Может ли пешка убить коня в шахматах

Опубликовано: 20.04.2024


Пешка может показаться незначительной фигурой. Она не относится к представителям первого эшелона, обладающим большими возможностями. Нередко пешками жертвуют, чтобы выполнить продуктивную комбинацию. Но это не значит, что пешки не заслуживают внимания. Недаром их называют солдатами, именно эти фигуры порой решают исход сражения. Начинающему шахматисту нужно знать все их возможности, уметь пользоваться ими в процессе игры. Стоит изучить, как ходят пешки и классические дебюты, в которых они принимают важное участие, хорошо освоить тактику их использования.

Особенности шахматных пешек, преимущества фигур

Перед началом игры все восемь пешек выстраиваются в ряд. У белых они стоят на втором горизонтальном ряду, у черных на седьмом. Количество можно считать главным преимуществом этих фигур. То, с чем невозможно справиться в одиночку, легко решается, если действует сплоченная команда. Умелый игрок может использовать эту особенность пешек. Есть реальная возможность одними этими фигурами королю противника поставить мат.

Имеется у пешек еще одно существенное преимущество - только для них в шахматах есть правило превращения. Пешка, которая сумела достигнуть последней клетки на противоположном краю доски, может стать любой фигурой по выбору игрока. Заветным желанием каждого шахматиста является получение еще одного ферзя, существенно расширяющего возможности, но можно сделать пешку слоном, ладьей (турой) или конем. Она не может только стать королем. Когда пешка превращается в другую фигуру, она убирается с доски, ферзь, слон, конь или ладья устанавливаются на клетку, до которой дошла пешка. Поэтому запомните: если пешка дошла до конца доски, весь ход шахматной игры может перевернуться, т.к. она легко может превратиться в ферзя!

В шахматах принята шкала цены фигур. Она берется во внимание, когда нужно пожертвовать одной из них для осуществления комбинации. Стоимость:

  • слон и конь – стоят по 3 пешки;
  • ладья – 5;
  • ферзь – 7.

По этой шкале можно оценить возможности «солдат».

Местоположение на доске и разновидности комбинаций в шахматах

В процессе игры пешки могут по-разному расположиться на доске, несмотря на ограниченность своих возможностей. Опытные игроки в зависимости от местоположения называют фигуры:

  • изолированными или блокированными;
  • сдвоенными;
  • отсталыми;
  • проходными
  • связанными;
  • разрозненными.

От этого зависит выбор тактики, определение роли пешки в дальнейшей игре, выбор ходов.

Данные фигуры обычно начинают сражение, редко когда игроки право первого хода отдают коню. Самым распространенным вариантом является выход пешки, стоящей на позиции е2 на 2 поля вперед, есть несколько классических дебютов, начинающихся с такого хода.

Правила перемещения пешек, их действия

Понять, как ходит пешка в шахматах, несложно. Фигура перемещается вперед на 1 поле. Есть одно исключение: если она передвигается первый раз с первоначальной позиции, можно поставить ее не на соседнюю впереди, а на вторую клетку. Это правило часто используется любителями и опытными шахматистами.



Поскольку главной задачей является уничтожение фигур противника, нужно знать, как ест пешка. Она может срубить фигуру, стоящую на соседнем поле, расположенном по диагонали, при этом не имеет значения, какая фигура стоит на этой клетке. Пешка может срубить любую фигуру, исключая короля.

Как рубит пешка в шахматах

Зная, как рубит пешка, игрок может вывести ее из сложного положения. Оно возникает если белый и черный солдат подошли друг к другу, стоят на вертикали на соседних полях "лоб в лоб". Для ферзя, короля, ладьи такая ситуация предоставляет возможность взять противника. Но пешка такого хода сделать не может, «встреча» с другим солдатом из вражеской армии блокирует обоих, не позволяет перемещаться дальше. Пешки из такого положения могут выйти, только срубив фигуру противника по диагонали. Иногда приходится подставлять своего слона или коня, чтобы освободить ей дорогу.

Благодаря тому, что бьет пешка в шахматах по диагонали, нередко в игре возникает «вилка», так называется положение, когда по обеим диагоналям находятся фигуры противника. Для владельца пешки ситуация предоставляет возможность выбора, какую из них выгоднее будет побить.

Есть еще один интересный вариант, который является прерогативой пешки. Эта ситуация может возникнуть, когда делается первый ход фигурой на два поля вперед. В этом случае можно провести взятие пешки на проходе, рассмотреть такую ситуацию можно на примере:

  1. белая пешка делает свой первый ход b2-b4;
  2. на клетке a4 стоит черная пешка;
  3. черная пешка сбивает белую «на проходе» ходом a4-b2.

Такой результативный ход предусмотрен только для «съедения» пешки, ни одну другую фигуру по таким правилам взять нельзя. Кроме того, срубить пешку можно только при совершении первого хода на 2 клетки. О возможности взятия пешек на проходе необходимо помнить, в некоторых случаях такой ход может кардинально изменить ход партии.

Может ли пешка бить назад?

Есть определенные аналогии между перемещениями пешки и короля. Обе эти фигуры могут делать ход на одно поле, рубить фигуры противника, расположенные по диагонали на соседних клетках. Поэтому у начинающих игроков возникает законный вопрос, может ли пешка есть назад в шахматах. Такой ход существенно расширил бы возможности этой фигуры, позволил бы разблокировать фигуру при встрече двух пешек на вертикали.

Новичкам следует помнить, что для пешек движение назад запрещено, это правило касается и взятия фигур противника. У пешки такой возможности нет, она может ходить только вперед, есть по диагоналям, расположенным перед ней. Если по каким-либо причинам игрок не знал, бьет ли пешка назад, и делает такой ход, по шахматным правилам партия заканчивается. Шахматисту, совершившему ошибку, присуждается проигрыш. Поэтому такое правило необходимо усвоить твердо, не забывать о нем!

Изучив все возможности и ограничения, предусмотренные для пешек, можно реально оценить их роль в шахматной игре. Не нужно недооценивать этих исполнительных «солдат». С их помощью можно решать немало задач и создавать для противника сложные ситуации.

Пешка - самая слабая из шахматных фигур, но она может превратиться в любую другую (кроме короля). Как говорил Филидор, "Пешка - душа шахмат!"

Вот что нужно знать о пешках:

Пешка

В начале партии у каждого из противников по восемь пешек, расположенных на второй (белые) и седьмой (черные) горизонтали.

pawns in starting position

Пешки на своих начальных позициях.

Пешка стоит один балл, то есть, намного меньше других фигур, но во многих позициях три пешки равны или сильнее легкой фигуры (коня или слона).

Как ходят пешки

Как мы упоминали, пешка - наименее сильная из фигур. Уже ходившая пешка может продвинуться только на одно поле вперед. Если пешка расположена на своем начальном поле (и еще не ходила), она может пойти вперед на одно или два поля. Заметим, что уже ходившая пешка теряет возможность ходить на два поля.

A pawn can move 1 or 2 squares

Пешка e2 может пойти на e3 или e4 своим первым ходом.

Пешка может идти вперед только, если ее продвижению не мешает другая фигура. На этой диаграмме белая пешка на поле e4 не может двинуться вперед, потому что ее блокирует черная пешка на поле e5.

blocked pawn

Пешка на поле e4 блокирована!

Пешечные взятия и взятие на проходе

Пешки нападают на другие фигуры и берут их ходом на одно поле вперед по диагонали. На этой диаграмме мы видим, что пешка, расположенная на поле e4, держит под боем поля d5 и f5.

how the pawn attacks

С поля e4 пешка атакует поля d5 и f5.

На этой позиции пешка, расположенная на поле e4, может взять черную пешку f5, но не пешку e5.

Pawn captures diagonally, not in front of it

Пешка с поля e4 может взять черную пешку на поле f5, но не пешку e5.

В шахматах существует особое правило взятия на проходе. Если белая пешка расположена на пятой горизонтали, а черная пешка делает ход на два поля вперед от начальной позиции и тоже оказывается на пятой горизонтали рядом с белой пешкой, белая пешка может взять черную, как если бы та сделала ход всего на одно поле. Это правило также действует, если черная пешка расположена на четвертой горизонтали, а белая делает ход на два поля и оказывается рядом с черной пешкой. Черная пешка тоже может взять белую, как если бы та сделала ход всего на одно поле. Эту возможность можно использовать только ответным ходом, но не впоследствии!

На диаграмме черные только что сделали ход e7-e5. Черная пешка пошла на два поля своим первым ходом. Она оказалась рядом с белой пешкой d5, поэтому белые могут взять пешку "e" ходом dxe6 (но только ответным ходом).

en passant
Взятие на проходе! en passant 2
После хода черных e7-e5 белые могут взять пешку "e" ходом на e6, но только сразу же!

Пешечное превращение

До сих пор пешки казались довольно слабыми, не правда ли? Но только у пешек есть уникальная способность превращения в коня, слона, ладью или ферзя! Если черная пешка достигает первой горизонтали, или белая - восьмой, она может превратиться в любую фигуру на усмотрение самого шахматиста, хотя чаще всего пешки превращаются в ферзей.

На данной диаграмме мы видим, как пешка превращается ходом с поля a7 на a8! Если пешка превратится в ферзя или ладью, черные получат мат!

pawn promotion

Превращение пешки "a" в ферзя (или ладью) ведет к мату!

В редких случаях оптимальным ходом оказывается слабое превращение. При слабом превращении пешка превращается в коня, слона или ладью вместо ферзя. В следующей позиции превращение в коня - сильнейший ход, поскольку он создает угрозу мата!

under promotion in action

Слабое превращение в действии!

under promoting to a knight for checkmate

Слабое превращение в коня создает угрозу мата!

Проверим себя

Проверим, сможем ли мы найти, как ходит пешка. Может ли в этой позиции белая пешка пойти с поля c7 на c8?

pawn promotion

Может ли белая пешка пойти на c8?

Да, пешка может пойти на c8 с превращением! Рассмотрим другую позицию - может ли белая пешка e4 взять черную пешку d5?

pawn capture

Может ли белая пешка e4 взять черную пешку d5?

Да! Белая пешка e4 может взять черную пешку d5.

Заключение

Мы узнали, как расположены пешки в начале партии, какова их ценность, как они ходят и совершают взятия, что такое взятие на проходе и превращение! Пора отправить их в бой!

Смотрим видео

Некоторым шахматистам больше нравится не читать статьи, а смотреть видео! Посмотрим короткое видео из урока о пешках!

-->

Д рузья, я приветствую Вас! Хотите узнать больше об игре в шахматы? Тогда давайте для начала узнаем, как бьет пешка в шахматах. Из описанного ниже материала Вы узнаете, какую силу «на поле боя» представляют собой пешки, как ими бить, как они ходят и каковы их особенности. Собственно, я постараюсь изложить всю информацию, касающуюся пешек, ведь именно они сегодня нас интересуют?

  1. Значимость фигуры
  2. Особенности
  3. Как ходить и как бить?

У государства должна быть армия, состоящая из солдат и офицеров. В шахматах как нельзя лучше это отражено. Так вот, простыми, рядовыми солдатами являются пешки. Вы наверняка не раз слышали из голливудских фильмов что-то типа «ты пешка в моих руках» или подобное.

Слово «пешка» как в игре, так и в жизни, подчеркивает низкий статус фигуры. Простые солдаты (наши с Вами пешки) – это расходный материал, использующийся для достижения превосходства или преимущества над соперником: «Пожертвовал пешкой – получил преимущество». Но давайте обо всем по порядку, а то что-то я разогнался.

Значимость фигуры

Как Вы могли заметить, рядовые фигуры шахмат – «пушечное мясо», уж простите за выражение. Но это «мясо» многочисленно (целых восемь штук, в то время, как других фигур – 1-2), и в руках умелого игрока оно способно загнать в угол даже самую сильную фигуру.

Слышали выражение «Один в поле не воин»? Оно применимо к одной пешке – она мало что решает, и не сможет одна повлиять на ход «боя». Но вот их объединение из нескольких фигур способно поставить мат королю. Проще говоря, вместе – сила, поодиночке – ничто. Сразу вспомнилась шахматная партия из экранизации первой части Гарри Поттера.

Интересный факт, но значимость других, более высоких фигур исчисляется в количестве пешек, то есть конь стоит 3-х пешек, как и офицер (слон), ладья (тура) – 5, а за ферзя (королеву) дают аж 9-10 пешек. Видите, все большое строится из малого. Короля, кстати, оценивать пешками не принято, но все же он стоит 4-х пешек. Да, так мало ввиду его особенностей.

Я вот дерзнул отнести пешку к фигурам, и боюсь, что сейчас на меня набросятся гроссмейстеры с криком «Пешка не фигура!». Но сделал я это для обобщения и лучшего понимания, хотя гроссмейстеры правы – пешка фигурой не является. Пешка – это пешка, а фигуры – это все остальные «действующие лица» шахматной партии. Кстати, фигуры делятся на легкие и тяжелые, и ни к одной классификации пешка не относится, подтверждая свой низкий статус.


Особенности

Главный «козырь» пешек – их массовость. Но на этом их особенности не заканчиваются. В начале игры любая пешка (не заблокированная: перед ней нет ни союзных, ни вражеских фигур) имеет возможность походить на два поля сразу (один квадрат – одно поле). То есть пешка из исходной позиции может перепрыгнуть один квадрат.

Еще одной удивительной и моей любимой особенностью обладает пешка – это превращение. Если пешка смогла каким-то образом дойти до крайней горизонтали противника, то она может быть превращена в любую другую фигуру по выбору игрока. Обычно – это королева (как самая сильная фигура), но в отдельных ситуациях могут быть выбраны другие шахматы – слон, ладья, конь. Естественно, своего же цвета.

Подобное превращение может произойти со всеми пешками (если, конечно, удастся их дотащить до тыла противника). Таким образом, на шахматном поле у Вас может быть сразу 9 королев. Только представьте! Хотя подобный исход маловероятен, но по правилам все «законно».


В зависимости от положения на поле, у пешек может быть разный статус: блокированная, изолированная, проходная и так далее. Не буду в это вникать – это так, прикладная терминология, которую знать положено только ярым фанатам этой игры.

Как ходить и как бить?

Пешка способна бить только по диагонали на одну клетку (поле) вперед. То есть, стоящие друг перед другом (возможно сзади) или сбоку друг от друга пешки не способны нанести какого-либо вреда одна другой. Только по диагонали. Получается, что побив пешкой какую-то фигуру, Вы можете поставить на одну вертикаль две и больше пешек.

Ходит она просто – одна клетка вперед или две клетки, если эта фигура еще стоит на исходной позиции, и Вы ее не двигали. Кстати, Вы можете походить обычно на одно поле вперед, не использую способность «прохода» - перепрыгивания через одно поле.

Взятие на проходе. Еще одной уникальной способностью обладают пешки. Помните, я говорил о такой особенности пешки, как первый ход (из исходной позиции), где любая пешка может перепрыгнуть одно поле? Так вот, если Ваша пешка ходит таким образом, а на соседней вертикали стоит пешка противника, то противник спокойно может побить Вашу пешку своей. Причем его пешка станет на то поле, через которое Вы перескочили. Вы прошли (перепрыгнув одну клетку), а он у Вас забрал пешку. Отсюда и «взятие на проходе». Вам понятнее будет, если взгляните на рисунок.


Обычно объединение пешек (3-4 штуки) выстраивают в шахматном порядке, чтобы задние ряды прикрывали передние, а сами задние будут прикрываться более мощными фигурами, которые хороший игрок не спешит сильно двигать вперед.

К тому же вывод ладей всегда затруднителен: они находятся в углу. Вот они, в большинстве случаев и являются прикрытием всей группы пешек, хотя все это объединение можно легко «развалить» всего лишь одной фигурой при правильном командовании.

Пешка ходит вперед, а бьет по диагонали, и все это на одну клетку. Мы же с Вами свободные люди, и можем делать больше. Поэтому предлагаю Вам подписаться на обновления блога и поделиться статьей со своими друзьями, если подобранный мной материал Вам был полезен. Обязательно оставляйте комментарии и пишите, что думаете. Всем победных партий.

Пешки в шахматной партии применяют для достижения превосходства над соперником и помощи более сильным фигурам. Благодаря тому, что пешек на поле 8 штук, при правильном использовании они могут разобраться даже с самыми сильными фигурами на поле.

И если одна пешка вряд ли сможет кардинально изменить исход боя (особенно в дебюте), то сплоченной командой они могут даже поставить королю мат.

Основным козырем пешек является их численное преимущество. Также из особенностей пешек можно отметить возможность ходить вперед сразу на два поля из начальной позиции, а также превращение в любую другую фигуру по достижении крайней горизонтали противника. Если пешке удается добраться до противоположного края поля, то она превращается в любую фигуру на усмотрение игрока.

С помощью пешек исчисляется значимость других фигур. Так, стоимость коня или слона равняется 3-м пешкам, ладья стоит 5 пешек, а цена королевы равняется целым 10 пешкам. Короля в шахматных правилах оценивать пешками не принято, но цена его равняется примерно 4-м пешкам.

В зависимости от местоположения пешки на поле и расположенных вокруг других фигур, различают такие виды пешек:

  • блокированные;
  • изолированные;
  • отсталые;
  • проходные;
  • связанные;
  • разрозненные;
  • сдвоенные.

Также пешки могут назваться в зависимости от фигур, рядом с которыми они находятся в начале шахматной партии.

Как ходит и бьет пешка?

Первый ход у пешек является особенным. Обычно, именно эта фигура начинает шахматную партию. Иногда партия начинается с хода коня, но такой вариант используется редко. Изначально пешка может перемещаться прямо на одну или на две клетки вперед.


Далее на поле пешки имеют возможность ходить вперед по вертикали лишь на одну клетку.

Часто в шахматных партиях пешки упираются друг в друга и продолжать движение дальше не могут. Ввиду особенностей взятия фигуры, побить противника таким образом они не имеют возможности, поэтому будут стоять так, пока им не откроется дорога или не возникнет возможность взять другую фигуру.


Взятие фигуры пешкой происходит по диагонали на одну клетку. Побить с помощью пешки можно любую фигуру, кроме короля. Таким образом, когда пешка упирается в другую фигуру и не может пойти дальше, она может побить расположенного по диагонали противника, чтобы изменить свое местоположение и обойти препятствие.


Поскольку пешка бьет по диагонали, у нее под атакой могут находиться одновременно две фигуры. Такие «вилки» существенно ослабляют противника, поскольку под ударом одновременно могут оказаться несколько значимых фигур.


При движении пешек существует одна особенная ситуация, которая называется «взятие на проходе». При начальном положении пешки на поле, она имеет возможность делать ход сразу на два поля, проскакивая одну клетку. Если в этот момент перепрыгнутое поле находится под боем вражеской пешки, то она может побить данную фигуру.


Такой прием можно применять только для взятия пешек – с остальными фигурами данное правило не работает. Также прием взятия на проходе можно применять только в ответ на движение пешки противника. Это правило известно многим, но на практике о нем часто забывают, что может привести к потере собственной фигуры.

Вот видео, где подробно рассказано, про взятие на проходе.

Бьет ли пешка назад?

Пешка осуществляет ходы только вперед. Эта фигура является единственной, которая не может ходить и наносить удары назад или по горизонтали.

Пешка не может бить назад, поэтому, если на доске по невнимательности игроков происходит такой ход, партия сразу же объявляется законченной, а игроку, который допустил этот промах, засчитывается поражение.

Превращение фигуры

Превращение пешки является одной из ключевых особенностей данной фигуры. После того, как пешка проходит через все поле до последней горизонтали, она может превратиться в любую фигуру своего цвета по усмотрению игрока. Правилами запрещается превращение только в короля.


Чаще всего игроки выбирают для превращения фигуру ферзя, поскольку он является одной из наиболее мощных. Выбирать одну и ту же фигуру можно несколько раз. Конечно, такие расклады на поле в реальной игре практически невозможны, но если допустить, что все пешки дойдут до конца поля, то на игральной доске могут одновременно играть 9 ферзей одного цвета. На практике несколько ферзей на поле можно встретить часто.

Но превращение в ферзя – это не универсальное решение. Выбор следует делать исходя из ситуации. Иногда целесообразным будет превратить пешку в коня или другую фигуру:

  • Если есть возможность поставить шах, мат или создать вилку (одновременно атаковать несколько фигур) сразу после превращения пешки в коня.
  • Если нужно избежать пата или собственноручно создать патовую ситуацию, превратив пешку в слона или ладью.

Взятие фигуры и превращение пешки может происходить одновременно. Так, если на последней горизонтали стоит фигура противника, которая находится под боем пешки, она может побить ее и сразу же превратиться в выбранную игроком другую фигуру.

Советы для новичков

  • Создавайте цепочки. Расставив пешки по цепочке по диагонали, можно выстроить мощную защиту и поймать в нее вражескую фигуру. Если одна из пешек попадет под удар, другая сразу же побьет фигуру противника.
  • Избегайте расположения пешек друг над другом. Так они не защищают друг друга, поэтому их можно легко потерять.
  • Занимайте с помощью пешек центральную часть поля. Таким образом, можно получить пространство для безопасного движения собственных фигур.
  • Не трогайте пешки, расположенные около короля, как можно дольше. Пешки отлично защищают ключевую фигуру на поле. Если лишить его этой защиты, фигура сразу же становится уязвимой для атак противника.

Пешка в шахматах – довольно слабая фигура, но в этом и заключается ее преимущество. Пешки не тяжело терять, поэтому с их помощью можно вести отличную борьбу, не боясь лишиться более сильных фигур. Благодаря своим особенностям и при правильной игре, пешка может увеличить количество сильных фигур на поле. Не следует переживать, отправляя пешки в бой, но стоит постараться довести максимальное их количество до противоположной стороны поля, чтобы усилить свои позиции в данной партии.

Автор: Дядя Валера


Добрый вам день, дорогой друг!

У людей несведущих отношение к пешкам слегка пренебрежительное. И совершенно напрасно. Давайте разберемся, как ходит пешка и какими интересными возможностями обладает эта непритязательная на вид фигура. Вы узнаете даже об одном ее ходе, о котором многие даже и не подозревают. Поехали.

Вначале небольшое отступление. Если вы хотите научиться играть в шахматы с нуля, то получите от нас вот этот бесплатный материал и научитесь играть в шахматы уже через 48 минут:


Пешки располагаются на второй и седьмой горизонталях шахматной доски. Их по восемь у каждой стороны.

rasstanovka-peshek

Относительная ценность пешки в шахматах — три пешки эквивалентны легкой фигуре — коню или слону. Пять пешек -ладье. Подчеркиваем — относительная ценность. Все зависит от позиции.

  • Пешка — душа партии
  • Ходы пешкой
    • Первый ход
    • Взятие
    • Взятие на проходе
    • Превращение “гадкого утенка”
    • Превращение со взятием
  • Советы начинающим

Пешка — душа партии

Как известно, на войне пехота — царица полей. В шахматах: Пешка — душа партии.

Именно пешки создают неповторимый ландшафт на шахматной доске . Именно первые ходы пешками задают различные дебюты:

  • 1.е2-е4, с7-с5 — сицилианская защита
  • 1.е2-е4, е7-е5 — целое семейство дебютов, называемых открытыми
  • 1.d2-d4, f7-f5 — голландка
  • 1.c2-c4, c7-c5 — английское начало

hodi-peshkoj

Продолжать можно очень долго. Суть в том, что именно начальные пешечные построения определяют дальнейшие стратегии середины игры и даже эндшпиля. Часто вокруг пешечных цепей и строится вся игра.

Пешка, единственная из фигур, имеющая уникальные особенности:

  • Не ходит назад , только вперед.
  • При достижении восьмой горизонтали белая пешка и при достижении первой черная, — чудесным образом превращаются в другую фигуру
  • Может взять пешку противника через битое поле, то есть “на проходе”

Об этих и некоторых других особенностях пешек, — чуть подробнее:

Ходы пешкой

Первый ход

В подавляющем большинстве партий первый ход делается пешкой. Можно еще конем, но это большая редкость. Пешка из начальной позиции может двинуться на одно или на два поля ( через клетку ) вперед .

nachanie-hodi-peshek

Если пешка упирается в другую фигуру на своём пути, продолжать движение она не может. Будь на месте пешки ферзь или ладья, они могли бы взять фигуру противника, но пешке такое “лакомство не разрешено. Она будет упираться в другую фигуру, пока путь не освободится. Или не получит возможность взятия.

При записи ходов в шахматах принято указывать первую букву ходящей фигуры. Пешка — исключение (и тут исключение!) — буква не указывается.

1.с2-с4 f7-f5 Вначале строки ход белых, затем черных

Взятие

Пешка может взять (побить) любую фигуру, за исключением короля. Направление взятия — по диагонали на одно поле и только вперед.

vziatie-pechkoj

Например: 1. f3: g4 или 1. е5:d4

Пешка, расположенная на в5 прямо вперед пойти не может, однако может продвинуться путем взятия коня. 1. в5:а6

Двоеточие в шахматной записи означает взятие.

Исключение из этого правила — взятие на проходе. Об этом приеме в следующем пункте нашей программы.

Взятие на проходе

В ситуации, когда пешка, находящаяся в изначальном положении, то есть на 2 или 7 горизонтали, делает ход на 2 поля и проскакивает через поле (клетку), находящееся под боем неприятельской пешки, — она может быть побита этой самой пешкой.

na-prohode

1.с2-с4 в4:с3 или 1. ….f7-f5 2. g5:f6

На проходе можно побить только пешку. Какую-либо другую фигуру побить нельзя.

Важно! Возможность взятия на проходе можно использовать только один ход. То есть в ответ на движение пешки противника.

Настоятельно рекомендуется не забывать это правило во время партии. Ибо иногда забывчивость может привести к диаметрально противоположному результату. Например:

cherez-bitoe-pole

Белые сыграли 1.а2-а4.

Они рассудили так: двигаю пешку в ферзи, черный король не успевает задержать мою пешку. Белый же король успевает подойти к черной пешке у поля превращения и забирает. Белые проводят пешку в ферзи и достигают выигрышного положения. Однако,

oshibka

Мечтам о победе не суждено сбыться. Черная пешка берет белую на проходе!

Более того, после взятия белый король не успевает задержать черную пешку, та проходит в ферзи и выигрывают уже черные!

В записи два вопросительных знака означают очень слабый ход, восклицательный — сильный ход.

Такие вот метаморфозы могут происходить. Правила игры важно знать и уважать.

Превращение “гадкого утенка”

Очередное уникальное качество пешки — способность к превращению.

Это поистине джекпот в жизни любой пешки ! Когда пешка доходит до последней, восьмой горизонтали (черной — соответственно первой), — она вправе превратиться в какую угодно фигуру такого же цвета, за исключением короля.

marsh-peshki

Пешка ставится на поле превращения, тут же убирается, а на ее место превращения ставиться новая фигура. В какую фигуру превратить пешку, решает играющий, — “хозяин пешки”.

Само собой пешку чаще всего превращают в ферзя. Таким образом, на доске могут оказаться сразу несколько ферзей. А если точнее, — 9 одного цвета. На практике такого не бывает, однако два ферзя — не такое уж редкое явление.

Однако, бывают случаи, когда правильнее превратить пешку в какую-либо иную фигуру, кроме ферзя. Пример:

prevrashenie-peshki

Если превращать пешку в ферзя, черные играют: 1… Фb7-f3+ и забирают пешку f2. На доске равенство. Ничья? Отнюдь! Есть решение получше:

vilka

Белая пешка превращается в коня! 1. d8K!!

При этом белые ставят вилку: объявляют шах и следующим ходом забирают ферзя. После этого позиция белых выигранная.

Превращение со взятием

Правило взятия, разобранное нами выше, действует и при превращении.

prevrashenie-so-vziatiem

То есть пешка берет фигуру противника и одновременно превращается в другую фигуру. Как-бы двойной эффект: 1.d7:с8Ф

poiavlenie-ferzia

Советы начинающим

  • Создавайте пешечные цепи

peshechnaia-tsep

Сила пешечной цепи в том, что пешки защищают друг друга. Если противник побьет пешку е5, пешка d4 побьет фигуру противника. Аналогично с пешками d4 и с3. А вот пешка в2 нуждается в защите.

  • Избегайте “сдвоения” пешек. Особенно “изолированных”

sdvoennaia-peshka

Ни одна из белых пешек не защищена другой пешкой. Это означает, что их легко потерять или попросту “зевнуть”, что не такая уж редкость для начинающего шахматиста.

  • Занимайте пешками центральные поля

Пешки в центре доски создают пространство для других фигур.

  • Не двигайте пешки от короля в начале или середине партии

Пешки отличные защитники для короля. Движение пешек от короля ослабляет его позицию и дает возможность противнику атаковать вашего монарха.

  • Избавляйтесь от жаргона начинающих игроков

Например, слово “рубит” или того чище — “ест ”, вместо “берет”. Срубил, снял, съел — жаргон начинающих и слабых шахматистов. Более менее квалифицированные шахматисты такие слова не используют. Правильно — “взял пешку”, “берет”, “побил”.

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  1. Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
  2. Напишите комментарий (внизу страницы)
  3. Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.

Читайте также: