Как стрелять из лука с коня

Опубликовано: 23.04.2024

Всадников, лихо скачущих на лошади и метко стреляющих из лука, можно увидеть не только в исторических фильмах. Забытое искусство становится все более популярным в Европе и США благодаря усилиям венгра Лайоша Кашшаи (Lajos Kassai), который уже много лет занимается популяризацией стрельбы из лука с лошади. Чемпионаты по стрельбе из лука с коня проводятся в Германии, США, Польше, а в Венгрии работает специализированная школа по подготовке конных лучников.

Автор: Е.Штатнова

Стрельба из лука с лошади широко практиковалась среди кочевых народов (скифов, сарматов, парфян) в Средние века. По мере распространения племен на Запад, их навыки переняли жители Восточной Европы (сарматы и гуны). На территории США в северно-американских прериях и южно-американских пампасах стрельба из лука с лошади развивалась независимо, особенно искусными в этих упражнениях были индейцы племени команчи. В Японии стрельба из лука была частью самурайских традицией и называлась ябусамэ. На охоте и на войне ловкие стрелки из лука имели неоспоримое преимущество, из конных лучников формировались силы легкой (скифы, гуны, парфяне, печенеги) или тяжелой (самураи, русские дружинники, турецкие тимариоты) кавалерии, которые различались по виду вооружения и тактике ведения боя. С развитием стрелкового оружия конные лучники потеряли свое значение в военных действиях, и постепенно совершенно исчезли с полей мировых сражений.

Возрождение искусства стрельбы из лука с лошади началось в 1921 в Монголии. Там проводились ежегодные фестивали, которые не получили широкого распространения за пределами страны. В 1960ом году в венгерском городе Капошваре родился мальчик, которого назвали Лайош. В возрасте шести лет он сделал свой первый лук из ивы, и это стало началом большого пути. Лайош Кашшаи увлекся производством луков и изучением старинных традиций конных лучников. В 1998 году он установил мировой рекорд, набрав 4238.18 баллов выпустив из лука более тысячи стрел за двенадцать часов. В 2006 году он улучшил свой же рекорд, сделав 5412 выстрелов за 12 часов и набрав 15 596.43 балла. Оба рекорда была внесены в книгу рекордов Гиннесса. Лайош Кашшаи живет в небольшой деревне Капошмеро на юге Венгрии, где он основал школу стрельбы из лука. В школе изучаются также древние традиции и культура кочевых народов, а сам Лайош учит не только физическим навыкам, но и философии жизни в гармонии с собой и окружающим миром. Филиалы школы работают в Германии, Австрии, США, Канаде, Словакии, Греции, Новой Зеландии, Норвегии. Лайош Кашшаи был награжден правительственной наградой Венгерской республики за развитие и популяризацию конной стрельбы из лука.

Перед поступлением в школу кандидаты сдают серьезный экзамен, включающий в себя тестирование как физических, так и ментальных способностей. Помимо кросса на 5 км и теста на внутреннюю дисциплину, в него включена проверка артистических навыков: кандидат должен прочитать стихотворение и исполнить песню. На разных стадиях обучения проводятся экзамены, в состав которых входит тест на общефизическую подготовку, а также проверка специальных навыков – стрельба из лука с коня. Участие в экзаменах могут принимать не только ученики школы Лайоша, но и все желающие, подавшие предварительную заявку, со своей или арендованной лошадью. Начальная стадия обучения продолжается от 3 до 6 месяцев, при условии, что человек уже умеет ездить верхом и стрелять из лука с земли.

При стрельбе из лука с лошади используются специальные луки из различных видов дерева, а также более современные варианты из стекловолокна. Так как традиции конных лучников обширны, существуют луки различной формы и размера, но, в общем, они меньше, чем луки, которые используются пешими стрелками. Вес лука составляет около одного килограмма, длина 130-140 см, в зависимости от модели эти значения могут незначительно варьироваться. Стоимость современных луков составляет от 300 до 500 долларов, и для начинающих рекомендуют более дешевые модели, так как в процессе обучения нередки случаи, когда луки приходится бросать на землю в экстренной ситуации.

Обучение стрельбе из лука с лошади начинается на земле. Спортсмен должен уверенно пользоваться луком, метко стреляя по неподвижной мишени из положения «стоя». Затем в тренировки добавляется стрельба из лука, из положения «сидя» на так называемой «бочке», или деревянной лошади, тренажере, аналогичном тому, который используется в вольтижировке для отработки упражнений. Существует несколько позиций стрельбы из лука с лошади в зависимости от угла направления выстрела к цели: по диагонали вперед, перпендикулярно к цели и по диагонали назад. При отработке стрельбы из статического положения, рекомендуется делать это вблизи от левады, куда можно выпустить лошадь. Необходимо строго соблюдать технику безопасности, стрельба всегда должна вестись в направлении от лошадей и людей. Упражнения на виду у лошади позволят ей привыкнуть к звукам летящих стрел и движениям лучника. Лук – это достаточно серьезное оружие, и, держа его в руках, следует соблюдать технику безопасности.

В том случае, если спортсмен не располагает специально обученной лошадью, но имеет навыки верховой езды и обращения с лошадьми, возможно приучить лошадь к стрельбе из лука самостоятельно. На всех этапах обучения понадобится помощник, который будет ассистировать с земли. После того, как лошадь уже приучена к виду лучника, стоящего на земле, наступает момент ее знакомства с лучником-всадником. Лучник садится в седло, помощник держит лошадь за повод, стоя на земле. Лошадь должна привыкнуть к движениям всадника, а также к тому, что лук, колчан со стрелами могут касаться ее тела. Если лошадь достаточно спокойная, то на этом этапе обычно никаких проблем не бывает. Если лошадь нервничает, то рекомендуется применять методики, описанные Клинтом Андерсоном, Патом Парелли и т.п. Начинать стрельбу из лука следует с неподвижной лошади, которую сначала держит за повод ассистент. Одновременно нужно учить лошадь спокойно стоять с брошенным поводом.

Параллельно всадник должен совершенствовать свои навыки верховой езды с брошенным поводом, так как при стрельбе из лука руки у него будут заняты. Первоначально это нужно делать в «бочке», затем – на огороженном плацу. Цель занятий – свободно управлять лошадью на трех аллюрах без использования повода, только шлюссом и шенкелем. Переходя к стрельбе из лука с движущейся лошади, можно сначала устанавливать ограждение внутри плаца, которое ограничит свободу движения лошади и будет служить в качестве направляющих. Мишень устанавливается снаружи ограждения, но внутри плаца. Если нет возможности поставить ограждение, можно прибегнуть к помощи ассистента, который будет вести лошадь за повод, таким образом, подстраховывая всадника с земли. Начинать обучение следует на шагу. Рысь является наиболее сложным аллюром для стрельбы из лука, и, хотя от обучающихся требуется уметь стрелять и с рыси, обычно стрельба выполняется на галопе.

На первых стадиях обучения следует сосредоточиться на взаимодействии с лошадью, а не на меткости стрельбы. Необходимо добиться движения ровным аллюром и спокойного отношения со стороны к лошади ко всем движениям лучника в седле. По мере того, как к лошади придет уверенность, меткость стрельбы также будет повышаться, так как управление лошадью не будет требовать от всадника пристального внимания.

Стрельба из лука с лошади – одна из многих традиций, накопленных за долгую историю человечества, которая прошла путь от военного искусства до современного хобби, которое помогает людям приобщиться к старинным практикам и помочь в поисках своего места в мире.

Фото обложки: Москва. Историческая реконструкция "Времена и эпохи" в Коломенском. Фотобанк "Лори"

Сама по себе, конная стрельба – не фокус. Ее периодически осваивали даже европейцы, которые были далеки от кочевого образа жизни. К примеру, одна из гравюр по истории Столетней войны показывает нам, что знаменитые английские лучники были вполне способны стрелять прямо с коня. Разумеется, такая практика не была массовой, поскольку натянуть английский длинный лук сидя на лошади могли только воины непревзойденной физической силы.

Что касается степных народов, которые рано перешли к кочевничеству, то стрельба верхом из лука для них была нормой жизни и осваивалась с младых ногтей и мужчинами, и женщинами. Конные лучники не только охотились на каких-нибудь сайгаков, но и были основой воинских формирований кочевников от скифов до башкир и калмыков, которые служили в русской императорской армии вплоть до Отечественной войны с Наполеоном и позже.

Со временем противники степняков научились брать верх над конными лучниками, но все равно, тысячу лет эти воины были практически всепобеждающей силой, если применялись в удобных для себя условиях степей Восточной Европы и Северного Причерноморья либо в Азии.

Ни один из живших в этом регионе народов без них не обходился и даже наших предков такая участь не миновала. Несмотря на то, что большую часть своей древней истории они были исключительно лесным народом, по мере выхода на равнину славяне были вынуждены создавать собственную кавалерию, в том числе, и стреляющую.

Когда и как древние славяне научились стрелять на коне из лука?

Северяне варяги, завоевавшие восточных славян по всему течению Днепра, в ходе войн за пределами этой территории тут же стали привлекать к своим походам наемные кочевые контингенты. С помощью венгров и печенегов Святослав разгромил Хазарский каганат и серьезно пощипал византийское воинство, но уже его преемники имели стреляющую конницу из русичей. А кавалерия Московского княжества после своей ориентализации и вовсе полностью состояла из конных стрелков.

Но когда первый славянин сел на коня, натянул лук и сумел поразить врага? В какое время и в каком месте это случилось?

Стратегикон Маврикия, византийский военный трактат, написанный не позже начала 7-о века, составлен в то время, когда империя чаще всего сходилась в битвах со славянами. Этот документ упоминает об отсутствии у славян конницы и говорит, что в связи с этим они предпочитают избегать равнин и воюют только в лесах и теснинах.

Когда и как древние славяне научились стрелять на коне из лука?

По этой причине автор предлагает упреждать их набеги легкой кавалерией и использовать побольше метательного оружия. Что ж, набеги и партизанщина – типичный способ ведения войны для плохо вооруженных лесовиков, да и негде им растить коней в своих густых чащах.

Но из каждого правила есть исключения, и появление у славян стреляющей конницы надежно зафиксировано историческими источниками уже в начале 6-о века. Об этом говорит труд Прокопия Кесарийского «Война с готами». В частности, во время готской осады Рима 537-538-х годов византийский полководец Велисарий получил от своего императора вспомогательный контингент, в числе которых было 1 600 всадников.

Как сообщает древний историк, в его составе были воины гуннского, склавинского и антского происхождения родом из земель, расположенных к северу от Дуная. Все эти ребята сражались, как конные лучники и внесли свой вклад в последующую победу.

Так что, мы совершенно точно знаем, что предки западных, восточных и южных славян, большая часть из которых подчинилась кочевникам в гуннскую эпоху, под началом степного войска прошла хорошую школу и освоила конный бой с луками.

Когда и как древние славяне научились стрелять на коне из лука?

Несомненно, что те славяне, которые жили ближе к степи, и в дальнейшем должны были сохранить эти навыки, в отличие от недавних лесовиков, знакомых Маврикию. Тем более, что после разгрома Аттилы и его наследников место гуннов в тогдашней политической системе заняли такие же степняки авары, а после них – Хазарский каганат.

  • Add to friends
  • RSS

Этношняжки

этно-шладошти

Конные лучники
pyshki_plyushki July 20th, 2017

В программу Олимпийских игр входят стрельба из лука и несколько видов соревнований по конному спорту, выездка, конкур и троеборье. А вот спорта, объединяющего коня и лук, на Олимпиаде нет. Вернее, он есть, но как философский суслик из фильма «ДМБ». Видит его и знает о нём не всякий. Тема меня заинтересовала в связи с прошлогодними Играми Кочевников.

. .

Наверно, почти во всех культурах существует образ всадника, вооружённого луком, образ охотника, пастуха и воина. Для некоторых народов эта живописная фигура стала их исторической визитной карточкой, например, для тюрков или монголов. Конные лучники, тысячелетиями представлявшие угрозу в бою для любого противника, окончательно вышли из употребления с развитием огнестрельного оружия. «После появления мушкетов и регулярной пехоты конные лучники теряют своё значение. Пехота построенная в каре легко разбивала превосходящие силы конных лучников, стреляя залпами при поддержке артиллерийской картечи». Кавалеристов стали вооружать карабинами и пистолетами. Последним вздохом конного лучника как действующей военной единицы стала борьба американских индейцев за свою независимость в XIX в.

Человеком, возродившим конные стрельбы из лука на Европейском континенте и превратившим их в вполне современный и интересный вид спорта, стал венгр Лайош Кассаи. Будучи по профессии механиком, Лайош в середине 80-ых гг. увлёкся стрельбой из лука, сначала в качестве хобби, а потом, по мере роста своего интереса и вовлечённости в изучение истории и техники стрельб, сделал её своим основным занятием. По его собственным словам, увлечение древним искусством началось намного раньше, ещё когда Лайош был ребёнком. В шесть лет он сделал свой первый лук из согнутых ивовых прутьев.

Кассаи также возродил и начал массово производить венгерский композитный лук, который использовали гунны во времена завоевания Европы. В конце 80-ых гг. он создал систему правил для соревнований в конных стрельбах из лука и принялся продвигать ноый вид спорта, сначала в Венгрии, а потом и в других странах. На юге Венгрии, в деревеньке Капосмеро, Кассаи создал центр по обучению стрельбе из лука, езде на лошадях и изучению кочевой культуры.

Программа соревнований обычно составляется из разных дисциплин, чтобы участники из всех стран имели равные шансы на победу. Обычно она включает соревнования по венгерским, турецким и корейским правилам, утверждённым и принятым Международным Союзом Конных Стрелков (International Horseback Archery Alliance). У корейцов много дисциплин, поэтому из них обычно выбирают одну-две. Ниже о правилах в общих чертах.

Венгерская система/ Европейская/ Система Кассаи

Длина трека, представляющего собой прямую линию, без учёта зон, в которых лошадь разгоняется и тормозит, - 99 метров. Его ширина - от двух до четырёх метров. Начало и конец трека обозначаются длинными шестами, расположенными в 20 см от края трека. Мишень устанавливается по средине трека (то есть в 49.5 метрах от стартовой и финишной линии), в девяти метрах от его края. Её центр должен находиться в двух метрах над уровнем трека. Мишень может быть механической и поворачиваться по мере движения всадника, или стационарной. Во втором случае на стойку крепятся сразу три мишени. Центральная из них параллельна треку, первая и третья располагаются под такими углами, чтобы спортсмен, проезжающий вдоль трека мог бы поразить их перпендикулярно с расстояния, равного, примерно, четверти трека. Получаются три вида выстрела: прямой, впереди себя, боковой и выстрел с поворотом тела назад.

Мишень представляет собой круг, разделённый на три концентрические зоны, контрастные по цвету. Зоны должны быть 90см, 60см и 30см в диаметре. Стоят они соответственно - 4, 3 и 2 очка.


Каждый участник соревнований по венгерской системе совершает девять заездов. Лошадь должна бежать медленным или средним галлопом (кентером). Ограничения на количество стрел, которые можно выпустить в один заезд по каждой из целей, нет. Однако, менее одной для каждой из мишеней быть не может. Стрелы можно вытаскивать из колчана или из-за пояса, можно держать в руке. Время, отпущенное на проезд трека, - 20 секунд. Если это время превышено, то участник получает ноль очков, в независимости от поражённых мишеней. Очки, набранные участником, суммируются из учёта поражённых мишеней и временного бонуса.

В некоторых странах, Японии и Корее, например, традиция конной стрельбы из лука никогда не прерывалась. Поэтому именно в этих местах чаще всего устраиваются соревнования по конной стрельбе из лука, как международные, так и местные, и проходят с большим размахом, конечно же.

Корейская система

Трек для соревнований по корейским правилам имет длину 160 метров. Первые 110 метров представляют прямую линию. Оставшиеся 50 метров загибаются влево, поэтому целый трек похож на букву "J". Стрелы вытаскиваются из колчана или из-за пояса. Колчан должен быть зафиксирован на поясе или спине всадника. Стрелу нельзя держать в руках до пересечения стартовой линии. За один заезд производится лишь по одному выстрелу по каждой из мишеней. Мишень имеет форму квадрата, в центре которого изображена морда тигра. Попадание в разные поля приносит очки от одного до пяти.

Заезд с одним выстрелом

Мишень располагается в 55 метрах от стартовой линии. Единственная стрела вытаскивается из колчана или из-за пояса. Время заезда ограничено.

Заезд с двумя выстрелами

Две мишени размещаются, примерно, в середине прямой части трека (первые 110 метров). Первая мишень устанавливается на расстоянии 40 м, вторая - 50 м. Расстояние от них до трека - 5-12 метров. Плоскость мишеней должна быть повёрнута под 45° к треку. Время заезда ограничено. Стрелы вытаскиваются из колчана или из-за пояса.

Заезд с серией выстрелов

Длина трека - 150 метров. Мишени расставляются на следующих расстояниях от стартовой линии: 15м, 45м, 75м, 135м. Расстояние от них до трека - 5-12 метров. Время заезда НЕ ограничено. Стрелы вытаскиваются из колчана или из-за пояса.

Иллюстрация с расположением мишеней для стрельб по корейской системе на картинке выше.

Персонал соревнований, те кто тащат за собой шар "могу", едет впереди спортсменов, преследующих шар и пытающихся попасть в него тремя тупыми стрелами. По Могу могут проводиться командные соревнования. Команда состоит из двух-трёх человек.

Турецкая система/ Кабак/ Кираж

Длина трека - 90 метров. Время, отпущенное на заезд, - 14 секунд. Участники, не уложившиеся в отведённое время, очков не получают. Если участник справился быстрее 14 секунд, то разница между временным лимитом и реальным временем заезда добавляется к очкам, полученным за стрельбу. Мишени располагаются по обоим сторонам трека. Первая мишень для Киража, металлический круг, диаметром 50 см, лежит на земле. Круглая мишень для Кабака, тоже диаметром 50 см, висит на 7-метровом шесте, привязанная к нему верёвками. Мишень должна сохранять подвижность, чтобы попадания были легко заметны. Стрелы, разрешённые к использованию, - flu-flu с тупым наконечником. Flu-flu - особый вид оперения стрелы, рассчитанной для полёта на короткую дистанцию. Вместо традиционных трёх стабилизаторов в таких стрелах делаются шесть и более. Выстрел по мишени производится из круглой зоны возле шеста диаметром 5 метров.

Отдельно хочу рассказать о парне слева. Это реконструктор из Турции, Гёкмен Алтынкульп, увлекается не только стрельбой из лука и ездой на конях, но и изучением истории. Ведёт интересный блог, где рассказывает о своих исследованиях и экспериментах: о том, как он сам шил себе османскую одежду, вязал кольчугу, изготавливал стрелы и пр. Помимо рассказов о себе, также постит информацию об истории военного дела в Турции и всём, что как-то связано с конями и луками. Ещё он - фанат поло. Не знаю, что произошло, но в последние лет пять он чаще обновляет своё аккаунт в Google+, Facebook и Twitter.

В Турции соревнования по конным стрельбам и стрельбам из лука проводятся на постоянной основе, в рамках фестивалей по этническим видам спорта и отдельно. Вот тут есть хорошие фото с прошлогоднего фестиваля по этноспорту. А тут неплохие репортажи: с соревнований в Сындыргы, с фестиваля в Бига. Фанатов данного вида спорта много. Правда, на международные соревнования могут поехать не все. Думаю, дело в финансах.

Особый шарм соревнованиям придают костюмы, исторические или народные, в которые облачаются участники. Правда, костюм не всегда связан с тем, из какой страны лучник. Бывает, хочется какому-нибудь европейцу надеть на себя монгольские доспехи или арабский тюрбан.

На местных соревнованиях, особенно, в Европе, США и Южной Африке, не очень серьёзно относятся к внешнему виду. Конь есть? Лук-стрелы есть? Удобная одежда? Вот и всё, что надо. Чистый спорт без развлекательного и этнического элемента.


Принцип участия в соревнований очень демократический. Участиники делятся только по возрастным категориям. Условия предъявляются только к спортивнму инвентарю.

Удивительно, но занимая так мало места в современном мире, верховая стрельба из лука, тем не менее, даёт человечеству замечательных людей. Поскольку я не имею чести и возможности знакомства со всеми, кто достоин быть упомянутым в данном контексте, заранее прошу меня простить. Данная статья посвящена одному интересному человеку, с которым недавно свела меня судьба лично.

Здесь же я хочу рассказать о своём личном впечатлении от общения с этим человеком. По прибытии на место он первым делом поздоровался, и, взяв лопату, стал наводить порядок в одном из денников местной конюшни. Покончив с уборкой будто заправский фермер, Лайош пояснил собравшимся, что обыденный труд — это неотъемлемая часть его жизни. Во главу угла он в своей системе ставит лошадь, которая должна содержаться в идеальных условиях. В степи под Волгоградом тогда собрались разные люди. Была среди нас и одна женщина, много лет занимающаяся лечением лошадей. Она пала первой жертвой обаяния иностранного гостя. Позже, на прощальном костре, за бокалом удивительного апельсинового вина, она так и сказала, что после этой фразы у неё не осталось сомнений в порядочности этого человека.

Он смотрит на лошадь не как на расходный материал для спорта, а делом доказывает понимание ответственности, которую берёт на себя человек перед конём, реализуя свои прихоти за его счёт. Думаю, эта показательная уборка имела своей целью не только продемонстрировать нам свою любовь к работе, сократить дистанцию и сплотить коллектив с первых минут для выполнения дальнейших действий. Это был остроумный тест на способность каждого действовать как единая команда. Мгновенно прийти на помощь, поддержать или тут же устранить любую неполадку, возникшую поблизости. Ну, и, конечно, проверка на готовность признать в нём лидера и следовать его примеру или указаниям. Впрочем, Лайош не показался мне диктатором, скорее наоборот, и результаты этого теста он использовал исключительно для собственного понимания, кто есть кто, без какой-либо экстраполяции в отношения.


В дальнейшем все присутствовавшие были буквально очарованы венгром. Несмотря на общение исключительно через переводчика, хотя он неплохо понимает по-русски, были очевидны его замечательное чувство юмора и доброжелательность. В конце первого дня, во время мастер-класса по стрельбе, поощряя очередного участника, Лайош вдруг заявил на чистом русском: «Очень хорошо!». Это было так неожиданно, что все собравшиеся дружно зааплодировали.

Я внимательно наблюдал за всем, что он делал, что говорил, как и на что смотрел, как двигался. И у меня сложилось очень приятное впечатление. Кашшаи вел себя очень дружелюбно и открыто. Не допуская при этом и тени фамильярности. Он удивительно точно чувствует черту между комфортным дружеским общением и панибратством. Изящно балансируя на этой тончайшей грани, ни разу не оступился. Невольно вспомнился ролик с Ютуба, где он стреляет из лука, шагая по канату. Очень похоже.

Не раз меня удивляла его внимательность. Казалось, что он видит не глядя. К концу второго дня он что-то рассказывал окружённый полукругом слушателей. Я находился явно вне его бокового зрения. На вершине холма, который мне был хорошо виден поверх головы мастера, появился рычащий квадроцикл. Переводчица проговаривала какую-то длинную мысль, так что ушей мне было вполне достаточно, чтобы не выпадать из процесса. Я позволил себе проводить квадрик глазами. Кашшаи тут же что-то сказал по-венгерски, перебив переводчицу и она, прервавшись, перевела шутливое замечание в мой адрес. И только тут мастер с торжествующим видом повернулся и, улыбаясь, посмотрел на меня. Разумеется, все оценили его очередной трюк, и обстановка мгновенно разрядилась дружеским смехом. Вообще, мне показалось, что он ориентируется в окружающей обстановке гораздо лучше, чем другие люди. У него как будто больше информации в мозг поступает. Невольно всплывают мысли о ясновидении или шаманизме.

Солнце, закончив свой утомительный для всего живого труд, скрылось за тот самый холм. Лайош взял прощальное слово. Он сказал много тёплых слов в адрес России, русского народа, и о нас всех, кто работал с ним в эти два дня. Волгоград, кстати, он упорно называет Сталинградом, поскольку считает, что подвиг советского народа, совершённый здесь во время Великой Отечественной войны, является величайшим примером мужества и героизма для всего человечества. Так же потомок гуннов выразил свою глубочайшую веру в миссию России по сохранению духовности и нравственности на Земле, ибо на возрождение Европы у него надежд не осталось. С его точки зрения там уже пройдена точка невозврата. Вот так. На прощание всем была предоставлена возможность приобрести его книгу «Конная стрельба из лука». Любезно подписав все купленные экземпляры, наш гость откланялся и отбыл с нескрываемым намерением выпить бокал пива, выспаться и улететь домой готовить чемпионат мира по «Kassai Original System».


Я тоже приобрёл книгу, которую Лайош Кашшаи тут же мне подписал. Дочитав последние её строки, я подумал, что не ошибся в своём впечатлении об этом сухощавом человеке с кавалерийской походкой и слегка прихрамывающем на правую ногу. Книга, как и её автор, очень искренняя, даже местами откровенная. И если читать её с целью научиться стрелять из лука с коня в центр мишени, то Вас ждёт разочарование. Она не об этом. В ней нет точного указания на место прикладки к челюстной кости, ни слова о спайне и о том, где располагать колчан. Зато много и подробно рассказывается о глубинном понимании стрельбы из лука. О процессах, происходящих при стрельбе в духовной сфере, и о том, как это влияет на нашу повседневную жизнь. Какие колоссальные возможности для эволюции человеческого существа в цепи перерождений таит в себе это древнее и прекрасное искусство. Вот об этом здесь довольно подробно.

Кашшаи — удивительный человек. И вся его жизнь свидетельствует о том, что полная самоотдача и верность любимому делу в сочетании с упорным трудом и непрерывным стремлением двигаться вперёд непременно дадут результат. Кто мог подумать, что мальчишка, мастерящий из подручного материала лук и стреляющий из него дни напролёт, вырастет в мастера, к которому будут приезжать люди со всего мира, чтобы учиться его «детской забаве». Ведь если на секунду задуматься, то станет совершенно ясно, что этот путь: любимое дело — полное погружение в него— упорство — мастерство, неизменно ведёт в страну под названием «Успех». И совершенно не важно, что Вас увлекает: биржевые операции или вышивание крестиком. Рецепт успеха один — непрерывное движение к намеченной цели несмотря ни на что. Непрерывное, «. как река Волга».

Мне тут Марика попеняла, что я редиска, не делюсь опытом о стрельбе и прочих радостных вещах, а вовсе даже всякую хреновину пишу, обижаю молодых и талантливых.

Ок, сказал я себе и решил поделиться оным опытом.

Итак, стрельба из лука – мои личные ощущения от последней тренировки.

Три часа стрельбы из лука, даже с некоторыми перерывами, это много. К концу тренировки руки устают, если стреляешь средиземноморским хватом без перчатки, а кожа на пальцах не особо намозолена, пальцы тоже болят. Если по-восточному, то кольцо тоже «намнет» большой палец неплохо так. Ощущаться будет.

Лук, который в начале тренировки кажется тебе вполне себе комфортным, к концу тренировки ощущается как довольно тугой (я не говорю о луках, которые изначально слабые, из них хоть без перерыва стреляй, разве что легкая усталость появится). Отстреляв из одного лука и взяв другой, из которого раньше не стрелял, скорее всего хорошего выстрела не сделаешь. Взяв в руки лонгбоу после «турка», я положил стрелу значительно ниже, просто потому, что на том же пиковом усилии натяжения лонг дает заметно меньшую скорость. На втором-третьем выстреле уже понимаешь, что к чему и начинаешь попадать.

Традиционные луки без полочки довольно требовательны к стрелам – недостаточно жесткая стрела при выстреле гнется очень сильно и первые метров 10-15 летит виляя как щучий хвост, да еще и уходит в сторону. Если на «родных» стрелах группа получается на заглядение, порой беспокоишься, а не убил ли ты предыдущую стрелу, то при разносортице все стрелы в мишень положить уже не самая простая задача. Блочники и олимпийские луки в этом плане попроще.

Из мощного лука ни в коем случае не стоит стрелять в людей стрелами с «гуманными» резиновыми наконечниками. Энергия выстрела на уровне травматического пистолета, тяжелая стрела и возможность пробития резины древком делает эту затею весьма негуманной. По людям не стреляли, но есть опыт с гуманизированной стрелой, которую 26 кг турок загнал в изолон почти на весь наконечник. Изолон штука довольно крепкая, я не хотел бы оказаться на его месте. Еще одну стрелу я не сообразил сфотографировать, там было веселее – древко прошло сквозь заводской резиновый наконечник и ушло в изолон сантиметра на три, а то как бы и не больше. Боюсь представить, что б было с мясом.

Небольшое лирическое отступление.

Так же хочу сказать тем, кто ездит на ролевки – есть уникальные личности, считающие, что надев резиновый наконечник на стрелу со спортивным наконечником они получают безопасную стрелу. Доводилось мне такую держать в руках и удивляться.

Теоретически да, при попадании в человека из лука с усилием натяжения 14-15 кг (больше на игры не допускают) Да, по идее внутри наконечника должна быть шайба, предотвращающая прорыв наконечника древком, но… Но до попадания в тело этой стрелой могли несколько раз попасть по щитам и доспехам, шайбы могло и не быть… И нам всем очень жаль.

Кроме того, хочу сказать, что 15 кг рекурсив – штука конечно не самая злая, но, на мой взгляд, для ролевок все же избыточно мощная. По бронемишкам стрелять окнорм, как правило бронемишки делают вид, что не было ничего, но засади из такого эльфийской деве в гузно и услышишь про себя много лестного. Если это сочетается с подобранной с земли «стрелой от неведомого мастера», о которой я писал ранее, у эльфийской девы может появиться не предусмотренное технологией отверстие, пусть даже неглубокое, но не нужное.

Вернемся к приземленному.

Стрельба с лошади. Пока что моего «кавалерийского мастерства класса собака на заборе» хватает только для стрельбы на шаге. И вот тут хочу сказать две вещи – в принципе с лошади можно стрелять и из лонга, но короткий лук в этом деле намного удобнее. Лошадки могут не совсем правильно понимать, если ты тыкаешь их в бок палкой (лонгбоу), поэтому при стрельбе из лонга нужно его сильно заваливать, при этом следя, чтобы не ткнуть лошадку в ухо, это она точно не поймет. Если есть возможность, надо не парить голову и взять короткий лук. Второе – на шаге сложностей со стрельбой со спины лошади практически нет, если не говорить о стрельбе направо. Влево, вперед, даже назад – без проблем, тут хватает даже моей не особо выдающейся подвижности. Но вот направо – увольте. Поэтому если воюем с конными лучниками-правшами, то атаковать их на марше лучше справа – пока они там повернут, пока то пока се, пару-тройку залпов из луков по ним можно дать спокойно и практически безответно. Вообще в любых людей времен средневековья справа стрелять благодатнее – щиты у большинства слева. Учитывайте это при устройстве засад, хехе. Против людей с пистолетами это работает хуже).

Попадать с коня, если едешь шагом, ненамного сложнее, чем с земли. Небольшая поправка на то, что ты движешься и все хорошо. Лично мне проще всего оказалось стрелять, когда мишень находится слева или слева-сзади, процент попаданий был самым высоким. Вперед стрелять оказалось несколько сложнее, не знаю почему, на выходных еще попробую.

Еще один практический момент – не стреляйте стрелами с искуственным оперением по «мягким» целям типа мешка с сеном. Из мощного лука его пробивает навылет, при этом оперение скорее всего сорвет. Оперение из индюшачьих и гусиных перьев переживает это испытание почти не заметив.

Всем добра, хорошего настроения. Ну, кроме тех, кто злые. Им зла и уныния.

Читайте также: