Почему цыгане воруют лошадей

Опубликовано: 16.04.2024

Придержите коней! или Пять стереотипов о цыганах

8 апреля 1971 года в Лондоне прошел первый в истории Всемирный цыганский конгресс, объединивший одну из самых многочисленных этногрупп без собственного государства. С тех пор каждый год в эту дату отмечается Международный день цыган.

Об этом гордом народе ходят сотни самых разнообразных легенд: то они удачу приносят, то коней крадут, а иной раз и вообще умеют сглазы накладывать и привораживать людей. Зачастую только такими мифами знания о цыганах и ограничиваются. Корреспондент «МИР 24» разобрался в истории и правдивости стереотипов.

Стереотип первый. Все цыгане из Румынии

Откуда же пошел такой обидный для большинства румын стереотип? Скорее всего, им просто не повезло с названием страны. На большинстве языков она звучит как Romania, что очень схоже с самоназванием цыган – рома. Конечно, никакой связи на самом деле здесь нет, «Романия» происходит от латинского слова Romanus, что означает «римский».

Но если не Румыния, то какую страну стоит считать родиной этого в недавнем прошлом кочевого народа? Лингвисты, анализируя язык цыган, пришли практически к однозначному выводу: они пришли из Индии. В строгой кастовой системе для дром – предков нынешних цыган – скорее всего попросту не нашлось места: они, в основном, занимались музыкой, театром и прочим подобным творчеством, которое было востребовано лишь в религиозных обрядах. А вот в светской жизни подобное не приветствовалось, что спровоцировало исход дром.

Сначала протоцыгане движутся на север Индии, оттуда – в Иран, где задерживаются на несколько веков, но из-за своенравного характера также не находят места в обществе, а затем часть из них перемещается в Византию. Именно эта группа в будущем сформирует западных цыган – ром.

После падения Византии в XV веке нашей эры ромы рассредоточиваются по всему континенту, включая Англию и Россию. В Румынии они скопятся в большом количестве гораздо позже. Не путайте румын и цыган.


Фото: Алексей Липницкий/ТАСС

Стереотип второй. Цыгане – это одно племя

Цыгане, действительно, очень похожи друг на друга, да и язык их звучит схоже. Однако понятие «цыган» столь же расплывчатое, как «кавказец» или «европеец». У этого народа много различных ветвей, отличающихся традициями, культурой и вообще менталитетом.

Крупнейшей ветвью считаются рома. Они живут практически во всей западной Европе и в Северной Америке. Они – положительные герои в мире цыган. Творческие люди, которые практически не занимаются криминалом (об этом подробнее ниже), в целом аккуратные и чистоплотные, понимающие, что такое честь. К рома относится, например, худрук театра «Ромэн» Николай Сличенко. Да и в целом, говоря о цыганах в лучших их проявлениях, подразумевают чаще всего рома.

Самая многочисленная группа рома, проживающая среди славян – это сэрвы. Они поселились на территории Украины и с тех пор живут бок о бок со славянами. Это одни из самых зажиточных и умелых цыган. Также в СНГ распространены котляры. Это консерваторы, живущие по старинным обрядам и традициям цыган. Кале, то есть «смуглые», проживают в испано- и португалоязычных странах. Из-за гонений они долгое время жили в пещерах, а некоторые и по сей день там обитают. Известны тем, что придумали и популяризировали танец фламенко.

Гораздо меньше повезло тем, кто имеет дело с цыганами на востоке. Вместо рома там обитают дом – те, кто не ушел в Византию вместе с «европейцами». Живут они в Египте, Турции, Греции, Сирии и многих других странах Ближнего и Среднего Востока. В целом живут бедно, занимаются попрошайничеством и криминалом. Они строго делят соседей на «своих» и «чужих» и в целом сильно маргинализированы. Практически всегда насильно забирают детей из школы, чтобы искусственно поддерживать низкий уровень образования в таборе.

Особой группой среди дом значатся люли. Все отрицательные истории о немытых цыганах-преступниках, живущих грабежом и насилием, идут именно от люли. Они же – главные наркобароны Средней Азии.

Отдельно стоит отметить боша или лом. Это пришедшие с Иранского плоскогорья в Армению и Грузию цыгане. Они практически полностью ассимилировались с армянами, говорят на их языке и используют их обряды. Многие исследователи считают, что эта группа вскоре полностью исчезнет.

Цыган цыгану рознь, и лучше их не путать, особенно когда речь идет о рома и люли.

Кроме того, цыганами могут быть и те, кто по всем внешним признакам к ним не относится. Этакими «почетными цыганами» могут стать люди, которые смогли доказать свою приверженность к этому народу. Например, тех, кто помогал рома во время геноцида 1935-1945 годов, признают настоящими членами сообщества.

Стереотип третий. Цыгане крадут лошадей

Что ж, не все стереотипы оказываются ложными. Действительно, и у люли, и даже у рома в культуре присутствует фактически обрядовая кража лошадей. Это национальный цыганский спорт: они уводят лошадей друг у друга, у бедных, у богатых. При этом в пропаже лошади всегда винят пострадавшего: мол, если бы ты хорошо обращался с животным, то оно бы с другим человеком никогда не ушло.


Фото: Ian Forsyth/ZUMAPRESS.com/TASS

Впрочем, если говорить о рома, то они никогда не уведут у вас лошадь с помощью угроз и не станут скрывать совершенное преступление. Для них украсть средство передвижения – это большая наука, мастерство и даже шоу. Один из возможных путей становления цыганом без цыганской крови – украсть из табора лошадь.

Традиция не умерла вместе с развитием средств передвижения. Лошадей сейчас меньше и крадут их, соответственно реже, зато среди цыган процветает угон авто. Все те же поверья сохраняются: в машине живет дух, и если бы хозяин почитал его должным образом, то автомобиль никогда бы не уехал с цыганом. Не забывайте хорошо обращаться со своим авто.

Стереотип четвертый. Цыгане – необразованные маргиналы и воры

Возможно, такое утверждение справедливо для люли: они зачастую ведут антисоциальный образ жизни, попрошайничают и не желают жить в согласии с гаджо – теми, кто не имеет романипэ, то есть цыганской крови.

Кроме того, долгое время после пришествия в Европу рома подвергались всяческим гонениям и лишениям, несмотря на то, что они массово принимали христианство. Невозможность устроиться на нормальную работу или даже заниматься ремеслом привела к тому, что цыгане стали образовывать криминальные кланы.

Но все же эти времена давно позади. Сейчас рома в Европе редко занимаются криминалом, все чаще – творчеством и мелким бизнесом. Красть, даже у гаджо, не в почете. Но можно обмануть. Искусство обмана значит для рома не меньше, чем искусство угона лошадей. Если жертва сама отдает тебе свои деньги и украшения – это не только не стыдно, а даже почетно. Отсюда и знаменитый цыганский гипноз.


Фото: Шарифулин Валерий/ТАСС

Стоит помнить, что и относятся к вещам цыгане гораздо легче. Своим личным они считают лишь украшения, оружие да лошадей. Все остальное принадлежит табору, и этими вещами активно меняются. Для них нормально попросить у незнакомого человека понравившуюся кофту, но и он взамен может попросить, например, цыганский шарф. Меняются внутри табора почти всем, вплоть до кибиток. Из-за этого часто возникает культурное недопонимание между молодежью, впервые попавшей за пределы своей общины, и оседлыми людьми.

Стереотип пятый. Цыгане крадут детей и занимаются колдовством

Миф о краже детей цыганами идет из Средних веков. Тогда рома ходили по европейским городам и выкупали у семей детей, которых те не могли прокормить. Таким образом цыгане и проявляли милосердие, спасая малышей от голодной смерти, и свой табор расширяли – лишние руки нужны всегда.

С детьми ничего плохого, конечно, не делали. С ними обращались как со всеми другими малышами табора, учили их ремеслу и искусству обращения с лошадьми. В 12 лет им, как всем другим цыганам, выдавали нож и признавали полноправными членами общины.

Конечно, ничего этого настоящие родители уже не видели. Они считали, что рома скупают детей, чтобы проводить над ними колдовские обряды и использовать их кровь для всевозможных зелий. Стоит отметить, что и случаи краж бывали: цыгане без спроса забирали малышей из семей, если видели, что дети несчастны. Слухи быстро распространялись по городам, и вот уже колдунов-босяков боялись все родители.

Само «колдовство» по большей части также связано с гонениями цыган. Тем приходилось жить в лесу, перемещаться исключительно по ночам и в целом вести антисоциальный образ жизни, что и породило множество слухов о таинственных обрядах и сглазах рома.

Верят они в это и сами. Так, по их мнению, провалы Германии во Второй мировой связаны именно с магическими силами цыган. Мол, свое дело сделали многочисленные сглазы, направленные на вермахт и лично Гитлера. Такие легенды помогают народу выживать, ведь мало кто после такого захочет повторить геноцид. Верить в это или нет – дело каждого.

К сожалению, большинство стереотипов о цыганах негативные и зародились на почве обыкновенного страха перед чужаками. На самом же деле пришедший когда-то из Индии народ, пускай и мало интегрирован в современную культуру, но необычайно самобытен и обладает гигантским творческим потенциалом.

Цыгане, а в особенности рома, – это прежде всего танцы, музыка и задорный боевой характер, а не преступления и маргинальный образ жизни. Отметьте Международный день цыган походом в местный цыганский музей культуры или театр, прочитайте о традициях и быте этой этногруппы; расскажите об этой статье тем, кто еще остается заложником стереотипов о большом и гордом народе.

Я-то думал, что они целые спецоперации придумывают: собираются командой, распределяют роли, продумывают маршрут, которым вести табун, заметая следы, удобное время, и всё такое.

А, оказывается, лошадей угоняют совершенно не так.

И сделать это можно, реально, не сходя с дивана.

Нет, определенная подготовка, конечно, проводится. Но она вообще не касается конкретного табуна. Готовят самого главного «спецназовца». Того, который этот табун уведет. Причем, при этом совершенно никого не подставит, и самого угонщика еще попробую привлеки.

Даже если хозяин табуна отследит угнанных лошадей и приедет за ним, то … извини, я не при делах, они сами пришли, забирай!

Узнал секрет, как цыгане и казахи легко угоняют лошадей табунами, даже не вставая с дивана

В общем, собирать целый отряд для угона лошадей, как могло бы показаться, совсем не нужно. И связано это, кстати, не с современными технологиями, которые теоретически могли бы помочь осуществлять задуманное.

Здесь используется, как раз, старый способ, основанный исключительно на природных особенностях лошадей.

И, как рассказали мне башкиры-конезаводчики, таким способом издревле пользовались казахи, которые за Уралом исторически замещали цыган, что касается краж лошадей.

В чем же секрет?

Узнал секрет, как цыгане и казахи легко угоняют лошадей табунами, даже не вставая с дивана

А секрет, оказывается, прост!

И он всего-навсего в одном единственном альфа-жеребце.

Которого иногда специально готовили для выполнения конкретной миссии — увести хороший табун кобылиц с жеребятами.

Для того, чтобы понимать, как происходит этот процесс, нужно понимать, как вообще у лошадей устроен социум.

Узнал секрет, как цыгане и казахи легко угоняют лошадей табунами, даже не вставая с дивана

И в дикой природе, и у конезаводчиков, табун представляет собой следующую конструкцию: 20-30 кобыл и почти все из них с жеребятами, за исключением нескольких месяцев в году, когда молодых самцов уже выгнали из табуна, а новые еще не родились, т.к. кобылы на последних месяцах беременности.

И на всю эту команду — один самец. Да-да, один-едиственный альфа-жеребец водит весь этот табун.

Ревностно его охраняя, покрывая по очереди кобылиц, иногда принимая в него одиноких, отбившихся или сбежавших из другого табуна. Но только кобылиц. Если к табуну подходит жеребец — альфач его агрессивно прогоняет.

Или между ними происходит стычка, если пришедший не хочет уходить. Иногда с серьезными последствиями для обоих, ведь дерутся жеребцы очень жестко: копытами и зубами.

Узнал секрет, как цыгане и казахи легко угоняют лошадей табунами, даже не вставая с дивана

И иногда пришедшему жеребцу удается победить, и тогда он изгоняет бывшего альфача, и сам становится главным самцом в табуне.

И вот этот момент самый важный в нашей истории.

Ведь новый самец уводит табун на свои кормовые угодья. Туда, куда он захочет!

Узнал секрет, как цыгане и казахи легко угоняют лошадей табунами, даже не вставая с дивана

Думаю, у этом месте вы уже поняли, как хитро поступали цыгане.

Да-да, они готовили и жеребца-угонщика. Сначала отбирали самого сильного, дерзкого и жесткого жеребца, натаскивали его и в прямом смысле слова обучали дракам с жеребцами. Но держали в чёрном теле, чтобы он бескомпромиссно уступил в нужный момент в поединок за нужный табун.

Оставалось только выследить тот самый «вкусный» табун подальше от дома, привести туда жеребца-угонщика, и выпустить его неподалёку от пасущихся кобылиц.

И можно спокойно отправляться к себе домой, попивать чаёк на диване.

Узнал секрет, как цыгане и казахи легко угоняют лошадей табунами, даже не вставая с дивана

Отбивший табун жеребец обязательно приведет его домой. Даже за сотню километров!

И если сейчас хозяин всё равно отследит, куда пошли его лошади, по GPS-трекеру, которые вешаются на нескольких кобыл в стаде, и приедет за ними, забрав обратно.

То в былые времена помочь огорчённому хозяину могли разве что следопыты. Которые, кстати, иногда умели довольно неплохо находить угнанные табуны!

Вот такую интересную историю про лошадей, цыган и казахов рассказали мне башкиры-конезаводчики.

Под волчьим солнышком

Цыгане! Магия! Мировое господство!

Лошади-кони традиционно были очень значимы в цыганском быте и (по этой причине) в культуре.

Лошади были традиционно значимы в быте и культуре большинства европейских цыган.

А не глядите так удивлённо. Вы знаете, что у британских цыган долгое время лошадь в быту была огромной редкостью? В отличие от трэвеллаз, своё имущество они передвигали в тележках. А азиатские и "арабские" цыгане традиционно предпочитают осликов (без пошлых ассоциаций, пожалуйста).

Итак, кони были традиционно значимы в быте и культуре большинства европейских цыган, в том числе у хорошо знакомых вам (и мне) рома, о которых и пойдёт речь в этом рассказе.

Прежде всего, это было, конечно, связано с тем, что значительная, если не большая, часть цыган-рома вела кочевой образ жизни. В отличие от британских цыган, восточноевропейские и российские предпочитали жить с комфортом, и поэтому имущество их плохо умещалось на тачке, требовалась телега, а телегу на своём горбу не протащишь. Кстати, именно на основе телеги ставился шатёр у руска рома и некоторых других цыган. То есть, для нормального цыганского быта были просто необходимы лошадь (конь) и телега, и они считались центром всего этого быта. Именно поэтому в цыганскую культуру то и другое вошло как символ семейной жизни. Однако, нахождение лошади и в цыганском быте, и в цыганской культуре этим не ограничивалось.

1) На лошадях цыгане кочевали.
2) Русские цыгане жили за счёт торговли и обмена лошадьми.
3) Цыгане воруют коней.

Это, в общем, и всё, что известно среднему русскому человеку. И отсюда мы будем плясать, как от печки :)

Про тему кочевья я написала выше, а как в цыганском быте и цыганской культуре выглядели остальные два пункта?

Итак, русские цыгане (так же, как ловари в Венгрии) жили по большей части за счёт торговли и обмена лошадьми. В связи с этой деятльностью, непременным атрибутом взрослого мужчины считался кнут - по своей социальной значимости (как атрибута), кнут можно сравнить с ножом на Кавказе. По своей практической значимости - тоже :) Поскольку кнут был не только знаком лошадника и взрослого мужчины, но и оружием. Причём им можно было не только ловко щёлкать, но и бить кнутовищем, как дубинкой (на конец кнутовища традиционно было деревянное утолщение, кроме того, на случай серьёзной драки в само кнутовище бывал залит свинец; использовать в драке между цыганами "залитые" кнутовища запрещалось, только для защиты жизни от нападения извне).

В принципе, кнуты были важны и не лошадникам, поскольку кони были важной частью жизни многих кочевых цыган.

Кнуты делали сами цыгане, покупные не котировались. Свой первый кнут мальчик делал уже в раннем подростковом возрасте, готовясь перейти в разряд юношей (которым, в отличие от мальчиков, можно жениться и которым необходимо заниматься мужской работой), ведь юношу от мальчика отличают именно кнут и сапоги! Сам хлыст плёлся из кожаных ремешков, а кнутовище украшалось замысловатой геометрической резьбой.

Делали кнуты не только подростки, но и мужчины. Хороший кнут считался ценным подарком. Помимо красоты, в нём ещё ценилась удачливость. Считалось, что хороший барышник "заражает" удачливостью свой кнут, а кнут, в свою очередь, может "заразить" удачливостью другого барышника. Из этих соображений кнуты иногда выторговывали при мене, и часто - оставляли в наследство, и наследству такому радовались так же, как, например, горшку золотых монет, а почёту в нём видели гораздо больше.

Сапоги как атрибут юноши и мужчины, опять же, были значительно связаны с тем, что кони - мужская забота. Потому как у коней копыта, копыта твёрдые, кони тяжёлые, на босую ножку лошадка наступит - пиздец босой ножке, а сапоги некоторым образом от инвалидности предохраняют. Таким образом, лошади напрямую повлияли на мужской цыганский костюм.

UPD: поправка от
loybukanah , как человека более искушённого:
"В этом случае их сапоги напоминали бы ботинки рудокопа из самой жесткой кожи.
даже если лошадь наступит на ногу, обутую в сапог - мало не покажется. Поэтому любой опытный конник просто не даст лошади наступать себе на ногу.
А сапоги носятся: а) чтобы предохранять голень от потертостей при частой езде на лошади (особенно, если со стременами). В том числе - предохранять штаны от протирания в этих местах - это сейчас штаны синтетические и всегда можно купить новые.
б) чтобы оказывать большее управляющее воздействие на лошадь - каблук."

Если вспомним русский фольклор, то обнаружим, что продажа цыгана лошади связана с обманом, надувательством (порой в самом прямом смысле слова, через соломинку). При этом, если мы посмотрим на литературу XIX века и на исторические факты, мы обнаружим, что цыгане были поставщиками лошадей для армии и что у них дворяне искали красивых горячих коней. Нет, в этом нет никакого противоречия.

Дело в том, что цыгане торговали как отменными, первостатейными конями, так и замаскированными задохликами. Концепции "специально продавать самое говнище" у цыган никакой не было, просто, как всякий российский купец, каждый товар, который был, он хотел продать с выгодой. А о выгоде покупателя, как тогда полагала купеческая общественность, должен заботиться сам покупатель. Вот и получалось, что для одних (заядлых лошадников) "цыганский конь" был символом лошадиного качества, а для других (менее искушённых) он же становился время от времени символом надувательства и паршивой лошадёнки.

Но зарабатывали цыгане лошадьми не только путём продажи и обмена. Как я уже писала, зимой руска рома становились на постой в деревню. В качестве основной валюты тут шли конский навоз и вспашка крестьянской земли по весне. Т.е. не только летом, но и зимой от лошади зависело наличие домашнего уюта у цыганской семьи.

Неудивительно, что наличие своего коня стало обязательным условием для того, чтобы парень мог жениться. Нет коня - нет дома, нет семьи.

Это жёсткое условие было одной из причин такого явления, как увод лошадей. Конечно, обычно коня парень заводил, просто заработав на него в ходе работы с семьёй, либо даже получив в подарок от старшего родственника (отца, крёстного, деда). Но семья могла быть и бедной, или парень мог быть сиротой, или вовсе старшее поколение могло артачиться, говоря, что молод он жениться (поскольку женитьба сына, особенно не-младшего, значило скорое его отделение, а значит, уход из семьи рабочих рук). В этом случае парни решались на увод. Уводился, как правило, барский конь, причём старались его найти подальше от нынешней стоянки табора; мальчишка поленивей или не рассчитывавший на богатую невесту мог увести и крестьянского, но это было, надо сказать, гораздо опасней, поскольку у крестьян был обычай забивать конокрада насмерть, невзирая на возраст. Таким образом, парень и добывал себе право жениться, и затыкал рот старшим родственникам, поскольку после такого громкого поступка говорить, что он недостаточно взрослый, уже не было никакой возможности.

Цыганский парень уводит коня. Иллюстрация Н.Бессонова к рассказу Г.Цветкова "Цыганская любовь"

Однако, любовь к девушке была не единственной причиной конокрадства в цыганской среде.

Увод лошадей встречался также и из любви к самим лошадям. Например, цыган мог увидеть коня у какого-нибудь барина, тот отказывался продать-поменять, или же цыгану было не на что произвести куплю-обмен, а сердце уже горело, ибо цыгане - народ влюбчивый, вот и получалось, что в одну прекрасную во всех отношениях ночь барский конь покидал своё стойло. Большинство цыганских песен, посвящённых конокрадству (хотя это и не самый популярный жанр, но всё же), обычно описывают такой случай.

Наконец, существовали профессиональные конокрады, одиночки либо семейные, потомственные. Русские цыгане, рассказывая о них, отмечают, что такие чаще встречались в Сибири, чем в европейской части России. Возможно, причина в том, что в Сибири многие цыгане были потомками арестованных за конокрадство цыган - не знаю. Впрочем, в любом случае не стоит наговаривать разом на всех цыган-сибиряков, были среди них вполне нормальные конезаводчики, вроде небезызвестной семьи Бузылёвых.

Особенностью как профессиональных конокрадов, так и случайных уводчиков коней было то, что цыгане не имели обычая сводить сразу табун лошадей, воруя их по одной-две штуки. Причина ли в каких-то особых "понятиях" или просто в специфике кочевой жизни, теперь уже непонятно.

Однако, раскрытыми выше темами роль лошадей в цыганской традиционной культуре не ограничивается.

Из-за того, что вся цыганская жизнь зависела от коня (или коней) семейства, то лошади и всё, что с ними было связано, были в цыганских глазах сакральны.

Так, в одной цыганской сказке цыгане видят истинный облик чёрта, глядя на него сквозь хомут. Обычай призывать подковой удачу на жилище происходит, скорее всего, именно от цыган; во всяком случае, он у цыган был распространён и встречается порой и сейчас. Многие цыгане традиционно считали и считают табу есть конское мясо. Конь в сказке, песнях выступает прямо как волшебный помощник: предупреждает о беде, уносит от беды, спасает, защищает. Даже самих себя цыгане ассоциировали с конями, и назвать мужчину конём, а женщину - кобылой в цыганской культуре всегда было не только не оскорбительно, но даже наоборот - считалось хорошим, поэтическим сравнением. Если вы отмотаете назад по метке цыгане, вы увидите ряд пословиц, где "цыгане" называются "конями", а цыганки - "кобылами".

В наше время место коня в жизни и цыганском сознании заняли автомобили. Каждый парень стремится обзавестись автомобилем в знак своей "самостоятельности", как прежде стремился обзавестись конём. Во многих семьях жизнь до сих пор зависит от коня, уже железного. Это не только семьи "бомбил" и грузоперевозчиков, но также - что особенно заметно на Балканах - семьи, занимающиеся сбором и сдачей металлолома и бумаги и частенько живущие на свалке (экс-Югославия, Чехия, Словакия). Их "железный конь" не только перевозит материалы; автомобильный аккумулятор также используется как источник электроэнергии в самодельных лачугах, при помощи которых работают телевизор, лампочки, электроплитки и даже иногда маленькие стиральные машинки. Таким образом, их "конь" до сих пор является центром быта.

Однако и настоящих коней не забывают. У иных цыган одно время было модно дарить девочкам на счастье кулончики в виде золотых подковок, и до сих пор многие городские цыгане, в жизни видевшие живую лошадь может, раз, может два, любят признаться в любви к коням, а некоторые воплощают эту любовь, коллекционируя фигурки лошадок или их изображения.

Считаю монеты на ладони:
О О О O О О O О O О О О O O O O O O O O О О O О О О О O O O O O

UPD: в комментах, процитировав первую строку, мне попеняли, что не рассказываю страшную правду - что цыгане крали коней :D

Цыгане и лошади в глазах большинства связаны также тесно, как летчики и самолеты. Этот образ прочно вошел в жизнь современного человека благодаря кинематографу и литературе.

  • Кочевая жизнь
  • Торговля и обмен
  • Конокрадство
  • Свадьба
  • Бравада и показная удаль
  • Любовь к лошадям
  • Профессия

Большинство людей на вопрос «Что Вы знаете о цыганах?» отвечают так:

  • цыгане – кочевой народ, а цыганские кони – их основное средство передвижения;
  • раньше цыгане жили за счет продажи лошадей или их обмена;
  • все цыгане – конокрады.

Давайте попробуем разобраться по пунктам, какую роль играли цыганские лошади в жизни этого народа и насколько наше представление о них соответствует действительности.

Кочевая жизнь

В прежние времена этот народ действительно вел кочевой образ жизни, в котором лошадям отводилась главная роль.

Лошади цыганские

Российские цыгане всегда ценили комфорт, поэтому для установки табора им требовалось множество вещей, которые размещались на довольно больших телегах. Без лошадей их сдвинуть с места просто было невозможно.

Кроме того, сами шатры ставились на основе телеги, поэтому огромное значение цыганских коней как средства передвижения становится неоспоримым. Телега – центр быта этого народа, а лошадь – её двигатель. Поэтому запряженная этим животным повозка является символом семейного очага.

В настоящее время кочевых цыган встретить довольно сложно. Большинство из них давно ведут оседлый образ жизни. Однако цыганские кони были и будут одним из непременных атрибутов этого народа.

Торговля и обмен

Утверждение о том, что основной хозяйственной деятельностью цыган была торговля этими животными и их обмен, является верным.

Об этом свидетельствует и внешний облик мужчин этого народа, непременными атрибутами которого были кнут и сапоги.

Кнут для цыгана – как кинжал для джигита. Это не только символ социального статуса, но и весьма практичная вещь. Помимо работы с лошадьми, его можно было использовать и как оружие, причем не только как плеть. Рукоятка цыганского кнута на конце имеет утолщение, в которое часто заливался свинец. Такая дубинка была весомым аргументом в рукопашной схватке. Свой первый кнут настоящий цыган должен был сделать себе сам. Нередко этот непременный атрибут настоящего рома (самоназвание этого народа) передавался по наследству или преподносился в качестве весьма ценного подарка.

С кнутом связаны и торговые суеверия. Считалось, что хороший барышник передает свою удачу своему кнуту, а тот, в сою очередь, может передать её другому. Поэтому часто при торге и обмене старались сторговать не только коня, но и кнут, и если это удавалось – сделка считалась вдвойне удачной.

Второй атрибут настоящего рома – сапоги, также связан с цыганскими конями. Они хоть немного, но защищали ноги от тяжелых копыт этих крупных животных, да и выглядели весьма презентабельно.

В русском фольклоре нередко покупку коня у цыгана ставили наравне с обманом – надувательством. Это не совсем так. Если углубиться в историю, то именно лошади цыган очень ценились дворянами, да и российская армия нередко закупала цыганских лошадей для своих нужд. Так почему надувательство?

Суть в том, что при торге с этим народом можно было купить как отменного скакуна, так и замаскированную под него дохлую клячу. И никакого специального прицела на обман в этом не было. Обычный практический расчет. Если человек не разбирался в лошадях, не считалось зазорным подсунуть ему залежалый товар.

Истинным же знатокам таких «задохликов» даже не предлагали. Вот и получилось, что «цыганский конь» в некоторых источниках – знак качества, а в других – синоним нечестного торга.

Однако были и другие источники дохода, связанные с конями. В зимнее время цыгане часто останавливались на постой в деревнях, расплачиваясь за хлеб и кров конскими лепешками (как топливом для печей) и вспашкой пахотных земель.

Конокрадство

Начнем с того, что крали коней далеко не все представители этого кочевого народа. Однако и редкими такие случаи не назовешь. Объяснялось это следующими причинами.

Свадьба

Цыган не имел права жениться, пока у него нет своего коня. Обычно его отрабатывали, начиная с малолетства, либо получали в подарок от старших родственников. Однако, если парень был беден, или вообще сиротой, единственным шансом на семейное счастье для него становился увод чужого коня. Как правило, это был конь с барского двора, который находился далеко от табора. Лентяи воровали и крестьянских коней, но это было гораздо опаснее, так как был обычай забивать конокрада насмерть, несмотря на его возраст.

Цыгане и лошади в глазах большинства связаны также тесно, как летчики и самолеты. Этот образ прочно вошел в жизнь современного человека благодаря кинематографу и литературе.

  • Кочевая жизнь
  • Торговля и обмен
  • Конокрадство
  • Свадьба
  • Бравада и показная удаль
  • Любовь к лошадям
  • Профессия

Большинство людей на вопрос «Что Вы знаете о цыганах?» отвечают так:

  • цыгане – кочевой народ, а цыганские кони – их основное средство передвижения;
  • раньше цыгане жили за счет продажи лошадей или их обмена;
  • все цыгане – конокрады.

Давайте попробуем разобраться по пунктам, какую роль играли цыганские лошади в жизни этого народа и насколько наше представление о них соответствует действительности.

Кочевая жизнь

В прежние времена этот народ действительно вел кочевой образ жизни, в котором лошадям отводилась главная роль.

Лошади цыганские

Российские цыгане всегда ценили комфорт, поэтому для установки табора им требовалось множество вещей, которые размещались на довольно больших телегах. Без лошадей их сдвинуть с места просто было невозможно.

Кроме того, сами шатры ставились на основе телеги, поэтому огромное значение цыганских коней как средства передвижения становится неоспоримым. Телега – центр быта этого народа, а лошадь – её двигатель. Поэтому запряженная этим животным повозка является символом семейного очага.

В настоящее время кочевых цыган встретить довольно сложно. Большинство из них давно ведут оседлый образ жизни. Однако цыганские кони были и будут одним из непременных атрибутов этого народа.

Торговля и обмен

Утверждение о том, что основной хозяйственной деятельностью цыган была торговля этими животными и их обмен, является верным.

Об этом свидетельствует и внешний облик мужчин этого народа, непременными атрибутами которого были кнут и сапоги.

Кнут для цыгана – как кинжал для джигита. Это не только символ социального статуса, но и весьма практичная вещь. Помимо работы с лошадьми, его можно было использовать и как оружие, причем не только как плеть. Рукоятка цыганского кнута на конце имеет утолщение, в которое часто заливался свинец. Такая дубинка была весомым аргументом в рукопашной схватке. Свой первый кнут настоящий цыган должен был сделать себе сам. Нередко этот непременный атрибут настоящего рома (самоназвание этого народа) передавался по наследству или преподносился в качестве весьма ценного подарка.

С кнутом связаны и торговые суеверия. Считалось, что хороший барышник передает свою удачу своему кнуту, а тот, в сою очередь, может передать её другому. Поэтому часто при торге и обмене старались сторговать не только коня, но и кнут, и если это удавалось – сделка считалась вдвойне удачной.

Второй атрибут настоящего рома – сапоги, также связан с цыганскими конями. Они хоть немного, но защищали ноги от тяжелых копыт этих крупных животных, да и выглядели весьма презентабельно.

В русском фольклоре нередко покупку коня у цыгана ставили наравне с обманом – надувательством. Это не совсем так. Если углубиться в историю, то именно лошади цыган очень ценились дворянами, да и российская армия нередко закупала цыганских лошадей для своих нужд. Так почему надувательство?

Суть в том, что при торге с этим народом можно было купить как отменного скакуна, так и замаскированную под него дохлую клячу. И никакого специального прицела на обман в этом не было. Обычный практический расчет. Если человек не разбирался в лошадях, не считалось зазорным подсунуть ему залежалый товар.

Истинным же знатокам таких «задохликов» даже не предлагали. Вот и получилось, что «цыганский конь» в некоторых источниках – знак качества, а в других – синоним нечестного торга.

Однако были и другие источники дохода, связанные с конями. В зимнее время цыгане часто останавливались на постой в деревнях, расплачиваясь за хлеб и кров конскими лепешками (как топливом для печей) и вспашкой пахотных земель.

Конокрадство

Начнем с того, что крали коней далеко не все представители этого кочевого народа. Однако и редкими такие случаи не назовешь. Объяснялось это следующими причинами.

Свадьба

Цыган не имел права жениться, пока у него нет своего коня. Обычно его отрабатывали, начиная с малолетства, либо получали в подарок от старших родственников. Однако, если парень был беден, или вообще сиротой, единственным шансом на семейное счастье для него становился увод чужого коня. Как правило, это был конь с барского двора, который находился далеко от табора. Лентяи воровали и крестьянских коней, но это было гораздо опаснее, так как был обычай забивать конокрада насмерть, несмотря на его возраст.

Читайте также: