Кто такая трофейная лошадь

Опубликовано: 26.03.2024

Лошади старались, как умели, Вынесли героев из атак — Чтоб герои в песнях прогремели, Только не споют о лошадях… М. Щербаков, "Человек судьбой своей играет"

Считается, что история боевого применения лошадей закончилась с появлением на полях сражений в массовом количестве пулеметов. Конь ничем и никак не защищен от пулеметной очереди, а значит, кавалерия автоматически выбыла из дела. Появление на полях сражений танков и самоходной артиллерии довершили дело. Теперь лошадь на войне стали рассматривать как анахронизм. Но тем не менее…

Все-таки, несмотря на то, что Вторую мировую войну называли войной моторов, кони играли в ней немаловажную роль. И в Советской Армии, и в вермахте лошадей применяли и как транспортную силу, особенно в артиллерии. Именно упряжки в шесть лошадей всю войну без всяких жалоб и капризов тянули орудия, меняя огневые позиции батареи.

Так и встают перед глазами кадры фронтовой кинохроники: красноармейцы из всех сил выталкивают застрявшую телегу со снарядами, запряжённую лошадьми. Причина такого широкого использования лошадей весьма проста — по бездорожью (особенно весной и осенью), там, где застревали любые автомобили, могли пройти только эти выносливые животные.

Надежный товарищ

Особенно любили артиллеристы лошадей-тяжеловозов — эти без проблем буксировали даже огромные гаубицы! И здесь особенно отличались владимирские тяжеловозы — гордость отечественного коневодства. Примечательно, что когда во время Великой Отечественной войны наши артиллеристы, использовали трофейных упряжных лошадей, то постоянно удивлялись: вроде здоровые кони, а через несколько дней работы почему-то падают.

Неужели это и есть хваленое немецкое качество? А ларчик на самом деле открывался просто: немецкая лошадь привыкла к тому, чтобы ее регулярно и сытно кормили, а владимирец пол-Европы пройдет, питаясь соломой с крыш.

Однако не только пушки и снаряды были заботой лошадей. Без коня солдата не накормишь — ведь обозы с продовольствием и полевые кухни доставляли на позиции именно лошади. Кстати, именно для этих (и некоторых других целей) даже в стрелковом полку по штату полагалось иметь триста пятьдесят лошадей. Невозможно представить себе командиров батальонов и полков без их верных четвероногих помощников.

"Лошади — куют Победу вместе с нами" — говорили бойцы Красной Армии.

Бойцы, назначенные связными, также часто предпочитали коня мотоциклу. А сколько раненых обязано своей жизнью этим скромным труженикам войны! Ведь большинство лазаретов и медсанбатов также были "на конной тяге". Нередко бывало и то, что пехота выезжала на позиции не на грузовиках, а на конных подводах. Ну, а перемещения и рейды партизанских отрядов без подобного вида транспорта вообще невозможно представить.

Да и кавалерию, как оказалось, рановато было отправлять в архив. Лошади оказались незаменимы для стремительных рейдов по тылам противника, для налетов и диверсий. А все потому, что хотя конь бежит со средней скоростью не более 20 км в час и может преодолеть не более 100 км за сутки, но он может пройти там, где не пройдёт никакая техника — и сделает это незаметно.

Лошади – участники Великой Отечественной войны. Лошади на войне

Только один конный корпус советского генерала Льва Михайловича Доватора во время битвы за Москву сковывал тылы целой армии. И противник не мог ничего поделать с отважными и неуловимыми кавалеристами. Вот что писал в своей докладной записке начальник Генерального Штаба войск вермахта генерал Гальдер:

"Мы постоянно сталкиваемся с конными соединениями. Они так маневренны, что применить против них мощь немецкой техники не представляется возможным. Сознание, что ни один командир не может быть спокоен за свои тылы, угнетающе действует на моральный дух войск".

Незаменимость лошадей во время боев

Иногда советские кавалеристы участвовали и в открытом противостоянии.

Так, например, в конце войны кавалерийская дивизия генерала Блинова спасла 50 тысяч военнопленных, заперла дорогу на Дрезден. А 7-й гвардейский конный корпус отличился тем, что взял города Ратенов и Бранденбург. 3-й гвардейский корпус взял Рейнбург и встретил на Эльбе союзников. Так что и здесь кавалерия доказала свою эффективность.

Какие же породы лошадей преобладали в кавалерии во время Великой Отечественной войны? Самые разные.

Любая кавалерийская часть располагала в первую очередь породами лошадей, которые были популярны в местах формирования подразделения.

  1. Донские казаки отдавали предпочтение донской породе.
  2. Лихие джигиты с Кавказа больше всего ценили кабардинских лошадей.
  3. Гордые наездники из Средней Азии обычно восседали на ахалтекинцах.
  4. Сибиряки не могли нарадоваться на кузнецкую породу.

Но бывало и так, что конные части приходило пополнение из метисов и полукровок. И, надобно заметить, в большинстве случаев они также честно несли службу, как и их "чистопородные" собратья.

Лошади – участники Великой Отечественной войны. Лошади

Следует заметить, что у противника в начале войны лошадей было меньше, хотя кавалерийские части были и в Вермахте. Однако, попав из Западной Европы на российское бездорожье, немцы быстро осознали преимущества "четвероногой" тяги, и количество лошадей в немецкой армии сильно возросло, в основном за счет оккупированных территорий.

Сохранилось множество свидетельств, что немецкие кавалеристы и ездовые очень тепло и уважительно отзывались об отечественных породах лошадей. Так что наши кони могут гордиться — их и противник уважал (а такое случается не часто).

У военных лошадей были интересные клички:

  • Малыш
  • Мальчик
  • Нептун
  • Сатурн
  • Марс
  • Мамонт
  • Пилот
  • Танкист и др.

Сколько же лошадей "проходили службу" в рядах Советской Армии в годы войны? Сложно сказать. По официальным данным штатная численность лошадей в войсках составляла 1,9 миллиона голов. Однако немало из них в "списках не значились".

Кого-то просто не успевали записать на довольствие, ведь жизнь лошади на войне не была особенно долгой. Она, например, не могла спрятаться в траншеи или укрыться в блиндаже от пуль и осколков снарядов.

Считается, что за время Великой Отечественной войны на полях сражений было потеряно более миллиона лошадей. Впрочем, потери среди конского состава были бы несравненно больше, если бы не четко организованная ветеринарная служба, действовавшая на фронте. Подавляющее большинство раненых и заболевших лошадей после лечения возвращались в строй.

Работа ветеринарной службы

Четкость работы ветеринарной службы в годы войны вызывала искреннее восхищение. Раненных лошадей никогда не бросали, а собирали после каждого боя и отправляли в специальные ветеринарные лазареты. Для доставки самых тяжелых раненых и больных во фронтовой тыл использовался автотранспорт, имевшийся в специальных эвакуационных лазаретах. В армейских и фронтовых лазаретах были хирургическое, терапевтическое и инфекционное отделения, которые возглавлялись квалифицированными специалистами. Тяжело раненным лошадям здесь делали операции, а потом много месяцев лечили их и выхаживали до полного выздоровления. Так что раненные лошади были окружены такой же заботой и вниманием, что и бойцы.

Лошади – участники Великой Отечественной войны. Ветеринарная служба

И все-таки очень много лошадей пало на полях сражений. Считается, что за время Великой Отечественной войны на полях сражений было потеряно более миллиона лошадей. И в отличие от людей, имена этих скромных тружеников фронта практически никому не известны. Погибших лошадей не награждали орденами, не присваивали геройских званий… Выживших, впрочем, тоже.

Однако видимо пришло время воздать должное подвигу этих животных. 5 мая 2017 года в Москве в парке Победы на Поклонной горе состоялось открытие памятника "По дорогам войны", воспевающего борьбу народов России и Монголии против фашизма в годы Великой Отечественной войны. Скульптура изображает пару монгольских лошадей, тянущих по бездорожью артиллерийское орудие. Бесспорно, они это заслужили по праву. Трудно представить нашу победу без этих красивых и благородных животных.

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Лошади старались, как умели, Вынесли героев из атак — Чтоб герои в песнях прогремели, Только не споют о лошадях… М. Щербаков, "Человек судьбой своей играет"

Считается, что история боевого применения лошадей закончилась с появлением на полях сражений в массовом количестве пулеметов. Конь ничем и никак не защищен от пулеметной очереди, а значит, кавалерия автоматически выбыла из дела. Появление на полях сражений танков и самоходной артиллерии довершили дело. Теперь лошадь на войне стали рассматривать как анахронизм. Но тем не менее…

Все-таки, несмотря на то, что Вторую мировую войну называли войной моторов, кони играли в ней немаловажную роль. И в Советской Армии, и в вермахте лошадей применяли и как транспортную силу, особенно в артиллерии. Именно упряжки в шесть лошадей всю войну без всяких жалоб и капризов тянули орудия, меняя огневые позиции батареи.

Так и встают перед глазами кадры фронтовой кинохроники: красноармейцы из всех сил выталкивают застрявшую телегу со снарядами, запряжённую лошадьми. Причина такого широкого использования лошадей весьма проста — по бездорожью (особенно весной и осенью), там, где застревали любые автомобили, могли пройти только эти выносливые животные.

Надежный товарищ

Особенно любили артиллеристы лошадей-тяжеловозов — эти без проблем буксировали даже огромные гаубицы! И здесь особенно отличались владимирские тяжеловозы — гордость отечественного коневодства. Примечательно, что когда во время Великой Отечественной войны наши артиллеристы, использовали трофейных упряжных лошадей, то постоянно удивлялись: вроде здоровые кони, а через несколько дней работы почему-то падают.

Неужели это и есть хваленое немецкое качество? А ларчик на самом деле открывался просто: немецкая лошадь привыкла к тому, чтобы ее регулярно и сытно кормили, а владимирец пол-Европы пройдет, питаясь соломой с крыш.

Однако не только пушки и снаряды были заботой лошадей. Без коня солдата не накормишь — ведь обозы с продовольствием и полевые кухни доставляли на позиции именно лошади. Кстати, именно для этих (и некоторых других целей) даже в стрелковом полку по штату полагалось иметь триста пятьдесят лошадей. Невозможно представить себе командиров батальонов и полков без их верных четвероногих помощников.

"Лошади — куют Победу вместе с нами" — говорили бойцы Красной Армии.

Бойцы, назначенные связными, также часто предпочитали коня мотоциклу. А сколько раненых обязано своей жизнью этим скромным труженикам войны! Ведь большинство лазаретов и медсанбатов также были "на конной тяге". Нередко бывало и то, что пехота выезжала на позиции не на грузовиках, а на конных подводах. Ну, а перемещения и рейды партизанских отрядов без подобного вида транспорта вообще невозможно представить.

Да и кавалерию, как оказалось, рановато было отправлять в архив. Лошади оказались незаменимы для стремительных рейдов по тылам противника, для налетов и диверсий. А все потому, что хотя конь бежит со средней скоростью не более 20 км в час и может преодолеть не более 100 км за сутки, но он может пройти там, где не пройдёт никакая техника — и сделает это незаметно.

Лошади – участники Великой Отечественной войны. Лошади на войне

Только один конный корпус советского генерала Льва Михайловича Доватора во время битвы за Москву сковывал тылы целой армии. И противник не мог ничего поделать с отважными и неуловимыми кавалеристами. Вот что писал в своей докладной записке начальник Генерального Штаба войск вермахта генерал Гальдер:

"Мы постоянно сталкиваемся с конными соединениями. Они так маневренны, что применить против них мощь немецкой техники не представляется возможным. Сознание, что ни один командир не может быть спокоен за свои тылы, угнетающе действует на моральный дух войск".

Незаменимость лошадей во время боев

Иногда советские кавалеристы участвовали и в открытом противостоянии.

Так, например, в конце войны кавалерийская дивизия генерала Блинова спасла 50 тысяч военнопленных, заперла дорогу на Дрезден. А 7-й гвардейский конный корпус отличился тем, что взял города Ратенов и Бранденбург. 3-й гвардейский корпус взял Рейнбург и встретил на Эльбе союзников. Так что и здесь кавалерия доказала свою эффективность.

Какие же породы лошадей преобладали в кавалерии во время Великой Отечественной войны? Самые разные.

Любая кавалерийская часть располагала в первую очередь породами лошадей, которые были популярны в местах формирования подразделения.

  1. Донские казаки отдавали предпочтение донской породе.
  2. Лихие джигиты с Кавказа больше всего ценили кабардинских лошадей.
  3. Гордые наездники из Средней Азии обычно восседали на ахалтекинцах.
  4. Сибиряки не могли нарадоваться на кузнецкую породу.

Но бывало и так, что конные части приходило пополнение из метисов и полукровок. И, надобно заметить, в большинстве случаев они также честно несли службу, как и их "чистопородные" собратья.

Лошади – участники Великой Отечественной войны. Лошади

Следует заметить, что у противника в начале войны лошадей было меньше, хотя кавалерийские части были и в Вермахте. Однако, попав из Западной Европы на российское бездорожье, немцы быстро осознали преимущества "четвероногой" тяги, и количество лошадей в немецкой армии сильно возросло, в основном за счет оккупированных территорий.

Сохранилось множество свидетельств, что немецкие кавалеристы и ездовые очень тепло и уважительно отзывались об отечественных породах лошадей. Так что наши кони могут гордиться — их и противник уважал (а такое случается не часто).

У военных лошадей были интересные клички:

  • Малыш
  • Мальчик
  • Нептун
  • Сатурн
  • Марс
  • Мамонт
  • Пилот
  • Танкист и др.

Сколько же лошадей "проходили службу" в рядах Советской Армии в годы войны? Сложно сказать. По официальным данным штатная численность лошадей в войсках составляла 1,9 миллиона голов. Однако немало из них в "списках не значились".

Кого-то просто не успевали записать на довольствие, ведь жизнь лошади на войне не была особенно долгой. Она, например, не могла спрятаться в траншеи или укрыться в блиндаже от пуль и осколков снарядов.

Считается, что за время Великой Отечественной войны на полях сражений было потеряно более миллиона лошадей. Впрочем, потери среди конского состава были бы несравненно больше, если бы не четко организованная ветеринарная служба, действовавшая на фронте. Подавляющее большинство раненых и заболевших лошадей после лечения возвращались в строй.

Работа ветеринарной службы

Четкость работы ветеринарной службы в годы войны вызывала искреннее восхищение. Раненных лошадей никогда не бросали, а собирали после каждого боя и отправляли в специальные ветеринарные лазареты. Для доставки самых тяжелых раненых и больных во фронтовой тыл использовался автотранспорт, имевшийся в специальных эвакуационных лазаретах. В армейских и фронтовых лазаретах были хирургическое, терапевтическое и инфекционное отделения, которые возглавлялись квалифицированными специалистами. Тяжело раненным лошадям здесь делали операции, а потом много месяцев лечили их и выхаживали до полного выздоровления. Так что раненные лошади были окружены такой же заботой и вниманием, что и бойцы.

Лошади – участники Великой Отечественной войны. Ветеринарная служба

И все-таки очень много лошадей пало на полях сражений. Считается, что за время Великой Отечественной войны на полях сражений было потеряно более миллиона лошадей. И в отличие от людей, имена этих скромных тружеников фронта практически никому не известны. Погибших лошадей не награждали орденами, не присваивали геройских званий… Выживших, впрочем, тоже.

Однако видимо пришло время воздать должное подвигу этих животных. 5 мая 2017 года в Москве в парке Победы на Поклонной горе состоялось открытие памятника "По дорогам войны", воспевающего борьбу народов России и Монголии против фашизма в годы Великой Отечественной войны. Скульптура изображает пару монгольских лошадей, тянущих по бездорожью артиллерийское орудие. Бесспорно, они это заслужили по праву. Трудно представить нашу победу без этих красивых и благородных животных.

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.



Приветствую вас друзья и подписчики блога. А известен ли вам тот факт, что Воронежская область славится не только как колыбель Российского флота, но и как место обитания уникальной породы лошадей — орловских рысаков. По сегодняшний день — это одна из самых востребованных пород в мире! Специально для этих лошадей проводят особого рода испытания — бег на определенную дистанцию. И вот, чтобы подробнее узнать историю выведения могучих красавцев, в середине лета мы отправились на Хреновской конный завод — старейший в России. Под руководством его владельца графа А. Г. Орлова во второй половине XVIII — начале XIX веков методом сложного воспроизводительного скрещивания с использованием лучших по тем временам арабской, датской, голландской, мекленбургской и других пород был выведен орловский рысак.


Предварительно позвонили и записались на экскурсию к 10-00 утра, поэтому выехали заранее из Воронежа, ведь путь достаточно неблизкий, около 130 км. Расположен конный завод в селе Слобода (51.132734, 40.291430), рядом с селом Хреновое, Бобровский район, Воронежской области. Населённый пункт Слобода возник позже в 1845 году как солдатская слободка при Хреновском конном заводе, основанном в 1776 году. Потому и название — Хреновской. Основан завод графом Орловым-Чесменским в XVIII веке. Личность основателя более чем известная. Приближенный к Екатерине II, пусть и не владеющий иностранными языками и не обладающий впечатляющими знаниями, он оставил примечательный след в истории.


Оставляем машину на парковке, заходим в сам музей, располагаемся в центральном зале, где посередине расположен подробный макет территории конезавода, на котором изображена заповедная зона, занимающая около 80 га земли, с конюшнями, жилыми домами, тенистым парком, возраст отдельных деревьев достигает 300 лет. Музей размещён в шести больших залах. Экскурсовод начинает свой рассказ.


Итак, граф задался целью не просто разводить лошадей, но вывести новую породу. В XVIII в России не было налажено производство заводских конных пород. Лошади в массе не отличались выносливостью, живым темпераментом или статью. А тех, что привозили частично покрывали нужды знати и крестьян, но не были достаточно выносливы, особенно учитывая российский климат.


Орлов решил создать породу лошадей красивых, выносливых и неприхотливых. Способных на красивую резвую рысь. В то время лошадей, способных на такой бег просто не существовало. Почему именно рысь была важна для Орлова? Во-первых, на рыси лошадь может долго бежать, практически не уставая. Во-вторых, резвая лошадь с устойчивой рысью была бы идеальной для экипажей, так как на этом виде бега его практически не трясет. "Рыси из коня не выкупаешь", — говорил Орлов. У себя на заводе он запрещал хлыст и бич. Лошадь, считал он, должна бежать "вольно, свободно, непринужденно".


Получив землю в Воронежской области, граф решает заняться выведением новой породы лошадей. Для этого он хочет построить основательный завод по разведению. Поэтому граф приглашает талантливого архитектора Д. И. Жилярди. В итоге закипела работа. Всего восемь лет возводили комплекс. Хреновской конный завод уже в XVIII веке стал поистине великим творением. Для отбора племенного материала Орлов пересмотрел сотни животных. По велению императрицы Екатерины II граф получил лучших маток и жеребцов из всех конных заводов России, трофейных лошадей из Турции и Аравии. Таким образом, он стал обладателем почти тридцати племенных жеребцов.


Другой важнейшей вехой, с которой можно начать отсчет истории орловских рысков стала покупка в 1776 году – за огромную сумму в 60 000 серебром – у турецкого султана арабского жеребца Сметанки. У этой необыкновенной лошади по смерти обнаружилось 19 позвонков, тогда как у большинства животных их 18. Эту особенность Сметанка передал по наследству, что позволяет орловским рысакам бежать "красным ходом" — красивой рысью, настолько устойчивой, если поставить на крестец бегущей лошади стакан воды, она не расплещется.


Сама по себе история приобретения этого великолепного жеребца очень интересна. В 1766-1774 гг. шла русско-турецкая война. Успеху в приобретении арабских лошадей способствовало уважение неприятеля к Орлову за его гуманное отношение к пленным: в руках у Орлова оказалось семейство командовавшего турецким флотом паши Гасан-бея, и в благодарность за скорое возвращение своей семьи, Гасан-бей подарил Орлову после окончания войны первоклассных арабских лошадей. В то время, когда русский флот стоял у берегов Пелопоннеса, графу стало известно о том, что из Аравии через Египет в султанские конюшни Стамбула везут редкой красоты лошадь, которую до наступления мира укрыли на территории Греции. Орлов послал на разведку знающих людей, и они коротко доложили: "Такого коня еще не видано".


Сделка состоялась в 1775 году. За серебристо-белую масть (по существующей ныне классификации она называется светло-серой) Орлов дал жеребцу имя Сметанный, а позднее за ним закрепилась ласковая кличка Сметанка. Отправить Сметанку морем, как всех других купленных в Турции лошадей, Орлов побоялся и оставил его временно в Греции под надежной охраной. Вернувшись в Россию, снарядил за ним верных слуг. Посоветовали ехать через Венгрию, Польшу, а не кратчайшим путем — через Румынию, Молдавию.


Тронулся караван прямо на север: Грецией, Македонией. Сметанку выкрасили в вороной цвет, чтобы коня не украли. На привалах конюхи перебирали руками сено, воду прежде сами пробовали, ячмень решетом просеивали. Все ради животного графа Орлова. С этим конвоем Сметанка добирался в Россию сушей в течение… полутора лет. Очень подробно об этом истории, а так же много интересного о лошадях я почерпнула здесь.


Ведение завода в условиях русской зимы, с ее суровым климатом, обернулось для Орлова большими потерями: выводные западно-европейские и особенно южно-азиатские лошади на пастбищах часто простужались и погибали; пал и Сметанка, уроженец жаркой Аравии, не выдержав более одного года в России. Более того конь, как оказалось был уже не молод. Но жеребец оставил после себя четырех сыновей, пригодных для дальнейшей племенной работы, хотя все ещё далеких от идеалов Орлова.


Для создания породы орловский рысак использовали только одного жеребенка от Сметанки — Полкана. К тому времени граф уже четко представлял, что хотел бы получить в итоге. Особо важный критерий — способность бежать рысью долгое время, так как это был самый экономный аллюр, удобный для экипажа. Из первой ставки жеребят от Сметанки больше всего использовался Барс I. Уже от него были получены Любезный и Лебедь. А если вы сами побываете на экскурсии — то узнаете гораздо больше о музее и дальнейшей истории конезавода. Ну или можете ознакомится с их сайтом Хреновской конный завод.


Грамотное использование традиционных и новаторских методов разведения, таких как инбридинг, индивидуальный отбор и подбор, а также продуманное питание и тренинг поспособствовали развитию и закреплению за породой резвости, силы и выносливости. После продолжительного, но интересного экскурса в историю, настал момент в живую познакомится с главными героями конезавода — лошадьми. Отправляемся в конюшни!


Конечно, размеры комплекса в Хреновом впечатляют – площадь крыш 4,5 га, а если все постройки комплекса поставить в ряд, то их протяженность составит 6 км. Вначале были выстроены деревянные конюшни, а затем (уже после смерти Алексея Орлова) в 1810-1818 годах были построены каменные корпуса, которые очень хорошо сохранились до нашего времени и являются образцом архитектуры коневодческого хозяйства. Архитектурный ансамбль Хреновского конезавода в 1960 году был взят под охрану государства, и включен в Золотой фонд памятников русской культуры.


Я привезла сюда своих родных. Моя мама так вообще с детства грезит лошадьми и любительница верховой езды. Она знала, что лошадки очень любят сахар и взяла с собой целую упаковку рафинада :) Но сначала нас провели по старинным конюшням, а так же показали современные стойла с настоящими орловскими рысаками. Вы только посмотрите какие красавцы! Здесь и орловские рысаки, а есть и тяжеловозы.


Отдельный интерес представляют имена лошадок. В России имена для породистых лошадей начинаются с первой буквы имени матери, а первая литера имени отца должна находится в середине (например, Мальпост — отец Презент, мать — Миропия).


Интересный факт. Долгое время в орловской породе клички давали лошадям в возрасте 3-4 лет. Заводчики внимательно наблюдали за развитием лошади, ее характером, особенностью в работе, отношением с другими лошадьми и людьми. Кличка давалась индивидуально и полноценно характеризовала данную конкретную лошадь. Так Полкан отличался смелостью и силой, неутомимостью в работе, а Пустяк был довольно простым, но честным в работе.


Это то, что можно увидеть при самостоятельном посещении, а вот на конный двор можно войти только с экскурсоводом, а покататься на настоящем рысаки за денежку. Моя мама и покаталась :) За 400 рублей и можете хоть галопом, хоть рысью, хоть просто рядом стоять и общаться с животным. По-моему, это стоит того, такой счастливой я давно ее не видела!


А за полтинник вас прокатят по кругу тренировочного поля на повозке, так что цены здесь не кусаются. Взрослый билет на экскурсию нам обошелся в 250 рублей за человека.


На сегодняшний день конный завод является одним из самых крупных в России. Он до сих пор занимается сохранением и возрождением породы орловский рысак. Тренируется молодняк, ставятся рекорды, развивается предприятие. Итого, имеем отличную поездку в погожий выходной день с погружением в историю создания конезавода, общением и кормлением прекрасных умных животных, а так же катание верхом. Три часа пролетело незаметно — довольные и счастливые мы отправились домой. Это вам еще одна идея для интересного времяпрепровождения в Воронеже, может кому и пригодится.


Конь
Дикие лошади Пржевальского

Открытие вида

Лошадь Пржевальского получила свое название в честь натуралиста и путешественника Николая Михайловича Пржевальского. Отправляясь в экспедицию на Тибет в 1879 году исследователь уже был наслышан о местных диких лошадках. По политическим причинам ученому не удалось осуществить в поездке все задуманное, но вернувшись на Родину он описал новый вид дикого монгольского коня.


Сокращение численности

  1. Резкое изменение погодных условий (усилившиеся морозы зимой и сокращение осадков летом) начиная с 1945 года существенно сократило численность животных.
  2. Охота местных жителей нанесла еще больший урон.
  3. Волки являются естественными врагами лошадок. Взрослая особь вполне может отбиться от хищника, но ослабленное животное – легкая добыча.

Уже в 1970 году эти животные отсутствовали в естественной среде. Лошадь Пржевальского вписана в Красную книгу РФ и в Международную Красную книгу.


Также животное охраняется Конвенцией, ведающей делами торговли особо охраняемыми животными. Порода сохранилась только благодаря деятельности заказников и зоопарков. На сегодняшний день насчитывается около двух с половиной тысяч лошадей Пржевальского на территории всего мира. В 2011 году в России (Оренбургская область) запущена проект по внедрению лошадей Пржевальского в дикую природу.

лошади Пржевальского фото
лошадь пржевальского фото
фото лошади Пржевальского
фото лошадь пржевальского
Заповедники лошади Пржевальского
Лошади Пржевальского в беге
Генетические особенности
Проекты реинтродукции

Эволюция вида и вмешательство человека

По мнению ученых, лошадь Пржевальского относится к отдельному виду семейства лошадиных. Она не является предком одомашненного животного, распространенного в настоящее время во всем мире. Хотя существует версия, что ряд монгольских, якутских и других азиатских пород был получен, в том числе и путем скрещивания с лошадью Пржевальского. Большого значения для человека данный вид не имел, так как опыты приручения не давали положительных результатов, а вымирание зверя связано с нерегулируемой охотой и увеличением сельскохозяйственных площадей.

Происхождение

Предки лошадей Пржевальского обитали на территории Северной Америки, откуда переселились в азиатский регион. Развитие происходило под влиянием меняющихся климатических условий – происходит отчетливое разделение времен года на больших территориях, значительные регионы иссушаются, формируются обширные степи. К этому времени меригипусы (предки всех лошадиных) приобретают наиболее приближенный вид к современному.

Начиная с момента открытия вида, споры по его таксономии не утихают. Наибольшее число сторонников и документальных подтверждений у теории раздельного развития домашней лошади и Пржевальского. При этом предок у видов вероятно был один и тот же, а само разделение произошло в исторических мерках не так давно.

Открытие и предоставление мировому сообществу

Упоминая о диких лошадях в азиатском регионе:

  • в середине 17-го века сообщается о даре императору Маньчжурии дикой лошади;
  • в «словаре маньчжурской письменности» говорится о лошадях, сходных с домашними – конец 18-го века;
  • в китайской летописи от 1750 года говорится о пойманных 200 головах коней;
  • английский путешественник упоминал о своенравных лошадях с характерными черными полосами на хребтах;
  • в середине 19-го века русским исследователем Бичуриным сообщается о необычном типе лошади, отлавливаемом дикими монгольскими племенами.

Но известность этим диким животным и признание мировым научным сообществом приходит после путешествия русского ученого Н.М. Пржевальского, давшего точное описание вида. Первая экспедиция на земли Монголии и северного Китая завершилась в 1877 году в связи с восстаниями китайского населения и болезнью путешественника. В этот раз удалось получить лишь череп и шкуру животного, описываемого как дикую лошадь и называемую местными народностями «тахи». Спустя два года Пржевальский отправляется в Тибет через Джунгарию и пустыню Гоби, здесь ему впервые встречается табун лошадей. Добыть трофейный экземпляр не удалось в этот раз, зато путешественник дал описание лошади, указав ее экстерьерные признаки, конституцию, нрав и образ жизни. В дальнейшем по его данным были произведены поездки с отстрелом и поимкой особей Бихнером и Клеменцем, которые уже смогли добыть живые экземпляры и предоставить подробное зоологическое описание, введя в номенклатуру новый вид – лошадь Пржевальского.

Современное состояние

Лошадь Пржевальского была включена в Красную Книгу уже после ее полного исчезновения в диком виде. К началу 70-х годов последняя популяция, обитавшая в степях Монголии, перестала существовать. К тому времени сохранилось лишь 12 особей в зоопарках и заказниках. В 50-60-х годах прошлого столетия еще отмечались небольшие табуны (не более 20 особей) местными жителями, но точно сказать были ли это лошади Пржевальского, куланы или одичавшие особи, нельзя. Последующие экспедиции длительное время не приносили плодов – отечественными учеными была тщательно обследована пустыня Гоби и Джунгария, но лишь на территории Китая удалось найти табун в 5 особей при подключении к поискам армии.

В настоящее время вся популяция лошадей Пржевальского представлена потомками всего 12 особей, что делает затруднительным существование вида в будущем из-за близкородственного скрещивания.

Сокращение численности популяции лошадей Пржевальского напрямую связано с влиянием человека. При этом трофейная и промысловая охота оказали минимальное влияние – этот вид священен для многих монгольских и китайских племен. Сокращение ареала обитания в связи с расширением пастбищ и пахотных земель привел к ухудшению кормовой базы. Уже к началу 20-го века оставшаяся крупная популяция переместилась в долину монгольского Алтая, но и здесь им не удалось надолго закрепиться – плодородные почвы, закрытые от ветров и в достатке получающие воду, стали идеальным местом для содержания скота.

Ситуация осложнилась суровыми зимами и небольшим количеством осадков. Резкое ухудшение погодных условий (местные народности называют их «дзуд») ускорило гибель вида. В диких условиях к 80-м годам не осталось ни одного животного. Восстановить вид удалось благодаря отловленным еще в начале 20-го столетии коням, которых осталось всего 12 – они и стали предками всех имеющихся на данный момент лошадей Пржевальского.

К 1990 году удалось получить до полутора тысяч животных, и тогда же начались попытки возвращения вида в дикую среду. Первый опыт производился на их коренных землях – национальном парке Джунгарии, где выпустили табун в 400 голов. К настоящему моменту лошади Пржевальского населяют заповедники в России, Венгрии, Китае и на Украине, где животных выпустили в Чернобыльскую зону.

К сожалению, проблема восстановления вида не решена – остаются важнейшие проблемы:

  • вся современная популяция является потомками 12 особей – близкородственные связи увеличивают накапливание генетических аномалий;
  • отмечается значительное присутствие крови домашней лошади среди вида;
  • слабая работа государственных структур;
  • низкая приспособленность лошадей, выращенных в условиях заповедников, к диким местам.

Характеристика вида

Отличительные признаки лошади Пржевальского от домашних скакунов:

Тракененская лошадь — верхово-упряжная спортивная порода лошадей, выведенная в Германии.

Это единственная из всех полукровных пород лошадей, разводящаяся в чистоте. Тракененские лошади имеют много общего с чистокровной верховой породой.

Последние 30 лет представителей тракененской породы активно используют в конном спорте, в частности, в спортивном троеборье.

Ранее они были известны, как первоклассные кавалерийские лошади. Тракененские лошади пользуются популярностью и у селекционеров.

История происхождения

Тракененская порода лошади

В 1732 году на территории Восточной Пруссии в деревне Тракенен был открыт одноименный конный завод «Тракенен», в котором на тот момент находилось более полутора тысяч лошадей.

Основной задачей этого конного завода было обеспечение прусской армии отличными кавалерийскими лошадьми: резвыми, неприхотливыми и выносливыми.

В скрещивании участвовали местные мелкие кобылы лесного типа (швайки) и жеребцы восточных кровей — арабские, берберийские, турецкие, персидские, неаполитанские и испанские.

Позднее скрещивание начали проводить и с жеребцами чистокровной английской породы. Были привезены в качестве производителей даже два донских жеребца Айбар и Баку.

Со второй половины XIX века в производители были разрешены лишь жеребцы арабской и чистокровной верховой пород, а также их различные помеси и полукровные жеребцы, отвечающие определённым требованиям: крупным ростом, длинным корпусом, крепкими ногами, длинной прямой шеей, а также производительными движениями и добронравностью.

Также, начиная с второй половины XIX века жеребцов испытывали в гладких скачках, которые затем были заменены на стипль-чезы и парфорсные охоты. Кобылы испытывались на сельскохозяйственных и транспортных работах.

В те годы на многих известных стипль-чезах Европы победу одерживали именно тракененские лошади. Так был создан тип крупной, породной, массивной лошади, которая в течение XX века была широко распространена во многих странах мира.

После Второй мировой войны тракененская порода в Германии была на грани исчезновения.

Большое количество лошадей либо погибло при эвакуации в Западную Европу, либо было захвачено советскими войсками. Так во время трёхмесячной эвакуации Тракенена в Западную Европу до места дошли только 1 000 лошадей.

Есть и такие данные, что после всех многочисленных и тяжёлых перемещений поголовья (139 голов — на поезде и более 700 — своим ходом) под руководством доктора Эрнста Элерта эвакуированный производящий состав разместился в Градице, Нойштадте и Перлине.

Существует версия, что первоначально была идея создать новую породу — кировскую, «смешав» тракенов и других трофейных лошадей. Впрочем, от этой модной тогда идеи отказались и продолжали разводить тракененских лошадей в чистоте.

Их брали в кавалерию, погранвойска, спортивные общества страны Советов.

Породу курировали Институт коневодства (МЗИК) и лично профессор В. О. Витт. Судьба тракенов находилась под пристальным вниманием С. М. Будённого.

Существование породы было поставлено под угрозу после расформирования кавалерии в 1953 году. При Хрущеве под нож шли целые конные заводы

В 1956 году было зарегистрировано наименьшее количество тракененских лошадей за всю историю породы: 602 кобылы и 45 жеребцов. Порода была спасена благодаря энтузиастам, сохранившим в своих конюшнях тракененских лошадей, являвшихся национальной гордостью Германии.

В 1960-е годы немецкие коннозаводчики решили переквалифицировать тракененскую породу из кавалерийской в спортивную.

И поскольку лошади этой породы с самого начала зарекомендовали себя в классических видах спорта (конкур, выездка и троеборье) с лучшей стороны, интерес к этой породе возрос не только в Германии, но и в других европейских странах и даже в США. Тракененская порода в это время уже разводилась в чистоте.

Помимо Тракенена, чистопородных тракененов начали разводить в только что организованном в 1965 году конном заводе Ганшу.

Наибольшее влияние на породу немецких тракененов оказали жеребцы Альбатзон 1955 года рождения от Альбатроса, питомцы Ганшу Альтгезелль от Альтзильбера, Альманах от Абендштерна, а также жеребцы, выведенные в Польше и СССР Тауэр, Лабиринт, Веспажан, Коломбо, Трафарет и Эол.

Описание породы

Тракененская лошадь

Характеристика:

  • У лошадей этой породы правильной формы голова, немного суховатая, с изящными линиями.
  • Глаза большие, блестящие и глубокие, лоб широкий и слегка вогнутый или прямой профиль.
  • Голова располагается на недлинной, тонкой шее, у которой конусообразная форма.
  • Кони обладают широкой и глубокой грудной клеткой, мощным корпусом и длинными лопатками.
  • Отличительная черта – высокая, мускулистая холка, развитая мускулатура. Круп имеет овальную форму, а ноги крепко стоят на земле, привлекая правильной постановкой.
  • Многие считают, что тракененские кони преобладают вороной мастью, но на самом деле встречаются рыжие, серые и гнедые экземпляры. Иногда встречаются чалые лошади. За счет того, что в породе присутствует ген пегости, сегодня попадаются пегие тракены.
  • Раньше таких лошадей выбраковывали из разведения. Тракененские лошади отличаются крупными размерами и высоким ростом.Высота жеребцов в холке составляет около 166 сантиметров, но изредка встречаются более высокие экземпляры, достигающие 174 сантиметров.
  • Рост кобыл варьируется в пределах 164 сантиметров. Тракененские скакуны весят от 460 до 550 килограмм.

Характер

Лошади этой породы обладают неоднозначным характером: бывают кони, склонные к труду, а бывают те, которые работать совершенно не хотят. Некоторые особи дружелюбные, другие отличаются агрессивностью.

Но в то же время представители породы мягкие и покладистые, отважные и решительные. Если в стаде будут добрые тракены, они с удовольствием помогут неопытному всаднику достичь вершин в конном спорте.

Лошади отличаются работоспособностью и ответственностью к выполнению любой команды, что особенно понравится тем, кто любит выездку.

Работоспособность

Двигательные и прыжковые качества коней – важный критерий для оценки породы. Тракены характеризуются легким ходом, особенно под седлом. Для формирования и развития рабочих и спортивных навыков применяют комбинированную систему тренировок.

К ней относят испытания по выездке, скачки по пересеченной местности, преодоление препятствий.

За счет того, что животные поддаются дрессуре и обладают уравновешенным характером, они подходят для любого вида конного спорта.

Стоимость

Лошадь

Покупка тракена обойдется фермеру от 2 до 10 тысяч долларов.

Причиной тому является то, что это элитная порода. Стоимость животного напрямую зависит от возраста, пола, состояния здоровья, спортивных достижений и родословной.

К примеру, больные или старые экземпляры будут стоить меньше – около 1000 долларов. Молодые лошади без родословной и спортивной подготовки продаются по цене от 3 до 6 тысяч долларов.

Самыми дорогими считаются молодые, сильные и здоровые лошади со спортивной подготовкой и благородной родословной. Во многом стоимость животного зависит от того, кто его родители и какие достижения за их плечами.

Отзывы

Тракен

По отзывам, к плюсам породы можно отнести:

  • простота в дрессировке;
  • универсальность (их используют в разных направлениях);
  • смелость, выносливость, рискованность;
  • отличные показатели работоспособности;
  • неутомимость;
  • мирный и дружелюбный характер;
  • легкость и плавность движений;
  • привлекательная внешность;
  • способность высоко прыгать.

Недостатки:

  • Нередко животные страдают от суставных заболеваний и грыж.
  • Показатель выживаемости составляет 85%, причиной чему является слабый иммунитет и низкая жизнеспособность.
  • Коней сложно разводить в табуне, из-за того, что в сравнении с иными породами, они не отличаются крепким здоровьем, часто подхватывают инфекционные или простудные заболевания. Лучше разводить их в отдельных конюшнях с возможностью летнего выпаса.
  • Отличительная черта – капризность и избалованность. Это в большей степени относится к уходу и содержанию коней. При селекционных работах животные содержались в чистых конюшнях, уход за ними был самый лучший. При этом ученые мало внимания обращали на тренировки и физическую работу животных.

Разведение

Порода лошади - Тракененская

Кони-тракены живут около 30-35 лет. Половая зрелость у коней этой породы наступает в возрасте 2 лет. Но заводчики рекомендуют дождаться 3-4 лет – это необходимо для полного созревания организма животного.

Разводят породу обычно искусственным путем в период сезонной охоты у самок.

Период вынашивания жеребца длится от 320 дней до 1 года. В это время кобыла ведет себя осторожно и спокойно, у нее округляется брюхо во второй половине беременности.

В период жеребости особенно необходимо выпускать кобылу на прогулку. Когда вот-вот должен родиться жеребенок, кобыла начинает вести себя беспокойно, то ложиться, то вставать.

Роды длятся не более 20 минут. Малыш рождается мокрым, мама начинает его вылизывать. Уже на следующий день он может гулять вместе с кобылой во дворе.

Через месяц кроме молока жеребенка кормят овощами. После исполнения 6 месяцев детеныша переводят в личное стойло.

Содержание

Тракененская порода лошади

Для того, чтобы тракененские кони чувствовали себя отлично, были крепкими, сильными и здоровыми, показывали высокие результаты в соревнованиях, им требуется обеспечить должный уход:

  • Чистить конюшню и стойла. Уборку проводят регулярно. Раз в месяц помещение обрабатывают антисептическими средствами от вредителей и паразитов.
  • Следить, чтобы в помещении не было сквозняков. Лошади не терпят повышенной сухости, высокой влажности и ветрености – это может привести к заболеваниям.
  • Оборудовать кормушки и поилки. В них всегда должны быть чистая питьевая вода и свежие корма.
  • Обеспечить продолжительный выгул. Из-за того, что тракены – активные животные, им необходим длительный выгул, для которого используют большие пастбища, чтобы у коней была возможность порезвиться вдоволь.
  • Регулярно вычесывать и купать лошадей. Поддерживать привлекательный вид помогают эти процедуры. Раз в неделю требуется мыть коней специальными средствами по уходу за шерстью и гривой. Летом это делать необходимо чаще.

Лошадей, участвующих в соревнованиях, требуется ежедневно дрессировать и тренировать. Если занятия будут нерегулярными, это может стать причиной того, что кони не будут достаточно сильными и выносливыми.

Кормление

Лошадь

Питание тракененской породы лошадей – отдельная тема. В данном случае важно соблюдать основные рекомендации:

  • Несмотря на то, что кони этой породы преобладают крупными размерами, у них небольшой желудок. По этой причине они нуждаются в частом питании, но небольшими порциями.
  • Требуется регулярно следить за тем, чтобы у животных была чистая вода и посуда для питья. Ее требуется мыть после каждого приема пищи.
  • Для удовлетворения жевательных способностей скакунов, правильной работы желудочно-кишечного тракта, обязательно включать в рацион фураж.
  • Вводить в рацион коня новый продукт следует постепенно. Так желудок привыкает к непривычному блюду.
  • Давать животным только высококачественные корма. Не кормить коней продуктами с образованием плесени, это может привести к заражению инфекционными заболеваниями.
  • Составление рациона осуществляется исходя из его физических нагрузок.
  • После приема пищи коням требуется отдых – это способствует лучшему перевариванию пищи. Нельзя сразу нагружать скакунов физическими нагрузками.

Для сохранения здоровья тракененских лошадей необходимо регулярно осматривать, обращая внимание на половую полость.

Фермеру понадобится чистить зубы коням, спиливать заостренные экземпляры, поить животных средствами от глистов и прочих паразитирующих микроорганизмов.

Обязательно обратиться к ветеринару, заметив, что поведение лошади значительно изменилось, а самочувствие ухудшилось.

Прививки

Животных обязательно осматривает и вакцинирует ветеринар дважды в год:

  • После возвращения с летних пастбищ.
  • Перед выходом на весенние пастбища.

Рекомендуемые прививки:

  • от сибирской язвы;
  • от дерматофитозов;
  • против гриппа;
  • против лептоспироза;
  • от бешенства;
  • от столбняка.

Профилактика болезней

Тракен

Чтобы лошадь меньше болела, необходимо предпринимать определённые профилактические меры, которые представлены:

  • регулярной уборкой помещения и ежедневной сменой подстилки, во избежание развития вредоносных микроорганизмов;
  • регулярным питанием и соблюдением периодичности кормления;
  • ежемесячным осмотром ветеринара для выявления возможных проблем со здоровьем и осуществления своевременного лечения;
  • обеспечением особей комплексными добавками, в виде витаминно-минерального комплекса для повышения иммунитета;
  • соблюдением гигиены скакунов, их регулярным купанием, уходом за копытами, зубами и шерстью;
  • своевременной вакцинацией по рекомендации ветеринара;
  • использованием качественных кормов, предварительно проверенных на наличие посторонних предметов, примесей опасных растений, экскрементов грызунов, следов гнили, плесени;
  • обеспечением спокойного отдыха в ночное время суток и регулярных перерывов в процессе трудной работы;
  • соблюдением необходимого микроклимата в помещении, где проживают скакуны.

Перспективы разведения

В настоящее время тракененскую лошадь, как единственную скаковую породу без примеси посторонних кровей, разводят на территории Германии.

В данной стране насчитывается около 2,5 тыс. кобыл и 300 жеребцов. Разведением породы занимаются и в других странах, среди них: Франция, Дания, США, Польша, Новая Зеландия, Англия, Хорватия, Россия.

Можно сделать вывод, что перспективы у тракененской породы достаточно хорошие, её востребованность обусловлена прежде всего хорошими физическими данными, позволяющими универсальное применение скакунов.

Интересные факты

Тракененская лошадь

Спортивные достижения и награды

У тракененских лошадей очень привлекательная внешность, но и результативность на высоком уровне. Животное станет хорошим помощником и другом для наездника любого уровня.

В последнее время тракены часто встречаются на соревнованиях по всему миру, обычно они выходят победителями, а не проигравшими. Тракененская порода лошадей показывает отличные результаты во многих дисциплинах конного спорта.

Отличная прыгучесть и энергичность этих лошадей особенно дают о себе знать в конкурсах и выездных выступлениях. В троеборье тракены также нередко побеждают на соревнованиях.

В 1972 году на соревнованиях в отечественном конном спорте особенно запомнился конь русского происхождения по имени Пепел. Его наездница Е. Петушкова получила высшую награду в командной борьбе и стала чемпионкой мира по выездке.

Не меньше запомнился американский тракен Абдулла – он получил золото на Олимпиаде 1984 года. Лучшими представителями этой породы считаются кони немецкого и русского происхождения – они не раз показывали отличные результаты.

Знаменитые представители

Тракененские лошади

Конь Абдулла

Знаменитыми тракененские лошади стали благодаря своим спортивным достижениям.

На сегодняшний день на территории европейских стран и США они являются доминирующими в классических видах конного спорта.

Самым известным представителем тракененской породы является серый конь Абдулла, который выступал за сборную США и выиграл Олимпиаду в 1984 году.

Также известность завоевал русский конь Пепел, который помог заслуженному мастеру спорта Елене Петушковой на Олимпийских играх и на Чемпионате мира в 1970 году по выездке занять первое место.

Заключение

Итак, тракененская порода лошадей остаётся популярной и поныне, особенно в больших фермерских хозяйствах, так как является универсальной.

А чтобы вырастить здоровое работоспособное животное, необходимо обеспечить ему должный уход, качественное питание и хорошие условия проживания.

Читайте также: