Почему гоголь сравнивает русь с тройкой лошадей

Опубликовано: 01.05.2024

У каждого народа свои образы Родины. Образ России, благодаря гению Николая Васильевича Гоголя, вот уже вторую сотню лет сливается с образом Птицы тройки, которая летит, несётся вперёд, не давая ответа, куда и зачем, и только: «косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства». Ужас движений, ражий оскал коней, хоть «и не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро живьем с одним топором да долотом…» В этой тройке обычай русского народа не скоро запрягать, но быстро ехать, устремляясь сломя голову за новой мечтой, за новой идеей переустроить и осчастливить мир.

Рванулись. И - деревня сбита,
Пристяжка мечет, а вожак,
Вонзая в быстроту копыта,
Полмира тащит на вожжах!

Перед нами та же Птица тройка - Русь! Летучая и неугомонная:

«Кто смог, сбираясь в дальний путь,
К саням - на тёсаных берёзах
Такую силу притянуть?»

Такой мечтой в 20 веке стала мечта о справедливом социальном государстве, в котором простой народ получил бы право на достойную жизнь и нерабский труд. Новое время всколыхнуло народные таланты, которые прозябали в своих неведомых «рассейских» углах и потянулись в Москву учиться, чтобы не мешкая положить к ногам своего отечества свою волю и свой талант. Одним из таких самородков и был сибиряк - Павел Васильев! В его стихах есть запах, «ты пахнешь, как казацкая нагайка», цвет, плоть и язык – г у с т о й язык разноплеменного советского государства, российского народа. Ключевым стихотворением к пониманию неуправляемой авторской воли Павла Васильева может служить стихотворение «Тройка».
Цвет: «И кажешь, морды в пенных розах», «И белозубый скалит рот, // И харя с красными белками», «Другая, рыжая и злая, // Вся в красный согнута калач».
Плоть: «Ты на ногах своих лохматых», «И коренник, как баня, дышит, // Щекою к поводам припав, // Он ухом водит, будто слышит, // Как рядом в горне бьют хозяв».
Язык: «Ресниц декабрьское сиянье // И бабий запах пьяных кож, // Ведро серебряного ржанья - // Подставишь к мордам – наберешь», «Но даже стрекот сбруй сорочий // Закован в обруч ледяной. // Ты медлишь, вдаль вперяя очи, // Дыша соломой и слюной».

Революция. Война. Смерть. И лагерная неволя, которую он предрекал себе, смотрели на него звериными глазами, глазами «кобелей»:

И чьи-то руки в миг последний
С цепей спускают кобелей.
И коренник, во всю кобенясь,
Под тенью длинного бича,
Выходит в поле, подбоченясь,
Приплясывая и хохоча.

В финале стихотворения поэт вочеловечивает образ тройки, его коренника он соотносит с собой, а, значит, с тягловым предназначением Русского Поэта, который, «приплясывая и хохоча», сам есть центральное звено Тройки, что по сути ново в русской литературе. У птицы тройки уже был возница, возница, который «привстал, да замахнулся, да затянул песню - и вон она понеслась, понеслась, понеслась. » Но новое время требовало новых песен, своих песен, яростных и неугомонных!
Только за сто лет к Тройке цепляют ещё и «пол-России гиблой тачанкой»: гражданская война с её противоречивыми правдами не могла не отразится в искренних стихах Павла Васильева.
Национальный колорит добавляет раскосый глаз коренного киргизского коня, прекрасно прописаны и охарактеризованы две другие лошади тройки: «Одна - из меченых и ражих, //
Другая – краденая знать // – Татарская княжна да б. – // Кто выдумал хмельных лошажьих //
Разгульных девок запрягать?»
Русь по-прежнему мчится, волоча за собой полмира. Дерзкой удалью веет от этих строк, чувствуется, что сам автор мчится в этой тройке и управляет конями. Сам автор ощущает в себе силы стать новым – « первым поэтом страны советов», его слог лёгок, его язык вкусен, он «чертовски» талантлив. Он в самом начале своей писательской дороги, после ареста по доносу он ещё надеется на ссылку или лагерь, он жаждет продолжить писать, он ещё так молод, у него столько ещё впереди . Но он был приговорён к расстрелу и на следующий день убит. Многие поэты революционного поколения по причине своей неподатливости и непластичности к новой власти даже «до шахт не дошли» (Б. Слуцкий). Прозаики уцелели, видимо, потому, что прозаику для творчества нужно много дополнительных аксессуаров, в виде бумаги, а поэт опасен тем, что способен пустить в народ всего-то десяток строчек, которые даже и записывать не нужно, сразу высекаются в памяти. Высекаются и косвенные доносы с дружеским рукопожатием: «Здравствуй, враг отечества!» – знаменитое пастернаковское в писательском клубе.
Эпоха лошадей в России, конечно, отжила своё. Трудно себе представить, что в начале 21 века поэт российский прицепит новую птицу тройку к «ладе калина», пусть и в сто лошадиных сил. Скорости сейчас другие, многим всё больше по нутру фотонные ракетные двигатели… А Русь тройка мчится себе вперёд, оплакивая своего погибшего поэта, и ожидает следующего, нового, коренного. Подождём и мы.

Доклад был зачитан 19 февраля 2010 года на научной конференции "Поэт Павел Васильев и русская культура" в Литературном институте имени А.М.Горького.

НА СТОЛЕТИЕ ПАВЛА ВАСИЛЬЕВА

Не в 37-ом, а в «две тыщи девятом»
Он мог умереть на кресте не распятым.
Мог стать патриархом от литературы,
Отпетым лежать в «храме номенклатуры».
Но был лишь расстрелян за час до рассвета
Глазастым и чистым, улыбчивым летом,
А гранки рассыпали, вырвали с корнем,
Но время пришло, мы всех вырванных вспомним.
Все песни отыщем и заново сложим,
Пусть нам говорят – мир коварен и сложен.
Коль слово – поэта приводит к расстрелу,
То, значит, начальство то слово задело.
Мы всех палачей назовём поимённо,
Какие б над Красной не встали знамёна!
Он к правде тянулся, был дерзким и сильным,
Он был – и остался – наш Павел Васильев!

12 февраля 2010

Вновь на снегах, от бурь покатых,
В колючих бусах из репья,
Ты на ногах своих лохматых
Переступаешь вдаль, храпя,
И кажешь, морды в пенных розах, -
Кто смог, сбираясь в дальний путь,
К саням - на тесаных березах
Такую силу притянуть?
Но даже стрекот сбруй сорочий
Закован в обруч ледяной.
Ты медлишь, вдаль вперяя очи,
Дыша соломой и слюной.
И коренник, как баня, дышит,
Щекою к поводам припав,
Он ухом водит, будто слышит,
Как рядом в горне бьют хозяв;
Стальными блещет каблуками
И белозубый скалит рот,
И харя с красными белками,
Цыганская, от злобы ржет.
В его глазах костры косые,
В нем зверья стать и зверья прыть,
К такому можно пол-России
Тачанкой гиблой прицепить!
И пристяжные! Отступая,
Одна стоит на месте вскачь,
Другая, рыжая и злая,
Вся в красный согнута калач.
Одна - из меченых и ражих,
Другая - краденая, знать, -
Татарская княжна да б. -
Кто выдумал хмельных лошажьих
Разгульных девок запрягать?
Ресниц декабрьское сиянье
И бабий запах пьяных кож,
Ведро серебряного ржанья -
Подставишь к мордам - наберешь.
Но вот сундук в обивке медной
На сани ставят. Веселей!
И чьи-то руки в миг последний
С цепей спускают кобелей.
И коренник, во всю кобенясь,
Под тенью длинного бича,
Выходит в поле, подбоченясь,
Приплясывая и хохоча.
Рванулись. И - деревня сбита,
Пристяжка мечет, а вожак,
Вонзая в быстроту копыта,
Полмира тащит на вожжах!
1934г.

Великий русский писатель Н.В.Гоголь сравнил Россию (Русь) с птицей-тройкой, «бойкой, необгонимой», которая несётся неведомо куда, не давая ответа. Мне тоже представилась современная Россия в виде тройки лошадей, и при этом возникли вопросы, сравнимые с теми, которые мучали Гоголя в средине 19-го века. Тройка «лошадей» возникла в моём воображении в виде Государственной думы, Совета Федерации и Правительства, а на место возницы я посадил конечно же Президента. В санях или, точнее, в четырёхколёсной телеге, я представил российский народ, который от долговременной езды на этом транспорте изрядно подустал – уж слишком много на жизненной дороге ухабов и нежданных поворотов.
В этом году мы будем отмечать 20-летие действующей Конституции России, и гоголевские вопросы, куда мчится Русь, вовсе не праздные. Беда только в том, что все эти годы, на мой взгляд, Россия неслась с огромной, не лошадиной, скоростью, но в обратном направлении. На этом тернистом пути страна потеряла миллионы людей, свою державную роль в мире, целые отрасли народного хозяйства, покорив все мыслимые высоты по «распилу» бюджетных средств. А ещё, как ни горько это звучит, мы, россияне, утратили своё единство.
В одном государстве, огромном по занимаемой территории, появилось слишком много факторов, которые разделяют наши народы по квартирам, ночлежкам и дворцам. Одни из них были и раньше, но как-то не имели такой выпуклости, как сегодня, другие мы приобрели на новом пути, изменив движение. Разделение на очень бедных и очень богатых таит в себе самую мощную силу разрушаемости единства общества. Мало нам было разделения по национальным квартирам, мы сегодня разделены между собою по партийной принадлежности. Как бы мы ни желали уйти в сторону от этого разделения, но на выборах, от органов местного самоуправления до Президента, приходится подтверждать, что градация существует.
Порядок формирования Государственной думы, на мой взгляд, сегодня вовсе не способствует воплощению в реальность принципа, когда «народ является носителем государственной власти». Если раньше каждый избранный депутат госдумы был привязан к конкретной территории, на которой избирался и которую он представлял весь период депутатской работы, то сегодня этот принцип стёрт, так как думский корпус сформирован по партийным спискам. Эта «списочно-талонная» система выборов на деле свела на нет связь депутатов с народом (избирателями). Давайте рассмотрим ситуацию на примере нашей Кировской области.
В госдуме 6-го созыва депутатский корпус от Кировской области представлен пятью депутатами. Это О.Д.Валенчук и В.С.Тимченко от «Единой России», С.А.Доронин от «Справедливой России», С.П.Мамаев от КПРФ, К.И.Черкасов от ЛДПР. Судя по представителям партии в госдуме от нашей области, говорить о взаимной связи после выборов очень сложно. Во-первых, Вячеслав Тимченко никакого отношения к нашей области не имеет, «талон» на представительство ему был выдан, вероятно, за особые заслуги перед партией, по списку. Таким же способом получил депутатский мандат Кирилл Черкасов, так как нить его связи с вятскими избирателями тоже невидима. Всё это напоминает договор купли-продажи думских мандатов между Москвой и Кировом, заключённый на определённом властном уровне. Скажите, кто-то видел этих депутатов в Кировской области после состоявшегося избрания?
Это «суррогатное» депутатство, на мой взгляд, повлияло прямым образом на чувство ответственности депутатов перед избирателями. Если и можно говорить об их работе в регионах, то с большой натяжкой. Они больше ответственны сейчас перед своими партиями, чем перед избирателями, хотя и в своих партийных рядах им трудно скрыть разброд и шатание.
Судя по имущественному цензу депутатов Госдумы и сенаторов Совета Федерации, интересы этого представительства во власти, мягко говоря, с народными мало совпадают. Этот тезис в полной мере доказывается направленностью и качеством принимаемых законов. В результате, за 20 лет реализации Конституции наше государство практически перестало быть социальным. Все социальные положения Конституции подверглись жёсткой ревизии и урезанию до унизительного пайка. Буквально одной строкой напомню, что мы получили платные медицину и образование, а общенародная собственность, природные ресурсы России, перестали принадлежать народу. Власть декларирует «шаговую доступность» социальных благ, а на практике лишает людей пользоваться элементарными жизненными потребностями. Я напомню, на многих сельских территориях сегодня нет даже признаков государства. Закрываются школы, медицинские учреждения, почтовые отделения, банковские структуры, дома культуры, библиотеки.
Создаётся впечатление, что государство набросило на людей петлю-удавку, которая с каждым годом всё сильнее затягивается. Банкротятся предприятия, ранее прочно стоящие на ногах, люди лишаются работы и теряют свою уверенность в завтрашнем дне. Уже скоро мы будем жить по социальным нормам на электроэнергию, платить за недвижимость кратно увеличенные налоги. По новому Закону об образовании, в разы увеличивается плата за места в детских учреждениях, уже возросла несопоставимо плата за общежитие студентам. В регионах с более развитой инфраструктурой появились платные дороги.
Россия в своём развитии стала стихийной, больной страной, которая то и дело ищет причины неудач. Нам мешают засушливые лета, холодные зимы, не по расписанию наводнения. Вместо сбалансированного и строго выверенного единого государственного плана, который соответствует возможностям бюджета страны, как это было раньше, мы развиваемся по каким-то многочисленным «дорожным картам», колода которых становится всё толще, а игроки от власти демонстрируют обществу свою несостоятельность.
К 20-летию Конституции России в кабинетах госдумы уже готовится самый масштабный за все эти годы проект закона об амнистии, согласно которому из мест заключения выйдут взяточники и расхитители гос. собственности. Этот закон позволит стряхнуть с ног электронный браслет Евгении Васильевой, домашней арестантки-мученицы. Госпожа Сердюкова-Васильева выйдет на свободу с чистой совестью, не побывав в местах заключения.
А премьер Правительства Дмитрий Медведев с умным лицом прорицательницы Ванги предрекает народу ещё большие трудности, выдавая их за блага. И мне хочется закончить свои грустные размышления всё теми же гоголевскими словами: «Русь, куда ж несёшься ты? дай ответ. Не даёт ответа…Эх, кони, кони, что за кони!»
Александр Чупраков

Цитата из поэмы «Мёртвые души» (1842 г.) русского писателя Николая Васильевича Гоголя (1809 – 1852), глава 11 (из последнего лирического отступления поэмы, о путешествии Чичикова):

"Эх, тройка [ 1 ] ! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. И не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро живьем, с одним топором да долотом, снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик. Не в немецких ботфортах [ 2 ] ямщик: борода да рукавицы, и сидит чорт знает на чем; а привстал, да замахнулся, да затянул песню - кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход! и вон она понеслась, понеслась, понеслась. И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух.

Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка, несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, всё отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? Что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится, вся вдохновенная богом. Русь, куда ж несешься ты, дай ответ? Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо всё, что ни есть на земли, и косясь постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства".

Русь (художник Лаптев А.М.) Русь (художник Лаптев А.М.)

Примечания

↑ 1) — тройка лошадей. Старинная русская запряжка лошадей. Коренник — центральная лошадь — должен идти быстрой чёткой рысью, а пристяжные — лошади сбоку — должны скакать галопом. Тройка развивала скорость до 45-50 км/ч, что считалось очень высокой скоростью.

↑ 2) — высокие кавалерийские сапоги с раструбами.

✍ Примеры

«Братья Карамазовы» (1878 – 1880 гг.), книга XII, VI — из речи прокурора в суде:

"Великий писатель предшествовавшей эпохи, в финале величайшего из произведений своих, олицетворяя всю Россию в виде скачущей к неведомой цели удалой русской тройки, восклицает: "Ах, тройка, птица тройка, кто тебя выдумал!" — и в гордом восторге прибавляет, что пред скачущею сломя голову тройкой почтительно сторонятся все народы. Так, господа, это пусть, пусть сторонятся, почтительно или нет, но, на мой грешный взгляд, гениальный художник закончил так или в припадке младенчески невинного прекрасномыслия, или просто боясь тогдашней цензуры. Ибо если в его тройку впрячь только его же героев, Собакевичей, Ноздревых и Чичиковых, то кого бы ни посадить ямщиком, ни до чего путного на таких конях не доедешь! А это только еще прежние кони, которым далеко до теперешних, у нас почище…»"

Книга XII, IX — завершение обвинительной речи прокурора в суде:

"Вспомните, что вы защитники правды нашей, защитники священной нашей России, ее основ, ее семьи, ее всего святого! Да, вы здесь представляете Россию в данный момент, и не в одной только этой зале раздастся ваш приговор, а на всю Россию, и вся Россия выслушает вас как защитников и судей своих и будет ободрена или удручена приговором вашим. Не мучьте же Россию и ее ожидания, роковая тройка наша несется стремглав и, может, к погибели. И давно уже в целой России простирают руки и взывают остановить бешеную, беспардонную скачку. И если сторонятся пока еще другие народы от скачущей сломя голову тройки, то, может быть, вовсе не от почтения к ней, как хотелось поэту, а просто от ужаса — это заметьте. От ужаса, а может, и от омерзения к ней, да и то еще хорошо, что сторонятся, а пожалуй, возьмут да и перестанут сторониться, и станут твердою стеной перед стремящимся видением, и сами остановят сумасшедшую скачку нашей разнузданности, в видах спасения себя, просвещения и цивилизации! Эти тревожные голоса из Европы мы уже слышали. Они раздаваться уже начинают. Не соблазняйте же их, не копите их всё нарастающей ненависти приговором, оправдывающим убийство отца родным сыном. »"

Образ Руси в поэме стоит наравне с ключевыми образами: Чичиковым, Маниловым, Собакевичем, Коробочкой, Плюшкиным. Можно даже сказать, что все портреты помещиков также играют на создание полной картины русской жизни с ее бытом.

С самых первых строк поэмы показан быт обычных губернских городов, которые и составляли большую часть нашей страны. Н.В. Гоголя в большей степени интересуют не окрестные пейзажи, им как раз внимание уделяется в последнюю очередь. Образ Руси он создает через портреты людей, ее населяющих. В самых первых строках мы видим жуликоватого хозяина трактира, его важного слугу, смотрим на других жителей.

Для Гоголя — символом необъятной Руси является бесконечная дорога, путь. Деревни на пути Чичикова сменяют друг друга одна за другой, но помещичий быт остается неизменным. Деревенька с деревянными избами, вокруг бескрайние поля, чуть в стороне, обычно на холме помещичий дом. Все это мы бы увидели, если бы оказались в России времен Гоголя, причем в любой ее точке. Постепенная дергадация помещиков, встречающихся Чичикову словно показывает, по какому пути движется Русь и куда придет, если ничего не изменится.

В одиннадцатой части поэмы содержится лирическое отступление, в котором автор сравнивает Русь с тройкой. Описывает этого простого мужика-кучера, который сидит непонятно на чем, но залихватски свистит, затягивает песню и лошади мчат неизвестно куда. В этом, по мнению автора вся Россия. С ее незамысловатостью, простотой, отсутствием блеска и пафоса, но неукротимой силой духа. Сила Руси именно в ее простоте. Словно на неукротимых конях несется она, являя собой силу, с которой нельзя не считаться. Но куда ведет этот путь? Ответа никто не знает.

Помимо русского духа, писатель настолько точно описывает русский быт XIX века, что можно говорить об энциклопедичности. Здесь повсеместная бедность, разбитые дороги, сбежавшие крестьяне, не желающие терпеть угнетателей-помещиков.

Можно сказать, что Н.В. Гоголь в поэме написал портрет Руси без прикрас, но именно из-за своей реалистичности он и трогает душу, вызывая в ней истинный патриотизм, когда свою родную землю принимаешь и любишь со всеми ее недостатками.

2 вариант

Писатель в поэме "Мёртвые души" смог полностью и правдиво изобразить эпоху крепостничества в стране. Русь в поэме Николая Васильевича Гоголя является одним из ключевых образов, раскрывающих суть и замысел произведения. Картину того времени дополняют и передают персонажи: Чичиков, Манилов, Собакевич, Коробочка, Плюшкин, крестьяне. Многообразие характеров помещиков и пейзажей позволяют читателю окунуться в то время, посмотреть на мир глазами человека, живущего в ту эпоху. Автор уделяет внимание не столько пейзажам, сколько описанию помещиков, их быта, характеров и нравов.

Всю необъятность земли русской Н.В.Гоголь передаёт с помощью дороги, по которой едет Чичиков. Путь Павла Ивановича, занимающегося скупкой "мёртвых душ", долог. Читатель может без каких-либо проблем заметить, что быт помещиков, которых посещает Чичиков, во многом схож: деревянные избы, бескрайние поля, помещичий дом и пассивный образ жизни самих хозяев. Этим автор хочет сказать, что путь, по которому тогда двигалась Русь, приводит к упадку нравственности и деградации личности. Ведь кому как не помещикам нужно развиваться, стремиться улучшать хозяйство и быт своих крестьян?

Быт русского народа занимает далеко не последнее место в описании образа Руси. У одного помещика крестьяне живут бедно (даже на пороге нищеты), у другого - чуть лучше. Практически везде, где проезжал Павел Иванович, разбитые дороги, которые превратились уже в грязь. В этом вся Русь, по мнению автора: деградирующие помещики, угнетаемые крестьяне, застой в развитии хозяйств, нежелание что-либо менять.

Однако Николай Васильевич верит, что рано или поздно Русь пойдёт по правильному пути. Именно для этого и создавалось это произведение. Автор хотел показать читателям, к чему приводит лень, жадность и праздная жизнь "верхушки власти". Пока простые люди трудятся, помещики лишь пожинают плоды их труда. У помещиков нет какой-либо цели в жизни. Единственное, чего они хотят, это хорошая и сытая жизнь. Не важно, что происходит вокруг. Главное - поддерживать стабильность и смотреть, чтобы крестьянин работал как следует.

Стоит вернуться к роли дороги в поэме. Путь не всегда бывает лёгок и прост, всегда есть свои препятствия и тернии. Пусть Русь пока терпит упадок, однако рано или поздно она возвысится, крепостничество падёт и начнётся новая эпоха в жизни не только страны, но и каждого человека.

Русь в произведении Мертвые души

Одним из центральных образов является в поэме Николая Васильевича Гоголя является Русь. Гениальный писатель сумел в своем произведении показать целую эпоху страны. Русь рассматривается настолько правдиво насколько это возможно. В поэме можно рассмотреть разнообразные истинные человеческие характеры, пейзажные картины, огромные просторы всей Руси.

Николай Васильевич начал работу над произведением “Мертвые души” в далеком 1835 году. Любопытно что именно Александр Сергеевич Пушкин подсказал писателю сюжет. Сам Гоголь много раз отмечал масштабность и глобальность своего замысла. В Мертвых душах писатель изобразил самые актуальные и наболевшие вопросы жизни своего времени. Он указал на распад крепостного строя раскрывая тем самым трудное положение простых крестьян. Образ Руси беспрерывно связан с народом. Само наименование поэмы несло в себе большой внутренний смысл, и также “наводило ужас”, как говорит Герцен. Дорога в “Мертвых душах” это место, по которому колесит чичиковская повозка. В известной одиннадцатой главе, дорога с быстро летящей по ней бричкой превращается в необыкновенный путь, по которому также стремительно несется Русь посреди других стран. В подтверждение вышеизложенного можно выделить такие строчки как: Русь, куда ж несешься ты, дай ответ? Не дает ответа.

Манилов, Коробочка, Ноздрев, Чичиков уже давно потеряли свои души. К сожалению, таких людей можно встретить и в современном мире. Белинский описывает Манилова как сентиментального размазню. Конечно же он не опасный и довольно-таки вежлив и воспитан. Главная его мечта — это благополучие в жизни. Однако это всего лишь пустой внутренне человек, который умеет только говорить красивые слова при этом нечего не делая. Следует отметить, что, Николай Васильевич старается не разделять народ от бюрократов в виде чиновников и помещиков. Ярким персонажем являлся Ноздрев. Его характеризовали такие качества как: грубость, нахальность, не принципиальность, циничность. Собакевич представляет печальный и нелегкий крепостное устройство. Это человек старой закалки, то есть непоколебимый помещик, нагло обнажая свою бесцеремонную и грубую натуру. Для него нет нечего святого, особенно научное развитие и достижение народом малой капли просвещения. Плюшкин выдающийся пример утраты всего человеческого. Жадность стал его главной одержимостью. Образ Плюшкина далеко не комичный, а скорее всего драматический.

В заключении можно сделать вывод о том, что “Мертвые души” это хорошее справочник при знакомстве с Россией начала 19 века. Белинский отмечал, что шедевр Гоголя отличается чистой, русской и народной направленностью.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ Руси в поэме Мертвые души

Популярные сегодня темы

Рассказ Чехова начинается со встречи старых друзей тонкого и толстого вельмож. Они случайно повстречались на вокзале. Учились они в одном заведении и были школьными приятелями. Сначала их встреча была доброжелательной

В нашем современном мире редко можно встретить подростка, читающего книгу. Зато, все чаще встречаются молодые люди, активно использующие социальные сети для общения и просмотры фильмов, вместо классического чтения

Первое впечатление, которое я получила от увиденного кота – это заинтересованность. Картина достаточно яркая и веселая. В самом названии упомянуто, что животное ученое и, следовательно, художница изобразила его именно так

Лирическое произведение является одним из лучших неподражаемых переводов баллады Гете о короле эльфов, высоко оцененным в поэтическом сообществе.

Островский был неким знатоком Замоскворечья. Это район столицы, где живут довольно простые люди. Драматург дает возможность читателям своих произведений приблизиться и немного понять жизнь простых людей, купцов, мелких служащих и других


Одним из важнейших в творчестве Гоголя является образ Руси в поэме "Мертвые души". Краткое содержание произведения вы, надеемся, помните. Предлагаем вам анализ этого образа, который дает ключ к пониманию всей поэмы.

Произведение является художественным исследованием общественной жизни, современной писателю, ее коренных проблем. Главное место в композиционном отношении занимает изображение двух миров – помещичьего и чиновничьего. Однако именно трагическая судьба народа является идейным стержнем произведения.

образ руси в поэме мертвые души кратко

Писатель, беспощадно бичуя существовавший в стране общественный порядок, был твердо убежден в том, что русской земле уготовано славное будущее. Он верил в ее грядущий расцвет. У Николая Васильевича эта убежденность появилась из живого ощущения огромного творческого потенциала, который таится в недрах русского народа.

Образ Руси в поэме "Мертвые души" представлен как олицетворение того великого, на что только способен народ, того важного исторического дела, которое, как верил автор, могут совершить его соотечественники. Образ России возвышается над всеми образами и картинами, нарисованными в произведении. Он овеян любовью автора, который посвятил свою жизнь, свое творчество служению родной стране.

Характеризуя образ Руси в поэме "Мертвые души" кратко, необходимо сказать пару слов и о "хозяевах жизни". Ведь Гоголь не случайно ввел их в свое произведение.

Обличение "хозяев жизни"

образ руси в поэме гоголя мертвые души

Гоголь страстно верил в то, что России уготовано лучшее будущее. Поэтому в своем произведении он обличает тех людей, которые сковали ржавыми цепями развитие творческого потенциала народа, нации. Николай Васильевич беспощадно развенчивает дворян, "хозяев жизни". Образы, созданные им, свидетельствуют о том, что подобные Чичикову, Плюшкину, Собакевичу, Манилову люди не способны создавать духовные ценности. Они являются потребителями, лишенными творческой энергии. Помещики, выключенные из сферы живой жизни, полезной деятельности, - носители косности и застоя. Чичиков, который развернул свою авантюру, не страдает инерцией. Тем не менее активность этого героя направлена не на благое дело, а на достижение корыстных целей. Он отчужден от интересов государства. Всем этим героям противопоставлен образ Руси в произведении "Мертвые души".

Утверждение прогресса

Формы жизни, которые утверждают все вышеперечисленные персонажи, резко противоречат нуждам и запросам исторического развития страны. Для иллюстрации этой мысли автор рисует величественный образ Руси в поэме "Мертвые души". Эта страна, как считает Гоголь, обладает громадной мощью. Образ Руси в романе "Мертвые души" является олицетворением основной идеи поэмы, которая заключается в отрицании общественного застоя, социального порабощения, в утверждении прогресса.

Мнение о поэме В. Г. Белинского

Известный критик В. Г. Белинский подчеркивал, что противоречие глубокого субстанциального начала русской жизни и ее общественных форм – вот основная идея "Мертвых душ". Критик понимал под словосочетанием "субстанциальное начало" богатую одаренность народа, его извечное стремление к свободе. Николай Васильевич твердо верил в то, что его родной стране предстоят большие исторические свершения. Устремленность в будущее, взлет жизненной энергии - все это воплощает образ Руси в поэме "Мертвые души". Страна мчится в необъятную даль, подобно птице-тройке. Другие государства и народы сторонятся ее, косясь, и дают ей дорогу.

Картины родной природы

Лирические высказывания Николая Васильевича Гоголя наполнены высокой патетикой. О Руси он говорит с восхищением. Гоголь одну за другой рисует картины родной природы, которые проносятся перед путешественником, на быстрых конях мчащимся по осенней дороге.

образ руси в поэме мертвые души

Застою помещиков автор не случайно противопоставляет образ Руси в поэме "Мертвые души". Глава 11 очень важна для понимания этого образа. В ней нарисована Русь, которая стремительно движется вперед. В этом выражается вера автора в будущее своей страны, своего народа.

Размышления о русском народе

образ руси в романе мертвые души

К числу самых проникновенных страниц относятся лирические размышления Гоголя об энергичном, живом характере трудолюбивой нации. Они согреты пламенем патриотизма. Николай Васильевич хорошо осознавал то, что творческие таланты и изобретательный ум русского народа станут могучей силой лишь тогда, когда его соотечественники будут свободными.

Гоголь, рисуя разгул на пристани, поднимается до воспевания народной жизни. Живая сила русского народа подчеркнута также в стремлении крестьян избавиться от гнета. Бегство от помещиков, убийство заседателя Дробякина, ироническая издевка народа над "порядками" – проявления протеста, которые упоминаются в поэме хотя и бегло, но настойчиво. Воспевая национальный характер и русский народ, Николай Васильевич никогда не опускается до тщеславия.

образ руси в поэме мертвые души краткое содержание

Персонажи, представляющие Русь, достаточно разнообразны. Это и Пелагея, малолетняя девочка, и безымянные, беглые или умершие, работники Плюшкина и Собакевича, которые не действуют в поэме, а только упоминаются мимоходом. Перед читателем проходит целая галерея персонажей. Все они представляют многоцветный образ России.

Мастеровитость, природная смекалка, широкий размах души, чуткость к меткому, разящему слову, богатырская удаль – во всем этом, а также во многом другом у Николая Васильевича проявляется истинная душа русского народа. Острота и сила его ума сказались, по Гоголю, в меткости, бойкости русского слова. Об этом Николай Васильевич пишет в пятой главе. Цельность и глубина народного чувства вылились в задушевность русской песни, о чем автор упоминает в одиннадцатой главе. В главе седьмой Гоголь говорит о том, что щедрость и широта души сказались в безудержном веселье, с которым проходят народные праздники.

Оценка поэмы Герценом

Патриотический пафос "Мертвых душ" высоко оценил Герцен. Он с полным основанием отмечал, что это произведение – удивительная книга. Герцен писал, что это "горький упрек современной Руси", однако не безнадежный.

Противоречия, отразившиеся в поэме

Николай Васильевич Гоголь пламенно верил в то, что Россию ждет великое будущее. Тем не менее писатель ясно представлял себе путь, по которому страна идет к процветанию, славе и могуществу. Он спрашивает: "Русь, куда ж несешься ты?". Однако ответа нет. Николай Васильевич не видел путей преодоления противоречия, образовавшегося между расцветом России, взлетом ее национального гения и состоянием подавленности государства. Гоголь не может найти того, кто бы сумел направить Россию вперед, устремить в высокую жизнь. И в этом раскрываются противоречия, свойственные писателю.

Чем был обеспокоен В.Г. Белинский

Гоголь в своем обличении отражал протест народа против существовавшего в то время крепостнического строя. Его бичующая сатира вырастала именно на этой почве. Она была направлена против чиновных правителей, владетелей крепостных душ, "рыцарей" наживы. Тем не менее писатель, который возлагал большие надежды на просвещение, не пришел к выводу о целесообразности революционной борьбы. Кроме того, в произведении присутствуют высказывания о муже, который одарен божественными доблестями, а также о самоотверженной и великодушной русской девице. Иными словами, в нем возникает религиозный мотив. В.Г. Белинский, которого очень заинтересовал образ Руси в поэме Гоголя "Мертвые души", был серьезно обеспокоен этими местами произведения.

"Мертвые души" - революционное произведение

образ руси в поэме мертвые души кратко

Второй том своего романа Николай Васильевич писал, переживая глубокий духовный кризис. В жизни России в этот период начали проявляться тенденции, свойственные буржуазному развитию. Писатель всей душой ненавидел так называемое царство мертвых душ. Однако Гоголь с ужасом всматривался и в облик буржуазного Запада. Капитализм страшил писателя. Он не смог воспринять идею социализма, выступал против революционной борьбы. Однако, обладая могучим даром, Николай Васильевич создал, по сути, революционное произведение.

Гоголь - патриот

образ руси в поэме мертвые души глава 11

Посвященные России, русскому народу лирические страницы являются, пожалуй, лучшими в "Мертвых душах". Чернышевский, говоря о высоком патриотизме Николая Васильевича, писал, что Гоголь считал себя человеком, который должен служить отечеству, а не искусству. Образ Руси в поэме "Мертвые души" свидетельствует о том, что будущее страны, действительно, волновало писателя. Безусловно, Николай Васильевич Гоголь является истинным патриотом.

Читайте также: