Почему коня изумруда отравили

Опубликовано: 23.04.2024

У многих произведений Куприна есть одна общая черта – подлинность, они взяты из жизни. Воспевание естественного бытия, психологии животного - об этом рассказывает краткое содержание. «Изумруд» Куприна – это и борьба низких страстей, которая калечит все прекрасное.

краткое содержание изумруд куприна

В денниках

Серебристо-стальной рослый четырехлетний конь Изумруд проснулся и, оглядывая своих соседей, стоящих за перегородками справа, слева и напротив, начал потихоньку отщипывать сено. В голове текли медленные мысли о конюхах: Назар, с которым всегда уютно, противный Васька, который курит в конюшне, кривоглазый, злой и жестокий, который не любит лошадей, и Андрюшка, совсем мальчишка – он любит играть с лошадьми. Мысли лошади во многом составляют рассказ, его краткое содержание. «Изумруд» Куприна – история о коварстве и беспринципности людей.

Сны Изумруда

Перед тем как рассвело, Изумруд увидел сон: ароматный луг ранним весенним утром с невероятно зеленой травой, где каждый цветок пахнет по-особому. Он несется прямо на солнце, а мокрая трава холодит и освежает. Над ним безграничное голубое небо. Он чувствует восторг от своей молодости и переполняющих его сил.

куприн изумруд герои

Подготовка к бегу

Стояло осеннее утро. Изумруд доел овес, и его вывели во двор, не раз облили холодной водой из ведра, осушили, вычистили щеткой, протерли шерстяной рукавицей. А из сарая начали выкатывать двухколесные тележки-американки, сверкающие на солнце новым лаком.

И вот появился самый важный человек в жизни Изумруда. Это был главный наездник конюшни, англичанин, которого побаивались и уважали и люди, и кони.

куприн изумруд отзыв

Запряженного коня конюхи вывели на разминку к воротам ипподрома. Наездник не спеша натянул вожжи, Изумруд рванулся вперед, радуясь бегу, но был остановлен сильными руками. Лошадь пошла ровной рысью с гордо поднятой мордой. Шаг у него был широкий и с виду неторопливый. Дыхание при этом ставилось правильным (оно открывалось), готовя животное к соревнованию.

На ипподроме звонили. Изумруду было весело после проминки, кровь бежала быстро, дыхание становилось глубже, и все мышцы требовали бега. Такие были ощущения у коня, как их описывает краткое содержание. «Изумруд» Куприна в дальнейшем очеловечивает умное и красивое животное.

Движеньем поводьев, их напряжением или ослаблением, понимали друг друга наездник и конь. Ровной размеренной рысью, подчиняясь команде беречь силы, шел Изумруд. «Не торопись, потом», – успокаивают его волшебные руки. Все на ипподроме заворожено одним ритмом. «Прибавить?» – спрашивает Изумруд. Вожжи в поднятых руках приказывают ему сделать все, что только можно. Изумруд, ничего не ощущая, разрывает контрольную нитку. «Спасибо, милый, кончено», – говорит англичанин, бросает вожжи и разрешает коню идти шагом.

бега

А с трибун бегут недовольные люди и кричат, что рысак поддельный. Изумруд не понимает – ведь он так хорошо бежал.

Разных персонажей показывает в рассказе Куприн. Изумруд, герои-конюхи, наездник-англичанин, владелец коня, озверелая толпа, которая при выигрыше Изумруда потеряла деньги. Социальный подтекст рассказа выявляет низость буржуазного общества с его жаждой денег, которая убивает все прекрасное и естественное.

После бегов

Настали скучные дни без проминок и бегов. Изумруда показывали разным людям и, наконец, увезли в незнакомую конюшню, где скучно и одиноко тянулось время, а главный конюх, опухший и толстый, внушал ужас. Он-то и дал Изумруду отравленного овса, от которого конь в мучениях умер.

Долой равнодушие

Невозможно спокойно отнестись к тому, что сделали нелюди. Невозможно до боли в сердце смотреть и ничем не суметь оказать помощь тому, кто в ней нуждается – животное, старый больной человек, беспомощная женщина или ребенок. К этому многими своими рассказами призывает Куприн. «Изумруд» (отзыв на рассказ отдает болью) призывает к любви, к красоте во всех ее явлениях и к ненависти по отношению к черной зависти, грязи, коварству и безразличию, которыми опутано общество.

Краткое содержание:

  • История создания
  • Жанр, направление
  • Смысл названия
  • Композиция
  • Сюжет
  • Суть
  • Главные герои и их характеристика
  • Темы
  • Проблемы
  • Основная идея
  • Чему учит?
  • Обсуждение

История создания

Рассказ «Изумруд» был написан А. И. Куприным в 1907 году. В основу сюжета произведения легла реальная история великолепного скакуна Рассвета, который был погублен из-за корыстных расчетов людей. Необычность произведения состоит в выборе автором главного героя: все события увидены глазами жеребца Изумруда. Перед читателем открывается удивительный мир, состоящий из ярких образов, запахов, тайных мыслей. Здесь приведено лишь краткое содержание. «Изумруд» Куприна – это прекрасная тонкая драматичная история о доверчивости и беззащитности животных и жестокости мира людей.


Рассказ получил высокую оценку Льва Николаевича Толстого. Именно герою его произведения – коню Холстомеру – посвящен «Изумруд» Куприна.

Жанр, направление

«Изумруд» — это небольшой по объему рассказ, состоящий из шести глав. Благодаря близкому к повседневной жизни сюжету и подчеркнутой нравственной проблематике, он может быть отнесен к реалистическому, а также неореалистическому направлениям в отечественной литературе начала 20 века.

Смысл названия

Рысак Изумруд – главный герой рассказа, именно о его жизни мы узнаем из текста. Однако из самого названия нельзя сказать, о чем конкретно пойдет речь в тексте; оно ассоциируется с чем-то ценным, красивым и благородным.

Главный герой рассказа – конь Изумруд – прекрасно соответствует этим характеристикам. Куприн будто говорит читателям: нет большего счастья и удачи, чем отыскать такое удивительно доверчивое, порывистое и верное существо.


Композиция

Оригинальность авторского решения заключается в том, что все происходящее мы изучаем будто глазами самого Изумруда. Так, в первых главах мы узнаем о том месте, где живет рысак, о его «соседях» и хозяевах. Также мы читаем о детстве коня, и не могут не поразить удивительно живописные, живые картины природы, оставшиеся в воспоминания животного.

В следующих главах писатель показывает, как Изумруд выполняет свою работу и как взаимодействует с людьми, что делает образ животного еще более разносторонним, вызывает в нас чувства восхищения и сопереживания.

Фактическое отсутствие диалогов и полноценных разговоров между людьми вокруг Изумруда усиливают интуитивное восприятие ситуации; мы эмоционально лучше понимаем состояние лошади, ее беспокойство или радость.

Победа рысака на скачках становится кульминацией рассказа, после этого действие постепенно угасает. Развязкой служит смерть Изумруда, которая описывается отстраненно и холодно, будто через пелену непонимания. Изумруд не понял последней человеческой подлости, но для читателей тайн не остается.


Ужасная смерть лошади и последовавшая за ней темнота эмоционально резонируют с удивительными детскими воспоминаниями Изумруда. Ощущение свободы, свежести природы, близости матери и уже знакомых людей делают животное счастливым. Тем страшнее при пробуждении неволя и ее закономерный итог.

Сюжет

Главный герой рассказа - беговой конь по кличке Изумруд. Он живет в большой конюшне вместе другими лошадями и выступает на скачках. Изумруд - красивый, умный и быстрый конь. Он особенно любит, когда на нем ездит главный наездник конюшни - добрый и ловкий англичанин. Под его руководством Изумруд показывает свои лучшие результаты.

Однажды Изумруд, как обычно, участвует в забеге на ипподроме вместе со своим любимым наездником-англичанином. Конь выступает блестяще и выигрывает скачку. Внезапно на ипподроме происходит скандал: зрители кричат, что Изумруд - фальшивый конь, и требуют вернуть деньги. Растерянный Изумруд не понимает, что случилось, ведь он выступил хорошо.

После этого Изумруда больше не берут на скачки. Теперь к нему приходит много незнакомых людей (судя по всему, покупателей), которые рассматривают его и о чем-то спорят. Бедный Изумруд скучает взаперти без движения. Наконец его перевозят на поезде в какую-то деревню, где держат отдельно от других лошадей. Изумруд чувствует, что его как будто прячут. В конюшню к Изумруду снова приходят неизвестные люди (вероятно, покупатели), теребят его и о чем-то спорят.

На новом месте Изумруду особенно не нравится один конюх. Однажды этот человек дает коню странный сладкий овес - судя по всему, отравленный. Несчастный Изумруд съедает корм и в муках умирает.

На примере истории бегового рысака Изумруда Куприн показывает, как человеческая жестокость и жадность способны погубить жизнь удивительного существа, доверчивого и преданного, так же, как и мы, ценящего жизнь и наслаждающегося ею.

В тонком психологизме рассказа передана невероятная чуткость животного, тянущегося к человеку, понимающего его порой лучше, чем его двуногие собратья. Куприн уверен, люди, переставшие ощущать свою ответственность перед всем живым, самодостаточность и красоту мира обречены жить в пустом и бездуховном мире, подобном темной пропасти смерти.

Главные герои и их характеристика

Главный герой рассказа – четырехлетний жеребец Изумруд, «рослая беговая лошадь американского склада». Интересно, что автор рассказывает о мыслях животного, словно мы можем посмотреть на мир глазами скакуна. Характеристика Изумруда складывается из оценки его взаимодействия с другими лошадями и людьми. Много интересного читатель узнает из воспоминаний и мыслей Изумруда. Изумруд любопытный и смелый, не боится противостоять взрослому жеребцу Онегину. Он послушен и чуток к реакциям своего наездника. Очевидно, Изумруд – талантливый скакун; он выигрывает забег, соревнуясь с другими сильными и тренированными лошадями.


Так же прослеживаются такие качества. Как внимательность, развитая интуиция и чутье лошади. Он знает каждого посетителя конюшни, их особый запах, характер, привычки. Несмотря на свою силу и храбрость, Изумруд доверчив и тянется к людям, не ожидая от них подлости.

Образ Изумруда максимально приближается к человеческому в его детских воспоминаниях о вольной прогулке, весенней, только пробуждающейся ото сна природе и зовущей матери. Кажется, что и человек с такой же легкой грустью и теплотой вспомнил бы пору своего детства.

Судьба Изумруда вызывает у читателей не снисходительную жалость, а искреннее сострадание животному, как равному себе.

Назар – «хороший старик» с неторопливыми и мягкими движениями, но нет в нем чего-то главного, лошадиного.

Васька – молодой конюх, который не любит лошадей. Злоупотребляет алкоголем, курит в конюшне, грубый в обращении с животными.

Англичанин. Наездник высокий и худой, всегда с бритым лицом и золотыми очками. Он воспринимается Изумрудом как равный себе – мудрый, бесстрашный, сильный, «будто какая-то необыкновенная лошадь». Наездника боялись конюхи и лошади, Изумруд же уважал англичанина.

Конюх. Работал на конюшне, где прятали Изумруда. У мужчины была большая голова, маленькие глаза и черные усики. Он всегда был заспанным и относился к лошадям равнодушно, но Изумруд испытывал по отношению к нему ужасающий страх. В дальнейшем именно этот конюх подсыпал отравленный овес Изумруду, чем и убил его.


Описанию людей Куприн не уделяет внимания, их образы раскрываются только через взаимодействие с главным героем.

В рассказе «Изумруд» автор раскрывает основную тему ответственного отношения к животным. Читатель понимает, что судьба Изумруда – это не исключительная ситуация. Жестокое и равнодушное отношение ко всему, что перестает приносить выгоду, становится нормой. Это открывает также и тему потребительского отношения к миру в новую эпоху.

Проблемы

Конечно, писатель обеспокоен проблемой жестокого отношения к животным, чья жизнь, он уверен, стоит ничуть не меньше нашей. Знакомясь с окружающим миром и всем происходящим в рассказе глазами Изумруда, читатель понимает, что жизнь молодого и резвого коня наполнена своими радостями и печалями, воспоминаниями, страхами, индивидуальными предпочтениями и симпатиями, а все, что животное не может понять логически, оно чувствует инстинктивно, и это ощущение мира не уступает нашему по своей силе. В какой-то момент даже складывается ощущение, что это не лошади, совсем как мы, люди, а мы сами – почти что лошади, вдруг растерявшие что-то лошадиное. Писатель уверен, человек, эгоистично и жестоко относящийся к животному, начинает и сам терять человеческий облик.


Данная проблема фактически соседствует с другой, еще более глубокой. В начале двадцатого века Россия сталкивается с все более заметным укреплением и разрастанием буржуазных порядков. Основанный, в целом, на извлечении прибыли и борьбе за экономическое благополучие и независимость, буржуазный строй в своей бесконечной гонке за богатством часто губил самые светлые, бескорыстные, благородные начала человеческой жизни. В контексте этой проблемы убийство Изумруда является символом нравственного падения общества.

Основная идея

Человек, который бессердечно относится к животным, будет также бессердечен и по отношению к человеку — такова главная мысль рассказа «Изумруд».

Забота о тех, кто бескорыстно предан нам, кто нуждается в нашей опеке и зависит от нас, – нравственный долг каждого человека. Животные – не слуги и не игрушки; у них есть чувства и своя собственная независимая жизнь, которую мы должны уважать. В этом и состоит смысл рассказа «Изумруд».


Чему учит?

Куприн показывает нам, что каждое живое существо – это ценность; его жизнь наполнена своим, особым, смыслом и люди не вольны отбирать ее. Как более сильный и приспособленный старший товарищ, человек не имеет права быть жестоким по отношению к животным. Такова мораль произведения «Изумруд».

Забота о братьях наших меньших — это необходимая нравственная основа, которая помогает людям построить мир, где каждое живое существо будет чувствовать себя комфортно и защищено.

Александр Иванович Куприн – великий русский писатель второй половины 19 – первой половины 20 века. Творческое наследие писателя – это, в основном, небольшие рассказы и повести. Многие из них (в частности, рассказ «Изумруд») посвящены животным, а также их взаимоотношениям с людьми. Многомудрый Литрекон предлагает анализ рассказа «Изумруд» по плану.

История создания

Рассказ «Изумруд» был написан в 1907 году и впервые опубликован в альманахе «Шиповник». Знакомый писателя, Н. Телешов, в своих «Записках писателя» вспоминает, что Куприн всегда любил лошадей, мог часами говорить о них. За свое пристрастие к этим животным он даже получил прозвище «Конная площадь». Так, однажды в ходе очередного дружеского разговора, он решил написать рассказ, посвященный беговому рысаку.

Есть версия, что сюжет, положенный в основу рассказа «Изумруд», отчасти был основан на слухах, ходивших тогда в Москве. Популярный в городе успешный беговой рысак вдруг погиб; одной из версий его смерти стало отравление.

Рассказ получил высокую оценку Льва Николаевича Толстого. Именно герою его произведения – коню Холстомеру – посвящен «Изумруд» Куприна.

Жанр, направление

«Изумруд» — это небольшой по объему рассказ, состоящий из шести глав. Благодаря близкому к повседневной жизни сюжету и подчеркнутой нравственной проблематике, он может быть отнесен к реалистическому, а также неореалистическому направлениям в отечественной литературе начала 20 века.

Смысл названия

Рысак Изумруд – главный герой рассказа, именно о его жизни мы узнаем из текста. Однако из самого названия нельзя сказать, о чем конкретно пойдет речь в тексте; оно ассоциируется с чем-то ценным, красивым и благородным.

Главный герой рассказа – конь Изумруд – прекрасно соответствует этим характеристикам. Куприн будто говорит читателям: нет большего счастья и удачи, чем отыскать такое удивительно доверчивое, порывистое и верное существо.

Композиция

Оригинальность авторского решения заключается в том, что все происходящее мы изучаем будто глазами самого Изумруда. Так, в первых главах мы узнаем о том месте, где живет рысак, о его «соседях» и хозяевах. Также мы читаем о детстве коня, и не могут не поразить удивительно живописные, живые картины природы, оставшиеся в воспоминания животного.

В следующих главах писатель показывает, как Изумруд выполняет свою работу и как взаимодействует с людьми, что делает образ животного еще более разносторонним, вызывает в нас чувства восхищения и сопереживания.

Фактическое отсутствие диалогов и полноценных разговоров между людьми вокруг Изумруда усиливают интуитивное восприятие ситуации; мы эмоционально лучше понимаем состояние лошади, ее беспокойство или радость.

Победа рысака на скачках становится кульминацией рассказа, после этого действие постепенно угасает. Развязкой служит смерть Изумруда, которая описывается отстраненно и холодно, будто через пелену непонимания. Изумруд не понял последней человеческой подлости, но для читателей тайн не остается.

Ужасная смерть лошади и последовавшая за ней темнота эмоционально резонируют с удивительными детскими воспоминаниями Изумруда. Ощущение свободы, свежести природы, близости матери и уже знакомых людей делают животное счастливым. Тем страшнее при пробуждении неволя и ее закономерный итог.

На примере истории бегового рысака Изумруда Куприн показывает, как человеческая жестокость и жадность способны погубить жизнь удивительного существа, доверчивого и преданного, так же, как и мы, ценящего жизнь и наслаждающегося ею.

В тонком психологизме рассказа передана невероятная чуткость животного, тянущегося к человеку, понимающего его порой лучше, чем его двуногие собратья. Куприн уверен, люди, переставшие ощущать свою ответственность перед всем живым, самодостаточность и красоту мира обречены жить в пустом и бездуховном мире, подобном темной пропасти смерти.

Главные герои и их характеристика

Главный герой рассказа – четырехлетний жеребец Изумруд, «рослая беговая лошадь американского склада». О характере Изумруда мы узнаем в процессе его взаимодействия с другими лошадями и людьми, а также отчасти из его собственных воспоминаний и мыслей. Он любопытен и смел, не боится противостоять взрослому жеребцу Онегину. Он послушен и чуток к реакциям своего наездника. Очевидно, Изумруд – талантливый скакун; он выигрывает забег, соревнуясь с другими сильными и тренированными лошадями.

Нельзя не отметить и внимательность, развитую интуицию и чутье лошади. Он знает каждого посетителя конюшни, их особый запах, характер, привычки. Несмотря на свою силу и храбрость, Изумруд доверчив и тянется к людям, не ожидая от них подлости.

Образ Изумруда максимально приближается к человеческому в его детских воспоминаниях о вольной прогулке, весенней, только пробуждающейся ото сна природе и зовущей матери. Кажется, что и человек с такой же легкой грустью и теплотой вспомнил бы пору своего детства.

Судьба Изумруда вызывает у читателей не снисходительную жалость, а искреннее сострадание животному, как равному себе.

О второстепенных героях рассказа мы также судим, опираясь на восприятие главного героя.

  • Назар – «хороший старик» с неторопливыми и мягкими движениями, но нет в нем чего-то главного, лошадиного.
  • Васька – трус, суетится и ездить не умеет, лошадей не любит.
  • Только наездник с бритым лицом и золотыми очками воспринимается Изумрудом как равный себе – мудрый, бесстрашный, сильный, «будто какая-то необыкновенная лошадь».

Описанию людей Куприн не уделяет внимания, их образы раскрываются только через взаимодействие с главным героем.

В рассказе «Изумруд» автор раскрывает основную тему ответственного отношения к животным. Читатель понимает, что судьба Изумруда – это не исключительная ситуация. Жестокое и равнодушное отношение ко всему, что перестает приносить выгоду, становится нормой. Это открывает также и тему потребительского отношения к миру в новую эпоху.

Проблемы

Конечно, писатель обеспокоен проблемой жестокого отношения к животным, чья жизнь, он уверен, стоит ничуть не меньше нашей. Знакомясь с окружающим миром и всем происходящим в рассказе глазами Изумруда, читатель понимает, что жизнь молодого и резвого коня наполнена своими радостями и печалями, воспоминаниями, страхами, индивидуальными предпочтениями и симпатиями, а все, что животное не может понять логически, оно чувствует инстинктивно, и это ощущение мира не уступает нашему по своей силе. В какой-то момент даже складывается ощущение, что это не лошади, совсем как мы, люди, а мы сами – почти что лошади, вдруг растерявшие что-то лошадиное. Писатель уверен, человек, эгоистично и жестоко относящийся к животному, начинает и сам терять человеческий облик.

Данная проблема фактически соседствует с другой, еще более глубокой. В начале двадцатого века Россия сталкивается с все более заметным укреплением и разрастанием буржуазных порядков. Основанный, в целом, на извлечении прибыли и борьбе за экономическое благополучие и независимость, буржуазный строй в своей бесконечной гонке за богатством часто губил самые светлые, бескорыстные, благородные начала человеческой жизни. В контексте этой проблемы убийство Изумруда является символом нравственного падения общества.

Основная идея

Человек, который бессердечно относится к животным, будет также бессердечен и по отношению к человеку — такова главная мысль рассказа «Изумруд».

Забота о тех, кто бескорыстно предан нам, кто нуждается в нашей опеке и зависит от нас, – нравственный долг каждого человека. Животные – не слуги и не игрушки; у них есть чувства и своя собственная независимая жизнь, которую мы должны уважать. В этом и состоит смысл рассказа «Изумруд».

Чему учит?

Куприн показывает нам, что каждое живое существо – это ценность; его жизнь наполнена своим, особым, смыслом и люди не вольны отбирать ее. Как более сильный и приспособленный старший товарищ, человек не имеет права быть жестоким по отношению к животным. Такова мораль произведения «Изумруд».

Забота о братьях наших меньших — это необходимая нравственная основа, которая помогает людям построить мир, где каждое живое существо будет чувствовать себя комфортно и защищенно.

Художественные особенности

Чтобы погрузить читателя в маленький мир Изумруда, Куприн делает акцент на описании отдельных ощущений животного, окружающих его запахов и вкусов, кажущихся совсем незначительными деталей.

  • сравнения (закричал петух знакомым криком … «как труба», жеребенок «весь точно из воздуха», засмеялся «точно проржал», ритм, звучащим «как музыка»);
  • эпитеты («тонкий» отзвук воспоминания, «низкий ароматный луг», «темная и холодная» яма);
  • метафоры («сверкала дрожащими огнями роса», «пьяный восторг молодости»).

Художественно сдержанный и в то же время наполненный язык Куприна делает текст интуитивно понятным и трогательным. В нем сквозит глубокая грусть и тоска писателя.

Какова идея рассказа Куприна "Изумруд"?


Я бы сказала, что это очень трогательный рассказ. Наверное, автор задался целью не оставить равнодушным своего читателя. Ведь познакомившись с рассказом "Изумруд", захлестнёт волна эмоций. Причём с каждым абзацем одна эмоция сменяется другой. То радостной, то весёлой, когда читаешь о детстве Изумруда и его взрослении, о его успехах и победах. В конце же захлёстывает печаль и сожаление, что так трагически окончился рассказ для главного героя.

По-моему, Куприн хотел показать, как бывает жесток человек, как он может лишить право на жизнь животное из-за своей зависти, алчности и амбиций.

Человек - хозяин всего, только ему дан был такой разум, но ему не стоит забывать, что это всё может исчезнуть, и останется пустота. Мир прекрасен только в том случае, если в нём есть любовь и уважение ко всему, и даже к несчастной лошади.



Очень поучительный рассказ Александра Ивановича Куприна под названием «Изумруд», рассказывает нам о следующем.

  1. Как люди погубили скакуна, ради своей прибыли и выгоды. Ведь с лошадью обращались очень жестоко, да к тому же бессердечно. Ведь он участвовал в скачках на деньги.
  2. Автор в своем рассказе «Изумруд» очень наглядно показывает свои читателям, что порой человек ради своей наживы становится алчным, бессердечным, забывая о своей доброй сущности изначально. И от этого страдают живые существа.
  3. А животные порой умнее, мудрее человека и гораздо чище духовно самого человека, это автор показал на примере скакуна по имени Изумруд.


Как часто за своими амбициями и желанием выгоды люди не видят самого главного. Трогательный и горький рассказ Куприна "Изумруд" в очередной раз обнажает человеческую жадность, жажду наживы, бессердечие и поверхностное, равнодушное отношение к другим живым существам. Ради эфемерной прибыли люди легко могут загубить чужую жизнь. Как жизнь беззащитного животного, так и жизнь незначительного по их мнению человека. На примере коня Изумруда, участь которого оказалась так плачевна, Куприн показал сущность людей, которые запросто могут переступить через других ради личной выгоды. Наивные и доверчивые животные зависят от людей, как печально, что многие поступают так предательски по отношению к ним. За верность животных люди платят жестокостью и равнодушием. В душе таких людей только пустота. Трогательная история, которая никого не может оставить равнодушным.



В очередной раз, теперь на примере произведения "Изумруд", писатель Куприн убеждает нас, как порой человек, следуя своим амбициям, направленным на личную выгоду, может лишать жизни невинное животное. Корысть как будто затмевает ему глаза. Когда один человек может быть добр, то другой может быть злым и алчным.

Животное практически лишено таких чувств как хитрость, исходящая из разума. Но оно целиком наполнено таким качеством как доверие, преданность человеку. Животное платит личной жизнью за то, что, доверяясь и служа человеку, оказывается иногда в таких ситуациях, которые можно назвать трагическими.

Куприн на фоне рассказа о скачках повествует как раз о подобной драме. Лошадь (скакун) становится заложницей погони за первым местом и за деньгами.



Главная идея этого трогательного рассказа Куприна в том, что животные тоже люди со свей душой и внутренними переживаниями и к ним нельзя относиться словно они вещи. Когда нужны - холить и лелеять, а когда не нужны просто взять и выбросить их на помойку, словно как ненужную старую вещь или игрушку. Однако есть очень много людей очень жестоких. В частности об этом и говорится в рассказе "Изумруд".


Конь был превосходным скакуном, пришел первым на скачках, но завистники его обвинили в том, что он фальшивка, и хозяин тогда просто избавился от молодой лошади отравив ее в деревне с помощью конюха. Это было подло и бесчеловечно.


Рассказ Александра Ивановича Куприна "Изумруд" повествует нам о жеребце по кличке "Изумруд", который победил в скачках. Однако толпа зрителей изначально сделала ставки на другого коня, и из-за человеческой жадности и злобы жеребца сначала отстранили от скачек, а потом отравили.

В своем рассказе писатель хотел подчеркнуть, что животные намного добрее и наивнее людей, и из-за людской жажды наживы очень легко загубить невинное животное.



Александр Куприн пишет немало рассказов о животных и о лошадях. Лошади - особенные животные в жизни Александра Ивановича, которых тот очень любил. Когда он получил первый гонорар за написанный рассказ, то подарил матери ботинки, а на оставшийся рубль отправился ездить на лошадях в манеже.

Особенность рассказа "Изумруд" в том, что идет от лица Изумруда. В основе произведения - реальная история. Произведение было написано в 1907 году. Прототипом выступает скакун по прозвищу Рассвет, который много выигрывал на скачках, но погиб в Москве по стечению обстоятельств, которые были неизвестны. Никто не знал, что случилось с Рассветом, даже поговаривали, что это происки конкурентов, отравивших победителя скачек. Писатель был огорчен произошедшим. Известно, что виноваты были люди, поэтому не стало коня.

Изумруд - это скакун четырех лет, который участвует в забегах. После того, как произошло несчастье в реальности, автор написал рассказ про Изумруда. Особенность рассказа в том, что повествование идет от лица самого Изумруда. Это скакун англичанина, который участвует в скачках.

По сюжету скакун отравлен, он стал жертвой людской алчности, погиб по вине злых людей. В мире существуют жестокость, зависть, злоба, из-за этого страдают невинные.

Когда Куприн собрался писать повесть о скакуне, который пал жертвой человеческой зависти, корыстолюбия, он понимал, в какое трудное состязание вступает, - ведь уже появился непревзойденный Холстомер. Так Куприн и пишет в посвящении: "Непревзойденному Холстомеру". Это, кстати, уникальный случай, когда литературное произведение посвящается литературному герою, да еще животному.

Куприн высоко ценил знания Толстого. Именно поэтому, чтобы не ошибиться, чтобы написать по возможности точнее, он поставил у себя на даче на веранде лошадь и жил тут же, подле нее.

А. И. Куприн.

А. И. Куприн

Ему удалось в совершенстве передать психику коня. Рассказ написан виртуозно. Куприн дабравирует своим знанием коня. Он говорит, что Изумруд был немножко косолап и когда стоял - покачивался. Это, надо сказать, один из серьезных пороков. Есть такие "маятники", которые закачиваются до одурения - бежать не могут. Писатель специально вводит эту деталь, чтобы мы поняли: это не только рассказ о лошади, это рассказ о людях, об отношениях между людьми, только увиденных глазами коня.

Одной из литературных особенностей Куприна было его пристрастие к острому сюжету. В основе многих его произведений - подлинные случаи, действительные события. Так было и в этот раз. Когда Александр Иванович взялся за рассказ, только что отгремел скандальный процесс о Рассвете.

А суть его была вот в чем. С 1887 года на Московском ипподроме ввели тотализатор. Благородное состязание стало еще и азартной игрой, чем-то вроде рулетки.

Была в этом новшестве и положительная сторона. Ипподром разбогател, в его кассы рекой лились деньги, часть их стали разыгрывать в виде призов. Задумано было хорошо: призы - замечательное поощрение для развития коневодства.

Но получилось не совсем так, как было задумано: коннозаводство стало бизнесом, часто владелец коня в баснословно короткий срок становился состоятельным человеком. И вместо того, чтобы работать, тренировать коня, можно просто добыть готовую лошадь и только выигрыши считать.

Приблизительно в это же время в Россию завезли американских рысаков. Они оказались значительно резвее наших орловцев. Возникла опасность потерять прекрасную породу. Поэтому решено было самые большие призы разыгрывать только для отечественных, орловских рысаков.

В начале 1900 года в Московском ипподроме появился очень породный красивый жеребец Рассвет серой масти. Ему было шесть лет, принадлежал он А. Шишкину (не путайте со знаменитым коневодом В. И. Шишкиным), ездил на нем наездник Зайцев.

. Если в 1910 году из орловских рысаков дистанцию 1600 метров резвее 2 мин. 10 сек. проходил только один знаменитый Крепыш, то к 1972 году рысаков класса 2.10 уже более 330, из них 10 лошадей бежали быстрее 2 мин. 05 сек.

Рекордсменом среди рысаков в 1938 году остается Пилот. Он прошел эту дистанцию за 2 мин. 0 сек.

. Кони русской рысистой породы резвее орловцев, рекорд резвости у них был поставлен на дистанции в 1600 метров рысаком Жестом: 1 мин. 59,6 сек.

. Русских рысаков разводят в 25 конных заводах страны, испытывают на 50 ипподромах. К 1969 году было учтено 947 тысяч русских рысаков, в том числе 25,1 тысячи чистопородных.

. Советские мастера выездки занимают призовые места в крупнейших мировых соревнованиях с 1960 года. С. Филатов стал чемпионом Олимпиады в 1964 году в Риме, в 1968 году в Токио он завоевал бронзовую медаль. На мексиканской Олимпиаде победил Иван Кизимов, на XX Олимпиаде советская команда, в которую входили Е. Петушкова, И. Кадита и И. Кизимов, забрала все золото. В 1970 году Елена Петушкова стала чемпионкой мира.

. Лучшими троеборцами, не раз добивавшимися звания чемпионов Европы, признаны Л. Баклышкин, А. Евдокимов, П. Деев, Г. Газюмов, С. Мурсалимов.

Владелец коня и наездник были известны тем, что держали в своих денниках "темных" лошадок, которые то выигрывали, то проигрывали, в зависимости от выдачи призов и ставок.

Рассвет за пять месяцев выиграл 23050 рублей. Сумму очень большую (земский учитель, например, получал 300 рублей в год). Когда Шишкина спрашивали, откуда он взял это чудо, он отвечал сбивчиво: "Ходила в дышле парой. Куплена у монахов. Была в заводе у Бутовича, знаменитого коннозаводчика ".

Тем временем Рассвет побил рекорд знаменитого Питомца, пробежав полторы версты за 2 минуты 12,5 секунды.

- Этот Рассвет не менее года был у американского тренера, - поговаривали специалисты, когда осматривали его ноги, - не ходил он в дышле.

Знаменитый наездник Франк Кайтон, как-то просматривая спортивный журнал, увидел фотографию американского рысака, необычной для этой породы серой масти, в котором, как ему показалось, он узнал Рассвета.

На запрос Московского бегового общества американцы ответили, что это жеребец Вильям С. К., он был продан в Нью-Йорке и далее след его затерялся в Европе. Началось долгое расследование, где принимали участие и частные детективы, и знаменитые юристы, и лжесвидетели, и свидетели, которым Шишкин угрожал пистолетом. Одним словом, загорелся сыр-бор.

А уж Рассвета собрались экспонировать на Парижской выставке как орловского рысака! Записали на Императорский приз! Скандал разгорался! В нем были замешаны иностранные фирмы и титулованные особы - общество было взволновано.

Наконец состоялся суд. Примечательно, что, когда обвинение заявило, что "нетренированная и ранее не бежавшая лошадь не может брать призы", адвокат Карабчевский торжественно заявил: "А как же Холстомер?" - имея в виду не реального Мужика I, а толстовского, литературного.

Суд так ничего и не решил. А конь тем временем стоял в общественной конюшне без тренинга, он был под надзором полиции. Пять лет тянулось расследование. Что же это за конь? Американский или орловский рысак? Рассвет или Вильям С. К.? Если бы подмена открылась, не поздоровилось бы и Шишкину и Зайцеву. Но полицейский надзор ослаб, они стали частыми посетителями в общественной конюшне. И вдруг 10 июля 1904 года Рассвет пал. Поползли слухи, что он отравлен. Шишкин повсюду трезвонил, что коня отравили завистники, клеветники. Так это было или не так? Последнее судебное разбирательство шло, когда скелет Рассвета стоял в музее, а из шкуры набили чучело. Шишкин был оправдан.



'Бега на Неве'. Литография А. О. Орловского. 1820 г

Александр Иванович Куприн смотрел на эту возню и не принимал ничью сторону, он был на стороне несчастного коня, который бежал, потому что природа создала его бегать, и до человеческой подлости ему не было дела. А подлость живуча. Ох, как живуча.

В 1932 году при загадочных обстоятельствах пал Фар-Лэп, Ослепительный Блеск, или, как его называли, Рыжий Ужас.

Он был так силен, что его обычно пускали позади всех, с дополнительным весом. Но он настигал противника, как неотвратимая судьба.

Его ненавидели, как стихию. В него стреляли, но конюх Том Вудкок заслонил его собой от пули. Ему не было дела до всего, что происходило на ипподроме, кроме скачек и коня. А конь был удивительный, сам английский король слал ему поздравительные телеграммы. И вдруг этот скакун, гордость Австралии, неожиданно погиб недалеко от Сан-Франциско, в частной конюшне.

Врачи на вскрытии признали отравление.

Но был ли Фар-Лэп отравлен нарочно или случайно отравился слежавшимся кормом, который привозили ему из Австралии, или съел несколько листьев с ближних от конюшни деревьев, недавно опрысканных ядовитой смесью? ..

Поистине жизнь легендарных коней полна легенд. И еще жизнь лошадей теснейшим образом переплетена с жизнью людей.

. В 1972 году советские космонавты учредили специальный приз победителей республиканских соревнований по конному спорту в Латвии. Этот приз вручается победителю на бегах по льду озера Сартай.

. Самые знаменитые призы в СССР: приз М. И. Калинина для двухлеток (1600 метров), Большой Всесоюзный (дерби), Всероссийское дерби, Приз имени СССР для четырехлеток (3200 метров), Прощальный для четырехлеток (4800 метров).

. Федерация конного спорта СССР объединяет более двадцати пяти тысяч спортсменов-конников. В ее задачи входит проведение соревнований и чемпионатов на первенство страны. Первое такое состязание проходило в 1938 году, а с 1946 года они проводятся регулярно.

. В 1952 году Федерация конного спорта СССР принята в ФЭИ - Международную федерацию конного спорта, которая объединяет более шестидесяти стран.

. Пятиборье, пожалуй, самый молодой вид спорта в нашей стране. Первые состязания спортсменов-пятиборцев впервые прошли в нашей стране в 1947 году. В 1952 году советские спортсмены впервые участвовали в международных состязаниях, а уже в 1956 году три советских спортсмена-пятиборца - И. Новиков, И. Дерюгин, А. Тарасов - стали чемпионами мира, и с этого времени команда пятиборцев СССР сильнейшая в мире.

Читайте также: