Кто быстрее лошадь или машина

Опубликовано: 16.04.2024

Бороздил просторы интернета и наткнулся на такую интересную статью. Поскольку до конца так и понимал в чем же отличие между этими двумя параметрами, решил почитать. И вы знаете, я таки понял в чем смысл мощности и момента! Настолько просто и понятно в статье всё написано. Решил посмотреть ещё статейки на эту тему, но другие были более громоздкие и запутанные, что я решил не захламлять себе голову ненужной информацией и на этом закрыть для себя данный вопрос. А если кому то интересно, может ознакомиться с этой статьей ниже или по ссылке:

Основная выжимка из статьи:
Мощность мотора – величина не постоянная, а зависящая, прежде всего, от оборотов двигателя. Рядом со значениями максимальной мощности всегда указываются обороты, при которых она достигается. Наибольшую мощность современные моторы выдают в среднем при 5500–6500 об/мин. Hо кто ездит в таких режимах? В обычной городской езде тахометр показывает 2500–3000 об/мин. Не сложно представить, что если свой максимум двигатель достигает, к примеру, при 6000 оборотах, то при 3000 оборотах мощность будет вдвое меньше. Поэтому чтобы быстро ускориться, вы должны держать обороты двигателя в диапазоне, где находится максимальная мощность. Вот почему часто приходится переходить на передачу вниз, тем самым увеличивая обороты двигателя. Теперь представим, что нужно совершить обгон. Тут как нельзя, кстати, пришлись бы все лошадиные силы мотора, чтобы максимально ускориться. Hо к сожалению, нельзя сразу весь "табун" (допустим мощность автомобиля 100 л. с.) мобилизировать. Двигатель должен раскрутиться до 6000 об/мин., при которых в вашем pаспоpяжении окажутся все 100 "лошадей". Для этого мотору нужно время. Вот здесь-то и играет решающую роль крутящий момент.

Мощность двигателя – это энергия, вырабатываемая двигателем. Эта энергия преобразуется в крутящий момент на выходном валу двигателя, изменяется в его коробке и редукторе ведущего моста (если он есть) и попадает на колеса.
Таким образом, крутящий момент – это то, что на самом деле толкает машину вперед, а мощность – это то, что этот крутящий момент производит.

Даже при маломощном двигателе, мы сможем тронуться и вести груз за счет подбора передаточного отношения в коробке передач на малой скорости. Но затем нам захочется ехать быстрее, а для этого нужно, чтобы был достаточный крутящий момент во всем диапазоне скоростей, что достигается подбором шестерен на всех передачах в коробке передач и запасом мощности двигателя. Крутящий момент – это сила, умноженная на плечо ее приложения, которую может "предоставить" двигатель автомобилю для преодоления тех или иных сопротивлений движению. Сила измеряется в ньютонах, рычаг – в метрах. Чтобы было совсем понятно, приведем такой пример: 1 Н·м – это сила, с которой 0,1 кг давят на конец рычага длиной 1 м. В двигателе внутреннего сгорания роль рычага исполняет кривошип коленвала, через который и создается крутящий момент.
Именно от него зависит время достижения двигателем максимальной мощности, а значит и динамика разгона. Образно говоря, крутящий момент это "пастух", который "сгоняет" в единую упряжку все лошадиные силы мотора. Чем больше крутящий момент, тем быстрее двигатель набирает обороты, и тем скорее собирается воедино вся мощь мотора, и, соответственно, тем лучше ускоряется автомобиль.

Второй важный нюанс – обороты, на которых мотор развивает максимальный крутящий момент. Если, к примеру, максимум выдается при 4000 об/мин, то нужно некоторое время, чтобы pаскpутить двигатель. Здесь-то и теряется время, столь важное при том же обгоне.

Другое дело, если максимальный момент двигатель выдает, скажем, при 2000 об/мин. Тогда нет проблем, вы просто давите на газ, и машина сразу набирает ход, не теряя времени на pаскpутку мотора.

Получается, что главное в крутящем моменте не только его величина, но и обороты, при которых она достигается. Чем они меньше, тем лучше.
Как правило, большим запасом крутящего момента отличаются многоцилиндpовые моторы, двигатели с наддувом. Абсолютными лидерами по крутящему моменту являются дизели, а особенно тракторные. Некоторые из них достигают своего максимума уже с 1500 об/мин. Такие двигатели называют "тяговитыми". Когда говорят, что двигатель "хорошо тянет внизу", это значит, что пик крутящего момента приходится на невысокие обороты, например, 1500–2000 об/мин.

Бензиновые двигатели по сравнению с дизельными развивают не самый большой крутящий момент. К тому же максимального значения он достигает только на средних оборотах (в районе 4000–4500). Зато бензиновые моторы могут раскручиваться до 7000–8000 об/мин, что позволяет им развивать довольно большую мощность. Ведь согласно вышеприведенному утверждению, мощность зависит от количества оборотов. По этой же причине дизельные двигатели (развивают не более 5000 об/мин) проигрывают в максимальной мощности бензиновым собратьям.

Максимальная мощность двигателя прежде всего определяет максимальную скорость автомобиля. А крутящий момент – быстроту достижения мотором этой максимальной мощности. Золотое правило механики: выигрывая в крутящем моменте, проигрываем в частоте вращения. При стартах на ускорение бензиновый двигатель у дизеля выиграет, так как последнему придется чаще переключать передачи, поскольку пик крутящего момента достигается моментально (вот оно, превосходство момента!), а это дает секундные замедления оборотов и соответственно скорости. Ради справедливости отметим, что такая ситуация будет наблюдаться на гонках по прямой. В обыденности же бензиновому двигателю придется держать обороты на максимуме, чтобы "погоняться" с дизелем. Или, скажем, на шоссе, двигаясь со скоростью 100 км/ч, "дизелю" для ускорения не потребуется переключение, а бензиновому нужна передача пониже.

Кстати, вышеприведенные примеры касаются только двигателей внутреннего сгорания. У электродвигателей или, скажем, паровых все с точностью до наоборот: чем меньше крутящий момент, тем выше мощность. Поэтому в наше время популярностью пользуются гибридные, бензиново-электрические силовые установки: там где двигатель внутреннего сгорания бессилен, в работу включается электромотор и наоборот.
А общий вывод такой: крутящий момент – это то, что на самом деле толкает машину вперед, а мощность – это то, что этот крутящий момент производит.
Так что платим за лошадиные силы, а ездим на моменте!

Лошадь и автомобиль

  • При чем тут лошади и что это за показатель
  • На что влияют лошадиные силы и что значит крутящий момент

С каждым годом количество владельцев авто неуклонно растет. При этом большинство из них не имеют особых познаний в устройстве автомобиля. У некоторых даже не получается открыть капот.

Развитая сервисная инфраструктура облегчает жизнь современных автомобилистов, решает все проблемы. Но ведь понимание принципов работы авто дает возможность не только показывать свою компетентность в разговоре с автомехаником, а и адекватно оценивать возможности своего ТС.

При чем тут лошади и что это за показатель

Силовые характеристики автомобиля Джеймс Уатт еще в 18 веке сравнил с одной лошадью. Эта величина характеризует количество энергии, необходимое для подъема груза весом 75 килограмм на высоту 1 метр за 1 секунду. Одна лошадиная сила соответствует 0,735 кВт.

Расчет лошадиных сил

Мощность двигателя внутреннего сгорания не является постоянной величиной. Ее значение напрямую зависит от оборотов мотора. Наибольшая сила достигается только при максимальных значениях этого параметра:

  1. Например, если мощность силового агрегата составляет 150 лошадиных сил, то таких значений ДВС достигает только при 6000 оборотов/минуту.
  2. На оборотах 1500-3000 количество «лошадок» значительно уменьшается. Таким образом, чтобы получить мощность по максимуму, нужно постоянно давить на педаль акселератора. Это объясняет необходимость понижать передачу для обеспечения эффективной динамики разгона.

Чтобы определить мощность автомобиля в лошадиных силах по паспортным данным, где фигурирует значение в кВт, нужно провести нехитрые вычисления:

  1. Например, если мотор объемом 2 литра имеет показатели мощности 155 кВт, то для получения соответствующего значения «лошадок» нужно разделить цифру 155 на 0,735.
  2. В итоге данный двигатель имеет 210 лошадиных сил.

Современный автомобиль можно считать наиболее динамичным, если на фоне множества «лошадок» у него небольшая масса. В таких ситуациях ускорение машины происходит достаточно быстро.

Читайте еще

На что влияют лошадиные силы и что значит крутящий момент

В процессе своей работы двигатель внутреннего сгорания вырабатывает определенную энергию, которая и определяет мощность. Именно эта сила преобразуется в крутящий момент на коленчатом валу, который переходит, меняя свои значения, на трансмиссию, а затем на ведущие мосты и колеса. В результате машина начинает движение. Таким образом, крутящий момент механическим способом заставляет машину двигаться.

График мощности и крутящего момента

Эта техническая характеристика представляет собой силу мотора, которая умножается на плечо ее приложения. Во время работы двигателя внутри цилиндров создается давление, которое воздействует на кривошипно-шатунный механизм коленчатого вала, заставляя его интенсивно вращаться.

Образно говоря, крутящий момент – это концентрация всей мощности ДВС для максимальной раскрутки валов двигателя и трансмиссии через передаточные шестерни. Чем выше этот показатель, тем быстрее машина разгоняется.

Крутящий момент измеряется в Нм. От этой характеристики напрямую зависит реализация показателей мощности ДВС на практике. Таким образом, оптимальная сила мотора зависит от его оборотов. Лошадиные силы не имеют никакого значения без крутящего момента, поскольку именно через него достигается максимальная динамика разгона. Таким образом, настоящая мощность двигателя определяется именно этим показателем.

Читайте еще

Современные автомобильные двигатели характеризуются высокой степенью сжатия, повышенными оборотами. Такое сочетание является наиболее оптимальным вариантом для любителей быстрой динамичной езды. Следует помнить, что разгоняет машину, двигает ее вперед именно крутящий момент, а «лошадки» как раз отвечают за его производство.

Главным предназначением лошадей во все времена была перевозка грузов и людей. Ценились скакуны, способные бежать максимально быстро.

Целью современных коневодов было вырастить именно таких лошадей. И они достигли ее – им удалось вывести верховую породу.

Ее представители регулярно становятся победителями соревнований. Максимальная скорость лошади – параметр, наиболее интересующий участников скачек.

Средняя и максимальная скорость лошади

Лошадь

Специалисты выделяют 2 вида скорости у скакунов:

  1. Средняя скорость лошади находится в пределах 15-20 км/ч. Ее способна развить любая особь, даже та, которая не относится к скаковым видам;
  2. Максимальная скорость зависит от вида аллюра и породы. На скачках кроме галопа используется его ускоренный вариант – карьер. Развивать такую скорость под силу не каждой лошади. Обычно это чистокровные скакуны или английские верховые. Темп быстрого галопа может достигать от 35-40 до 50-60 км/ч.

Быстрота зависит от особенностей строения тела животного. Так, спортивные скакуны больше приспособлены к бегу, чем рабочие. Они затрачивают меньше сил, пробегая большее расстояние.

Максимальных показателей от животного можно ожидать только при пробеге на небольшие расстояния. Обычно это не более 1000 м. Но верховые породы, бегающие на скачках, способны передвигаться максимально быстро на протяжении целых 15-20 минут.

При необходимости проскакать галопом значительное расстояние, животному придется делать остановки каждые пару часов. Исключение составляют случаи, когда животному угрожает опасность.

Делая остановки, кони преодолевают 30-50 км. Это обстоятельство обязательно учитывают любители конного спорта.

Скорость бега лошади зависит также от ее масти. Замечено, что рыжие кони резвее сородичей прочих мастей. Влияет наследственность и врожденные особенности развития.

Секретариат прославился тем, что имел аномально большое сердце – его размер превышал норму в два раза. Такая особенность позволяла ему опережать соперников.

Скорость лошади в упряжке

Быстрая лошадь

Передвижение с повозкой или телегой предполагает меньший скоростной режим. Рабочие тяжеловозы обычно идут шагом или (очень редко) бегут тихой рысью.

Увеличивать скорость без ущерба для здоровья животного можно в том случае, если сила тяги не превышает 7-8% от живой массы.

Скорость запряжённой лошади зависит от нескольких факторов:

  1. Порода, к которой она относится. Не стоит ждать одного и того же результата от рабочих и верховых коней.
  2. Масса перевозимого груза. Соответственно увеличению веса поклажи снижается темп движения.
  3. Вид транспортного средства. Небольшая лёгкая повозка катится быстрее, чем неповоротливая телега.
  4. Качество дорожного покрытия. По плохой дороге езда будет тихой. К тому же, есть такие места, где можно проехать только верхом.

Самой интересной, уникальной и единственной в своём роде упряжкой является русская тройка: кони в ней бегут разными аллюрами. Центральный (коренник) идёт чёткой быстрой рысью, а двое боковых (пристяжных) – галопом.

В результате достигается сразу две цели:

  • очень хорошая скорость – 45-50 километров в час;
  • животные гораздо меньше устают, значит, можно проехать большее расстояние за меньшее время.

Если рассматривать топ самых резвых упряжных лошадей, то первое место в нём, бесспорно, занимает именно рысак.

Какие породы самые быстрые?

Чистокровная верховая

Быстрая лошадь

Заслуженно занимает первую строчку, ведь это самая быстрая лошадь в мире. Изначально ее разводили только в Англии специально для участия в скачках и бегах.

Все рекорды по скорости принадлежат представителям этого вида. Объём легких и размер сердца у них больше, чем у других пород. Это крупные и мускулистые лошади.

Арабская скаковая

Арабская лошадь

Древняя порода, ведёт своё начало с IV-VII веков. Родина – Аравийский полуостров. Животные небольшие, суховатые, поджарые, с маленькой головой и тонкими ногами.

Французская верховая (сель)

Французская верховая

Была получена в результате скрещивания французских рабочих лошадей с английскими чистокровными верховыми в XIX веке в Нормандии. Лошадь обычно средних и крупных размеров, резвая, выносливая.

Рысаки различных пород

Рысак

Русские, орловские, французские, американские. Наиболее быстрыми из них считаются американцы. Затем идут орловцы и французы. Русские произошли от скрещивания орловских с американскими, но по скорости немного уступают последним.

Высоко ценятся у конезаводчиков выведенные в России рысаки. Эти лошади хорошо приспособлены к нашим климатическим условиям. Также быстрым бегом славятся кони донской, терской и ахалтекинской пород.

Среди любителей-коневодов бытует мнение, что скорость скакуна зависит от его окраски. Пальму первенства отдают рыжим, за ними следуют гнедые, вороные и завершают список белые кони.

Рассказывают, что именно по этой причине русские кавалеристы отдавали предпочтение коням рыжей масти, как самым огненным, бурным и игривым.

В условиях дикой природы наиболее резвыми считаются мустанги. Это одичавшие лошади завоевателей американского континента – испанских конкистадоров.

Обитали в прериях, на территории современных западных штатов США. Эти великолепные животные были почти полностью уничтожены в XIX веке. По мнению специалистов-иппологов, они могли развивать скорость примерно до 100 километров в час.

Рекорды и рекордсмены

Максимальная скорость лошадей

Бич Рэкит

Рекордсменом мира до сих пор числится жеребец Бич Рэкит. Самая быстрая лошадь в мире – это представитель чистокровной верховой породы, который развил скорость 69,6 км/ч, преодолев на ней короткую дистанцию в 409 м. Рекорд был поставлен в 1945 году.

Только через полвека в 1993 году достичь такого же результата смог скакун Онион Ролл. Но побить рекорд не удалось. Интересно, что жеребец также относился к чистокровным верховым.

Жеребцу Сиглеви Слейву удалось пробежать галопом расстояние в 804 м всего за 41,8 секунды. Это был забег без наездника. Средний темп его передвижения составил 69,3 км/час.

Известен и мировой рекордсмен по забегу на длинную дистанцию – Джон Генри. Этот представитель чистокровной верховой породы преодолел 2400 м пути со скоростью 60,7 км/ч.

Конь

Особи, принадлежащие к чистокровной верховой породе, часто ставили рекорды и достигали хороших результатов:

  • В Мексике в 1975 году отличился жеребец Тискор. Ему удалось за 26,8 секунды проскакать дистанцию в 500 м;
  • В Англии в 1960 году скакун по имени Индиженес за 53,6 секунды преодолел расстояние в 1000 м. То есть темп его передвижения составил чуть меньше, чем 68 км/ч;
  • В Ростове-на-Дону в 1965 году жеребец Сардар с наездником за 1,30 минуты проскакал 1500 м всего;
  • В Японии в 1989 году кобыла по имени Три Леге-Мэлт за 2,22 минуты проскакала 2 км 414 м.

Как вид аллюра влияет на быстроту?

Аллюры лошадей

Аллюр влияет на быстроту передвижения. Существуют следующие его виды:

  1. Шаг – его скорость составляет 4-5 км/ч. Скаковые особи проходят шагом до 7000 м в час и это не предел;
  2. Рысь – один из основных видов аллюра. Она намного быстрее шага. Средний темп бега рысью составляет 10-40 км/ч. Существует даже особая порода лошадей, выведенная для этого вида бега – рысак. Ее представитель способен обойти скаковую лошадь. Рысак бежит со скоростью до 60 км/ч. Существует медленная рысь – 10-15 км/ч, рабочая и прибавленная – 50-60 км/ч. Темп движения русских рысаков составляет 40 миль в час. Орловский жеребец установил рекорд, проскакав на скорости 50 миль в час;
  3. Иноходь быстрее, чем рысь. Ее в основном используют при поездке верхом, в экипаже или с повозкой. От природы способность к этому виду аллюра есть у таких пород, как американские рысаки, горные породы Кавказа, Крыма и Тянь-Шанских гор;
  4. Галоп естественнее и удобнее, чем рысь для любой лошади, какой бы породы она не была. Поэтому многие из них переходят на него уже после нескольких быстрых шагов. Скорость галопа составляет около 40 миль в час. При этом животное может пробежать так несколько километров, а некоторые представители скаковых пород и того больше.;
  5. Карьер – это прибавленный галоп, технически более сложный и быстро выматывающий животное. Поэтому данный вид аллюра используется только для незначительных дистанций. С помощью карьера были установлены все мировые рекорды, когда скакун двигался со скоростью более 65 км/ч, что практически равно скорости автомобиля. Передвигаться в таком темпе непросто и обычно животное выдерживает его недолго.

Дикие особи редко скачут в темпе не более 20 км/ч. Животное развивает такой темп в основном только во время соревнований.

Как можно увеличить быстроту лошади?

Конь

Хотя быстрота бега напрямую связана с породой, к которой принадлежит лошадь, всё-таки можно попробовать поднять этот показатель. Наиболее эффективный инструмент для увеличения скорости – регулярные ежедневные тренировки, пробежки.

Необходимо приучить к этому себя и коня, не лениться, следовать намеченному плану. Подготовка к выступлению в соревнованиях или забегах начинается за 3 месяца до намеченной даты. Всё это время нужно неукоснительно соблюдать распорядок дня, режим и рацион кормления.

Питание животного должно быть калорийным, но не тяжёлым, чтобы не появилась излишняя масса тела и в то же время достаточным для восполнения сил, затраченных на тренировках.

Предлагается сено небольшими порциями через равные отрезки времени, например, через 2 часа. Также обязательно даётся зерно, желательно 3 раза в день. Нужно тщательно следить за качеством фуража. Вода должна быть всегда свежая.

Каждый день лошадь выводят на прогулку и разминку. Нагрузку следует увеличивать постепенно, ни в коем случае не допускать переутомления, грамотно чередовать физические упражнения и отдых.

Лошадь в конюшне

Особое внимание уделяют правильному уходу. В помещении поддерживают постоянную чистоту, регулярно проветривают.

Разрабатывают индивидуальную систему тренировок. Учитывая длину беговой дорожки и дистанцию, которую предстоит пробежать на состязаниях, намечают каждодневный маршрут бега.

В среднем, круг на ипподроме – это расстояние в 1600 метров, соревнование включает в себя три круга. Значит, для того чтобы добиться отличных результатов, нужно приучить лошадь спокойно, без усилий преодолевать пять кругов.

После каждой тренировки животных обязательно купают, затем наливают свежей воды (комнатной температуры), дают фураж, сено.

Если предстоит соревнование в упряжке, в программу тренировок включают бег с повозкой, причём дистанцию подбирают немного больше, чем в забеге, так лошадь привыкнет к нагрузке и сможет хорошо выступить.

По мнению конезаводчиков и учёных, изучающих селекционную работу, предел скорости лошадей как под седлом, так и в упряжке, ещё не достигнут. Впереди возможны новые рекорды от этих прекрасных животных.

У каждого животного своя скорость бега. Кто же из них бегает быстрее всех? Представляем вашему вниманию топ-20 самых быстрых животных мира.

скорость животных

Таблица максимальных скоростей животных

Животное Max скорость (км/ч)
Гепард 140-148
Антилопа 100
Ягуар 90
Тигр 80
Пума 80
Заяц 80
Лось 75
Страус 70
Русская борзая 70
Собаки 67
Верблюд 65
Волк 56-64
Косуля 60
Рыси 40-60
Медведь 30-60
Коты 58
Кролики 56
Жираф 55
Лев 52
Горилла 180
Лиса 50
Кабаны 40-50
Олень 40-80
Носорог 48
Бегемот 48
Крокодил 40 плавь
Слон 35-48
Корова 30-40
Черепаха 35 плавь
Хаски 40
Варан 20
Ежик 10
Крыса и мышь 10

Со временем будут внесены дополнительные правки

  1. Открывает двадцатку самых быстрых животных Монгольский кулан. Эта исчезающая разновидность куланов живет в Восточной Азии, на границе Монголии и Северного Китая. Разгоняется он аж до 64 км/ч.
  1. Черно-белая полосатая зебра служит вдохновением не только модникам и искусствоведам, но даже спортсменам. Так, южноафриканский стадион Мбомбела решили окрасить в эти цвета. Скорость бега зебры составляет 64 км/ч.
  1. Как давно известно, гиены могут воспроизводить звуки, которые напоминают хихиканье и смех. Хотя это не означает, что они являются забавными и милыми зверюшками. У этих прирожденных хищников мощные челюсти. Они разбегаются до 64 км/ч.
  1. Газель Томсона получила свое имя в честь Джозефа Томсона, который был шотландским геологом и исследователем. Это один из наиболее широко распространенных подвидов, которая насчитывает более 500 тыс. особей. Их основное место обитания – просторы Серенгети. Газель Томсона может бегать со скоростью 65 км/ч.
  1. Серую лисицу считали самой примитивной разновидностью семейства собачьих. Но теперь это редкий вид, из-за безжалостной охотой за ее шкурой. Серая лисица бегает со скоростью 67,5 км/ч. Также она умеет лазить по деревьям, спасаясь от боле крупных хищников.
  1. Борзая еще один одомашненный зверь нашего списка. Ранее эта порода собак разводилась в основном из-за участия в бегах, хотя в последнее время она стала популярна как домашнее животное. Скорость бега борзой составляет 69 км/ч, при этом она развивает эту скорость всего за 30 мин., а до 32 км/ч она разгоняется миновав всего 250 м. Это второе на планете животное, которое ускоряется такими темпами на короткие дистанции.
  1. Онагр также является представителем лошадиных. Это обитатель пустынь, бегающий со скоростью 69 км/ч.
  1. Койот, или как его еще называют американский шакал, способен бегать со скоростью до 69 км/ч и питается абсолютно всем, что попадается на пути – будь то насекомые или домашние любимцы людей.
  1. Звание самой быстрой и крупной птицы на планете принадлежит страусу, разгоняющемуся до 70 км/ч.
  1. Красный кенгуру прыгает со скоростью до 71 км/ч и поддерживает такой темп на расстоянии до 2 км. Чем больше он прыгает, тем меньше энергии им расходуется.
  1. Гиеновидные собаки, конечно же, похожи на гиен, но все-таки это не гиены. Гиеновидная собака носит много имен, но суть от этого не меняется – эти звери бегают со скоростью 72 км/ч.
  1. Вапити является втором по величине оленем в мире, который способен разгоняться до 72 км/ч.
  1. Говоря о чернохвостом зайце, вспоминается сказка про зайца и черепаху. И пусть это только сказка, но и в ней есть некая правда. Этот маленький зверек может бегать со скоростью 72 км/ч, подпрыгивая в высоту на 3 м.
  1. Лев – это царственная кошка, которая считается второй по размеру в своем роде и развивает скорость до 80 км/ч.
  1. Гарна – индийская антилопа, значится в списке исчезающих видов, составленном Международным союзом охраны природы. Разгоняется эта антилопа до 80 км/ч, спасаясь так от дикой кошки и волка.
  1. Пусть у антилоп Гну большой и неповоротливый вид, они бегают со скоростью до 80 км/ч.
  1. Если скаковую лошадь хорошо натренировать, то она будет разгоняться до 88 км/ч.
  1. И открывает тройку лидеров маленькая антилопа – спрингбок, скорость бега которой составляет 100 км/ч.
  1. Серебряный призер – вилорогая антилопа. По некоторым данным она развивает скорость бега как минимум до 98 км/ч, хотя есть обоснованные предположения, что это далеко не максимальная ее скорость. При этом, стоит отметить, что более точных измерений этого показателя, характерного для вилорогой антилопы нет.
  1. А на вершине этого парада самых быстрых животных мира – гепард, который и носит титул самого быстрого наземного представителя животного мира. Он может бегать со скоростью до 140-148 км/ч. Такую скорость он может поддерживать на расстоянии до 500 м., разгоняясь от 0 до 100 км/ч всего за 5 сек. (этот показатель превосходит большую часть спортивных авто).

скорости животных в дикой природе

До сих пор встречаются чудаки, свято верящие в то, будто бы 100 лошадиных сил дизеля соответствуют примерно 140 «бензиновым» силам. Дело, как они полагают, в крутящем моменте, который у дизеля гораздо выше.

Грамотно прояснить ситуацию оказалось не так-то просто. Пришлось то и дело консультироваться в самых различных местах — на ВАЗе и УАЗе, ГАЗе и ЯМЗе. В итоге трактат получил всеобщее «одобрям-с», но автору посоветовали заранее спрятаться от потока помидоров, запущенного недовольными апологетами того или иного двигателя. Мол, будет та же реакция, как если бы спартаковский фанат в своих красно-белых тонах забрался на зенитовскую трибуну…

В общем, разбираемся, чьи силы сильнее. А попутно, чтобы стало веселее, попытаемся ответить на простейший, казалось бы, вопрос:

«Даны два автомобиля, максимально близких по конструкции, — бензиновый и дизельный. Исходные условия: современные моторы одинаковой мощности, идеально подобранные для каждого коробки передач, образцовые водители (почти роботы!), отличное сцепление с дорогой. Какой автомобиль окажется на трассе быстрее?»

Простой вопрос? Оказалось, что не очень…

Лошадиный момент

Для разгона машины нужна энергия. Чем больше энергии можно потратить в единицу времени, тем быстрее машина разгонится. Иными словами, речь идет о мощности. Чем выше мощность, тем быстрее машина: всё, казалось бы, просто. Но…

Но на практике картина другая. Максимальная мощность мотора, как бензинового, так и дизельного, достигается им только при полной подаче топлива — понятно, что это соответствует положению «педаль в пол». А вот основная жизнь автомобиля протекает в режимах частичной подачи топлива, при которых развиваемая мотором мощность явно ниже максимальной.

Напомним, что крутящий момент и мощность — это почти что близнецы-братья, как у Маяковского. Друг без друга они не существуют: ведь мощность — это крутящий момент, помноженный на частоту вращения коленчатого вала. И если на какой-то частоте вращения ДВС способен выдать более высокий крутящий момент, чем его конкурент, то и мощность его в этот момент также должна быть выше. Одно без другого просто немыслимо. Поэтому разговоры о том, что у кого-то при равной мощности момент на тех же оборотах выше, сразу пресекаем: это несерьезно.

Если бы крутящий момент был постоянным во всем диапазоне частот вращения коленвала, то внешняя скоростная характеристика, показывающая зависимость мощности и крутящего момента от частоты вращения, превратилась бы в прямую линию, а мощность была бы прямо пропорциональна показаниям тахометра. Тогда разницы в поведении бензинового и дизельного моторов равной мощности не было бы вообще. Однако именно своеобразность протекания момента по дизельной кривой и породила неодинаковость их поведения.

Дело в том, что в массовом сознании дизельные моторы всегда отличала их способность выдавать относительно высокие значения мощности и крутящего момента на низах. Субъективно это воспринималось так, что в этом диапазоне частот дизель откликался на правую педаль охотнее, чем бензиновый коллега. Даже атмосферные дизели за счет более высокого эффективного давления в цилиндрах могли развить более высокий момент, чем бензиновые. Однако без наддува ширина «полки» крутящего момента была при этом практически такой же, то есть практически отсутствовала. А вот с применением наддува полка сразу появилась, причем в левой части характеристики — «на низах».

На всякий случай напоминаю: момент существует только там, где есть сопротивление — без него он равен нулю. Грубо говоря, мотор бульдозера готов его выдать, но только в том случае, если встретит кучу щебня перед своим отвалом. Поэтому до тех пор, пока дорога гладкая и ровная, бензиновая и дизельная машины будут примерно в равных условиях. Но как только дорога пойдет в гору или, скажем, подует встречный ветер, то машина, у которой в данном диапазоне оборотов есть запас мощности (или момента — это не важно), сможет за его счет выйти вперед.

А если раскрутить бензиновый мотор до более высоких оборотов? Тогда ситуация выровняется. Мало того, поскольку диапазон частот вращения коленвала у «бензинок» заведомо шире, чем у дизелей, то и отыграться за все обиды они могут именно там, «на верхах». Дизель, быстрее достигнув пика мощности, «заткнется» — его ВСХ пойдет на спад, а вот бензиновый мотор будет продолжать раскручиваться дальше, так как пик его мощности достигается при более высоких частотах вращения.

Впрочем, на этом этапе рассуждений мы упираемся в особенности конкретных моторов. Строго говоря, бензиновый двигатель тоже может быть «низовым». И если у двух моторов, низового и верхового, заявленная максимальная мощность одинакова, то поначалу вперед вырвется именно машина с «низовым» мотором. Как справедливо указал один из наиболее грамотных форумчан, при установке на автомобиль движков от «эмочки» и Таврии, мощность которых примерно одинакова, с «эмочным» мотором разгон будет интенсивнее.

У кого шире?

Между прочим, широкая полка момента, которой так любят хвастаться дизелеводы, сегодня уже не является их козырной картой. У бензинового движка с непосредственным впрыском и турбонаддувом она ни в чем не уступает дизельной, а то и превосходит. Более того, как подсказали нам на ЯМЗе, при построениях ВСХ заметно, что по мере снижения частоты вращения турбокомпрессоры «бензинок» держатся дольше, чем их дизельные коллеги. И это объяснимо: дизелю нужно больше воздуха, а потому турбокомпрессоры начинают задыхаться раньше. А с учетом широкого диапазона частот вращения бензиновый мотор вполне может оставить дизель позади.

Пора посмотреть на картинки. Из широкой гаммы вольвовских моторов нам любезно предоставили внешние скоростные характеристики тех, кто имеет воплощение в дизельном и бензиновом вариантах при равных или почти равных заявленных мощностях. Из них видно, что «полка» крутящего момента у бензиновых движков вовсе не уже, а шире, чем у дизельных собратьев по внутреннему сгоранию.

Слева на графиках — ВСХ 190-сильного бензинового мотора B4204T19 (V40 Cross Country, S60). Справа — ВСХ дизельного мотора D4204T5 той же мощности (S60, V 60 Cross Country, S80, XC60, XC70)

Слева показана ВСХ бензинового мотора B4204T36 мощностью 249 л.с. (XC40). Справа — ВСХ дизельного движка D4204T23 в 240 л.с. (Polestar XC60 New, V90 Cross Country, XC90)

Что касается вопроса, какой из автомобилей окажется быстрее в гонках с общего старта и чей разгон динамичнее, то теоретические рассуждения дают только один верный ответ: надо посмотреть на ВСХ их моторов. Решение подсказывает площадь под кривой крутящего момента — математики вспомнят слово «интеграл». Фактически эта площадь и есть мерило динамики машины. Чем характеристика «прямоугольнее», тем лучше. Чем равномернее «размазан» по оборотам крутящий момент, тем проще угодить и экологам, и мотористам. Лучше других выглядят бензиновые моторы с непосредственным впрыском и турбонаддувом, хуже — высокофорсированные безнаддувные «бензинки» с пиком мощности под 8000 об/мин и момента на 6000. Высокофорсированный наддувный дизель будет гораздо ближе к первому варианту, чем ко второму.

Надо отметить, что свою лепту в путаницу вносят «электронные педали газа». На пальцах это выглядит так: вы вдавили педаль в пол, а компьютер начинает советоваться с партией зеленых, оценивая предстоящие выбросы вредностей. Поэтому в любой современной машине всё определяется программным обеспечением и скоростью процессора, который порой может и не поспевать отслеживать меняющиеся условия работы. Можно привести и другой пример по части экологии: современные дизели имеют электронные ограничители времени работы на оборотах максимальной мощности, поскольку в таком режиме дизельный двигатель изрыгает сажу.

Всем, кто имеет свое суждение о превосходствах того или иного двигателя, предлагаю высказаться. Аргументы типа «„Зенит“ — чемпион»» прошу не употреблять: хочется услышать технически обоснованную аргументацию.

А вообще-то…

А, вообще-то, подобные споры скоро прекратятся. Одна компания за другой заявляют о полном прекращении новых разработок дизелей. А потом и ДВС в целом… Впереди эпоха гибридов различных мастей и, конечно же, электромобилей. Впрочем, недавно прозвучала команда вспомнить про метан, так что — посмотрим…

Я никогда не любил дизели. Но мне их жалко.

Читайте также: