Как называются доспехи для лошадей

Опубликовано: 25.03.2024

В описании персидской кавалерии у Ксенофонта (V–IV вв. до н. э.) говорится о доспехах для головы лошади (шамфроне) и нагруднике, покрывавшем и бедра животного. Свое описание Ксенофонт повторяет в трактате, посвященном искусству верховой езды в греческой кавалерии. По рельефам, находящимся в Пергамском музее в Берлине, можно также составить представление о конских доспехах, применявшихся в персидской армии.



Рис. 26. Доспехи (по персидским миниатюрам): а — отдельная миниатюра. Около 1420 г. (музей Виктории и Альберта); б – доспехи в виде шашечек и пластинок, по миниатюре 1439 г. (Упсальская университетская библиотека)

На изображении тяжелого всадника из Дура-Еуропос можно увидеть тиджаф – защитные доспехи для лошади, изготовленные из валяной шерсти или стеганого материала, к которому рядами прикреплялись бронзовые или железные пластинки. На высеченном на скале изображении видна только тканевая или кожаная попона, изготовленная спустя столетие (в III в.). На основании портрета Хосрова II из Тадж-и-Бостана (около 620 г.) можно говорить о возвращении вооружений времен Ксенофонта.

И голова лошади, и шея, и грудь полностью покрыты чешуйчатыми доспехами с висящими декоративными кисточками. Вырезанные с большой тщательностью чешуйчатые щитки, покрывающие голову, шею и грудь лошади, позволяют ясно представить форму чешуек и методику шнурования, использованную в то же время в одежде участников битвы под Висбю в 1361 г. Вертикальные концы пластинок указывают на их выпуклую форму (рис. 26).

В Персии продолжали использовать конские доспехи, но они редко появлялись на миниатюрах до начала XV в. Иоанн Карпини пишет, что в XIII в. монголы делали чешуйчатые доспехи как для людей, так и для лошадей. В те времена Персией правил хан Хубилай.

Очевидно, что благодаря относительному миру художникам не доводилось наблюдать доспехи. Однако в начале XV в. примерно половина всех всадников, изображенных на миниатюрах, управляют лошадьми в доспехах. Они совершенны и отличаются особыми защитными свойствами. Конструкции весьма разнообразны, на одной небольшой картинке отмечаются три или четыре или даже больше разновидностей доспехов для лошадей.

На изображении батальной сцены примерно 1420 г., хранящейся в музее Виктории и Альберта, скорее всего, из манускрипта «Истории Хафиза и Абру» все солдаты одеты в чешуйчатые доспехи, и только два главных воина показаны на защищенных лошадях. Один доспех явно чешуйчатого типа, в то время как другой, скорее всего, позолоченный, в передней части имеет клетчатую структуру ткани.

Головы лошадей защищены простыми плоскими шам-фронами, видно, как доспехи для шеи подвязаны над гривой. Представлены также пейтраль (нагрудная пластина, peytral), огромные боковые панели (фланчарды) и щитки для туловища с отверстием для хвоста (круппы) завершают доспехи, оставляя неприкрытыми только переднюю часть морды и ноги под коленями.

На манускрипте, датируемом 1439 г., находящемся в Упсальской университетской библиотеке, изображены четыре лошади в доспехах, на двух имеются bard с пластинками внахлестку, на двух видны огромные квадратные пластинки или чешуйки. Нижние края с бахромой.

На миниатюрах уже упоминавшейся в данной рукописи «Шах-наме», хранящейся в Королевском азиатском обществе, изображено великое множество лошадей в доспехах, большинство из них выглядят как чешуйчатые железные доспехи, другие представляют собой покрытые лаком кожаные чешуйчатые доспехи, выполненные в две краски. Как и доспехи для воинов, прикрытия для лошадей изготовлялись из железных чешуек, насаженных на кожаные полоски или соединенных с помощью кольчужных панелей.

В следующем абзаце из дневника Иосифа Барбаро, посла Венецианской Синьории в Персии в 1474 г., описываются похожие доспехи для лошади, которые использовались в армии шаха Исмаила I:

«Каждая из 2000 лошадей, предназначенных для службы, была покрыта железным доспехом, состоящим из небольших посеребренных или позолоченных квадратиков, соединенных кольцами, они свешивались наподобие гирлянды до самой земли, а по их нижнему краю шел золотой кант».

Барбаро также рассказывает о том, что, когда армия шаха Исмаила организовалась, в ней практически не встречались доспехи, но после того, как она пробыла несколько месяцев в Ширазе, «воины начали носить очень красивые и богатые доспехи, так что все те, кто видел их, находили их великолепными и восхитительными».



Рис. 27. Конские доспехи (по персидской миниатюре): а – чешуйчатые доспехи, около 1440 г. из «Шах-наме» (Королевское азиатское общество); б – доспехи из огромных пластинок, скорее всего кожаных, около 1505 г., из «Шах-наме» (раньше находились в Музее искусств, Лейпциг)

После захвата Герата армия выглядела следующим образом: она состояла из «100 000 конников, полностью вооруженных, причем доспехи были как на всадниках, так и на лошадях».

Замечательный комплект доспехов для лошади, использовавшихся мамелюками, оказался в европейской коллекции Арсенала святой Ирины и полностью соответствует вышеприведенному описанию. На них похожи и доспехи для лошади из Синда, находящиеся в Тауэре. Следовательно, приходится признать, что это – типовой набор доспехов для всех воинов-всадников. Впервые они появились в Персии, откуда распространились в другие центры мусульманской культуры.

Много изображений пластинчатых и чешуйчатых доспехов для лошадей представлено на миниатюрах второй половины XV – первой половины XVI в. Они очень похожи на доспехи римских cataphractus, обнаруженные в Дура-Еуропос, причем металлические шамфроны изнутри облицованы кожей, в то время как конструкция шамфрона по-прежнему продолжала употребляться наряду с кожаными изделиями, об этом свидетельствуют находки из Ньюстедского форта.

Сохранились отдельные свидетельства в пользу того, что в XVI в. наблюдается стремление облегчить конские доспехи. Похожая тенденция наблюдалась и в оснащении людей. Вместо металла начинают использовать войлок, стеганые ткани и кожу. Они украшаются накладками из золота и ярким орнаментом. Только шамфроны продолжали делать из металла. После 1600 г. доспехи для лошадей практически выходят из употребления. Только во время парадов продолжают использоваться огромные расшитые попоны или чепраки, а полностью защищенные лошади встречаются редко.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Доспехи

Доспехи В течение всего периода Великого переселения народов доспехи, как и ранее, еще не стали достоянием рядовых воинов, если только им не удавалось снять их с поверженного врага. Лишь вожди и командовавшие войсками короли могли позволить себе такое защитное

Глава 10 КОНСКИЕ ЛАТЫ

Глава 10 КОНСКИЕ ЛАТЫ Конские латы, состоявшие из кольчужной накидки,которая почти целиком закрывала лошадь, использовались тяжелой кавалерией в позднеримские времена (тяжелая конница с защищенными чешуйчатой броней конями появилась еще в начале первого тысячелетия до

Конские доспехи

Конские доспехи В описании персидской кавалерии у Ксенофонта (V–IV вв. до н. э.) говорится о доспехах для головы лошади (шамфроне) и нагруднике, покрывавшем и бедра животного. Свое описание Ксенофонт повторяет в трактате, посвященном искусству верховой езды в греческой

Конские доспехи

Конские доспехи Турки создавали свои образцы, следуя персидской методике, описанной в предыдущей главе. Прослеживая развитие персидского оружия, X. Стоклин высказывает предположение, что находящиеся в парижском Музее армии доспехи для лошади под номером G717 принадлежали

Кольчуги и доспехи

Кольчуги и доспехи Самые старые из сохранившихся индийских доспехов состояли из кольчужной рубахи, усиленной планками, пластинками и железными чешуйками. Производившиеся в местных мастерских изделия делались по персидским, турецким или даже египетским образцам.

Чешуйчатые доспехи

Чешуйчатые доспехи Доспехи из кожи или ткани, покрытые положенными внахлест чешуйками из металла, рога или кожи, применялись в Индии еще до вторжений тюрков, монголов и арабов. Скорее всего, пластинчатые доспехи той или иной формы использовались в большинстве развитых

Пластинчатые доспехи

Пластинчатые доспехи Основной вид индийских пластинчатых доспехов – хорошо известная иранская чарайна, полусферические шлемы и защитные наручи, представлены большим числом экземпляров. Правда, сама форма не считается распространенной, скорее всего, она происходит из

Конские доспехи

Конские доспехи В Индии не так часто использовали доспехи для лошади, как в Персии и Турции. Конечно, на миниатюрах времен Великих Моголов представлены доспехи для лошади, особенно в тех трудах, что предназначались для исторических сочинений, и в таких книгах, как

Доспехи для слонов

Доспехи для слонов К сожалению, индийцы слишком полагались на слонов. Хотя вначале они и вызывали страх у тех, кто никогда не видел таких огромных животных, их можно было победить. В свое время римляне отыскали способ, как уничтожить карфагенских слонов. В свою очередь,

Доспехи из кожи

Доспехи из кожи Письменные источники и археологические находки показывают, что древнейшие доспехи, применявшиеся на территори Китая, изготовлялись из кожи. Бронзовые шлемы применялись уже во времена Шанской династии (1558–1050 гг. до н. э.). Однако их обнаруживают в

Чешуйчатые доспехи

Чешуйчатые доспехи С архаических времен использовались чешуйчатые доспехи, у которых кожаные чешуйки прикреплялись к тканой или мягкой кожаной основе. Во времена первой династии Хань (179 г. до н. э. – 23 г. н. э.) в обиход входят чешуйки из меди и бронзы. Хотя в это время из

Ленточные доспехи

Ленточные доспехи М. Шаванн пишет о том, что «при дворе цинских императоров (1115–1234) в Пекине все стражники были одеты в доспехи. Стражники, стоявшие слева, носили ленточные кирасы голубого цвета (цин дао ка), держали желтые флаги с изображениями желтых драконов. Те, что

Бумажные доспехи

Бумажные доспехи Считается, что бумажные доспехи изобрел в танский период некий Шан Суйдин. Тогда они использовались для защиты обычных людей, но во времена династии Сун их официально признали как дешевую, но практичную форму защиты. В 1040 г. командование войск,

Доспехи для лошади

Доспехи для лошади Традиционно они изготавливались из кожи и применялись для лошадей, запрягавшихся в колесницы еще в Древнем Китае. Термин «гай» и дал название доспехам из кожаных чешуек. Использование ма гай, или металлических доспехов для лошадей, документально

Конские доспехи

Конские доспехи Средства защиты для лошадей появились в Тибете так же давно, как и доспехи для воинов. Шамфроны изготавливались из кожи и покрывались небольшими квадратными пластинками, в центре у всех изделий имелась отчетливая выпуклость. Они напоминают обитые

Конские доспехи

Конские доспехи Нам неизвестны письменные источники, в которых подтверждалось бы, что до периода Эдо использовались какие-либо доспехи для лошадей. Единственным их видом были большие кожаные фланшарды (aori), свисавшие с обеих сторон туловища лошади. Они предохраняли

конский доспех

Если средневековый рыцарь это танк, то конский доспех – броня этого танка.

Использовали ее далеко не все. Все-таки, в первую очередь, старались защитить всадника, а там, если финансы позволяли, можно было и коня прикрыть. Но поскольку размеры коня требовали огромное количество металла, а значит, вложенных в покупку брони средств, то зачастую доспехи защищали коня лишь спереди.

С одной стороны, это было дорогое удовольствие. С другой — подготовленный боевой конь тоже обходился в копеечку, и защитить его доспехами было гораздо выгоднее, чем платить ветеринарам, а то и специалистам по реанимации. Вроде них — http://www.biovitar.ru/.

Но вернемся к броне для коня — ее, кстати, называют «бард». Как и человеческий доспех, бард состоял из нескольких основных частей.

  • шанфрон (защита морды),
  • критнет (защита шеи),
  • пейтраль (защита груди),
  • круппер (защита крупа),
  • фланшард (защита боков).

Вообще, говорить о конских доспехах можно бесконечно, однако перед вами лишь коротенькая статья, а не огромный научный труд. Поэтому мы постараемся кратко, емко и точно.

Тяжела ли ноша?

Насколько доспехи были тяжелыми для коня?
Ну, если сравнивать с человеческими, то лучше сделать это в процентах.

Например, вес коня пусть будет 500 кг, вес человека – 80 кг. Но это опять же средние величины. Итак…

Конские доспехи, 1475-1485 годы

Известно, что в баварском городе Ландсхут в XV веке был изготовлен бард весом 30,1 кг. В среднем же вес конского доспеха колебался в пределах 30-45 кг.

Если 1% веса коня это 5 кг, то вес доспеха составляет 6-9% от его веса. Плюс всадник — это примерно 16% от веса коня.

Итого, конь вез на себе 22-25% своего веса. Его седоку приходилось тяжелее, однако всадник спокойно сидел в седле, тогда как конь должен был бежать вперед .

Но подкрепим наши слова цифрами..

Вес доспеха для всадника в том же XV веке колебался от 24 до 32 кг – речь именно о боевых, не турнирных доспехах.

Если 0,8 кг = 1% веса всадника, то 8 кг = 10%.
Если доспех весит 24-32 кг, то это от 30% до 40 % массы его тела.

В качестве примера можно привести рыцарские латы, изготовленные в Южной Германии между 1475 и 1485 годом. Вы можете рассмотреть их на фото слева. Как видите, они бронируют всадника с головы до ног, почти целиком.

При этом их вес составляет 27 кг. Если же воин надевал под доспехи еще и кольчугу, то вес его защитного снаряжения увеличивался еще на семь килограммов.

Немецкие конские доспехи в XV-XVI веке

Конский доспех, несмотря на то, что придает всаднику еще большее сходство с танком, толщиной не отличался.

Полтора милиметра металла, закрывающие коня по всей площади его тела, оборачивались тридцатью килограммами веса! Делать доспехи толще означало нагружать коня лишним весом.

доспехи для коня

Доспех для коня герцога Саксен-Кобургского Иоганна Эрнста от мастера Кюнца Лохнера.
Изготовлен в немецком городе Нюрнберг около 1548 года.
Увидеть его можно в музее Метрополитан в Нью Йорке.

Интересная деталь: нагрудник для коня часто снабжали двумя выпуклыми полусферами — умбонами, выкованными вместе с пластинами. К XVI веку конские доспехи с умбонами достигли своего расцвета. Выглядели они, кстати, примерно так, как на фото вверху.

Итальянские конские доспехи в XV-XVI веке

В начале XV века рыцари защищали своих коней кольчужными и стегаными попонами. Иногда их усиливали налобниками из металла или толстой вываренной кожи.

Затем на полях сражений появились кони в железных нагрудниках, в попонах бригандинного типа. Это значит, что изнутри к попоне приклепывали металлические пластины, так что снаружи оставались видны лишь очертания пластин да головки заклепок.

Все эти эксперименты продолжались примерно до середины XV века. Именно тогда тяжелая конница стала широко использовать латные доспехи для коней и продолжалось это примерно 150 лет.

итальянский конкий доспех

Конская броня из оружейной графов Коллалто в замке Сан-Сальваторе.
Это один из немногих полных лошадиных доспехов, который сохранился с конца XVI века, когда роль бронированной кавалерии пошла на убыль.

Конский доспех, который показан на этом фото покрыт протравленным орнаментом, изображающим волнистую листву, мифологических существ и героев библейской и классической истории.

Рассматривая доспех вблизи можно разглядеть Давида и Голиафа, а так же легендарного Марка Курция, принесшего себя в жертву ради процветания Рима. Скорее всего, эту броню доспехи были изготовлены в североитальянском городе Брешиа. Его по праву считают второй (после Милана) столицей итальяского бронного дела.

Ну а в следующий раз мы расскажем про конские доспехи на Востоке и на Руси. Будет интересно.
Оставайтесь с нами!

Литература: коллектив авторов «Всадники войны». Фото — Roel Renmans, Peter Roan, социальная сеть «ВКонтакте».

Увлечения - военная история, средневековое оружие, доспехи, интернет-аукционы антиквариата

Раннесредневековая узда (нем. Zaumung) похожа по форме на узду, распространенную в Више (округ Магдебург), только составные удила (нем. Gebis) намного острее и нередко скручены спиралью.

Так взнуздывались степные лошади, которые в V-VI веках завезли в Европу с далекого Востока воины-варвары. Оголовье (нем. Kopfgestell) с поводьями (нем. Zugelriemen) были совершенно простые, из сыромятной кожи.

Буйный нрав жеребцов побудил к применению намордника (нем. Maulkorben). Это добавление к уздечке впервые встречается в XV столетии, но, несомненно, оно применялось и раньше. Такого рода намордники предоставляли "шпорному" мастеру широкие возможности показать свое искусство. Особенно в XVI столетии встречалось много искуснейшим образом изготовленных намордников из ажурного железа и накладной желтой меди. На намордниках, а также на налобниках часто встречается изображение ящерицы как символа чистоты и проворства. Важное значение имела и седловка лошади. Первые переселенцы V века, вероятно, знали седло (нем. Sattel), но не пользовались им. Они отдавали предпочтение своего рода попонам из грубой ткани и не видели необходимости в более удобном снаряжении.

Снаряжение лошади


Оголовье лошади с трензелем. Золотая псалтырь из монастыря Санкт-Галлен, IX в.

Оголовье лошади. Ковер из Байе, кон. XI в.

На миниатюре в Золотой псалтыри из монастыря Санкт-Галлен (Швейцария), относящейся ко временам Каролингов (751-987), представлена лошадь, взнузданная только трензелем . Но уже около 1050 года для англонорманнской и северогерманской пород этого оказалось мало и потребовалось применение своего рода мундштука (нем. Stange, Kandare, фр. branche), по-видимому, еще не дополненного цепью, который как рычаг действовал на нижнюю челюсть лошади.

В VIII веке повсеместно стали применять небольшие и богато украшенные седла, появилась необходимость и в стременах. Однако седло было еще маленьким и состояло из деревянного основания и очень низких передней и задней лук. На седло укладывалась небольшая подстилка. Закреплялось седло подбрюшным ремнем, иногда также передним и задним ремнем. Так выглядит седло в Золотой псалтыри из Санкт-Галлена.

Снаряжение лошади

Конский намордник, из луженого железа; местами ажурный, местами из проволочной сетки; на обруче сделана надпись: WAS GOT BESCHERT, IST UNERWERT (Неведомо, что Бог пошлет). Венская работа. Вторая пол. XVI в.
Оседланный жеребец. Ковер из Байе, кон. XI в.

Арагонское стремя. Подражание мавританским работам, XIII в. Музей Армерия Реаль в Мадриде.

Примерно с 1170 года существенно изменяется задняя часть седла, очевидно из-за стремления всадника сидеть более надежно. Передняя лука придвигается ближе к холке, а задняя становится выше и шире, приобретает по бокам приращения - ясли (нем. Krippen). Это старейшая форма ясельного седла (нем. Krippensattel), которое применялось до первого десятилетия XVI века.


Седло состоит из следующих частей: передней луки (нем. vordere Sattelbogen), задней луки (нем. hintere Sattelbogen), седалища (нем. Sitze), крыльев (нем. Seitenblatter), покрышки (нем. Decke), подпруги (нем. Steigriemen), стремян (нем. Steigbugel), грудного ремня (нем. Stegreifen) или подперсья (нем. Brustriemen), наконец, пахвенного ремня (нем. Schwanzriemen).

Посадка всадника


Изменения посадки всадника XII≈XIV вв. по средневековым печатям.
a) Печать 1170 г. Филиппа Эльзасского.
b) Печать 1184 г. Пьера де Куртене.
c) Печать 1315 г. Луи, графа де Невер.
d) Печать 1235 г. Бодуэна, графа де Гине.

Седло

Арагонское седло короля Арагона Хайме I (1208≈1276).

Лошадь с "ясельным" седлом и пахвами с подвесными ремнями. По фреске, изображающей поклонение волхвов, в церкви Велемер в Венгрии. 1378 г.
"Ясельное" седло императора Максимилиана I. Вторая пол. XV в.

Седло в средние века было излюбленным предметом богатого художественного оформления. Определенные свидетельства этому можно найти в Золотой псалтыри из Санкт-Галлена, а также в художественных произведениях XII века, как, например, в ╚Песни о Нибелунгах╩, где упоминается седло, украшенное камнями из Индии. О том, с какими значительными затратами было связано художественное оформление седел в XIII и XIV веках, имеются документы.

Седло


Тяжелое кирасирское седло Отто Генриха, пфальцграфа Рейнского. Полированное, с травленными чернью полосами. Германия, 1523 г.

Стремя от тяжелой сбруи. Ок. 1510 г.

Закрытое стремя, от парадного седла времен императора Максимилиана II.

Например, счет Жоффруа ле Бретона, выписанный коннетаблю французского королевства Раулю графу д'О, датируемый 1336≈1339 годами: "Монсеньора роскошное седло для скачек спереди и сзади обито накладным украшением из серебра в виде тростника, и по углам этого украшения обрамление, а на обеих луках - Амур, одетый в золотую парчу, с натуры составленный, руки и голова из слоновой кости, а крылья из золота. В руке свиток из финифти, и сидит он на скамье из бархата. При одном из этих Амуров - пастушок, при другом - пастушка, тот и другая одетые в парчу, головы и руки из слоновой кости, а на лугу видны овцы из слоновой кости, которые пасутся, и при них собака из слоновой кости. Названный луг усыпан прекрасными сверкающими цветами".

Седло


Парадное седло, выложено слоновой костью и богато украшено фигурным рельефом; рисунки на мотивы легенды о святом Георгии. Кон. XIV в. Национальный музей в Будапеште.

Правое стремя от "ясельного" седла, из кованого железа. Вид спереди и сбоку. Середина XV в.

Большой популярностью в XV и XVI веках, благодаря отличному качеству кожаных деталей, среди христианского населения пользовались испанские, т. н. галисийские седла (исп. gallegas). Они отличались тогда от мавританских военных седел - барда (исп. barda) Превосходнейшие мастерские по изготовлению таких седел были в Галисии, мавританские же седла изготавливались в Кордове и Гранаде. Барда отличалась притуплённой вершиной приподнятой передней луки и присущей всем арабским седлам высокой, круглой задней лукой.

Седло

Мавританское седло, с богато вышитой бархатной покрышкой. Вторая пол. XVI в. Музей Армерия Реаль в Мадриде.

Арабское седло, передняя и задняя луки украшены изящным лаковым узором; боковые крылья расписаны золотой краской восточным орнаментом; потник из толстого коричневого войлока. Трофей похода 1556 г., взятый у турок.


Турецкое седло, с луками, окованными золотом и серебром, и покрышкой из красного бархата. Из т. н. "турецкого снаряжения", преподнесенного императорским полевым капитаном Лазарусом Швенди (1522≈1584) эрцгерцогу Фердинанду Тирольскому. Трофей похода 1556 г., взятый у турок.

Стремя


Арабское стремя из серебра. Середина XVI в.

Турецкое стремя из позолоченного железа. XVII в.

Прежде чем вернуться к европейскому конному снаряжению, надо вспомнить еще о некоторых свойственных восточным седлам формах стремян. Как было видно из нескольких представленных примеров, на Востоке применялись стремена различной формы, были и деревянные, более или менее напоминавшие европейские. В Турции они назывались юзеньги (в транскр. с тур uzengi. Арабы, жители пустыни, носили только мягкую обувь из козлиной кожи и издревле пользовались такого рода стременами, в которых ноге было совершенно свободно. У них и позаимствовали эти стремена турки, отчего у европейцев они получили название турецкие стремена (в транскр. с тур. simrikab). Ни арабы, ни турки, как правило, не применяли шпор, помощь стремян выражалась в том, что внутренними углами ступицы давили на бока лошади. Подобного рода стремена встречались в Турции до новейших времен на роскошных седлах. Серебряные стремена имели только весьма высокопоставленные лица. Среди мавров в Африке и у испанцев эти формы стремян никогда не применялись.


По средневековым печатям можно заключить, что в начале XIII столетия лошадь стали защищать от оружия противника с помощью покрывала из прочного материала. Это покрывало называлось защитной попоной (нем. Parschen) и изготавливалось оно из толстой лосиной или коровьей кожи, как и воинский доспех, оснащалось приклепанными к нему кольцами и пластинами; часто, в особенности у знати, несло изображение герба владельца. В эти же времена лошади особо высокой знати покрывались попоной из кожаных полос с нанизанными на них кольцами, позднее даже кольчугой. Это были те же самые материалы, которые применялись для хауберта и кольчужной рубахи.

В середине XIII века возник обычай покрывать попоны, преимущественно кольчужные, накидками из шелка или полотна, разрисованными гербами, подобно тому как воинскую кольчугу носили покрытой наддоспешной накидкой со времен крестовых походов. Около 1267 года на головах лошадей появляется своеобразное навершье, аналогичное украшению на воинском шлеме, только это не фигуры с герба, а страусовые перья, оленьи рога, звери, чудовища.

Конские доспехи разделяют на тяжелые и легкие, в зависимости от их веса, на полные (сплошные) и неполные, т. е. состоящие из отдельных деталей

Соответственно первые закрывали все тело лошади железными латами, вторые состояли из отдельных пластин, лишь частично укрывавших лошадь.

Конский доспех

Рыцарь в кольчатой броне, лошадь в тяжелом наголовье и в кольчужной попоне, покрытой сверху кожаной накидкой. Статуэтка из слоновой кости, кон. XIV в. Коллекция преподобного Дж. Игла.

Тяжелое наголовье, от максимилиановского конского доспеха; с решетками, закрывающими отверстия для глаз. Германия, ок. 1515 г.

Конский доспех

Конский доспех Фердинанда (Фернандо), герцога Альбы (1507≈1582). Из ╚Альбома образцов для аугсбургских травильщиков╩. Работа доспешника Дезидериуса Кольмана, Аутсбург, 1551 г. Публичная королевская библиотека, Штутгарт.


Тяжелый конский доспех состоял из отдельных частей. Наголовье полностью укрывало со всех сторон голову до шеи. Для ушей в нем имелись трубообразные ушные трубки (нем. Muscheln), для глаз - широкие глазные отверстия (нем. Augenlocher), большею частью закрытые выпуклыми глазными решетками (нем. Augendachern), но иногда и открытые. На лбу приклепывался либо шип, либо гербовый щит. К прочной лобной части прикреплялся сверху широкий ряд пластин, закрывавших шею -латный шарф (нем. Halssulck) или канц (нем. Kanz). Канц либо покрывал только одну холку и с помощью специального ремня привязывался к шее, либо укрывал шею широкой подвижной частью полностью и именовался полный канц (нем. ganzer Kanz). Последним своим рядом он всегда пристегивался к седлу. Вплотную за ним прикреплялось покрытие груди - форбуг, состоящий из одной пластины и точно так же прикрепленный к передней луке седла прочным ремнем. По бокам он часто имел выпуклости или шишки (нем. Streifbuckel), как правило, богато украшенные. Передняя часть нередко украшалась гербом или девизом [165] владельца. Круп лошади укрывался накрупником - гелигером, который пристегивался к задней части седла. Если гелигер был цельным, то хвост лошади большей частью оставался под ним, если же составным, из нескольких частей, то хвост выступал наружу. По вершине гелигера, вдоль позвоночника, часто шел выступ, имевший чисто декоративное значение. Пах и бока оставались, как правило, незакрытыми. Подобная защита лошади носила название тяжелого конского доспеха (нем. geliegertes Ros).

Конский доспех

Легкий конский налобник, с чеканными украшениями на чешуйчатом позолоченном фоне. Музей Армерия Реаль в Мадриде.

Парадный конский доспех, с вычеканенными изображениями подвигов Самсона и Геракла; подбитые бархатом подвижные пластины богато украшены травлением с золочением, окаймлены бахромой и кистями. Всадник в доспехах - император Максимилиан I. Иллюстрация из "Альбома образцов для аугсбургских доспешников", ок. 1550 г. Наследственная библиотека графов Тун в замке Течен, Богемия.

Легкий доспех поначалу применялся больше в обыденной жизни и в торжественных случаях, чем на поле боя. В этом случае голова лошади прикрывалась только налобником, который не закрывал всю голову. Канц покрывал только холку, форбуг был уже, а гелигер состоял только из пластин, к которым по сторонам подвешивались широкие фестоны.

Конский доспех

Парадный доспех и конское снаряжение эрцгерцога Фердинанда Тирольского. Богато украшены чеканкой и инкрустацией. Работа мастера Джованни Баттисты Серабальо, Милан, 1560 г. Из альбома XVI в. Художественно-историческое собрание австрийского императорского дома в Вене.

Гильза для хвоста из снаряжения коня эрцгерцога Фердинанда Тирольского.

В начале XVII столетия конский доспех стал понемногу исчезать из армий. Сначала отказались от применения тяжелого гелигера, потом от канца и форбуга и, наконец, в последнюю очередь у кирасиров от налобника. От всего конского снаряжения вообще ничего не осталось, кроме грудного и заднего ремней, хотя у лошадей в тяжелой кавалерии еще оставались сбруи из ремней вместо гелигера, которые охватывали полностью заднюю часть животного. Легкие кони сохранили грудной ремень и, на крупе, сбрую из узких ремней по старому восточному обычаю, пришедшему через Венгрию.

Конский доспех

Защита лошади с помощью кованого железа применялась на Востоке гораздо раньше, чем в Европе, но жители Востока никогда не допускали таких больших ошибок, применяя доспех, не соответствующий силе лошади и снижающий ее подвижность. Налобники арабского происхождения, встречающиеся в коллекциях, относятся к XVI веку, однако их применяли еще на целое столетие раньше. Достойна внимания их изящная форма и выдержанный стиль украшения. Остальные восточные доспехи состоят большей частью из небольших тонких, в большинстве случаев богато украшенных позолотой пластин, соединенных между собой кольчужными полосками. Часто под ними находилась подкладка из ткани, такой как камчатное полотно, или они были оторочены дорогой материей. Восточные конские доспехи применялись в войнах еще в начале XVIII столетия.

Персидский конский налобник, с травлеными и золочеными украшениями и надписями. Музей Польди-Пеццоли, Милан.

Арабское конское наголовье, из шести пластин, соединенных полосами кольчужного плетения. Музей Польди-Пеццоли, Милан.


С развитием феодального общества шпоры (нем. Sporn), кроме своего прямого назначения, являлись еще и знаком рыцарского достоинства, которым обладали только те, кто имел право и обязанность воевать в седле, в противоположность воинам низкого происхождения.

Хотя шпоры уже были известны во времена Каролингов, они не были еще широко распространены. По крайней мере на миниатюрах того времени, как, например, в Золотой псалтыри, их нет. До сих пор считалось, что шпоры имели поначалу заостренные, жалообразные шейки (нем. Halsen) и только в XIV столетии приобрели колесики (нем. Radchen). Вопреки этому мнению в 1639 году в миланской гробнице Бернгарда, короля Италии (797-818) найдена пара шпор из желтой меди с колесиками на шейках. Но это, несомненно, был единичный случай, ибо весь иллюстративный материал свидетельствует о том, что при поздних Каролингах в употребление вошли шпоры с короткими острыми шейками и что только в конце XIII века стали появляться шпоры с колесиками, сначала лишь у знати. Шпоры с жалообразным острием были названы французами ╚сорочьим клювом╩ (фр. becs de geai) и появились под этим названием еще в 1335 году, в то же время на большой рыцарской печати Рудольфа IV Австрийского (1358-1365), около 1358 года этот правитель изображен уже в шпорах с большими колесиками причудливой формы.

Шпора


Стремя и шпора французского рыцаря. Рисунок из рукописи второй пол. XI в. Национальная библиотека в Париже.

Шпора. Из гробницы короля Венгрии Белы III (1172≈1196) в Штульвайсенбурге.

Шпора. Из гробницы короля Польши Казимира Великого (1310≈1370) в Краковском соборе.

Шпора


Готическая шпора. Из резного железа; местами перфорированная и луженая. Кон. XV в.

Шпора. Из ажурного листового железа с вырубными украшениями; на дужке - надпись: "POMNY NA MYE, MA MYLA WYERNA PANY" (Помни обо мне, моя дорогая, верная жена); на обивке ремешка можно разглядеть готическую монограмму под короной, до сих пор не расшифрованную.


В XVII веке у московитов и поляков встречались шпоры с двумя-тремя колесиками, но неуклюжей и некрасивой формы. Впрочем, всадникам они казались достаточно воинственными, и они с удовольствием ими пользовались.

Шпора

Железная шпора. С тремя зубчатыми колесиками, расположенными вертикально друг над другом. Польша. XVII в. Императорский Царскосельский арсенал.

Тяжелая форейторская шпора. Из латуни, с тремя шенкелями с колесиками в форме звездочек. Германия. XVII в.

Евсеенков А.С., Гончарова О.А.

Конь на латинском языке - equus. От этого слова происходит название воина, сражающегося на коне - эквит (лат. equites). Также от латинского слова caballus - "лошадь, кляча" происходит современное слово "кавалерия". Конные воины могли быть вооружены копьями, луками и длинными мечами с щитами, а лошадей в Древнем Риме заковывали в доспехи не хуже, чем их всадников.


Надгробие всадника Silius из Dienheim с востановленными цветами. Inv. Nr. S50 Майнц, Германия. 2-ой век н.э.

Конное снаряжение в античности

Снаряжением, без которого было невозможно ездить на лошади, были упряжь, шпоры и седло. Всадник во время езды прочно удерживался в седле и управлял конём с помощью упряжи, а вот стремян в античности не существовало, они появились значительно позже, уже в эпоху Средневековья. Лошадиную упряжь могли украшать круглыми пластинками, аналогичными фалерам. Помимо фалер на лошади могло быть огромное количество декоративных элементов, не уступающих по сложности и красоте чеканной экипировке самих всадников. Защитные металлические пластины могли быть украшены гравировкой или чеканкой со сложными сюжетами, часто мифологическими, и быть сделаны из цветных металлов.


Зарисовка римских шпор

Римские шпоры (calcaria) были заимствованы у македонцев, которые первыми их начали использовать со времён Филиппа II. Шпоры широко использовались во всей Империи, и существует немало их археологических находок. Внешне они представляли собой полумесяц, который плотно обхватывал пятку всадника и часто имел шип длиной 1-4 см на обратной стороне. Шпоры крепились к обуви (калигам и кальцеям) с помощью кожаных ремешков. Интересно заметить, что функция шпор в Древнем Риме была противоположна современной: шпоры использовались для замедления движения лошади вплоть до полной её остановки. Если лошадь ускоряла шаг, всадник бил её шпорами, это приучало лошадей носить своих наездников с осторожностью.


Находка римской шпоры на месте битвы в Тевтобургском лесу, Varusschlacht im Osnabrücker Land GmbH — Museum und Park Kalkriese. Начало 1-го века н.э.
Находка римской шпоры на месте битвы в Тевтобургском лесу, Varusschlacht im Osnabrücker Land GmbH — Museum und Park Kalkriese. Начало 1-го века н.э.

Как и всадник, лошадь могла быть хорошо защищена доспехами. Археологами найдены в большинстве своём чешуйчатые конские доспехи. Голову защищал специальный шлем, который мог быть украшен сложными, объёмными чеканными сюжетами. Такой шлем часто защищал глаза, обеспечивая при этом коню хороший обзор, и на глазницах могла быть не просто сетка, а искусные узорные переплетения. Широкое распространение конских доспехов подтверждается как археологическими, так и изобразительными источниками. Согласно современной терминологии, комплекс конных доспехов можно классифицировать как бардинг.

Бард (англ. Barding) — название конского доспеха (обычно употребляется по отношению к Средневековью). Изготавливается из металлических пластин, кольчуги, кожи или простёганной ткани. Состоял из следующих элементов: шанфрон (защита морды), критнет (защита шеи), пейтраль (защита груди), круппер (защита крупа) и фланшард (защита боков).


Трёхсоставная защита головы лошади (шанфрон), тип B. Бронза. Начало 3-го века н.э. Найдено в окрестностях форта Straubing, Германия.
Греческая защитная амуниция для лошади. Найдено в Италии. 6-ой век н.э.
Трёхсоставная защита головы лошади (шанфрон), тип B. Начало 3-го века н.э. Бронза, покрытая серебром. Найдено в окрестностях форта Straubing, Германия.

Противники Рима также активно использовали в бою тяжёлобронированную кавалерию. На колонне Траяна изображены парфянские катафрактарии: можно увидеть, что хорошо защищены были не только всадники, но и сами лошади, чьи чешуйчатые доспехи покрывали туловище и голову. Рим перенял данный тип кавалерии, который позднее встал на вооружение армии Восточной Римской империи.


Парфянский конь в доспехах с колонны Траяна. Начало 2-го века н.э.
Рисунок катафрактария из Дура-Европос. 2-3 век н.э.
Чешуйчатая конская броня. Железные чешуйки на кожаной основе. Середина 3-го века, Дура-Европос. Хранится в Yale University Art Gallery.

Первостепенную важность среди прочих элементов античного конного снаряжения всё же имеет седло. Так как всадник должен уверено держаться на лошади без стремян, и при этом сражаться, к надёжности и эргономике седла предъявляли повышенные требования. Изготавливалось оно из кожи, натянутой на деревянную основу, и наполнялось войлоком. Выкройки и этапы изготовления реконструкции античного седла представлены на рисунках ниже.


Схема строения античного седла
Этапы производства античного седла

Снаряжение для лошади

Каждый человек, имеющий отношение к лошадям и опыт работы с ними, знает, какая амуниция необходима четвероногому другу и что нужно иметь всаднику для комфорта человека и животного.

Все снаряжение можно разделить на несколько подгрупп:

  • средства, чтобы управлять конем;
  • предметы, обеспечивающие безопасность и защиту лошади;
  • вещи для комфортной поездки верхом для всадника.

Цель содержания лошади, индивидуальные требования наездника, породистые особенности животного могут существенно расширить список необходимого снаряжения.

Амуниция для управления лошадью

Удила

Чтобы управлять лошадью, всадник пользуется физиологическими особенностями челюсти животного. На десне находится беззубый край, куда и вставляют трензель (или удила). Он представляет собой 2 кольца и грызло, благодаря которым осуществляется управление лошадью. С помощью железа можно замедлить движение или остановить коня. Грызло оказывает давление на челюсть.

Железо для лошади

Трензель подбирается индивидуально для каждой лошади, т.к. он может иметь разную форму и строгость. Железо нельзя покупать только потому, что понравился внешний вид. Важно помнить о том, что трензель находится в непосредственном контакте со ртом животного, и если будет какое-то несоответствие, то это может вызвать у лошади ощущение дискомфорта и болевые ощущения. Рекомендуется выбирать максимально мягкое железо: чем тоньше грызло, тем более строгим считается трензель.

Оголовье (или уздечка)

У уздечки множество целевых назначений, но главной функцией является поддержка железа. Благодаря трензелю и поводьям всадник может передавать команды лошади.

Уздечка

Существуют различные виды уздечек, которые используются в спортивных состязаниях, конных походах, при заездке молодых лошадей.

Повод

Это ремешок из кожи, который пристегивают к трензельным кольцам. Он позволяет всаднику поддерживать контакт со ртом лошади. Повод необходим для контроля передней части корпуса коня и относится к главным средствам управления. При помощи повода задается направление движения, остановка лошади, переход с быстрого аллюра на более медленный. Регулируется положение головы и шейного отдела скакуна.

Недоуздок

Эта часть снаряжения имеет схожесть с уздечкой, вот только железо тут отсутствует. Недоуздок необходим для перевода лошади с одного места на другое, для осуществления ветеринарных мероприятий, расчистки копыт и т.д. С помощью недоуздка можно зафиксировать лошадь в проходе конюшни, используя ремни. Еще одной деталью этой амуниции является чембур (веревка), с помощью которой лошадь привязывается или переводится с места на место.

Недоуздок

Мартингал

Средство не позволяет лошади закидывать голову. Амуниция состоит из двух ремешков, благодаря которым осуществляется удержание головы лошади и защита всадника от удара затылком коня.

Мартингал

Мартингал прикрепляют к подпруге, на груди он делится на пару ремней с кольцами, через которые протягиваются поводья, перед кольцами, ближе к железу, одевают специальные ограничители, не позволяющие кольцам соскальзывать к пряжкам трензеля.

Шамбон

Относится к развязкам и представляет из себя ремешок продолговатой формы. Приспособление используется во время тренировок, чтобы голова лошади была зафиксирована в нужном положении. Шамбон пристегивается к подпруге и железу, проходит под нащечным ремнем оголовья.

Шамбон

Шамбон имеет принципиальное различие с мартингалом и не ограничивает способность лошади вытянуть шею. Благодаря данной амуниции убирается чрезмерная нагрузка со спины коня.

Седло

Данная часть снаряжения служит для защиты спинного отдела лошади, а вот комфорт всадника стоит на втором месте. Если седло не использовать, то на спину коня будет оказываться большое давления, чем с ним. Благодаря этой амуниции равномерно распределяется вес всадника по всему корпусу лошади.

Седло необходимо выбирать индивидуально для каждого коня. Здесь многое зависит от длины ленчика, высоты холки и иных важных параметров. Седла бывают следующих типов:

  • английское;
  • азиатское;
  • вестерн;
  • испанское;
  • дамское.

Дамское седло

Седло выбирают в зависимости от использования лошади. Для различных видов конного спорта, также как для прогулки или скачек, существуют специальные седла. Универсальные и многофункциональные изделия не так хороши, как кажется, а потому лучше иметь несколько седел для различных задач, которые будут ставиться перед лошадью. Большую роль играет и фирма-производитель. При наличии финансовых возможностей лучше выбрать зарубежный вариант.

Стремена

Это основная часть седла. Они служат для фиксации ног всадника и сохранения баланса при занятиях верховой ездой. Изначально стременами были петли, что являлось малокомфортным и небезопасным вариантом. На сегодняшний день существует большое количество разных стремен разнообразной формы.

Стремена

Хлыст

Данное приспособление является вспомогательным элементом для управления лошади. Основной задачей хлыста является усиление команды всадника. На официальных соревнованиях хлыст можно применять с массой ограничений, а в некоторых видах спорта он вообще запрещен к использованию.

Чтобы воздействие было уменьшено, хлыст на конце имеет специальную хлопушку. При манежной езде хлыст должен находиться в той руке, которая смотрит в центр манежа.

Можно представить как палку с длинной веревкой около двух метров. Данное средство используется при работе с лошадью на корде. У бича есть ручка и веревка, которая заканчивается узелком, имитирующим звук щелчка. Как средство наказания бичи используются редко, при работе в руках они помогают человеку задавать лошади направление, переводить с аллюра на аллюр.

Шпоры

Служат для усиления воздействия шенкеля всадника при верховой езде и надеваются на ноги. Конструкция и длина шпор может быть разнообразной. На сегодняшний день запрещено использовать шпоры с колесиками, которые травмируют кожные покровы лошадей на боках.

Шпоры

Средства защиты для лошадей

Попоны

Являются универсальным изобретением, позволяющим животному ощущать тепло и сухость. Их используют при перевозе животных или на конюшне, если ожидаются перепады температур. На изготовление идет согревающая шерстяная ткань. Для фиксации попоны на теле лошади существуют специальные застежки и ремни.

Попона является защитным покрывалом, которое применяют для обогрева в холодное время года. При уходе за лошадью ее могут часто мыть, что снижает количество защитного жира, а потому животному понадобится дополнительная защита.

Зимняя попона

Попоны шьют с учетом климатических особенностей и физиологии животных. Существует огромное количество разных попон, подходящих для всяких жизненных ситуаций:

  • прогулочная;
  • ночная;
  • дождевая;
  • денниковая;
  • рабочая;
  • зимняя.

Для лошади рекомендуется иметь несколько вариантов попон, например, зимнюю, денниковую и рабочую.

Бинты

Служат для защиты конечностей и шьются из хлопчатобумажной ткани, они предохраняют мышцы и сухожилия от растяжения. В зимнее время можно использовать как средство утепления ног лошади. Для тренировок используют трикотажные или креповые бинты шириной около 8 см. Чтобы не нарушалось кровообращение, важно не пережать конечности при бинтовке. Отдельное требование выдвигается к тому, что между слоями бинтов не должно быть промежутков, куда попадет грязь или частички грунта.

Бинты

Ногавки

Также служат как средство против травмирования конечностей. Могут надеваться поверх бинтов или просто на область пясти. Для фиксации есть специальные застежки или липучки.

Вальтрап

Используется при седловке лошади и кладется непосредственно на спину. Выполняет защитную функцию. Для изготовления используется хлопчатобумажная ткань, имеющая мягкий наполнитель.

Что нужно всаднику

Перед тем как отправляться брать уроки езды верхом, рекомендуется приобрести специальные вещи для тренировочных процессов. Далеко не все люди понимают важность одежды и обуви при верховых поездках. А это значимо, поскольку человеку будет комфортно взаимодействовать с животным.

Обувь

Требование тут одно: она должно свободно проходить в стремена. Кроме этого, обязательно наличие небольшого каблука. Для верховых занятий не подходит обувь с рифленой подметкой и толстой подошвой. Если вдруг всаднику придется упасть, то нога застрянет в стремени и человек получит травму.

Сапоги для верхвой езды

Краги

В нашей стране такое название было у накладных голенищ, для фиксации которых на ноге используется молния, шуровка, застежки и т. д. На сегодняшний день краги шьют из кожи и замши. Могут служить заменой сапог при занятиях верховой ездой.

Краги

Бриджи

Это всего лишь облегающие штаны, не имеющие грубого шва, чтобы всадник не натирал себе ноги, находясь в седле. Надевать бриджи рекомендуется для любой верховой поездки, даже если дело происходит в очень жаркую погоду.

Чапсы

Представляют из себя что-то наподобие замшевых или кожаных чулок, которые имеют пояс. На территорию России они попали из Мексики, где данная одежда служит для защиты ног от колючек, кровососущих насекомых и т.д.

Чапсы

Куртка, жилетка

Оба этих предмета одежды должны иметь короткую длину, чтобы они не цеплялись за седло. В каждом виде спорта существует определенный стиль и требования к верхней одежды.

Перчатки

Рекомендуется покупать в специализированном магазине, они служат для удобства держания поводьев, чтобы они не скользили в руках. Дополнительно предохраняют от травматизма кожные покровы.

Защищает голову человека от возможной травмы после падения с лошади. Шлем должен быть как у детей, так и у взрослых согласно технике безопасности при занятиях верховой ездой.

Шлем для верховой езды

Что должно быть для проведения занятий по иппотерапии

Лечебные процедуры должны проводиться только в присутствии квалифицированного тренера, имеющего специальное образование. Занятие проводится на неоседланной лошади. Допускается наличие седёлки.

Упряжная амуниция

Существует 2 вида упряжи: европейская и русская.

Европейская сбруя состоит из:

  1. Уздечки.
  2. Шорки. Надевается на грудь животного через шею. Состоит из холочного, соединительного, удерживающего и нагрудного ремней. Соединительные ремни могут иметь кольца для вожжей.
  3. Седелки. Оснащена кольцами для вожжей.
  4. Подпруги. Устройство данной части амуниции заключается в закреплении седелки.
  5. Постромок. Крепятся к шорке и экипажу. Могут регулироваться по длине.
  6. Шлеи. Состоит из спинного ремня, соединительных (откосных ремней), обводного ремня и подхвостника, за счет которого осуществляется фиксация упряжи.
  7. Вожжей.

Чересседельник и подбрюшник отсутствуют.

Русская сбруя состоит из:

  1. Уздечки.
  2. Седелки, располагающейся на холке и фиксирующей запряжку.
  3. Благодаря подпруге седелка крепится на спине лошади.
  4. За счет шлеи происходит удерживание хомута и его фиксация во время движения транспортного средства. Он состоит из нескольких ремешков, которые можно регулировать.
  5. Ремешок, проходящий сквозь кольца на седелке, называется чересседельником, а крепится он к оглобле. Благодаря этому ремню происходит удержание и фиксация основных элементов упряжи.
  6. Обеспечивает тягу от лошади к транспортному средству хомут. Он состоит из клещей, войлочной подкладки, гужей, покрышек, кольца и горта.
  7. Ремень, проходящий под брюхом лошади и крепящийся в шлевки на подпруги, называется подбрюшником. Он также прикрепляется к оглобле.
  8. Благодаря соединительному элементу – дуге – происходит смягчение рывков, ударов.
  9. Заключительный элемент упряжи – вожжи, за счет которых происходит управление лошадью во время движения.

Читайте также: