Когда появилось седло для лошади

Опубликовано: 22.04.2024

История седла уходит корнями в глубокую древность. Имя того изобретателя, который первым придумал покрыть спину лошади, не сохранилось, но эта идея буквально изменила ход истории. Лошадь и прежде была незаменимым компаньоном в походах, военных и переселенческих, но маневренность всадников была ограниченной, а длительность переходов – незначительной. С изобретением сёдел начался расцвет конницы, а значит новых открытий и завоеваний.

По мнению историков, именно резкие стремительные набеги варварских племен сильно подорвали могущество Римской Империи. Конница нападала и моментально отступала, а римские воины, которые не знали о существовании сёдел, могли преследовать её недолго и только по прямой.

Из глубин древности

Первые упоминания о седле встречаются у ассирийцев. Около 3 тысяч лет назад эти азиатские племена придумали ходить в разведку и преследовать врагов не на громоздких колесницах, а верхом на маневренных лошадях. Уже 2,5 тысячи лет назад они стали стелить на спину животных большую попону или привязывали подобие подушки. Она помогала удерживаться верхом, управлять движением, защищала спину скакунов от потёртостей. В бою такая конструкция была неудобна: всадник сидел, плотно обхватывая конский корпус ногами, и ему передавались все колебания при скачке. Прицелиться из лука было трудно, да и управлять несущейся на полном скаку лошадью и одновременно целиться – задача сложная даже для искусных воинов. Поэтому перед боем ассирийцы спешивались и сражались на земле или передавали поводья пешему помощнику.

Чуть позже, в VIII веке до н.э., к идее попоны пришли скифы (Рис.1). Они в совершенстве овладели искусством управления коленями, поэтому могли вести дальний бой, не спешиваясь. Но при ближнем бое по-прежнему спускались на землю, иначе отдача от удара копьем или мечом могла легко вышибить всадника из седла.


Рисунок 1

Средневековье

Вновь о сёдлах вспомнили во времена раннего Средневековья, когда на сцене истории появились рыцари. Массивные, закованные в латы наездники на лошадях в металлическом облачении часто не могли сами двигаться. Если такую «консервную банку» вышибали из седла, рыцарь оставался беспомощным, пока не подоспеют оруженосцы и не водрузят его обратно на лошадь. Что самое обидное, падали рыцари не только от вражеских ударов, но и ударив сами, ведь по законам физики сила действия равна силе противодействия. Выход из ситуации нашли, изменив конструкцию сёдел. Их стали делать глубокими с окованной железом деревянной передней лукой и высокой спинкой, доходящей до середины корпуса. Массивная передняя лука прикрывала с боков ноги и бёдра рыцаря и могла доходить до груди, ездок держался левой рукой за скобу на луке, чтобы не вылететь из седла. (Рис.2) Высокая спинка прикрывала промежность и филейную часть, которые для удобства были прикрыты только лёгкой кольчугой. (Рис.3) Дополняли амуницию длинные стремена, так что закованный в латы воин буквально стоял в седле, и выбить его оттуда было сложно (Рис.4).


Рисунок 2


Рисунок 3


Рисунок 4

Вместе с тем, плотно сидящему в седле массивному рыцарю было неудобно атаковать. Хотя высокая конструкция седла была рассчитана на то, чтобы лошадь не мешала использованию оружия, но общий вес снаряженного всадника выдерживали немногие. В битву приходилось брать с собой трёх лошадей (дестриэ) и двух-трёх оруженосцев.

Новое время

Со временем стало понятно, что из рыцарей кавалерию не составишь, и на смену им пришли маневренные воины на удобных сёдлах. Примерно в это время стало понятно, что основное назначение седла – сделать посадку удобной, распределить вес всадника, защитить спину лошади. Примерно в это же время эволюция сёдел пошла по двум параллельным путям развития: азиатскому и европейскому.

Азиатские сёдла – без спинки и передней луки, с короткими стременами. Рассчитаны они на маневренность, быстрые атаки и дальний бой. Всадника было легко выбить из седла, зато он мог привставать на стременах и рубить саблей во всех направлениях.

Европейские сёдла подходили для ближнего боя, их высокая передняя лука и спинка дополнительно прикрывали всадника и обеспечивали плотную посадку (Рис.5). У польских гусар спинка седла доходила до плеч, так что ни выбить их, ни напасть сзади было невозможно. Зато и сам воин был ограничен в движениях и не мог быстро спешиться. Ближе к 19 веку стало понятно, что преимущество за азиатскими сёдлами, и постепенно вся Европа перешла на них.


Рисунок 5

Современность

В 20 веке кавалерия постепенно отошла на задний план. В России в годы завоевания Средней Азии и после, во время Гражданской войны, мобильные летучие отряды использовались в горах и степях, где много непроходимых склонов или открытых пространств. К началу Второй мировой войны от конницы почти отказались. Так что к концу прошлого века верховые лошади использовались в основном в сельском хозяйстве и спорте.

С развитием конных видов спорта появилась необходимость в лёгких плоских сёдлах, в которых всадник сидел бы с наклоном вперед. Такая поза удобна при прыжках через препятствия, скачках, выездке. За основу новых сёдел взяли английские охотничьи сёдла, которые были популярны в Великобритании в самом начале 18 века. Постепенно английские спортивные сёдла видоизменялись в зависимости от вида спорта, для которого они были предназначены. Сегодня различают более десятка их типов седел: выездковые, конкурные , троеборные, скаковые, пробежные, учебные, дамские, для бегов, для поло, для шоу и другие.

Не так давно в моду вернулись американские ковбойские сёдла. Изначально они были предназначены для работы со скотом, поэтому строение их отличается от привычных нам английских: они больше прилегают к позвоночнику животного, захватывая и область плеча. Благодаря такой конструкции они менее травматичны для мышц спины, лошадь может проводить под ковбойским седлом до 5 часов. В Америке, на родине ковбоев, сёдла различаются по типам в зависимости от задачи владельца: заездить молодую лошадь, поймать бычка, выполнять рутинную работу на ранчо. У нас ковбойские виды спорта пока развиты мало, поэтому сёдла используются в туристических походах или у частных коневладельцев

Евсеенков А.С., Гончарова О.А.

Конь на латинском языке - equus. От этого слова происходит название воина, сражающегося на коне - эквит (лат. equites). Также от латинского слова caballus - "лошадь, кляча" происходит современное слово "кавалерия". Конные воины могли быть вооружены копьями, луками и длинными мечами с щитами, а лошадей в Древнем Риме заковывали в доспехи не хуже, чем их всадников.


Надгробие всадника Silius из Dienheim с востановленными цветами. Inv. Nr. S50 Майнц, Германия. 2-ой век н.э.

Конное снаряжение в античности

Снаряжением, без которого было невозможно ездить на лошади, были упряжь, шпоры и седло. Всадник во время езды прочно удерживался в седле и управлял конём с помощью упряжи, а вот стремян в античности не существовало, они появились значительно позже, уже в эпоху Средневековья. Лошадиную упряжь могли украшать круглыми пластинками, аналогичными фалерам. Помимо фалер на лошади могло быть огромное количество декоративных элементов, не уступающих по сложности и красоте чеканной экипировке самих всадников. Защитные металлические пластины могли быть украшены гравировкой или чеканкой со сложными сюжетами, часто мифологическими, и быть сделаны из цветных металлов.


Зарисовка римских шпор

Римские шпоры (calcaria) были заимствованы у македонцев, которые первыми их начали использовать со времён Филиппа II. Шпоры широко использовались во всей Империи, и существует немало их археологических находок. Внешне они представляли собой полумесяц, который плотно обхватывал пятку всадника и часто имел шип длиной 1-4 см на обратной стороне. Шпоры крепились к обуви (калигам и кальцеям) с помощью кожаных ремешков. Интересно заметить, что функция шпор в Древнем Риме была противоположна современной: шпоры использовались для замедления движения лошади вплоть до полной её остановки. Если лошадь ускоряла шаг, всадник бил её шпорами, это приучало лошадей носить своих наездников с осторожностью.


Находка римской шпоры на месте битвы в Тевтобургском лесу, Varusschlacht im Osnabrücker Land GmbH — Museum und Park Kalkriese. Начало 1-го века н.э.
Находка римской шпоры на месте битвы в Тевтобургском лесу, Varusschlacht im Osnabrücker Land GmbH — Museum und Park Kalkriese. Начало 1-го века н.э.

Как и всадник, лошадь могла быть хорошо защищена доспехами. Археологами найдены в большинстве своём чешуйчатые конские доспехи. Голову защищал специальный шлем, который мог быть украшен сложными, объёмными чеканными сюжетами. Такой шлем часто защищал глаза, обеспечивая при этом коню хороший обзор, и на глазницах могла быть не просто сетка, а искусные узорные переплетения. Широкое распространение конских доспехов подтверждается как археологическими, так и изобразительными источниками. Согласно современной терминологии, комплекс конных доспехов можно классифицировать как бардинг.

Бард (англ. Barding) — название конского доспеха (обычно употребляется по отношению к Средневековью). Изготавливается из металлических пластин, кольчуги, кожи или простёганной ткани. Состоял из следующих элементов: шанфрон (защита морды), критнет (защита шеи), пейтраль (защита груди), круппер (защита крупа) и фланшард (защита боков).


Трёхсоставная защита головы лошади (шанфрон), тип B. Бронза. Начало 3-го века н.э. Найдено в окрестностях форта Straubing, Германия.
Греческая защитная амуниция для лошади. Найдено в Италии. 6-ой век н.э.
Трёхсоставная защита головы лошади (шанфрон), тип B. Начало 3-го века н.э. Бронза, покрытая серебром. Найдено в окрестностях форта Straubing, Германия.

Противники Рима также активно использовали в бою тяжёлобронированную кавалерию. На колонне Траяна изображены парфянские катафрактарии: можно увидеть, что хорошо защищены были не только всадники, но и сами лошади, чьи чешуйчатые доспехи покрывали туловище и голову. Рим перенял данный тип кавалерии, который позднее встал на вооружение армии Восточной Римской империи.


Парфянский конь в доспехах с колонны Траяна. Начало 2-го века н.э.
Рисунок катафрактария из Дура-Европос. 2-3 век н.э.
Чешуйчатая конская броня. Железные чешуйки на кожаной основе. Середина 3-го века, Дура-Европос. Хранится в Yale University Art Gallery.

Первостепенную важность среди прочих элементов античного конного снаряжения всё же имеет седло. Так как всадник должен уверено держаться на лошади без стремян, и при этом сражаться, к надёжности и эргономике седла предъявляли повышенные требования. Изготавливалось оно из кожи, натянутой на деревянную основу, и наполнялось войлоком. Выкройки и этапы изготовления реконструкции античного седла представлены на рисунках ниже.


Схема строения античного седла
Этапы производства античного седла

Оседланная лошадь

Седло является самым известным элементом конной амуниции. Существует множество видов сёдел, но большинство из них являются устаревшими и используются только в различных исторических реконструкциях. В настоящее время популярны спортивные и выездковые варианты. Чтобы выбрать правильное седло для лошади, или сделать его своими руками, нужно знать особенности их конструкции.

Для чего вообще нужны сёдла?

Некоторые считают, что сёдла предназначены лишь для удобства всадников, а для коня они неудобны и обременительны. Безусловно, человеку намного удобнее использовать данное приспособление для верховой езды. Спина коня не настолько ровная, чтобы едок мог расположиться там с комфортом. К тому же к седлу крепятся стремена, служащие всаднику опорой.

Чем седло для лошади помогает животному и наезднику:

  • Седло защищает спину животного от различных натираний;
  • Устройство сёдел помогает равномерно распределять вес всадника на спине коня;
  • Под седло подкладываются потники, которые помогают защитить спину лошади;
  • Сидя в современном седле, ездок приобретает необходимую выправку.

Исходя из вышеперечисленного, можно понять, что оседланный конь предпочтительнее для своего владельца, да и сам он будет лучше защищён от травм и натёртостей спины.

Виды конских сёдел

Конское седло

В настоящее время сёдла бывают различного вида:

  • Азиатские;
  • Дамские;
  • Казачьи;
  • Английские;
  • Испанские и так далее.

Очень редко встречаются такие специфические виды как седло «вестерн» или индейский тип. Большинство современных моделей этого типа можно встретить только на различных шоу или исторических реконструкциях. Несмотря на это, современные и исторические варианты имеют между собой много общего:

  • Все они имеют переднюю и заднюю луки;
  • Крыло и подкрылок;
  • Подпруг;
  • Потник;
  • Приструги;
  • Шнеллера;
  • Подушки;
  • Ремни путилищ;
  • Стремяна.

Некоторые специфические модели, например, женское седло, имели нестандартную конструкцию.

Особенности кавалерийского и казачьего сёдел

Казачье седло

Кавалерийское седло представляет собой удобный элемент конской сбруи, предназначенный для длительного нахождения в нём всадника. Особенностью кавалерийских сёдел является материал, из которого изготовлен ленчик. Как правило, это было дерево или сталь. Так как этот тип сбруи использовался в армии, часто снабжались различными приспособлениями для крепления поклажи и оружия.

Казачье седло отличалось от кавалерийского типа более традиционной для восточных моделей формой. Всадник сидит значительно выше, чем в европейских типах сёдел. К тому же казачьи модели имеют специальные рукояти, которые расположены на передней и задней луках. Когда-то давно эти рукояти использовались в качестве креплений для оружия. Сейчас эти рукояти используются, как правило, в качестве опорных точек при джигитовке. Под казачье седло подкладывается потник, попона никогда не использовалась.

Дамское седло и его особенности

Дамское седло

Первое дамское седло появилось ещё в Древней Греции. На старинных фресках можно встретить изображения, отдалённо напоминающие современные модели. Главной особенностью современных дамских сёдел является наличие двух лук. Это даёт возможность всаднице, которая сидит боком, более уверенно себя чувствовать на спине лошади. Несмотря на своё «женское» предназначение, дамское седло весьма опасное изобретение. Однако в прошлом дамы могли в нём не только быстро скакать, но и брать различные препятствия.

Стоит особо отметить, что старое дамское седло весит около 12 кг, что делало конную прогулку для одинокой дамы проблемным занятием. Как правило, дамам с лошадьми помогали слуги или родственники, а у наиболее знатных особ были специальные конюхи, которые часто не только сопровождали хозяйку, но и вели её коня под уздцы.

Современные модели дамских сёдел изготавливаются из облегчённых материалов, что делает их не только более доступными по цене, но и легкими более чем в два раза. Устройство седла современного типа позволяет всаднице чувствовать себя более комфортно и уверенно.

Спортивные сёдла для конного спорта

Спортивное седло

Сёдла для спортивных конных состязаний можно разделить на следующие виды:

  • Выездковое седло. Этот тип специально предназначен для конной выездки. Посадка у всадника очень глубокая, так как лошадь должна чувствовать малейшие изменения в позе человека, и понимать все его команды, которые подаются корпусом и ногами. Сёдла выездкового типа имеют укороченные сиденья и узкие полки;
  • Спортивное седло универсального типа. Этот вид подходит в основном для любителей, которые не стремятся к профессиональному участию в соревнованиях. Благодаря удобству, сёдла данного типа могут использоваться для прогулок, охоты и различных тренировок;
  • Седло для спортивного троеборья. Данная модель очень похожа на универсальную, но имеет выдвинутое вперёд крыло. Это обеспечивает удобство при принятии полевой посадки во время кросса;
  • Скаковое седло отличается минимальным весом, так как в скачках играет роль каждый лишний килограмм. Стремена у этого типа короткие, так как всадник во время состязаний стоит в них.

Тем, кто не собирается заниматься профессиональным конным спортом, лучше приобретать универсальные сёдла.

Особенности подбора сёдел

Лошадь с седлом

От правильного выбора седла зависит не только удобство всадника. Это напрямую влияет на взаимоотношения между животным и человеком. Если седло будет доставлять коню неприятные ощущения, то взаимопонимания с всадником у него никогда не будет, поэтому седло нужно обязательно примерить. При этом нужно обратить внимание на следующие моменты:

  • Равномерность расположения седла на спине коня;
  • Проверить, не давит ли конструкция с какой-либо стороны;
  • Седло не должно смещаться как вперёд, так и назад.

Если всё в порядке, нужно затянуть подпруги и совершить пробную поездку. При этом обращают внимание на следующие нюансы:

  • Посадка всадника должна быть удобной;
  • При езде рысью нужно обязательно убедиться в отсутствии шерсти на вальтрапе. Сам вальтрап не должен высовываться из-под седла.

Если конь имеет нестандартное сложение, например, обладает широкой грудной клеткой, то вопрос подбора седла может затянуться на несколько лет. Проще будет найти хорошего шорника, который измерит вашего коня и сделает седло на заказ.

Этапы изготовления седла

Ленчик

Если вы хотите изготовить седло самостоятельно, то не стоит надеяться, что это получится с первого раза. Шорное ремесло, как и многое другое, требует усидчивости. Тем, кого не пугают трудности, нужно знать, что любое седло изготавливается в несколько этапов:

  1. Сначала изготавливается ленчик, который является основой всей конструкции. Именно от правильности изготовления ленчика зависит комфорт лошади. Основа конструкции изготавливается из деревянных дощечек, которые соединяются между собой металлическими дежками. Перед тем, как начать работу, нужно сделать макет изделия, используя для этого картон и проволоку;
  2. После изготовления ленчика, нужно набить внутреннюю обивку. Для этого изготавливается основа из фанеры, на которую накладывается обивка из поролона. Чаще всего, поролон складывается в несколько раз. При набивании поролона на фанерную основу, нужно следить, чтобы гвозди входили в основание ленчика;
  3. Следующим этапом является изготовление наружной обивки. Как правило, для этого используется натуральная кожа. Так как работа с кожей требует определённых навыков, можно вместо неё использовать любую толстую ткань из натуральных материалов;
  4. После изготовления седла, нужно сделать подпруги. Они располагаются асимметрично. Главная задача подпруг – это фиксация седла в одном положении.

Естественно, что данной информации будет недостаточно для самостоятельного изготовления седла, зато это поможет разобраться в конструкции сёдел.

Как оценить степень износа седла

Многие начинающие наездники, которые решились на приобретение собственной лошади, сталкиваются с необходимостью приобретения седла. Так как новые изделия стоят достаточно дорого, часто приходится выбирать бывшие в употреблении изделия. При выборе следует обратить внимание на следующие нюансы:

  • Первым делом проверяются приструги. Они могут быть растянутыми или истончёнными. Так как приструги без проблем можно заменить, не стоит отказываться от седла, тем более, если оно в отличном состоянии, а вот цену можно существенно сбросить;
  • Все заклёпки и замки путлищ должны быть на месте и работать исправно;
  • Далее нужно проверить ленчик. Он не должен быть деформирован или сломан. От покупки седла со сломанным ленчиком следует сразу же отказаться;
  • Следующим этапом будет осмотр седельных подушек. Они не должны быть деформированные. При необходимости, набивку седельных подушек можно заменить.

Кроме того, внешний вид седла не должен иметь видимых следов износа. Потёртости допускаются, но седло с порванной кожей брать не стоит.

Кожаное седло

Вариантов сёдел существует великое множество. Главное при выборе – ориентироваться не на внешний вид, а на удобство как для всадника, так и для лошади.


Военное дело на рубеже эпох. Боевые кони Средневековья были, вопреки всем представлениям, ненамного больше обычных крестьянских лошадок, что доказывают сделанные на них конские доспехи. То есть это были крупные кони, никто с этим не спорит, но отнюдь не великаны. Конечно, есть полотна художников, на которых боевые кони просто гиганты. Но в то же время есть гравюры Дюрера, картины Брейгеля и Тициана, на которых изображены лошади высотой в холке максимум 1,5 м, что в принципе не так-то и много. С другой стороны, вспомним, кто именно многим живописцам в то время – а речь идет о грани между Средневековьем и Новым временем, – позировал: императоры Максимилиан I и Карл V («повелитель Испании, Германии и обеих Индий»), король Франциск I и Генрих VIII… Понятно, что им вряд ли понравилось бы, изобрази их художники на лошадях, которые по своим размерам недостойны высоких титулов своих всадников!


Куда важнее размеров была выучка коня. То есть рыцарь не мог прямо вот так взять и сесть на первого попавшегося крепкого скакуна из своего табуна. Коня требовалось научить не бояться лязга мечей, пушечных выстрелов, копейного древка рядом со своим правым глазом (обычная лошадь его боится и «подает» на рыси и на галопе влево!), но главное – участвовать в бою по воле своего хозяина! Так, если рыцарь был окружен пехотинцами противника, то он мог поднять своего коня на дыбы, чтобы ему было удобнее рубить их мечом сверху, в то время как конь молотил их передними копытами. Эта фигура даже имела собственное название – «левада» и тренировалась одновременно и конем, и всадником. Далее, конь, стоя на задних, ногах должен был совершать прыжки, что давало ему возможность разорвать кольцо вражеских пехотинцев. Такие прыжки назывались «курбеты» и, понятно, что конь должен был быть очень силен, чтобы прыгать в латах весом от 30 до 60 кг вместе с седлом, да еще и со всадником, тоже облаченным в броню. А еще была и такая фигура, как «каприола», когда конь, сделав высокий прыжок, бил при этом всеми четырьмя ногами, отчего пехотинцы разбегались кто куда. Мало того, приземлившись, конь должен был еще и сделать на задних ногах полный разворот – «пируэт», и вновь устремиться за бегущими противниками. Киприолу использовали и против всадников.


Понятно, что столь высоким уровнем «боевой подготовки» обладали далеко не все рыцарские кони. Кстати, рыцари ездили исключительно на жеребцах, ездить на кобылах считалось позорным. У большинства кони были обучены идти шагом, но по первому «приказу» пускаться в галоп. И примерно то же самое получилось в конце XV – начале XVI века, когда развитие массовых армий, вооруженных новым оружием и, прежде всего, конницы пистольеров, привело к тому, что сильных, рослых коней стало просто не хватать. Убыль их была просто огромной, поскольку пехотинцы, набранные из крестьян, никакой ценности в них не видели и, пользуясь своими аркебузами, а затем и более мощными мушкетами, в первую очередь стреляли именно по лошадям!


Естественно, что ни кирасирам, ни пистольерам такая выездка лошадей просто не требовалась. Те же кирасиры атаковали пехоту двумя-тремя шеренгами, пустив коней галопом. При этом на последних метрах перед столкновением они стреляли по нему из пистолетов, а затем не снижая скорости, атаковали со шпагами в руках. Вторая и третья шеренга при этом часто вообще не стреляла, сберегая пистолеты до рукопашного боя.


Рейтарам нужно было, чтобы их лошади хорошо выполняли караколь, но и только. Поскольку во время войн гибло все больше лошадей, снабжать армию конями делалось все труднее, поэтому всадникам приходилось теперь довольствоваться нечистокровными лошадьми, к тому же еще и небольшого размера.


Поэтому для того чтобы поддерживать породу и иметь нужных лошадей всегда под руками, императоры Священной римской империи поддержали открытие в Вене так называемой «Испанской школы» верховой езды, а по сути – конского завода, где стали разводить лошадей знаменитой липпицианской породы, получившихся от скрещивания андалузских лошадей с лошадьми «чистой германской породы» и арабскими скакунами из Северной Африки.


Также с лошадьми повезло англичанам. Причем с самого начала их истории, если таковым считать 1066 год и завоевание Англии Гийомом Нормандским. Дело в том, что среди привезенных им в Англию коней было два вороных жеребца-полукровки, скрещивая которых с местными кобылами удалось в итоге получить лошадь так называемой «английской породы», для чего, кстати, в Англии постоянно завозили андалузских лошадок. Причем первые чистокровные английские лошади (под этим понимаются лошади с известной родословной и имеющие среди предков арабских лошадей из Аравии) имели в холке рост 150 см. и лишь позднее он стал достигать 170 см. Еще одна интересная порода английских лошадей – это английские шайры, существовавшие в Англии с очень давних времен. Опять-таки сегодня их рост в холке достигает 200 см, а вес 1300 кг. Даже менее массивные и высокие кони вполне могли нести на себе всадников даже в тяжелых кирасирских латах, вес которых нередко превышал 40 кг, то есть был больше, чем даже вес полных рыцарских доспехов.


Однако за пределами Англии и Германии, где породистых лошадей в целом хватало, всадникам жандармам, не говоря уже о кирасирах, рейтарах и легкоконниках, приходилось довольствоваться лошадьми-недоростками, вот почему, кстати, доспехов эти всадники и не носили. Даже лишний пистолет весом 1700 – 2 кг и тот вкупе со всем прочим снаряжением был для них в тягость. Известно, например, что многие пистольеры, имевшие в качестве вооружения четыре тяжелых пистолета и шпагу, носили в качестве защитного доспеха всего лишь… кольчужную пелерину, которая называлась «плащ епископа», закрывавшую руки до локтей и торс где-то до середины груди. В Германии, например, в коннице многих мелких протестантских князей, а также в Англии, у всадников на границе с Шотландией, такие пелерины были очень популярны особенно в середине XVI века.

Кони и сёдла XVI—XVII веков

Кстати, именно в середине XVI века произошел и массовый отказ от конской брони. Вскоре от нее сохранилась лишь верхняя часть шаффрона, закрывавшую верхнюю часть головы лошади. Но и эта часть конского доспеха пропала после 1580 года. Вместо них стали использоваться окованные металлом ремни уздечки, весьма похожие на собачий намордник. К концу века они были особенно популярны в германской кавалерии. В Италии использовались ремни, пересекавшиеся на крупе лошади и защищавшие от рубящих ударов. Но полноценной «броней» их, конечно, назвать невозможно, хотя они и были красивы. Вернее, их старались сделать красивыми, поскольку тогда было принято ходить на войну, как на праздник.


Однако для королей, князей и прочей знати латные доспехи для коней продолжали делать вплоть до начала XVII века. Особенно прославился своими работами французский мастере Этьен Делон, ну тот, что сделал эскизы для доспеха шведского короля Эрика XIV. Это были уже практически парадные доспехи, боевой ценности не имевшие. Просто так было принято, как сейчас, скажем, у некоторых арабских шейхов принято ездить на роллс-ройсах «Сильвер шэдоу», отделанных изнутри мамонтовым мехом.


Другое дело, что изменения в вооружении вызвали также изменения в конструкции седла. Вспомним, как выглядело типичное рыцарское седло. Оно было высоким, таким, что рыцарь чуть ли не стоял в стременах, с высокой передней лукой, которая сама по себе служила ему броней, и с не менее высокой задней, нередко подпертой прутьями, упирающимися в бард – доспех для крупа. Называлось оно «кресельным седлом» и выпасть из него, так же, как и выпасть из кресла, было совсем нелегко. По-другому оно называлось «немецкое седло» и оно было… слишком уж тяжелым.


С изменением (облегчением) копья задняя лука стала короче и более отлогой, а передняя уменьшилась в размерах. Сам ленчик стал короче, а седло, соответственно, легче. Интересно, что защитную функцию ограждения, ранее спускавшегося с передней луки вниз, теперь в новых условиях стали играть… две кобуры, крепившиеся спереди и неплохо защищавшие бедра всадника. Вспомните, как в романе Дюма «Виконт де Бражелон» граф де Гиш спрашивает Маликорна его мнения о пистолетных кобурах на седле и тот отвечает, что на его взгляд они тяжеловаты. А их действительно детали такими именно потому, что они играли роль своего рода «панциря». Сшить кожаный чехол для пистолета длиной 75 см было бы проще простого, но именно этого-то мастера-седельники и не делали.

Впрочем, удивляться тут нечему. Дело в романе происходит уже после реставрации английского короля Карла II. И тогда такое снаряжение было в ходу. И раз появившись, оно сохранялось затем очень долго, вплоть до начала XIX века, включая кобуры у седла, слева и справа. Ну, а тяжелые кирасирские доспехи в три четверти активно использовались в Тридцатилетней войне….


Автор и администрация сайта выражают сердечную благодарность кураторам Венской оружейной палаты Ильзе Юнг и Флориану Куглеру за предоставленную возможность использовать ее фотоматериалы.

Ленчик седла образца 1871 года (с деревянными луками)---В 1871 году русская кавалерия получила единый образец кавалерийских сёдел имеющих в своей основе деревянный ленчик усовершенствования Станковича (Платон Михайлович Станкович) .В 1885 г. новый тип седла подвергся изменению - суконное сиденье (сложенная поверх попона) заменено кожаным, деревянные луки (на изображении) — железными.

Ленчик седла образца 1871 года (с деревянными луками)---В 1871 году русская кавалерия получила единый образец кавалерийских сёдел имеющих в своей основе деревянный ленчик усовершенствования Станковича (Платон Михайлович Станкович) .В 1885 г. новый тип седла подвергся изменению - суконное сиденье (сложенная поверх попона) заменено кожаным, деревянные луки (на изображении) — железными.

Периодически буду делать заметки о конском снаряжении. Это важно для понимания истории кавалерии.

В 1871 году русская кавалерия получила единый образец кавалерийских сёдел имеющих в своей основе деревянный ленчик (усовершенствования Станкевича). Изображение №1 и фото №2
В 1885 г. новый тип седла подвергся изменению - суконное сиденье (сложенная поверх попона) заменено кожаным, деревянные луки (на изображении №1) — железными (изображение №3).
С 1885 года вводится два типа седла
-для рядового состава
- и офицерские (на фото №4).
Последующие года прослеживают небольшие изменения для этих седел, но в целом их концепция с 1885 года не изменяется до наших дней.

Ленчик седла образца 1885 года (с железными луками)---В 1871 году русская кавалерия получила единый образец кавалерийских сёдел имеющих в своей основе деревянный ленчик Станковича (Платон Михайлович Станкович).В 1885 г. новый тип седла подвергся изменению - суконное сиденье (сложенная поверх попона) заменено кожаным, деревянные луки — железными.

Ленчик седла образца 1885 года (с железными луками)---В 1871 году русская кавалерия получила единый образец кавалерийских сёдел имеющих в своей основе деревянный ленчик Станковича (Платон Михайлович Станкович).В 1885 г. новый тип седла подвергся изменению - суконное сиденье (сложенная поверх попона) заменено кожаным, деревянные луки — железными.

Офицерское седло. Россия. Нач XX века. Данный экземпляр произведён известнейшей отечественной шорной мастерской того времени

Офицерское седло. Россия. Нач XX века. Данный экземпляр произведён известнейшей отечественной шорной мастерской того времени "Вальтер и Кох" С-Петербург.----В 1871 году русская кавалерия получила единый образец кавалерийских сёдел имеющих в своей основе деревянный ленчик Станковича (Платон Михайлович Станкович).С 1885 года вводится два типа седла - для рядового состава и офицерские (на фото).Последующие года прослеживают небольшие изменения для этих седел, но в целом их концепция с 1885 года прослеживается до наших дней.

Почему важно, понимать значение конского снаряжения? Дело в том, что от качества снаряжения во многом зависела боеспособность конницы. «Немецкие» седла, чья конструкция была унаследована от рыцарской эпохи, лежали на спине лошади на кожаных подушках («пуках») и на попоне, сложенной в несколько раз. Такие седла были очень тяжелыми (вес с принадлежностями достигал 26 кг). Главным же их недостатком было то, что они «саднили лошадей», то есть натирали им спины, особенно в дальних походах при многодневном движении с полной походной выкладкой. А «венгерское» седло не лежало на спине лошади, но как бы стояло на ней, опираясь на спину лишь двумя своими деревянными полками. Полки эти соединялись между собой двумя деревянными изогнутыми перекладинами — луками: передней и задней. Между луками натягивалась полоса из кожи — сиденье. Вместо попоны и пуков использовались листы овечьего войлока, так называемые потники с кожаными крышами. Такое седло было значительно легче (вес с принадлежностями — до 14 кг) и меньше «саднило» лошадиные спины, так как между спиной лошади и седлом имелось пространство для свободного движения воздуха. Вот так выглядела седловка в 18 веке и начале 19, точнее вплоть до введения указанных в публикации сёдел.



Таким образом мы видим, что введение нового типа сёдел существенно упростило процесс седловки, и качество езды, поскольку седло с цельной кожаной крышкой и в сборе, более технологично в седловке и удобно при езде.

Читайте также: