Почему ионе трудно управлять лошадью тоска

Опубликовано: 02.05.2024

Антон Павлович в ранние годы творчества публиковал свои рассказы в юмористических журналах «Зритель», «Будильник», «Стрекоза» и прочих популярных изданиях Москвы и Петербурга. Его новеллы этого периода смешны, но в них еще не хватает того «второго дна», характерного для писателя, достигшего творческой зрелости. Об этом говорит их краткое содержание. Чехова тоска «заела» в более поздних произведениях, начиная с 1886 года. Человеком писатель был совсем еще молодым, ему было всего-навсего 26 лет, но смена жанра от «беллетристики-миниатюристики» в пользу грустного произошла не только под влиянием писем собратьев по перу (Григоровича, Суворина, Плещеева и Билибина), призывавших уж лучше голодать, чем разменивать талант на мелочи, но и в силу пересмотра собственного мировоззрения. Рассказ Чехова «Тоска», краткое содержание и анализ которого предлагается вниманию читателя, может послужить примером зрелого подхода к вечным человеческим проблемам.

краткое содержание тоска чехов

Главный персонаж

Героем назвать его трудно. Извозчик Потапов Иона – человек заурядный, он ничем не выделяется из огромного количества себе подобных. По косвенным признакам можно догадаться, что несколько лет тому назад он вместе со своей лошадкой занимался крестьянским трудом, но желание пожить по-городски побудило его покинуть деревню. Затея его, впрочем, особым успехом не увенчалась. Он, подобно современным «бомбилам», ждет седоков, сидит, согнувшись, на козлах и даже не обращает внимания на снег, толстым слоем покрывающий и его самого, и лошадь. Таково начало рассказа, по крайней мере, его краткое содержание. Чехова тоска берет даже при мысленном взгляде на его лошадь, которая даже с близкого расстояния своими тонкими и прямыми ногами напоминает детский леденец. По реплике одного из седоков, худшей шапки, чем у Ионы, во всей Москве не сыскать. Все это говорит о бедности, переходящей в нищету. Но не нужда угнетает извозчика.

краткое содержание чехова тоска

У Потапова недавно, неделю назад, умер в больнице сын. Он пытается выговориться, заводя беседы с окружающими или случайно попадающимися на его пути людьми. Отвечать никто не хочет, а ему очень нужно, чтобы кем-то были услышаны его мысли или хотя бы их краткое содержание, тоска. Чехов сочувствует своему персонажу, он вкладывает в его рассуждения простое желание рассказать о сыне, о том, каким толковым извозчиком он был, о том, что смерть, очевидно, ошиблась дверью и выбрала молодого вместо него, старого. Еще ему хочется поведать о том, какие удалось справить похороны. Лучшими слушателями были бы женщины, они бы хоть поплакали, хотя мнение об умственных способностях «слабого пола» у Ионы невысокое.

рассказ чехова тоска краткое содержание

Диалоги

В течение всего повествования у Ионы происходит четыре разговора с людьми. Сначала он пытается беседовать с пассажирами, делясь с ними своей бедой. Во всех случаях Потапов излагает свою историю, в которой краткое содержание – тоска. Чехов мастерски передает манеру речи и самого Потапова, и военного, ставшего первым седоком, и сутулого молодого человека, который в компании двух своих товарищей (высоких и худых) нанимает извозчика, чтобы доехать до Полицейского моста. Платят они безобразно мало, двугривенный, то есть двадцать копеек, но Иона даже не пытается торговаться. Мысли его заняты другим. Он, как и его лошадь, постоянно думает. У моста он долго и тщетно ожидает, но ехать никому никуда не нужно. Зато появляется дворник, потенциальный собеседник. Между ними происходит лаконичный диалог, имеющий очень краткое содержание. Тоска… Чехов подчеркивает равнодушие окружающих к беде постороннего человека стандартностью ответных фраз.

Совсем же краткий разговор происходит внутри некоего спального помещения, которое Иона мысленно называет «домом». Там есть печь, и спят люди, другие извозчики. Один из них встает попить воды, затем вновь засыпает, укрывшись с головой и совершенно не слушая Потапова, желающего излить душу.

рассказ тоска чехов краткое содержание

Разговор с лошадью

Подходит к кульминации рассказ «Тоска». Чехов краткое содержание главного монолога излагает бегло, но вполне понятно.

Не найдя собеседника среди людей, Иона обращается к самому близкому для него живому существу – его кормилице и подруге, лошади. Это происходит спонтанно, в момент кормления соломой (на овес в тот день заработать им не удалось). В глазах животного извозчик видит больше понимания и сострадания, чем в человечьих. Остается неизвестным весь разговор человека с лошадью, писатель приводит лишь его краткое содержание. «Тоска» – Чехов так назвал рассказ не только по причине печали своего главного персонажа, он распространяет это чувство намного шире, на всю окружающую одинокого человека обстановку.

К величайшему сожалению, это произведение остается злободневным. Если вместо кучера ввести в повествование его современного коллегу, зарабатывающего не на овес, а на бензин, и ездящего по ночному городу на подержанной иномарке или «Жигулях», то история эта станет еще печальнее. Современному извозчику пришлось бы разговаривать даже не с лошадью, а с железной машиной. Прогресс…

Выбранный для просмотра документ Иона.doc

А.П.Чехов «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе. Урок в 7 классе с применением технологии критического мышления (чтение с остановками).

Цель урока: Определение идейного звучания произведения.

Обучающая: уметь определять тему и идею рассказа, уметь находить художественные приёмы и средства.

Развивающая: развивать связную монологическую речь; развивать память, мышление, творческие способности; развивать навыки выразительного чтения, культуры общения, слушания.

Воспитательная: воспитывать чувство уважения, внимания и сострадания к окружающим, ответственность за свои поступки.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук.

Форма проведения урока – чтение с остановками.

I . Целеполагание.

Сегодня мы прочитаем вместе рассказ А.П. Чехова «Тоска» и обсудим его.

Вызов. Как вы понимаете название рассказа? Запишите ассоциативный ряд к этому слову. Обратимся к словарям: СЛАЙД №2

тоска – грусть, горе, боль, скорбь, горесть, сокрушение, печаль, кручина.

-толковый словарь Ожегова

1)душевная тревога, уныние;

Тоска (теснить) – стеснение духа, томление души, мучительная грусть, душевная тревога, беспокойство.

-Как вы думаете, каким будет рассказ – весёлым или грустным?

II . Чтение рассказа с остановками.

Прочитаем I фрагмент с начала рассказа до слов «…и уличная суматоха становится слышнее.»

1)Прокомментируйте слова и выражения «сидит на козлах», «почина всё нет».

2) Какое настроение создаёт описание зимнего пейзажа? (это не просто сумерки и снег – это символ безысходной пустоты и людского равнодушия).

3) Как описание лошади максимально приближено к герою? (Иона и его лошадь будто неживые, мы ещё не знаем, что произошло, а автор уже даёт понять, что жизнь перестала теплится в душе этого человека).

Прочитаем II фрагмент со слов «Извозчик, на Выборгскую…» до слов «…и, по –видимому, не расположен слушать»

-Объясните слова и выражения: «на Выборгскую», «от горячки».

Почему Ионе трудно управлять лошадью? Выберите ответ. СЛАЙД №3

Он не умеет ездить?

В Петербурге снегопад?

Пешеходы и экипажи нарочно мешают ему?

Он погружен в себя, в свои думы?

-Как Иона сообщает военному о смерти сына? Какова реакция военного?

Прочитаем III фрагмент со слов «Высадив его на Выборгской»…до слов «слава богу, они, наконец, приехали».

-Прокомментируйте значение слов: «двугривенный», «цена не сходная», «старая холера».

-Почему в начале этого эпизода автор снова упоминает о снегопаде в Петербурге?

-Почему Иона соглашается везти молодых людей всего за двугривенный? Выберите ответ. СЛАЙД №4

Ему не нужны деньги?

Он переживает и не думает о деньгах?

Он готов работать за любую цену, т.к.мало клиентов?

По другой причине?

-С какой целью автор неоднократно подчёркивает, что в обращении с молодыми людьми Иона смеётся, хохочет, ухмыляется? Как такое поведение героя показывает его душевное состояние? Каким образом Иона сообщает молодым людям о смерти сына? Какова их реакция?

Прочитаем IV фрагмент со слов «Получив двугривенный»…..до слов «…молодой укрылся с головой и уже спит».

-Объясните слова: «наступает для него тишина», «снующими», «бежать рысцой», «в воздухе спираль».

-В этом эпизоде 6 раз употребляется слово «тоска»; в каком контексте употребляется она каждый раз?

-Почему Ионой овладела тоска, и как он сам объясняет её причину?

Почему Иона возвращается раньше времени? Выберите ответ. СЛАЙД №5

Никто не согласился выслушать его?

-Как Иона сообщает молодому извозчику о смерти сына?

-Какова реакция собеседника?

Прочитаем V фрагмент со слов «Старый вздыхает и чешется» ….до конца рассказа.

-Прокомментируйте слова: «причитывает», «на овёс не выездили», «приказал долго жить».

-Почему Ионе нужно обязательно рассказать о своём горе. Выберите ответ. СЛАЙД №6

Ему нужно выговориться?

Он ждёт сочувствия?

Ему неуютно в Петербурге, где много людей и не с кем поговорить?

Это первое большое горе в его жизни?

-Каким образом Иона сообщает лошади о смерти сына?

-Какова её реакция?

-Смешон или страшен этот эпизод?

-Как меняется речь Ионы к концу рассказа?

III. Обобщающая беседа.

-У рассказа есть эпиграф. Это 1-ая строка духовного стиха «Плачь Иосифа и быль».

Кому повеем печаль мою?

Кого призову к рыданию?

Токмо тебе, Владыко мой,

Известна печаль моя.

Почему город равнодушен к переживаниям Ионы?

В чём нравственный смысл рассказа?

Смешно или грустно то, что Иона рассказал о своём горе лошади?

IV .Вывод. У извозчика Ионы умер сын. Иона хочет рассказать об этом кому-нибудь, поговорить, излить душу, и таким образом хоть немного облегчить горе. Но рассказать, оказывается, и некому! Ни один человек не хочет выслушать Иону, и он в конце концов рассказывает всё… своей лошади.

-Прочитайте последнее предложение. Как вы объясните многоточие?

-Равнодушие – это лень души. Ведь так мало надо человеку от людей – надо, чтобы его выслушали, сказали доброе слово, улыбнулись, но и этой малости не то, чтобы жалко – просто лень сочувствовать, понимать.

-Выберите то лексическое значение слова «тоска» (см. стадию «вызов»), которое более всего подходит к рассказу.

-Тоска и одиночество проистекают от того, что сердце людей закрыто, чёрство, не готово к состраданию ближнему, потому что «печаль моя» (эпиграф) остаётся неизвестной никому, кроме Бога, а ответ Ионе на его горькие слова – молчание всего мира.

V .Рефлексия. Составление «синквейна». СЛАЙД №7

Громадная, не знающая границ,

Просит , поговорите, выслушайте.

Некому излить душу.

VI. Домашнее задание. СЛАЙД №8

1 уровень (средний). Написать 4-5 предложений на тему: «Можно ли считать рассказ важным и для нашего времени».

2 уровень (творческий). Написать продолжение рассказа на тему: «Разговор Ионы с лошадью».

Выбранный для просмотра документ иона.pptx

Краткое содержание:

История создания

Публикация «Тоски» впервые состоялась в январе 1886 года (Петербургская газета, № 26). Чехов несколько изменил рассказ для издания в сборнике «Пёстрые рассказы». Ещё раз писатель пересмотрел текст перед включением его в третий том своих произведений (1899–1901 гг.).

Почему Антон Павлович обратился к теме рассказа, что послужило причиной — неизвестно. Возможно. К написанию его подтолкнула поездка в Петербург, состоявшаяся я в декабре 1885 года. Его впечатление от столицы — «омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей». Такая среда противоречила его душевному складу и, вероятно, вызвала чувство одиночества.


От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Повествование в рассказе ведётся от третьего лица. На протяжении всего рассказа автор использует настоящее время, что бывает редко в эпических произведениях. Тем самым Чехову удаётся вовлечь читателя в происходящее, обеспечить ему мысленное присутствие рядом с героем.

Тема и идея произведения

Тема: Одиночество человека в мире.

Идея содержится в эпиграфе: «Кому повем печаль мою. ». Это начало стиха «Плач Иосифа и быль»: Кому повем печаль мою, Кого призову к рыданию? Токмо Тебе, Владыко мой, Известна печаль.

Человек одинок среди людей в своём горе, никто не откликается на его боль. Невидимый Господь видит страдальца и любит его, но так хочется излить другому человеку свою боль, хочется участия. В рассказе Чехова звучит призыв к людям сочувствовать чужому горю, сопереживать, уметь выслушать.


Проблематика

  • равнодушие людей друг к другу;
  • одиночество человека в мире.

Смысл названия: слово «тоска» отражает настроение главного героя и всё то, что с ним происходит. Весь мир этого рассказа — тоска.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: рассказ.

Жанровые особенности: Чехов создал совершенно особую жанровую разновидность малой прозы — короткие рассказы о проблемах бытия.

Время и место действия: действие рассказа происходит в Петербурге в конце XIX в.

Персонажи

  • Иона — извозчик.
  • Его лошадь.
  • Военный.
  • Компания молодых людей.
  • Дворник.
  • Молодой извозчик.


Система образов произведения

Иона Потапов — простой извозчик, уже в летах. Заработки у него скромные — на хлеб. Как литературный герой Иона из категории «маленьких людей», но и «маленький человек» наделён живой страдающей душой, и ему требуется сочувствие. Иона всего лишь хочет поделиться своим горем. Но ни военный, ни компания подгулявших сквернословящих господ не проявили участия к человеку, переживающему смерть сына. Попытка заговорить с дворником и с одним из «своих», молодым извозчиком, тоже не принесла успеха. Иона принимает это как данность, не озлобляется на людей, просто идёт к своей лошадёнке и повествует ей о своей печали.

Лошадь Ионы живёт одной жизнью со своим хозяином, понимает его с полуслова, чувствует его настроение. Как и хозяин, она уже стара и устала от работы, но терпелива. Она и оказалась отдушиной для горюющего Ионы.

Композиция произведения

Эпиграф рассказа («Кому повем печаль мою. ») задаёт тон произведению.

Экспозиция — описание условий, в которых будет происходить действие (зима, вечер, снегопад), знакомство с главным героем. Извозчик и его лошадь недвижно замерли под снегом.

Далее статичность ситуации сменяется динамикой действия: иона ищет людей, которым можно излить своё невыносимое горе. Автор повествует о череде попыток, каждая из которых заканчивается неудачей. Рассказ держит читателя в напряжении почти до самого конца.

Конец — развязка: Иона изливает горе своей лошадёнке.


Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения

Чехов описывает пейзаж для передачи состояния героя. Зимние сумерки, хлопья мокрого снега соответствуют тоске героя и подчёркивают безразличие мира к его боли.

Мастерство художественной детали Чехова проявляется в обозначении лошади извозчика «лошадёнкой». Уменьшительный суффикс придаёт слову смысловой нюанс: старая, измотанная работой лошадь, похожая на хозяина.

К числу художественных приёмов относятся и эпитеты, характеризующие состояние души Ионы, масштаб его личного горя: «тоска громадная, не знающая границ», «весь свет залила бы», «распирает грудь».

Краткое содержание

Извозчик Иона на работе. Идёт снег, холодно, мглисто. К нему в повозку садится военный. Иона везёт его и неожиданно сообщает, что у него, Ионы, умер сын. Военному это неинтересно: он приехал. Потом к Ионе садится шумная компания молодых людей. Они насмехаются над Ионой, отвешивают ему подзатыльники. Иона хочет и им рассказать, что у него умер сын, но они не слушают. Уже вечер, Иона отправляется спать. По пути он замечает дворника. Иона хочет заговорить с дворником, рассказать ему про смерть сына и про то, что у Ионы больше никого нет, но он не решается — только спрашивает у дворника, который час. Приехав на постоялый двор, Иона ищет собеседника. Но все уже спят. Молодой извозчик встаёт напиться, и Иона говорит ему о своей трагедии. Но молодой не хочет говорить. И тогда Иона идёт к своей лошади и рассказывает о смерти сына ей.

Рассказ Антона Павловича Чехова "Тоска", вышедший в "Петербургской газете" в 1886 году относится к его ранним произведениям и подписан псевдонимом "Антоша Чехонте". Не смотря на общий юмористический стиль коротких, но необыкновенно хлестких прозаических миниатюр писателя, характерных для его творчества того времени, повествование про ямщика Иону лишено сарказма: напротив, оно глубоко трагично и, по оценкам критиков, в частности, Льва Толстого, стало одним из самых значимых в литературном наследии Антона Павловича.

Для Чехова, воспитанного в христианском патриархальном семействе, где привычным и любимым делом было посещение храма, евангельские сюжеты стали, вне всякого сомнения, частью духовной жизни и камертоном восприятия мира. Именно поэтому многие темы, поднимаемые гениальным автором, оказываются проникнуты столь высоким смыслом и остаются современными столетия спустя.

Так, центральной мыслью и больным вопросом этой драмы, по замыслу Антона Павловича, очевидно, является дилемма, имеет ли человек право на сострадание. Разумеется, это право не закреплено никакими государственными законами, и далеко не все родители учат своих детей сочувствовать чужому горю. Заповедь любить ближнего как самого себя принёс на землю Христос и уже тогда она не была популярной. В Евангелии описывается ситуация, когда Спасителя ещё в первом веке нашей эры придирчиво допрашивали, кто такой этот "ближний"? Вопрос этот является на самом деле ключевым в христианстве, так как деятельное сострадание требует определенного труда и побед над своим эгоизмом и напрямую связано с альтруистическим отношением к окружающим.

Герои рассказа "Тоска" это ямщик Иона Потапов, у которого неделю назад умер сын, пассажиры его пролетки и коллега по цеху, - молодой ямщик. Никто из них не желает выслушать рассказ несчастного отца. Пассажиры вряд ли воспринимают его своим ближним, скорее, уравнивают его с лошадью, едва живой старой клячей, которая нуждается в понуканиях и привычна к любым оскорблениям. Молодой его сосед столь же равнодушен как и прочие, к тому же устал и хочет спать. В итоге Иона беседует с лошадью, "братом кобылочкой", которая, "Если у нее умрет, скажем, жеребёночек, а она ему, скажем, мать" - ведь жалко же ей будет!

В чеховских рассказах, как правило, читателю не сообщается никакой морали. Писатель оставляет нас в самый кульминационный и драматический момент повествования. "Тоска" обрывается после слов о том, что Иона "все рассказал" своей неуклюжей, "пряничной" как описывает её ходульность сам Чехов, лошади. Это нам, читателям, не смотря на кратость и лаконичность повествования, успевшим проникнуться трагедией Иониной жизни и чудовищной несправедливостью этой ситуации, остаётся додумывать, чем болел, как мучился, что сказал перед смертью его сын. Чехов воздвигает из нас Ионе невидимых собеседников, которые ещё долго будут разделять с ним тот неописуемый ужас, от которого трепетала душа ямщика в попытках размышлять обо всем этом в одиночку.

Автор оставляет нам много смыслов. Здесь и крайнее одиночество человека перед лицом самого страшного горя: никто не утешит и не заметит, что старый Иона и сам, полумёртвый от боли, бредёт, не разбирая дороги вместе со своей клячей и не в состоянии заработать даже на овёс для неё. Здесь и уравнивание человека со скотиной: разве ямщик - человек? И, наконец, то самое требование сочувствия, когда невозможно в одиночку пережить своё страдание. И что же? Бессловесное животное оказывается более, чем люди, способно услышать и понять.

Многие русские писатели обращались к этой теме. Скоропостижно гибнет героиня романа Фёдора Достоевского "Бесы", Мария Шатова. Встревоженная долгим отсутствием мужа, предчувствуя сердцем недоброе, она идёт к своём соседу Кириллову и находит его только что повесившимся. Растерянная, больная, с новорожденным младенцем на руках, почти не одетая, она бежит по по холодной улице и стучится во все двери. Никто не открывает ей, а когда открывает, то уже поздно, и Мария погибает вслед за своим ребёнком, догадавшись перед тем о смерти вновь обретённого своего супруга.

Здесь же вспоминается и Гоголевский Акакий Акакиевич, лишившийся обновлённой шинели, внезапно ставшей смыслом жизни этого маленького человека. Благодаря шинели на него обращают внимание коллеги, и впервые в привычную рутину его жизни входит праздник. Шинель украли. Увы, вместо помощи, потерпевший получает гневную отповедь начальства и скоропостижно умирает. Николай Васильевич Гоголь снабжает свою притчу моралью, которая лишь подчеркивает безвозвратность и хрупкость человеческой жизни, которая может внезапно прекратиться.

Эпиграфом к рассказу "Тоска" стали строки из песенного эпоса русских пилигримов - калик перехожих: "Кому повем печаль мою?"

Это начало популярного духовного стиха "Плач Иосифа и быль".

Кому повем печаль мою

Кого призову к рыданию

Токмо тебе, владыко мой

Известна печаль моя.

Чехов оставляет своего героя наедине с Богом. Это ещё одна, пожалуй, самая значительная мысль рассказа. Никто не может утешить нас в горе, кроме самого Всевышнего. Тщетно искать утешение в людях. Эту мысль высказывает сам ямщик, заговаривая о смерти сына с первым из своих собеседников:

- Три дня полежал в больнице и помер. Божья воля.

Современники писателя знали, что храмы - это не только места молитв и богослужений, но и духовные лечебницы. Люди всегда обращались ко Господу в поисках утешения.

Однако писатель напоминает нам, что мы живём в мире людей. И этот мир слишком равнодушен и жесток. Люди перестают освещать друг другу путь, перестают согревать ближних и не могут воспринять чужую боль, так как не имеют Бога в себе. Сегодня наш мир ещё страшнее, чем та ночь, занесённая снегом, полная яростных огней, в которой никто из окружающих не помог и не поддержал старого ямщика. Мы освоили космос, наши мысли в мгновения ока перелетают через океан, но найдем ли человека, способного сопереживать и сочувствовать, и сможем ли сами в трудный час оказаться тем самым евангельским "добрым самаритянином", и не пройти мимо чужого горя?

А.П.Чехов «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе. Урок в 7 классе с применением технологии критического мышления (чтение с остановками).

Цель урока: Определение идейного звучания произведения.

Обучающая: уметь определять тему и идею рассказа, уметь находить художественные приёмы и средства.

Развивающая: развивать связную монологическую речь; развивать память, мышление, творческие способности; развивать навыки выразительного чтения, культуры общения, слушания.

Воспитательная: воспитывать чувство уважения, внимания и сострадания к окружающим, ответственность за свои поступки.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук.

Форма проведения урока - чтение с остановками.

Сегодня мы прочитаем вместе рассказ А.П. Чехова «Тоска» и обсудим его.

Вызов. Как вы понимаете название рассказа? Запишите ассоциативный ряд к этому слову. Обратимся к словарям: СЛАЙД №2

тоска - грусть, горе, боль, скорбь, горесть, сокрушение, печаль, кручина.

-толковый словарь Ожегова

1)душевная тревога, уныние;

-словарь В.Даля

Тоска (теснить) - стеснение духа, томление души, мучительная грусть, душевная тревога, беспокойство.

-Как вы думаете, каким будет рассказ - весёлым или грустным?

II. Чтение рассказа с остановками.

Прочитаем I фрагмент с начала рассказа до слов «…и уличная суматоха становится слышнее.»

1)Прокомментируйте слова и выражения «сидит на козлах», «почина всё нет».

2) Какое настроение создаёт описание зимнего пейзажа? (это не просто сумерки и снег - это символ безысходной пустоты и людского равнодушия).

3) Как описание лошади максимально приближено к герою? (Иона и его лошадь будто неживые, мы ещё не знаем, что произошло, а автор уже даёт понять, что жизнь перестала теплится в душе этого человека).

Прочитаем II фрагмент со слов «Извозчик, на Выборгскую…» до слов «…и, по -видимому, не расположен слушать»

-Объясните слова и выражения: «на Выборгскую», «от горячки».

Почему Ионе трудно управлять лошадью? Выберите ответ. СЛАЙД №3

Он не умеет ездить?

В Петербурге снегопад?

Пешеходы и экипажи нарочно мешают ему?

Он погружен в себя, в свои думы?

-Как Иона сообщает военному о смерти сына? Какова реакция военного?

Прочитаем III фрагмент со слов «Высадив его на Выборгской»…до слов «слава богу, они, наконец, приехали».

-Прокомментируйте значение слов: «двугривенный», «цена не сходная», «старая холера».

-Почему в начале этого эпизода автор снова упоминает о снегопаде в Петербурге?

-Почему Иона соглашается везти молодых людей всего за двугривенный? Выберите ответ. СЛАЙД №4

Ему не нужны деньги?

Он переживает и не думает о деньгах?

Он готов работать за любую цену, т.к.мало клиентов?

По другой причине?

-С какой целью автор неоднократно подчёркивает, что в обращении с молодыми людьми Иона смеётся, хохочет, ухмыляется? Как такое поведение героя показывает его душевное состояние? Каким образом Иона сообщает молодым людям о смерти сына? Какова их реакция?

Прочитаем IV фрагмент со слов «Получив двугривенный»…..до слов «…молодой укрылся с головой и уже спит».

-Объясните слова: «наступает для него тишина», «снующими», «бежать рысцой», «в воздухе спираль».

-В этом эпизоде 6 раз употребляется слово «тоска»; в каком контексте употребляется она каждый раз?

-Почему Ионой овладела тоска, и как он сам объясняет её причину?

Почему Иона возвращается раньше времени? Выберите ответ. СЛАЙД №5

Никто не согласился выслушать его?

-Как Иона сообщает молодому извозчику о смерти сына?

-Какова реакция собеседника?

Прочитаем V фрагмент со слов «Старый вздыхает и чешется» ….до конца рассказа.

-Прокомментируйте слова: «причитывает», «на овёс не выездили», «приказал долго жить».

-Почему Ионе нужно обязательно рассказать о своём горе. Выберите ответ. СЛАЙД №6

Ему нужно выговориться?

Он ждёт сочувствия?

Ему неуютно в Петербурге, где много людей и не с кем поговорить?

Это первое большое горе в его жизни?

-Каким образом Иона сообщает лошади о смерти сына?

-Какова её реакция?

-Смешон или страшен этот эпизод?

-Как меняется речь Ионы к концу рассказа?

-У рассказа есть эпиграф. Это 1-ая строка духовного стиха «Плачь Иосифа и быль».

Кому повеем печаль мою?

Кого призову к рыданию?

Токмо тебе, Владыко мой,

Известна печаль моя.

Почему город равнодушен к переживаниям Ионы?

В чём нравственный смысл рассказа?

Смешно или грустно то, что Иона рассказал о своём горе лошади?

IV.Вывод. У извозчика Ионы умер сын. Иона хочет рассказать об этом кому-нибудь, поговорить, излить душу, и таким образом хоть немного облегчить горе. Но рассказать, оказывается, и некому! Ни один человек не хочет выслушать Иону, и он в конце концов рассказывает всё… своей лошади.

-Прочитайте последнее предложение. Как вы объясните многоточие?

-Равнодушие - это лень души. Ведь так мало надо человеку от людей - надо, чтобы его выслушали, сказали доброе слово, улыбнулись, но и этой малости не то, чтобы жалко - просто лень сочувствовать, понимать.

-Выберите то лексическое значение слова «тоска» (см. стадию «вызов»), которое более всего подходит к рассказу.

-Тоска и одиночество проистекают от того, что сердце людей закрыто, чёрство, не готово к состраданию ближнему, потому что «печаль моя» (эпиграф) остаётся неизвестной никому, кроме Бога, а ответ Ионе на его горькие слова - молчание всего мира.

V.Рефлексия. Составление «синквейна». СЛАЙД №7

Громадная, не знающая границ,

Просит , поговорите, выслушайте.

Некому излить душу.

VI. Домашнее задание. СЛАЙД №8

1 уровень (средний). Написать 4-5 предложений на тему: «Можно ли считать рассказ важным и для нашего времени».

2 уровень (творческий). Написать продолжение рассказа на тему: «Разговор Ионы с лошадью».

Читайте также: