Какую роль играла лошадь в кочевом хозяйстве

Опубликовано: 15.04.2024

Точно неизвестно, когда человек приручил лошадь. Археологические доказательства относят это событие истории к 3500 – 3000 и даже 4000 гг. до н.э. Наиболее ранние свидетельства относятся к южнорусским степям и Причерноморью. Первоначально коней разводили в качестве мясо- молочных животных, а также для кожи, сухожилий, конского волоса и копыт. Искусство верховой езды появилось позже. Это обстоятельство и дало возможность скотоводам перейти к полностью кочевому образу жизни. Лошадь заняла в из культуре центральное место.

У кочевников существовал культ лошади. Известны захоронения конских голов, изображающие лошадей. Лошадиными шкурами отгораживали священные места. Лошадей часто приносили в жертву. От лошадей зависела жизнь и смерть кочевника, поэтому со временем лошадь стала священным животным. Коневодство распространилось среди индоевропейцев, а потом перешло к тюркам и монголам.

Монгольский тяжеловооруженный конный лучник. 1220 г.

Монгольский тяжеловооруженный конный лучник. 1220 г. Особенность экипировки этого воина заключается в мощном кожаном чешуйчатом панцире и остроконечном шлеме с шелковой подкладкой. Поверх панциря накинуто сюрко, который не дает металлу раскаляться на солнце. Монгольский лук с самым большим углом залома плеч. Поводья коня соединены тонкой веревкой с запястьем. Эта веревка не дает окончательно терять поводья во время стрельбы из лука.

Конный воин имеет ряд неоспоримых преимуществ перед пешим. Кроме очевидного преимущества в мобильности, в бою конный воин располагается выше пешего, что создает психологический эффект, а также дает физическое превосходство. Не следует забывать и о силе самого коня. Наконец, конный воин может вступить в бой верхом, а может спешиться. На протяжении веков кочевники сумели поставить коневодство и искусство верховой езды на должную высоту.

Дикие кони слишком низкорослы и не могут нести на себе взрослого мужчину. Поэтому потребовалось целенаправленное выведение более сильных коней, пригодных для верховой езды. Первые азиатские кони, пригодные для верховой езды и положившие начало многим современным породам, до сих пор в небольших количествах встречаются в восточной степи. Последних диких лошадей обнаружил в свое время Пржевальский. Кости лошадей обнаружены на месте раскопок в Дерейвке, Украина. Эти кости имеют возраст 6000 лет. Анатомически они неотличимы от костей современной лошади Пржевальского. Но со временем домашняя лошадь приобрела заметные особенности.

В Средней Азии в первом тысячелетии до н.э. вывели несколько пород лошадей. Ахалтекинская порода, полученная в Туркестане, — легкая высокая лошадь (средняя высота в холке 15,2 ладоней). Известны бурятская (14 ладоней) и алтайская (13 ладоней) породы. До сих пор сохранилась туркменская порода (14,3 -15,3 ладоней). Туркменский конь обнаружен в одном из алтайских захоронений. Известны скифские могилы, относящиеся к 500 – 100 гг. до н.э. Монгольский пони (12,2 ладони) широко использовался монгольскими племенами в XIII в. Известны породы второго ряда, представляющие собой помесь культурных пород с лошадью Пржевальского. Линию развития пород приходится корректировать с учетом сохранившихся изображений. Например, на серебряном сосуде из Кавказа, изготовленном 4300 лет назад, очевидно изображена лошадь с характерными чертами лошади Пржевальского. Вместе с тем, лошадь имеет также особенности, присущие ахалтекинской породе.

Лошадь Пржевальского — эта особая лошадь. Это не только прародительница домашних лошадей. Дикая лошадь процветала в условиях степи. Она может питаться любым подножным кормом, защищает сама себя в холода и может выдерживать самые экстремальные температуры. Летом в степи обычна температура +12 градусов, тогда как зимой царит холод до -50 градусов. Зима в степи долгая, при этом земля покрыта толстым слоем снега. Но все эти трудности лошадь Пржевальского успешно преодолевает, передав этот инстинкт монгольским породам лошадей. Степные лошади умеют извлекать корм из-под слоя снега толщиной до 50 см. В результате отпадает необходимость заготавливать коням на зиму фураж, а это открывает перед кочевниками дополнительные возможности. На степной лошади можно скакать весь день, а вечером кони собьются в плотный табун и будут выковыривать траву из-под снега. Поэтому степные армии могли перемещаться на значительные расстояния независимо от времени года.

Лошадь, имеющая в крови гены лошади Пржевальского, сочетает достоинства лошади Пржевальского и дикой лошади. До изобретения подков лошадь могла охрометь из-за повреждения копыта, поэтому отбор шел в направлении лошадей с мощными копытами. Ксенофонт, например, рекомендует закаливать конские подковы, для придания им дополнительной прочности. У степной лошади мощные и твердые копыта, что дает ей огромные преимущества. Тот же Ксенофонт пишет, что “как бы хороша лошадь ни была, все ее достоинства ничего не значат, если лошадь хромая.” Кроме того, степные лошади отличаются мощными ногами, густой и теплой шерстью, а также легендарной выносливостью.

После того, как произошла гибридизация лошади Пржевальского с лошадьми, выведенными для более мягкого климата, появились лошади, которые не только отличались неприхотливостью и нетребовательностью, но также достаточной быстротой. При этом кони оказались неказистыми, что отмечает и Аммиан. Филипп Македонский завез большое количество степных лошадей с Дона, чтобы улучшить кровь своих табунов. Китайцы также высоко ценили коней “северных варваров”, часто платя огромные деньги, чтобы приобрести удачного производителя.

Коневодство возникло почти сразу же с приручение лошадей. Митанны, народ, народ, испытавший сильное влияние со стороны индоевропейских коноводческих племен, прославились в XIV в. до н.э. как искусные коневоды. Иранские племена занимались выведением новых пород с 1000 до н.э. В первые века нашей эры парфяне занимались коневодством в районе Аму-Дарьи, скрещивая домашних и диких коней, добиваясь от животных стройности, высокорослости и быстроты.


Духовное возрождение тюркских народов идет через осмысление своей истинной истории, через возрождение самобытной культуры.

И в этом смысле вполне понятен интерес евразийских ученых к исследованию общих исторических корней через призму изучения древних памятников культуры.

В данном случае рассмотрим сакральный образ коня в номадической культуре. Издавна кочевники у древних греков воспринимались в образе кентавров - мифических полуживотных-полубогов, сильных и недосягаемых. Номады, совершая свои набеги, живя на лоне природы, в степном ареале внезапно появлялись и так же внезапно исчезали из поля зрения равнинных людей. Поэтому их боялись, о них придумывали всевозможные мифы и легенды. Об их ловкости, мощи и пассионарной силе спустя много веков напишет великий русский историк Николай Гумилев. Он точно подметит незаурядные способности степных полководцев и увидит в этом особый смысл и знак. Знак людей, способных изменять судьбы целых народов и целых поколений людей: «Когда мальчику исполняется три года, седлают коня, ребенка обучают верховой езде. Ашамай - это вид седла, сделанного специально для обучения ребенка верховой езде. У ашамая, как и у простого седла, бывают две стороны (передняя и задняя), две боковые стороны, «окпан». Вместо стремян используют тепкишек. Тепкишек - это небольшая переметная сумка, сшитая из кошмы, чтобы тепкишек был красивым, его с двух сторон вышивают, обшивают тканью. Еще одна составная часть ашамая - колтырмаш. Колтырмаш - это тонкая опорная палка, соединяющая переднюю и заднюю стороны ашамая. В день, когда ребенок садится на коня, собираются все люди аула.

К гриве и хвосту коня, к шапке ребенка, одетого во все новое с головы до ног, пришивали перья филина. Казахи очень ценили филина, полагая, что это птица, оберегающая от злых духов и бесов. Большое внимание уделялось обучению коня, на котором должен был ездить ребенок. Он должен был быть и смирным, и красивым. Особенно помнили, что конь должен быть примерно того же возраста, что и мальчик, трехлетком или четырехлетком. Честь подсадки мальчика в седло на коне выпадала на долю одного из лучших ездоков».

Таким образом, свое обучение верховой езде, боевым искусствам, охоте и другим навыкам, свою первую школу сыновья степных народов начинали с малых лет. Это была целая система мировоззрения и особая культура, своего рода степной университет, который «заканчивал» каждый джигит к своему совершеннолетию. Экзаменом служили боевые походы, которые и были боевым крещением молодого воина.

До сих пор многие города и страны имеют в качестве государственных символов животных или птиц. Например, символ Алматы - не только вкусный алматинский апорт, но и древний сакский воин, летящий верхом на барсе. Возвращаясь к изучению образа коня, мы можем привести множество примеров почитания этого животного у разных народов.

Изготовление сосудов с зооморфными ручками было также широко распространено в степях Евразии. Фигурки животных с головой, обращенной к устью сосуда, по древним верованиям, охраняли его содержимое от нечистой силы. Современные вышивки узбекских сузани (панно), таджикской одежды в изобилии предоставляют нашему воображению примеры культа растений, а ковры казахов и киргизов свидетельствуют о поклонении животным, среди которых сакральный образ коня фигурировал как неотъемлемая часть бытия евразийского кочевника.

«Конь издревле олицетворял культ солнца, был атрибутом солнечного божества. Наскальные изображения изящных коней в Южном Кыргызстане (Араван, Айрымач-Тоо) подтверждают развитый культ коня. Под изображением животных сделаны полочки для жертвенных возжиганий. Священная роль коня была известна как у земледельческих, так и степных племен и народов. Уже в эпоху бронзы фигурками лошадей украшались навершия кинжалов. В раннежелезном веке распространяется обряд захоронения с конем. Предметы его почитания в огромном количестве находят на территории Туркестана.

Китайский автор IX в. сообщает, что арабы пытались уничтожить статую бронзовой лошади, которой поклонялись в храме, расположенном в Кобадиане (Таджикистан). Культ коня просочился и в мусульманские легенды. «В Ура-Тюбе (Таджикистан), Араване (Южный Кыргыстан) население почитает следы копыт и тень Дуль-Дуля, легендарного коня Али. У казахов и в XIX в. по окончании поминок голова любимой лошади умершего клалась на надгробный памятник или насаживалась на шест, иногда вместе с хвостом животного. По сей день некоторые восточные казахи, горные кыргызы могут оставлять на могиле череп коня, заколотого на поминках».

Характерными памятниками сакской эпохи на территории Казахстана являются курганы с «усами» - каменными грядами и подбойные погребения. Курганы с «усами» были особенно распространены в Центральном Казахстане, меньше - в Семиречье и на Сырдарье. «Большие курганы содержат под насыпями погребения людей в глубоких грунтовых ямах овальной формы, а под насыпью малых курганов обычно находят конские скелеты и грубые глиняные горшки. Этот вид памятника был традиционен для населения степей Сары-Арки. Возникнув в VII веке до н.э., он намного пережил своих создателей и почти не изменил своего вида в течение целого тысячелетия». Причина такой долговечности объясняется большой стойкостью традиций культового строительного искусства и религиозных обычаев у древних скотоводов Центрального Казахстана, связанных с поклонением солнцу. С солярным культом тесным образом был связан обряд жертвоприношения коня. Много раз зафиксированный археологами обычай захоронения коней в курганах «с усами» находит объяснение в древних индо-иранских письменных источниках. «В Ригведе, например, коню посвящаются погребальные гимны, где он уподобляется солнцу. В Авесте сюжет быстроконного солнца получает дальнейшее развитие. С солярным культом связан и третий элемент комплекса кургана «с усами» - каменные выкладки, всегда построенные входом на восток, к утреннему солнцу».

В эпоху бронзы была развита резьба по кости. В поселении Шортанды-Булак в Каркаралинской степи обнаружены миниатюрная полированная пуговица полусферической формы, трубчатая кость лошади с резным орнаментом из ромбов и треугольников. По мнению выдающегося казахского ученого Маргулана, народное искусство казахов находится в генетической связи с искусством саков, усуней, гуннов и других племен, населявших в древности территорию Казахстана. «Они имели сходные бытовые черты и форму хозяйства. Вели кочевой образ жизни, занимались скотоводством. Лошадь имела наибольшее значение в жизни скотоводов. Лучших коней приносили в жертву. Череп и копыта коня служили оберегом. Например, саки подвешивали к поясу копыта знаменитого скакуна как предмет, приносящий счастье в пути и оберегающий от гибели во время боя. Такой же обычай был и у казахов».

Далее Маргулан считал, что казахи поклонялись наскальным изображениям копыт скакуна, которые в огромном количестве открыты в Центральном Казахстане, в горах Каратау и Мангышлака. «Эти рисунки казахи называют тулпар тас - камень скакуна. Аль-Бируни и Казвини отмечали, что этим рисункам поклонялись огузы и кипчаки. Изображение копыта скакуна встречается и на обожженных кирпичах мавзолеев Центрального Казахстана, например мавзолея Келин-там на реке Кенгир (XIII век).

Если была так высока культура почитания лошадей, то почему же в Турции коней не едят, а в Казахстане самыми лучшими деликатесами считаются блюда из конины? Такой вопрос мог бы прозвучать только из уст несведущих людей. Нет ничего вкуснее еды для потомков великих кочевников, чем казы, карта, бешбармак, кумыс - гордость казахской национальной кухни. Ответ известен многим. Если в Турции, как мы знаем, благоприятный для произрастания всевозможных фруктов климат позволял питаться в более щадящем режиме, то кочевой образ жизни казахов диктовал свои условия выживания. Скотоводы-кочевники питались тем, что давал им их образ жизни и природа, ведь мандариновых и апельсиновых рощ в Казахстане не было. Материальная и духовная культура любого этноса всегда зависела от природных климатических условий.

Таким образом, конь издревле олицетворял культ солнца и играл важную роль в жизни кочевников Евразии. Некоторые атрибуты коня являются и сегодня очень важными сакральными вещами, которые наделяются сверхъестественной силой, способной отгонять злых духов. В шаманизме таковыми являются подкова и камча, они также являются предметом особого почитания у казахов и считаются оберегами, приносящими людям счастье. И поэтому часто встречаются в квартирах современных казахов. Как дань уважения прошлому и как наследие древней архаической культуры народов Евразии.

Лошади – они из самых удивительных спутников человека. Прирученные первобытными людьми 5-6 тысячелетий назад они и по сей день остаются загадочными существами и поражают нас благородством, красотой выносливостью и умом. Общение человека с лошадью – это и прекрасный отдых и воспитание чувств наслаждение. Лошадь, как никакое другое животное, вдохновляло художников и поэтов.

Почитание лошадей

Ритон с Пегасом

Ритон с Пегасом

Достаточно вспомнить о мифическом Пегасе – прекрасном образце классического искусства Древней Эллады. Серебряные греческие ритоны – ритуальные сосуды для вина нередко выглядели именно в виде этого крылатого коня, готового расправить прижатые крылья и, закусив удила, взмыть на вершину Парнаса. В древнем Египте лошадям, или “ослам с Востока”, оказывали всевозможные почести, а колесницы и упряжь украшали золотом. Лошади, особенно белые, почитались и на Востоке. В Японии, например, их содержали при храмах, а бог войны у древних индусов изображался с лошадиным туловищем.

В древней Греции, а затем и в Римской империи в честь лошадей – победителей конных состязаний воздвигали статуи, а владельцы лошадей получали богатые призы. Сохранились письменные свидетельства о любимом жеребце императора Калигулы, который пил из золотой посуды и облаченный в мантию “обсуждал” в Сенате государственные дела вместе со знатными патрициями.

Использование лошадей

Почитание лошадей не мешало использовать их по прямому назначению, ведь дикие кони приручались нашими предками с чисто житейскими целями: обрабатывать землю, возить поклажу и людей. К тому же, конское мясо долгое время оставалось излюбленной пищей для большинства кочевых племен, и не случайно: оно не только хорошо усваивается, но и значительно дешевле говяжьего.

Лошади в военном деле

Лошади в колеснице

Лошади в колеснице

Уже в IX-VIII веках до нашей эры лошади использовались и в военном деле. В войсках древних ассирийцев, например, колесницы играли роль танков, наступающих на пешего противника. У египтян колесницы предназначались для погони и были не такими массивными, напоминая современные легкие повозки. Древние германские племена, разгромившие в IV веке Рим, впервые стали использовать седла, имевшие вид двух покрытых шкурами дощечек, а также стремена. Колесницы, запряженные лошадьми, а позднее и всадники в доспехах постепенно стали решающей силой в многочисленных войнах. На одной из самых первых монет, которые начали чеканить в IV веке до нашей эры в древнем Карфагене и в Месопотамии, был изображен боевой конь – символ военной мощи.

Разведение лошадей

Орловский рысак

Орловский рысак

Разведением лошадей в Европе занялись позже. Долгое время сюда завозили верховых лошадей или аргамаков из Азии. Их стали использовать и для улучшения местных пород. Великолепные тяжеловозы, способные тащить груз весом 22-23 тонны, были выращены во Владимирской области, откуда и получили свое название. Лошади этой породы хорошо идут в упряжке, но довольно медлительны. А вот орловские рысаки отличаются прекрасной резвостью и силой, поэтому они считались непревзойденными почтовыми лошадьми.

От скрещивания американских и орловских рысаков удалось вывести еще более резвых и красивых русских рысаков, которые могут бежать со скоростью 50-60 км/час, а иноходцы – еще быстрее. К сожалению, полюбоваться на живую лошадь в природной обстановке становится все сложнее. Рукотворные “стальные кони” постепенно вытеснили настоящих. И все же во многих случаях без живой лошади, как встарь, не обойтись.

Целебные свойства конского молока

С давних пор людям известно о целебных свойствах конского молока, из которого готовят кумыс. По свидетельству греческого историка Геродота, уже в V веке до нашей эры азиатские народы знали рецепт его изготовления, который держали в строжайшем секрете. Конское молоко, благодаря очень большому количеству сахара, легко сбраживается, и кумыс, помимо витаминов, содержит активные дрожжи, а также полезные для организма бактерии. Это прекрасное средство при лечении туберкулеза, авитаминозов, желудочно-кишечных заболеваний, неврастении и болезней сердца недаром называют живой водой.

Еще в 1858 году в России близ Самары была организована кумысолечебница, в которой поправляли свое здоровье больные туберкулезом и многими другими опасными для жизни недугами.

В Башкирии, где кумыс считается традиционным напитком, выведены специальные “молочные” породы лошадей. Продукцию лошадиных ферм предполагается отправлять на экспорт в страны ближнего и дальнего зарубежья. На основе кумыса здесь выпускаются кисломолочные продукты с более привлекательным, привычным вкусом, но обладающие многими целебными качествами натурального продукта.

У башкиров, калмыков, алтайских народностей кумыс издавна употребляется не только как лечебное и диетическое средство, но и для профилактики цинги. Его дают беременным и кормящим женщинам, а в разведенном виде – ослабленным детям и пожилым людям. В годы войны кумыс спас жизнь не одному десятку раненых, а в послевоенные годы микробиологи с помощью лошадей наладили производство целого ряда вакцин и сывороток против таких опасных заболеваний, как дифтерия, тиф, корь. Для этого лошадь заражали возбудителями той или иной болезни, в ответ в крови животного шло образование антител. После нескольких прививок насыщенную антителами кровь иммунизированной, устойчивой к заболеванию лошади можно использовать для приготовления антимикробных препаратов. Одного животного достаточно, чтобы заменить несколько сотен лабораторных мышей и спасти от болезни тысячи людей. “Больной человек, что наездник без лошади” – гласит старая восточная мудрость.

На протяжении многих веков лошадям отводилась одна из главных ролей, будь то войны, спортивные игры или хозяйство. О привязанности лошадей к людям ходят легенды. Действительно, взрослое животное помнит своего первого хозяина всю жизнь. Не напрасно у слов “упряжь” и “супружество” общий корень, а в словаре, составленном В. Далем, приводится около 200 пословиц и поговорок, связанных с лошадью. Это благородное животное издревле дарит человеку здоровье, силы и вдохновение, так что сидящий верхом на коне всадник становится выше не только в прямом, но и в переносном смысле. Поэтому ответная забота и любовь к лошадям – не слишком большая плата, которая всегда окупается сторицей.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

3qPZzLlhVt8

Роль лошадей в развитии сельского хозяйства и промышленности

Незаменима роль лошадей в сельском хозяйстве. Еще в древности люди стали использовать лошадей в этой сфере как тягловую силу. И по сей день эти трудолюбивые животные помогают человеку в его труде на земле.

Ранее в сельском хозяйстве в основном использовался труд волов. Но в XVIII и XIX веках большую популярность в этой сфере завоевали лошади. Несмотря на то, что лошади довольно быстро приспосабливаются к различным климатическим условиям, ученые и селекционеры выводили новые породы применительно к климату и условиям страны. Эффективность использования лошадиного труда повышалась. Были выведены такие породы, как першероны , шайры и клейдесдали , которые считаются самыми ценными для использования их в сельском хозяйстве. Пони нашли свое применение в сельскохозяйственных работах в горных районах.

Лошадиная сила используется в работах на земле до сих пор, их ценность не падает даже в условиях механизации и автоматизации сельскохозяйственного труда. Фермеры до сих пор продолжают держать лошадей, учитывая их выносливость и возможность обрабатывать местность в любых условиях, а также экологичность в их использовании. Во многих случаях содержать лошадь куда дешевле, нежели трактор или другую сельскохозяйственную технику, т.к. лошадь неприхотлива в еде, а топливо дорожает с каждым днем.

В развитие промышленности лошади также внесли неоценимый вклад. В основном их труд использовался в рудном и горном деле, в подземных шахтах. Для работ под землей чаще всего привлекали чистокровных шотландских пони . Эти неутомимые лошадки ежедневно тащили по рельсам тяжелогруженые вагонетки, вес которых превышал их собственный в 20 раз. За год пони перевозили в среднем 3000 тонн, преодолевая расстояние около 5 километров. В Англии и Шотландии на пользу рудному делу трудилось более 16 тысяч лошадей.

Роль лошадей в современной жизни

Перечень сфер деятельности, в которых используют силу и труд лошадей бесконечен. В Англии лошади помогают стражам правопорядка на городских улицах. В Лондоне до сих пор действует созданная в 1758 году конная патрульная служба. Констебли на лошадях зорко следят за общественным порядком в скверах, на улицах, площадях, а также на любых массовых мероприятиях, таких как концерты, городские праздники, парады и т.п. На службу в конную полицию берут лошадей, прошедших специальное обучение. Их обучают определенному поведению в различных обстоятельствах, связанных с большим скоплением людей или тревожной обстановкой. Лошадь, служащая в полиции, должна быть спокойной и обладать чувством уверенности в шумной обстановке, не реагировать на громкие звуки, такие как крики, шум моторов или взрывы фейерверков.

Если говорить о роли лошадей в современной жизни, то одна из самых важных ролей — это помощь в восстановлении здоровья людей. Иппотерапия способствует реабилитации людей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, с нервными заболеваниями. В настоящее время во многих странах существуют лечебные заведения со специальными конюшнями, в которых больные обучаются верховой езде. Общение с лошадьми помогает как в физическом плане, так и в психологическом.

Помимо того лошади используются в качестве доноров, с помощью которых ученые выводят сыворотки, позволяющие бороться с различными заболеваниями. В России существует Институт вакцин и сывороток с собственной конюшней. Специальным лошадям вводят вирусы, с которыми борется организм животного. И на основе выработанного иммунитета в крови лошади, ученые создают вакцины от неизлечимых болезней.

Говоря о роли лошадей в нашей жизни нельзя не коснуться той стороны, которая связана с развлечениями и спортом. Первые лошадиные бега были проведены в 648 году до нашей эры на Олимпийских играх. Конный спорт предусматривает различные дисциплины, такие как конкур, выездка, троеборье. И до сих пор скачки на ипподромах пользуются всеобщей популярностью во многих странах.

Все больше возрастает интерес к активному отдыху с участием лошадей. Существующие конные клубы предоставляют большое количество услуг, связанных с отдыхом и развлечениями, такие как конный туризм, романтические прогулки верхом , праздники с катанием на лошадях и пони. Современные люди, стремясь к разнообразию, устраивают свадебные мероприятия с участием лошадей, заказывают фотосессии с лошадьми и романтические катания в старинных экипажах.

Конный цирк, который является одним из древнейших видов циркового искусства, был основной формой цирка в XVIII и XIX веках. Это удивительное представление, в котором все номера связаны с искусством дрессировки и наездничества. Головокружительных трюки, великолепное мастерство наездников по сей день пользуются популярностью как у взрослых, так и у детей.

Учитывая все вышесказанное, можно с уверенностью утверждать, что лошадь – одно из самых главных животных в жизни человека. Так повелось с древнейших времен, так остается и сегодня. Существовало мнение, что с развитием прогресса и появлением новых достижений техники, роль лошадей в жизни человека ослабнет, и необходимость в них отпадет. Однако с течением времени стало понятно, что человек и лошадь не расстанутся друг с другом, и связывающие их с древних времен узы разъединить невозможно. Иппотерапия завоевывает все большее признание, в качестве спутника в активном отдыхе лошадь становится все больше популярной, нарушение экологии и все большая урбанизация заставляет человека стремиться к покою на природе, и лошадь – лучший спутник и помощник в этом.

МБОУ СОШ №18 г. Чита

Исследовательская работа «Лошади в истории»

Выполнила: ученица 9 класса Кожуховская Софья.

Руководитель:учитель истории Рахманина

Елена Борисовна

1.Исследовать роль лошадей в истории разных эпох и легендарных героев

2.Определить возможности лошади в боевых действиях.

Методы исследования:

Изучение литературы, исторических источников на сайтах.

Лошади в античные времена

Лошади в Средневековье

Лошади в Новом Времени

- лошади в Первой Мировой Войне

- лошади в Великой Отечественной Войне

5. Лошади в Новейшем Времени

Лошади Великих Полководцев

8. Список литературы.

Введение.

Начиная работать над проектом «Лошади в Истории», я воспользовалась различной литературой, которая помогла мне больше узнать о роли лошадей в истории человечества.

Довольно часто упускается из рассмотрения то значение, которое животные сыграли как повседневные спутники человека на протяжении всего периода становления цивилизации.

Наиболее примечательным в этом смысле, представляется та роль, которую сыграла лошадь, которая многие тысячелетия была верным спутником человека во всех перипетиях его исторического пути. Именно потому, будет интересным проследить роль лошади в связи со сменой исторических эпох у разных народов и в различных условиях использования человеком этого животного.

Их роль была самой различной: от домашних животных до военной единицы. Путешественники, сидя на их спинах, писали истории открытия новых земель. Полководцы, верхом на них, завоёвывали территории. Простые люди использовали лошадей в своём сельском хозяйстве.

Лошади занимают особое место в царстве животных и в жизни людей. Современный вид Equus caballus является результатом одомашнивания - вот уже 6000 лет эти лошади служат людям, и в большинстве своём теперь занимают место на спортивной конной арене. Все современные лошади - потомки диких лошадей из азиатских степей.

2. Лошади в античные времена

В древнейший период мировой истории лошадь была мало знакома человеку, причиной такого положения дел было слабое развитие коневодства, некоторые народы, которые казались вполне развитыми для своего времени, как например, инки и ацтеки, не знали лошадей в принципе.

В период античности главное назначение лошади – ее использование в военном искусстве. Особенно большое распространение это применение нашло в армии Древнего Рима.

Лошадь и ее роль в военном деле оценивались в это время так значимо, что, например, в том же Древнем Риме воин, даже случайно убивший лошадь, мог быть казнен. Римляне при помощи лошадей создали два рода кавалерийского войска - верховая и колесничная .

У некоторых народов в древности лошадь ассоциировалась с источником существования, потому что именно она помогала более всех, человеку в добывании пищи, обработке земли, перемещениях. Кочевые народы вообще рассматривали лошадь в качестве своего дома, потому что именно с этим животным была связана большая часть жизни этих людей.

Если спросить, где впервые человеку пришло в голову залезть на спину лошади, каждый не задумываясь, ответит, - в Великой Степи. И ошибётся.

Первые упоминания о всадниках связаны не с кочевыми народами Евразии, а с ассирийской армией. В X веке до новой эры, когда кочевое скотоводство в евразийских степях еще только зарождалось, ассирийцы, учтя недостаточную проходимость колесниц, придумали использовать для преследования врага и разведки воинов посаженых непосредственно на спины лошадей.

Сто лет спустя стало слышно и о скифах. Скифы вполне могли удерживаться на лошади и без помощи рук. Но едва ли их можно было бы признать мастерами конного спорта по современным меркам, - вряд ли скифы рисковали брать барьеры и пускаться галопом.

Македонцы первыми стали использовать кавалерию для сокрушительных фланговых ударов, в то время как персы (притом, что персидскую армию непременно изображают как громадную толпу конных лучников), напротив, старательно выбирали места для сражений, где кавалерию использовать было бы затруднительно. К началу войны у персов имелась только 2 тысячи катафрактов, кавалерия же скифского типа с появлением на сцене гейтаров вообще перестала котироваться. В результате, персы боялись македонской кавалерии, а не наоборот. Македонцы не только начали применять атаку наездом, но и добились большой оперативной подвижности своей кавалерии.

В качестве боевых животных лошади давали древним воинам значительное преимущество над противником. В IV в. до н. э. Александр Македонский верхом на своем любимце Буцефале возглавлял атаки конницы и создал, не сходя с коня, огромную империю.

В первые века нашей эры гунны и другие кочевники степей впервые стали пользоваться стременами, освободив руки для стрельбы из лука. Осыпавшие противника дождем стрел гунны в V в. навели ужас на всю Европу.

Такие изобретения, как подкова и конный плуг, вызвали сельскохозяйственный бум в средневековой Европе. Это привело к регулярному появлению излишков продовольствия,

что в итоге стимулировало переход к денежной экономике. Лошади продолжали играть важную роль в военном деле, и в XVI в. конкистадоры, отправляясь в Новый Свет, брали с собой коней.

Прошло не так много времени, и прижившиеся в Америке лошади изменили культуру индейцев. С середины XVIII в. племена Северной Америки начинают широко использовать лошадей для боевых действий и для охоты на бизонов. В середине XIX в. молодое американское государство создало почтовую службу «Пони-экспресс», позаимствовав идею у древних персов, которые первыми в истории наладили почтовое сообщение с помощью конных курьеров.

3. Лошадь в Средневековье

В Средневековья были рыцари. Они служили правителям. Защищали родные земли, участвовали в рыцарских турнирах, участвовали в сражениях. Но рыцари просто не могли участвовать в сражениях и рыцарских турнирах без лошадей.

В Средневековье лошадей делились на четыре категории:
- Первая категория - это категория сильных, выносливых и боевых коней, способных носить на спине всадников, одетых в доспехи. Эти кони предназначались для участия в боях и рыцарских турнирах.
- Вторая категория - это категория парадных лошадей. Их использовали в предстательных целях. Специальный класс парадных лошадей возил кареты правителей и вельмож.
- Третья категория - это специальные лошади для женской езды. Дамы садились исключительно на иноходцев.
Последняя категория- это категория лошадей предназначалась для сельского хозяйства и перевозки грузов.

Рыцари состояли в службе правителей, охраняли замки, участвовали в битвах и войнах. Чтобы уцелеть в битвах рыцари надевали доспехи. Ещё известно для лошадей конская броня. Конская броня весит 20 килограмм и состоит из нагрудника, нагрудника и пластин, защищающие лоб и шею. Ещё можно добавить вес седла - 15 килограммов и вес всадника - 90 кг. В итоге, общий вес, который приходилось нести на себе рыцарской лошади, составляет около 155 кг! И это не имело значения куда идёт рыцарь. На прогулку или на сражение, у рыцаря всегда было всё готово.

Значение коней в истории средних веков, несмотря на очевидный прогресс человечества в области техники, еще более возросло. Импульс к повышению роли лошади сыграло развитие коневодства, которое, например, активно поддерживалось и культивировалось в эпоху рыцарства. В этот период, расширяется перечень популяций этого животного, лошадей стали разводить в соответствии с их функциональным назначением – для перевозки больших грузов, быстроногих – для всадников, выносливых – для производства сельскохозяйственных работ. Для тех же рыцарей, потеря лошади была сродни утрате чести.

4. Лошадь в Новое время

Новое время ознаменовалось тем, что кроме того, что лошадь в истории ещё недавно продолжала оставаться основным животным, обеспечивающим передвижение посредством верховой езды, она стала «лошадиной силой» в том значении данного слова, в котором мы его понимаем и сейчас. В некоторых слоях общества к верховой езде стали подходить как к вульгарному методу передвижения. На смену такой практике приходят экипажи различных видов и конструкций, кареты, омнибусы, конка. Не уменьшалась роль лошади и как основной тягловой силы на производстве, она приводила в движение мельничные механизмы, суда и даже динамо-машины, не говоря уже о том, что она оставалась незаменимой в сельском хозяйстве.

- Лошади в Первой Мировой Войне.

Армии, в основном, использовали лошадей в области материально-технического снабжения во время войны, так как они были лучше, чем механизированные транспортные средства, приспособлены к преодолению маршрутов по глубокой грязи и пересечённой местности, были способны пройти там, где транспорт не мог пройти в принципе, и не потребляли топливо, в то время как для автомобилей требовалось большое количество угля, бензина и газа. Лошади использовались для разведки и в качестве транспорта для курьеров, а также как тягловая сила для артиллерии, санитарных карет и фургонов со снабжением.

Условия для лошадей на фронте были тяжёлыми: они погибали от артиллерийского огня, страдали от кожных заболеваний и получали ранения от ядовитых газов. Сотни тысяч лошадей погибли, но многие другие находились на лечении в ветеринарных лечебницах и отправлялись затем обратно на фронт. Закупка еды для лошадей была главной проблемой.

- Лошади во Второй Мировой Войне.

Считается, что история боевого применения лошадей закончилась с появлением на полях сражений в массовом количестве пулеметов. Конь ничем и никак не защищен от пулеметной очереди, а значит, кавалерия автоматически выбыла из дела. Появление на полях сражений танков и самоходной артиллерии довершили дело. Теперь лошадь на войне стали рассматривать как анахронизм. В Советской Армии, и в вермахте лошадей применяли и как транспортную силу, особенно в артиллерии. Именно упряжки в шесть лошадей всю войну без всяких жалоб и капризов тянули орудия, меняя огневые позиции батареи.

Особенно любили артиллеристы лошадей-тяжеловозов — эти без проблем буксировали даже огромные гаубицы! И здесь особенно отличались владимирские тяжеловозы — гордость отечественного коневодства. Примечательно, что когда во время Великой Отечественной войны наши артиллеристы, использовали трофейных упряжных лошадей, то постоянно удивлялись: вроде здоровые кони, а через несколько дней работы почему-то падают. Без коня солдата не накормишь — ведь обозы с продовольствием и полевые кухни доставляли на позиции именно лошади. Кстати, именно для этих (и некоторых других целей) даже в стрелковом полку по штату полагалось иметь триста пятьдесят лошадей. Лошади оказались незаменимы для стремительных рейдов по тылам противника, для налетов и диверсий. А все потому, что хотя конь бежит со средней скоростью не более 20 км в час и может преодолеть не более 100 км за сутки, но он может пройти там, где не пройдёт никакая техника — и сделает это незаметно.

5. Лошадь в Новейшее время

Хотя в наши дни лошадь и перестала играть заглавную роль в военном деле или производственной деятельности, ее место в жизни человека остается весьма значимым. Она нашла себе применение в спорте, цирковом искусстве, стала предметом прибыльного бизнеса. Тем не менее, и сегодня на нашей планете есть немало народов, в жизни которых лошадь играет огромную, сущностную роль.

Уменьшение роли лошади в жизни людей привело к тому, что на сегодняшний день многие породы этого великолепного животного безвозвратно утеряны.

Сейчас лошади используются скорей для развлекательных целей, но всё-таки, выражение: «Конный строй» - осталось. В данный момент лошади состоят на «службе» в конных отрядах милиции, так же принимают участие в парадах и состоят в Президентской коннице .

6. Лошади Великих Полководцев.

Лизетта – лошадь Петра I. Носила своего венценосного всадника среди картечных разрывов Полтавской баталии, и в сражении у реки Прут, и в Персидском походе и, как знать, куда бы покатилось колесо истории, если бы не преданность и личные качества этого жеребца.

Буцефал. Любимый конь Александра Македонского. Был привезён в подарок его отцу в 343 году до нашей эры. Был удивительно красив, но обладал злобным и диким нравом, и его никому не удалось объездить. Александр, которому в то время было 12 лет, догадался, что Буцефал боится теней, и развернул коня мордой к солнцу, после чего тот спокойно позволил юноше сесть на свою спину. Умер Буцефал в 30 лет, и в его честь Александр Македонский воздвиг город.

Инцитатус (Быстроногий). Лошадь римского императора Калигулы, которую он сделал сенатором и привёл на заседание Сената. Он получил бы и титул консула, если бы его хозяина не убили.

Копенгаген. Жеребец чистокровной верховой породы принадлежал Артуру Веллсли, герцогу Веллингтону. Он был широко известен по всей Англии своим легко возбудимым нравом и привычкой лягаться. Высота Копенгагена составляла 1,52 см. Самый великий день в жизни Копенгагена и его хозяина выпал на 18 июня 1815 года - день битвы при Ватерлоо - когда давнишний противник Веллингтона французский император Наполеон Бонапарт был полностью разгромлен. За день до битвы герцог не вылезал из седла Копенгагена с 10 утра и до 8 вечера. 18 июня он провел в седле 15 часов, командуя сражением, передвигаясь от одного отряда к другому для того, чтобы укрепить боевой дух своих солдат. Когда в конце сражения Веллингтон спешился, его конь оставался полным энергии и рвался снова в бой.

Маренго – лошадь Наполеона. Приведенный в 1799 году из египетского похода, этот белый (светло-серый) арабский жеребец получил новое имя в честь битвы при итальянском городе Маренго, произошедшей 14 июня 1800 года. Храбрый Маренго сопровождал Бонапарта и в победах, и в поражениях: он оберегал своего всадника при Аустерлице, Йене, Ваграме, во время похода на Россию и при Ватерлоо. В глазах солдат он стал неотделимым от образа непобедимого императора. Именно Маренго изображен на большинстве конных портретов Наполеона.

Кумир – терской породы, светло-серой масти. Типичный арабчонок: голова сухая, шея лебединая. В день Парада Победы, ровно в 10 часов утра, по первому удару Кремлевских курантов из ворот Спасской башни в ореоле славы выезжал на серебристо-белом Кумире легендарный полководец Маршал Советского Союза Г.К. Жуков

Читайте также: