Какова идея произведения конь с розовой гривой

Опубликовано: 17.04.2024

Основной идеей произведения является мысль о прощении человека, который делает неправильный жизненный выбор.

Повествование в рассказе ведется от лица маленького мальчика, оказавшегося в непростых жизненных ситуациях.

В рассказе раскрывается проблема ложной дружбы, поскольку оказывается под влиянием детей Левонтия, которые пользуются спорной ситуацией и заставляют рассказчика съесть всю собранную им землянику. При этом дети не испытывают мук совести, поскольку данная ситуация для них является обычным делом. Через описание подлых поступков ребят автор подводит читателя к мысли о том, что такая дружба не может признаваться в качестве истинной.

Следует отметить, что земляника нужна была мальчику для бабушки, которая обещает ему продать ее на базаре и приобрести для внука медовый пряник.

На протяжении всего повествования герой оказывается перед выбором, что в итоге приводит его к обману близкого человека в лице бабушки. Однако бабушка является мудрой и доброй женщиной, которая старается вырастить внука по чести и правде, поэтому она не злиться на его нехорошие поступки, а дарит ему пряник в виде коня, имеющего розовую гриву. Данный факт является очень важным для мальчика, поскольку бабушка заставляет его задуматься о доброте, заботе, прощении и милосердии.

Ключевой смысл рассказа заключается в возможности прощения обмана и направления человека в сторону истинного нравственного пути лишь близким человеком, искренне заботящемся о ком-то.

Произведение повествует о страшной сути лжи, которая рано или поздно становится известна окружающим. При этом автор демонстрирует силу морального наказания, которое в виде испытанного стыда и прощения оказывается значительней физического наказания.

Мальчик представляется в качестве беззащитного ребенка, который под давлением более взрослых и хитрых приятелей делает негативный поступок. Однако впоследствии малыша мучают угрызения совести, но по причине непутевого легкомыслия продолжает играть и думать, что все разрешится само собой.

Учитывая изложенное, автор демонстрирует о том, что не нужно испытывать страх перед горькой правдой, поскольку любящий человек всегда поймет и простит, а попытки обмануть и скрыть правду приводят к страданиям родных и близких людей.

Урок, преподнесенный бабушкой внуку в виде серьезного разговора, запоминается ему на всю оставшуюся жизнь.

2 вариант

Данный рассказ входит в цикл произведений «Последний поклон», где автор знакомит читателей с воспоминаниями из далекого детства. Хотя мальчик с ранних лет остался сиротой, сердце в нем не очерствело. Маленький Витя не сломался в то нелегкое время, а нашел свой путь и еще при жизни удостоился высоких наград. Благодаря прекрасным сочинениям, писателя помнят и любят взрослые и дети.

Виктор Петрович с большим трепетом и легкой грустью делится с нами о своем детстве. Рассказ «Конь с розовой гривой автобиографичен. Тему любви, становление личности раскрывает он в данном повествовании. Начинается повествование тем, что бабушка отправляет мальчика в лес за земляникой. Ребенок вначале добросовестно собирает ягоды, но по причине конфликта с левонтьевскими детьми вынужден высыпать весь сбор на землю, где его благополучно съедают всей компанией. Герой в силу возраста на время забывает об инциденте, но ближе к вечеру, боясь наказания, решается на отчаянный шаг. Забив туесок травой, сверху раскладывает ягоды. Екатерина Петровна, ничего не подозревая, везет товар на продажу. Обман раскрывается на базаре. Наш герой вынужден спасаться бегством от справедливой кары. Его приводят домой. К великому счастью, дедушка вернулся с заимки, и малышу уже не так страшно бабушкино негодование. Ребенок полон неподдельного раскаяния. Рыдания сотрясают худенькое тельце. Поворчав, бабуля успокаивается и перестает сердиться. Мальчик поднимает глаза и…«По замытому столу… скакал белый конь с розовою гривой». Вся нежность родного человека выразилась в этом подарке.

Через много лет, будучи именитым писателем, с волнением вспоминал того пряничного коня. Случай, изложенный Виктором Петровичем, дорог ему не сам по себе, а как событие, заставившее героя повзрослеть, переоценить ценности. Понять, что любовь превыше всего. Уроки нравственности, уроки доброты вынес мальчик из этой истории. Автор дает нам понять, что надо быть ответственным за свои поступки и ценить близких. В своих воспоминаниях Астафьев писал: «Нет у меня таких слов, чтобы передать всю мою любовь к бабушке…Но ее нет…И некому прощать…».

Также читают:

Картинка к сочинению Тема и идея рассказа Конь с розовой гривой

Популярные сегодня темы

В поэме показана тяжелая жизнь ещё одного «счастливчика». Тут говорится о том, что и богатырское здоровье, большая физическая сила и выносливость не делают человека счастливым. По крайней мере, в России тех времен.

Поэма-Сказка « Руслан и Людмила» - уникальное творение Пушкина. Именно в этом произведении автор полностью раскрепощается и дает волю фантазии и творческой свободе.

Главной задачей автора в произведении является создание типичного портрета представителя того времени, обозначить общественную болезнь личности, которая точно отображает юношей и девушек эпохи, в которой он жил.

Произведение «Муму» - одно из лучших Ивана Тургенева. Писатель пишет нам о временах крепостничества, о безжалостных и несправедливых отношениях крепостных и господ, о беззаконии крепостного в жизни.

Одной из главных ролей в произведении досталось злой старухе-процентщице, Алене Ивановне, которая изначальна не вызывал ни у кого никакой симпатии. Старуха была алчная, везде искала только выгоду для себя.

Виктор Астафьев в своем рассказе "Конь с розовой гривой" открыл перед читателем одну из самых главных проблем человечества – тема становления личности и взросления человека. В нем он описывает случай, который в один миг может изменить и внутренний мир человека, и позволить взглянуть на мир по-другому.

Повествование ведет мужчина, от имени маленького мальчика по имени Витя, воспитание которого легло на хрупкие плечи бабушки. Ему все время казалось, что соседские мальчишки живут вольнее и веселее чем он. Мальчик думал, что если будет вести себя, так же как и они, жизнь его будет такой же веселой и беззаботной. И Витя, по совету своих приятелей обманывает свою бабушку.

Одним днем он со старшими друзьями отправился по просьбе бабушки в лес за земляникой. Бабушка пообещала, что привезет ему с рынка гостинец – пряничного коня с розовой гривой. Набрав лукошко ягод, Витя, не удержавшись, съел их с друзьями. Чтобы бабушка ничего не заметила, Витя набил лукошко травой, а сверху присыпал земляникой. НО мальчику стало очень стыдно перед бабушкой, и он хотел признаться ей в своем поступке, но не успел. Бабушка, ничего не заметив, уехала продавать землянику в город.

Витя так испугался разоблачения, что боялся возвращаться к себе домой. Но вернуться все же пришлось, бабушка была очень рассержена и сильно ругалась, но все угостила внука вкусным пряником. Вите было очень стыдно, и он попросил у бабушки за свой поступок прощения. С тех пор прошло много лет, а Витя помнит преподнесенный бабушкой урок и тот пряник в виде коня с дивной розовой гривой.

Главная тема рассказа "Конь с розовой гривой" – это умение признавать ошибки, учиться делать правильные выводы из плохих поступков, думать, а не слушать других людей и главное, любить и уважать своих близких. Важно всегда помнить, что ложь, как ее не скрывай, всегда будет раскрыта, только последствия от нее бывают печальные. Любовь бабушки, несмотря на поступок внука, остаются такой же бесконечной, как и ее доброта.

Идея произведения " Конь с розовой гривой" – показать читателю, что только близкие люди способны искренне любить и простить родному человеку любую оплошность. Образ бабушки – это чистота и теплота души, искренняя любовь и трепетное отношение к тому, кого любишь. Именно эти качества помогли Вите вырасти настоящим человеком, оставаться искренним и добрым по отношению к окружающим.

Вариант 2

Автобиографический рассказ «Конь с розовой гривой» описывает два дня из жизни мальчика сироты - Вити. Бабушка послала его за земляникой в компании соседских детей. Она пообещала, что продаст ягоды на рынке и купит внуку пряник в форме коня, о котором мальчик мечтает. Чтобы похвастаться перед другими ребятами он раздает всю землянику, а бабушке приносит туесок набитый травой, прикрытый сверху ягодами. Обмануть бабушку ему посоветовал соседский мальчик Санька. Маленького героя все время мучает совесть, он хочет обо всем рассказать бабушке, но не успевает. И когда он, наконец, извинился перед ней, она подарила ему долгожданный пряник.

Виктор Астафьев открыл перед читателями главную тему - становления характера маленького героя. За столь короткий срок мальчик прошел трудный урок, заставивший его посмотреть на мир другими глазами. Он научился признавать свои ошибки, иметь свое мнение и ценить близких людей.

Выделяются и второстепенные темы: тема детства, неискренней дружбы, обмана и семейных ценностей. Астафьев показывает в рассказе, каким разным бывает детство. Левонтьевским детям живется непросто, они часто голодают, поэтому не считают зазорным что-то украсть, или обмануть. Ведь они не знают, будут ли сыты на следующий день. Автор не осуждает их. Витя же живет благополучной жизнью, несмотря на отсутствие родителей. Во время похода за земляникой Витя хочет показать себя. С одной стороны он понимал, что дети берут его на «слабо», но все равно желание выделиться среди товарищей перевесило желание помочь бабушке. Тема любви раскрывается в любви бабушки к внуку и мальчика к бабушке. Ребенок учится беречь семейные ценности, не лгать родным, и не огорчать их. После случившегося Витя начинает понимать, что обманом нельзя добиться чего-то хорошего.

Главная идея рассказа - это раскаяние и прощение. На протяжении всего повествования Витю мучает совесть, ему очень тяжело, стыдно перед бабушкой. Бабушка, несмотря на обман с его стороны, старается воспитать его честным человеком и остается доброй к нему. Увидев искреннее раскаяние внука, она отдает ему любимое лакомство. Этот урок милосердия мальчик запомнит на всю жизнь. Образ пряничного коня навсегда будет ассоциироваться у автора с тем детским поступком. Витя осознает, что чистый душой человек, добрый и любящий, способен прощать и продолжать любить несмотря ни на что.

Тема и главная идея рассказа Конь с розовой гривой

Несколько интересных сочинений

Когда эту сказку пересказывают, снимают по ней мультфильм, то часто помнят только о сюжете. Все знают, как Снежная Королева украла Кая, как его нашла и спасла сестра Герда, но забывают самое начало сказки

Как известно, Россия является самой крупной страной в мире. Более не существует на этой планете такого объединения людей, которое бы превосходило размером нашу страну. Когда где-то люди только просыпаются, в другой части страны люди видят сумерки

Повесть М. А. Булкагова Собачье сердце повествует о трагическом эксперименте профессора Преображенского, заключающегося в пересадке гипофиза и половых органов человека собаке.

И.И.Машков любил изображать на своих картинах пейзажи или натюрморты. Они на его картинах выглядят такими яркими, насыщенными. Любая деталь его картины очень важна. Переливы света и теней способствуют как можно больше развернуть задумку художника

В комедии Недоросль Д.И.Фонвизина сатире отведена немаловажная роль. Именно с помощью этого приёма автор достигает главной цели произведения - высмеивания таких пороков, как невежество, отсутствие тяги к знаниям и лень.


Рассказы Астафьева иногда настолько поучительны, даже плакать хочется. Вот взять например "Конь с розовой гривой". Маленький мальчик оказывается таким беззащитным перед подначками своих более взрослых и более хитрых приятелей, что тем ничего не стоит подбить его обмануть бабушку. И ведь терзается малыш угрызениями совести, и боится наказания, но тут же за игрой забывает обо всем и со свойственным молодости легкомыслием продолжает играть. Только когда подходит время неминуемой расплаты, в ожидании которой те самые "друзья" что подбивали героя съесть землянику чуть ли ставки не делают, только тогда мальчик идет домой и прячется от бабушки, понимая, что не видать ему обещанного пряника в виде коня и страшась наказания. Но ведь бабушка всегда остается бабушкой и даже такого непутевого внука она все равно любит и готова баловать, так что коня мальчик все-таки получает. А урок от своего поступка запоминает на всю жизнь.

Отсюда вывод: не бойтесь сказать близким самую горькую правду, если они вас любят, они все равно простят и поймут, а попытка скрыть свой промах вдет только к большим страданиям и вашим и ваших близких. А мальчик в рассказе выходит сам себя наказал муками совести и потому бабушка поругалась для острастки, но пряник все же припасла.


Бабушка отправила внука в лес за земляникой. За лукошко земляники бабушка пообещала внуку пряничного коня с розовой гривой. Для послевоенных голодных лет это был очень ценный подарок. Мальчик набрал земляники, но вместе с друзьями съел ее. А чтоб бабушка не ругала, мальчишка пошел на хитрость: он на дно лукошка положил траву, а сверху немного земляники. Утром мальчик хотел признаться бабушке, но не успел. Она уехала в город, чтобы продать там ягоды. Мальчик испугался разоблачения, и после возвращения бабушки он даже не хотел возвращаться домой.

Но возвратиться все-таки пришлось. Как стыдно было слушать рассерженную бабушку, которая уже рассказала всем о его мошенничестве! Мальчик попросил прощения и бабушка дала внуку того самого пряничного коня с розовой гривой. Бабушка преподала своему внуку хороший урок. И действительно, автор говорит: «Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло! а я все не могу забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой».

Чему учит этот рассказ? Показывает, насколько нехорошо и стыдно врать, ведь ложь всегда всплывает наружу. А еще автор - В. П. Астафьев -учит нас тому, что, иногда испытанный стыд и прощение, т.е. моральное наказание действует сильнее, чем наказание физическое.


Пронзительный рассказ Виктора Астафьева скорее всего из его детства. Мальчика Витю воспитывали дедушка с бабушкой, мать утонула. Бабушка отправила его в лес за земляникой, чтобы продать ее потом на рынке и купить Вите пряник в виде коня с розовой гривой. Этот пряник-мечта всех детей в деревне. Но Витя пошёл в лес с левонтьевскими детьми, они были первые сорванцы. Он с ними прогулял на речке, они съели собранную ягоду и подговорили Витю положить в корзинку травы, а сверху немного ягоды. Бабушка, не видя подвоха, уехала на рынок, где и раскрылся Витин подлог. Мальчишка скрывался от бабушки по соседям, но домой идти все же пришлось. Долго ругала и бранила мальчика бабушка, он плакал и просил прощения. А потом она достала заветный пряник, хотя Витя и был виноват, но бабушка купила его.

Поучительная история о том, что нельзя обманывать, о великой любви бабушки к своему внуку, о умении любить и прощать.


Бабушка отправила своего внука в лес. Ему нужно было набрать ягоды. Она пообещала ему дать пряник в виде сладкого коня с роскошной розовой гривой, если он сумеет принести домой целое лукошко спелой красной земляники. Внук эти ягоды набрал, однако не удержался и вместе со своими друзьями почти все съел. Опасаясь наказания, мальчик нарвал и положил траву на дно корзинки, а поверх травы - немного земляники. Признаться в своем проступке утром он не успел, хотя сделать это было в его планах.

Бабушка, чтобы продать на рынке землянику, отправилась поутру. Когда она вернулась, мальчик со стыдом слушал весьма возмущенную обманом бабушку. Автор В.Астафьев хотел показать, что обманывать нехорошо. Всегда станет известно о лжи. Однако сильнее любого физического наказания муки совести. Рассказ под названием "Конь с розовой гривой" весьма поучительный.


"Конь с розовой гривой"-это история из жизни деревенского мальчишки, котого бабушка попросила собрать ягоду для продажи в городе. Витя заигрался с соседскими мальчишками и не выполнил задание бабушки, друзья подучили его набить туесок травой и сверху присыпать ягодой. Бабушка на вырученные от продажи ягоды деньги пообещала купить пряник в виде коня с розовой гривой.

Обман был обнаружен покупательницей, бабушке было стыдно за внука, но пряник она ему купила.

Вите было очень стыдно за обман, он прятался от бабушки, но потом все же попросил прощения и получил пряник.

Главная мысль этого рассказа в том, что нельзя обманывать близких.История о большой и всепрощающей любви бабушки к своему внуку. Этот урок любви и доброты мальчик запомнил на всю жизнь.


Сам рассказ, это в первую очередь, не сама история, а моральная и духовная его составлявшая.

Кратко можно этот рассказ так пересказать, что мальчик идет с друзьями на земляникой. Он , поддается под влияние своих псевдо друзей, обманывает бабушку, подложив на дно туеска траву. Обман раскрывается на рынке, где бабушка хочет продать землянику. Бабушка, это мудрость, которая все прощает внуку и дарит обещанного пряничного коня.

Основная идея этого рассказа – не делать и не совершать проступков, которые будут укором сопровождать всю дальнейшую жизнь.

Наверно тот нравственный урок, который преподала бабушка останется главным в формировании отношения ребенка его осознания честности, порядочности, правильности.


Если очень кратко, то рассказ Виктора Петровича Астафьева "Конь с розовой гривой" можно пересказать так.

В одной сибирской деревне жил мальчик Витя, рано оставшийся сиротой, так как мама его утонула в реке (про отца ничего не сказано). Воспитывали мальчика бабушка и дедушка в большой любви, хоть и строго.

Вот однажды бабушка попросила Витю сходить с соседскими ребятишками ягод набрать, она поедет в город продаст их и купит на эти деньги пряник. Да не простой, а в виде коня, у которого грива, копыта и хвост розовые. Это ж мечта всех ребятишек в те годы.

Собрались ребята и пошли на увал за земляникой. Только вот соседские ребята все в рот собирали, а Витя уже дно туеска закрыл. Тут Санька начал дразнил его чтобы все ягоды съесть и на речку брызгаться уйти, потом набрать травы, а сверху засыпать земляникой. Так и пришлось Вите сделать.

Когда пришел мальчик домой, начали его мучить угрызения совести, что обманул бабушку, хотел все ей рассказать, да заснул, а утром она уже уехала.

Долго потом она ругала Витю, он уж думал что совсем пропащий человек. А дедушка научил его покаяться, так он и сделал. Только вот лучшим уроком для него стал тот факт, что бабушка несмотря ни на что купила этот заветный пряник. Он навсегда запомнил это.

Основная идея рассказа в том, что как бы ни сложилось в жизни, нужно уметь признавать свои ошибки и пытаться исправить. Если это уже невозможно, тогда попросить прощения и впредь так не поступать.

Виктория_Ивановна

Цель: попытаться разобраться в трудных ситуациях, в которые попал герой

Задачи:

формирование умения анализировать текст художественного произведения; воспитывать нравственные качества личности;

раскрыть идейное содержание рассказа и способы выражения авторской позиции;

обучать анализу художественного произведения с целью раскрытия авторского замысла; развивать умение переходить от личных читательских оценок к авторскому пониманию характеров героев, ситуации, жизни;

умение характеризовать героев, развивать творческое воображение, обогащать словарный запас учащихся;

заинтересовать учащихся творчеством В.П.Астафьева, обратить их внимание на характеры героев, воспитывать добрых и порядочных людей.

ВложениеРазмер
nravstvennye_uroki_v_rasskaze_v.p.astafeva_kon_s_rozovoy_grivoy.pptx 2.22 МБ
nravstvennye_uroki_v_rasskaze_v.p.astafeva_kon_s_rozovoy_grivoy.doc 76 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

СОВЕСТЬ , -и, ж. Чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.

В мире мудрых мыслей Совесть – когтистый зверь, скребущий сердце… А.С.Пушкин Совесть – это тоненький голосок, который просит тебя не делать того, что ты только что сделал. Л.Н.Толстой

-«Я понял, что попал на уду», - обнаруживает герой. Как вы понимаете фразеологизм «попасть на уду»? Заголовок слайда

1 урок: Поддавшись чужому влиянию, человек может совершить плохой поступок. Надо уметь противостоять злу Заголовок слайда

2 урок : Дружба бывает настоящей и мнимой. Настоящая дружба основана на уважении друг друга. Заголовок слайда

Текст слайда Заголовок слайда Удовольствие Наказание

Удовольствие Речка, ловля рыбы, подшибленный стриж, таинственная пещера, признание левонтьевскими , веселье. Наказание Насмешка Саньки, страх (сделалось жутко), чувство вины перед бабушкой, жалость по отношению к бабушке, зависимость от Саньки, новый обман, осознание себя преступником.

3урок: Цена обмана – муки совести и вины .

4 урок: Нельзя обманывать и предавать близких людей. 5 урок : Нужно уметь верить в человека и прощать ему ошибки.

На всю жизнь запомнил Виктор Петрович этот случай из жизни, пронёс светлые воспоминания о бабушке. В рассказе «Последний поклон» он пишет: «И живёт в сердце вина. Гнетущая, тихая, вечная. Виноватый перед бабушкой, я пытаюсь воскресить её в памяти, поведать о ней другим людям, чтоб в своих бабушках и дедушках, в близких и любимых людях отыскали они её, и была бы её жизнь беспредельна и вечна, как вечна сама человеческая доброта … Нет у меня таких слов, чтоб смогли передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня перед нею… Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и всё мне прощала. Но её нет. И никогда не будет. И некому прощать».

Домашнее задание Составить кластер «Качества характера главного героя и Саньки»

Предварительный просмотр:

Тема: «Нравственные уроки в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»

Цель: попытаться разобраться в трудных ситуациях, в которые попал герой

формирование умения анализировать текст художественного произведения; воспитывать нравственные качества личности;

раскрыть идейное содержание рассказа и способы выражения авторской позиции;

обучать анализу художественного произведения с целью раскрытия авторского замысла; развивать умение переходить от личных читательских оценок к авторскому пониманию характеров героев, ситуации, жизни;

умение характеризовать героев, развивать творческое воображение, обогащать словарный запас учащихся;

заинтересовать учащихся творчеством В.П.Астафьева, обратить их внимание на характеры героев, воспитывать добрых и порядочных людей.

На прошлом уроке мы начали беседу по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»

Основная тема многих рассказов Астафьева - тема взросления, становления личности человека. Писатель показывает, как один, казалось бы, незначительный случай может повлиять на всю жизнь человека, что делает человека старше, меняет его. Случай, описанный в рассказе, как раз из таких.

Наш сегодняшний урок хотелось бы начать с такой нравственной категории, как совести.

-Когда люди говорят о совести? (когда возникает вина человека, когда человек совершил плохой поступок)

-Приходилось ли вам чувствовать свою вину, переживать за содеянное?

-Почему совесть называют «высшим законом и судьей»? (она не дает совершать и повторять ошибок, тревожит человека, когда он не прав, наказывает человека муками)

-Что же такое совесть?

СОВЕСТЬ , -и, ж. Чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом. Слайд

(чувство человека, внутреннее понимание добра и зла, нравственное понятие)

В мире мудрых мыслей

Совесть – когтистый зверь, скребущий сердце…

Совесть – это тоненький голосок, который просит тебя не делать того, что ты только что сделал.

Как вы понимаете эти высказывания?

-Имеет ли наш разговор о совести отношение к рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»? Какое?

(герой рассказа совершает обман, воровство, а потом раскаивается, страдает, его мучит совесть)

-По вашему мнению, муки совести или, как говорят, угрызения совести что-либо значат в жизни человека? (помогают осознать поступок, сделать выводы, не повторять ошибок, стать лучше)

-Значит, жить надо по совести?

-Тема нашего урока «Нравственные уроки доброты. Надо жить по совести».

В этих словах стержень жизни человеческой: уважать интересы окружающих людей и всего живого вокруг, быть ответственным за свои поступки, порядочным, милосердным, справедливым и добрым – вот что значит жить по совести. Все произведения В.П.Астафьева пронизаны этой мыслью, рассказ «Конь с розовой гривой» в том числе. На уроке мы должны выяснить, какие жизненные, нравственные уроки извлек герой рассказа из тех событий, участником которых был, и помогут ли эти уроки жить герою по совес т и.

-Ребята, скажите, почему пряник конем для рассказчика был желанным подарком?

Итак, пряник– это не только лакомство и игрушка, а что ещё? составьте кластер








- Почему бабушка поручила Витьке самому собирать ягоды для того, чтобы получить желанный подарок? (Любая награда должна быть заслужена своим трудом, тогда она ценится больше.)

Витя пошел за земляникой с левонтьевскими ребятами.

- Как представители этих семей противопоставлены по отношению к таким нравственным понятиям, как честность, трудолюбие, чувство долга, совесть?

(левонтьевские хитры, ленивы, в неудачах привыкли обвинять больше других, чем спрашивать с себя, недружны, их объединяет привычка к праздному времяпрепровождению, к безделью; герой-рассказчик - искренний, трудолюбивый, ответственный человек)

- Во что вовлекли левонтьевские ребятишки нашего героя-рассказчика во время сбора ягод? ( Витька поддался на провокацию Саньки, ему не хочется выглядеть трусом и «жадиной», он хочет быть в глазах ребят героем, ни в чём от них не отставать. Витя проявляет слабость, хочет показать себя «смельчаком» и вместе со всеми совершает один плохой поступок за другим)

-Почему искренний человек Витька совершает обман?

-«Я понял, что попал на уду», - обнаруживает герой. Как вы понимаете фразеологизм «попасть на уду»? (попасться на обман, проявить доверчивость) -Слайд

-Как «левонтьевской орде» удается поймать на уду» героя?

-Мы отметили, что герой попал под влияние «левонтьевской орды», на их уду, на их «слабо», не смог противостоять злу, а дальше, как в пословице: «Пришла беда – отворяй ворота!» - за одним глупым поступком следует обман, воровство.

- Что ему посоветовал Санька? (Набить туесок травой)

И Витя соглашается, он решает обмануть бабушку, а первый обман рождает другие.

-Легко ли далось герою решение высыпать ягоды, отказаться от пряника, от своей мечты? Найдите слова, указывающие на трудную борьбу в душе героя (Навалилась левонтьевская орда, ягоды вмиг исчезли. Мне досталось всего несколько малюсеньких, гнутых ягодок с прозеленью. Жалко ягод. Грустно. Тоска на сердце – предчувствует оно встречу с бабушкой, отчет и расчет. Но я напустил на себя отчаянность, махнул на все рукой – теперь уже все равно)

- Какие ещё плохие поступки пришлось ему совершить?( СТР.95)

«Я пробрался тайком в кладовку, вынул из ларя калач и принёс его Саньке под рубахой. Потом ещё принёс и ещё, пока Санька не нажрался».

-Санька бессовестно играет на мальчишеских чувствах, «Санька был вреднее и злее всех левонтьевских ребят». Какое чувство испытывает Санька? (удовольствие)

-Как называется чувство радости и удовольствия от того, когда удается увидеть или почувствовать чужие страдания? (жестокость, злобность)

-Пользуются ли злобные люди уважением в обществе людей? (нет, их боятся, не любят, иногда жалеют)

- Какой же можно сделать вывод?

Поддавшись чужому влиянию, человек может совершить плохой поступок. Надо уметь противостоять злу).

-Почему же герой-рассказчик тянется к Саньке? (смелый, независимый, веселый, не боится в пещеру войти, с ним весело)

-Можно ли отношения Саньки и Вити назвать дружбой? Почему?

-На чем основана настоящая дружба? (на доверии, на уважении)

-Еще один немаловажный урок…

2 урок : Дружба бывает настоящей и мнимой. Настоящая дружба основана на уважении друг друга .

-Давайте выясним, какова цена обмана. Как вы понимаете выражение «цена обмана»?

(это плата за совершенный обман)

Что из поступков поместим на чашу весов «удовольствие», а что на чашу «наказание»? НА ДОСКЕ НАЧЕРТИТЬ

Речка, ловля рыбы, подшибленный стриж, таинственная пещера, признание левонтьевскими, веселье.

Насмешка Саньки, страх (сделалось жутко), чувство вины перед бабушкой, жалость по отношению к бабушке, зависимость от Саньки, новый обман, осознание себя преступником.

-Какая чаша перевесит: удовольствие или наказание?

-Как вы понимаете слова бабушки «жизнь страшнее снов»? (сон – мимолетное явление, забудется тут же, как проснешься, а в жизни придется отвечать за свои поступки)

-Какова цена обмана? (душевные муки)

-Какой урок извлек герой из случившегося?

3урок: Цена обмана – муки совести и вины .

Найдите в тексте, где говорится о сделанном нравственном выборе героя: не обманывать!

«Что только будет! И зачем я так сделал? Зачем послушался левонтьевских?»

-Сумел ли Витя, приняв решение не обманывать, объясниться с бабушкой? Почему? (жалел себя, боялся строгой бабушки, жалко бабушку, было стыдно)

- Что Витя чувствует после всех событий? (Текст)

«Бабушку надул. Калачи украл! Что только будет?» – терзался я ночью, ворочаясь на полатях. Сон не брал меня, как окончательно запутавшегося преступника.

«А что если разбудить ее и все-все рассказать?»

Я прислушался. Снизу доносилось трудное дыхание старого человека…Нет уж, я не буду спать до утра, скараулю бабушку, расскажу обо всём: и про туесок, и про домовиху с домовым, и про калачи, и про всё, про всё»… стр 95

Мы знаем, что этим мыслям не суждено было сбыться – Витька уснул. Утром он «слоняется» по дому и идёт с «левонтьевскими» на рыбалку. Там он отвлекается от своих горьких мыслей, но ненадолго.

-Все эти чувства смешались в одно, и это уже не стыд и осознание своей вины, а раскаяние. Найдите слова, подтверждающие это.

(« Только теперь, поняв до конца, в какую бездонную пропасть ввергло меня плутовство и на какую «кривую дорожку» оно меня еще уведет, коли я так рано взялся шаромыжничать, коли за лихим людом потянулся на разбой, я уж заревел, не просто раскаиваясь, а испугавшись, что пропал, что ни прощенья, ни возврата нету…»)

Несмотря на обман, бабушка все-таки купила Виктору пряник, а не наказала его. Как вы думаете, почему?

Бабушка понимала, что Виктор совершил такой проступок под влиянием мира левонтьевских. Она знала, что Виктор сам бы никогда так не поступил. Бабушка любит Виктора и жалеет его. Но любовь эта ответственная, не такая, как любовь в семье Левонтия. Хотя бабушка не наказала внука, он все равно наказан. Его наказание в нем самом. И как следствие раскаяния – слезы.

Какие уроки извлек из поступка бабушки Виктор?

4 урок: Нельзя обманывать и предавать близких людей.

5 урок : Нужно уметь верить в человека и прощать ему ошибки.

Напишите, пожалуйста, синквейн «Бабушка».

Мудрая и справедливая

Воспитывает, наказывает, прощает

самые светлые воспоминания детства

На всю жизнь запомнил Виктор Петрович этот случай из жизни, пронёс светлые воспоминания о бабушке. В рассказе «Последний поклон» он пишет:

«И живёт в сердце вина. Гнетущая, тихая, вечная. Виноватый перед бабушкой, я пытаюсь воскресить её в памяти, поведать о ней другим людям, чтоб в своих бабушках и дедушках, в близких и любимых людях отыскали они её, и была бы её жизнь беспредельна и вечна, как вечна сама человеческая доброта … Нет у меня таких слов, чтоб смогли передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня перед нею… Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и всё мне прощала. Но её нет. И никогда не будет. И некому прощать». НА СЛАЙД

Слова на слайде посвящены не только Екатерине Петровне, а всем близким людям, которые воспитывают нас своей любовью, мудростью и добротой.

-Какие нравственные уроки извлек герой из того, что с ним произошло?

5. Домашнее задание

Составить кластер «Качества характера главного героя и Саньки»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовная и нравственная ценность рассказов "нАМ БЫ ПРО ДУШУ НЕ ЗАБЫТЬ" В. М. ШукшинаМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ.


Тема урока «Юмор и не только…по рассказу Константина Альбертовича Соболева «Как я подстригал бабушке ногти» из сборника рассказов «Лохматая жуть»

Тема урока «Юмор и не только…по рассказу Константина Альбертовича Соболева «Как я подстригал бабушке ногти» из сборника рассказов «Лохматая жуть».


Конспект урока по рассказу Чехова "Студент"

Конспект открытого занятия по творчеству А. П. Чехова "Студент".

Знакомим детей с правилами хода шахматного коня.


ВКР: Этические рассказы В.А Сухомлинского как средство духовно - нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста

Дипломная работа Палёной Ирины Павловны по теме «Этические рассказы, как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста».


Урок чтения "Нравственные уроки рассказа В.Осеевой "Бабка"

Урок предназначен для обучающихся 5 класса. Применяются активные методы обучения.

Знакомтсво с произведением "Капалуха" В.П. Астафьева.

Главные герои

Витя – семилетний мальчик, сирота, которого жил с бабушкой и дедушкой, озорной, но добрый, совестливый мальчик.

Катерина Петровна – бабушка Вити, бойкая, решительная женщина, строгая, но справедливая и очень добрая, любящая.

Дядя Левонтий – сосед Катерины Петровны, ленивый, не хозяйственный, пьющий, но добрый мужчина, в прошлом моряк.

Санька – сын Левонтия, главный задира и бедокур, обманщик и воришка.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Конь с розовой гривой»
  • для самых компанейских — Главные герои «Конь с розовой гривой»
  • для самых любопытных — Анализ «Конь с розовой гривой» Астафьев

Пример 1

Рассказ Виктора Астафьева “Конь с розовой гривой” повествует нам о жизни людей в деревне. Перед нами предстают образы разных жителей, которые помогают ярче понять, что хотел до нас донести автор. Так еще этот рассказ является и автобиографичным, поскольку Астафьев жил с бабушкой в детстве, так как мать умерла. Главным героем произведения является мальчик Витя, от имени которого и ведется рассказ. Сам мальчик добрый и отзывчивый, живет и воспитывается он у строгой бабушки, которую дед в шутку называет “генерал”. Витя дружит с соседскими детьми Леонтьевыми, и хотя бабушка этим не очень довольна, он все равно к ним бегает. Они жалеют его, потому что он – сирота, всегда в день пира, когда отец получает зарплату, угощают разными вкусностями. Витя скучает по дедушке, который работает на заимке, ему кажется, что дед всегда выслушает и сможет помочь, а вот бабушки он побаивается. Хотя мальчик еще не взрослый, размышлять он старается здраво, хотя и не всегда это у него получается. Мальчик однажды легко поддался на уговоры других детей и обманул бабушку, которая обещала привезти ему из города пряник в виде коня с розовой гривой, если Витя соберет землянику. Она хотела продать ягоды на рынке в городе. Несмотря на то, что он не выполнил своего обещания, все же получил от бабушки тот желанный подарок. В лице героя автор рассказывает о собственной жизни и о тех уроках, которые он усвоил. Соседи Вити, Леонтьевы, совсем отличаются от его родственников. Они позволяют детям почти все. Саня, один из старших детей, часто грубит и не слушается. Он хочет, чтобы все исполняли его желания, любит командовать младшими, пугает их страшными историями. Ему никогда ни за что не стыдно. Он плохо влияет на Витю. Именно Санька учит мальчика, как обмануть бабушку: нарвать травы и положить на дно лукошка, чтоб не было видно, что нет ягод. Сестра Саши, Таня, отличается от брата. Она старается общаться и играть со всеми и никому не грубить. Автор на примере разных персонажей старается показать нам, как нужно поступать, а как нет. Мы видим, что Витя раскаялся за свой поступок и бабушка, понимая это в награду дала ему пряник. Нужно стараться поступать по совести, а если вдруг сделал что-то плохое, надо признать свою ошибку и сознаться в содеянном, иначе совесть будет мучить и не будет покоя. А так, хоть и будет стыдно сначала рассказывать о проступке, зато на душе потом будет легко.

Сюжет

На попечении бабушки Катерины Петровны находился ее семилетний внук Витя, оставшийся круглым сиротой. Однажды она послала мальчика собрать землянику для продажи, пообещав за его работу купить пряничного коня с розовой гривой. Витя был очень рад, поскольку такой пряник обеспечивал почет и уважение у всей деревенской ребятни.

На сбор земляники Витя отправился вместе с соседскими ребятишками – многочисленными отпрысками дяди Левонтия. Когда-то давно дядя Левонтий был моряком, и отличался любовью к просторам, водке и безделью. Он совсем не занимался хозяйством, часто выпивал, и дети его мало чем отличались от беспризорников. Однако душа у дяди Левонтия была добрая, и Витя по-своему любил его.

Левонтьевские ребятишки принялись собирать землянику, но затем затеяли драку, рассыпав ее. Было принято решение доесть остатки и идти на речку купаться. Главный заводила среди братьев и сестер – Санька – подбил и Витю «на слабо» съесть собранную землянику. А чтобы бабушка ничего не заподозрила, предложил набить туесок травой, а сверху выложить немного ягод.

Вечером провинившийся мальчик очень хотел рассказать бабушке всю правду, и получить заслуженное наказание, но постоянно что-то ему мешало. Утром Витя проспал, и бабушка уже ехала на базар. Только там она обнаружил обман, и по возвращению домой ругала его и рассказывала всем соседям о его бесчестном поступке.

Вите было очень горького от того, что он обманул любимого, дорого человека, и он залился слезами чистосердечного раскаяния. Он понимал, что уже никогда в жизни не решится на подлый поступок. Но еще больший стыд Витя испытал, когда увидел перед собой большой пряник в виде белого коня с розовой гривой.

Вариант 2

Автобиографический рассказ «Конь с розовой гривой» описывает два дня из жизни мальчика сироты — Вити. Бабушка послала его за земляникой в компании соседских детей. Она пообещала, что продаст ягоды на рынке и купит внуку пряник в форме коня, о котором мальчик мечтает. Чтобы похвастаться перед другими ребятами он раздает всю землянику, а бабушке приносит туесок набитый травой, прикрытый сверху ягодами. Обмануть бабушку ему посоветовал соседский мальчик Санька. Маленького героя все время мучает совесть, он хочет обо всем рассказать бабушке, но не успевает. И когда он, наконец, извинился перед ней, она подарила ему долгожданный пряник.

Виктор Астафьев открыл перед читателями главную тему — становления характера маленького героя. За столь короткий срок мальчик прошел трудный урок, заставивший его посмотреть на мир другими глазами. Он научился признавать свои ошибки, иметь свое мнение и ценить близких людей.

Выделяются и второстепенные темы: тема детства, неискренней дружбы, обмана и семейных ценностей. Астафьев показывает в рассказе, каким разным бывает детство. Левонтьевским детям живется непросто, они часто голодают, поэтому не считают зазорным что-то украсть, или обмануть. Ведь они не знают, будут ли сыты на следующий день. Автор не осуждает их. Витя же живет благополучной жизнью, несмотря на отсутствие родителей. Во время похода за земляникой Витя хочет показать себя. С одной стороны он понимал, что дети берут его на «слабо», но все равно желание выделиться среди товарищей перевесило желание помочь бабушке. Тема любви раскрывается в любви бабушки к внуку и мальчика к бабушке. Ребенок учится беречь семейные ценности, не лгать родным, и не огорчать их. После случившегося Витя начинает понимать, что обманом нельзя добиться чего-то хорошего.

Главная идея рассказа — это раскаяние и прощение. На протяжении всего повествования Витю мучает совесть, ему очень тяжело, стыдно перед бабушкой. Бабушка, несмотря на обман с его стороны, старается воспитать его честным человеком и остается доброй к нему. Увидев искреннее раскаяние внука, она отдает ему любимое лакомство. Этот урок милосердия мальчик запомнит на всю жизнь. Образ пряничного коня навсегда будет ассоциироваться у автора с тем детским поступком. Витя осознает, что чистый душой человек, добрый и любящий, способен прощать и продолжать любить несмотря ни на что.

Другие сочинения: ← Проблематика рассказа Конь с розовой гривой↑ Астафьев В.П.Описание Васютки (его внешность, портрет) →

Мнение читателей о рассказе, отзыв

«Конь с розовой гривой» вызывает у читателей восторг. Рассказ очень поучительный, он полезен не только детям, но и взрослым. Произведение учит самому главному — любой обман всегда будет раскрыт, а муки совести — самое страшное наказание. Мудрая бабушка не стала бить провинившегося ребёнка, не поставила в угол, только оставила наедине с самим собой, позволяя понять в полной мере последствия своего поступка. Именно это отмечает практически каждый человек, составляющий свой отзыв. «Конь с розовой гривой» — именно то произведение, которое стоит читать детям.

Раскрытие обмана

Бабушка долго нахваливала мальчика, ягоды пересыпать не стала, решив отвезти их так, как есть. Всю ночь его мучила совесть, и утром главный герой решил признаться в содеянном преступлении. Но он опоздал, бабушка успела уехать в город. Мальчику захотелось где-нибудь спрятаться, но укромного места не нашлось, поэтому он отправился с другом на рыбалку. Через несколько часов он увидел, как на лодке возвращается бабушка, она погрозила герою кулаком, дав понять, что обман раскрыт. Вернуться домой он смог только вечером и тут же спрятался в кладовку, где заранее приготовил «временную» постель. Утром к мальчику зашёл дедушка и велел попросить прощения за свой поступок. Поворчав, бабушка усадила внука завтракать, при этом продолжая сокрушаться по поводу обмана. То, что она сделала после, хвалит практически каждый человек, составляющий отзыв. «Конь с розовой гривой» завершается неожиданным для героя подарком. Бабушка всё же привезла ему заветный пряник.

Сочинение по рассказу Астафьева Конь с розовой гривой

Рассказ «Конь с розовой гривой» написал Виктор Астафьев. Автор повествует нам историю из своего детства, когда он был еще совсем мальчишкой. Главный герой живет в деревне и воспитывается строгой, но справедливой, бабушкой и дедом. Деревня живет обычной жизнью с своими предрассудками, поверьями и суевериями.

Дети занимаются своими ребяческими делами и объединяются в небольшие группы, в одной из которых состоит и наш герой. Внутри таких коллективов особые иерархия, взаимоотношения и правила. Каждый ребенок хочет выглядеть более значимым в глазах других и может попасться даже на провокацию. Из-за этого автор оказался в очень неприятной ситуации. Какая же история произошла, оставившая след на всей жизни главного героя?

Бабушка отправила мальчика собирать землянику с его товарищами, пообещав за это купить главную мечту всех ребят – пряник в форме коня. После спора с одним из них он вывалил всю собранную землянику, которую немедленно съели. И главный задира предложил обмануть бабушку – набить посуду травой, а сверху присыпать ягодами.

Главный герой пошел на поводу и солгал. Он понимал, что скоро его обман выйдет на поверхность и ему не избежать расплаты. Автор показывает нам все чувства мальчика: ему стыдно, он боится того, что совершил. Он хочет рассказать все бабушке, но не успевает – она уже уехала. Чувство страха с новой силой нападает на мальчика. Он все больше осознает совершенную ошибку и хочет все исправить, но уже не может.

Какую же проблему хотел раскрыть автор? Любой неправильный поступок, совершенный человеком, имеет свои последствия, которых нельзя избежать или спрятаться от них. И нашему герою все таки пришлой вернуться домой вечером. А утром извиниться перед бабушкой, которая уже знала о раскаянии внука и уже простила его. А на столе ждал его тот самый белый конь с розовой гривой.

«Конь с розовой гривой» — это поучительный рассказ, который будет полезен не только детям любого возраста, но и даже взрослым людям. Простая история понятная всем на самом деле несет глубокую житейскую мудрость. Читатель понимает, что чувствует главный герой, и хочет ему сопереживать. Рассказ является доброй историей, в которой любой человек может найти частичку себя самого, и после прочтения подумать над своими ошибками совершенными в прошлом.

Пример 2

Главный герой рассказа Виктора Петровича Астафьева «Конь с розовой гривой» – сам автор, только в далеком прошлом, когда он был маленьким мальчиком, так как это автобиографическое произведение. В книге присутствует много детских персонажей. Главный герой много видит, он очень наблюдательный, но не всегда понимает суть происходящего. Автор несколько противопоставляет себя и детей из семейства Леонтия. Маленький Витя, несмотря на то, что рос сиротой, жил в достаточно благополучной семье. И бабушка, и дедушка зарабатывали, старались обеспечить внуку хорошее детство, воспитать его добрым человеком. И у них это хорошо получалось, мальчик рос добрым, светлым, достаточно умным, но немного наивным и совсем бесхитростным. Он не умел и не хотел врать, всегда думал о своих родных. Идея со съеденной земляникой и травой в туеске принадлежала Сашке, самому хитрому и злобному из семейства дяди Леонтия. Все дети тёти Васёны и ее мужа жили в крайней нищете. Автор уделял много внимания описанию их быта, дома, одежды, нравов и характера. Леонтий – бывший моряк, пристрастившийся к алкоголю, мающийся небольшими подработками. Каждый раз во время получения заработной платы в его доме устраивался буйный пир с песнями и разнузданным весельем. В конце этого вечера Леонтий рушил дом, а дети и жена пережидали ночь, спрятавшись где-нибудь. Через 3-4 дня тётя Васёна начинала ходить по дворам и занимать в долг деньги и еду, чтобы потом вернуть их в день получки. Взрослые и мать, и отец не слишком заботились о деньгах, не умели их считать и копить, не пытались зарабатывать больше. Они практически не уделяли внимания детям, те жили и росли как хотят – невоспитанными дикарями, которые постоянно ссорились, дрались, не умели вести себя спокойно и слушали только старшего брата, и то, далеко не всегда. Второй по старшинству – Сашка. Он считался самым злым и хитрым из орлов дяди Леонтия. Именно Саша поспорил с главным героем, что тот не сможет съесть набранные ягоды, именно он заставил Витю украсть калач. Описанный Виктором Петровичем персонаж умел находить выгоду для себя во всем и добивался своих целей нечестными путями и способами, обманывая и водя за нос. Он имел огромное влияние на главного героя, знал это и активно им пользовался. В рассказе Виктора Петровича Астафьева «Конь с розовой гривой» представлены очень разные детские образы. По моему мнению, дети отличались друг от друга в воспитании. Будущее этих ребят также может сильно разниться.

Оцените, на сколько материал был вам полезен [Всего: 5 Средний: 4.6/5]

Школьные сочинения

  • 5 класс
  • 6 класс
  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
  • Сочинения ЕГЭ
  • Сочинения по картине

Литературные произведения

  • Бородино
  • Васюткино озеро
  • Дубровский
  • Евгений Онегин
  • Кавказский пленник
  • Капитанская дочка
  • Конь с розовой гривой
  • Левша
  • Муму
  • Теплый хлеб
  • Шинель

Писатели и поэты

  • Астафьев
  • Гоголь
  • Горький
  • Грибоедов
  • Достоевский
  • Лермонтов
  • Лесков
  • Некрасов
  • Паустовский
  • Платонов
  • Пришвин
  • Пушкин
  • Распутин
  • Тургенев
  • Чехов

Проблемы и темы

Вера Верность Война Выбор Героизм Детство Добро и зло Доброта Долг Милосердие Нравственность Патриотизм Природа Совесть любовь мужество невежество сила характера сострадание ценности

Понятная структура

всего комплекса материалов

Удобная подача

Быстрая подготовка

к ЕГЭ по русскому языку

100% бесплатный

доступ ко всей информации

Образцы сочинений по русскому языку и литературе: итоговые сочинения рассуждения для ЕГЭ, ОГЭ, примеры школьных сочинений на любую тему

Читайте также: