Как правильно остановить лошадь

Опубликовано: 21.04.2024

Каждому коннику знакома ситуация - лошадь понесла. Открывая сезон полей и лесов, мы предлагаем ознакомиться с упражнением, которое поможет вам остаться целыми и невредимыми в экстренной ситуации.

Остановка одним поводом - одно из самых спорных упражнений не только в мире вестерна, а и в мире верховой езды вообще. Остановку одним поводом называют стоп-краном для экстренных ситуаций. В этой статье мы расскажем о том, как подготовить себя и лошадь к выполнению этого упражнения, чтобы оно никогда не принесло вам вреда.

Большинство конников, особенно любителей, привыкли останавливать лошадь натяжением двух поводьев. И если в спокойных условиях манежа это работает, то при форс-мажоре попытка тянуть поводья может сыграть с вами злую шутку.

Лошади от природы страдают клаустрофобией. Худшее, что можно сделать с испугавшейся лошадью - это стиснуть ее шенкелями и вцепиться в поводья. Лошадь почувствует себя пойманной и, помимо бегства, может попытаться избавиться от всадника, что будет совершенно естественной реакцией для любой, даже самой добронравной лошади.

Это все идет от психологии лошади и от ее природного flight or fight инстинкта. "Лети или дерись", сначала беги, потом думай. И если фаза "лети" (беги) не помогла избавиться от потенциальной или настоящей опасности, начинается фаза "дерись", когда бегство начинает сопровождаться серией козлов, прыжков, вскидыванием и мотанием головы, прыжков со свечи и прочего, на что хватит фантазии у лошади.

Кроме того, натяжение повода в попытках затормозить, может спровоцировать лошадь ускориться еще больше. Лошадь зажимается, упирается в трензель, задирает голову и остановить натяжением поводьев в таком случае довольно сложно.


Несомненно, у каждого опытного всадника в копилке есть свои методы остановки лошади, которая понесла в поле или испугалась и подорвала. Мы рассмотрим один из самых популярных способов - остановка одним поводом.

Остановка одним поводом может спасти вашу жизнь и это правда. Ключ к правильному пользованию стоп-краном - предварительная подготовка себя и лошади. Остановка одним поводом - это первое верховое упражнение, которому учат своих учеников многие известные тренера. Например, Клинтон Андерсон, Варвик Шиллер, Пат Парелли. Вне зависимости от тренера, технология подготовки всадника и лошади к выполнению остановки одним поводом практически идентична.

Кроме того, что это упражнение является вашим надежным тормозом в экстренной ситуации, оно же может выполнять функцию "ручника". Например, когда вы чувствуете, что лошадь может испугаться приближающейся машины или попытаться подыграть играющей по соседству лошади.

В таком случае вам нужно развернуть лошадь головой к раздражителю и сделать остановку одним поводом, не позволяя полностью разогнуть шею, но и не заставляя лошадь сгибаться так сильно, чтобы она ничего не видела.

Есть еще одна важная функция данного упражнения. Остановки одним поводом способствуют развитию у лошади педали газа и педали тормоза. Это упражнение позволяет решить сразу 2 популярные проблемы:

  • "моя лошадь не двигается вперед"
  • "моя лошадь не тормозит".

Остановки одним поводом учат вашу лошадь держать комфортную для вас скорость самостоятельно и подниматься в нужный аллюр от легкого касание шенкелем. Они же учат лошадь слушать вашу посадку и тормозить от того, что вы глубоко садитесь в седло и расслабляетесь. Когда лошадь научится читать вашу посадку, в ежедневной работе вам больше не понадобятся поводья, чтобы затормозить. А что делать в экстренных случаях, мы расскажем ниже.


Если вы научите лошадь правильно делать остановку одним поводом - контроль всегда будет в ваших руках, в любой ситуации. Суть этого упражнения в том, что лошадь должна уметь мягко сгибать шею по направлению к носку вашего сапога, при этом полностью останавливаясь с любого аллюра.

Если регулярно практиковать это упражнение в спокойный условиях, то в экстренной ситуации вы сможете легко среагировать и сделать остановку одним поводом, давая лошади понять, что ничего страшного не происходит и у вас все под контролем.

Начинать обучение остановке одним поводом лучше всего в манеже или на плацу. Можно и в бочке, но это менее удобно из-за довольно ограниченного пространства. Начинать обучение всегда нужно с шага и не спешить переходить к более быстрому аллюру!

На всех аллюрах принцип обучения одинаковый. Высылаете лошадь в движение шенкелем, делаете пару шагов, садитесь глубоко в седло и скользите рукой по одному из поводьев, заворачивая нос лошади к носку своего ботинка. В идеале, лошадь должна коснуться носом вашего ботинка, тогда сразу же отпускаете повод и мягко сгибаете лошадь в другую сторону.

В начале обучения не стоит поддергивать лошадь за рот, чтобы заставить ее быстрее повернуться! Повод натягивается мягко, по направлению к вашему бедру и удерживается натянутым до тех пор, пока лошадь не коснется носом вашей ноги.

Очень важно не отпускать повод, если лошадь все еще двигается, даже если она уже согнула шею! Не все лошади физически могут коснуться носом вашей ноги, в таком случае важно найти максимум, который может лошадь, и стремиться к нему.

На каждом аллюре вам нужно достигнуть того, что лошадь останавливается от изменения в вашей посадке и скольжения руки по поводу. Не забывайте, сначала садитесь в седло, потом беретесь за повод. Сев глубоко и "на карманы", посчитайте до пяти, и если лошадь не остановилась, начинайте скользить рукой по поводу. И только потом заворачивайте голову лошади к себе.

Разбив это упражнение на такие простые этапы, вы поможете лошади более чутко реагировать на ваши команды еще до того, как вам придется завернуть ее голову к себе. Опытные лошади со временем начинают выполнять остановку одним поводом еще на этапе, когда всадник только начинает скользить рукой по поводу.

В какую сторону заворачивать голову лошади - не имеет значения, но старайтесь развивать обе стороны. Это упражнение должно быть отточенным настолько, чтобы оно стало рефлексом для вас и вашей лошади.

Если ваша лошадь ленива и флегматична, позволяйте ей пробежать больше, потом делайте остановку. Если же, наоборот, лошадь горячая и у нее проблемы с торможением, не давайте ей разгоняться и тормозите каждые 2-3 метра. В случае с горячими лошадьми, ваша задача сделать так, чтобы лошадь всегда готовилась к тому, что вы ее сейчас остановите и не пыталась самовольно ускоряться. Если лошадь уже останавливается от вашей посадки, без работы одним поводом, все равно следует сделать несколько сгибаний и только потом двигаться дальше.


Помните о том, что всегда нужно использовать здравый смысл. Остановка одним поводом работает, когда и вы, и лошадь, знаете, что делать. Если лошадь понесла карьером, не пытайтесь резко завернуть ее голову к себе! Откиньтесь назад и постепенно подтягивайте один повод, заворачивая лошадь сначала на вольт, а когда она сбросит скорость, только тогда согните лошадь к носку своего ботинка.

В контролируемой обстановке тоже ни в коем случае не пытайтесь резко завернуть голову лошади к себе, не подав ей предварительных команд посадкой и мягким набором одного повода.

Помните, ваша задача научить лошадь останавливаться от посадки и мягкого сгибания, а не от резкого и опасного дерганья ее головы!

Практиковать остановку одним поводом нужно регулярно, в различных условиях - в манеже, на плацу, за территорией конюшни. Ваша лошадь должна научиться понимать, что если вы перенесли вес назад и потянулись к поводу, она должна моментально замереть на месте, вне зависимости от того, что происходит вокруг. Если во время практики упражнения вокруг происходит активное движение - машины, собаки, люди, другие всадники - тем лучше!

Когда вы отточите этот навык, чем более хаотичная вокруг остановка, тем лучше. Чем лучше вы научите лошадь реагировать на остановку одним поводом в условиях безопасности, пусть даже вокруг носятся собаки, бегают дети или играют лошади, тем быстрее она отреагирует на нее в условиях экстренной ситуации.

Клинтон Андерсон отвечает на вопрос о том, может ли лошадь упасть во время остановки одним поводом. Может. Но шансы лошади упасть во время остановки одним поводом не больше, чем ее шансы упасть в любой другой ситуации.

Хорсмен говорит, что за 30 лет практики упражнения, остановка одним поводом не спровоцировала ни одного падения ни у него, ни у его учеников. Зато 7 раз спасала ему жизнь, буквально.

Клинтон обращает внимание на то, что остановка одним поводом работает только при должной подготовке! Если вы еще неопытный всадник или ваша лошадь еще слишком пугливая и горячая, займитесь работой в руках, поездите в манеже или бочке, и только потом выезжайте туда, где повышается вероятность форс-мажора.

Никогда заранее не обрекайте себя на провал, выезжая в поле на стоявшей 2 дня реактивной лошади. Работа в руках сконцентрирует внимание вашей лошади на вас, а пару дней оттачивания остановок одним поводом на безопасной площадке позволит вам обрести необходимые навыки для того, чтобы обезопасить себя на прогулке за территорию.

Если вы не уверены в себе или в своей лошади, не ездите туда, где отсутствует возможность сделать остановку одним поводом и не подвергайте себя опасности. Как говорит Клинтон:

Не стоит ездить в Гранд Каньон на пугливой лошади.

Лошади, особенно молодые, очень быстро учатся этому упражнению. Типичная временная рамка для того, чтобы обучить лошадь остановкам одним поводом с нуля и до надежного, пусть и не совсем идеального уровня - 6-8 занятий.

За это время лошадь поймет концепцию упражнения, научится реагировать на остановки со всех аллюров, а вы отточите стоп-кран до уровня рефлекса и при форс-мажоре вашей первой реакцией будет откинуться назад и набрать один повод, а не сжать лошадь всеми частями своего тела.

Ключ к успеху - предварительная подготовка и предварительная практика простых боковых сгибаний в руках и под седлом. Если вы и ваша лошадь подготовлены к использованию стоп-крана, ничего страшного не случится, вы не упадете и не травмируете лошадь.

Это упражнение может показаться ужасно нудным, но ваша жизнь и здоровье важнее, поэтому не пренебрегайте обучением лошади остановке одним поводом. Чем больше вы практикуете ее, тем чувствительнее к вашим командам становится лошадь, тем надежнее она будет под седлом, и тем больше уверенности будет у вас, когда вы выезжаете за родные стены манежа.

верховая езда

Независимо от того, умелый вы наездник или начинающий, моментов падения не избежать. В этой статье команда TAM.BY предлагает разобраться, как удержаться в седле и избежать падений с лошади.

Содержание:

катание на лошади

Изображение носит иллюстративный характер. Источник: pexels.com

Сохраняйте уверенность

Лошади в разной степени непредсказуемы: даже хорошо выезженный скакун может повести себя резво, испугавшись чего или кого-либо. Поэтому вопрос о том, как удержаться в седле, актуален для наездников с любым опытом.

Спокойствие и уверенность человека влияют на поведение лошади. Хотите, чтобы животное слушалось вас — оставайтесь сосредоточенными и внимательными к движению в дороге. Это позволит распознать опасность перед падением и свести к минимуму риски возможной травмы.

Если лошадь подхватывает

Как удержаться в седле, если лошадь подхватывает на унос? Сперва убедитесь в соответствии размера снаряжения: возможно, животное из него выросло либо, наоборот, седло великовато. Также лошадь может подпрыгивать в седле, чтобы поправить амуницию, которая давит или защемляет кожу.

В случае если снаряжение подогнано по размеру и не мешает животному, то проблема кроется в малом опыте выездки. Молодые скакуны не чувствуют себя в безопасности на новом месте, поэтому могут подхватывать. Вам остается набраться терпения, справляться с этим и ждать, пока лошадь привыкнет.

верховая езда

Изображение носит иллюстративный характер. Источник: pexels.com

Что делать. Старайтесь остановить лошадь как можно раньше, пока она не наберет скорость. Для этого заверните животное на вольт, используя один повод, направьте по кругу движения и продолжайте держать. Если вы все сделаете правильно, лошадь замедлит ход, начнет кружить на месте и сама остановится.

Если лошадь понесла

Как мы говорили в начале, сохраняйте спокойствие: заверните лошадь на вольт при помощи одного повода. Если это невозможно (например, не хватает места), попробуйте заблокировать: наберите один повод посильнее и ухватитесь рукой с поводом за гриву. Начните отзывать лошадь вторым поводом, чтобы сбить животное с темпа, отвлечь внимание от паники и вернуть прежний контроль.

Если лошадь козлит

Многие не знают, как удержаться в седле, когда лошадь начинает бить задом и пытается выбросить наездника. Здесь важно реагировать при первых признаках маневренности и принять правильную позицию, а именно: слегка откинуть корпус назад, свести ноги в защитное положение и устремить взгляд вперед. При этом необходимо как можно скорее поднять голову лошади одним поводом и завернуть на вольт, чтобы снизить скорость.

  • Защитное положение ног. Поддержите равновесие тела, изменив положение шенкеля по направлению вперед (опустите пятки). Это необходимо сделать за мгновения до того, как лошадь примет вертикальную позу.
  • Положение корпуса. Не тяните лошадь руками: используйте все тело. Задействуйте мышцы живота, чтобы приспособиться к движению животного, стараясь отклониться назад и открыв грудь.
  • Взгляд вперед. Открывает корпус, разворачивает плечи и не позволяет телу скручиваться и терять равновесие. Этот фактор может стать решающим, где и когда вы упадете и упадете ли вообще.

верховая езда

Изображение носит иллюстративный характер. Источник: pexels.com

Если падение неизбежно

Когда поняли, что падение неизбежно, не бойтесь приземлиться. Только не выставляйте руки и ноги: сгруппируйтесь таким образом, чтобы прокатиться по принципу шара (прижав подбородок к груди). Падение вместе с лошадью травмоопасно: здесь важно попытаться среагировать и увернуться от копыт, когда скакун попытается встать. Поэтому перед поездкой рекомендуется надевать защитный шлем, особенно начинающему наезднику.

По несколько раз в год слышу истории от знакомых из разряда "Пошли в конный поход/взяли лошадок покататься и тп, а эти вредные животные таааакое устроили. ".

Вот решил сделать небольшой пост с подсказками для тех,кто планирует впервые сесть в седло.

Итак, основные элементы управления:

1)Шенкель-это обращённая к лошади часть ноги всадника от колена до щиколотки, помогающая управлять лошадью.

Небольшой мануал по верховой езде. Лошади, Верховая езда, Новичкам, Длиннопост

На картинке а) правильное положение ноги, на б) неправильное.

"Мысок вверх,пятку вниз"-наше все.

Используя шенкель при повороте, мы прижимаем как можно плотнее ногу,находящуюся внутри поворота,а второй ногой "подбадриваем" лошадку аккуратными нажимами.

2)Поводья-второй по значимости элемент управления.

Главное помнить,что поводья напрямую связаны с трензелем во рту лошади.

Небольшой мануал по верховой езде. Лошади, Верховая езда, Новичкам, Длиннопост

Поводьями надо работать мягко и аккуратно,иначе можно причинить животному вред.

Тем более не стоит забывать,что лошадь намного сильнее Вас и пытаться справиться с ней грубой силой -не очень логично. Лошадь может закусить трензель, и тогда Вы останетесь без элемента управления.

3)Голос, лошади хорошо чувствуют интонации, по-этому голос тоже надо применять.

У животного что-то перемкнуло?- Не надо кричать на неге и злиться,постарайтесь наоборот успокоить его какими-нибудь ласковыми словами.

Итак проблемы которые встречались в рассказах чаще всего:

1) Лошадь решили поваляться (необязательно в луже), сначала лошадь начинает пробовать землю копытом,затем опускает голову,потом.

Наша задача пресечь это в зародыше-лошадь остановилась без нашего на то желания? Досылаем шенкелем не особо стесняясь,но и не забывая, что под нашими ногами незащищенные бока живого существа.

Шенкелем не справились? Лошадь опускает голову?-Помогаем себе поводом, но не резко дергаем(у животного во рту железяка!) , а мягкими но настойчивыми полуодержками(чуть-чуть натянули,отпустили,чуть натянули отпустили),не забывая про шенкель. К процессу "валяния" они относятся со всей внимательностью,так что зачастую надо просто их отвлечь,можно помочь себе хлыстом.

2)"Свечка","Встать на дыбы"-как правило перед этим лошадь начинает пятиться. Сразу активно поддаем шенкелем,можно добавить хлыста. Если лошадь все-таки встает на свечку-наша задача встать на стременах и перенести свой вес на переднюю часть лошади ,приобняв за шею и склоняя ее к земле.

Небольшой мануал по верховой езде. Лошади, Верховая езда, Новичкам, Длиннопост

В перерывах между "свечками" активно досылаем лошадь шенкелем.

И ни в коем случае не откидываемся назад,т.к появляется риск опрокинуться вместе с животным.

3)"Козлы"-процесс обратной свечке ,лошадь чуть наклоняет шею и пытается выбить вас из седла "брыканием" задних ног.

Тут все наоборот-надо откинуться назад,прогнуть поясницу,и в перерывах между толчками активно досылать шенкелем

Небольшой мануал по верховой езде. Лошади, Верховая езда, Новичкам, Длиннопост

4)Лошадь "понесла"-возможно испугалась(лошади очень пугливы),возможно стало скучно,но лошадь решила ломануться вперед. Тут важно откинуться назад,прижать шенкель и ни в коем случае не тянуть изо всех сил поводья на себя (я уже говорил, что лошадь намного сильнее вас), так что откидываемся чуть назад( возможны "козлы" и мягкими полуодержками работаем поводьями,стараемся успокоить животное голосом. Если лошадь все-таки закусила трензель рекомендуется максимально ослабить поводья,что бы лошадь разжала зубы и тем самым вернуть себе контроль над поводьями.

Вспомнилась цитата из "Алмазной колесницы" Акунина :

"Фандорину никогда в жизни не доводилось останавливать взбесившуюся лошадь, но однажды, во время недавней войны, он видел, сколь ловко это получилось у казака и, с всегдашней своей любознательностью, выспросил, как это делается. «Ты, барин, главно дело, за уздейку ее не лапь, – поделился наукой донец, – они, когда сдуремши, энтого не любят. Ты ей на шею прыгай, голову к земле гни. Да ори на нее не матерно, а ласково: „донюшка, голубушка, невестушка моя“. Она в разум и войдет. А ежели жеребец, то его надо „братишкой“, еще „земелей“ можно»" (с) Акунин.

П.С катаются на ослах в цирке,а на лошади ездят.

Всем хорошего дня и удачи.

Найдены возможные дубликаты

Пост херня, честно.

САМЫЙ ЗНАЧИМЫЙ ЭЛЕМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ-ЭТО КОРПУС!

автор, вы серьезно? вот эта хрень с ногой, вы так ездите? с каких пор носок у плеча лошади, выходящий за коленку-правильно? Носок не должен выходить за коленку

правильное на первом рисунке 1, на втором написано

Да,картинка не совсем удачная,как и Ваша, где пятка находится на уровне мыска.

Я лишь,рассказываю то,чему меня учили в КСК Битца.

либо плохо учили, либо плохо учились

эм, пятка на уровне мыска? пятка находится на уровне жопы создавая визуально прямую линию с жопой, а носок создают прямую линию с коленом, вот это правильно

Иллюстрация к комментарию

Склоняюсь больше верить тренерам, чем Вам.

Но спасибо,за конструктивную критику,обязательно учту на будущее.

главное, что бы тренер был хороший, исправлять ошибки гораздо сложнее чем учить сразу правильно

Исправлять уже поздно,лет 10 в седле не сидел, да и внимание больше уделялось времени,маршруту и отсутствию штрафов=)

Ну придет понимание,что в процессе езды ты обеспечиваешь нагрузку и себе, и лошади,это, так сказать, обоюдный спорт)

С какой стороны подходят к лошади?

Потом будет "а к жеребцу"?)

Dataname


"Ой, Дуся, ой, Маруся" - проблемы (часть 3)

Вчера начала писать, накатала целый пост, а черновик возьми и не сохранись. "Это судьба," подумала я. И решила сократить повествование :)

Буденновская лошадь была выведена на основе донских лошадей и английских верховых. Дончаки для выносливости и выживаемости, чистокровки для скорости. Микс получился хороший, но немного перемудрили с интеллектом. Мой прежний тренер говорила "умная лошадь - проблема для всадника" и была чертовски права. В общем, у нас оно - умная лошадь с живым и импульсивным характером.

Я надеялась, что это будет лошадка для всей семьи, включая ребенка. Ну. надеялась немного не то слово, я с конями на тот момент около 10 лет была, но всё же.

Оказалось, что это не просто не детская лошадь, а лошадь не для слабого всадника в принципе. Детей и неопытных она катает строго в руках. Иногда ко мне приезжают знакомые потискать лошадку. И вот, пока я рядом, пока держу ее за повод, этим людям можно всё. Хоть задом наперед пересаживаться, хоть ползать по ней. Стоит мне отпустить повод и сделать шаг назад, например, чтобы сфотографировать, всё. Лицо кобылы меняется в нехорошую сторону, она начинает прикидывать свои возможности. На этом этапе приходится быстро ставить ее на место и больше не экспериментировать.

Весна и хорошее настроение у лошадки.


Ум и живость характера это проблема проблем. Мозги нужно постоянно чем-то занимать.

Потому что если кобыле станет скучно, она будет на все отвлекаться во время работы. Например, на мышь в манеже. Однажды она засмотрелась на мышь, сложила крестиком передние ноги и мы вместе эпично рухнули. Она на "колени"(запястья), а я перелетела через ее шею.

Практически так же едва не упали на улице в огромную лужу. Потому что бычки в поле были интереснее того, что под ногами. Просто мы двигались не так быстро и я успела поддержать ее поводом. Я поэтому очень не люблю, когда она отвлекается. Все лошади как лошади, а эта обязательно запутается в ногах.

Большинство моих падений происходило по моей вине. Где-то не рассчитала, где-то не учла обстановку. Однажды плохо затянула подпругу и перевернулась вместе с седлом, когда кобыла отпрыгнула в сторону на галопе. Но могу заметить, что летала я с нее не очень много. Раз 6 или 7 наверное за всё время.

Самый экстремальный период у нас был через какое-то время после заездки.

Это у всех лошадей так: они могут спокойно принять всадника, но как только понимают, что детство кончилось и это навсегда, начинают придумывать всякое, чтобы откосить.

После заездки мы выходили для верховой работы в поля, потому что кобыла еще плохо управлялась, а в поле мы никому не мешали. Выходили вдвоем с мужем, потому что перспектива упасть с молодой лошади вдали от жилья меня не вдохновляла. Один ехал верхом, второй шел рядом. Кобыла подыгрывала первое время, пару раз вставала на свечку в качестве протеста. Но так как она действовала неумело, моей задачей было не дать ей научиться избавляться от всадника.


Самое интересное началось весной, когда лошадка накачала мышцы и привыкла к нагрузке.

У лошадей по весне и осени происходит перестройка организма на зимний режим и обратно. Короче, у лошадей, как и у людей по весне и осени обостряются "психи". Ну и в поле я огребала по полной программе.


На стоп-кадре мое очередное падение.

Кобыла пробовала всякие способы, если какой-то не срабатывал, она меняла стратегию. Стоило ей меня подловить, она использовала его снова до тех пор, пока я показывала, что снять меня не получится.

Допустим, можно резко вкопаться с галопа, добавить спиной ускорения всаднику и убрать шею, чтобы удобнее летелось :)




Получался бросок через плечо.

Но я не зря просила мужа снимать, по видео хорошо анализировать, что именно произошло. В общем, выводы были сделаны и этот способ перестал работать.

К счастью, мы переросли этот период, сейчас она не пытается избавиться от всадника, только может показать свой объективный дискомфорт. Например, когда очередное седло перестало подходить для ее спины, она очень ясно дала это понять.

Буденновские лошади вообще очень интеллигентные и плохо переносят грубость и нервозную обстановку. Они не станут "молчать" и копить все в себе, если что-то не так, сразу будет понятно. Я считаю это удобным качеством, так как лучше сразу решить проблему, чем потом лечить и думать, откуда что взялось.

Монгольский дрифт

Монгольский дрифт


Про скачки в поле

Если сказать человеку, впервые севшему в седло, что для поворота верхом на лошади нужно набрать внутренний повод, приложить внешний шенкель и отозвать внешним поводом лошадь, внутренней ногой удерживая ее на траектории движения, он врядли что то поймет. Да и все знают что лошадь куда потянешь, туцда и шагает. Когда начинаешь заниматься верховой ездой приходится пересмотреть свои взгляды на лошадей и то, как на них ездят.

Первое с чем сталкиваешься впервые в седле – лошадь двигается. Звучит странно, но вдруг оказывается что лошадь - не велосипед, Она не просто идет прямо, она сопровождает каждый шаг движениями спины, двигает головой, машет хвостом. И оказывается что усидеть не так уж и легко, даже на шагу.

Дальше оказывается что у лошади есть свое мнение. Лошадь может не хотеть идти, может пожелать нестись в далекие дали, может чего-нибудь испугаться (или изобразить испуг). Да может даже просто лечь полежать, наплевав на тот факт, что на ней кто то в это время сидит.

Третье – лошадки НЕ добрые. Нельзя сказать что лошадка добрая только потому что она лошадка. У каждой лошади есть характер. Они тоже бывают любопытные, стервозные, игривые, вредные, вредные, пугливые, доверчивые. Каждая лошадь личность со своим уникальным набором качеств. Есть ручные и ласкучие, кто то продаст родину за морковку, есть и такие, кто не подпускает к себе никого, кроме парочки избранных, да и те стараются спиной не поворачиваться. А значит не стоит с воплями бросаться к незнакомой лошади на шею потому что «лошадки добрые».

Таких моментов все больше по мере обучения. На первом занятии неожиданно оказывается что в седле трясет. Тренер говорит расслабься, не цепляйся за повод, расслабься, выпрями спину, расслабься, тяни пятку вниз. Эра «расслабься» слышишь на каждой тренировке. Расслабься, расслабься, расслабься. А как? Тебя трясет, под тобой пол тонны мяса, ярости и непослушания, и ты не представляешь куда девать руки и ноги, да и просто удержаться становится проблемой. А тебе говорят расслабься. Значит это всего лишь что нужно вернуть контроль над своим телом, а не сидеть со сведенными от перенапряжения мышцами, но приходит это расслабление только с опытом.

Так же на первой тренировке пробуют езду рысью. Ты немного освоился на шагающей лошади. Тренер заставил тебя сделать пару упражнений, вставать на стременах и садиться. И тут лошадь ускоряется. Оказывается что тряска на шагу – это мелочи, и надо как то двигаться вместе с лошадью что бы усидеть. Хотя к концу первого занятия езда строевой рысью уже и не кажется чем то сверхестественным, но с лошади ты сползаешь и идешь на полусогнутых.

Еще через пару занятий тренер отпускает тебя с корды и ты рысишь сам. Точнее пытаешься убедить лошадь что рысью ехать вот туда – это именно то, что ей нужно на данном жизненном этапе. Большинство следующих занятий будут именно такими: пытаешься договориться с лошадью. Тебе объясняют как правильно держать повод, куда девать ноги и руки, узнаешь что такое учебная рысь и полевая посадка. Выяснишь что лошадь рулится не только руками, но и ногами. И корпусом. При чем ног и корпуса должно быть больше чем рук!

И вот наступает момент, когда тренер говорит «сегодня пробуем галоп». Ты тут же вспоминаешь истории как кто то из знакомы скакал в поле в деревне и как все там просто и легко. И с первого же скачка понимаешь что ничего не понимаешь. Сначала тебя подбрасывает, хотя тренер предупреждал, что надо держаться за седло. Кажется что под тобой дикий мустанг и как тут вообще можно усидеть непонятно. Со второй попытки сидеть уже легче, но отпустить седло оказывается нетривиальной задачей. А ведь еще ж как то нужно будет этой лошадью управлять! И снова оказывается что просто сидеть не получится, нужно двигаться вместе с лошадью. И снова эти бесконечные «расслабься». Через несколько недель ты худо бедно сидишь на рыси, почти всегда умудряешься заставить лошадь рысить или идти в нужном направлении и даже отпускаешь одну руку на галопе на корде. И вот тренер дает тебе проехать галопом самостоятельно. И тут вопрос: а как? Что бы заставить лошадь идти нужно ее слегка толкнуть. Для рыси – толкнуть еще раз и периодически поддерживать движение, немного подталкивать ногой когда лошадь сбивается или вредничает. А галоп как? Толкнуть на рыси? Так она просто ускорится, делали не раз. Распинать хлыстом? А если его нет, да и как то же другие едут галопом без него. И тут оказывается что есть своя команда: надавив двумя ногами (при этом внешняя нога должна быть чуть сзади, за подпругой) вытолкнуть лошадь из под себя, качнув корпусом как будто ты уже едешь галопом. И снова ничего не понятно, снова от тебя требуются чудеса эквилибристики, да и на галопе ты сидишь еще не так то и уверено. Оказывается что галоп бывает с разных ног, и что лошадь часто с определенной ноги галопирует охотнее. И даже если на рыси ты как то научился побеждать лошадь, и она почти не срезает, то на галопе управлять придется учиться заново.

Через какое то время ты отпускаешь седло на галопе и уже более менее уверено сидишь на рыси. Есть проблемы с переходами между аллюрами, но ты над этим работаешь и получается все лучше. Ты долго бился над тем что бы перестать терять стремена. Даже частично научился ездить без них, а может даже пробовал езду без седла вообще. И вот опять новость: что бы повернуть оказывается нужно не просто толкнуть внешней ногой и потянуть врутренний повод, но и удержать внутренней ногой. Да еще и при этом нужно сделать правильное постановление, для чего сделать перед поворотом какую то полуодержку, потянуть внутренний повод на себя, зафиксировав легкий поворот головы лошади в сторону движения, и отзывая ее внешней рукой заставить согнуться и сохранять это положение в ходе движения в повороте. Фактически оказывается что для поворота направо тебе нужно преимущественно работать левой рукой и ногой и наоборот! Ну вот опять приехали.

И ведь на самом деле не смотря на все успехи это только начало и ты много чего не знаешь ни о верховой езде, ни просто о лошадях. А вы говорите в поле скакал.

Автор: R. Russel, перевод: Наталья Герасимова

onerein1
Представьте, что вы едете по шоссе, и у вашей машины не работают тормоза. А что, по-вашему, произойдет, если еще и педаль газа заклинит? Джеймс Бонд наверняка смог бы выпрыгнуть из машины при скорости 140 км/ч и выжить, но я подозреваю, что вы не захотите спрыгивать с несущей лошади на карьере – а это по большому счету одинаковые ситуации. В такой экстремальной ситуации большинство всадников изо всех сил тянут оба повода на себя, как они часто видели в старых вестернах. К несчастью, это абсолютно бесполезный способ.
Вы можете начать обучение остановке одним поводом на земле, с обучения спокойно стоять. Лошадь должна понять смысл такого воздействия, стоя на месте, чтобы понять его и в движении. Принцип работы одного повода заключается в том, что он «обездвиживает» заднюю часть.
Это и есть «стоп-кран» вашей лошади. Он есть у всех лошадей, вам нужно лишь быть уверенным, что она знает о его наличии. Если вы увидите, что лошадь понесла, а всадник растерялся, то это может быть единственное, что спасет ситуацию. Я никогда не выезжаю на лошади, если не проверю, знает ли она остановку одним поводом. Это настолько простой и действенный способ, что я просто поражаюсь, почему люди не учат этому лошадей!
Для работы вам понадобится веревочный недоуздок и чомбур. Вы можете работать или чомбуром пристегнутым одним концом, или завязанным как поводья.
Лошадь стоит спокойно. Согните ее шею налево и положите руку с чомбуром на свое бедро. Смотрите на землю. Ваша лошадь вероятнее всего начнет двигать задними ногами. Продолжайте удерживать руку на бедре до тех пор, пока лошадь не прекратит дonerein2
вижение. Как только лошадь остановится, немедленно уберите давление и похвалите ее. Теперь сделайте то же самое направо. Очень важно следить, чтобы рука не уходила за бедро. Если вы положите руку туда, то ваш центр тяжести сместится назад, несколько за пределы вашего тела. Если в этот момент лошадь выкинет какую-либо «шутку», вы почти наверняка окажетесь на земле. Кроме того, не забывайте, что при выполнении этого упражнения не надо воздействовать на лошадь ногами. Вы же не хотите ее запутать, случайно попросив развернуться или откинуть зад.
Во время упражнения вы должны попробовать работу одним поводом 60 раз (по 30 сгибаний в каждую сторону), чередуя стороны, при этом оставаясь на месте. Нет, это не опечатка! Ваша цель заключается в том, чтобы лошадь могла прекратить движение, когда вы просите об остановке одним поводом. Ой, кажется, я забыл сказать еще одно: если лошадь ошибается, вам нужно начать сначала.
Как только лошадь научится стоять спокойно, закончите это упражнение, и теперь пробуйте остановки на шагу. Делайте все точно так же, как описано выше. Не забудьте правило: чем быстрее движется лошадь, тем меньше нужно согнуть ее для остановки. Вам нужно лишь слегка согнуть ее, чтобы остановить заднюю часть, и скоро лошадь поймет, о чем вы просите. После того, как вы отработаете это на шагу, переходите на рысь. Вы должны отшлифовать это на шагу, рыси, галопе и карьере. Будьте особенно осторожны на рыси и галопе, потому что, слишком сильно согнув лошадь, вы можете легко опрокинуть ее.
Остановка одним поводом, одна из тех «волшебных штучек», над которыми нужно работать. Если лошадь понесет вас, и вы примените сгибание, ни разу не пробовав его «в спокойных условиях», вы, скорее всего, пораните лошадь!

Фотографии и оригинальный текст на сайте www.naturalhorsesupply.com

Комментарий Анны Мазиной.

Когда статья об этом ковбойском приеме появилась на сайте, она вызвала много вопросов от приверженцев классической езды. Зачем тормозить лошадь одним поводом — одним только поводом? Лошадь тормозится корпусом, ногой и обоими поводьями! Этим способом можно вывернуть лошади плечо! На всем ходу можно опрокинуть лошадь! Итд.

Навредить лошади в принципе можно любым самым хорошим приемом, если применять его неправильно. Прежде всего, к остановке одним поводом следует относиться именно как к стоп-крану, к экстренной мере, а не как к приему выездки. Лично в моем случае — бежавший рысак, какое-то время работавший в «полевом» прокате, с плохим балансом и тонкой душевной организацией, с устоявшейся привычкой на набор повода кидаться в него, вместо того, чтобы уступать — лично мне этот прием очень помог. Я могла с удовольствием кататься в полях и в лесу, параллельно обучая его правильному управлению на плацу. На переучивание уходит больше времени, чем на обучение, но это время не пропало для нас в плане полевой езды, потому что у нас был этот стоп-кран. Потом мы просто перестали пользоваться этим приемом за ненадобностью, когда мой конь стал в любых случаях тормозиться традиционным способом.

Также важно понимать, что остановка одним поводом выполняется мягко и после предварительного обучения на земле и в спокойной обстановке. Абсолютно не имеется в виду, что лошадиную голову нужно резко дернуть вбок. Когда лошадь хорошо знает этот прием, она начнет тормозиться уже когда услышит шуршание одной руки вниз по поводу, не дожидаясь, пока всадник этот повод наберет.

В целом, остановка одним поводом похожа на то, когда растащившую лошадь заводят на вольт, где она вынуждена будет подвести задние ноги под корпус, и всаднику будет легче ее остановить. Бывают ситуации, когда лошадь тащит даже с повернутой на сторону шеей, а также ситуации, когда лошадь находится в такой панике, что не способна слышать никаких команд. Но для ситуаций, когда лошадь подхватила, в два повода упирается и тащит только еще быстрее, остановка одним поводом может отлично сработать.


Человечество на протяжении всего своего существования непрерывно связано с лошадьми. До появления специализированной техники и автомобилей эти животные применялись для выполнения тяжелой работы, транспортировки грузов и передвижения. Сегодня все это возложено на транспортные средства, а жеребцы используются для обычного катания, конного спорта и прогулок. Поэтому многие люди интересуются, как управлять лошадью верхом. Давайте разберемся в этом вопросе более подробно, чтобы даже начинающие наездники смогли быстро освоить это искусство.

Общие рекомендации

Как управлять лошадью?

Существуют некоторые советы, которые позволят понятнее ответить на вопрос о том, как начинающим управлять лошадью верхом. Прежде чем сесть на скакуна, вы должны сначала обзавестись удобным седлом. Несомненно, некоторые народности без проблем справляются со скакуном и без него, однако у новичка при этом могут возникнуть очень большие проблемы. Даже если кобыла отличается спокойным и покладистым нравом, удержаться на ней в неудобной упряжи будет невозможно. Помимо этого, вы должны освоить и определенные команды, понятные животному. О них будет подробно рассказано немного позже.

Подготовительные мероприятия

Итак, что они собой представляют? Если вы спросите у профессионала, как управлять лошадью, то он ответит, что данное занятие имеет множество нюансов и строгих правил, которые обязательно требуется соблюдать. Очень важно, чтобы будущий наездник усвоил одно: скакун — это не транспорт, поэтому и относиться к нему следует соответственно. У каждого животного свои особенности характера и поведения, и если вы не будете принимать их во внимание, то не сможете найти с жеребцом или кобылой общий язык.

При первом взаимодействии с лошадью обратите внимание на то, как она реагирует на ваше присутствие. Постарайтесь сначала наладить с жеребцом контакт, чтобы он вас не боялся, и только после этого приступайте к креплению амуниции. При этом обязательно должен присутствовать тренер. Прежде чем оседлать скакуна, убедитесь, что сбруя надежно, но не слишком сильно затянута, в противном случае она может пережимать грудную клетку животного, мешая ему нормально дышать. Отрегулируйте под себя высоту стремян, чтобы вам было комфортно сидеть в седле. И только после завершения всех подготовительных мероприятий можно забираться на спину своего мустанга. А о том, как правильно управлять лошадью, вы узнаете далее в этой статье.

Как правильно оседлать скакуна?

Обучение езде на лошади

Давайте на этом остановимся более подробно. Чтобы животное вело себя послушно и выполняло все команды наездника, его нужно запрячь в сбрую.

Чтобы вам было проще со всем справиться, придерживайтесь следующей инструкции:

  1. Внимательно осмотрите жеребца, чтобы на его торсе не было засохшей грязи, царапин и открытых ран. Если будут обнаружены хотя бы малейшие повреждения, то снаряжение может причинять скакуну боль, в результате чего он скинет вас со спины.
  2. Зафиксируйте животное в одном положении при помощи развязок.
  3. Положите ему на спину специальную подкладку под седло, которая отвечает за впитывание пота и предотвращение натирания торса.
  4. Сверху уложите седло таким образом, чтобы передняя соединительная дужка находилась возле задней части гривы.
  5. Затяните и зафиксируйте нижние ремни так, чтобы между ними свободно пролазили два пальца.
  6. Отрегулируйте стремена. Если все сделано правильно, то они в подтянутом состоянии должны быть на одном уровне с вашим предплечьем.
  7. Установите нагрудник и подхвостник. Они зафиксируют седло, и вам будет легче в нем удержаться.
  8. Если вы начинающий наездник и еще не знаете, как управлять лошадью без уздечки, то установите ее. Данный элемент экипировки значительно упростит процесс езды.

После всего проделанного животное будет полностью готово к тому, чтобы отправляться на нем на конную прогулку.

Как правильно держаться в седле?

Девочка на лошади

Итак, что необходимо об этом знать? Если вы ищете ответ на вопрос о том, как научиться управлять лошадью, то сначала вы должны освоить основы посадки на скакуне. В противном случае вы можете не удержаться и свалиться с жеребца на землю.

Когда вы взбираетесь на мустанга, придерживайтесь следующих правил:

  1. Станьте с правой стороны от скакуна лицом к нему, после чего перебросьте поводья через шею.
  2. Держась за луку седла и засунув левую ногу в соответствующее стремя, быстро перекиньте через его торс вторую нижнюю конечность, усевшись таким образом в седле.

При этом следует быть предельно аккуратным, чтобы не задеть ногой круп лошади, поскольку это одна из самых чувствительных ее частей. Животное может непредсказуемо среагировать даже на небольшой удар и скинуть наездника со спины. Когда вы взберетесь в седло, расслабьтесь и примите удобное положение.

Стоит отметить, что даже если вы поладите с жеребцом и без проблем оседлаете его, то это еще не значит, что у вас получится на нем прокатиться. Если вы не будете знать, как правильно управлять лошадью верхом, то она попросту не будет вас слушать. Об основах этого старинного мастерства пойдет речь немного позже.

Как спешиться?

После завершения занятия по верховой езде вам потребуется слезть с животного и не упасть при этом. По факту, вам нужно повторить описанный выше процесс в обратном порядке. Самым главным, что следует помнить, является то, что запрещается спешиваться сразу. Первым делом немного попустите поводья и выньте ноги из стремян, после чего уже спрыгивайте на землю. Далее с животного нужно снять всю амуницию и отвести в стойла.

Основы верховой езды

Контакт с лошадью

Вот, собственно, мы и подошли к ответу на вопрос о том, как управлять лошадью. Это может показаться сложным, однако на самом деле все очень просто. Существует всего три типа команд, на которые реагируют скакуны.

Они подаются при помощи следующего:

  1. Туловища всадника.
  2. Его ног.
  3. Поводьями.

Сразу стоит отметить, что любые сигналы, подаваемые всадником, сможет понять исключительно специально обученный конь. При этом в процессе езды используются не только отдельные команды, но они также могут комбинироваться, чтобы кобыла лучше их понимала.

Дополнительными элементами управления скакуном является хлыст и шпоры. Они изготовлены из специальных материалов, поэтому не наносят совершенно никакого вреда здоровью жеребца. Человек управляет лошадью и задействует их для того, чтобы усилить подаваемые команды. Но вы должны при этом грамотно рассчитывать свою силу, в противном случае вы можете сделать мустангу больно.

Как правильно задействовать тело?

Езда верхом

Как управлять лошадью при помощи туловища? Это довольно просто, если вы правильно сидите в седле. Центр тяжести наездника и животного должны совпадать, чтобы они как бы были одним целым, и действовать в унисон.

Что касается основных движений, то они следующие:

  • наклон вперед — приказ скакуну начать движение;
  • наклон назад — наоборот, остановка;
  • смещение центра тяжести в любую из сторон — поворот.

Все команды должны подаваться исключительно в положении сидя и в одном ритме. Ни в коем случае нельзя приподниматься в седле.

Работа ногами и поводьями

Как управлять лошадью верхом при помощи шенкеля и ремней? Здесь все не сложнее, чем в случае с торсом всадника, а немного попрактиковавшись, вы сможете делать все на полном автоматизме.

Основные правила следующие:

  • при подаче команд нижними конечностями не следует отрывать их от боков скакуна;
  • от интенсивности и силы движения зависит выраженность ответной реакции жеребца;
  • подавать сигналы ногами лучше всего в области задней подпруги;
  • чтобы указать кобыле на движение вперед, нужно подавать команду одновременно с обеих сторон;
  • для поворота подается команда шенкелем с той стороны, в которую нужен маневр.

Стоит отметить, что сначала следует подавать команды нижними конечностями, а уже потом — поводьями. Но чаще всего они используются в симбиозе.

При этом суть полностью аналогична:

  • слегка натянуть повод — остановка;
  • встряхнуть — движение вперед;
  • натянуть с любой стороны — поворот.

Стоит отметить, что нельзя выполнять движения поводьями слишком сильно, поскольку в этом случае существует угроза повреждения губ животного металлическим мундштуком стремян. Поэтому обязательно рассчитывайте силу.

Основные команды

Этому аспекту необходимо уделить особое внимание. Мы уже рассмотрели, как подавать сигналы скакуну, однако, как уже упоминалось ранее, каждое животное обладает индивидуальностью и своим характером, поэтому далеко не всегда между ним и наездником образуется контакт. Как управлять непослушной лошадью, спросите вы? Для этого команды используются совместно. Ничего сложного в этом нет, поэтому даже новичок сможет со всем справиться.

Чтобы заставить коня двигаться вперед, необходимо слегка попустить натяжение поводьев, одновременно с обеих сторон подать посыл ногами и немного наклонить туловище вперед. Если вы хотите, чтобы кобыла побежала быстрее, то в этом случае нужно натянуть ремни, задрав тем самым голову скакуна, после чего сделать толчок шенкелями и еще больше наклониться к голове лошади.

Езда на лошади верхом

Для выполнения поворота требуется натянуть повод с той стороны, в которую требуется выполнить маневр, а с другой, наоборот, попустить. При этом также нужно слегка надавить ногой на бок животного. Аналогичным образом совершается и полный разворот как при стоянии на одном месте, так и во время движения.

Для полной остановки всаднику необходимо натянуть поводья и немного наклониться назад. Если животное отказывается слушаться, то при этом подаются сигналы шенкелями по бокам жеребца до тех пор, пока команда не будет выполнена.

Вот, собственно, и все основные команды, которые используются во время катания на лошадях. Запомним их, и, немного отработав, ваше тело будет делать все на интуитивном уровне.

Общие советы и рекомендации

Мы подробно рассмотрели, как управлять лошадью. Однако верховая езда — это очень опасное занятие, которое сопряжено с высоким риском травматизма, поэтому следует еще рассказать об основных правилах безопасности.

Чтобы не упасть с коня и не сломать себе что-либо, необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Старайтесь держать спину в идеально ровном положении, а все тело — расслабленным. Так вам будет намного проще подавать команды, и вы будете значительно увереннее чувствовать себя в седле.
  2. Подавайте приказы скакуну преимущественно при помощи поводьев и шенкелей, чтобы соблюдать точку баланса.
  3. Не прилагайте слишком больших усилий при натяжении ремней, чтобы не травмировать и не причинить боль мустангу.

Эти простые советы помогут вам совершенно безопасно кататься на лошадях и минимизировать вероятность получения травмы.

Заключение

Девушка с лошадью

Научиться управлять лошадьми — это очень просто и будет под силу абсолютно каждому. Главное, не забывать при этом, что жеребцы — это не автомобили, поэтому они нуждаются в бережном обращении. Если вы будете с уважением относиться к ним, то и они всегда будут послушно вести себя.

Лошадь – это очень чувствительное животное, которое воспринимает абсолютно все ваши эмоции. Поэтому, если вы собрались оседлать ее в плохом настроении, то лучше этого не делать.

Читайте также: