Как обучают казаки лошадей

Опубликовано: 25.04.2024

Джигитовка является обязательным атрибутом воспитания казака. Умение управлять лошадью, выполнять разнообразные трюки верхом сейчас идентифицирует казака больше, чем надел земли. Само слово «джигитовка» имеет тюркское происхождение и означает «всадник». Кочевники связывали свою жизнь с лошадью – она была для них главным орудием в добыче богатств у других народов, поэтому отличное управление лошадью имело важнейшее значение. Казаки переняли и усовершенствовали систему верховой езды, снабдив ее множеством трюков, упражнений и акробатических приемов. Сейчас джигитовку связывают именно с казачьей системой верховой езды.

Содержание статьи

История казачьей выездки

Джигитовка казака
Как ни странно, но первые упоминания о гимнастике на конях относятся не к восточным кочевым народам, а к античным цивилизациям – Древней Греции и Риму. Древнегреческий писатель Ксенофонт описывал в своих трудах различные приемы обращения с лошадью – необычные посадки, смены положения тела во время верховой езды. В трудах древнеримского историка Диона Кассия были найдены заметки об иберийском царе и его придворных, которые, прибыв в Италию, демонстрировали императору свои умения обращаться с лошадью. Необычная манера езды и трюки царя так покорили Андриана (римского императора), что он повелел воздвигнуть конный памятник на Марсовом поле.

На территории Испании (где жили иберийцы) свидетельств о джигитовке не сохранилось. Но этот регион всегда славился лучшими конями Европы и школой верховой езды. Именно на основе иберийских коней были выведены андалузские и другие породы. А испанская школа верховой езды была лучшей для своего времени и позволяла идеально управлять лошадью.

Несмотря на древнее восточное и античное происхождение, джигитовка в современном виде стала популярна благодаря выступлениям русских казаков.

Но в нашей стране джигитовка связана не с античными временами, а тюркскими народами. Территорию Руси всегда окружали кочевники – половцы, хазары, татары. В культуре этих народов была ярко выражена связь с лошадью – их образ жизни подстраивался под это животное. Для славян такое обращение было в диковинку, поэтому толпы всадников, образующих единое целое с конем, наводили ужас на поселения.

Кавалерия длительное время практически отсутствовала в нашей армии. Единственным классом, так же связывающим свою жизнь с лошадьми, как и кочевники, было казачество. Это были беглые крестьяне и преступники, поселившиеся на границе между Русью и территорией кочевых народов. Для защиты от последних им пришлось взять их оружие – конницу, поэтому в каждом дворе обязательно были лошади, а мальчиков с раннего возраста учили верховой езде.Джигитовка с шашкой

Испытания по джигитовке в начале 20-го века:

  • стрельба из огнестрельного оружия на скачущей галопом лошади по ростовым соломенным мишеням;
  • стрельба по небольшому бумажному листу, лежащему на земле;
  • наклон на скаку в сторону с поднятием предмета;
  • соскок и перескок лошади на ходу;
  • «римская» скачка – всадник стоит на лошади;
  • спешивание перед препятствием и вскакивание в седло в момент взятия барьера;
  • оборот вокруг корпуса или шеи лошади на полном скаку;
  • одновременная скачка на паре коней.

Пик развития джигитовки приходится на 18-20-е века. В это время казаки становятся часть русской армии, а необычные выступления включаются в обязательную программу обучения всадников. Так, в результате военной реформы Александра II, джигитовку делают обязательной дисциплиной ряда кавалерийских отделений. С распадом империи и появлением Красной Армии джигитовка не пропадает, ее также включают в программу обучения всадников. Лишь с роспуском кавалерии как рода войск джигитовка практически уходит из нашей истории.

Сейчас можно наблюдать активное возрождение казачества. Казачьи традиции все чаще проявляются в повседневной жизни – патрули, разнообразные демонстрации. Современные казаки уже не играют той роли армейского подразделения, да и в хозяйственной жизни они не участвуют. Это скорее клуб людей с близкими интересами, которые хотят возродить традиции казачьего класса. Обязательной атрибутикой современного казачьего воспитания также является обучение верховой езде и джигитовке. Казаки часто устраивают демонстрации выездки и конной акробатики на различных патриотических праздниках и мероприятиях.

Спорт и искусство

Но казачье движение продолжает расти. Начиная с 2005 года, начали проводиться соревнования по джигитовке. Было учреждено Межрегиональное объединение по прикладным видам конного спорта, куда также вошла казачья джигитовка. В 2007 году были проведены первые соревнования в двух видах:

  • вольная джигитовка;
  • владение оружием.

Дальше развитие джигитовки как спорта несколько приостановилось. Это связано с тем, что большая часть джигитов, участвующих на соревнованиях, ушли в Кремлевскую школу верховой езды. Они перестали участвовать в соревнованиях, а достойной замены им не было, это привело к резкому падению интереса. Но уже в 2011 году джигитовку включают в список неолимпийских видов конного спорта. К настоящему моменту организация спортивной джигитовки объединяет большинство регионов России. Соревнования проходят в нескольких дисциплинах, существует большое количество половозрастных категорий. Дальнейшее развитие джигитовки – включение ее в категорию олимпийских дисциплин.

Джигитовка представлена не только в нашей стране – она нашла большое признание и за рубежом. Первые большие выступления наших казаков произошли после революции, когда большое число белых бежало из страны. Значительная часть казаков осела во Франции. Так, в 1925 году состоялось огромное выступление казаков, в котором принял участие хор из более чем ста человек, а в конном представлении демонстрировали свои умения 80 джигитов.

За рубежом джигитовка с самого начала не имела военного предназначения – ее рассматривали исключительно как шоу. В таком виде она завоевала успех у американской публики. Начиная с 40-х годов, джигитовка стала неотъемлемой частью всех конных представлений в США. Сами спортсмены отмечают большую сложность трюков и опасность для всадника в сравнении с традиционным для Америки ковбойским родео.

Упражнения и трюки

Джигитовка представляет собой комбинацию из ряда гимнастических упражнений, выполняемых верхом на лошади. Существует множество трюков, но все они объединяются в две группы – обязательные и вольные упражнения. Для их выполнения необходимо пройти специальные уроки и длительное время оттачивать мастерство, ведь, кроме того что за качеством джигитовки на соревнованиях следят судьи, так и ошибка может привести к травме.

Для проведения трюков нужна площадка с длиной около 350 метров и шириной не меньше 10. Важно, чтобы грунт на манеже был ровным, без выбоин и валунов. Все трюки объединяются в группы обязательной и вольной программы, также имеется классификация по сложности выполнения.Элемент поперек

  1. левой рукой удерживаемся за передок седла;
  2. упор на левое стремя, правую ногу освобождаем и переносим через шею коня (важно тянуть носок и не задеть животное);
  3. освобождаем ногу от стремени, удерживаемся руками за седло;
  4. балансируя, ищем центр тяжести;
  5. ложимся спиной на коня – ноги вытягиваем вместе, спина прямая;
  6. левую руку заводим за голову, правой продолжаем держаться.

Упражнение требует большой выносливости – идет сильная нагрузка на статические мышцы. Во время движения смотрим вперед, наклонив голову, старайтесь замечать все изменения в беге и возможные препятствия, предупреждая потерю равновесия. Можно выполнить поперек на левую сторону.

«Обрыв в левую сторону с подъемом предмета»:

  1. переводим лошадь на галоп;
  2. конь должен проходить правее от поднимаемого предмета на 30-70 см (зависит от роста всадника и лошади);
  3. ухватываем правой рукой заднюю луку седла, а ногу подводим под путлище;
  4. бросив повод левой рукой за пару скачков до цели уходим с седла в сторону;
  5. важно удерживаться в стременах и правой рукой за седло;
  6. в наклоне подбираем предмет;
  7. упираясь левой ногой в стремя, подтягиваем корпус к седлу с помощью руки и мускулатуры пресса.

Элемент очень опасный. Если не завести ногу под путлище и не ухватиться за седло, то вместо наклона улетишь на землю. Еще хуже будет, если не отпустить повод или сделать слишком сильный наклон – конь повалится на вас сверху.

Цирковая джигитовка
Упражнение «пистолет» позволяет прятаться за корпусом лошади. Для этого вам нужно освободить левый сапог от стремени и перенести его на правую сторону. В это время правой ступней упираемся в стремя, а колено подводим под путлище. Приседаем, вытягиваем левую ногу к крупу и держимся за луку седла.

Езда стоя, также именуемая «римской ездой», требует подготовки седла. К передней луке крепится ремень, а отстегнув скашовку, нужно перебросить стремена на противоположную сторону, при этом одно стремя проводится через другое. Это позволяет их крепко сцепить между собой. Теперь упираясь в стремена, встаем на полусогнутых ногах и высылаем коня в галоп. Когда конь наберет темп, медленно выпрямляемся, удерживаясь за ремень. Опытные джигиты могут ехать стоя без упора в стремена – они переходят на круп и встают на него.

Одно из самых сложных упражнений в джигитовке – обороты вокруг шеи и корпуса коня. Амуниция лошади требуется специальная – на вальтрапе имеются два кольца внизу с левой и правой стороны, а также скользящее кольцо. Инструкция по выполнению оборотов:

  1. левая нога перебрасывается через круп коня направо и вставляется в скользящую петлю;
  2. правой ногой упираются в седло, а ступней стоят в стремени;
  3. всадник стоит правым плечом к голове лошади и наклоняется в сторону ее левого бока;
  4. джигит ложится на седло и левой рукой ухватывает кольцо на вальтрапе;
  5. оборот под корпусом выполняется подтягиванием на руках за кольца на вальтрапе и путлища;
  6. вернувшись на правую сторону, всадник ухватывается за луку седла, вставляет ногу в правое стремя;
  7. освободив левую ступню из петли, переносит ее через спину лошади.

Распространенным элементом джигитовки является вертушка. Существует несколько ее разновидностей – чаще используют уральскую, оренбургскую и терскую. Вертушка является комплексом из нескольких упражнений и, как их выполнять, можно посмотреть ниже на видео. Коня переводят на галоп, всадник перебрасывает ногу через шею и спешивается. Затем толчком возвращается в седло и выполняет элемент «поперек» с обязательным вытягиванием руки за голову. Дальше правую ногу перебрасывают через шею коня и садятся впереди луки седла спиной к голове животного. Завершают упражнение соскоком на землю и возвращением в седло.

На этой чудной, плодородной земле, орошаемой Доном, "цветут богатые станицы" и хутора. А в них живёт и крепнет наше славное и доблестное казачество. Традиционно, из поколения в поколение оно воспитывается в военном духе. В своей общей массе Область Войска Донского является обширнейшим в мире воинским станом лихих наездников, созданным благодаря условиям казачьей организации.

Казак - и воин и охотник, и рыболов, и земледелец. Он вырос на лоне природы и сроднился с ней. Чуть ли не с восьмилетнего возраста он уже стережет ночью свои коней далеко за станицей на подножном корму богатых поемных лугов. Начиная с 16 лет и до самого поступления на военную службу, он ежегодно участвует на так - называемых, майских сборах, где его обучают стрелять из винтовки, владеть шашкой и копьём, воинскому строю и "джигитовки".

В обучение езде верхом казак не нуждается, ибо с детства имеет постоянно дело с лошадьми. Обучение джигитовки, этой высшей школе военного наездничества, совсем не похоже на обучение на цирковой арене, где наездник подвязав себя веревкой к потолку цирка, тренируется на лошади, галотирущей размеренно под такт музыки. Не похоже обучение джигитовке и на езду в манеже на лошади, делающей круги на корде берейтора.

Донские казаки. Фото взято из открытых источников.

Джигитовка происходит на открытом поле, там уже, если казак сорвался с лошади, то он летит прямо на плотно убитую жесткую землю. Так учиться джигитовке может лишь только казак, с детства привыкший ездить верхом на лошади

Донские казаки. Фото взято из открытых источников.

Вот он мчится, стреляя из винтовки на полном скаку, и вам виден лишь край сапога и блестящий обрез дула винтовки, а сам он где-то пропал. То он скачет, стоя на стременах, то под брюхом лошади. А то иной молодец вскочит ногами на седло не хуже циркового наездника, и мчится во весь опор, опустив поводья и дав свободу лошади.

Донские казаки. Фото взято из открытых источников.

Обучение джигитовки обыкновенно производится за станицей, и детвора тут-как-тут, глаз не сводит и визжит от удовольствия. А в "ночном" не один из этой детворы слетит кубарем с неоседланной лошади, "к войне заранее приучаясь". Поэтому и не удивительно, что казаки, как наездники, так страшны немецкой кавалерии, наступающей в сражении, как на параде. Только из такой среды могут выходить Крючковы, рубящие неприятеля, как капусту.

Козьма Фирсович Крючков - донской казак. Фото взято из открытых источников.

Или же такие отчаянные казаки, которые попав сами в плен, норовят выхватить неприятельского офицера из кучи торжествующих врагов и увезти его к себе в лагерь на глазах оторопевшего от неожиданности целого неприятельского отряда.

Донские казаки. Фото взято из открытых источников.

Гикнут такие молодцы, рассыпятся лавой, охватят неприятеля, и пошла потеха молодецкая. За гладкое-то английское седло немецкому гусару не за что схватится, а за высокую луку казацкого седла очень удобно. Стремена у казака подвязаны высокого, по-азиатски.

Донские казаки. Фото взято из открытых источников.

Он и на стременах-то при рубке встанет выше противника, и под брюхо лошади увернется, схватившись за луку седла. И лошадь-то у него лучше слушается, так как с детства он привык с лошадьми обращаться. И как наездник-то он белее сметлив, опытен и вынослив. И выходит, что мнение о казачьем войске, как о пережитке былого, совершенно ложно, в чём мы теперь и убеждаемся ежедневно, получая с театра войны сведения все о новых и о новых подвигах лихой казацкой конницы и ея отдельных героев.

Русский спорт 1914 год.

Ставим лайк. Подписываемся на канал Авва Градский .

Отношение к лошадям у казаков всегда было особым. В казачьей культуре конь неразрывно связан со своим хозяином, он появлялся у казака с рождения и сопровождал его до самой смерти. Даже в народных поговорках про казаков повторяется одна и та же мысль – всадник всегда заботится о своем коне, ибо без него он не казак. Почитание этих животных казаки еще в древности впитали от кочевых племен, населявших Евразию.
Особый подход у казаков и к воспитанию лошадей. В отличие от спортивных пород, у казацких – донских, кабардинских и карачаевских — более развиты инстинкты, они ближе к природе и оттого обладают непростым нравом. Во многом из-за него казацких лошадей часто называют «однорукими», они сильно привязываются к своему хозяину, и привыкание к новому всаднику может растянуться у них на месяцы и даже на годы.


Собственно характер казацкого коня подобен самому казаку – чем жестче на него давишь, тем сильнее он сопротивляется. Иногда это переходит в нескончаемый поединок между человеком и животным. Однако лошади в большинстве своем не агрессивны. К тому же они не хищники, поэтому больше проку будет от доброго к ним отношения при воспитании. Казаки много времени отводят работе с лошадью «в руках», когда наездник гуляет со скакуном под уздцы и на корде.
Это связано с тем, что казацкие породы требуют много движения, длительное пребывание в стойле вызывает у них стресс, и иногда человеку приходится по-новому выстраивать отношения с животным. Бывает и так, что человек и лошадь вообще не совпадают по характеру. Тогда казаку приходится либо идти на компромисс, либо расставаться с этим животным и начинать работу с другим.
Главным у казаков считается завоевать доверие лошади, тогда она признает своего седока лидером. Чтобы добиться этого, приходится воспитывать не только животное, но и себя. Если контакт со скакуном нарушился, то специалисты рекомендуют внимательнее присмотреться к нему – не заболел ли конь, может, он чем-то напуган. Иногда стоит поменять тренировочный процесс – чтобы лошадь меньше работала под седлом и больше «в руках».
Метод кнута и пряника, которым пользуются казаки, тоже можно применять по-особому. Многие кони, получив наказание, начинают откровенно вредничать. А «возмездие» за мелкие пакости вроде наступания на ногу всаднику, подбрасывания зада при галопе и откровенного симулирования (да-да, эти животные не только очень умны, но и весьма артистичны) может только усугубить конфликт. Поэтому казаки рекомендуют не замечать этого мелкого хулиганства и отвечать только на серьезное неповиновение.
Еще один важный момент, которому следуют казаки в воспитании скакунов, это правильная нагрузка как на тело лошади, так и на ее психику. Когда-то в кавалерийских частях был такой способ быстрой заездки норовистой лошади под седло — на спину ей клали два мешка, наполненные землей или песком, и с этим грузом гоняли животное до изнеможения. После того как лошадь переставала сопротивляться, на нее садился наездник. Если на следующий день конь продолжал упрямиться, то экзекуция повторялась. Таким способом заездка проходила довольно быстро, но позже оборачивалась против всадника. Попав в строевую часть, лошадь постепенно приходила в себя от шока и по новой начинала свою борьбу, уже стойко воспринимая своего наездника как врага.

Впервые в истории в рамках 42-дневного комбинированного пробега в честь 90-летия ДОСААФ запланирован конный переход казачьих формирований.

Наконец, третья особенность казацкого воспитания лошадей — это постоянство в работе с ними. Чтобы воспитать послушного и сообразительного коня, надо заниматься с ним регулярно, не допуская больших перерывов. Причем необязательно, чтобы каждое занятие заканчивалось какой-то «победой» человека над животным. Если что-то у коня не получается, можно притормозить и вернуться к предыдущим упражнением, которые скакун уже освоил и принял. Возможно, через совсем короткое время лошадь быстрее «перескочит» через трудный этап своего обучения, чем если бы ее заставляли делать это из-под палки. Идеальным в воспитании казацких лошадей считается ежедневная работа с молодым животным в течение полугода.


Джигитовка и полоса препятствий
Валентина Иванова, ректор МГУТУ им. К. Разумовского (Первый казачий университет):
— Все учебные заведения в стране занимаются патриотическим воспитанием своих учащихся. Это относится и к школам, и к колледжам, и к вузам. В нашем университете проводится целый комплекс мероприятий по военно-патриотическому воспитанию – лекции, семинары, акции памяти. Сейчас во всех филиалах университета мы вместе с отделениями ДОСААФ для учащихся казачьих кадетских классов и студентов первых-вторых курсов начали регио­нальные этапы спартакиады допризывной казачьей молодежи. В рамках состязаний – джигитовка, полоса препятствий, ориентирование на местности, легкоатлетические дисциплины, бег на казачью версту – 1180 метров, стрельба из разных видов оружия. Специалисты ДОСААФ формируют нам задания, участвуют в судейской бригаде на всех этапах спартакиады. Финальные соревнования пройдут осенью в Анапе, куда, естественно, приедут победители региональных этапов.

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Конь в казачьей культуре

В течении многих тысячелетий, конь помог создать особый тип, или архетип человека. А именно гордого и свободного воина, презирающего опасность и смерть, верного долгу и чести.



Езда на коне не терпит физической убогости, преодоление препятствий и преград, требует от всадника, силы и выносливости, ведь при верховой езде, задействуются практически все мышцы тела. Потому человеку изо дня в день полагающемуся на коня и доверяющему ему свою жизнь, а зачастую и состояние, приходится поневоле поддерживать себя в хорошей физической форме, заботиться о здоровье и долголетие.

Потому конная культура формирует специфический культурный код, конные народы, это люди с «открытым сердцем», прямые, честные, не ведающие страха и четко осознающие конечность бытия. Конным народам не присущ культ «вечной земной жизни» или же поклонение «жизни любой ценой», даже сейчас каждый конник знает, что садясь в седло, он может распрощаться с жизнью, буквально в тот же момент.




Жизнь в седле, сопоставима с плаваньем в открытом море, всадник, гонящий свои стада по бескрайним просторам, подобно моряку постигает бескрайность пространства, и так же готов в любое время встретиться с неожиданной опасностью.

На Дону отношение к коню было особым. Это отношение впитало в себя почитание коня прежде всего евразийскими кочевниками. Казаков недаром называли «степными кентаврами», с рождения и до смерти конь сопутствовал ему во всех земных делах. Об умершем и сейчас на Дону говорят: «привязал коня», или «пошел бурных коней ловить». Конь, по воззрениям казаков, находился в тесной связи со своим хозяином, от чего возникло большое количество примет и гаданий. По записям Х. И. Попова, в старину, как рассказывают, часто бывали такие случаи: убьют или возьмут в плен казака злые татары: а конь его, не пойманный врагом, пустынными степями, по звездам, пробирается на Дон, прямо на двор своего хозяина, и тут-то начинаются над ним слезные причитания престарелой матери или молодой жены.

Конь являлся основным участником многих обрядовых событий, в том числе и состязательного характера. Известные нам различные конные игры в своей изначальной сущности являлись своеобразной проверкой боевой подготовки коня и всадника. Именно в этих древних играх закладывались основы вольтижировки и джигитовки, которые давали возможность проявлять, развивать и совершенствовать психофизические и морально-волевые качества всадника. Особое внимание при этом уделялось выработке силы, гибкости, ловкости, отваги, настойчивости, чувства равновесия. Заметную роль при этом играла и выработка необходимых боевых качеств коня: выносливость, скорость, маневренность, подчинение всаднику. Уже в глубокой древности проводились и более сложные игры-соревнования, предшествующие современным конноспортивным соревнованиям. Сохранилось свидетельство Диона Кассия о том, что знатные иберы во главе с царем Фарасманом демонстрировали свое боевое искусство владеть конем на Марсовом поле в древнем Риме. В нартовском эпосе осетин также часто упоминаются скачки, на которых испытывалась резвость коней. Характер их был, разумеется, боевой, а о размахе можно судить по участию в них небожителей. Разнообразные виды конных игр и состязаний, то есть тех видов развлечений, в которых конь принимает непосредственное участие, у осетин, условно разбивают на скачки и джигитовку. Джигитовка есть разновидность скачки, во время которой наездник демонстрирует умение управлять конем, владеть своим телом и оружием. Все упражнения, среди которых преобладают силовые, производятся на лошади, скачущей широким галопом. Однако при всем единстве скачки и джигитовки, последняя по характеру своему имеет существенное отличие от скачек. Различие это проявляется в том, что джигитовка преимущественно устраивалась по случаю радостных событий семейного или общественного быта, а скачки, как правило, в цикле похоронно-поминальной обрядности.


Стати лошади: 1 — затылок; 2 — челка; 3 — подбородок; 4 — ганаш; 5 — яремный желоб; 6 — гребень шеи; 7 — шея; 8 — холка; 9 — лопатка; 10 — плечо; 11 — грудь; 12 — подплечье; 13 — локоть; 14 — запястье; 15 — пясть; 16 — путовый сустав; 17 — бабка; 18 — венчик; 19 — копыто; 20 — спина; 21 — поясница; 22 — круп; 23 — маклок; 24 — колено; 25 — голень; 26 — каштаны; 27 — скакательный сустав; 28 – плюсна.

Джигитовка существовала еще давно, правда в те времена джигитовка не была развлечением, а способом ведения боя на лошади, которым владели и обучали казаки. Казак на лошади мог стать на нее в полный рост, что давало ему превосходства на другими всадниками. Так же они могу отстреливаться от врагов, при этом скатать на коне задом на перед или подобрать меч с земли на высоком галопе. При необходимости он мог спрыгнуть с лошади и тут же на нее заскочить, таким образом можно было удержать голову на плечах.



Казачья община проводила обучение своих людей для разных целей. В основную базу трюков входили: быстрые заскоки на лошадь, соскоки, перескоки, езда задом на перед и т.д.

Были даже очень интересные обманки, допустим как обрыв – “имитация смерти”. Вражеские войска всегда очень удивлялись, когда “мертвые” лошади вдруг вставали в нужный момент и начинали атаку. Такой эффект неожиданности являлся большим плюсом. Конь мог “упасть замертво” даже во время движения на галопе, чтобы все выглядело естественно.

С половины 19 века джигитовка стала использоваться в цирке, чтобы удивлять зрителей различными трюками и не проливать крови. Развитие военных тактик и технологий постепенно вытеснили джигитовку как военное ремесло, но оставили место как спорту. Конечно она не такая популярная как конкур, но очень интересный вид спорта. От всадника требуется выдержка, скорость, ловкость и сила, а иначе можно сильно пострадать.


Слова Наполеона Бонапарта о казаках:

« — надо отдать справедливость казакам, это они доставили успех России в этой кампании. Казаки — это самые лучшие лёгкие войска среди всех существующих. Если бы я имел их в своей армии, я прошёл бы с ними весь мир».

Соревнования на конях у казаков сводились к нескольким видам – борьба между седоками, скачки, джигитовка, стрельба на скаку в мишень, борьба с использованием плеток, когда всадники хлещут друг друга. Скачки выполняли важную ритуальную роль, так как на территории Области Войска Донского сформировался настоящий культ коня, связанный как с традициями древнерусских дружинников, так и с укладом степных кочевников. Интересно отметить, что в 1836 г. царское правительство распорядилось учредить конные скачки на Дону, с целью устройства войскового конезаводства. «Дабы донские лошади по своей легкости, силе и крепости во всех отношениях соответствовали бы потребностям казачьей службы и во время компаний способны были бы переносить необыкновенные труды, с сею службой сопряженные».

Военный совет отметил, что «для донских лошадей предназначено суровое степное воспитание, которое приучает их к нуждам и непогодам. Без сомнения требуется также, чтобы лошади Донские вместе с силою и крепостию, имели и достаточную быстроту, но в той только мере, в какой это возможно при их суровом воспитании. Сообращись с таковою целью, проект положения о скачках в Новочеркасске, Войсковой Совет нашел:

1. Что при учреждении скачки на обыкновенных основаниях, установленных для скаковых кровных лошадей, едва ли может быть подвергнуто испытанию главное достоинство донских лошадей, т.е. сила и крепость их.

2. Что выдержка лошадей перед скачкою, производство скачки жокеями или тренингрумами не согласуется ни с нравами и обычаями казаков, ни с предназначением донских лошадей.

Для сего учредить скачку с препятствиями, определив условия для получения войсковых призов, не скаковой круг, а местное пространство на котором находились бы овраги, барьеры и другие препятствия. В скачках на Войсковые призы должны участвовать одни войсковые жители, скакать же должны не жокеи, но казаки и при том в полном вооружении… Народно-казачьи скачки учреждаются для поддержания и поощрения в самих казаках врожденного духа наездничества и удальства, для скачек с препятствием необходимого.

Призы: 1500 руб серебром, от заводов (300 руб). Седло со всем прибором, окованное в 50 руб. и деньгами 100 руб. для второй – ружье в 30 руб. и деньги 70 руб. для третьей шашка в 50 руб. и на каждой из сих вещей надпись «Уряднику или казаку такому-то за удальство на войсковой скачке с препятствием». В 1851 г. дистанция скачек определялась от 8 до 16 верст, и призы войсковые представляли собой серебряный ковш, деньги в 450 руб. серебряный кубок и денег в 150 руб.
Воспитание коней у коннозаводчиков было особенное. Летом кони всегда были в степи, там они паслись и ночевали.

Зимой для них имелись помещения, но кормили их сеном, которое разбрасывали на чистом снегу. И их не поили; вместе с сеном они забирали снег; а в самом начале зимы, когда снег был не глубокий, им сена еще не давали, они, как говорят, «тебеневали», то есть, разрывая копытом снег, находили себе пропитание. И кони были, как дикие: их начинали учить четырехлетками только. Когда приезжала ремонтная комиссия для армии, то это было зрелище, когда арканом ловили этих коней и силой подводили к ветеринару и, после принятия, накладывали тавро. И таких-то вот коней раздавали казакам-новобранцам, и сколько нужно было иметь знания, терпения, ловкости и храбрости, чтобы приучить такую лошадь к строю. Результатом такого воспитания получались кони выносливые, не боявшиеся ни буранов, ни дождей.


Выездка коня у казаков начиналась с малолетства (…лет пять-шесть было, ухватишься за ногу, где за гриву, залезешь, слетишь на солому и опять карабкаешься…) и заканчивалась показом приобретенных навыков на празднике, смотре, войсковых или станичных скачках, которые все равно приурочивались к какому-либо праздничному событию. Демонстрация приобретенных достоинств происходила в обрядовой обстановке, когда конские ристания входили составляющей частью в ритуальный комплекс. Причем это регламентировалось как сословной субкультурой, так и этнической. Дети самостоятельно часто устраивали скачки, когда пасли лошадей в степи. «Там, в степи нас никто не видел, и мы устраивали между собой скачки. Чаще всего, когда гнали лошадей с пастбища».

Использование коня в обрядах информаторы отмечают на Масленицу и в весенние праздники, когда устраивались скачки, рубка лозы, джигитовка.

На свадьбах тройку лошадей, запряженных в тачанку жениха и невесты, разгоняли на костер, они должны были прыгнуть так, чтобы дружка остановил их у ворот «как вкопанных». На Масленицу, в ст. Мечетинской, жгли среди улиц «кучки» и молодые казаки прыгали через них верхом, под крики и смех казачек.

Борьба на лошадях была известна в ст. Мечетинской, схватывались в седлах, кто кого сбросит на землю, сбивали друг друга мешками. Борьба на конях часто встречается у тюркских народов. Интересны заметки донских этнографов о конных ристаньях в дни поминовения предков, что роднит их с древнейшими тризнами.

В. Сухоруков отмечал, что игры и увеселения Донцов немногочисленны, неразнообразны теперь, как в старину, но живо отражают в себе направление духа и образ их жизни; воинственное молодечество смешивается в них с пастушескою и сельскою простотой. Замечательнейшие из увеселений суть: скачки на мишень, стрельба из ружей и пистолетов, борьба мужчин, беганье в запуски и богатырские казачьи песни, хороводы и пляска девиц. Скачки на мишень бывают во всех станицах на масленицу, празднуемой казаками почти целую неделю. Приготовление к скачке делает особенную заботливость для молодежи; не досыпая ночей, они кормят и холят добрых коней своих, чистят сбрую и оружие, чтобы блеснуть перед станичниками удальством, показать исправность казацкую. На ровном месте ставят мишенью пучок камыша, а саженях в 200 от него назначают линию, от которой надлежит скакать. Всё общество, старики и дети, женщины и девицы, в нарядном платье, собравшись в стороне скачки, делают из себя как бы одно семейство: рассказы, шутки, смех одушевляют эту пеструю толпу. Между тем, наездники, один за другим, несутся стрелою на мишень и, доскакав, делают в неё выстрелы из ружей и пистолетов. Иной, притворяясь падающим со скачущей лошади, роняет впереди себя плеть, или шапку, или монету, подхватывает с земли и снова, бросив вперед, ловит на лету; другой, перекинув через седло стремена, стоя на лошади, несется на ней во весь опор и делает выстрел из ружья в мишень. В последний день масленицы делается скачка на большое протяжение, верст на 20, 30, 40, 50 и более, для испытания, кроме быстроты, ещё и силы лошадей здешней породы.

Навыки в обращении казаков с конем естественно использовались в боевых действиях. В русско-турецкую войну, проходя сквозь открытое место конные казаки устроили джигитовку, отчего турки не произвели не одного выстрела, хлопали в ладони и хвалили казаков. Из рапорта Орлова-Денисова можно видеть основные занятия конных казаков в полках. Так, он пишет: «После чего я делал смотр полкам, видел их пешее и конное построение по сотенно, расчет взводом, заезды из фронта по три, по взводно построение целого полка, построение колонны, лавы и, наконец, церемониальный марш, совершенный повзводно, полусотенно и сотенно, на полных дистанциях и в сомкнутой колоне» (ГАРО. Ф.344.Оп.1. Д.361).

karabai96

Несколько слов о казачьей лошади, методика исправления ошибок.
karabai96 31 июля, 2015


Мне достаточно часто приходилось вспоминать, одну фразу касательно казачьей лошади. "Казаки лошадей не
били", "казак на лошадь даже плохого слова не скажет". Все это как-то, резко контрастировало с колхозной реальностью, 70-80-х, годов прошлого века. Где лошадей заезжали крайне жеско и быстро. С повалами, переворотами на свечках, и с прочими неприятностями. Вопрос, где правда и что, эффективнее? Следовать старым адатам, или ориентироваться на колхозный новодел?
На самом деле ответ на этот вопрос есть. Казачья верховая езда, эта такой же стиль, верховой езды, как американский вестерн, или даже, как испанская школа верховой езды. Я уже приводил в прошлой публикации, пословицу что, "на чужом коне и со своим седлом не наскачешься", которая емко оворит о том какой была подготовка казачьей лошади. Казаки часто, умышленно, использовали такие методы и приемы подготовки лошади, которые не позволяли, другому человеку бепрепятственно сесть и ускакать на чужом коне. Это обсулавливалось основной задачей, в подготовке лошади. Подготовить, надежного, верного коня, на которого можно было положиться и при "полюваниях" т.е. длительной жизни в степи, когда казаки занимались облавными охотами и в бою и в быту. Скажем чтобы лошадь привязанную у шинка, не увел первый встречный.
Но основная задача подготовки лошади, состояла в подготовке боевого коня, способного к дальним переходам, и к стремительным набегам. Французы, впервые повстречавшие казаков, на поле боя, отмечали что, казак и его конь составляют одно целое. Заглянув в прошлое мы с вами вернемся в день сегодняшний. Насколько актуально в наше время говорить о казачьей верховой езде, как о самостоятельном виде верховой езды? Подготовка боевой лошади хотьи потеряла массовую актуальность, но не исчезла совсем. Существует конная полиция, существуют и наверное будут развиваться казачьи конные дружины. Второй аспект, этно-культурный. Казачья верховая езда есть один из столпов этнической культуры казаков. И в этом направлении тематика развития и поддержания казачьего конного, этно- спорта, выглядит как очень важная. Ведь исторический архетип казака, неразрывно связан с лошадью, с ней же связана историческая узнаваемость казачьего народа.
Теперь вернемся непосредственно к вопросу подготовки лошади. Начнем с того, что казачья верховая езда, опирается на казачьи породы лошадей Т.е. не те породы, которые казаки испокон веков использовали в своих целях. К таким породам можно отнести в первую очередь, донскую породу и кабардинскую и карачаевские породы лошадей. Буденовскую лошадь, как производную от донской мы рассматривать не будем, поскольку она исторически не связна с традицией.
Чем, отличаются данные породы лошадей? В первую очередь норовом. Эти породы лошадей, наиболее близки к природе у них более развит инстинктивный аппарат нежели у спортивных лошадей. Потому работа с ними наиболее трудна, но те кто познал эти породы, говорят уже о "спортсменах", как о бездушных автоматах. И дончаки и кавказские лошади, получили еще одно название "однорукие". Т.е. эти лошади сильно привязываются к одному хозяину и очень плохо ведут себя при перепродаже. В зависимости от опыта всадника, взаимное привыкание может растянуться на месяцы и даже годы.
В прение годы, в русской кавалерии применяли палочную систему заездки, ( и людей тогда тоже воспитывали палками), в основе такой ситемы заездки, стояла задача как можно быстрее заездить лошадь и поставить её в строй. Если лошадь попадалась норовистая, то делалось это так, на лошадь наваливали два мешка с землей, перкинув трок через седло, и гоняли их до изнеможения. Потом на изможденную лошадь садидись и если на завтра, он продолжала сопротивляться то все начиналось заново. Подобная ссиистема заездки приводила к тому, что попав в полк, отъевшись и отойдя от шока, лошадь начинала бороться с человеком воспринимая его как, врага.


В старых черкасских семьях, где лошадь почитали, где не даже не ели хлеб, с поля распаханного лошадью, подход был иной. Лошадь покупали не когда, нужно было становить казака в строй, а брали либо из своего табуна, либо покупали двухлетку или третьяка, т.е. трехлетнюю лошадь. Будущий хозяин сам оповаживал, лошадь, сам водил её в степь на аракане, сам постепенно, приучал её под верх, сначала накидывая, попону, затем садяь охлюпом, а потом постепенно, лаской приучая к седлу. Это давало совсем другое качество, тандема "всадник - лошадь". Вот почему будущий красный казак Филипп Миронов, попав на Нижний Дон, понял, что он на самом деле не умеет ездить верхом.
Первая ошибка, которой почему то, гордятся, наши казаки, это ломание лошади при заездке, включая падение вместе с лошадью. На самом деле такая метода, дает самые печальные последствия. Ошибка заключается еще в том, что казачья верховая езда не возможна без своей лошади. Те "тренажеры", которые используются в джигитовке, не имеют никакого отношения к казачьей верховой езде. Это лошади, как правило с искалеченной психикой, нуждающиеся в перезаездке. Потому, то, что я пишу, касается тех кто имеет свою лошадь, а не ходит в прокат или использует клубных лошадей.


Зададимся вопросом, можнно ли восстановить доверие лошади, психика которой искалечена, неправильной работой в казачьем КСК? Да можно. Это вопрос, времени и умения. И тут мы должны вернуться к историческому опыту наших предков. Т.е. к работе в руках. Работа в руках, кажется простой, только для начинающих. Новичку кажется что, стоя на земле он избегает рисков, падения и.т.д. Да это отчасти верно. Но риски на земле куда выше! Можно получить жесткий удар ногой, лошадь может бросится на всадника! Было и такое в соседнем клубе, лошадь с искалеченной психикой набросилась на девочку, растоптала её и сломала зубами руку. Во взаимоотношениях с лошадью, только дурак расчитывает на силу. Зверь в пять- шесть центнеров весом, может сделать с вами все что, захочет не взираю на средста контроля. Потому начинать нужно с простых вещей. К примеру с прогулок в поводу. Хотя и тут бывали случаи когда лошади срывались и убегали. Самое сложное для всадника это завоевать доверие лошади. Нужно помнить, что казачьи породы лошадей, сравнимы с самими природными казаками. Чем сильнее на них давишь, тем сильнее они сопротивляются. Зачастую, такие сражения между всадником и лошадью, переходят в самоцель, в некие поединки, мол кто, сильнее. Но следует помнить, что лошадь по своей сути не хищник ине агрессор. И расслабить её добрым отношением вполне возможно. Второй аспект, казачьи породы лошадей не предназначены, для постоянного стойлового содержания. Для таких лошадей находиться в деннике 22 часа в сутки это перманентный стресс. И это тоже может быть одной из причин плохого поведения и отсутствия взаимопонимания со всадником. При потере контакта с лошадью, 80% работы должно быть перенесено на работу в руках.


При наичии прогресса, работа под седлом, прибавляется по 10% в неделю. Даже при достижении хороших результатов, отшагивание лошади в руках после работы в течении 20 - 30 мин, должно быть нормой. Всем известный Филлис, писал, что если лошадь захочет высадить всадника, то никто не усисдит в седле. Это так. Потому, всаднику, осваивающему казачью верховую езду, неплохо освоить быстрый соскок с седла, при любых объстоятельствах. Автору этих строк, один раз пришлось в ходе поездки в лесу попасть в осиный рой. Если бы не наработанный навык, соскока с седла ( а лошадь начала кружиться на месте как юла), то мне пришлось бы плохо. Потому при неадекватном поведении, лошади лучше спешиться соскоком и привести коня в чувство, нежели наслаждаться полетом из седла. То же самое можно делать если лошадь заупрямилась и не идет вперед. Нужно спешиться и провести её в поводу метров 50 или 100. Затем можно сесть и поехать.


Одним из важных моментов, работы с казачьей лошадью является выявление её положительных черт. Именно сопоставление положительных и отрицательных черт, ведет вас к дальнейшему выводу. К принятию либо выбраковке лошади. Особенно это актуально с кавказскими лошадьми, с которыми всадники бывает входят в такой клинч, что выводят лошадь к навозной куче и стреляют ей в голову. Действительно, ситуация с полным несовпадением характера всадника и лошади, могут встречаться. В таких случаях, нужно либо искать компромисс либо избавляться от лошади. Другой аспект. При проблемах, которые вы не можете решить, можно обратиться к специалистам. Если они могут, а вы нет,значит дело в вас. Не стоит забывать, что обучая лошадь, мы обучаемся сами. Опыт при работе с казачьими лошадьми бесценен. В нектором смысле он может быть использован и в работе со спортивными лошадьми. Особенно в части установления доверия. Доверие же в свою очередь основывается на лидерстве человека в тандеме, всадник - лошадь. Подобный подход может давать во истину великолепные реультаты.
Итак, что нужно сделать, чтобы восстановить доверие лошади?

1. Настройтесь на позитивный лад. Окружите себя позитивными вещами, смотрите позитивные конные фильмы и видео. Это мотивирует. Мне очень нравятся три фильма, первый это "Смелые люди", второй "Застава в горах", и третий американский фильм "Идальго". Все три фильма, о партнерских отношениях с конем.
2. Разберитесь, что не так. Почему испортились отношения.
3. Оставьте критику лошади. Лошадь это не мопед с ушами. Возможно за нежеланием сотрудничать, стоит что-то, вам не ведомое. К примеру, страх или проблемы со здоровьем.
4. Поменяйте стиль работы с лошадью. К примеру оставьте работу под седлом и рабоотайте на корде, на шамбоне и.т.д. Расслабьте лошадь.
5. Измените распорядок работы. Я к примеру замечал, что моя лошадь в 14 часов спит, и в это время работает не охотно.
6. Откажитесь от ругани, проклятий и негатива. Используйте метод кнута и пряника. За хорошее поощеряем, за плохое наказываем. Иногда есть смысл, не замечать негатива исходящего от лошади. Мой карачай, в период моих с ним "баталий", испльзовал целый арсенал борьбы сос мной. От укладывания на землю, до поддавания задом на галопе. Первоначально я всегда останавливался и наказывал его. Наказание, наказанием, а от работы получалось отлынивать. Впоследствии я изменил тактику и не стал отвечатьна его выпады. После нескольких раз они пропали.
7. Применяйте основной принцип подготовки лошади. Я его называю правила трех "П".
1. Посильность. Требования должны быть посильны возможностям лошади, как физическим, так и психологическим.
2. Последовательность. Всегда, добивайтесь своего. Но это не значит, что каждое занятие должно заканчиваться вашей победой. Иногда можно отступить, "шаг назад и два шага вперед".
3. Постоянство. Работайте по плану и постоянно не допускайте длительных перерывов. Для молодой лошади с который вы ищите контакт, оптимально работать каждый день в течении полугода.

Читайте также: