Почему цыгане любят лошадей

Опубликовано: 12.05.2024

Но, пожалуй, самое трепетное отношение к лошадям у цыган. Мужчины этой народности почитают коня не просто другом – существом почти культовым, и любовь эта, похоже, взаимна. Кто лучше цыган знает секреты лошадей, и какими тайными знаниями об этих животных обладают ромалы? Накануне Нового года мы решили поговорить о лошадях с настоящими цыганами.

Дорогой длинною…

По преданию, цыгане – выходцы из Индии, в древности они покинули свою исконную родину и на протяжении столетий, как истинные кочевники, искали себе новую. Странная, беспокойная, всегда в движении жизнь-дорога сформировала характер этой народности и отношение к ней окружающих – настороженное, недоверчивое. Но с конца ХХ века ромалы в Беларуси стали вести оседлую жизнь, 23 года назад в д. Городец Кобринского района поселилась семья Степана Юзепчука, вслед за ним приехали другие, и сегодня в окрестных селах несколько десятков цыганских дворов.

– У нас нормальные цыгане живут, многие работают, криминалом не грешат, – рассказывает председатель Городецкого сельисполкома Мария Зданевич. – Есть и те, кто занимается с лошадьми. А Степан Юзепчук у них – барон.

К нему мы и заглянули в первую очередь. «Почему цыгане так любят лошадей? – переспрашивает он и с ностальгией отвечает: – Когда ромалы переезжали с места на место, у них ничего не было, только конь, воз, кнут и подушка. Без лошади воз не поедет, так как же цыгану не любить своего коня?»

Степан Степанович сам когда-то кочевал вместе с родителями, дедом и бабкой. В их таборе было примерно полсотни подвод, у каждой семьи – как минимум одна лошадь. Они и по России, и по Украине колесили, до сих пор помнит цыган, как останавливались в поле, жгли костры, в праздник девушки танцевали, а молодые мужчины устраивали скачки. Дед, Владимир Григорьевич Юзепчук, кузнецом был, миллион коней за свою жизнь подковал, а женщины по материнской линии заговоры знали, мама, Ольга Владимировна, и теперь умеет животных лечить, многим в своей деревне помогает.

Цыганский барон Степан Юзепчук рассказывает о связи цыган и лошадей

Степан и Светлана Юзепчук уже 12 года живут в д. Городец.

Ой да конь мой вороной!

– А правда, что цыгане язык лошадей знают?

– Правда, – улыбается Николай Батура, сборщик молока с городецких подворий. – Мой дед знал лошадиный язык, разговаривал с конями, понимал их, и они его понимали, слушались.

Дед Сергей Афанасьевич и обучил Николая всем премудростям – как выбирать лошадей, как воспитывать и ухаживать за ними. Было это пару десятков лет назад, еще во время кочевой жизни в таборе. В молодости Николай даже в соревнованиях участвовал – специально с дедом на скачки в Казахстан ездили и даже призы брали. А 7 лет назад, когда приехал в Городец и предложили взять коня, чтобы молоко собирать, без колебаний согласился – взыграла давняя страсть.

Цыганский барон Степан Юзепчук рассказывает о связи цыган и лошадей

Николай Батура иногда «воспитывает» своего Филю, но чаще хвалит. Он знает повадки лошадей и умеет лечить животных.

– Лошадь с цыганом едина, она и кормилец, и транспорт, и друг, – говорит конюх, нежно поглаживая своего мерина Филю по холке. Крепкий вороной конь согласно кивает – привык доверять хозяину. Да и как иначе, если тот по глазам может определить, какое у него настроение, не болит ли чего, ни разу не огрел, чтобы заставить неподъемную телегу тащить, не гнал так, чтоб пар из ушей валил, балует сахарком и заботится, как о малом дитяти.

Видно, кони мне попались привередливые…

– А лошади действительно, как дети, добрые или еще и умные? – интересуюсь у Николая.

– Очень умные, – со знанием дела говорит собеседник. – Куда коня ни заведи, домой вернется в любом случае, но в болото или глубокую воду ни за что не пойдет – чувствует опасность. И людей чувствует, причем и по запаху, и нутром – плохого человека не подпустит, а вот своего хозяина никогда не ударит, но если с ним плохо обращаются, перегружают или бьют, начинает брыкаться, шугаться, может понести или даже сбросить седока. Первый признак, что лошади что-то не нравится, – она складывает уши, прижимает к голове.

– Лошади легко поддаются дрессировке? И какой метод лучше – кнута или пряника?

– Укротить можно любую лошадь, но только делать это надо умело, сочетать ласку и требовательность, проявлять настойчивость и поощрения, – уверен Николай Батура. – А если коня сильно наказывать, он, может, и покорится, но будет нервным, норовистым.

А как он сам «воспитывает» своего Филю? Когда надо, говорит, погладишь, приласкаешь – и он начинает радостно играть, а бывает, что и прикрикнешь строго – конь понимает: баловаться нельзя, голову опустит и стоит.

– А кнут у вас есть? – спрашиваю цыгана. – Доводилось применять?

– Нет, – отвечает, – теперь их мало, а вот у деда моего был.

Я коней своих нагайкою стегаю

Кнут для цыгана – не просто хлыст, это предмет гордости, признак состояния и положения в таборе. Да и не хлыст это вовсе, и не плетка – цыганский кнут изготавливается особым способом: на полуметровом деревянном кнутовище закрепляется от 4 до 24 кожаных ремешков разной длины, которые переплетаются так, чтобы вначале кнут был с ладонь толщиной, а к концу постепенно утончался, пока не оставался один ремешок. И длина кнута была – не поверите! – и 10, и 20 метров. Использовали его для обучения лошадей, для выпаса, для ловли – как лассо. Кнут постоянно мог носить не каждый цыган, а только лошадник, кузнец либо знатный рома. Украшения на кнутовище и длина кнута были признаками богатства и сословия. Увидишь цыгана с шикарным кнутом, знай: он из свиты барона или имеет мини-табун. У деда Степана Юзепчука был кнут длиной 5 метров, как у кузнеца, а у деда Николая Батуры – 11 метров, как у лошадника. Кнут для цыгана был настолько знаковым предметом, что его передавали по наследству как ценность. Дед, говорит Николай Сергеевич, его отцу свой кнут отдал.

Цыганский барон Степан Юзепчук рассказывает о связи цыган и лошадей

Владимир Юзепчук недавно приобрел собственную лошадь и с удовольствием катает на ней племянника.

Повысить свой престиж, а заодно и благосостояние мужчина мог еще одним способом – украсть лошадь. Более того, молодой цыган должен был это сделать – проявить удаль и бесстрашие, чтобы на него посмотрели в таборе как на взрослого. «Чтобы увести лошадь, парень брал лисью шкуру, надевал на себя и подкрадывался к стаду, – рассказывает Степан Юзепчук. – Подползет вплотную, найдет нужного, вскочит на него – и был таков, никто его уже не догонит». Степан Степанович знает не понаслышке, о чем говорит, а Николай Сергеевич подтверждает: не от лихости или тяги к криминалу коней уводили – национальный обычай такой, иные цыгане 5-6 лошадей имели исключительно благодаря своему таланту.

Цыгане и лошади в глазах большинства связаны также тесно, как летчики и самолеты. Этот образ прочно вошел в жизнь современного человека благодаря кинематографу и литературе.

  • Кочевая жизнь
  • Торговля и обмен
  • Конокрадство
  • Свадьба
  • Бравада и показная удаль
  • Любовь к лошадям
  • Профессия

Большинство людей на вопрос «Что Вы знаете о цыганах?» отвечают так:

  • цыгане – кочевой народ, а цыганские кони – их основное средство передвижения;
  • раньше цыгане жили за счет продажи лошадей или их обмена;
  • все цыгане – конокрады.

Давайте попробуем разобраться по пунктам, какую роль играли цыганские лошади в жизни этого народа и насколько наше представление о них соответствует действительности.

Кочевая жизнь

В прежние времена этот народ действительно вел кочевой образ жизни, в котором лошадям отводилась главная роль.

Лошади цыганские

Российские цыгане всегда ценили комфорт, поэтому для установки табора им требовалось множество вещей, которые размещались на довольно больших телегах. Без лошадей их сдвинуть с места просто было невозможно.

Кроме того, сами шатры ставились на основе телеги, поэтому огромное значение цыганских коней как средства передвижения становится неоспоримым. Телега – центр быта этого народа, а лошадь – её двигатель. Поэтому запряженная этим животным повозка является символом семейного очага.

В настоящее время кочевых цыган встретить довольно сложно. Большинство из них давно ведут оседлый образ жизни. Однако цыганские кони были и будут одним из непременных атрибутов этого народа.

Торговля и обмен

Утверждение о том, что основной хозяйственной деятельностью цыган была торговля этими животными и их обмен, является верным.

Об этом свидетельствует и внешний облик мужчин этого народа, непременными атрибутами которого были кнут и сапоги.

Кнут для цыгана – как кинжал для джигита. Это не только символ социального статуса, но и весьма практичная вещь. Помимо работы с лошадьми, его можно было использовать и как оружие, причем не только как плеть. Рукоятка цыганского кнута на конце имеет утолщение, в которое часто заливался свинец. Такая дубинка была весомым аргументом в рукопашной схватке. Свой первый кнут настоящий цыган должен был сделать себе сам. Нередко этот непременный атрибут настоящего рома (самоназвание этого народа) передавался по наследству или преподносился в качестве весьма ценного подарка.

С кнутом связаны и торговые суеверия. Считалось, что хороший барышник передает свою удачу своему кнуту, а тот, в сою очередь, может передать её другому. Поэтому часто при торге и обмене старались сторговать не только коня, но и кнут, и если это удавалось – сделка считалась вдвойне удачной.

Второй атрибут настоящего рома – сапоги, также связан с цыганскими конями. Они хоть немного, но защищали ноги от тяжелых копыт этих крупных животных, да и выглядели весьма презентабельно.

В русском фольклоре нередко покупку коня у цыгана ставили наравне с обманом – надувательством. Это не совсем так. Если углубиться в историю, то именно лошади цыган очень ценились дворянами, да и российская армия нередко закупала цыганских лошадей для своих нужд. Так почему надувательство?

Суть в том, что при торге с этим народом можно было купить как отменного скакуна, так и замаскированную под него дохлую клячу. И никакого специального прицела на обман в этом не было. Обычный практический расчет. Если человек не разбирался в лошадях, не считалось зазорным подсунуть ему залежалый товар.

Истинным же знатокам таких «задохликов» даже не предлагали. Вот и получилось, что «цыганский конь» в некоторых источниках – знак качества, а в других – синоним нечестного торга.

Однако были и другие источники дохода, связанные с конями. В зимнее время цыгане часто останавливались на постой в деревнях, расплачиваясь за хлеб и кров конскими лепешками (как топливом для печей) и вспашкой пахотных земель.

Конокрадство

Начнем с того, что крали коней далеко не все представители этого кочевого народа. Однако и редкими такие случаи не назовешь. Объяснялось это следующими причинами.

Свадьба

Цыган не имел права жениться, пока у него нет своего коня. Обычно его отрабатывали, начиная с малолетства, либо получали в подарок от старших родственников. Однако, если парень был беден, или вообще сиротой, единственным шансом на семейное счастье для него становился увод чужого коня. Как правило, это был конь с барского двора, который находился далеко от табора. Лентяи воровали и крестьянских коней, но это было гораздо опаснее, так как был обычай забивать конокрада насмерть, несмотря на его возраст.

Томный перебор гитарных струн, яркие танцы и песни, наполненные страстью и тоской – цыганскую культуру легко узнать среди прочих других, ведь она действительно неповторима.

Одно из старинных преданий цыган гласит, что сам Бог, заслушавшись песнями этого народа, подарил им не отдельный уголок земли, а весь мир. Это действительно так – цыгане живут на всех материках, за исключением Антарктиды. Несмотря на то, что у них нет своего государства, это не мешает им хранить давние традиции, передавая память предков из поколения в поколение. Какие же интересные обычаи существуют у одного из самых ярких народов планеты?

Цыгане - очень яркий народ

Цыгане – очень яркий народ

Цыганские поверья

Начиная знакомиться с традициями цыган, хочу обратить внимание на мировосприятие этого народа. У цыган существует понятие осквернения, которое связано с нижней частью тела женщины. Представительнице прекрасного пола достаточно просто пройти по определённому месту, чтобы оно считалось осквернённым.

Чтобы избежать этого, многие цыганки надевают длинный фартук, который защищает окружающих от «скверны». Кроме того, для цыган считается неприемлемым коротко стричь волосы. От длины волос зависит понятие чести человека. Даже в наше время мужчины-цыгане избегают слишком коротких стрижек.

О пристрастии женщин к украшениям известно у многих народов, а у цыган серьгу в ухе можно увидеть и у мужчин. Если цыгана украшает одна небольшая толстая серёжка, это значит, что он – единственный сын в семье. В таком случае он имеет право на всё наследство своих родителей, однако должен оставаться с ними до последних дней и заботиться о них.

Свадебные традиции цыган

Свадебные традиции цыган – ещё один интересный аспект жизни того народа. Как правило, браки заключаются в достаточно раннем возрасте. По мнению цыган, это помогает подросткам не испортиться и лучше сжиться друг с другом. Невестка, придя в дом своего мужа, будет покорной помощницей свекрови, которая научит её всем премудростям ведения хозяйства.

Нередко родители сговариваются о браке своих детей, когда те только начали учиться ходить. Когда наступает период сватовства, родственники жениха приносят выкуп за невесту.

Размах в праздновании свадьбы зависит от средств семьи, однако цыганское празднество никогда не длится один-два дня. Чаще всего свадьбы играют неделю или больше.

У многих народов чтится целомудренность молодоженов, однако у цыган к этом относятся очень трепетно. Именно у этого народа существует обычай демонстрировать простынь после первой брачной ночи, которая должна доказать невинность юной супруги.

Наверное, в каждом народе любят детей, однако у цыган это обожание можно сравнить с культом. Как цыганских малышей, так и представителей другой нации цыгане любят угостить лакомством, побаловать и никогда не ругают за провинности. Если человек отправляется в дом, где есть маленькие дети, он непременно должен взять подарок для них.

Браки цыгане заключают в юном возрасте

Браки цыгане заключают в юном возрасте

О лошадях и песнях

А вот настоящей страстью цыган я бы назвала любовь к лошадям. И совершенно не имеет значения, что сегодня эти животные уже меньше используются в качестве рабочей силы. Вероятно, в цыганских генах заложено обожание этих прекрасных созданий.

Прежде настоящей гордостью для цыганского мужчины было завести себе целый табун лошадей. Сегодня же уже с раннего возраста многие мальчики учатся ездить верхом. Даже если цыган живёт в городской местности, он непременно должен хотя бы раз в жизни покататься на лошади.

Надо сказать, что современные цыгане, живущие в мегаполисах, заменили коней обыкновенных на железных. Как прежде их предки хвастались своими скакунами, сегодня они демонстрируют друг другу свои машины.

Цыганский фольклор – самая яркая деталь культуры этого народа. По всему миру немало ценителей песен и зажигательных танцев цыган. Вероятно, причина такой популярности кроется в особенной чувственности исполнения.

Не зная языка, мы понимаем чувства исполнителя и разделяем их. Я не раз замечала и странную смесь эмоций в напевах цыган. Горько-сладкий вкус любви, смешанной с тоской и печалью, оказывается поистине колдовским для слушателей.

Тайны цыган

А если речь зашла о магии и ворожбе, просто не могу пройти мимо умения, прославившего цыганок. Эти женщины с детства обучаются тайнам гадания и предсказания будущего.

Конечно, сегодня можно встретить немало дам, желающих поживиться за счёт шарлатанства. Тем не менее, среди цыганок есть немало по-настоящему талантливых предсказательниц. Видимо, и здесь гены передают способности предков.

Даже самое скорбное событие жизни человека, похороны, у цыган имеет свои обычаи. По их мнению, в ином мире человеку нужно всё, в чём он нуждался при жизни.

Когда печальная процессия движется по улице, на землю бросают платок, который символизирует дальнюю дорогу, что предстоит пройти душе. Провожая умершего в последний путь, цыгане передают через гроб три основных предмета:

  • икону (для мужчин – с мужским изображением, для женщин – с женским);
  • постель;
  • ковёр (он ассоциируется в дорогой).

После похорон в доме 40 дней все зеркала завешивают, а в ближайший год родственники умершего соблюдают траур. В это время в семье не проводятся свадьбы, никто не участвует в праздниках и развлечениях.

Как и их предки, современные цыгане обожают лошадей

Как и их предки, современные цыгане обожают лошадей

Интересно, что часто цыганские песни и удалые танцы ассоциируются с русскими торжествами. Действительно, в старину цыгане были символом русского праздника, а сегодня в России немало любителей цыганского фольклора. Возможно, мы узнаём в том народе собственное стремление к свободе и умением плакать и смеяться одновременно.

Под волчьим солнышком

Цыгане! Магия! Мировое господство!

Лошади-кони традиционно были очень значимы в цыганском быте и (по этой причине) в культуре.

Лошади были традиционно значимы в быте и культуре большинства европейских цыган.

А не глядите так удивлённо. Вы знаете, что у британских цыган долгое время лошадь в быту была огромной редкостью? В отличие от трэвеллаз, своё имущество они передвигали в тележках. А азиатские и "арабские" цыгане традиционно предпочитают осликов (без пошлых ассоциаций, пожалуйста).

Итак, кони были традиционно значимы в быте и культуре большинства европейских цыган, в том числе у хорошо знакомых вам (и мне) рома, о которых и пойдёт речь в этом рассказе.

Прежде всего, это было, конечно, связано с тем, что значительная, если не большая, часть цыган-рома вела кочевой образ жизни. В отличие от британских цыган, восточноевропейские и российские предпочитали жить с комфортом, и поэтому имущество их плохо умещалось на тачке, требовалась телега, а телегу на своём горбу не протащишь. Кстати, именно на основе телеги ставился шатёр у руска рома и некоторых других цыган. То есть, для нормального цыганского быта были просто необходимы лошадь (конь) и телега, и они считались центром всего этого быта. Именно поэтому в цыганскую культуру то и другое вошло как символ семейной жизни. Однако, нахождение лошади и в цыганском быте, и в цыганской культуре этим не ограничивалось.

1) На лошадях цыгане кочевали.
2) Русские цыгане жили за счёт торговли и обмена лошадьми.
3) Цыгане воруют коней.

Это, в общем, и всё, что известно среднему русскому человеку. И отсюда мы будем плясать, как от печки :)

Про тему кочевья я написала выше, а как в цыганском быте и цыганской культуре выглядели остальные два пункта?

Итак, русские цыгане (так же, как ловари в Венгрии) жили по большей части за счёт торговли и обмена лошадьми. В связи с этой деятльностью, непременным атрибутом взрослого мужчины считался кнут - по своей социальной значимости (как атрибута), кнут можно сравнить с ножом на Кавказе. По своей практической значимости - тоже :) Поскольку кнут был не только знаком лошадника и взрослого мужчины, но и оружием. Причём им можно было не только ловко щёлкать, но и бить кнутовищем, как дубинкой (на конец кнутовища традиционно было деревянное утолщение, кроме того, на случай серьёзной драки в само кнутовище бывал залит свинец; использовать в драке между цыганами "залитые" кнутовища запрещалось, только для защиты жизни от нападения извне).

В принципе, кнуты были важны и не лошадникам, поскольку кони были важной частью жизни многих кочевых цыган.

Кнуты делали сами цыгане, покупные не котировались. Свой первый кнут мальчик делал уже в раннем подростковом возрасте, готовясь перейти в разряд юношей (которым, в отличие от мальчиков, можно жениться и которым необходимо заниматься мужской работой), ведь юношу от мальчика отличают именно кнут и сапоги! Сам хлыст плёлся из кожаных ремешков, а кнутовище украшалось замысловатой геометрической резьбой.

Делали кнуты не только подростки, но и мужчины. Хороший кнут считался ценным подарком. Помимо красоты, в нём ещё ценилась удачливость. Считалось, что хороший барышник "заражает" удачливостью свой кнут, а кнут, в свою очередь, может "заразить" удачливостью другого барышника. Из этих соображений кнуты иногда выторговывали при мене, и часто - оставляли в наследство, и наследству такому радовались так же, как, например, горшку золотых монет, а почёту в нём видели гораздо больше.

Сапоги как атрибут юноши и мужчины, опять же, были значительно связаны с тем, что кони - мужская забота. Потому как у коней копыта, копыта твёрдые, кони тяжёлые, на босую ножку лошадка наступит - пиздец босой ножке, а сапоги некоторым образом от инвалидности предохраняют. Таким образом, лошади напрямую повлияли на мужской цыганский костюм.

UPD: поправка от
loybukanah , как человека более искушённого:
"В этом случае их сапоги напоминали бы ботинки рудокопа из самой жесткой кожи.
даже если лошадь наступит на ногу, обутую в сапог - мало не покажется. Поэтому любой опытный конник просто не даст лошади наступать себе на ногу.
А сапоги носятся: а) чтобы предохранять голень от потертостей при частой езде на лошади (особенно, если со стременами). В том числе - предохранять штаны от протирания в этих местах - это сейчас штаны синтетические и всегда можно купить новые.
б) чтобы оказывать большее управляющее воздействие на лошадь - каблук."

Если вспомним русский фольклор, то обнаружим, что продажа цыгана лошади связана с обманом, надувательством (порой в самом прямом смысле слова, через соломинку). При этом, если мы посмотрим на литературу XIX века и на исторические факты, мы обнаружим, что цыгане были поставщиками лошадей для армии и что у них дворяне искали красивых горячих коней. Нет, в этом нет никакого противоречия.

Дело в том, что цыгане торговали как отменными, первостатейными конями, так и замаскированными задохликами. Концепции "специально продавать самое говнище" у цыган никакой не было, просто, как всякий российский купец, каждый товар, который был, он хотел продать с выгодой. А о выгоде покупателя, как тогда полагала купеческая общественность, должен заботиться сам покупатель. Вот и получалось, что для одних (заядлых лошадников) "цыганский конь" был символом лошадиного качества, а для других (менее искушённых) он же становился время от времени символом надувательства и паршивой лошадёнки.

Но зарабатывали цыгане лошадьми не только путём продажи и обмена. Как я уже писала, зимой руска рома становились на постой в деревню. В качестве основной валюты тут шли конский навоз и вспашка крестьянской земли по весне. Т.е. не только летом, но и зимой от лошади зависело наличие домашнего уюта у цыганской семьи.

Неудивительно, что наличие своего коня стало обязательным условием для того, чтобы парень мог жениться. Нет коня - нет дома, нет семьи.

Это жёсткое условие было одной из причин такого явления, как увод лошадей. Конечно, обычно коня парень заводил, просто заработав на него в ходе работы с семьёй, либо даже получив в подарок от старшего родственника (отца, крёстного, деда). Но семья могла быть и бедной, или парень мог быть сиротой, или вовсе старшее поколение могло артачиться, говоря, что молод он жениться (поскольку женитьба сына, особенно не-младшего, значило скорое его отделение, а значит, уход из семьи рабочих рук). В этом случае парни решались на увод. Уводился, как правило, барский конь, причём старались его найти подальше от нынешней стоянки табора; мальчишка поленивей или не рассчитывавший на богатую невесту мог увести и крестьянского, но это было, надо сказать, гораздо опасней, поскольку у крестьян был обычай забивать конокрада насмерть, невзирая на возраст. Таким образом, парень и добывал себе право жениться, и затыкал рот старшим родственникам, поскольку после такого громкого поступка говорить, что он недостаточно взрослый, уже не было никакой возможности.

Цыганский парень уводит коня. Иллюстрация Н.Бессонова к рассказу Г.Цветкова "Цыганская любовь"

Однако, любовь к девушке была не единственной причиной конокрадства в цыганской среде.

Увод лошадей встречался также и из любви к самим лошадям. Например, цыган мог увидеть коня у какого-нибудь барина, тот отказывался продать-поменять, или же цыгану было не на что произвести куплю-обмен, а сердце уже горело, ибо цыгане - народ влюбчивый, вот и получалось, что в одну прекрасную во всех отношениях ночь барский конь покидал своё стойло. Большинство цыганских песен, посвящённых конокрадству (хотя это и не самый популярный жанр, но всё же), обычно описывают такой случай.

Наконец, существовали профессиональные конокрады, одиночки либо семейные, потомственные. Русские цыгане, рассказывая о них, отмечают, что такие чаще встречались в Сибири, чем в европейской части России. Возможно, причина в том, что в Сибири многие цыгане были потомками арестованных за конокрадство цыган - не знаю. Впрочем, в любом случае не стоит наговаривать разом на всех цыган-сибиряков, были среди них вполне нормальные конезаводчики, вроде небезызвестной семьи Бузылёвых.

Особенностью как профессиональных конокрадов, так и случайных уводчиков коней было то, что цыгане не имели обычая сводить сразу табун лошадей, воруя их по одной-две штуки. Причина ли в каких-то особых "понятиях" или просто в специфике кочевой жизни, теперь уже непонятно.

Однако, раскрытыми выше темами роль лошадей в цыганской традиционной культуре не ограничивается.

Из-за того, что вся цыганская жизнь зависела от коня (или коней) семейства, то лошади и всё, что с ними было связано, были в цыганских глазах сакральны.

Так, в одной цыганской сказке цыгане видят истинный облик чёрта, глядя на него сквозь хомут. Обычай призывать подковой удачу на жилище происходит, скорее всего, именно от цыган; во всяком случае, он у цыган был распространён и встречается порой и сейчас. Многие цыгане традиционно считали и считают табу есть конское мясо. Конь в сказке, песнях выступает прямо как волшебный помощник: предупреждает о беде, уносит от беды, спасает, защищает. Даже самих себя цыгане ассоциировали с конями, и назвать мужчину конём, а женщину - кобылой в цыганской культуре всегда было не только не оскорбительно, но даже наоборот - считалось хорошим, поэтическим сравнением. Если вы отмотаете назад по метке цыгане, вы увидите ряд пословиц, где "цыгане" называются "конями", а цыганки - "кобылами".

В наше время место коня в жизни и цыганском сознании заняли автомобили. Каждый парень стремится обзавестись автомобилем в знак своей "самостоятельности", как прежде стремился обзавестись конём. Во многих семьях жизнь до сих пор зависит от коня, уже железного. Это не только семьи "бомбил" и грузоперевозчиков, но также - что особенно заметно на Балканах - семьи, занимающиеся сбором и сдачей металлолома и бумаги и частенько живущие на свалке (экс-Югославия, Чехия, Словакия). Их "железный конь" не только перевозит материалы; автомобильный аккумулятор также используется как источник электроэнергии в самодельных лачугах, при помощи которых работают телевизор, лампочки, электроплитки и даже иногда маленькие стиральные машинки. Таким образом, их "конь" до сих пор является центром быта.

Однако и настоящих коней не забывают. У иных цыган одно время было модно дарить девочкам на счастье кулончики в виде золотых подковок, и до сих пор многие городские цыгане, в жизни видевшие живую лошадь может, раз, может два, любят признаться в любви к коням, а некоторые воплощают эту любовь, коллекционируя фигурки лошадок или их изображения.

Считаю монеты на ладони:
О О О O О О O О O О О О O O O O O O O O О О O О О О О O O O O O

UPD: в комментах, процитировав первую строку, мне попеняли, что не рассказываю страшную правду - что цыгане крали коней :D

Автор: Максим Лебедев
Номер журнала: ЗМ №10(66)/2007
Фото: Юлия Ремезова

Тинкеры, ирландские кобы, цыганские (упряжные) лошади – все это названия одной и той же удивительной породы, приобретшей в мгновение ока – всего за последние 10 лет – небывалую популярность во всем мире. Сегодня вид этих лошадей завораживает конников по обе стороны Атлантики, хотя совсем недавно об их прошлом практически ничего не было известно…

Цыганская баллада

«У цыгана не купи лошади, у попа не бери дочери», – так мог сказать любой русский крестьянин времен Михаила Юрьевича Лермонтова или Льва Николаевича Толстого. И тому, конечно, были свои основания. В России, да и во всех других странах, по которым разбросало кочевой народ, цыгане никогда чересчур щепетильно к чужой собственности не относились: грешили обманом, да и вообще особых симпатий у оседлых жителей не вызывали. В русский язык даже вошел такой необычный глагол как«цыганить», в том числе «цыганить лошадьми» – то есть продавать и перепродавать коней с сомнительной историей и не самыми замечательными качествами. Раз об этом пишут современники, а само выражение сохранилось в народной памяти, значит, такое действительно имело место. Но при всем при этом цыгане были и до сих пор остаются первоклассными всадниками, знающими толк в хороших лошадях и умеющими с ними обращаться. В кругах конников нередко можно услышать рассказы об удивительных способностях какого-нибудь цыгана, который то одним словом остужает незнакомого жеребца, то единственным прикосновением успокаивает напуганную кобылу. Что-то из этого «фольклора», конечно, навеяно романтичным образом «последних кочевников Европы», созданным в нашем сознании еще А.С.Пушкиным, ну а что-то имеет под собой реальные основания. Как бы там ни было, цыгане оставили нам совершенно удивительную породу, потенциал которой только начинает раскрываться, и уже одно это заставляет нас уважительно относиться к вольнолюбивому народу рома.


История ирландских кобов, или цыганских упряжных лошадей, началась, вероятно, за много тысяч километров от Ирландии. Сегодня не возникает больших сомнений в том, что корни цыган находятся в Индии. Когда, как и почему часть населения этой древней страны снялась с места и двинулась на запад – остается непонятным. Но уже в XII-XIII веках цыгане прочно обосновались в Византии, после чего о «бродягах с востока» впервые узнали в Европе. На протяжении следующих столетий цыгане расселяются по всему континенту и в начале XV века добираются до Британских островов. Однако тут они столкнулись с другим бродягами, которых здесь называли «тинкерами», т.е. «паяльщиками», «лудильщиками». Если с названием этих английских путешественников все ясно – они, как и цыгане, занимались в основном обработкой металлов, то их происхождение покрыто мраком. Были ли это коренные жители Британии или всего лишь первая, неизвестная нам волна цыган? Сейчас это уже не так важно, ведь народ рома полностью занял нишу тинкеров, отобрав у них даже название.

Цыгане, конечно, попали на острова вместе со своими лошадьми, без которых кочевой образ жизни представить невозможно. Здесь они начали скрещиваться с местными породами, что и привело со временем к появлению цыганских кобов. Так получилось, что именно в Ирландии бродячие музыканты, фокусники, акробаты и лудильщики смогли создать одну из лучших упряжных лошадей в мире. Хотя было это непросто…


Крепкий орешек

Как селекционеры, цыгане того времени были ограничены во всем. Их небогатый быт не позволял содержать дорогих племенных лошадей, постоянные перекочевки и разрозненные связи между таборами отнюдь не способствовали систематическому отбору производителей. Что могло получиться в такой ситуации? Разве что добротная рабочая лошадка… Вот она-то и получилась! Только не просто добротная, а превосходная.

Цыганам нужны были надежные, неприхотливые и выносливые лошади, которые в отсутствии системного искусственного отбора проходили в таборах на самом деле куда более жесткий естественный отбор. Традиционные цыганские ремесла никогда не давали особых шансов разбогатеть, поэтому основой породы стали пегие животные – самые дешевые в тогдашней Европе. Таких«некондиционных» лошадей заводчики с удовольствием продавали за гроши, даже не удосужившись выяснить их реальные качества. Да и в армию этих коней не мобилизовывали: какой английский офицер захотел бы сидеть на лошади «под корову»?Впрочем, цыгане такого отношения к пегим лошадям никогда не разделяли и всегда считали их очень нарядными.

В ирландских кобах оставили свой след почти все породы, разводившиеся в то время на Британских островах: уэльские кобы, пони дэйлс, фелл, хайленд, клейдесдали и шайры. Вообще коб, – это всегда невысокая, коренастая упряжная или верховая лошадь (cob – «крупный орех, кочерыжка», в общем, что-то крепкое) – как раз то, что цыганам и было нужно. В долгих переездах с места на место только такие лошади могли безостановочно тащить кибитку, а за ночь – быстро восстанавливаться на подножном корме. Тинкеры не знали, что такое конюшня, хороший овес, а нередко – даже подковы. О ветеринарах и говорить не приходится. Больную лошадь было легче продать какому-нибудь простаку, чем лечить ее за счет имеющихся средств, которых едва хватало на собственное пропитание. Такой спартанский образ жизни и тяжелые нагрузки превратили цыганских кобов в удивительных животных. Они очень спокойны, выносливы, требуют лишь элементарного ухода. И при этом необыкновенно красивы.

Пегое золото

Ирландские цыгане очень любят своих коней и часто называют их своим сокровищем. Впрочем, европейцы всегда больше интересовались бумагами, а потому за тинкерами статус отдельной породы долго не признавался. Бродяги действительно не вели никаких племенных книг, не выдавали документов и вообще, по мнению специалистов, относились к селекционному процессу крайне безответственно. Так что пока американцы на другом берегу океана не взяли, да и не присвоили статус отдельной породы индейским чубарым лошадям, появление в европейских справочниках «цыганской упряжной породы» казалось просто немыслимым. Сегодня это – свершившийся факт, который если и вызывает у кого-то возражения, то только до их первого знакомства с этими прекрасными созданиями.

История развития породы была весьма сложной, поэтому кобы очень различаются по своим промерам. Рост цыганских кобов может варьироваться от 135 до 160 см, а вес – от 240 до 700 кг. Но обычно это лошади среднего роста с немного грубоватой, но все же благородной головой, с хорошо посаженными длинными ушами, козлиной бородкой и часто немного горбатым носом. Грива очень пышная. Шея у тинкеров сильная и иногда очень красиво изогнута. Плечи крутые и сильные, холка, как и у других упряжных лошадей, невысокая. Довольно короткая и прямая спина плавно переходит в высокий, сильный и хорошо обмускуленный круп. Ноги очень сильные и крепкие. Нередко встречается своеобразный «коровий постав» – отличительная черта многих упряжных пород. Копыта большие и очень прочные, ведь тинкеры редко подковывались. Ноги украшают длинные и очень эффектные фризы, защищающие копыта в непогоду.

Характерной особенностью цыганских упряжных лошадей является их пегая масть, вариантов которой бывает три: с преобладанием гена тобиано, с преобладанием гена оверо и смешанный тип (товеро). В любом случае, белые пятна располагаются как бы поверх основной масти, которая может быть любой, причем под основной мастью кожа обычно серая, а под белыми волосами – розовая. Если белое пятно заходит на область глаз, то они могут быть голубыми. При максимальном проявлении пегости пятна занимают всю поверхность тела. Кроме того, среди ирландских кобов встречаются чубарые, чалые и одноцветные лошади (обычно вороные с белыми отметинами на голове и ногах).

Все аллюры тинкеров уверенные, свободные и размашистые. Сидеть на такой лошади очень удобно, поэтому с недавнего времени тинкеры стали популярны в группах для начинающих всадников. Единственный недостаток наших героев – быстрая утомляемость на галопе, свойственная всем упряжным породам. Но до определенной степени это можно исправить с помощью тренировок на выносливость. Зато рысь у тинкеров красивая, мягкая, с большим захватом.


Что в имени тебе моем?

Современные конники часто путаются в названиях, которые употреблялись и употребляются для обозначения цыганских кобов. Основное название породы – «цыганская упряжная лошадь». Именно так в 1996 году был зарегистрирован ее официальный основатель – жеребец Кушти Бок (Cushti Bok). Впрочем, надо понимать, что «цыганские упряжные лошади» – это не все цыганские лошади, а лишь лучшие из них, специально отобранные для дальнейшего разведения. «Ирландский коб» – это второе название все той же породы, получившее распространение на Британских островах (еще ее здесь называют «местной пегой»).Когда же в середине 1990-х гг. цыганские лошади впервые оказались в Германии и Голландии, коневладельцы стали называть их«тинкерами». Поскольку по происхождению своему «тинкер» – всего лишь пренебрежительное обозначение цыган, за пределами этих двух стран это название не получило особого распространения.

Сегодня существует несколько племенных книг цыганских упряжных лошадей, в том числе три – в США, где они приобрели невероятную популярность благодаря своей типично «американской» окраске и доброму нраву. В 1996 году была основана Ирландская Ассоциация кобов (The Irish Cob Society, ICS), занявшаяся регистрацией цыганских лошадей. В начале XXI века, на фоне все возрастающего интереса к ирландцам со стороны клубов и коневладельцев, ее основной функцией становится не столько селекция, сколько выдача документов, позволяющих экспорт лошадей в страны ЕС и Америки. Ведь всего за 10 лет о тинкерах узнал весь мир. И полюбил их. Да и могло ли быть иначе, если один единственный взгляд на этих животных тут же вызывает в памяти слова Дэниса Томсона, основателя ICS: «Цыганские лошади – это спокойствие, грациозность и красота…»

Читайте также: