Когда лошади стали мужик выкинул главная информация

Опубликовано: 16.04.2024

Тёмные аллеи По И. А. Бунину


"Кругом шиповник алый цвёл,стояли тёмных лип аллеи".
Под локоть взяв меня, повёл. Мы тихо шли, куда хотели.
Стихами чувства воспевал. Я молча слушала, робея.
За плечи пробовал обнять, я прибавляла шаг скорее.
Цветы шиповника срывал. Дарил, прикладывал на косы.
- "Что с нами будет сквозь года?" В глазах немым стоял вопрос тот.
Стремглав прошли десятки лет. Давно не рада этой встрече.
Несла всю жизнь надежды свет,храня мечты сиянье вечность.
Опять шиповник алый цвёл,и те же тёмных лип аллеи.
Нас пыл неопытный подвёл, плести узор интриги не умея.


Я просто дописала две строчки из произведения, так как, не нашла полного стихотворения. Строки И. Бунина взяты в кавычки. Тамара ПОРЫШЕВА.

--------------
Произведение могло бы выглядеть так:

В холодное осеннее ненастье, на одной из больших тульских дорог, залитой дождями и изрезанной многими чёрными колеями, к длинной избе, в одной связи которой была казённая почтовая станция, а в другой частная горница, где можно было отдохнуть или переночевать, пообедать или спросить самовар, подкатил закиданный грязью тарантас с полуподнятым верхом, тройка довольно простых лошадей с подвязанными от слякоти хвостами. На козлах тарантаса сидел крепкий мужик в туго подпоясанном армяке, серьезный и темноликий, с редкой смоляной бородой, похожий на старинного разбойника, а в тарантасе стройный старик- военный в большом картузе и в николаевской серой шинели с бобровым стоячим воротником, ещё чернобровый, но с белыми усами, которые соединялись с такими же бакенбардами; подбородок у него был пробрит и вся наружность имела то сходство с Александром II, которое столь распространено было среди военных в пору его царствования; взгляд был тоже вопрошающий, строгий и вместе с тем усталый.

Когда лошади стали, он выкинул из тарантаса ногу в военном сапоге с ровным голенищем и, придерживая руками в замшевых перчатках полы шинели, взбежал на крыльцо избы.
— Налево, ваше превосходительство,— грубо крикнул с козел кучер, и он, слегка нагнувшись на пороге от своего высокого роста, вошёл в сенцы, потом в горницу налево.

В горнице было тепло, сухо и опрятно: новый золотистый образ в левом углу, под ним покрытый чистой суровой скатертью стол, за столом чисто вымытые лавки; кухонная печь, занимавшая дальний правый угол, ново белела мелом; ближе стояло нечто вроде тахты, покрытой пегими попонами, упиравшейся отвалом в бок печи; из- за печной заслонки сладко пахло щами— разварившейся капустой, говядиной и лавровым листом.

"Если ты управишь сердце твоё и прострешь к Нему руки твои, и если есть порок в руке твоей, а ты удалишь его и не дашь беззаконию обитать в шатрах твоих, то поднимешь незапятнанное лице твоё и будешь твёрд и не будешь бояться. Тогда забудешь горе: как о воде протекшей, будешь вспоминать о нём. И яснее полдня пойдёт жизнь твоя; просветлеешь, как утро".

— Что кому бог даёт, Николай Алексеевич. Молодость у всякого проходит, а любовь— другое дело.
Он поднял голову и, остановясь, болезненно усмехнулся:
— Ведь не могла же ты любить меня весь век!
— Значит, могла. Сколько ни проходило времени, всё одним жила. Знала, что давно Вас нет прежнего, что для Вас словно ничего и не было, а вот. Поздно теперь укорять, а ведь, правда, очень бессердечно вы меня бросили,— сколько раз я хотела руки на себя наложить от обиды от одной, уж не говоря обо всём прочем. Ведь было время, Николай Алексеевич, когда я вас Николенькой звала, а вы меня— помните как? И все стихи мне изволили читать про всякие «тёмные аллеи»,— прибавила она с недоброй улыбкой.
— Ах, как хороша ты была!— сказал он, качая головой.— Как горяча, как прекрасна! Какой стан, какие глаза! Помнишь, как на тебя все заглядывались?
— Помню, сударь. Были и вы отменно хороши. И ведь это вам отдала я свою красоту, свою горячку. Как же можно такое забыть.
— А! Всё проходит. Всё забывается.
— Всё проходит, да не всё забывается.
— Уходи,— сказал он, отворачиваясь и подходя к окну.— Уходи, пожалуйста.
И, вынув платок и прижав его к глазам, скороговоркой прибавил:
— Лишь бы бог меня простил. А ты, видно, простила.

Она подошла к двери и приостановилась:
— Нет, Николай Алексеевич, не простила. Раз разговор наш коснулся до наших чувств, скажу прямо: простить я вас никогда не могла. Как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было. Оттого- то и простить мне Вас нельзя. Ну да что вспоминать, мертвых с погоста не носят.
— Да, да, не к чему, прикажи подавать лошадей,— ответил он, отходя от окна уже со строгим лицом.— Одно тебе скажу: никогда я не был счастлив в жизни, не думай, пожалуйста. Извини, что, может быть, задеваю твое самолюбие, но скажу откровенно,— жену я без памяти любил. А изменила, бросила меня ещё оскорбительней, чем я тебя. Сына обожал,— пока рос, каких только надежд на него не возлагал! А вышел негодяй, мот, наглец, без сердца, без чести, без совести. Впрочем, всё это тоже самая обыкновенная, пошлая история. Будь здорова, милый друг. Думаю, что и я потерял в тебе самое дорогое, что имел в жизни.

Она подошла и поцеловала у него руку, он поцеловал у неё.
— Прикажи подавать.
Когда поехали дальше, он хмуро думал: «Да, как прелестна была! Волшебно прекрасна!» Со стыдом вспоминал свои последние слова и то, что поцеловал у ней руку, и тотчас стыдился своего стыда. «Разве неправда, что она дала мне лучшие минуты жизни?»
К закату проглянуло бледное солнце. Кучер гнал рысцой, всё меняя чёрные колеи, выбирая менее грязные, и тоже что- то думал. Наконец сказал с серьезной грубостью:
— А она, ваше превосходительство, всё глядела в окно, как мы уезжали. Верно, давно изволите знать её?
— Давно, Клим.
— Баба— ума палата. И всё, говорят, богатеет. Деньги в рост даёт.
— Это ничего не значит.
— Как не значит! Кому ж не хочется получше пожить! Если с совестью давать, худого мало. И она, говорят, справедлива на это. Но крута! Не отдал вовремя— пеняй на себя.
— Да, да, пеняй на себя. Погоняй, пожалуйста, как бы не опоздать нам к поезду.

Низкое солнце желто светило на пустые поля, лошади ровно шлёпали по лужам. Он глядел на мелькавшие подковы, сдвинув чёрные брови, и думал:
«Да, пеняй на себя. Да, конечно, лучшие минуты. И не лучшие, а истинно волшебные!

"„Кругом шиповник алый цвел, стояли темных лип аллеи. “
"Под локоть взяв тебя, повёл. Мы тихо шли, куда хотели.
Стихами чувства воспевал. Ты молча слушала, робея.
За плечи пробовал обнять, ты прибавляла шаг скорее.
Цветы шиповника срывал. Дарил, прикладывал на косы.
- "Что с нами будет сквозь года?" В глазах немым стоял вопрос тот.
… Стремглав прошли десятки лет. Давно не рада этой встрече.
Несла всю жизнь надежды свет, храня мечты сиянье вечность.
… Опять шиповник алый цвёл, и те же тёмных лип аллеи.
Нас пыл неопытный подвёл, плести узор интриги не умея"".


Но, Боже мой, что же было бы дальше? Что, если бы я не бросил её? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?» И, закрывая глаза, качал головой.

20 октября 1938
---

В наше время этого произведения не было в школьной программе. Мне его предложил прочитать мой классный руководитель, учитель математики Н. В. Сорокин, когда мне было 48 лет.
2019

В холодное осеннее ненастье, на одной из больших тульских дорог, залитой дождями и изрезанной многими черными колеями, к длинной избе, в одной связи которой была казенная почтовая станция, а в другой частная горница, где можно было отдохнуть или переночевать, пообедать или спросить самовар, подкатил закиданный грязью тарантас с полуподнятым верхом, тройка довольно простых лошадей с подвязанными от слякоти хвостами. На козлах тарантаса сидел крепкий мужик в туго подпоясанном армяке, серьезный и темноликий, с редкой смоляной бородой, похожий на старинного разбойника, а в тарантасе стройный старик-военный в большом картузе и в николаевской серой шинели с бобровым стоячим воротником, еще чернобровый, но с белыми усами, которые соединялись с такими же бакенбардами; подбородок у него был пробрит, и вся наружность имела то сходство с Александром II, которое столь распространено было среди военных в пору его царствования; взгляд был тоже вопрошающий, строгий и вместе с тем усталый.

Когда лошади стали, он выкинул из тарантаса ногу в военном сапоге с ровным голенищем и, придерживая руками в замшевых перчатках полы шинели, взбежал на крыльцо избы.

– Налево, ваше превосходительство! – грубо крикнул с козел кучер, и он, слегка нагнувшись на пороге от своего высокого роста, вошел в сенцы, потом в горницу налево.

В горнице было тепло, сухо и опрятно: новый золотистый образ в левом углу, под ним покрытый чистой суровой скатертью стол, за столом чисто вымытые лавки; кухонная печь, занимавшая дальний правый угол, ново белела мелом, ближе стояло нечто вроде тахты, покрытой пегими попонами, упиравшейся отвалом в бок печи, из-за печной заслонки сладко пахло щами – разварившейся капустой, говядиной и лавровым листом.

Приезжий сбросил на лавку шинель и оказался еще стройнее в одном мундире и в сапогах, потом снял перчатки и картуз и с усталым видом провел бледной худой рукой по голове – седые волосы его с начесами на висках к углам глаз слегка курчавились, красивое удлиненное лицо с темными глазами хранило кое-где мелкие следы оспы. В горнице никого не было, и он неприязненно крикнул, приотворив дверь в сенцы:

Тотчас вслед за тем в горницу вошла темноволосая, тоже чернобровая и тоже еще красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку, с темным пушком на верхней губе и вдоль щек, легкая на ходу, но полная, с большими грудями под красной кофточкой, с треугольным, как у гусыни, животом под черной шерстяной юбкой.

Приезжий мельком глянул на ее округлые плечи и на легкие ноги в красных поношенных татарских туфлях и отрывисто, невнимательно ответил:

– Самовар. Хозяйка тут или служишь?

– Хозяйка, ваше превосходительство.

– Сама, значит, держишь?

– Что ж так? Вдова, что ли, что сама ведешь дело?

– Не вдова, ваше превосходительство, а надо же чем-нибудь жить. И хозяйствовать я люблю.

– Так. Так. Это хорошо. И как чисто, приятно у тебя.

Женщина все время пытливо смотрела на него, слегка щурясь.

– И чистоту люблю, – ответила она. – Ведь при господах выросла, как не уметь прилично себя держать, Николай Алексеевич.

Он быстро выпрямился, раскрыл глаза и покраснел:

– Надежда! Ты? – сказал он торопливо.

– Я, Николай Алексеевич, – ответила она.

– Боже мой, боже мой! – сказал он, садясь на лавку и в упор глядя на нее. – Кто бы мог подумать! Сколько лет мы не видались? Лет тридцать пять?

– Тридцать, Николай Алексеевич. Мне сейчас сорок восемь, а вам под шестьдесят, думаю?

– Вроде этого… Боже мой, как странно!

– Что странно, сударь?

– Но все, все… Как ты не понимаешь!

Усталость и рассеянность его исчезли, он встал и решительно заходил по горнице, глядя в пол. Потом остановился и, краснея сквозь седину, стал говорить:

– Ничего не знаю о тебе с тех самых пор. Как ты сюда попала? Почему не осталась при господах?

– Мне господа вскоре после вас вольную дали.

– А где жила потом?

– Долго рассказывать, сударь.

– Замужем, говоришь, не была?

– Почему? При такой красоте, которую ты имела?

– Не могла я этого сделать.

– Отчего же не могла? Что ты хочешь сказать?

– Что ж тут объяснять. Небось помните, как я вас любила.

Он покраснел до слез и, нахмурясь, опять зашагал.

– Все проходит, мой друг, – забормотал он. – Любовь, молодость – все, все. История пошлая, обыкновенная. С годами все проходит. Как это сказано в книге Иова? «Как о воде протекшей будешь вспоминать».

– Что кому Бог дает, Николай Алексеевич. Молодость у всякого проходит, а любовь – другое дело.

Он поднял голову и, остановясь, болезненно усмехнулся:

– Ведь не могла же ты любить меня весь век!

– Значит, могла. Сколько ни проходило времени, все одним жила. Знала, что давно вас нет прежнего, что для вас словно ничего и не было, а вот… Поздно теперь укорять, а ведь, правда, очень бессердечно вы меня бросили, – сколько раз я хотела руки на себя наложить от обиды от одной, уж не говоря обо всем прочем. Ведь было время, Николай Алексеевич, когда я вас Николенькой звала, а вы меня – помните как? И все стихи мне изволили читать про всякие «темные аллеи», – прибавила она с недоброй улыбкой.

– Ах, как хороша ты была! – сказал он, качая головой. – Как горяча, как прекрасна! Какой стан, какие глаза! Помнишь, как на тебя все заглядывались?

– Помню, сударь. Были и вы отменно хороши. И ведь это вам отдала я свою красоту, свою горячку. Как же можно такое забыть.

– А! Все проходит. Все забывается.

– Все проходит, да не все забывается.

– Уходи, – сказал он, отворачиваясь и подходя к окну. – Уходи, пожалуйста.

И, вынув платок и прижав его к глазам, скороговоркой прибавил:

– Лишь бы Бог меня простил. А ты, видно, простила.

Она подошла к двери и приостановилась:

– Нет, Николай Алексеевич, не простила. Раз разговор наш коснулся до наших чувств, скажу прямо: простить я вас никогда не могла. Как не было ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было. Оттого-то и простить мне вас нельзя. Ну да что вспоминать, мертвых с погоста не носят.

– Да, да, не к чему, прикажи подавать лошадей, – ответил он, отходя от окна уже со строгим лицом. – Одно тебе скажу: никогда я не был счастлив в жизни, не думай, пожалуйста. Извини, что, может быть, задеваю твое самолюбие, но скажу откровенно – жену я без памяти любил. А изменила, бросила меня еще оскорбительней, чем я тебя. Сына обожал – пока рос, каких только надежд на него не возлагал! А вышел негодяй, мот, наглец, без сердца, без чести, без совести… Впрочем, все это тоже самая обыкновенная, пошлая история. Будь здорова, милый друг. Думаю, что и я потерял в тебе самое дорогое, что имел в жизни.

Она подошла и поцеловала у него руку, он поцеловал у нее.

Когда поехали дальше, он хмуро думал: «Да, как прелестна была! Волшебно прелестна!» Со стыдом вспоминал свои последние слова и то, что поцеловал у ней руку и тотчас стыдился своего стыда. «Разве неправда, что она дала мне лучшие минуты жизни?»

К закату проглянуло бледное солнце. Кучер гнал рысцой, все меняя черные колеи, выбирая менее грязные, и тоже что-то думал. Наконец сказал с серьезной грубостью:

– А она, ваше превосходительство, все глядела в окно, как мы уезжали. Верно, давно изволите знать ее?

– Баба – ума палата. И все, говорят, богатеет. Деньги в рост дает.

– Это ничего не значит.

– Как не значит! Кому ж не хочется получше пожить! Если с совестью давать, худого мало. И она, говорят, справедлива на это. Но крута! Не отдал вовремя – пеняй на себя.

– Да, да, пеняй на себя… Погоняй, пожалуйста, как бы не опоздать нам к поезду…

Тест по литературе Темные Аллеи (И.А. Бунин) для учащихся 9 класса. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте 5 заданий с кратким ответом и 3 общих задания с развернутым ответом.

1 вариант

Задания с кратким ответом

1. Как называется сборник, в который входит рассказ?

2. Как называется изображение природы в литературном произведе­нии?

В холодное осеннее ненастье, на одной из больших тульских дорог, залитой дождями и изрезанной многими черными колеями…

3. Назовите изобразительное средство:

…взгляд был тоже вопрошающий, строгий и вместе с тем уста­лый.

4. Назовите прием.

…вся наружность имела то сходство с Александром II, которое столь распространено было среди военных в пору его царствования; взгляд был тоже вопрошающий, строгий и вместе с тем усталый.
…потом снял перчатки и картуз и с усталым видом провел блед­ной худой рукой по голове…

5. Как называется значимая подробность в художественном произве­дении?

…подкатил закиданный грязью тарантас с полуподнятым верхом, тройка довольно простых лошадей с подвязанными от слякоти хво­стами.

Задания с развернутым ответом

6. С какой целью автор включает в рассказ два портрета героя?

7. Каким предстает герой в этом фрагменте?

8. Сопоставьте фрагменты из рассказов И.А. Бунина «Темные аллеи» и Л.Н. Толстого «После бала». Чем похожи герои?

2 вариант

Задания с кратким ответом

1. Как называется литературное направление, отражающее взаимо­связь человека и среды, традиции которого воплотились в творче­стве Бунина?

2. Как называется изображение внешности героя в литературном произведении?

…седые волосы его с начесами на висках к углам глаз слегка кур­чавились, красивое удлиненное лицо с темными глазами хранило кое-где мелкие следы оспы…

3. Как называется изображение в литературном произведении внут­реннего убранства помещения? В горнице было тепло, сухо и оп­рятно: новый золотистый образ в левом углу, под ним покрытый чистой суровой скатертью стол, за столом чисто вымытые лавки; кухонная печь, занимавшая дальний правый угол…

4. Назовите прием.

…новый золотистый образ в левом углу, под ним покрытый чис­той суровой скатертью стол, за столом чисто вымытые лавки; ку­хонная печь, занимавшая дальний правый угол, ново белела мелом…

5. Назовите изобразительное средство:

Тотчас вслед за тем в горницу вошла темноволосая, тоже черно­бровая и тоже еще красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку.

Задания с развернутым ответом

6. С какой целью автор включает в рассказ два портрета героя?

7. Каким предстает герой в этом фрагменте?

8. Сопоставьте фрагменты из рассказов И.А. Бунина «Темные аллеи» и Л.Н. Толстого «После бала». Чем похожи герои?

Фрагмент рассказа Л.Н. Толстого «После бала»

Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми а la Nicolas I под­витыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками, и та же ласковая, радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах. Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячиваю­щейся по-военному грудью, с сильными плечами и длинными строй­ными ногами. Он был воинский начальник типа старого служаки ни­колаевской выправки.
Когда мы подошли к дверям, полковник отказывался, говоря, что он разучился танцевать, но все-таки, улыбаясь, закинув на левую сторону руку, вынул шпагу из портупеи, отдал ее услужливому мо­лодому человеку и, натянув замшевую перчатку на правую руку, — «надо все по закону», — улыбаясь, сказал он, взял руку дочери и стал в четверть оборота, выжидая такт.
Дождавшись начала мазурочного мотива, он бойко топнул одной ногой, выкинул другую, и высокая, грузная фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно, с топотом подошв и ноги об ногу, задви­галась вокруг залы. Грациозная фигура Вареньки плыла около него, незаметно, вовремя укорачивая или удлиняя шаги своих маленьких белых атласных ножек. Вся зала следила за каждым движением па­ры. Я же не только любовался, но с восторженным умилением смот­рел на них.

Ответы на тест по литературе Темные Аллеи (И.А. Бунин)
1 вариант
1. Темные аллеи
2. пейзаж
3. эпитет
4. повтор
5. деталь (художественная деталь)
2 вариант
1. реализм
2. портрет
3. интерьер
4. повтор
5. эпитет

2.\u00a0 \u0414\u0443\u043c\u0430\u044e, \u0447\u0442\u043e \u0438 \u044f \u043f\u043e\u0442\u0435\u0440\u044f\u043b \u0432 \u0442\u0435\u0431\u0435 \u0441\u0430\u043c\u043e\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0433\u043e\u0435, \u0447\u0442\u043e \u0438\u043c\u0435\u043b \u0432 \u0436\u0438\u0437\u043d\u0438.
3.\u00a0 \u0412 \u0445\u043e\u043b\u043e\u0434\u043d\u043e\u0435 \u043e\u0441\u0435\u043d\u043d\u0435\u0435 \u043d\u0435\u043d\u0430\u0441\u0442\u044c\u0435, \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0438\u0437 \u0431\u043e\u043b\u044c\u0448\u0438\u0445 \u0442\u0443\u043b\u044c\u0441\u043a\u0438\u0445 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0433, \u0437\u0430\u043b\u0438\u0442\u043e\u0439 \u0434\u043e\u0436\u0434\u044f\u043c\u0438 \u0438 \u0438\u0437\u0440\u0435\u0437\u0430\u043d\u043d\u043e\u0439 \u043c\u043d\u043e\u0433\u0438\u043c\u0438 \u0447\u0435\u0440\u043d\u044b\u043c\u0438 \u043a\u043e\u043b\u0435\u044f\u043c\u0438, \u043a \u0434\u043b\u0438\u043d\u043d\u043e\u0439 \u0438\u0437\u0431\u0435, \u0432 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0441\u0432\u044f\u0437\u0438 \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u043e\u0439 \u0431\u044b\u043b\u0430 \u043a\u0430\u0437\u0435\u043d\u043d\u0430\u044f \u043f\u043e\u0447\u0442\u043e\u0432\u0430\u044f \u0441\u0442\u0430\u043d\u0446\u0438\u044f, \u0430 \u0432 \u0434\u0440\u0443\u0433\u043e\u0439 \u0447\u0430\u0441\u0442\u043d\u0430\u044f \u0433\u043e\u0440\u043d\u0438\u0446\u0430, \u0433\u0434\u0435 \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u0431\u044b\u043b\u043e \u043e\u0442\u0434\u043e\u0445\u043d\u0443\u0442\u044c \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0435\u0440\u0435\u043d\u043e\u0447\u0435\u0432\u0430\u0442\u044c, \u043f\u043e\u043e\u0431\u0435\u0434\u0430\u0442\u044c \u0438\u043b\u0438 \u0441\u043f\u0440\u043e\u0441\u0438\u0442\u044c \u0441\u0430\u043c\u043e\u0432\u0430\u0440, \u043f\u043e\u0434\u043a\u0430\u0442\u0438\u043b \u0437\u0430\u043a\u0438\u0434\u0430\u043d\u043d\u044b\u0439 \u0433\u0440\u044f\u0437\u044c\u044e \u0442\u0430\u0440\u0430\u043d\u0442\u0430\u0441 \u0441 \u043f\u043e\u043b\u0443\u043f\u043e\u0434\u043d\u044f\u0442\u044b\u043c \u0432\u0435\u0440\u0445\u043e\u043c, \u0442\u0440\u043e\u0439\u043a\u0430 \u0434\u043e\u0432\u043e\u043b\u044c\u043d\u043e \u043f\u0440\u043e\u0441\u0442\u044b\u0445 \u043b\u043e\u0448\u0430\u0434\u0435\u0439 \u0441 \u043f\u043e\u0434\u0432\u044f\u0437\u0430\u043d\u043d\u044b\u043c\u0438 \u043e\u0442 \u0441\u043b\u044f\u043a\u043e\u0442\u0438 \u0445\u0432\u043e\u0441\u0442\u0430\u043c\u0438.
4.\u00a0 \u0412\u0435\u0434\u044c \u0431\u044b\u043b\u043e \u0432\u0440\u0435\u043c\u044f, \u041d\u0438\u043a\u043e\u043b\u0430\u0439 \u0410\u043b\u0435\u043a\u0441\u0435\u0435\u0432\u0438\u0447, \u043a\u043e\u0433\u0434\u0430 \u044f \u0432\u0430\u0441 \u041d\u0438\u043a\u043e\u043b\u0435\u043d\u044c\u043a\u043e\u0439 \u0437\u0432\u0430\u043b\u0430, \u0430 \u0432\u044b \u043c\u0435\u043d\u044f \u2014 \u043f\u043e\u043c\u043d\u0438\u0442\u0435 \u043a\u0430\u043a?
5.\u00a0 \u0421\u043e \u0441\u0442\u044b\u0434\u043e\u043c \u0432\u0441\u043f\u043e\u043c\u0438\u043d\u0430\u043b \u0441\u0432\u043e\u0438 \u043f\u043e\u0441\u043b\u0435\u0434\u043d\u0438\u0435 \u0441\u043b\u043e\u0432\u0430 \u0438 \u0442\u043e, \u0447\u0442\u043e \u043f\u043e\u0446\u0435\u043b\u043e\u0432\u0430\u043b \u0443 \u043d\u0435\u0439 \u0440\u0443\u043a\u0443, \u0438 \u0442\u043e\u0442\u0447\u0430\u0441 \u0441\u0442\u044b\u0434\u0438\u043b\u0441\u044f \u0441\u0432\u043e\u0435\u0433\u043e \u0441\u0442\u044b\u0434\u0430.

\u041c\u0434\u0430, \u0411\u0443\u043d\u0438\u043d \u0443\u043c\u0435\u043b \u043f\u0438\u0441\u0430\u0442\u044c \"\u043a\u043e\u0440\u043e\u0442\u043a\u0438\u0435\" \u043f\u0440\u0435\u0434\u043b\u043e\u0436\u0435\u043d\u0438\u044f) ">]" data-test="answer-box-list">

1. Когда лошади стали, он выкинул из тарантаса ногу в военном сапоге с ровным голенищем и, придерживая руками в замшевых перчатках полы шинели, взбежал на крыльцо избы.
2. Думаю, что и я потерял в тебе самое дорогое, что имел в жизни.
3. В холодное осеннее ненастье, на одной из больших тульских дорог, залитой дождями и изрезанной многими черными колеями, к длинной избе, в одной связи которой была казенная почтовая станция, а в другой частная горница, где можно было отдохнуть или переночевать, пообедать или спросить самовар, подкатил закиданный грязью тарантас с полуподнятым верхом, тройка довольно простых лошадей с подвязанными от слякоти хвостами.
4. Ведь было время, Николай Алексеевич, когда я вас Николенькой звала, а вы меня — помните как?
5. Со стыдом вспоминал свои последние слова и то, что поцеловал у ней руку, и тотчас стыдился своего стыда.

Мда, Бунин умел писать "короткие" предложения)

Мартыновских Галина Вячеславовна

практическая работа (И.Бунин "Темные аллеи")

ВложениеРазмер
praktich_buninno7.docx 25.3 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа № 7

Тема : И. Бунин «Темные аллеи».

  • Сформировать навыки учебного труда: понимание задания,
    продумывание хода его выполнения, подготовка к активной
    работе, соблюдение рационального режима труда.
  • Развитие творческих способностей обучающихся, их познавательной
    активности, умение самостоятельно разобраться в инструкции к
    заданию.
  • Развитие понимания авторской позиции, образного и аналитического мышления, устной и письменной речи обучающихся.
  • Совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения.

Прочитайте рассказ И. Бунина «Темные аллеи». Ответьте на вопросы.

1. Идеи (ответы должны быть аргументированы).

1.1.Как связано название рассказа с содержанием? Какое другое название могли бы вы предложить?

1.2.Почему эту историю нельзя назвать сентиментальной? Как бы могли развиваться события в «сентиментальном варианте»?

1.3.Можно ли сказать, что виной несостоявшейся любви были сословные предрассудки героя?

2. Повествование, образы

2.1.Как связан пейзаж с сюжетом?

2.2.Где и как речь героини выдает ее невысокую образованность?

2.3.Каковы особенности речи героя? В каких словах герой описывает героиню в молодости? Когда герой выражается подобным образом? Как это его характеризует?

2.4.Отчего возникает чувство стыда и как оно развивается у героя? Что говорит это о характере героя?

2.5.Почему на слова кучера герой отвечает «Это ничего не значит»?

2.6.Бунин известен как мастер тонкого наблюдения, точной детали. Найдите в тексте примеры, касающиеся поведения героев при встрече, которые свидетельствуют, что они очень по-разному любили друг друга.

3.1.Что означает: «николаевская шинель», «в одной связи казенная станция, а в другой частная горница», «суровая скатерть», «печь, белевшая мелом», «отвал тахты», «отдала свою горячку», «пошлая история»?

3.2.Какой прием соответствует выражениям: «выкинул из тарантаса ногу»;

«мельком глянул на округлые плечи»; «легкие ноги»; «лошади ровно шлепали по лужам»? Какую роль в тексте играет каждое из них?

3.3.Почему герой говорит: «Будь здорова, милый друг», а не «милая подруга»?

3.4.Что значат выражения: «Мертвых с погоста не носят»; «Баба – ума палата»?

В холодное осеннее ненастье, на одной из больших тульских дорог, залитой дождями и изрезанной многими черными колеями, к длинной избе, в одной связи которой была казенная почтовая станция, а в другой частная горница, где можно было отдохнуть или переночевать, пообедать или спросить самовар, подкатил закиданный грязью тарантас с полуподнятым верхом, тройка довольно простых лошадей с подвязанными от слякоти хвостами. На козлах тарантаса сидел крепкий мужик в туго подпоясанном армяке, серьезный и темноликий, с редкой смоляной бородой, похожий на старинного разбойника, а в тарантасе стройный старик военный в большом картузе и в николаевской серой шинели с бобровым стоячим воротником, еще чернобровый, но с белыми усами, которые соединялись с такими же бакенбардами; подбородок у него был пробрит и вся наружность имела то сходство с Александром II, которое столь распространено было среди военных в пору его царствования; взгляд был тоже вопрошающий, строгий и вместе с тем усталый.

Когда лошади стали, он выкинул из тарантаса ногу в военном сапоге с ровным голенищем и, придерживая руками в замшевых перчатках полы шинели, взбежал на крыльцо избы.

– Налево, ваше превосходительство, – грубо крикнул с козел кучер, и он, слегка нагнувшись на пороге от своего высокого роста, вошел в сенцы, потом в горницу налево.

В горнице было тепло, сухо и опрятно: новый золотистый образ в левом углу, под ним покрытый чистой суровой скатертью стол, за столом чисто вымытые лавки; кухонная печь, занимавшая дальний правый угол, ново белела мелом; ближе стояло нечто вроде тахты, покрытой пегими попонами, упиравшейся отвалом в бок печи; из-за печной заслонки сладко пахло щами – разварившейся капустой, говядиной и лавровым листом.

Приезжий сбросил на лавку шинель и оказался еще стройнее в одном мундире и в сапогах, потом снял перчатки и картуз и с усталым видом провел бледной худой рукой по голове – седые волосы его с начесами на висках к углам глаз слегка курчавились, красивое удлиненное лицо с темными глазами хранило кое-где мелкие следы оспы. В горнице никого не было, и он неприязненно крикнул, приотворив дверь в сенцы:

Тотчас вслед за тем в горницу вошла темноволосая, тоже чернобровая и тоже еще красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку, с темным пушком на верхней губе и вдоль щек, легкая на ходу, но полная, с большими грудями под красной кофточкой, с треугольным, как у гусыни, животом под черной шерстяной юбкой.

Приезжий мельком глянул на ее округлые плечи и на легкие ноги в красных поношенных татарских туфлях и отрывисто, невнимательно ответил:

– Самовар. Хозяйка тут или служишь?

– Хозяйка, ваше превосходительство.

– Сама, значит, держишь?

– Что ж так? Вдова, что ли, что сама ведешь дело?

– Не вдова, ваше превосходительство, а надо же чем-нибудь жить. И хозяйствовать я люблю.

– Так, так. Это хорошо. И как чисто, приятно у тебя.

Женщина все время пытливо смотрела на него, слегка щурясь.

– И чистоту люблю, – ответила она. – Ведь при господах выросла, как не уметь прилично себя держать, Николай Алексеевич.

Он быстро выпрямился, раскрыл глаза и покраснел.

– Надежда! Ты? – сказал он торопливо.

– Я, Николай Алексеевич, – ответила она.

– Боже мой, боже мой, – сказал он, садясь на лавку и в упор глядя на нее. – Кто бы мог подумать! Сколько лет мы не видались? Лет тридцать пять?

– Тридцать, Николай Алексеевич. Мне сейчас сорок восемь, а вам под шестьдесят, думаю?

– Вроде этого. Боже мой, как странно!

– Что странно, сударь?

– Но все, все. Как ты не понимаешь!

Усталость и рассеянность его исчезли, он встал и решительно заходил по горнице, глядя в пол. Потом остановился и, краснея сквозь седину, стал говорить:

– Ничего не знаю о тебе с тех самых пор. Как ты сюда попала? Почему не осталась при господах?

– Мне господа вскоре после вас вольную дали.

– А где жила потом?

– Долго рассказывать, сударь.

– Замужем, говоришь, не была?

– Почему? При такой красоте, которую ты имела?

– Не могла я этого сделать.

– Отчего не могла? Что ты хочешь сказать?

– Что ж тут объяснять. Небось, помните, как я вас любила.

Он покраснел до слез и, нахмурясь, опять зашагал.

– Все проходит, мой друг, – забормотал он. – Любовь, молодость – все, все. История пошлая, обыкновенная. С годами все проходит. Как это сказано в книге Иова? "Как о воде протекшей будешь вспоминать".

– Что кому бог дает, Николай Алексеевич. Молодость у всякого проходит, а любовь – другое дело.

Он поднял голову и, остановясь, болезненно усмехнулся:

– Ведь не могла же ты любить меня весь век!

– Значит, могла. Сколько ни проходило времени, все одним жила. Знала, что давно вас нет прежнего, что для вас словно ничего и не было, а вот. Поздно теперь укорять, а ведь правда, очень бессердечно вы меня бросили, – сколько раз я хотела руки на себя наложить от обиды от одной, уж не говоря обо всем прочем. Ведь было время, Николай Алексеевич, когда я вас Николенькой звала, а вы меня – помните как? И все стихи мне изволили читать про всякие "темные аллеи", – прибавила она с недоброй улыбкой.

– Ах, как хороша ты была! – сказал он, качая головой. – Как горяча, как прекрасна! Какой стан, какие глаза! Помнишь, как на тебя все заглядывались?

– Помню, сударь. Были и вы отменно хороши. И ведь это вам отдала я свою красоту, свою горячку. Как же можно такое забыть.

– А! Все проходит. Все забывается.

– Все проходит, да не все забывается.

– Уходи, – сказал он, отворачиваясь и подходя к окну. – Уходи, пожалуйста.

И, вынув платок и прижав его к глазам, скороговоркой прибавил:

– Лишь бы бог меня простил. А ты, видно, простила.

Она подошла к двери и приостановилась:

– Нет, Николай Алексеевич, не простила. Раз разговор наш коснулся до наших чувств, скажу прямо: простить я вас никогда не могла. Как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было. Оттого-то и простить мне вас нельзя. Ну, да что вспоминать, мертвых с погоста не носят.

– Да, да, не к чему, прикажи подавать лошадей, – ответил он, отходя от окна уже со строгим лицом. – Одно тебе скажу: никогда я не был счастлив в жизни, не думай, пожалуйста. Извини, что, может быть, задеваю твое самолюбие, но скажу откровенно, – жену я без памяти любил. А изменила, бросила меня еще оскорбительней, чем я тебя. Сына обожал, – пока рос, каких только надежд на него не возлагал! А вышел негодяй, мот, наглец, без сердца, без чести, без совести. Впрочем, все это тоже самая обыкновенная, пошлая история. Будь здорова, милый друг. Думаю, что и я потерял в тебе самое дорогое, что имел в жизни.

Она подошла и поцеловала у пего руку, он поцеловал у нее.

Когда поехали дальше, он хмуро думал: "Да, как прелестна была! Волшебно прекрасна!" Со стыдом вспоминал свои последние слова и то, что поцеловал у ней руку, и тотчас стыдился своего стыда. "Разве неправда, что она дала мне лучшие минуты жизни?"

К закату проглянуло бледное солнце. Кучер гнал рысцой, все меняя черные колеи, выбирая менее грязные и тоже что-то думал. Наконец сказал с серьезной грубостью:

– А она, ваше превосходительство, все глядела в окно, как мы уезжали. Верно, давно изволите знать ее?

– Баба – ума палата. И все, говорят, богатеет. Деньги в рост дает.

– Это ничего не значит.

– Как не значит! Кому ж не хочется получше пожить! Если с совестью давать, худого мало. И она, говорят, справедлива на это. Но крута! Не отдал вовремя – пеняй на себя.

– Да, да, пеняй на себя. Погоняй, пожалуйста, как бы не опоздать нам к поезду.

Низкое солнце желто светило на пустые поля, лошади ровно шлепали по лужам. Он глядел на мелькавшие подковы, сдвинув черные брови, и думал:

"Да, пеняй на себя. Да, конечно, лучшие минуты. И не лучшие, а истинно волшебные! "Кругом шиповник алый цвел, стояли темных лип аллеи. " Но, боже мой, что же было бы дальше? Что, если бы я не бросил ее? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?"

И, закрывая глаза, качал головой.

20 октября 1938

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Разработка фрагмента практической работы для учащихся 6 класса. Тема обучающей практической работы: Определение географической широты объектов

Определение географической широты объектовПрограммы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: География: Федеральный.


Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса. Тема обучающей практической работы: Выявление по картам особенностей расположения крупных форм рельефа, сопоставляя карту строения земной коры с физической картой

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г.


Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса. Тема обучающей практической работы: Определение поясного и местного времени для разных пунктов России

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г.

Актуальность темы: Знание психики, возрастных, физиологических особенностей и клинического диагноза позволяет организовать более оптимальную корре.


Практическая работа «Практические способы измерения сил»

работа может быть проведена на практическом занятии в 9 классе по образовательной программе РК 2013-14 уч.год .


Практическое задание №12 Тема: Итоговая практическая работа по БД

Практическое задание №12Тема: Итоговая практическая работа по БД.


Методические указания по проведению практического занятия по учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Практическая работа № 22

Тема. Оказание первой помощи пострадавшимЦель. В соответствии с ФГОС основная цель занятия направленна на реализацию умения оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему. Закрепление теорети.

Читайте также: