетом на то, что лошадь сможет их побороть, набирая максимальную скорость бега. Финиш и старт помечают флажками, между ними должно быть 8 метров, а у судьи в распоряжении есть специальная площадка трибуна со звоночками для подачи сигналов.

Площадка для конкура

Конкур в помещении

Зимой конкур проводят в крытом манеже, где устилается песчаное покрытие. Поле должно быть размером 20х30 м. в ширину и длину соответственно. А летнее поле должно предполагать травяное покрытие и размеры 40х75 м. в ширину и длину соответственно. Несомненно, разные конкурсы и соревнования могут предполагать другие размеры арен, но указанные параметры считаются минимально допустимыми. Международная федерация конного спорта установила стандарты, которым должны соответствовать все конкурные арены и площадки — минимум 3200 кв. м. в летнее время, а также 1200 м² в зимнее время года. Если конкур будут выполнять лошади породы пони, тогда площадки для них должны быть не меньше, чем 2400 кв. м.

Препятствия для конкура

Подвидов препятствий, которые применяются в соревнованиях по конкуру множество, но объединив их воедино можно выделить три класса: высотные и широтные барьеры, а также высотно-широтные препятствия.

Виды препятствий в конкуре:

  1. Кавалетти — определенно сконструированная система из жердей в ряд, от уровня земли они устанавливаются на высоте около 15-20 см, расстояние их предполагает шаг либо мах конечностями лошади. В данном случае лошадь может двигаться несколькими видами аллюра, будь то рысь или галоп, и даже простой шаг.
  2. Чухонец — жердевой забор, представленный высотным барьером, в котором детали крепятся на две стойки по краям.
  3. Калитка — ширина такого отвесного барьера бывает около 2 м., где главный элемент висит в свободном полете на стойках по краям.
  4. Крестовина — барьер высотного типа, жерди у которого крепятся на стойках и пересекают друг друга в виде креста. Важное замечание: одна сторона крестовины закреплена выше на стойке, если сравнивать с высотой крепления второй противоположной стороны.
  5. Шлагбаум — высотный барьер, который имитирует шлагбаум на железной дороге, а именно треугольник удлиненной формы, фиксирующийся стойками.
  6. Стенка — препятствие на высоту, которое выстраивается из древесины, чтобы добавить высоты барьеру, накладывают листы фанеры от 5 до 20 см в высоту.
  7. Тройник — барьер высотно-широтного типа, который предполагает три жерди, фиксирующиеся друг за дружкой немного выше, нежели предыдущая. При этом фиксация выполняется к стойкам полукруглого либо треугольного типа.
  8. Оксер — барьер высотно-широтный, у которого предполагается два параллельно стоящих препятствия с третьим элементом, расположенным между ними. Это могут быть брусья параллельно друг другу с херделями либо с засекой. Такое препятствия считается самым универсальным, способным имитировать другие виды барьеров.
  9. Канава — барьер широтный, который предполагается на любых массовых соревнованиях. Это может быть сырая либо сухая канава, ширина ее варьируется отметками 200-450 см, по окружности ее (справа, сзади и посередине) не подразумеваются сооружения, приподнимающие уровень воды. Спереди такого препятствия можно устанавливать дополнительный барьер в виде жерди, но не выше 50 см. Место будущего приземления животного окантовывают рейкой белого цвета или ленточкой, за счет чего четко фиксируется, насколько лошадь справилась с дистанцией прыжка.

Кроме таких одиночных вариантов барьеров для конкура, на поле могут устанавливаться системные сооружения, составленные из нескольких вышеперечисленных типов, чаще всего это тройные или двойные системы. Для легкости ведения отчетов конкурса каждый барьер обозначают латинской литерой.

Экипировка спортсмена

По правилам с утра перед конкуром всадник и его лошадь должны быть обмундированы в презентабельные наряды. Для этого члены клубов и ассоциаций свою команду снаряжают в специальный костюм, чтобы те легко выделялись во время прохождения дистанции. Если личного костюма нет в наличии, стандартный набор состоит из черного либо синего редингтона, а также белого шарфа для женщины всадницы, а для мужчины наездника — алый редингтон и галстук белого цвета. Если это международные схватки по конкуру, национальную принадлежность можно узнать по оттенку наряда. Например, ирландский всадник снаряжается в зеленый редингтон, в обязательном порядке должны быть кепи синего или черного цвета.

Конкур на площадке

Разрешены также хлысты, но не длиннее установленной нормы — 750 мм. Допустимы также шпоры, которые носит всадник, но острые концы их должны смотреть либо вниз, либо в наружную сторону. Обязательное условие ко всем участникам конкура — сапоги специальные для скачек, бриджи и рубашка. Если будет жаркая погода, организаторы могут разрешить не надевать редингтон. Под запретом такие вещи, как рубашка-поло, куртка без рукавов, а также пуловеры. Если предвидится непогода, можно надеть плащ. Если в конкуре участвуют люди военные либо полицейские, они могут обличить себя в личную форму. Детские конкуры предполагают легкую, практичную и неброскую одежду.

Ошибки во время конкура

Самые типичные ошибки, которые фиксирует рефери во время конкура — лошадь сдвинула с места барьер либо ступила на часть канавы. Если быть точным, упавший элемент препятствия должен нарушить его высоту либо ширину, что является главным критерием прыжков. Если же сдвинется с места нижняя жердь или что-то подобное, очки нарушения не будут засчитаны.

Конкур - перед препятствием

Помимо этого к списку нарушений можно отнести следующие недочеты:

  • нарушенная схема установленного движения, то есть неверная последовательность хода;
  • падение наездника, в частности, когда человек и его лошадь расстаются друг с другом в период совершения гита;
  • превышение времени прыжков, когда участники не справляются с максимально установленным отрезком времени на гит;
  • отказ, то есть остановка лошади прямо перед препятствием;
  • обнос, отсутствие прыжка между установленными флажками и обход препятствия;
  • сопротивление, оказанное лошадью и отказ от дальнейшего движения;
  • не принятые нормы тренинга, а именно негуманное отношение к животному для подталкивания к прыжку и т. п.;
  • штрафные очки, а именно перевод баллов, после накопления определенного числа команда дисквалифицируется.

Все правила оговорены и зафиксированы Международной федерации конного спорта.

Рекорды мирового конкура

Первые рекорды российских спортсменов в конкуре были зафиксированы в Михайловском манеже Петербурга, здесь неоднократно скакуны преодолевали барьер в высоту 142 см. После чего в Варшаве был взят невероятный барьер высотой 2,05 м чистокровным скакуном по кличке Кинг. Спустя время его лавры взял на себя новый рекордсмен мерин по кличке Ловкий барин, перед началом Великой Отечественной войны он успел взять «Кубок Вены», так как с легкостью перескочил через высоту барьера 2,06 м.

В прыжке

В советском государстве в 1953 году тракененский скакун по кличке Ковер преодолел невообразимую высоту — 2,25 м на Московском ипподроме и перенял себе звание чемпиона. Но на мировом уровне рекорд около 36 лет выдерживал американский конь по кличке Хеперблюм, ведь именно он в 1913 году одолел барьер 2,465 м высотой. И лишь в 1949 году на малейшую долю рекорд отобрал себе чистокровный жеребец возрастом 15 лет по кличке Хуанозо, на соревнованиях в Чили. А очередные состязания в Лондоне выявили нового мирового рекордсмена — жеребца чистокровной породы по кличке Эверест-Аэстик, который с легкостью прыгнул через 2,47 м барьера.

Рекорды прыжков в длину легче фиксировать, нежели в ширину. Максимальная ширина канавы, а именно 10 м, мало кому из лошадей окажется под силу. Но, так или иначе, в 1913 году был записан первый рекорд прыжка в ширину — 6,94 м, который продемонстрировала легендарная кобыла Монна Ванна чистокровной породы. В пределах СССР рекордсменом по прыжку в ширину стала кобыла Бура и ее всадник офицер. Оба они в 1946 году перелетели через канаву шириной 8,2 м. Но самым исторически значимым рекордом широтных прыжков стало преодоление препятствия в стипль-чезе венгерским конем по кличке Чандлер, в Чикаго он перепрыгнул через канаву с водой, длина прыжка составила 11,28 м. С тех пор любые новые достижения фиксируются в конкурсах, например, королевский конкур и др.

Конкур: простые решения сложных проблем

Троеборец международного уровня Джон Пол Шеффилд рассказывает о том, как устранить пять самых распространенных ошибок при преодолении препятствий.

Любуясь выступлениями топ-конкуристов, просто поражаешься их гармонии с лошадью, отточенности каждого движения. Кажется, что все им дается легко. На самом деле это не так. Время от времени даже самые опытные всадники сталкиваются с затруднениями. Независимо от того, какая у вас лошадь – конкурная, троеборная или верховой пони, технику преодоления препятствий можно значительно улучшить с помощью нескольких простых, но очень эффективных упражнений. Используя советы Джона-Пола, вы очень скоро забудете о многих проблемах.

1. Лошадь «кидается» на препятствие.

2. Лошадь отталкивается перед препятствием слишком рано или слишком поздно.

Обе проблемы можно устранить с помощью одних и тех же упражнений, поэтому мы рассматриваем их вместе.

Корни проблемы

  • Лошадь или всадник чрезмерно возбудимы.
  • Не получается поддерживать ритм движения.
  • Всадник сам «бросает» лошадь на препятствие. Трудности с правильным расчетом перед препятствием могут случаться, когда всадник еще не умеет считать темпы галопа самостоятельно.

    Как исправить

    В обоих случаях главное для вас – поддерживать постоянный ритм галопа. Начните со следующего упражнения: оно поможет вам развить ритмичный, сбалансированный галоп. Возможно, это покажется вам слишком простым, но любой топ-конкурист подтвердит, что, если у лошади недостаточно хороший галоп, вы можете забыть о чистом прохождении маршрута.

    1. Положите в середине манежа или поля не менее трех жердей на расстоянии трех темпов галопа друг от друга.

    2. Для разминки поработайте вокруг них, делая основной упор на поддержание хорошего, равномерного ритма движения. Затем заходите на жерди на галопе, направляя лошадь точно посередине.

    Работа на жердях поможет вашей лошади поддерживать равномерный, сбалансированный галоп. Старайтесь не думать о жердях, представьте, что их нет, иначе можете потерять концентрацию. Держите ногу плотно у бока лошади, но ни в коем случае не торопитесь и не «кидайтесь» на жерди. Во время прохождения через них поддерживайте постоянный ритм галопа. Цель этого упражнения – приучить лошадь приземляться ровно посередине между жердями.

    Не забывайте смотреть вперед, иначе можно зациклиться на жердях, и упражнение не сработает.

    Всадники приобретают плохую привычку подстраховываться, сокращая лошадь перед препятствием, а затем «бросая» на препятствие за два-три темпа до него, чтобы сделать темп более широким. Думайте об этом упражнении как о выездке лошади, и тогда вы забудете о конкуре. Будьте точными в тренировке. Чтобы укоротить или удлинить темпы, передвигайте жерди ближе или дальше друг от друга.

    Помните, что это упражнение нужно выполнять ездой в обе стороны.

    3. После работы на жердях, почувствовав уверенность, вы можете добавить одно препятствие в конце.


    Если лошадь «кидается» на препятствие, учите ее принимать ваши средства управления, а не «закусывать удила» и нестись. В этом упражнении точно и уравновешенно работайте перед жердями и препятствием по траектории квадрата.

    Оставляя лошади много пространства, заходите на жерди прямолинейно, но по вашей траектории, а за темп или два до них поверните направо или налево.

    Езжайте прямо, затем поверните и так далее, чтобы следовать траектории квадрата. Это поможет контролировать лошадь и не даст ей «кидаться» на жерди или препятствие.

    Когда вы поворачиваете, нужно работать двумя руками и двумя ногами, чтобы поддержать лошадь. Не тяните за один повод, так как это даст ей возможность уйти через противоположное плечо или заднюю ногу.

    3. Обнос и закидки.

    Корень проблемы

  • Вы подходите к препятствию слишком быстро или слишком медленно, не поддерживая равно- мерный ритм движения.
  • Нет достаточного контакта и/или поддержки от всадника.
  • Вы работаете с лошадью не от ноги на повод.
  • Подход не прямолинейный.
  • Лошадь и/или всадник не готовы прыгать на данном уровне. Как исправить

    1. Продолжайте работать над прохождением жердей, а с обеих сторон препятствия поставьте еще две жерди. Установите их как можно ближе к откосам, оставляя для прыжка наибольшее пространство, чтобы лошадь не закидывалась. Жерди должны быть расположены ровно, не под углом, как бы приглашая лошадь внутрь на препятствие.


    Чтобы не дать лошади обнести препятствие, можно использовать жерди как ограничители.

    2. Старайтесь, чтобы заход на препятствие был прямолинейным, и подстраховывайте лошадь корпусом и ногой. Поддерживайте контакт со ртом лошади и смотрите вперед и вверх.

    Идите на препятствие уверенно, не сомневайтесь в том, что преодолеете его. Жерди помогают направить лошадь на препятствие и не дают ей возможности сбежать. Чтобы набраться уверенности в себе, на тренировках прыгайте немного выше, чем планируете на соревнованиях. Например, перед выездом на конкур 50 см работайте над 80-сантиметровыми препятствиями. Это придаст вам уверенности в себе.

    4. Задевает жерди (плоский прыжок).

    Корень проблемы

    Во время преодоления препятствия лошадь может задевать жерди по следующим причинам:

  • Ваша лошадь «кидается» на препятствие, прыжок получается плоским, и тело лошади не принимает над препятствием форму «мостика».
  • Не контролируется ритм движения.
  • Ваш заход на препятствие не является прямолинейным. Как исправить

    Когда лошадь «плоско» прыгает, она будет сбивать жерди, потому что ее тело во время прыжка не сгибается. Ритм и прямолинейность играют огромную роль в выполнении хорошего прыжка, но это простое упражнение поможет вашей лошади привыкнуть поднимать ноги над препятствием.

    Используйте жерди, расставленные в форме буквы V.


    Поставьте две жерди под углом друг к другу, чтобы их верхние части лежали на верхней жерди препятствия, а нижние концы расходились.

    Такая форма расположения жердей поспособствует тому, чтобы лошадь поднимала передние ноги выше и сгибала свое тело над препятствием. Чем острее угол, тем выше лошадь будет прыгать.

    Еще один способ заставить лошадь принимать форму «мостика» в прыжке над широтным препятствием – положить жердь диагонально поперек верхних жердей препятствия. Идея заключается в том, что это заставляет лошадь во время прыжка смотреть немного вниз на жердь, таким образом округляя корпус во время прыжка.


    Используя V-жерди, не делайте угол слишком острым, иначе лошадь может испугаться и отказаться прыгать.

    Чтобы заставить лошадь смотреть на препятствие, используйте помощников, которых она будет уважать. Также, если вы подвинете последнюю жердь поближе к препятствию, вы сократите расстояние, которое лошадь сможет использовать для прыжка. Это вынудит ее быть более гибкой и заставит больше подниматься над препятствием, не даст сбивать жерди.

    Если ваша лошадь сильно заводится от прыжков, больше работайте вокруг препятствий, чтобы она знала, что их не всегда нужно прыгать. Чтобы лошадь не знала, чего дальше ожидать, в ходе тренировки чаще варьируйте задачи.

    5. Прямолинейный подход и завершение прыжка.

    Корень проблемы

    Причинами этого могут быть:

  • Плохая подготовка.
  • Избыточная работа поводом. Так, например, слишком много внутреннего повода дает лошади возможность убежать через внешнее плечо.
  • Всадник непостоянен и/или неэффективно применяет средства управления. Как исправить

    Чаще всего работать приходится именно над ошибками всадника в управлении и эффективностью его средств воздействия на лошадь. Это упражнение поможет вам задуматься о подходе к препятствию и выезде с него.

    1. Поставьте два конуса (цилиндра, откоса) на ширину препятствия на расстоянии примерно двух темпов от стенки манежа с обеих его сторон, чтобы вы могли проехать через них. Они должны стоять на одной линии с вашими препятствиями.


    2. Проезжайте между конусами, направляясь к препятствию и отъезжая от него.

    Чтобы увеличить эффективность этого упражнения, вы можете сделать следующее: поставьте как в упражнении два жерди, направляющие ваше движение; положите на землю параллельные жерди, направляющие ваше приземление, и/или параллельные жерди перед препятствием.


    Если ваша лошадь после препятствия слишком сильно рвется вперед, сделайте между двумя конусами остановку. Это поможет вам взять лошадь под контроль и приучит ее слушаться вас. Помогите себе голосом: это средство управления часто недооценивается всадниками.


    Ханна Роше. Материал опубликован с разрешения правообладателя - журнала My Horse ("Моя лошадь").

    Читайте также: