Почему чубатого боятся все лошади

Опубликовано: 30.04.2024

© М. А. Шолохов (наследник), 2014

© ООО «Издательская Группа „Азбука-Аттикус“», 2014

Мелеховский двор – на самом краю хутора. Воротца со скотиньего база ведут на север к Дону. Крутой восьмисаженный спуск меж замшелых в прозелени меловых глыб, и вот берег: перламутровая россыпь ракушек, серая изломистая кайма нацелованной волнами гальки и дальше – перекипающее под ветром вороненой рябью стремя Дона. На восток, за красноталом гуменных плетней, – Гетманский шлях, полынная проседь, истоптанный конскими копытами бурый, живущо́й придорожник, часовенка на развилке; за ней – задернутая текучим маревом степь. С юга – меловая хребтина горы. На запад – улица, пронизывающая площадь, бегущая к займищу.

В предпоследнюю турецкую кампанию вернулся в хутор казак Мелехов Прокофий. Из Туретчины привел он жену – маленькую, закутанную в шаль женщину. Она прятала лицо, редко показывая тоскующие одичалые глаза. Пахла шелковая шаль далекими неведомыми запахами, радужные узоры ее питали бабью зависть. Пленная турчанка сторонилась родных Прокофия, и старик Мелехов вскоре отделил сына. В курень его не ходил до смерти, не забывая обиды.

Прокофий обстроился скоро: плотники срубили курень, сам пригородил базы для скотины и к осени увел на новое хозяйство сгорбленную иноземку-жену. Шел с ней за арбой с имуществом по хутору – высыпали на улицу все, от мала до велика. Казаки сдержанно посмеивались в бороды, голосисто перекликались бабы, орда немытых казачат улюлюкала Прокофию вслед, но он, распахнув чекмень, шел медленно, как по пахотной борозде, сжимал в черной ладони хрупкую кисть жениной руки, непокорно нес белесо-чубатую голову, – лишь под скулами у него пухли и катались желваки да промеж каменных, по всегдашней неподвижности, бровей проступал пот.

С той поры редко видели его в хуторе, не бывал он и на майдане. Жил в своем курене, на отшибе у Дона, бирюком. Гутарили про него по хутору чудно́е. Ребятишки, пасшие за прогоном телят, рассказывали, будто видели они, как Прокофий вечерами, когда вянут зори, на руках носил жену до Татарского ажник кургана. Сажал ее там на макушке кургана, спиной к источенному столетиями ноздреватому камню, садился с ней рядом, и так подолгу глядели они в степь. Глядели до тех пор, пока истухала заря, а потом Прокофий кутал жену в зипун и на руках относил домой. Хутор терялся в догадках, подыскивая объяснение таким диковинным поступкам, бабам за разговорами поискаться некогда было. Разно гутарили и о жене Прокофия: одни утверждали, что красоты она досель невиданной, другие – наоборот. Решилось все после того, как самая отчаянная из баб, жалмерка Мавра, сбегала к Прокофию будто бы за свежей накваской. Прокофий полез за накваской в погреб, а за это время Мавра и разглядела, что турчанка попалась Прокофию последняя из никудышных…

Спустя время раскрасневшаяся Мавра, с платком, съехавшим набок, торочила на проулке бабьей толпе:

– И что он, милушки, нашел в ней хорошего? Хоть бы баба была, а то так… Ни заду, ни пуза, одна страма. У нас девки глаже ее выгуливаются. В стану – перервать можно, как оса; глазюки – черные, здоровющие, стригеть ими, как Сатана, прости Бог. Должно, на сносях дохаживает, ей-бо!

– На сносях? – дивились бабы.

– Кубыть, не махонькая, сама трех вынянчила.

– С лица-то? Желтая. Глаза тусменныи, – небось не сладко на чужой сторонушке. А ишо, бабоньки, ходит-то она… в Прокофьевых шароварах.

– Ну-у. – ахали бабы испуганно и дружно.

– Сама видала – в шароварах, тольки без лампасин. Должно, буднишние его подцепила. Длинная на ней рубаха, а из-под рубахи шаровары, в чулки вобратые. Я как разглядела, так и захолонуло во мне…

Шепотом гутарили по хутору, что Прокофьева жена ведьмачит. Сноха Астаховых (жили Астаховы от хутора крайние к Прокофию) божилась, будто на второй день Троицы, перед светом, видела, как Прокофьева жена, простоволосая и босая, доила на их базу корову. С тех пор ссохлось у коровы вымя в детский кулачок, отбила от молока и вскоре издохла.

В тот год случился небывалый падеж скота. На стойле возле Дона каждый день пятнилась песчаная коса трупами коров и молодняка. Падеж перекинулся на лошадей. Таяли конские косяки, гулявшие на станичном отводе. И вот тут-то прополз по проулкам и улицам черный слушок…

С хуторского схода пришли казаки к Прокофию.

Хозяин вышел на крыльцо, кланяясь.

– За чем добрым пожаловали, господа старики?

Толпа, подступая к крыльцу, немо молчала.

Наконец один подвыпивший старик первый крикнул:

– Волоки нам свою ведьму! Суд наведем.

Прокофий кинулся в дом, но в сенцах его догнали. Рослый батареец, по уличному прозвищу – Люшня, стукал Прокофия головой о стену, уговаривал:

– Не шуми, не шуми, нечего тут. Тебя не тронем, а бабу твою в землю втолочим. Лучше ее уничтожить, чем всему хутору без скотины гибнуть. А ты не шуми, а то головой стену развалю!

– Тяни ее, суку, на баз. – гахнули у крыльца.

Полчанин Прокофия, намотав на руку волосы турчанки, другой рукой зажимая рот ее, распяленный в крике, бегом протащил ее через сени и кинул под ноги толпе. Тонкий вскрик просверлил ревущие голоса.

Прокофий раскидал шестерых казаков и, вломившись в горницу, сорвал со стены шашку. Давя друг друга, казаки шарахнулись из сенцев. Кружа над головой мерцающую, взвизгивающую шашку, Прокофий сбежал с крыльца. Толпа дрогнула и рассыпалась по двору.

У амбара Прокофий настиг тяжелого в беге батарейца Люшню и сзади, с левого плеча наискось, развалил его до пояса. Казаки, выламывавшие из плетня колья, сыпанули через гумно в степь.

Через полчаса осмелевшая толпа подступила ко двору. Двое разведчиков, пожимаясь, вошли в сенцы. На пороге кухни, подплывшая кровью, неловко запрокинув голову, лежала Прокофьева жена; в прорези мученически оскаленных зубов ее ворочался искусанный язык. Прокофий, с трясущейся головой и остановившимся взглядом, кутал в овчинную шубу попискивающий комочек – преждевременно родившегося ребенка.

Жена Прокофия умерла вечером этого же дня. Недоношенного ребенка, сжалившись, взяла бабка, Прокофьева мать.

Его обложили пареными отрубями, поили кобыльим молоком и через месяц, убедившись в том, что смуглый турковатый мальчонок выживет, понесли в церковь, окрестили. Назвали по деду Пантелеем. Прокофий вернулся с каторги через двенадцать лет. Подстриженная рыжая с проседью борода и обычная русская одежда делали его чужим, непохожим на казака. Он взял сына и стал на хозяйство.

Пантелей рос исчерна-смуглым, бедовым. Схож был на мать лицом и подбористой фигурой.

Женил его Прокофий на казачке – дочери соседа.


Литература
11 класс
Книги
Конспекты уроков
Конспекты уроков по литературе
Конспекты по предмету "Литература" Полный текст
Вакансии
Курсы
Консультации

Государственное образовательное учреждение города Москвы

Центр образования № 000

Конспект урока по литературе
в 11 классе

«Анализ эпизода из романа «Тихий Дон» (книга 1, часть 3, глава 12)»

учитель русского языка и литературы

Урок развития речи.

Анализ эпизода «Убийство Чубатым пленного австрийца» по произведению «Тихий Дон» (книга 1, часть 3,

Систематизировать и углубить историко-литературные, теоретические сведения, отработать и закрепить знания на уроке:

«Чудовищная нелепица войны и ожесточение человека на войне» в изображении в романе «Тихий Дон».

Развивать читательские умения:

- выразительное и комментированное чтение;

- анализ художественного текста;

- устную связную речь.

Добиваться единства образного и логического восприятия всего романа при анализе отдельных фрагментов и эпизодов.

Вызвать при обсуждении романа эстетическое сопереживание и эмоциональный отклик у детей.

Методические приемы

Повторение изученного материала на основе отдельных фрагментов романа.

Проверка домашнего задания (анализ эпизода).

Использование межпредметных связей.

«…неправильный у жизни ход, и, может, я в этом виноватый. »

I. Вступительное слово учителя

Действие романа сосредотачивается в одной из наиболее «сложных» провинций России – на Дону.

«Чудовищная нелепица войны» проходит по хуторам и станицам, принося горе в каждую семью. Семья становится зеркалом, своеобразно отражающим события мировой истории. Мирный труд обрывается войной.

Страшное слово «война» откликается выразительной репликой старичка-железнодорожника по отношению к новобранцам: «Милая ты моя говядинка!» (книга 1, часть 3, глава 4).

II. Повторение изученного

Как влияет война на людей, участвующих в боях?

1.Анализ фрагмента эпизода «Убийство Григорием австрийца»

(книга 1, часть 3, глава 5).

Каково душевное состояние человека, пролившего чужую кровь?

Комментарии учителя

Сильнейшее потрясение вызывает у Григория убийство им австрийца. Это первая смерть, навсегда врезавшаяся в память. Убийство человека, даже врага в бою, противоречит гуманной природе Григория. Любовь ко всему, острое ощущение чужой боли, способность к состраданию – вот сущность характера шолоховского героя.

Какими глаголами передает Шолохов сильнейшее потрясение Григория?

Комментарии учителя

Это мучит его, не дает жить спокойно, ломает, калечит душу.

Отчаянно храбрый, переживает убийство, которое совершил «распаленный безумием, творившимся кругом».

Какие перемены произошли с Григорием? (книга 1, часть 3, глава 10).

Комментарии учителя

«Путано-тяжек его шаг, будто нес за плечами непосильную кладь, гнусь и недоумения комкали душу».

Перемены разительны: его « гнула война, высасывала с лица румянец, красива его желчью».

Прокомментируйте слова Григория (книга 1, часть 3, глава 10).

«Я, Петро, уморился душой. Будто под мельничными жерновами побывал, помяли они меня и выплюнули…». «Я зараз будто недобитый какой…»

Страницы какого произведения напоминает изображение войны Шолоховым?

Комментарии учителя

Война в изображении Шолохова лишена героического ореола. Это напоминает страницы произведения .

2. Сцена столкновения казаков с немцами (книга 1, часть 3, глава 9). Как называет автор эту стычку обезумевших от страха людей?

Комментарии учителя

«А было это так: столкнулись на поле смерти люди, еще не успевшие наломать руки на уничтожении себе подобных, в объявшем их животном ужасе натыкались, сшибались, наносили слепые удары, уродовали себя и лошадей и разбежались, вспугнутые выстрелом, убившим человека, разъехались нравственно искалеченные. Это назвали подвигом».

Это был «взрыв скотского энтузиазма», как было написано в дневнике убитого казака (запись от 2 сентября – книга 1, часть 3, глава 11), над жизнью которого посмеялись штабные писаря.

Каковы особенности раскрытия образа Григория?

Комментарии учителя

Через поступки героя, через непосредственную реакцию на происходящее, через движение его мыслей, чувств, настроений, изменение внешнего облика раскрывается характер героя. С начала войны обостряются внутренние противоречия героя Шолохова. Именно тогда, когда Григорий «не мог найти в душе точку опоры», он встретился с убийцем Чубатым, хладнокровно рубившем пленных.

III. Проверка

Анализ эпизода «Убийство Чубатым пленного австрийца» по произведению «Тихий Дон» (книга 1, часть 3,

1. Как характеризует Григория и Чубатого в этом эпизоде?

Комментарии учителя

Страшна фигура казака Урюпина, по прозвищу Чубатый:

«Убивай, руби, не думай!»

2. Каково отношение Чубатого к людям?

Охарактеризуйте этот образ.

3. Можно ли согласиться с утверждением Чубатого: «Поганый он человек. Нечисть, смердит на земле, живет вроде гриба-поганки»?

4. Почему Чубатого боятся все лошади?

5. Как вы понимаете слова Григория: «Волчиное в тебе сердце, а может, и никакого нету, камушек заместо него заложенный»?

Комментарии учителя

Чубатый, которого боятся все лошади, который « срубил пленного немца» соглашается с тем, что у него «волчиное сердце».

6. Вспомните персонажей в русской литературе, подобных Чубатому?

7. Была ли схватка с австрийцами необходимостью?

8. Прочитайте описание пленного. Мог ли он представлять опасность для казаков? Как ведет себя пленный?

9. Как казаки относятся к пленному?

10. Как вы расцениваете поступок Чубатого?

11. Считаете ли вы, что Чубатый совершил преступление?

12. Как относится к поступку Чубатого автор?

Докажите примерами из текста.

13. Почему Григорий готов убить Чубатого?

14. Докажите, что реакция Григория – нормальная реакция человека, на глазах у которого совершено хладнокровное убийство.

Комментарии учителя

На Чубатого он поднимает ружье, будто в нем видит средоточие той слепой силы зла, с которой он пытается бороться.

Свое ранение Григорий воспринимает как облегчение.

15. Сопоставьте данный фрагмент «Тихого Дона» с эпизодом о плененном французском барабанщике из произведения «Война и мир».

В чем разница между двумя ситуациями?

Заключительное слово учителя

Следуя традициям русской литературы, через батальные сцены, острое переживание героя, пейзажные зарисовки, лирические отступления Шолохов подводит читателя к выводу о бесчеловечности войны, имевшей тяжелые последствия. Его волнует одно – что делает война с человеком.

От эпизода к эпизоду нарастает трагическое несоответствие внутренних устремлений Григория Мелехова и окружающей его жизни.

Что переживает Григорий после этих трагических событий?

Ответ найдем в книге 2, части 1, главе 13.

Всегда, в самые трагические минуты, в минуты разочарования и растерянности, Григорий обращается мыслями к дому, к родной природе, к крестьянскому труду. Это придает ему силы.

Впервые героем романа-эпопеи становится простой, неграмотный казак, ищущий правды не только для себя лично, а для всего народа.

Обращение к эпиграфу урока. Докажите, что автору близка позиция Григория.

Борис Васильев писал: «В гражданской войне нет правых и виноватых, нет ангелов и нет бесов, как нет победителей. В ней есть только побежденные – мы все, весь народ, вся Россия».

1. Толстой и мир. Роман в 4 т. В 2 кн. Кн.1. Т.1, 2

Издательство: n. a., 2008г., Серия: Библиотека школьника

2. Шолохов Дон: Роман в четырех книгах. Книга первая// Шолохов сочинений: В 8 т. — М.: Гос. изд-во худож. лит., 1956—1960

Образовательный блог учителя словесности Матвеевой Оксаны Петровны

четверг, 26 марта 2020 г.

08.04.2020. Задание 11 А, Б: изучаем "Тихий Дон" (урок 2,3)

45 комментариев:

Характер главного героя Григория Мелехова ярко раскрывается в общении с другими персонажами. На своём пути он встречает немало людей, оказывающих влияние на его взгляды на жизнь и помогающих ему в поисках правды.
В эпизоде с Франей Григорий Мелехов открывается нам как честный, порядочный человек. Он не остаётся равнодушным к глумлению над человеком. Герой не одобряет поступок сослуживцев и пытается остановить их, однако они оказываются сильнее. Вспоминая эту ситуацию, Григорий «в первый раз за длинный отрезок времени чуть-чуть не заплакал». Григорий совестливый человек, борющийся за справедливость и правду.
Сцена убийства австрийского солдата, первого убийства Григорием человека, является важной для раскрытия характера героя. Отправляясь в первый бой, Григорий чувствует волнение и страх («Григорий до боли прижимал к боку древко пики, ладонь потела, словно смазанная слизистой жидкостью», «В середине грудной клетки Григория словно одубело то, что до атаки суетливо гоняло кровь…», «Выхолощенная страхом мысль путала в голове тяжёлый, застывающий клубок»). Догнав бежавшего по улице австрийца, Григорий, «распалённый безумием, творившимся кругом, занёс шашку». Григорий не думал причинять вред австрийскому солдату – его вынудили на это обстоятельства войны. Встретившись взглядом с «мёртво» глядевшим «залитыми смертным ужасом» глазами австрийцем, казак, «жмурясь», махнул шашкой. Он не сразу осознал, что совершил убийство. Лишь увидев мертвого казака, которого протащила лошадь, Григорий вспомнил о войне и о её жестоких законах («муть свинцом налила темя»). Мимо героя проскакали «скученным серым стадом» казаки. Сравнивая людей со стадом, автор подчёркивает, что война делает из людей животных. Описывая героя, автор использует такие средства выразительности, как эпитет («путано-тяжкий» шаг, «затяжелевшая» нога) и олицетворение («гнусь и недоумение комкали душу»), чтобы передать внутреннее состояние героя. В данном эпизоде Григорий Мелехов открывается как человек, не созданный для убийства и жестокости, однако этот бой делает его суровее и жёстче.
Чубатый является сослуживцем Григория Мелехова. Внешне он был «высок, сутуловат», имел лысину (несмотря на возраст), «бесстрашные глаза его вечно смеялись». Его боялись лошади, однако со своим конём он обращался ласково, хотя тот и «беспокоился» при его виде. Чубатый говорит о том, что у него твёрдое сердце, но Григорий предполагает, что у Чубатого сердце «волчиное» или вовсе его нет, «камушек заместо него заложенный», и Чубатый с этим не спорит. О себе он говорит, смеясь глазами: «нет во мне жалости», но по голосу и «хищному трепету ноздрей» Григорий понимает, что Чубатый совершенно серьёзен. Он считает, что дело казака ¬– «рубить не спрашивая» и что «в бою убить врага – святое дело». Также Чубатый отлично владеет шашкой. Он учит Григория: «Человека руби смело. Мягкий он, человек, как тесто». Всё это говорит о Чубатом как о жестоком и безжалостном человеке. В бой Чубатый отправлялся первым («…вскочил первый и побежал, путаясь ногами в житах, держа наперевес винтовку»). Пойманного в плен австрийского солдата, которого планировалось оставить в живых, Чубатый втайне «срубил», оправдывая убийство тем, что пленник пытался сбежать. Григорий остро реагирует на враньё – пытается застрелить Чубатого, но его останавливают товарищи. Данный эпизод подтверждает нетерпимость Мелехова к несправедливости и лжи, а также подтверждает то, что он не предназначен для убийства.

В глазной лечебнице Мелехов встречается с Гаранжой – солдатом-пулемётчиком родом из Черниговской губернии. Они много разговаривают, особенно о войне и власти. Гаранжа, «желчный, язвительный», был недоволен всем: властью, войной, собственной участью, больницей. Он «разоблачал» истинные причины войны и «едко высмеивал самодержавную власть». Сам Гаранжа был коммунистом и большевиком и выступал за власть рабочих. Он считал, что пока в каждом государстве к власти не придут рабочие, войны в мире не закончатся. Постепенно новый товарищ Григория менял его прежние представления о родине, службе, царе («прахом задымились все те устои, на которых покоилось сознание»). И герой чувствует правоту Гаранжи и соглашается с его словами. Гаранжа оказал значительное влияние на мировоззрения Мелехова, открыл ему глаза на окружающую действительность («теперь я зрячий и… злой!»). Его образ надолго сохранился в памяти Григория.
На войне Григорий показывает себя как истинный казак, преданный своей родине. В боях он проявляет себя решительно и смело. Со временем он становится хладнокровнее. Григорий чувствует, что его сердце огрубело и «не впитывало больше жалости». Однако он всё также остаётся внимателен к природе («Григорий пробегает в цепи вместе с казаками своей сотни и, оглядываясь, видит расплавленный диск солнца…», «…между двумя выстрелами…успевает осторожно ссадить выползшую на рукав его гимнастёрки рябую божью коровку»). Григорий не теряет совей человечности. Несмотря на разногласия со Степаном Астаховым он спасает ему жизнь во время боя, помогая добраться до безопасного места. Хотя Григорий и стал более жестоким, он не может смириться с бессмысленностью войны и осознаёт, какой ценой заплатил за «полный бант» Георгиевских крестов и офицерское звание. Внешне Григорий стал сутуловат, щёки его впали, а глаза светили «тускло, как осколки антрацита». Война сильно изменила героя, но не лишила его человеческих качеств.
Большевик Илья Бунчук является противником старого режима. На фронт Бунчук идёт по собственному желанию. Он учится на пулемётчика и позже получает чин хорунжего. Бунчук нaстраивaет кaзaкoв прoтив цaрскoй влaсти и aгитирует их выступaть зa большевикoв. Его внешность («твердо загнутые челюсти», «глаза, ломающие встречный взгляд», «широкие ладони») говорит о том, что он строгий, серьёзный человек, готовый отстаивать свои убеждения.

С сотником Ефимом Извариным Григорий познакомился на службе. Незаметно для Мелехова Изварин оказывал на него влияние. Сам Изварин был человеком образованным, «недюжинных способностей», а также был казаком-автономистом. Он выступал за полную автономию Области Войска Донского, мечтал о свободе. Он считал, что всеобщее равенство, которое обещали большевики, невозможно и что после смены власти казачеству станет только хуже. Григорий пытался спорить с Извариным, но тот всегда побеждал своим умом и красноречием. Изварин «кружил голову» Мелехову своими идеями, однако Григорий его позиций не разделял.
Пытаясь найти истинный путь, Григорий начинает сражаться за красных, но убийство красными безоружных пленных заставляет героя перейти на сторону белых.
Таким образом, Григорию Мелехову присущи такие черты характера, как человечность, честность, храбрость, отвага, гордость. Он не может мириться с несправедливостью и всеми силами старается отыскать правду.
Работу выполнила Юшина Анастасия


Настя, спасибо. 5 с уважением я

Этот комментарий был удален автором.

Этот комментарий был удален автором.

Этот комментарий был удален автором.

1.В эпизоде с Франей, Григорий раскрывается как добродушный, чистосовестный человек. Готовый прийти на помощь в любую минуту. Франя показалась мне распутницей «Франя словно обмаслилась в потоках похоти, излучаемых тремястами глаз, и, вызывающе подрагивая бедрами, рысила из дома в кухню, из кухни в дом, улыбаясь взводам поочередно, господам офицерам в отдельности». Она своими действиями добилась того чтобы над ней бессовестно толпился взвод Казаков. Но только Григорий, не потерпел такого разврата. Он всеми силами пытался предотвратить данную ситуацию. «Григорий бежал на шум возни, в расширенных, освоившихся с темнотой глазах его белел страх». Данный эпизод показывает, что Григорий очень добросовестный и чистый человек, готовый прийти на помощь в любую минуту.
2. Войну, Григорий переживает с ужасом «В середине грудной клетки Григория словно одубело то, что до атаки суетливо гоняло кровь, он не чувствовал ничего, кроме звона в ушах и боли в пальцах левой ноги». Его характер и душа никогда бы не позволили ему убивать людей. «Григорий встретился с австрийцем взглядом. На него мертво глядели залитые смертным ужасом глаза». Он понимает, что убил человека «Муть свинцом налила темя». Но он понимал, что это война и на ней нельзя иначе. «Григорий глянул на его белую, покрытую пылью кокарду и, спотыкаясь,пошел к коню. Путано-тяжел был шаг его, будто нес за плечами непосильную кладь; гнусь и недоумение комкали душу. Он взял в руки стремя и долго не мог поднять затяжелевшую ногу».
3. С первых слов диалога Мелехова и Чубаты, мне на минуту показалась, что между ними навязывается конфликт. Чубатый показался мне провокатором. «Чубатый выдернул из ножен шашку. Хочешь, голову срублю?». Чубатый раскрывается нам, как человек очень суровый и не знающий пощады «В бою убить врага - святое дело». Григорий заметил, что Чубатого боялись даже лошади «Григорий с удивлением замечал, что Чубатого беспричинно боятся все лошади». Поняв, какой на самом деле Чубатый, я понял, что они с Мелеховым очень разные. Для Чубатого убить человека ничего не стоит, он даже считал, что за убийство человека бог скащивает тебе один грех «За каждого убитого скащивает тебе бог один грех, тоже как и за змею». А для Мелехова убивать людей очень тяжело и он чувствует груз на своих плечах. Но главное, что связывает Мелехова и Чубату – это бесстрашие, они оба очень смелые.
4. Гаранжа раскрывается нам, как желчный всем недовольный сосед Григория. Он был пулеметчиком из Черногорской губернии. Гаранжа был недоволен всем «Желчный, язвительный сосед Григория был недоволен всем: ругал власть, войну, участь свою, больничный стол, повара, докторов - все, что попадало на острый его язык». Но не смотря на это Гаранжа очень умен. Григорий пытался оспаривать мнение Гаранжи о царе, царице, о войне. Он утверждал, что «Царь - пьянюга, царица - курва, паньским грошам от войны прибавка, а нам на шею. удавка». Но с каждым днем Григорий понимал, что Гаранжа прав. «Самое страшное в этом было то, что сам он в душе чувствовал правоту Гаранжи и был бессилен противопоставить ему возражения, не было их и
нельзя было найти. С ужасом Григорий сознавал, что умный и злой украинец постепенно, неуклонно разрушает все его прежние понятия о царе, родине, о
его казачьем воинском долге». Григорий много раздумывал о том, что ему доносил Гаранжа. Но с каждым днем все больше убеждался в том, что он прав.
5. Григорий показывается нам, как человек, который первый раз вступает на войну, он снова переживает. «Я чтой-то ноне робею. Будто в первый раз иду наступать». Он уже не чувствовал то спокойствие, что было до этого. «Григорий нервно улыбался.
Впавшие щеки его, усеянные черным жнивьем давно не бритой бороды, и вислыйнос отливали желтой синевой, из-под заиневших бровей тускло, как осколки антрацита, светили глаза. Обычное спокойствие покинуло его». Он снова боится «Ломая в себе
внезапно вернувшееся проклятое чувство боязни».

6. Илья Бунчук представляется нам, как интересный человек, «Интересный парень!». Он сдержанный, холодный человек «И весь он был скуп на краски, холодно-сдержан, — караич, крутое, железной твердости дерево, выросшее на серой супеси неприветливой обдонской земли…». Илья Бунчук является большевиком. Он является членом партии РСДРП «Если я высказываюсь за поражение, то, следовательно, разделяю, и было бы смешно мне, члену РСДРП, большевику, не разделять точки зрения своей партийной фракции». Также Бунчук надеется, что после революции в России будет править пролетариат и власть будет в руках "рабочей диктатуры". «Должна быть рабочая диктатура. Крестьянство пойдет за нами, часть мыслящей интеллигенции тоже, а остальных… а с остальными мы вот что сделаем… — Бунчук быстрым жестом скрутил в тугой жгут какую-то бумагу, бывшую у него в руках, потряс ею, процедил сквозь зубы: — Вот что сделаем!». Служа в пулеметной команде, Бунчук настраивает казаков против царской власти и призывает выступать за большевиков «Парень он странный, теперь объяснился, и многое стало ясным, а раньше я не знал, как его расшифровать. Знаешь, ведь он огромным успехом пользуется у казаков, в особенности у пулеметчиков».
7. Изварин был типичным казаком: «желтоватые, цвета недозрелого овса, вьющиеся волосы, лицо смуглое, лоб покатый, белый, загар тронул только щеки и гранью лег на уровень белесых бровей. Говорил он высоким послушным тенором, в разговоре имел привычку остро ломать левую бровь и как-то по-своему поводить небольшим горбатым носом; от этого казалось, что он всегда к чему-то принюхивается. Энергическая походка, самоуверенность в осанке и в открытом взгляде карих глаз отличали его от остальных офицеров полка». Все казаки его уважали «Казаки относились к нему с явным уважением, пожалуй, даже с большим, чем к командиру полка». Во время войны Изварин стоит за большевиков «большевики стоят за мир, за немедленный мир, а казакам война вот где сейчас сидит!» В разговоре Мелехова и Изварина, Григорий не понимает о чем говорит Изварин «Я говорю. - глухо бурчал Григорий, - что ничего я не понимаю. Мне
трудно в этом разобраться. Блукаю я, как в метель в степи. »
8. У Григория собственный кодекс чести. Всем сердцем принимает Февральскую революцию, не поддерживает контрреволюционный переворот Корнилова и ополчается на Октябрьскую революцию. От белых переходит к красным, от красных - к белым, а затем к бандитам.
Прочитав текст, философия героев мне показалась схожей. Во время войны, почти все герои стоят против Царя. Некоторые из них принимают большевиков, т.к они считают, что это единственный выход избежать кровопролития. Всех героев объединяет боязнь войны. Каждый ищет собственный путь ее избежать.

Разделы: Литература

Цель урока: показать неизбежность трагичности судьбы Григория Мелехова, связь этой трагедии с судьбой страны.

Оборудование: технологическая карта урока, учебники, тетради, текст романа-эпопеи «Тихий Дон» М.А.Шолохова, эпизоды из кинофильма С.А.Герасимова «Тихий Дон», цветные репродукции Императорского Военного ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия.

План урока:

1. Организационный момент.
2. Беседа по вопросам (повторение пройденного материала).
3. Изучение нового материала.
4. Подведение итогов.
5. Выставление оценок.
6. Домашнее задание с разъяснением.

Слово учителя. Объявление темы урока.

Обучающимся предлагается ответить на следующие вопросы:

1. Назовите жанр произведения «Тихий Дон» (Роман-эпопея).
2. Перечислите исторические события, изображенные в романе (Первая мировая война, гражданская война, восстание казаков на Дону).
3. Укажите название станицы, где в основном разворачиваются события романа (Хутор Татарский).
4. В каком году Шолохов получил Нобелевскую премию за роман «Тихий Дон» (1965 г.)
5. Что обозначает в переводе с тюркского «казак»? (Храбрец, удалец)
6. Для чего автор использует диалектизмы? (Для создания колорита)

Изучение нового материала

Слово учителя. Герои Шолохова – люди простые, но яркие, сильные, волевые. Григорий Мелехов – главный герой романа – храбрый, честный, совестливый и по-настоящему талантливый человек. Он – Георгиевский кавалер, что говорит о мужестве и героизме Мелехова–воина.

Сообщение обучающегося (История Императорского Военного ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия).

(Демонстрация цветных иллюстраций ордена).

Знак отличия военного ордена, обычно называемый «Георгиевский крест» был учрежден в 1807 году российским императором Александром I. Он был предназначен для награждения нижних чинов армии и флота за подвиги и храбрость в военное время. Заслужить «Егория» можно было только настоящей храбростью и бесстрашием в бою. Носился он на груди впереди всех медалей на ленте с равными оранжево-черными полосками цветов ордена святого Георгия. На лицевой стороне медальона изображался святой Георгий, поражающий копьем змея, а на другой стороне медальона переплетенные вензеля С. и Г.
Среди нижних чинов это была самая почетная и уважаемая награда, которую не снимали с груди даже при дальнейшем производстве в офицерский чин и, будучи уже в офицерском звании с гордостью носили на груди с другими офицерскими наградами. Знак отличия военного ордена был самой демократичной наградой для нижних чинов, т.к. мог быть вручен независимо от звания, сословия, а в некоторых случаях награжденных выбирали по решению собрания роты или батальона. Нижние чины, удостоенные знака отличия, получали пожизненную пенсию и освобождались от телесных наказаний, а также пользовались целым рядом льгот, положенных по статусу ордена.
Изначально знак отличия могли получить только нижние чины православного вероисповедания, а остальные награждались медалями за храбрость и за усердие. Это вызывало недовольство со стороны нижних чинов-представителей других конфессий, т.к. любой солдат мечтал иметь на груди крест с изображением воина. С 1844 года знаками отличия военного ордена начали награждать нижних чинов – нехристианского вероисповедания. Такие знаки отличались тем, что на лицевой и оборотной стороне в центральном медальоне помещался государственный герб России – двуглавый орел.
1 степень – золотой крест на георгиевской ленте с бантом.
2 степень – золотой крест на георгиевской ленте без банта.
3 степень – серебряный крест на георгиевской ленте с бантом.
4 степень – серебряный крест на георгиевской ленте без банта.

Особые права и преимущества лиц, награжденных Георгиевским крестом:

– Георгиевский крест никогда не снимался.
– Вдова награжденного после его смерти пользовалась причитающейся ему по кресту денежной выдачей еще один год.
– Денежные выдачи во время службы осуществлялись, как прибавка к жалованью, а после увольнения от действительной службы, в качестве пенсии.
– При пожаловании Георгиевским крестом 4 степени, одновременно жаловался следующий чин.
– Имеющие Георгиевский крест, как служащие, так и запасные и отставные нижние чины, впавшие в преступление, лишались Георгиевского креста только как по суду.
– В случае утраты или неумышленной потери Георгиевского креста кем-либо из нижних чинов, хотя бы запасным или отставным, выдается ему, по требованию подлежащего начальства, новый крест безвозмездно.

Слово учителя. Григорий – полный кавалер ордена «Георгиевский крест», получил офицерский чин. Казачьи войска – одна из самых боеспособных частей регулярной русской армии.

Сообщение обучающегося об участии казачьих войск в военных действиях.

Впервые донские казаки стали действовать совместно с русской армией в период царствования Ивана 1У. Овладев тактическим искусством русской армии, казаки в боях с турками и кочевыми народами разработали свои метода кавалерийских боев. После подавления Булавинского восстания царское правительство лишило казаков многих привилегий.
Во время первой мировой войны казачьи соединения были одними из самых боеспособных частей русской армии. Среди казаков были наименьшие потери живой силы, за все время боевых действий потеряно только одно знамя. Казаки прекрасно владели всеми видами оружия, прекрасно владели джигитовкой. Во время первой мировой войны ощущался большой недостаток средств, и правительство проводило сбор пожертвований в фонд защиты Отечества. Одним из подобных сборов был сбор наград из драгоценных металлов в фонд государства. В армии и на флоте повсеместно нижние чины и офицеры сдавали свои награды из серебра и золота. В архивах сохранились документы, подтверждающие эти факты.

Слово учителя. Посмотрим, как относился герой к военной службе. Казак по прозвищу Чубатый учит Григория знаменитому удару, рассекающему человека надвое. Григорий никак не может овладеть техникой этого страшного удара.

Вопрос. Почему Мелехов не может освоить этот удар?

Эпизод № 1. Разговор Григория и Чубатого (книга 1, часть 3, глава 12)

– Сильный ты, а рубить дурак. Вот как надо, – учил Чубатый, и шашка его в косом полете разила цель с чудовищной силой. – Человека руби смело. Мягкий он человек, как тесто, – поучал Чубатый, смеясь глазами. – Ты не думай, как и что. Ты – казак, твое дело – рубить, не спрашивая, Поганый, он человек…Нечисть, смердит на земле, живет вроде гриба-поганки. У тебя, сердце жидкое, а у меня – твердое.
– Волчье у тебя сердце, а может никакого нету, – возразил Григорий.
Вывод. Шолохов использует антитезу. Чубатый навязывает Григорию свое понимание войны, где нет милосердия, чувства сострадания. Вся натура Григория противится жестокости, которая стоит за этим ударом, герой испытывает боль по человеку (это слова Шолохова).

Слово учителя. Григорий предлагает отправить пленного офицера в штаб. Сопроводить пленного вызвался Чубатый.

Эпизод № 2. Пленение офицера (книга 1, часть 3, глава 12)

Спустя несколько минут, из-за сосны показалась голова лошади. Чубатый ехал обратно.
– Ну. – испуганно вскочил урядник. – Упустил?
Помахивая плеть, Чубатый подъехал, спешился, потянулся. – Побег он…Думал убечь. Срубил я его.
– Врешь, – крикнул Григорий. – Зря убил!
– Ты чего шумишь? Тебе какое дело? Не лезь, куда не надо! Понял, а? Не лезь! – строго повторил Чубатый.
Рванув за ремень винтовку, Григорий стремительно вскинул ее к плечу. Палец его прыгал, не попадая на спуск, странно косилось побуревшее лицо.
– Но! – угрожающе вскрикнул урядник, подбегая к Григорию.
Толчок опередил выстрел, и пуля, обивая хвою с сосен, запела тягуче и звонко. Урядник, пихая Григория в грудь, вырвал у него винтовку, лишь Чубатый не изменил положения: он все так же стоял, отставив ногу, держался левой рукой за поясок.
– Убью. – рванулся к нему Григорий.
– Да вы что? Как это? Под суд, под расстрел хочете? Клади оружие – заорал урядник и, отпихнув Григория, стал между ними, распятьем расклячив руки.

Вопрос. О чем свидетельствует этот эпизод? Почему Григорий хочет убить Чубатого?

Ответ. Попытка Григория убить Чубатого – это попытка наказать зло.

Вывод. Война как массовое убийство – это не стихия Григория Мелехова. По своей натуре он – мирный человек. Трагедия человека на войне – вынужденное убийство. Григорий мечтает о доме. Он говорит брату: «Я бы дома теперя побывал, так и полетел бы, кабы крылья были».

Слово учителя. После октябрьского переворота страна раскололась. Многие вчерашние друзья, однополчане, родные стали по разные стороны, оказались врагами. У каждой стороны своя позиция, своя, правда. Но ни одну из позиций Григорий не разделяет. Если герои романа оценивают происходящее только с точки зрения своей правды, то Григорий мыслит масштабно, в его сознании другие категории: война и мир, жизнь и смерть. Вот поэтому Григорий то с белыми, то с красными. Он нигде не находит свою правду.

Эпизод № 3 Казнь Чернецова (книга 2, часть 5, глава 12),

Подтелков, тяжело ступая по провалившемуся снегу, подошел к пленным, Стоявший впереди Чернецов глядел не него, презрительно щуря светлые отчаянные глаза. Подтелков подошел к нему в упор. Он весь дрожал, немигающие его глаза ползали по изрытвленному снегу.
– Попался, гад! – клокочущим низким голосом сказал Подтелков и ступил шаг назад; щеки его сабельным ударом располосовала черная улыбка.
– Изменник казачества! Под-лец! Предатель! – сквозь стиснутые зубы зазвенел Чернецов.
Подтелков мотал головой, словно уклоняясь от пощечин. Последующее разыгралось с изумительной быстротой. Стало тихо. Отчетливо заскрипел снег под сапогами Минаева, Кривошлыкова и еще нескольких человек, кинувшихся к Подтелкову. Но он опередил их; со страшной силой рубанул Чернецова по голове. Григорий видел, как Чернецов, дрогнув, поднял над головой левую руку, видел, как углом сломалась перерубленная кисть и шашка беззвучно обрушилась на откинутую голову Чернецова.
Подтелков уже лежачего рубанул его еще раз, отошел постаревшей грузной походной, на ходу вытирая покатые долы шашки, червоневшие кровью.
Григорий оторвался от тачанки, не сводя с Подтелкова налитых кровью глаз, быстро поковылял к нему, сзади его поперек схватил Минаев, ломая, выворачивая руки, отнял наган.

Вопрос. Почему Григорий хотел заступиться за врагов, с которыми еще несколько часов назад насмерть сражался в бою?

Ответ обучающихся. Григорий против убийства безоружных пленных, т.к. считает это расправой.

Слово учителя. Григорий Мелехов принимает решение уйти от красных и присоединиться к белым.

Эпизод № 4. Казнь Подтелкова. Просмотр эпизода из кинофильма С.А.Герасимова «Тихий Дон»

Вопрос. Как вы думаете, почему М.А.Шолохов поместил эти два эпизода в романе рядом?

Ответ обучающихся. Эти два эпизода помещены автором рядом, чтобы показать неправоту и беззаконие как со стороны красных, так со стороны белых.

Вывод. Зло порождает зло, поток насилия не остановить.

Слово учителя. Метания Григория между красными и белыми свидетельствует о противоречии его характера. При описании героя Шолохов очень часто использует прием – антитезу. Мирное сознание противопоставлено сознанию войны. Герой хочет мира и тишины, а вокруг война и насилие. И в этом трагедия человека, трагедия поколения, трагедия народа, который был втянут в братоубийственную гражданскую войну, где нет места соблюдению закона, нет места милосердию, где не бывает пленных. Не герой раздвоен в своем сознании, а мир разорван. Ребята! Вспомните произведения о гражданской войне, которые мы изучали.

Ответ учащихся. И.Бабель «Письмо», «Переход через Збруч», М.А.Шолохов «Родинка».

Эпизод № 5. Разговор Григория и Михаила Кошевого в доме Мелиховых. Просмотр кадров из кинофильма С.А.Герасимова «Тихий Дон»

Михаил – друг Мелихова, вместе росли и служили. Михаил женат на сестре Григория.

Вопрос. Чего не может простить Михаил другу юности?

Ответ. Михаил не может простить Григорию службу у белых.

Вопрос. Какая мысль звучит в словах Григория: «Ежели все помнить – волками надо жить».

Ответ обучащихся. Звучит очень важная мысль – необходимо примирение, единение.

Вывод. Чтобы жить дальше, необходимо простить друг друга. Но и в том-то состоит трагедия Григория Мелехова и сотен тысяч русских людей, которые не смогли найти этого примирения. У каждой из противостоящих сторон была своя правда. Поэтому и трагичен финал: разметало семью Григория, погибает любимая женщина, разорен дом, после долгих мытарств герой возвращается домой. Весь ужас гражданской войны состоит в том, что с обеих сторон выступали честные, достойные люди, горячо любящие Россию, но никто не хотел услышать другую сторону, найти общие точки для единения и понимания. Трагедия Григория заключается в потребности в правде и невозможностью ее достижения.

Эпизод № 6. Гибель Аксиньи (книга 4, часть 8, глава 17)

Аксинья натягивала поводья и, запрокидываясь, валилась на бок. Григорий успел поддержать ее, иначе она бы упала.
– Тебя поранили?! Куда попало?! Говори же. – хрипло просил Григорий.
Она молчала и все тяжелее наваливалась на его руку. На скаку, прижимая ее к себе, Григорий задыхался, шептал:
– Ради Господа Бога! Хоть слово! Да что же это ты?!
Аксинья умерла на руках у Григория незадолго до рассвета. Сознание к ней так и не вернулось. Он молча поцеловал ее в холодные и соленые от крови губы, бережно опустил на траву, встал, Неведомая сила толкнула его в грудь, и он попятился, упал навзничь, но тотчас испуганно вскочил на ноги. И еще раз упал, больно ударившись обнаженной головой о камень. Потом, не поднимаясь с колен, вынул из ножен шашку, начал рыть могилу. Земля была влажная и податливая. Он очень спешил, но удушье давило ему горло, и, чтобы легче было дышать, он разорвал на себе рубашку.
Хоронил он свою Аксинью при ярком утреннем свете. Уже в могиле он крестом сложил на груди ее мертвые побелевшие смуглые руки, головным платком прикрыл лицо, чтобы земля не засыпала ее полуоткрытые, неподвижно устремленные в небо и уже начавшие тускнеть глаза, Он попрощался с нею, твердо веря в то, что расстаются они ненадолго…

Вопрос. Как Григорий переживает гибель любимой женщины?

Ответ. Личная жизнь главного героя трагична. Со смертью Аксиньи приходит осознание того, что случилась самая страшная трагедия в его жизни.

Вопрос. Что же остается Григорию? Найдите ответ в тексте романа.

Ответ обучающихся (книга 4, часть 8, глава 17).

Григорий окончательно возвращается домой, в отчий дом, к родной земле, берет сына на руки. Жизнь продолжается.

Заключительное слово учителя. Авторская позиция заключается в том, что достичь идеала невозможно, но, это не означает, что к нему не надо стремиться, т.к. мы должны нести ответственность перед будущими поколениями. А когда мы уйдем, этот нелегкий груз ляжет на ваши плечи.

Подведение итогов, выставление оценок.

Домашнее задание. Подготовиться к сочинению по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон». (Темы для подготовки к сочинению объявлены).

Конспект урока литературы в 11 классе. направлен на поэтапное изучение романа-эпопеи "Тихий Дон" М.А. Шолохова. это 3 урок в системе уроков по изучению романа-эпопеи "Тихий Дон".


Содержимое разработки

Урок 3.
«Чудовищная нелепица войны» в изображении Шолохова»

Цели урока: показать развитие гуманистических традиций русской литературы в изображении войны и влияния ее на человека.

Оборудование урока: Первая мировая война в цифрах и фактах (таблица).

Методические приемы:
повторение изученного материала (произведения Л. Н. Толстого, А. И. Куприна), анализ эпизодов, использование межпредметных связей с историей (Первая мировая война).

I. Слово учителя

Война — сначала Первая мировая, потом гражданская — антитеза мирной жизни. «Чудовищная нелепица войны» проходит по хуторам и станицам, принося горе в каждую семью. Семья становится зеркалом, своеобразно отражающим события мировой истории.

II. Проверка домашнего задания

— Какую роль играет эпиграф к книге первой в III части романа?

— Какие традиции развивает автор? (Вспомнить «Севастопольские рассказы» «Войну и мир» Л. Н. Толстого).

Трагический мотив эпиграфа из старинной казачьей песни перекликается со страницами III части романа. Впервые появляется дата: «В марте 1914 года. ». Этот год отделяет мир от войны.

Весть о войне застает казаков за привычной работой — косили жито. И на сходе у людей одна тревога — мобилизация, одна мысль — «они пущай воюют, а у нас хлеба неубратые!» Страшное слово «война» выразительной репликой старичка-железнодорожника по отношению к новобранцам: «Милая ты моя. говядинка!» (книга первая, ч. 3, гл. 4).

— Как влияет война на людей, участвующих в боях?
Первые смерти — нелепые, навсегда врезавшиеся в память. Шолохов раскрывает душевное состояние человека, пролившего чужую кровь. Сильнейшее потрясение вызывает у Григория убийство им австрийца (конец гл. 5 ч. 3). Это мучит его, не дает жить спокойно, ломает, калечит душу (ч. 3, гл. 10). Перемены разительны: его «гнула война, высасывала с лица румянец, красила его желчью».

Сцена столкновения казаков с немцами напоминает страницы произведений Толстого.

Война в изображении Шолохова начисто лишена налета романтики, героического ореола. Люди не совершали подвига. Эту стычку обезумевших от страха людей «назвали подвигом» (см. ч. 3, гл. 9):: «А было так: столкнулись на поле смерти люди, еще не успевшие наломать рук на уничтожении себе подобных, в объявшем их животном ужасе натыкались, сшибались, наносили слепые удары уродовали себя и лошадей и разбежались, вспугнутые выстрелом, убившим человека, разъехались нравственно искалеченные. Это назвали подвигом».

Вспомним сцену награждения Наполеоном случайно выбранного русского солдата («Война и мир»). Это был «взрыв скотского энтузиазма», как было написано в дневнике убитого казака (запись от 2 сентября, ч. 3, гл.11), над жизнью которого посмеялись штабные писаря.

Кстати, в этом дневнике как раз упоминается «Война и мир», где Толстой «говорит о черте между двумя неприятельскими войсками — черте неизвестности, как бы отделяющих живых от мертвых».

— Как ведет себя в полку Листницкий?
(Листницкий пишет отцу: «Хочется живого дела и. если хотите — подвига. Еду на фронт» (ч. 3, гл. 14). Листницкий с полком ходил в контратаку (ч. 3, гл. 15). На Юго-Западном фронте во время атаки под Листницким убили коня, сам он получил две раны (ч. 3, гл. 22). То есть Листницкий человек чести, храбрый офицер.)

— Охарактеризуйте образ Чубатого.
(Страшна фигура казака Урюпина по прозвищу Чубатый («Убивай, руби, не думай!» — ч. 3, гл. 12). Вспомним подобных ему Бек-Агамалова и капитана Осадчего из «Поединка» Куприна. Чубатый, которого боятся все лошади, который «срубил» пленного немца, соглашается с тем, что у него волчиное сердце».)

— Чем подвиг Григория отличается от «подвига» казаков в стычке с немцами?
(Григорий спасает человеческую жизнь. (См. ч. 3, гл. 20).)

— С какой целью изображает Шолохов батальные сцены?
(Батальные сцены сами по себе неинтересны Шолохову. Его волнует другое — что война делает с человеком. Ярко выражен нравственный протест против бессмысленности, бесчеловечности войны. «Как солончак не впитывает воду, так и сердце Григория не впитывало жалости. С холодным презрением играл он чужой и своей жизнью, оттого прослыл храбрым — четыре георгиевских креста и четыре медали выслужил» (ч. 4, гл. 4).)

— Проанализируем сцену переживаний Григория по поводу убитого австрийского солдата (Т. 1, часть 3, глава 10). Что вы можете сказать?
(Убийство человека, даже врага в бою противоречит гуманной природе Григория. Любовью ко всему, острое ощущение чужой боли, способность к состраданию — вот сущность характера шолоховского героя.
Безумство войны, в которой погибают невинные люди (бессмысленные жертвы, положенные на алтарь чьего-то честолюбия) — вот о чем задумывается герой.)

— Какие изобразительные средства использует автор?
(Изобразительные средства Шолохова разнообразны: он показывает, как казаки списывают «Молитву от ружья», «Молитву от боя», «Молитву при набеге»; приводит страницы дневника одного из казаков, письма с фронта; лирически окрашены сцены у костра — казаки поют «Поехал казак на чужбину далеку. »; в эпическое повествование врывается голос автора, обращающегося к вдовам: «Рви, родимая, на себе ворот последней рубахи! Рви жидкие от безрадостной, тяжкой жизни волосы, кусай свои в кровь искусанные губы, ломай изуродованные работой руки и бейся на земле у порога пустого куреня![2]» См. книгу 2, часть 5, главу 1.)

— Какие качества Григория проявляются в сцене в госпитале?
(Гордость, независимость, злость за все, что сделала война, вырвались у Григория в дерзкой выходке (ч. 3, гл. 23).)

— Как отражается война на жизни мирных жителей?
(«Чудовищная нелепица войны не щадит и невоенных. Мелеховы получают известие о том, что Григорий «пал смертью храбрых» — «незримый покойник ютился в мелеховском курене». Война разрушает и «незаконную» семью Григория и Аксиньи.)

III. Оформление тетрадей: запись выводов по беседе

Следуя традициям русской литературы, через батальные сцены, через острые переживания героев, через пейзажные зарисовки, лирические отступления (сцена у костра — солдатская песня) Шолохов ведет к осмыслению чуждости, неестественности, бесчеловечности войны.

IV. Домашнее задание (по книге второй)

1. Как отразились события мировой войны на мирной жизни казаков?
2. Новая власть и отношение к ней казаков.
3. Гражданская война как трагедия народа (подобрать эпизоды).

Дополнительный материал для учителя

Первая мировая война. В ее изображении проявился аналитический талант художника, хорошо чувствующего запрос времени. Роман создавался между двумя войнами. Не успели подернуться пеплом костры Первой — империалисты начали подготовку новой, повторилось то самое, что было накануне 14-го — милитаристский угар, националистическая истерия, надежды на самые весомые «аргументы» — бомбы и снаряды. Разрабатывалась программа нового передела мира. Вот почему тема прошлой войны становилась важнейшей и для тех, кто на ее памятном материале разоблачал кровавые последствия милитаризма, и — с другой целью — для факельщиков теперь уже тотальной истребительной схватки — фашистских головорезов, извлекавших свои уроки из недавнего поражения Германии.

Войну изучали историки и военные стратеги, политики и экономисты, дипломаты и разведчики, деятели науки и искусства, медики и психологи. События прослеживались день за днем, решающие операции — по часам и минутам.

О той войне написано немало волнующих произведений. Сказали свое слово проклятия многие писатели мира — русские, немцы, болгары, французы, итальянцы, англичане, поляки, австрийцы, венгры, югославы, американцы. Гневом наполнены воспоминания тех, кто побывал в сырых окопах под огнем, уцелел десятым или двадцатым из состава воинской части.

Много общего с этой прозой есть и у Шолохова. Но его достижения даже на очень внушительном фоне мастерства А. Барбюса, Б. Келлермана, Э. Ремарка, Р. Олдинггона, Р. Роллана, Ж. Жионо, А. Цвейга, К. Федина — выдающиеся по охвату действительности, масштабности обобщения зримости картин фронтовых сражений.

Если героем военного романа был чаще всего интеллигент — честный, страдающий, растерянный, то у Шолохова на первом плане — сыны глубинной трудовой России, оторванные от неотложных дел на земле.

Шолоховская правда о войне — вот она. Русские воины трупами повисают на проволочных колючих заграждениях. Немецкая артиллерия выкашивает целые полки. Раненые ползают по жнивью. Глухо охает земля, «распятая множеством копыт», когда обезумевшие всадники устремляются в кавалерийские атаки и плашмя падают вместе с конями. Не помогает казаку ни молитва от ружья, ни молитва при набеге. «Крепили их к гайтанам, к материнским благословениям, к узелкам со щепотью родимой земли, а смерть пятнала и тех, кто возил с собою молитвы». Первые удары шашкой по человеку, первые убийства — это остается в памяти на всю жизнь.

Неизбывна боль и за землю: «вызревшие хлеба топтала конница», «там, где шли бои, хмурое лицо земли оспой взрыли снаряды: ржавели в ней, тоскуя по человеческой крови, осколки чугуна и стали».

Всего лишь месяц войны, а как она искалечила людей. Стареют на глазах. Похабничают. Звереют. Сходят с ума.

Полуфеодальный режим, существовавший в стране, за время войны еще больше ожесточился. В армии стали нормой унижения, оскорбления, зуботычины, слежка, голодные рационы.

Бездарность и безответственность командования. Разложение в царском дворе, бессилие министров и генералов поправить дело.

Разваливался тыл. «Вместе со второй очередью ушла и третья. Станицы, хутора обезлюдели, будто на покое на страду вышла вся Донщина».

Надо было очень близко к сердцу принять боль земли русской, чтоб вот так скорбно сказать об этом:
"Многих недосчитывались казаков, — растеряли их на полях Галиции, Буковины, Восточной Пруссии, Прикарпатья, Румынии, трупами легли они и истлели под орудийную панихиду, и теперь позаросли бурьяном высокие холмы братских могил, придавило их дождями, позамело зыбучим снегом." (2 том. Часть пятая. 1 глава)

Разоблачая жадных до власти карьеристов и авантюристов, привыкших распоряжаться чужими судьбами, всех, кто гонит свой народ на другие народы, прямо на минные поля и под пулеметный веер пуль, решительно протестуя против любого посягательства на право человека жить на земле, Шолохов противопоставил ужасам войны красоту человеческих чувств, счастье земного бытия. Страницы, посвященные дружбе, доверию, родственным чувствам, любви — всему истинно высокому, укрепляют веру в победу доброго начала.

В романе действуют монархисты, буржуазные демократы, сторонники военной диктатуры, сепаратисты, большевики. У всех свои взгляды, планы, программы. Материал романа как бы включается в наши современные размышления о судьбе Родины: что могло быть, если бы продолжалась власть монарха, если бы держался и дальше Керенский, если бы завершился победой корниловский путч, если бы осуществились планы сепаратистов вроде Ефима Изварина, если бы не произошли события 25 октября? Или вопросы иного порядка: если бы не покончили с собой генералы Марков, Каледин, не был убит в 1918 году Корнилов и не умер тогда же Алексеев?

По Шолохову реальна только та программа, которая не расходится с интересами большинства народа. Обстановка сложилась так:
"Близкий дыбился фронт. Армии дышали смертной лихорадкой, не хватало боевых припасов, продовольствия; армии многоруко тянулись к призрачному слову «мир»; армии по-разному встречали временного правителя республики Керенского и, понукаемые его истерическими криками, спотыкались в июньском наступлении; в армиях вызревший гнев плавился и вскипал, как вода в роднике, выметываемая глубинными ключами. "

Это настроение фронтовиков и большей части трудового народа в тылу, тянувшихся к миру, определило отношение к программам и лозунгам. Братание на фронтах свидетельствовало о том, что воины разных стран становились интернационалистами, искали «один язык», что им ненавистна война как пережиток варварства, что они за такой строй, который сохранит жизнь и даст свободу. Поэтому требование выхода из войны оказывалось народу ближе, чем призывы к ее продолжению до победного конца, да еще с угрозой применения смертной казни.

Сам Шолохов на стороне тех, кто боролся против милитаризма. Роман служит обличительным документом, картины кровопролития — а их очень много — даны во всех деталях и с такой убеждающей наглядностью, от которой содрогаешься.

Но мировая война для России — первый круг ада. Она пережила еще более неестественное — междоусобицу. Огромная территория находилась в огне. «Тихий Дон» — повествование о той трагедии. Свои убивали своих, придумывая для этого изощренные способы. Грабежи и насилия. Бандитские нашествия. Запои, расшатанная психика людей, вольное поведение жалмерок. Эпидемия тифа. Смерть вдали от родных очагов. Осиротевшие семьи.


-70%

Читайте также: