Когда появились кареты с лошадьми

Опубликовано: 25.03.2024

В старину транспортные средства были, как и сейчас: грузовые и легковые, с разными типами кузовов, престижные и простонародные. Но сами-то «средства» были другими: никаких авто или мото, а только на конной тяге!

Эволюция индивидуального транспорта

На Руси предшественники карет были колымаги и возки – экипажи уже закрытые, но без поворота и рессор. В них возили женщин, детей, стариков и царственных особ (так, Иван Грозный, желая куда-нибудь доехать, трясся в возке), а мужчины в те поры предпочитали конское седло. Со временем прямоугольные кузова возков и колымаг стали подвешивать на ремнях, чтоб не так трясло, и додумались обивать их внутри бархатом.

На знаменитой картине В.И. Сурикова «Утро стрелецкой казни» изображена колымага, да ещё и с двумя арапами.

Карета: и роскошь, и средство передвижения

Самым престижным и дорогим транспортом были кареты. Они, в отличие от тарантаса, коляски или линейки, имели закрытый кузов, стеклянные окошки и обязательно рессоры. Впрочем, рессоры, как и «поворотный круг» передней оси, у карет появились только во второй половине XVII века. Да и окошки долго были слюдяными. Первую в мире карету с остеклёнными окнами изготовили в Германии в 1610 году, к бракосочетанию короля Фердинанда III с инфантой Марией Испанской.

К концу XVII века появились стальные рессоры вместо ремней, и новая упряжь, позволявшая лошади тянула повозку не шеей, а грудью, что увеличивало её тяговую силу.

Понятно, ездить куда бы то ни было, не имея тормозов, было никак нельзя. Деревянные повозки, особенно кареты – тяжёлые, высокие – на поворотах, бывало, из-за скорости опрокидывались, а на крутых спусках накатывались на лошадей. Чтобы держать управление, замедлять ход или вообще останавливаться, поначалу использовали клинья; форейторы бежали рядом с каретой и на ходу подкладывали их под колёса. Позднее изобрели рычаг с закреплённой на конце его, у колеса, кожаной подушкой: возница рычагом прижимал её к ободу, и замедлял вращение.

Пробки на дорогах XVI века

Во времена папеньки Петра I, царя Алексея Михайловича, оборотистые купцы наладили импорт карет из Европы в таких количествах, что быстро насытили рынок, тем более, что мастера Колымажного двора Кремля сами стали делать кареты не хуже европейских. В итоге московские улицы намертво встали в пробках, и царь Фёдор Алексеевич (брат Петра) указом от 28 декабря 1681 года запретил пользоваться каретами всем, кроме членов Боярской Думы, но и боярам велел запрягать в карету лишь двух лошадей. Впрочем, по праздникам разрешил четырёх, а на свадьбу даже шесть коней! Всем прочим указано было ездить летом верхом, а зимой в санях, запряжённых одной лошадкой.

Позже Пётр учёл этот печальный опыт и повелел строить Петербург так, чтобы улицы в нём были широкими и прямыми.

Царские кареты

Дорожный возок Петра I был небольшой, чёрный, с четырьмя маленькими окнами и без особых удобств, лишь бы доехать. Но время шло; кареты из средства передвижения быстро превращались в предмет роскоши, и уже дочь императора, Елизавета, разъезжала в экипажах резного дерева, с позолотой, и с малиновыми бархатными полстями, подбитыми бобром, внутри.

Через несколько десятилетий парадная карета Екатерины II блистала украшениями из драгоценных камней. А для её сына Павла построили такую громадную карету, что в неё могло поместиться аж двенадцать человек. Зачем, история умалчивает.

В 1767 году Екатерина II совершала ознакомительную поездку по стране, и прибыла в Казань по реке Волге. У пристани её ждала карета. Восторженные жители даже выложили ковровую дорожку от корабля до кареты, дабы императрица не испачкала бы ног и пышного платья. «Санкт-Петербургские ведомости» сообщали: «Карета Её Величества в восемь лошадей, и у каждой лошади шло по одному конюху, перед цугом шли четыре придворных скорохода и два арапа по трое на стороне. С каждой стороны шло ещё по четыре гайдука. За каретой же взвод кавалергардов».

Карета: и роскошь, и средство передвижения

Покидая город, императрица подарила карету архиепископу Казанскому и Свияжскому Вениамину. С тех пор никто в ней не ездил, а только ею любовались. Карета поныне стоит в городском музее, но это ещё полдела: на улице Баумана в историческом центре города карете императрицы поставили памятник!

Кареты прочих знатных особ

Вслед за царями блистать своими выездами стала вся петербургская и московская знать. Чем богаче транспортное средство владельца, тем, значит, выше его положение в обществе, причём выражение «выезжать в свет» подразумевало именно выезд в карете, а не в дрожках – пусть даже к приятелю в соседний дом.

Петербург стараниями Петра был попросторнее Москвы, и здесь, например, полковник непременно выезжал четвернёй, а то и на шести лошадях. Правила этикета требовали, чтобы кучер обязательно был с длинной бородой, в кафтане и высокой шляпе с загнутыми полями, а на запятках стояли бы два форейтора. Колёса иногда обивали серебром, а остекление кареты очень долго считалось особым шиком.

В 1858 году Россию посетил французский литератор Теофиль Готье. О пристрастии русской знати к каретам он писал: «В Петербурге… считается, что людям определённого уровня ходить пешком не к лицу, не пристало. Русский без кареты, что араб без лошади. Подумают ещё, что он неблагородного происхождения, что он мещанин или крепостной».

Зимой кареты отнюдь не простаивали, их переставляли на полозья. У Достоевского в «Дядюшкином сне» дорожная карета князя свалилась на дорогу: «вшестером подымаем наконец экипаж, ставим его на ноги, которых у него, правда, и нет, потому что на полозьях». Но это – в дальней дороге. В больших городах даже и зимой ездили на колёсах. В «Войне и мире» Льва Толстого описана зимняя поездка в оперу: «Попав в вереницу карет, медленно визжа колёсами по снегу, карета Ростовых подъехала к театру».

Каретных дел мастера

В пушкинские времена прославился качеством своей работы мастер Иоганн Иохим. Пушкин однажды сетовал в письме, что чинил карету не у него: «Каретник мой – плут, взял с меня за починку 500 рублей, а в один месяц карета моя хоть брось. Это мне наука: не иметь дела с полуталантами. Фребелиус или Иохим взяли бы с меня 100 рублей лишних, но зато не надули бы меня».

Мастер Иохим был настолько хорош, что когда в 1829 году в Петербурге проходила «Всенародная выставка российских изделий» (там экспонировались и кареты тоже) удостоился золотой медали.

Не менее известны были каретники Карл Неллис, Корш, Брейтигам. Каретами работы Брейтигама пользовался царь Александр II, он и к месту своей гибели ехал в его карете. А в бывшей мастерской Неллиса в 1896-м изготовили первый русский автомобиль.

В Москве, на Покровке, дом 9, работало несколько поколений знаменитых каретников Арбатских. Они даже попали в литературу! Так, в комедии А.Н. Островского «Свои люди – сочтёмся!» жаждущая роскоши Липочка просит мужа: «Уж вы, Лазарь Елизарыч, купите ту коляску-то, что смотрели у Арбатского».

Общественный транспорт XIX века

Для людей попроще были и кареты попроще. В 1830 году в Петербурге появились, как сообщала «Северная пчела», «городские кареты, известные в Париже под названием омнибус, для доставления небогатой, то есть многочисленной части нашей публики, они служат средством за небольшую плату посещать загородные места».

В омнибусах было два ряда кресел. Пассажиры, по три в ряд, сидели лицом друг к другу. Ещё шестеро ехали на империале, куда поднимались по откидной лесенке. Впереди сидел кучер, сзади – кондуктор с трубой.

Кроме омнибусов, были ещё кареты извозчиков – это в городах, а кареты почтовые пересекали пространства между городами.

В 1898 году в Москве открылись первые станции скорой помощи, а больных в них возили в каретах, которые так и назывались: «кареты скорой помощи», и так они называются до сих пор, хотя на смену лошадкам давно пришёл бензиновый двигатель.

Дмитрий КАЛЮЖНЫЙ.

Илл .: Заглавная картинка, если кто не узнал, из к/ф «Фанфан-тюльпан». 

История карет | Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Карета (от лат. carrus - повозка) - закрытая пассажирская повозка с рессорами. Первоначально кузов подвешивался на ремнях, потом для подрессоривания стали использовать пружины (с начала XVIII века), а с начала XIX века стали использовать рессоры. Чаще всего ими пользовались для личного пользования, хотя с позднего средневековья в Европе начали использоваться в том числе и в качестве общественного транспорта. Пример - дилижанс, омнибус и шарабан.

История карет, фото № 1

Вот этой хранящейся в Эрмитаже колеснице больше 2,5 тысяч лет! Найдена она на Алтае. Такой сохранности древних колесниц нигде в мире больше нет.

Первые повозки на конной тяге были найдены в кельтских захоронениях. Их кузов подвешивался на ремнях. В доисторической Европе также использовались четырехколесные экипажи с классической конструкцией в виде колеса и рессорной подвеской.

В I веке до н.э. римляне использовали подрессоренные колесницы для путешествий. Однако с упадком цивилизации, все секреты о изготовлении данного транспортного средства были полностью утеряны. Скорее всего, римляне использовали цепи или кожаные ремни в качестве некого подобия рессоры на что указывают раскопки древнеримской эпохи. Поскольку колесница являлась достаточно легким, быстрым и маневренным средством передвижения, то она хорошо зарекомендовала себя в боях. Воинов на колесницах легко можно было переправить из одного места сражения в другое.

В XV веке появился новый вид транспорта – карета. Это была повозка, кузов которой ремнями прикреплялся к изогнутой раме. Такое приспособление помогало смягчить толчки колес, но экипаж становился очень укачивающим. Кареты были дорогие и принадлежали только знати и титулованным особам.

В XVI-XVII столетиях развивалось внутренне удобство кареты. Появились кареты с кожаными боковыми тентами, жесткой крышей, а также застекленные (которые стали называться «берлинами»). Так как экипажи тех времен двигались медленно и путешествия занимали очень много времени, появились кареты с раскладными постелями. Они получили название «дормезы» – от французского «дормир» – «спать».

История карет, фото № 2

На Руси наиболее древним из колесных экипажей была колымага(колымажка). Словарь русского языка XI–XVII вв. определяет колымагу как «закрытый экипаж шатрового типа с кожаными пологами, закрывающими оконные отверстия». Эта ранняя форма колымаги свидетельствует о ее происхождении от колесных повозок кочевых народов. В более позднее время колымаги по внешнему виду мало отличались от карет. Наиболее ранние упоминания о колымагах относятся к XVI веку. Судя по контексту использования слов «колымага» и «колымажка», в этих экипажах передвигались женщины, больные, старики.

История карет, фото № 3

Колымага, Россия. 1640-е гг.

История карет, фото № 4

Карета царя Бориса Годунова, подаренная ему английской королевой.

История карет, фото № 5

Летняя "потешная" каретка принадлежала царевичу Алексею Петровичу. Мастерские Конюшенного приказа Московского Кремля, 1690-1692 гг. Дуб, кожа, тафта, олово, медь, слюда; тиснение, золочение. Высота - 140; ширина - 75; длина

Слово «карета» пришло в Россию вместе с немецкими каретами ( нем karette), когда, с середины XVII века, они стали в массовом порядке завозиться германскими купцами и становились все популярнее среди московской знати.

В 1681 году был прописан указ, полагающий боярам ездить в карете, запряженной двумя лошадьми, по праздникам - четырьмя, а на свадьбу можно было позволить себе даже шесть коней! Все прочие должны летом ездить верхом, а зимой в санях, запряженных одной лошадкой.

Однако уже в XVIII веке кареты из удобного транспортного средства превратились в элемент престижа, способ подчеркнуть свое положение в обществе. Среди знатных людей было принято именно "выезжать" в свет. Предпочтение пеших прогулок граничило с непристойным поведением и всячески порицалось. Подобное следование правилам света вскоре было доведено до абсурда. Ведь даже до соседнего дома полагалось ехать в полностью запряженном экипаже.

История карет, фото № 6

История карет, фото № 7

О внешнем виде карет следует сказать отдельно. Наличие собственного выезда было «визитной карточкой» состоятельного человека. Это был целый ритуал, отличающийся необыкновенной роскошью и помпезностью. Например, лица с чином полковника и выше должны были выезжать в карете в четыре или шесть лошадей, при этом с длиннобородым кучером и с двумя форейторами. Самые знатные бояре обивали кареты внутри красным бархатом, особой роскошью считались застекленные окна. Жены знати (бояр и дворян) круглый год ездили в закрытых каретах (экипажах), летом это были колымаги, зимой - каптаны. Эти экипажи бывали очень богато отделаны, внутри обиты соболями, а колеса кованы серебром. В колымагу (летнюю карету) обычно запрягали одну лошадь, хотя знатные дамы запрягали по несколько гуськом (так например царица выезжала аж на 12 белых лошадях, а еще ее сопровождали верховые прислужницы). Карета императора Петра I была весьма скромна на вид - черного цвета, с четырьмя оконцами. Зато кареты Екатерины II и Павла I поражали роскошью! Снаружи позолоченные, украшенные росписью. В карету Павла I влезало до двенадцати человек!

История карет, фото № 8

Карета Екатерины в Эрмитаже

Карета парадная четырехместная 1856 г. Санкт-Петербург, Россия

В 18 веке Петр I учредил регулярную почту. Появилась сеть станций, в распоряжении смотрителей были лошади, почтовые кареты, ямщики. Путешественники, приезжая на станцию, оставляли уставших лошадей и брали свежих, проплачивая их стоимость. Чиновники брали по статусу от двух до двенадцати лошадей, а помещики и вовсе использовали своих лошадей и кареты - пусть медленнее, зато дешевле.

Теперь сам Александр I ездил по Петербургу в карете с одной лошадью. В те времена две столицы соединяла грунтовка протяженностью 750 километров. В 1820 году стали ездить кареты-дилижансы. Места внутри такой кареты стоили 100 рублей, снаружи 75. Вскоре появились дешевые аналоги дилижансов - "сидейки". В такую карету помещалось пять человек: трое внутри, двое снаружи. Запрягалась всего одна лошадь. Поездка из Петербурга в Москву в такой карете длилась неделю (в дилижансе 4-5 суток).

Во времена Онегина главным городским транспортом были кареты извозчиков. В Петербурге их было много, но стоил проезд в таких пролетках дорого.

История карет, фото № 9

В 1830 году появились омнибусы, это большие кареты типа нынешних автобусов. В них помещалось шестеро человек и столько же ехало на крыше кареты.

История карет, фото № 10

История карет, фото № 11

Люди побогаче могли себе позволить личные кареты и щеголяли в основном качеством и грациозностью лошадей. Ездили быстро и лихо. У столичных богачей были свои парки карет, от легких дрожек до больших дорожных карет. Конечно, самыми удобными для передвижения были кареты, по сути это были "мерседесы" пушкинской эпохи. Также к каретам относились домрезы, - это большие спальные кареты оптимальные для путешествий на большие расстояния. Но большинство горожан предпочитали брички, дрожки, возки и кибитки.

Все это легкие открытые или полуоткрытые экипажи, которые не могут по сути называться каретами, так как карета по определению - это ЗАКРЫТЫЙ экипаж (повозка) на рессорном ходу, с дверцами и окнами. Возок по сути почти карета, это закрытый экипаж с дверцами и окнами. Кибиткой называли простые экипажи на колесном или санном ходу. Бричка это легкий, полуоткрытый экипаж, а дрожки - рессорная коляска, порой весьма щегольского вида.

Начало же XX века было ознаменовано массовым производством автомобилей. Позолоченные кареты и быстрые экипажи остались в прошлом, казалось бы, навсегда. Однако, в наше время вновь появился спрос на конные экипажи. Существуют целые фабрики, создающие кареты по оригинальным чертежам прошлых лет. Сегодня аренда кареты на свадьбе или романтическом свидании - признак хорошего вкуса и неординарности заказчика. Благородная красота экипажей, своеобразная экзотичность, соответствующая модному стилю «ретро», и неповторимый колорит истинно русского размаха создают особую атмосферу и дарят возможность окунуться в эпоху прошлых столетий!

Карета — рессорный конный экипаж закрытого типа. Использовалась для частных поездок, перемещения воинов по полю боя во время войн и в качестве общественного транспорта. Применялась для длительных путешествий в любое время года.

Первые упоминания

Первые конные повозки появились в Месопотамии в 3-м тысячелетии до нашей эры. Они представляли собой двухколесные колесницы, запрягаемые парой лошадей. Они были легкими, быстрыми и вмещали до двух человек.

Встречались повозки и в захоронениях кельтов. Это были четырехколесные экипажи с кузовом на ремнях. Их конструкция уже тогда была близка к каретам более позднего периода. Пользовались колесницами и во времена правления китайской династии Чжоу, существовавшей до нашей эры.


Колесница, возрастом более 2,5 тысяч лет. Найдена в Алтайском крае

Умели создавать повозки и древние римляне в 1 веке до нашей эры. Как показывают раскопки, вместо рессор они также использовали ремни либо цепи. К сожалению, начиная с этого периода, умение мастерить колесницы было утеряно. Люди начинают вновь пользоваться четырехколесными экипажами только в средние века.

Средневековье

В ХIV-XV столетиях кареты делали из дерева и железа. Уже тогда их оббивали кожей, покрывали позолотой, украшали родовыми гербами. Первые модели дополнялись навесным козырьком над сиденьем кучера, который прикрывал от солнца и осадков. Запрягались одной-двумя парами лошадей, зависимо от собственного веса. Принадлежали они исключительно титулованным особам и были большой редкостью. Их использовали для перевозки людей на небольшие расстояния, так как пассажиров в них сильно укачивало. Известно, что в начале ХVI столетия на весь Париж было всего три экипажа.

Популярность кареты набирают к концу ХVI – началу ХVII столетий. В этот период колесная езда начинает конкурировать с верховой. Появляются варианты с жесткой крышей и раскладными постелями. В это же время возникают первые модели с застекленными окнами. Начинает активно развиваться и внутреннее убранство конных экипажей.


Классический средневековый экипаж

История экипажей на Руси

Первые конные повозки существовали на Руси с незапамятных времен. Использовали их преимущественно для перевозки клади. «Прабабушкой» кареты стала колымага — крытая повозка шатрового типа. Передвигались в ней женщины, старики и немощные.

Непосредственно кареты появились в середине ХVII века и принадлежали царским особам. Изначально применялись для церемониальных выездов и только в ХVIII столетии стали использоваться для путешествий.

Встречались как экипажи с жестким каркасом и крышей, так и брички с балдахинами.


Карета, подаренная Борису Годунову королевой Англии в начале ХVII ст.

В 1681 году вышел забавный указ, запрещающий всем, кроме бояр, ездить в каретах. В нем говорилось, что летом можно передвигаться верхом, а зимой — в санях с одной лошадью. С боярами тоже не все было просто: в обычные дни они могли запрягать в экипаж одну пару лошадей, в праздничные — две, а в свадебные — целых три.

Позже появился приказ, согласно которому все полковники и люди более высокого чина должны были перемещаться в каретах, запряженных двумя или тремя парами лошадей. При этом кучер обязан был иметь длинную бороду.

К концу ХVIII столетия кареты стали элементом престижа. Внешний вид и количество запряженных лошадей позволяли определить положение человека в обществе. Известны случаи, когда богатые люди впрягали в карету 9-12 коней. Наиболее состоятельные горожане оббивали внутреннюю часть кареты красным бархатом и соболиным мехом, стеклили окна, а колеса покрывали серебром. Доходило до абсурда — знать отказывалась ходить пешком и выезжала в экипажах даже в гости к соседям.

Любопытный факт! Зимой нередко использовали кареты на полозьях. Известно, что в 1742 году, во время поездки на собственную коронацию, Елизавета Петровна впрягла в зимний экипаж 23 лошади!

Вместительность была разной: встречались как компактные двухместные экипажи, так и просторные, способные вместить более 10 человек.

В ХVIII- ХIХ столетиях карета стала почтовым и общественным транспортом. Особенно популярными были дилижансы, места в которых были и внутри и снаружи. В это же время возникли омнибусы — удлиненные экипажи, вмещавшие шесть человек внутри и шесть — на крыше.


В ХХ столетии кареты утратили свою актуальность в связи с активным развитием автомобилестроения. Сегодня они используются в качестве экзотического транспорта на свадьбах, экскурсиях, тематических вечеринках и фотосессиях.

История транспорта в России и за рубежом

Автор: Игорь Гробарь, журнал «Строительство Москвы», 1926 г.

izvozchik

Несмотря на глубокую древность простой колесной повозки, начало которой теряется во временах доисторических, обычай ездить в экипажах установился в Европе сравнительно не так давно. Забытый со времени древних римлян, знавших несколько видов экипажа, обычай этот возродился только во второй половине XVI века.

В средние века езда на колесах казалась предосудительной и допустимой разве только для стариков и старух, да больных, не могущих ездить верхом. Верховая езда после пешего хождения была самым главным способом передвижения.

На картинах и фресках итальянских художников XV века, уделявших немало внимания современности и охотно вносивших черты окружавшего быта в изображения мифологических, исторических и религиозных сцен, мы часто встречаем корабли, лодки, всадников и всадниц и совсем не видим экипажей и даже немудреных повозок. Нет их и на картинах мастеров XVI века, ибо езды на колесах, как повседневного бытового явления, не существовало.

В первой половине XVI века во всем Париже были только три кареты, повозки же предназначались исключительно для перевозки кладей, да и то их предпочитали возить на вьючных животных.

Только к концу XVI века колесная езда начинает конкурировать с верховой и лишь в XVII веке она входит уже во всеобщее употребление, да и то, главным образом, в зажиточных классах. Богачи и аристократы начинают соперничать между собой роскошью своих выездов и всякими новинками.

Любопытно, что первая карета со стеклами появилась в Париже только в 1599 г. На тогдашних парижан она производила неописуемое впечатлением и казалась чем-то сказочным по затейливости.

С каких пор стали ездить на колесах в древней Руси, сказать трудно, но во всяком случае колесные телеги для кладей существовали уже с незапамятных времен. Каковы были эти телеги?

Если мы не можем говорить с уверенностью о форме телег времени удельных князей, то у нас есть все основания утверждать, что с XVII и, вероятно, XVI века, вид телеги не изменился до наших дней, и Суриков был прав, когда он в свои исторические картины всписывал прямо с натуры современные нам телеги и дровни. Об этом свидетельствуют как описания и рисунки иностранцев, наезжавших в древнюю Русь, так и те счастливо уцелевшие до нас образцы, которые хранятся в наших музеях.

krestyanskie_sani_drovni

Крестьянские дровни, конец 19 века

Очень показательна в этом отношении телега, находившаяся некогда в музе Строгановского училища, переданная оттуда в Российский Исторический Музей. Кузов этой телеги XVII века отличается от нынешней крестьянской только наличием резьбы, давно уже выведшейся из употребления во всем крестьянском быту.

Так знаток древнерусского быта, каким был автор “Стрельцов” и “Покорения Сибири”, В. И. Суриков, с особенным увлечением рассказывал о логичности, необычайной конструктивности и красоте русской телеги и русских дровней. Он часами мог говорить на эту излюбленную тему.

«Когда я телегу видел, — говорил Суриков, — каждому колесу готов был в ноги поклониться. А в дровнях-то какая красота: в копылках, в вязах, в саноотводах, в изгибах полозьев: как они колышатся и блестят, точно кованые! Я, бывало, мальчиком еще переверну санки и рассматриваю, как это полозья блестят и какие извивы у них. Ведь русские дровни воспеть нужно».

Само собой разумеется, что как телеги, так и сани были, главным образом, предназначены для перевозки кладей. Экипажи существовали только для церемониальных выездов царей, цариц и патриархов.

Как и в Западной Европе, дальний путь совершался большей частью по рекам. Реки были главными артериями политической и экономической жизни: по рекам были расположены все главные города, рассадники культуры и искусства. Знаменитый поход Ольги в Царьград совершился из Киева по Днепру до моря; все значение Новгорода и Пскова заключалось в реках и озерах, омывавших эти города. Дальние путешествия на колесах — достояние сравнительно недавнего времени, едва ли старше XVIII века, обычные же поездки совершались верхом.

Подобно своим западным собратьям, русские художники только с конца XVI века начали — и то чрезвычайно редко и скупо — уделять внимание колесной повозке. Одними из наиболее ранних изображений колесной повозки являются те, которые мы видим на некоторых клеймах, окружающих икону «Троицы» Московских писем, находящуюся в Третьяковской галерее и относящуюся к концу XVI века.

Дальнейшее развитие колесного экипажа находим в ярославских и костромских фресках конца XVI века. Очень забавный экипаж — род брички с балдахином — имеется на фреске 1681 года в церкви Ильи Пророка в Ярославле, изображающей один из эпизодов из жития пророка Елисея.

Старинная повозка

Часть фрески 1681 года с изображением колесного экипажа

Форма этой брички явно заимствована из современной художнику иностранной гравюры и ее русский облик несколько сомнителен. Своеобразную телегу, очень напоминающую в основе нынешнюю крестьянскую, мы видим на фреске Костромского Ипатьевского монастыря, изображающей «Обращение Савла» (1685 г.) и другую, с кузовом в форме фигурного ящика — на фреске Спасо-Преображенской церкви за Волгой, в Костроме (1700 г.)

Царской власти надо было действовать на воображение народа, и цари поэтому рано начали заводить пышные выходы в соборы и выезды на богомолье. Для торжественных выездов необычайно богатую и затейливую карету имел уже Борис Годунов.

В Оружейной палате хранится красивая, тонкой резьбы, карета, издавна слывущая под именем «английской». В описи Палаты 1706 г. про нее значится: «привезена из аглицкой земли в 1625 году и переделана в Москве в 1678 году».

Английская карета, 17 век

Можно предполагать, что это та самая карета, которая была прислана в дар Борису Годунову английской королевой Елизаветой в 1603 г. Кузов ее украшен разными рельефами, изображающими битвы христиан с магометанами.

В той же Оружейной палате хранится еще одна ранняя русская карета, относящаяся к началу XVII века, так называемая «бархатная» или «патриаршая».

Карета , XVII век

«Бархатная» или «Патриаршая» карета начала XVII века (Оружейная Палата)

В описи Палаты 1706 года, составленной стольинком Бутурлиным, она значится поступившей в казну после боярина Никиты Ивановича Романова, следовательно, должна была принадлежать его сыну патриарху Филарету Никитичу. В 1658 г. ее переделывали для встречи грузинского царя Теймураза, приехавшего в Москву.

Обе эти кареты подвешены на ремнях, которые в то время заменяли рессоры, появившиеся значительно позже, только в начале XVIII века. Рессоры были первоначально стоячими, лежачие же изобретены всего лишь в начале XIX века.

Из других экипажей, сохранившихся до нас от XVII века, следует отметить карету патриарха Никона в музее бывшего Новоиерусалимского монастыря.

Из экипажей Петровского времени выделяется карета Петра I, хранящаяся в Воронеже, и карета Дмитрия Ростовского, находящаяся в Ростове-Великом.

Очень курьезна детская каретка Петра I в Оружейной Палате, дающая представление о той примитивности, с которой в то время конструировали колесный ход.

Детская карета Петра I

Детская карета Петра I (Оружейная Палата)

Блестящие образцы придворных карет XVIII имеются в собрании бывшего Конюшенного музея, ныне в Нескучном саду в Москве, а также в собрании Оружейной Палаты.

В этом последнем собрании отметим интересную по форме карету Анны Ивановны, сделанную мастерами Петербургского Конюшенного двора в 1739 г.

Карета императрицы Анны Ивановны

Карета императрицы Анны Ивановны

Насколько пышнее было время Елизаветы, видно по карете, поднесенной ей гетманом Кириллом Разумовским в 1754 г.

Карета Императрицы Елизаветы Петровны

Карета императрицы Елизаветы Петровны

В собрании музея Мебели в Нескучном саду особенно выделяется превосходной работы карета, присланная Елизавете Фридрихом Великим в 1746 г.

Из исторических саней любопытна — не столько своей художественной работой, сколько чисто бытовой стороной — «зимняя линея» Елизаветы Петровны, в которой эта веселая царица совершала свое знаменитое путешествие в Москву для коронования в 1742 г. Линея была запряжена 23 лошадьми, — одною парою и семью тройками — гуськом.

Зимняя линейка

Зимняя линейка императрицы Елизаветы Петровны

Знать тянулась за царями, менее родовитые за более родовитыми. Люди побогаче и познатнее ездили, ни дать ни взять, как цари, если и не на 23 лошадях, то по крайней мере на 9, как мы видим на характерном рисунке Аткинсона, относящегося к концу XVIII века.

Карета на полозьях

Езда в карете по-ямски, со стоящими на полозьях гусарами. Рис. Аткинсона, конец XVIII века.

К концу XVIII века в Петербурге и Москве уже были свои каретные мастера, сначала простые шорники, собиравшие экипажи из сборных частей, а позднее и заправские специалисты. Из экипажей высшего и среднего дворянства сохранились до нас только единичные образцы. Очень любопытная карета и линейка конца XVIII – начала XIX века находятся сейчас в музее бывшей Троице-Сергиевой Лавры, куда они были вывезены из имения Орловых-Денисовых – «Шеметово», Сергиевского уезда.

Карета, 18 век

Карета конца XVIII века, работы русских мастеров

Экипаж

Экипаж «линейка», конец 18 века

В конце XVIII века в Западной Европе появились первые общественные экипажи, носившие самые разнообразные наименования:

  • дилижансы,
  • мальпосты,
  • почтовые кареты,
  • брички и т.п.

В начале XIX вка они завелись и в России. К этому же времени у нас были уже и извозчики, ездившие на «гитарах» и дрожках (и те и другие на стоящих рессорах). «Гитары» продержались до 1860-х годов, дрожки с незначительными изменениями дошли до наших дней.

Извозчичий экипаж

Извозчичий экипаж «Гитара», начало XIX века. Рис. Гейслера

Извозчик на дрожках. Рис. Барбь

Извозчик на дрожках. Рис. Барбье

Наш обзор развития колесного передвижения был бы неполон, если бы мы не отметили того гигантского перелома, который был произведен изобретением паровой машины, применением к движению пара и рельсов.

Идея парового движения родилась во Франции и первый паровоз-экипаж был сконструирован французским инженером Кюньо в 1769 г. Это была деревянная трехколесная повозка, снабженная паровым котлом и «движимая действием водяного пара, вырабатываемого при помощи огня».

В 1804 году английские инженеры Тревитик и Вивиан соорудили уже гораздо более близкий к современному паровозу железный четырехколесный экипаж с паровым котлом и паровым цилиндром. Идея парового движения созрела уже до такой степени, что в 1829 году в Англии был объявлен специальный конкурс на постройку лучшего паровоза. Из пяти представленных машин испытанию были подвергнуты только три, из которых первая премия была присуждена паровозу знаменитого Стефенсона.

Глядя на эту машину, невольно поражаешься близости ее к современным нам: весь смысл мощных паровозов наших дней здесь уже налицо, даже самая форма его и сопряжение с тендером по существу почти не изменилось.

Первый паровоз Стефенсона. 1825 г.

Первый паровоз Стефенсона. 1825 г.

Стефенсоновский тип был вскоре принят по всей Европе и проник в Америку.

Россия немногим запоздала по сравнению с Западом. В 1833 г. сын механика Нижне-Тагильских горных заводов, Ефим Черепанов, побывав в Англии и познакомившись там с паровозом Стефенсона, построил совместно с отцом машину, которую они назвали «сухопутным пароходом». Проведя рельсы, названные ими «чугунными колесопроводами», они добились скорости до 15 верст в час.

Паровоз Черепанова

Паровоз, построенный Е. Черепановым

Идея рельс родилась в Англии, где она выросла из деревянных колей – брусьев, применявшихся уже с XVII века в английских рудниках.

В XVIII веке эти брусья, по которым катились колесные тележки, стали делать из чугуна, откуда оставался уже только один шаг до железных рельс.

Первая железная дорога, построенная в России, была Царскосельская, открытая в 1838 г.; вторая дорога, Варшавско-Венская, закончена в 1848 году, и Николаевская, ныне Октябрьская, открыта в 1851 году.

Не останавливаясь на эволюции велосипеда и автомобиля, прошедшей почти на наших глазах, скажем два слова о применении парового двигателя к судам. Такой двигатель был впервые применен на воде американцем Фултоном в 1807 году.

Фултоновский пароход был уже ясно выраженным типом двухколесного парохода, додержавгося в речном судоходстве до наших дней.

Замена колес винтом введена впервые в 1830-х годах.

Русская тройка зимой, санки, вороные кони

Русская тройка зимой

Ямщик в снегу, тройка

sverchkov_imperator_nikolai_i

Император Николай I

Сани, запряженные тройкой, серые в яблоках кони

Сани, запряженные тройкой

Русская тройка, сани

Русская тройка летом

Русская тройка летом

Русская тройка

proletka_letom_kucher

Пролетка, конец 19 века

lihach

Кучер на козлах

Кучер на козлах

kucher

Кучер. Старинная цветная фотография

В странах Европы до XV в. из-за плохих дорог люди предпочитали езду верхом. В начале XVI в. в Париже было только три кареты. В России даже тогда, когда появились кареты, царь, его семья и родовитые бояре еще долго ездили на санях даже летом. Езда в санях считалась почетнее езды на колесах. По форме сани напоминали лодку с загнутыми краями впереди и сзади и совсем не были похожи на современные сани.
В XV в. русские князья ездили в «избушках на санях» . Летопись называет их «каптанами с оглоблями» .

Древние кареты были очень громоздкие. При езде в них сильно трясло, они легко опрокидывались. В конце XV в. венгерские мастера г. Кочи стали подвешивать кузов как люльку между четырьмя стояками. От этого кузов экипажа меньше трясло, но круто повернуть такую карету было почти невозможно. Поэтому еще при царе Михаиле Романове колеса карет при поворотах заносили на руках. Ездить в безрессорных, не снабженных поворотным передним ходом экипажах по немощенным и не освещенным улицам было страшно неудобно. Приспособления для поворота - «лебяжью шейку» и поворотный круг - стали делать в России во второй половине XVII в. , а через сто лет появились «пружины экипажа» - горизонтальные и вертикальные рессоры.


Зимний возок петербургской работы

Все древние экипажи были открытыми или закрывались занавесками, позже их сменила слюда, а затем зеркальные стекла.

Сани, каптаны, кареты изготовля¬лись из дорогого дерева - бука, ясеня и клена. Они украшались золоченой резьбой, расписывались разноцветными красками, обивались дорогими тканями, редкими мехами; си¬денья были с пуховыми подушками.

Каретами принято называть закрытый со всех сторон экипаж. Этот термин вошел в употребление в России во второй половине XVII в. , на Запа¬де-в XVI в.

В XVI-XVII вв. кареты изготов¬лялись главным образом при царском и патриаршем дворах или же поступали с Запада.

До начала XIX в. в России и в Западной Европе каретами пользовались только высокопоставленные лица. По специальному указу о правилах езды, относящемуся к концу XVII в. , в России могли ездить в каретах только бояре. Во Франции в 1662 г. была попытка пустить 8-местные общественные кареты для «чистой публики» , куда не пускали солдат и лакеев. Экипажи эти были встречены камнями, бранью и вскоре были сняты. Общедоступные кареты появились в 1819 г.


Карета, английской работы крнца 16 - начала 17 века. Подарок короля Англии Якова Первого Борису Годунову

Самым древним экипажем в Оружейной палате является карета английской работы конца XVI - начала XVII в. Она с занавесками вместо стекол, без рессор и поворотного круга. Кузов подвешен на ремнях. Нет места для кучера. Лошадей или вели под уздцы или управляли, сидя на одной из них верхом.

Карета украшена живописью и скульптурной резьбой, которая изображает битву христиан с мусульманами, триумфальное шествие победителя, сцену охоты. Внутри кареты - кресла, обитые иранским бархатом. По некоторым предположениям, эта карета была сделана в Англии в подарок Борису Годунову от английского короля Якова I. В 1678 г. ее переделывали для встречи польско-литовского посольства.

Более усовершенствованным экипажем является карета польской работы начала XVII в. Это старейший из образцов закрытого экипажа. В окна его вставлена слюда. Предполагают, что карета попала в Москву как трофей русско-польской войны в 1655 г. или еще раньше, при возвращении патриарха Филарета из польского плена. Эту карету изобразил на своей картине «Утро стрелецкой казни» великий русский художник В. И. Суриков.

Карета французской работы 1721 г. уже имеет стальные рессоры, поворотный круг. Балка, проходящая под кузовом, в передней части получила раздвоение с характерным изгибом - «лебяжьей шейкой».

В России первые кареты появились в XVII. Они были весьма просты, например, карета Петра I была небольшой, черного цвета с четырьмя окошками. Однако уже в XVIII веке кареты из удобного транспортного средства превратились в элемент престижа, способ подчеркнуть свое положение в обществе. Среди знатных людей было принято именно "выезжать" в свет. Предпочтение пеших прогулок граничило с непристойным поведением и всячески порицалось. Подобное следование правилам света вскоре было доведено до абсурда. Ведь даже до соседнего дома полагалось ехать в полностью запряженном экипаже.

О внешнем виде карет следует сказать отдельно. Наличие собственного выезда было «визитной карточкой» состоятельного человека. Это был целый ритуал, отличающийся необыкновенной роскошью и помпезностью. Например, лица с чином полковника и выше должны были выезжать в карете в четыре или шесть лошадей, при этом с длиннобородым кучером и с двумя форейторами. Самые знатные бояре обивали кареты внутри красным бархатом, особой роскошью считались застекленные окна. Экипажи Екатерины II были позолоченными, украшенными ручной росписью. А в карету Павла I помещалось до двенадцати человек!

XIX век принес перемены в каретную моду. Если в прошлом столетии были приняты неспешные выезды-смотры, то в начале девятнадцатого века жизнь начала диктовать другой ритм, и каретные экипажи начали двигаться по улицам с большой скоростью. Осталась в прошлом и пышность экипажей. Теперь сам Александр I ездил по Петербургу в карете с одной лошадью.

Читайте также: