Почему конь с розовой гривой так назвали

Опубликовано: 15.04.2024

Что для деревенских ребятишек олицетворял пряник в виде коня с розовой гривой?


Пряничный конь с розовой гривой - это целое сокровище детства, это даже роскошь, в деревнях не у всех были деньги, что покупать пряники детям, да и порой не за что было баловать, сорванцы и есть сорванцы.

Витя так хотел получить у строгой бабушки пряник, этот кусочек счастья, света в его уже нелегкой детской сиротской без родителей жизни, что не побоялся обманом заполучить пряник, бояться он стал за свой обман после.

Нехитрое дело - собрать ягод, чтоб бабушка могла продать их потом, а на вырученные деньги купить пряник.

Но ягоды были съедены, из-за подначивания соседских детишек, с которыми Витя собирал ягоды, и на полный туесок не хватало.

Вопрос решился быстро: в туесок траву, сверху - ягод, и вот, ягоды будут проданы, лакомство куплено, все довольны и счастливы.

Если бы Витя не жаждал так этот пряник, возможно, он отказался бы от обмана. Повинился бабушке, придумали другое занятие, купили бы потом.

Но ради коня с розовой гривой, ведь удивительно сама форма пряника, у нас таких я не встречала, Витя обо всем забыл. Не от жадности, не потому, что он обманщик и сладкоежка, а просто - хотелось себе маленькое чудо, бело-розовое, которое разбавит серость и тоску по сути, в его мало детской жизни.

И, хотя бабушка женщина строгих нравов, серьезная, честная, и хотя она опозорилась перед дамой-покупательнице­ й, но пряник она купила.

Витя боялся придти домой, когда услышал, что бабушка вовсе не радостная приплыла домой. Но когда все-таки вернулся, то ждал его конь с розовой гривой.

В этом поступке более всего проявилась любовь бабушки к внуку открыто. Злая бы бабуля дала крапивы или лозы, а не пряника.

Пряничная лошадка - детство, любовь, счастье, мечты, радостное событие, "луч света в темном царстве" в даном произведении, если хотите.

Потому - название такое.


Виктор Астафьев коренной сибиряк, вырос он в селе Овсянка недалёко от Красноярска. Растила его бабушка и дед, детство было не очень счастливое из-за того, что Витя рано потерял родителей. Да и время было суровое. Самым большим лакомством, о котором мечтали все деревенские ребятишки, был пряник в виде коня с розовой гривой. Чтобы купить такой пряник в городе, бабушка попросила внука собрать туесок ягод. Но мальчик не собрал ягоды, он проиграл с соседскими ребятишками. А чтобы бабушка не ругала и привезла ему из города пряник, он набрал в туесок травы и сверху присыпал ягодой. Когда обман открылся, бабушка сильно ругала внука, но все же купила ему заветный пряник. Эту историю Витя запомнил на всю жизнь. Несмотря на проступок , бабушка его простила, любила она своего внука. А Вите было очень стыдно.


Пряник в виде коня с розовой гривой для деревенских мальчиков был лакомым угощением. Все ребята сразу хотели его откусить. Автор даже пишет, что надо было подставлять пальцы, иначе ребята могли откусить очень много. Тот, у кого оказывался пряник, был на "высоте".

Именно из-за этого пряника мальчик Витя и обманул бабушку. Он очень желал получить этот пряник, хотя и знал, что бабушка огорчится. Когда бабушка узнала о провинности внука, она не стала лишать его пряника, а все равно преподнесла его Вите.

Именно благодаря прянику мальчик изменился, он сделал выводы. Поэтому автор и назвал рассказ "Конь с розовой гривой".


Так называется рассказ, потому что тема любимого Витей лакомства - пряника в виде коня с розовой гривой - проходит через весь рассказ. Этот пряник - источник и радости и мук совести, это заветная мечта, но, так получается, что сбывшись, она приносит не только радость, но и страдания. Витя обманывает бабушку, кладет под землянику, которой осталось очень мало, листья, и бабушка с такой вот корзиной едет продавать землянику, Витя очень сильно подводит своего родного любимого человека. Бабушка сердится, конечно, но все равно везет внуку гостинец, обещанный ему за сбор земляники (а не травы) - заветный пряник.


Касаемо рассказа Виктор Астафьева- Конь с розовой гривой и того, почему этот рассказа назван именно так, хочу сказать, что произведение это, о тяжёлом сиротском детсве автора довоенного периода, когда воспитывали его бабушка и дедушка и жили они в деревне в Сибири на берегу Енисея.

Автор вспоминает то время, описывает ситуацию, когда помогал бабушке заработать на жизнь и стал собирать землянику, хотя и не смог собрать , а просто съел всё вместе с товарищами.

Но бабушка обещала подарить Вите пряник в виде коня с розовой гривой из глазури, и, позарившись на это,Вия пошёл на обман и наполнил туесок травой , присыпав земляникой только сверху.

Бабушка обнаружила это и долго ругалась, но когда Витя попросил прощения, то всё-таки подарила ему заветный пряник.

Это был хороший урок для мальчишки. Ему стало и стыдно и пришло понимание, что нельзя обманывать близких людей, отчётливо ребёнка заедала совесть. Воспоминание об это случае осталось в памяти очень сильным, и во многом детство Астафева ассоциировалось с таким вот пряником в виде коня с розовой гривой из глазури.

Кстати, уже в очень зрелом возрасте, будучи маститым и признанным писателем, Виктор Астафьев вернулся жить в свою деревню на берегу Енисея.

Всё-таки детские годы сказались и воспоминания о детстве и юности были очень сильны.

Только моё мнение.

В рассказе "Конь с розовой гривой" автор рассказывает о своём детстве. Рассказ ведётся от первого лица - мальчика Вити, который остался сиротой очень рано и его воспитывали бабушка и дедушка. Жили они в селе на берегу Енисея. Те времена были трудные и чтобы заработать деньги бабушка собирала землянику в сезон и продавала её на базаре. Чтобы внук учился помогать ей, она предложила ему собрать небольшой туесок земляники, а взамен обещала купить ему любимый его пряник, сделанный по форме коня, сверху покрытый сахарной глазурью. Весь такой конь был белый, а его грива розовая. Дети в селе считали такого коня большим богатством и каждый мечтал о нём.

Витя пошёл собирать землянику с соседскими детьми, которые стали драться из-за земляники, а потом её всю съели и Витя им тоже уподобился - его землянику тоже съели. Но Вите так хотелось получить коня с розовой гривой, что он пошёл на обман бабушки и отдал ей туесок, наполненный травой, а сверху засыпанной двумя горстями земляники. Бабушка обман поняла только на следующий день, когда продавала землянику на базаре. Вернувшись, она очень ругала Витю, который боялся ей на глаза показываться и скрывался в чулане, но хорошо слышал, как она ругалась. Когда по совету деда Витя вышел из чулана и попросил у неё прощение, бабушка ещё немного поругалась и дала ему заветный пряник - коня с розовой гривой.

Автор пишет в конце рассказа, что прошло много времени с тех пор, но когда он видит такого коня с розой гривой, то воспоминания детства вновь встают перед ним.

Автор так назвал свой рассказ, потому что бабушкин пряник, конь с розовой гривой - это символ его детства, детской мечты, детского счастья.

Одним из лучших автобиографических рассказов о деревенском довоенном детстве по праву считается «Конь с розовой гривой» Виктора Астафьева. Недаром это произведение вошло в программу внеклассного чтения для ребят среднего школьного возраста.

Рассказ написан чудесным, сочным и красочным языком, включившим в себя и народную речь русской деревни, и вольные мальчишечьи словечки («ништяк», «слабо», «залимонил»), и потрясающие описания сибирской природы.
Маленький Витя с любопытством и радостью смотрит на окружающий мир. И хотя деревенский быт того времени довольно убог и скуден, но есть своеобразная поэзия и в традиционном убранстве крестьянской избы, и в развлечениях детворы, и в красоте леса, луга, реки Енисей. Этот мир хорошо знаком мальчику, кажется ему добрым, понятным и счастливым. Можно пойти на рыбалку, отправиться в лес за ягодами, поиграть на улице с приятелями – свобода и волюшка ничем не ограничены. И в этом главная радость детства. Вот только надо помнить, что есть вековые народные заповеди, которые нельзя нарушать. А именно: не надо врать, хитрить и выкручиваться, злонамеренно подводить других людей, игнорировать наставления старших – опытных и умудрённых жизнью. Но шустрый, непоседливый и впечатлительный Витя порою нарушает табу и расплачивается за это раскаянием, слезами, стыдом и сожалением.

Главной носительницей исконной народной мудрости и нравственных заповедей является бабушка Вити – Катерина Петровна. Она несёт в себе такие черты русского характера, как трудолюбие, честность, справедливость, любовь к порядку, рассудительность. Временами она кажется слишком суровой, но глубоко в сердце у неё живёт необыкновенная доброта и жалость ко всем обездоленным – к внуку-сироте, к безалаберным многодетным соседям, которые не в состоянии наладить свой повседневный быт, и чьи дети вечно питаются «подножным кормом».
Бабушка чувствует сердцем, что любому ребёнку нужна ласка и забота, и оттого она готова исполнить мечту внука о чудесном пряничном коне с розовой гривой, который очень ценится детворой и приносит счастливому обладателю много «почёту и внимания». Но такого коня надо заслужить трудами, примерным поведением, стремлением стать лучше. А для Витьки это, ох, как трудно. Ведь столько соблазнов вокруг! Его соседи и приятели - безнадзорные и бесшабашные «левонтьевские» ребятишки, не замечены ни в особым послушании, ни в привычкой работать (у родителей-то в доме и в огороде вечный беспорядок, а денег в семье почти никогда нет). Они на глазах у Витьки то и дело затевают драки и проказы, дразнятся, подначивают, невольно провоцируя мальчика делать то же самое. Ведь потакать своим желаниям и фантазиям намного легче, чем усердно трудиться и добиваться хороших результатов, а врать куда проще и удобнее, чем говорить правду о своих прегрешениях.

Витька попался именно на том, что близко к сердцу принял мальчишескую подначку: «А слабо тебе. ». Ну кто же признается, что ему слабо сделать что-то неподходящее, набезобразничать или наврать? Главное – « не спасовать, не струсить, не опозориться» перед мальчишками. При этом подростки часто не умеют просчитать последствия своих необдуманных поступков. Чем всё это обернётся – лучше не думать. Вот Витька и набедокурил так, что признаться в этом бабушке не было уже никакой возможности. Оставалось придумать, как её обмануть, да чтобы при этом «левонтьевские» ребята посчитали его отважным и бесшабашным. Они-то, кстати, оценили и даже смогли предвидеть, чем дело кончится. А самому Витьке очень скоро стало грустно и стыдно от того, что он натворил. Но сожалей – не сожалей, а сделанного не исправишь, время вспять не повернёшь, за собственные проступки придётся отвечать…

Когда Витька узнал, в какую переделку попала бабушка в городе из-за его вранья и «подставы», ему захотелось провалиться свозь землю от стыда. Тут уж и слёзы были неподдельными – настоящими. Тем более, что суровая бабушка всем соседям раззвонила, как внук подвёл её, смошенничал, и что, возможно, он потом «каторжанец будет». Но читателю ясно - не будет. Потому что такой крутой жизненный урок не забывается, и такой стыд испытать во второй раз мальчику никогда не захочется. Тем более, что сердце-то у него очень чуткое, доброе. Откликается на всё: на радость, на беду, на чужую боль, на справедливость и прощение. А ведь бабушка не могла его не простить, потому что знала наверняка: раскаяние мальчишки – искреннее, сожаление и стыд – глубинные, от сердца. А значит, не повторится в его жизни ничего подобного. И навсегда останется в памяти бабушкин урок правды, честности и доброты да ещё - заветный пряник – дивный конь с розовой гривой.

«Конь с розовой гривой»: YouTube / Сказочный Джо

Виктор Астафьев — выдающийся русский писатель и драматург. Его незаурядный талант нашел выражение в ряде романов и повестей, пасторалей, пьес и рассказов. К числу последних относится доброе произведение «Конь с розовой гривой». Краткое содержание будет полезно при подготовке к уроку русской литературы и непременно вдохновит на прочтение рассказа.

«Конь с розовой гривой»: краткое содержание

Деревенская жизнь — тема, к которой часто обращался писатель Виктор Астафьев. «Конь с розовой гривой» тому пример. Автор предается воспоминаниям о своей жизни в деревне, делится с читателем запомнившейся историей.

Предлагаем вкратце ознакомиться с сюжетом:

Краткий пересказ: конь с розовой гривой — мечта всех ребят

По поручению бабушки Катерины Петровны Витя должен был пойти в лес и набрать земляники. Уговор был таким: бабушка продаст собранные им ягоды вместе со своими и на эти деньги купит внуку пряник в виде коня с розовой гривой. О нем мечтали все деревенские дети.

Рецепт торта «Молочная девочка»

За земляникой мальчишка ходил с ребятами из соседнего дома — детьми бывшего матроса Левонтия, который теперь работал на лесозаготовках. Дважды в месяц ему платили деньги, и тогда в доме Левонтия появлялась еда, а жена бегала по соседям и раздавала долги. В эти дни и Витя стремился попасть в соседскую хату, хоть бабушка и не пускала, чтобы «не объедать» соседей.

Семья Левонтия жила очень бедно. У их дома не было ни забора, ни хозяйства, ни даже бани. Мыться дети бегали к соседям. Когда Катерина Петровна упрекала Левонтия в лени, тот лишь отвечал, что любит «слободу».

«Конь с розовой гривой»: кратко об обмане Вити

«Вешние воды»: краткое содержание и анализ произведения

Витя пошел с ребятами собирать ягоды. Он успел набрать несколько стаканов, как вдруг дети Левонтия стали ссориться. Старший сын Санька заметил, что младшие не собирают ягоды, а едят. И пока возмущался, сам съел все собранное.

Дети побежали к реке. Витя тоже хотел отправиться за ними, но нужно было дальше собирать ягоды. Санька стал задирать мальчишку и брать на слабо. Мальчик поддался, высыпал землянику на траву и побежал к речке.

«Конь с розовой гривой»: YouTube / Лана Репина - Сказки и рассказы

Ребята веселились весь день. К вечеру Витя вспомнил, что так и не собрал обещанные ягоды. По совету Саньки он сложил в посудину траву, а сверху высыпал немного ягод. Катерина Петровна, не заметив обмана, была очень довольна работой внука. А чтобы Санька не выдал Витю, пришлось стащить для него калачи.

«Кавказский пленник»: краткое содержание и анализ

Всю ночь мальчика мучила совесть. Он жалел, что дедушка жил далеко, иначе можно было бы сбежать к нему. Рассказчик решил, что утром во всем признается.

Астафьев: «Конь с розовой гривой» — история со светлой развязкой

Когда Витя проснулся, бабушки уже не было дома. Чтобы скоротать время ожидания, он отправился рыбачить с друзьями. Через некоторое время на реке появилась большая лодка, а в ней — бабушка, грозящая кулаком.

Мальчик убежал домой и спрятался в кладовке. Ожидая наказания, он вспомнил о маме. Она тоже ездила в город и продавала ягоды. Но однажды, возвращаясь на лодке, утонула. Долгое время бабушка не находила себе места, сидела на берегу и ждала, что река отпустит утопленницу.

«Муму»: краткое содержание и анализ произведения

Когда мальчик проснулся, к нему пришел дедушка и велел извиниться перед бабушкой. Как следует пожурив мальчика, бабушка вручила ему того самого коня.

Витя вырос, бабушка с дедушкой давно умерли, но он всю жизнь вспоминал тот бабушкин пряник.

«Конь с розовой гривой»: анализ произведения

Первые выводы об авторском посыле можно сделать, прочитав краткое содержание. «Конь с розовой гривой» — поучительный рассказ, в котором автор делится историей, повлиявшей на его личностное развитие. В полной мере оценить авторские идеи поможет анализ произведения:

«Конь с розовой гривой»: YouTube / Классное Чтение

История написания

Виктор Астафьев написал рассказ «Конь с розовой гривой» в 1963 году. Произведение стало частью повести «Последний поклон»: в ней писатель вспомнил свои юношеские и детские годы.

«Кому на Руси жить хорошо»: краткое содержание и анализ

Автор описывает события, которые на самом деле произошли в его жизни:

  1. Как и Витька из рассказа, Астафьев рос без родителей. Когда его мать утонула, мальчику было всего семь. Отец создал новую семью и с сыном не общался.
  2. Самым близким человеком для будущего писателя была бабушка. В деревне по соседству с ней жил многодетный отец Левонтий. В детстве писатель дружил с его старшим сыном Санькой: ребята вместе ходили на рыбалку, купались в реке и нередко попадали в переделки.
  3. История с земляникой, пряником и обманом, описанная в рассказе, произошла с писателем в детстве.

Жанр произведения

Проанализировав особенности повествования Астафьева, делаем вывод, что «Конь с розовой гривой» — это рассказ. Об этом свидетельствуют его отличительные черты:

«Мцыри»: краткое содержание и анализ произведения

  • небольшой объем;
  • малое количество персонажей;
  • одно событие, вокруг которого строится сюжет.

Литературное направление, к которому относится данный рассказ, — реализм. Это подтверждает тот факт, что произведение основано на реальных воспоминаниях автора.

Композиция рассказа

Повествование ведется от первого лица и подано в формате мемуаров рассказчика. Несмотря на то что рассказ — часть повести, он имеет свою структуру сюжета. Она линейная, но немного отличается от классической:

  1. Рассказ начинается с завязки: Катерина Петровна поручает Вите собрать землянику и обещает пряник.
  2. Далее следует экспозиция: автор ближе знакомит читателя с главным героем, его бабушкой, соседской семьей и их жизнью.
  3. Кульминационный момент истории происходит, когда мальчик ожидает бабушкиной реакции.
  4. В развязке рассказа Витя мирится с бабушкой и получает заветный пряник.

Анекдоты про электриков: 50+ смешных шуток

Виктор Астафьев: YouTube / Краткая Биография

Смысл произведения

Данный рассказ — это взгляд взрослого человека на прошлые ошибки. Автор вспоминает историю из детства, в которой, по его мнению, поступил неправильно. Обманув бабушку, он не находил себе места, все время чувствовал вину. Посыл Виктора Астафьева заключается в том, что лучше всегда говорить правду, уметь признавать свои проступки и просить за них прощения.

У рассказа Астафьева поучительный и счастливый финал. Таким образом, раскрывается и суть заголовка. Конь с розовой гривой — это символ счастливых детских лет и памяти о родных людях, светлый след, оставленный ими в жизни рассказчика.

Герои рассказа

Раскрыть основную идею произведения автору помогли хорошо выписанные персонажи. Предлагаем краткую характеристику героев рассказа:

Анекдоты про Чапаева: 50+ старых и новых шуток

  • Рассказчик и центральный персонаж истории — Витя. Он добрый и бесхитростный, воспитан бабушкой в строгости и любви. Витя не против пошалить, хоть и знает, что бабушка будет недовольна. При этом мальчик растет ловким и самостоятельным, приобщен к хозяйству и работе. Он ценит бабушку и не хочет ее расстраивать, чувствует вину за обман.
  • Бабушка Вити, Катерина Петровна, очень мудрая и добрая. Этих качеств не умаляет ее строгость. Она учит внука жить по правде, оперирует народными присказками и поговорками, что свидетельствует о ее грамотности и остром уме. Несмотря на выходку внука, она задумывается, почему Витя пошел на этот обман, и все-таки покупает ему пряник, чтобы порадовать.
  • Дедушка Вити обладает спокойным темпераментом. Он очень близок с внуком и жалеет его. При этом не перечит методам воспитания Катерины Петровны, всячески поддерживая ее авторитет в глазах Вити. Он не ругает внука, а подсказывает ему, как лучше поступить, если неправильно с кем-то обошелся.
  • Семья Левонтия — второстепенные персонажи истории, однако прямо влияют на сюжет. Например, Санька — хитрый и хулиганистый мальчуган — подбивает Витю на обман. Его отец Левонтий — ленивый, но очень добрый мужик. Хоть его семья живет бедно, в день получки он не жалеет угощений для сироты-рассказчика.

К чему снится кладбище: толкование снов

Все персонажи влияют не только на ход истории, но и на мировоззрение главного героя. Весь рассказ — это своеобразная дань уважения автора тем людям, которые окружали его в детстве и влияли на его становление как личности.

Юным читателям непременно стоит познакомиться с рассказом. А взрослым произведение подарит улыбку и позволит вспомнить счастливые мгновения детства.

Лейла Темирханова

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

comments icon
Комментарии

История создания

Главной идеей написания рассказа стал случай из жизни Астафьева. Виктор очень рано потерял мать: она перевернулась в лодке и утонула, когда ему было семь лет. Через какое-то время отец снова женился, а сына отдал в детский дом.

Самым родным и близким человеком в его жизни была любимая бабушка Екатерина Петровна, которая проживала в деревне. У нее был сосед Левонтий, Виктор дружил с его сыном Санькой. Они любили проводить много времени вместе, часто ходили на рыбалку и постоянно попадали в забавные истории. Одна из них и натолкнула автора на написание в 1963 году произведения о розовом коне.

Сочинение писателя относится к жанру автобиографической повести. В нем прослеживаются две основные тематики:

  • приключение сорванца Вити;
  • становление личности.

Эти две категории плавно переплетаются в тексте и выражают его проблематику.

Основа сюжетной линии

Начинается рассказ с короткого диалога бабушки и внука. Она просит мальчика насобирать земляники, а за это даст ему пряник, названный ею «лошадью с золотой гривой». Далее идет отрывок с описанием лакомства. В этой части автор погружается в детство и вспоминает самые приятные моменты.

Центральным сюжетом считается сбор ягоды. Астафьев рассказывает о том, как он с друзьями отправился на поляну, и дети соседа больше ели, чем собирали. Однако он насобирал столько, сколько велела бабушка. Но постепенно его «урожай» уменьшался. Ребята половину съели, а остатки рассыпали. Витька очень испугался, что бабушка будет его ругать, а друзья посоветовали в корзину насыпать земли, а сверху положить ягоды. Мальчик подумал и решил так сделать.

Конечно, бабушка обнаружила, что внук обманул ее. Она сильно разозлилась, но все же купила ему пряник. Это говорит о ее мудрости и великодушии.

Внимание уделить стоит эпизоду, когда бабушка приезжает с рынка домой. Мальчик заметил, как старушка размахивала кулаком, сидя в лодке. Эта картина вызвала у него грустные воспоминания, напомнив о смерти матери, которая погибла на Енисее.

Мальчику было стыдно за свой глупый поступок, он понимал, что поступил плохо. В то же время он не знал, как загладить свою вину перед любимой бабушкой. Но тут на помощь пришел дедушка, который дал мудрый совет. Он объяснил, что достаточно извиниться — и бабушка простит его. Витя прислушался к наставлениям и попросил прощения.

После этого можно наблюдать, что озорной мальчишка уже превратился в настоящего мужчину. Его бабушка и дедушка умерли, он сам уже стар, его жизнь скоро закончится. Но он всегда будет помнить «коня с розовой гривой». Концовка произведения дает понять, почему такое название у рассказа. Розовый конь для автора стал символом памяти о близких людях.

Прочитав текст, можно сделать анализ записок Астафьева. В одном произведении он объединил несколько моральных проблем: отношения людей разных поколений, обман, совесть, верная дружба и раскаяние.

Все события, которые описывались в рассказе, наталкивают на мысль, что обман всегда раскрывается. Лучше сразу говорить правду и жить с чистой совестью. Об этом нужно написать ученикам в сочинении на тему «Розовый конь» или в конспекте читательского дневника.

Композиционная структура

Произведение написано простым языком, оно легко читается и воспринимается. Особенностью текста является последовательность сюжетной линии. Рассказ можно разделить с помощью плана:

  1. Завязка.
  2. Экспозиция.
  3. Развитие событий.
  4. Кульминация.
  5. Развязка.

Описание портретов и пейзажей, которые окружали главного героя, делают текст лаконичным, они помогают придать выразительности происходящим событиям.

Жанр «Коня с розовой гривой» — реализм, так как повесть основана на воспоминаниях главного персонажа. Главным смыслом произведения является то, что каждый должен уметь говорить правду и не бояться последствий. Именно этому учит рассказ Виктора Астафьева.

Конспект урока

В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  • рассказ о жизни и творчестве В. П. Астафьева;
  • изучение композиции и сюжета рассказа «Конь с розовой гривой»;
  • анализ языковых особенностей художественного текста;
  • нравственные уроки в рассказе «Конь с розовой гривой».

Автор – создатель литературного произведения, реальный человек.

Рассказчик – персонаж, от чьего лица ведётся повествование

Герой – персонаж, который участвует непосредственно в развитии сюжета

Диалектизмы – слова и названия, распространённые только в определённой местности.

Художественный образ – образ, который создаётся автором литературного произведения с помощью художественных средств; преломление реального образа через талант и фантазию автора.

Бадога – палки, стволы. Работать на бадогах – работать на лесозаготовках.

Заимка – занятие никому не принадлежащих земель для поселения и сельского хозяйства; в России (чаще в Сибири и на севере Европейской части); поселение, обычно однодворное, возникшее в результате заимки, то есть поставленное на земельном участке, занятом кем-либо по праву первого владения, вдали от освоенных территорий

Заполошная – неспокойная, взбалмошная.

Поскотина – изгородь, которой ограждается пастбище.

Туесок – небольшая корзинка, короб, сделанный чаще всего из бересты или коры другого дерева. Использовался для сбора грибов или ягод.

Увал – вытянутая возвышенность с плоской, слегка выпуклой или волнистой вершиной и пологими склонами.

Шаньга – хлебобулочное изделие из пресного или дрожжевого, пшеничного, ржаного или ржано-пшеничного теста.

Яр – высокий, обрывистый, вогнутый, обычно речной и не затопляемый в половодье берег.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлев В. П. «Литература». Учебник 6 класс. Часть 1,2. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2019, стр. 288.

2. Астафьев В. П. Конь с розовой гривой. – М.: Детская литература, 2018, стр. 265.

3. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов. М.: Паритет, 2007, стр. 320.

Электронные ресурсы:

1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Литература. 6 класс. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?class=49 (Дата обращения: 08.07.2019)

2. Словари, энциклопедии, справочники универсального содержания http://www.nlr.ru:8101/res/inv/ic/sprav.htm (Дата обращения: 08.07.2019)

3. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор», академические собрания сочинений русских писателей http://feb-web.ru/ (Дата обращения: 08.07.2019)

4. «Русская литература. Программа школы» на сайте «Культура письменной речи» С. П. Белокуровой hhtp://gramma.ru/LIT/?PHPSESSID=d689cbafec193fe4a971e7c1a22c7a51 (Дата обращения: 08.07.2019)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Как вам известно, В. П. Астафьев родился в Красноярском крае. Детство его прошло в сибирском селе Овсянка, расположенной на берегу Енисея.

В своих произведениях именно эту пору он чаще всего и вспоминал. Поэтому все его рассказы о детстве и деревенских ребятишках автобиографичны.

Основная тема произведений Виктора Астафьева – тема формирования личности. Писатель показывает, как одно незначительное событие может повлиять на всю жизнь человека.

Случай, описанный в рассказе «Конь с розовой гривой», как раз из таких.

«Бабушка возвратилась от соседей и сказала мне, что Левонтьевские ребятишки собираются на увал по землянику.

– Сходи с ними, – говорила она. – Наберёшь туесок. Я повезу свои ягоды на продажу, твои тоже продам и куплю тебе пряник.

Так начинается рассказ «Конь с розовой гривой». Этот эпизод можно считать завязкой рассказа.

Герой рассказа – мальчик-сирота 7-8 лет, его воспитывает бабушка. Он бедно, но опрятно одет. На завтрак у него всегда есть хлеб с молоком, чего нет у братьев Левонтьевых, которые жили по соседству.

Такое противопоставление Левонтьевских ребят и главного героя рассказа неслучайно.

«Бабушка корила Левонтия за безделье, перечисляла работу, которую он должен был сделать в доме и вокруг дома».

А внука приучала не жить одним днём, а думать о будущем, быть честным, трудолюбивым.

Жизнь в деревне в послевоенное время была нелёгкой. И бабушке героя приходилось ездить в город продавать ягоды, а деду – работать на заимке.

Несмотря на то, что автор не даёт подробного описания ни бабушке, ни деду героя, по их речи и поступкам мы можем себе представить, какими они были людьми.

Итак, ребята отправляются в лес. Писатель описывает «тару» под ягоду. Он отмечает, что соседские ребята «несли бокалы с отбитыми краями, старые, наполовину изодранные на растопку, берестяные туески… ковшики без ручек…». Художественная деталь – битая посуда – не столько признак бедности, а отношение к вещам, к труду вообще.

Выходит, эти люди и сами не любят работать, и не ценят чужой труд. Противопоставлен Левонтьевским ребятишкам герой-повествователь: «Я брал старательно и скоро покрыл дно аккуратненького туеска». Катерина Петровна воспитала в нём бережливость к вещам и уважение к труду.

Развязка рассказа растянута, потому что всё никак не разрешается внутренний конфликт героя: сплутовать или нет?

Язык произведения яркий, Астафьев широко использует фразеологизмы, пословицы, поговорки, жаргонизмы, специальные слова.

Это помогает читателю лучше представить быт, интересы, характеры сибиряков, внутреннее состояние и характеры героев.

Поэтому повествование писателя о своём детстве звучит искренне, правдиво. В рассказе используется много просторечных и диалектных слов, свойственных жителям сибирской деревни. Автор сам слышал их неоднократно, поэтому и передал в своём рассказе.

Пример. Заимка – не принадлежащая никому часть земли, которую использовали для сельского хозяйства местные жители.

Главным художественным образом этого рассказа является пряник в виде коня с розовой гривой.

«Пряник конём! Это ж мечта всех деревенских малышей. Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые».

«Сколько лет с тех пор прошло! Уж давно нет на свете бабушки, нет и дедушки. А я всё не могу забыть того коня с розовой гривой, того бабушкиного пряника». Вот так заканчивает свой рассказ писатель. Урок доброты и честности из этой ситуации был усвоен им на всю жизнь.

Так за что всё-таки получил свой пряник главной герой?

Несмотря на то, что он смошенничал, чувство раскаяния и честность всё равно взяли верх над обманом.

Герой был воспитан на принципах чести и честности. Он нашёл в себе силы и мужество признаться, за что и был вознаграждён.

Необходимо различать автора рассказа, героя рассказа и рассказчика.

Автором мы называем человека, писателя, который создал литературное произведение.

Это реально существующий человек, занимающийся литературным творчеством.

Герои рассказа – это действующие лица, которые участвуют в сюжете, живут и существуют только в рамках самого рассказа. Они – вымышленные персонажи (хотя могут содержать в себе и авторские черты).

Рассказчик – образ, от чьего лица ведётся повествование. Он может быть как одним из действующих лиц, так и сторонним наблюдателем за действием. Он тоже является художественным образом, вымышленным персонажем.

Теоретический материал для углублённого изучения

Рассказ В. П. Астафьева называется «Конь с розовой гривой». Вам уже известно, что речь идёт о прянике, о котором мечтали все деревенские дети.

Розовый цвет гриве коня даёт сахарная глазурь, смешанная с соком.

А почему именно розовый? Вы слышали когда-нибудь выражения «розовая мечта» и «голубая мечта»?

Голубой цвет чаще всего ассоциируется с небом, оно высоко и недостижимо. Поэтому голубой мечтой называют фанатзию, которая практически не может сбыться.

А розовой мечтой называют мечту несерьёзную, детскую, но вполне осуществимую. Конь с розовой гривой – мечта детская, и для взрослого человека она может казаться смешной. Но для деревенского мальчишки осуществление этой мечты было очень важно.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Множественный выбор

Выберите диалектные слова.

Чтобы выполнить это задание, нужно обратить внимание, что в тексте рассказа встречается много неизвестных слов, которые автор специально вводит. Как правило, это названия предметов или мест, которые распространены на определенной территории (в данном случае – в части Сибири). Такие слова называются диалектизмами.

Зачёркивание элементов

В определение вставлено лишнее слово, зачеркните его.

Рассказчик – это реальный персонаж, от лица которого ведётся повествование в рассказе.

Для выполнения задания необходимо вспомнить определение понятия «рассказчик». Рассказчик – образ, от чьего лица ведется повествование. Он может быть как одним из действующих лиц, так и сторонним наблюдателем за действием. Он тоже является художественным образом, вымышленным персонажем.

Рассказчик – это реальный персонаж, от лица которого ведётся повествование в рассказе.

Читайте также: