Почему казахи едят лошадей

Опубликовано: 29.04.2024


Есть такая шутка - “Казахи любят лошадей, они такие вкус­ные”. Действительно, конина является главным компонентом национальной казахской кухни. Вопрос, вводящий в замешательство представителей стран, имеющих разнообразную кухню: “Каково ваше главное нацио­нальное блюдо?” - у нас имеет простой ответ - конина.

Мясо по-казахски, как его называют в ресторанах, или беспармак - так это блюдо именуется в словарях, а в быту называемое просто беш, готовится у нас во всех торжественных и не очень случаях. Попутно отмечу, что в казахской речи слово “беспармак” не используется, казахи беспармак называют ас (еда), ет (мясо) или даже просто тамақ (пища). Перечень изысканных яств у нас укладывается в четыре слова: жал, жая, қазы, қарта, а национальным напитком несомненно является кумыс - “малако лёшади”, как однажды сказал мне знакомый иностранец.
Исторически лошадь для казаха была всем: мінсе - көлік, сауса - сүт, жесе - ет, кисе - киім (оседлаешь - транспорт, доишь - молоко, ешь - мясо, наденешь - одежда), больше того - казахи и ментально ассоциируют себя с лошадьми, ведь о своем характере казахи говорят: біз жылқы мінезді халықпыз (мы народ с характером лошади), а о выдающихся личностях отзываются: жүзден жүйрік, мыңнан тұлпар (из сотни - скакун, из тысячи - тулпар), матери ласкательно называют детей құлыным (жеребеночек мой).
Лошадь для всех людей независимо от цвета кожи и разреза глаз является сакральным животным, олицетворением чести, благородства и доблести. Я, помнится, будучи еще школьником, послал в Москву свои стихи, и их напечатали. Напечатали детские стихи во всесоюзном журнале! Вот они:
Светло-чалый скакун,
Под казахским седлом,
Хвост и грива на нем
Полыхают огнем.
Он несет мой народ
Сквозь года и века,
И не скажет казах -
Не люблю я коня.
Я не хочу идеализировать СССР, вообще не хочу политики. Однако помню: в Казахстане в то время было с добрый десяток конных заводов и множество племенных ферм, ведущих селекционную работу с породными лошадьми, в МСХ, в НИИ были отделы коневодства, развивался конный спорт, в том числе классические его виды. Общеизвестно, что выращенный на нашем Луговском конном заводе трехкратный призер и чемпион Олимпийских игр по выездке Абсент был признан лошадью столетия!
В те далекие времена, подлетая к Алма-Ате (а позволить себе лететь самолетом тогда могли все) и взирая на город с высоты птичьего полета, любой из нас невольно замечал огромный эллипс - это был функционирующий Алматинский ипподром. Ипподром был важным звеном в племенной и спортивной работе в коннозаводстве. Он был местом отдыха горожан, и мы имели этот непременный атрибут любого уважающего себя города.
А что мы имеем сейчас? Крылатых коней на гербе Казахстана? Скачки на длинные дистанции - байги, которые сейчас проводят по каждому мало-мальски значимому поводу, носят разовый, случайный и бессистемный характер. Лошади после финиша так часто погибают, что были уже случаи, когда коннозаводчики из других стран отказывались продавать лошадей в Казахстан. Так стыдно!
Я не хочу назад в совок, нет. Но мне почему-то грустно, что уже много лет наш Алматинский ипподром, имеющий 85-летнюю историю, уникальный по климатическим условиям, ветшает и рушится. А недавно мои знакомые сказали, что представители владельца ипподрома разнесли по всем конюшням предписание освободить помещения. На месте ипподрома планируется построить торговый центр.
Никакие мы не коневоды. Мы конееды. А зачем конеедам ипподром?

Канат ТАСИБЕКОВ, ученый-коневод, писатель

Свежее

Казахстанцы, приобретающие зарубежные турпутевки, теперь обязаны авансом оплачивать и ПЦР-тестирование на ковид, которое нужно будет пройти перед возвращением на родину

Так глава Минюста Марат БЕКЕТАЕВ ответил на призыв адвокатов уйти в отставку

В Алматы продолжают накаляться страсти вокруг проблемы точечной застройки города.

© ТОО «Издательство "Время"»

Используйте материалы только с согласия редакции и с активной ссылкой на источник

Деликатесы из конины: жал, жая, карта

Спросите у любого казаха, долго находящегося за рубежом, по чему он больше всего скучает? Большинство, конечно, скажет – по родным и близким, но немалая часть отметит и свою национальную кухню. Таких, как у нас, деликатесов реально нет нигде! Жал, жая, карта – от одних только названий у жителя Казахстана разыгрывается нешуточный аппетит.

Казахстан – страна мясоедов. Мясо здесь подают и на первое, и на второе, и даже к чаю, ставя на стол тарелку с аппетитной самсой. Ну а любимый вид мяса – конина. Продукт полезный и идеально подходящий для кочевого образа жизни. Жир согревает в самые лютые морозы, а мясо усваивается всего за рекордных 3 часа, тогда как говядина требует 24 часов. Поэтому даже вечерняя трапеза не испортит ваш сон из-за переполненного желудка. Грозит лишь избытком энергии на ночь глядя, хотя, с другой стороны, может поэтому традиционные казахские семьи были многодетными?

Конину рекомендуют даже медики. Говорят, что она омолаживает. Происходит это из-за улучшения показателей крови и укрепления сосудов, ведь холестерин в этом мясе полностью отсутствует. А детям конина рекомендована из-за своей гипоаллергенности. Витамины, белки, железо, фосфор и другие важные компоненты в прежние времена фактически заменяли людям лекарства.

Деликатесы из конины: жал, жая, карта

Почему именно Казахстан славится своей кониной? Потому что это страна, где имеются идеальные условия для разведения лошадей. Это страна огромных пастбищ. В отличие от коров и свиней, лошадь не может стоять в стойлах. Допускается только очень короткий (15-20 дней) период статичного откорма. Больше нельзя – мясо изменит свои вкусовые качества.

Деликатесы из конины: жал, жая, карта

Выбирать конину не сложно. Выделяют три вида мяса – конина от первогодки, двухлетки и трехлетки. Чем старше было животное, тем жестче мясо. Если вы покупаете мясо для своей семьи, то двухлетка будет самым оптимальным вариантом.

Вся туша лошади делится на следующие основные части:

жал – продолговатое отложение жира в подгривной части шеи;

жая и жамбас – тазобедренные части;

казы – реберная часть и шужык – продукт последующего приготовления;

карта – блюдо из толстой кишки;

бельдеме – нижняя позвоночная часть.

Бешбармак, нарын, кеспе, куырдак – вот неполный список основных блюд, которые можно приготовить из конины. И, конечно, ни один той не обойдется без традиционных деликатесов: жал, жая, картА (ударение на последний слог). Подаются они в качестве холодных закусок.

Деликатесы из конины: жал, жая, карта

Жал – это копченая или копчено-вареная очень жирная конина. Для ее изготовления используется жир с верхней подгривной части шеи от туш первой категории упитанности в охлажденном состоянии. От подгривной части шеи конских туш вырезают куски жира продольной формы с ровно обрезанными краями массой 0,5 кг и выше с прирезью мышечной ткани не более 10% к массе сырья. Таким образом, куски конины для приготовления жал должны состоять на 90% из жира и на 10% из мяса. Сырье солят сухим посолом из расчета 25 г соли и 1 г сахара на 1 кг продукции.

Продолжительность посола – 2-3 суток. После окончания процесса посолки куски жира промывают в теплой воде, а затем 1-2 часа вымачивают, далее подпетливают шпагатом и подвешивают для просушки. Коптят густым дымом при температуре не выше 18-20°С в течение 12-18 ч, охлаждают 3-4 ч при 10-12°С. Сушат жал при 12°С до 3 сут. Для употребления его варят в воде (85-95°С) около 2-2,5 ч, затем охлаждают. Выход готовой продукции от заложенного сырья составляет около 70%. Подают к столу как чаще всего в холодном виде, нарезая пластиками. Украшают кольцами лука.

Деликатесы из конины: жал, жая, карта

Невероятно вкусное блюдо. Готовится из филейной вырезки конины. При разделке от филейной части туши отрезаются пласты весом от 1 до 5 кг. Cнимают верхний мышечный слой с жиром толщиной не более 10 сантиметров. Куски мяса солят сухим посолом, укладывают в кастрюлю для просаливания. Просолившееся мясо просушивают, вялят, коптят и варят по типу жала. Варить жая можно вместе с казы в одной воде и тоже 2 часа. Перед подачей на стол жая тонко нарезают и украшают зеленью.

Деликатесы из конины: жал, жая, карта

ҚАРТА

Карта готовится из толстой части прямой кишки конины. Причем лошадь должна быть жирной, выше средней и средней упитанности, чтобы кишка была снаружи покрыта жиром. Она тщательно моется холодной и тёплой водой. Опытные хозяйки делают это с солью, чтобы убрать ненужную слизь. Потом кишка выворачивается наизнанку, чтобы жир оказался внутри, и ещё раз как следует промывается. После тщательной обработки солят (14% к весу мяса) и укладывают в подготовленную посуду. Соление длится сутки, затем освобождают от соли, режут на четыре части, связывают шпагатом парами за один конец и подвешивают в прохладном помещении на трое суток. Нижний конец кишки остается открытым. Карта готова для реализации. Но можно оставить часть для последующей обработки, т. е. для копчения.

Копчение производится при температуре 18-20° С в течение 18-24 часов. Затем сушат 1-2 суток.

Перед употреблением вымачивают, промывают в холодной воде и варят. Употребляют обязательно в горячем виде, порезанную толще, чем обычную колбасу. Но карта очень питательная: два-три кусочка – и сыт до отвала!

Роль коня в казахской культуре

«Арыстан аң патшасы, жылкы мал-патшасы» — «Лев царь зверей, конь — царь домашнего скота», «Ер қанаты — ат»- «Крылья батыра — конь», «Жігіттің сорлысын, аттың жолдысы теңестіреді»- «Неудачливого джигита выручает удачливый конь»- так говорят народные поговорки.

Казахи очень ценили и берегли коней, любовно называли их «есті жануар» - «мудрым животным», «тілсіз адам» - «безъязыковым человеком», «человекоподобным зверем», своих горячо любимых детей называли лошадиными прозвищами: «жеребенок мой», «жеребеночек мой», «құлыным-құлыншағым»; справедливого и честного человека именовали «аргамаком», и самого коня называли человеческими именами, давая теплые человеческие прозвища «қарағым» - «зрачок моих глаз», «шырағым» - «светоч ясный» и т.п.

В начале XIX в. у изголовья рожениц вешали плетку известного человека по имени Дильдебай, жившего в Жетысу. Верили, что его камча обладает волшебной силой. Во время родовых схваток женщин били этой плетью по спине. Дильдебай говорил: «Если даже народ не будет уважать меня, будет уважать мою плеть». Подобное лечение плетью применялось не только шаманами, но и некоторыми местными докторами.

В Старшем жузе (Жетысу) при рождении ребенка спрашивают: «Қойшы ма, жылқышы ма?», «Чабан или табунщик?». Это завуалированный, иносказательный вопрос, который интерпретируется так: «Сын или дочь?». Чабан — значит сын, т.е. тот, который пасет овец. Табунщик — это дочь. По обычаю, для выкупа невесты в качестве калыма выплачивалось 47, или 37, или 27, и далее 17, или 9 лошадей. Поэтому дочь считается табунщиком, который приводит в дом к родителям лошадей.

В Среднем же жузе, желая узнать, есть ли у хозяев сын, спрашивают: «Ат байларың бар ма еді?» — «Есть ли кому привязывать к коновязи лошадей?», «Құйрық-жалың бар ма еді?» — «Есть ли грива и хвост (потомство)?».

Когда перерезают пуповину ребенка, пуповину мальчика заворачивают в тряпочку и привязывают к гриве жеребца или к рогам барана-производителя. Это связано с желанием родителей, чтобы их сын стал человеком, умеющим выращивать и разводить скот. Пуповину девочки хранят в сундуке, чтобы она стада искусной рукодельницей.

После сорока дней ребенка переносят через стремена лошадей знаменитых людей: акынов, красноречивых ораторов и батыров — «Үзенгіден өткізу». Человек, сидящий на лошади, вытаскивает правую ногу из стремени. В этот момент ребенка в пеленках проводят через петлицу стремени. Вместе с ребенком проводили через стремена и щенков породистых собак. «Собака — одно из семи сокровищ», — гласит казахская пословица. Согласно некоторым материалам, обычай «Проведение ребенка через стремя» или «Үзенгіден өткізу» встречается чаще в Восточном Казахстане, Алтае, Тарбагатае по сравнению с другими районами.

f1f1f06f7f33fb679d21779f2a79a2f3.jpg

Верили в то, что тот, кого провели через стремена, будет счастливым. Также такой обычай встречается и в Центральном Казахстане в отличие от Западного, где он не встречается вообще. «След ангела» или «Періштенің ізі» — так называется горсть земли, на которой оставался отпечаток конского копыта. Эту горсточку земли клали в тряпочку и под подушку ребенку в колыбель или же добавляли щепотку земли в воду, в которой купали ребенка, так как такая вода считалась целебной. Существуют расхожие мнения по поводу того, из под копыта какой лошади берут землю, однако не малое количество информаторов ответила, что только от хорошей, чистокровной.

Так, исходя из вышеизложенного становится очевидным факт наивысшего почитания коня среди казахов по сравнению с другими домашними животными.

Использованная литература:

Ахмет Токтабай «Культ коня у казахов», KazIzdat-KT, 2004, 121 с.

Роль коня в казахской культуре

«Арыстан аң патшасы, жылкы мал-патшасы» — «Лев царь зверей, конь — царь домашнего скота», «Ер қанаты — ат»- «Крылья батыра — конь», «Жігіттің сорлысын, аттың жолдысы теңестіреді»- «Неудачливого джигита выручает удачливый конь»- так говорят народные поговорки.

Казахи очень ценили и берегли коней, любовно называли их «есті жануар» - «мудрым животным», «тілсіз адам» - «безъязыковым человеком», «человекоподобным зверем», своих горячо любимых детей называли лошадиными прозвищами: «жеребенок мой», «жеребеночек мой», «құлыным-құлыншағым»; справедливого и честного человека именовали «аргамаком», и самого коня называли человеческими именами, давая теплые человеческие прозвища «қарағым» - «зрачок моих глаз», «шырағым» - «светоч ясный» и т.п.

В начале XIX в. у изголовья рожениц вешали плетку известного человека по имени Дильдебай, жившего в Жетысу. Верили, что его камча обладает волшебной силой. Во время родовых схваток женщин били этой плетью по спине. Дильдебай говорил: «Если даже народ не будет уважать меня, будет уважать мою плеть». Подобное лечение плетью применялось не только шаманами, но и некоторыми местными докторами.

В Старшем жузе (Жетысу) при рождении ребенка спрашивают: «Қойшы ма, жылқышы ма?», «Чабан или табунщик?». Это завуалированный, иносказательный вопрос, который интерпретируется так: «Сын или дочь?». Чабан — значит сын, т.е. тот, который пасет овец. Табунщик — это дочь. По обычаю, для выкупа невесты в качестве калыма выплачивалось 47, или 37, или 27, и далее 17, или 9 лошадей. Поэтому дочь считается табунщиком, который приводит в дом к родителям лошадей.

В Среднем же жузе, желая узнать, есть ли у хозяев сын, спрашивают: «Ат байларың бар ма еді?» — «Есть ли кому привязывать к коновязи лошадей?», «Құйрық-жалың бар ма еді?» — «Есть ли грива и хвост (потомство)?».

Когда перерезают пуповину ребенка, пуповину мальчика заворачивают в тряпочку и привязывают к гриве жеребца или к рогам барана-производителя. Это связано с желанием родителей, чтобы их сын стал человеком, умеющим выращивать и разводить скот. Пуповину девочки хранят в сундуке, чтобы она стада искусной рукодельницей.

После сорока дней ребенка переносят через стремена лошадей знаменитых людей: акынов, красноречивых ораторов и батыров — «Үзенгіден өткізу». Человек, сидящий на лошади, вытаскивает правую ногу из стремени. В этот момент ребенка в пеленках проводят через петлицу стремени. Вместе с ребенком проводили через стремена и щенков породистых собак. «Собака — одно из семи сокровищ», — гласит казахская пословица. Согласно некоторым материалам, обычай «Проведение ребенка через стремя» или «Үзенгіден өткізу» встречается чаще в Восточном Казахстане, Алтае, Тарбагатае по сравнению с другими районами.

f1f1f06f7f33fb679d21779f2a79a2f3.jpg

Верили в то, что тот, кого провели через стремена, будет счастливым. Также такой обычай встречается и в Центральном Казахстане в отличие от Западного, где он не встречается вообще. «След ангела» или «Періштенің ізі» — так называется горсть земли, на которой оставался отпечаток конского копыта. Эту горсточку земли клали в тряпочку и под подушку ребенку в колыбель или же добавляли щепотку земли в воду, в которой купали ребенка, так как такая вода считалась целебной. Существуют расхожие мнения по поводу того, из под копыта какой лошади берут землю, однако не малое количество информаторов ответила, что только от хорошей, чистокровной.

Так, исходя из вышеизложенного становится очевидным факт наивысшего почитания коня среди казахов по сравнению с другими домашними животными.

Использованная литература:

Ахмет Токтабай «Культ коня у казахов», KazIzdat-KT, 2004, 121 с.

Oynatıcı kontrollerini göster

  • katma 14 Şub 2018
  • Time puzzle №27. Почему казахи едят лошадей?

YORUMLAR • 70

Aziza Yusufzada

Лощади умные, чистоплотные, преданые говорят за один день до забивание они плачут чувствуют раньше в степях не было фруктов овощей, орешков люди ели мясо и молочные продукты, а сейчас можно и не убивать развадить таких благородных животных как коров, лошадей и вопще всех животных.

Бек

Невсе лошади подходят чтобы их есть скаковые на них рука не поднимается

Белый

Встречный вопрос! Почему Корейцы едят собак?

Рустам Акаш

В Корее не едят

Sony Ismailova

Я казах вот почему едят их мясо как у коровы или жеребёнок неможет ходитьего едят я люблю с кумысам

Жан Мукашев

Нетолько Казаки едят лошадей

Алмаз Добряков

Странное описание, ещё напишите: почему казахи пьют воду ? Почему люди ходят ? Почему солнце светит ? Почему китайцы китайцы ? Почему русские едят кашу ? Почему люди кушают мясо ?

Oleg 1964

Ну если конь божество то зачем его жрать ?

Мурат Калидолдин

Старую лошадь никто не зарежет на зиму.

Oleg Kuhsnarew

Айгуль Бакит

Я не ем лошадей, я ем конину🤔

Пархат Курбанов

А почему китайцы едят детей , снимите видео и обьясните пожалуйста .

No Name

Кезынде Казактар мыкты болдыго!

Руслан Сабур-улы

Кулагер Акант сере это не знать

A Aa

ЛОШАДЬ ЭТО УМНОЕ ЖИВОТНОЕ, ДВОЕ НАШИХ КАЗАХОВ БЫЛИ В АМЕРИКЕ. ЕХАЛИ НА АВТОБУСЕ, АВТОБУС ЗАЕХАЛ НА ЗАПРАВКУ, ЭТИ ДВОЕ ВЫШЛИ ПОКУРИТЬ. ОТОШЛИ В СТОРОНКУ ОТ ЗАПРАВКИ.СТОЯЛИ КУРИЛИ. РЯДОМ НА ФЕРМЕ БЫЛИ ЛОШАДИ. ПАРУ ЛОШАДЕЙ К НИМ ПРИБЛИЗИЛИСЬ. ОГРАДА ФЕРМЫ СЕТОЧНЫЙ БЫЛА. ЛОШАДИ СМОТРЕЛИ НА НИХ СТОЯЛИ. ИХ ХОЗЯИН ЗА ЛОШАДМИ ПОДОШЕЛ К НИМ, РАЗГОВОРИЛИСЬ. ОН СПРОСИЛ ИХ , ОТКУДА ВЫ? ТЕ ОТВЕТИЛИ ИЗ КАЗАХСТАНА. ТОГДА ОН СКАЗАЛ, ВАША РЕЧЬ, СЛОВА ПОНИМАЕТ ЛОЩАДИ, Я ИХ ПОКУПАЛ В КАЗАХСТАНЕ. ПОТОМУ И ОНИ ПОДОШЛИ К ВАМ, СЛУЩАЮТЬ ВАШИ СЛОВА. СКАЗАЛ ОН.

Александр Иванов

Я тоже кушаю лошадей обалдеть

Раиса Стильная

Все мусульмане едят лошадей🤪

Жандос Казизов

Кыргызы тоже едят.

N-S Kh

Они жеребёнок землянке держат до зимы, и свиней тоже так содержат, потому что летом очень жарко, мой земляк там работал по распределению . Вообще то весь мир едят конину самое дармовое мясо кони пасутся круглый год.

Дидар Алибеков

мыналар атан дым хабары жок кой

Сергей Митридатский

Когда нибудь. В далёком будущем, или не очень далеком, люди научатся делать мясо и тогда не надо будет убивать животных.

Тумэн Гармаев

И всех домашних животных выпустят на волю! Как мило! И они без попечения человека пропадут от голода или станут жертвами хищников.

Марат Байжанов

афророссиянец

Потому что они у них есть а у тебя что в магазе продадут даже дохлятину. Факты.

Нуреке Мукашев

Самое вкусное мясо надо просто правильно готовить и правильно вялить мясо но правильно будет просто басбармак приготовить .

Lana Love

Лет так 30 назад-- в магазине продавалась копченая колбаска- по 1.20 копеек……… отвари и ешь с хлебушком и горчинкой. Никогда ничего другого не ела вкуснее. Это была колбаса из конины.

yaşar Mevlüt

Казахи любят КОНИНУ КУМЫС КАЗЫ И ЕЗДИТЬ НА ЛОШАДЯХ . А лошадей любят кавказцы русские и европейцы

Айнур Казбек

Только мы ,казахи,можем коня в свои же кишки засунуть,а в тесто воздух и прекрасный бауырсак сделать 🤗

Куаныш Исабаев

Почему казахи едят лошадей? Что за тупой вопрос. А что пить их что ли?

Сергали Асылханов

Таим пазл. покажите почему едят свенину.

MEAT KILLS .

Убивать лошадей и остальных животных это всё от неосведамлённости человека длящаеся многие века .

Очир Лиджиев

Самая выносливая лошадь, это Калмыцкая порода лошадь 🐴!

Евгений Сыродеев

Почему в кз а не в манголие как любят кз присвоить баран они посли все века

Ирина Кристопава

Люди,развитие разных наций зависит от окружающей среды,и не красиво говорить так, что вы ниже нас, мы выше вас. Да может туземец из дебрей выше какого то ученого,потому,что они живут в самой природе и знают больше ученого! А то вы слишком себя возвысили что то,плохая черта человека не умного

Нариман Сулейменов

Лошадь самое чистое животное никогда из грязной лужи воду не пьет

Юлдаш Меденбаев

Потому что Канина вкусно

Венера Сарсенгалиева

ПОЧЕМУ КАЗАХИ ЕДЯТ КОНИНУ ПОТОМУ ЧТО ОНА САМАЯ ЧИСТАЯ. ВОТ СВИНЬЙ ЕДЯТ ТРУПЫ И САМЫЕ ГРЯЗНЫЕ

Ибайдилда Омошев

Самый качественная кусная мяса лошадина.Кыргызы тоже едят лошадины очен курятина .

Ибайдилда Омошев

YouTuber

Андрей Иванов

У кочевников конь второе я.Салам из Кыргызстана.

Khava Ezerkhanova

Потому что лошадиные мясо железо много

Тимур Хакимов

Потому, что это вкусно.

Fjb Hjb

Конина это ммм очень вкусноооо

Сырым Аджибеков

Крылатый конь это ,, Пырақ,,
А тұлпар это просто конь хоть и быстрый и чистокровный

Раяна Жаниет

Хорошо что китайцы не едят конину.Цена мясо конина поднялся на 50$.

Мусаб Мусабов

Конину любят все Тюрские народы не только Казахи. Узбеки тоже очень много кушают конину казы, блюда Нарын и так далее это бомба

Венера Марс

Қазақтар не үшін жеуші еді,көшпенді атқа мінер болды.жылқы ол малдың асылы болып саналатын,асыл тұқымды жылқыларды жемеген.оны көкпарға,бәйгеге қосып одан қалса көлік,асыл тұқымды жылқы ердің қанаты болып саналған,айрылмас серігі болып.қазақтар жылқыға қазірде ерекше көңіл бөледі,оның әр жастағысына әр түрлі айтады,тай,құнан,дөнен,бесті,айғыр,байтал,жүйрік асыл тұқымды ат деп.ердің қос қанаты деп.жылқыны жырламаған ақын жоқ шығар қазақ халқында.жылқы өте таза жануар,басқадан қалған суды ішпейді таза су ішеді,таза шөп жейді,таңдап жейді.төрт түліктің ішінде ең жақсы жануар бұл жылқы.қазақтар соданда шығар жақсы көретіні,қымызын айтсаң оның орны бөлек.

Хатуль Мадан

Есть один анекдот.
-А вы знаете кто стоит на втором месте по поеданию мяса?
-нет
-волки!
- а на первом?
-казахи.

Patricia Palmer

How did my brother in laws picture get on here ?

Мин Башкорт

Мы,башкиры тоже любим есть мясо конину,карту,готовим казы как казахи.Пьем кумыс,айран,едим курут.Любой башкир не сможет жить без лощади.,у нас целые табуны лощадей.

Вч 3476

Казахи не едят лошадей, они едять мясо лошадиное

Кайсар Жанысбай

Ассаламу алейкум всем ! А Вы знали что только у Конья есть волчие зубы среди тровоядных 😊

NTV minus

Туземцы тоже едят лошадей - кабана поймать сложно - лёжа на боку и считать мух.

AJ Jamebaev

казы с конины это чем то они даже вкуснее чем Колбасы

Болат Н

Почему все забыли,что казакские лошади принимали участие на войне ,и внесли вклад победе над фашизмом

brothers arty

Я казах я не ем мясо

Берик Косумов

Отанын тургыш болат .

Дмитрий Демчук

ну это еще хуже чем собак есть

Абай Абайев

Не только казахи едят конину.

Astek BAYNAZAR

Kazagim syir etin jeli bar dep,jemegen.
Jilki eti kunarli,sinui jenil.
Koy eti korgasin degen bar.
Halkimizda; koy eti tan atkansha, syir eti el jatkansha, jilki eti kun batkansha gegen bar.
As-auhattarin damdi,sinimdi bola bersin!
ARANDARIN /opytet/
ashilsin!

Astek BAYNAZAR

Uli Dala koshpendileri jasasin!
Barsha Turkilerdi Bir Uli Jaratushimiz TANIR Jarikasin!
Oyan Turan!

Охотник на Гестапо

Как же соскучился по конине

VIDEOS VIDEOS

Очень много рекламы из за этого прерываю ролик

Dean Winchester

тәтті болған соң жеймыз

Гринвей экопродукты

Конина обладает лечебными свойствами: выводит плохой холестерин, повышает иммуните при туберкулезе,диетический продукт, легко переваривается желудком. Батыры издревле ели мясо конины и были очень сильными. Свежий кумыс воостанавливает силы после химиотерапии, обладает антираковым действием-уменьшает рост раковых клеток.

Насруллаев Рахматулло

Уважаемые казы и в Узбекистане очень давно готовят , я очень люблю плов с казы , у нас в Самарканде плов по Самаркандский с казы очень вкусно готовят , плов с казы это Райское наслаждение !

Насруллаев Рахматулло

Я очень глубоко извиняюсь но лошади были одомашнены по всему Миру одновременно , нет достоверных данных где впервые лошадь приручили а древние греки которые существовали до Казахов , А древние Персы которые существовали до Греков в 300х годах они все ездили на лошадях до Казахов , древние Греки устрайвали состязания с лошадьми в колесницах , и Древние Персы колесницах тоже в колесницах с лошадьми передвигались до Греков , так что где первыми приручили лошадей , тгчных данных нету , очень глубоко извиняюсь !

Sherimbekova Shari-Zada

Казахи никогда не заключают браки между родственниками даже среди одного духа нельзя среди казахов инцест исключён этого быть не может

Artur Sakura

Очень жаль. Благородное красивое, умное животное. Люди хуже скотов. Не подавитесь епть.

Читайте также: