Как выглядел этот пряничный конь

Опубликовано: 26.04.2024


На самом деле, в тексте больше ничего не сказано об этом лакомстве. Остаётся только догадываться и додумывать самим, как мог бы выглядеть этот пряник "конь с розовой гривой".

Как вариант, и, наверное, самый подходящий, можно нарисовать пряник в виде коня розового цвета. Ведь кондитерские изделия (выпечки) бывают самых различных форм и фигурок (например, круглые, квадратные, звёздочки, в форме зверят и др.). И вкус также бывает самым разнообразным (например, пряники из клюквенного сока).


Действие рассказа "Конь с розовой гривой" происходит где-то в сибирской деревеньке, которая стоит на берегу реки, видимо Енисея, если вспомнить некоторые другие рассказы Астафьева.

В этой деревеньке живут простые люди, у которых есть свои радости и горести, свои привычки, а их жизнь течет непрерывной чередой дней и сменой сезонов.

Главный герой - мальчик, от лица которого ведется рассказ, сам автор, и его бабушка. Также в рассказе хорошо описаны соседи мальчика - левонтьевские дети и их отец. Если семья мальчика поддерживала хозяйство в порядке, хоть ей и было тяжело, то у левоньтьевских постоянно было запустение и кавардак. Когда Левонтий получал заработанные деньги соседи гуляли, когда деньги кончались -занимали у бабушки.

Простой быт глубинки органично описан писателем, который и сам родился в такой деревеньке.


Рыбаки из артели Васюткиного отца любили каждый день щелкать кедровые орехи, которые добывал для них мальчик. С кедров поблизости уже снят был "урожай", а в тайге много кедров с орехами, вот туда Васютка и ходил за ними время от времени.

Также он брал с собой ружье, иногда охотился заодно, птиц постреливал.



Собрав орехи, Васютка внезапно увидел глухаря, выстрелил в него, но только ранил. Вот так, погнавшись, за глухарем, герой рассказа слишком далеко забрался в лесную глушь, потерял из виду ориентиры (зарубки на деревьях) и заблудился.


Это рассказ не о Васюткином озере, это пособие по выживанию в тайге на тот случай, если заблудился и надо как-то себя спасти! Мальчик, попавший в такую непростую историю, знает больше, чем взрослый в современном городе/жизни. Примеров того, что спасло Васютку - масса.

  • Допустим он оплошал с зарубками, но дальше-то он вспомнил все о чем слышал от взрослых, например, надо беречь патроны и зря не стрелять. Было такое в рассказе? Да.
  • Как готовить глухаря в лесу? В углях. На вертеле и подгореть может, и жира больше вытопится, а в угольках самое то.
  • Про соль догадался, благо рюкзачок такой взял, но ведь мог и не додуматься. Про костер даже не пишу, это Васютка вмиг умел соорудить.
  • А вот про речку, что из озера текла да к Енисею его привела - это отдельная тема. Наблюдательность Васютки спасла его от смерти. Сначала он удивился белой рыбе в озере, потом догадался, что оно проточное, гудок парохода услышал и пошел в правильном направлении, на берегу, чтобы его с реки заметили, все свои навыки в ход сумел пустить.
  • Не позволил панике с плачем верх над ним взять, потому и выжил в суровой тайге.


Это очень трогательный рассказ, который даже вызывает слезы на глазах. В нем автор повествует о старушке, которая в кои века собрала в лесу туесок малины и хотела отвезти его в город на продажу. Но при посадке в вагон, туесок перевернулся и вся малина высыпалась на рельсы. Горю бабушки не было предела, но поезд уже ехал в город. Бабушку посадили на скамейку, но она была очень расстроена. Неподалеку сидели школьники, которые тоже ездили за малиной. Бабка их встретила в лесу, рассказала о себе и о своем погибшем во время войны сыне. В вагон неожиданно сели два рыбака, когда они узнали о беде старушки, то организовали сбор малины, туесок бабушки снова стал полным ягод.

Какой вывод из прочитанного можно сделать? - Отзывчивые люди живут в нашей стране.

Вот такие рисунки предлагают дети на тему этого рассказа.







Мальчик Васютка в рассказе "Васюткино озеро" всю свою недолгую жизнь провел в тайге и рядом с тайгой. Он настоящий таежник, человек, который не просто знает природу родной земли, но чувствует себя в ней хозяином.

Васютка и любил и дорожил родной природой. Он не ломал деревьев, он разжигал костер очень осторожно, он убивал только тех птиц, которые могли ему пригодиться. Например на кедровку он просто поругался, но стрелять в нее не стал - слишком маленькая птичка. Также и при встрече с белочкой, Васютка просто улыбнулся лесному зверьку и поговорил с ней, как с человеком. Уже сам факт того, что Васютка общается с природой на равных говорит о том, что он ее любит, что он не обидет зря ни зверя, ни птицы, ни дерева. Что природа для мальчика - это и дом и мать, которая даст и пищу и кров.

Цели урока:

  • социально-эмоциональное, нравственное развитие учащихся;
  • развитие наблюдательности, расширение лексикона и развитие речевой деятельности учащихся;
  • обучение поисковой работе в группах.

Рассказ В. Астафьева «Конь с розовой гривой» прочитан шестиклассниками самостоятельно, после чего им было предложено написать синквейны, определив темы самостоятельно. Кроме того, дети заранее разделились на группы в соответствии с мастерскими, в которых им предстоит работать на уроке.

Ролевые группы:


  1. Мастерская архитекторов.
  2. Актёрская студия.
  3. Кухня.
  4. Художественная мастерская.
  5. Конструкторское бюро:
    • Конструкторы портретa.
    • Конструкторы настроения.
  6. Лаборатория детали.

Начинается урок с краткой беседы, цель которой — привлечение учеников к свободному совместному целеполаганию.

— Друзья мои, прочитана одна из глав повести Виктора Петровича Астафьева «Последний поклон». Автор назвал её «Конь с розовой гривой». Вам понравился этот рассказ?

— А чего вы ждёте от урока?

— Исследовательской, интересной работы, — говорят ребята.

Им хотелось бы научиться работать в группах, и они рассчитывают, что задания будут творческие и дадут возможность проявить себя.

— Работать мы сегодня будем в мастерских, и материалом для наших исследований станет деталь. И я предлагаю воспользоваться при этом помощью Квинтилиана, придумавшего вот такую схему: ГДЕ? — КТО? — ЧТО? — КАК? — ЗАЧЕМ?

Каждая группа получает лист с заданиями и вопросами.

1. Мастерская архитекторов. — ГДЕ?

  • Найдите в тексте описание дома дяди Левонтия.
  • Поясните значение таких слов, как «наличники», «ставни». Для чего они делались?
  • Зачем автору понадобился пятикратный повтор частицы «ни» в описании дома? Что привносит этот повтор?
  • Для чего нужны были в деревенском доме сенцы? Почему их не было в доме Левонтия?
  • Символом чего можно назвать забор? А его отсутствие?
  • Может ли описание дома дать представление о его обитателях?

2. Актёрская студия. — КТО?

  • Инсценируйте один из эпизодов рассказа, переведя при этом при необходимости слова автора в собственно речь героев.
  • Какими мы видим героев в данном эпизоде? Охарактеризуйте их.

3. Кухня. — ЧТО?

  • Заглянем на кухню… Одобряла ли бабушка попытки внука «прорваться в дом Левонтия после его получки»? Что она говорила по этому поводу?
  • Приведите ещё примеры образной речи бабушки, её метких характеристик. Как характеризует героиню её речь?
  • Чему поучает бабушка за столом своего внука, что запрещает? Как объясняет причину подобного запрета? В чём бабушка права, по-вашему?

4. Художественная мастерская.

  • Перечитайте описание пряника, данное Астафьевым. Что помогает ощутить повторяющееся четыре раза слово «розовый»?
  • Символом чего являются белый и розовый цвета?
  • Каким сравнением передаётся цвет коня? О чём оно говорит?
  • Есть ли ещё в тексте упоминание пряников? При каких обстоятельствах?
  • Даёт ли автор описание этих пряников? Почему, как вы думаете?

5. Конструкторское бюро.

А. Конструирование портрета.

  • Много ли в тексте портретов героев? А кого автор описал подробнее всех остальных? На какие детали его внешности обращает он наше внимание?
  • По каким деталям мы можем составить для себя портрет тётки Васени?
  • А бабушки?

Б. Лаборатория детали.

  • Рассмотрите предметы, данные вам для исследования.
  1. Пуговица. Кому она принадлежала? Зачитайте эпизод, в котором говорится об этой пуговице. Можно ли назвать данную деталь портрета «говорящей»? О чём?
  2. Юбка. Чья она? Почему автор упоминает эту деталь одежды несколько раз? Как меняется «настроение» юбки в зависимости от настроения хозяйки?
  3. Ковшик. Найдите и зачитайте эпизод, где говорится об этом предмете. Как он выглядел? Почему рассказчику так запомнилась отскакивающая от ковшика эмалировка?
  4. Туесок. Сколько всего туесков упоминается в тексте? Чем они отличались и чей это туесок? Какую характеристику даёт автор этому предмету? Чему он противопоставлен в тексте?

В. Конструкторы настроения. — КАК?

  • Как чувствует себя Витя после того, как, поддавшись влиянию левонтьевского Саньки, обманул бабушку?
  • Попробуйте создать «цветограмму настроения» героя, расположив на доске листы цветной бумаги в соответствии с «настроением» следующих эпизодов:
    1. Мечта о прянике.
    2. Сбор ягод.
    3. Ночь без сна.
    4. День на реке.
    5. Ещё одна ночь. Тяжесть обмана.
    6. Конь с розовой гривой.
  • Обратите при этом внимание на слова, передающие цвет, в данных эпизодах. Сделайте вывод о том, как и в зависимости от чего меняется настроение Вити. Чему оно контрастно?

Детям даётся время на распределение вопросов и заданий внутри группы, затем начинается поисковая работа с текстом.

— Итак, начинаем с вопроса «Где?» — В деревне. В доме дяди Левонтия. Слово архитекторам, которые знают всё о деревенском доме.

Имея возможность выхода в интернет непосредственно на уроке, ученики находят объяснение значений таких слов, как «наличники», «ставни», «сенцы». При этом подчёркивается не просто утилитарное назначение данных предметов (прикрывают щели на окнах, позволяют закрыть их при надобности на замок), но и то, что они передают любовно созданную руками умельцев красоту.

Пятикратный повтор слова «ни» помогает градации в описании дома, усиливая чувство бесприютности, ощущение сиротства, отсутствия красоты жилища, отражающего в итоге бесхозяйственность и неприкаянность его хозяев.

Дети интуитивно чувствуют этимологическую связь слова «сенцы» со словом «сено». Вместе выясняем, что нужны были сени не только как «переходное» помещение между жилой частью дома и улицей. Именно отсюда под общую крышу, соединяющую обе части дома, закидывали сено на зиму. Значит, коровы у Левонтия не было…

Особое внимание Астафьев уделяет забору, точнее, его отсутствию в левонтьевском доме. Ребятам не составляет труда определить забор как символ закрытости, защиты. Не было, выходит, у этого жилища ни того, ни другого. Попутно обращаем внимание на иронию в рассказе писателя о том, как «весною левонтьевское семейство ковыряло маленько землю вокруг дома, возводило изгородь…». Ненадолго…

Предлагаю ребятам посмотреть на слайды, в которых развёрнуты все этапы «превращения» сельского дома. Сначала мы любуемся добротным жилищем, затем слайд за слайдом «убираются» забор, сенцы, наличники, ставни. Остаётся только крыльцо. Вот так, наверное, и выглядел дом дяди Левонтия. Дети следом замечают, что и крыльца тоже не было. На мой вопрос: «Неужели совсем без крыльца?» — они зачитывают слова о том, как Левонтий сидел на чурбаке, «изображавшем крыльцо». Последний слайд убирает и эту оставшуюся «декоративную» деталь дома соседа.






— Вот теперь картина дома готова. Вам она нравится? Почему?

Ребята говорят, что от вида подобного жилища становится неуютно.

— А что вы можете сказать об обитателях дома?

— Они бесхозяйственные, в них отсутствует тяга к красоте.

— Давайте вернёмся к понятию «дом». Именно понятию, ведь дом — это не просто строение. Есть ещё одно очень тёплое слово, которое сейчас употребляют не так часто: очаг. Мы говорим: «вернуться к родному очагу», «семейный очаг». Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это слово?

— Тепло, семья, добро, радость, достаток.

— Было ли всё это в семье Левонтия?

— Нет, — отвечают дети.

— Но почему-то Витя подсаживался к окну и с тоской глядел на соседский дом. В какие минуты это происходило с ним?

— После прихода тётки Васени с деньгами. Это означало, что в доме Левонтия была получка.

— Актёрская студия приготовила сценку, сейчас мы посмотрим, как это было.

Две ученицы инсценируют эпизод, в котором Васеня приносит долг. Ученица, стоя за столом, разминает тесто. Оно, конечно же, настоящее. Васеня вбегает, зажимая в руке вовсе не бутафорские деньги, она «взмётывает» юбкой.

Спрашиваю ребят, какими они увидели героинь в этом эпизоде. Ученики единодушно отмечают обстоятельность бабушки, её строгость. Она — своего рода «гарант» порядка (тщательно пересчитывает деньги, возмущается тем, что Васеня «умудрялась обсчитаться»). Васеня же — «заполошная», то есть суетливая, ведёт себя «ровно горячий конь», ведь ей надо бежать и к другим соседям: всем должна. Кстати пришлось и вспомнившееся нам «всполошиться», несомненно, однокоренное с «заполошная».

— Итак, именно после ухода тётки Васени Вите так хотелось «прорваться» в дом Левонтия. Одобряла ли бабушка его попытки?

Сейчас мы отправимся на кухню и узнаем, что говорила по этому поводу Катерина Петровна.

Как мы знаем, кухня — это не только место, где готовят. Здесь за общим столом собирается семья. Ведут речь. И то, о чём говорят и что говорят, очень важно для понимания характеров героев.

Если основательно анализировать речь Катерины Ивановны, то нельзя не заметить обилия в ней восклицательных предложений. Очень часто её реплики сопровождаются такими глаголами речи, как «гремела», «кричала», «шумела». Правда, происходило это чаще, когда бабушка отчитывала «заполошную» Левонтьиху либо обманувшего её «мошенника» внука.

Интересно, что Васеня, обращаясь к Катерине Ивановне, называет её «кумой». Не есть ли это свидетельство более близких, чем простое соседство, отношений, ведь на селе до сих пор «кума» — та, что крестила. Может, отсюда постоянные «воспитательные» беседы Катерины Ивановны с любящим «слободу» Левонтием, которого она «корила… в окно за безделье».

Но за речевой эмоциональностью бабушки нельзя не заметить всё ту же обстоятельность, основанную на вере в незыблемые ценности. О том, что же это за ценности, пойдёт речь далее…

— Чему поучает бабушка Витю за столом? Что запрещает?

«Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом, иначе будет худо», — вспоминают ребята её слова.

Но вопрос: «Почему же бабушка велит есть хлеб за столом? Кому „будет худо“ и от кого?» — оказался не таким уж лёгким. Размышляя сообща, они начинают понимать: худо, если человек с малолетства не научится уважительному отношению к хлебу, трудом добываемому. Именно этому учит бабушка внука. Отсюда и «нечего куски выглядывать», и саркастическое «у них у самих в кармане — вошь на аркане» в адрес соседей-«пролетарьев», которых, по мнению бабушки, «нечего объедать».

Подводя итог, дети говорят о меткости бабушкиных характеристик, об образности её речи, об уверенности героини в том, что человек должен не только трудиться, но и ценить чужой труд. Может, именно с бережного отношения к хлебу и нужно начинать воспитание Человека?

Мостиком к дальнейшим размышлениям становится вопрос:

— Если бабушка запрещает брать хлеб на улицу, то почему же она делает исключение для пряника? Как выглядел этот пряник? Сейчас мы отправимся в мастерскую художников, чтобы рассмотреть его.

В своей защите рисунка (пряник конём нарисован заранее) дети отвечают на вопрос о том, насколько оправдан повтор слова «розовый» в описании пряника.

— Действительно, не достаточно ли было просто сказать, что у коня были розовые глаза, копыта, хвост и грива?

Обсуждая вместе этот вопрос, дети приходят к выводу, что четырёхкратный повтор слова «розовый» передаёт восхищение Вити красотой пряника. Он словно поворачивает его на ладошке, разглядывает со всех сторон и радуется: «грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые». Легко находится ответ на вопрос о символике белого («нежность, чистота, радость») и розового цветов («детство, наивность»). Ребята говорят о том, что сравнение «конь-огонь» передаёт не только цвет, но и характер коня, его «норовистость», горячность. Вместе с Витей мы испытываем радость от ожидания чудесного подарка.

— Однако в тексте рассказа есть и другие упоминания о пряниках. Когда и при каких обстоятельствах это происходит?

И вот тут выясняется, что пряники-то были в доме дяди Левонтия каждый раз после получки. Но их описания автор почему-то не даёт.

— А помните:

«— Зато мне бабушка пряник конём купит!

— Может, кобылой? — усмехнулся Санька».

— Что значит пряник для Вити и что — для левонтьевских ребят?

— Разное. Для Саньки пряники — просто еда. Потому и отсутствует их описание.

— А для Вити?

— Радость! — отвечают ребята.

— Следуя Квинтилиану, зададимся вопросом: КАК? Как выглядят герои? Как чувствуют и ведут себя?

В тексте не так уж и много описаний героев, и наши конструкторы портрета соберут его по деталям.

Ученики говорят о том, что подробнее всех Астафьев описывает Саньку. Ни автору, ни читателям этот герой крайне несимпатичен: «Исцарапанный, с шишками на голове от драк и разных других причин, с цыпками на руках и ногах, с красными окровенелыми глазами, Санька был вреднее и злее всех левонтьевских ребят».

Бросается в глаза, что Васеня была босая, да ещё и ногами при этом перебирает «ровно горячий конь». Позже мы поговорим и о её «знаменитой» юбке. Антитезой «бесхозяйственность — бережливость» становятся «босоногость» Васени и бордовая кофта, вынимаемая бабушкой из сундука только по праздникам.

— Одна маленькая деталь может говорить о многом. Такую деталь мы называем говорящей. Для исследования в лаборатории детали ребята получили несколько предметов. Это пуговица, юбка, туесок и ковшик.

Подержав в руках, повертев данные предметы, ученики пришли к заключению: пуговица принадлежит Левонтию, это у него штаны держались «на единственной медной пуговице», а рубаха была «вовсе без пуговиц». Видимо, «слободу» он любил и в одежде тоже… Дети называют его неряшливым, расхлябанным и бесхозяйственным человеком.

Второй предмет определяют как «юбку с характером», потому что её настроение меняется в зависимости от настроения хозяйки: занимая деньги, Васеня уже «не взмётывала юбкою вихрь».

Ковшик с отбитой ручкой был у левонтьевских ребят, они его «гнали по дороге», и от него «отскакивали остатки эмалировки».

— Почему же Вите так запомнилась эта деталь?

Ребята вспоминают, как тяжело было в этот момент Вите, попавшему «на уду» Саньки. Вот они, левонтьевские «орлы», бегут впереди гурьбой, а ковшик звякает, «подпрыгивая на камнях»… Представили?

Туесок. Этот Вите дала бабушка, у левонтьевских же «наполовину изодранные на растопку берестяные туески». «Аккуратненький» туесок героя противопоставлен ковшику без ручки «братанов». Два отношения к вещам…



— Так как же чувствует себя герой рассказа, когда, поддавшись влиянию Саньки, обманул бабушку?

Нагляднее всего это покажет цветограмма, подготовленная конструкторами настроения.

Цветные листы они расположили на доске в соответствии с настроением следующих эпизодов:

  1. Мечта о прянике конём (идёт описание пряника, повтор слова «розовый»).
  2. Сбор ягод («белобокая»).
  3. Ночь без сна («спросила из темноты…» — «темно» и на душе у Вити).
  4. День на реке («синие колокольчики», «в синем куреве», «голубые рупоры» цветков-граммофончиков»).
  5. Тяжесть обмана. Ночь («темень была густа и шероховата»).
  6. Конь с розовой гривой (опять розовый цвет).

Слова, передающие «цвет» того или иного эпизода, подчёркивают смену настроения героя: розовый — красный с белым — чёрный — синий — чёрный — розовый. Ученицы подметили, что чёрный цвет у Астафьева появляется там, где переживания Вити, обманувшего бабушку, особенно тяжелы. День, отделяющий одну ночь нравственных страданий героя от другой, полон светлых красок, в основном синих. От этого контраст между происходящим в душе у Вити и чудесным днём на реке становится ярче. Природа же не зависит от настроения человека, она всегда прекрасна, потому что честна, искренна и светла…

Думаю, мы готовы наконец сделать последний шаг: ЗАЧЕМ?

Подводя итог нашим раздумьям, задайте вопрос сами: «Зачем…?»

И вопрос этот почти сразу звучит из класса: «Зачем бабушка всё же покупает пряник внуку, обманувшему её? Ведь он заслужил наказание, а не подарок!» И сами отвечают:

— Потому что любила внука и жалела…

— Потому что внук понял: нельзя обманывать близких людей…

— Витя и наказан… добротою наказан.

— Прощать тоже нужно уметь…

Мы ещё раз вместе читаем заключительные строки рассказа: «Сколько лет с тех пор прошло!… А я всё не могу забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой». Размышляем о том, почему так долго помнится история, произошедшая в детстве.

В завершение урока звучат написанные ребятами дома синквейны по мотивам рассказа Астафьева: «Бабушка», «Радость», «Пряник», «Обман», «Доброта» (темы дети определяли самостоятельно). Особенно значим этап рефлексии, когда мы подводим итог размышлениям, собственной работе и своим ощущениям на уроке, заканчивая предложения:

— Сегодня на уроке я открыл(а) для себя…

В качестве домашнего задания детям предлагается на выбор:

— Чтение глав из повести В. Астафьева «Последний поклон».

— Написание внутреннего монолога одного из героев (эпизод выбрать самостоятельно).

— Защита обложки к рассказу «Конь с розовой гривой».

На занятии была использована презентация, которая прилагается мною к описанию урока.

Статья была опубликована в методическом журнале «Литература в школе» , № 9, 2011 г.

«Конь с розовой гривой»: YouTube / Сказочный Джо

Виктор Астафьев — выдающийся русский писатель и драматург. Его незаурядный талант нашел выражение в ряде романов и повестей, пасторалей, пьес и рассказов. К числу последних относится доброе произведение «Конь с розовой гривой». Краткое содержание будет полезно при подготовке к уроку русской литературы и непременно вдохновит на прочтение рассказа.

«Конь с розовой гривой»: краткое содержание

Деревенская жизнь — тема, к которой часто обращался писатель Виктор Астафьев. «Конь с розовой гривой» тому пример. Автор предается воспоминаниям о своей жизни в деревне, делится с читателем запомнившейся историей.

Предлагаем вкратце ознакомиться с сюжетом:

Краткий пересказ: конь с розовой гривой — мечта всех ребят

По поручению бабушки Катерины Петровны Витя должен был пойти в лес и набрать земляники. Уговор был таким: бабушка продаст собранные им ягоды вместе со своими и на эти деньги купит внуку пряник в виде коня с розовой гривой. О нем мечтали все деревенские дети.

Рецепт торта «Молочная девочка»

За земляникой мальчишка ходил с ребятами из соседнего дома — детьми бывшего матроса Левонтия, который теперь работал на лесозаготовках. Дважды в месяц ему платили деньги, и тогда в доме Левонтия появлялась еда, а жена бегала по соседям и раздавала долги. В эти дни и Витя стремился попасть в соседскую хату, хоть бабушка и не пускала, чтобы «не объедать» соседей.

Семья Левонтия жила очень бедно. У их дома не было ни забора, ни хозяйства, ни даже бани. Мыться дети бегали к соседям. Когда Катерина Петровна упрекала Левонтия в лени, тот лишь отвечал, что любит «слободу».

«Конь с розовой гривой»: кратко об обмане Вити

«Вешние воды»: краткое содержание и анализ произведения

Витя пошел с ребятами собирать ягоды. Он успел набрать несколько стаканов, как вдруг дети Левонтия стали ссориться. Старший сын Санька заметил, что младшие не собирают ягоды, а едят. И пока возмущался, сам съел все собранное.

Дети побежали к реке. Витя тоже хотел отправиться за ними, но нужно было дальше собирать ягоды. Санька стал задирать мальчишку и брать на слабо. Мальчик поддался, высыпал землянику на траву и побежал к речке.

«Конь с розовой гривой»: YouTube / Лана Репина - Сказки и рассказы

Ребята веселились весь день. К вечеру Витя вспомнил, что так и не собрал обещанные ягоды. По совету Саньки он сложил в посудину траву, а сверху высыпал немного ягод. Катерина Петровна, не заметив обмана, была очень довольна работой внука. А чтобы Санька не выдал Витю, пришлось стащить для него калачи.

«Кавказский пленник»: краткое содержание и анализ

Всю ночь мальчика мучила совесть. Он жалел, что дедушка жил далеко, иначе можно было бы сбежать к нему. Рассказчик решил, что утром во всем признается.

Астафьев: «Конь с розовой гривой» — история со светлой развязкой

Когда Витя проснулся, бабушки уже не было дома. Чтобы скоротать время ожидания, он отправился рыбачить с друзьями. Через некоторое время на реке появилась большая лодка, а в ней — бабушка, грозящая кулаком.

Мальчик убежал домой и спрятался в кладовке. Ожидая наказания, он вспомнил о маме. Она тоже ездила в город и продавала ягоды. Но однажды, возвращаясь на лодке, утонула. Долгое время бабушка не находила себе места, сидела на берегу и ждала, что река отпустит утопленницу.

«Муму»: краткое содержание и анализ произведения

Когда мальчик проснулся, к нему пришел дедушка и велел извиниться перед бабушкой. Как следует пожурив мальчика, бабушка вручила ему того самого коня.

Витя вырос, бабушка с дедушкой давно умерли, но он всю жизнь вспоминал тот бабушкин пряник.

«Конь с розовой гривой»: анализ произведения

Первые выводы об авторском посыле можно сделать, прочитав краткое содержание. «Конь с розовой гривой» — поучительный рассказ, в котором автор делится историей, повлиявшей на его личностное развитие. В полной мере оценить авторские идеи поможет анализ произведения:

«Конь с розовой гривой»: YouTube / Классное Чтение

История написания

Виктор Астафьев написал рассказ «Конь с розовой гривой» в 1963 году. Произведение стало частью повести «Последний поклон»: в ней писатель вспомнил свои юношеские и детские годы.

«Кому на Руси жить хорошо»: краткое содержание и анализ

Автор описывает события, которые на самом деле произошли в его жизни:

  1. Как и Витька из рассказа, Астафьев рос без родителей. Когда его мать утонула, мальчику было всего семь. Отец создал новую семью и с сыном не общался.
  2. Самым близким человеком для будущего писателя была бабушка. В деревне по соседству с ней жил многодетный отец Левонтий. В детстве писатель дружил с его старшим сыном Санькой: ребята вместе ходили на рыбалку, купались в реке и нередко попадали в переделки.
  3. История с земляникой, пряником и обманом, описанная в рассказе, произошла с писателем в детстве.

Жанр произведения

Проанализировав особенности повествования Астафьева, делаем вывод, что «Конь с розовой гривой» — это рассказ. Об этом свидетельствуют его отличительные черты:

«Мцыри»: краткое содержание и анализ произведения

  • небольшой объем;
  • малое количество персонажей;
  • одно событие, вокруг которого строится сюжет.

Литературное направление, к которому относится данный рассказ, — реализм. Это подтверждает тот факт, что произведение основано на реальных воспоминаниях автора.

Композиция рассказа

Повествование ведется от первого лица и подано в формате мемуаров рассказчика. Несмотря на то что рассказ — часть повести, он имеет свою структуру сюжета. Она линейная, но немного отличается от классической:

  1. Рассказ начинается с завязки: Катерина Петровна поручает Вите собрать землянику и обещает пряник.
  2. Далее следует экспозиция: автор ближе знакомит читателя с главным героем, его бабушкой, соседской семьей и их жизнью.
  3. Кульминационный момент истории происходит, когда мальчик ожидает бабушкиной реакции.
  4. В развязке рассказа Витя мирится с бабушкой и получает заветный пряник.

Анекдоты про электриков: 50+ смешных шуток

Виктор Астафьев: YouTube / Краткая Биография

Смысл произведения

Данный рассказ — это взгляд взрослого человека на прошлые ошибки. Автор вспоминает историю из детства, в которой, по его мнению, поступил неправильно. Обманув бабушку, он не находил себе места, все время чувствовал вину. Посыл Виктора Астафьева заключается в том, что лучше всегда говорить правду, уметь признавать свои проступки и просить за них прощения.

У рассказа Астафьева поучительный и счастливый финал. Таким образом, раскрывается и суть заголовка. Конь с розовой гривой — это символ счастливых детских лет и памяти о родных людях, светлый след, оставленный ими в жизни рассказчика.

Герои рассказа

Раскрыть основную идею произведения автору помогли хорошо выписанные персонажи. Предлагаем краткую характеристику героев рассказа:

Анекдоты про Чапаева: 50+ старых и новых шуток

  • Рассказчик и центральный персонаж истории — Витя. Он добрый и бесхитростный, воспитан бабушкой в строгости и любви. Витя не против пошалить, хоть и знает, что бабушка будет недовольна. При этом мальчик растет ловким и самостоятельным, приобщен к хозяйству и работе. Он ценит бабушку и не хочет ее расстраивать, чувствует вину за обман.
  • Бабушка Вити, Катерина Петровна, очень мудрая и добрая. Этих качеств не умаляет ее строгость. Она учит внука жить по правде, оперирует народными присказками и поговорками, что свидетельствует о ее грамотности и остром уме. Несмотря на выходку внука, она задумывается, почему Витя пошел на этот обман, и все-таки покупает ему пряник, чтобы порадовать.
  • Дедушка Вити обладает спокойным темпераментом. Он очень близок с внуком и жалеет его. При этом не перечит методам воспитания Катерины Петровны, всячески поддерживая ее авторитет в глазах Вити. Он не ругает внука, а подсказывает ему, как лучше поступить, если неправильно с кем-то обошелся.
  • Семья Левонтия — второстепенные персонажи истории, однако прямо влияют на сюжет. Например, Санька — хитрый и хулиганистый мальчуган — подбивает Витю на обман. Его отец Левонтий — ленивый, но очень добрый мужик. Хоть его семья живет бедно, в день получки он не жалеет угощений для сироты-рассказчика.

К чему снится кладбище: толкование снов

Все персонажи влияют не только на ход истории, но и на мировоззрение главного героя. Весь рассказ — это своеобразная дань уважения автора тем людям, которые окружали его в детстве и влияли на его становление как личности.

Юным читателям непременно стоит познакомиться с рассказом. А взрослым произведение подарит улыбку и позволит вспомнить счастливые мгновения детства.

Лейла Темирханова

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

comments icon
Комментарии


Литература
Рассказы Полный текст
Вакансии
Курсы
Консультации

Герои рассказа «Конь с розовой гривой»

1. От чьего лица ведется повествование в рассказе «Конь с розовой гривой»?

- Повествование в рассказе «Конь с розовой гривой» ведется от лица мальчика, героя рассказа.

2. С чего начинается рассказ? Что бабка Катерина Петровна велит сделать своему внуку?

- Бабка возвратилась от соседей и сказала, что левонтьевские ребятишки собираются на увал по землянику, и велела внуку сходить с ними. Она поедет в город и продаст там землянику.

3. Какой подарок обещает Катерина Петровна, если внук наберет ягод и она продаст их на рынке в городе?

- Катерина Петровна обещает купить внуку пряник конем.

4. Как выглядит обещанный пряник?

- Пряник конем – это мечта всех деревенских малышей. Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые.

5. Какие преимущества перед другими ребятами давал пряник его владельцу?

- «Пряник можно засунуть под рубаху, бегать и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. Холодея от ужаса – потерял! – хвататься за рубаху и со счастьем убеждаться, что тут он, конь-огонь!

С таким конем сразу почету столько, внимания! Ребята левонтьевские к тебе и так и эдак ластятся, и в чижа первому бить дают, и из рогатки стрельнуть, чтоб только им позволили потом откусить от коня либо лизнуть его».

6. Где работал отец левонтьевских ребятишек?

- Отец левонтьевских ребятишек работал на бадогах. Левонтий заготавливал лес на бадога, пилил его, колол и сдавал на известковый завод, что был супротив села по другую сторону Енисея.

7. Как жила семья Левонтия до зарплаты, во время получки и после нее?

- Когда Левонтий получал деньги, в его доме начинался пир горой. Левонтьиха, тетка Васеня, раздавала долги. Главной целью рассказчика становилось прорваться в дом Левонтия. Там его сажали за стол, вкусно кормили, жалели как сироту. Под конец пира Левонтий начинал буянить: бил остатки стекол в окнах, ругался, гремел, плакал. Домашние разбегались кто куда.

На следующее утро Левонтий наводил порядок в доме, отправлялся на работу, а жена его Васеня снова занимала у соседей деньги и продукты.

8. Как выглядит левонтьевский дом? Как внешний вид дома характеризует его хозяев?

- «Стоял он (дом) сам собою, на просторе, и ничего-то ему не мешало смотреть на свет белый кое-как застекленными окнами – ни забор, ни ворота, ни сенцы, ни наличники, ни ставни».

Внешний вид дома свидетельствует о том, что его хозяева – не слишком заботливые люди, которым трудно себя заставить что-либо сделать для улучшения домашнего хозяйства. Зато, по словам левонтьевской Таньки, когда отец их «шурунет» - «бегишь и не запнешшся».

9. Из-за чего между левонтьевскими ребятишками завязалась ссора, когда они собирали ягоды?

- Младшие дети вместо того, чтобы собирать ягоды в приготовленную посуду, отправляли их в рот. Старшему стало обидно: им можно есть, а ему нельзя. Началась драка, ягоды рассыпались и были тут же съедены.

10. Найдите описание внешности Саньки. Каков его характер? Как рассказчик относится к нему?

- «Исцарапанный, с шишками на голове от драк и разных других причин, с цыпками на руках и ногах, с красными окровенелыми глазами, Санька был вреднее и злее всех левонтьевских ребят».

- Санька покровительствовал рассказчику, считал себя опытнее, умнее, практичнее в житейских делах.

11. Что случилось с ягодами рассказчика?

- Братья Левонтьевы помирились и решили сходить на речку побрызгаться. Рассказчик не решался уйти с увала, потому что еще не набрал полную посудину. Санька сказал, что он жадный. Тогда рассказчик высыпал все ягоды, навалилась вся левонтьевская орда, и ягоды вмиг исчезли.

12. Что предложили сделать левонтьевские ребята, чтобы рассказчику не попало за ягоды от бабки?

- Санька подсказал, что нужно туесок набить травой, а сверху присыпать ягодами. Бабка ничего и не заметит.

13. Где был дед рассказчика в то время, пока бабка ездила в город?

- Дедушка был на заимке (земельном участке вдали от села), километрах в пяти от села, в устье речки Маны. Там была посеяна полоска ржи, полоска овса и полоска картошек.

14. Куда отправился рассказчик вместе с Санькой, пока бабка была в городе?

- Рассказчик с Санькой и другими левонтьевскими ребятами отправились на рыбалку.

15. Проследите, как менялось настроение героя после того, как он вернулся домой после похода на увал, каким было на следующий день. Как это отразилось на его поведении?

- Мальчик очень переживал по поводу содеянного: ему было стыдно, что так нагло пришлось обмануть бабушку. Кроме того, ему пришлось украсть из кладовой три калача, чтобы Санька не проговорился про его проступок. Мальчик всю ночь не спал, ворочался на полатях. Он хотел всё-всё рассказать бабушке утром, когда та поедет в город, но проспал момент, когда она собиралась.

Получить полный текст
Подготовиться к ЕГЭ
Найти работу
Пройти курс
Упражнения и тренировки для детей

Мальчик был рад возможности улизнуть из дома, когда Санька левонтьевский собрался на рыбалку.

А вечером, когда приехала бабушка, убежал к двоюродному брату Кешке, который жил на другом конце села. Однако вечером мать Кешки отвела его домой.

16. Какой подарок ждал мальчика, когда гнев бабушки прошел?

- Бабушка привезла из города мальчику подарок – пряник - коня с розовой гривой.

17. Что вы может сказать о рассказчике? Каков он по характеру? Какое у вас сложилось о нем впечатление?

- Рассказчик – мальчик с доброй, совестливой душой, умеющий стыдиться своих проступков и переживать по поводу содеянного.

18. Какие жизненные уроки извлек герой из этой истории? Как с этим связаны заключительные слова рассказа?

- Мальчик понял, что в любых обстоятельствах, как бы ни были они тяжелы, необходимо говорить правду и действовать честно - тогда совесть будет спокойна.

Герой осознал, каким добрым может быть человеческое сердце. Таким человеком была его бабушка Екатерина Петровна: несмотря на обман и то, что ей пришлось краснеть перед покупательницей в городе, она простила внука и купила ему пряник – коня с розовой гривой.

19. Перескажите фабулу рассказа «Конь с розовой гривой» (т. е. составьте его план).

- План рассказа «Конь с розовой гривой»:

1). На увал по землянику.

2). «Ягоды вмиг исчезли».

4). Бабушка уплыла в город.

6). Побег от бабушки.

7). Раскаяние героя.

8). Бабушкин гостинец (или «Пряник конем», или «Конь с розовой гривой»).

Вопросы к рассказу «Конь с розовой гривой»

1. От чьего лица ведется повествование в рассказе «Конь с розовой гривой»? 2. С чего начинается рассказ? Что бабка Катерина Петровна велит сделать своему внуку? 3. Какой подарок обещает Катерина Петровна, если внук наберет ягод и она продаст их на рынке в городе? 4. Как выглядит обещанный пряник? 5. Какие преимущества перед другими ребятами давал пряник его владельцу? 6. Где работал отец левонтьевских ребятишек? 7. Как жила семья Левонтия до зарплаты, во время получки и после нее? 8. Как выглядит левонтьевский дом? Как внешний вид дома характеризует его хозяев? 9. Из-за чего между левонтьевскими ребятишками завязалась ссора, когда они собирали ягоды? 10. Найдите описание внешности Саньки. Каков его характер? Как рассказчик относится к нему? 11. Что случилось с ягодами рассказчика? 12. Что предложили сделать левонтьевские ребята, чтобы рассказчику не попало за ягоды от бабки? 13. Где был дед рассказчика в то время, пока бабка ездила в город? 14. Куда отправился рассказчик вместе с Санькой, пока бабка была в городе? 15. Проследите, как менялось настроение героя после того, как он вернулся домой после похода на увал, каким было на следующий день. Как это отразилось на его поведении? 16. Какой подарок ждал мальчика, когда гнев бабушки прошел? 17. Что вы может сказать о рассказчике? Каков он по характеру? Какое у вас сложилось о нем впечатление? 18. Какие жизненные уроки извлек герой из этой истории? Как с этим связаны заключительные слова рассказа? 19. Перескажите фабулу рассказа «Конь с розовой гривой» (т. е. составьте его план).

Вопросы к рассказу «Конь с розовой гривой»

1. От чьего лица ведется повествование в рассказе «Конь с розовой гривой»? 2. С чего начинается рассказ? Что бабка Катерина Петровна велит сделать своему внуку? 3. Какой подарок обещает Катерина Петровна, если внук наберет ягод и она продаст их на рынке в городе? 4. Как выглядит обещанный пряник? 5. Какие преимущества перед другими ребятами давал пряник его владельцу? 6. Где работал отец левонтьевских ребятишек? 7. Как жила семья Левонтия до зарплаты, во время получки и после нее? 8. Как выглядит левонтьевский дом? Как внешний вид дома характеризует его хозяев? 9. Из-за чего между левонтьевскими ребятишками завязалась ссора, когда они собирали ягоды? 10. Найдите описание внешности Саньки. Каков его характер? Как рассказчик относится к нему? 11. Что случилось с ягодами рассказчика? 12. Что предложили сделать левонтьевские ребята, чтобы рассказчику не попало за ягоды от бабки? 13. Где был дед рассказчика в то время, пока бабка ездила в город? 14. Куда отправился рассказчик вместе с Санькой, пока бабка была в городе? 15. Проследите, как менялось настроение героя после того, как он вернулся домой после похода на увал, каким было на следующий день. Как это отразилось на его поведении? 16. Какой подарок ждал мальчика, когда гнев бабушки прошел? 17. Что вы может сказать о рассказчике? Каков он по характеру? Какое у вас сложилось о нем впечатление? 18. Какие жизненные уроки извлек герой из этой истории? Как с этим связаны заключительные слова рассказа? 19. Перескажите фабулу рассказа «Конь с розовой гривой» (т. е. составьте его план).

Получить полный текст
Подготовиться к ЕГЭ
Найти работу
Пройти курс
Упражнения и тренировки для детей

Вопросы к рассказу «Конь с розовой гривой»

1. От чьего лица ведется повествование в рассказе «Конь с розовой гривой»? 2. С чего начинается рассказ? Что бабка Катерина Петровна велит сделать своему внуку? 3. Какой подарок обещает Катерина Петровна, если внук наберет ягод и она продаст их на рынке в городе? 4. Как выглядит обещанный пряник? 5. Какие преимущества перед другими ребятами давал пряник его владельцу? 6. Где работал отец левонтьевских ребятишек? 7. Как жила семья Левонтия до зарплаты, во время получки и после нее? 8. Как выглядит левонтьевский дом? Как внешний вид дома характеризует его хозяев? 9. Из-за чего между левонтьевскими ребятишками завязалась ссора, когда они собирали ягоды? 10. Найдите описание внешности Саньки. Каков его характер? Как рассказчик относится к нему? 11. Что случилось с ягодами рассказчика? 12. Что предложили сделать левонтьевские ребята, чтобы рассказчику не попало за ягоды от бабки? 13. Где был дед рассказчика в то время, пока бабка ездила в город? 14. Куда отправился рассказчик вместе с Санькой, пока бабка была в городе? 15. Проследите, как менялось настроение героя после того, как он вернулся домой после похода на увал, каким было на следующий день. Как это отразилось на его поведении? 16. Какой подарок ждал мальчика, когда гнев бабушки прошел? 17. Что вы может сказать о рассказчике? Каков он по характеру? Какое у вас сложилось о нем впечатление? 18. Какие жизненные уроки извлек герой из этой истории? Как с этим связаны заключительные слова рассказа? 19. Перескажите фабулу рассказа «Конь с розовой гривой» (т. е. составьте его план).

Вопросы к рассказу «Конь с розовой гривой»

1. От чьего лица ведется повествование в рассказе «Конь с розовой гривой»? 2. С чего начинается рассказ? Что бабка Катерина Петровна велит сделать своему внуку? 3. Какой подарок обещает Катерина Петровна, если внук наберет ягод и она продаст их на рынке в городе? 4. Как выглядит обещанный пряник? 5. Какие преимущества перед другими ребятами давал пряник его владельцу? 6. Где работал отец левонтьевских ребятишек? 7. Как жила семья Левонтия до зарплаты, во время получки и после нее? 8. Как выглядит левонтьевский дом? Как внешний вид дома характеризует его хозяев? 9. Из-за чего между левонтьевскими ребятишками завязалась ссора, когда они собирали ягоды? 10. Найдите описание внешности Саньки. Каков его характер? Как рассказчик относится к нему? 11. Что случилось с ягодами рассказчика? 12. Что предложили сделать левонтьевские ребята, чтобы рассказчику не попало за ягоды от бабки? 13. Где был дед рассказчика в то время, пока бабка ездила в город? 14. Куда отправился рассказчик вместе с Санькой, пока бабка была в городе? 15. Проследите, как менялось настроение героя после того, как он вернулся домой после похода на увал, каким было на следующий день. Как это отразилось на его поведении? 16. Какой подарок ждал мальчика, когда гнев бабушки прошел? 17. Что вы может сказать о рассказчике? Каков он по характеру? Какое у вас сложилось о нем впечатление? 18. Какие жизненные уроки извлек герой из этой истории? Как с этим связаны заключительные слова рассказа? 19. Перескажите фабулу рассказа «Конь с розовой гривой» (т. е. составьте его план).

Вопросы к рассказу «Конь с розовой гривой»

1. От чьего лица ведется повествование в рассказе «Конь с розовой гривой»? 2. С чего начинается рассказ? Что бабка Катерина Петровна велит сделать своему внуку? 3. Какой подарок обещает Катерина Петровна, если внук наберет ягод и она продаст их на рынке в городе? 4. Как выглядит обещанный пряник? 5. Какие преимущества перед другими ребятами давал пряник его владельцу? 6. Где работал отец левонтьевских ребятишек? 7. Как жила семья Левонтия до зарплаты, во время получки и после нее? 8. Как выглядит левонтьевский дом? Как внешний вид дома характеризует его хозяев? 9. Из-за чего между левонтьевскими ребятишками завязалась ссора, когда они собирали ягоды? 10. Найдите описание внешности Саньки. Каков его характер? Как рассказчик относится к нему? 11. Что случилось с ягодами рассказчика? 12. Что предложили сделать левонтьевские ребята, чтобы рассказчику не попало за ягоды от бабки? 13. Где был дед рассказчика в то время, пока бабка ездила в город? 14. Куда отправился рассказчик вместе с Санькой, пока бабка была в городе? 15. Проследите, как менялось настроение героя после того, как он вернулся домой после похода на увал, каким было на следующий день. Как это отразилось на его поведении? 16. Какой подарок ждал мальчика, когда гнев бабушки прошел? 17. Что вы может сказать о рассказчике? Каков он по характеру? Какое у вас сложилось о нем впечатление? 18. Какие жизненные уроки извлек герой из этой истории? Как с этим связаны заключительные слова рассказа? 19. Перескажите фабулу рассказа «Конь с розовой гривой» (т. е. составьте его план).

Калашникова Ольга Геннадьевна

Исследовательская работа по рассказу В.П, Астафьева "Конь с розовой гривой".

ВложениеРазмер
vatolina_alena.doc 57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Где живет конь с розовой гривой?

Ватолина Алена Владимировна

ученица 7а класса

Калашникова Ольга Геннадьевна,

преподаватель русского языка и литературы

г.Барнаула Алтайского края

2. История русского пряника. Сибирский розовый пряник

3. Почему пряник «конем»? Мифология образа коня в культуре.

4.. Список источников информации

выяснить, какой пряник привезла бабушка герою рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой», почему он «конем с розовой гривой»?

-изучить историю русского пряника;

-познакомиться с мифологией образа коня в русской культуре;

-понять, почему конь с розовой гривой.

Гипотеза: конь имеет розовую гриву, потому что это мечта главного героя.

История русского пряника. Сибирский розовый пряник

История пряничного дела уходит вглубь веков. По происхождению пряник почти также стар, как и хлеб. В IX веке на Руси пряник был известен под названием медовый хлеб. Первые пряники представляли собой смесь ржаной ситной муки, меда и ягодного сока. В Толковом словаре Даля написано: «Пряник – лакомство хлебное на меду, на потоке с разными пряностями». Действительно, со временем рецепты изменились, в тесто стали добавлять пахучие травы, коренья, специи.
К XVIII – XIX в.в. производство пряников процветало уже в Перми, Архангельске, Харькове, Рязани, Калуге, Твери, Вязьме, Туле, Новгороде. Пряники были народным промыслом, традиционным кондитерским изделием. В каждой местности выпекали свои пряники по традиционным рецептам, а секреты изготовления передавались из поколения в поколение. Мастеров, которые занимались пряничным производством, называли прянишниками.

Пряники делали для бедных и богатых, для подарков и именин. Их пекли для свадебного обряда, для праздничных трапез, для раздачи нищим. Им даже приписывали лечебные свойства, а потому пряники, предназначенные для больных, готовились и украшались с особой тщательностью, а на оборотной стороне вырезались буквы, соответствующие инициалам ангела-хранителя. А еще пряники небольшого размера использовали для игры. Побеждал в состязании не только тот, чей пряник летел дальше других, но и тот, чей пряник оставался невредимым, упав на землю.
На некоторых пряниках оттискивали буквы алфавита, с их помощью дети могли читать.

К пряничному тесту из пшеничной муки добавляли желтки, нередко и цветной краситель, чтобы получить не белое тесто. Такие пряники посыпали толченым миндалем, цукатами, а затем выдерживали в печи после хлебов. В Сибири известны пряники из розового теста, маленькие прянички на сухой малине.

У В.П.Астафьева читаем: «Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые.» Действие рассказа В.П. Астафьева разворачивается в Сибири, и становится понятным, почему у пряничного коня розовая грива, глаза и копытца — в тесто добавлен розовый краситель!
По способу приготовления пряники делятся на четыре вида: печатные, вырезные, лепные и комбинированные.

Печатный – самый известный. Изготавливался с помощью пряничной доски. На досках из твердой породы дерева вырезали различные фигуры и узоры, которые потом отпечатывались на пряничном тесте. Печатные пряники были очень дорогими, поэтому долго считались царской пищей: «… Наливают ей заморские вина. Заедает она пряником печатным…» (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
Вырезной пряник, как считают историки, пекут с 1850 года. Их вырезали из темного медового теста с помощью металлической формы, а затем украшали сахаром.
Лепные пряники известны с древних времен. Распространены в первую очередь были в северных районах России. Из теста, в состав которого кроме ржаной муки, соли и воды зачастую ничего не входило, лепились звери и птицы, которые назывались одним словом – «Козули».

Сам процесс изготовления был очень прост. Лепили фигурки из теста, которые выносили в сени, а утром 7 января замороженные фигурки опускали на 5-10 минут в кипяток. Потом присыпали мукой ножки у козули и отправляли в печь допекаться. Такие пряники выставляли в окнах, прикрепляли к воротам скотного двора и одаривали прохожих.
Традиционные персонажи: конь, олень, коровка, тетерка с птенцами. Особенно часто мастера использовали фигурку коня. И это не было случайным!

Мифология образа Коня. Почему пряник «конем»?

В древнерусской языческой мифологии Конь - одно из наиболее почитаемых священных животных, атрибут высших языческих богов, особые существа, связанные одновременно с производительной силой земли (воды) и умерщвляющей потенцией преисподней. В Древней Руси считали, что конь наделен способностью предвещать судьбу, и прежде всего смерть, своему хозяину. В языческие времена коня хоронили вместе с хозяином. Почитание коня в России было таково, что даже в христианские времена ему были установлены особые святые покровители и конские праздники. Покровителями лошадей считались св. Николай Чудотворец, свв. Флор и Лавр, св. Георгий Победоносец и св. Илья Пророк. Особые «конские праздники» отмечали в день памяти свв. Флора и Лавра и на вешний Юрьев день.

Солнце - это небесный конь, в продолжение дня обегающий небо из конца в конец и отдыхающий ночью».Коньки на крышах русских изб ставятся и по сию пору как знак солнечный, призывающий урожай, а следовательно, и достаток в дом. А в прежние времена при строительстве дома в фундамент закладывали коня, при переносе же дома череп его доставали из земли и зарывали под фундаментом на новом месте. Городскую стену ставили таким же образом.

Конь символизирует интеллект, мудрость, знатность, свет, динамичную силу, проворство, быстроту мысли, бег времени. Это типичный символ плодородия, мужества и мощной власти.

И, наверное, не случайно пряник, о котором мечтает главный герой рассказа Астафьева, именно конем: «Пряник конем! Это ж мечта всех деревенских малышей. . Пряник можно сунуть под рубаху, бегать и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. Холодея от ужаса — потерял, — хвататься за рубаху и со счастьем убеждаться — тут он, тут конь-огонь!

С таким конем сразу почету сколько, внимания! Ребята левонтьевские к тебе так и этак ластятся, и в чижа первому бить дают, и из рогатки стрельнуть, чтоб только им позволили потом откусить от коня либо лизнуть его».

Бабушка моей одноклассницы Устюжиновой Нади Устюжинова Полина Степановна рассказала,что видела подобные пряники, но стоили они очень дорого — около семи рублей,и попробовать ей их так и не удалось. Жили бедно, мечта так и осталась мечтой. На сладкое была сушеная морковь, свекла, а если повезет — леденцы. Можно понять героя рассказа, его радость, когда он стал обладателем такого пряника.

Так что же за удивительный пряник привезла бабушка своему любимому внуку?

Этот пряник тесно связан с народными традициями, отсюда его форма — конем. Конь во все времена был уважаем и почитаем в народе, это символ мужества, быстроты, власти, а потому фигурку коня можно было встретить и среди детских игрушек, и на крыше дома, и в печеных изделиях .Розовой гривой он обладал потому, что был сделан, видимо, из особого подкрашенного теста, которое делали только в Сибири. И был этот пряник очень вкусным. И казался волшебным, потому-то и казалось герою, что по столу, « будто по огромной земле, с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах, скакал белый конь с розовой гривой.»

Мальчик провинился перед бабушкой, обманул ее, но она все-равно купила своему внуку пряник конем. Этот пряник герой помнил всю свою жизнь, он стал для него символом чего-то прекрасного, манящего, самого вкусного и желанного, наверное, еще и поэтому он розовый - как мечта, как воспоминание о детстве. И немножко горький - как укор совести за проступок, как напоминание о бескорыстной бабушкиной любви: « Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло. Нет в живых дедушки, нет и бабушки, да и моя жизнь клонится к закату, а я все не могу забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой.»

Читайте также: