Как провести лошадь в повод

Опубликовано: 01.05.2024


СТАВИМ ЛОШАДЬ В ПОВОД

Часть 1 “Методика Jane Savoie”

Поставить лошадь в повод считается чуть ли не основной задачей в выездке. Это очень трудоемкий и тонкий процесс, требующий определенных навыков и знаний. Но, хорошая новость, каждый желающий может сделать это, проявив настойчивость и терпение.
Вы уже наверняка задавались вопросом, как опустить голову вашей лошади, найти контакт с ней внизу. Возможно, что бы не затягивать этот процесс, вам даже рекомендовали использовать дополнительные поводья, шпрунт например. Или что-то более адекватное. Тем не менее, любая лошадь, не зависимо от породы и экстерьера, может научится сохранять нужный контакт без всяких уловок и приспособлений. Для этого нужен системный подход. Подобный предлагает Jane Savoie, всемирно известная выездковая всадница, тренер, ветеринарный врач и автор литературы о верховой езде.
Устанавливаем контакт.
После того, как ваша лошадь в процессе тренинга научилась сохранять ритм и отвечать на посылы, вы готовы приступить к работе над постановкой ее в повод.
Есть пять условий, характеризующих хороший контакт с поводом: непрерывность, эластичность, симметричность, двухсторонний упор и пятое – прямая линия от кольца трензеля до локтя.

Непрерывность. При правильном контакте лошадь не будет возражать даже если вы не обладатель сверхмягкой руки, при условии что контакт постоянный и эластичный . Мягкая, но неспокойная рука это намного хуже.
Также следует различать действительно контакт с поводом и сброшенную с повода лошадь. Всадники-новички часто путают эти понятия. Если лошадь легкая в поводу, но вместе с этим, при наборе она прячется, при отдаче повода не тянется за ним, это признак того, что контакта нет.
Эластичность контакта зависит и от того, каким аллюром вы двигаетесь. Во время шага и галопа лошадь использует шею и голову как балансир. Ваши локти должны открываться и закрываться, сопровождая движение шеи. Если рука всадника закрепощена в локтевом суставе, лошадь будет упираться в руки, висеть на них.
Для лучшего понимания контакта на галопе и шаге Jane Savoie приводит в пример посадку жокеев на скаковых лошадях. Во время галопа жокей двигает руками вперед, будто толкает шею лошади. Иногда она просит учеников сесть в двухточечную жокейскую посадку и поездить некоторое время , а потом , ученику предлагается вернуться в седло в учебную посадку, но сохранив работу руками, которую он совершал до этого.
Рысь отличается от шага и галопа тем, что шея лошади не двигается вперед и назад. Вместо этого, всадник движется вверх и вниз. Если локти всадника заблокированы, ваши руки будут также двигаться вверх и вниз и нарушать контакт. Руки всадника в локтевых суставах также должны работать. Но движения иные, чем во время шага или галопа. Рука двигается вверх (когда всадник садится) и вниз (во время подъема).
Симметричность контакта . Кисти всадника должны быть зеркальным отражением друг друга. Они должны быть на одной и той же высоте от холки и на одинаковом расстоянии от вашего тела, а большие пальцы должны быть самой высокой точкой кисти.
При достижении этих трех характеристик вы будете готовы к постановке лошади в повод.
“АЛФАВИТ”
Обучение лошади идти на контакт с рукой через трензель и повод – это как обучение иностранному языку. Для начала вы должны выучить алфавит, а потом из букв сможете составлять слова.
Связь с рукой , контакт – это “слово”. Ваши ноги, руки, поясница, использование баланса – это “буквы”, которым вы обучаете лошадь. Она должна понимать, что значит каждая из них.
Ноги: Ваши ноги отвечают за активность задних ног лошади. Контроллируют их положение. Двигают лошадь вперед.
Поясница и седалище: контролируют ритм вашей лошади, скорость, длину шага, нисходящие переходы. Здесь имеем своеобразный подводный камень – все эти действия всадник может пытаться выполнять поводом. Когда он еще не чувствует разницу между правильными или неправильными движениями. Вы можете перевести лошадь в шаг , натянув повод, но это блокирует задние ноги, лошадь не подводит их под корпус, растягивается. В результате спина лошади провисает, шея поднимается вверх и лошадь идет через повод.
Руки: За что же отвечают наши руки? Руки контролируют положение шеи , головы и затылка лошади. А также, при помощи рук вы можете выполнять различные сгибания.

ПОСТАНОВКА В ПОВОД
После того, как ваша лошадь научится “читать” ваши “буквы”, т.е. начнет понимать, каких действий вы ожидаете от нее , используя определенные посылы, она готова к формированию стабильного контакта между вами через трензель и повод.
Как же добится от лошади котнтакта внизу, используя все, что здесь описано? Jane Savoie рекомендует следующую технику: “Для начала, закройте шенкеля так, как будто вы хотите попросить удлинения темпа на рыси или галопе. Вы всегда должны чувствовать импульс, подобный тому, который вы чувствуете при удлинении темпа, прежде чем просить чего-то поводом. После того, как вы создали эту энергию, закройте внешнюю кисть, что бы аккумулировать эту энергию в задних конечностях лошади. Удержите такое положение в течение трех секунд (три секунды занимает вдох и выдох). Это заставить лошадь согнуть шею наружу. В ответ , тремя короткими одержками отозвите лошадь внутренним поводом. Эти три короткие одержки нужны только что бы выровнять лошадь. Не увлекитесь ими. Только три для выравнивания.
Все эти действия совершаются очень быстро: закрыть шенкель, закрыть наружную кисть на 3 секунды, выровнять тремя короткими одержками шею, поставить руки в прежнее положение.
Таким образом, постепенно, лошадь начнет искать контакт с рукой внизу, сохраняя ритм и импульс. Используя эту систему вы сможете поставить лошадь в повод.

В следующей части описаны ошибки, которые может допускать лошадь и методы их коррекции.

Смирнова Валерия
Перевод статьи Jane Savoie

Умение правильно воздействовать на лошадь поводом – одно из самых сложных умений. Оно приходит последним, если конечно вообще приходит. Далеко не все люди имеют «мягкую» руку. Есть мнение, что это некая врожденная черта. Она либо есть, либо ее нет. Ошибки в работе поводом. Как их избежать?

контргалоп

Усердно занимаясь и работая над собой, можно добиться достаточного уровня владения поводом, даже если у человека от природы рука не самая чувствительная. Есть немало примеров среди именитых всадников, которые не обладают чуткой рукой. Однако при этом они научились действовать ей сдержанно и спокойно, перенеся по максимуму управление на шенкель и корпус. Однако, не все списывается на «мягкую» или «жесткую» от природы руку. Еще есть и ошибки, которые нужно осознать и старательно исправлять, чтобы выйти на качественно новый уровень езды. Ошибки в работе поводом могут быть различными, вот несколько основных.

— Неправильное положение рук над холкой по высоте

Существует базовый уровень, где 90% времени должны находиться руки всадника: на высоте кулака над холкой. В процессе работы, можно опускать руки (например, отрабатывая положение «long & low») или поднимать их (французский метод работы с лошадьми, задирающими голову). Однако, основную часть езды всадник держит руки в базовом положении. Чаще всего можно наблюдать ситуацию, когда всадники постоянно опускают руки на уровень холки или даже ниже. Некоторые из них объясняют это тем, что стараются так собрать коня.

повод

О минусах этого метода часто рассказывает и показывает в своих мастер-классах Джордж Моррис. Гораздо нагляднее один раз посмотреть его объяснение, чем читать многостраничный опус об этом в печатном виде. Кроме того, не стоит забывать, что опушенная рука – это разогнутый локоть. А это значит, в 90% случаев, неправильный угол между железом и кистью. Поднятая слишком высоко рука менее распространенная ошибка. Чаще она возникает у совсем начинающих всадников, когда человек еще не научился держать равновесие и балансирует с помощью повода. Поднятые руки делают посадку нестабильной и легко могут стать причиной неприятного падения назад.

— Всадник перебирает повод

Привычка перебирать повод не дает лошади возможность прислониться к железу. Поэтому езда становится рваной, а лошадь часто сбрасывается с повода. Наберите сразу повод нужной длины. Так, чтобы вам не было необходимости постоянно делать его короче или длиннее. На прыжковых тренировках особенно важно научить сразу брать повод достаточно коротко. Перебирание повода очень сильно сбивают лошадь. Оно не дает ей ровно и энергично подойти к прыжку.

повод

Хороший тренер должен показать всаднику, как правильно набирать повод в 2 движения. Легко и плавно. Всадник может также перебирать повод и по той причине, что он недостаточно крепко его держит и тот постоянно выскальзывает, становясь длиннее.

— Всадник плохо держит повод

повод

Виной этому, в большинстве случаев, разжатые пальцы. Это не только плохая, но и опасная привычка. Огромное количество всадников ломают себе пальцы на прыжках или на играющей лошади. У начинающего всадника или при отсутствии грамотного тренера, может возникнуть неправильный стереотип, что расслабленная рука – это разжатые пальцы. Правда же в том, что расслабленная рука — этот расслабленная кисть, локоть и плечо, при сжатых в кулак пальцах. Привычку разжимать пальцы можно преодолеть только постоянным самоконтролем. Даже если вы шагаете, держите пальцы подобранными. Не только ради хорошей езды, но и ради своей безопасности.

— Неправильный наклон кисти

повод

Этому учат с самого первого дня тренировок. Однако не редко можно видеть людей, чье положение рук в седле больше похоже на руки пианиста, чем всадника. Горизонтальное положение рук блокирует правильную работу кисти, лишая всадника возможности легко воздействовать поводом. Всегда помните про старую присказку тренеров: «Представь, что у тебя в руках два стакана и тебе нельзя их разлить».

— Всадник переносит руку через шею

Эта совершенно недопустимая привычка не только в выездке, где за это вам снимут немало баллов, но и в любом другом виде. Перемещая руку через шею, вы делаете во рту лошади очень болезненный замок. Он не даёт никакой информации, только боль. Кроме того, этим вы нарушаете собственное равновесие, делая свою посадку небезопасной и неэффективной.

— Мертвая рука

повод

Голова и шея лошади движутся на разных аллюрах по-разному. Только на рыси они более-менее статичны, на шагу и галопе напротив, они очень подвижны. Всадник должен сопровождать движение головы и шеи лошади на всех аллюрах. Это не значит бросать и отдавать повод. Это значит наоборот, поддерживать постоянно одинаковый контакт. Ведь если, к примеру, на галопе, вы фиксируете руку в одном месте, то вместо стабильного контакта, лошадь будет то натыкаться на повод, то терять его. Помните, сохранять руку спокойной, не значит фиксировать ее намертво в одном месте.

— Рука напряжена в кисти

Эта проблема наблюдается у очень многих всадников и виной тому, чаще всего, неправильное обучение. Когда тренер обучает держать повод, он часто просто говорит заученную фразу: «Сожми руку в кулак». Однако он не смотрит, как именно ученик выполняет эту команду. В 99% случаев человек старательно сжимает руку в кулак как боксер на ринге, при этом сильно напрягая кисть. Задача же всадника держать кисть расслабленной и мягкой, а пальцы крепко держащими повод. Расслабьте кисть и прижмите повод к ладони только пальцами. Почувствовав эту разницу, вы сразу сделаете огромный скачок в обучении верховой езде.

Лошадь в поводу, или «на заду», — захватывающий психологический феномен, доступный любой лошади, независимо от области ее применения, который следует считать основой любой верховой езды. Можно с уверенностью сказать, что это самая важная для понимания составляющая верховой езды.

Подведение зада – это безопасность лошади и всадника. За счет него лошадь обретает необходимую для комфортного несения всадника силу и гибкость, а всадник — полный контроль над лошадью. В результате, между всадником и лошадью возникает прекрасная связь и новые ощущения от возрастающей по мере улучшения физической формы красоты и экспрессии движений лошади.

bit3

Подведение зада, которое обычно ассоциируется с принятием лошадью повода, характерно не только для выездки продвинутого уровня. В большей или меньшей степени оно доступно любой лошади на любом уровне подготовки.

Подводя зад, лошадь задействует «кольцо» синхронно работающих мышц. В результате ее позвоночник вытягивается, спина и брюшные мышцы приподнимаются, таз и задние ноги подводятся под корпус, шея округляется, нижняя часть шеи расслабляется. Всадник при этом чувствует, что лошадь сливается с этим «кольцом», а мышцы, выполняющие двигательную функцию, ритмично расслабляются, придавая ее движениям экспрессию и эластичность. Обратите внимание на мягкий контакт и симметрию работы диагоналей (см. ниже). Лошадь приподнимается под всадником, обретает легкость и равновесие, ее движения становятся сбалансированными и комфортными для всадника.

Биомеханику мышечного кольца прекрасно объясняет и иллюстрирует схемами в статье “Еще раз о кольце мышц” доктор Деб Беннетт (оригинал статьи на английском языке можно скачать здесь).

Больше фотографий лошадей, работающих спиной, т.е. «от зада» или «в поводу», вы найдете в нашей фотогалерее.

Как определить, что лошадь «в поводу»:

  • Брюшные мышцы приподняты и хорошо очерчены;
  • Таз подведен, круп опущен, задние ноги подведены под корпус;
  • Шея округлена, но тянется вперед, видна работа мышц средней части шеи, низ шеи расслаблен
  • Одним из основных признаков правильной работы лошади спиной является симметричность диагональных пар конечностей на рыси. Это хорошо видно на фотографии.

Желтые линии показывают углы поднятой диагонали — подплечья и плюсны . Когда лошадь правильно работает спиной, углы одинаковы, т.е. подплечье передней ноги параллельно плюсне диагональной задней.
bit1
bit2

На второй фотографии, однако, заметна разница в углах диагональной пары конечностей: передняя нога поднята слишком высоко, в то время как задняя чуть отрывается от земли. Обратите также внимание на зажатый ганаш, что выражается в натянутом поводе (мощный рычаг мундштука находится в крайнем, т.е. наиболее жестком положении), а также на приподнятый круп, о чем свидетельствует крутой подъем поясницы за седлом. Эта лошадь получает феноменально высокие оценки на соревнованиях высочайшего уровня, несмотря на явное отсутствие корректной работы спины, необходимого условия для правильной выездки.

Присмотритесь к этим фотографиям и сравните их. Обратите внимание на разницу в направлении энергии движения.

Видите, как лошадь тянется вперед на первой фотографии? Видите, что спина лошади под всадником приподнята? Видите закрепощение лошади на второй фотографии? А прогнутую спину лошади под всадником?

Как ни странно, несмотря на очевидные признаки того, что лошадь на второй фотографии не работает спиной, она относится к более «высокому» уровню, чем лошадь на первой, хотя по логике, она должна была бы демонстрировать большее подведение зада, чем на первой фотографии.

При правильной работе высокое несение головы является последствием сильно подведения крупа за счет сокращения брюшных мышц), при этом сохраняется продольное растяжение позвоночника по всей длине. В большинстве же случаев, высокое положение головы достигается за счет набора и удерживания повода, что заставляет лошадь больше прогибаться в спине и не имеет ничего общего с настоящей работой лошади спиной, то есть «в поводу» и «от зада».

Выездка привлекает многих внешней красотой выступлений лошади и всадника, поэтому не приходится ожидать, что оценки в ней сведутся к геометрии. Ирония заключается в том, что в погоне за картинкой забывается изначальная гимнастическая цель выездки, поэтом, на наш взгляд, красота выездки в большинстве выступлений (как в спортивных, так и в конных шоу) полностью утеряна. Возможно, решением проблемы может стать применение более объективных методов судейства, например, с анализом, подобным приведенному выше — по крайней мере, он покажет, находится ли лошадь в поводу, или это всего лишь видимость.

Почему ‘в поводу’?

Почему же явление, которое затрагивает все тело лошади целиком, носит столь однобокое название «в поводу»? Дело в том, что, когда лошадь использует «кольцо мышц», ее шея округляется, а челюсть расслабляется, и всадник вместо сопротивления ощущает смягчение в поводу.

К сожалению, поскольку самыми очевидными признаками правильной работы лошади спиной являются рот и положение головы, то большинство всадников концентрируют свое внимание только на них, «играя» или «отзванивая» поводом, или, что еще хуже, просто дергая лошадь за рот — селекция позволила получить спортивных лошадей, которые ставят голову в нужное положение просто от натяжения повода, в то время как обычные, «неперспективные» лошади будут этому сопротивляться.

Мы считаем, что концентрация внимания на передней части лошади характеризует поверхностный подход, так как настоящее смягчение лошади в поводу является исключительно результатом правильной работы всего ее тела, и само по себе не имеет никакой ценности или пользы ни для лошади, ни для всадника. Мундштучное оголовье также оказывает эффект искусственного смягчения челюсти лошади.

Результаты работы лошади «в поводу»

Правильная работа лошади в поводу благотворно сказывается не только на ее физическом, но и психологическом состоянии. Как только лошадь начинает нести себя сама за счет слаженной работы постуральных мышц и взаимодействия с «кольцом» постуральных мышц всадника, она расслабляется. Отсутствие равновесия при работе под седлом вызывает у лошади физическое и психологическое напряжение. Будучи по природе своей легкой добычей хищников, лошади, оказавшись вне табуна, находятся в состоянии сильного стресса.

Удивительно, что, ставя лошадь в повод, Вы не только создаете между ней и собой особую связь, но просите ее полностью доверить Вам свое тело. Это выражается в уступке шенкелю, когда вы просите лошадь согнуться в повороте (в естественных условиях она бы сделала с точностью до наоборот), и в «отключении» рефлекса бегства, когда всадник смещает ее равновесие с переда на зад.

Отдаваясь таким образом всаднику и обретая равновесие в движении под ним, лошадь начинает чувствовать себя защищенной. Связь с человеком дает лошади то же чувство защищенности, что и табун. Всадник становится для лошади ее «табуном», лидером, с которым она может расслабиться психологически и эмоционально.

Важный момент: при правильной верховой езде вы достигаете доверия и добровольного повиновения лошади за счет физического и гимнастического воздействия, показывая ей, что движение в равновесии – это безопасность.

Мы не верим в то, что такую степень психологического спокойствия можно достичь за счет психологической тренировки, которую практикуют многие методы натуральных отношений (Natural Horsemanship, далее НХ). Лошади – крайне физические существа, их психологическое состояние напрямую зависит от того, как они себя чувствуют. В домашних условиях лошади в большинстве случаев лишены защиты табуна, всадник нарушает их естественный баланс, поэтому для обретения психологического спокойствия, а может и чего-то большего, лошади необходимо, чтобы всадник вернул ей чувство защищенности посредством связи через повод.

Именно поэтому важное значение для тренировочного процесса имеют условия содержания лошади. Если несчастливое существование в целом (например, изолированное содержание в конюшне) вызывает у лошади стресс и напряжение, то ей будет сложнее расслабиться и доверить свое тело всаднику. Мы заметили, что у лошадей эмоциональный стресс зачастую выражается в напряженности диафрагмы, что напрямую мешает постановке лошади в повод, так как правильная работа требует задействования мышц корпуса.

К сожалению, похоже, что современная выездка считает напряжение благотворной и желанной составной часть работы лошади, поэтому всадник в процессе тренировки не только не пытается избавиться от стресса, связанного с противоестественным содержанием лошади, но усиливает его применением силы, что награждается высокими оценками на соревнованиях.
Изначально одной из целей выездки было получить спокойную лошадь, доверяющую всаднику настолько, чтобы участвовать в военных действиях. Сомневаемся, что современные звезды выездки могли бы это сделать…


Статья «Философия тренировки: притча о двух лодках» образно демонстрирует гармоничную связь, которую можно получить, если уделять внимание качеству движений лошади и развивать постуральные мышцы, необходимые для управления ее движениями, а не довольствоваться поверхностным успехом, который быстро достигается за счет сдерживания лошади поводом.

Как поставить лошадь в повод?

Это один из ключевых вопросов выездки!

Почему? Потому что речь идет о фундаментальной трансформации (до определенной степени), которую любой всадник должен постоянно производить в лошади, независимо от выбранного вида конного спорта.

Хорошо знать, что такое работа спиной (т.е. «от зада»), однако важнее понимать, как этого добиться и что чувствуешь, когда лошадь находится в поводу.

Чтобы лошадь начала задействовать постуральные мышцы, подвела зад и начала работать спиной, всадник должен начать с себя, укрепив собственные постуральные мышцы, добившись необходимой гибкости определенных суставов и, что самое главное, избавившись от зависимости от повода для сохранения равновесия и контроля. Только после этого приходит осознание прямолинейности (выпрямления и сгибания), а также умение корректировать седалищем баланс лошади и ее продольное вытягивание.

Наш опыт показывает, что для того, чтобы поставить лошадь в повод и добиться движения от зада, всадник должен использовать те же мышцы и суставы, что и лошадь. Это является частью прекрасной «симметрии» верховой езды как гимнастического искусства. Больше информации на эту тему вы найдете в статье «Биомеханика всадника» .

Научившись за счет постурального воздействия правильно и стабильно «включать» постуральное кольцо лошади, вы получите новые возможности, которые откроют для вас совершенно новый мир верховой езды.

Если разбить теорию верховой езды на составные части и объяснить, как тело всадника на самом деле влияет на лошадь, а затем выстроить эти элементы в работающую систему, то исчезают загадки и недопонимание, так часто разочаровывающие всадников, стремящихся улучшить свои навыки.

Будь то спортивная или классическая выездка или просто верховая езда себе в удовольствие, принципы едины. Гимнастическая гармония лошади и всадника, которой можно добиться в результате правильной работы, — поразительный феномен в любом контексте. Многие наши клиенты считают, что к чувству единства с лошадью за счет объединения постуральных колец лошади и всадника, то есть к работe лошади «в поводу», прийти очень. Для нас же это основа всей верховой езды.

Книга «Гимнастическая верховая езда» (The Gymnastic Rider) доступна исключительно на нашем сайте Happy Horse Training. Это доступное, пошаговое руководство научит Вас правильно «ставить лошадь в повод», добиваться подведения зада и работы спины. Следуя инструкциям книги, любой всадник может добиться правильной посадки, положения ног и эффективной работы постуральных мышц, однако основные элементы покажутся большинству всадников неожиданными и нелогичными. Именно поэтому так мало всадников и тренеров правильно понимает и практикует работу лошади «от зада» и «в поводу».

Статья «Верховая езда в равновесии» более подробно рассказывает о книге и философии, лежащей в ее основе. Вы также можете бесплатно скачать 15 страниц введения.

Андрей Vs

Заметки топ-тренера: Сгибайте и почешите.
Кимберли Д. Петерсон из Крествуд Кентуки – тренер Тори, нашей модели на этом занятии. Мы попросили Кимберли объяснить упражнение, которое она использует, чтобы научить свою ученицу ставить лошадь в повод и она рассказала нам о «согнуть и почесать». Попробуйте это упражнение со своей любимой лошадью.

"Сгибай и почеши" - это простое упражнение, которое можно делать на шагу, рыси и галопе, но лучше всего попробовать его сначала на шагу.

Очень важно, чтобы лошадь шла вперед от шенкеля в ровный "открытый" контакт с обоими поводьями. Это означает, что ваши пальцы сжаты, ваши большие пальцы наверху, а ваши локти скользят вдоль грудной клетки.

Никогда не тяните повод назад, ваша левая рука остается с левой стороны холки лошади, а правая с правой стороны.

Не делайте возвратно-поступательных движений поводом. Вам не нужно, чтобы лошадь чрезмерно сгибала шею вправо или влево. Ее нос должен оставаться на уровне середины груди.

Чтобы начать упражнение, вышлите лошадь вперед на выбранный аллюр. Установите одинаковый контакт с обоими поводьями, а локти пусть скользят вдоль грудной клетки. Это "сгибательная" часть упражнения. Затем лошадь начинает жевать железо и опускает затылок, вытяните обе руки вперед, удерживая оба повода, и легко почешите холку лошади одну или две секунды. Это "чесательная" часть упражнения. Затем снова установите контакт и повторите процесс.

Цель "сгибательного" этапа в установлении связи со ртом лошади через поводья. "Открытый" контакт позволяет передавать сообщения лошади точно. Вам не нужно, чтобы она остановилась или вскидывала голову.

Цель "чесательного" этапа:

1. Поощрение лошади за положительную реакцию - лошади любят, когда им чешут холку.
2. Дать лошади достаточно повода, чтобы она вытянула шею и опустила затылок.
3. Напоминание всаднику, чтобы он дал лошади достаточно повода, чтоыб она опустила шею.

Когда вы вместе с лошадью станете хорошо выполнять это упражнение на шагу на достаточно коротком поводе, попробуйте делать его на рыси и галопе. Вы также можете попробовать выполнить это упражнение на трех аллюрах с поводьями средней длины и на достаточно длинных поводьях.

По мере практики этого упражнение, лошадь охотнее идет на повод, а всадник лучше понимает, как этого добиться.

Андрей Vs

"The Three-Second Solution: Putting Your Horse On the Bit" Jane Savoie
перевод Нара Акопян
http://www.equisearch.com/horses_riding_training/engl..

Тренер по выездке и спортсменка Джейн Савой учит простой эффективной системе, котороая поможет вам поставить лошадь в повод и сделать вашу езду более приятной.
На мастер-классах, которые я показываю по всей стране я снова и снова слышу одну и ту же жалобу от учеников всех уровней, как сложно им поставить лошадь в повод. Что я говорю им, и что я говорю вам – так быть не должно. Используя простую систему я покажу вам как можно поставить лошадь в повод и держать ее в поводу. И когда вы приобретете опыт езды «в поводу» вы никогда больше не удовлетворитесь меньшим.

В поводу – к чему заморочки?
Почему возникают проблемы в постановке лошади в повод? Просто потому что это качество делает ее замечательной в работе. Она ощущается как более организованная, удобная, подобранная и ее легко контролировать. Все что она делает, плавно и гармонично. Она даже все делает более усердно и охотно.
В природе, когда лошадь пугается, она вскидывает голову вверх и ее шея напрягается, ее спина прогибается и у нее на повестке дня только одно: «Спасайся!» Но когда она расслаблена и довольна, то ее голова опущена, ее шея вытянута, а ее спина округлена. Округление, которое вы видите, когда всадник ставит лошадь в повод, на самом деле просто создает психологическое состояние готовности и расслабления.
Лошадь, которая не находится в поводу, мысенно не со всадником. Она легче отвлекатеся, склонна инстинктивно реагировать на пугающие предметы или звуки , шарахаясь или убегая, и она может даже открыто сопротивляться. Ее тело также дезорганизованно, как набор разрозненный запчастей, а не хорошо смазанная машина. Ее сложно развернуть, ей трудно управлять - и на мой вгляд, на ней очень неудобно сидеть.
Помимо создание физических и психологических связей, «в поводу» придает живости вашей тренировочной программе. Как? За счет свободного движения даже самая невзрачная лошадь, двигаясь, может выглядеть грациозно, уравновешено и живо. Но положите седло ей на спину, взберитесь на него, измените ее равновесие и вдруг это грациозное создание двигается как самосвал и управляется не лучше баржи.
Попытка востановить под седлом красоту и легкость ее движений, которые она приобретает на свободе – это все для тренера. И тренинг бывает самым эффективным и легким, когда лошадь несет себя в основном за счет мышц линии верха, спины и шеи. Когда она это делает? Когда она в поводу? Ее тело принимает огруглую рамку, ее задние ноги хорошо подводятся под корпус, а не полочатся еле-еле, она хорошо развивает мышцы вдоль линии верха – равномерно и без чрезмерного дапряжения. (Я видела лошадей, которые становились более обмускуленными менее чем за пять дней езды в поводу). Когда она это делает, она улучшает все замечательные качества, которорые вы пытаетесь развить, такие как послушание, гибкость и начальный сбор.
Тренировка лошади, которая не находится в поводу – это все равно, что закладывать деньки в старый матрас. Даже если у вас все еще есть наличные на год вперед, богатства не прибавится, и может быть даже станет меньше. Но тренировка лошади, которая находится в поводу, это как положить деньги туда, где они будут приносить двухзначные сложные проценты. Когда год закончится, у вас не только будет то, с чего вы начали, но и даже больше!
В этой статье я помогу вам добиться положения «в поводу» также, как я помогаю ученикам на мастер-классах, используя простые пошаговые инструкции, систему «объединяющих средств управления», которые дают почти мгновенный результат – на самом деле, я никогда не видела, чтобы это работала в на самом первом занятии. Затем. Поскольку вы, возможно, работаете без руководства тренера (и поэтому то, что вы делаете, не всегда выгдяд и ощущаются хорошо). Я дам вам несколько простых «задач» для проверки корректности ваших средств управления и реакции вашей лошади на них.

Андрей Vs

Прежде чем начать.

«В поводу» - это определенно тот случай, когда, наверное, можно говорить очень долго. Если вы никогда не испытывали этого, попробуйте договориться об одном или двух уроках, или по крайней мере о паре кругов вокруг манежа, на «ветеране» или опытной лошади, котора знает свою работу назубок. Если вы сядете на нее сразу после того, как хороший всадник поработал ее несколько минут в поводу, то она будет ощущаться легче, постарайтесь запомнить это, помня, что это то, над чем вы работаете. Опытный помощник или друг с хорошей парой глаз - это другая возможность, поскольку немалая часть "в поводу" отражается в силуэте и рамке лошади. Если вы не можете организовать даже это, и если после занятия или двух вы с вашей лошадью все еще там же, с чего начинали, то поищите помощи в лице квалифицированного преподавателя, который подскажет вам, что делать, или даже поставит лошадь в повод для вас.

Ограничьте занятие 30 минутами или меньше (20-30, если ваша лошадь совсем молодая), включая длинную разминку. Поскольку вам необходимо очень много времени, чтобы подумать о том. что вы делаете, как вы это делаете и как ваша лошадь реагирует, начните с шага (если только она не спешит, не напрягается на шагу или просто не двигается ритмично и с импульсом, в данном случае лучше перейти на строевую рысь).

Начните с основ.

Воспользуйтесь разминкой, чтобы установить движение вперед, выпрямление, ритм и контакт, в этот момент не думайте о рамке лошади. Без конкретно этих качеств вы ничего не сможете сделать, а когда они у вас будут, у вас появится основа для того, чтобы поставить лошадь в повод.

Во-первых, убедитесь, что ваша лошадь двигается вперед расслабленными длинными свободными шагами и находится "перед шенкелем". Что это означает? Она сразу быстро и с энтузиазмом реагирует на легчайшее давление шенкеля. Попробуйте следующее: слегка сожмите шенкеля. Если она быстро и охотно устремляется вперед, то вы на правильном пути. Но если она стоит на месте или лениво шагает, оставьте попытки сжать ее шенкелями сильнее; она просто стала менее чувствительной, и вы придете к тому, что будете всю работу делать сами. Вместо этого поставьте ее "перед шенкелем" сжав ее также легко, как вы это сделали с самого начал. Опять же, если она не отвечает, шлепните ее хлыстом позади шенкеля (но не по крупу, иначе она может отбить), либо отведите шенкель и резко ударьте несколько раз: "бам, бам, бам." Не путайте ее, подняв пятку и делая "тук, тук, тук" ; она подумает, что вы даете более сильную команду к движению вперед. Вам нужно, чтобы она знала "Нет, это не команда. Это - корректировка."

А теперь ключевой момент. Когда вы добьетесь, чтобы лошадь отвечала (пусть не слишком четко или резко) на хлыст или удары, вернитесь и снова легко сожмите лошадь. Если она немедленно начинает энергично двигаться вперед, щедро поощрите ее. Скажите "Молодец!" и почешите ее шею пальцами (перебарщивать не нужно). Если она отвечает на приемлемом уровне, но не выкладывается на 100 процентов, снова резко ударьте ее ногой. Когда она ответит, снова легко ее сожмите. Какова ваша цель? Только шепнуть, что вам нужно и получить бурную реакцию с ее стороны.

Выпрямление означает, что позвоночник вашей лошади соответствует той линии, по которой она двигается. Выпрямление на длинной стенке, центральной линии и диагонали означает, что ее позвоночник прямой; выпрямление на кругах, в углах и на изогнутых линиях означает, что ее позвоночник сгибается. В любом случае, ее задние ноги с основном ступают по тому же следу, что и передние.

Работать с поводом сложно. Но всегда нужно стремиться к совершенству. Как правило, новички не отличают команды "расслабь повод" и "расслабь руки"; "Не перетягивай", "не набирай". Попробуем чуть-чуть в этом разобраться.

PS: фотографии слабо относятся к тексту, т.к. раскрытые конские рты из-за перетянутых поводьев - многих приводят в бешенство.

Поводья. Статья для начинающих и малоопытных. Кони, Лошади, Урок, Поводья, Повод, Длиннопост

Что значит "дергать поводом"? Дергать руками, перетягивать и дергать за рот.

Это обычно происходит из-за плохой работы руками. В идеале, кисти должны всегда лежать на холке лошади. Даже если вы облегчаетесь на стременах! То есть вы сами встаете, а кисти остаются внизу. Сгибаются и разгибаются только ЛОКТИ. Если же ваши кисти постоянно взмывают вверх и вниз, будьте уверены - вы дергаете коня за рот.

Поводья. Статья для начинающих и малоопытных. Кони, Лошади, Урок, Поводья, Повод, Длиннопост

Что значит "набрать повод"? Работать на коротком поводу, не бросать повод.

Это значит, что поводья не провисают дугой. Они прямые, словно являются продолжением ваших рук. Новички боятся работать с такими поводьями по двум причинам: боятся задергать коня за рот или просто боятся повредить губы. Короче не могут самостоятельно контролировать правильное натяжение повода. Все время им кажется, что они натянули его слишком сильно. Но в данной ситуации доверяйте лучше тренеру и не спорьте с ним даже в мыслях. Человеку со стороны реально виднее, хорошо натянут повод или нет.

Поводья. Статья для начинающих и малоопытных. Кони, Лошади, Урок, Поводья, Повод, Длиннопост

Чем опасен брошенный повод? Слишком расслабленный повод. Провисающий повод…

Когда вы захотите подать лошади какую-то команду – вы резко дернете руками на себя. И ударите коня трензелем по зубам. Это вызовет у него боль и возмущение.

Если же работать на натянутом поводу – то вам будет достаточно лишь потянуть на себя пальцами. Трензель мягко упрется в губы и лошадь поймет, что ей подали какую-то команду.

Теперь понятно в чем разница?

Поводья. Статья для начинающих и малоопытных. Кони, Лошади, Урок, Поводья, Повод, Длиннопост

То есть если вас просят НАБРАТЬ ПОВОД – наберите его до такой степени, чтобы чувствовать постоянный контакт с губами лошади. Чтобы для торможения вам достаточно было сделать легкое движение пальцами.

Если же вы работаете локтями (отводите их назад или в стороны) – значит, повод слишком РАССЛАБЛЕН. И вы будете бить коня по зубам. Думаю, вам этого не хочется.

Если вас просят НЕ ДЕРГАТЬ РУКАМИ – значит нужно положить их на холку лошади и не убирать оттуда, ни при каких условиях. Даже если конь пытается забрать повод. То есть дергает головой вперед. Не отдавайте повод.

Поводья. Статья для начинающих и малоопытных. Кони, Лошади, Урок, Поводья, Повод, Длиннопост

Если вас просят РАССЛАБИТЬ ПОВОД после перехода на шаг – бросайте его полностью. Пускай конь вытянет шею и отдохнет. Но только все равно держите повод за самый кончик двумя руками. А то вдруг произойдет что-то страшное и лошадь под вами понесет. Нужно будет успеть перехватить поводья.

Если вас просят чуть-чуть ОТДАТЬ ПОВОДОК во время рыси или галопа – это значит, что вы должны ослабить натяжение повода совсем чуть-чуть. Буквально на пару сантиметров удлините его для коня. Это можно сделать двумя пальчиками. Быстренько перебрать. Но этому лучше научиться не со статьи, а лично попросить на конюшне показать вам, как это делается.

Если вам говорят УСПОКОИТЬ РУКИ – то это то же самое, что и дерганье руками. Положите кисти на холку.

Поводья. Статья для начинающих и малоопытных. Кони, Лошади, Урок, Поводья, Повод, Длиннопост

Уф, вроде бы ничего не забыла.

Дубликаты не найдены


Конный клуб

1.2K поста 2.4K подписчиков

Правила сообщества

Обсуждение, кто и как ест лошадей - недопустимо.

-Пожалуйста, будьте вежливы. Не опускайтесь до оскорблений.

-Троллинг и агрессивный диалог (без прямых оскорблений) так же является нарушением.

-Не добавляйте рекламу.

-"Маска лошади" не являются лошадью.

-Не нужно пропагандировать Невзорова.

По поводу банов и разбанов вы можете написать сюда http://pikabu.ru/story/otrazhenie_4158717

эх, смотрю я Ваши статьи, всё здорово, спасибо) Но тоску навивают "убитые" лошади, которых используют для конных прогулок. Гостила у меня как-то подруга и решили мы поехать в Сукко на лошадках покататься, приехали: группы ещё не было, но по запаху было слышно, что группа большая. Деньги взяли у нас предварительно, видать, чтоб не пошли на попятную при виде этих бедолаг. Спустя какое-то время вернулись группы с прогулки, и нас сразу же посадили на этих уставших от жары и никчёмных наездников лошадок. Нам провели 3хминутный инструктаж: садиться с левой стороны, сзади к лошади не подходить, заставить идти лошадь, ударив её пятками и пустив волной поводья, про то как вообще поводья держать - ни слова, ну и ещё рассказали как поворачивать и тормозить (разумеется все это делали по-разному: кто резко, кто вообще никак, кто мнил себя джигитом). В итоге нас рассадили якобы подобрав лошадей по размеру, я конечно не знаю, как правильно подбирать их по размеру, но у некоторых людей ноги в стременах свисали до колен лошади, у других же наоборот - ноги в стременах были задраны где-то на середине туловища, примерно как у жокеев на скачках. Лошади были все на мыле, искусаны москитами, ощущение, что их никогда не чистили и не снимали сёдла, абсолютно у всех был печальный взгляд и явно все хотели поесть, попить и отдохнуть, но супер бизнесмены не давали им хоть чутка расслабиться. В итоге мы поехали на прогулку. Лошади ни у кого не слушались рассказанных нам команд на инструктаже, они просто брели друг за дружкой уткнувшись передней лошади в зад. У некоторых лошади останавливались и отказывались куда-либо идти. Лошади шли по самому краю дороги, из-за чего левая нога всегда тёрлась об кусты. Лошади слушались только погонщиков, которые время от времени проезжали с хлыстами и смачно трескали лошадям по задницам, чтобы те шли быстрее. Ощущения от поездки были ужасные: было жалко лошадей, и стыдно, что удручали их своим присутствием на их спинах. Но с другой стороны, мне кажется, если бы кто-то подал в суд на хозяев этой фермы, то лошадок бы потом пустили на колбасу или работать в парках и продолжать катать детей и взрослых, но явно им бы не обеспечили достойную и спокойную старость((

Иллюстрация к комментарию

Иллюстрация к комментарию

Иллюстрация к комментарию

Я сначала подумала, что вы наших лошадей назвали "убитыми". Потом въехала.
Да, прогулочные лошади - это беда. Я в статье "Неприятный опыт" уделила им чуть больше внимания. И сама ради интереса пробовала ездить на таких.

Их специально отучают от всех команд, чтобы умели катать любого туриста. Даже тех людей, кто ни разу в жизни в седле не сидел. Плюс - усталость. Они реально катают целыми днями. И мне тоже жалко этих лошадей.

Есть клубы, где прокат поднят на высокий уровень и там все совсем по другому. Это прокат, в который не стыдно ходить. Там хорошее отношение к лошадям и требовательное - к людям. Но я таких прокатов знаю всего. 2. Даже 1.

Читайте также: