Какого цвета конь в сказке теплый хлеб
Опубликовано: 26.03.2024
Главные герои
Какие в сказке главные действующие лица, можно понять, прочитав книгу полностью. Автор дает подробное описание каждому персонажу:
- Филька — главный герой «Теплого хлеба». Это мальчик со злым, жадным и угрюмым характером, осторожен со сверстниками и не доверяет им, поэтому в его окружении нет товарищей. Он груб и заносчив не только с ровесниками, но и с людьми пожилого возраста. Постоянно ругается с бабушкой, которая занималась его воспитанием. Он стал причиной появления метели из-за того, что ударил коня, а затем бросил ему хлеб в снег. Но после рассказа старушки о людской злости, понял свою ошибку, попросил прощения у лошади.
- Старый конь — животное выступает в роли мерила человеческих качеств, помогает выявлять людские пороки и положительные черты. Боевого скакуна после ранения оставили в деревне, местные жители подкармливали скотину. Только Филька отнесся к животному жестоко, он ударил его. На злобу и жадность подростка конь взмахнул хвостом, после этого началась сильнейшая метель, в результате которой замерзла река, встала мельница. Но в конце конь все-таки прощает раскаявшегося мальчугана.
- Панкрат — старый мельник, который взял коня себе, он прожил жизнь, поэтому мудр и опытен. С любовью и уважением относится к боевой лошади, раненной на войне. Он не спешит давать совет прибежавшему к нему Фильке, дает ему время самостоятельно понять ошибку и исправить ее. Мальчик собирает вокруг себя сверстников, и товарищи совместными усилиями раздолбили лед. Мельник поддерживает решение и приводит на помощь взрослых жителей деревни.
Это главные герои «Теплого хлеба» Паустовского. У каждого из них свой характер, свои взгляды на жизнь.
Второстепенные персонажи
Есть и герои второго плана в произведении, они также сыграли немаловажную роль. Этим персонажам можно дать следующую характеристику:
- Бабушка — мудрая и добрая старушка, она переживает, что внук растет злым и угрюмым мальчиком, ругает его, пытается направить на правильный путь. После того как началась буря, она рассказывает внуку историю, что метель наступает, когда появляется злой и жестокий человек, который абсолютно равнодушен к чужому горю. Его злость и вызывает пургу, которая уничтожает все живое на земле. Она объясняет мальчику, почему так важно исправить ошибку, что нужно сделать, чтобы искоренить зло.
- Сорока — сказочный персонаж, который олицетворяет человеческие недостатки. Птица показывает, что нельзя делать, а что, наоборот, нужно, чтобы к тебе стали относиться доверительно и уважительно.
Также в сочинение присутствуют местные жители: старики и мальчишки. Они простили Фильку, и вышли ему на помощь. Люди стали жечь костры, работать ломами, их совместный труд влияет на погоду, метель постепенно утихает.
Вода стала поступать на мельницу, и она заработала, тем самым жители поселка смогли получить свой теплый хлеб.
Основная мысль и анализ
«Теплый хлеб» Паустовский написал в жанре рассказ. При создании произведения автор хотел показать, что самыми важными человеческими качествами являются:
- доброта;
- милосердие;
- неравнодушие.
Образ Фильки в начале рассказа сложно назвать положительным, но он смог взять себя в руки и измениться.
После этого люди потянулись к нему, оказали помощь. С помощью хороших поступков можно изменить любую ситуацию, добро находит отклик в людских сердцах. А вот противоположные чувства в виде равнодушия и черствости могут привести к печальным последствиям.
Если относиться к людям с заботой и любовью, корить себя впоследствии за жестокость и бесчеловечность не придется, именно этому учит сказка.
У Паустовского есть и другие поучительные повести, увлекательные романы. Для маленьких читателей можно взять книги с иллюстрациями, красивыми картинками, интересными рисунками. Они, без сомнения, понравятся детям.
Литература 5 класс Обведи букву под которой дан верный ответ.
Какой масти был конь, оставшийся в деревне?
а) пегий; б) вороной; в) каурый.
Масть лошади -это не просто окрас ее тела, это сочетание окраса корпуса, хвоста и гривы. Потому что если например цвет корпуса лошади один и тот же, но цвет гривы у лошадей различается, то это уже разная масть.
Впрочем обычно такие тонкости имеют значение для людей тесно связанных с лошадьми - заводчиков, конюхов, жокеев. Для обычного человека нет особой разницы между гнедой и рыжей мастью.
Поэтому просто обратимся к тексту рассказа Паустовского, и посмотрим, какой мастью обладает раненый конь, которого обидел Филька:
Вороная масть - масть цвета ворона, то есть конь в рассказе был совершенно черным.
Обводим букву Б: вороной.
В рассказе "Теплый хлеб" раненный немецким снарядом конь является таким же главным героем произведения, как мальчик Филька или мельник Панкрат. Это необычайно умное животное, которое все понимало и обладало великодушием, способностью прощать.
Масть коня в рассказе была самая колдовская, волшебная - вороная, черная.
Обвести следует букву Б.
Конь был вороной. Прочесть полный текст можно здесь http://e-libra.ru/read/121459-teplyj-xleb.html
Паустовский не стал называть время, когда действительно происходили описанные в рассказе "Теплый хлеб" события, но по косвенным приметам мы можем сделать вывод, что события рассказа скорее всего происходили во времена Гражданской войны,
Прежде всего в начале рассказа читаем о снаряде, который ранил коня. Он был немецкий. С немцами мы воевали и во время Великой отечественной войны и во время Гражданской войны.
Но по деревне проходили кавалеристы. Кавалерия принимала участие в боевых действиях и в Гражданскую и во Вторую мировую Войну, но тогда после отступления кавалерии в деревню должны были войти немцы.
Еще один момент. Мельник Панкрат обращается к Фильке гражданин, а это обращение было популярно после Февральской революции.
В рассказе - сказке Константина Георгиевича Паустовского " Теплый хлеб " жители деревни Бережки относились к раненному коню, которого кавалеристы оставили на попечение деревни, очень хорошо и по-доброму. Можно сказать жители деревни любили коня и жалели его. Каждый житель старался не обижать коня и покормить чем - нибудь - то ли свекольной ботвой, то ли краюшкой черного хлеба или сладкой морковкой. Все жалели раненного коня, который пострадал от врага и каждый житель деревни считал своей обязанностью покормить коня.
После того как немецкий снаряд разорвался на краю села, через которое проходили кавалеристы, осколком снаряда был ранен конь. Раненного коня кавалеристы оставили в селе, а сами ушли дальше. Раненного коня взял к себе мельник Панкрат, который вылечил и выходил коня.
Правильным ответом на этот вопрос будет вариант А.
После того как Филька пришел к мельнику Панкрату и признался ему в том, что натворил и как коня обидел, и как мороз лютый на деревню навлек, и спросил совета, что же ему Фильке делать сейчас и как исправить эту ситуацию, как исправить свое злодейство и спастись от погибели, мельник Панкрат сказал, что нужно изобрести спасение от стужи.
Вот такой совет дал мельник Панкрат Фильке и времени для придумывания и обдумывания дал ему час с четвертью, поэтому правильным ответом на этот вопрос будет вариант В.
Для того, чтобы помириться с конем и попросить у него прощения Филька на следующий день принес коню буханку теплого свежего хлеба и солонку крупной соли.
Вариант правильного ответа на вопрос, что Филька принес коню, чтоб помириться с ним, будет вариант В.
Трагическая история, описанная Паустовским в рассказе "Теплый хлеб" началась в один теплый зимний день, когда Филька один сидел дома и ел вкусный хлеб. В это время к дому подошел раненый конь, живущий у мельника Панкрата и попросил хлеба. Филька разозлился на коня и грубо на него закричал, закинув хлеб глубоко в рыхлый снег. Именно этот крик автор называет в следующем предложении "Злорадным окриком".
Что же означает это выражение?
Прежде всего окрик - это крик, а злобным он был потому, что кричал Филька со злости. Он грубо назвал коня Дьяволом и Христорадником, то есть попрошайкой, он посоветовал коню копать мордой снег, чтобы добраться до снега и тем самым жестко обидел коня.
«Тёплый хлеб» — сказка, написанная Константином Георгиевичем Паустовским. В ней на примере мальчика Федьки автор показывает юным читателям, как важно творить добро и не обижать тех, кто нуждается в нашей помощи.
Сюжет произведения следующий. В деревне Бережки командир отряда кавалеристов оставил коня, которого ранило снарядом. Заботу об этом коне, получившем имя Мальчик, взял на себя мельник Панкрат. Окрепнув, конь начал помогать старику с перевозкой грузов, и тот смог починить давно вышедшую из строя мельницу. Но мельнику не мог самостоятельно прокормить коня, и Мальчика подкармливали всей деревней. Когда конь попросил еды у Фильки, ребёнок ударил лошадь и бросил кусок хлеба в сугроб. Тогда поднялся в селе страшный ветер, ударил мороз. Бабушка рассказала мальчику, что такое бывает, когда кто-то сделает что-то дурное, и мальчик пошёл к Панкрату и рассказал, как было дело. Пока жители деревни рубили лёд, сорока, слышавшая рассказ мальчика, слетала на юг и упросила летний ветер прогнать мороз. На следующее утро Филька с ребятами пришёл покормить Мальчика свежим хлебом, тем самым попросив у него прощения. Сначала конь не доверял ему, но потом съел хлеб и положил голову на плечо Фильке.
- Характеристика главных героев сказки «Теплый хлеб» Паустовского
- Филька
- Панкрат
- Бабка Фильки
- Конь Мальчик
- Сорока
Характеристика главных героев сказки «Теплый хлеб» Паустовского
Филька
В начале повествования Филька предстаёт перед нами как мальчик грубый, невоспитанный, нелюдимый: «Жил в Бережках со своей бабкой мальчик Филька, по прозвищу «Ну Тебя». Филька был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: «Да ну тебя!»». Он не дружил с деревенскими ребятами, был неприветлив даже с бабушкой, с которой жил. Когда к нему подошёл конь, чтобы попросить еды, мальчик сильно разозлился: «На вас не напасёшься, на христорадников! Вон твой хлеб! Иди копай его мордой из-под снега».
Осознав, какой ужасный поступок совершил, Филька раскаивается в содеянном и идёт просить совета у Панкрата. Их разговор показывает, что мальчик решителен и сообразителен: «Возьмём мы ломы, пешни, топоры, будем рубить лёд у лотка около мельницы, покамест не дорубимся до воды и не потечёт она на колесо. Как пойдёт вода, ты пускай мельницу!». Он действительно хочет исправиться и заслужить прощение.
После того, как мороз отступил, Филька идёт к мельнику, чтобы искупить свою вину перед Мальчиком. Мы видим, что у ребёнка, несмотря на проступок, доброе сердце, и теперь он не озлоблен на мир: «Филька разломил буханку, посолил хлеб из солонки и протянул коню. Но конь хлеба не взял, начал мелко перебирать ногами, попятился в сарай. Испугался Фильки. Тогда Филька перед всей деревней громко заплакал».
Панкрат
Панкрат — человек пожилой, строгий. Когда Филька пришёл к нему за помощью, он не стал жалеть мальчика, а потребовал от него принятия решений и доказательств того, что он действительно хочет измениться («Выходит, что из-за тебя всем пропадать. Зачем коня обидел? За что? Бессмысленный ты гражданин!», «Изобрести спасение от стужи. Тогда перед людьми не будет твоей вины. И перед раненой лошадью – тоже. Будешь ты чистый человек, весёлый. Каждый тебя по плечу потреплет и простит»).
Несмотря на некоторую суровость, Панкрат — добрый старик. Он ухаживает за раненым конём, честно трудится во благо других. Видя, что Филька поменял своё отношение к окружающему миру, Панкрат больше не поучает его. Даже коню он говорит не бояться Фильку: «Не пужайся, Мальчик! Филька не злой человек. Зачем же его обижать? Бери хлеб, мирись!»
Бабка Фильки
Бабушка мальчика — женщина довольно пессимистичная, пугливая. Она одна заботится о внуке и переживает за него: «Да неужто в такую стужу до мельницы добежишь? Сразу кровь остановится», — говорит она Фильке, когда он собирается к Панкрату».
Конь Мальчик
В сказках образы животных, как правило, играют значительную роль, и сказка Паустовского не стала исключением. Конь — доброе и умное животное, он прощает плохое обращение с ним Фильки: «…когда съел весь хлеб, положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия».
Сорока
Сорока помогает жителям деревни справиться с нагрянувшими морозами. Это гордая птица, которой обидно, что никто из людей не сможет узнать о её подвиге: «Только старая сорока сидела на раките и сердито трещала: должно быть, опять хвасталась, что это ей одной удалось помирить коня с Филькой. Но никто её не слушал и не понимал, и сорока от этого сердилась всё больше и трещала, как пулемёт».
Характеристика героев
Какая кличка коня в рассказе «Теплый хлеб» Паустовского Вы вспомните в этой статье.
«Теплый хлеб» какая кличка была у коня?
Кличка коня в сказке Паустовского «Теплый хлеб» Мальчик.
«Теплый хлеб» характеристика коня
Конь воевал на фронте, был ранен, и кавалеристы, проезжавшие через деревню, оставили его в Бережках. Мельник Панкрат взял коня к себе, вылечил его, но не мог прокормить, поэтому конь ходил по деревне и побирался. Каждый житель считал своим долгом покормить его, потому что он был ранен, пострадал на войне.
«В один из таких теплых серых дней раненый конь постучал мордой в калитку к Филькиной бабке. Бабки дома не было, а Филька сидел за столом и жевал кусок хлеба, круто посыпанный солью.
Филька нехотя встал, вышел за калитку. Конь переступил с ноги на ногу и потянулся к хлебу. “Да ну тебя! Дьявол!” — крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам. Конь отшатнулся, замотал головой, а Филька закинул хлеб далеко в рыхлый снег и закричал:
— На вас не напасешься, на христарадников! Вон твой хлеб! Иди, копай его мордой из-под снега! Иди, копай!
И вот после этого злорадного окрика и случились в Бережках те удивительные дела, о каких и сейчас люди говорят, покачивая головами, потому что сами не знают, было ли это или ничего такого не было».
«Слеза скатилась у коня из глаз. Конь заржал жалобно и протяжно, взмахнул хвостом, и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька бросился обратно в дом, но никак не мог найти крыльца — так уже мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мерзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни. И все выше взвивались столбы снежной пыли с окрестных полей, неслись на деревню, шурша, крутясь, перегоняя друг друга.
Филька вскочил наконец в избу, припер дверь, сказал: “Да ну тебя!” — и прислушался. Ревела, обезумев, метель, но сквозь ее рев Филька слышал тонкий и короткий свист,— так свистит конский хвост, когда рассерженный конь бьет им себя по бокам.
Метель начала стихать к вечеру, и только тогда смогла добраться к себе в избу от соседки Филькина бабка. А к ночи небо зазеленело, как лед, звезды примерзли к небесному своду, и колючий мороз прошел по деревне. Никто его не видел, но каждый слышал скрип его валенок по твердому снегу, слышал, как мороз, озоруя, стискивал толстые бревна в стенах, и они трещали и лопались. Бабка, плача, сказала Фильке, что наверняка уже замерзли колодцы и теперь их ждет неминучая смерть. Воды нет, мука у всех вышла, а мельница теперь работать не сможет, потому что река застыла до самого дна».
Бабка рассказала Фильке о событиях, произошедших в Бережках сто лет назад:
«— Сто лет назад упал на нашу округу такой же лютый мороз,— говорила бабка.— Заморозил колодцы, побил птиц, высушил до корня леса и сады. Десять лет после того не цвели ни деревья, ни травы. Семена в земле пожухли и пропали. Голая стояла наша земля. Обегал ее стороной всякий зверь — боялся пустыни.
— Отчего же стрясся тот мороз? — спросил Филька.
— От злобы людской,— ответила бабка.— Шел через нашу деревню старый солдат, попросил в избе хлеба, а хозяин, злой мужик, заспанный, крикливый, возьми и дай одну только черствую корку. И то не дал в руки, а швырнул на пол и говорит: “Вот тебе! Жуй!” — “Мне хлеб с полу поднять невозможно,— говорит солдат.— У меня вместо ноги деревяшка”.— “А ногу куда девал?” — спрашивает мужик. “Утерял я ногу на Балканских горах в турецкой баталии”,— отвечает солдат. “Ничего. Раз дюже голодный — подымешь,— засмеялся мужик.— Тут тебе камердинеров нету”. Солдат покряхтел, изловчился, поднял корку и видит — это не хлеб, а одна зеленая плесень. Один яд! Тогда солдат вышел на двор, свистнул — и враз сорвалась метель, пурга, буря закружила деревню, крыши посрывала, а потом ударил лютый мороз. И мужик тот помер».
Филька заинтересовался рассказом бабки. Ведь эта история очень похожа на его собственную: он пожадничал, обидел боевого коня. Мальчик волнуется, боится, что из-за своего жесткого поступка может пострадать сам и подвести жителей деревни. Но Филька получил умный совет:
«Изобрести спасение от стужи. Тогда перед людьми не будет твоей вины. И перед раненой лошадью — тоже. Будешь ты чистый человек, веселый. Каждый тебя по плечу потреплет и простит».
«На следующее утро Филька пришел вместе с ребятами к мельнице. Ветер гнал по синему небу рыхлые тучи, не давал им ни на минуту перевести дух, и потому по земле неслись вперемежку то холодные тени, то горячие солнечные пятна.
Филька тащил буханку свежего хлеба, а совсем маленький мальчик Николай держал деревянную солонку с крупной желтой солью. Панкрат вышел на порог, спросил:
— Что за явление? Мне, что ли, хлеб-соль подносите? За какие такие заслуги?
— Да нет! — закричали ребята.— Тебе будет особо. А это раненому коню. От Фильки. Помирить мы их хотим.
— Ну что ж,— сказал Панкрат. — Не только человеку извинение требуется. Сейчас я вам коня представлю в натуре.
Панкрат отворил ворота сарая, выпустил коня. Конь вышел, вытянул голову, заржал — учуял запах свежего хлеба. Филька разломил буханку, посолил хлеб из солонки и протянул коню. Но конь хлеба не взял, начал мелко перебирать ногами, попятился в сарай. Испугался Фильки. Тогда Филька перед всей деревней громко заплакал. Ребята зашептались и притихли, а Панкрат потрепал коня по шее и сказал:
— Не пужайся, Мальчик! Филька не злой человек. Зачем же его обижать? Бери хлеб, мирись!
Конь помотал головой, подумал, потом осторожно вытянул шею и взял наконец хлеб из рук Фильки мягкими губами. Съел один кусок, обнюхал Фильку и взял второй кусок. Филька ухмылялся сквозь слезы, а конь жевал хлеб, фыркал. А когда съел весь хлеб, положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия».
Филька искренне раскаивался в совершенном поступке и хотел искупить свою вину. Он старательно трудился, отбивая лед у мельницы, а потом пришел просить прощения у коня. Но без подсказки старших и помощи ребят Филька бы не обошелся. Именно они своим неравнодушием помогли герою побороть «холод сердца» и навсегда запомнить, что б лагополучие всех зависит от каждого: ошибся один — расплачиваются все.
Разделы: Литература
Цель урока:
- Помочь учащимся осознать значимость произведения К.Г. Паустовского “Тёплый хлеб”; понять нравственные уроки сказки; показать неразрывное единство человека и природы; уяснить роль пейзажа в произведении.
- Обучать анализу художественного произведения в единстве формы и содержания; выразительному чтению; анализу текста с точки зрения использования средств речевой выразительности.
- Развивать художественное восприятие через работу с текстом, выразительное чтение, монологическую речь, инсценировку, иллюстрирование.
- Воспитывать доброту, милосердие, чувства коллективизма и взаимовыручки, любовь к труду.
Оборудование: портрет писателя, выставка книг, иллюстрации учащихся к сказке, презентация
1. Вступительное слово учителя. Определение цели урока. (Слайд 2)
Ребята, мы с вами познакомились на прошлом уроке со сказкой К.Г. Паустовского “Теплый хлеб”. Вспомним кратко ее сюжет.
- Кто желает рассказать?
Действие в этой сказке происходит во время Гражданской войны, в обычной русской деревне. Мальчик Филька по прозвищу “Ну, тебя” обидел раненого коня. Поэтому в деревне начинаются всякие беды. В конце произведения Филька понимает свою ошибку.
- Хорошо. Давайте мы на этом уроке попробуем разобраться в поступке Фильки, попробуем оценить его с точки зрения нравственности, этичности и сделаем выводы.
Нравственность - (Слайд 3)
2. Стадия осмысления
Итак, сказка “Тёплый хлеб”. Она написана через 9 лет после победы в Великой Отечественной войне. События, описанные в ней, происходят во время Гражданской войны. Очень трудное и голодное время.
- Как вы понимаете значение слова “хлеб”? (Это житейская необходимость, потребность).
- Но рассказ называется ТЕПЛЫЙ хлеб”. Что обозначает слово ТЕПЛЫЙ? (Слайд 4)
Теплый от старославянского – жар, огонь. Таким образом, теплый хлеб несет в себе символическое значение. Хлеб – это чудо, тепло, которое рождает в живом существе особое чувство). Хлеб, сделанный с теплом души, с любовью.
- Где происходят события? (В деревне Бережки)
- Что вы можете сказать о названии деревни? (Образовано от слов “беречь”, оберегать”). Само название говорит о том, что люди, живущие в деревне должны беречь друг друга, жить мирно, приносить друг другу добро.
- Закончите предложение: Приносить людям добро – это значит .
Кластер
- мир
- Хор. поступки
- свет
- мама
- солнце
Добро
- радость
- счастье
- любовь
Он (Паустовский) не был сказочником. Он был рассказчиком, который облегчал рассказом трудность добра. В.Шкловский.
- Какое словосочетание показалось странным? Неужели творить добро трудно?
На это вопрос мы попробуем сегодня найти ответ.
Определим круг героев.
Кто главный герой, вокруг которого происходит действие? (Слайд 6)
- сорока
- бабка
- мельник
- ФИЛЬКА
- Конь
- ребята
- ветер
- старики
2. Знакомство с характеристиками героев сказки.
Давайте охарактеризуем героев: (Слайд 7)
Конь: вороной, ранен во время войны, выполнял тяжелую работу (возил глину, навоз, жерди), побирался.
Филька: молчаливый, недоверчивый, ни с кем не дружил, неласковый, “Ну, тебя”.
Панкрат: мельник, мучная пыль навек вьелась в него, скорый на работу, сердитый, быстрые глаза.
- Итак, Фильку звали “Ну, тебя”.
Как характеризует его это прозвище? Почему его так звали?
- Прозвище его характеризует как эгоистичного человека, которому важно только его чувства и желания, а на остальных ему “наплевать”.
- Дальше в сказке мы с вами узнаем, какие удивительные события произошли в Бережках.
3. Выразительное чтение отрывка (от “Зима в этот год стояла. ”).
4. Анализ эпизода. Составление схемы.
- Каким мы увидели Фильку в этом эпизоде? Почему он так поступил?
- Конь помешал ему есть хлеб.
- Проследим за последовательностью действий Фильки. (Слайд 8)
- Как поступил Филька?
- Но, ребята, в жизни и добро, и зло не уходит в никуда, все когда-то возвращается бумерангом.
Как отразился поступок Фильки, на ком?
Последствия Филькиного поступка (Слайд 9)
Слеза скатилась у коня из глаз.
В природе: засвистел ветер. Мело и хлестало, ревела, обезумев, метель, ломались скворечни, небо зазеленело, как лед, звезды примерзли к небу.
На людях: замерзли колодцы, мельница не могла работать.
- В чем же заключается вина Фильки? (Ударил коня, бросил хлеб на снег, говорил грубые слова.)
- Кто помог осознать Фильке его поступок? (бабушка)
- Какую историю она рассказала? Истории чем-то похожи?
(Пересказ – рассказ бабки о событиях столетней давности)
- Как вы думаете, какие чувства испытал мальчик, когда слушал этот рассказ?
(страх, вину, боялся, что умрет)
- Почему, по-вашему, он, несмотря на сомнения, решил пойти за советом к Панкрату? (решил сгладить свою вину, помочь деревне, боялся умереть)
- Инсценировка эпизода. Сначала вы получите задание. (Слайд 10)
1 группа – Характеристика Панкрата (серьезный, строгий, обвинил в беде, умный, понимающий, дал ему возможность исправить зло, человек особенный).
2 группа – Характеристика Фильки (растерянный, нерешительный, чувствует свою вину, напуганный, хочет исправить свой поступок).
3 группа – Оцените игру своих товарищей, смогли ли они в своем выступлении отразить характеры героев?
(Показывается инсценировка разговора Фильки и Панкрата).
Смог ли герой рассказать о своем проступке? Как его это характеризует?
- Что советует Панкрат герою ? Панкрат – всесильный). Панкрат предлагает раскаяться. Что это значит? (отречься о дурной прежней жизни, сознательно начав новую)
-Каким должен быть человек, по мнению Панкрата? (живущим по совести, чистым, веселым).
- Изменился ли Филька в конце сказки?
- Кто еще помог Фильке исправить свою вину? (жители деревни, ребята, сорока)
- Не только люди помогли Фильке осознать свою вину, но и природа со своими законами показала, какой поступок совершил мальчик.
Сравнительная характеристика эпизодов: (Слайд 11)
Описание природы до встречи Фильки с конем (со слов “Зима в этом году стояла теплая. ”),
Описание метели (от слов: “Слеза скатилась у коня из глаз. ”)
- 1-й эпизод: теплая погода, вода не замерзла, скоро начнет работу мельница и даст людям жизнь – хлеб.
- 2-й – ревела, обезумев, метель. Ревет, как человек. Какой прием использовал автор? Олицетворение.
- В какой момент началась метель?
Метель началась в тот момент, когда Филька обидел коня. В этом поступке – неуважение к природе. Конь и человек - часть природы. Обидев коня, Филька оскорбил окружающий мир. Природа решила заступиться за коня. Злой человек принес зло живому существу. Все сковало льдом. Слезы бабушки – это и слезы всей деревни. Даже Филькам заплакал от страха.
Природа все время меняется. А как она меняется? Какими средствами это достигается? Автор дает звуковое и цветовое восприятие пейзажа в произведении. Давайте найдем это в тексте.
Групповая работа. (Слайд 12)
1 группа – Звуки (каркали, завыл, засвистел, ломали скворечники, хлопали ставни, неслись, шурша, ревела метель, зашумела роща, со звоном разбились сосульки и т.д.).
2 группа – Цвет (черная вода, небо зазеленело, небесный свод, черные ивы, поседели от стужи, солнце всходит багряное, по седым ивам).
3 группа – Движение (таял и выпадал снег, вороны толкались, кружились льдинки, вздул снег, запорошил горло, летела мерзлая солома, мороз прошел и т.д.).
(Отрывки: 1) “Слеза скатилась. они трещали, лопались”
2) “В морозные дни. с темной водой”.
- Каким предстаёт перед ним ночной пейзаж? Какую картину он (Филька) видит? (Слайд 13)
- Как скрипит снег? /Снег пел под ногами, будто артель весёлых пильщиков пилила под корень берёзовую рощу за рекой. /
- Каким был воздух? / Воздух замёрз, и между землёй и луной осталась одна пустота – жгучая и такая ясная. Чёрные ивы поседели от стужи. Ветки их поблескивают, как стеклянные. Воздух колет Фильке грудь.
Вывод: природа – это тоже образ. За злые поступки она “мстит” по-своему, сердится на людей и радуется вместе с ними. Она живет своей жизнью, помогает понять человеку красоту, гармонию на Земле. Природа как волшебник. И в сказке Паустовского тоже много волшебного.
- Что происходит в природе, когда Филька покаялся? (Текст: в воздухе запахло весной. - Тепло. Ласка, любовь, добро.
- Чему посвящены последние строки рассказа? (Покаянию Фильки. Примирению с конем).
Чтение эпизода “Филька мирится с конём”
Это очень трогательный момент: момент обретения друга. И никто никогда, хочется верить, не назовет Фильку “Да ну тебя”.
Мельница заработала, вместе с горячей мукой в дома вошло тепло, зажигающее людские сердца добром. И по всей деревне стоял запах теплого хлеба. Произошло чудо – зло, лихо отступило перед добром.
- Почему же сказка о Фильке и о коне называется "Тёплый хлеб"? (Хлеб примирил Фильку и коня).
- В каком значении употреблено слово "тёплый" в названии сказки? Является ли оно эпитетом? (Слово "тёплый" употреблено в значении "согревающий душу, ласковый, приветливый, отличающийся внутренней теплотой").
- Какова же народная мудрость сказки? (Злое дело надо обязательно исправить, а лучше зла не делать никогда и никому).
Беседа о рисунках учащихся. Связные ответы на вопрос, что нарисовали и почему.
Заключительное слово учителя. (Слайд 15)
Евгений Евтушенко писал:
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
- Каких зверей нужно убить внутри себя? Через что надо переступить, чтобы стать милосердным?
Звучит песня “Дорогою добра”. Одновременно идёт показ слайдов с изображением природы.
1. Ребята, вам понравился урок?
2. Как вам работалось на уроке?
3. Комфортно ли вы себя чувствовали?
Домашнее задание: выписать из текста сказочные и реальные мотивы или эпитеты
Война, раненый конь, голод, злоба
Ответить на вопрос: Чему учит сказка “Теплый хлеб”?
Читайте также: