Как приучить лошадь к корде

Опубликовано: 25.04.2024

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Memories

О работе лошади на корде. Часть 1. С чего начать и базовые принципы.

В дневнике у Юли, хозяйки Гоблина нашла интересный мануал по работе на корде. Больше всего меня в этом деле восхитил использование языка тела. "Все это возможно только потому, что лошади, в отличие от нас, в совершенстве считывают язык тела. Грех этим не воспользоваться, будучи на земле. Человек бы ничего не понял, а для лошади это и есть их родной язык."

Поэтому оставляю себе на память, ну и с вами делюсь заодно :)

Я попробую собрать в кучку те знания, которые я почерпнула из разных источников и мой собственный опыт, так чтоб получилась какая-то внятная картина. Вообщем-то, это нетривиальная задача, хочется сразу вывалить все и сразу, но так я только запутаю, наверное.
Поскольку я корду использую не просто для того, чтоб отмоционить лошадь, а для полноценной разноплановой работы, в течение уже многих лет и на разных лошадях, то некоторые вещи, которые работают всегда и на всех, можно наверное уже считать какой-то системой, пригодной для изложения. Но это имхо будет интересно только тем, кто занимается обучением лошади с помощью корды. Многое из этого излишне, если требуется допустим только подготовить лошадь к заездке.

Попытаюсь для начала сформулировать что-то вроде "основных принципов". Во всяком случае я этих заповедей стараюсь придерживаться ВСЕГДА, независимо от уровня лошади, погоды и моего настроения.

1) Лошадь всегда должна помнить о присутствии человека на другом конце корды. Иначе говоря, лошадь никогда не должна бегать сама по себе, отключившись от сети. Например, выпускать пар без разрешения, уныло телепаться на своей волне, строчить бешеной креветкой, менять аллюры по собственному усмотрению, останавливаться, подходить, отвлекаться и тп.
2) Никогда нельзя допускать возможности того, что лошадь убежит с корды. Убежала один раз - будет пытаться делать это всю жизнь.
3) Лошадь должна ВСЕГДА помнить о движении вперед. Даже если она при этом идет назад или стоит на месте. Это должно прочно стоять на первом месте по отношению к любым другим идеям в конячей голове. Например, если вы хотите чтобы лошадь бежала и допустим гнулась, а она пытаясь согнуться в итоге тормозит, бочит, останавливается или вовсе пятится, необходимо забыть о всех сгибаниях и выдвинуть лошадь вперед, прежде чем просить что-то еще.
4) Прямо вытекает из п.3) - ни в коем случае нельзя вырабатывать у себя привычку "тащить" лошадь за собой. Лошадь должна всегда бежать чуть впереди человека. Мы как бы выпускаем лошадь вперед, а не тянем ее сзади. Это принципиально важный момент не только в работе на корде, а и в выездке в целом.
5) Лошадь должна уметь отходить от человека на длину корды спокойным шагом по первому требованию и продолжать дальше идти шагом по кругу.
6) Лошадь должна останавливаться на корде по первому требованию и стоять, НЕ подходя к человеку и не разворачиваясь рожей в центр.

Есть еще моменты, скажем так, чуть менее приоритетные, но все же совершенно необходимые, если планируется дальнейшее обучение на корде.

1) Лошадь никогда не должна сужать круг без разрешения и выраженно валиться плечом в центр.
2) Всегда нужно помнить о том, что средства управления, применяемые на корде, когда-нибудь прийдется переносить наверх. Поэтому желательно не выдумывать совершенно несуразные техники, которые потом невозможно будет адаптировать под седло.
3) Если мы хотим получить один и тот же результат, мы должны применять одни и те же команды. Если у нас сегодня галоп от подъема бровей, а завтра от моргания глазами, то лошадь запутается и подъем в галоп всегда будет нечетким.
4) Если есть ощущение, что для выполнения чего-либо приходится раз за разом усиливать команду, значит что-то идет не так!
5) Любые пополновения лошади заколбаситься на корде лучше пресекать прямо в зародыше. Колбаситься можно на свободе или вне манежа. А в манеже на корде у лошади не должно возникать таких идей в принципе.
6) Никогда нельзя при работе на корде поднимать руку с кордой выше головы. Если это происходит, значит скорее всего упущено что-то важное (см. предыдущие пункты).
7) Лошадь всегда должна выходить от человека на круг ШАГОМ.

Это и есть самое сложное. Не научить этому лошадь, а научиться самому не нарушать эти правила

Что я обычно делаю дальше.
Если лошадь гнется как бревно и еще пока не знает никаких наших сигналов и команд, то надо с чего-то начинать, прежде, чем ей станет комфортно бегать на корде.

Я начинаю в руках. Первое, что надо сделать, это научить лошадь идти вперед от сигнала сзади. Это может быть просто вынос хлыста за задние ноги, кому-то может понадобиться более сильный сигнал. Главное, - это всегда помнить про Заповедь №3.

Затем учим остановку (Заповедь №6).

Учим лошадь следовать за рукой. Когда рука идет вниз, лошадь опускает голову на тот же уровень. Если мы поднимаем руку, лошадь поднимает голову. Вытягиваем руку вперед - лошадь идет вперед. Все это отрабатывается так, чтобы корда вообще никогда не натягивалась.

Затем учим лошадь на месте смягчать внутреннее плечо. Очень часто молодые лошади при попытке сдвинуть их с места пытаются сразу сделать шаг внутрь, налечь плечом, вдобавок вывернув голову наружу. Поэтому проще заранее отработать автоматическую реакцию на давление в область подпруги, от которого лошадь сразу уступает плечом наружу. При этом не нужно, чтоб лошадь куда-то шла, это должно просто ощущаться, как уступка. Это нужно отработать до уровня, когда достаточно просто показать пальцем и лошадь уступит от жеста. Еще раз хочу подчеркнуть, что это должна быть уступка только плечом, а не так, что лошадь вся куда-то уползает вбок, или начинает откидывать зад.

Следующий шаг объединяет предыдущие. Мы учим лошадь идти в руках по кругу, одновременно следуя за рукой слегка вниз и уступая плечом наружу, сохраняя при этом траекторию вольта. Лучше сразу избегать таких вещей как вываливание плеча и откидывание зада.

Вообще нежелательно учить откидывать зад, как это любят делать последователи Парелли, "заглядывая лошади под хвост". Ну или от жеста в направлении задних ног. Потому что в дальнейшем лошадь будет отшпыриваться наружу всякий раз, когда мы будем хотеть от нее подвести задние ноги под корпус.

Постепенно увеличиваем расстояние, сохраняя все остальные сигналы, но не больше, чем лошадь готова понимать. Возможно прийдется возвращаться на исходную и не раз.

И вот когда лошадь уже бодро топает шагом хотя бы в трех метрах от человека и выполняет все эти команды, можно переходить к подъему в рысь, потихоньку увеличивая длину корды. Чтобы лошадь научилась качественно сгибаться на корде нужны месяцы работы + доп. упражнения! Нет такой волшебной кнопки, которую нажали и вот она побежала, как надо. Ведь лошади от природы не свойственно бегать кругами, ее баланс под это не заточен. А чтобы бегать согнувшись, никуда не валиться при этом, не висеть на корде, сохранять круг, нужно научиться совершенно новому балансу.

Я при этом не хочу сказать, что с лошадью нельзя бегать на корде, пока она не научится супер-балансу и не согнется вся. Но те пункты, которые я перечислила вначале, я стараюсь соблюдать с самого начала, даже если лошадь еще ничего не умеет и бегает оленем.
Но параллельно с просто беганием можно и нужно начинать учить лошадь делать это правильно.

Теперь как и обещала, буду пытаться разложить по полочкам как к этому всему прийти будучи на земле, то есть используя только корду, шамбарьер, язык тела и просто язык

Еще несколько моментов, которые я бы выделила как важные, касающиеся конкретно человека с кордой. Тут я буду писать как работаю именно я, то есть те команды и язык жестов, который сложился в процессе работы и он мне нравится тем, что лошади быстро понимают что к чему.

1) Человек с кордой всегда должен чувствовать, что он расслаблен. Внутренне и внешне. Лошади отлично это считывают. Можно сколько угодно командовать, чтобы лошадь расслабилась, но пока человек напряжен, лошадь будет делать то же самое.
2) В частности ведущая рука с кордой, включая плечо, должна быть расслабленна. Особенно это важно, когда лошадь бегает оленем и расслабление ей плохо дается.
3) Корда в случае неопытной лошади всегда должна быть в контакте. Причем в равномерном контакте. Это в том числе означает, что иногда имеет смысл последовать за лошадью, чтобы ее не дернуть, если ее снесло с круга. Нельзя внезапно отдавать корду, лишая лошадь ориентиров. (говорим о молодом несбалансированном олене)
4) Лучше избегать всяких прыжков и другой акробатики в центре корды с целью выслать лошадь, поддержать ее морально, выпихнуть ее наружу и тд. Это лишь научит лошадь игнорировать наш язык тела и испортит будущий диалог. Наоборот все наши движения должны быть как можно сдержаннее и плавнее. Если мы суетимся, дергаемся и излишне жестикулируем, это все равно что мы бы постоянно кричали.
5) То же самое касается и голосовых команд.
6) Высылающая рука с шамбарьером должна быть невидимой всегда, кроме тех случаев, когда она нужна. Не в том смысле, что ее надо прятать за спину, а в том, что она должна незаметно следовать за лошадью ничем себя не проявляя.
7) Своим телом мы создаем лошади коридор движения, которым мы должны управлять (телом и коридором). В общем случае мы следуем за лошадью лицом к ней, таким образом, что наши плечи развернуты параллельно лошади. В экстремальном варианте, вытянув обе руки в стороны, мы можем еще более четко показать этот коридор.
8 ) Плечо ведущей руки может быть открытым и закрытым. Его можно открыть по-разному - к примеру если мы хотим сузить круг, то мы должны открыть его шире, чем было, то есть подать назад. Если мы хотим сократить движение или вообще остановить лошадь, то мы закрываем это плечо, то есть разворачиваем его к лошади.
9) Лошадь обязательно должна уметь искать контакт с кордой, так же как верхом это происходит с поводом. Нет контакта - нет управления.

На той стадии, где мы объединяем умение лошади ходить вокруг нас шагом со сгибанием и следовать за ведущей рукой, вначале могут понадобиться более утрированные команды, чем это хорошо бы иметь в идеале.
Например, если лошадь плохо следует за рукой вниз, можно опустить и ведущее плечо, а то и вовсе согнуться в ту сторону. Главное, чтобы не пришлось потом так дальше и ползать все время - нужно всегда стремиться минимизировать усилия.
Не нашла подходящей фотки с кордой, где я ползаю скрючившись, но без корды все абсолютно то же самое.

В конечном итоге мы просто стоим в центре в нейтральной позе, не напрягаемся, и просим лошадь следовать за рукой вперед и вниз, одновременно требуем убрать плечо.

Вообще, что касается ведущей руки, очень важно целенаправленно следовать той логике, в которой положение головы и шеи лошади соответствует положению ведущей руки.
Аналогично, положение нашего тела определяет положение тела лошади. А высылающая рука и направление движения шамбарьера отвечает за то, как работают задние ноги. Иначе все это больше будет походить на некий трюк, чем на планомерную работу.

К примеру, при движении вперед-вниз, наша ведущая рука показывает как мы хотим чтобы лошадь несла шею (насколько низко), но при этом корпусом мы можем дополнительно показать баланс - например слегка опустить ведущее плечо и чуть наклонить корпус вперед (практически в уме) чтобы обозначить расслабление.

При этом изменяя лишь положение нашего корпуса и плечей мы меняем и баланс лошади (все это конечно не сразу, а со временем)
Просто для примера, подбираем "зад", выдвигаем колено вперед и приподнимаем ведущее плечо (при этом рука по прежнему внизу) :


Работа на корде - важный, но недооцененный этап тренинга. В данной статье мы расскажем, как из “работы на корде” действительно сделать “работу”, а не простое “выпускание пара”.

Основные команды: как гонять лошадь


Стоит помнить, что правильная работа с лошадью с земли основана на двух принципах:

  1. Применяется то, что полезно для выездки лошади
  2. Применяется то, что психологически понятно лошади

В сумме эти пункты дают так называемое “правило треугольника” - оптимальное положение человека относительно лошади, работающей на корде.


  • Одна сторона треугольника - это направляющая рука всадника (при работе в правую сторону - правая, в левую - левая), от которой корда проходит к капцунгу, трензелю, либо недоуздку. Направляющая рука совершает лёгкие отзывающие движения и засчет этого отвечает за правильное сгибание и концентрацию внимания лошади. Помните: для эффективной работы корда не должна провисать!
  • Вторая сторона треугольника - это шамбарьер, который кладётся в другую руку и смотрит по направлению скакательных суставов лошади. При помощи шамбарьера лошадь демонстрирует смену аллюров, прибавки и сокращения, сгибание внутрь, подведение зада под корпус.
  • Основание получившегося треугольника - это лошадь, двигающаяся вокруг кордового.

Чтобы не нарушить сложную геометрию правильной работы, всадник должен следить как за своими руками - они не должны препятствовать движению лошади вперёд, так и за своим корпусом - он должен быть параллелен плечу лошади. Взгляд кордового должен быть направлен на лошадь, в область, где обычно пролегает линия подпруги.

Голосовые команды


Знание лошадью голосовых команд имеет много плюсов: это развивает уровень её взаимодействия с человеком, облегчает работу на корде и под седлом, прибавляет ещё один способ экстренной остановки.

С обученной лошадью голосовая команда всегда должна предшествовать воздействию шамбарьером и кордой.

С необученной лошадью последовательность закрепления команд проста:

  1. Всадник подаёт лошади уже известную команду.
  2. Одновременно с этим дублирует её словесно. Стоит учитывать также тембр голоса: если команда “шаг” произносится длинно и певуче, то “галоп” - энергично, резко.
  3. Правильные ответы лошади подкрепляются похвалой, отдыхом, поглаживанием, голосом, угощением.
  4. Когда лошадь переходит в нужный аллюр по первой просьбе, следует убрать сигналы шамбарьером и кордой, оставив только голос.
  5. При правильном ответе лошади на голос необходимо обильно её похвалить и, возможно, даже закончить занятие на этой удачной ноте.

Следует помнить, что одно занятие можно посвятить изучению только одной команды, чтобы не запутать лошадь!

Дополнительные средства. Как накачать шею и спину лошади


Когда лошадь уже обучена основным принципам движения на корде и не имеет серьёзных проблем с дисциплиной, можно переходить к работе на дополнительных средствах. Рассмотрим самые популярные.

Развязки


Боковые поводья, проходящие от трензельных колец к кольцам гурты или же закрепленные за седло. Учат лошадь принимать давление повода и железа, держать установленную рамку.

Шамбон


Эластичная верёвка,проходщая от трензельного кольца через место соединения налобника с щёчным ремнём, которая далее пропускается между передними ногами лошади, крепясь к гурте или подпруге. Шамбон не фиксирует положение шеи лошади так строго, как развязки, но при выдирании головы оказывает достаточное воздействие, чтобы лошадь, почувствовав его, потянулась вниз.

Шлея Пессоа


Система, воздействующая одновременно и во взаимосвязи на положение шеи лошади и работу ее задних ног. Имеет варианты регулировки: низкий (знакомство лошади с системой, растяжение мышц спины и шеи), средний (основное рабочее положение, наработка мышц спины и шеи), высокое (работа над качеством сбора для подготовленных лошадей).

Лонжа


Система “ленивый конюх”, которую зачастую заменяют двумя скреплёнными чомбурами) - две мягкие верёвки, пропущенные между передних ног лошади и закрепленные на холке. Используются без гурты, поэтому при выборе следует обратить внимание на качество материала. Расслабляют мышцы спины и шеи, создают лошади комфортную рамку для активного движения и работы спиной.

Приучение к любому дополнительному средству следует начинать с самой слабой регулировки.

300xNxlunging_a_horse_rafi

Правильная работа на корде – лучшая основа для последующего тренинга, ибо она развивает постуральную силу и прямолинейность, необходимые лошади для того, чтобы нести на своей спине всадника без вреда для здоровья. Чтобы работа на корде была эффективной и благотворной, необходимо делать это правильно.

Почему на корде?

Нарастающая популярность методов НХ, когда лошадь работается на свободе в бочке, в последние годы вытесняет традиционную работу на корде, хотя у нее есть весомые преимущества по сравнению с работой на свободе.

274xNxlunging_a_horse_wild_horses

Самым главным преимуществом корды перед работой на свободе является, пожалуй, возможность добиться от лошади правильного сгибания. Естественное равновесие лошади в повороте радикально отличается от того, что требуется под седлом. В природе лошади сгибаются наружу (т.е. голова и круп наружу, а живот внутрь) и, как правило, заваливаются внутрь, подобно мотоциклу (см. фото).

Без всадника на спине лошади, может, и удобно так поворачивать, однако под седлом такой поворот крайне нежелателен вот почему:

  • Отклонение корпуса лошади от направления движения не позволяет одинаково нагружать задние ноги. В результате теряется импульс и образуются разнонаправленные силы, нарушающие равновесие всадника.
  • Такое прохождение поворота полностью исключает продольное вытягивание, лежащее в основе правильной работы лошади. Именно продольное вытягивание поднимает спину лошади подобно навесному мосту и дает силу, необходимую лошади для несения всадника на своей спине без причинения вреда позвоночнику.
  • Когда лошадь валится внутрь (подобно мотоциклу), всадник теряет равновесие и старается исправить положение, перенося вес наружу, что еще больше усугубляет проблему, делая невозможной работу «в поводу».

264xNxlunging_a_horse_loose_schooling

Даже без всадника такая манера лошади проходить повороты нагружает суставы и способствует прогибанию спины и асимметричному движению (см. фото справа). Лошадь, которая неправильно сгибается, не может правильно вытянуться, так как эти умения идут рука об руку.

На свободе нельзя добиться от лошади правильного сгибания, поэтому такая работа не имеет гимнастической ценности.

lunging_a_horse_young_arab

Корда позволяет добиться сгибания за счет контакта, бича и положения тела человека. Правильное использование этих средств позволяет добиться от лошади правильного положения, способствующего продольному вытягиванию, которое необходимо для подведения зада и работы спины.

Распространенные ошибки при работе на корде

Умение гонять лошадь на корде – это искусство. Чтобы ему научиться, нужно времени и терпения. Непросто контролировать лошадь на расстоянии, и многие допускают следующие ошибки:

lunging_a_horse_no_contact

  • Отсутствие контакта.Контакт, т.е. стабильная связь между лошадью и всадником посредством корды, — необходим для правильной работы. Однако очень часто можно видеть провисающую корду (фото слева), то есть отсутствие контакта. Дело в том, что большинство лошадей избегает требующего правильного сгибания воздействия корды, заваливаясь внутрь, и для того чтобы это исправить необходимо прибегать к бичу. Работа без контакта – это работа без сгибания, а значит и без гимнастической ценности.

lunging_a_horse_totti1

Контакт стимулирует продольное вытягивание, когда лошадь вытягивает шею, опускает голову и поднимает спину. В результате лошадь обретает прямолинейность.

lunging_a_horse_violent

Неправильно дергать за корду, умеренно или с силой. Если лошадь валится внутрь или тянет, необходимо исправить ее естественную асимметрию или недостаток равновесия, которые лежат в основе такого поведения. Как и при работе верхом, эту проблему нельзя решить агрессивным контактом. Зачастую, то, что лошадь валится внутрь, является показателем ее физической слабости. Со временем, по мере укрепления мышц, проблема решается сама собой.

В идеале гонять на корде нужно в огороженной бочке, так чтобы, если лошадь вырвется, ее можно было быстро вернуть в рабочее состояние.

  • Короткие развязки и прочие приспособления

Слишком короткие развязки – одна из самых распространенных ошибок при работе на корде. Таким образом люди пытаются добиться «правильного положения» головы и «округления» шеи. При работе от зада положение головы лошади является следствием прямолинейности и продольного вытягивания. Мы не можем получить его искусственно. Принуждая лошадь работать с развязками, мы не позволяем ей вытянуть вперед шею и просим искусственное округление, которое не только физически вредно, но и препятствует работе кольца постуральных мышц.

lunging_a_horse_uno_sidereins

Молодая лошадь должна иметь возможность опустить нос до самой земли, прежде чем «наткнется» на развязки (фото), и на наш взгляд, они ни на каком этапе тренировки не должны быть намного короче, поскольку на корде лошадь лишена поддержки средств управления всадника, стимулирующих подведения зада, которого требует более короткий контакт. Целью работы на корде является продольное вытягивание, потому что только оно правильно укрепляет лошадь, готовя ее к работе с весом всадника на спине. Короткие развязки не только мешают нам видеть, вытягивается ли лошадь, но и не дают ей вытянуться.

lunging_a_horse_pessoa
Сейчас предлагается широкий ассортимент так называемого дополнительного снаряжения, которое призвано помочь добиться правильного положения тех или иных частей лошади при работе на корде. Если при работе без дополнительного снаряжения лошадь не опускает голову и не поднимает спину, значит, либо вам нужно учиться добиваться от нее правильного сгибания в повороте и баланса, либо у лошади имеется физическая проблема, мешающая ей вытянуться вперед и вниз. В любом случае, дополнительное снаряжение как быстрое средство решения проблемы может только усугубить ее, нанеся физический вред здоровью лошади.

  • Слишком быстро

lunging_a_horse_rushing

Многие намеренно или просто по незнанию активно двигают лошадей на корде бичом. Для того, чтобы задействовать постуральные мышцы, лошади необходимо замедлиться, — это можно сравнить с йогой, пилатесом или бодибилдингом, в которых все делается медленно. Торопящаяся лошадь постоянно «сваливается» на перед, у нее нет возможности научиться правильному равновесию и использованию постуральных мышц. По мере того, как постуральные мышцы лошади будут укрепляться, интенсивность работы будет повышаться без потери равновесия и работы зада.

  • Корда крепится к трензелю

lunging_a_horse_bit
При работе на корде вы имеете в руках мощный рычаг, образующийся из-за того, что вы стоите на месте в центре окружности, по которой перемещается лошадь. Этот мощный рычаг оказывает жесткое воздействие на рот лошади даже при «традиционном» креплении пропущенной через внутреннее кольцо трензеля корды ко внешнему кольцу.
Еще более жестко воздействует корда, прикрепленная к D-образному кольцу на седелке или седле (фото слева), что зачастую используется для того, чтобы лошадь сгибала шею внутрь. В lunging_a_horse_draw_reins
этом случае корда становится аналогом шпрунта. Такая работа блокирует лошадь спереди и препятствует вытягиванию шеи, поэтому не может считаться благотворной! Когда корда прикрепляется к центральному кольцу капцунга на носу лошади, то может как стимулировать правильное положение головы и шеи лошади при сгибании, так и обеспечить прохождение импульса через все тело лошади. Этих вещей невозможно добиться при работе на корде с железом во рту.

lunging_a_horse_micklem
Для работы на корде также не подходит недоуздок, потому что за счет своей свободной формы он не может обеспечить должной связи с лошадью. Кроме того, все, что свободно болтается, может натереть или съехать со своего изначального положения и повредить, например, глаза.

На наш взгляд, единственная уздечка, приспособленная для работы на корде, — это многофункциональная уздечка Миклема (Micklem Multibridle, фото справа), на которой специально для этих целей предусмотрено D-образное кольцо на переносье. Такая уздечка станет прекрасной альтернативой капцунгу, потому что благодаря своему уникальному дизайну, она не давит ни на щеки, ни на челюсть.

Применение корды

lunging_a_horse_totti2

Самое, пожалуй, важное, что можно сделать с помощью корды, — это подготовить молодую или незаезженную лошадь к верховой работе.

lunging_a_horse_first_riding

Очень важно, чтобы перед тем, как на лошадь сядет человек, ее мышцы были в тонусе. Этого можно добиться за счет работы на корде.Работа на корде учит лошадь продольному вытягиванию, необходимому для борьбы с естественным прогибанием лошади как реакции на вес всадника. Помните, что очень сложно исправить тот вред, который наносит верховая работа неподготовленной лошади.

НХ пропагандирует идею, что, чем быстрее мы садимся на незаезженную лошадь, тем лучше, и, что если это можно сделать в течение нескольких часов, то это великое достижение. Из нашего опыта заездки молодых лошадей, период (работа на корде), необходимый для подготовки лошади к несению веса всадника, редко составляет меньше трех месяцев, а с некоторыми лошадьми доходит до полугода. Время, потраченное на работу на корде, сполна окупится последующим прогрессом под седлом.lunging_a_horse_round_pen
Корда полезна не только молодым лошадям. Она позволяет в любой момент оценить результаты работы. Особенно в случае реабилитации лошади, корда позволяет увидеть и решить проблемы и настроить лошадь на конструктивную работу. Помимо прочего корда позволяет укрепить доверие.lunging_a_horse_mojo
Лошадь, хорошо работающая на корде, имеет также то преимущество, что может использоваться для занятий по отработке независимой посадки, правильного положения тела и применения средств управления. Преимущество занятий на корде заключается в том, что всадник обучается без повода, а, следовательно, не получает столь распространенной зависимости от него. Лошадь подходит для таких занятий только в том случае, если умеет спокойно и прямолинейно двигаться, находясь в равновесии, что очень важно, без тугих развязок, так как это не позволит ученику почувствовать, как можно воздействовать на лошадь стоим телом.lunging_a_horse_lesson
Очень важно, чтобы работа на корде не воспринималась исключительно как способ дать лошади физическую нагрузку. Бездумная работа на корде, не принимаются во внимание то, как лошадь себя несет, сгибается или растягивается, не только бесполезна, но, более того, вредна, так как не только усиливает кривизну и прогнутость спины, но оказывает пагубное воздействие на суставы и очень часто – психологическое состояние лошади.

Учимся правильно гонять лошадь на корде

lunging_a_horse_hope

Научиться правильно гонять лошадь на корде может каждый. Это будет полезно не только для лошади, но для всадника.

Умение добиться от лошади на корде работы постуральных мышц позволяет увидеть собственными глазами ту же самую динамику тела лошади, что и при работе под седлом.

Это дополнит ваше понимание подведения зада, поскольку даст вам возможность увидеть и прочувствовать посредством корды, как переплетены прямолинейность, сгибание, равновесие и работа спиной.lunging_a_horse_engaged_riding
training1_cover3d
Если хотите научиться гонять лошадь на корде таким образом, вам будет интересна книга «Работа лошади без применения силы. Часть 1» (перев. пока доступна только на английском языке здесь). Это подробный справочник о взаимодействии с лошадью на земле. Он содержит практическую информацию и объясняет наш подход к тренингу лошадей, который позволяет добиться максимальных результатов с сохранением доверия. Она также содержит множество упражнений, которые можно выполнять на корде, чтобы укрепить нужные группы мышц, большое количество фотографий для наглядности.

Умение гонять лошадь на корде – бесценный навык как для тренера-берейтора, так и для всадника. Оно усовершенствуется и развивается с опытом.

§ 3 КАК ПРИУЧИТЬ МОЛОДУЮ ЛОШАДЬ К БЕГУ НА КОРДЕ И НАЕЗЖАТЬ ПРИ ПОМОЩИ РАЗВЯЗКИ ИЛИ ЛОНЖИРНОГО СЕДЛА

Очень часто поручают учить молодую лошадь бегу на корде под развязкой просто кучеру или конюху, смотря на это как на вещь незначительную. Там, где это случается, хозяин обыкновенно не имеет никакого понятия об этой операции. Однако ж она составляет самый первый шаг в обработке молодой лошади, и потому нужно всячески настаивать, чтобы относились к ней самым серьезным образом; лошадь, фальшиво и дурно обученная на корде, остается такой долгое время, и потребуется очень много труда, чтобы дать ей снова надлежащую выправку, между тем как лошадь, верно направленная в этом первом шаге, имеет уже много шансов приобрести навыки. Если она еще слишком молода, робка и слаба для собственно верховой езды, то нет ничего полезнее для нее, как возможно долговременное упражнение на корде. Здесь можно сдружиться с лошадью и приучить к послушанию, что впоследствии, при выездке, будет чрезвычайно полезно. Итак, на молодого коня надевают уздечку (капцун1) и трочок, на который сверху прикреплены два кольца; к последним привязывают оба конца уздечных поводьев, оставляя их настолько длинными, чтобы лошадь не чувствовала никакого стеснения. К кольцу капцуна при-крепляют посредством пряжки легкую корду. Хорошо, если вначале займутся здесь три лица. Первый держит корду и стоит в середине круга; второй держит лошадь близ головы и водит ее по кругу; третий погоняет бичом. Лошадь до тех пор водят по кругу шагом, доколе она не свыкнется достаточно с округлостью места упражнения; тогда водящий оставляет ее и присоединяется к тому, который держит корду; между тем третий, с помощью бича, старается держать лошадь на ходу. Первое, что обыкновенно при этом случается, — это то, что лошадь, почувствовав свободу, начинает бегать, и то врывается в круг, то стремится из него вон. И так как теперь корда время от времени потягивается сильнее, то и случается, что лошадь начинает быстро кружиться около держащего корду и наконец останавливается. Такая беспорядочность явным образом зависит от неопытности лошади и потому должна быть направляема с величайшим терпением. Ее берут под уздцы, как прежде, снова вводят в круг и продолжают таким образом первый урок, который должен быть по возможности короток; при этом несколько туров дают ей бегать сначала вправо, затем останавливают, ласкают ее и направляют бег налево, далее — таким же образом снова направо, и этим урок кончается. После нескольких дней такого упражнения молодая лошадь начинает держаться в круге довольно правильно и на рыси, обыкновенно же она идет на вольте, т. е. держит голову к внешней стороне круга, а тело внутрь его. Исправить это невозможно, доколе лошадь отпущена свободно. Но коль скоро она приобретет некоторую ловкость и привыкнет к поводу и слушаться работающего, то начинают брать ее все короче и короче, и более во внутреннюю сторону; ходящий с бичом держится сбоку между работающим и лошадью, и старается обращать ее внимание на движения бича и приучить уклоняться от него. Самое обучение лошади к правильному вольту производится таким образом, что с помощью бича и корды направляет лошадь из вольта идти вперед, указывая бичом или касаясь боков ее, смотря по надобности. Между тем держащий корду начинает действовать настойчивее. Посредством корды он удерживает лошадь в надлежащем положении. Именно если он начнет быстро двигать рукою туда и сюда, то колебания корды распространяются до конца ее, отсюда являются небольшие толчки, передающиеся капцуну и предупреждающие лошадь бросаться. Если последняя настолько подвинулась в деле обучения, что привыкает к капцуну и слушает его и держится свободно, то начинают ставить ее короче, притягивая внутренний повод; но это должно производить методически и постепенно. Вследствие этой более короткой постановки указанного действия бичом и одновременного притягивания корды лошадь принуждена бывает повернуть голову внутрь. Через некоторое время на лошадь кладут седло, чтобы приучить ее к оседлыванию мало-помалу. После того как она сделала несколько вольтов рысью направо, ее задерживают в шаге и останавливают на середине круга, где теперь она налево ставится короче, а правый повод снова немного отпускается длиннее. Так продолжают, доколе лошадь не привыкнет держать голову внутрь. Когда она будет послушна до такой степени и если найдут возможным и соответственным ее силам начать собственно выездку, то едва ли встретятся в этом затруднения. Во всяком случае, имея дело с молодой, неезженой лошадью, нужно быть как можно осторожнее. Ездок не должен садиться сразу, но предварительно следует испытать лошадь. Два человека с обеих сторон должны держать ее под уздцы. Ездок тихо кладет ногу в стремя и осторожно, не торопясь, садится верхом. Если при этом она обнаруживает большую пугливость и держится настороже, то нужно удвоить осмотрительность. Держащий корду не становится прямо впереди лошади, где он может быть сбит с ног, если лошадь, испугавшись, бросится вперед. Он становится несколько в стороне для большей безопасности. Ездок в свою очередь должен быть очень ловок, и как только лошадь обнаружит беспокойство, тотчас опускается со стремени, чтобы не быть сброшенным и не повиснуть в нем. Такую чувствительную лошадь понемногу пробуют в течение нескольких дней, и когда она станет несколько равнодушнее, то ездок подходит медленно, осторожно садится в седло и сидит смирно. Лошадь с осмотрительностью водят под узды и понуждают, как первоначально, с помощью бича, доколе ездок не будет в состоянии продолжать свою работу с помощью поводьев и доколе лошадь не привыкнет к пособиям. Самый удоб-ный способ садиться на молодую лошадь есть в обществе старых лошадей, где молодая лошадь ставится между ними.

Капцун этот делается только одним кольцом и с внутренней стороны совершенно мягким. Употребление пристегивания корды к подбородочному ремню удил для молодой лошади, да и для всякой, недопустимо, потому что она производит постоянным колебанием по длине своей самые неопределенные толчки во рту лошади.

Для своенравной и уже другими испорченной лошади работа на корде и под лонжирным седлом или развязным троком чрезвычайно полезна; лонжирное седло самое легкое и натуральнее действует для уравновешивания лошади, чем развязка, где весь перед — шея и голова — лошади спутаны, между тем как лонжирное седло занимает середину лошади и поводья могут действовать свободно, наподобие как бы они были в руках всадника. Часто удается, при знании дела, уничтожить последствия первоначального дурного обращения. Продолжительная выездка таких лошадей производится в таком случае вышеописанным образом; впоследствии и под ездоком таких лошадей полезно продолжительное время работать с помощью корды. Вообще здесь требуется очень много внимательности. Держащий корду и бичевой должны действовать в совершенном согласии один с другим, так кдк операция эта имеет чрезвычайную важность для лошади. Напротив, в руках неискусных людей она становится крайне вредной; часто у горячих лошадей случаются при этом вывихи суставов и переломы костей, или если этого и не случится, то лошадь через неправильное положение на вольте получит фальшивую постановку, которая впоследствии настоящему ездоку в исправлении будет стоить больших хлопот.

Обучение на корде.

Цель работы на корде — выработать у лошади свободное движение и подготовить ее к дальнейшей работе на боковые сгибания; приучить ее к работе с человеком; добиться, чтобы она доверчиво шла к нему; подготовить лошадь к работе в руках, дать ей освоиться с ощущением удил, седла и подпруг во время движения; приучить лошадь от посыла голосом двигаться на корде вперед на шагу, рыси и галопе.
На первых уроках лошади на корде она должна приучиться двигаться шагом и рысью по требованию кордового. Достигается это следующим образом. Сначала разминают лошадь на вольту рысью и галопом. Затем кордовой, если лошадь шла галопом, горизонтальным движением корды спереди назад и протяжной повторной командой «Рысью» добивается перехода ее из галопа в рысь, а после этого таким же действием корды и протяжной повторной командой «Шагом» добивается перехода из рыси в шаг. После этого кордовой принимает лошадь на себя, оглаживает ее, а еще лучше — поощряет ее кусочком хлеба и, перестегнув корду, пускает лошадь в другую сторону. Каждый реприз одного аллюра не должен длиться более 3 мин.
Когда лошадь по требованию станет двигаться шагом, Следует перейти к требованиям движения шагом и рысью. Это достигается следующим образом:
пустив лошадь на вольт и дав ей пройти несколько кругов произвольным аллюром (каким она пойдет сама), кордовой старается заставить ее двигаться рысью. На рыси бичевой поддерживает темп движения, приближаясь к лошади с поднятым на высоту плеча бичом, который он держит почти параллельно корде, бели одного поднятия бича недостаточно, нужно слегка помахивать бичом снизу вверх или слегка посылать им лошадь, ударяя по задним ногам.
После прогонки рысью, кордовой переводит лошадь в шаг и старается держать ее на этом аллюре несколько кругов, предупреждая желание перейти в другой, более быстрый аллюр горизонтальными движениями корды в сторону, противоположную движению лошади, повторяя одним и тем же тоном команду «Шагом». Желание лошади остановиться должно предупреждаться горизонтальным посылом кордой и бичом в сторону движения. Когда лошадь сделает несколько кругов шагом, кордовой с бичевым посылает ее на рысь, повторяя команду «Рысью» повышенным тоном. Желание лошади перейти в более широкий аллюр предупреждается опять-таки движением корды в сторону, противоположную ее движению, при повторении одним и тем же тоном команды «Рысью», а желание лошади перейти в менее интенсивный аллюр предупреждается горизонтальным посылом кордой в сторону движения и бичом. При повторении этих упражнений лошадь скоро начинает понимать действие корды, а также голос кордового и повиноваться им.
Когда лошадь будет спокойно двигаться на корде рысью, надо начать посылать ее на прибавленную рысь действиями бичевого (как указано выше) и горизонтальным движением корды в сторону движения с одновременной короткой командой кордового повышенным тоном «Прибавь рысь». На прибавленной рыси следует работать короткими репризами продолжительностью до 1 мин, а в конце периода выездки до 2—3 мин. Чтобы сократить рысь, надо действовать кордой и бичом в меньшей мере, чем не прибавленной рыси.
Когда лошадь будет свободно и спокойно двигаться широким шагом, рысью и прибавленной рысью, следует приступать к работе на галопе. Работа на галопе производится также короткими репризами, продолжительностью вначале до 1 мин, а к концу периода — до 2—3 мин.
Для того чтобы поднять лошадь в галоп, нужно вначале поставить ее на рысь, а затем, действуя горизонтальными движениями корды в сторону движения и короткой повторной командой «Галопом» (с одновременным посылом бичом), поднять лошадь в галоп. Удерживать ее на галопе, как и на рыси, следует действием корды и бича.

Фото обучение на корде со всадником.
Фото обучение на корде со всадником.
Фото обучение на корде со всадником.

Подготовительные приемы для работы в руках.

Цель приемов — приучить лошадь к смелому, доверчивому движению с человеком и подготовить ее к работе в руках. Подготовительные упражнения начинают тогда, когда лошадь будет по требованию кордового послушно двигаться шагом и рысью. Подготовительные упражнения выполняются на шаге, поэтому первым условием успеха отработки этих упражнений явится спокойное движение лошади рядом с человеком.
Лошадь приводят в манеж оседланной, в оголовье с мундштуком, с подтянутыми стременами. Перед началом работы в руках лошадь надо погонять на корде, но не доводя ее до пота, разрешая ей прыгать и играть. Затем лошадь принимают на себя, оглаживают, корду отстегивают, а поводья, освобожденные от подхвата подбородным ремнем, разбирают на шее лошади так, чтобы трензельные поводья были выше мундштучных. После этого трензельные поводья снимают через голову лошади, а мундштучные оставляют на ее шее. Затем кордовый подводит лошадь к стенке манежа на свободном трензельном поводу.
Наездник (ведущий лошадь) должен находиться впереди ее плеча, не прикасаясь к ней. Трензельные поводья, разделенные указательным пальцем около подбородка лошади (у пряжек), ведущий держит в правой руке при движении налево и в левой — при движении направо. Кулак нужно держать стоймя, а локоть — свободно опущенным вниз. Концы трензельных поводьев наездник держит в другой, свободно опущенной руке, в которой он держит также и хлыст тонким концом вниз и назад. Утолщенный конец рукоятки хлыста со стороны большого пальца не должен выступать из кулака.
Наездники подводят лошадей к стенке манежа на дистанцию друг от друга 4—6 м. Лошадь при движении ее по манежу должна находиться между стенкой манежа и ведущим ее наездником. Трогаясь с места, следует приучить лошадь подаваться вперед -от хлыста, прикладываемого в месте прикосновения шенкеля. Если лошадь охотно идет вперед, не надо скупиться на ласку. Руку, держащую трензельные поводья у подбородка лошади, следует подавать вперед и вверх, наблюдая, чтобы шея лошади имела правильное положение. Если лошадь слишком торопится или бросается вперед, наездник должен набором поводьев назад и на себя, отклоняя руки с поводьями, регулировать эти движения, следя за тем, чтобы лошадь не гнула шею, не наваливалась на ведущего плечом, не отходила внутрь манежа. Чтобы придать себе больше устойчивости, спортсмен, удерживая лошадь, должен упереться локтем в ее плечо.
Посыл лошади вперед, а также замедление хода, остановка или осаживание регулируются с помощью хлыста с одновременной подачей руки с поводьями вперед. Спортсмен, посылая лошадь вперед, остается у ее плеча, действуя хлыстом сзади себя. Если лошадь выполняет требования после посыла, ее следует немедленно огладить и поощрить голосом.
На первых уроках необходимо добиваться, чтобы, двигаясь вперед, лошадь не «ложилась» на трензельный повод, а подняв шею, шла с небольшим упором на него. Никакой «сдачи» при этом не надо требовать. Мундштук надевают только для того, чтобы лошадь привыкла к нему. Перемена направления движения в манеже направо или налево, назад или через манеж производится по общей команде без предъявления к лошади каких-либо требований.
Занятия с молодыми лошадьми, как правило, должны проводиться ежедневно. Продолжительность каждого урока — от 45 мин до 1 ч. Один раз в неделю вместо работы в руках производится проводка лошади в течение 1 ч. Заканчивать каждый урок следует после того, как лошадь покорилась требованию наездника.
К концу первого периода все лошади группы должны совершенно спокойно давать себя взнуздывать, седлать и смело двигаться на корде шагом, рысью, понимать голос наездника и действие корды, а также смело, охотно и спокойно ходить рядом с человеком, не отставая и не бросаясь в сторону. Если лошадь будет выполнять все перечисленные требования, можно перейти к работе по второму периоду.

Теперь приведем примерное распределение времени по урокам первого периода выездки молодой спортивной лошади.

Фото выездка.

Фото выездка.

Продолжительность каждого урока 45—60 мин
Продолжительность каждого занятия со второй половины месяца 60 мин
Вывод лошади а манеж, проводка ее на свободном поводу, приемы приучения, пристегивание корды 15—18 мин
Работа лошади в одну сторону любым аллюром, но не шагом 3—5 мин
Перестегивание корды 2 мин
Работа лошади в другую сторону произвольным аллюром, но не шагом 3—5 мин
Перестегивание корды 2 мин
Повторение работы в первоначальную сторону тем же аллюром 3—5 мин
Перестегивание корды 2 мин
Работа лошади в другую сторону 3—5 мин
Отстегивание корды 2 мин
Проводка лошади шагом 10—14 мин
Примечание. Отработка прибавленной рыси на корде начинается с третьей недели занятий.

Продолжительность каждого урока 60 мин
Вывод лошади в манеж, проводка, пристегивание корды 10 мин
Работа лошади в одну сторону произвольным аллюром 3 мин
Перестегиваиие корды 2 мин
Работа лошади в другую сторону произвольным аллюром 3 мин
Перестегивание корды 2 мин
Движение рысью, прибавленной рысью, галопом и шагом по требованию кордового в одну сторону 10 мин
Перестегивание корды 2 мин
Движение рысью, прибавленной рысью, галопом и шагом по требованию кордового в другую сторону 10 мин
Отстегивание корды 2 мин
Подготовительные приемы для работы лошади в руках 16 мин

Фото вороной кобылы.
Фото вороной кобылы.
Фото вороной кобылы.

Читайте также: