Кто управляет тройкой лошадей

Опубликовано: 16.04.2024


Всем Здравствуйте раз Drive2.ru» — портал автолюбителей решил отдать должное с чего начиналось автомобилестроение да с Лошадей, а именно с Русской тройки .


История русской тройки лошадей
Тройка — это старинная русская запряжка лошадей. Русскую тройку придумали для того, чтобы езда была максимально быстрой на длинные расстояния. Эта тройка является единственной в мире разноаллюрной запряжкой. Давайте разберемся, в чем же особенности русской тройки, как она устроена и как появилась. В центре находится лошадь — коренник, которая должна идти четкой и быстрой рысью, сбоку — пристяжные лошади. Они обычно скачут галопом. В результате упряжка может развивать довольно большую скорость в 45-50 километров. Главный механизм тройки заключается в том, что центрального коренника словно "несут" за собой пристяжные лошади. Именно по этой причине лошади медленно устают и могут долгое время поддерживать развитую скорость.


Само слово "тройка" стало применяться по отношению к лошадиной упряжке еще 200 лет назад. В то время количество лошадей в запряжке зависело исключительно от того, сколько пассажиров перевозилось в кибитке. Если ехал один человек, то впрягали одну лошадь, если два — то две лошади, ну и, соответственно, если в кибитку садились трое человек, то запрягали тройку лошадей. В царские времена на тройке ездили не только богачи, но и те, кому по профессии было положено быстро передвигаться: почтальоны, пожарные и др. Очень часто тройку запрягали для свадьбы или других пышных праздников, на которых кучеру даже разрешалось немного "полихачить" и пустить коренника в галоп.


Самая лучшая русская тройка — это та, где все три лошади подобраны в масть. Коренник, кстати, должен быть гораздо крупнее пристяжных. Начиная с 1840 года в Москве на ипподроме начали устраивать конные соревнования, где в быстроте состязались тройки. В 1911 году русскую тройку впервые увидели в Европе, а именно — в Лондоне на Всемирной выставке. В составе тройки были: коренник — орловский рысак Ратник Турецкий, победитель Императорского приза и верховые стрелецкие лошади в качестве пристяжных. Мастеров, которые владели необходимыми навыками было очень мало, впрочем, как и подходящих рысаков. Однако все же удалось спасти один из главных символов России. Если обратиться к сегодняшнему времени, то соревнования, где участвуют русские тройки, очень популярны. Как правило, они проходят в два этапа.


1 этап. Нарядные, украшенные лентами, бубенцами и колокольчиками лошади (кстати, наездники тоже должны одеться соответствующе) выезжают соревноваться в фигурной езде. Один наездник управляет сразу тремя лошадьми, которые должны выполнять разнообразные фигуры, например, "вольты", "восьмерки" и т. д.
2 этап. Это так называемое испытание скоростью. Лошадей запрягают в специальную упряжь, надевают защитные приспособления от травм. Наездник и его помощники облачаются в обычную спортивную форму с защитными шлемами. Именно в этой части соревнований наезднику, как никогда, нужна помощь ассистентов: он сам управляет коренником, а помощники контролируют пристяжных лошадей.


Для русского человека тройка лошадей всегда была национальным символом. Русская тройка множество раз упоминается в стихах (Н. Некрасов "Тройка", А. Пушкин "Зимняя дорога", П. Вяземский "Еще тройка" и др. ), песнях (романс "В лунном сиянии", "Вот мчится тройка почтовая" и др. ), литературных произведениях (например, всем известный отрывок о русской тройке в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души").


И ещё кро не устал читать немного видео :

Тройка агрофирмы

Тройка агрофирмы "Вельская" на заезде XX Чемпионата России русских троек на Центральном Московском ипподроме.

Тройка - это исключительно русский вид упряжки лошадей, не имеющий аналогов в мире. И к тому же, самый быстрый! Это символ России, наряду с матрешками, балалайками и морозами.

1. Быстрее только на автомобиле (если бы они тогда были)

Шкатулка

Шкатулка "Тройки", Федоскинская фабрика миниатюрной живописи.

Русская тройка - это упряжка из трех лошадей, которые идут разным аллюром. Центровая лошадь («коренник») должна быть самой сильной и крупной, она идет рысью. По бокам впрягаются «пристяжные» лошади, которые скачут галопом, неся за собой «коренника», при этом меньше утомляясь, чем если бы они шли по одиночке. Такая упряжка может преодолевать большие расстояния на скорости до 45-50 километров в час. Как современный автомобиль!

2. Лошади смотрят в разные стороны

Если посмотреть, как несется русская тройка, то можно заметить такую интересную деталь: лошади по бокам поворачивают головы в стороны, но идут при этом точно вперед. Отчего так происходит? Дело в том, что в упряжке правая лошадь идет галопом с левой ноги, а левая - с правой. А голову они поворачивают в другую сторону для равновесия. Это происходит на уровне инстинкта (и смотрится очень элегантно, согласитесь).

3. Лучшие тройки должны быть одной породы

Репродукция картины

Репродукция картины "Масленица (Масленичное катание)". Холст, масло,1919 год. Художник Борис Кустодиев. Музей-квартира И.И.Бродского в Ленинграде.

Считается, что лучшие тройки получаются из лошадей-рысаков (это породы, которые выведены для быстрого бега) одной масти. При этом центральная лошадь должна быть крупнее. Самыми надежными считаются вятские лошади из-за своей выносливости, а самыми «статусными» - упряжки из крупных орловских рысаков.

4. Тройка - для трех пассажиров

Шкатулка

Шкатулка "Тройка", выполненная федоскинским мастером.

Само это слово стали использовать по отношению в упряжке в 18 веке (некоторые источники говорят о конце 17 века). Тогда количество лошадей зависело от количества пассажиров и грузов - если ехал один человек, то запрягали одну лошадь, а если нужно было больше «лошадиных сил», то лошадей запрягали друг за другом. Но такой способ упряжки не прижился в России из-за невысокого качества дорог (а точнее, их отсутствия). А вот когда стали пробовать пристегивать лошадей рядом, «на отлет», то дело пошло лучше.

5. За тройку спасибо почте (но это неточно)

Открытка с изображением почтовой тройки (ок. 1900).

Открытка с изображением почтовой тройки (ок. 1900).

Global Look Press

О том, кто и когда изобрел тройку, достоверно не известно. Скорее всего, появлению тройки как разноаллюрной упряжки способствовало развитие почтового дела. В России огромные расстояния между населенными пунктами, и доставка сообщений и грузов даже между Москвой и Петербургом занимала несколько дней. А в другие крупные города можно было ехать неделями, особенно весной и осенью в распутицу. И для перевозок почтовых отправлений была важна не только выносливость лошадей, но и их скорость. Известно, что уже в начале 19 века почтовые дилижансы в России были запряжены тройками. Затем на тройках стали перевозить и курьеров, и пассажиров, да и просто использовать как дорогостоящее развлечение в деревнях и городах – на свадьбу, к примеру, богатый крестьянин считал обязательным нанять тройку, да и не одну – катать невесту, родственников и гостей.

6. Тюнинг от злых сил

Зимняя тройка.

Алексей Шторх/Global Look Press

Многие автолюбители сегодня любят украшать своего «железного коня» спойлерами, аэрографикой и галогеновой подсветкой. А вот раньше, когда автомобилей не было, водители «тюнинговали» свои упряжки. На коренника обязательно надевали дугу, украшенную позолотой, декоративным орнаментом или искусной резьбой. В середине 19 века появилась мода на дуги, инкрустированные медью, а через несколько десятилетий их было принято декорировать разноцветными лентами. Извозчики верили, что эти украшения служат не только эстетическим целям, но и будут оберегом от разбойников и злого глаза.

7. Колокольчик вместо магнитолы

«Ехали на тройке с бубенцами», - поется в известной песне «Дорогой длинною». Действительно, когда ехала тройка, ее можно было услышать за километр! Извозчики использовали колокольчики, чтобы летящим тройкам успели освободить место на дороге и оповестить всех, что едет почтовая служба.

Но затем идея с бубенцами понравилась и частным владельцам, и их стали использовать не только на почте, но и на гуляниях. Конечно, почте любители разъезжать по городу со звоном мешали работать, и правительство во второй половине 19 века ввело запрет запрет на такие бубенцы для частных лиц. В ответ те придумали использовать бронзовые колокольчики на кожаных сбруях, которые издавали более нежные звуки. Бубенчики подбирались по тону и получалось, что у каждой тройки во время поездки было свое музыкальное сопровождение.

8. Самые быстрые экспонаты

Орловские рысаки в тройке.

Орловские рысаки в тройке.

За рубеж русская тройка впервые попала в 1911 году - ее показали на Всемирной выставке в Лондоне. Она состояла из орловского рысака и пристяжных стрелецких лошадей. С тех пор русские тройки были постоянными участниками зарубежных выставок. В советские годы традиция продолжилась, но тройки чаще всего составляли из статных орловских рысаков.

9. Тройку можно увидеть и сегодня

Чемпионат Русской тройки.

Чемпионат Русской тройки.

С появлением железных дорог, а затем и автомобилей, тройки (да и лошади как транспорт), конечно, становились все менее востребованы. Однако их до сих пор можно увидеть на гуляниях в туристических городах России (вроде Суздаля и Владимира) и на спортивных соревнованиях.

Еще в 1840-х на Московском ипподроме тройки соревновались не только в скорости, но и фигурной езде. В середине 1990-х в нескольких городах России были учреждены ежегодные соревнования «Кубка России» для русских троек. Финал проходит в Москве.

10. Тройка вдохновляет

Катание на лошадях во время празднования 360-летия со дня основания города Нерчинска. 2013.

Катание на лошадях во время празднования 360-летия со дня основания города Нерчинска. 2013.

Слово «тройка» - это русизм, оно на другие языки не переводится, а так и пишется. И это настоящий символ России! Ей посвящено множество картин, стихов, рассказов, песен. Самым известным, конечно, считается отрывок из «Мертвых душ» Николая Гоголя. «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади».

Кстати, проездной в московском метро тоже назван в честь русской тройки.

Тройка лошадей и все, что с ней связано - это исконно русское, не имеющее аналогов ни в одной стране мира. Иностранец, впервые приехавший в Россию и увидевший русскую тройку буквально замирал в изумлении. И было от чего! На его родине не существовало упряжки, равной по быстроте и красоте русской тройки.

РУССКАЯ ТРОЙКА. (очень интересно)

Рекордная, по меркам лошадиной упряжки, скорость, 45-50 км/ч, достигалась за счет своеобразного сочетания аллюров лошадей. Центральная лошадь, называемая «коренник», пускается быстрой рысью, а пристяжные лошади (пристегнутые по бокам от коренника) скачут галопом и как бы «несут» на себе коренника. При такой разноаллюрной езде все три лошади медленнее устают, могут долгое время поддерживать высокую скорость. Русская троечная упряжь исключительно рациональна, и в ней нет ни одной лишней детали. Обычно на роль коренника выбирался рослый и мощный рысак, а пристяжными были более мелкие и легкие лошади, которым во время бега приходится красиво изгибать шеи в сторону и вниз.
История русской тройки Если верить письменным источникам, первые русские тройки начали появляться во второй половине XVII века. До этого лошадей запрягали в упряжку по одной, а если требовалось несколько лошадей, то гуськом.

Тройка. Константин Баумгартнер-Стойлов (1850-1924)

Тройка. Художник: Константин Баумгартнер-Стойлов (1850-1924)

Деревянные клещи хомутов покрывали росписями и резьбой, а кожа седелок, шлей, узд и шорок украшали тиснением и металлическим набором из литых деталей разной формы. Чаще всего использовались сплавы меди с никелем или цинком, посеребренная медь, а в более богатых упряжках - серебро. К уздам и шлеям крепились яркие кисти.
Вряд ли житель начала 19 века мог представить себе русскую тройку без знаменитой дуги коренника. Эту самую значимую часть упряжки богато украшали резными геометрическими фигурами и расписывали золотой краской, чтобы сверкала на солнце и была видна издалека. Позднее поверх «золота» начали прорисовывать тонкие черные или красные графические узоры и растительный орнамент.
В 60-е годы 19 века на смену золоченым дугам пришли живописные - их расписывали красными розанами, синими гроздями винограда и зеленью трав. Живописные дуги выглядели не менее ярко, чем золоченые.
Мода на крупные розаны прошла к концу 19 века. К этому времени дуга стала тоньше, поэтому места для росписи стало меньше. Рисунки стали более мелкими, пестрыми, а со временем дуги начали окрашивать в один цвет, в особых случаях одноцветные дуги перевивали цветными лентами.
Пара слов … о колокольчике
Конный транспорт наполнял улицы городов, правил дорожного движения как таковых не было, к тому же нужно было как-то решить проблему оповещения сотрудников почтовых станций о прибытии почтовой тройки, чтобы они готовили смену уставшим лошадям.

Тройка. Константин Баумгартнер-Стойлов (1850-1924)

Тройка . Художник: Константин Баумгартнер-Стойлов (1850-1924)

В то время в Западной Европе широко использовался почтовый рожок, но в России это устройство не прижилось, хотя указ о его применении почтовыми службами издал еще Петр 1. Ямщики по старой русской привычке предупреждали о своем появлении свистом и криками, не смотря на штрафы и побои. Таким образом, почтовый рожок стал эмблемой российской почты, но роль сигнального устройства досталась опять-таки русскому изобретению - бронзовому колокольчику. Его туго крепили к средней части дуги над головой коренника тройки сыромятным кожаным ремнем. Начиная с конца 18 века, звон колокольчика оповещал о приближении «птицы-тройки» за две версты, поэтому пешеходы и другие экипажи знали, что нужно немедленно освободить дорогу для курьерской или почтовой повозки, несущейся с бешеной скоростью. Также такое раннее оповещение существенно сократило время перепряжки лошадей на станции - персонал успевал подготовиться к прибытию тройки.
Кроме практической, колокольчики выполняли также эстетическую функцию - их сильный, но одновременно нежный, звон скрашивал однообразные будни ямщиков.
Езда на тройках с колокольчиками быстро стала популярной не только среди почтовых ямщиков, но и среди богатых частников. Спрос на колокольчики вырос, и появилось множество кустарных колокольных мастерских. Самым знаменитым «колокольным» городом считался Валдай – город Новгородской губернии, располагался посредине главной почтовой магистрали России Петербург - Москва. По названию города Валдая поддужные колокольчики часто называли валдайскими.
Многие мастера снабжали свои изделия литыми надписями и украшениями, с 19 века начали ставить год изготовления, часто ставилось имя мастера.
Однако широкое распространение троек со звоном внесло в работу почтовой службы некоторую неразбериху - ямщики на почтовых станциях перестали срочно готовить лошадей при звуке колокольчика, думая, что едет не почта.
На любителей ездить со звоном посыпались жалобы от почтовых служб, поэтому в XIX веке правительство издало постановление о запрете колокольчиков для частных лиц. Разрешение использовать популярную «сигнализацию» было дано исключительно почтовым ямщикам и служащим земской полиции, и исключительно во время исполнения служебных обязанностей.
Впрочем, обход запрета русские нашли довольно быстро. Один колокольчик заменила целая россыпь бубенцов, которые целыми гирляндами крепились к кожаным ошейникам. Их надевали на каждую лошадь. Бубенец представлял собой полый шар с дробинкой внутри и не мог издавать сильных звуков, зато множество бубенцов, подобранных по размеру и по тону, издавали «согласный» звон. К концу 19 века, когда запреты на применение колокольчиков утратили свою силу, на тройках стали одновременно употребляться как бубенцы, так и колокольчики. Их специально подбирали в созвучие. Получившийся ансамбль по своему звучанию оказался неповторим и вошел в историю под названием «ямской гармони».
Тройки со звоном поддужных колокольчиков были воспеты в стихах А. С. Пушкина, Ф. Н. Глинки, П. А. Вяземского, А. А. Блока и С. А. Есенина. Не упустили из виду «птицу-тройку» такие знаменитые прозаики как Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой. Также о всенародной любви к тройкам рассказывают многочисленные народные песни и романсы, дожившие до наших дней.

РУССКАЯ ТРОЙКА. (очень интересно)

РУССКАЯ ТРОЙКА. (очень интересно)

РУССКАЯ ТРОЙКА. (очень интересно)

РУССКАЯ ТРОЙКА. (очень интересно)

материал взят из интернета.

Запряжка русской тройки

Практика троечной езды за два с лишним века претерпела лишь незначительные изменения. Модели троечных экипажей менялись вслед за модой и вкусами, но сам принцип запряжки и главные элементы сбруи остаются неизменными. Среднюю, коренную лошадь, запрягают первой, точно также как и в одноконном варианте: в две оглобли с хомутом, седелкой и дугой. Именно присутствие дуги в запряжке коренника делает русскую тройку уникальной – больше нигде в мире нет таких троек. На коренника приходится основная нагрузка: он определяет направление движения запряжки, разгоняет на прямой и сдерживает накат экипажа на спусках. Две другие лошади - пристяжки (в тройке они припрягаются по бокам при помощи хомутов или шорок с постромками, которые пристегиваются к специальным валькам, надетым на крючки повозки) помогают кореннику двигать экипаж и маневрировать им. Кучер тройки управляет лошадьми при помощи четырех вожжей - длинных поводьев из кожи или тесьмы. Двумя центральными вожжами кучер управляет коренником. По одной вожже приходится на пристяжных лошадей, которые при езде галопом движутся в сборе – «лебединые» шеи изогнуты в сторону от направления движения тройки. Именно этот бешеный изгиб пристяжек, неукротимая мощь коренника создают иллюзию полета какой-то мифической трехголовой птицы.

Еще одной уникальной отличительной особенностью троечной упряжи, являются ее обильные украшения. Красочно декорировались хомуты, украшавшиеся росписью, резьбой и тисненой кожей. Широко использовался в упряжи металлический набор из литых деталей разной формы, давая красивые сочетания с кожей седелок, шлей, узд, шорок. Помимо него упряжь снабжалась кистями, которые прикреплялись на уздах и шлеях, свисая спереди и по бокам лошадей.

Но предметом особой гордости являлась дуга коренника, богато украшенная художественной росписью и резьбой. Поначалу особой популярностью пользовались дуги, расписанные золотой краской, «горевшей» на расстоянии и резко выделявшейся на фоне поля или леса. Позднее на золотой фон стали наносить тонкий графический узор черной или красноватой красками. Во второй половине XIX века золоченые дуги были вытеснены живописными, расписанными красными розанами, зелеными травами и синими гроздьями винограда. Яркие живописные дуги были заметны издалека так же, как золоченые.

Появление поддужного колокольчика было призвано сменить громкий свист и крики ямщиков более благозвучным предупредительным сигналом.

С расцветом езды на тройках возникла потребность в специальных сигнальных средствах. Тройка, особенно курьерская, мчалась с большой скоростью, а правил дорожного движения в те времена не существовало. Велика была опасность столкновения с людьми и повозками. Еще одной задачей было известить персонал очередной почтовой станции о необходимости подготовить смену уставшим лошадям.

Попытки внедрить при Петре I в российской почте европейский почтовый рожок успеха не имели. Ямщики предпочитали пользоваться собственным свистом и молодецкими криками, за что их наказывали штрафами и побоями. Лишь в конце XVIII века кто-то придумал использовать для сигнальных нужд бронзовый колокольчик, миниатюрную копию церковного колокола. Удобным местом для его подвески стала дуга над головой коренника. Такой колокольчик стали называть поддужным, а также почтовым или ямским. Кроме сигнальной функции, звон колокольчика скрашивал однообразие утомительной езды, которая нередко растягивалась на много дней.

Родоначальником кустарного промысла по изготовлению почтовых колокольчиков стал город Валдай Новгородской губернии, выгодно располагавшийся посреди Петербургско-Московского тракта, главной почтовой магистрали России. Поэтому поддужные колокольчики часто называли валдайскими. На них делались надписи: «Купи – не скупися, езди – веселися!» или «Купи, денег не жалей, со мной ездить веселей».

Как это часто бывает в России, скоро выяснилось, что почтовая служба не готова обслуживать всех любителей езды со звоном, принявшей массовый характер. Ямщики на почтовых станциях, заслышав звон колокольчика, не могли определить, едет ли это почта или какое-то частное лицо.

В результате русское правительство в течение XIX века пыталось запретить частным лицам езду с колокольчиками, сделав ее привилегией государственных экипажей. Для обхода таких запретов на шеи лошадей в тройке стали надевать кожаные ошейники с укрепленными на них гирляндами бронзовых бубенцов – глухих полых шаров с дробиной внутри, издававших менее сильный звук, чем колокольчики.

Из бубенцов, подобранных по размеру и по тону, стали создавать гаммы - созвучные группы, производившие при езде «согласный» звон. С отменой в конце XIX века запрета на применение колокольчиков на тройках стали одновременно употребляться и бубенцы, и колокольчики. 2-3 десятка бубенцов вместе с 1-3 колокольчиками специально подбирались в созвучие, получившее в народе название «ямской гармони».

Утратив своё транспортное значение, езда на тройке превратилась в национальный вид спорта.

С интенсивным строительством в России железных дорог тройка оказалась вытеснена с почтовых трактов на сельские дороги, где долго еще сохраняла популярность на свадьбах и народных гуляньях.

Однако тройка издавна использовалась в России в различных соревнованиях, а также для катания на выставках и ярмарках. Троечные бега были чрезвычайно популярны в России в середине XIX века, особенно зимой. Чаще всего в них демонстрировали свою удаль извозчики-лихачи - элита дореволюционного городского транспорта. В середине 1950-х годов троечный спорт стал возрождаться. Первые соревнования троек по доработанным дореволюционным правилам были возобновлены в Москве на ВДНХ и Центральном Московском ипподроме Одно из традиционных соревнований троек проходило во время фестиваля «Русская Зима» в Москве. В фигурной езде тройками управляли только кучера-наездники.

Тогда же на Тамбовском областном ипподроме было создано несколько троек, регулярно участвовавших в столичных соревнованиях, а также в показательных выступлениях на IV Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве и на XX летних Олимпийских играх.

В наши дни по инициативе Российской ассоциации «Содружество» в некоторых городах России, таких как Ярославль, Кострома, Москва, Вологда были учреждены этапы «Кубка России» для русских троек с финалом в Москве. В 2000 году в рамках «Дней Франции» на Московском ипподроме был разыгран приз Венсеннского ипподрома для троек, где приняли участие три тройки. В ответном визите в Париж в декабре того же года русские тройки впервые выступили на крупнейшем в мире беговом ипподроме Венсенн.

Розыгрыши этих призов стали постоянным мероприятием «Дней России» во Франции и «Дней Франции» в России. В розыгрыше приза Венсеннского ипподрома в 2006 году на Московском ипподроме приняло участие семь троек. Их пришлось разделить на два заезда, поскольку все они одновременно не могли уместиться на дорожке Московского ипподрома.

Почему русские запрягали именно трех лошадей и как запряженные лошади умудрялись смотреть в разные стороны?

АННА СОРОКИНА

Тройка - это исключительно русский вид упряжки лошадей, не имеющий аналогов в мире. И к тому же, самый быстрый! Это символ России, наряду с матрешками, балалайками и морозами.

1. Быстрее только на автомобиле (если бы они тогда были)

Шкатулка

Русская тройка - это упряжка из трех лошадей, которые идут разным аллюром. Центровая лошадь («коренник») должна быть самой сильной и крупной, она идет рысью. По бокам впрягаются «пристяжные» лошади, которые скачут галопом, неся за собой «коренника», при этом меньше утомляясь, чем если бы они шли по одиночке. Такая упряжка может преодолевать большие расстояния на скорости до 45-50 километров в час. Как современный автомобиль!

2. Лошади смотрят в разные стороны

Если посмотреть, как несется русская тройка, то можно заметить такую интересную деталь: лошади по бокам поворачивают головы в стороны, но идут при этом точно вперед. Отчего так происходит? Дело в том, что в упряжке правая лошадь идет галопом с левой ноги, а левая - с правой. А голову они поворачивают в другую сторону для равновесия. Это происходит на уровне инстинкта (и смотрится очень элегантно, согласитесь).

3. Лучшие тройки должны быть одной породы

Репродукция картины

Считается, что лучшие тройки получаются из лошадей-рысаков (это породы, которые выведены для быстрого бега) одной масти. При этом центральная лошадь должна быть крупнее. Самыми надежными считаются вятские лошади из-за своей выносливости, а самыми «статусными» - упряжки из крупных орловских рысаков.

4. Тройка - для трех пассажиров

Шкатулка

Само это слово стали использовать по отношению в упряжке в 18 веке (некоторые источники говорят о конце 17 века). Тогда количество лошадей зависело от количества пассажиров и грузов - если ехал один человек, то запрягали одну лошадь, а если нужно было больше «лошадиных сил», то лошадей запрягали друг за другом. Но такой способ упряжки не прижился в России из-за невысокого качества дорог (а точнее, их отсутствия). А вот когда стали пробовать пристегивать лошадей рядом, «на отлет», то дело пошло лучше.

5. За тройку спасибо почте (но это неточно)

Открытка с изображением почтовой тройки (ок. 1900). (с) Global Look Press

О том, кто и когда изобрел тройку, достоверно не известно. Скорее всего, появлению тройки как разноаллюрной упряжки способствовало развитие почтового дела. В России огромные расстояния между населенными пунктами, и доставка сообщений и грузов даже между Москвой и Петербургом занимала несколько дней. А в другие крупные города можно было ехать неделями, особенно весной и осенью в распутицу. И для перевозок почтовых отправлений была важна не только выносливость лошадей, но и их скорость. Известно, что уже в начале 19 века почтовые дилижансы в России были запряжены тройками. Затем на тройках стали перевозить и курьеров, и пассажиров, да и просто использовать как дорогостоящее развлечение в деревнях и городах – на свадьбу, к примеру, богатый крестьянин считал обязательным нанять тройку, да и не одну – катать невесту, родственников и гостей.

6. Тюнинг от злых сил

Зимняя тройка. (с) Алексей Шторх/Global Look Press

Многие автолюбители сегодня любят украшать своего «железного коня» спойлерами, аэрографикой и галогеновой подсветкой. А вот раньше, когда автомобилей не было, водители «тюнинговали» свои упряжки. На коренника обязательно надевали дугу, украшенную позолотой, декоративным орнаментом или искусной резьбой. В середине 19 века появилась мода на дуги, инкрустированные медью, а через несколько десятилетий их было принято декорировать разноцветными лентами. Извозчики верили, что эти украшения служат не только эстетическим целям, но и будут оберегом от разбойников и злого глаза.

7. Колокольчик вместо магнитолы

«Ехали на тройке с бубенцами», - поется в известной песне «Дорогой длинною». Действительно, когда ехала тройка, ее можно было услышать за километр! Извозчики использовали колокольчики, чтобы летящим тройкам успели освободить место на дороге и оповестить всех, что едет почтовая служба.

Но затем идея с бубенцами понравилась и частным владельцам, и их стали использовать не только на почте, но и на гуляниях. Конечно, почте любители разъезжать по городу со звоном мешали работать, и правительство во второй половине 19 века ввело запрет запрет на такие бубенцы для частных лиц. В ответ те придумали использовать бронзовые колокольчики на кожаных сбруях, которые издавали более нежные звуки. Бубенчики подбирались по тону и получалось, что у каждой тройки во время поездки было свое музыкальное сопровождение.

8. Самые быстрые экспонаты

Орловские рысаки в тройке. (с) Ю. Евсюков/Sputnik

За рубеж русская тройка впервые попала в 1911 году - ее показали на Всемирной выставке в Лондоне. Она состояла из орловского рысака и пристяжных стрелецких лошадей. С тех пор русские тройки были постоянными участниками зарубежных выставок. В советские годы традиция продолжилась, но тройки чаще всего составляли из статных орловских рысаков.

9. Тройку можно увидеть и сегодня

Чемпионат Русской тройки. (с) Legion Media

С появлением железных дорог, а затем и автомобилей, тройки (да и лошади как транспорт), конечно, становились все менее востребованы. Однако их до сих пор можно увидеть на гуляниях в туристических городах России (вроде Суздаля и Владимира) и на спортивных соревнованиях.

Еще в 1840-х на Московском ипподроме тройки соревновались не только в скорости, но и фигурной езде. В середине 1990-х в нескольких городах России были учреждены ежегодные соревнования «Кубка России» для русских троек. Финал проходит в Москве.

10. Тройка вдохновляет

Катание на лошадях во время празднования 360-летия со дня основания города Нерчинска. 2013. (с) Евгений Епанчинцев/Sputnik

Слово «тройка» - это русизм, оно на другие языки не переводится, а так и пишется. И это настоящий символ России! Ей посвящено множество картин, стихов, рассказов, песен. Самым известным, конечно, считается отрывок из «Мертвых душ» Николая Гоголя. «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади».

Кстати, проездной в московском метро тоже назван в честь русской тройки.

А вы катались на русской тройке? Расскажите об этом в комментариях!

Читайте также: