Куда ты скачешь гордый конь средство выразительности

Опубликовано: 23.04.2024

Изобразительно-выразительные средства языка

ТРОПЫ - это слова или выражения в переносном значении, используемые для характеристики какого – либо явления. Тропы помогают наиболее ярко и точно раскрыть самую существенную черту изображаемого предмета или явления, придают речи красочность и выразительность, способствуют наиболее полному раскрытию художественного образа.

Значение: изображение отвлечённого понятия через конкретный образ.

Прекрасен царскосельский сад,

Где льва сразив, почил орел России мощной

На лоне мира и отрад. (А. Пушкин)

АЛЛИТЕРАЦИЯ

Значение: один из видов звукописи, повторение в тексте созвучных или одинаковых согласных звуков.

Сви щ ет ветер, серебряный ветер/ В ш ёлковом ш елесте сне ж ного ш ума . (С.Есенин)

Значение: Один из видов звукописи, повторение в тексте одинаковых гласных звуков.

М е ло, м е ло по вс е й з е мл е

Во вс е пр е д е лы.

Св е ча гор е ла на стол е ,

Св е ча гор е ла. (Б.Пастернак)

Значение: перенос названия предмета (действия, качества) на основании сходства. Предмет сравнения только подразумевается В отличие от сравнения метафора всегда одночленна. К примеру, метафора: горит костер рябины красной. . Сравнение же выглядело бы так: Гроздья рябины краснеют, как пламя, «работа кипит», «лес рук», «тёмная личность», «каменное сердце». В метафоре, в отличие от сравнения, слова «как», «словно», «как будто» опущены, но подразумеваются.

Пример: Тихо в чаще можжевеля по обрыву Осень – рыжая кобыла – чешет гриву.

Возможная функция в тексте: метафоры используются для придания речи особой выразительности, эмоциональности, для выражения личностной оценки автора, его неповторимой индивидуальности, особенностей его мышления, его связи с народно - поэтической культурой.

Значение: сопоставление одного предмета с другим. В отличие от метафоры есть объект сравнения.

Пример: Рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани…

Возможная функция в тексте: сравнение придает описанию особую наглядность, выразительность, формирует новое осмысление, помогает живо, образно представить предмет.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

Значение: одушевление неживого предмета, наделение его человеческими чувствами, мыслями, поступками, речью.

Пример: О чем ты воешь, ветр ночной, О чем так сетуешь безумно?

Возможная функция в тексте: олицетворения придают тексту яркий, зримый характер, подчеркивают индивидуальность стиля автора. Благодаря им, мы безошибочно, например, узнаем стиль С. Есенина, В. Маяковского и др.

Значение: перенос названия одного предмета на другой на основании их смежности. Если при метафорическом переносе необходимо сходство предметов, то при метонимии достаточно их пространственной близости, смежности. К примеру, название сосуда используется в значении содержимого: Я три тарелки супа съел ; имя автора заменяет название произведения: Траурный Шопен громыхал у заката; название отличительных признаков людей или предметов используется вместо их обычных наименований: Черные фраки носились врозь и кучами там и там. При метонимии (в отличие от метафоры) не требуется сходства между предметами.

Пример: Читал охотно Апулея.

Возможная функция в тексте: метонимия позволяет кратко выразить мысль, она служит источником образности.

Значение: вид метонимии; упоминаются отношения количества: большее вместо меньшего или, наоборот, меньшее вместо большего. Различают 4 формы С.:

Называется целое вместо части:

Не надо приурочивать к тому,

Что вся земля от холода гудела,

Что все костры замглилися в дыму,

Когда его охладевало тело. (Н. Асеев).

Упоминается часть вместо целого:

… Где повелительные грани/ Стамбулу русский указал ( т. е. Турции). ( А. С. Пушкин).

Употребляется определенное большое число вместо неопределенного множества:

Ослы! Сто раз вам повторять? Принять его, позвать, просить, сказать, что дома…( А. С. Грибоедов).

Называется единственное число вместо множественного:

Забыли русский штык и снег, / Погребший славу их в пустыне. (А. С. Пушкин).

Возможная функция в тексте: синекдоха усиливает экспрессию речи и придает ей глубокий обобщающий смысл.

Значение: выразительное художественное определение предмета или явления, подчеркивающее какой- либо из его существенных признаков.

Пример: С татные осины высоко лепечут над нами.

Я помню чудное мгновенье !

Передо мной явилась ты,

Как мимолётное виденье ,

Как гений чистой красоты .

Возможная функция в тексте: эпитет живо и наглядно рисует предметы и действия и дает возможность увидеть их такими, какими увидел их писатель, создавая произведение. В роли эпитетов могут выступать не только определения, но и обстоятельства, выраженные качественными наречиями, которые живописно рисуют действия. Например: Сквозь волнистые туманы пробирается луна. На печальные поляны льет печально свет она.

ПЕРИФРАЗ(А) ( РАЗВЕРНУТАЯ МЕТОНИМИЯ)

Значение: описательное выражение, употребленное вместо того или иного слова, в котором указаны признаки неназванного прямо предмета или лица.

Пример: Об А. С. Пушкине мы можем сказать: « Гордость нашей литературы, гениальный ученик Г. Р. Державина, блестящий преемник В. А. Жуковского».

Возможная функция в тексте : перифразы играют в речи эстетическую роль, их отличает яркая эмоционально – экспрессивная окраска. К примеру, А.С. Пушкин любил использовать перифразы при описании картин русской природы: Унылая пора! Очей очарованье ! Приятна мне твоя прощальная краса – люблю я пышное природы увяданье…Здесь перифразы, заменяют слово осень , образно характеризуют это время года. Образные перифразы могут придавать речи самые различные стилистические оттенки, выступая то как средство высокой патетики, то как средство непринужденного звучания речи, юмора, например: Меж тем как сельские циклопы перед медлительным огнем российским лечат молотком изделье легкое Европы , благославляя колеи и рвы отеческой земли…

Значение: разновидность тропа, основанная на преувеличении («реки крови», «море смеха»), образное выражение, преувеличивающее размеры, силу, красоту описываемого.

Пример: Устал до смерти!

Возможная функция в тексте: гиперболизация может быть источником юмора в тексте, средством насмешки. Противоположность – литота.

Значение: образное выражение, преуменьшающее размеры, силу и значение описываемого. Литоту еще называют обратной гиперболой. Гипербола и литота имеют общую основу – отклонение в ту или иную сторону от объективной количественной оценки предмета, явления, качества.

Пример: В больших сапогах – а сам с ноготок. Заплатил жалкие копейки!.

Возможная функция в тексте та же, что и у гиперболы.

Значение: тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому.

Граф Хвостов,
Поэт, любимый небесами,

Уж пел бессмертными стихами
Несчастье Невских берегов. (А. Пушкин

Откуда, умная, бредешь ты, голова?

САРКАЗМ - презрительная, язвительная насмешка; высшая степень иронии.

Значение: причудливый, комичный - изображение людей и явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде и основанное на резких контрастах и преувеличениях.

Взъярённый на заседание врываюсь лавиной,

Дикие проклятья дорогой изрыгая.

И вижу: сидят людей половины.

О дьявольщина! Где же половина другая? (В. Маяковский)

РИТОРИЧЕСКИЕ и СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ – способ группировки слов, усиливающий эмоциональное воздействие текста. К ним относятся: инверсия, литота, оксиморон, антитеза, параллелизм, анафора, эпифора, риторический вопрос, риторическое восклицание и др.

Значение: стилистическая фигура, намёк посредством сходнозвучащего слова или упоминания общеизвестного реального факта, исторического события, литературного произведения («слава Герострата»).

Значение : противоположение - стилистическая фигура; сопоставление или противопоставление контрастных понятий или образов. « Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок. ». (С. Есенин).

Ты богат , я очень беден ;

Ты прозаик , я поэт ;

Ты румян , как маков цвет,

Я , как смерть, и тощ и бледен. (А.С. Пушкин)

ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР

Значение : повторение в тексте одного и того же слова, словосочетания.

Вокруг города по низким холмам раскинулись леса , могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными соснами по берегам. Сосны всё время тихонько шумели. (Ю. Казаков)

ОКСЮМОРОН /ОКСЮМОРОН/ (Риторическая фигура)

Значение: сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или представление.

Пример: честный вор, сухое вино, горячий снег, живой труп, гигантский карлик. Туристы в родном городе (Тэффи).

Возможная функция в тексте: оксюморон создает внутренне противоречивый и одновременно цельный образ.

ИНВЕРСИЯ (Риторическая фигура)

Значение: необычный порядок слов.

Пример: Я памятник себе воздвиг нерукотворный…

(Я воздвиг себе нерукотворный памятник …),

Роняет лес багряный свой убор,/ Сребрит мороз увянувшее поле.

(Лес роняет свой багряный убор, / Мороз сребрит увянувшее поле. ).

Возможная функция в тексте: инверсия используется преимущественно в поэтической речи для привлечения внимания читателя или слушателя к самым важным в смысловом отношении словам.

ЭЛЛИПСИС /ЭЛЛИПС/ (Стилистическая фигура)

Значение: пропуск во фразе какого – либо слова, легко подразумевающегося

Пример: Не тут – то: море не горит. (И. А. Крылов).

Пороша. Мы встаем, и тотчас на коня, И рысью по полю при первом свете дня. ( А. С. Пушкин).

Не тут – то ( было) : море не горит. (И. А. Крылов).

Пороша. Мы встаем, и тотчас на коня, И рысью (скачем) по полю при первом свете дня. ( А. С. Пушкин).

День в тёмную ночь влюблён,

В зиму весна влюблена ,

Жизнь – в смерть…

А ты. Ты в меня! (Г.Гейне)

Возможная функция в тексте: употребляется для краткости и энергии выражения или в целях негодования.

АНАФОРА; ЭПИФОРА (Стилистические фигуры).

Значение: Анафора – единоначатие, повторение одинаковых слов в начале самостоятельных отрезков речи.; эпифора - повторение одинаковых слов в конце самостоятельных отрезков речи.

Грозой снесенные мосты,

Гроза с размытого кладбища.

Ты и убогая,/ Ты и обильная,

Ты и забитая,/ Ты и всесильная,

Матушка-Русь!… (Н.А. Некрасов)

Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник ?

Почему я титулярный советник ?

Вот на берег вышли гости ,

Царь Салтан зовёт их в гости .

ГРАДАЦИЯ (Стилистическая фигура)

Значение: расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально- смысловой значимости. Различают градацию восходящую ( нарастание ) и нисходящую ( ослабление ).

При одном предположении подобного случая вы бы должны…испустить ручьи…что я говорю! Реки, озера, океаны слез ! /восх./.

А между тем это был ведь человек умнейший и даровитейший , человек , так сказать, даже науки , хотя, впрочем, в науке…ну, одним словом, в науке он сделал не так много и, кажется совсем ничего .

Возможная функция в тексте: благодаря градации происходит нагнетение или ослабление сравнений, эпитетов, метафор и т. д.

ПАРАЛЛЕЛИЗМ (Композиционный прием).

Значение: однородное синтаксическое построение двух (и более ) предложений.

Возможная функция в тексте: для нагнетения настроения, усиления впечатления.

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ

Значение: экспрессивный синтаксический прием интонационного деления предложения на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения.

Пример: «И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь» П. Г. Антокольский.

Он любил всё красивое. И понимал толк в этом. Красивую песню, стихи, красивых людей. И умных.

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС, РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ, РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ

(Стилистические фигуры ).

Р. ВОПРОС не требует ответа, но имеет лирико – эмоциональное значение:

Куда ты скачешь, гордый конь, / И где опустишь ты копыта? ( А.С. Пушкин ).

Р. ВОСКЛ. тоже играет роль усиления эмоционального восприятия:

Какое лето, что за лето! Да это просто колдовство. ( Ф.И. Тютчев).

Р. ОБРАЩ. рассчитано на тот же эффект:

Дух бродяжий ! Ты все реже, реже/ Расшевеливаешь пламень уст. ( С.А. Есенин).

БЕССОЮЗИЕ (асиндетон)

Значение: предложение с отсутствием союзов между однородными словами или частями целого. Фигура придающая речи динамичность и насыщенность.

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи ещё хоть четверть века -

Всё будет так. Исхода нет. (А. Блок)

МНОГОСОЮЗИЕ (полисиндетон)

Значение: избыточное повторение союзов, создающее дополнительную интонационную окраску Пример: «И скучно и грустно, и некому руку подать…» М.Ю. Лермонтов.

Значение: прерванное высказывание, дающее возможность домысливать, размышлять.

Пример: Баснь эту можно бы и боле пояснить – Да чтоб гусей не раздразнить. (И.А. Крылов)

Перечисленные тропы и фигуры – наиболее встречаемые в КИМах изобразительно – выразительные средства. Функции в тексте: и троп, и фигура – намеренное отклонение от обычной речи с целью привлечь внимание слушателя или читателя, заставить его глубже понять смысл того, о чем говорится или пишется .

Гордиенко Лариса Валентиновна

Знакомство с тестовыми заданиями ГИА задание А3

ВложениеРазмер
dlya_pechati_lvg._gia_a3_variant.doc 56 КБ

Предварительный просмотр:

ГИА А3 Вариант №1

I. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Парк качался и стонал» (К.Г.Паустовский):

1) сравнение 3) метафора

2) олицетворение 4) эпитет

II. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении «Чёткий воздух свеж и чист» (М.А.Волошин):

1) олицетворение 3) эпитет

2) метафора 4) сравнение

III. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении «Мы идём сквозь револьверный лай…» (В.Маяковский):

1) эпитет 3) сравнение

2) метафора 4) олицетворение

IV. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Он телом сильный, как бык, и храбрый, как лев, а душою слабый, как вода» (Л.Толстой):

1) метафора 3) олицетворение

2) эпитет 4) сравнение

V. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является МЕТАФОРА

1. Сквозь кусты глядит вечерний луч (М.Ю.Лермонтов).

2. Видишь, полозьев чернеются швы, мёрзлый нарыв мостовых расковырян (Б.Пастернак).

3. Неожиданное оскорбление и боль переполнили чашу терпения в душе… (В.Г.Короленко).

4. На седых уральских кручах вороны кричат… (А.А.Сурков).

VI. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

1. И жёлтые листы шумят под робкими шагами (М.Лермонтов).

2. Возле глаз собрав морщинки-трещины, смотрит в синий мрак седая женщина (Э.Асадов).

3. В пряже солнечных дней время выткало нить… (С.А.Есенин).

4. Дыхну – с ладони скатишься, чихну – в огонь укатишься, щелкну – мертва покатишься (Н.А.Некрасов).

VII. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ЭПИТЕТ

1. Заголовок книги несколько уколол меня, но первая же страница вызвала в душе улыбку восторга (М.Горький).

2. Куда ты скачешь, гордый конь, и где опустишь ты копыта? (А.С.Пушкин).

3. Изредка ветер трепал гроздья звёзд (К.Г.Паустовский).

4. Солнце золотило верхушки деревьев (Соколов-Микитов).

VIII. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является СРАВНЕНИЕ

1. Солнце горело на каплях чернил, как в кистях запылённой смородины (Б.Пастернак).

2. Весна на голубом картоне цветные пробует карандаши (В.Шефнер).

3. Раскинув луч - шаги, шагает солнце… (В.Маяковский).

4. Осень, в шубу жёлтую одета, по лесам с метёлкою прошлась (Д.Кедрин).

IX. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ГИПЕРБОЛА

1. Заря из сада обдавала стёкла кровавыми слезами сентября (Б.Пастернак).

2. Обида колючею, злой метелью любое тепло обращает в лёд (Э.Асадов).

3. Народу в селе – туча (В.Солоухин).

4. По зеркальной воде, по кудрям лозняка от зари алый свет разливается. (И.З.Суриков).

X. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ФРАЗЕОЛОГИЗМ

1. Тихо льётся с клёнов листьев медь (С.А.Есенин).

2. На горах весь день лежали, зацепившись за вершины, одни и те же облака из серой сухой ваты (К.Г.Паустовский).

3. Демидов… проезжал по пустынным, безмолвным улицам города. Давно ли здесь все шумело и жизнь била ключом! (Е. Федоров).

4. Сосны подняли в небо свои золотистые свечи (М.Горький).

XI. Какого из перечисленных средств выразительности нет в предложении: «Ночевала тучка золотая / На груди утёса-великана. / Утром в путь она умчалась рано, / По лазури весело играя» (М.Лермонтов):

1) олицетворение 3) эпитет

2) метафора 4) сравнение

ГИА А3 Вариант №2

I. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу» (А.Н.Майков):

1) сравнение 3) метафора

2) олицетворение 4) эпитет

II. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении «Забормотал спросонок гром» (К.Г.Паустовский):

1) олицетворение 3) эпитет

2) сравнение 4) метафора

III. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении «Хорошо и тепло, как зимой у печки, и берёзы стоят, как большие свечки» (С.Есенин):

«Каждый день, словно яблоко, сочен, словно яблони, годы цветут» (М.Светлов):

1) метафора 3) сравнение

2) эпитет 4) олицетворение

IV. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Я эту страсть во тьме ночной вскормил слезами и тоской» (М.Ю.Лермонтов):

1) эпитет 3) олицетворение

2) метафора 4) сравнение

V. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является МЕТАФОРА

1. Ветер жуёт сиреневый куст, словно губастенький жеребёнок (Э.Асадов).

2. Я вижу печальные очи, я слышу весёлую речь (А.К.Толстой).

3. Проник ордою вражьей в поля кочевник-суховей (С.Маршак).

4. Тут-то мы с горы видели, как ты стречка задавал через лужи-то, – сказал есаул, суживая свои блестящие глаза (Л.Н.Толстой).

VI. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

1. Чёрный ворон в сумраке нежном, чёрный бархат на смуглых плечах… (А.Блок).

2. Покатились глаза собачьи золотыми звёздами в снег (С.А.Есенин).

3. Мне мало звёзд – десятков, сотен, тысяч (В.Тушнова).

4. Отплясал и отрыдал вокзал (В.Жуков).

VII. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ЭПИТЕТ

1. Напрасно кулак Европы задран. Кроем их грохотом. Назад! Не сметь! (В.Маяковский).

2. Я просто растерялся. Говорить с этим Уордом – как об стенку горохом (Ю.Герман).

3. На берегу пустынных волн стоял он, дум великих полн (А.С.Пушкин).

4. Начинала грохотать река жизни (Л.Леонов).

VIII. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является СРАВНЕНИЕ

1. Старый клён на одной ноге стережёт голубую Русь (С.Есенин).

2. Как хищный беркут над землёй, парит тяжёлый зной (Э.Асадов).

3. Северная зима, ковры снега, треск огня в печах и свет зимней ночи – всё это располагает к сказке (К.Г.Паустовский).

4. А рядом с новой зеленью лепечут песню новую и липа бледнолистая, и белая берёзонька с зелёною косой (Н.А.Некрасов)

IX. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ГИПЕРБОЛА

1. Ветра порывы валятся, выпав из лап октября, и зарываются в конские гривы (Б.Пастернак).

2. Я способен прощать миллионы раз (Э.Асадов).

3. Как пот, остывает горячего лета усталость (А.Т.Твардовский).

4. Заря алая подымается … в небо чистое смотрит, улыбается (М.Ю.Лермонтов).

X. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ФРАЗЕОЛОГИЗМ

1. Заметался пожар голубой, позабылись родимые дали (С.А.Есенин).

2. А под окном, словно верный витязь, стоит на страже крепыш дубок (Ю.Друнина).

3. Плескала вода за стёклами, тянулась пустыня моря (К.Г.Паустовский).

4. С утра до ночи в приваловских покоях стоял пир горой (Д.Н.Мамин-Сибиряк).

XI. Какого из перечисленных средств выразительности нет в предложении: «Багряные листья, словно улитки, / Свернувшись, на влажной земле лежат» (Э.Асадов):

Речь. Анализ средств выразительности.

Необходимо отличать тропы (изобразительно-выразительные средства литературы), основанные на переносном значении слов и фигуры речи, основанные на синтаксическом строении предложения.

Лексические средства.

Обычно в рецензии задания В8 пример лексического средства дается в скобках либо одним словом, либо словосочетанием, в котором одно из слов выделено курсивом.

Тропы.

В рецензии примеры тропов указываются в скобках, как словосочетание.

Виды тропов и примеры к ним в таблице:

метафора – перенос значения слова по сходству мертвая тишина
олицетворение – уподобление какого-либо предмета или явления живому существу отговорила роща золотая
сравнение – сопоставление одного предмета или явления с другим (выражаются через союзы как, словно, будто, сравнительную степень прилагательного) яркий, как солнце
метонимия – замена прямого названия другим по смежности (т.е. на основе реальных связей) Шипенье пенистых бокалов (вместо: пенящееся вино в бокалах)
синекдоха – употребление названия части вместо целого и наоборот белеет парус одинокий (вместо: лодка, корабль)
перифраз – замена слова или группы слов, чтобы избежать повторения автор «Горе от ума» (вместо А.С. Грибоедов)
эпитет – использование определений, придающих выражению образность и эмоциональность Куда ты скачешь, гордый конь?
аллегория – выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах весы – правосудие, крест – вера, сердце – любовь
гипербола – преувеличение размеров, силы, красоты описываемого в сто сорок солнц закат пылал
литота – преуменьшение размеров, силы, красоты описываемого ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка
ирония – употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки Откуда, умная, бредешь ты, голова?

Фигуры речи, строение предложений.

В задании В8 на фигуру речи указывает номер предложения, данный в скобках.

Да здравствует солнце, да скроется тьма!

Помни!

При выполнении задания В8 следует помнить, что вы заполняете места пропусков в рецензии, т.е. восстанавливаете текст, а с ним и смысловую, и грамматическую связь. Поэтому часто дополнительной подсказкой может служить анализ самой рецензии: различные прилагательные в том или ином роде, согласующиеся с пропусками сказуемые и т.д.

Облегчит выполнение задания и разделение списка терминов на две группы: первая включает термины на основе изменений значения слова, вторая – строение предложения.

Разбор задания.

(1) Земля – космическое тело, а мы – космонавты, совершающие очень длительный полет вокруг Солнца, вместе с Солнцем по бесконечной Вселенной. (2) Система жизнеобеспечения на нашем прекрасном корабле устроена столь остроумно, что она постоянно самообновляется и таким образом обеспечивает возможность путешествовать миллиардам пассажиров в течение миллионов лет.

(3) Трудно представить себе космонавтов, летящих на корабле через космическое пространство, сознательно разрушающих сложную и тонкую систему жизнеобеспечения, рассчитанную на длительный полет. (4) Но вот постепенно, последовательно, с изумляющей безответственностью мы эту систему жизнеобеспечения выводим из строя, отравляя реки, сводя леса, портя Мировой океан. (5) Если на маленьком космическом корабле космонавты начнут суетливо перерезать проводочки, развинчивать винтики, просверливать дырочки в обшивке, то это придется квалифицировать как самоубийство. (6)Но принципиальной разницы у маленького корабля с большим нет. (7) Вопрос только размеров и времени.

(8) Человечество, по-моему, – это своеобразная болезнь планеты. (9)Завелись, размножаются, кишат микроскопические, в планетарном, а тем более во вселенском, масштабе существа. (10) Скапливаются они в одном месте, и тут же появляются на теле земли глубокие язвы и разные наросты. (11) Стоит только привнести капельку зловредной (с точки зрения земли и природы) культуры в зеленую шубу Леса (бригада лесорубов, один барак, два трактора) – и вот уж распространяется от этого места характерное, симптоматическое болезненное пятно. (12) Снуют, размножаются, делают свое дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли.

(13) К сожалению, столь ранимыми, как и биосфера, столь же беззащитными перед напором так называемого технического прогресса оказываются такие понятия, как тишина, возможность уединения и интимного общения человека с природой, с красотой нашей земли. (14) С одной стороны, человек, задерганный бесчеловечным ритмом современной жизни, скученностью, огромным потоком искусственной информации, отучается от духовного общения с внешним миром, с другой стороны, сам этот внешний мир приведен в такое состояние, что уже подчас не приглашает человека к духовному с ним общению.

(15) Неизвестно, чем кончится для планеты эта оригинальная болезнь, называемая человечеством. (16) Успеет ли Земля выработать какое-нибудь противоядие?

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А29 – А31, В1 – В7.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

«В первых двух предложениях использован такой троп, как ________. Этот образ «космического тела» и «космонавтов» является ключевым к пониманию авторской позиции. Рассуждая о том, как ведет себя человечество по отношению к своему дому, В. Солоухин приходит к выводу, что «человечество – это болезнь планеты». ______ («снуют, размножаются, делают свое дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли») передают негативные деяния человека. Употребление в тексте _________ (предложения 8, 13, 14) подчеркивает, что все сказанное автору далеко не безразлично. Употребленный в 15-м предложении ________ «оригинальная» придает рассуждению печальный финал, который заканчивается вопросом».

Список терминов:

  1. эпитет
  2. литота
  3. вводные слова и вставные конструкции
  4. ирония
  5. развернутая метафора
  6. парцелляция
  7. вопросно-ответная форма изложения
  8. диалектизм
  9. однородные члены предложения

Делим список терминов на две группы: первая – эпитет, литота, ирония, развернутая метафора, диалектизм; вторая – вводные слова и вставные конструкции, парцелляция, вопросно-ответная форма изложения, однородные члены предложения.

Выполнение задание лучше начинать с пропусков, которые не вызывают трудности. Например, пропуск № 2. Так как в качестве примера представлено целое предложение, скорее всего подразумевается какое-либо синтаксическое средство. В предложении «снуют, размножаются, делают свое дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли»используются ряды однородных членов предложения: глаголы снуют, размножаются, делают дело, деепричастия выедая, истощая, отравляя и существительные реки, океаны, атмосферу. В то же время глагол «передают» в рецензии указывает на то, что на месте пропуска должно стоять слово во множественном числе. В списке во множественном числе стоят вводные слова и вставные конструкции и однородные членные предложения. Внимательное прочтение предложения показывает, что вводные слова, т.е. те конструкции, которые тематически с текстом не связаны и могут быть изъяты из текста без потери смысла, отсутствуют. Таким образом, на месте пропуска № 2 необходимо вставить вариант 9) однородные члены предложения.

В пропуске № 3 указаны номера предложений, значит термин снова относится к строению предложений. Парцелляцию сразу можно «отбросить», так как авторы должны указать два или три подряд идущих предложения. Вопросно-ответная форма тоже является неправильным вариантом, так как предложения 8, 13, 14 не содержат вопроса. Остаются вводные слова и вставные конструкции. Находим их в предложениях: по-моему, к сожалению, с одной стороны, с другой стороны.

На месте последнего пропуска необходимо подставить термин мужского рода, так как с ним в рецензии должно согласовываться прилагательное «употребленный», и он должен быть из первой группы, так как в качестве примера дано только одно слово «оригинальная». Термины мужского рода – эпитет и диалектизм. Последний явно не подходит, так как это слово вполне понятно. Обращаясь к тексту, находим, с чем сочетается слово: «оригинальная болезнь». Здесь явно прилагательное употреблено в переносном смысле, поэтому перед нами – эпитет.

Остается заполнить только первый пропуск, который является самым сложным. В рецензии сказано, что это – троп, и он используется в двух предложениях, где переосмысляется образ земли и нас, людей, как образ космического тела и космонавтов. Это явно не ирония, так как в тексте нет ни капли насмешки, и не литота, а скорее даже наоборот, автор намеренно преувеличивает масштабы катастрофы. Таким образом, остается единственно возможный вариант – метафора, перенос свойств с одного предмета или явления на другой на основе наших ассоциаций. Развернутая – потому, что из текста нельзя вычленить отдельное словосочетание.

Ответ: 5, 9, 3, 1.

Потренируйся.

(1)В детстве я ненавидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец. (2)Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша воспитательница строго говорила ему: «Валерий Петрович, повыше!» (З)Все ребята смотрели на моего отца и давились от смеха. (4)Он был маленький, толстенький, рано начал лысеть, и, хотя никогда не пил, нос у него почему-то всегда был свекольно-красного цвета, как у клоуна. (5)Дети, когда хотели сказать про кого-то, что он смешной и некрасивый, говорили так: «Он похож на Ксюшкиного папу!»

(6)И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности. (7)Все бы ничего (мало ли у кого какие отцы!), но мне было непонятно, зачем он, обычный слесарь, ходил к нам на утренники со своей дурацкой гармошкой. (8)Играл бы себе дома и не позорил ни себя, ни свою дочь! (9)Часто сбиваясь, он тоненько, по-женски, ойкал, и на его круглом лице появлялась виноватая улыбка. (10)Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчёркнуто холодно, показывая своим видом, что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне никакого отношения.

(11)Я училась в третьем классе, когда сильно простыла. (12)У меня начался отит. (13)От боли я кричала и стучала ладонями по голове. (14)Мама вызвала скорую помощь, и ночью мы поехали в районную больницу. (15)По дороге попали в страшную метель, машина застряла, и водитель визгливо, как женщина, стал кричать, что теперь все мы замёрзнем. (16)Он кричал пронзительно, чуть ли не плакал, и я думала, что у него тоже болят уши. (17)Отец спросил, сколько осталось до райцентра. (18)Но водитель, закрыв лицо руками, твердил: «Какой я дурак!» (19)Отец подумал и тихо сказал маме: «Нам потребуется всё мужество!» (20)Я на всю жизнь запомнила эти слова, хотя дикая боль кружила меня, как метель снежинку. (21)Он открыл дверцу машины и вышел в ревущую ночь. (22)Дверца захлопнулась за ним, и мне показалось, будто огромное чудовище, лязгнув челюстью, проглотило моего отца. (23)Машину качало порывами ветра, по заиндевевшим стеклам с шуршанием осыпался снег. (24)Я плакала, мама целовала меня холодными губами, молоденькая медсестра обречённо смотрела в непроглядную тьму, а водитель в изнеможении качал головой.

(25)Не знаю, сколько прошло времени, но внезапно ночь озарилась ярким светом фар, и длинная тень какого-то великана легла на моё лицо. (26)Я зажмурилась и сквозь ресницы увидела своего отца. (27)Он взял меня на руки и прижал к себе. (28)Шёпотом он рассказал маме, что дошёл до райцентра, поднял всех на ноги и вернулся с вездеходом.

(29)Я дремала на его руках и сквозь сон слышала, как он кашляет. (30) Тогда никто не придал этому значения. (31)А он долго потом болел двусторонним воспалением лёгких.

(32)…Мои дети недоумевают, почему, наряжая ёлку, я всегда плачу. (ЗЗ)Из тьмы минувшего ко мне приходит отец, он садится под ёлку и кладёт голову на баян, как будто украдкой хочет увидеть среди наряженной толпы детей свою дочку и весело улыбнуться ей. (34)Я гляжу на его сияющее счастьем лицо и тоже хочу ему улыбнуться, но вместо этого начинаю плакать.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А29 – А31, В1 – В7.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

«Использование рассказчицей для описания вьюги такого лексического средства выразительности, как_____(«страшную метель», «непроглядную тьму»), придаёт изображённой картине выразительную силу, а такие тропы, как _____ («боль кружила меня» в предложении 20) и _____ («водитель визгливо, как женщина, стал кричать» в предложении 15), передают драматизм описанной в тексте ситуации. Такой приём, как_____ (в предложении 34), усиливает эмоциональное воздействие на читателя».

  1. контекстные антонимы
  2. метафора
  3. синтаксический параллелизм
  4. сравнение
  5. эпитет
  6. фразеологизм
  7. контекстные синонимы
  8. метонимия
  9. антитеза

Тропы — упо­треб­ле­ние сло­ва в пере­нос­ном значении.

Глаза гро­мад­ные, как про­жек­то­ры (В.Маяковский)

Шаровары шири­ною с Чёрное море (Н.Гоголь)

Откуда, умная , бре­дёшь ты голо­ва? (И. Крылов).

Граф Хвостов,
Поэт, люби­мый небесами,
Уж пел бес­смерт­ны­ми стихами
Несчастье Невских бере­гов… (А.Пушкин)

Скрытое срав­не­ние. Вид тро­па, в кото­ром отдель­ные сло­ва или выра­же­ния сбли­жа­ют­ся по сход­ству их зна­че­ний или по кон­трасту. Иногда всё сти­хо­тво­ре­ние пред­став­ля­ет собой раз­вёр­ну­тый поэ­ти­че­ский образ.

Вид тро­па, в кото­ром сбли­жа­ют­ся сло­ва по смеж­но­сти обо­зна­ча­е­мых ими поня­тий. Явление или пред­мет изоб­ра­жа­ют­ся с помо­щью дру­гих слов или поня­тий. Например, назва­ние про­фес­сии заме­не­но назва­ни­ем ору­дия дея­тель­но­сти, а так­же назва­ние сосу­да — на его содер­жи­мое, чело­ве­ка — на его внеш­ность, насе­лён­но­го пунк­та — на назва­ние жите­лей, орга­ни­за­ции — на сотруд­ни­ков, фами­лии авто­ра — на назва­ние произведения.

Когда же берег ада Навек меня возь­мёт, Когда навек уснёт Перо, моя отра­да… (А.Пушкин.)

На сереб­ре, на золо­те едал.

Ну, ску­шай еще таре­лоч­ку, сынок.

Все фла­ги в гости будут к нам. (А. Пушкин.)

Швед, рус­ский колет, рубит, режет.

Лёд неокреп­ший на реч­ке сту­дё­ной слов­но как таю­щий сахар лежит. (Н. Некрасов.)

Да, есть сло­ва, что жгут, как пла­мя . (А.Твардовский)

Фигуры речи

Фигуры речи — обоб­щён­ное назва­ние сти­ли­сти­че­ских при­ё­мов, в кото­рых сло­во, в отли­чие от тро­пов, не обя­за­тель­но высту­па­ет в пере­нос­ном значении.

А новое так отри­ца­ет ста­рое . Оно ста­ре­ет на гла­зах! Уже коро­че юбки. Вот уже длин­нее ! Вожди моло­же . Вот уже ста­рее ! Добрее нравы.

Намеренное повто­ре­ние в тек­сте одно­го и того же слова.

Куда ты ска­чешь, гор­дый конь, И где опу­стишь ты копы­та? (А. Пушкин.) Какое лето! Что за лето! Да это про­сто кол­дов­ство. (Ф. Тютчев.)

О Волга! Колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я? (Н. Некрасов)

Уметь гово­рить – искус­ство. Уметь слу­шать – куль­ту­ра. (Д. Лихачёв)

Гляжу на будущ­ность с бояз­нью, Гляжу на про­шлое с тоской…

Баснь эту мож­но бы и боле пояс­нить – Да чтоб гусей не раз­драз­нить… (И.А. Крылов)

Поедешь ско­ро ты домой: Смотри ж… Да что? Моей судь­бой, Сказать по прав­де, очень Никто не озабочен.

Изобразительные возможности лексики

Контекстные анто­ни­мы — имен­но в кон­тек­сте они явля­ют­ся про­ти­во­по­лож­ны­ми. Вне кон­тек­ста эта про­ти­во­по­лож­ность теряется.

Контекстные сино­ни­мы — имен­но в кон­тек­сте они явля­ют­ся близ­ки­ми. Вне кон­тек­ста бли­зость теряется.

Болван, вер­ти­хвост­ка, вихлять

Экспрессивно-эмоциональная лексика

РазговорнаяСлова, име­ю­щие несколь­ко сни­жен­ную по срав­не­нию с ней­траль­ной лек­си­кой сти­ли­сти­че­скую окрас­ку, харак­тер­ные для раз­го­вор­но­го язы­ка, эмо­ци­о­наль­но окрашенные.Грязнуля, кри­кун, бородач
Эмоционально окра­шен­ные словаОценочного харак­те­ра, име­ю­щие как пози­тив­ный, так и нега­тив­ный оттенок.

Изобразительные возможности морфологии

Сколько Плюшкиных развелось!

Прихожу я вче­ра в шко­лу и вижу объ­яв­ле­ние: «Карантин». Ох и обра­до­вал­ся я!

Со мной про­изо­шла пре­уди­ви­тель­ней­шая история!

Я полу­чил непри­ят­ное сообщение.

Я был в гостях у ней . Не мину­ет тебя чаша сия .

Испо льзо­ва­ние меж­до­ме­тий, зву­ко­под­ра­жа­тель­ных слов.

Звуковые средства выразительности

С ви щ ет ветер, с ереб­ря­ный ветер
В ш ёлко­вом ш еле­сте с не ж ного ш ума… (С. Есенин)

Ш ипе­нье пени­стых бока­лов И пун ш а пла­мень голубой…

Изобразительные возможности синтаксиса

Ну что ж? Правда ли, что он так хорош собой?

Удивительно хорош, кра­са­вец, мож­но ска­зать. Стройный, высо­кий, румя­нец во всю щеку…

Право? А я дума­ла, что у него лицо блед­ное. Что же? Каков он тебе пока­зал­ся? Печален, задумчив?

Что вы? Да тако­го беше­но­го я и сро­ду не виды­ва­ла. Вздумал он с нами в горел­ки бегать.

С вами в горел­ки бегать! Невозможно! (А. Пушкин.)

Свобода и брат­ство. Равенства не будет. Никто. Никому. Не равен. Никогда. (А. Володин.)

Он уви­дел меня и застыл. Оцепенел. Замолчал.

Швед, рус­ский колет, рубит, режет.

Люди зна­ли: где-то, очень дале­ко от них, идет война.

Волков боять­ся – в лес не ходить.

Перед гла­за­ми ходил оке­ан, и колы­хал­ся, и гре­мел, и свер­кал, и уга­сал, и све­тил­ся, и ухо­дил куда-то в бесконечность.

Я или зары­даю, или закри­чу, или в обмо­рок упаду.

ТРОПЫ (троп – употребление слова или выражения в переносном значении)

Гипербола – художественное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета.
Пример: в сто сорок солнц закат пылал В. Маяковский)

ФУНКЦИИ ГИПЕРБОЛЫ И ЛИТОТЫ (см. ниже):
–Эмоциональное воздействие на читателя;
–Придание речи выразительности;
–Усиление художественного впечатления
–Создание каких-либо ярких необычных образов
–Источник юмора, средство насмешки

Ирония – троп, состоящий в употреблении с целью насмешки слова или выражения в значении, противоположном буквальному.
Пример: Гвоздин, ХОЗЯИН ПРЕВОСХОДНЫЙ*,
Владелец нищих мужиков
(А. Пушкин)

Литота – художественное преуменьшение тех или иных свойств изображаемого предмета.
Пример:
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах… а сам с НОГОТОК!

Метафора – перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства, скрытое сравнение.

Пример:
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег
(С. Есенин )

ФУНКЦИЯ: придание речи особой выразительности и эмоциональности

Метонимия – перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их смежности (материал – изделие из него, содержимое – содержащее, продукт – его производитель, действие – орудие действия и т.д.)
Пример:
И вы, МУНДИРЫ ГОЛУБЫЕ*,
И ты, послушный им народ.
(М. Лермонтов)

Олицетворение – троп, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевленные предметы или отвлеченные понятия, разновидность метафоры.
Пример:
Зима недаром злится,
Прошла ее пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора
(ф. Тютчев)

ФУНКЦИЯ: создание эмоционально-выразительных образов.

Перифраз – оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты.
Пример:
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает УТРО ГОДА*.
(А. Пушкин)

Синекдоха – перенесение значения одного слова на другое на основе количественных соотношений: часть вместо целого, целое вместо части, единственное число вместо множественного и т.д.
Пример:
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
Тунгуз, и друг степей калмык
(А. Пушкин)

Сравнение – сближение двух предметов или явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого.
Пример:
Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория (М. Шолохов)
Сравнение может оформляться
– с использованием сравнительных союзов (как, словно, будто, как будто);
– сочетанием глаголов с существительным в творительном падеже
– сочетанием существительного с прилагательным в сравнительной степени (например, под ним струя светлей лазури)
Эпитет – художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность.
Пример:
Отговорила роща ЗОЛОТАЯ*
БЕРЕЗОВЫМ ВЕСЕЛЫМ* языком
(С. Есненин)

ФУНКЦИИ ЭПИТЕТОВ И СРАВНЕНИЙ: способствуют образному описанию или изображению предметов, признаков, качеств, действий.


*Выделенными обозначаются слова, непосредственно имеющие отношение к тому или иному виду тропа. Если конкретно выделенных фрагментов в приведенном примере нет, то это означает, что предложение целиком относится к данному виду тропа.

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ (обороты речи, строящиеся на отступлении от привычного речевого стандарта и придающие выразительность художественной речи)

Анафора – единоначатие, повтор слова или группы слов в начале нескольких стихов, строф, фраз.
Пример:
ЛЮБЛЮ тебя, Петра творенье,
ЛЮБЛЮ твой строгий, стройный вид.
(А. Пушкин)

ФУНКЦИИ: единый зачин делает речь экспрессивной, выразительно подчеркивающей основную мысльтекста.

Антитеза – Противопоставление (использование антонимов)
Пример:
Что ищет он в СТРАНЕ ДАЛЕКОЙ,
Что кинул он в КРАЮ РОДНОМ?

ФУНКЦИИ:
– Придание речи особой остроты и выразительности;
– Достижение эмоциональности речи;
– Показ героя, обстановки, событий во всей их противоречивой сложности
– Использование антонимов помогает показать поноту охвата описываемых явлений, широту пространственных и временных границ (например, учил с утра до ночи, шли с запада на восток).


Бессоюзие – пропуск союзов между однородными членами, придающий художественной речи компактность, стремительность, динамичность.
Пример:
Швед, русский – колет, рубит, режет,
Бой барабанный, клики, скрежет.
(А. Пушкин)

ФУНКЦИИ: Придает фразе динамику


Градация – цепь понятий или определений с постепенным нарастанием или убыванием значимости.
Пример: Не жалею, не зову, не плачу (С. Есенин)

ФУНКЦИИ: придание речи выразительности и усиление эмоциональности

Инверсия – нарушение привычного, естественного для данного языка порядка слов.
Пример:
Швейцара мимо он стрелой
Взлетел по мраморным ступням
(А. Пушкин)

Индивидуально-авторские неологизмы – новые слова, созданные автором и употребленные им однажды. Их нет в языке, они не отражены в словарях.
ФУНКЦИИ: создание яркого, необычного, емкого по смыслу образа.

Контекстные синонимы.
Пример: В этом году в лесах неурожай белых. Бровики буквально попадаются на каждом шагу. (белые и боровики – синонимы обычные)
Мое внимание привлек какой-то колючий шар на окне. Это оказался довольно редкий кактус. (Шар и кактус не являются синонимами, но в данном случае они контекстуальные синонимы).

Лексический повтор –намеренное повторение в тексте одного и того же слова или словосочетания.
Пример: Казалось, все в природе уснуло: спасла трава, спали деревья, спали облака.
ФУНКЦИИ:
– выделение в тексте ключевого слова, на значение которого необходимо обратить внимание читателя
– усиление художественнго впечатления.

Многосоюзие – намеренный повтор союза обычно в начале смежных строк.
Пример:
Ох, лето красное! Любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи
(А. Пушкин)

ФУНКЦИИ: придает предложению плавность, замедленность

Неполные предложения.
ФУНКЦИИ:
- Помогают избежать повторов;
- Придают речи динамичность и эмоциональность.
- Показывают резкую смену событий.

Оксюморон – сочетание противоположных по смыслу понятий в одном художественном образе.
Пример:
…С кем мне поделиться
Той грустной радостью, что я остался жив?
(С. Есенин)
ФУНКЦИИ: дает художественное изображение человека, предмета, явления в их внутренних противоречиях.

Парцелляция – особое членение предложения, неполные предложения.
ПРИМЕР: У Анны стряслась беда. Большая. Случилось это давно. Оченьдавно.


Плеоназм – употребление слов, излишних для выражения мысли, целью усиления выразительности речи.
Пример: Мария Годунова и сын ее Федор отравили себя ядом. Мы видели их МЕРТВЫЕ ТРУПЫ.

Риторический вопрос – оборот, в котором эмоциональная значимость высказывания подчеркивается вопросительной формой, хотя на этот вопрос ответа не требуется.
Пример:
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где отпустишь ты копыта?
(А. Пушкин)


Риторическое восклицание – построение речи, при котором в форме восклицания в повышенно эмоциональной форме утверждается то или иное понятие.
Пример:
Да, так любить, как любит наша кровь,
Никто из вас давно не любит!
(А. Блок)

Риторическое обращение – обращение, носящее условный характер, сообщающее поэтической речи нужную интонацию: торжественную, патетическую, ироническую и т.д.
Пример:
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов…
(М. Лермонтов)

ФУНКЦИИ (риторического вопроса, восклицания, обращения): привлечь внимание, эмоционально воздействовать на читателя.

Синтаксический параллелизм – тождественное или сходное построение смежных фрагментов художественного текста (чаще – стихотворных строк или строф)
Пример:
Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла
(А. Блок)

Эллипсис – стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо слова, легко восстанавливаемого из контекста.
Пример:
Зверю – берлога,
Страннику – дорога,
Мертвому – дроги,
Каждому – свое.
(М. Цветаева)

Эпифора – повтор слова или сочетания слов в конце смежных стихов, строф или фраз, подчеркивающее какую-нибудь мысль.
Деточка, все мы немножко ЛОШАДИ,
Каждый из нас по-своему ЛОШАДЬ
(В. Маяковский).

Читайте также: