Какие лошади были у славян

Опубликовано: 25.03.2024


В Древней Руси кони были разных пород. Присутствовали как местные, так и завезённые с Востока и Запада. В летописях различают милостных, сумных и поводных (товарных) лошадей.

Милостные — местные верховые лошадки высшего качества, которыми князья награждали своих подданных. На таких лошадях ездили высшие чины княжеской дружины. Милостных жеребцов использовали как «улучшателей» в табунах, что говорит о наличии в Древней Руси зачаточных форм коннозаводства ещё до монголо-татарского нашествия.

Сумные лошади — предназначались для перевозки сум и вьюков, но они годились и под седло, обычно на них ездили рядовые дружинники.

Подводные (товарные) лошади при большой силе были неповоротливы и их использовали только в обозах.

В русских летописях XII века упоминается о «фарях» — благородных лёгких скакунах, происходящих от лошадей Древнего Востока. Вероятней всего то, что именно эти лошади стали основой лёгкой породы, от которой впоследствии произошла украинская лошадь. К XIII веку коневодство на Руси достигло значительного развития — самые многочисленные табуны и большие конюшни принадлежали князьям, боярам и монастырям. Поголовье пополнялось за счёт покупки и захвата лошадей у половцев, печенегов и народов, кочевавших в степях от Чёрного до Азовского морей, а также за счёт поборов у своего же населения.

Лошади ценились в те времена очень высоко. Этому свидетельствует тот факт, что по законодательству Ярослава Мудрого (XI век), виновный в убийстве чужого коня должен был уплатить в казну 12 гривен и 1 гривну потерпевшему, а за убийство свободного крестьянина — всего 3 гривны.

Русская конница в домонгольский период была малоподвижна и немногочисленна, именно с этим историки связывают поражения княжеских дружин при Калке (1223 г.) и в сражениях с монголо-татарами. Во времена монголо-татарского ига русское коннозаводство было разорено, полностью прекратилось поступление восточных лошадей «фарей». Не желая походить на быстрых татарских наездников, русские князья и бояре предпочитали ездить шагом на грубых и медлительных лошадях.

Прошло много времени пока русское коневодство оправилось от разорения. Но не менялись представления о боярской лошади тяжелой и неповоротливой. Первый, кто по достоинству оценил преимущество лёгких татарских лошадей, был Дмитрий Иванович Донской (1350-1389 гг.). Для своей конницы он использовал степных лошадей, которых приводили из-за Волги татарские купцы. В битве на Куликовом Поле (8 сентября 1380 г.) на русской стороне сражались десятки тысяч конных воинов: около половины было набрано в Московском княжестве, остальные были новгородцами или литовцами. Кроме этого, Дмитрий Донской привлек под свои знамена беглых людей, составлявших приволжскую вольницу. Эти воины на легких резвых лошадях называли себя татарским словом «кайсаки», то есть наездники. Позднее в русской речи это стало произноситься как «казаки» (в летописях оно появилось в 1444 году). После Куликовской битвы был нанесён удар по татарскому игу. Одновременно было сломлено предубеждение против лёгких и быстрых лошадей, и для Руси открылся обильный источник для пополнения русских конюшен.

После Дмитрия Донского на Руси было две основных породы: это русская улучшенная и татарская. Определенную роль в создании русских пород сыграли поступавшие с Запада через Великий Новгород ливонские клепперы и литовские жмудки. Клепперы упоминаются в немецких хрониках с XIV веков, как невысокие, но выносливые, с правильным экстерьером лошади под тяжелых всадников. Жмудки — местные лесные лошадки, улучшенные прилитием крови, как Восточных, так и Западных лошадей. Они оказали влияние на лошадей Белоруссии, а позднее в Германии (в XVIII в.) были использованы для выведения Тракененской породы. Во времена Ивана Третьего (1440-1505 гг.) слово «фарь» было забыто и благородных восточных лошадей стали называть «аргамаками» независимо от того была ли эта лошадь персидской или иной породы. Персидские лошади особенно ценились после женитьбы Ивана Третьего на Софье Палеолог, племяннице последнего византийского императора. Один из первых конных заводов был создан при Иване Третьем в подмосковном селе Хорошеве, по его же приказу приобретались лошади западных заводских пород, персидские и другие аргамаки для заводского использования. Но вместе с тем у знати всё ещё оставалась мода на крупных, тяжелых и неповоротливых лошадей. Эта вековая традиция сохранилась в Московском княжестве вплоть до Петра Первого, который сломал её вместе с другими боярскими пережитками.


Конь (комонь, клюся, тарпан) – одно из самых почитаемых у славян животных. Белые и рыжие кони считались посланниками тепла и солнечного света, всякого блага. Славяне верили, что солнечный диск несет по небесному своду колесница, влекомая тремя конями. В пословицах и поговорках нашли отражение терпение, выносливость и неумеренный аппетит лошадей. Изображения коньков охраняли жилища славян от вредных духов и враждебных навий.

С незапамятных времён конь был для человека незаменимым помощником и другом. Лошадь требовалась везде и всюду: на поле боя и на мирной пашне, на охоте и в путешествии: Её одевали в доспехи, запрягали в царские кареты и в убогие крестьянские дрожки, за коня ‘отдавали полцарства’ (иногда в буквальном смысле этого слова)

Легендарный конь Александра — Македонского — Буцефал — был похоронен с королевскими почестями, а тиран-император Калигула даже сделал своего любимца членом римского сената. Лошадь была кормилицей бедняка и предметом гордости сильных мира сего. Рассказывать о лошадях можно бесконечно, но: Всё это было, было, было. В мире не угас интерес к лошади, но в настоящее время, в основном, ‘живых коней заменила стальная конница’. Особенно тяжело пришлось конному делу в России последних лет — закрылись или прозябают в нищете многие конные заводы, в плачевном состоянии племенная работа, надежда лишь на энтузиастов, число которых с годами медленно, но всё же растёт. В первую очередь, это спортсмены, а за ними те, кто заботится о своём здоровье, а за ними те, кто заботится о своём здоровье, о здоровье своих детей и, наконец, просто любители прекрасного.

Прежде всего, особенно для горожан, общение с лошадью ассоциируется с верховой ездой. Человек занимается ею более пяти тысячелетий. Изображения всадников обнаружены на персидских гравюрах, датированных около 3000 года до н.э. Прелесть и благотворную силу верховой езды передал М. Ю. Лермонтов в ‘Повести о горе нашего времени’: ‘ :я сел верхом и поскакал в степь; я люблю скакать на горячей лошади: Какая бы горесть ни лежала на сердце, какое бы беспокойство ни томило мысль, всё в минуту рассеется; на душе станет легко, усталость тела победит тревогу ума’. Французский философ Мишель де Монтень в своём бесценном труде ‘Опыты’ утверждает: ‘Я неохотно слезаю с лошади, раз я на неё сел, так как здоров я или болен, лучше всего чувствую себя верхом’.

КОНЬ — одно из наиболее мифологизированных священных животных; атрибут высших языческих богов; хтоническое существо, связанное с культом плодородия и со смертью, загробным миром; проводник на «тот свет». В древнейшие времена конь считался детищем как Белбога (стихии света), так и Чернобога (стихии мрака); при этом светлому богу обычно посвящался белый конь, а темному — черный.


В народных поверьях конь наделялся способностью предвещать судьбу, и прежде всего — смерть. По этой причине коней часто использовали в гаданиях: так, например, во время святочных гаданий у русских лошади завязывали глаза, садились на нее задом наперед и следили: куда она пойдет, туда гадающая выйдет замуж. Некогда при храме высшего бога балтийских славян Свентовита держали священного белого коня, которого при гаданиях подводили к трем рядам копий: если конь ступал с левой ноги, то это считалось дурным знаком, а если с правой — добрым.

Конь традиционно являлся непременным атрибутом многих божеств, и особенно божеств войны, грома и т.д. Наиболее же архаичен в славянской мифологии образ всадника (святого, былинного героя, божества и т.п.), поражающего Змея. Так, например, Перун неизменно представлялся всадником на коне или на колеснице, поражающим Велеса-Змея. Вообще, очень многие языческие божества представлялись конными (например, сезонные божества Авсень и Ярила). В языческие времена при храмах многих высших богов держали священных коней, и считалось, что на этих самых конях ездят сами божества; так, например, согласно легенде, бог Свентовит выезжает на битву с демонами и пр. на своем белом священном коне, содержащемся при храме.

Говоря об античной мифологии А.Ф. Лосев приходит к выводу, что «Если данная стихия находится в распоряжении того или иного божества, то для мифолога это — ясное свидетельство о том, что некогда и само божество было данной стихией». Такое заключение применимо и при анализе более архаичных представлений, так как все развитие мифологических образов происходит путем расщепления первоначального объектно-субъектного переживания.


Используя это положение образ коня можно спроецировать на одну из четырех стихий, выделенных уже в эпоху палеолита, — стихию огня. Так среди ряда значений, которые в процессе развития человечества получил огонь, особо можно выделить такие его проявления как: огонь небесный, огонь жертвенный (который включает в себя как погребальные огни, так и огонь-жрец, посредник между миром людей и миром богов), подземный огонь, животворящий огонь.

Все эти проявления стихии огня, часто воплощаются в мифологических конях, которые, по-видимому, являются эманациями этого более древнего и смыслоемкого символа.

Общим для многих народов является представление о небесной колеснице бога солнца, запряженной конями. Солнце же является тем небесным огнем, позднейшее почитание которого персонифицировалось в образ бога солнца (наглядно это прослеживается в зороастризме, где Митра затмил собой более древние культы огня).

Огонь был посредником между миром богов и миром людей, конь зачастую выполняет те же функции, являя в своем существе признаки огненной субстанции. Сохранились серебряные блюда, предположительно изготовленные в Грузии, где конь изображен у алтаря огня. В одном сообщении, относящемся ко времени арабского завоевании, описывается храм в Кобадиане (Южный Таджикистан): «В здании (храма) … находились малые и большие алтари огня и бронзовый конь небольшого размера. Жители считали его сошедшим с неба. Он изображен в состоянии движения с поднятыми передними ногами, как бы обращенными к богу». Дальше рассказывается, что когда арабы прибыли к этому святилищу, что бы его уничтожить, то внезапно оттуда вырвался огонь, который сжег прибывших воинов.

На сравнение огня с конем в русских сказках обратил внимание Пропп, особо отметив поразительное совпадение этого персонажа с индийским Agni. Конь-огонь является с дымом из ноздрей, искрами из-под копыт большей частью красной масти, и выполняет функцию переноса героя в некое тридесятое царство, не суть земное. Георгий Победоносец изображается на коне именно красной масти (очень редко в иконографии изображается белая масть коня [белый — знак потустороннего мира).


Сербские песни называют коня огневитым, и игрушечные кони у западных славян раскрашивают в красный цвет.

Лошадь имеет значение огня и света. У одного поэта мусульманского Ренессанса есть строчка: «Примчались кони рассвета в один сияющий день». Еще одним примером этой темы являются огненные кони Гелиоса.

Легенда приписывает лошади свойства, присущие бессознательному человека, что выражено в самой метафоре Кентавра. Туловище человека — его сознание, нижняя часть (круп и ноги лошади) — бессознательное. Лошадь обладает даром ясновидения и сверхъестественного слуха, даром проводника, выводит заблудившихся на верную дорогу. Присущ лошади и дар прорицания. В «Илиаде» лошадь произносит зловещую речь, озвучивая для людей слова покойника, когда того везут хоронить. Конь с человеческими ногами предсказывает Цезарю, что он завоюет мир.
Пегас — источник вдохновения. Крылатый конь Пегас крылат не только в иносказательном смысле, он не только символ поэтического вдохновения, крылья Пегаса возносят его выше даже такого хорошего летуна, как химера. Поэтическое вдохновение обладает не только реальностью, оно становится сверхреальностью.

Образы коня у скандинавов связаны со сменой ритмики суток. Конь-ночь мчится впереди с темной гривой, за ним конь-утро- с него падает пена, покрывая землю первой росой. И замыкает это дерби конь-день — у него светлая грива, которая озаряет землю и воздух.


В Упанишадах конь выражен не только через ритуал жертвоприношения, но и через соотнесенность с календарем. Туловище — год, времена года — другие части тела, суставы — месяцы и полумесяцы, ноги — день и ночь.

С древнейших времен с образом коня отождествляла себя и Русь: «Куда ты несешься, Русь?».

Деревянный дом Севера строился с конем. Верхний контур двухскатного фронтона дома представлял небосвод, по которому двигалось солнце в своем ежедневном движении от востока к западу через священную точку полудня, означенную полотенцем под коньком. Соединение колесовидного солнца с фигурой коня над кровлей подчеркивало динамизм строения, по которому светило ежедневно совершало свой путь от одного нижнего конца кровли вверх к щипцу, к коньку и далее вниз к другому нижнему концу кровли.

Конь также знак войны и победы полководца. Демонстрирует власть над войском. Недаром считалось, что въехать в город на белом коне, значит одержать реальную победу. Многие парады проходили с главнокомандующим на белом коне, который гарцует перед войском.

Боевой конь славян — это, скорее, боевой товарищ и помощник витязя. Он наделен чудесными свойствами и часто выступает в роли волшебного помощника. Он может менять свой вид, превращаясь в звезду, птицу, в муху; встряхнувшись, оборачивается маленьким Коньком-Горбунком.

Конь может дать имя герою, указывает тому на суженую или невесту, предупреждает о различных препятствиях на пути к ней и помогает преодолеть все сложности, перенося героя через безбрежные водные рубежи на край света, где небо и земля сходятся. Он воскрешает убитого богатыря живой водой, вытягивает его из подземной темницы одним волоском своего хвоста.

Образ коня в русских народных сказках берет начало из древних славянских мифов. Славяне почитали коня более других животных, ведь некогда предки большинства народов Евразии вели кочевой образ жизни, и в облике золотого коня, бегущего по небу, им представлялось солнце. Позднее возник миф о боге солнца, едущем по небу на колеснице. Образ Солнца-коня сохранился в убранстве русской избы, увенчанной коньком – изображением одной или двух конских голов на стыке двух скатов кровли в сочетании со знаком солнца. Амулет с изображением конской головы или просто подкова, подобно другим солнечным символам, считались могущественным оберегом.

Самым ярким и колоритным конем в русских сказах является Сивко-бурко. В одном варианте сказки он описывается как конь, у которого «одна шерстинка золотая, другая — серебряная». В другом варианте сказки рисуется не менее впечатляющая картина: «Сивко бежит, только земля дрожит, из очей пламя пышет, а из ноздрей дым столбом». Вообще-то насчитывается около 60ти русских вариантов сказки о Сивке-бурке, но эти два наиболее характерны.


Говоря о Cивке-Бурке и вообще о богатырских конях, народные русские сказки прибегают к выражениям, которые всякий раз повторяются слово в слово: «конь бежит — земля дрожит, из очей искры сыплются, из ноздрей дым столбом, из заду головешки валятся..» А когда садится на коня могучий богатырь и бьет его по крутым бедрам: «..добрый конь осержается, от сырой земли отделяется, поднимается выше лесу стоячего, что пониже облака ходячего; из ноздрей огонь пышет, из ушей дым столбом, следом горячие головешки летят; горы и долы промеж ног пропускает, малые реки хвостом застилает, широкие — перепрыгивает»

Посмотрите — ведь богатырскому коню приданы все свойства грозовой тучи: бурый цвет, необычайная скорость, полет по поднебесью, способность перескакивать через моря, горы и пропасти, выдыхание жгучего пламени и всепотрясающий топот, от которого дрожит самая земля: «Конь бежит — земля дрожит!»

Разнится также описание того, как Иван-дурак стал хозяином Сивки-бурки. В одном сказании он получает коня в дар от покойного отца за то, что исполняет его волю и ночует на могиле старика. В другом Сивко верно служит Ивану взамен за то, что тот, поймав коня когда тот топтал поле с пшеницей, отпускает его. Но в обоих вариантах сказки главный герой становится красавцем после того, как «в одно ухо Сивки залез, а в другое вылез». Затем Иван-дурак на коне едет ко дворцу. Там Сивко-бурко допрыгивает до окна царевны, что не может сделать ни один обычный конь, и Иван достает вышитый портрет (либо кольцо) царевны. Сивко-бурко стал прототипом Конька-горбунка из одноименной сказки Ершова.

Однако в гениальном произведении Ершова прослеживаются мотивы еще одной русской народной сказки. Это «Жар-птица и Василиса-царевна». В этом сказании богатырский конь главного героя стрельца наделен необыкновенной силой, мудростью и магическими способностями. Когда стрелец находит в лесу перо Жар-птицы, богатырский конь предупреждает его не брать находку чтобы не попасть в беду. Стрелец не слушает его, подбирает перо и преподносит его в дар царю. Тогда царь заставляет героя раздобыть ему Жар-птицу, Василису-царевну, платье и кольцо Василисы. Все поручения герою помогает выполнить богатырский конь. Последним заданием для стрельца становится приказ царя окунуться в чан с кипящей водой. Но героя заговаривает конь и стрелец после того, как окунается в кипяток, становится красавцем. Царь же сваривается в горячей воде.

Еще один богатырский конь с силой волшебника – это конь из «Сказки о молодильных яблоках и живой воде». Этого коня Ивану-царевичу дарит баба-яга, но он теряет часть магической силы, когда Иван, вопреки его совету, целует девицу-Синеглазку.

Нельзя обойти вниманием былинного коня богатыря Добрыни Никитича – Бурушку. Бурый цвет коня неслучаен. По народным верованиям коричневый наряду с красным – это цвет крови. В старинных заговорах воплощением крови был «карый конь». Так что Бурушка – это олицетворение сил крови и жизни. Этот конь принимает участие в сражении со Змеем Горынычем вместе со своим хозяином. Он топчет детенышей Змея. В этом сюжете прослеживается мотив еще одной мифической битвы – Георгия Победоносца со Змеем. Конь Георгия тоже помогал ему, затаптывая врага.
Аналогичный сюжет наблюдается в сказке «Иван Быкович». В ней конь богатыря имеет такую силу, что его можно удержать, только сковав цепями. Конь приходит на выручку хозяину в самый критический момент боя, когда Ивану Быковичу грозит неминуемая смерть от змееобразного чудовища. Спущенный с цепи, конь прибегает на место битвы и бьет чудовище копытами.

Зачастую в сказаниях конь выступает дорогим и очень желанным подарком. Отношение к коню как к драгоценному подношению хорошо выражено в сказке «Конь, скатерть и рожок». В ней дурак получает в подарок от волшебного журавля коня, который может превращаться в груду серебряных монет.
Глубокий, до конца неразгаданный смысл, народная мудрость вложила в трех коней из сказки «Василиса Премудрая». Эти кони окрашены в красный, черный и белый цвета и везут на себе всадников таких же цветов. Всадники служат бабе-яге. Она объясняет Василисе, что красный всадник на красном коне – это солнце красное, черный – ночь темная, а белый – день ясный.

Загадочные образы сказочных коней уже много столетий тревожат воображение людей и служат источником вдохновения. .

В виде чудесных коней представлялись все значительные явления природы – ветра, облака и грозовые тучи, быстрый проблеск молнии.

Например, Утренняя Заря (Денница) ведет по узды сияющих белых коней (рассветные облака),отгоняя всех вредоносных созданий огненными стрелами (лучами восходящего солнца). Днем кони становятся красными (рыжими), к вечеру – сивыми(темно-серыми) и Вечерняя Зоря уводит их с небосвода. Ночь же – это вороной(черный) конь. В это время солнечный диск Хорс освещает подземный мир. Звезды и созвездия тоже сравнивали конями, а Млечный Путь с молоком небесной кобылицы. Примечательна связь коней с росой – целебной водой с сильными магическими свойствами. С появлением Солнца роса исчезает, ее выпивают небесные кони.

Кони сравнивались с быстрокрылыми птицами, воплощением всего динамического, буйного, неспокойного и вместе с тем мудрого. Природная мощь коня трудноукротима, поддается только сильному и уверенному седоку. Усмирить дикого коня на метафорическом языке означает приручить саму природу, заставить отдать часть своих безграничных возможностей. У многих народов подобное испытание входило в обряд инициации, который должен пройти каждый мужчина.

Всадник на коне – символ многогранный. Он несет с собой стремительные перемены, часто ведущие к гибели и разрушению. Если светлый конь олицетворяет собой радость солнечного света, то конь черный несет на своей спине саму Смерть. С далекого степного юга приходили орды кочевников и топот лошадиных копыт нес с собой дурные вести. С тех пор вороной огнедышащий конь – это образ всякой беды, демон, служащий темной силе. Вещий Олег погиб от укуса змеи, выползшей из черепа любимого коня князя.

На конях любят разъезжать домовые и прочие дворовые духи. Любимцев своих они ласкают и прихорашивают, а если захотят досадить хозяину – то и укатать до смерти. Священные кони были у каждого крупного языческого святилища. С конями связано множество пословиц и примет. Атрибуты лошадиной упряжи, подковы, колокольчики, конские черепа – все это считалось могущественными оберегами, защитой от бед, залогом удачи и благополучия.


Время коня – конец весны. Цвета – белый, рыжий, сивый, вороной

Пословицы и приметы:

Конь споткнулась на пороге – к беде

Конь воина нюхает – к гибели

Больной бредит о конях – скоро умрет

Ржание коня к добру, но при расставании – к долгой разлуке

В летописях Древней Руси сообщалось, что все лошади были поделены на милостных, сумных и поводных. Эти определения вполне могут считаться первыми конными породами. Но мы вспомним те, что известны и сегодня.

Милостивые, сумные, поводные

На милостных лошадях ездили князья, их присылали в качестве дорогого подарка за верную службу своим подданным, и только высшие чины дружины князей имели право обладать такой лошадью. Сумных лошадей использовали для перевозки грузов – сум, вьюков, военных походов.

Поводные лошади – товарные, отличались неповоротливостью, а потому годились лишь на то, чтобы их использовали исключительно в обозах. Лошадь на Руси ценилась невероятно высоко. Так, в XI столетии князь Ярослав Мудрый издал сборник законов, в котором предписывалось виновному в убийстве чужой лошади уплатить в казну 12 гривен и еще 1 гривну пострадавшему. А что сегодня составляет основу отечественного коневодства?

Донская лошадь

Главные породы русских коней

Крупные, неприхотливые, пышущие здоровьем, как сами казаки, донские скакуны рождены для службы. Из них формируют полки кавалерии и конной полиции. Их предок – степная лошадь, которую донские казаки улучшали за счёт турецких, персидских, карабахских, туркменских пород, попадавших к ним в 18-19-х веках в ходе русско-турецких войн.

Затем их скрещивали с орловской породой, с чистокровными верховыми и арабскими полукровками. Один из французских генералов – участников войны 1812-го года писал, что кони донских казаков «не уступают им в искусстве и кажутся частью их тела».

Орловский рысак

Главные породы русских коней

Создатель этой породы - граф Алексей Орлов-Чесменский. Он мечтал в одной лошади совместить красоту и грацию арабских скакунов с массивностью и мощью датской, голландской, норфольской и мекленбургской упряжных пород. Родоначальником породы стал арабский жеребец Сметанка, которого граф выкупил у турецкого султана за 60 тысяч рублей.

Для сравнения: в те времена конюх получал 3 рубля в год, а общий доход государства от торговли лошадьми составлял около 5 тысяч рублей в год. Орловские рысаки широко распространились в России. Их использовали, в первую очередь, как коренников в русских тройках.

Русская верховая

Главные породы русских коней

Русскую верховую можно назвать родной сестрой орловского рысака. Её создатель – также граф Орлов-Чесменский, а родоначальники – араб Сметанка и ахалтекинский жеребец Султан. Их скрестили с английской чистокровной и арабской кобылами соответственно.

Граф-коннозаводчик стремился создать лошадь, пригодную для войны и манежной езды. К концу XIX века русские верховые, тёмных мастей, грациозные, покладистые, были частыми призёрами не только российских, но и международных выставок. После революции и второй мировой войны порода практически исчезла, но в 80-е и 90-е годы была воссоздана.

Русский рысак

Главные породы русских коней

Если русская верховая – сестра орловского рысака, то русский рысак – его сын. Эта порода сложилась в начале ХХ века на основе орловской, скрещенной с американским рысаком и голландской фризской. Американские рысаки, хоть и уступали орловским в красоте и грациозности, но первенствовали в скорости. Поэтому российские коннозаводчики повально стали скрещивать кобыл орловской породы с быстрыми американцами.

Их дети-метисы стали регулярно опережать орловских, но всё же оказывались медленнее американских рысаков. За последние двадцать лет из-за несистематических скрещиваний русской и американской рысистых пород, резвость лошадей увеличилась, но изменился также их экстерьер: порода перестала быть чисто русской. Тем не менее, русский рысак остаётся самой распространённой породой в нашей стране.

Русский тяжеловоз

Главные породы русских коней

Даром, что он мал ростом: лучше помощника, чем русский тяжеловоз, крестьянину не найти. Неприхотливый, плодовитый, скороспелый и в то же время энергичный, он способен тянуть груз весом до двадцати и даже до двадцати шести тонн. Он работоспособен, как небольшой трактор, но экономичнее его. Некоторые специалисты считают русского тяжеловоза идеальной лошадью тяжелоупряжного типа.

Вятская лошадь

Главные породы русских коней

В «Мёртвых душах» Гоголь сравнивает со спинами вятских приземистых лошадей спину Собакевича. Вятская лошадь – одна из примитивных пород, то есть, пород, появившихся в результате естественного отбора, а не селекции. Вятская лошадь – житель лесной.

Появилась она, по одним версиям, при Петре Первом, по другим, и вовсе в 14-м веке. До появления орловских рысаков считалась лучшей упряжной породой. В русских тройках используются в качестве упряжных. Вятские лошади способны бегать по глубокому снегу и, обладая спокойным нравом, не боятся детей.

Башкирская лошадь

Главные породы русских коней

Ещё одна аборигенная, примитивная порода – башкирская. Будучи коренным обитателем России, она, как и вятская лошадь, привыкла к нашим морозам. Зимой башкиры пасли коней в степи. Кони научились разгребать копытами снег и питаться подснежной травой.

Башкирские лошади были участниками Отечественной войны 1812-го года и заслужили славу резвых, смелых, послушных и решительных животных. В течение долгого времени они могли носиться галопом или рысью, позволяя всадникам совершать более продуктивные атаки.

Какими были лошади у древних славян

Славяне использовали лошадей с дервнейших времен. Об этом свидетельствуют археологические находки и письменные источники как древнерусского, так и иноземного происхождения.

Дошли до нас и рисованные миниатюры, украшавшие древнерусские летописи, и настенные фрески в многочисленных церквях, построенных после принятия на Руси христианства.

Среди этих рисунков попадались и изображения лошадей рабочих и верховых. Лошади на территории, занимаемой древнеславянскими племенами, встречались еще и в диком виде. Они были низкорослыми, лесного типа, и русские князья частенько тешились охотой на них.

Особенно гордился удачливостью в охоте на диких коней Владимир Мономах (1053 – 1125), тогда удельный князь Черниговский: "А вот что в Чернигове делал, — писал князь, вспоминая молодость, — коней диких своими руками вязал я в пущах – десять и двадцать живых коней, а кроме того подъезжал по равнине, ловил своими руками тех же диких коней…”

В эпоху, предшествующую образованию единого древнерусского государства, мясо лошадей использовалось как пищевой продукт. Будучи язычниками, славяне и сами с удовольствием ели конину и угощали ею своих многочисленных богов. И не удивительно, что один из самых воинственных русских князей, сын Игоря и Ольги Святослав (945 -972), уходя в поход, не вез с собой обременительного обоза. Об этом с почтением и страхом докладывали своим василевсам византийские разведчики.

Непонятный суровый языческий князь на привалах вместе со своими дружинниками разводил костер… "нарежут конины, — сообщает один из документов того времени, — ломтями испекут ее на угольях. Поев, спать завалятся на конских потниках, седло – под голову.

Боялись враги Святослава, его знаменитого клича: "Иду на Вы!” После смерти княза-рыцаря Святослава, при его сыне Владимире Русь приняла христианство. С тех пор книну перестали употреблять в пищу.

Как тягловое животное, используемое на пашне, лошадь у древних славян известна с VI в. нашей эры., причем это были именно рабочие лошади, на которых возили кладь и пахали землю крестьяне. Эти лошади принадлежали князьям и служили хорошим поспорьем во время многочисленных войн, которые вели между собой удельные князья. Известен такой факт из биографии Мономаха, когда он, пытаясь сплотить между собой других князей против извечного врага Руси – половцев, предложил увеличить численность войчка за счет крестьян, посаженных на рабочих коней. Но его предложение было отвергнуто, так как остальные князья, недолюбливавшие энергичного и умного Мономаха, отговорились тем, что весной негоже отрывать крестьян от поля. Тем не менее можно предположить, что поговорка, сложившаяся о славянских лошадях, годных "и в подводу, и под воеводу”, появилась именно в те времена.

Древнерусские летописи фиксировали количество лошадей у разных князей. Например, в Ипатьевской летописи под 1146 годом есть запись о табуне, принадлежавшем семье Святослава, в нем насчитывалось "3000 кобыл стадных и 1000 коней”. И думается, это был не весь конский запас князей этой семьи.

Из древнейшего свода законов восточных славян "Русской правды” историки почерпнули сведения и о том, что в княжеских поместьях содержались и верховые лошади, на которых ездили князья и их дружинники, и лошади, на которых пахали крестьяне. За княжеских лошадей они отвечали головой. Большое значение имели и люди, ухаживающие за лошадьми, — конюхи или конюшие. Но и попадало им здорово! При Дмитрии Донском (1350 – 1389) был заведен такой проядок "… когда конюший за конем не следит, княжего коня не холит, — наказывают того конюшего, дабы впредь холил, когда конь не вскормлен – не сдвинуть ему воза, в колеях увязшего, и секут не коня, а конюшего, дабы коня вскармливал”.

Помимо работы на лошадях как на тягловых животных, ими пользовались для верховой езды. Византийские источники неоднократно упоминают славянских всадников-воинов, которые не однажды пртивостояли "непобедимым” каткфрактариям Византии. Многочисленные находки удил, глиняных моделей седел и других предметов конской упряжи говорят о том, что коневодство древних славян постепенно набирает силу. Да и как не совершенствоваться в коневодстве, в изготовлении упряжи, а также в искусстве верховой езды в молодом государстве, если оно потстоянно и жестоко подвергалось изнурительным набегам кочевников – хазар, печенегов, половцев, которые рождались, жили и умирали на коне. Многое переняли славянские всадники и у кочевников. Всех русских князей сажали на коней еще в трехлетнем возрасте, с этого момента начиналось их обучение ратному делу и верховой езде. Можно утверждать, что все без исключения русские князья были превосходными всадниками. И опять в свидетели призовем Владимира Мономаха, оставившего своим сыновьям "Поучения” — неоценимый подарок нам из прошлого. Мономах вспоминает, что ему более 100 раз приходилось одним махом совершать сверхбыстрые конные переходы от Чернигова до Киева с подводными (запасными) лошадьми "от заутрени до вечерни” — за один день. Он рассказывает сыновьям, как непросто далось ему искусство верховой езды: "И с коня часто падал, голову дважды разбивал и руки-ноги свои калечил в юности своей, не дорожа жизнию своей, не щадя головы своей”. Поэтому и князья, и их дружинники много времени отдавали упражнениям в джигитовке, соревновались в умении легко прыгать в седло, через коня и т.п. "Княжеские дружинники также скакали через гривы лошадиные, на скаку коня имали, а меньшие – луки гнули”. И не только гнули, но и стреляли из них на всем скаку в подвижные и неподвижные мишени (для этого в яму сажали уного отрока и он оттуда высовывал щит, привязанный к палке).

С XI века среди феодальной знати большой популярностью стали пользоваться гладкие скачки. Археологи предполагают, что в Киеве на Старокиевской горе (там, где стояли княжьи дворцы), был конный двор с песчаным кругом, то есть нечто вроде небольшого ипподрома, на котором, видимо, испытывали лошадей.

Археологический анализ упряжи лошадей, на которых скакали славянские всадники, приводит к любопытным выводам. Ведь для хорошего археолога конская упряжь, найденная при раскопках, служит не только точным временным ориентиром, но ему (как пушкинскому Дон Жуану, которому стоило "лишь узенькую пяточку увидеть, и в миг он дорисует остальное”) достаточно только глянуть на форму седла, стремян и шпор – и он может нарисовать картину жизни того времени, к которому они принадлежали.

Нередко при раскопках встречаются удила, появившиеся на Руси в результате контактов Русского государства с западноевропейскими странами. Такие удила были предназначены для управления норовистыми лошадьми. А вскоре появляются удила, если можно так выразиться, общеславянские, так называемые "кольчатые” — и это говорит о том, что восточные славяне уже выращивали лошадей, более или менее одинаковых по росту и экстерьеру, для которых производили лишь несколько видов удил. То есть появились лошади местного производства и выучки. Действительно, процесс специализации типов лошадей с этого времени идет достаточно интенсивно: для тяжеловооруженного всадника, весившего вместе с оружием и защитным доспехом до 120 кг, нужна была и более мощная лошадь (вспомним ледовое побоище и победу русского князя Александра Невского над тевтонскими тяжеловооруженными рыцарями), а для борьбы с кочевниками требовались, наоборот, облегченные лошади, быстрые и выносливые. Таким образом можно утверждать, что у русских всадников создались предпосылки для образования кавалерии как основного вида войска. К этому времени влияние на славянских всадников восточной манеры езды ослабевает. Об этом нам рассказывает эволюция стремян, что, в свою очередь, связано с изменением седловки и посадки всадников. Археолог, знаток конской упряжи, объяснит, что опорная роль стремени в это время возрастает. Если в начальные период создания древнекиевской кавалерии всадник сидел в низком седле и пользовался округлыми стременами, то со временем седло становилось выше, а стремена, вследствие частого столкновения с войсками, владеющими копьями, принимали бОльшую нагрузку. Их подножка в целях большей опорной устойчивости расширяется и распрямляется. Кроме того, стремена становятся узорчатыми.

До XI века киевские конники не пользовались шпорами, полагаясь при езде верхом, как и их степные соседи, на плеть и шенкеля. Но когда конница стала массовым видом войска и русскому государству пришлось сражаться с западноевропейскими рыцарями, проиходит массовое внедрение шпор, или, как их тогда называли, "острог”. Первое летописное упоминание пришпоривания лошадей обозначено еще в "Повести временных лет” под 1068 годом словами "и удариша в коне”. Это выражение вполне соответствует употреблению шпор. Шпоры являлись эффективным средством понуждения коня в решающие моменты битв – при сближении с противником, при различных маневрах. Применение шпор говорит о том, что Русь, считавшаяся азиатской окраиной Европы, входила в число развитых рыцарских стран своего времени. Но русские всадники не копировали слепо достижения европейских рыцарей. Именно русским принадлежит изобретение шпор с противотравмирующим лошадь ограничителем – звездчатым колесиком. Этот вид шпор дожил до наших дней, представляя собой не только крупное техническое открытие, но и в какой-то мере свидетельствуя о нравственной подоплеке этого новшества.

От степняков к славянским всадникам перешла манера пользоваться плетью. Наличие плетей в археологических раскопках свидетельствует о том, что славянские конные воины еще были под влиянием степняков. Плеть требовала "езды по-восточному”, то есть опоры полусогнутыми ногами на полукруглые стремена, легкого седла почти без задней луки, отсутствия шпор. Особенно популярной была так называемая "звучащая” нагайка, которой пользовались не столько для того, чтобы нанести удар лошади, сколько для психологического воздействия на нее, одним взмахом, при котором возникал характерный звук. И хотя со временем в конном войске плеть постепенно исчезала, во вневоенной езде верхом всадники еще долго ею пользовались.

В XII – XIII веках в коннице обычным явлением становится подковывание лошадей, хотя и не во всех видах войск. Подковы, безусловно, отягощали лошадей легкой кавалерии, зато были полезны в тяжелой. Предшественниками подков на Руси были ледоходные шипы, они применялись и всадниками, которым приходилось спешиваться на лед, обеспечивали безопасность лошадей. Причем такие шипы бытовали на Руси до самого последнего времени.

Дервнерусский воин-всадник всем своим видом, снаряжением и посадкой напоминал соседа-степняка, от которого ему постоянно приходилось отбиваться. Но "езда по-восточнму” постепенно уступает общеевропейской посадке. Конные копейщики и лучники получают разнообразное и усовершенствованное снаряжение. Первым придавались массивные шпоры, стремена с прямой широкой подножкой, седло-кресло рыцарского типа – все, что обеспечивало устойчивость и напор при таранных сшибках. Вторые пользовались легкими седлами, округлыми стременами, облегченными шпорами.

Находясь между Западом и Востоком, русские в искусстве ведения войны не переставали быть европейцами, но часто сражались как азиаты. Этим объясняется и наличие в русском войске как рыцарского прямого меча, так и кривой азиатской сабли, кольчуги и массы разнообразных приемов верховой езды, заимствованной и у кочевников, и у западноевропейских рыцарей. А вследствие этого набранный в постоянных битвах опыт, пропущенный через чисто русские условия жизни, породил свой собственный стиль верховой езды.

В заключение нельзя не сказать хоть несколько слов о мастерах, обслуживавших коневодство древности, — кожевниках, шорниках, кузнецах… Интересно, что искусство выделывания кож оставалось неизменным вплоть до XIX века. Никиты-кожемяки, жившие так много веков назад, создали технологию этого непростого дела и передали нам. То же можно сказать и о работе ковалей, особенно кузнецов-гвоздочников, ибо так называемый "сапожный” гвоздь и гвоздь, которым подкова крепится к копыту лошади, также дошли до сегодняшнего дня с тех древних времен абсолютно неизменными. В этом можно убедиться, разглядывая археологические коллекции различных гвоздей.

Да и само сословие кузнецов было весьма уважаемым на Руси. Имя одного из таких кузнецов донесла до нас дренерусская летопись. В 1262 году во время взятия новгородцами города Юрьева в летопись внесли слова: "Якова, храброго гвоздочника, убиша”. Не каждому в те времена была оказана честь быть упомянутым в летописи.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Образ коня-1

На протяжении тысячелетий в копилку народной мудрости собирались самые значимые символы, знаки и образы, чтобы отразиться в мифах, легендах, сказках, да и во всем традиционном укладе. Все это складывалось в особое, уникальное миропонимание, которое сегодня отличает все славяно-арийские народы.

Образ коня-2

Образ коня в славянской культуре занимает особое место. Прежде всего, стоить отметить, что в славянском «Сварожем Круге» священным животным одного из чертогов является Конь – Бог покровитель Купала, и означал он объединение стихий огня и воды, земли и воздуха, света и тьмы, соединяя их в единое целое. Так, наши Предки связывали его с культом Солнца, движением солнечной колесницы по небосклону. Этот символ по праву считается одним из самых древних, о чем свидетельствуют многочисленные археологические находки. Кони-обереги присутствуют в самых разных видах народного творчества – в резьбе, вышивке, росписи, что можно наблюдать на детских люльках, резных ковшах, кровли домов. Без них сложно представить себе внутреннее убранство традиционной избы. До сих пор в русских деревнях можно встретить охраняющих очаг «коничков». Так называли подпирающие печной шесток резные доски с навершием в виде конской головы. Подобные изображения мы найдем на прялках, гребнях, женских украшениях (серьги, «коньковые» подвески).

Образ коня-3
Образ коня-4

Кони в традиции славян – спутники Богов, их упоминают в самых древних заговорах, им посвящено несметное количество загадок, пословиц и поговорок.

Удивительным образом до наших дней сохранились самые архаические заговоры:

«На море на Кияне, на острове Буяне, на бел-горюч камне Алатыре, на храбром коне сидит Перун-Громовержец, побеждает змея лютого, что летал в неверное царство… убил змея лютого, огненного, избавил девицу царскую и всех людей…».

Кони в традиции славян – непременные участники сказок, былин, легенд, они - покорители пространства и времени, способные совершать путешествия не только по небесам «выше лесу стоячего, ниже облака ходячего», но и между мирами. Этот сказочный персонаж – олицетворение мудрости, добра и природных сил, он не столько верный слуга, сколько надежный друг и добрый советчик, как знаменитый Сивко-Бурко или конь Ильи Муромца, который обладал силой и мощью как сам богатырь. А сказочные золотые скакуны находят живую и мертвую воду, выносят из самых немыслимых опасностей, включая возвращение с того света, а иногда и затаптывают врага копытами.

Не лишним будет напомнить, что слово «лошадь» относится к числу заимствованных, тогда как «конь», «жеребец», «коняга» имеют древнеславянское происхождение.

Образ коня-5
Образ коня-6

Несмотря на то, что образ коня в славянской культуре неразрывно связан с солярным культом, по сути, в нем олицетворяется сама Природа во всех своих проявлениях. В самом деле, этот образ мы находим в обозначении всех стихий. Огненная стихия – мифический Конь-Огонь, водная – буйные волны зачастую сравнивали с конскими гривами, вспомним также коней – возделывателей земли, небесных скакунов. С ними сравнивают ветер, облака, грозовые тучи, молнию. Причем, этот образ настолько древний, что одинаково свободно вхож как на небеса, так и в подземный мир. Его используют и в образном обозначении звезд, созвездий, смены времен года и суток. И тут уже выступает символический всадник. Белый всадник – это Белый День, Красный - Солнце, Черный – Ночь.

В древних мифах и легендах красавица Утренняя Заря (Денница) ведет под уздцы сияющих белоснежных скакунов, днем они становятся красно-рыжими, к вечеру сивыми, к ночи – вороными.

Считалось, что утренняя роса, наделенная магическим свойствами, исчезает с восходом Солнца, потому что ее выпивают небесные кобылицы, которых часто сравнивали с быстрокрылыми птицами. Нельзя не упомянуть и Единорога, который в древнеславянских преданиях носит имя Индрика-Зверя. обитающего на священном Алатыре.

Кони в традиции Славян участвовали во многих обрядах и инициациях. Не освоив в совершенстве искусство наездника, нельзя было претендовать на звание мужчины. Ведь мальчиков с малого возраста обучали верховой езде и ратному делу. Усмирить дикого скакуна – это значит обуздать природные силы, во все времена это считалось у наших Предков одним из проявлений воинской доблести. Образ коня в славянской культуре всегда был показателем высокого статуса своего владельца. Красавцы скакуны - особый предмет гордости всех ратных людей.

Образ коня-7

Отдельный культурный пласт – обереги, изображающие конские головы или фигуры, особенно часто мы их встречаем в вышивке, где красные или рыжие солнечные скакуны находятся по обе стороны то от Богини Макошь, то от Рожаницы, то от Мирового Древа.

Образ коня-8
Образ коня-9

Конек на кровле традиционной избы символизировал Солнце, он охранял сам дом, и его хозяев от темных сил.

Образ коня-10

Обережной силой обладали также конская упряжь и подковы. До сих пор мы вешаем над дверью подковы «на счастье». Конскую упряжь и даже хлысты в древности считали действенным средством от змей.

Образ коня-11

Этот исконно славянский образ не утратил своего значения и сегодня. Древние традиции вызывают все больший интерес, сохранившиеся до наших дней, а знаки и символы все уверенней входят в нашу повседневную жизнь. Даже современное казачество сложно представить без конной джигитовки, что уж говорить о прежних временах, когда боевой товарищ выносил казака из огня, с поля боя, неоднократно спасая ему жизнь. Этот верный спутник человека был свидетелем множества значимых событий, которые живут в наших преданиях и песнях и по сей день.

Читайте также: