Какой конь был у буденного

Опубликовано: 26.04.2024

Сабля обнаженная, конь копытом бьет!

Конница Буденного, двадцатый год.

Новая ракета к звездам идет,

Песня о Буденном нас переживет.


О Семене Михайловиче Буденном можно говорить долго— Маршал Советского Союза, трижды Герой Советского Союза и одновременно полный георгиевский кавалер, трижды Народный герой, награжденный Почетным революционным оружием и еще много, много. А можно сказать о нем коротко : кавалерия и лошади были смыслом его жизни.

Наверное, иначе не могло быть: Семен Михайлович Буденный родился и вырос на хуторе Козюрин Сальского округа области Войска Донского (современная Ростовская область). Он, как все дети с пеленок окунулся в атмосферу любви и уважения к коню — ратному товарищу и кормильцу одновременно.
Буденный не помнил, когда впервые сел в седло — казалось, он всегда умел ездить верхом. Его односельчанин Константин Федорович Новиков вспоминал:
«Семен с малых лет любил лошадей. На масленницу у нас обычно устраивались соревнования — надо было на всем скаку поднять с земли фуражку и надеть ее на голову, пролезть на галопе под живот лошади и сесть с другой стороны. Семен всегда здесь был первым».
В 1903 году в возрасте 20-ти лет Буденного призвали в армию, и он попал в 46-й Донской казачий полк. В полку он показал себя способным наездником, и вскоре его командировали в Петербург на годичные курсы Высшей офицерской кавалерийской школы, где Семен Михайлович учился искусству верховой езды у самого Джеймса Филлиса, оказавшись одним из лучших в своем выпуске. Он получил право продолжить обучение, но был вынужден вернуться на службу в часть. Год учебы принес свои плоды — Буденный стал настоящим мастером верховой езды, выезжал лошадей для офицеров полка, первенствовал на регулярных смотрах в вольтижировке, джигитовке,
прыжках через лошадь — мог «перемахнуть» сразу через шестерых.
Всю свою жизнь соблюдал Семен Михайлович «кодекс поведения» по отношению к лошади, сложившийся в годы юности и службы в частях царской армии под влиянием казачьих и кавалерийских традиций. Сын Буденного, Михаил Семенович, вспоминает:
«Главным в общении с лошадью отец считал любовь к ней, умение чувствовать и понимать коня. —«Тот, кто не любит лошадь, никогда не научится на ней ездить» — часто говорил он». Буденному было чуть больше тридцати, когда наступили годы, оставлявшие мало места для любви и искусства верховой езды — началась Первая Мировая война, потом революция и, наконец, Гражданская. С первых месяцев Гражданской войны Семен Михайлович встал во главе кавалерийских соединений, а позже командовал им же созданной Первой Конной армией. Будучи смелым, решительным и одновременно добрым, вдумчивым человеком, он пользовался уважением, как своих сторонников, так и противников. Имя Буденного часто встречается в исторических записках генералов Белой гвардии П.Н.Врангеля, А.И. Деникина, П.Н.Краснова — они с удивлением отмечали его удачи на полях сражений.
Сохранилось интересное описание Буденного, ходившее среди белоказаков, против которых
он воевал на Дону:
«Усы черные вразлет, сам ростом не больно здоров, но кряжист. Главное — конь у него приметный. Буланый, с черным ремнем по спине, хвост черный, а грива — вороново крыло, аж в зелень отдает. Рубашка у коня редкая, всякому известная — кому же еще быть? Буденный.»
В тех же краях, на Дону, в 1918 году казаки подарили Буденному лошадь по кличке Казбек, ставшую лучшей в его жизни. Впоследствии Семен Михайлович вспоминал о нем: «Я с благодарностью принял подарок: какой же кавалерист откажется от такой великолепной — я то уж знаю!— лошади? Жаль не встречался я больше с тем казаком, а то еще 100 раз сказал бы ему спасибо за Казбека. На этом жеребце я отвоевал всю гражданскую, верой и правдой он служил мне до самой своей смерти. Он стал главной лошадью в моей кавалерийской жизни, хотя я ездил на многих (прим. aвтopa : во время гражданской войны под Буденным было убито шесть лошадей). К сожалению, лошадиный век гораздо короче человеческого. Вторым, почти столь же любимым, стал Софист. Но Софист — для мира, для праздника, он нервен и пуглив. А Казбек — под пули, под шашки, в огонь и в воду. Мы ведь и людей на эту чашу весов бpocaeм».
В боях Казбек был не раз ранен. После окончания войны Буденный всегда держал его при себе. В 1924 году, став инспектором кавалерии и переехав в Москву, привез с собой и Казбека. Конь до последних своих дней служил Семену Михайловичу и пал в возрасте 18 лет.
Сразу после окончания гражданской войны Буденный принялся по крупицам собирать ценных породистых лошадей, разбросанных войной по всей России. Он понимал, что войны нанесли огромный вред коневодству, под угрозой исчезновения оказались целые породы. Буденный не получил в юности систематического образования, но благодаря самостоятельному обучению и большому практическому опыту был известен в те годы как большой знаток лошадей и коннозаводства. К тому же он, овеянный боевой славой, пользовался определенным влиянием, которое с успехом использовал на благо кавалерии и коневодства.
Еще в военные годы Буденный присматривался ко всем лошадям, попавшим в поле его зрения. Опытным взглядом конника он узнавал в истощенной, грязной лошади породу, беседовал с хозяином приглянувшегося животного, и если конь действительно был породистый, сразу менял его на обозную лошадь и старался незамедлительно переправить на один из военных конных заводов, за работой которого наблюдал.
Сам Семен Михайлович часто вспоминал одну историю: «Как-то встретился нам под Полтавой ассенизационный обоз. Лошаденки так себе, еле тащатся. Смотрю я на них и вижу: один конь, хоть и грязный, в теле плохом, но породистый. Соскочил с лошади, подхожу к хозяину.
— Что за лошадь? Как она к вам попала? — понимаю, что никак она ему принадлежать не может.
— Да белые дали, — отвечает. — Взамен моей. У нее тавро — царская корона. Опасались видно, что лошадь с таким знаком у них отберут.
Приподнял он сбитую спутанную белую гриву, а под ней действительно выжжены короны. Я говорю:
— Давайте и мы поменяемся.
Дали ему взамен двух лошадей».
Корона,обнаруженная под гривой, была клеймом завода Султан-Гирея, где растили арабских лошадей. Найденная лошадь оказалась племенным арабским жеребцом Ценителем. В двадцатом году бойцы конной армии в качестве трофея взяли полубрата Ценителя — белоснежного Цилиндра, захваченного Врангелем на государственном Стрелецком заводе. Врангель собирался въехать на Цилиндре в освобожденную от большевиков Москву — «на белом коне». Впоследствии оба жеребца стали родоначальниками терской породы.
Лучшим памятником Семену Михайловичу Буденному стала буденновская порода. Работы по ее созданию проводила большая группа селекционеров, во главе которых стоял сам Семен Михайлович. На военных конных заводах, находившихся под его контролем, велась работа и по выведению терской породы. Работа над этими породами заняла около 20-ти лет.
В послевоенные годы при содействии Буденного было возобновлено издание журнала «Коневодство и конный спорт», в течение нескольких лет он был его главным редактором. Под его руководством журнал из двухнедельного стал ежемесячным, увеличил свой печатный объем и тираж, стал более массовым. В 1967 году за активную работу в журнале Буденный был награжден золотой медалью ВДНХ.
Нельзя забывать и другое — Буденный стал «отцом» советского конного спорта и был его бессменным покровителем не один десяток лет. В 1922 году именно Буденный призвал кавалеристов активно заниматься конным спортом. Для начала было решено организовать 100-верстный (чуть больше 100 км) конный пробег с заключительной скачкой на Ростовском ипподроме. В пробег вместе с группой командиров отправился и Семен Михайлович. Через год в Первой конной армии вновь прошли соревнования, после которых был организован Центральный конноспортивный комитет Красной Армии, председателем которого стал, конечно, Буденный. 8 1925 году по его же инициативе прошли 1-е Всеармейские конноспортивные соревнования, а в 1929 году открылась одна из первых конноспортивных школ «ОСОВИАХИМа» — школа для гражданских лиц. Конный спорт в молодой Стране Советов становился невероятно популярен. Буденный не уставал повторять, что хорошее развитие конного спорта необходимо для укрепления кавалерии.
В беседе с детьми Семена Михайловича— Ниной Семеновной и Михаилом Семеновичем — я не удержалась и спросила:
«Не слишком ли большую роль уделял Семен Михайлович кавалерии в разгар технической революции, на пороге войны с гитлеровской Германией? Почему в известных нам учебниках истории он выглядел убежденным противником механизации войск и поддерживал дальнейшее развитие и укрепление кавалерии?»
«Вы не хуже меня знаете, как часто меняют мнения наши учебники истории, — ответил Михаил Семенович Буденный. — Собственно говоря, спора, что лучше, танки или конница, не было. Отец был реалистом и понимал, что время кавалерии проходит, она отживает свой век. Но понимал и другое - в предвоенные годы создать большую техническую армию нет возможности, а большая развитая кавалерия — вот она, готова. Опыт показал, что не во всем он ошибался — во время обороны Москвы в 45-ти градусные морозы техника часто вставала, попросту замерзала, и единственными мобильными подразделениями оставалась конница».
В 1956 году было принято решение о ликвидации кавалерии как рода войск. Все бы ничего - и Семен Михайлович, и другие кавалеристы понимали, что конница утратила свое военное значение, но беда была в другом: кавалерию не просто упразднили — с лица советской земли почти стерли все, что с ней связано — кавалерийские школы, даже самих лошадей. Опытные офицеры-конники, которые могли составить элиту конного спорта, были досрочно отправлены на пенсию. Военные заводы и фермы преобразовали в овцеводческие и зерновые совхозы, а лошади. Большую часть поголовья, независимо от возраста и племенной ценности, перегоняли на бойни. Целыми табунами отправляли донских и буденновских лошадей на убой или для работы на лесозаготовках, на бойню шли ахалтекинцы, латвийские упряжные лошади, было вырезано целиком поголовье чистокровных верховых лошадей Ессентукинского завода. За 11 лет «выбили» на мясо более 7 миллионов голов преимущественно верховых лошадей.
В столь трудные для коневодства годы Семен Михайлович никак не мог помочь конникам - к этому времени ему уже исполнилось 75 лет, он давно не занимал ответственных постов, и его мнение было мнением почетного, но частного лица. Все, что он мог, это вместе с единомышленниками угонять с заводов обреченные на смерть табуны и прятать их в донских степях в известных только им оврагах и балках. Не раз приходилось совершать ему такие «противоправные» действия.
Правда, после ликвидации кавалерии не без его участия был сохранен конноспортивный дивизион ЦСКА, который ныне занимает базу на улице Дыбенко в Москве, и кавалерийский полк Мосфильма — «Надо же кому-то будет в кино на лошадях сниматься!» - с большой долей лукавства пояснял он.
В последние годы жизни Буденный продолжал уделятьь много внимания конному спорту. На одном из публичных выступлений в 1965 году он говорил:
«Ни в одной стране мира нет таких благоприятных условий для развития конного спорта, как у нас в СССР. Но, к сожалению, мы не все делаем для того, чтобы использовать имеющиеся у нас возможности для развития этого спорта, для повышения мастерства советских всадников. ».
До конца жизни с ним рядом были лошади. На даче Семена Михайловича в подмосковной Баковке была устроена конюшня на семь лошадей. На лето он брал лошадей из кавполка и выезжал их сам, а когда перестал ездить верхом, то наблюдал за всадниками со скамейки, давал советы. Частенько бывал на Центральном Московском ипподроме в одной и той же ложе — «ложе Буденного», любил смотреть скачки.
Последней лошадью Буденного стал жеребец «его», буденновской породы, по кличке Софист. Конь был рожден в 1945 году, подготовлен Павлом Михайловичем Туркиным и подарен Семену Михайловичу вскоре после войны. Окружающие не уставали удивляться необыкновенной привязанности Софиста к Семену Михайловичу: «Конь чувствовал приближение Буденного, когда тот еще шел по двору: не видя хозяина, конь прядал ушами, радостно ржал. Семен Михайлович подходил к своему любимцу, как к человеку, что-то нежное шептал ему на ушко, а тот, положив голову на плечо хозяина, слушал его. Ласково поглаживая голову и шею коня, Семен Михайлович угощал его сухарями или морковкой. Конь, мягко уткнувшись носом в хозяйскую ладонь, замирал, чуть-чуть кося глазом. Потом он послушно и четко выполнял команды, подавал поочередно ноги, опускался на колени, ходил за своим хозяином, как ребенок за матерью», — рассказывал один из знакомых Буденного.
В последний раз в своей жизни Семен Михайлович садился в седло в возрасте 87-ми лет именно на Софиста. Конь прожил 33 года, пережив хозяина на пять лет. После смерти Буденного Софист жил на конюшне Московского конного завода, где пал в 1978 году. Образ любимого коня Буденного увековечен в памятнике М.И. Кутузову, установленному в Москве перед музеем-панорамой «Бородинская битва» — Софист служил моделью скульптору Н.В. Томскому, автору конной статуи Кутузова.
Семен Михайлович Буденный ушел из жизни в 1973 году в возрасте 90 лет и был похоронен у Кремлевской стены. Пусть память о нем сохранится чистой и светлой, не запятнанной столь любимыми нами переоценками собственной истории. А для нас, конников, пусть останутся в памяти его слова, сказанные в беседе со старыми донскими казаками:
«Нет на свете более благородного животного, нежели лошадь. Научите молодежь любить коня. »

Маршал Буденный обладал бесспорным талантом — был прирожденным наездником и великим поклонником лошадей.

Его дочь, Нина Семеновна Буденная, окончившая факультет журналистики МГУ, так же, как и отец, питающая любовь к животным, рассказывает в своей повести о любимой лошади маршала Буденного.

В повести два невымышленных персонажа — «конь отца» и молодая женщина, названная в книге Анной Павловной, но очень похожая на дочь Буденного своей любовью к лошадям.

«Лошади очень памятливы. Они надолго, иногда на всю жизнь запоминают людей, с которыми им когда-либо приходилось иметь дело, запоминают их хорошие или дурные поступки и свою оценку этих поступков.

Анна Павловна ехала неторопливо по лощинке вдоль дороги, и мысли ее были ясные-ясные.

Вспомнился вороной красавец, явившийся с завода с кличкой Абориген, что и было красиво воссоздано конюшенными умельцами на табличке над его денником. Ездила Анна Павловна на Аборигене недолго. Путем жутких интриг мужчины-спортсмены выцыганили у нее лошадь. Она не очень переживала на этот счет, потому что никогда не была столпом команды. Нельзя одинаково хорошо делать сразу несколько дел, не так ли?

Ринг споткнулся, и Анна Павловна немного подтянула повод, чтобы заставить коня быть повнимательнее. Сбросив смотрителя, которого на конюшне прозвали Ботфорты (за фасон сапог, зимой-то он носился в валенках), и навсегда запомнив, как это ловчее всего сделать, конь стал время от времени исправно выполнять этот трюк под молчаливое одобрение работников конюшни. Чем кончилось единоборство, Анна Павловна не знала. Жеребца, на котором она ездила два года, ахалтекинца дивной красоты с загадочным именем Акпилот, продали с аукциона в Италию. К другой ло­шади душа не прикипела.

А тут и со свободным временем наступила кризисная ситуация. Анне Павловне пора было бросить свои силы и таланты в иные области человеческой деятельности. Спорт постепенно уходил в прошлое, оставляя ей единственную, но весьма приятную возможность, такую же, как у Ботфортов, но только совершенно бескорыстную — явившись в любое время, взять лошадь и поездить в собственное удовольствие. Но теперь и для этого времени никак не выкраивалось. Таким вот образом Анна Павловна и забросила это дело, бывшее четверть века ее отрадой.

Анна Павловна вздрогнула и пустила Ринга рысью. Тот послушался легко и пошел энергично. Анна Павловна удивилась: Ботфорты в свое время добился того, что он и рысью-то, своим природой данным аллюром, не желал идти, а если и соглашался наконец, то делал это лениво, нога за ногу, как будто было ему лет сто или он смертельно устал. И Анна Павловна решила, что смотрителя сняли с должности.

Ринг принадлежал к буденновской породе и был ее ярким представителем, в качестве чего и находился в непродажном фонде конезавода. Сколько помнила Анна Павловна, он шел по линии Слединга и приходился дальним родственником конюшенной знаменитости Софисту, который пал несколько лет назад в возрасте Мафусаила — тридцати трех лет. Это был феномен: обычный срок лошадиной жизни — восемнадцать. Правда, на одном из конных заводов Северного Кавказа Анне Павловне пришлось как-то увидеть тридцатишестилетнего жеребца-производителя. Но зато она это и помнила всю жизнь.

Софист был знаменит не только долгожительством. На нем дважды принимали парад на Красной площади, он был призером международных соревнований по высшей школе верховой езды, причем это было его первое и последнее выступление — Софист не был спортсменом. Но таких наездников, с которыми он имел дело, опозорить он просто не смог бы, класс не позволял. То, чему был обучен Софист, представляло собой вершину и эталон лошадиной науки.

Когда Софист пал, тренер плакал три дня, а конюх взял бюллетень. Похоронили лошадь рядом с конюшней, где она доживала свою жизнь, рядом с людьми, которые помнили Софиста молодым и прекрасным, под седлом великого кавалериста, с которым Софист прожил всю свою счастливую лошадиную жизнь.

Тренер где-то раздобыл огромную красивую глыбу серого гранита, которой и увенчал могилу Софиста. Когда ставили этот камень, конники снова еле сдерживали слезы и опять поминали своего любимца, принявшего на себя частицу истории.

Анна Павловна была уверена, что встретит на заводе всех в целости и сохранности: люди при лошадях живут долго, ну, а о преданности профессии и говорить не приходится.

Ринг уже давно шел шагом — приятные воспоминания далеко увели Анну Павловну в глубь времен, к истокам своей судьбы. Тут ей пришло в голову, что она может опоздать к своему автобусу и заставить людей ждать, а может быть, даже волноваться. Следовало поторапливаться.

Анна Павловна, по всем правилам кавалерийской науки, выслала Ринга в галоп. Но тот и ухом не повел, на команду не отреагировал. «Значит, Ботфорты остался в прежней должности», — поняла Анна Павловна. Пришлось на ходу выломать прут и пощекотать лошадь по шелку кожи. Ринг начал прядать ущами, перешел на рысь, поскольку Анна Павловна хлыст с бока не убрала, все-таки поднялся в галоп. Анна Павловна до­бавила шенкелей, чтобы жеребец не обозначал галоп, а шел им, как того требовалось.

— Ленивая скотина, — сказала Анна Павловна, — упрямое животное, ишак проклятый! — и засмеялась. Потому что все было прекрасно.

Пошли знакомые места. Анна Павловна проехала шагом по мосту через Москву-реку и здесь, оторвавшись от путеводной нити дороги, съехала к реке, на крутой ее бережок. Отсюда напрямик до завода было много короче.

На той стороне реки, на пляже, кайфовали лю­бители последнего солнышка. По экзотической экипировке и разнообразию отдыхательных приспособлений было ясно, что народ этот не местный, заграничный.

— Бездельники, шпионы, — проворчала себе под нос Анна Павловна, проведшая полдня в труде, полезном для общества, правда, избыточно хорошо оплаченном. Для того, чтобы сделать «бездельникам» мелкую пакость, она разобрала повод «по-полевому», огрела коня по сытому крупу, приподнялась над седлом, сдавив лошадь коленями, и уперлась руками в шею. И разогнала жеребца в карьер. Пусть «бездельники» смотрят и завидуют.

От реки свернула на дорогу через поле и пошла по прямой к заводу. Здесь уже Ринг сам поднажал: эти хитрецы безошибочно чувствовали, что дорожка ведет их домой, к конюшне. Где-то в середине поля Анна Павловна перевела лошадь на рысь, так доехала то ли до ручья, то ли до болотца, которое перегораживала вечно подмываемая земляная дамбочка, всегда в мокрой грязи и лужах. Отсюда до завода было рукой подать, но Анна Павловна намеревалась, несмотря на подхлестнутую близостью дома активность жеребца, проехать это расстояние шагом, чтобы потом можно было не вываживать лошадь, а сразу поставить ее в стойло.

Чуть пригнувшись — чисто рефлекторно, потому что в этот проем мог свободно воткнуться и рефрижератор, Анна Павловна, лихо цокая копытами по залитому цементом въезду, энергично проникла в конюшню и немедленно, как лбом о стенку, налетела на железный окрик:

— Куда? Не видишь, кастратов ведут!

По широкому, вольному коридору конюшни, в который выходили все денники, печальной вереницей шли кони. Хвосты подвязаны, морды несчастные. Их вели под уздцы конюхи — мужчины и дамы. Анна Павловна соскочила с лошади, завела ее в денник и расседлала. Амуницию свалила на деревянный диванчик в конце коридора — разберутся. А сама на нетвердых ногах — сказывалось отсутствие тренировки — направилась в рощицу, тут же за конюшней.

Там, у могилы Софиста, горел тихий костерок. Почти невидимое пламя лизало закопченные бока большой эмалированной кастрюли, ручки которой были перехвачены проволокой. На ней она и держалась над кост­ром. В кастрюле булькало.

"Сталин: Не разучились еще ездить на коне?

Жуков: Нет. Не разучился.

Сталин: Вот что, принимать Парад Победы придется Вам. Командовать парадом будет Рокоссовский.

Жуков: Спасибо за такую честь, но по праву и обязанности парад следует принимать Вам. Вы - Верховный главнокомандующий!

Сталин: Я уже стар принимать парады, принимайте Вы. Вы помоложе и мой заместитель".

(Из книги В. Г. Краснова "Неизвестный Жуков. Лавры и тернии полководца. Документы. Размышления", ОЛМА-ПРЕСС, 2002 г.).

Этот разговор состоялся в Кремле, в конце мая сорок пятого года, в присутствии членов Государственного Комитета Обороны.

Приказ о Параде Победы, подписанный Сталиным, был опубликован во всех газетах Советского Союза 22 июня. Парад Победы состоялся 24 июня в точно указанное время.

Так, внешне сдержанно и лаконично, расставляются вехи истории. Так пишется ее парадный официальный портрет.

Верховный Главнокомандующий великодушно и мудро уступает великую честь принимать парад маршалам - народным героям, тем, кто помоложе. Тот, кто помоложе, учтиво старается соблюсти правила служебной субординации. Однако, и Иосиф Виссарионович Сталин, и Георгий Константинович Жуков к моменту кремлевской беседы отлично знали, что протокол парада уже написан, и, более того, расписан посекундно.

Берейторы выбирают достойных лошадей. Конюхи наводят глянец на копыта. В начале апреля Москву по ночам оглашают звуки минувшей войны - лязганье гусениц, ржание лошадей и грохот тысяч солдатских сапог. Этот шум не пугает москвичей, напротив, радостно волнует. Все в городе знают - готовится нечто грандиозное, небывалое и долгожданное. Город радостно взбудоражен, полон слухов и предвкушений.

1418 дней Великой Отечественной, страшной и победоносной войны, обязаны, должны были завершиться невиданным ранее торжеством победителей!

И двадцать семь миллионов погибших в войне сограждан благословили с небес эту счастливую и долгожданную минуту - бой кремлевских курантов ровно в 10 часов утра 24 июня 1945 года. С последним гулким ударом из ворот Спасской башни на Красную Площадь галопом выехал Жуков.

Маршал Жуков на белом коне. Сводный оркестр (1400 оркестрантов!), лишь только цокнула стальная подкова о брусчатку, грянул марш так сильно и торжественно, гул аплодисментов разлился таким раскатом, что на секунду (только на секунду) великолепная белая лошадь дрогнула и чуть "присела" на задних ногах. Всадник мгновенной полуодержкой ставит коня в повод, берет в клещи шенкелей, и конь также мгновенно подчиняется и обретает уверенность в седоке…

Вот они, вечные минуты, запечатленные сотнями фото- и кинокамер: Под воодушевляющее звучание марша М. Глинки "Славься, ты, Русь моя!", - белоснежный конь, ведомый чуткой рукой, безупречным церемониальным галопом движется по брусчатке перед парадным строем, затаившим дыхание. Моросит мелкий дождичек, по лицам людей стекают капельки влаги. Это капли дождя или слезы радости?

Кажется, что белая лошадь тоже осознает величие момента. Конь прекрасен! Уши коня насторожены, глаза полны огня и свободы, хвост "на отлете". Конь возбужден, но восхитительно точен в поставе головы, в каждом темпе галопа, в каждой остановке перед представителями всех фронтов, сражавшихся за Победу. Всадники, маршалы, глубоко и недвижимо сидят в седлах. Особая, "николаевская" посадка, особый почерк езды безмолвно свидетельствует о том, что маршалы - кадровые кавалеристы старинной выучки.

Верховный Главнокомандующий - на трибуне мавзолея. Но взгляды, восторженные взгляды, обращены не на него. Сегодня не спускает глаз со Сталина только охранный полк НКВД.

Белый конь Великой Победы был кабардинской породы

Жуков, Рокоссовский и их ординарцы исполняют верхом сложную синхронную церемонию: подъемы с места в галоп, остановки, полупируэты. Ни одного лишнего движения! Ни одного конфузного замешательства, ни одной "осечки". Никто не имеет права на ошибку. Парад Победы ничем не может быть омрачен! Парад Победы был проведен безупречно.

В год празднования шестидесятилетия Великой Победы три "почему?" взволновали меня, автора этой статьи:

- Почему Парад Победы советские маршалы принимали верхом на конях, а не в открытых лимузинах, как было в странах-союзниках?

- Почему под Жуковым и его ординарцами были белые (светло-серые) лошади, а под Рокоссовским и его свитой - караковые (т. е. почти вороной, черной масти)?

- Кто они были, кони Великой Победы? Остались ли в истории их имена? (Простите, но рука не поднимается написать "клички".)

Представляем читателям результаты наших поисков и размышлений.

Ответы на два первых вопроса имеют довольно внятную предысторию и логичное объяснение. Ответ на третий вопрос до сего времени окончательно не прозвучал. Собственно, точного ответа либо нет, либо он до поры будет сокрыт в архивах.

Так часто бывает в истории - чем больше лет отделяют нас от живого исторического персонажа, тем точнее его портрет. Легенда, передаваемая из уст в уста, угасает как эхо, а детали и буквальные факты, утратившие статус секретных, становятся достоянием последующих поколений…

Начнем по порядку.

Верховный главнокомандующий, генералиссимус Иосиф Виссарионович Сталин не умел ездить верхом и никогда не был кадровым военным. Он не пронес огонь революции и гражданской войны на сверкающем клинке, верхом ни на белом или на каком другом лихом коне, как хотелось бы верить многим в то время.

Товарищ Сталин умел владеть другим, не менее страшным, чем драгунская шашка, оружием - он очень тонко и остро чувствовал момент.

Еще живо было поколение, умеющее беглым взглядом оценить достоинство всадника. Еще в силах были боевые офицеры, умеющие спать в седле. И кавалерийские кони, по всем позициям уступившие механизированной технике, тем не менее, пока еще крепко ассоциировались в гражданском сознании с боевой удалью полководцев. Надо отдать должное Верховному - предложения сменить парадных коней на лимузины поступали неоднократно. Те, кто это предлагал, ссылались на опыт союзников. Может быть старались им подражать, может, видели в "механизации" парадов прогрессивное веяние цивилизации.

Но товарищ Сталин, напомним, умел очень остро чувствовать момент!

- Не будем отменять прекрасную традицию, - сказал Верховный главнокомандующий. Он отлично понимал, что боевая лошадь уже отживает свой век. В тоже время, он прекрасно знал о том, что военачальники союзников не рискнут принять Парады Победы в своих странах верхом на лошади. Черчилль, некогда отменный всадник, кадровый кавалерийский офицер, был уже очень грузен и неповоротлив.

Фронтовые знаменитые маршалы Америки не были кавалеристами в прошлом. России, Советскому Союзу, выпал счастливый случай - прогреметь на весь мир копытами белых, как прекрасное видение, лошадей.

И Жуков, и Рокоссовский начинали полководческую карьеру одинаково - рядовыми драгунских полков царской армии. Царский драгун обязан был сидеть в седле не только крепко, но и красиво. С почерком, своеобразным шиком, свидетельствующим о мастерстве и крепкой выучке.

Те, кто прошел школу у царских вахмистров в манежах, те, кто учился у учеников легендарного Филлиса, те умели держать поводья, а не держаться за них. Оба маршала-героя были отличными всадниками. Сталин это знал и понимал, как понимал и то, что под Жуковым непременно должна быть БЕЛАЯ лошадь.

Белый конь Великой Победы был кабардинской породы

Никогда прежде не вмешивающийся в дело выбора конских мастей для участников церемониальных парадов, он в этот раз особо указал на масть коня, должного пронести на спине полководца, принимающего Парад Победы.

Полководец на белом коне… У этой традиции глубочайшие исторические корни. Святым покровителем русского воинства всегда был великомученик Георгий Победоносец. На канонических иконах он изображается как юноша в богатых доспехах, верхом на БЕЛОМ коне. Потомок знатнейшего рода - святой Георгий достиг высокого положения на воинской службе при дворе римского императора Диоклетиана и по рангу был обязан владеть лошадьми белой масти (исключительно редкой в те времена, т. к. белые лошади стоили баснословных денег). Почему именно белой? Это тоже объяснимо: координировать и направлять войска в бою мог полководец, видимый отовсюду своими солдатами, легко ими отличаемый от рядовых воинов хотя бы по масти коня - ведь одежда всадников покрывалась пылью и кровью и становилась однообразно похожей. В наступившую эпоху огнестрельного оружия светло-серая масть лошадей не однажды сослужила плохую службу их всадникам - по белому коню легко целиться, стрелять издалека. Мало кто знает, что в Великую Отечественную общевойсковой устав строго предписывал ездовым серых упряжек оставаться посреди дороги во время авианалета, дабы светлые лошади не демаскировали остальных, укрывающихся где только можно.

И тем не менее белая лошадь осталась символом победы, столь сильна была историческая память о полководцах, вступающих в поверженные города на своих боевых, а значит БЕЛЫХ лошадях!

Товарищ Сталин осознавал, сколь велика ответственность, возлагаемая им на маршалов-всадников - выпавшая из рук сабля, конфузное падение, конь, оступившийся на очень твердой и скользкой брусчатке, испуг лошади, шарахнувшейся от раскатов "здравия желаю" и троекратного "Ура" - все это серьезно бы омрачило особую торжественность момента.

Сам Сталин однажды пережил такой конфуз - не удержал в руках ножны великолепного двуручного "Меча Победы в Сталинградской битве", врученного ему Черчиллем в Тегеране. Английский подарок немыслимой красоты и стоимости выскользнул из ножен и бесславно упал под ноги Верховного главнокомандующего. Но ту церемонию снимало лишь несколько "придворных" кинооператоров и конфуз замяли, подвергнув кинодокумент "обрезанию".

Но на Красной Площади несколько сотен кинооператоров из разных стран готовились возвестить всему миру о доблести Советской Армии, руководимой Верховным Главнокомандующим.

На карте стояло если не все, то очень многое. И воинская честь - в первую очередь. И как бы то ни было, я считаю поступок Генералиссимуса честным перед историей Отечества. Оставшись на трибуне мавзолея, честолюбивый Сталин наверняка томился ревностью и завистью к красавцам маршалам. Но факт остается фактом: белая лошадь - его идея.

Почему Рокоссовский командовал парадом на караковом коне? Это легко объяснимо: две одинаковые фигуры на одинаковых белых конях, в похожих мундирах, были бы плохо различимы зрителями не только на гигантском пространстве площади, но и в кинозалах, транслирующих кинозапись. В этом вопросе вовсе не следует искать исторической или политической интриги. Караковая, почти черная (вороная с бурыми подпалами) масть коня считается такой же благородной, вполне достойной седла полководца. Масть коня выбрана для удобства церемонии, для большей доступности ее понимания, и только.

Осталось ответить на последний, третий вопрос: кто были эти кони? Кто был Белым Конем Великой Победы? Собственно, ответ на этот вопрос наиболее интересен, и, прежде всего, для конников.

Итак, под маршалом Рокоссовским был крупный и нарядный караковый Полюс Ворошиловского конного завода. Высококровный конь (сын чистокровного Партфоора), рожденный в сальских степях, он был безупречно выезжен и обладал превосходными статями. Адъютант Рокоссовского, подполковник Клыков, ехал на тракененском Орленке караковой масти. Я бы просила специалистов по тракененской породе внести разъяснения, если только это возможно - был ли тракененский Орленок лошадью отечественного разведения или попал в Москву как военный трофей? Тракененская порода являлась предметом особой гордости, национальным достоянием Германии и немцы-конники очень болезненно пережили тот факт, что воспроизводящий состав Тракененского конного завода вместе с бронзовыми статуями жеребцов - основателей породы, был в результате Потсдамского соглашения передан России. Полагаю, что ответ на этот вопрос еще можно получить у специалистов-кураторов породы.

Третий конь, светло-серый, серебристый Целебес был выбран для адъютанта Жукова - генерала П. П. Зеленского. У этой лошади интересная история. Белоснежный Целебес был сыном стрелецкого Цилиндра, одного из последних представителей некогда знатной отечественной породы стрелецких лошадей.

Стрелецкая порода, неоднократно вызывавшая восхищение зрителей на международных выставках, была практически полностью утрачена в гражданскую войну. Братья по отцу, Цилиндр и Ценитель, отбитые красными у Врангеля, считались очень ценными трофеями и, к счастью, уцелели, окруженные заботой и вниманием С. М. Буденного - великого знатока лошади. По крови они прямо восходили к одному из самых красивых и знаменитых арабов своего времени - белоснежному Обейану Серебряному, получившему имя за необыкновенный серебристый отлив шерсти. Оба жеребца не только остались невредимыми в горниле гражданской войны, но и продолжили себя в потомках, став родоначальниками новой породы лошадей, созданной уже в советское время. Порода, названная Терской, пусть не очень благополучно, но существует и поныне, имея своих поклонников.

Кто же был Лошадью Победы? Кто тот белый конь, вокруг которого до сих пор не утихают споры историков? Все свидетельства очевидцев разноречивы…

Маршал Антонов, большой знаток конного дела, выбирал коня для парада со всем тщанием. Стрелецкие Целебес и Цветок были отклонены. Безупречно красивые, белоснежные, они были мелковаты для Жукова. Маршалу Жукову нужна была не только фактурная, но крупная лошадь! В кавполку НКВД на Хорошевском шоссе отыскали жеребца по кличке Кумир, которого немедля привезли в манеж Министерства Обороны. Жуков лично опробовал лошадь под верхом. То, что лошадь готовилась к параду - несомненно! И правы очевидцы, утверждающие, что именно Кумира целый месяц мыли с мылом по два раза на дню, добиваясь ослепительной, сияющей белизны.

Но ровно с этого момента в истории Белой Лошади начинается таинственная путаница.

Профессор И. Ф. Бобылев неоднократно повторял и настаивал на том, что под седлом Жукова - Кумир. Но тот же И. Ф. Бобылев утверждал в научных публикациях, что Кумир (арабо- доно-кабардинец) родился в Терском конном заводе. Но достоверно известно следующее: все лошади Терского завода таврились крупным горячим тавром на бедре - прописной буквой "Т" с волнообразной линией поверх буквы. Такое тавро на серой лошади особенно заметно, выглядит как черная печать, и скрыть такое тавро ни мелом, ни краской не представляется возможным! Заведующая отделом музея коневодства МСХА - Юлия Николаевна Кузнецова - затеяла собственное расследование. Оно основано, главным образом, на показаниях очевидцев, которых, к сожалению, уже нет в живых. На собранные ею материалы, мы и будем в основном и полагаться.

Другая версия нам кажется исторически более правдоподобной: известный советский конник Елизар Львович Левин до конца своей жизни, как, впрочем, и его супруга - они оба утверждали, что под седлом Жукова был ахалтекинский Араб-Казбек. Ахалтекинец серой масти, получивший кличку Араб, он был, согласно военной традиции, переименован в Казбека. Призванные в строевую службу лошади получают новую кличку, начальная буква которой означает год призыва. Итак, Казбек родился в 1930 году в Туркмении. Высокопородный текинец, он показывал феноменальные результаты во всех видах спорта, где бы его ни пробовали - от дистанционных пробегов до испытаний на мощность прыжка. Казбек был участником пробега Ашхабад - Москва. 4300 км лошади прошли за 84 дня. Абсолютно во всех войсковых соревнованиях на протяжении нескольких лет он занимал первые места. Его последний старт в соревнованиях 1947 года, включавших полевые испытания, конкур и манежную езду, окончился победой, что свидетельствует о выезжанности лошади ее тренером - Е. Левиным. В 1947 году Казбеку было 17 лет и в его экстерьере еще не было ни малейших признаков увядания.

На фотографиях 1945 года (еще один аргумент!) видно, что этот совершенно белый жеребец великолепно обмускулен, довольно крепок, достаточно крупного роста и обладает выразительным густым типом текинской лошади. По свидетельству людей, знавших Казбека, его движения были очень эластичны, нарядны и уверенны. Лошадь обладала гибкостью и была необыкновенно устойчива на всех аллюрах. Сам Буденный очень высоко ценил эту лошадь - а его авторитет знатока считался в те времена непререкаемым! То, что Казбек был самый знаменитой и титулованной белой лошадью в Манеже, несомненно - достаточно взглянуть на его послужной список в учетной карточке.

Жуков, регулярно тренировавшийся в манеже Министерства Обороны, не мог не знать Казбека!

Так что есть большая доля вероятности, что именно Казбек в 10 часов утра звенел подковами на глазах сотен тысяч восхищенных людей. Любопытно, что начкон Луговского конного завода (в котором Араб-Казбек основал целую заводскую линию) был абсолютно уверен в том, что именно этот серый жеребец был Лошадью Победы. Арабу-Казбеку в Луговском конном заводе поставлен мемориальный памятник. Сын Казбека - Абсент, стал первой советской лошадью-олимпийским чемпионом.

Под седлом Сергея Филатова Абсент в блестящем стиле выиграл Большой Приз по выездке Олимпиады 1960 года в Риме.

Какая красивая история могла сложиться, если бы все мы были абсолютно уверены в правдивости этой версии. Но, увы, существует и несколько других, не имеющих пока под собой документального подтверждения или опровержения. Так, в журнале "Огонек" (1986 г., № 28, с. 13) в статье Ю. Христинина "Конь маршала" говорится о терской лошади по кличке "Цепкий". Т. Пономарева в публикации "Арабские лошади в Ставрополье" ("Кавказская здравница", 1988 г.) пишет: "Эталоном терской породы можно назвать белоснежного жеребца "Символа", на котором маршал Жуков принимал на Красной площади исторический парад Победы", а в газете "Сельская жизнь" за 1988 г. лошадью маршала назван некий Салют.

Почему официальные историки не придали значения личности белого коня? У нас нет ответа на этот вопрос. Хотя, можно предположить, что в государстве, округлившем в своей истории число погибших и замученных сограждан до десятков миллионов, вполне могло и не найтись лишней маленькой строчки для имени лошади. Прекрасного, незабвенного, легендарного и безымянного коня.

Автор: В.Уткина
Номер журнала: ЗМ №2(81) 2009

Семен Михайлович Буденный (13 (25) апреля 1883 – 26 октября 1973) – советский военачальник. Одна из ключевых фигур Гражданской войны, командующий Первой Конной армией. Один из первых Маршалов Советского Союза, трижды Герой Советского Союза. Руководитель селекционной работы, в результате которой выведены новые породы лошади: буденновская
и терская. Инициатор создания первой конноспортивной школы для гражданских лиц (ОСАВИАХИМ).
Кто он – этот великий военачальник?
Человек или легенда?

Узнав, что «ЗМ» готовит специальный «буденновский» выпуск, сын Семена Михайловича Буденного – Михаил Семенович Буденный согласился пообщаться с нами. По образованию Михаил Семенович инженер, экономист внешней торговли, с 1967 по 1993 гг он работал в Министерстве внешней торговли, последние 15 лет занимал пост директора фирмы «Технопромимпорт». Однако лошади занимают в его жизни не менее значимое место, чем импорт технологического оборудования. М.Буденный и сам не помнит, когда впервые сел в седло. Но с тех пор, с 5 до 25 лет, он садился на лошадь ежедневно. Выполнил норматив мастера спорта (в конкуре и выездке), лично подготовил с нуля 8 лошадей. С 1984 года по 1993 год Михаил Буденный занимал пост Председателя Федерации конного спорта Советского Союза. А с 1990 по 1995 гг. он также был членом бюро Международной Федерации конного спорта и Председателем Федерации конного спорта соцстран. В 1992 году участие в Олимпиаде спортсменов из бывшего СССР оказалось под угрозой. Поскольку новообразовавшиеся страны не являлись членами международной федерации, их спортсмены не имели права выступать на международных соревнованиях. Тогда М.С.Буденный провел через бюро решение, позволившее всем спортсменам из бывшего СССР выступить под флагом СНГ и все-таки принять участие в Олимпиаде, к которой они так долго готовились.
Мы встретились с Михаилом Семеновичем в его загородном доме в Переделкино. Переделкино с его благородными сосняками, тишиной и сохранившимися элементами советской дачной архитектуры – пространство из другого времени. Здесь ощущается дух советской эпохи, которая за пару десятков лет успела подернуться дымкой и наполниться для кого-то романтическим, для кого-то глубоко трагическим содержанием. И в том, и в другом случае реальные контуры уже с трудом угадываются. Нечто похожее происходит и с наиболее крупными фигурами того времени – зачастую нас больше устраивает миф о человеке, чем реальная личность. Поэтому первый вопрос касался именно стереотипов, окружающих имя маршала.
ЗМ: Какие «легенды», связанные с Вашим отцом, Вам чаще всего приходится опровергать?
М.Б.: Есть анекдот, что, когда отца пришли арестовывать, он якобы бросился на пришедших с саблей, а потом стал звонить Сталину, чтобы сообщить о заговоре.
ЗМ: Известная история. Так, это неправда?
М.Б.: Это анекдот! Более того, этот анекдот появился во времена Хрущева и никак не был связан со Сталиным!
ЗМ: Этот анекдот, как и многие другие, представляет Буденного как прямолинейного, бесхитростного человека. Насколько справедливо такое впечатление?
М.Б.: Я не думаю, что оно справедливо. Он обладал очень глубоким интуитивным пониманием ситуации. Отец сумел не только выжить в большой политике (в которую, к слову, никогда не стремился), но и очень много сделать на занимаемых постах. Если бы он был «бесхитростным» человеком, ему это никогда бы не удалось. Вот вам простой пример: в 20-е гг для селекционной работы очень нужны были чистокровные и арабские лошади. Как раз в это время в Англии умер граф, которому удалось вывезти из Аравии несколько арабских жеребцов (что было запрещено под страхом смертной казни), кроме того он содержал 15 чистокровных жеребцов. Начались переговоры с вдовой графа, но та наотрез отказалась продавать коней в Советскую Россию. Тогда отец послал ей в подарок роскошное манто из чернобурки.
ЗМ: И женское сердце дрогнуло?
М.Б.: Конечно! Графиня тут же согласилась на сделку. Так что, на самом деле, отец был тонким дипломатом.

ЦАРСКОЕ РУКОПОЖАТИЕ
Буденный родился и вырос на хуторе Козюрин (ныне Пролетарского р-на Ростовской области) в традиционно казацком крае. И, хотя его отец был выходцем из Воронежской губернии, то есть формально казацких корней у Буденного не было, казацкую культуру будущий маршал СССР впитал с детства. Он быстро стал самым умелым всадником в округе. В 1903 году в возрасте 20 лет он был призван в армию. Служил срочную службу в Приморском драгунском полку, там же остался на сверхсрочную. Участвовал в русско-японской войне 1904-05 гг в составе 26-го Донского казачьего полка. В 1907 г. как лучший наездник полка был отправлен в Петербург, в Высшую кавалерийскую офицерскую школу. В 1908-1914 гг Буденный служил в Приморском драгунском полку. Он участвовал в Первой мировой войне в чине старшего унтер-офицера, воевал на германском, австрийском и кавказском фронтах. Был награжден за храбрость Георгиевскими крестами четырех степеней и четырьмя медалями.
ЗМ: Насколько грамотно употреблять слово «наездник» по отношению к ученикам Высшей офицерской школы?
М.Б.: Ее официальное название «Высшая офицерская школа наездников», так что в данном случае, это грамотно.
ЗМ: Спасибо, что развеяли мои сомнения. Правда ли, что Буденный учился у самого Джеймса Филлиса?
М.Б. Конечно! Именно Джеймс Филлис преподавал в то время в Высшей офицерской школе. Отец был лучшим в своем наборе, на смотре он получил первый приз, и Николай II лично жал ему руку.
ЗМ: Он действительно копил стартовый капитал на строительство собственного конного завода, выезжая лошадей для офицеров?
М.Б.: Да, ведь многим офицерам было лень самим этим заниматься. Они предпочитали выпить и поиграть в карты. А отец готовил лошадей мастерски. Он скопил довольно крупную сумму, но, когда началась революция, сдал все деньги и присоединился к Красной Армии. Он шутил по этому поводу: «Мне предложили младший чин в царской армии. Но я подумал и пошел в маршалы».
ЗМ: Но он, тем не менее, гордился царскими наградами?
М.Б.: Конечно, гордился! Полный георгиевский бант немногим удалось получить!

ПЕРВАЯ КОННАЯ
В феврале 1918 года Буденный создал революционный конный отряд, действовавший против белогвардейцев на Дону, который вырос в полк, бригаду, а затем кавалерийскую дивизию, успешно действовавшую под Царицыном в 1918 году-начале 1919 года.
В июне 1919 года в молодой Красной Армии было создано первое крупное кавалерийское соединение – Конный корпус под командованием Буденного. Именно оно сыграло решающую роль в разгроме основных сил генерала Врангеля, а также генералов Мамонтова и Шкуро. Части Конного корпуса заняли город Воронеж, закрыв 100-километровую брешь в позициях войск Красной Армии на московском направлении.
19 ноября 1919 года командование Южного фронта подписало приказ о переименовании Конного корпуса в Первую Конную армию. Командующим этой армией был назначен Буденный.
Опыт гражданской войны убедительно доказал, что армия нуждается в хорошо подготовленной кавалерии. А победы Конной армии показали, что Буденный обладал не только незаурядными способностями стратега, но и глубоким пониманием внутренней организации и нужд кавалерии. Буденный негласно был признан «главным по лошадям». Вместо конного завода, о котором он когда-то мечтал, Семен Михайлович фактически получил под свое руководство конную индустрию целой страны. Состояние этой индустрии, однако, не внушало оптимизма. Буденный возглавил работу по восстановлению и строительству конных заводов, используя свое влияние в высших кругах. Под его контролем велась сложнейшая селекционная работа. В рекордные сроки (чуть более 20 лет) были выведены две новые породы – терская и буденновская. Буденный по крупицам собирал разбросанный по стране ценный селекционный материал – представителей пород, переживших войну и голод. Многим доводилось слышать историю о том, как Буденный выпряг из ассенизационного обоза лошадь, оказавшуюся племенным арабским жеребцом Ценителем.
ЗМ: Основная цель, которую преследовал Семен Михайлович при создании буденновской породы – военная?
М.Б.: Буденновская порода создавалась, прежде всего, как «лошадь для армии». Но благодаря своим боевым качествам она оказалась очень успешной в спорте. Буденновцы прекрасно выступают и в конкуре, и в троеборье.
ЗМ: Это факт, один из них – Рейс – даже стал победителем Олимпиады-80. Тем не менее, спортсмены частенько жалуются на упрямство буденновцев. Нет ли у Вас впечатления, что по своим физическим и психологическим данным это «лошадь для атаки»?
М.Б. Я за свою жизнь буденновцев выездил немало, и у меня такого впечатления нет. Если лошадь выезжена неправильно, тогда, конечно, возникают проблемы. Но по природе своей буденновцы – очень энергичные лошади, с хорошим импульсом. Их не надо понукать и заставлять двигаться вперед, надо лишь умело сдерживать. Это идеальный партнер для конного спорта.

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ
В начале Великой Отечественной войны Буденный входил в высший командный состав советской армии. Летом 1941 года, по его настоятельным требованиям, советское командование приступило к формированию новых кавалерийских дивизий, к концу года было дополнительно развернуто свыше 80-и кавалерийских дивизий легкого типа. В июле-сентябре 1941 года Буденный был главнокомандующим Юго-Западного направления, стоящего на пути немецкого вторжения в Украину. В сентябре маршал отправил телеграмму в Ставку с предложением отвести войска из-под угрозы окружения, за что был отстранен Сталиным от должности главнокомандующего Юго-Западным направлением и заменен С.К.Тимошенко. Несколько дней спустя, случилось то, от чего предостерегал Буденный. Войска Юго-Западного фронта потерпели сокрушительное поражение. Армия потеряла около 700 тыс. человек.
Далее Буденный назначается на различные посты: командующий Резервным фронтом (сент.-окт. 1941), главком Северо-Кавказского направления (апрель-май 1942), командующий Северо-Кавказским фронтом (май-август, 1942). С января 1943 г. – командующий кавалерией Советской Армии.
З.М.: Роль С.М.Буденного в ВОВ оценивается неоднозначно…
М.Б.: Создаваемое впечатление во многом не соответствует действительности. Его назначали на те направления, где уже ничего нельзя было сделать. Когда он был назначен командующим Юго-Западным фронтом, то первым понял, что войска попадут в окружение, и немедленно написал об этом Сталину.
ЗМ: При этом рисковал своей карьерой и жизнью. Даже противники Буденного считают это его заслугой. Самое распространенное обвинение в адрес Буденного – он якобы переоценивал роль кавалерии в новой войне и препятствовал техническому переоснащению армии. В одном из своих интервью Вы говорили о том, что он совсем не был «лошадиным фанатиком», каким его представляют, просто понимал, что создать большую техническую армию в короткие сроки невозможно…
М.Б.: Он никогда не выступал против механизации войск! Он считал, что армии нужны тяжелые танки. У него была полемика с Тухачевским, который ратовал за использование легких танков. Отец считал, что как раз легкие танки нужно использовать в сочетании с кавалерией, создавая конно-механизированные объединения. А Вы знаете, что это он «пробил» через Сталина производство «Катюш»?
ЗМ: Об этом ничего не пишут.
М.Б.: На первом испытании «Катюшу» забраковали. Это отец добился ее производства. А когда первые «Катюши» отправляли в Москву на ремонт, сопровождающим сказали: «Если будут проблемы, обращайтесь к Буденному».
ЗМ.: Считаете ли Вы, что значение кавалерии в ВОВ недооценивается?
М.Б.: Безусловно. В обороне Москвы конница сыграла неоценимую роль. А Гейнц Гудериан (командующий бронетанковыми войсками Третьего Рейха – прим. автора) писал в своих мемуарах о Курской дуге, что солдаты бросали танки, потому что психологически не могли выдержать «черной массы», в которую превращалась атакующая кавалерия. Конница представляла собой более серьезную силу, чем принято думать, просто этот вопрос никто не исследует.

КОННАЯ КОНВЕРСИЯ
Конный спорт в СССР обязан Буденному не только своим развитием, но и самим своим существованием. В 1922 году по инициативе Буденного был организован 100-верстный конный пробег с заключительной скачкой на Ростовском ипподроме. В 1923 году Буденный стал председателем только что организованного Центрального конноспортивного комитета Красной Армии. В 1925 году прошли 1-е Всеармейские конноспортивные соревнования, а в 1929 году открылась одна из первых конноспортивных школ для гражданский лиц «ОСАВИАХИМ». В послевоенные годы при содействии Буденного было возобновлено издание журнала «Коневодство и конный спорт». В течение нескольких лет он был его главным редактором, увеличил тираж, сделал издание более популярным. После ВОВ кавалерия как род войск прекратила свое существование. Конный спорт тоже оказался в немилости – отношение Хрущева к лошадям хорошо известно. Основное поголовье перегонялось на мясо. В этих условиях Буденному удалось отстоять конноспортивный дивизион ЦСКА на Дыбенко, ставший одной из главных конноспортивных баз СССР, и кавалерийский полк Мосфильма. На своей даче он обустроил небольшую конюшню и каждое лето привозил лошадей, выезжал их, учил искусству верховой езды своих троих детей. Сам последний раз сел на лошадь в возрасте 87 лет. После войны Буденному подарили жеребца по кличке Софист. Именно на нем офицер КВОКШ Григорий Череда в 1956 году выиграл золото Чемпионата Европы по выездке в Бухаресте.
О привязанности Софиста к Буденному ходили легенды. Конь заранее чувствовал приближение хозяина, внимательно слушал, когда Буденный с ним разговаривал. Дочь Семена Михайловича – Нина Семеновна – вспоминала, что конь в день смерти отца плакал, хотя находился в это время на конюшне Московского конного завода и не мог знать о происшедшем. Софист прожил 33 года, пережив Буденного на 5 лет. Он служил моделью скульптору Н.В.Томскому – автору конной статуи М.И.Кутузова, установленной в Москве перед «Бородинской панорамой».
ЗМ: Михаил Семенович, у Вас были хорошие перспективы в конном спорте. Отец не настаивал, чтобы Вы стали профессиональным спортсменом?
М.Б.: Он очень серьезно с нами занимался, особенно со мной. В старших классах, помню, сказал мне: «Ну пойди уже, сдай чего-нибудь!». Я пошел в КСК «Урожай» и выполнил третий разряд. Потом – второй. Через пару месяцев – первый. Но он никогда не настаивал, чтобы я шел в профессиональный спорт, никогда не давил на меня.
ЗМ: Буденный много общался с лошадью в условиях военного времени, сам выезжал лошадей «для войны». После того, как кавалерия была расформирована, и лошадей стали готовить для спорта, стремился ли он что-то изменить в подготовке лошади?
М.Б.: Он всегда считал, что выездка лошади одинакова – и в армии, и в спорте. Спорт должен идти из традиций кавалерии.
ЗМ: Трудно представить, чтобы лошадь выполняла на поле боя пассажи и пиаффе…
М.Б.: Вы говорите о высшей школе, а я о базе. Базовая подготовка лошади одинакова. Лучшие советские тренеры вышли из кавалерии. У нас была очень хорошая школа, сильные традиции, которые мы во многом потеряли.
ЗМ: Семен Михайлович в начале своей военной карьеры выезжал лошадей для других всадников. Такая ситуация нередко встречается сейчас в конном спорте – когда «под спортсмена» лошадь готовит другой человек. Каково Ваше мнение на этот счет? Считал ли Ваш отец такой вариант приемлемым?
М.Б.: Я считаю, что это ненормально. И отец считал, что настоящий всадник должен сам себе выезжать лошадь.
ЗМ: Буденный заслужил настоящую народную любовь. Даже шапки, которые поначалу называли «богатырками», народная молва переименовала в «буденовки». Да и облик у него был яркий, запоминающийся. Взять хотя бы знаменитые усы… Это была мода того времени?
М.Б.: Насчет моды не знаю. У него усы всегда росли. И у меня всю жизнь растут, сами, ничего с ними не делаю (Михаил Семенович тоже обладатель роскошных усов, под стать родительским – прим. автора)… Знаете, с отцом однажды случилась такая история. Во время гражданской войны, он случайно опалил себе ус. Он долго ходил с забинтованным лицом, и в конце концов попросил у Калинина разрешения усы сбрить. На что Калинин ему ответил: «Нельзя. Это усы не твои! Это усы – народные!».

Для советского коневодства Буденный – фигура, безусловно, значимая. Он создал две новых, прогрессивных для своего времени породы, одна из которых – буденновская – долго оставалась ведущей спортивной породой СССР и сегодня, несмотря на все сложности, продолжает удерживать позиции. Буденный понимал важность сохранения уже существующих пород. Он многое сделал для того, чтобы конный спорт стал более массовым, стремился сохранить и перенести в спортивную подготовку лошади позитивные традиции, которые веками складывались в русской кавалерии. При жизни он и его инициативы имели немало и сторонников, и противников. Единодушия нет и теперь, но один факт сомнению не подлежит: С.М.Буденный – одна из самых ярких и масштабных личностей в истории XX столетия.



Фото: wikimedia.org

Семен Михайлович Буденный появился на свет 135 лет назад, 25 апреля (по новому стилю) 1883 года. О легендарном командарме за 90 лет его славной жизни ходило столько слухов, что теперь уже и не ясно, где правда, а где нет. Сам он очень любил слушать свежие байки о себе и хохотал на всю округу, когда ему приносили новую историю.

Бессмертный

Семен Михайлович Буденный – легендарный маршал СССР. Фото: wikimedia.org

Семен Михайлович Буденный – легендарный маршал СССР. Фото: wikimedia.org

Буденный родился в казачьем крае, но сам казаком не был. Его родители перебрались на Дон из центральной России и среди казаков считались пришлыми. Тем не менее мать хорошо знала местные традиции и обычаи. И, когда Семену в 1903 году пришла пора уходить на войну, сорвала бессмертник и отдала сыну как казачий оберег. С тех пор его ни разу серьезно не ранили. Порой смерть буквально ходила за ним по пятам - а он ее обманывал. Он много раз избегал гибели в атаках и уверял, что от сабли он заговорен, а пуля его не берет.

В самом начале 1920-х Буденный воевал с басмачами. Те устроили на него три покушения. Буквально чудом Семен Михайлович каждый раз выходил сухим из воды. Не удивительно, что местные жители сочли его заговоренным. Когда Буденный выступал на митингах, женщины старались отрезать лоскуток его шинели, считая, что это принесет в дом удачу.

На его счету нет ни одного поражения. Конечно, только революция позволила выходцу из крепостных стать маршалом, но это совершенно не умаляет его заслуг.

Покорился даже конь

Говорят, что молодого молотобойца сначала попытались притеснять в армии. Один из офицеров, чтобы в очередной раз посмеяться над неуклюжим новобранцем, велел ему объездить коня, которого не каждый мог и за уздечку взять.

Буденный вскочил в седло и будто прирос к нему. Конь тщетно пытался сбросить ездока. Вставал на дыбы, пытался счесать наездника об ограду, падал на спину. Но Семен не зря с малого детства учился обращаться с лошадями. В конце концов конь сдался, а нападки на парня закончились.

Если сидеть в седле с детства, то и не такому научишься. Джигитовка, 50-е годы. Фото: wikimedia.org

Если сидеть в седле с детства, то и не такому научишься. Джигитовка, 50-е годы. Фото: wikimedia.org

Лошади были беззаветной любовью Буденного. Рассказывают, что однажды некий художник писал его конный портрет и выбрал из фотоальбома кобылу Ворошилова, которая показалась ему красивее. Буденный в ярости кричал: «Меня! На Климкиной кобыле. ». Но это почти анекдот, а вот то, что благодаря Буденному в нашей стране появились редкие породы лошадей; что он спасал от репрессий директоров конных заводов; что Буденный всячески противодействовал решению Хрущева отправить лошадей за ненадобностью на «колбасу»; и, наконец, то что Буденный стоял у истоков советского конного спорта – это чистая правда.

Неопасный дуралей

1935 год принес Буденному звание маршала, одного из пяти первых в СССР. Но очень скоро армия подверглась чисткам, и маршалов осталось всего двое. Тучи сгущались. Но маршал и в годы репрессий оказался счастливчиком. Говорят, что «воронок» приезжал и за Буденным. Маршал был готов, и, по одной из версий, встретил чекистов шашкой и криком: «Ну? Кто первый?» Другая версия гласит, что арестантскую команду разогнал выставленный в окно пулемет. Когда чекисты ретировались, Буденный позвонил Сталину и стал кричать о контрреволюции, о том, что его пришли арестовывать и живым он не дастся… Сталин якобы отозвал приказ об аресте маршала, сказав: «Этот старый дуралей не опасен».

Пять маршалов СССР: Тухачевский, Ворошилов, Егоров (сидят), Будённый, Блюхер (стоят). Источник: Wikimedia.org

Пять маршалов СССР: Тухачевский, Ворошилов, Егоров (сидят), Будённый, Блюхер (стоят). Источник: Wikimedia.org

Сталин зря считал Буденного безобидным дурачком. Тот прекрасно разбирался в политических реалиях времени и даже на собрания в штаб ездил, окруженный большим количеством преданных ему отчаянных казаков. Троцкий видел его насквозь и характеризовал как предводителя банды головорезов, которые пойдут за ним туда, куда он прикажет.

Говорят, что в 72 года Буденный с легкостью смог повторить так называемый «крест Азаряна» - гимнастическое упражнение на кольцах, которое и тренированные-то гимнасты не могли исполнить. В 1955 году этот элемент произвел настоящую сенсацию в гимнастике. О нем говорил весь мир, а Буденный запросто выполнил его у себя в спортзале.

Маршал Советского Союза Семен Михайлович Буденный вручает комсомольцам свою боевую шашку на XVI съезде ВЛКСМ, 1970 год. Источник: Wikimedia.org

Маршал Советского Союза Семен Михайлович Буденный вручает комсомольцам свою боевую шашку на XVI съезде ВЛКСМ, 1970 год. Источник: Wikimedia.org

Подправленные усы

Усы – гордость казака. И маршал это прекрасно знал. Говорят, он обкорнал брату пышные усы со словами «Буденный должен быть один». А еще рассказывают, что на портрете, который писал с Буденного Николай Мешков, маршалу не понравилось, как выглядят его усы. И он взял кисть и все «исправил».

На следующий день Мешков кричал и топал ногами в поисках того, кто изуродовал почти законченную картину. Семен Михайлович объяснил, что просто хотел подправить торчащие, как у кота, усы. Художнику пришлось уступить, он нарисовал усы такими, какими их хотел видеть Буденный.

Конь Фаберже

А вот с памятником в родном Ростове командарму не очень повезло. Скульптор Евгений Вучетич, хоть и слыл хорошим документалистом, но в работе над ростовской скульптурной группой допустил множество нелепостей. Рассказывают, что Буденный на открытии памятника выглядел недовольным. А когда его спросили, мол, похож ли он на себя, схожесть признал, а вот коня забраковал, сказал, что на кобыле казак сидеть не станет.

Вучетич, конечно, обиделся, но кобылу в коня переделал подчеркнуто монументально. Памятник этот критикуют до сего дня. Говорят, что, если бы все недочеты заставить исправлять, легче было бы переотлить заново. Там и тупоносые пехотные кирзачи вместо остроносых кавалерийских сапог (стремя такими не поймаешь), и портупея образца 1943 года, граната совсем непропорциональная, а стремена и вовсе нашего времени, к тому же еще и конкурные.

Тот самый скандальный Монумент Первоконникам работы Вучетича, Ростов-на-Дону. Фото: wikipedia.org

Тот самый скандальный Монумент Первоконникам работы Вучетича, Ростов-на-Дону. Фото: wikipedia.org

Кстати, зря Буденный про кобыл наврал. Ни один полководец на парад на жеребце не выедет. Вдруг жеребец заинтересуется одной из кобыл, – некрасивая история выйти может. Да и атаманы казачьи в атаку на кобылах шли – жеребцы за ними охотнее устремлялись, не надо было нахлестывать.

…Семен Михайлович Буденный дожил до 90 лет. Имя его осталось не только в военной истории, но и в многочисленных литературных произведениях, фильмах и анекдотах – настолько яркой была его личность.

Читайте также: