Почему филька обидел коня теплый хлеб

Опубликовано: 29.04.2024

Существует немало рассказов, в которых говорится о том, как правильно жить, каких поступков избегать, что по-настоящему ценить. Обычно об этих непростых истинах повествует в форме поучительного рассказа автор. Паустовский – признанный мастер небольшой новеллы. В его сочинениях всегда присутствует мотив высоких гражданских помыслов и верности своему долгу. Кроме того, в его творениях живой рассказ сочетается с проникновенным описанием природы. «Теплый хлеб» - замечательный образец художественного мастерства писателя. Об этом произведении мы и поговорим в данной статье.

паустовский теплый хлеб

Поучительный рассказ

За свою жизнь сочинил немало выдающихся произведений Константин Паустовский. "Теплый хлеб" - это рассказ для детей, в котором автор учит маленьких читателей не совершать дурных поступков и никогда не обижать беззащитных людей и животных. Это произведение больше похоже на сказку, даже на притчу, где в простой и доступной форме доносятся до детей христианские заповеди о душевном тепле и любви к ближнему.

Название произведения

Дал многозначительное название своему рассказу Константин Паустовский. "Теплый хлеб" - это символ жизненной силы и душевной щедрости. Хлеб на Руси доставался крестьянам тяжелым трудом, поэтому и отношение к нему было бережное, трепетное. А свежая выпечка долгие годы была лучшим лакомством на столе в каждом доме. Аромат хлеба в рассказе Паустовского обладает чудодейственной силой, он делает людей добрее и чище.

Начало произведения

Недолгим вступлением начинает свой рассказ Паустовский. "Теплый хлеб" повествует о том, что однажды, во время войны, через деревню Бережки шел боевой кавалеристский отряд. В это время на окраине взорвался снаряд и ранил вороного коня в ногу. Животное не могло идти дальше, и его взял к себе старый мельник Панкрат. Это был вечно хмурый, но очень скорый на работу человек, которого местные ребятишки втайне считали колдуном. Старик вылечил коня и стал возить на нем все, что было необходимо для обустройства мельницы.

Далее рассказ Паустовского "Теплый хлеб" повествует о том, что время, описанное в произведении, было очень тяжелым для простых людей. Многим не хватало пищи, вот и Панкрат не мог прокормить лошадь в одиночку. Тогда животное стало ходить по дворам и просить еду. Ему выносили черствый хлеб, свекольную ботву, даже морковку, потому что считали, что конь "общественный" и пострадал за правое дело.

рассказ паустовского теплый хлеб

Мальчик Филька

В своем произведении описал изменения, которые под влиянием обстоятельств произошли в душе ребенка, Константин Паустовский. "Теплый хлеб" - рассказ о мальчике по имени Филька. Он жил вместе с бабушкой в деревне Бережки и был грубым и недоверчивым. На все упреки герой отвечал одной и той же фразой: "Да ну тебя!" Однажды Филька сидел дома один и ел вкусный хлеб, посыпанный солью. В это время во двор зашел конь и попросил пищи. Мальчик ударил животное по губам и кинул хлеб в рыхлый снег со словами: "На вас, на христорадников, не напасешься!"

Эти злые слова стали сигналом для начала необыкновенных событий. Из глаз коня скатилась слеза, он обиженно заржал, взмахнул хвостом, и в этот миг на деревню обрушился лютый мороз. Взметнувшийся снег тут же запорошил Фильке горло. Он бросился в дом и запер за собой дверь с любимой присказкой: "Да ну тебя!" Однако прислушался к шуму за окном и понял, что метель свистит точь-в-точь как хвост бьющего себя по бокам рассерженного коня.

Лютый холод

Удивительные дела описывает в своем рассказе Паустовский. "Теплый хлеб" рассказывает о лютом холоде, который опустился на землю после грубых Филькиных слов. Зима в тот год выдалась теплая, вода возле мельницы не застывала, а тут грянул такой мороз, что все колодцы в Бережках заледенели до самого дна, и река покрылась толстой коркой льда. Теперь всех людей в деревне ждала неминуемая голодная смерть, ведь Панкрат не мог намолоть муки на своей мельнице.

Старая легенда

Далее повествует о старой легенде Константин Паустовский. "Теплый хлеб" устами старой Филькиной бабушки описывает события, которые приключились в деревне сто лет назад. Тогда покалеченный солдат постучался в дверь зажиточного крестьянина и попросил пищи. Заспанный и сердитый хозяин в ответ швырнул на пол кусок черствого хлеба и велел ветерану самому поднимать брошенное "угощение". Солдат подобрал хлеб и увидел, что он сплошь покрыт зеленой плесенью, и есть его нельзя. Тогда обиженный человек вышел во двор, свистнул, и на землю обрушился ледяной холод, а жадный мужик умер "от охлаждения сердца".

константин паустовский теплый хлеб

Осознание поступка

Поучительную притчу придумал Паустовский. "Теплый хлеб" описывает страшное смятенье, которое произошло в душе испуганного мальчика. Он осознал свой промах и спросил у своей бабушки, есть ли у него и остальных людей надежда на спасение. Старушка ответила, что все обойдется, если человек, содеявший зло, раскается. Мальчик понял, что ему необходимо помириться с обиженным конем, и ночью, когда бабушка уснула, побежал к мельнику.

Путь к покаянию

"Путь Фильки был нелегким", - пишет Паустовский. Писатель рассказывает о том, что мальчику пришлось преодолевать лютый холод, такой, что даже воздух казался застывшим, и дышать не было сил. У дома мельника Филька уже бежать не мог и только тяжело переваливался через наметенные сугробы. Почуяв мальчика, в сарае заржал раненый конь. Филька испугался, присел, но тут Панкрат открыл дверь, увидел ребенка, втащил его за шиворот в избу и посадил у печки. Со слезами Филька все поведал мельнику. Тот обозвал мальчика "бессмысленным гражданином" и велел ему за час с четвертью придумать выход из создавшегося положения.

к г паустовский рассказы

Придуманный способ

Далее погружает своего героя в глубокие размышления Паустовский Константин Георгиевич. В конце концов мальчик решил поутру собрать всех деревенских ребятишек на реке и начать рубить вместе с ними лед возле мельницы. Тогда потечет вода, кольцо можно будет повернуть, устройство разогреется и начнет молоть муку. Так в деревне опять появятся и мука, и вода. Мельник засомневался, что ребята захотят расплачиваться за Филькину дурь своим горбом, но пообещал, что поговорит с местными стариками, чтобы и они вышли на лед.

Избавление от стужи

Замечательную картину совместного труда рисует в своем произведении К. Г. Паустовский (рассказы этого автора отличаются особенной выразительностью). Он повествует о том, как все дети и старики вышли на реку и стали рубить лед. Вокруг запылали костры, застучали топоры, и всеобщими усилиями люди победили холод. Правда, помог и теплый летний ветер, который внезапно подул с юга. Болтливая сорока, которая слышала разговор между Филькой и мельником, а потом улетела в неизвестном направлении, раскланивалась перед всеми и рассказывала, что именно ей удалось спасти деревню. Она будто бы полетела в горы, нашла там теплый ветер, разбудила его и привела с собой. Однако никто, кроме ворон, сороку не понимал, поэтому ее заслуги людям так и остались неизвестны.

теплый хлеб паустовский анализ

Примирение с конем

Рассказ Паустовского "Теплый хлеб" - замечательный образец прозы для детей. В нем писатель поведал о том, как маленький грубиян научился делать добрые дела и следить за своими словами. После того как на реке вновь появилась вода, кольцо мельницы повернулось, и в мешки потекла свежемолотая мука. Из нее женщины замесили сладкое тугое тесто и испекли из него ароматный хлеб. Запах от румяной выпечки с пригоревшими ко дну листьями капусты стоял такой, что даже лисицы вылезли из своих нор в надежде полакомиться ею. А провинившийся Филька вместе с ребятами пришел к Панкрату мириться с раненым конем. Он держал в руках каравай свежего хлеба, а крошечный мальчик Николка нес вслед за ним большую деревянную емкость с солью. Конь сначала попятился и не захотел принимать дар, но Филька так отчаянно заплакал, что животное смилостивилось и взяло из рук мальчика ароматный хлеб. Когда раненый конь поел, то положил свою голову на плечо Фильки и закрыл глаза от удовольствия и сытости. Мир был восстановлен, и в деревню вновь пришла весна.

Символ хлеба

Одним из своих любимых сочинений называл Паустовский "Теплый хлеб". Жанр произведения можно определить как притчу об основных христианских ценностях. Символ хлеба играет в ней ключевую роль. Если черную людскую неблагодарность можно сравнить с черствой коркой заплесневелого хлеба, то доброту и душевную щедрость - со сладким и свежим караваем. Мальчик, который беспечно кинул в снег отрезанный ломоть, совершил очень дурной поступок. Он не только обидел раненого коня, но и пренебрег продуктом, созданным тяжелым трудом. За это и был наказан Филька. Только угроза голодной смерти помогла ему понять, что даже к черствому кусочку хлеба нужно относиться с уважением.

паустовский константин георгиевич

Коллективная ответственность

Школьники изучают в пятом классе рассказ "Теплый хлеб" (Паустовский). Анализируя это произведение, дети часто задаются вопросом о том, почему за дурной поступок одного мальчика должна была ответить вся деревня. Ответ содержится в самом рассказе. Дело в том, что Филька страдал крайним эгоцентризмом и никого вокруг не замечал. Он был неласков с бабушкой и пренебрежителен с друзьями. И только угроза, нависшая над всеми жителями деревни, помогла мальчику почувствовать ответственность за судьбу других людей. Когда ребята пришли на помощь угрюмому и недоверчивому Фильке, они растопили не только реку, но и его ледяное сердце. Поэтому летний ветер задул над Бережками еще до того, как мальчик помирился с конем.

Роль природы в произведении

В рассказе "Теплый хлеб" (Паустовский), анализ которого представлен в данной статье, большую роль играют могучие силы природы. В самом начале произведения рассказывается о том, что зима в деревне была теплая, снег таял, не долетая до земли, а река возле мельницы не замерзала. Теплая погода стояла в Бережках до тех пор, пока там кормили и жалели раненого коня. Однако жестокие слова Фильки и его скверное поведение вызвали у природы великий гнев. Мгновенно наступил лютый холод, который сковал реку и лишил людей надежды на пропитание. Мальчику пришлось преодолеть сначала стужу в своей душе, потом холод на улице, чтобы искупить свою вину. И только когда люди все вместе вышли на лед спасать деревню, подул свежий летний ветерок как символ духовного возрождения Фильки.

паустовский писатель

Сила слова

Настоящим христианином был К. Г. Паустовский. Рассказы писателя пронизаны добротой и любовью к людям. В произведении "Теплый хлеб" он показал, как важно следить не только за своими поступками, но и за словами. Жестокая фраза Фильки, прозвеневшая в воздухе, заставила все вокруг заледенеть, потому что мальчик, сам того не понимая, совершил страшное зло. Ведь именно от человеческой черствости и равнодушия возникают самые тяжкие преступления, которые при другом отношении можно было бы предотвратить. Чтобы извиниться перед обиженным конем, Фильке не понадобились слова, он на деле доказал, что раскаялся в собственном поступке. А искренние слезы мальчика окончательно искупили его вину - теперь он никогда не посмеет быть жестоким и равнодушным.

Реальное и сказочное

Паустовский Константин Георгиевич умело сочетал в своих творениях сказочные и реальные мотивы. Например, в "Теплом хлебе" присутствуют обыкновенные герои: Панкрат, Филька, его бабушка, остальные жители деревни. И придуманные: сорока, силы природы. События, которые происходят в произведении, тоже можно разделить на реальные и сказочные. Например, в том, что Филька обидел коня, спросил у Панкрата о том, как исправить содеянное, вместе с ребятами колол лед на реке и помирился с животным, нет ничего необычного. Зато сорока, которая приводит за собой летний ветер, и стужа, постигнувшая деревню по зову рассерженной лошади, явно выбиваются за рамки обычной жизни. Все события в произведении органично переплетаются между собой, создавая единую картину. Благодаря этому "Теплый хлеб" можно назвать и сказкой, и поучительным рассказом одновременно.

Старинные слова

Фольклорные мотивы активно использует в своем творчестве Паустовский. «Теплый хлеб», содержание которого насыщено старинными словами и выражениями, подтверждает это. Значение многих архаизмов современным детям не знакомо. Например, христорадниками на Руси называли людей, выпрашивающих милостыню. Это слово оскорбительным никогда не считалось, каждый подавал нуждающимся столько, сколько мог. Однако в рассказе оно приобретает негативный оттенок, ведь Филька обидел раненого коня, фактически обозвав его попрошайкой.

В рассказе часто используются и другие архаизмы: "картуз", "баталия", "пожухли", "нашкодил", "треух", "яр", "осокори" и другие. Они придают произведению особый колорит, приближают его к народным сказочным мотивам.

Грех и покаяние

За скверные поступки нужно нести ответственность. Об этом говорит в своем рассказе Паустовский. «Теплый хлеб», герои которого сумели победить стужу, свидетельствует, что справились они и с холодом, царившим в душе маленького мальчика. Сначала Филька просто испугался, но не осознал глубину своей вины. Бабушка мальчика наверняка догадалась о произошедшем, но не стала его ругать, а рассказала ему поучительную сказку, ведь ребенок должен был сам осознать свой промах. Панкрат преподал Фильке еще один урок – заставил его самостоятельно придумать выход из сложившейся ситуации. Только искренним покаянием и тяжелым трудом мальчик сумел завоевать прощение высших сил. Добро вновь победило зло, а оттаявшая душа ребенка согрела своим теплом краюху свежего хлеба.

Заключение

Мировая литература знает немало историй с увлекательным сюжетом и поучительным концом. Одну из них придумал Паустовский («Теплый хлеб»). Отзывы об этом произведении свидетельствуют о том, что Константину Георгиевичу удалось тронуть сердца своих маленьких читателей и донести до них важные понятия о милосердии, любви к ближнему и ответственности. В доступной форме писатель описал последствия, к которым могут привести необдуманные действия и обидные слова. Ведь главный герой рассказа никому не хотел причинить вреда, однако совершил серьезный промах. В самом конце повествования говорится о том, что Филька - мальчик не злой, и искренне раскаивается в своем поступке. А умение признавать свои ошибки и нести за них ответственность – одно из самых важных человеческих качеств.

Богданова Наталия Викторовна

План-конспект урока по литературе в 5 классе - 3 четверть. Рекомендован для обучающихся в общеобразовательной школе (базовый уровень). Урок первичного ознакомления.

ВложениеРазмер
paustovskiy_gotov.docx 30.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе

К.Г. Паустовский «Теплый хлеб»:Почему конь простил Фильку?

Цель деятельности учителя: на примере сказки «Тёплый хлеб» К.Г. Паустовского и анализе сочинения по тексту сказки показать учащимся, что счастье человека в доброте, добрых поступках, взаимной выручке.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою, аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному.

Личностные: учащийся умеет нравственно – этически оценивать прочитанное.

Регулятивные: планирует необходимые действия, действует по плану.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в группе с учётом конкретных учебно – познавательных задач.

урок по закреплению знаний и способов деятельности.

Оборудование урока: учебник-хрестоматия, мультимедийная установка, компьютер

Методы и приёмы обучения:

Репродуктивный метод. Приём: слово учителя.

Метод творческого чтения. Приёмы: комментированное чтение; беседа, активизирующая впечатление от прочитанного и услышанного текста

Эвристический метод. Приёмы: подбор материала из художественного текста для ответа на заданные вопросы.

Формы организации познавательной деятельности: Фронтальная, групповая, индивидуальная

Организационный момент. (Приветствие, проверка готовности к уроку)

И нарисуйте свое душевное состояние на полях тетрадки в виде смайлика.

Стадия «Вызов». Чтение строк учителем:

Добрых людей, как всегда, не хватает,
Добрых людей, как всегда, дефицит.
Добрых людей не всегда понимают,
Сердце у добрых сильнее болит.
Добрые – щедро больным помогают,
Добрые – дарят тепло и уют,
Добрые – в ногу со слабым шагают
И никакого спасибо не ждут.

- Ребята, посмотрите на экран (на экране пословица «Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу») (СЛАЙД 1)

-Как вы ее понимаете? (ОТВЕТЫ)

- Ребята, скажите, пожалуйста, а что еще может быть добрым? (ДЕЛА, ЧУВСТВА, ПОСТУПКИ, ПАМЯТЬ).

- А что такое доброта? Кто для вас является добрым человеком? (ОТВЕТЫ)

Составление кластера «Доброта» ЧТО такое кластер? СЛАЙД 2

- Итак, в центральном круге я пишу слово ДОБРОТА, а далее вы говорите слова, которые входят в эту группу или, мы будем говорить, кластер.

ДОБРОТА: ЛЮБОВЬ, ЗАБОТА, СОСТРАДАНИЕ, СОУЧАСТИЕ, МИЛОСЕРДИЕ, ПОМОЩЬ, ОТЗЫВЧИВОСТЬ

-Запишите в тетрадь новый термин КЛАСТЕР и нарисуйте его.

- Подумайте, какой картинкой мы могли бы изобразить слово доброта? Нарисуйте её (солнышко, радуга, улыбка, птичка)

- Ну а теперь предлагаю нам с вами пройти по пути к добру, по пути преодоления зла отдельным человеком, героем сказки-притчи «Теплый хлеб», Фильки.

- Каким вы увидели мальчика в начале сказки? Что о нем говорит автор? Выберите те слова и словосочетания, которые наиболее ярко изображают его. РАБОТА С ТЕКСТОМ

- Уточните свой ответ на вопрос: «Почему Фильку прозвали «Ну тебя»?»

Это формула его жизни. Он никого не любит, хочет отмахнуться ото всехСТР 73.

- Какой нехороший поступок совершает Филька?

Ударяет коня по губам, бросает хлеб далеко в рыхлый снег,прогоняет коня. СТР74

-Осознает ли мальчик, что поступил плохо?

(«Да ну тебя! Дьявол!» - крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам».

«Филька вскочил наконец в избу, припер дверь, сказал: «Да ну тебя! - и прислушался».

«Да ну вас! Проклятые» - кричал он на мышей, но мыши все лезли из подпола.)

- Случайно ли сразу после бесчеловечного поступка главного героя завыл ветер? Что слышит мальчик в этом завывании? И как в целом природа «реагирует» на поведение Фильки?

Неслучайно, здесь появляется «волшебство» - вводится автором «сказочность» (стр. 74-75, 79)

- Когда Филька понял, что совершил дурной поступок?

Не тогда, когда обидел раненого коня, а позже, когда заплакал над рассказом бабки.

- Как отношение Панкрата и других героев произведения к Фильке помогло ему понять себя?

Филька понял, что могло случиться непоправимое, если бы Панкрат и другие жители деревни отмахнулись от него. Выходит, жить по правилу «Да ну тебя!» нельзя.

- Каким мы видим Фильку в конце произведения?

Филька меняется, говорит: «Я их умолю. Наши ребята - хорошие»

-Найдите последнюю фразу с его любимым выражением. О каких изменениях в душе Фильки мы узнаем с помощью интонации, с которой мальчик произносит это выражение? («- Да ну его! - сказал Филька. - Пробьем мы, ребята, и такой лед!» СТР. 78

- Почему в конце сказки Филька не произносит эту фразу?

- Представим, что мы не знаем финала сказки. Что побеждает в конце любой сказки?

Конечно, добро всегда побеждает зло.

- Кто же помогает Фильке исправить сложившуюся ситуацию?

- В чем заключается их помощь?

Бабка рассказывает притчу о подобном случае и говорит, что только Панкрат может помочь. Панкрат соглашается помогать.

- Кто помнит притчу, рассказанную бабкой? От чего умер герой этой притчи?

Он умер от охлаждения сердца. Его сердце замерзло и покрылось плесенью, как и тот хлеб, который он бросил раненому бойцу.

- Какое же решение принимает Филька?

Он решает изобрести способ «всеобщего спасения». В первую очередь, он сам не хочет помирать, а во вторую – он должен спасти всю деревню от неминуемой смерти.

- Почему никто в деревне не отказал Фильке в помощи, ведь он всех обижал, всем грубо отвечал?

Потому что только в единении, только все вместе люди могут победить зло.

- Почему конь простил Фильку?

Дети, старики и даже сорока помогали Фильке исправить «злодейство», но первый шаг он сделал сам: добрался по страшному морозу до мельницы, где рассказал все Панкрату, изобрел спасение от стужи. Он подобрел, его сердце теперь наполнилось любовью к ближним и благодарностью к тем, кто уже простил его, поэтому простил его и конь.

У вас на партах лежит листок со словом «прости»

Попробуем дать определение слову прощение с помощью чувств, которые помогут нам, когда мы просим или принимаем прощение.

О – открытость, откровенность

С – сострадание, стыд

И – искренность, избавление

- Теперь я предлагаю вам сформулировать правила, которые могут быть занесены в «нравственный кодекс» каждого человека. Записать обобщение в тетрадь

Правило 1. Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.

Правило 2. Умей увидеть чудо и творить его сам.

Вот мы и подвели итог пути от зла к добру на примере сказки-притчи «Теплый хлеб». Если вы столкнетесь с проблемой выбора, вспомните о нашем разговоре на сегодняшнем уроке.

-Как вы думаете, зачем Паустовский рассказал нам эту историю?

Я полагаю, что произведение Паустовского никого из вас не оставило равнодушным. Впереди у вас долгая жизнь, каждый из вас войдет в нее по своей выбранной дороге, поднимаясь вверх, каждый по своей лестнице, совершая при этом, я надеюсь, только добрые дела. Пусть одними из ваших путеводителей станут высказывания великих людей. Посмотрите, пожалуйста, на листочки, лежащие у вас на столах. Прочитайте понравившиеся вам высказывания.

1) Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе.

Лев Николаевич Толстой

2) Чтобы поверить в добро, надо начать его делать.

Лев Николаевич Толстой

3) Лучшее в добрых делах — это желание их утаить.

4) Добро хорошо тогда, когда это истинное добро.

Древний Египет, неизвестный автор

5) Путем зла не доходят до добра.

6) Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.

7) Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.

Лев Николаевич Толстой

8) Если можешь сделать добро ближнему, делай его сразу.

Древний Египет, неизвестный автор

9) Преступлению нужна внезапность, доброму делу — время.

Публий Корнелий Тацит

10) Недоброе всегда быстрее доброго.

11) Добро по указу — не добро.

Иван Сергеевич Тургенев

12) Ступайте с осторожностью и с оглядкой по узкой и извилистой тропе Добра.

13) Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред.

Мишель де Монтень

14) Старайся всякому делать добро, а не себе одному.

15) Между добрыми людьми — все доброе.

Марк Туллий Цицерон

16) Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.

17) Нельзя познать добра и принять его, если мы не умеем познать зла и его отвергнуть.

18) Кто доброе сеет — добро его плод,

Кто злое посеет — злодейство пожнет.

19) Между добрыми людьми — все доброе.

20) В победе зла — падение твое. В добре твоем — спасение твое.

Оценки за урок. ДЗ: к след уроку прочитайте биографию С.Я Маршака.

И как в начале урока, нарисуйте свое душевное состояние на полях тетрадки в виде смайлика.

Спасибо за работу

Если времени ещё много, то можно сделать анализ литературоведческих терминов.

Активизация опорных знаний по теории литературы, работа над понятием «эпитет», определение лексического значения слова «теплый»

- Да, в произведении Паустовского есть и действительное, и фантастическое. Это еще раз доказывает, что «Теплый хлеб» - сказка. Определите, какие события и персонажи являются реальными, а какие – сказочными.

Конечно, в сказке К.Г. Паустовский показал много волшебного. Но писатели не всегда придумывают сюжеты, часто они находят их в самой жизни. И как знать, может, эта история произошла на самом деле, ведь многие люди совершают зло. Согласны ли вы со мной?

- Правильно, эта сказка о нас с вами, о том, что человек часто ошибается. А еще о чем сказка? Чтобы ответить на этот вопрос, подумаем, почему Константин Георгиевич назвал сказку «Теплый хлеб».

Работа над лексическим значением слова «теплый». На доске записано несколько лексических значений данного слова.

Нагретый, дающий или содержащий тепло.

Не знающий морозов, южный.

Хорошо защищающий тело от холода.

Отличающийся внутренней теплотой, согревающий душу, ласковый, приветливый

- В каком лексическом значении употреблено слово теплый в словосочетании теплый хлеб?

- Какой троп содержит в себе название сказки? Почему автор назвал хлеб, испеченный людьми, еще и чудесным?

- Итак, в чем смысл названия сказки?

Эту сказку Паустовский называет «Теплый хлеб» не случайно. Теплый – значит добрый, сделанный с любовью. Именно это хочет подчеркнуть Паустовский в названии своей сказки. Хлеб, согретый теплотой растаявшего сердца Фильки, - это своего рода искупление вины мальчика.

Не только люди помогли Фильке осознать свою вину, но и природа со своими законами показала, какой поступок совершил мальчик. Природа все время меняется. А как она меняется? Какими средствами это достигается? Автор дает звуковое и цветовое восприятие пейзажа в рассказе. Давайте найдем это в тексте.

1 группа – Звуки (каркали, завыл, засвистел, ломали скворечники, хлопали ставни, неслись, шурша, ревела метель, зашумела роща, со звоном разбились сосульки и т.д.).

2 группа – Цвет (черная вода, небо зазеленело, небесный свод, черные ивы, поседели от стужи, солнце всходит багряное, по седым ивам).

3 группа – Движение (таял и выпадал снег, вороны толкались, кружились льдинки, вздул снег, запорошил горло, летела мерзлая солома, мороз прошел и т.д.).

(Отрывки: 1) «Слеза скатилась… они трещали, лопались»

2) «В морозные дни… с темной водой».

Вывод: природа – это тоже образ. За злые поступки она «мстит» по-своему, сердится на людей и радуется вместе с ними. Она живет своей жизнью, помогает понять человеку красоту, гармонию на Земле. Природа как волшебник. И в сказке Паустовского тоже много волшебного.

  1. Реальное и волшебное в сказке. Групповая работа.

1 группа – Что, по-вашему, в сказке реальное?

2 группа – Что, по-вашему, сказочное?

Тест на знание содержания произведения

Выберите один из вариантов ответа в предложенных заданиях.

1) Почему конь остался в деревне?

Б) Так захотел Панкрат.

В) Конь не захотел идти дальше.

2) Какая кличка была у Фильки?

А) «Ничего не знаю».

3) Какую историю рассказала бабушка Фильке?

А) О том, как она обидела когда-то солдата.

Б) О том, как мужик из деревни обидел старого солдата.

В) О том, как закончилась война.

4) Что случилось, когда Филька бросил коню хлеб в снег?

А) Началась метель.

Б) Было наводнение.

В) Случилось землетрясение.

5) Как Филька искупал свою вину?

А) Он не хотел меняться.

Б) Накормил всех.

В) Рубил лед с ребятами у мельницы.

6) Причиной лютого мороза столетней давности бабка Фильки считала:

А) злобу людскую

Б) ненависть народную

В) грубость человеческую

7) Как Филька помирился с конем?

А) Попросил у него прощения.

Б) Он принес ему свежего хлеба с солью.

В) Он покормил его морковкой.

Ключ:1А, 2Б, 3Б, 4А, 5В, 6А,

1) Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе. Лев Николаевич Толстой

2) Чтобы поверить в добро, надо начать его делать. Лев Николаевич Толстой

3) Лучшее в добрых делах — это желание их утаить. Блез Паскаль

4) Добро хорошо тогда, когда это истинное добро .Древний Египет, неизвестный автор

5) Путем зла не доходят до добра. Уильям Шекспир

6) Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях .Блез Паскаль

7) Чтобы поверить в добро, надо начать делать его. Лев Николаевич Толстой

8) Если можешь сделать добро ближнему, делай его сразу. Древний Египет, неизвестный автор

9) Преступлению нужна внезапность, доброму делу — время. Публий Корнелий Тацит

10) Недоброе всегда быстрее доброго. Публилий Сир

11) Добро по указу — не добро .Иван Сергеевич Тургенев

12) Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред. Мишель де Монтень

13) Старайся всякому делать добро, а не себе одному. Григорий Богослов

14) Между добрыми людьми — все доброе. Марк Туллий Цицерон

15) Нельзя познать добра и принять его, если мы не умеем познать зла и его отвергнуть. Лактанций

1) Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе. Лев Николаевич Толстой

2) Чтобы поверить в добро, надо начать его делать. Лев Николаевич Толстой

3) Лучшее в добрых делах — это желание их утаить. Блез Паскаль

4) Добро хорошо тогда, когда это истинное добро. Древний Египет, неизвестный автор

5) Путем зла не доходят до добра. Уильям Шекспир

6) Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. Блез Паскаль

7) Чтобы поверить в добро, надо начать делать его. Лев Николаевич Толстой

8) Если можешь сделать добро ближнему, делай его сразу. Древний Египет, неизвестный автор

9) Преступлению нужна внезапность, доброму делу — время. Публий Корнелий Тацит

10) Недоброе всегда быстрее доброго. Публилий Сир

11) Добро по указу — не добро. Иван Сергеевич Тургенев

12) Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред. Мишель де Монтень

13) Старайся всякому делать добро, а не себе одному. Григорий Богослов

14) Между добрыми людьми — все доброе. Марк Туллий Цицерон

15) Нельзя познать добра и принять его, если мы не умеем познать зла и его отвергнуть. Лактанций

Рассказ-сказка Паустовского -Тёплый хлеб.


Финал рассказа Паустовского "Теплый хлеб" иначе как счастливым и не назовешь. Все в рассказе завершается благополучно, мальчик Филька мирится с конем, конь прощает Фильку, который оказался не таким и злым мальчиком. Мороз также отступает, голод больше не грозит жителям деревни и у всех на лицах играют улыбки.

Но чтобы случился такой финал, мальчику Фильке пришлось пройти через осознание неправильности своих поступков, пришлось раскаяться и придумать способ все исправить. Ему пришлось много потрудиться и пролить немало слез. Но это того стоило, ведь осознав свои ошибки столь дорогой ценой, Филька точно не станет их повторять и вырастет хорошим, добрым и отзывчивым человеком, который будет хорошо относится и к животным и к другим людям.


Финал рассказа -Тёплый хлеб, писателя Паустовского, довольно оптимистичный и жизнеутверждающий.

Мальчик Филька, обидевший коня, после рассказа бабушки и разговора с конюхом осознаёт свою ошибку, собирает друзей и разбивает лёд на реке.

Затем устанавливается нормальная погода, лютые холода отступают, Филька приносит коню тёплый хлеб и они мирятся.

В деревню приходит тишина и покой, а на улицах запахло тёплым хлебом.


Главный герой произведения К. Паустовского "Теплый хлеб" мальчик Филька ни положительный, ни отрицательный. Он разный в разных частях произведения.

В самом начале Филька действительно отрицательный герой. Его можно описать такими словами: безразличный, невнимательный, необщительный, нелюдимый, злобный, жестокий, бесчувственный и т.д. Он совершает очень плохой поступок - неуважительно поступает по отношению к коню. Вместо того, чтобы угостить раненное животное хлебом, он бросает еду коню в снег и отмахивается от него, злобно называя "Дьявол!" За это конь очень рассердился и призвал сильный мороз, вьюгу и снегопад к себе в защитники.

Во второй части рассказа Филька понимает, что он натворил. Он старается исправить свою ошибку и ему это удается. В мальчике просыпаются самые лучшие его качества: доброта, общительность, уважение, целеустремленность, смелость, упорство, трудолюбие. Он раскаивается, просит прощения у коня, приносит тому хлеб и мирится с ним.

Я думаю, что нет людей чисто положительных или отрицательных, в каждом человеке есть и такие, и другие качества. Каждый человек может совершить ошибку. Важно не допускать того, чтобы негативные качества "брали верх", а также осознавать свои ошибки и справлять их.


Рассказ К. Паустовского "Тёплый хлеб" - это своего рода притча о том, что нельзя бросать на ветер злые слова и нельзя бросать хлеб, который во все времена служил для человека символом достатка и сытости.

Рассказ можно разделить на несколько смысловых частей и озаглавить их - так получится его план.

  1. Раненый конь.
  2. Злые слова и поступок Фильки.
  3. Лютый холод
  4. Бабушкина легенда об "охлаждённом сердце".
  5. За советом к мельнику Панкрату.
  6. Избавление от стужи.
  7. Примирение с конём.

Филька осознал под угрозой голода неблаговидность своего поступка и сделал всё от него зависящее, чтобы получить прощение. Это очень поучительный рассказ.



Почему такое название "Тёплый хлеб"?

В рассказе Паустовского "Тёплый хлеб" мы наблюдаем как мальчик Филька из злого и чёрствого по характеру превращается в доброго и отзывчего мальчика. Совершив грубую ошибку и пройдя после этого все страшные испытания, он понял, что только добром можно победить зло и его сердце стало таким же тёплым как тот тёплый хлеб, которым он угощал раненого коня. Поэтому Паустовский и назвал рассказ "Тёплый хлеб" как символ потепления Филькиного сердца.

Предлагаю вам ещё один вариант ответа на этот же вопрос:


Почему Константин Паустовский назвал своё произведение


Как объяснила бабушка своему внуку Фильке, прозванному в деревне "Да ну тебя", причиной сильного мороза, который случился в деревне Бережки сто лет назад, стала "Злоба людская" .

В своем произведении Паустовский повествует о мальчике Фильке, достаточно грубом, дерзком ребенке, который зашедшему во двор покалеченному коню, бросил кусок хлеба в снег, да еще и ударил:


Сразу после этого случая на деревню обрушилась непогода с сильным морозом и в ответ на вопрос мальчика о причине такого ненастья, его бабушка рассказала историю столетней давности, когда одноногий солдат, проходя через деревню попросил хлеба и один жадный и злой мужик бросил краюху тому под ноги, сказав


Этот солдат и вызвал своим свистом силный мороз, от которого этот злой мужик и умер.


Сопоставив себя с тем мужиком, Филька понял, что именно он является тем обидчиком и дурным человеком, сотворившим злое дело.

Рассказ Паустовского поучителен. В его концовке, Филька мирится с тем конем, которого он обидел. Ребенок понял что такое доброта в конкретном случае и эта доброта не обязательно должна относится по отношению к людям, но и всему нас окружающему.


Почему мальчика Фильку прозвали Ну Тебя?

Филька был молчаливый, недоверчивый, неласковый, и любимым его выражением было: “Да ну тебя!”

Почему мельник Панкрат назвал Фильку “бессмысленным гражданином”?

Филька обидел “общественного” коня, которого каждый считал своим долгом покормить. Когда конь потянулся к куску хлеба, Филька наотмашь ударил коня по зубам, а хлеб закинул в снег. В его поступке не было никакого смысла, а только бессмысленная злоба.

Что случилось в Бережках после злорадного окрика Фильки: “Вон

Конь заржал жалобно, завыл пронзительный ветер, повалил снег.

Чем грозила такая погода жителям Бережков?

Замерзли колодцы, вода в реке, мельница остановилась, мука у всех вышла, и теперь, по словам бабки, их всех ждала “неминучая смерть”.

Когда Филька осознал свою вину перед людьми и обиженным конем?

Бабушка рассказала внуку об упавшем на всю округу лютом морозе, который превратил землю в пустыню. Причиной этого была “злоба людская” – бессмысленная злоба мужика, обидевшего старого солдата.

Что пришлось преодолеть мальчику, когда он решился

Он пересилил свой страх, отправившись морозной темной ночью по пустынной улице за советом к Панкрату. Особенно страшно ему стало, когда в сарае, почуяв Фильку, заржал конь. Но мальчик преодолел и страх, и стыд, рассказав все мельнику.

Как Филька искупил свою вину?

Он собрал ребят со всей деревни, и они рубили лед на реке, пока не показалась вода. Здесь Филька, наверное, понял смысл брошенных коню слов: “Иди, копай свой хлеб из-под снега”.

Как вы думаете, изменит ли Филька после этого случая свое отношение к людям и животным?

Мальчик многое понял, пережив эти страшные дни. Он оценил помощь ребят и взрослых, осознал цену куска теплого хлеба и последствия бессмысленного злого поступка.

Related posts:

КАК Я ОТНОШУСЬ К ФИЛЬКЕ (по сказке К. Г. Паустовского “Теплый хлеб”)КАК Я ОТНОШУСЬ К ФИЛЬКЕ (по сказке К. Г. Паустовского “Теплый хлеб”) Какая интересная сказка “Теплый хлеб”, написанная замечательным писателем К. Г. Паустовским! Ее главный герой Филька – совершенно живой мальчишка, каких полным-полно у нас во дворе и в классе. Сначала поведение Фильки вызывает лишь негодование и возмущение: он грубый, злой, да еще и обидчивый. […].

Мое отношение к Фильке. Сочинение по сказке К. Г. Паустовского “Теплый хлеб”Какая интересная сказка ” Теплый хлеб “, написанная замечательным писателем К. Г. Паустовским! Ее главный герой Филька – совершенно живой мальчишка, каких полным-полно у нас во дворе и в классе. Сначала поведение Фильки вызывает лишь негодование и возмущение: он грубый, злой, да еще и обидчивый. За свои грубые слова и жестокий поступок и Филька поплатился […].

Сказка “Теплый хлеб” К. Паустовского“Теплый хлеб” очень мало походит на сказку, ведь и деревня Бережки, и главный герой – мальчик Филька, и старый мудрый мельник Панкрат могли существовать на самом деле. А страшная метель и трескучий мороз, вызванные грубым и необдуманным поступком Фильки, вполне могли оказаться обычным совпадением. Обычным – да не совсем. О чем же идет речь в […].

Читаем сказку К. Г. Паустовского “Теплый хлеб”Занимаясь с пятиклассниками литературой, мы учим их уже в этом возрасте определять проблематику произведения, видеть, как создается авторский стиль, учим их говорить о книге. Конечно, все это должно происходить без нажима, исподволь. Важно построить беседу так, чтобы ребята, не теряя непосредственного читательского интереса, постепенно привыкали к серьезному разговору о художественном произведении. Вот как можно организовать […].

Сочинение по сказке Теплый хлеб ПаустовскогоУдивительная история, про то, как порой человек не задумываясь о последствиях, совершает нехорошие поступки. Что даже сама матушка природа протестует против человеческой злобы. Автор пытается донести до читателя, что людская злость разрушительна не только для самих людей, но и для окружающей флоры и фауны. От подлости и гнева страдает природа и ее обитатели. И как […].

Чему учит сказка К. Г. Паустовского “Теплый хлеб”?К. Г. Паустовский больше всего любил писать о простых людях, о деревенских детях. Его сказки очень похожи на обычную жизнь, а герои – на самих читателей, мальчишек и девчонок. Мальчик Филька, по прозвищу Ну Тебя, тоже ничем особенным среди сверстников не выделялся и мало походил на героя. Но то, что с ним произошло, заставляет о […].

Мое отношение к Фильке (по сказке К. Г. Паустовского “Теплый хлеб”)Сказка К. Г. Паустовского “Теплый хлеб”, на мой взгляд, не слишком похожа на сказку, уж очень реальны ее герои, да и события происходят во время совсем не сказочной Великой Отечественной войны. Главный герой этой истории – Филька, обыкновенный мальчишка, каких немало даже в нашей школе. К такому не подойдешь лишний раз с просьбой, потому что […].

Сочинение по сказке Паустовского “Теплый хлеб”Никогда раньше я не читала такой сказки, как “Теплый хлеб ” К. Г. Паустовского. Кажется, будто это и не сказка вовсе, а быль. А может быть, не такое уж и чудо, что злой, необдуманный поступок грубияна Фильки вызвал страшную стужу, от которой могла погибнуть целая деревня? Ведь никто не может знать заранее, как отзовется в […].

Соотношение мифологического и “реального” пространства в рассказе К. Г. Паустовского “Теплый хлеб”Задачи урока – обозначить фольклорные мотивы в событиях рассказа и выяснить их значение; – попытаться определить разницу между тем, как понимают “зло” герой и персонажи, и как понимает изображенную ситуацию автор. В задании к произведению К. Паустовского предлагается самостоятельно разобраться, к какому жанру ближе рассказанная история и в чем состоит авторское поучение. Готовясь к обсуждению […].

ТЕПЛЫЙ ХЛЕБК. Г. ПАУСТОВСКИЙ ТЕПЛЫЙ ХЛЕБ “Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался на околице и ранил в ногу вороного коня”. Коня взял к себе мельник Панкрат. Мельница давно не работала, но мельничная пыль как будто бы въелась в Панкрата навечно. “Панкрат был скорый на работу, сердитый старик, и ребята считали его колдуном”. Мельник […].

Краткое содержание: Теплый хлеб (Паустовский)Теплый хлеб Вороной конь был ранен в ногу снарядом, ко­гда кавалерия проходила через деревню Береж­ки. Командир оставил раненого коня в деревне, и коня взял к себе мельник Панкрат – “скорый на работу, сердитый старик”, которого дети счи­тали колдуном. Его мельница давно не работала. Панкрат вылечил коня, конь остался при мельнице и помогал мельнику чинить плотину. […].

НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ И НАРОДНАЯ МОРАЛЬ В СКАЗКЕ К. Г. ПАУСТОВСКОГО “ТЕПЛЫЙ ХЛЕБ”НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ И НАРОДНАЯ МОРАЛЬ В СКАЗКЕ К. Г. ПАУСТОВСКОГО “ТЕПЛЫЙ ХЛЕБ” Никогда раньше я не читала такой сказки, как “Теплый хлеб” К. Г. Паустовского. Кажется, будто это и не сказка вовсе, а быль. А может быть, не такое уж и чудо, что злой, необдуманный поступок грубияна Фильки вызвал страшную стужу, от которой могла погибнуть […].

О чем заставляет задуматься сказка “Теплый хлеб”Прекрасна и добра небольшая “сказка” Константина Паустовского под уютным домашним названием “Теплый хлеб”. Несмотря на кажущуюся простоту и незамысловатость сюжета, несколько народный язык, короткие, но красочные описания природных явлений, – это настоящее произведение литературы художественной. И оно, наравне с многотомными романами, заставляет читателя остановиться, задуматься, что-то для себя решить. Над чем задуматься? Что именно решить? […].

Теплый хлеб – К. ПаустовскийТеплый хлеб Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался на околице и ранил в ногу вороного коня. Командир оставил раненого коня в деревне, а отряд ушел дальше, пыля и позванивая удилами, – ушел, закатился за рощи, за холмы, где ветер качал спелую рожь. Коня взял к себе мельник Панкрат. Мельница давно не работала, […].

Теплый хлеб краткое содержаниеПаустовский К. Г. Теплый хлеб Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался на околице и ранил в ногу вороного коня. Командир оставил раненого коня в деревне, а отряд ушел дальше, пыля и позванивая удилами, – ушел, закатился за рощи, за холмы, где ветер качал спелую рожь. Коня взял к себе мельник Панкрат. Мельница […].

Вопросы и ответы к “Повести о жизни” К. Г. ПаустовскогоКак произошла встреча рассказчика с гардемарином? Расскажите близко к тексту весь эпизод и найдите в тексте слова, подчеркивающие доброжелательность гардемарина, который и заметил, и понял, и поддержал увлечение подростка морем. Проследим за тем, как рассказчик увидел своего героя: “По аллее легко шел высокий гардемарин с загорелым спокойным лицом. Прямой черный палаш висел у него на […].

Хлеб на нашем столеХлеб стал для нас средством единения людей, Потому что люди преломляют его за общей трапезой. Хлеб стал для нас символом величия труда, Потому что добывается он в поте лица. Хлеб стал для нас непременным спутником сострадания, Потому что его раздают в годину бедствий. Вкус разделенного хлеба не сравним ни с чем. А. де Сент-Экзюпери Как-то, […].

Хлеб на нашем столе (сочинение-рассказ)Хлеб стал для нас средством единения людей, Потому что люди преломляют его за общей трапезой. Хлеб стал для нас символом величия труда, Потому что добывается он в поте лица. Хлеб стал для нас непременным спутником сострадания, Потому что его раздают в годину бедствий. Вкус разделенного хлеба не сравним ни с чем. А. де Сент-Экзюпери Как-то, […].

Вопросы и ответы к рассказу М. А. Шолохова “Судьба человека”Как вы понимаете слово “судьба”? Приходилось ли вам задумываться о судьбе какого-то человека, о судьбе целого народа, о собственной судьбе? Словари толкуют судьбу в разных значениях. Наиболее распространены следующие: 1. В философии, мифологии – непостижимая предопределенность событий и поступков. 2. В обыденном словоупотреблении: участь, доля, стечение обстоятельств, жизненный путь. Православие противопоставляет идее судьбы Божественный промысел, […].

Вопросы и ответы к рассказу А. И. Куприна “Чудесный доктор”Опишите свое первое знакомство с Гришей и Володей. Первая встреча с Гришей и Володей произошла перед огромным застекленным окном богатого гастрономического магазина в Киеве. Нужно представить себе двенадцатиградусный мороз, маленьких мальчуганов (старшему было всего десять лет), стоящих перед витриной с обилием вкусных вещей, которые в одинаковой степени возбуждали их умы и желудки. Но витрина только […].

Вопросы и ответы к рассказу И. С. Тургенева “Бежин луг­”Как объяснить, почему рассказ называется “Бежин луг”? Какие еще произведения, названные по месту происходящих в них событий, вы читали? Рассказ называется “Бежин луг” по месту, где происходили его события. Бежин луг находится в тринадцати километрах от имения И. С. Тургенева Спасское-Лутовиново. Кроме маленьких рассказов, названных по месту, где происходили события, в них описанные, есть большие […].

Вопросы и ответы к рассказу А. П. Чехова “Мальчики”Почему Чехов сначала назвал рассказ сценкой? Чехов назвал это произведение сначала сценкой потому, что в ней происходит много таких событий, которые легко представить как небольшое драматическое произведение. Наверное, эти события в фантазии автора все больше и больше обрастали наблюдениями, которые хотелось поместить на его страницах. Так сценка превратилась в рассказ. Опишите внешность и поведение Володи […].

Вопросы и ответы к рассказу А. П. Чехова “Хамелеон”Прочтите экспозицию рассказа. Что в этом кратком описании вы узнаете о характере и роде деятельности полицейского надзирателя Очумелова? В самом начале рассказа, в его экспозиции, мы видим, как полицейский надзиратель Очумелов торжественно шествует через базарную площадь. У него новая шинель, в руке узелок. Следом за ним городовой несет решето с конфискованным крыжовником. Это описание – […].

Вопросы и ответы к рассказу Ф. А. Искандера “Детство Чика”Попробуйте рассказать о том, как школьники готовили инсценировку сказки Пушкина. Что вы узнали о реквизите, подборе исполнителей, репетициях, ходе представления, финале общих трудов актеров? В главе из произведения “Детство Чика”, которая называется “Чик и Пушкин”, очень интересно и подробно рассказывается о том, как школьники со своим учителем Евгением Дмитриевичем решили поставить “Сказку о попе и […].

Вопросы и ответы к рассказу А. П. Чехова “Каникулярные работы институтки Наденьки N”Найдите ошибки в работах Наденьки по русскому языку и исправьте их. Наденька допустила много ошибок. Она неверно использовала заглавные буквы, а также ошибалась в приставках (вместо “с” написала “з”). Но еще больше ошибок в содержании всех пяти примеров. Как могла Россия воевать с “Заграницей”? Какими в этих заданиях представляются и ее папенька, и подруга Дуня […].

Сочинение Хлеб всему голова (по пословице про Хлеб)Хлеб – это символ достатка и благополучия, этот продукт мы каждый день видим у себя на столе. Но мало кто задумывался, какой же долгий и тернистый путь он проходит, прежде чем попасть к нам в дом. Сначала нужно вырастить зерно, собрать его, смолотить и с получившейся муки выпечь хлеб. Тысячи людей различных профессий заняты в […].

Вопросы и ответы к рассказу И. С. Тургенева “Муму”О каких событиях рассказал Тургенев в рассказе “Муму”? И. С. Тургенев изобразил события, свидетелем которых был сам. Его мать, Варвара Петровна, была жестокой помещицей-крепостницей, и в детстве будущий писатель не раз был свидетелем расправы над дворовыми людьми. В рассказе “Муму” события также происходят в доме московской барыни, которую обслуживают и развлекают крепостные люди. Как жилось […].

ПОЧЕМУ ХЛЕБ НАЗЫВАЮТ СВЯТЫМБез хлеба на столе невозможно представить себе семейный обед. Какой он вкусный, свежий, с хрустящей поджаристой корочкой! В народе хлеб называют святым, что говорит о его огромной ценности для людей. А так ли на самом деле он необходим человеку? Ведь, на первый взгляд, среди большого количества не менее вкусных и полезных продуктов обычный батон, хлеб-“кирпичик” […].

Вопросы и ответы к рассказу А. П. Чехова “Человек у футляре”Что находится в центре внимания Чехова – курьезный случай, происшедший с чудаком, или жизнь в ее уродливых проявлениях? Ответ обоснуйте. Чехов на примере жизни учителя древних языков Беликова изображает жизнь в ее уродливых проявлениях – отсутствие духовной свободы, раскрепощенности, всеобщая боязнь, “как бы чего не вышло”, доносительство и страх свободомыслия. В такой атмосфере “футлярности”, всеобщего […].

Вопросы и ответы к рассказу А. Т. Аверченко “Смерть африканского охотника”О чем мечтал рассказчик? Какие герои рисовались его воображению? Напомним переживания героя: “Проза жизни тяготила меня”. Его воображению рисовалось иное место жительства. Это могли быть Филиппинское острова, южный берег Африки, Мексика, прерии Северной Америки, мыс Доброй Надежды, реки Оранжевая, Амазонка, Миссисипи и Замбези. Но еще важнее были занятия героя. Он никак не мог заниматься торговлей, […].

Сочинение на тему: ХЛЕБ-БАТЮШКАХЛЕБ-БАТЮШКА Свято храним мы обычай бережно относиться к хлебу. Хлеб! Сколько создано о нем в народе пословиц и поговорок: “Хлеб в закрому, что хозяин в дому”, “Хлеб – батюшка, водица – ма­тушка”. Во многих странах мира еще с незапамятных времен хлеб был всему голова. Мололи зерно на базальтовой ручной мель­нице в древнем Вавилоне. Пекли хлеб […].

Сочинение на тему: ХЛЕБ – ИМЯ СОБСТВЕННОЕХЛЕБ – ИМЯ СОБСТВЕННОЕ Хлеб – это золотая нива, это ломоть ржаного или пшенич­ного, это буханочка, входящая в бортпаек космонавта, это ла­ваш, паляница, узбекская лепешка… Хлеб – это огнедышащие печи. Труд пекаря сродни работе сталевара. “Металл – хлеб индустрии”. Точно, с юмором и с изяществом наш народ выражал свое отношение к хлебу. Шлифовалось оно веками, […].

Ты и твой хлебХлеб… Задумывались ли вы когда-либо, почему он играет такую важную роль в нашей жизни? Почему он пользуется таким огромным уважением среди людей: потому, что с самых первых этапов развития человечества хлеб был самым большим из богатств: у кого был хлеб, тот жил хорошо. Ничто так не беспокоило людей, как его отсутствие. Это можно увидеть и […].

Теплый юмор А. П. Чехова (по рассказу “Лошадиная фамилия”)Великолепный сатирик А. П. Чехов бывает в своих произведениях по-настоящему беспощадным. Особенно это касается тех случаев, когда он обличает, высмеивает отрицательные человеческие качества, например пошлость, отсутствие порядочности и благородства. Но вместе с тем писатель может быть удивительно добрым, в этом случае его юмор кажется совершенно особым, теплым. В качестве примера можно привести один из рассказов […].

Хлеб на столе. Сочинение-миниатюраИстория украинского народа содержит в себе много интересного. Одни ее страницы покрыты тайнами или забвением, славой и гордостью преисполнены другие. Но каждая из этих страниц обязательно является неотъемлемой частицей великой истории души украинского народа, который всегда прославлялся, как упорный и настойчивый. Тот, кто уважал труд и был знаком с искусством сеять, выращивать, косить, молотить и […].

Почему хлеб называют святым (2)Очень часто мы слышим от взрослых: “Не кроши хлеб”, “Относись к хлебу бережно”, “Хлеб – всему голова”. Хлеб называют святым, хозяином на столе, батюшкой. Особым уважением хлебушек пользуется у старых людей: мой дедушка ни за что не сядет обедать, если за столом нет тарелки с нарезанным на аккуратные кусочки хлебом, а бабушка всегда собирает крошки […].

Почему хлеб играет такую важную роль в нашей жизни?Хлеб… Задумывались ли вы когда-нибудь, почему он играет такую важную роль в нашей жизни? Почему он пользуется таким огромным уважением среди людей: с самых первых этапов развития человечества хлеб был самым большим из богатств: у кого был хлеб, тот жил хорошо. Ничто так не тревожило людей, как его отсутствие. Это можно увидеть и в Библии, […].

Почему так нужен хлеб?Хлеб в том или ином виде едят во всем мире. Его считают основой жизни. Во многих странах хлеб составляет 50% или даже больше ежедневного рациона большей части населения. Там, где люди имеют маленький доход, а хлеб является самым дешевым продуктом питания, основная часть калорий поступает с хлебом. В Соединенных Штатах, где уровень жизни значительно выше, […].

Вопросы и ответы ко второму действию пьесы А. Н. Островского “Снегурочка”В чем мудрый царь видел причину, по которой Ярило сердится на его народ? Справка. Ярило – божество славянской мифологии, связанное с плодородием. В честь него обычно устраивались карнавалы, массовые гулянья. Мудрый царь Берендей сразу же понял, что Ярило недоволен тем, что юноши и девушки мало веселятся, что в их среде возникла измена. То, что они […].

Разделы: Литература

  • Осознание идейного содержания, построения и системы образов сказки Паустовского “Теплый хлеб”.
  • Отработка навыков работы учащихся с элементами комплексного анализа.
  • Воспитание нравственности, любви к живому.

Оборудование:

  • портрет К.Г. Паустовского,(рисунок учащегося)
  • муз. фрагмент, изображающий вьюгу, пургу,
  • муз. фрагмент из “Твин-Пикса”,
  • схема построения рассказа-сказки,
  • схема построения системы образов,
  • каравай свежеиспеченного хлеба и соль.

Оформление доски:

Сказка К.Г.Паустовского “Теплый хлеб”

Умел ошибиться – умей и поправиться (пословица).

Всегда следует cтремиться к прекрасному.
К.Паустовский

Чему учит сказка “теплый хлеб” ?

(Схемы делаются постепенно в ходе урока)

Предварительное домашнее задание:

1) отработать выразительное чтение по тексту сказки “Теплый хлеб”,
2) повторить статью о сказках, стр. 9–10, 1 часть учебника литературы,
3) знать особенности строения сказки,
4) нарисовать иллюстрацию,
5) иметь ручки с синей и красной пастой.

1. Эмоциональная подготовка к восприятию материала.

Звучит мелодия пурги, учитель читает отрывок из сказки, где описывается пурга:

. Вдруг в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька никак не мог найти крыльца – так уже мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мерзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни…Ревела, обезумев метель…А к ночи на деревню пал мороз.

(Звучит фантастическая мелодия из кинофильма “Твин-Пикс”.

. За окнами воздух был синий, густой, страшный. В чистом небе над осокорями стояла луна, убранная, как невеста, розовыми венцами. Казалось, воздух замерз и между землей и луной осталась одна пустота – жгучая и такая ясная, что если бы подняло вверх пылинку на километр от земли, то ее было бы видно, и она светилась бы и мерцала, как маленькая звезда.

Черные ивы около мельничной плотины поседели от стужи. Ветки их поблескивали, как стеклянные. Воздух колол грудь.)

– Ребята, отрывок из какого произведения вы прослушали?

(Это отрывок из сказки “Теплый хлеб”)

– А кто автор этой сказки?

(Ее написал К.Г.Паустовский)

– Что же такое необыкновенное произошло, что на деревню упал лютый мороз? (Мальчик Филька обидел раненого коня).

– Совершенно верно. А как и почему это случилось и чем дело завершилось мы с вами и будем выяснять на уроке. Хорошо, ребята? (Хорошо)

– Итак, запишем тему урока и эпиграфы

(Пока дети пишут, учитель объясняет цель урока:

В ходе урока мы должны рассмотреть, как построена сказка и какие образы помогают раскрыть ее содержание. Также мы должны доказать, что наши эпиграфы соответствуют главной мысли произведения Паустовского.)

II. Работа по теме урока

– Вспомним, ребята, из каких частей обычно состоит сказка?

(Волшебные сказки состоят из 3 частей)

– Как называются эти части?

(Они называются: зачин, развитие действия и концовка)

– А в нашей сказке традиционный сказочный зачин?

(Нет, здесь не сказочный, а реалистичный зачин, но в нем говорится о том же, о чем и в сказочном: что, где и когда происходит).

– А концовка сказки “Теплый хлеб” сказочная или реалистичная?

(Она наполовину сказочная, наполовину реальная).

– Давайте вычертим схему построения сказки.

Зачин – развитие действия – концовка

– Как называется деревня, в которой происходили удивительные события?

– Как звали раненого коня, оставленного на лечение в деревне?

(Коня звали Мальчик).

– В какой части сказки мы об этом узнали?

(В конце сказки, стр. 11).

– Обозначим круг персонажей сказки

(Это конь Мальчик, мельник Панкрат, мальчик Филька, бабка Фильки, ребята из деревни, старики, сорока и ветер летний).

– Как вы думаете, кто из них главный герой и почему? Кто из них вовлечен во все действия, без кого не состоялось бы действие сказки?

(Конь? Панкрат? Филька?)

– Да, это Филька, именно он виновник конфликта, всей интрии.

Начнем строить схему системы образов нашей сказки.

Значит, мы определили главного героя, он у нас будет в центре схемы, а все остальные персонажи – вокруг него. Теперь будем внимательно двигаться по содержанию сказки, рассматривая и оценивая поступки Фильки и черты его характера.

– Кто же такой Филька, дадим ему характеристику (стр. 4–5, внизу).

– Почему он жил с бабкой?

– Почему Филька такой злой, недоверчивый?

(Мало видел добра, не доверял людям)

– Как случилось, что он обидел коня?

(Ел дома хлеб с солью, а конь ему помешал, да еще губами потянулся к хлебу, наверное, испачкал его)

– Как Филька назвал коня в злобе?

(Христарадник)

– Что такое “Христарадник”?

(Человек, который просит подаяние Христа ради)

– К кому первому обратился за помощью Филька, когда осознал, что он стал причиной великого мороза, от которого могут умереть все в деревне?

(К самому близкому человеку – бабке)

– Чем помогла Фильке бабка?

(Она рассказала о том, что произошло 100 лет назад из-за злобы одного мужика, и направила Фильку к мельнику Панкрату)

– Опишите мельника Панкрата.

(стр. 4, второй абзац Скорый на работу, сердитый старик, которого ребята считали колдуном, он-то и кормил по мере сил коня)

– Чем помог мельник Панкрат Фильке?

(Обозначил границы беды – спасти людей от стужи и заставил мальчика думать и придумать как освободить воду из подо льда, заставить работать мельницу, спасти людей от голода)

– Прочитаем диалог Фильки с Панкратом.

(стр. 8, сверху “Брось реветь…”)

– Что же придумал Филька?

(Решил собрать ребят в деревне и прорубить лед в реке, чтобы освободить воду для мельницы)

– Кого еще на помощь ребятам позвал старый Панкрат?

(Он созвал стариков в деревне)

– Ребята, а мы всех помощников Фильки назвали? Не забывайте, что у нас сказка и в ней должны быть волшебные помощники, и кто же это?

(Это сорока и летний ветер)

– Как сорока помогла мальчику?

(Сорока полетела к теплому морю, разбудила летний ветер, упросила его прилететь в деревню и принести тепло)

– А что сделал теплый ветер?

(Он принес в деревню оттепель и этим помог ребятам и старикам расколоть лед и освободить воду для мельницы)

– Каков же результат взаимодействия всех помощников?

(Они прекратили стужу, освободили воду, дали возможность Панкрату намолоть муки для жителей деревни и напечь хлеба)

– Вот мы с вами и подошли к эпиграфам урока. Выполнил ли Филька свой долг, сумел ли исправить свою ошибку?

(Да, Филька сумел ошибиться, но потом сумел исправить свою ошибку)

– Да, Филька исправил свою ошибку и этим он доказал, что он сильный и мужественный человек, у него хватило и душевных, и физических сил, чтобы исправить злое дело, которое он натворил, а значит – он приблизился к прекрасному.

– Но сказка на этом не закончилась. Прочитаем о том, как Филька помирился с конем (стр. 11).

(В класс заносят каравай хлеба и раздают по кусочкам всем детям.)

– Ребята, Филька и про нас не забыл, прислал и нам хлеб с солью. Полакомимся и сделаем спортпаузу.

– Внимание! Наша схема на радостях превратилась в цветок жизни. Дорисуем ее.

Ребята дорисовывают схему и отвечают на вопрос: Чему же учит сказка паустовского?

(Сказка учит правильно жить, с добром относиться к людям. И тогда жить станет легче, интереснее. Надо делать добро людям, а если ошибешься, то не надо бояться покаяться и исправить ошибку.) Так и сделал герой сказки – Филька.)

– А ведь при первой встречи с Панкратом, вспомните, ребята, как мельник назвал Фильку?

(Он назвал Фильку бессмысленным гражданином)

– Как это понимать?

– А как можно назвать Фильку в конце сказки?

(Честным человеком. Хорошим человеком. Настоящим гражданином)

– А что ж такое гражданин?

(“Отечества достойный сын”)

– Почему сказка называется “Теплый хлеб”?

(Потому что хлеб издавна главная пища крестьян, он всему голова, Выращивая его, человек добывает себе не только пропитание, но и уважение, свое человеческое достоинство.)

– Поэтому, ребята, мне кажется, что мы можем выделить в этой сказке еще один образ – образ хлеба. А Паустовский важность хлеба подчеркнул в названии своего произведения.

III. Творческое задание

– Теперь последнее задание.

– Мы с вами, ребята, попробуем написать речь сороки, которая сумела найти такие особенные слова, которые разбудили спящий ветер и заставили его прилететь в северную деревню и помочь людям. Что же могла сказать сорока ветру? Не забудьте, что сорока – сказочный герой и речь у нее должна быть народной.

Ветер-ветрушко! Проснись, батюшка!
Я сорока-белобока, прилетела из далека,
Не присела я нигде, принесла весть о беде.
Помоги мороз осилить,
Речку ото льда откинуть,
Людям мельницу пустить,
Хлеба мягкого вкусить!

Учитель собирает рисунки учащихся и делает из них выставку.

IV. Домашнее задание.

– А дома вы, ребята, продолжите свое творчество и напишете речь Фильки, с которой он обратился к ребятам за помощью. Учтите, что с этими ребятами он плохо дружил, говорил им : “ Да ну тебя!”, обижал их. Найдите душевные слова, которые помогли Фильке подружиться с ребятами.

Читайте также: