Как выглядит рыцарь на коне

Опубликовано: 26.03.2024

Рассылка Пикабу: отправляем лучшие посты за неделю 🔥

Спасибо!
Осталось подтвердить Email - пожалуйста, проверьте почту 😊

Комментарий дня

Вакансии Пикабу

Печенька
Присоединяйся к команде Пикабу! Сейчас мы ищем:
  • Дизайнер в рекламный отдел
  • Fullstack-разработчик в рекламный отдел

Рекомендуемое сообщество


Пикабу в мессенджерах

Активные сообщества

Аватар сообщества

Аватар сообщества

Аватар сообщества

Аватар сообщества

Аватар сообщества

Аватар сообщества

Аватар сообщества

Аватар сообщества

Аватар сообщества

Аватар сообщества

Тенденции

Azirsan


Насколько большими были лошади рыцарей?

Рыцарский конь. Дестриэ. Это поистине страшное оружие, которое превратило всадников в неукротимую силу, сметающую все на своем пути. Даже беглый гуглинг выдает нам поистине ужасающие параметры

«Рост: 175-200 см

(Лошади ростом 175-180 считаются самыми работоспособными, 190-201 см - более достойными продолжить род) Вес: 800-1000 кг»

Для понимания масштаба – это показатели средних размеров лося.

Насколько большими были лошади рыцарей? Рыцарь, Лошади, Всадник, Средневековье, Античность, Рим, Крестоносцы, Македония, Сарматы, Длиннопост

Рыцарский конь XI века. Компьютерная реконструкции иллюстраций к Ширской хронике

Что могло защитить от физического тарана таким монстром? Разве что только то, что это хтоническое чудище в средневековье не существовало. Вообще тема монструозного рыцарского коня, который сам по себе оружие страшнее, чем всадник – это одна из важных составляющих глинноногого колоса теории о превосходстве тяжелой конницы в средние века, наряду со «стремянной революцией VIII века». Вкратце миф звучит так - где-то в районе X века в Европе изобрели коня ростом под два метра и четыре столетия использовали его в качестве эффективного средства вытаптывания вражеских солдат [1]. В прямом смысле вытаптывания. Миф о чудовищных размеров дестриэ был настолько живуч, что Ваш покорный слуга и сам до недавнего времени рассматривал как данность существование в Средние века этой двухметровой годзыллы.

Собственно проблема с определением размером коней состоит в том, что наши источники как всегда скупы на подробности, приходится опираться по большей части на археологию. Для раннего средневековья находки боевых коней демонстрируют кавалерийскую породу ростом в среднем 1,45 метра в холке [2] . Нормандское завоевание Англии осуществлялось на конях ростам примерно того же размера (около 142,15 см в холке по знаменитому гобелену из Байё) [3]. Исследовав подковы нормандских лошадей, находящиеся в Лондонском музее Энн Хайланд пришла к выводу, что они принадлежали особям весом 360-450 кг.

Насколько большими были лошади рыцарей? Рыцарь, Лошади, Всадник, Средневековье, Античность, Рим, Крестоносцы, Македония, Сарматы, Длиннопост

Сцена битвы при Гастингсе 1066 (ковёр из Байё)

А вот чтобы понять какого размера были их потомки, придется вооружиться лопатами и плотно копнуть. В 2019 году вышло любопытное исследование [4], содержащее обзор около 200 останков лошадей в 38 захоронениях Лондона. Результаты были сгруппированы по семи периодам XIII-XIX веков. В период 1220-1350 лошади были относительно небольшими: средний рост составлял 1,42 м. С другой стороны, максимальный рост составлял 1,63 м. В конце XIV века происходит снижение роста до 1,32 м (максимальная находка меньше 1,4 м). Затем увеличение среднего роста происходит между XV и XVI веками, когда средний рост снова перевалил за 1,4 м. И наконец, следующее увеличение роста происходит уже в XVII-XVIII веках до 1,5 м в холке.

Насколько большими были лошади рыцарей? Рыцарь, Лошади, Всадник, Средневековье, Античность, Рим, Крестоносцы, Македония, Сарматы, Длиннопост

Рост коней по периодам [4]

Проблема с этими данными одна – мы не знаем, какие лошади в этой выборке были боевыми, исследователи отмечают, что большое разнообразие типов как раз свидетельствует о разных функциях и наиболее высокие представители как раз относятся к породе «дестриэ». В таком случае, нам нужна не средняя, а максимальная оценка – в таком случае рост боевых лошадей должен был составлять 150-160 см в XIII и XVI веках, но при этом была просадка в XIV-XV веках до 135-145 см, что исследователи связывают с общим кризисом, обусловленным эпидемией «Черной смерти» в XIV веке.

Любопытный ориентир дает размер отсеков кораблей крестоносцев, которые в XIII транспортировали боевых коней в Святую Землю. По оценке Энн Хайланд, эти помещения были сконструированы для лошадей не выше 150-152 см [5]. Кстати, хотя арабские хронисты и охотно отмечают доблесть и высокие боевые качества самих крестоносцев (не забывая при этом добавлять эпитеты типа «да проклянет их Аллах»), но вот кони «франков» особого фурора на мусульман не произвели. Так Абу Бакр в свое трактате о породах лошадей называет франкскую породу «самой худшей», отчасти здесь, прослеживается неприспособленность «европейских» лошадей к восточной тактике с резкими поворотами и ложными отступлениями. Однако крестоносцы очень охотно использовали собственно арабские породы – скупая их на рынках или просто угоняя. Стоит отметить, что арабские породы были легче собственно Европейских коллег – по оценке Энн Хайланд лошади крестоносцев весили около 545-590 кг, в то время как кони их противников порядка 315-360 кг [6]. Давало ли это преимущество в основном способе атаке рыцарей – таранном ударе с копьем наперевес, вопрос открытый. С одной стороны, существует версия, что на восточных породах чуть ли вообще невозможно осуществить такую атаку, ибо несчастная лошадка сломается.

Тут стоит отметить два момента, одно из первых описаний таранного удара дошло до нас в описании XII века арабского полководца Усамы ибн Мункыз [7]

«Этот рыцарь приехал из Апамеи и хочет посмотреть на всадника, который ударил копьем рыцаря Филиппа. Франки очень удивляются этому удару, так как он в двух местах разорвал края кольчуги, а рыцарь все-таки остался жив». – «Как же он спасся?» – спросил я. Франкский рыцарь ответил: «Удар пришелся в кожу его бедра». – «Да, судьба надежная крепость!» – воскликнул я. Я не думал, что он уцелеет от такого удара. Я считаю, что всякий, кому случится биться копьями, должен прижимать руку с копьем и локоть к своему боку, предоставив коню делать то, что он захочет, во время удара. Ведь если он пошевелит рукой с копьем или вытянет ее, удар не оставит следа и даже царапины»

Второй момент – это то, что крестоносцы сами закупали арабских скакунов, используя их в качестве боевых лошадей. К примеру, Раймунд Ажильский сообщает о закупках собственно арабских коней на рынках Сирии, что позволило им довести количество боевых лошадей до 1000. Вроде бы тяжелая лошадь должна давать некоторое преимуществе в силе удара при встречной атаке на галопе, просто по причине большей массы. Но и тут есть нюансы, современное исследование энергии удара копьем на галопе [8] дает разлет без малого в пять раз от 57 Дж до 232 Дж в зависимости от самого всадника и массы внешних факторов, вроде угла попадания или даже типа седла, поэтому рассматривать вес лошади как некий решающий фактор я бы не стал.

Насколько большими были лошади рыцарей? Рыцарь, Лошади, Всадник, Средневековье, Античность, Рим, Крестоносцы, Македония, Сарматы, Длиннопост

Замеры энергии удара копьем на галопе [8]

Ладно вернемся собственно к размерам, есть и другие косвенные оценки роста средневековых лошадей – интерполяция по размерам мундштуков и собственно по конским доспехам [9], все они дают ориентиры около 1,495 м.

Возникает собственно резонный вопрос, а был ли мальчик и вообще, откуда взялся миф с этими чудовищных размеров монстрами? Восходит этот миф к работе Ральфа Дэвиса, посвященной средневековым боевым коням, в которой он условно поделил эпохи развития средневековой конницы на 4 периода. Собственно в третий период, длившийся с XIV по XV, он определяет как век этой самой великой лошади, которую связывает с появившейся в английских источниках около 1285 г. породой magnus equus. Вот так вот выглядит фундамент, на котором стоит вся современная мифология огромных дестриэ - «The age of the great horse, perhaps as tall as 17 or 18 hands fourteenth and fifteenth centimes» [10]. Дальнейшую эволюцию мифа проследить несложно, ближайший аналог такого роста – это английский Шайр, характеристики которого (вес под тонну и рост в холке 1,7-1,8 м) спокойно «отдали» дестриэ. Ну, а поскольку появился этот тяжеловоз в районе XVIII века, будучи вероятно потомков рыцарской лошади [11], то дестриэ объявили очередной утраченной технологией предков.

Насколько большими были лошади рыцарей? Рыцарь, Лошади, Всадник, Средневековье, Античность, Рим, Крестоносцы, Македония, Сарматы, Длиннопост

Для понимания того, как выглядит современная лошадь породы Шайр.

Почему профессор Дэвис предположил, что дестриэ были именно такого роста? По всей вероятности – это интерпретация сцены прощания Джеффри Латтрела (Псалтырь Латтрелла, 1335–1340 г.) с женой.

Насколько большими были лошади рыцарей? Рыцарь, Лошади, Всадник, Средневековье, Античность, Рим, Крестоносцы, Македония, Сарматы, Длиннопост

С одной стороны холка лошади находится на уровне глаз его жены, что наводит на мысли, будто лошадь могла быть ростом со взрослого человека, если бы не пара нюансов. Средний рост средневековой женщины в XIV веке составлял около 1,57-1,58 метров [12], мужчины были чуть выше, около 1,7 м. Так вот сэра Джеффри спешить и несколько распрямить, то лошадь будет ему чуть выше плеч, что даст нам все те же пресловутые 1,5 метра.

Насколько большими были лошади рыцарей? Рыцарь, Лошади, Всадник, Средневековье, Античность, Рим, Крестоносцы, Македония, Сарматы, Длиннопост

Да и в целом конь на уровне плеч всадника – это распространенный мотив средневековых изображений. Здесь стоит отметить, что специализированный рыцарский конь действительно существовал, просто его величие заключалось явно не в гигантских размерах, хотя он и мог быть выше сородичей на 5-10 см, эдакая полутораметровая колыбаха разрушения.

Ну, а теперь давайте проведем сравнение средневековых монстров и более древних лошадок.

Сарматские катафрактарии

Конгломерат сарматских племен всегда славился своей тяжелой конницей. В ходе раскопок 1990-1992 было обнаружено 8 конских костяков в 6 захоронениях между хутором Городским и урочищем Ленинхабль (республика Адыгея). Характер захоронений явно говорит о том, что в могилах находились представители сословия воинов-катафрактариев, вместе с собственными лошадьми. Захоронения датируются I-III веками нашей эры. Что касается роста, то в холке найденные лошади были от 138 см до 144 см. По всей вероятности, эти кони были близки по конституции к современным казахским и монгольским лошадям, т.е. были несколько легче, чем собственно рыцарские «аналоги».

Насколько большими были лошади рыцарей? Рыцарь, Лошади, Всадник, Средневековье, Античность, Рим, Крестоносцы, Македония, Сарматы, Длиннопост

Современная реконструкция сарматского катафрактария

Римские кавалерийские лошади

От римской эпохи у нас сохранилось огромное количество останков военных лагерей [10]. Я попробовал сделать график зависимости роста лошадей от датировок находок, но поскольку никакой внятной корреляции он не показывал, то отдал предпочтение простой наглядности. В среднем рост колеблется около 140 см, однако, в лагере Неймеген есть находка (70-120 г. н.э.) особи ростом 163 см, что соответствует самому высокому найденному в Лондоне дестриэ. Рост самой высокой лошади из Валкенбурга составляет 162 см, а в Лейдене был найден конь около 158 см в холке.

Насколько большими были лошади рыцарей? Рыцарь, Лошади, Всадник, Средневековье, Античность, Рим, Крестоносцы, Македония, Сарматы, Длиннопост

Всадники войны. Кавалерия Европы. Алексинский Д. П., Жуков К. А., Бутягин А. М., Коровкин Д. С. Полигон, 2005.

Греческие лошади

Итак, давайте выясним, какого роста были македонские кони. В районе небольшого города греческого Синдос близ Салоник была обнаружена гробница всадника, датируемая примерно IV в. до н.э [13]. Похороненный в ней всадник был гетайром, знатным македонским кавалеристом, а лошадь в свою очередь относилась к фессалийской породе, ее рост составлял около 140 см. Другая находка, датируемая VI-VII в до н.э. на кладбище г. Поликастрон [14] также демонстрирует знатного македонянина и его коня, ростом 1,45 м в холке.

Насколько большими были лошади рыцарей? Рыцарь, Лошади, Всадник, Средневековье, Античность, Рим, Крестоносцы, Македония, Сарматы, Длиннопост

Фреска с гробницы на острове Айос Афанасиос

Если вдруг вы услышите прохладные истории о том, что в античности лошади были размером с собаку, а в средневековье они превратились в гигантов под два метра в холке, то вы знаете что на это ответить. Что в античность, что в Средние века рост боевых лошадей колебался плюс-минус в одних пределах и составлял 140-150 см в холке, а наиболее крупные породы достигали 150-160 см. Для наглядности я нанес на график рост лошадок на график, сгруппировав их:

Насколько большими были лошади рыцарей? Рыцарь, Лошади, Всадник, Средневековье, Античность, Рим, Крестоносцы, Македония, Сарматы, Длиннопост

Для ориентира нанесены самые крупные современные породы - Клейдесдаль и Шайр. В общем-то по современным меркам рыцари ездили на… пони.

Почему рыцари не появились раньше? Откуда вдруг они обрели такую фантастическую мощь, что без них ни одной нормальной заварушки не делалось? Почему ушли и, главное, из-за кого ушли?

Кстати, потом рыцари еще и слегка возродились, хотя об этом помнят уже не все. В общем, разбираемся в рыцарстве.

В эпоху, когда миром правил Рим, осуществлялось это правление с помощью пехоты. И хотя знать упорно лезла на коня, исход боя зависел от тех, кто топтал землю-матушку своими калигами – от простых пехотинцев.

И это было повсеместным явлением, если не считать каких-нибудь скифов-лучников, которые, впрочем, прямых столкновений с пехотой предпочитали избегать.

Рыцари: кошмар Средневековья и его краса! Как появились, как воевали и кто их выжил?

Колесницы

Это еще не рыцари и даже не кавалерия, но именно колесницы стали первыми стращать пехотинцев. Это очень важно, поскольку позднее, когда колесницы уступили место легкой коннице, ее основным оружием был шокирующий эффект.

Если пехотинцы были не слишком стойкими, то могли обратиться в бегство от одного вида несущихся во весь опор всадников. Однако, если этого не происходило и пехотинцы были матерыми, то ситуация могла быть печальной уже для всадников.

Рыцари: кошмар Средневековья и его краса! Как появились, как воевали и кто их выжил?

Проблема была в том, что со всего галопа кавалерия налететь не могла, и при приближении к врагу ей приходилось сбавлять темп. Причина проста: отсутствие стремян и жесткого седла.

Верхом всадник удерживался, только сжимая могучими коленями бога несчастного животного. И если бы со всего скаку он нанес удар копьем, то вылетел бы из седла вместе со своей боевой хворостиной, а животинка поскакала бы дальше.

Стремена

Архаичные стремена. Были изобретены где-то в IV веке. Очень быстро распространились по миру, поскольку позволяли всаднику лучше удерживать равновесие и точно поражать противника из лука.

Скажу только, что после их изобретения прошел еще некоторый этап эволюции, и в Европу стремена попали вместе с сармато-аланскими наемниками (а иногда просто бандитами), которые уже обрели форму настоящей тяжелой конницы.

Всадник прочно был закреплен на коне, седло было жестким (его знали еще до того сами римляне и парфяне), а копья значительно прибавили в весе. Это уже было нечто новое.

Правда, разогнаться во весь опор бронированный всадник (и конь) уже не могли, но зато инерцию сохраняли страшнейшую, превратившись в некое подобие скоростного асфальтоукладчика.

Конь, как оружие

Именно после этой революции конь из средства передвижения становится ОСНОВНЫМ оружием всадника. Всякие копья да мечи – уже потом.

Для сравнения можно вспомнить слова Ксенофонта, который призывал не придавать значения количеству конницы, поскольку тысяча всадников – это по сути та же тысяча человек и не более.

К этому он добавлял, что никто еще не погиб в сражении (предполагаю, что он все же преувеличил) от ударов конских копыт или лошадиных укусов.

Науку нужно пересмотреть

Примерно такой вопрос встал перед тогдашними стратегами, поскольку раз за разом они обнаруживали, что мощный таранный удар одоспешенных кавалеристов с копьем-бревном окупается сторицей .

В итоге в течение Темных веков пехота все больше теряла свое значение, все больше уступая место рыцарям. К слову, так происходило не в одной только Европе.

Важно отметить, что у нас – на Руси – ситуация была аналогичной с небольшими отличиями. Во всяком случае, наши дружинники тоже были поголовно конными, и хорошо вооруженные пешие воины существуют только на русофильских картинах, где главное действующее лицо – не дружинник-рыцарь, а народ.

Рыцари: кошмар Средневековья и его краса! Как появились, как воевали и кто их выжил?

Эффективность рыцарей привела к эволюции их вооружения, в котором самым важным было копье. Оно становилось все массивнее, пока не достигло примерно 4-метровой длины и внушительного веса с не менее внушительным наконечником. Его основной целью был другой рыцарь или его конь.

Чем страшнее оружие – тем усерднее старались от него защититься. Отсюда в конце концов и появились латные доспехи. Одним словом, к концу Средневековья рыцарь превратился в средневековый танк.

Мир изменился…

Это произошло в начале XIV века во Фландрии, где французские рыцари потерпели поражения от городского пешего ополчения. От ополчения, Карл. От пешего!

Смерть для любого рыцаря.

Это было столь нелепым, что все списали на причуды ландшафта и численность фламандцев. Но кто-то понял, что плотная, ощетинившаяся копьями пехота сулит рыцарству большие беды.

Если же добавить к этому какой-нибудь палисад из некоего подобия противотанковых «ежей» из заточенных кольев, то проблемы рыцарей возрастут.

Нечто подобное и было проделано английскими лучниками во время Столетней войны, которые засели за рядами из кольев (правда еще и под прикрытием собственных рыцарей).

Можно добавить вагенбург, который лишал рыцарей их таранной мощи и не только. Потом венгерские и немецкие рыцари жаловались, что, мол, голь на выдумку слишком уж оказалась хитра и победила нечестно. Как тут не вспомнить Наполеона, который тоже пенял России, что она честно воевать не хочет.

Конец эпохи рыцарей

Однако все вышеперечисленное было только предвестником настоящей беды. Ею стали швейцарские наемники, отличавшиеся высоким боевым духом, суровостью и сплоченностью.

Именно они во второй половине XV века с пиками да алебардами отправили в небытие не кого-то, а армию самого Карла Смелого, вместе с ее предводителем. Надо сказать, что его в Мир предков отправили, судя по ранам, все те же копья да алебарды.

Рыцари: кошмар Средневековья и его краса! Как появились, как воевали и кто их выжил?

Еще через полвека при Павии дело доделали немецкие ландскнехты, которые умудрились сначала разбить казалось бы непобедимых швейцарцев, а потом еще и добить французских латных всадников.

Не стоит думать, что это были уже не те рыцари. Нет, дрались они хорошо, даже очень, но стойкая наемная пехота, дополненная аркебузами, была неодолима. В плен попал сам король.

Лучники, вагенбург или огнестрел могли создать изрядные проблемы для рыцарей, но по сравнению с ощетинившейся пиками стойкой и хорошо обученной пехотой это все казалось незначительным.

К тому же армии становились все более крупными. Формировать отряды пикинеров было и дешевле и быстрее, а рыцарь был слишком дорогой и немногочисленной зверушкой. Во время же осад все более многочисленных городов от рыцарей и вовсе толку не было.

Рыцари: кошмар Средневековья и его краса! Как появились, как воевали и кто их выжил?

Возрождение стало эпохой безжалостной пехоты – эпохой швейцарцев, ландскнехтов и жуткой испанской терции. Тогда же появились наследники рыцарей – кирасиры, которые вновь стали играть значимую роль уже в Новое время.

Вся правда о тяжёлой броне, боевых конях, огромных замках и обращении с прекрасными дамами.

1. Доспехи рыцарей были настолько тяжёлыми…

Рыцари Средневековья носили не такие уж тяжёлые доспехи

Фото: PerfectZero/Flickr

Обычно мы представляем себе рыцаря как огромную гору грохочущего железа верхом на коне и с пикой наперевес. Считается, что рыцарь — это такой средневековый танк. Он неуязвим и очень сильно бьёт, но если случайно упадёт, то на ноги подняться без помощи пары‑тройки оруженосцев (и желательно подъёмного крана) уже не в состоянии: настолько тяжела и неудобна его броня.

На самом же деле полный пластинчатый доспех из закалённой стали весил Warrior Race: A History of the British at War 15–25 кг. Это шлем, наплечники, горжет, рукавицы, кираса, кольчужная юбка, поножи, башмаки и ещё кое‑какие мелочи.

Всё равно тяжесть немалая, скажете вы? Но благодаря равномерному распределению веса по телу владелец доспеха Range of motion and energy cost of locomotion of the late medieval armoured fighter: A proof of concept of confronting the medieval technical literature with modern movement analysis, The King and the Astronaut мог не только свободно ходить, но и бегать и прыгать, а ещё самостоятельно встать, если вдруг упал. Некоторые и вовсе умели в своей броне выполнять всякие трюки — например, станцевать или пройтись колесом!

Заставив современных людей бегать в броне на беговой дорожке, учёные выяснили Limitations imposed by wearing armour on Medieval soldiers’ locomotor performance , что, хоть ношение доспеха и увеличивает нагрузку, подготовленному владельцу в нём будет вполне комфортно.

Кстати, мечи рыцарей тоже весили не много — 1–1,5 кг.

На этом видео вы можете рассмотреть, как современные исследователи, надев точно воссозданные реплики Can you move in armour? An Experiment in Mythbusting, Medieval Knights on a Treadmill Put Historical Myths to the Test средневековой брони, ходят, падают, встают, прыгают и сражаются.

Так что рыцари вовсе не были неуклюжими и неповоротливыми. Правда, они звенели как консервные банки, но в бою это не проблема. Может быть, уменьшить шум получалось накрывшись сюрко — это такой плащ без рукавов, надеваемый The national history of England, by E. Farr поверх брони.

2. …что бедолаг сажали на коней подъёмным краном

Рыцари Средневековья не седлали коней при помощи подъёмных устройств

Кадр из фильма «Король Генрих V»

Ещё один миф, который проистекает из предыдущего заблуждения. Если доспехи рыцаря были так тяжелы, что он едва мог пошевелиться, то как же он залезал на коня? А никак. Его якобы сажали в седло с помощью крана, потому что иначе не получалось сдвинуть эту громадину. Без оруженосцев бедному рыцарю на лошадь было не залезть.

Когда в 1944 году режиссёр и актёр Лоуренс Оливье снимал фильм «Король Генрих V» с собой в главной роли, то обратился к сэру Джеймсу Манну, мастеру Оружейной палаты в лондонском Тауэре, с просьбой помочь ему воссоздать средневековые доспехи как можно более достоверно.

Манн с радостью помог, но когда узрел результаты съёмок, пришёл в ужас.

Историк увидел, как в одной из сцен Генрих V поднимается на коня с помощью приспособления, похожего на кран. Однако Манн, в отличие от киношников, знал Loose Cannons: 101 Myths, Mishaps and Misadventurers of Military History , что настоящие всадники ничего подобного никогда не использовали.

На лошадь рыцарь вполне мог при необходимости залезть даже без оруженосца. Миф о большом весе брони, возможно, появился из‑за турнирных доспехов, которые были тяжелее боевых. Но даже в них рыцарь поднимался DEBUNKING THE BIGGEST MYTHS ABOUT KNIGHT’S ARMOUR на коня без кранов — достаточно было небольшой табуретки.

3. У каждого рыцаря был замок

Не у каждого рыцаря Средневековья был замок

Фото: Antony McCallum / Wikimedia commons

Мы представляем, что все уважающие себя рыцари жили в замках, но это не так. Дело в том, что это очень дорогое сооружение, которое ещё и крайне долго строится. Особенно когда бульдозеров, кранов и грузовиков для перевозки стройматериалов нет, а есть только крестьяне и телеги с лошадьми. Это вам не летний домик на даче соорудить.

Например Thirteenth Century England II: Proceedings of the Newcastle Upon Tyne Conference 1991 , в Англии в 1214 году было несколько тысяч рыцарских имений, но всего 179 баронских и 93 королевских замка.

Рыцари, как правило, владели собственными деревнями, которые их кормили. Но если денег на постройку и содержание замка не было, они жили в своих усадьбах. Которые, конечно, всё же были богаче среднестатистической крестьянской хижины.

4. Рыцарские турниры — это исключительно конные поединки

Рыцарские турниры — это не исключительно конные поединки

Кадр из сериала «Игра престолов»

Как выглядит нормальный турнир по мнению человека, который, к примеру, смотрел «Игру престолов»? Два рыцаря в доспехах залезают на своих коней. Оруженосцы подают им щиты и пики. Рыцари по сигналу трубы разгоняются и врезаются друг в друга. Кто усидел в седле после этого — тот и победитель.

В принципе, конные состязания в Средневековье примерно так и проводились, но турниры этим не ограничивались.

Помимо конных поединков с пиками бывали и пешие схватки Tournament, joust a l’outrance . Причём иногда даже с разным оружием: один рыцарь с мечом, другой с топором или копьём и так далее. Бои вида «отряд на отряд» тоже случались как конные, так и пешие. А победителем в таком случае становился последний представитель команды, устоявший на ногах.

5. Рыцари сражались на турнирах ради внимания дам

Рыцари Средневековья сражались на турнирах не только ради внимания дам

Эдмунд Лейтон, «Посвящение», 1908 год. Иллюстрация: «Кристис» / LotFinder / Wikimedia commons

Считается, что рыцарь, одержавший победу в турнире, получит в награду от прекрасной дамы, следящей за поединком, цветок, шарфик или другое выражение благосклонности. Существуют записи, подтверждающие, что победителя целовала самая главная красавица турнира или он получал право разделить Prizes in Medieval Tournaments с ней какое‑нибудь экзотическое блюдо. Например, приготовленного павлина.

Но если бы в реальности награда за турнир ограничивалась только этим, рыцари вряд ли бы так рвались в них участвовать.

На самом деле они ввязывались в различные состязания ради денег. После турнира организатор устраивал пир, на котором победитель получал неплохой приз. Историк и реконструктор Уилл Маклин составил список Medieval Tournament Prizes наград для рыцарей на турнирах, упоминавшихся в разных исторических источниках. Среди них кольца с бриллиантами, золотые застёжки с рубинами, кубки, драгоценные камни и монеты и ещё много всякого добра.

Во время турнира Medieval Tournament Prizes, Medieval Tournament в Нордхаузене в XIII веке маркграф мейсенский Генрих установил искусственное дерево с золотыми и серебряными листьями. Если участник ломал копьё во время атаки соперника, его награждали серебряным листом. А если рыцарь умудрялся уронить противника с коня, то получал золотой. За турнир, длившийся несколько дней, можно было неплохо подзаработать.

В довесок победителя иногда одаривали говорящим попугаем или огромной рыбой, которую можно приготовить, а также ездовой лошадью или охотничьей собакой, а такие зверюшки тоже стоили целое состояние.

Наконец, во многих случаях всадник, одолевший другого на турнире, мог Medieval Tournament Prizes, Prizes in Medieval Tournaments забрать у проигравшего его коня, оружие и доспехи. Так что для бедных рыцарей состязания были отличным способом подзаработать.

6. Бронированные гульфики защищали гениталии в бою

Рыцари Средневековья носили бронированные гульфики не для защиты гениталий

Фото: Andy Carvin / Flickr

Возможно, вы видели на фотографиях рыцарских доспехов вот такие забавные фаллические выступы, зачастую украшенные узорами, изображениями лиц и прочими вещами. Эта штуковина называется «гульфик», и многие считают, что она предназначалась для защиты мужского достоинства.

Но на самом деле гульфик исключительно модный аксессуар Arms and Armor — Common Misconceptions and Frequently Asked Questions , позволяющий убедить окружающих в размерах мужества рыцаря и впечатлить доверчивых дам. Практической нагрузки он не имел — гульфики и на обычные штаны пришивали.

А рыцари, которые больше заботились о безопасности, чем о моде Fashion in European Armor , надевали кольчужные юбки и набедренники без гульфиков.

7. Рыцари использовали коней‑тяжеловозов

Рыцари Средневековья не использовали коней-тяжеловозов

Фото: jan_nijman / Pixabay

На многих современных рисунках рыцарей изображают восседающими на огромных конях‑тяжеловозах. Выглядит это, конечно, очень брутально. Представьте себе огромного воина в доспехах, вроде устрашающего Григора Клигана Горы из «Игры престолов», верхом на коне весом под тонну.

Правда, такого в Средневековье вы не нашли бы по двум причинам. Во‑первых, тяжеловозов вывели The Percheron Horse in America только к XIX веку. Во‑вторых, они не умеют бегать аллюром, так что боевые качества у них не очень: на таран с пикой наперевес не поскачешь, убегающего врага не догонишь, от наступающего не убежишь.

В общем, сколь угодно сильный рыцарь верхом на какой‑нибудь булонской лошади, даже если бы она у него была, вызвал бы у противников только недоумение.

Поэтому рыцари использовали коней под названием дестриэ Armies and Warfare in the Middle Ages: The English Experience, A Knight and His Horse . Это не порода, а просто обозначение достаточно сильного жеребца, способного бегать, когда на нём сидит человек весом 80 кг в 20‑килограммовой броне. И от таких коней, кстати, пошли современные породы тяжеловозов.

8. Рыцари не мылись и испражнялись прямо в доспехе

То, что рыцари Средневековья не мылись и испражнялись прямо в доспехе, не совсем правда

Иллюстрация: Creative Commons CC0 / Universal Public Domain Dedication

Миф о «немытом Средневековье» живёт и здравствует в интернете. И отчасти он даже верен — но только отчасти. С чистоплотностью в Средневековье и правда были проблемы, но говорить, что люди (особенно знать) совсем не мылись и справляли нужду прямо под себя, — значит немножко преувеличивать.

Даже закованный в броню рыцарь вполне мог How did knights in armour go to the toilet?, How did the Medieval Knights go to the bathroom in the battle? приспустить штаны и осуществить свои естественные потребности — и миланский, и готический доспехи были приспособлены к таким действиям, хотя первый был чуть менее удобен в этом плане.

Другое дело, что в затяжных походах, при осадах и в условиях тяжёлой жизни военного лагеря рыцари порой сталкивались с разными болезнями, в том числе и с дизентерией.

Заболевший вполне мог не успеть добежать до отхожего места, а уж если желание испражниться случалось с ним прямо в бою, на коне…

Впрочем, таковы превратности войны.

В XIV–XV веках у рыцарей появился обычай давать обеты стеснять себя в чём‑либо, пока не исполнишь заветную цель. Среди них Knightly Bird Vows: A Case Study in Late Medieval Courtly Culture — клятвы не бриться, не пить спиртного, не носить тёплой одежды в холод. Вполне возможно, что и пообещавших не мыться грязнуль хватало, но считать, что такими были вообще все рыцари, неправильно.

9. Рыцари были образцом галантности

Рыцари Средневековья были образцом галантности

Кадр из сериала «Игра престолов»

Противоположность предыдущего мифа о грязном Средневековье — Средневековье романтическое, в котором рыцари совершают храбрые подвиги, клянутся в верности своей прекрасной даме и ведут себя как настоящие джентльмены даже с простолюдинками. Очевидно, сейчас мужчины уже не те.

Проблема в том, что современные представления о средневековом рыцарстве во многом основываются Knighthood As It Was, Not As We Wish It Were, Chivalry Was Established to Keep Thuggish, Medieval Knights in Check на куртуазных романах.

Вот, например, несколько реальных пунктов из рыцарского кодекса Vengeance in Medieval Europe: A Reader под названием «Мир Божий», предложенных епископом Варином из Бове: не красть у крестьян скот (но убивать чужих животных вроде коров и мулов можно ради пропитания); не быть слишком жестокими с сельскими жителями; не жечь чужие дома (без веской причины); бить женщин, только если они совершают проступки против рыцаря; воздерживаться от засад на безоружных рыцарей. Последнее правило, правда, действует только в период от Великого поста до Пасхи.

Согласно указу Decree of the Emperor Henry IV Concerning a Truce of God; 1085 A.D., Medieval Sourcebook: Peace of God — Synod of Charroux, 989 императора Генриха IV от 1085 года, рыцарь не должен нападать на кого‑либо по четвергам, пятницам, субботам и воскресеньям, в праздничные дни апостолов, а также с девятого воскресенья перед Пасхой до восьмого дня после Пятидесятницы. В остальное время можно и повеселиться.

Вот только указанных правил вовсе необязательно Chivalry and Violence in Medieval Europe придерживаться, если сюзерен или король не смотрит.

Настоящие рыцари, к сожалению, занимались Chivalry and Violence in Medieval Europe похищением скота, грабежами, мародёрством, изнасилованиями и пытками. А о правах человека, не говоря уж о какой‑то куртуазности, и не задумывались. Захваченных в плен слуг, жён или детей вражеского всадника, если у него не было крутых союзников, рыцари вполне могли Slavery in Medieval Europe, Researcher: Slavery was common in medieval Europe, Slave trade, medieval era просто продать в рабство сарацинам. Или подарить своему сюзерену.

Фрэнк Дикси, «Рыцарство», 1885 год

Фрэнк Дикси, «Рыцарство», 1885 год. Иллюстрация: Wikimedia commons

Правда, иногда особо отличившегося Chivalry and Violence in Medieval Europe воина могли лишить рыцарского достоинства — процедура сопровождалась чтением заупокойных молитв и напоминала повешение, только не за шею, а за корпус, чтобы обвиняемый остался жив, после чего у него отбирали все титулы. Впрочем, такое наказание полагалось только за действительно серьёзные преступления, совершённые против дворянства, а не против простолюдинов.

Уроки Таро в Жизни

АВТОР: Ольга Давыдова
Мастер Таро, астролог

В 30 - 35 меня привлекали бодрые активные молодые мужчины. Им уже было о чем рассказать и что предъявить в качестве “доказательства жизни”. Они уже пережили первый кризис 30-ти и крушение первых иллюзий о том, что мир будет всегда аплодировать им. Они уже совершили свои первые ошибки, имели реальные достижения, женились (некоторые не один раз) и по выходным (кто чаще, кто реже) гуляли со своими детьми в парке. Ими всегда двигало чувство, что они должны много еще доказать этому миру и себе и их главные достижения еще впереди.

Сейчас мне нравятся мужчины 50+. Которые спокойны, потому что ничего не доказывают ни себе ни миру. Они уже все доказали. Мне нравятся приглушенность цветов их одежды, потертость их джинсов и мятая кожа их сумок. Когда только нюхом можешь почувствовать, сколько стоят эти джинсы и где мялась эта кожа. Я не люблю, когда их машины блестят как пасхальные яйца. Мне интересней, когда их машины покрыты слоем пыли и брызгами грязи. Мне всегда становится интересно, на каких дорогах лежала эта пыль, какие дела для этого мужчины были более важными, чем мойка. Где он ездил сегодня, чем занимался, чем заполнен его день, его мир?

Когда я вижу зрелого мужчину с ясным удивленным взглядом, открытой улыбкой и в яркой “прикольненькой” футболке - мне становится неловко. И не интересно Я люблю богатый жизненный опыт. Возбуждает меня тоже он.

И сейчас я точно знаю, что мужчины разные. Они очень разные, но, какими бы разными они ни были, каждый из них либо Паж, либо Рыцарь, либо Король. И не всегда здесь решающим бывает возраст.

И если тебе кто-то говорит, что все мужчины одинаковые - не верь! Это не так.

Если ты думаешь, что ты должна или тебе всегда положено выбирать определенный тип мужчин - это не так!

Если, пытаясь понять, какие мужчины тебе подходят, ты посещаешь бесконечное количество тренингов и покупаешь тонны умных книжек - брось это занятие!

Потому что первое, что ты должна знать, каждый мужчина - или Паж, или Рыцарь, или Король!

А второе, и это самое главное - тебе все обязательно достанется “в пакете”. Кто помнит, поймет меня. Кто не помнит - рассказываю. Раньше, когда в нашей стране был дефицит товаров, многие вещи продавались “в пакете”. И, если мне хотелось купить то что мне нужно, то вместе с этим я, в нагрузку, должна была обязательно купить еще что-то, не пользующееся особым спросом и мне абсолютно ненужное. И каждый раз приходилось думать, что с этим ненужным делать.

Я не побоюсь этого сравнения, но тоже самое происходит и с мужчинами. А именно, с мужчинами, которых ты выбираешь! Ты можешь выбрать любого мужчину. Потому что выбирает всегда женщина! Не забывай никогда - выбираешь именно Ты!

Выбирай любого,.но с открытыми глазами. И всегда помни, все достается “в пакете”! И если ты выбираешь мужчину за какие-то его качества, помни, что в этом пакете всегда есть вполне определенные вещи, которые ты не получишь от него никогда! И в этом же пакете есть вещи, которые достанутся тебе “в нагрузку”.

И таких “пакетов” всего три. Паж, Рыцарь и Король.

Если твой мужчина Паж - не жди от него ответственных решений и заботы о тебе! Он никогда не будет дарить тебе дорогие подарки и никогда не скажет “Любимая, ни о чем не беспокойся. Я все решу сам.” Но зато он милый, с ним весело, о нем так приятно заботится и учить его жизни. К тому же, он никогда не сможет помешать тебе делать то, что тебе хочется и будет послушно ждать, пока ты красишь губы или болтаешь с подругой по телефону. Согласись, это не так мало в безумных, жестоких ритмах современной жизни.

Если твой мужчина Рыцарь - не жди от него спокойствия и надежности. Что бы он тебе ни говорил и что бы не обещал - он не угомонится никогда! По крайней мере в ближайшие несколько лет. Ты не удержишь его борщом и домашними пирогами. Если у тебя часто будет “болеть голова”, он очень быстро найдет секс в другом месте. Он может позвонить тебе за две минуты до семейного праздника со словами “Дорогая, буду через полчаса”, а прийти завтра утром. Зато с ним так здорово не только строить планы на будущее, но и вместе их осуществлять. Он откроет тебе массу занятий и увлечений, до которых ты сами никогда бы даже не додумалась. И у него действительно есть перспективы.

Если твой мужчина Король - не жди, что он будет вникать в твои жалобы на противную подружку или бессердечного гаишника. Согласись с тем, что все окончательные решения будут оставаться за ним. А иногда, ты вообще будешь узнавать о них последней. Прими то, что тебе часто придется идти туда, куда не хочется и навсегда отказаться от фасона и цвета платья, которые ему не нравятся. И тебе придется назубок выучить слова “Конечно, дорогой, я согласна, как скажешь.” Зато, когда он называет тебя “моя девочка”, у тебя не возникнет неловкости. У него ты многому научишься и он действительно поднимет тебя на те высоты, до которых тебе самой еще идти и идти. За его надежной спиной так легко спрятаться от проблем и переждать бури, что ему легко простить остальную часть “пакета”.

А кто нравится именно тебе?

С какими из этих мужчин ты уже знакома, а на кого не обращаешь внимания?

С кем бы хотела прожить всю свою жизнь, а от каких стараешься держаться подальше?

А может быть ты просто боишься кого-либо из них?

Тогда вспомни еще раз. Выбираешь ты. И ты можешь и имеешь право выбрать любого. Потому что ты - Женщина. И ты - Королева! А Королева всегда окружена мужчинами. Пажи служат ей. Рыцари совершают ради нее подвиги. Короли строят для нее дворцы.

Выбирай, кто тебе больше нравится. А, если ты боишься ошибиться - просто возьми колоду Таро.

Когда я в первый раз взяла в руки Таро и открыла Фигурные карты, вся моя жизнь и все мужчины которые были в ней пронеслись у меня перед глазами. Все встало на свои места и я поняла, как же часто я ошибалась, принимая одного за другого.

И любой мужчина, который был, есть или будет в твоей жизни там тоже есть. Они все есть там и ты легко узнаешь каждого из них

Как понять, кто из них твой? Просто вспомни какую из этих фраз ты чаще всего говоришь мужчине, который сейчас рядом с тобой?

"Милый, мы сделаем это так. Я уже решила."

"Любимый, как ты смотришь на то, что мы вместе сделаем это?"

"Да, дорогой, я согласна."

А какую из этих фраз ты хотела бы говорить на самом деле?

Ответь себе честно и ты сразу поймешь тот ли мужчина рядом с тобой сейчас. И какой тебе нужен на самом деле.

Кстати, если тебе говорят, что Рыцаря на белом коне не существует или ты сама думаешь, что его нет - это неправда! Он есть! И выглядит он вот так!

Прямо завтра посмотри вокруг, вдруг он где-то рядом, а ты его просто не узнаешь.

А я пока пойду писать новую статью. О Королях и Королевах, ролях и масках, о мужчинах и женщинах и о том, чем они отличаются друг от лруга, кто что хочет и кто что может. И о том, как им быть счастливыми вместе.

Ты знаешь о том, что Королевам иногда нужно “становиться на колени”? А короли могут драться подушками? Я расскажу тебе об этом.

А пока просто возьми в руки колоду Таро и посмотри на них. Они все ходят с тобой по одним улицам, а с некоторыми ты даже живешь в одной квартире.

Всегда будь Женщиной и выбирай подходящих именно тебе мужчин!


1.РЫЦАРСКИЙ БОЕВОЙ КОНЬ – ЭТО НЕИЗМЕННО КОНЬ ВЕРХОВОЙ. Рыцарский боевой конь, несмотря на то, каким бы ни было тяжелым снаряжение и вооружение его всадника – это в любом случае НЕ ТЯЖЕЛОВОЗ (ТЯЖЕЛОУПРЯЖНАЯ ЛОШАДЬ). Во-первых, тяжеловозные породы – результат селекции уже Нового времени. Во-вторых, любой тяжеловоз хорош только в своей стезе – перемещение очень тяжелых грузов посредством запряжки в ту или иную повозку по относительно хороши дорогам. Это все. Тяжеловозы не обладают необходимой подвижностью, совкостью (маневренностью), чувствительностью и скоростью реакции на команды всадника, не могут более-менее продолжительное время поддерживать галоп (основной боевой аллюр).

Откуда взялся этот упорно кочующий миф, что раз конь должен нести этак килограмм 150, то он обязательно тяжеловоз (вспомните набившее оскомину «богатырский конь»)? Моя версия: А) простая житейская логика – раз ТЯЖЕЛОвооруженный рыцарь, значит, и конь такой же (а то, что строевые лошади времен Первой Мировой таскали на себе едва ли меньший груз, чем конь, допустим, деми-лансера в полудоспехе (за счет того, что строевой конь работал, по существу, за несколько коней в рыцарском копье) – это уже никого не интересующие детали); B) да простят меня любители классики изобразительного искусства – виновато изобразительное искусство (не будем называть имена, вы их сами знаете); С) до сих пор в некоторых источниках встречаются какие-то фантастические данные о весе конского доспеха, боевых седел и прочего – соответственно .нагрузка «вырастает» до невероятных значений; D) в массовом сознании недооцениваются физические данные верхового коня в плене выносливости и грузоподъемности – например, для здорового, физически сформировавшегося и хорошо обмускуленного коня весом 500 кг груз в 130 – 150 кг не является непосильной ношей. Кроме того, в выездке лошади все выездковые элементы (движения) играют роль гимнастических упражнений, которые позволяют развить несущую способность задних ног лошади, что также позволяет ей нести значительный вес с минимальными затратами усилий и с максимальным сохранением подвижности.

Безусловно, желаемое телосложение могло меняться в зависимости от той роли, в которую прочили того или иного коня – разумеется, для тяжеловооруженного жандарма требовался невероятно сильный конь (не просто конь, потенциально способный и годный для этой роли, а ПОСТЕПЕННО подготовленный к этому за несколько лет тренинга), способный нести не только всадника в доспехе, но и конский доспех, тогда как для «легкого» конника (а говоря откровенно – «дешевого» тяжелого) в полном или полудоспехе достаточно было коня полегче и подвижнее, но уже не способного нести конский доспех. Однако главное остается низменным – и у жандарма, и у более легковооруженного конного латника, и тем более у настоящей легкой конницы типа страдиотов или хинетов боевой конь – это в любом случае конь ВЕРХОВОГО типа.

2. РОСТ В ХОЛКЕ (на основе британских находок, континентальный материал дает примерно те же цифры): 126 – 152 см, лошади выше 150 см – не только в Средние века/Ренессанс, но и вплоть до Первой мировой оценивались современниками как достаточно крупные, лошади 160 см и выше – крайне редки в рассматриваемый период и позднее. Как справедливо замечают составители издания «The Medieval Horse and its Equipment», большинство средневековых лошадей были по современным меркам решительно малы». При этом большинство археологических находок показывают лошадей более плотно сбитых, крепко сложенных, костистых, чем современные лошади аналогичного роста; такие кони ростом 130-145 см в холке представляют собой тот универсальный и неприхотливый тип лошади, представители которого могли использоваться и для упряжной, и для верховой работы (в том числе и в качестве боевого коня).

Для наглядности и современных аналогий можете оценить пропорции коня и всадника по видео «Стойки конного боя с мечом» - мой рост – 182 см, рост моего коня – 155 см в холке. Косвенным критерием относительно небольшого роста «среднестатистического» боевого коня может служить метко подмеченная составителями указанного британского издания часто встречающаяся в изобразительных источниках рассматриваемого периода пропорция всадника и его коня– в среднем холка коня находится на уровне плеча стоящего рядом с ним конника.

Опять же, необходимо всегда учитывать, что главным для боевого коня был отнюдь не рост, а мощное и гармоничное телосложение с вытекающими из него (и развиваемыми посредством тренинга) силой, маневренностью и выносливостью.

3. До XVIII в. (оценки разнятся) НЕ СУЩЕСТВОВАЛО ПОРОД ЛОШАДЕЙ в современном понимании слова «порода». Не стоит недооценивать селекционную работу до эпохи Просвещения – просто средневековая селекция была направлена на получение НЕ ПОРОДЫ, а определенного ТИПА лошади по определяемому для нее человеком НАЗНАЧЕНИЮ. Встретив в средневековом контексте наименование той или иной лошади, совпадающее с современным названием породы (например, першерон), не стоит впадать в анахронизм и переносить современный образ першерона (кстати, тяжеловозной породы) на боевых коней из графства Перш XIII в. или першеронов облегченного типа, использовавшихся и как строевые лошади в кавалерии вплоть до ПМВ включительно. Для контекста Средних веков, Ренессанса или раннего Нового времени название по географическому принципу – не способ наименования породы, а только лишь географическая привязка (например, андалузом или лузитано могли назвать любую лошадь из Андалусии или Португалии).

Что касается конкретных типов лошадей, вот одна из классификаций, упоминаемых биографом Томаса Бекета Вильямом Фитц Стефеном (1170 г.) в контексте градации лошадей на конной ярмарке в Лондоне:

- gradarii - верховые лошади-иноходцы (способные или наученные бежать иноходью) – очень удобные для дальних поездок (иноходь – похожий на рысь, но мягкий и не тряский аллюр);

- «лошади, которые лучше подходят оруженосцам, движущиеся более грубо, но быстро» - здесь, вероятнее всего, имеются в виду недорогие верховые лошади (роунси, палфри), менее удобные на походе (за счет того, что не могут передвигаться иноходью, а бегут более обычной и тряской рысью);

- жеребята;

- summarii - самтеры - вьючные лошади, иногда этим же словом обозначали вьючных же мулов;

- dextrarii «знатно крупные»– (дестриеры, боевые кони, «великие кони», «great horse») – нетрудно заметить, первой упоминание в данном ряду собственно боевых коней;

- «кобылы, подходящие для запряжки в плуг, волокуши или в повозки»;

Иные классификации упоминают (в порядке убывания стоимости):

- equus dextrarius (дестриеры, наиболее мощно сложенные боевые кони);

- equus cursarius (курсе, несколько более подвижные, но легче сложенные боевые кони), equus palafredus (палфри, схожий термин роунси (rouncey) - любая хорошая верховая лошадь, как правило, не использовавшаяся в качестве боевого коня);

- equus carectarius (любая мелкая упряжная лошадь);

- equus affrus (простая крестьянская упряжная лошадь для любых сельхозработ).

4. Рыцарский боевой конь – спринтер. Несмотря на то, что вопросы тактики небольших тактических подразделений рыцарей (жандармов, реннфане, деми-лансеров и т.д.) - конруа, эшелль и т.п., как это не покажется странным, изучены слабо, известные ее особенности – сомкнутый в рядах (колено к колену) и в шеренгах (нос коня к крупу впередистоящего коня) строй, вероятнее всего, для предотвращения чрезмерного утомления боевых коней наступал на противника шагом или рысью до того момента, как дистанция до него сократится до 20-50 м, после чего в единой слитном порыве латники поднимали коней в галоп и обрушивались всей массой на врага. Соответственно, большую роль играла как раз способность коня к резкому рывку на этих последних остающихся до врага метрах.

5. Пол типичного боевого коня. В основном – жеребцы (чьи первичные половые признаки, скажем так, иногда весьма рельефно демонстрировались в живописи и скульптуре рассматриваемого периода) и мерины (кастрированные жеребцы). Кобылы традиционно считаются менее подходящими для роли боевого коня, однако, во-первых, по своим физическим данным кобылы очень разняться (иные могут ни в чем не уступать жеребцам), во-вторых, на мой взгляд, следует согласиться с мнением, что при меньшей силе, кобылы могут быть не менее выносливыми и маневренными, что с их большей предсказуемостью в плане поведения дает отличного боевого коня для ведения малой войны – например, совершения набегов (швоше, кавальгада, рейса и т.п.) – которые, как известно, составляли чуть ли не основной вид боевых действий в рассматриваемый период. На одном из представленных изображений (неизв. автор, Легкоконник, 1505-10, Музей Викториии и Альберта), форма шеи (отсутствие высокого гребня - сравните с боевым конем у легкоконника Дюрера) и общий экстерьер боевого коня говорит в пользу того, что выбор этого довольно скромно снаряженного латника пал как раз на кобылу (однако, весьма рослую).

6. СОВРЕМЕННЫЕ АНАЛОГИ. Среди пород, чьи представители, на мой взгляд, могут дать наиболее точное усредненное представление о дестриере или курсе, я назову датских кнабструпперов (одна из старинных пород из группы т.н. «лошадей барокко» - см. фото). Все в них напоминает о боевых конях рыцарей и жандармов (а позже - и кирасир) – типаж, неизменно популярный (в первую очередь, конечно, в тяжелой кавалерии), до конца XVIII в.: относительно небольшой рост, крепкий костяк, объемная грудная клетка, хорошо обмускуленная шея с широким гребнем у жеребцов, мощные мышцы задней части туловища и задних ног.

В качестве еще одного подобного примера часто приводят коней андалузской (PRE) и лузитанской пород – однако, по моему мнению, данные породы, несмотря на свою никем не оспариваемую древность, с конца XVIII – начала XIX вв. претерпели столько вынужденных инородных «вливаний», «осовременивших» их, что, при всех их несомненных достоинствах, значительно отличаются от своих предков.

Вторая наиболее подходящая кандидатура на роль тяжелого рыцарского боевого коня – кони итальянской породы мургезе.

Что касается лошадей под стать «легкой» коннице (рыцари, не имевшие конского доспеха, реннфане, деми-лансеры, шеволежеры и проч.), то наиболее наглядно представить такого коня можно, посмотрев на современного североафриканского барба – быстрый, сухой, невероятно выносливый, крепкий и неприхотливый тип.

Ну и наконец, страдиотам, хинетам и им подобным «настоящим» легким всадникам несомненно бы приглянулись пасо фино – некрупные, гармонично сложенные, невероятно совкие лошади.

Бамбергский всадник. 1230-1235 гг.


Двое, чистящих лошадь. Около 1510-1520 гг. Британская библиотека. Судя по телосложению, возможно, изображен боевой конь тяжелого типа (способный нести полный конский доспех (бард)).


Лукас Кранах (Старший). Св. Георгий на коне с мертвым драконом. Начало XVI в. Музей Метрополитен.


Ганс Бургкмайр. Император Максимилиан I. 1508 г.


А. Дюрер. Легкоконник. 1495 г. Сравните этого боевого коня с боевым конем Максимилиана I - и тот и другой достаточно рослые (по меркам периода), однако конь императора сложен несколько массивнее (достаточно взглянуть на его ноги и круп, чтобы убедиться в этом).


Неизвестный автор. Легкоконник. 1500-1510 гг. Музей Виктории и Альберта. Тонкая шея дает основание предположить, что в данном случае боевой конь - кобыла (сравните с массивной шеей с высоким гребнем у жеребца дюреровского легкоконника).


Реалистичная реконструкция облика боевого коня небогатого латника периода приблизительно 1460-1480 гг. (автор - S. Hanson).


Кнабструпперы (1,2,3)










Пасо фино. Маленький рост (сравните рост всадника и коня - это не всадник крупный, а пасо - небольшой) и гармоничное телосложение в сочетании со способностью быстро перемещаться по любой местности делают подобную лошадь идеальной для излюбленной тактики легкой конницы "ударил - отступил".


Средняя (а по современным меркам - мелкая) средневековая лошадь ростом около 137 см в холке в сравнении с современной лошадью ростом примерно 172 см (размеры, которые не являются необычными для лошадей различных пород, используемых в наше время в Олимпийских видах конного спорта). Где-то посередине (до отметки около 160 см) - идеальный рост для различных типов боевых коней рассматриваемого периода. Иллюстрация из издания (1) в списке литературы.


Литература:
1. The Medieval Horse and its Equipment. 1150 – 1450» Edited by J. Clark. Woodbridge, 2011.
2. Граветт К. «Рыцари. История английского рыцарства 1200 - 1600» Перевод с англ. А. Колина. M.,2010.
3. «Всадники войны. Кавалерия Европы» / Алексинский Д.П., Жуков К.А., Бутягин А.М., Коровкин Д.С. М, СПб, 2010.

П.С. Размещено с разрешения Максима, за что ему огромное спасибо!

Читайте также: