Как перестать бояться первого прыжка на лошади

Опубликовано: 22.04.2024


Вам еще только предстоит узнать, что лошадь - это не просто животное для верховой езды, даже не просто друг или компаньон, даже не просто спортсмен или лекарь. Лошадь - это действительно целый мир, удивительный, полный тайн. А пока Вы собираетесь на первую в жизни тренировку и грезите о дикой скачке по бескрайним просторам, мы предлагаем Вам 10 простых правил, как не упасть с лошади на первых занятиях в конно-спортивном клубе, практикующем классическую верховую езду.

1. Ничего не бойтесь.

На самом деле бояться нечего: Вам достанется спокойная, миролюбивая лошадь для новичков, заниматься Вы будете либо в огороженом манеже, либо на корде (это специальная веревка, с помощью которой тренер управляет Вашим конем). Так что на время о прериях и бешеном галопе придется забыть.

Привыкайте, приходя в конюшню, оставлять негатив за дверями - Ваша нервозность и страхи передадутся лошади, она будет нервничать, а значит и усидеть на ней будет сложнее.

2. Познакомьтесь и подружитесь с лошадью, на которой Вам предстоит ездить.

Подружиться - это не значит просто сунуть ей сахарок, это значит пообщаться, погладить, принять участие в чистке и седловке. Всадник и лошадь - это дуэт, поэтому контакт между вами будет очень важен. Зарабатывайте “плюсики”, но не заискивайте - лошади очень чувствуют фальшь.

Всегда помните, что лошадь - животное достаточно пугливое. В случае опасности она постарается убежать, а если бегство невозможно - может начать драться. Прислушивайтесь к лошади и сделайте все, чтобы ей с Вами было интересно и комфортно.

3. Одевайтесь правильно.

Не стоит украшать себя бусами, браслетами, кольцами - все это может сослужить дурную службу: отвлечь Ваше внимание от лошади, зацепиться за повод или седло, запутаться в гриве, поцарапать лошадь. Помните о том, что конный спорт очень травмоопасен, не усугубляйте. Всадник одевается просто: бриджи или спортивные брюки, рубашка, сапоги или краги, перчатки. В холодное время года, естественно, надеваете куртку длиной до бедра и шапочку. И не забывайте о защите, попросите у тренера шлем!

Не стоит одеваться вычурно - на всаднике лишняя “мишура” выглядит очень комично, особенно на новичке, да и на лошадь таким образом впечатления не произвести - проверено.

4. Беспрекословно слушайтесь тренера, помните: тренер всегда прав.

Даже если с точки зрения Вашей логики он требует невозможного или говорит глупости. Поверьте, тренеру виднее! Квалифицированный тренер никогда не потребует невозможного ни от Вас, ни от коня. Помню, у нас на ипподроме висела памятка коннику-спортсмену, в ней первым пунктом значилось "Тренер всегда прав", а вторым - "Если тренер не прав, см. пункт 1".

5. Садитесь в седло аккуратно!

При посадке в седло не надо подпинывать лошадь ногой, иначе она пойдет, а Вы с непривычки упадете, потеряв равновесие. Не приземляйтесь в седло с размаху, Вы не Боярский в фильме про мушкетеров и повезти Вам может гораздо меньше, когда Ваше седалище ударит лошадь по спине.

6. Равновесие.

Это самое главное, что Вы должны обрести, сидя верхом, не считая уважения к тренеру и лошади, конечно.

Как ни парадоксально, хороший всадник, сидя в седле, ни за что не держится. Не цепляется руками за седло и повод, не пытается сцепить ноги под животом коня. Он едет только за счет равновесия! Начиная зажимать мышцы, Вы его теряете, даже Вам кажется, что напряжена только стопа или кисть. Но и излишняя расслабленность ни к чему. Не растекайтесь по коню, как квашня ;) Будьте в тонусе, чувствуйте движение лошади и двигайтесь вместе с ней так, будто Вы - кентавр, тогда в любой непредвиденной ситуации Вы останетесь на коне.

Не дергайте повод и не бухайтесь в седло - это очень больно, а когда лошади больно - она избавляется от всадника. Если Вы теряете баланс и зажимаетесь, то обязательно начнете заваливаться вперед, а для лошади такой наклон корпуса может послужить посылом к ускорению. В конце концов, конь поскачет и Вы можете оказаться на земле.

7. Если вдруг Ваша лошадь встала на дыбы или свечу, не паникуйте!

Не надо тянуть повод на себя и наклоняться назад - так можно перевернуться вместе с конем. Лучше всего обхватить шею лошади руками или хотя бы схватиться за гриву повыше, возле конских ушей, и постараться удержать заветное равновесие. Не стесняйтесь выслать лошадь шенкелем (шенкель - это внутренняя часть ноги от колена до пятки): прыжок вперед перенесется Вами проще, чем вертикальная свечка.

8. Если Ваша лошадь выбрасывает вверх задние ноги или бьет спиной - козлит.

Здесь наоборот: как ни пыталась бы Ваша лошадь "выдернуть" Вас поводом вперед и вниз, постарайтесь не заваливаться вперед, лучше всего сесть прямо или отклониться назад, параллельно не давайте коню опустить голову, крепко держа повод и высылая лошадь шенкелем вперед. Конники называют это “загрузить зад лошади”. Это совсем не просто, но очень важно. Когда лошадь прекратит сопротивляться, попросите тренера осмотреть спину коня - часто сопротивление бывает вызвано болью. Будьте внимательны к лошади!

9. Если все-таки Вы решили упасть, или лошадь решила за Вас, что сегодня Вы упадете.

Постарайтесь переубедить лошадь и слушайтесь тренера - его волшебный окрик "Сидеть!" способен творить чудеса, возвращая в седло всадников, уже парящих в воздухе в районе конских ушей. Поверьте. Если и после волшебного слова не получилось удержаться - бывает и такое, сгруппируйтесь и падайте. Бросайте повод, если лошадь скачет - на быстрых аллюрах Вас за повод может затянуть под копыта. Упали? Прекрасно! Без падений не рождается всадник! Как чувствуете себя? Все хорошо? Ну тогда скорее ловите Вашу лошадь!

10. Послушайте тренера, он всегда прав: после падения надо обязательно вернуться в седло.

Это - негласное правило. Не сядете - появится страх, бороться с которым очень непросто.

Никогда не наказывайте лошадь, не разобравшись, почему она Вас сбросила. Конечно, если Вам дорого ее доверие. Немного статистики: в 99,9% случаев причина сопротивления лошади сидит на ее спине.

Кстати, в конно-спортивных клубах существует еще одно негласное правило: упавший на следующее занятие приносит торт. Помните об этом и экономьте деньги, соблюдая равновесие ;)

На самом деле удержаться в седле на первых занятиях — не такая уж сложная наука. Гораздо сложнее научиться понимать лошадь и соблюдать спокойствие, слушать и принимать замечания тренера. Справитесь — значит из Вас получится всадник.

Среди конников – в обсуждениях на форумах, книжках, статьях – то и дело всплывает тема страха. Что такое страх? Почему он появляется? Как с ним бороться? Почему не помогают советы? Когда мы попытались написать очередную статью на эту тему, то быстро поняли – одной статьей дело не обойдется.

Что же такого сложного в этом самом страхе?

Ну, во-первых, то, что обычно, говоря про страх, сгребают в кучу очень много всего. А что-то, наоборот, оставляют «за кадром». Как правило, в категорию «страх» помимо собственно страха попадает еще тревога и растерянность, которые на самом деле все-таки другие чувства. А злость, раздражение и агрессия – не попадают, хотя часто в основе своей вызваны именно страхом. Растерянность тоже может быть вызвана страхом – а может быть следствием недостаточной квалификации всадника или кучи других причин.

Страх ездить верхом. Кто виноват и что делать? - фото horsecity_com, главная Разное Тренинг , конный журнал EquiLIfe

Это одна сторона проблемы. Другая заключается в том, что страхи очень разные. У них бывают разные проявления (как мы боимся), поводы (чего мы боимся), причины (почему мы боимся), и больше половины страхов вообще к лошади не привязаны напрямую, мы приносим их с собой на конюшню из других областей жизни. А верховая езда просто их проявляет – как лакмусовая бумажка.

Вот простой пример: два принципиально разных страха могут проявляться одинаково — мешать всаднику… пользоваться защитным снаряжением.

Принято считать, что отсутствие шлема – это уверенность в себе и\или лошади (или нездоровый пофигизм, как посмотреть), лень, экономия, незнание – что угодно, только не страх. А на самом деле, помимо других причин, здесь «пасется» как минимум два страха: иррациональный (чувство, что приготовлениями к возможной опасности можно «накликать беду») и социальный (а вдруг кто-то подумает, что я боюсь\плохо езжу). И ведь куча народу упасть – боится, а шлем – не носит! Нелогично? Еще как логично! Просто чего-то другого человек боится еще больше.

Надо как-нибудь сесть и подумать: а правда у меня руки не доходят? В магазин некогда съездить? Денег лишних нет? Или дело в чем-то другом все-таки.

Чего может бояться человек, сидя на лошади?

— Естественно, травмы. Самый логичный, но не самый распространенный страх. Зато очень часто люди его себе приписывают. Боюсь? Боюсь. Чего логично бояться в седле? Упасть. Точно! Вот этого и боюсь!

— Социальные страхи. Тоже очень распространенное явление. Они могут существовать как самостоятельно, так и органично дополнять любой другой вид страха. Человек боится не столько проблем с лошадью, сколько «потери лица». Кто-то скажет или подумает, что я плохо езжу, ничего не умею; я кому-то помешаю, влезу под прыжок, испорчу элемент, и обо мне станут думать плохо и т.д. А иногда этот страх проявляется обратным образом: человеку все время кажется, что на его статус кто-то покушается, его недостаточно уважают, и он начинает агрессивно вести себя на рабочей площадке, мешать (в т.ч. намеренно) другим всадникам, раздавать непрошенную критику и советы.

Страх ездить верхом. Кто виноват и что делать? - фото ff0345c3c15aa0aa6e73642e60b1502d, главная Разное Тренинг , конный журнал EquiLIfe

— Случайные страхи. Встречаются чаще, чем принято думать. Человеческий мозг очень плохо переносит длительное состояние тревоги, и, как правило, раньше или позже фокусирует ее на чем-то.

Если человек запрещает себе думать о реальном источнике тревоги, «фокус страха» локализуется в какой-то случайной точке. Просто на том, что в критический момент, когда мозг перестал справляться с тревогой, оказалось в поле внимания. Опасения потерять работу, вылететь из института, напряженность в отношениях с близкими – если достаточно долго не решать проблему и запрещать себе о ней думать, в один непрекрасный момент можно обнаружить себя на лошади с трясущимися руками и сердцем в пятках.

— Ситуативные страхи. Как правило, напрямую отношения к лошади не имеют, и часто связаны с нехваткой каких-то коммуникативных навыков. Например, человек не умеет конфликтовать, отстаивать свою точку зрения. В случае конфликта он теряется и уступает до тех пор, пока не заканчивается пространство для маневра, а потом чувствует себя загнанным в угол и переходит к избыточной агрессии. Это не специально конный, а просто общечеловеческий коммуникативный навык: вовремя перестать уступать, когда тебя еще не прижали к стене и можно отстаивать свою позицию, не выходя за рамки.

В случае сопротивления лошади такой человек испытывает растерянность, не может настоять на своем (со стороны – «пугается» и уступает лошади) до определенного предела, после которого скачком переходит к злости и грубой работе. В остальной жизни страх конфликта не так резко бросается в глаза, а в седле проявлятся во всей красе, и создается ложное впечатление, что человек боится именно лошадь. Сюда же относится страх ответственности и ряд других.

Помимо того, что люди могут бояться разного, они еще и делать это могут по-разному. Например, страхи бывают рациональные и иррациональные. Часто думают, что иррациональный страх – это страх перед чем-то, не представляющем реальной опасности (а то и вовсе несуществующим). Ничего подобного. Можно бояться вполне рациональных вещей (например, собак или самолетов) абсолютно иррационально.

Главное отличие в том, что обычный (рациональный) страх – это нормальный и полезный адаптивный механизм: увидеть опасность и отдать команду на устранение угрозы (или себя – от угрозы). А у иррационального страха этот механизм подпорчен. Сигнал тревоги есть, а дальше ничего не происходит: ни оценки уровня опасности, ни выработки стратегии решения проблемы.

Человек, с рациональным страхом перед собаками (даже сильным), может быстро, даже без особых сознательных усилий, оценить ситуацию: собака на поводке, или за забором, или добрая и хорошо знакомая, а потом принять решение: перейти на другую сторону улицы, попросить хозяина подозвать пса, перестать бояться и погладить… А если страх иррационален, никакой оценки не происходит, и никакой стратегии не вырабатывается. Механизм буксует.

Страх ездить верхом. Кто виноват и что делать? - фото Tumblr, главная Разное Тренинг , конный журнал EquiLIfe

Часто за страх принимают тревогу. Если человек «дергается», нервно вздрагивает от любого звука, это еще не значит, что он боится. Любой человек подскакивает от неожиданного раздражителя. Но чем сильнее напряжена нервная система, «натянуты нервы», тем меньший раздражитель нужен для того, чтобы подпрыгнуть на месте. Причины тревоги могут быть самыми разными. Совершенно не факт, что всадник боится, как бы лошадь не шарахнулась из-за упавшего листика. Он сам шарахается, из-за собственного внутреннего состояния, и не обязательно это имеет прямое отношение к лошади.

Чаще, чем кажется, страх принимает форму агрессии: напасть превентивно на то, что кажется опасным! Обычно у человека несколько стратегий выхода из нежелательной ситуации: одна основная и две-три запасных. Но случается и так, что основная «забивает» конкуренток и выскакивает к месту и не к месту.

Два человека совершенно одинаково боятся одного и того же: «потерять лицо». Один в присутствии других всадников трусит по стенке, боясь кому-то помешать, по минимуму требует от лошади («а вдруг не получится, что про меня подумают?»), а другой игнорирует траектории движения окружающих, скандалит по любому поводу, грубо обращается с конем («пусть они не думают, что я кому-то уступлю!») Страх – один. Результат – разный. Причем не исключено, что второй человек в общем-то даже воспитан, и в других ситуациях, когда не боится, очень мил и обходителен.

Так что первое, что требуется, это сесть, подумать и постараться докопаться до причины. Например: я испытываю сильную тревогу и страх, когда езжу на плацу, где много народу. А чего я боюсь.

— я кому-то помешаю

— я с чем-то не справлюсь, все увидят, надо мной станут смеяться, обсуждать за моей спиной

— кто-то станет вести себя грубо, мешать моей работе, а я не смогу дать отпор

— я не могу уследить за всеми всадниками и боюсь с кем-то столкнуться

— а вдруг кто-то упадет и его лошадь начнет носиться по рабочей площадке?

— я упаду, и кто-то меня затопчет

В первом списке речь идет о социальных страхах, во втором – о страхе потери контроля. Нет общего рецепта, как научиться спокойно работать на переполненной площадке, потому что внешне ситуация одна, а причины – разные.

Только поняв причину своего состояния, можно эффективно с ним разобраться.

Начальное обучение конкуру – одно из самых волнующих переживаний для всадника. Помимо положительного опыта мы нередко можем получить и отрицательный: в основном, это ошибки в заходах на препятствие и проблемы работы корпуса при прыжках – «отставание» от лошади и наоборот – ранняя подача плечей вперёд, до прыжка (обычно говорят, что всадник «сунулся»). Почему возникают эти сложности, как их избежать и как бороться, если они стали укоренившейся привычкой – все эти вопросы мы обсудим в данной статье.


ВСАДНИК

В первую очередь хочется обратить внимание всадников, начинающих конкурную подготовку, на объем знаний и умений в верховой езде, которыми они должны обладать в этот момент. Необходимый минимум – это хорошее управление лошадью, развитое равновесие; способность поддерживать ровный темп длительное время самостоятельно на всех аллюрах и в заездах, «видение» всего манежа, а не грунта под ногами своего коня и, как бы странно это не звучало, отличная реакция на слова тренера, то есть умение слышать его всегда и быстро реагировать на команды. Также приветствуется способность ездить без смены и двигаться прямолинейно вне стенки манежа. Как тест можно попробовать изобразить въезд по центральной линии, остановку (или смену аллюра) и движение прямо – лошадь под Вами должна не «мотаться» из стороны в сторону и «спать», а сохранять активность и чуткость к любым командам. Дополнительным плюсом всаднику будет знание названий препятствий – крестовина, чухонец, брусья, умение их отличать и способность оперативно разобраться в команде тренера, когда он произносит: «Заходим на хердель ездой направо, потом на брусья ездой налево».

ЛОШАДЬ

Второй пункт – это способности и навыки Вашего четвероногого партнера. Важны они не меньше Ваших, а, пожалуй, даже больше – животное с устойчивой психикой, умеющее прощать ошибки всаднику и обладающее хорошей конкурной подготовкой будет помогать не хуже тренера. Конечно, всадник должен уметь справляться с разными лошадьми, но для обучения конкуру на начальном этапе сложный конь с дурными привычками категорически противопоказан. Большинство людей, пробовавших прыжки и в последствии отказавшиеся от них, получили свой страх именно из-за неправильно подобранных для тренировок лошадей – таскающих на препятствие, закидывающихся при первой возможности, замкнутых, ленивых или так «заученных» ходить в смене, что при попытке их оттуда вынуть, сопротивляющихся до последнего. Конкурное занятие на такой лошади не даст никакого толка, принесёт только разочарование, а в дальнейшем – неуверенность в своих силах. Стоит еще заметить, что большинство «пороков», особенно разносы и закидки, приводят к стойкому закреплению у всадника таких ошибок, как «сование» плечами раньше начала прыжка и наоборот – «отставание».

Первые ПРЫЖКИ

Обычно конкурная тренировка состоит из короткой разминки – рысь, галоп, работа на кавалетти и, собственно, прыжков. За первые 30-40 минут лошадь должна разогреть мышцы и сухожилия, а всадник – добиться хорошего контакта с ней. Для этого хорошо помогают такие упражнения, как: расширение-сокращение аллюров, езда «по кривым» (выполнение заездов и перемен в большом количестве), боковые сгибания.
Базовое упражнение в обучении конкуру – прохождение кавалетти на рыси и галопе. Хороший проход – это выравнивание лошади на середину кавалетти уже за пять-шесть темпов, проход четко по центру с сохранением ровного темпа и движение вперед после жердей еще 10-15 метров. Всадник плотно сидит в седле и смотрит на весь манеж (а не вниз-вбок). Через несколько проходов тренер может попросить вас принять над кавалетти конкурную посадку – приподняться над седлом, подать корпус вперед, сильнее упереться коленями в бифутеры на крыльях, и взяться двумя руками за гриву лошади посередине шеи. В таком положении непросто управлять лошадью – соберите повод чуть короче, не теряйте контакта со ртом лошади, продолжайте активно двигаться и смотрите на середину. После кавалетти сядьте в седло и обязательно проверьте, насколько прямо вы едете – прямолинейность должна сохраняться! Все это очень важно – без отработки этих навыков последующие прыжки практически невозможны или будут сопряжены с огромными трудностями.
Свой первый прыжок все обычно совершают через крестовину – препятствие небольшой высоты, состоящее из двух скрещенных жердей. Исполнение его несложно для лошади и всадника: главные принципы те же, что и при прохождении кавалетти (не зря же вас гоняли через них несколько уроков!) – активность, четкое управление лошадью, движение прямо до и после прыжка. На первых занятиях тренер обязательно будет класть перед всеми препятствиями «подсказку» – дополнительную жердь, которая поможет лошади и Вам увидеть точку отталкивания для прыжка и объяснит, в какой момент надо «накатить» лошадь (расширить аллюр), где активнее сработать шенкелем и когда взяться за гриву, чтобы не «цмыкнуть» коня за рот. Важно помнить – все прыжки происходят четко посередине препятствия, без смещения к правому или левому углу.

ОШИБКИ

Стоит подробнее остановится на самых популярных ошибках. Во время прыжковой тренировки инструктор должен донести до вас гигантский объем информации и часто ему просто не хватает времени, чтобы уследить за всем и искоренить все ошибки: пока вы боретесь за правильное положение руки, нога начинает уходить назад, а корпус – горбиться. Облегчите тренеру задачу – читайте популярную литературу, снимайте свои прыжки на видео, наблюдайте за тренировками других и слушайте, какие замечания делают им – ошибки на начальном этапе у всех одинаковые.
«Хит» проблем – прыжки наискось и по углам препятствия. Чаще всего это происходит по трем причинам: вы не успеваете выровнять лошадь на прыжок, так как поворачиваете на препятствие слишком близко от него, вы «висите» на внутреннем поводе, и лошадь «проваливается» в поворот (нет работы внешней руки, брошен внешний повод, вы не понимаете термина «движение в два повода»), и третье – лошадь «рвет» на прыжок, всадник просто не успевает ничего сделать, а тренер, для избежания «скачек», просит поворачивать на препятствие с вольта. Практически все эти сложности «лечатся» довольно просто – за 5-8 темпов четко по прямой линии от препятствия кладется жердь, всадник должен пройти ее по середине – дальше уже будет требоваться только сохранять заданную траекторию. Второй способ (он не отменяет первый, в соединении они дают самый лучший результат) – прыгать крестовины: на них середина видна лучше всего – это самая нижняя точка. Нарушение прямолинейности может наблюдаться и после препятствия – пара всадник-лошадь сразу же после прыжка уходит в какую-либо сторону. Эта сложность решается, как и предыдущая, только жердь кладется после препятствия, и ученику ставится задача преодолеть ее, не теряя темпа, так же по середине.
«Сование» плечами до прыжка, или «отставание» от лошади – более сложные ошибки, требующие их кропотливого исправления тренером. Они имеют под собой обширную почву: прежде всего это страх перед закидкой лошади (ученик сидит до последнего и ведет лошадь, не доверяя ей – как следствие, лошадь уже прыгает, а всадник – нет). Вторая причина – страх прыжков в принципе и отсутствие глазомера – вы просто не видите точки отталкивания на прыжок и, либо «просиживаете» ее, либо слишком рано прыгаете – раньше коня. Со страхом бороться сложно, но можно – вам нужна хорошо обученная лошадь без дурных привычек, корректный тренер, не требующий от вас форсирования событий, и спокойная обстановки некрупного КСК. Глазомер же вырабатывается опытом – кладите себе на прыжки не только классическую «подсказку» за темп, а несколько жердей – на три, четыре или пять темпов. Хорошо помогают упражнения с жердями, лежащими на земле отдельно от препятствий – работа с ними на галопе учит видеть расчет не меньше чем прыжки.
С корпусом связано много проблем – чаще всего всадник слишком сильно ложится на лошадь. Эта ошибка в основном вытекает из опушенной вниз головы (вы постоянно смотрите под ноги коня) и ссутуленных плечей: во время прыжка сильнее прогибайте поясницу, смотрите между ушей лошади и старайтесь балансировать на коленях и стременах – не ищите опоры в шее животного. Держите плечи выше и расправляйте их – очень помогает громкий окрик тренера: «Плечи!» за секунду до прыжка, но только в том случае, если вам заранее объяснили, что от вас хотят.
Обучение прыжкам – сложнейший процесс, где предполагается полное взаимодействие ученика, учителя и лошади. Во время тренировок у вас точно будут минуты счастья и горького разочарования, моменты отчаяния и неуверенности в своих силах – учитесь, для человека нет ничего невозможного! Через несколько лет, легко отпрыгав маршрут высотой 130 см и смотря на мучения очередного начинающего в манеже, вспомните с улыбкой и ностальгией свои первые прыжки, первых лошадей, первых тренеров и мысленно скажите им спасибо за то, что когда-то они смогли помочь вам пройти путь от зеленого новичка до аса конкурных полей, не зацикливаясь на проблемах преодоления препятствий. ЗМ

Стоит ли бояться лошадей? 333 - Советы начинающим

Стоит ли бояться лошадей?

Иногда люди хотят поездить верхом, но боятся того, что лошади кусаются и лягаются, да и вообще, лошадь животное большое, мало ли, что ей в голову придет. Это все предрассудки.

1. Если вы решите неожиданно подойти к лошади сзади и при этом прилепить ей к хвосту колючку, то, действительно, она вас лягнет. Так же она вас укусит, если вы предложите ей руку вместо завтрака. Конечно, существуют злые лошади, но их очень-очень мало и таких лошадей не держат в прокатах.

2. У лошадей свой характер, нужно помнить, что это не велосипед. Есть определенный «язык», который они понимают. Так, например, если вы короче натянете правый повод, лошадь повернет направо и наоборот, если левый, то налево. При этом если натягиваешь правый повод, бесполезно шептать лошадке в ухо: «Поверни пожалуйста налево», она ваш шепот проигнорирует и повернет направо. Так же бесполезно кричать ей: «Тпрууу», лучше натянуть поводья, так она поймет и остановится быстрее.

3. Если вы неуверенно чувствуете себя на лошади, наш инструктор поможет вам разобраться и освоиться, поэтому не надо бояться, что вас посадят на горячего скакуна, дадут в руки повод и отпустят на все четыре стороны, посмотреть упадете вы или нет — это исключено.

И, наконец, если вы все еще боитесь лошади, лучше на нее не садитесь. Разберитесь в себе. Может быть вы просто хотите погладить и покормить лошадку? Совсем необязательно ездить верхом, можно просто угостить ее долькой яблока, почувствовать ее теплое дыхание на ладони и вся ваша усталость и раздражение, накопленные за неделю пройдут без следа.

Что одеть?

Самое главное — это обувь. Она должна быть не на рифленой подошве, желательно без шнурков и с каблуком сантиметра в два, высоким голенищем. Это все для того, чтобы нога не застревала или не проскакивала в стремени во время езды. Очень хороши, кстати, резиновые сапоги (летом разумеется).

У профессиональных наездников ездить принято в бриджах (это брюки для верховой езды специального покроя — широкие в бедрах и узкие, плотно облегающие ногу в голени), но для начала достаточно прийти в тренировочном костюме или эластичных брюках. Джинсы — не самый лучший вариант. Ковбойская одежда в наши дни перестала быть приспособленной для езды на лошадях, и ощутимо натертые ноги вам будут гарантированы.

Если кататься вы собираетесь зимой, то обязательны перчатки.

В теплое время года используйте репелленты и другую защиту от насекомых.

Женщинам настоятельно рекомендуется захватить с собой заколку, чтобы убрать волосы. Всадник должен видеть, куда он едет, а упавший на глаза в самый неподходящий момент локон может доставить немало проблем.

Как подойти к лошади?

Умение обращаться с лошадью — это целая наука, которая тем не менее легко дается, когда вы приступаете к непосредственному общению с животным. Начинать же дружбу рекомендуется с соблюдения нескольких основных советов, которые должны помочь вам почувствовать взаимную симпатию.

Запомните, что лошадь очень хорошо читает ваши мысли. Она не только прекрасно понимает, умеете вы ездить или нет, она может определить, боитесь ли вы езды, хватит ли у вас характера заставить ее что-то сделать. Уверенность в себе, сочетающаяся со спокойной, не грубой, но твердой настойчивостью — вот важнейшее условие обращения со скакуном.

Все лошади приучены к тому, что подходить к ним надо с левой стороны. Не следует подходить сзади. Лошадь — животное пугливое, и если даже вы ничего плохого не имеете в мыслях, можете попасть под копыто.

Понаблюдайте за «мимикой» коня, она очень выразительна. Вытянутая шея, оскаленные зубы, прижатые уши выражают угрозу. Если у коня голова повернута к вам, а уши стоят торчком — смело подходите.

Не тяните заранее руку с уздечкой или угощением. Просто подойдите, похлопайте коня по шее, скажите пару слов. Почему именно хлопать, а не гладить? У человека и лошади разные пороги чувствительности, разная толщина кожи. Когда лошади чешут друг другу зубами холки, то усилия, прилагаемые при этом, у человека могли бы содрать кожу.

Подходить к лошади всегда лучше с лакомствами. Поверьте, дружелюбная встреча с угощением только поспособствует установлению между вами взаимопонимания. Свежий хлеб лошади не едят, им это вредно, а вот сахар, морковь или сухарики с солью, они очень даже любят. Однако давать эти вкусные вещи нужно с раскрытой ладони. И поначалу лучше делать это под присмотром инструктора.

Ни на саму лошадь, ни рядом с ней, ни в коем случае не следует кричать, махать руками, делать резкие движения.

Если вы уже сели на лошадь, то помните о том, что держаться нужно только ногами, а никак не за повод. Последний нужен только для управления лошадью. К тому же во рту у животного железка, и чтобы не причинить ему боли, ни в коем случае не делайте резких движений.

Как падать?

Учитесь падать! Не умея падать, вы, во-первых, не почувствуете, когда можно наиболее безопасно упасть, а когда нужно держаться во что бы то ни стало.

Когда же? Это решается в каждом конкретном случае и поэтому это почти нельзя объяснить. Надо чувствовать. А вообще-то самое безопасное — это держаться до последнего: за лошадь, за гриву, за седло, за воздух. Даже если не можешь — все равно держись! :-)

Падать нужно на руки или на бок, но не на спину! Свернувшись клубочком (ноги коленями прижаты к животу, голову втянуть в себя). В таком положении вы — почти идеальный мячик. Ноги обязательно нужно вынуть из стремян!

Еще: не стоит бояться попасть под ноги лошади, ни одна психически здоровая лошадь не наступит на человека.

Теперь рассмотрим самый неприятный случай — лошадь все же вас сбросила.

Если за время полета и приземления вы не охладели навсегда к лошадиному племени — садитесь снова в седло, и чем быстрее, тем лучше. Этим вы завоюете безмерное уважение лошади — пожалуй, такое же, как если бы она пыталась скинуть вас, но не сумела. Подавляющее большинство лошадей успокаиваются после того, как сброшенный ими всадник вернулся в седло, и впоследствии ведут себя с таким человеком вполне корректно. Так что не воспринимайте падение с лошади как катастрофу — это всего лишь досадная неприятность, из которой надо постараться извлечь пользу.

Если лошадь понесла

Первое и главное — не паниковать. Второе — разобраться в причине. Лошадь может понести от испуга, от избытка энергии, от перевозбуждения. Не надо наклоняться вперед, задирать вверх руки с поводом. Откиньте корпус назад, упритесь в стремена, натяните повод и, успокаивая лошадь голосом, начинайте заворачивать ее на круг. Если лошадь не сокращает темпа, попытайтесь резко передернуть повод слева-направо или справа-налево.

Никогда не спрыгивайте на ходу с потащившей Вас лошади! На большой скорости можно сильно травмироваться.

Практически во всех случаях, если лошадь не останавливается на прямой, ее удается завернуть на круг и, постепенно уменьшая его диаметр, заставить затормозить.

Прокат работает каждый день (кроме понедельника) с 10.00 до 20.00.

Справки и запись по телефону 8-915-355-86-26.

Артем Пичхадзе, pro-snowboarder, райдер “Траектории”:

Страх ДОЛЖЕН присутствовать в катании. И не верьте тем тренерам, которые говорят, что это не так. Мы ведь делаем трюки на скейтах, лонгах или сноубордах, ради адреналина. А адреналин очень часто “идет в паре” со страхом. Поэтому наша задача - научиться конвертировать его в собранность, чтобы он не становился блокиратором. Некоторые люди так реагируют на новое и неизвестное, что у них напрягаются все мышцы и прыжок заканчивается падением.

Я, как и многие мои товарищи, сначала прокручиваю трюк в голове: оцениваю самые сложные моменты, которые могут привести к травмам. Затем я думаю, как правильно приземлить прыжок в ноги. Если элемент действительно сложный, то я пытаюсь представить - что буду видеть во время полета. Ведь в момент трюка ты воспринимаешь картинки под другими углами, происходит некий “эффект матрицы: для наблюдателей все выглядит быстро. А для тебя, наоборот, как в замедленной съемке.

Когда ты уже более или менее научился делать трюк, появляется мышечная память. То есть, ты уже знаешь, в какую сторону надо смотреть, куда поворачивать плечи и так далее. Катание становится более расслабленным, страх проходит, адреналина больше нет, замедления тоже. Из-за этого трюк может начать портиться и уже не так круто смотреться со стороны, как тогда, когда он еще был для тебя страшен. Мой совет - держать себя в тонусе и уметь включать режим “слоу мо”. Катание по фану - это здорово, но для парка, как я уже говорил, необходимо это чувство страха, конвертированное в собранность.

Лиза Пружанская, pro-wakeboarder:

Страх - это нормально. Страх говорит только о вашей адекватности. Начнем с того, что все мы разные. Каждому человеку, в зависимости от многих факторов, нужно разное количество времени, чтобы морально или физически созреть к выполнению желаемого трюка. Мой страх, даже со временем, никуда не ушел, но пришло понимание как с ним работать.

Уменьшить боязнь и увеличить продуктивность, можно с помощью постепенного подхода. По сути трюки - это та же математика. Каждый из них можно разложить на отдельные элементы, научиться им, а затем сложить в один. Все просто, например, Ralley + BS 180 = Blind Judje.

Женя Гольдман, pro-snowboarder, райдер “Траектории”:

Всем новичкам я рекомендую начинать с подводящих упражнений. В парке не надо прыгать выше головы. Нужно по ступенечкам идти к своей цели.
В большей степени, кстати, это относится ко взрослым - у детей страхи обычно отсутствуют.
Если говорить о больших трамплинах, то к ним можно подводить себя, начиная с маленьких кочек, потом переходить на “пуси” линию, на “миддл” лайн и уже в конце идти по прямой. Страх все равно может остаться, но уже в значительно меньшем объеме.

Кроме того, “ступенчатый” метод помогает справляться со страхами, природа которых связана с травмами. Я получила серьезную травму после падения с двадцати метрового трамплина и сейчас, даже спустя шесть лет, так и не перестала бояться длинных пролетов. Хотя… если бы я всю зиму прыгала с “пятерок”, с “десяток” и с пятнадцати метровых трамплинов, то к концу сезона прыгнула бы и “двадцатку”.

Эмин Алиев, pro-skater, райдер “Траектории”:

По моим наблюдениям, очень часто все решают первые попытки. Пробуешь пару раз и оказывается, что трюк не такой уж и страшный, как ты себе представлял. То есть, люди сами накручивают себе эти страхи и замедляют тем самым свой прогресс.

Лиза Пружанская, pro-wakeboarder:

Каждый трюк - это большая психологическая работа над собой, требующая четких установок. Моя заключается в честности к самой себе: если сказала про себя - делаю - значит, делаю. Иначе, включается режим отмены - когда идешь на трюк, и останавливаешься в последний момент. Очень помогает и волшебный способ - 3 круга. Каждый раз, когда хотите сделать новый трюк, делайте его на третий круг. Первые два - дадут вам время морально собраться: прокрутить все в голове, сосредоточиться и спокойно перейти к выполнению. Мне, например, очень помогает, когда я проезжаю рядом с фигурой, смотрю на нее или выполняю какой-нибудь подготовительный элемент, чтобы уж точно быть уверенной - высоты хватит. Также, заставить себя мне помогает напоминание о своих же желаниях. На воде, я часто прокручиваю в голове «ты же хочешь выиграть - значит иди и пробуй». А чтобы точно не забыть сделать - вплоть до самого трюка говорю себе, иногда даже вслух, - ДЕЛАЮ!ДЕЛАЮ!ДЕЛАЮ!. А самое главное, нужно учиться слушать себя и свое тело - это поможет избежать травм!

А вы как боритесь со страхами? Рассказывайте нам в комментариях под этим постом или в соцсетях.

Читайте также: